Проверка качества молочных продуктов Эксперты Роскачества провели исследования и составили рейтинги для различных торговых марок. молоко: Знаменитые молочные коктейли из СССР: как их делали, и почему сегодня их трудно повторить, Переломные 20 лет: конец зависимости России от импорта молока, Хитрости производителей сгущенки.
Избежавшую санкций компанию Ehrmann начали травить в Германии за работу в России
Западные медиа начали критиковать молочную компанию Ehrmann за то, что она продолжает работу на российском рынке даже после введения многочисленных санкций в адрес Москвы. Для увеличения потребления эксперты рынка предлагают возродить проект "Школьное молоко", ограничить торговые наценки и перестать использовать в производстве молочных продуктов пальмовое масло. Новости молочного рынка. Снижение платёжеспособного спроса становится причиной адаптации производителей цельномолочной продуктов и сыров к спросу. The DairyNews — ежедневные новости молочного рынка. Эксперт рынка Белов: цены на молочную продукцию в России могут вырасти. молочные новости» в Дзен: Новости о молоке из первых рук.
Избежавшую санкций компанию Ehrmann начали травить в Германии за работу в России
В последние годы рынок молочной продукции России продолжает активно развиваться, несмотря на мировые вызовы и кризисы. Обзоры рынка молочной промышленности с разбивкой по месяцам. Milknews – новости молочного рынка.
Новости союза
Сыр: рост спроса и стабильные показатели производства Производство сыра в Евросоюзе в 2022 году осталось стабильным, несмотря на снижение производства молока, так как для данного региона это приоритетная категория молочной продукции. В средиземноморских государствах, входящих в Евросоюз, ситуация улучшилась благодаря потребительскому спросу на козий сыр и моцареллу, а также местному производству молока для нишевых продуктов, защищенных географическим указанием. Однако фермеры во Франции и Италии, которые производят молоко для продуктов с географическим индикатором, столкнулись с нехваткой кормов и остановкой производства, поскольку они больше не могли соответствовать стандартам производства такой продукции. Так, на первом месте по экспорту сыра в мире находятся страны Евросоюза 1,4 млн тонн , далее — США 451 тыс. Беларусь находится на 4-м месте по экспорту сыра в мире. В 2022 году объем экспортируемого ею сыра составил 310 тыс. Между тем, Беларусь все же останется на том же месте в рейтинге экспортеров сыра. В 2022 году в РФ произвели на 10 тыс. А в 2023 году планируется произвести на 15 тыс. Показатели потребления сыра в России 1,4 млн тонн однако выше, чем показатели его производства, поэтому Россия занимает вторую строчку в рейтинге главных импортеров сыра в мире 345 тыс.
На первом месте — Великобритания 400 тыс. Снижение экспорта сливочного масла Мировым лидером по экспорту масла в 2022 году была Новая Зеландия 500 тыс. Однако в 2023 году прогнозируется снижение экспорта сливочного масла из Новой Зеландии на 50 тыс. Причина — переориентация производителей на производство цельного сухого молока, чтобы удовлетворить спрос Китая и Индонезии.
Объемы продаж растут, а доходность предприятий нет Объемы продаж молочной продукции в первом квартале 2024 года продолжили расти, как и в конце прошло года. Однако в доходности переработчики молока по-прежнему теряют из-за роста себестоимости продукции.
Карта Дефицита Молока — ежегодный аналитический продукт, целью которого является определение уровня самообеспеченности регионов. Читательская аудитория The DairyNews превышает 1 млн. Редакция не несет ответственности за содержание материалов, опубликованных в рубриках "Комментарии" и "Авторы".
В рейтинг вернулась отсутствовавшая два года подряд «Лебедяньмолоко». В «Лебедяньмолоко» объяснили рост производства и, соответственно, выручки перезапуском производства после реконструкции. Топ-30 покинули сразу два западных производителей сыра: финская Valio, объявившая об уходе с российского рынка, и французская Savencia, купившая несколько лет назад Белебеевский молочный комбинат. Последняя компания продолжает работать в стране. Гендиректор Streda Consulting Алексей Груздев отмечает, что в отличие от производителей питьевого молока, которое относится к социально значимой продукции, производители сыров и молочных десертов не показали такого существенного роста из-за сокращения платежеспособного спроса.
