Федеральный бюджет – план расходов и доходов государства, который вытекает из прогноза социально-экономического развития страны на соответствующий период. Можно констатировать, что прогноз бюджетных доходов и расходов в стране выглядит весьма оптимистично. Основной финансовый план является продуктом плановой деятельности государства, в нём выражена воля государства, отражающего интересы всех членов общества. Государственный бюджет — это сводный план доходов и расходов страны, свой собственный финансовый документ РФ и не только.
Все, что следует знать о бюджете страны
Части госбюджета: доходная часть — показывает, откуда поступают денежные средства; расходная часть — показывает, на какие цели используются денежные средства. Счётная палата — это парламентский орган финансового контроля РФ. Федеральное казначейство Казначейство России — федеральный орган исполнительной власти, осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов страны. Уровни бюджетной системы РФ: бюджеты субъектов РФ региональные бюджеты , бюджеты муниципальных образований местные бюджеты.
В настоящее время мы завершаем проработку вопроса с бизнесом по настройкам налогового законодательства, которое предполагается реализовать, уже начиная со следующего года. Исходя из прогноза доходов и бюджетных правил, посчитан объем расходов федерального бюджета. Он составляет в 2022 году 23,6 трлн рублей, в 2023 году - 25,1 трлн рублей, в 2024 году - 26,1 трлн рублей. То есть практически ежегодный прирост расходов составляет 1 трлн рублей и более. В результате мы сможем профинансировать все первоочередные расходы, все первоочередные задачи обеспечить финансовыми ресурсами. Теперь какие ключевые задачи учтены в проекте основного финансового плана. В первую очередь это достижение национальных целей развития. На все задачи в рамках национальных проектов, Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию предусмотрено финансирование в полном объеме, и этот объем увеличивается из года в год. В 2024 году общий объем ассигнований на национальные цели развития, предусмотренные в рамках национальных проектов и мероприятий по реализации Посланий Президента, увеличен в 1,7 раза по сравнению с 2020 годом. В 2022 году на эти цели предусмотрено 3,6 трлн рублей, в 2023-м и в 2024-м соответственно 3,9 и 4 трлн рублей. На что конкретно в первую очередь пойдут эти ассигнования? В первую очередь это вопросы снижения бедности. Более 5 млн семей с детьми получат дополнительные меры социальной поддержки. На эти цели будет предусмотрено в бюджете 2,1 трлн рублей. Более 500 млрд рублей до 2024 года будут направлены на строительство 1300 новых школ, и будет отремонтировано около 4500 действующих школ.
Мишустин подчеркнул, что выполнение социальных обязательств перед людьми является приоритетом государства, этому уделили большое внимание и в новом проекте бюджета, разработанном правительством. Более 130 млрд рублей направят на оказание высокотехнологичной помощи, не включённой в базовую программу ОМС. Ещё 214 млрд рублей пойдёт на сохранение у жителей регионов возможности бесплатно получать высокотехнологичную помощь в федеральных медучреждениях. Ещё свыше 200 млрд рублей планируют выделить на программу «Первичное звено для каждого», более 1 трлн рублей заложили на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан. В социальной сфере продолжится ежемесячная поддержка нуждающихся беременных женщин и семей с детьми.
Роман Маркелов По итогам 2023 года и доходы, и расходы российского федерального бюджета окажутся выше заложенных изначально. Об этом рассказал министр финансов Антон Силуанов. Выросли доходы, выросли расходы.
Федеральный бюджет: что это такое, как он разрабатывается и принимается
Государственный бюджет — это свод доходов и расходов государства за определённый период времени (обычно год), представляющий собой финансовый план государства. ежегодный финансовый план доходов и расходов государства — ответ на кроссворд / сканворд, слово из 6 (шести) букв. Государственный бюджет (госбюджет) – основной финансовый план государства на определённый период времени, объединяющий главные доходы и расходы государства и имеющий силу закона.
Исполнение федерального бюджета за 5 месяцев 2023 года
Подвести итоги финансового исполнения региональной составляющей национальных проектов в субъектах РФ, действующих в 2023 году, можно с помощью данных, доступных на портале Можно констатировать, что прогноз бюджетных доходов и расходов в стране выглядит весьма оптимистично. – План по доходам бюджета на этот год – увеличение с 29 до 35 триллионов рублей – с самого начала представлялся достаточно напряжённым, даже с учётом заложенных в него разовых доходов.
