"Армагеддон" 1936 Рерих развивает пророческую линию в ряде полотен, начиная с картин времени Первой мировой войны. Этот масштабный проект Третьяковской галереи приурочен к 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха (1874–1947) — художника, мыслителя, археолога, путешественника.
Николай Рерих в Новой Третьяковке
Экспозицию «Николай Рерих» в Новой Третьяковке посетили более 220 тысяч человек с момента ее открытия. В Новой Третьяковке открылась масштабная выставка Николая Рериха. Проект Третьяковской галереи приурочен к 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха (1874–1947) — знаменитого художника, мыслителя, археолога, путешественника. Большая ретроспектива Николая Рериха в Третьяковской галерее — первая за 65 лет — распахнула двери в начале октября, и за месяц с открытия ее посетило почти 80 тысяч человек.
Поделиться
- Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее
- Префектура Центрального административного округа города Москвы
- Третьяковка впервые за 65 лет открыла выставку работ Рериха - Лента новостей Крыма
- В Новой Третьяковке открылась выставка работ Рериха | ОТР
- Рериха из коллекции Музея Востока показывают в Третьяковке
- Виртуальный хостинг
Третьяковская галерея показывает Николая Рериха почти без мистики
А это — портрет Николая Константиновича, 1913 года. Автор — Борис Кустодиев. Цитаты из Листов Сада Мории, тоже были представлены на выставке. Радостное, окрыляющее ощущение было после этой выставки. Порадовалась также, что смогла ознакомиться, в компактной форме, с биографией художника. Но самое главное — это Пространство Рериха, которое помогает нам прикоснуться к самой Сути. Выходя из здания, увидела красивейшее небо, шлющее свое благословение.
В её подготовке принимали участие почти два десятка музеев. Выставка посвящена в большей мере русскому периоду творчества Николая Рериха. Одним из самых интересных экспонатов стал театральный задник к легендарным «Половецким пляскам» из оперы «Князь Игорь». Специально к началу выставки специалисты завершили первый этап реставрационных работ. Экспозиция состоит из трёх частей.
У Рериха доминируют бежевые и желто-коричневые оттенки, Анисфельд же меняет гамму в сторону зеленоватых и темно-красных тонов. Отличается и расположение объектов — палаток лагеря, холмов на заднем плане и так далее. После выставки Рериха задник вернется в реставрационную мастерскую, и хотя в будущем его обещают разместить в Новой Третьяковке уже на постоянной основе, в качестве доминанты зала Дягилева, планы эти удастся реализовать лишь после реконструкции здания на Крымском валу, а она постоянно откладывается. Вдобавок, эскиз там точно не будут показывать в регулярном режиме — работы на бумаге не предназначены для постоянного экспонирования. А еще сегодня можно посмотреть, как выглядит задник до восстановления утрат красочного слоя. Пока реставраторы успели только залатать саму основу.
И это героическая работа. Изначально у холста были множественные разрывы, теперь он выглядит целым, и лишь ряд потертостей их как раз предстоит исправить выдают его непростую судьбу. Снегурочка и богатыри Полюбовавшись «Половецким станом» в обоих вариантах, зрителю стоит познакомиться и с другими театральными работами Рериха. Некоторые их них хорошо известны — это, например, эскизы для «Весны священной» Стравинского. Другие же могут стать сюрпризом даже для меломанов-знатоков: знали ли вы, что в 1910-х Николай Константинович собирался оформлять «Тристана и Изольду» Вагнера? Спектакль не состоялся, но рисунки углем и темперой сохранились.
Но не все помнят, что у живописца было несколько подступов к теме. В экспозиции есть и акварель 1908 года «Лес в снегу» ее он делал для парижской «Опера-комик», однако в итоге спектакль шел без этой декорации , и холст 1919-го «Песнь Леля», созданный, вероятно, для отмененной лондонской постановки, но затем использованный в чикагском спектакле. Наиболее интересна гуашь «Лес» 1912 года — уже не для оперного, а для драматического воплощения сказки Островского в Москве. Стволы деревьев сливаются в почти что абстрактную композицию, а камни, напоминающие глаза чудищ, создают совершенно сюрреалистический образ. Одна из главных идей новой ретроспективы — представить Рериха не как интернационального мистика, увлеченного восточными учениями и завороженного красотой Гималаев, а как глубинно-русского художника, творчество которого уходит корнями в язычество и православие, а также в сказки и былины. Театральные работы как раз удачно вписываются в эту линию.