Рынок молочных продуктов в 2023 году
При этом сократилось производство в Московской -3 тыс. Этому явлению, по данным участников рынка, способствовал рост реальных доходов населения и, как следствие, увеличение спроса на продукцию. В то же время в отрасли наблюдались и проблемы, среди которых волатильность цен и рост себестоимости производства. О том, как производители справлялись с возникающими трудностями и чего они ждут от 2024 года, читайте в новом материале Milknews. Производственный рост По данным Союзмолоко, в 2023 году перерабатывающий сектор сохранил положительную динамику развития, в первую очередь благодаря тому, что продолжался рост производства молокоемких категорий продукции. Однако к концу года темпы прироста замедляются. Как сообщили в Союзмолоко, в молочной категории продолжает восстанавливаться спрос на большинство видов кисломолочной продукции, а также растет спрос на сливочное масло и сыры, которые во многом замещают спрос на более дешевую продукцию с растительными жирами.
Производители согласны: в 2023 году потребитель голосовал рублем за более качественную и дорогую продукцию. Хорошие результаты показали в 2023 году и другие переработчики молока. В пресс-службе компании Viola сообщили о том, что по итогам 9 месяцев работы в 2023 году наблюдался рост объемов продаж как в натуральном, так и в денежном выражении по всем ключевым для компании категориям, к которым относятся йогурты, желтые, плавленые и творожные сыры. Не отстают по темпам рост и региональные производители молочной продукции. В 2024 году предприятие намерено показать аналогичный рост показателей. Мы были вынуждены снижать объемы производства, хотя могли производить больше», - считает он.
Он пояснил, что в период с марта по июнь ситуация на рынке молокопереработки была напряженной в том плане, что производители молока не знали, куда его продать, а переработчики ломали голову, зачем им такой объем нужен. В результате все виды продукции лежали на складах, потому что потребительский спрос в России практически на все молочные категории падал. Во втором полугодии, по словам Полякова, ситуация изменилась коренным образом, и началось активное восстановление потребительского спроса. Рост цен был связан с конкурентной борьбой, с тем, что достаточно уверенный спрос в какой-то момент был со стороны крупных производителей цельномолочной продукции, особенно более маржинальных ее видов, с которыми сыроделам всегда сложно конкурировать», - отметил он. По данным Полякова, к концу года производство сырого молока не восстановилось, и его нехватка по-прежнему сохраняется на рынке. Импорт молочной продукции в Россию, по данным Союзмолоко, в январе-сентябре 2023 году оставался на уровне 2022 года в размере 4,7 млн тонн.
Стоимость молочной продукции Как сообщили в Союзмолоко со ссылкой на данные Росстата, стоимость сырого молока в России в октябре 2023 г. Эксперты пояснили, что поддержку цене оказывает как оживление внутреннего спроса, так и активизация экспортных поставок молокоемких категорий продукции, сдержанный импорт и повышение ценовых индикативов Белоруссии на экспортируемое в РФ сливочное масло. Однако наблюдаемое повышение себестоимости производства молока и готовой молочной продукции во многом нивелирует экономический эффект для сельхозтоваропроизводителей от начавшегося восстановления цен на сырое молоко. Несмотря на невысокую стоимость сырого молока, переработчики отмечают, что себестоимость производства продолжает расти. В совокупности эти тенденции не привели к изменениям стоимости молочной продукции для конечного потребителя, хотя и оказали влияние на деятельность группы», - пояснил Денис Ишмаев из «ЭкоНивы». Рост цен на сырье привел к тому, что себестоимость килограмма сыра значительно повысилась, в свою очередь добавил Поляков из «Фудлэнда».
По его словам, в связи с этим компании пришлось поднимать цены и этот процесс продолжается до сих пор. Примерно с уровня около 30 рублей с НДС за литр молока мы пришли на уровень выше 40 рублей», - пояснил он. Как отметили в пресс-службе Viola, в том числе увеличивается цена на немолочные ингредиенты и упаковочные решения из-за их довольно значительной зависимости от валютных колебаний, импортных составляющий и удорожания логистики. При этом в компании заверили, что на протяжении года Viola за счет диверсификации портфеля поставщиков и других инструментов удавалось сдерживать рост полочных цен. По мнению управляющего партнера компании Streda Consulting Алексея Груздева, в следующем году рынку молочной продукции придется искать «очередную точку равновесия» между ценами на готовую продукцию и на сырье. Надежда на экспорт В 2023 году, в отличие от предыдущего года, поставки молочной продукции из России за рубеж росли.