Минфин работает над шестилетним финансовым планом РФ - Силуанов
Мы видим и активное кредитование коммерческого сектора банками. Это говорит о том, что экономика способствует повышению доходной базы бюджета», — рассказал «Абзацу» председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. В осеннюю сессию федеральный бюджет рассмотрит Государственная дума. Затем главный финансовый документ страны поступит в Совет Федерации, а после — на подпись президенту. По теме:.
Доходы, в первую очередь ненефтегазовые, — на 3,1 трлн рублей. А нефтегаз в плане — как было 8,9 [трлн рублей], ну, может быть, будет около девяти. Ранее Силу анов рас сказал, что налог на сверхприбыль пополнил федеральный бюджет на 315 млрд рублей. При этом, по его словам, изначально была заложена меньшая сумма.
Экономика 14 марта 2024 Анна Котолуп Главные показатели российской экономики дали повод для тревожных прогнозов экспертов. Дефицит федерального бюджета за первые два месяца этого года почти достиг запланированного на конец года лимита.
Несмотря на рост доходов, аналитики ожидают превышения заложенного в бюджет объёма дефицита в 1,6 трлн рублей. Министерство финансов представило предварительную оценку исполнения федерального бюджета за январь — февраль текущего года. Объём доходов за этот период составил 5 трлн рублей, что на 58,8 процента превышает уровень января — февраля 2023 года. Ненефтегазовые доходы повысились до 3,4 трлн рублей — на 53,5 процента к соответствующим показателям прошлого года. Нефтегазовые доходы продемонстрировали ещё более значимый подъём — на 71,2 процента, до 1,6 трлн рублей. Расходы по итогам января — февраля 2024 года увеличились не столь сильно — на 17,2 процента. Однако они превысили доходы, достигнув уровня 6,499 трлн рублей и образовав дефицит в 1,5 трлн рублей.
И прежде всего разрабатывать и утверждать госбюджет не только на будущий год, но и на два последующих года, а также сократить число чтений при рассмотрении Госдумой с четырех до трех, что и было сделано законодателями. Так открылась новая глава в государственном бюджетировании. Бюджетная история Впрочем, у государства не всегда существовал бюджет в отличие от системы налогообложения. А бюджет появился тогда, когда государство стало планировать свою финансовую деятельность, то есть составлять систему доходов и расходов на определенный период. Одной из первых стала Англия. Когда в XVI-XVII веках палата общин утверждала субсидию королей, то по окончании заседания канцлер казначейства тогдашний министр финансов открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это действие условно называлось «открытие бюджета» budget — в английском тогда можно было перевести как «мешок». Уже позже, с конца XVII века, название этого портфеля было перенесено на сам документ, содержащий утверждаемые парламентом план доходов и расходов государства. В России начало бюджетирования или порядок государственной росписи доходов и расходов отсчитывается с 1863 года. В то время был учрежден Государственный банк, а единственным распорядителем бюджета стал министр финансов. Кстати, «роспись доходов и расходов» стала публиковаться для всеобщего сведения. Учрежденная Первая Государственная дума сразу была привлечена к рассмотрению госбюджета. И после издания 8 марта 1906 года Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов в России впервые возникает официальное бюджетное право. После Октябрьской революции с первых же дней подготовка бюджета была объявлена важной и срочной задачей. Он положил начало формированию системы полугодовых бюджетов, действовавших в течение двух лет. В 1920-1921 годах правительство вернулось к годовому планированию. Основы бюджетного устройства государства были сформулированы в Конституции РСФСР 1918 года, в которой раздел 5-й так и назывался: «Бюджетное право». Планирование доходов и расходов В экономическом смысле федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств страны. Именно через него идет перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта, формируются финансовые ресурсы для экономического развития, реализации социальной политики и укрепления обороноспособности. Отечественная бюджетная система состоит из бюджетов разных уровней: федеральный, региональные и местные.
