крупнейший информационный сайт России посвященный. Проблема полета на Марс связана с биологией человека, а не с созданием ракетно-космической техники.
Сможет ли НАСА вернуть образцы с Марса на Землю? Новая проверка вызывает сомнения
Огромный корабль с двигателем на смеси метана и кислорода слишком тяжел и неповоротлив. Еще со времен Сергея Королева, отца советского ракетостроения, космические инженеры рассматривали другой вариант двигателя для космических кораблей. Атомный двигатель более мощный, компактный и экономичный, но от него отказались из-за опасности. Достаточно одной нештатной ситуации при запуске, и человечество ждала бы трагедия похуже Чернобыльской. Имитация полета на Красную планету Даже оптимист Илон Маск говорит, что путь до Марса продлится не меньше полугода. Если прибавить к этому пребывание на планете и обратную дорогу, получится, что астронавты проведут в полной изоляции примерно 400-500 дней. Как люди смогут с этим справиться? Миссия "Марс-500" — уникальный эксперимент, начавшийся в России в 2010 году, а закончившийся в 2011. Шестеро человек провели в изоляции в макете космического корабля 520 дней.
Единственное развлечение — выход на закрытую площадку, имитирующую поверхность Марса. Причем выходить туда приходилось в скафандрах. И люди в скафандрах выполняли определенный набор операций, отбор твердых, сыпучих пород, откалывание кусочков скал, управление роверами, выставление метеозондов, отработка нештатных ситуаций и многие другие моменты", — рассказал сотрудник Института медико-биологических проблем РАМН, участник эксперимента "Марс-500" Александр Смолевский. Получается, если выйдет построить подходящий корабль — можно лететь на Марс? На самом деле нет — в пути смельчаков ждет опасность, защиты от которой пока не придумали. На околоземной орбите астронавтов защищает магнитное поле Земли, а открытый космос наполнен ядерным излучением. На огромной скорости заряженные частицы буквально насквозь прошьют корабль. За весь путь туда и обратно человек получит смертельную дозу облучения.
Именно поэтому многие исследователи уверяют: на Марс можно слетать лишь один раз в жизни. Мы прилетели на Марс, и там практически нет магнитного поля. Оно есть, но, в общем, слабое.
Органические молекулы могут образовываться в ходе геологических и биологических процессов. Некоторые породы также содержали железо, связанное с фосфатом, естественным источником элемента фосфора, который действует как компонент ДНК и клеточных мембран. В образцах также был обнаружен карбонат. Эти минералы указывают на богатую водой среду в прошлом, действуя как капсулы времени для описания условий окружающей среды на Марсе с момента первоначального формирования горных пород. Озеро - это потенциально пригодная для жизни среда, а скалы дельты - отличная среда для сохранения признаков древней жизни в виде окаменелостей в геологической летописи, — объясняет Кен Фарли, научный сотрудник проекта Perseverance и профессор геохимии Калифорнийского технологического института. Ученые полагают, что кратер Джезеро образовался, когда астероид врезался в Марс 4 миллиарда лет назад, отмечает CNN.
Миссия Perseverance началась с изучения дна кратера вскоре после приземления.
Она выведет на орбиту европейский навигационный спутник Galileo, сообщает американская частная космическая компания SpaceX , осуществившая запуск. Старт ракеты произошел в 20:34 по местному времени в субботу 03:34 мск воскресенье. В начале апреля сообщалось , что компания SpaceX провела большую презентацию, на которой выступил глава организации Илон Маск. Миллиардер поделился своим видением будущего SpaceX, а также примерным планом колонизации Марса.