По данным Союзмолоко, в январе-сентябре 2023 г. По оценкам Союзмолоко, за девять месяцев 2023 года в два раза вырос экспорт сыворотки и продуктов на ее основе, при этом основными покупателями стали Китай, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан. Существенно увеличились поставки молочной продукции в Китай, рост этого показателя за девять месяцев 2023 года составил 2,3 раза, достигнув 6,2 тыс. Причин тому две: отвалившиеся поставки в страны дальнего зарубежья, например в США и отвалившийся от экспорта рынок Украины», - прокомментировал Груздев. По его словам, на фоне роста цен на сырье и продукцию переработки российские компании немного потеряли в объемах на традиционных рынках постсоветского пространства, прежде всего Казахстана и других стран Средней Азии. По его мнению, в случае, если курс валют будет оставаться выгодным для экспортеров, очень скоро Россию ждут новые рекорды в этом направлении.
Об активном освоении новых рынков говорят и сами производители. В частности, «ЭкоНиве» в 2023 году удалось нарастить поставки как в страны Ближнего зарубежья, так и в Китай. По словам Ишмаева, если в 2022 году. В этом году «ЭкоНива» расширила ассортимент поставок и впервые представила в розничных магазинах Казахстана пастеризованное молоко и кисломолочные продукты с коротким сроком годности. Также группа развивает экспорт сыров. В 2023 году сыродельный завод группы получил аттестацию для экспорта полутвердых и твердых сыров и нескольких видов традиционной молочной продукции в Таможенный Союз и Узбекистан.
Где-то мы находимся уже на финальной стадии. По ряду сырьевых молочных продуктов мы перешли в практическую плоскость, то есть мы уже активно развиваем экспорт на рынке ближнего зарубежья, так и дальнего», - сообщил Поляков. Он отметил, что на сегодняшний день основными экспортными рынками выступают, прежде всего, страны бывшего СНГ. Помимо этого, компания активно занимается и рынком Китая, выводя на него в том числе сухие молочные продукты. Иван Тимофеев из Любинского молочноконсервного комбината уверен, что у российских производителей есть возможность наращивать поставки не только в Китай, но и в Среднюю Азию, Азербайджан и другие страны. Замдиректора компании отметил, что недавно «Любинский МК» получил право поставок в ОАЭ и Сербию и планирует экспортировать туда сухие молочные продукты.
Компания «Молвест» за уходящий год увеличила экспорт в разы. Он добавил, что компания нарастила экспорт в ближнее зарубежье, а также начала поставки на Филиппины, в Китай, Саудовскую Аравию, Арабские Эмираты и отправила первую партию продукции в Алжир. При этом Лосев не исключает возникновения трудностей с получением выручки от экспорта, но надеется, что они будут преодолены. В Viola, напротив, экспортные поставки составляют несколько процентов от общего объема продаж компании, поскольку своим приоритетом она считает развитие на внутреннем рынке РФ. В то же время, как сообщили в пресс-службе компании, в 2023 году ее представители активно работали над расширением географии поставок, за счет чего удалось наладить контакты с рынками стран Азии и Южной Америки, активно развивали рынок СНГ и ближнего зарубежья. Новые вызовы Среди других вызовов для отрасли 2023 года представители Viola называют дефицит трудовых ресурсов.
Сейчас Viola удалось во многом решить этот вопрос, но эксперты компании ожидают, что проблема на уровне всей отрасли может сохраниться, так как во многом требует системного решения. Кроме того, как отметили в Viola, были и другие задачи, связанные, в том числе, с ограничением на поставки ряда ингредиентов и упаковочных решений и запчастей для обслуживания оборудовании. Схожую оценку дает Любинский МК. Плюс мы находимся в регионе, в котором люди активно ездят на север на вахты. Думаем, что эти проблемы останутся», - отметил Тимофеев. Несмотря на это, компании планируют продолжать активное развитие «У нас масштабные планы по развитию производственных возможностей и инвестициям в собственный завод в Московской области - ожидаем, что в следующем году уже сможем приступить к реализации части из них», - сообщили в Viola.
Как сообщил Ишмаев, в 2024 г. Группа будет наращивать объемы производства и продаж молочной продукции», - заверил он. Следующий год в этом смысле не будет исключением», - сообщил Поляков. Он уточнил, что крупные инвестиционные проекты, в том модернизацию цеха по переработке сыворотки, компания уже провела в этом году. Схожая картина наблюдается в «Молвесте». Мы планируем и дальше инвестировать, но пока не скажу, по каким категориям товаров», - заявил Лосев.