В Минфине РФ назвали "бюджетом победы" финансовый план на 2024–2026 годы
Она уточняет, что исполнение бюджета и по доходам, и по расходам происходит неравномерно. Например, в прошлом году уже в первом квартале было распределено более трети всех расходов. В последующем в течение года показатели стабилизировались. Такой же сценарий, вероятно, будет в этом году, — отмечает эксперт. Тем не менее при позитивной отчётности по доходам и видимой схожести ситуации с той, что развивалась в прошлом году, сценарии 2023-го и 2024-го имеют ряд отличий и вызывают сомнения в повторении положительного опыта. Планы могут быть скорректированы Представленную Минфином оценку исполнения бюджета необходимо анализировать с учётом нескольких факторов. Один из них — условия, при которых произошёл рост доходов и расходов. Нефтегазовые доходы увеличились во многом за счёт единовременного поступления доплаты по НДПИ на нефть за четвёртый квартал 2023 года, связанной с изменением законодательства в части возмещения акциза на нефтяное сырьё.
А значимый вклад в повышение ненефтегазовых доходов оказали поступления неналоговых доходов единовременного характера, в том числе платежи от аукционов по закреплению квот на добычу водных биоресурсов.
Не сломается ли весь сценарий бюджета, если курс рубля взлетит или, наоборот, рухнет? Рассчитывать ли населению на индексацию зарплат или иные финансовые «подарки» от властей? Будут ли пенсии расти быстрее инфляции?
Об этом и многом другом в ходе онлайн-конференции рассказали директор центра структурных исследований Института Гайдара Алексей Ведев и директор центра исследования экономической политики экономический факультет МГУ Олег Буклемишев. Коллеги, не входя в тонкости принятого документа, дайте краткую характеристику бюджета. Ведев: — В основе проекта бюджета лежит прогноз Минэкономразвития. Он сбалансирован и сделан профессионально, но он очень оптимистичен.
В этом основные риски бюджета. Существуют два сценария развития ситуации: базовый наиболее вероятный и консервативный якобы плохой. Это традиция. Министерству финансов необходим плохой сценарий, чтобы понимать, как будут исполняться все бюджетные обязательства, прежде всего социальные.
Это очень высокая цена. Дай бог, чтобы так случилось, но верится с трудом. Среднегодовой курс доллара — 90,1 на следующий год, а в плохом сценарии — 95,7—96 рублей за доллар. Я не уверен, что обрабатывающая промышленность выдержит такой курс.
Инвестиции, модернизация, весь параллельный импорт просто прикажут долго жить. В то же время ряд депутатов, не из правящей фракции, считает: проект рассчитан в пользу банкиров и крупного бизнеса и предлагает «затянуть пояса» основной массе россиян. Действительно ли он создает риски стагнации и роста уровня бедности населения или не все так пессимистично? Буклемишев: — Про рост уровня бедности я бы не стал говорить.
И я не считаю, что бюджет уж очень рискованный. Он надежный. От дальнейшего ухудшения ситуации документ застрахован двумя вещами: ослаблением рубля и инфляцией. Во-первых, рубль уже опережает намеченные показатели на будущий год.
Во-вторых, инфляция. Это второй кормилец бюджета. Что касается ориентированности документа на интересы крупного капитала, то я не знаю бюджетов, которые построены иначе. Любой бюджет ориентирован на интересы крупного капитала, и в любом бюджете за деньгами идет интерес, а за лоббированием идут деньги.
Что касается социальных расходов, то сейчас они находятся чуть ниже допандемийного уровня. Очевидно, что произошел рост расходов по другим статьям. В этом смысле социальная направленность бюджета никак не выросла по сравнению с предыдущими бюджетами. Долю расходов на социальную поддержку в 2024-м урежут до минимума с 2011 года.
Уменьшат субсидии безработным, выплаты при рождении третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, а также региональные доплаты к пенсии. Исходя из тренда на сокращение ассигнований, по вашему мнению, какое будущее ждет социальную сферу? Ведев: — Во-первых, можно считать и в долях ВВП, и в текущих расходах. Там картина более сложная.
Растет финансирование здравоохранения, обязательного медицинского страхования и падают расходы на образование.
При рассмотрении блока имущественных отношений с точки зрения расходов необходимо отметить, что эти вопросы c конца 2020 г. Финансирование упомянутой ГП в проекте нового федерального бюджета представлено в разрезе федеральных и ведомственных проектов, а также комплексов процессных мероприятий КПМ.
Одним из последних является КПМ «Управление федеральным имуществом». По нему ассигнования, предусмотренные законопроектом, составят: в 2024 г. Однако законопроект о федеральном бюджете на 2024—2026 гг.
