Похожая музыка. У Рахманинова четыре фортепианных концерта и одночастная работа, примыкающая к этому жанру — «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром; все — в миноре. Похожая музыка. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Читайте наш канал в TelegramАктуальные новости о значимых событиях нашей жизниПодписаться. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор, соч.18 Сергей Рахманинова в исполнении Владимира Крайнева и Академического симфонического оркестра Московско.
Сергей Рахманинов
Во Втором фортепианном концерте Рахманинова эта тема выражена с особой лиричностью и поэтичностью, сопровождаясь теплотой и эмоциональной проникновенностью. Музыка концерта, несмотря на наличие драматических контрастов и борьбы противоположных начал, обладает светлым и гармоничным звучанием. Основной лейтмотив концерта — это ода красоте и радости жизни, раскрывающаяся в многообразии выразительных оттенков от медитативного созерцания до энергичного и возвышенного пафоса. Во 2-ом фортепианном концерте Рахманинова был достигнут уникальный синтез различных методов мелодического развития, что определило уникальность его мелодического стиля. Это произведение отмечено особым сочетанием лирической мелодики Чайковского и петербургских традиций в музыке, в частности, стиля Римского-Корсакова. Рахманинов смог органично объединить эти различные элементы, демонстрируя исключительный мелодический талант, в отличие от других композиторов, у которых это сочетание могло получиться эклектичным. В его ранних работах, таких как Первая симфония, иногда заметна некоторая механичность в сочетании этих элементов, но во Втором концерте это сочетание приводит к формированию нового стилистического качества. Рахманиновская мелодика, черпающая вдохновение из народной песни, отличается широтой, плавностью линий, преобладанием диатонических гармоний, уравновешенной ритмикой и измеренным темпом. Эти качества обусловлены влиянием традиционных народных мотивов, однако сами мелодии Рахманинова обычно носят более лирический и обобщенный характер, и редко демонстрируют прямое сходство с конкретными жанрами народной песни. Структура Концерт Рахманинова создан в соответствии с классической структурой сонатно-симфонического цикла, характерной для традиционных музыкальных произведений. Moderato В первой части концерта, начало характеризуется знаковым для Рахманинова колоколообразным вступлением на фортепиано, состоящим из аккордов в разных регистрах и усиливающимся звуком в низком регистре.
На фоне мощных, глубоких пассажей фортепиано появляется знаменитая главная тема, напоминающая медленный марш или шествие.
Но при внешней неподвижности и однообразии рисунка накапливается скрытое эмоциональное напряжение, с тем большей силой прорывающееся в одной кульминационной фразе или даже одной ярко экспрессивной, «открытой» по выражению интонации. Не менее своеобразен и другой тип, в котором наиболее выразительный оборот находится в самом начале, а затем мелодия словно застывает на одном уровне или медленно, уступчатым, колышущимся движением опускается к исходной точке. Асафьев, образно характеризуя напевную лирическую мелодику Рахманинова, писал, что она «всегда стелется, как тропа в полях». Дополняя эту характеристику другими эпитетами и сравнениями, он говорит о рахманиновских «мелодиях-далях», вспоминает слова И. Репина: «озеро в весеннем разливе, русское половодье». В этих, быть может, несколько произвольно выбранных как и всякие, впрочем, образно-поэтические сравнения аналогиях важен один общий момент: невольно возникающие при слушании музыки Рахманинова пейзажные ассоциации, причем это образы именно русской природы, с ее широкими просторами и некоторой однотонностью ландшафта. Характерным складом рахманиновской мелодики в большой мере определяются и другие стороны музыкального языка композитора, в частности — его гармония.