Цены на сырье в течение года снижались до запредельно низких уровней, ряд предприятий работали с отрицательной рентабельностью. Кроме того, увеличение ключевой ставки «отрезало» некоторым компаниям возможности брать инвестиционные кредиты. Тем не менее, производители молока продолжают работать над повышением эффективности и строят амбициозные планы на будущее. О том, каким был уходящий год для производителей молока, читайте в нашем итоговом обзоре. Больше всего увеличили производство молока предприятия Татарстана — на 121 тыс. Снизилось производство молока в сельхозорганизациях Ингушетии — на 6 тыс.
Составляло оно 7,7 млн гол. Наибольшее сокращение к ноябрю 2023-го наблюдалось в Брянской, Смоленской и Московской областях — на 16 тыс. Очевидно, что увеличение производства молока происходит за счет повышения продуктивности. Прирост продуктивности в 2023-м сдерживался негативным влиянием низкого уровня цен на молоко, существенно ограничивающего финансовые возможности производителей, поясняют аналитики союза. Кроме того, наблюдаемое во втором полугодии повышение себестоимости молока также сдерживает рост продуктивности. Наибольшее увеличение показателя с начала года до конца октября отмечалось на предприятиях Ставропольского края — на 1,2 т, Мурманской области — на 1,16 т и Крыму — на 0,9 т.
ООО «Победа» из Башкирии в этом году существенно увеличило продуктивность коров. На дойную голову показатель приблизился к 12 т в год, на фуражную — к 11 т в год. Улучшить продуктивность удалось за счет слаженной работы команды — ветврачей, зоотехников. В качестве дополнительной мотивации на повышение продуктивности компания увеличила зарплаты всем сотрудникам, а также ввели премию за ежемесячный надой молока. Как итог стимулирования работников «Победа» смогла выйти на надои до 50 т молока в сутки. Поголовье у компании тоже увеличилось с 1,3 тыс.
Более того, у компании высокие урожаи пшеницы и кукурузы.
Проблемы экспорта и импорта У экспорта продукции АПК есть общие проблемы: в связи с известными событиями оказались вынужденно прерваны старые торговые связи, закрылся или осложнился целый ряд направлений экспорта. Сейчас мы знаем, что наши переработчики молока ведут интенсивный поиск новых партнеров на зарубежных рынках. Можно сказать, что они рассылают свои бизнес-миссии по всем дружественным и нейтральным странам, чтобы наладить торговые отношения и выстроить новые каналы сбыта. На это, конечно, нужны время и усилия.
Мы надеемся, что скоро эти усилия дадут результат: активизацию и рост объемов поставок за рубеж. Здесь обязательно необходимы меры государственной поддержки — политические и монетарные. Но в молочном экспорте есть своя специфика. Экспортно-импортный внешнеторговый баланс смещен в сторону импорта, экспорт не так велик, как хотелось бы. Если импорт молока и молочной продукции порядка 800—900 тыс.
Молочный экспорт локализован в основном в странах ближнего зарубежья, это бывшие союзные республики. Основной потребитель — Казахстан примерно половина всего молочного экспорта. Как мы знаем, общий молочный экспорт в 2022 г. Среди причин затруднения экспорта можно отметить: 1. Увеличение стоимости фрахта и портовых сборов, причем в разы.
Изменения валютных курсов. Отсутствие альтернативных логистических операторов по многим направлениям, в том числе, например, в Западной Африке. Можно предложить для решения этих проблем запустить национальную систему морских перевозок или программу поддержки частным компаниям по развитию морских перевозок. Также запущен сервис РЭЦ по оформлению ветсертификатов на вывоз «Мой экспорт» в режиме «одного окна».
Марина Петрова обращает внимание, что в зарубежных странах встречаются эффективные кейсы по стимулированию отрасли. Например, совершаются интервенционные закупки сухого молока, которое после стабилизации ситуации поступает на рынок. В России этот механизм пока не отработан.
Другой возможный вариант — субсидии. Поднять спрос среди покупателей можно путём выдачи нуждающимся продовольственных карточек, в которых будет указано молоко как самый доступный источник кальция и белка. Кроме того, в России локально запускалась государственная программа "Школьное молоко", согласно которой предполагается ежедневно поить учащихся молоком, чтобы повысить уровень потребления продукта детьми. Однако большого развития проект не получил. В США же такая программа запущена с 1940 года. Также с 2000 года подобная инициатива действует в Китае. В "Виоле" считают, что в долгосрочной перспективе критически важно работать над имиджем молока и стимулировать потребление молочных продуктов в целом.