Стоит отметить, что упоминаемые в рамках ВП и КПМ эффекты от реализации задач того или иного структурного элемента, имеющие количественное измерение, лишь частично совпадают с ожидаемыми результатами ГП «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» по направлению «Управление федеральным имуществом» в действующей официальной редакции. Напомним, что ее целью является увеличение доходов от управления федеральным имуществом в целом к 2030 г.
Не определены направления расходования накоплений. В Законопроекте лишь сказано, что будет продолжено использование средств ФНБ на реализацию инвестиционных проектов, а также на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию.
Иными словами, складывается впечатление, что, либо специальная военная операция на Украине уже успешным для России образом завершилась, либо еще не начиналась. В итоге, прогнозные данные в отношении Фонда национального благосостояния показывают, что по итогам трехлетнего периода может сложиться довольно негативная ситуация, связанная с истощением этого фонда, хотя фонд представляет собой «подушку безопасности» государства, которая позволяет компенсировать потерю нефтегазовых доходов в случае резкого падения цены на нефть и исполнить все принятые на себя социальные обязательства. И хотя прослеживается динамика ежегодного снижения дефицита бюджета, тем не менее его величина довольно велика. Усугубляют ситуацию с дефицитом федерального бюджета плановые данные об уровне инфляции, которые являются основанием для расчета многих показателей федерального бюджета [12; 21].
Балынин И. В этой связи мало реалистичным представляются планы о снижении уровня инфляции в довольно сжатые сроки до величины доковидного периода. Более того, если в отношении формирования доходной части федерального бюджета Пояснительная записка ФБ содержит довольно обстоятельное обоснование об источниках формирования доходов корректировка налогообложения отдельных отраслей экономики, изменение ставок таможенных пошлин, расширение налоговых льгот и преференций, реализация мер в части улучшения администрирования налогов и их собираемости , то в отношении направлений расходования бюджетных средств и причинах серьезного увеличения ожидаемых расходов федерального бюджета информация практически отсутствует [26]. Обстоятельства понятны.
Минфин: Доходы и расходы бюджета 2023 года будут выше плана
Федеральный бюджет — план доходов и расходов государства на определенный финансовый год. Государственный бюджет — это главный финансовый документ доходов и расходов государства, который утверждается парламентом на следующий год. «Прошлогодний бюджет на плановый период 2024 года был сверстан из расчета 29 трлн рублей. Для личного финансового планирования нужно составить цели, определить их приоритетность, составить список доходов и расходов, определить, сколько свободных денег остаётся и где и как их хранить.
Доходы федерального бюджета в 2022-2024 годах составят чуть более 25 трлн рублей ежегодно
Тем не менее, в Минфине все равно стараются не раздувать расходы. В итоге планируемый дефицит бюджета на следующий год — всего 1,7 трлн рублей. Для сравнения, на этот год прогнозировали дыру в три триллиона. Но по факту оказалось вдвое ниже. Дополнительные ненефтегазовые доходы поступают, в общем, неплохо. Экономика работает, и темпы роста позволяют нам говорить и о более высоких доходах бюджета, - заявил в среду глава Минфина Антон Силуанов. Покрывать дефицит бюджета в правительстве хотят из Фонда национального благосостояния. Там сейчас около 12 трлн рублей. Ну и в крайнем случае Минфин будет занимать деньги на открытом рынке, то есть будет выпускать гособлигации.
В Минфине предпочитают это делать в том числе по целевому признаку — на что конкретно идут деньги. У нас есть более десятка национальных программ. Это государственные приоритеты на ближайшие несколько лет. В первую очередь, правительство собирается выделять деньги на демографию, дороги и здравоохранение подробнее — см. Социальных расходов много. Так, планируется построить 1,7 тысячи фельдшерско-акушерских пунктов, отремонтировать 6 тысяч поликлиник. Только на выплаты по маткапиталу в ближайшие три года отправят 1,5 трлн рублей. Куда важнее, как именно изменится жизнь у нас, читателей и работников «Комсомолки».
И тут есть хорошая новость.
Именно этим прежде всего и руководствуется Правительство РФ при работе над формированием госбюджета. Володин: бюджет на 2019-2021 годы — бюджет новых возможностей развития страны После утверждения проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год на заседании Правительства РФ он вносится на рассмотрение Госдумы до 2007 года — в конце августа, сейчас - не позднее 1 октября. Совет Госдумы в течение трех дней направляет его в Совет Федерации, думские комитеты, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение. Парламентские чтения С июля 2007 года, когда Госдумой был принят федеральный бюджет на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов, законопроект о госбюджете депутаты стали рассматривать в трех чтениях до этого — в четырех.