Гармонические средства, которыми пользуется Рахманинов, в общем не выходят за пределы норм позднеромантического стиля: основой его гармонии остается развитая мажоро-минорная тональная система с широким применением альтераций, внутритональных отклонений и т. Но характер использования этих средств у него своеобразен, что позволяет говорить если не о совершенно оригинальной «гармонии Рахманинова» подобно, например, гармонии Скрябина , то об особой, индивидуальной манере его гармонического письма. В этой сфере рахманиновского творчества можно наблюдать эволюцию, аналогичную той, которая происходит в его мелодике. Гармония становится у Рахманинова более плавной, спокойной и, если можно так выразиться, певучей. Он отказывается от преднамеренных колористических эффектов и специфических по выразительности оборотов, которые играют подчас значительную роль в ранних его произведениях. Так, во Втором фортепианном концерте мы почти не встретим так называемый «мнимый» септаккорд, в котором современники усматривали едва ли не самый типичный признак гармонии молодого Рахманинова. Лишь изредка он мелькает в фигурациях, а в открытом виде применяется только один раз, в заключительном построении медленной части такт 8 от конца , причем в мажорном варианте, придающем ему скорее томно-мечтательный, чем элегически-скорбный характер. Как в мелодике Рахманинова, так и в его гармонии богатство и тонкость оттенков выразительности совмещаются с постоянством основного характера.
Это проявляется, в частности, в ярко выраженной склонности композитора к длительному пребыванию в одной тональности. Модуляции осуществляются им обычно очень мягко и постепенно, он как бы неторопливо наслаивает широкие гармонические пласты один на другой, избегая неожиданного сопоставления далеких тональностей. Характерна тенденция к взаимопроникновению мажора и минора, особенно «оминоривание» мажора, достигаемое как посредством понижающих альтераций например, столь излюбленный композитором гармонический мажор , так и путем внутритональных отклонений. При этом в качестве носителя активного, мужественно-волевого начала чаще выступает минор, в лирических же эпизодах Рахманинов предпочитает «смягченный» мажор, окрашенный отдельными элементами минорности. Своеобразие гармонического языка Рахманинова связано и с его аккордикой. Широкое использование септаккордов и нонаккордов преимущественно с малой септимой в основании , часто обильно уснащенных задержаниями, хотя и не колеблет ясно слышимой тональной основы, но повышает удельный вес неустойчивых элементов. Любимые Рахманиновым цепочки аккордов доминантового звучания отдаляют наступление конечного устоя и временами придают гармонии колорит зыбкой текучести. Наряду с этим целые большие построения охватываются иногда тоническим органным пунктом, и функциональная основа их остается по существу неизменной, расцвечиваясь лишь короткими, эпизодическими отклонениями.
Таким образом достигается разнообразие оттенков, тонкая выразительная и красочная нюансировка при выдержанности основного тона. В совокупности элементов, которыми определяется своеобразие зрелого рахманиновского стиля, большое значение имеет самый характер изложения — специфически рахманиновское полнозвучие, плотная насыщенность звуковой ткани и вместе с тем непринужденная широта и свобода фактуры, иногда производящая даже впечатление некоторой импровизационности. Один из первых исследователей творчества Рахманинова, Г. Прокофьев, писал: «... Русское спокойствие, величавая простота и вместе затаенная грусть рахманиновских переживаний передались в этих широких аккордах, выдержанных основных гармонических линиях, плавных, иногда даже малоподвижных мелодиях, на фоне которых так рельефно выступает рисунок проходящих гармонических сочетаний». Пассажная фигурация не имеет у Рахманинова чисто внешнего, украшающего значения. Столь любимые им раскидистые, волнообразные пассажи с постоянными «приливами» и «отливами» динамики составляют непрерывно движущийся текучий фон, на котором рельефно выделяется поющий мелодический голос позволительно напомнить в этой связи асафьевский образ парящего полета птицы над водной поверхностью. Это движение может быть бурным и стремительным или тихо струящимся, но оно обычно не прекращается ни на один момент и сохраняет свою форму на протяжении больших отрезков музыкального развития или даже целого произведения, не очень большого по размеру.
В основе рахманиновских пассажей часто лежат разложенные аккорды с добавлением проходящих и вспомогательных звуков, и рисунок их представляет собой как бы «текучую гармонию». В то же время для Рахманинова характерен и тип фигурации, возникающей из «расщепления» основной мелодии, когда сопровождающие голоса образуют систему подголосков, сплетающихся в одно полифоническое целое впрочем, четкая дифференциация этих двух типов фактуры не всегда представляется возможной, так как и в пассажах, построенных на гармонической основе, часто возникают «скрытые» мелодические голоса, полифонизирующие музыкальную ткань. Об особенностях оркестровки Рахманинова нельзя в полной мере судить по такому произведению, как фортепианный концерт, где оркестр поставлен в специфические условия. Но сопоставляя инструментовку Второго концерта с оркестровым стилем других рахманиновских сочинений 1900-х годов, мы находим в них много общего. Краски его оркестра сочны и теплы, но лишены яркого блеска, порой они кажутся даже несколько приглушенно матовыми. Очень редко выступает tutti в полном составе. Преобладает звучание струнных и деревянных, причем по преимуществу не в «чистом» виде, а в различных сочетаниях, дающих смешанные тембры. Рахманинов, как правило, избегает резких контрастов оркестровой звучности, стремясь к связности фактуры, мягкости и постепенности переходов.