Но еще более показателен блок ранних произведений, датированных первым десятилетием XX века.
Как утверждала бывший директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, та экспозиция стала самой посещаемой выставкой русского художника в мире — ее увидели полмиллиона человек. Нынешняя ретроспектива Рериха куратор — Владимир Никишин тоже, безусловно, задумывалась как блокбастер: здесь показаны хрестоматийные картины, упоминающиеся в любой книге о Николае Константиновиче; за архитектуру отвечает «тяжеловес» Евгений Асс, вписавший зал в виде креста в прямоугольник, а его в свою очередь — в круг. Архитектурное решение отражает три содержательных блока выставки, подчеркивающих переход художника от «русской темы» к театру, а потом к Востоку, символ которого — колесо сансары. Экспозиция вызвала бурное обсуждение в профессиональной среде, причем звучали и критические отзывы. В частности, претензии высказывались к тому, как выставлен свет, и с этим сложно не согласиться — многие картины нещадно бликуют.
Что касается содержательной части, то здесь Третьяковка отработала добротно, осветив основные вехи в творчестве художника. Работы из своих фондов предоставили Русский музей, Музей Востока и еще полтора десятка институций. Есть эксклюзивы — например, прекрасный иконостас для фамильной усыпальницы члена Государственного совета Ивана Каменского в Успенском женском монастыре, приехавший из Пермской галереи. Не хватает, правда, картин, хранящихся в Новосибирске. У Николая Константиновича было особое отношение к Алтаю, где он побывал в 1926-м в ходе Центральноазиатской экспедиции, поэтому он завещал часть своих работ «городу близ Алтая». Сын Юрий в итоге исполнил его волю: в 1960 году Новосибирску было передано 60 работ.
Полюбоваться произведениями классика можно в постоянной экспозиции Художественного музея. Впрочем, новосибирский пласт составляют в основном гималайские и тибетские пейзажи.
Эксклюзивный экспонат выставили в Новой Третьяковке
Купить билет! В экспозицию войдут художественные произведения и документальные материалы. Зрители увидят свыше сотни картин и графических листов. Один из главных экспонатов выставки — впервые демонстрирующийся публике театральный задник, который Николай Рерих создал в 1908 году для балета «Половецкие пляски».
На выставке можно увидеть его самые интересные цитаты на эту тему», - написала Любимова. Фото: Telegram-канал Ольги Любимовой.
Он верил в порталы времени, соединяющие разные эпохи. И если смотреть на некоторые его работы, кажется, что он их нашел.
Его любили во всем мире за легкость кисти и серьезность мысли.
Самый масштабный экспонат выставки — театральный задник, который художник выполнил в 1908 году для балета «Половецкие пляски». Представление ставилось в Париже в рамках первого сезона антрепризы «Русский балет Сергея Дягилева». Работа стала недавним приобретением Третьяковской галереи. На выставке также будут свыше 100 произведений живописи и графики.
Государственный музей Востока
В разделах «Язычество» и «Начало Руси» раскрывается творческий интерес Николая Рериха к древнему прошлому. Серия этюдов древнерусских городов показана в разделе «Памятники русской старины», где также экспонируются эскизы росписей и мозаик Рериха для церквей. В раздел «Святость» вошли образы святых и подвижников, в том числе знаменитая картина «Пантелеймон-целитель» 1916, Государственная Третьяковская галерея. А в разделе «Бой земной и небесный» представлены произведения, особое внимание в которых сосредоточено на изображении неба. В основу архитектурного решения второй части экспозиции положен круг — аллегория колеса сансары. Одно из центральных мест здесь занимает серия «Майтрейя» 1925, Нижегородский государственный художественный музей , написанная Рерихом во время Центрально-Азиатской экспедиции. Разделы «Путь индийский», «Гималаи», «Криптограммы Востока» представлены картинами странствий «Великая стена» 1935 , «Твердыни Тибета» 1931—1932, обе — Государственный музей искусства народов Востока , «Меч Гэссэр-хана» начало 1930-х , «Тень Учителя. Тибет» 1932, обе — Государственная Третьяковская галерея , «Кришна» 1946, Государственный Русский музей и серией гималайских этюдов. Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре.