В первом чтении рассматриваются основные параметры размер доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета, расходов, дефицит и концепция госбюджета главные направления бюджетной и налоговой политики; основные принципы и расчеты во взаимоотношениях федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; пределы внешних заимствований; объем нефтегазового трансферта. При этом обязательно указываются прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции. Так в Госдуму в прямом смысле слова вносили бюджет вплоть до этого года, когда весь проект был размещен на цифровом носителе. Он разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемые годы. Причем по Бюджетному кодексу Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит госбюджета, если на это отсутствует положительное заключение Правительства.
Если депутаты не принимают проект бюджета в первом чтении, то они могут: передать его в согласительную комиссию, формируемую из представителей Госдумы, Совета Федерации, Правительства и обязанную в течение 10 дней представить согласованный вариант; вернуть его в Правительство РФ, обязанное в течение 20 дней доработать проект и представить его на рассмотрение в Госдуму. Если по итогам работы согласительной комиссии или дополнительной работы с Правительством РФ решение не принято, то проект федерального бюджета считается повторно отклоненным. Причем это уже равносильно постановке вопроса о доверии Правительству РФ и его роспуске. Если законопроект принят в первом чтении, то основные параметры бюджета не могут быть изменены в последующих чтениях. Во втором чтении Госдума рассматривает и утверждает различные приложения к закону о госбюджете, устанавливающие, в частности, источники финансирования дефицита бюджета; бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов; распределение межбюджетных трансфертов; программы государственных внутренних и внешних заимствований, госгарантий в рублях и иностранной валюте; долгосрочные федеральные целевые программы с суммами ассигнований.
При этом до второго чтения должны быть приняты федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, о повышении минимального размера пенсии, о порядке индексации и перерасчете государственных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда. Госдума рассматривает проект бюджета во втором чтении в течение 35 дней после его принятия в первом. Основную работу по сбору и обобщению поправок ведет Комитет по бюджету, который готовит сводные таблицы поправок и направляет их в профильные комитеты и Правительство РФ, которые, в свою очередь, должны определиться, какие поправки они одобряют к принятию, а какие — к отклонению. Поправки по межбюджетным трансфертам рассматриваются в Комитете по бюджету только после их предварительного рассмотрения Комитетом Совета Федерации по бюджету. Если Госдума не поддерживает предложения Комитета по бюджету, она может рассмотреть альтернативные варианты бюджета.
Если законопроект отклоняется во втором чтении, то он передается в согласительную комиссию.
Также в бюджете на три года предусмотрены средства на выплату маткапитала. Также с 1 января 2024 года повысят минимальный размер оплаты труда. Он составит 19,2 тыс. Как сообщало ИА Регнум, президент России Владимир Путин 18 сентября на совещании по проекту главного финансового плана страны заявил, что Федеральный бюджет на предстоящую трёхлетку — 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов — необходимо сверстать исходя из общегосударственных приоритетов и стратегических планов. Глава государства отметил, что в целом этап восстановления российской экономики завершён, ВВП России вышел на уровень 2021 года и теперь важно сформировать условия для дальнейшего стабильного и долгосрочного развития.
Мы видим и активное кредитование коммерческого сектора банками. Это говорит о том, что экономика способствует повышению доходной базы бюджета», — рассказал «Абзацу» председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. В осеннюю сессию федеральный бюджет рассмотрит Государственная дума.
Затем главный финансовый документ страны поступит в Совет Федерации, а после — на подпись президенту. По теме:.
8. Федеральный бюджет – главный финансовый план страны
Минфин РФ сегодня работает над финансовым планом на предстоящие шесть лет, исходя из него будут сформированы принципы бюджетной политики на этот период, сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов. ежегодный финансовый план доходов и расходов государства — ответ на кроссворд / сканворд, слово из 6 (шести) букв. По плану на 2023 год расходы были запланированы на уровне 3,55 трлн рублей, но по факту выходит 4,12 трлн. Планируется, что по итогам года расходы страны превысят ее доходы почти на 3 триллиона рублей. В результате разнонаправленной динамики доходов и расходов бюджетное сальдо по итогам 5 месяцев текущего года составило -3,4 трлн руб. против профицита в размере 0,3 и 1,5 трлн руб. за аналогичные периоды 2021 и 2022 гг.