Этому способствует и плавность голосоведения, высокая степень мелодизации отдельных оркестровых голосов Г. Благодатов, характеризуя оркестр Рахманинова как «поющий» оркестр, удачно подмечает, что даже выдержанные аккорды благодаря особенностям их изложения напоминают у него часто звучание хора. По общему своему характеру Второй фортепианный концерт Рахманинова приближается к типу симфонизированной лирической поэмы. Элемент «концертности» в собственном смысле слова, как соревнование солиста с оркестром, в нем почти отсутствует. Только изредка во второй и третьей частях встречаются у фортепиано самостоятельные сольные эпизоды, которые могут быть восприняты как своего рода «виртуозное отступление». Преобладанию мягких, лирических тонов в его музыке отвечает сжатость формы и сдержанность звучания. Современников иногда даже смущало это нарушение сложившихся канонов концертного стиля. Кашкин, указывая на то, что Рахманинов «совсем отступает от типа виртуозного концерта, и фортепиано у него не является господствующим инструментом, а лишь первым среди равных», сомневался, следует ли отнести эти особенности произведения «к его достоинствам или недостаткам».
Отзвуки разногласий и споров по этому поводу, имевших место среди близкого композитору круга музыкантов, мы находим в дневниковой записи Танеева, сделанной 26 октября 1901 года, после репетиции симфонического собрания Филармонического общества, в котором Рахманиновым был впервые исполнен его Второй концерт: «Рахманинова концерт с каждым разом мне больше и больше нравится. Разве можно придираться к тому, что фортепиано почти не играет без оркестра». В структуре Второго фортепианного концерта Рахманиновым найден своеобразный синтез формы классического трехчастного цикла и романтически-поэмного принципа непрерывного развития, базирующегося на единстве основных интонационно-тематических элементов. Внешне эта связность и непрерывность развития подчеркнута наличием модулирующих построений в начале второй и третьей частей, подготавливающих наступление новой тональности. Так же плавно и постепенно подготавливаются переходы от одного тематического раздела к другому внутри отдельных частей. Тематические связи между частями достигаются не посредством вариационного преобразования одной темы, главенствующей на протяжении всего произведения и сохраняющей при всех своих видоизменениях постоянство основного рисунка, а путем тонко разработанной и гораздо труднее уловимой на первый взгляд системы интонационных перекличек и соответствий, благодаря которым иногда оказываются близкими и родственными тематические построения, не имеющие между собой прямого сходства и подобия. Объединяющим моментом может быть какой-нибудь подчеркнуто экспрессивный мотив, интонация или характерный интервал, входящий в состав различных по своему строению тем.
В этот вечер на сцене Большого зала филармонии дебютирует Ярослав Тимофеев — один из самых востребованных в нашей стране ведущих концертов академического формата. Обладая разнообразными талантами, он работает главным редактором авторитетного научного журнала «Музыкальная академия» и играет в популярной инди-группе OQJAV, пишет музыку, выступает в роли критика, читает публичные лекции — и всегда находит верную интонацию и слова для разговора о музыке.
В предстоящем концерте дирижировать Национальным филармоническим оркестром России будет Арсентий Ткаченко. Прозвучат три популярных произведения Рахманинова в концертном жанре — «Рапсодия на тему Паганини» 24 вариации на тему 24-го каприса для скрипки соло , Первый концерт для фортепиано с оркестром в ранней редакции Александр Гиндин, в отличие от большинства пианистов, предпочитает именно ее и Третий концерт — произведение трансцендентной сложности. НФОР ежегодно отмечает день рождения Рахманинова, так как для художественного руководителя оркестра Владимира Спивакова это особый автор, самый любимый и исполняемый.