В этой части выставки впервые в процессе реставрации будет показан публике задник к легендарному балету на музыку А. Бородина «Половецкие пляски» — созданный по эскизам Рериха «Половецкий стан». Голубейко сконструировал и изготовил уникальную валовую конструкцию, позволяющую реставрировать это крупноформатное произведение в вертикальном положении.
Настоящей сенсацией стал показ театрального занавеса, написанного по эскизам Николая Рериха в 1908 году. Его размер 10 на 23 метра. Это самый большой экспонат Третьяковки. С балетом «Половецкие пляски» он объездил весь мир. Полотно нашли в частной коллекции в удручающем состоянии.
Татьяна Городкова, главный хранитель Третьяковской галереи: « Это аварийное состояние можно определить словом - руинированное состояние.
Но теперь эта глобальная тема «дождалась» своего куратора в Москве, - это хранитель музейных предметов отдела живописи второй половины XIX- начала XX вв. Государственной Третьяковской галереи Владимир Никишин. На пресс-конференции был показан фрагмент фильма о работе реставраторов, которые готовили для экспозиции фоновый занавес к «Половецким пляскам». Государственной Третьяковской галереи Александра Орловская. Судьба этой декорации уникальна, ибо спектакль был воспроизведен около 2 тысяч раз, и занавес рассматривался как рабочий материал, а не как произведение искусства выдающегося художника. Можно лишь представить, в каком удрученном состоянии дошел этот экспонат до наших дней. Как сказала Александра Орловская, основание его ветхое, холст вытянут в разных местах, а порой и вообще превратился в труху. Тем не менее, коллеги хотели сохранить «физику полотна» и обратились за помощью к методикам реставраторов тканей. Посредством мелких магнитов собирали из трухи тканевые нити, используя плотный и тонкий шелк.
Она имеет оригинальную структуру в виде залов и проходов разной формы и цвета, с помощью которой организаторы попытались вычленить отдельные стороны и периоды Рериховского творчества. Там можно увидеть его картины из ранних славянских циклов как известно, сам художник любил объединять картины в тематические серии , более поздние произведения, например, из серии об Учителях «Моисей», «Кришна» , конечно же, работы из его восточно-азиатской экспедиции, размещённые в центральной части выставки. В отдельном пространстве собраны монументальные панно «Богатырского фриза» на былинные сюжеты, имитируя тот порядок, в каком они когда-то висели в столовой дома своего заказчика, Ф. Особым артефактом выставки является гигантская декорация с рисунком половецкого стана для оперы «Князь Игорь» и вал, на которую она наматывается.
На втором этаже собраны документы и вещи, связанные с деятельностью художника как защитника культуры, разработчика знаменитого Пакта Рериха, а также как патриота русской земли и философа. Выставку обрамляют белые стены с цитатами из рериховских статей и трудов, написанные красным шрифтом, как части летописи.
Посещение выставки Н. Рериха в Новой Третьяковской галерее
Новая Третьяковка. Адрес Новой Третьяковки. ул. Крымский Вал, д. 10. Об этом 20 сентября сообщила генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова в пресс-центре «Россия сегодня». В Третьяковской галерее открылась выставка Николая Рериха (1874-1947) — одного из самых известных русских художников первой половины ХХ века. Это главный, но далеко не единственный аргумент в пользу посещения открывшейся ретроспективы Николая Рериха в Новой Третьяковке. Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее. Этот масштабный проект Третьяковской галереи приурочен к 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха (1874–1947) — художника, мыслителя, археолога, путешественника.
Третьяковская галерея показывает Николая Рериха почти без мистики
Довольно большая экспозиция, занимающая два этажа, охватывала разные периоды творчества Рериха. Этот поток меня сразу увлек, и я почувствовала себя в волшебной стране. Прототипом камня стал скандинавский Йеллингский камень, представляющий собой массивную глыбу высотой 2,5 метра, воздвигнутую ок. К картине хотелось возвращаться снова и снова, по ходу выставки. Он был создан Рерихом по заказу фамильной церкви Каменских в Успенском женском монастыре Перми. Иконостас смотрелся очень торжественно, в своем позолоченном убранстве. Я не переставала удивляться многостороннему таланту Николая Рериха. Его эскизы декораций к драматическим и оперным постановкам были чудесны.
Выставка «Николай Рерих» в Государственной Третьяковской галерее Выставка «Николай Рерих» в Государственной Третьяковской галерее Даты экспонирования: 10 октября 2023 — 10 марта 2024 Место экспонирования: 60 - 61 залы Государственной Третьяковской галереи г. Москва, ул. Крымский вал, д. Творчество мастера — явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью и тайной, свободой мышления и глубоким символизмом.