В краткосрочной перспективе, вероятно, потребуются меры господдержки самим производителям. В сложившихся обстоятельствах необходимо работать над расширением рынков сбыта, в частности в направлении экспорта. Лента новостей.
Более того, такие фирмы как PepsiCo, Mars и Mondelez значительно нарастили свою прибыль в 2022 году относительно аналогичных показателей годом ранее. Таких финансовых показателей компаниям удалось достичь благодаря корректировке ценовой политики, росту объемов сбыта на фоне ухода конкурентов, а также сокращению расходов на рекламу в России. В конце февраля — начале марта 2022 года многие крупные зарубежные компании сообщили о приостановке или сворачивании работы на российском рынке. Некоторые фирмы ушли безвозвратно, другие передали активы местным бизнесменам, третьи провели ребрендинг внутри РФ.
Аналитика, обзоры рынков сельского хозяйства
В 2023 году молочная отрасль в России может столкнуться с серьезной трансформацией рынка. Минсельхоз попросил сельхозатташе (они занимаются продвижением российской сельхозпродукции на иностранных рынках) найти покупателей на сухое молоко и молочную сыворотку, которые используются для производства детского питания, кондитерских изделий. Новости молочного рынка. Снижение платёжеспособного спроса становится причиной адаптации производителей цельномолочной продуктов и сыров к спросу. Западные санкции и отказ международного бизнеса от маркетинговой активности в России пока радикально не изменили расклад сил на российском молочном рынке. И с этим не поспоришь: по данным аналитиков молочного рынка, в 2022 году продажи творожных десертов упали на 18,6%, йогуртов — более чем на 15%, незначительно, но все же снизились продажи сметаны, творога и кефира.
СМИ сообщили о проверке молочной продукции
The DairyNews — ежедневные новости молочного рынка. Гостем восьмого выпуска «Молочной планерки» стал Денис Федоричев, генеральный директор Брянского сыродельного завода. Ежедневные обзоры событий молочной промышленности, самые свежие новости о ведущих производителях и переработчиках молока, о конъюнктуре цен на молочном рынке, о реализации госпрограмм, направленных на развитие молочного животноводства. 23:27 Последние новости о военной операции на Украине.
СМИ сообщили о проверке молочной продукции
Запасы молочной продукции росли весь прошлый год и первый квартал 2023 года, говорит Белов. Директор Молочного союза России Людмила Маницкая, впрочем, говорит, что рост потребления пока небольшой и не поспевает за производством. По мнению Маницкой, увеличить потребление молочных продуктов и тем самым снять излишки молока с рынка помогут несколько мер. Около 1 млн тонн молока могло бы пойти на программу "Школьное молоко". Сейчас программа действует только в нескольких регионах, но ее нужно распространить на всю Россию.
Тогда мы и не заметим, куда денется наше «перепроизводство».
Между тем планы по молокопродуктам у России наполеоновские. Но эти красивые планы упираются в суровую реальность. Сколько мы будем получать молока, если фермеры и личные подсобные хозяйства порежут свой скот из-за нерентабельности производства?
А потребление в стране снизилось на 200-250 тысяч тонн.
Прежде всего у фермеров и в личных подсобных хозяйствах. У которых качество молока, в отличии от агрохолдингов, максимально приближено к натуральному — по вкусу, запаху, жирам и другим показателям. При нынешних ценах им не выгодно держать скот, его поведут на бойню….
Наиболее заметно отгрузки на внешние рынки выросли по таким категориям, как сухая сыворотка, сухое обезжиренное молоко. За январь-октябрь было экспортировано как минимум в 4,5 раза больше сухой сыворотки и в 2,2 раза больше СОМ. По оценкам ИКАР в январе-октябре 2023 было вывезено почти 32,9 тыс. В стоимостном выражении объемы вывоза СОМ выросли почти в полтора раза оценочно с 18,1 до 26,1 млн. США , рост по сухой сыворотке очень скромный — с 8,3 до 8,4 млн. Похоже, что именно в результате роста экспорта удалось переломить тенденцию роста товарных запасов ряда молочных продуктов. Изменение объёмов производства, запасов, вывоза в январе-октябре 2023 и 2022 года С апреля по август 2023 года рынок переживал период стремительного падения цен на сырое молоко. Некоторые переработчики снижали объемы закупки и переработки молока. Провал цен был связан с накопленными к этому времени рекордными объемами запасов готовой молочной продукции, сформировавшимися на фоне снизившегося спроса со стороны населения в предыдущем году.