Африка, Ближний Восток и Индия
- Концерт Рахманинов. Концерт №2 для фортепиано с оркестром
- Piano Concerto No. 2 (c-moll), Op. 18
- 2 Концерт Рахманинов
- Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов) - Piano Concerto No. 2 (Rachmaninoff)
В Московской филармонии состоялся юбилейный концерт в честь 150-летия Рахманинова
концерт в ММДМ Доме Музыки - Светлановский зал, 22 ноября 2023 года. Во Втором фортепианном концерте Рахманиновым впервые был найден подлинный органический синтез различных принципов мелодического развития, взаимодействием и взаимопроникновением которых определяется своеобразие его мелодики. Второй концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова открыл новый этап в творчестве композитора и новый век классической музыки. Второй концерт для фортепиано с оркестром c-moll, op. 18, был написан Сергеем Рахманиновым в 1900 году и впервые полностью исполнен в Москве 27 октября 1901 года автором с оркестром под управлением Александра Зилоти.
Концерт № 2 до минор
Новое» в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Юрия Лебедева прозвучат партитуры трех веков: от Шестой «Пасторальной» симфонии 1808 Бетховена до пьесы «Зимнее небо», написанной в 2013 году Кайей Саариахо — одной из самых исполняемых современных композиторов. Юрий Лебедев — дирижёр Государственного симфонического академического оркестра Санкт-Петербурга и симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга, почетный дирижер ансамбля современной музыки в Веймаре, приглашенный дирижера симфонического оркестра Тюрингской филармонии.
Большой зал.
После концерта который был принят публикой «на ура», композитор Сергей Танеев присутствовавший на нём, напишет в своём дневнике: …Рахманинова концерт с каждым разом мне больше и больше нравится. Разве можно придираться к тому, что фортепиано почти не играет без оркестра… [3] Композитор Николай Метнер , так же был восхищён концертом написав в своём дневнике: …Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России, и только потому, что душа этой темы русская. Здесь нет ни одного этнографического аксессуара, ни сарафана, ни армяка, ни одного народно-песенного оборота, а между тем каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия… [5] Один из исследователей творчества композитора, музыковед Григорий Прокофьев , писал: …Русское спокойствие, величавая простота и вместе затаенная грусть рахманиновских переживаний передались в этих широких аккордах, выдержанных основных гармонических линиях, плавных, иногда даже малоподвижных мелодиях, на фоне которых так рельефно выступает рисунок проходящих гармонических сочетаний [3] 8 ноября 1909 года состоялся его дебют со Вторым концертом в Филадельфийской академии музыки совместно Бостонским симфоническим оркестром под управлением Макса Фидлера , включая повторные их выступления в Балтиморе и Нью-Йорке [2]. Состав оркестра.
For this collection, several things were done: 1. Turned off duplicate detection. This collection will be complete, as there is a good chance we will share the data, and sharing data with pointers to random other collections, is a complex problem. For the first time, did all the different wikis. The original runs were just against the enwiki.
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов)
Концерт «Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром» | Концерт №2 для фортепиано с оркестром до минор I часть - ноты. |
Концерт 2 Рахманинова скачать mp3 бесплатно и слушать онлайн на Хотплеере (b68f) | Исполнитель: Рахманинов, Песня: 2-ой концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром, Длина: 09:25, Формат: mp3. №33862814. |
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром - Российская газета | Второй концерт для фортепиано с оркестром (до минор) был написан Сергеем Рахманиновым в 1900 году и впервые полностью исполнен в Москве 27 октября 1901 года автором с оркестром под управлением Александра Ильича Зилоти. |
Рахманинов Второй Концерт Для Фортепиано С Оркестром Cкачать Бесплатно Mp3 | Второй концерт для фортепиано с оркестром занял особенное место в творчестве композитора, став ярким образцом жанра благодаря высокому художественному благородству, красоте и выразительности тем. |
Сергей Рахманинов - Концерт для фортепиано с оркестром № 2 - Adagio: vladimirdar — LiveJournal | Похожая музыка. |
C.В.Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром №2 - презентация онлайн | В программе прозвучит Второй фортепианный концерт Рахманинова, который является одним из самых популярных произведений композитора, благодаря своей необыкновенной красоте, эмоциональности, художественному замыслу и воплощению. |
Второй фортепианный концерт Рахманинова и его отголоски в современной музыке | Второй концерт рахманинова для фортепиано с оркестром слушать мацуев | Все концерты. |
Шедевры Сергея Рахманинова. Концерт №2. Концерт №3
Stream С. Рахманинов, Концерт № 2 для фортепиано и симфонического оркестра, 1 часть by KarelianSimphony on desktop and mobile. Историю создания Концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор, соч.