Здесь можно встретить такие известные и пророческие работы Рериха, как «Заморские гости» и «Армагеддон», серию работ, посвящённую пейзажам Гималайских гор. Есть и эскизы костюмов, выполненные художником, и даже сами костюмы, а кроме того даже личные вещи Рериха: письма, завещание. Выставка действительно огромна, но неторопливо ходить по ней, вглядываясь в каждую яркую картину, — большое удовольствие; смотреть Рериха каждый раз ощущается как в первый. Как хорошо было окрасить февральскую субботу в радостные рериховские краски, посмотреть на мир с точки зрения художника и увидеть его волшебство.
Очень советую успеть попасть на выставку, которая продлится только до 10 марта. Шпиленко Варя, 2 курс P.
Экспозиция позволит получить представление об особенностях мировоззрения художника и оценить его вклад в историю искусства.
Каковы основные этапы работы над проектом? Какие уникальные экспонаты будут представлены впервые?
Эксклюзивный экспонат выставили в Новой Третьяковке
Да Не сейчас 10 октября 2023, 21:52 Выставка к 150-летию Николая Рериха открылась в Третьяковской галерее Знаменитый художник, философ, археолог, путешественник Николай Рерих. В Новой Третьяковке открылась интереснейшая выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера. Картины, в которых проявилась яркая жизнь самого художника, его поиски таинственной земли Шамбалы, мистика, символизм, невероятные краски.
На выставке представлены не только картины Рериха, но и архивная документация.
Вниманию публики предлагаются больше сотни полотен и образцов графики — от легендарных произведений искусства раннего периода «Гонец» и «Заморские гости» до шедевров, написанных в Азии «Гуга Чохан» и «Вестник». Творчество Рериха будет раскрыто не только по направлению живописи — посетители выставки узнают, как мастер реализовывал свой талант в создании театральных постановок и архитектурных композиций. Один из самых неординарных экспонатов — исключительной красоты декорация, расписанная Николаем Константиновичем в 1908 г.
Уникальный задний фоновый занавес был приобретен Третьяковской галереей в 2021 г.
Зритель попадает на экспозицию, где всё опять же в куче. Тут и иконостас, созданный для фамильной церкви купцов Каменских в Успенском женском монастыре в Перми, и картины из экспедиций на Русский Север, и на Восток, в Азию, и пророческие мистические полотна. Одна из самых эффектных вещей — «Армагеддон» 1936 , где читается предчувствие Второй мировой, — зажата в углу. Стоило бы подчеркнуть медитативность работ художника-прорицателя приглушенным светом, точечно подсветив работы. Вместо этого большинство пересвечены так, что невозможно найти точку, чтобы увидеть их без бликов. А из-за громоздкой экспозиционной застройки, которая сталкивает зрительские потоки, сложно подойти к интересующим полотнам, чтобы их увидеть целиком, без чужих голов и плеч. Николай Рерих многое взял у своего учителя Куинджи, главное — прием, когда свет словно исходит из картины, будто она и есть его источник. Куинджи выставлял свою «Лунную ночь» в почти полной темноте, направив свет на картину, и это произвело фурор в ХIХ веке.
В 2018-м примерно так же, в полумраке, его показывали в старой Третьяковке. Смотрелось эффектно. Почему-то уроки Куинджи к выставке Рериха позабыли. Николай Рерих написал больше Айвазовского — около 7000 работ. Многие — эскизные, сделанные на скорости в экспедициях, задумки на будущее.
Кстати, в галерее на улице Крымский Вал выставки завершатся к концу 2025 года. Далее здание постепенно закроется на капитальный ремонт. Сотрудники культурного учреждения приступят к обустройству нового здания на Кадашевской набережной, которое откроется к осени 2024 года.
Портал правительства Москвы
Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Елена Проничева во время пресс-конференции, посвященной открытию выставки работ Николая Рериха в Новой Третьяковке. Выставочный проект Третьяковской галереи ставит перед собой задачу представить Рериха не только как «мастера гор», но и как художника, стремившегося к творческой реализации в области архитектуры и театра. Если не спится, то давайте расскажу про блокбастер Третьяковки, выставку Николая Рериха. Если не спится, то давайте расскажу про блокбастер Третьяковки, выставку Николая Рериха.