Эксперимент продемонстрировал возможность защиты Земли от потенциальных космических угроз, но неожиданным результатом стало то, что образовавшиеся обломки теперь могут столкнуться с Марсом. Это было первое умышленное столкновение космического аппарата с астероидом, целью которого было проверить возможность изменения траектории космического объекта для предотвращения угрозы для нашей планеты в будущем. По итогам столкновения было подтверждено, что астероид Диморф, размерами сопоставимый с Великой пирамидой в Гизе, изменил свою форму и траекторию. Как оказалось, для этого потребовалось не так много энергии, как считалось ранее. Однако в результате удара DART от астероида отлетели минимум 37 валунов, некоторые из которых достигают в диаметре 7 метров — именно такие видны на изображении выше. На текущий момент эти фрагменты находятся в непосредственной близости от Диморфа и его орбитального спутника Дидима Didymos , но их орбиты со временем изменятся. Исследование предсказывает, что в течение следующих 20 тысяч лет эти обломки могут покинуть своё текущее местоположение и пересечь орбиту Марса, а затем упасть на его поверхность. Их падение на красную планету с разреженной атмосферой может оставить после себя кратеры диаметром до 300 метров. В случае, если прочность метеоритов составляет менее 1 мегапаскаля МПа , они всё равно могут разлететься на части и создать множество мелких кратеров на большой площади. Прогнозируется, что пути Марса и осколков пересекутся примерно через 6 и 13 тысяч лет. Хотя никому на Земле не стоит об этом беспокоиться, возможно, кто-то окажется на Марсе к тому времени, когда туда прилетят обломки Диморфа. Провёл презентацию глава SpaceX Илон Маск Elon Musk , который в ходе своего выступления рассказал о предстоящих испытательных полётах космического корабля Starship и планах компании по организации на Марсе автономной человеческой колонии в будущем. Источник изображений: SpaceX Миллиардер сообщил, что четвёртый тестовый полёт системы Starship планируется «примерно через месяц или около того». Это согласуется с более ранним заявлением президента SpaceX Гвинн Шотвелл Gwynne Shotwell , которая ещё в прошлом месяце говорила, что следующий полёт Starship запланирован на начало мая и будет зависеть от того, удастся ли компании получить новое разрешение на запуск от Федерального управления гражданской авиации FAA США. Если компания сможет придерживаться заданного графика, то четвёртый тестовый полёт состоится менее чем через два месяца после проведения предыдущего пуска. Главная цель предстоящего испытания заключается в том, чтобы разгонный блок Starship сумел пройти «режим высокого нагрева» при входе в атмосферу и «контролируемо упасть» в океан. Напомним, во время третьего полёта системы Starship космический корабль был потерян через несколько минут после входа в атмосферу. Ещё Маск сказал, что следующий полёт Starship будет связан с отработкой технологии посадки ракеты-носителя Super Heavy. В рамках четвёртого тестового пуска SpaceX попытается посадить носитель на «виртуальную башню» в Мексиканском заливе. Это станет очередным шагом на пути по отработке контролируемой посадки гигантской ракеты. Маск отметил, что в случае успешной посадки носителя на «виртуальную башню» в ходе четвёртого тестового полёта уже в следующий раз SpaceX попробует осуществить реальную посадку ускорителя, для захвата которого при приземлении будут использоваться манипуляторы «Мехазиллы» — специальной башни-ловца для ракет-носителей. Он также отметил, что восстановление корабля Starship перед повторным использованием будет занимать больше времени и компания намерена провести не менее двух успешных управляемых приводнений аппарата в океане, прежде чем пытаться посадить его на территории Starbase. По мнению Маска, уже в следующем году SpaceX сможет повторно использовать корабль Starship в одном из космических полётов. Параллельно с этим компания работает над расширением производства с целью поддержания более плотного графика проведения пусков в будущем. Вместе с новым заводом по производству ракет Starship компания возводит вторую пусковую башню на территории Starbase и ожидает, что ещё одна пусковая башня на площадке космодрома на мысе Канаверал во Флориде будет введена в эксплуатацию к середине следующего года. В течение этого года SpaceX также планирует произвести шесть ускориетлей Super Heavy. Помимо