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов)
В исполнении Евгения Кисина (фортепиано) и Академического симфонического оркестра Новосибирской государственной филармонии Концерт №2 для фортепиано с оркестром до минор, соч.18, в 3-х частях Сергея Рахманинова. Денис Мацуев исполняет Второй концерт для фортепиано с оркестром на фестивале Proms в Лондоне. Авторская рукопись Второго концерта для фортепиано с оркестром Сергея Васильевича Рахманинова таит некую загадку, связанную с адресатом посвящения этого произведения. Piano Concerto No 2, Op 18: Moderato. В ПРОГРАММЕ: Сергей Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор, соч.
В Московской филармонии состоялся юбилейный концерт в честь 150-летия Рахманинова
рахманинов - концерт №2 рихтер listen online | Второй концерт для фортепиано с оркестром занял особенное место в творчестве композитора, став ярким образцом жанра благодаря высокому художественному благородству, красоте и выразительности тем. |
Концерт 2 Рахманинова скачать mp3 бесплатно и слушать онлайн на Хотплеере (b68f) | С. В. Рахманинов Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор, соч. |
Знаменитые фортепианные концерты - Рахманинов - Второй концерт: lovers_of_art — LiveJournal | Концерт № 2 для фортепиано с оркестром» в большом зале филармонии 2 мая 2024 от 600 ₽ официальные билеты. Удобная и быстрая покупка на Ticketland. |
Депрессия. Гипноз. Шедевр. Второй концерт Рахманинова
Второй концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова и история его создания Второй концерт Сергея Рахманинова стал знаковым для композитора, прочно войд. Денис Мацуев исполняет Второй концерт для фортепиано с оркестром на фестивале Proms в ЛондонеПодробнее. В исполнении Евгения Кисина (фортепиано) и Академического симфонического оркестра Новосибирской государственной филармонии Концерт №2 для фортепиано с оркестром до минор, соч.18, в 3-х частях Сергея Рахманинова. Концерт №2 для фортепиано с оркестром – шедевр мировой фортепианной литератур.
Сергей Васильевич Рахманинов. Второй концерт для фортепиано с оркестром до-минор (С-moll), op. 18.
Но это не помогло, а наоборот, еще более усугубило ситуацию. После возвращения домой, Рахманинова стали мучить галлюцинации. Близким пришлось обратиться за помощью к специалисту. Благодаря помощи известного врача невропатолога и гипнотизера Н.
Даля, Рахманинову удалось восстановиться. За счет материальной поддержки Александра Зилоти, Рахманинов смог оставить педагогическую деятельность в Мариинском училище, которая его несколько тяготила и посвятить себя вновь композиции. Тяжелая депрессия позади, а это значит, что за все три года у талантливого композитора накопились творческие силы и идеи.
Именно в этот период времени появляются сочинения Рахманинова, которые символизируют собой более высокую ступень его художественного мастерства. Во Втором концерте композитор предстает перед публикой уже как зрелый художник, со своим особым мастерством, стилем, полностью и весьма ярко владеющий всеми доступными выразительными средствами, как настоящий мастер крупной формы. Все яркие события детства, посещение служб в московском Андрониковом монастыре, изучение хоровых произведений А.
Учредитель — федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» ВГТРК. Телефон редакции сайта: 8 8362 23-26-47. Электронная почта: inform mari.
При втором исполнении двоюродные братья «поменялись местами» — к роялю сел Зилоти, за дирижёрский пульт. Второй концерт стал одним из самых общеизвестных, популярных и исполняемых произведений не только Рахманинова, но и всей мировой музыкальной литературы для фортепиано с оркестром. Это ярко выраженная Совершенно новый жанр, до сих пор лишь подсознательно чувствуемый людьми, но не определенный формально, как уникальный жанр. Как и многие другие произведения Рахманинова. Боготворил женщин, как боготворили египтяне свою дивную Хатхор. В музыке ничего не скроешь.
Напряжение постепенно нарастает все больше и больше, приводя к светлой мелодии побочной партии.
Заканчивается финальная часть звучанием гимнической темы на фоне мощных аккордов. Это своеобразный восторженный гимн, который прославляет красоту и величие человека. Безусловно, образное содержание финала было подготовлено более ранними сочинениями композитора. Так, важными «этюдами» к главной партии этой части явились финал Первой сюиты для двух фортепиано «Светлый праздник» и хоровой концерт. Стоит учесть, что во время создания концерта в искусстве преобладает тема роста человеческой личности. Известное чеховское высказывание «Человек — это звучит гордо» теперь становится практически лейттемой во многих музыкальных произведениях. Представлена она и в сочинении Рахманинова, правда с некой лирической непосредственностью. К тому же на первый план здесь все же выходит именно образ Родины, но в восприятии личности, рождающий острые тревоги и побеждающие их надежды. Именно поэтому в этом концерте нет «сольных» лирико-драматических образов. Впервые прозвучав в исполнении самого композитора, Второй концерт сразу же приобрел небывалую популярность и признание публики.
Он тут же начинает триумфальное шествие по различным городам нашей страны и за ее пределами, каждый раз восхищая публику, вызывая неизменный восторг. До сих пор концерт Рахманинова остается одним из самых ярких его произведений и заслуженно входит в сокровищницу мировой музыки.
Маленький концерт - Рахманинов. Концерт №2 для фортепиано с оркестром
Сергей Васильевич Рахманинов Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор, соч. Концерт для фортепиано с оркестром №2 (Из к ф "Весна на Заречной улице"). 18) — концерт для фортепиано с оркестром в трёх частях Сергея Васильевича Рахманинова написанный в 1900 году.
Билеты на концерт Рахманинов. Концерт №2 для фортепиано с оркестром
- Концерт 2 Рахманинова
- В Московской филармонии состоялся юбилейный концерт в честь 150-летия Рахманинова
- Рахманинов. Фортепианный концерт No. 2, до минор (Piano Concerto No. 2 (c-moll), Op. 18)
- Сергей Рахманинов (1873–1943)
- Знаменитые фортепианные концерты - Рахманинов - Второй концерт
рахманинов - концерт №2 рихтер listen online
В предстоящем концерте дирижировать Национальным филармоническим оркестром России будет Арсентий Ткаченко. Прозвучат три популярных произведения Рахманинова в концертном жанре — «Рапсодия на тему Паганини» 24 вариации на тему 24-го каприса для скрипки соло , Первый концерт для фортепиано с оркестром в ранней редакции Александр Гиндин, в отличие от большинства пианистов, предпочитает именно ее и Третий концерт — произведение трансцендентной сложности. НФОР ежегодно отмечает день рождения Рахманинова, так как для художественного руководителя оркестра Владимира Спивакова это особый автор, самый любимый и исполняемый.
Благодаря иному типу изложения и увеличению ритмических длительностей партия фортепиано с такта 7 после цифры 14 он утрачивает свой волевой, энергичный характер и приобретает лирически-мечтательную окраску, сближаясь с темой побочной партии. В этом новом своем «обличии» мотив развивается плавно и медлительно посредством ряда восходящих секвенций Здесь секвенция служит средством не усиления напряженности, а, наоборот, ее ослабления. Завершает первую часть небольшое заключительное построение Meno mosso , основанное на ровном и легком моторном движении с выразительными «всплесками» такты 3 и 7 и стремительным нарастанием к концу, которое решительно и властно «обрубается» краткой, повелительной аккордовой репликой Вторая часть концерта — Adagio sostenuto — является одним из совершеннейших образов светлой, поэтической лирики Рахманинова. Своеобразие этой части состоит уже в том, что при довольно значительной продолжительности звучания она вся построена на одной теме. Единство и выдержанность эмоционального колорита подчеркиваются остинатностью непрерывно текучего триольного ритмического фона.