этого, SpaceX работает над улучшением двигателей Raptor, которые используются не только в ускорителе Super Heavy, но и самом корабле Starship. По словам Маска, улучшенные двигатели Raptor 3 смогут выдавать до 280 метрических тонн-силы тяги против 230-ти, выдаваемых двигателями текущего поколения. В конечном счёте SpaceX рассчитывает улучшить двигатели таким образом, что они смогут выдавать более 300 тонн-силы тяги. Такие двигатели планируется использовать с более массивной ракетой и кораблём Starship 2, что позволит доставлять на орбиту более 100 тонн груза. Причём вся система будет полностью многоразовой. Будущий Starship 3 сможет выводить в космос более 200 метрических тонн груза и так же будет многоразовым. При этом бизнесмен не уточнил, когда именно компания планирует начать эксплуатацию более совершенных кораблей Starship. Этому будет способствовать возможность использовать всю систему многократно. Никто никогда не думал, что это возможно. Однако для достижения этой цели нам не придётся нарушать законы физики», — заявил Маск. Бизнесмен не обошёл стороной и тему колонизации Марса. По его словам, для полёта на Красную планету потребуется шесть дозаправок корабля Starship на орбите. Для этого планируется отработать технологию космической дозаправки с использованием специального аппарата с топливом, который будет находиться на орбите Земли и с которым Starship будет стыковаться перед полётом к Марсу. Ещё было сказано, что для успешной посадки корабля на поверхности Красной планеты посадочные площадки следует размещать в низинах для обеспечения достаточной атмосферы для замедления при снижении. Кроме того, они должны находиться недалеко от экватора, поскольку автономная база людей на Марсе должна получать достаточно солнечного света для выработки нужного количества энергии. Что касается обратных полётов, то, по мнению, Маска, многие люди, решившиеся на полёт к Марсу, уже не вернутся на Землю. Однако долгосрочная цель SpaceX заключается в том, чтобы в будущем люди могли перемещаться между планетами. Компания также намерена построить значительно больше кораблей, чем ускорителей. Это связано с тем, что, вероятнее всего, корабли будут повторно использоваться на Марсе для добычи ресурсов. Делают это они недалеко от села Армаш в Армении, поскольку топология местности здесь напоминает марсианский рельеф. В ходе исследовательской деятельности учёные также контактируют со станцией управления, которая создавалась совместно с Австрийским космическим форумом и Армянским космическим агентством. В процесс радиообмена намеренно включили задержку примерно в 10 минут, что соответствует запаздыванию сигнала между Землёй и Марсом. Исследователи планируют работать в Армении до начала апреля. В общей сложности над реализацией данного проекта работают более 200 учёных из 26 стран. Шестеро «аналоговых астронавтов» также проверят работоспособность оборудования, предназначенного для поиска следов жизни на Марсе, а также роботов для составления трёхмерной карты одного из регионов Красной планеты, забора образцов грунта и др. Согласно имеющимся данным, каждый скафандр, используемый в этом проекте, весит около 50 кг. Чтобы полностью его надеть и подключить необходимое оборудование уходит 2-3 часа. Один из участников эксперимента рассказал, что «аналоговые астронавты», как и обычные, проходили строжайший отбор, при котором большое внимание уделялось психологическому профилю участников. Кандидаты на участие в эксперименте проходили многочисленные тесты, позволяющие понять черты характера человека, способен ли он работать под давлением справляясь со стрессовыми ситуациями, может ли работать в команде и др.
ESA опубликовало снимки Марса с «жуткими пауками в городе инков»
Смелый план НАСА по доставке на Землю образцов Марса для анализа сталкивается с серьезными проблемами, сообщается в новом отчете. РИА Новости. Американский предприниматель и миллиардер Илон Маск заявил, что для колонизации Марса потребуется по меньшей мере один миллион человек и. К трудностям колонизации Марса следует добавить и атмосферное давление, которое на Марсе составляет порядка 1% от земного. Около 200 000 человек согласились участвовать в проекте колонизации Марса, предложенном торговой компанией Mars One. Смотрите видео онлайн ««МАРСИАНСКИЕ ХРОНИКИ»: ВОЗМОЖНА ЛИ КОЛОНИЗАЦИЯ МАРСА?» на канале «ЗВЕЗДА-АНАЛИТИКА» в хорошем качестве и бесплатно.