Тема состоит из двух элементов. Первый четырехтакт вступительного характера Этот четырехтактможно рассматривать как вступление к теме. Однако он настолько тесно спаян с последующим мелодическим развитием, что становится неотъемлемым элементом самой темы и неизменно появляется при каждом ее проведении. Но мелодия взлетает наверх не так легко и стремительно, фаза ее восхождения короче. После активного восходящего хода на кварту с последующим хроматическим повышением второго звука идет плавная нисходящая секвенция, а затем она словно застывает на одном уровне: Многократное опевание терцового звука лада, к которому настойчиво и неизменно возвращается мелодия, создает впечатление чуть заметной зыби или плавного парения. Но под покровом кажущейся неподвижности и застылости проявляется интенсивная внутренняя жизнь. Этому способствуют, в частности, разнообразие ладовых нюансов, постоянные смены гармонической окраски при сохранении основной тональности E-dur, устойчивое ощущение которой подкрепляется длительно выдерживаемым тоническим органным пунктом.
Так, очень выразительно звучит отклонение в минорную параллель в конце первого предложения, где мелодия соответственно «сползает» на терцию вниз Тональность cis-moll «просвечивает» и раньше, способствуя известному «оминориванию» темы. Характерно в этом смысле вступительное модулирующее построение, где тональное развитие идет по направлению к cis-moll, доминанта которого непосредственно сопоставляется с тоническим трезвучием E-dur. Во втором предложении мелодия развивается более динамично и целеустремленно. Ярко выделенный, напряженный ход на септиму вверх в предпоследнем такте окрашивает всю тему Здесь возможна известная аналогия с мелодическим строением темы главной партии первой части, где открытый восходящий ход на сексту вносит элемент напряженной экспрессии в плавно и сдержанно развивающуюся мелодию, при различном характере обеих тем в целом. Но эта внезапная эмоциональная вспышка сразу угасает. Последующее хроматически нисходящее движение с остановкой на терцовом звуке, служащем «мелодической осью» темы, приводит к повторному ее проведению у фортепиано: Сдерживаемое сильное чувство открыто вырывается на простор в среднем разделе — Un росо piu mosso. Тихий мечтательный покой сменяется тревожным, взволнованным порывом.
Композитор вычленяет из темы наиболее подвижный мелодически отрезок, развивая его секвенционно, тональный план становится неустойчивым, непрестанно модулирующим, с преобладанием минорных тональностей. Средняя часть Adagio распадается на два раздела, соотносящиеся между собой как две последовательные волны нарастания с яркими экспрессивными кульминациями allargando, ff. Постепенно ускоряется ритмическая пульсация, во втором разделе вместо плавного триольного движения восьмыми появляется оживленная фигурация в шестнадцатых нотах. За указанными двумя разделами средней части следует еще одна короткая, но стремительная волна нарастания, приводящая к центральной, наивысшей кульминации всего Adagio в виде широкого, светлого и блестящего по звучанию арпеджированного пассажа протяженностью в шесть октав, основанного на трезвучии Cis-dur.
Второй концерт для фортепиано с оркестром занял особенное место в творчестве композитора, став ярким образцом жанра благодаря высокому художественному благородству, красоте и выразительности тем. Подлинная, самобытная творческая индивидуальность Рахманинова снова проявилась в нем во всей своей силе и неповторимом поэтическом обаянии.
Сама музыка невероятно мечтательная, спокойная, символизирует собой красоту природы и гармонию. Именно в этой части впервые появляется типичный рахманиновский тип мелодии — очень легкой, трепетной, которая как бы «парит». Этот мягкий образ еще больше оттеняется сопровождением — мягким и колышущемся, которое расцвечивает основную мелодию необыкновенными красками. Подобная игра светотени придает музыке ощущение умиротворенности, шелеста листвы теплым летним вечером. Средний раздел, наполненный страстной патетической декламацией, вносит некое смятение и напоминает о горестных переживаниях. Но он появляется лишь как воспоминание и снова сменяется мягкой, светлой лирической темой. Финал Второго концерта возвращает снова к образу первой части и величественно утверждает победу светлого начала, торжество самых светлых чувств. Эта часть окрашена радостными звонами, которые звучат в основной теме.
Скерцозное движение резко сменяется хоровыми вставками, затем появляются маршевые отголоски и, конечно же, удары колокола, как в первой части. Напряжение постепенно нарастает все больше и больше, приводя к светлой мелодии побочной партии. Заканчивается финальная часть звучанием гимнической темы на фоне мощных аккордов. Это своеобразный восторженный гимн, который прославляет красоту и величие человека. Безусловно, образное содержание финала было подготовлено более ранними сочинениями композитора.