Российский астроном допустил возможность колонизации Марса
Смелый план НАСА по доставке на Землю образцов Марса для анализа сталкивается с серьезными проблемами, сообщается в новом отчете. NASA’s real-time portal for Mars exploration, featuring the latest news, images, and discoveries from the Red Planet. span>Стартап Mars One, поставивший перед собой задачу колонизации Марса, официально признан банкротом. NASA’s real-time portal for Mars exploration, featuring the latest news, images, and discoveries from the Red Planet. Минимум один миллион человек понадобится для колонизации Марса, которая может произойти за 20 лет, заявил американский бизнесмен Илон Маск, пишет РИА Новости.
Колонизация Марса отменяется: люди не смогут прожить на планете дольше четырех лет
Представители SpaceX сообщают, что на Марсе «немного холодно, но мы сможем согреться». Гравитация на планете в 2,6 раза слабее земной, что позволяет без усилий поднимать тяжелые предметы. С точки зрения продолжительности светового дня эта планета тоже подходит — сутки здесь длятся 24 часа и 37 минут. Недостатки идеи колонизации Марса — вероятно, как и в случае всех амбициозных проектов — слишком существенны, чтобы их игнорировать. Причем специалисты даже не учитывают, что ранее в своей истории человек никогда не предпринимал попытки отдалиться на такое гигантское расстояние от своей колыбели. Также если отбросить в сторону конкретные проблемы SpaceX, то Марс кажется ученым чрезвычайно опасным местом, чтобы рассматривать его в качестве резервного места обитания. Илон Маск часто говорит о том, что Марс примет землян в том случае, если их родная планета станет непригодной для жизни.
Также предприниматель огорчен, что за 50 лет изучения человечество так и не освоило ближайший спутник — Луну. Джон Логсдон, основатель Института космической политики, напоминает о более насущных проблемах: «Чем люди будут там заниматься, чтобы зарабатывать себе на жизнь? Что станет основой марсианской экономики? В корпорации уже разработали план полетов, согласно которому корабли американской корпорации будут непрерывно курсировать между Землей и Красной планетой. В SpaceX полагают, что основным перевозчиком людей на Марс окажется Starship — многоразовая двухступенчатая сверхтяжелая ракета-носитель, способная за один раз переносить десятки тонн груза.
Для достижения этих целей SpaceX постоянно проводит летные испытания и модернизирует Starship и Falcon 9. Маск напомнил про парадокс Ферми. Землян должны посещать иные цивилизации, но их особо никто не видел.
Возможно, что формы разумной жизни, аналогичные нашей, достигнув определённого уровня развития и противоречий, саморазрушаются, сами себя уничтожают в процессе перерасхода ресурсов, глобальных войнах или из-за природных катаклизмов. Чтобы человечеству не последовать примеру менее удачных инопланетных цивилизаций, ему нужно срочно диверсифицировать риски и сделать резервную копию себя. Ну хотя бы расселиться на ещё одну планету. Маск считает, что нужно работать как можно быстрее и продуктивнее. По его мнению, есть возможность в ближайшие годы отправить достаточно груза и людей на Марс, чтобы при этом поселение там могло само себя поддерживать без грузовых кораблей и снабжения с Земли. Земля остаётся хорошим местом, но много чего может пойти здесь не так в последнее время. И из тех вариантов, что могут пойти не так, не все контролируются человеком. Если Вселенной примерно 13,8 млрд лет, а Земле около 4,5 млрд лет, то осознанной цивилизации на нашей планете, если считать от начала письменности, не более 4,5 тыс лет.
Получается, что Starship является первый проектом за 4,5 тыс. Раньше этой возможности не было технологически, но теперь, с технологиями SpaceX и Starship, шансы начинают появляться. Маск пояснил, что нужно срочно сделать жизнь мультипланетной, как бы фантастически это не звучало. Если нам удастся покинуть эту планеты и поискать вокруг, мы наверняка найдём другие самовымершие цивилизации, которые не смотрели наверх, считали, что сейчас неподходящее время и экономили на резервных копиях себя на других планетах. Текущая цель компании SpaceX — создать технологии, необходимые для того, чтобы сделать жизнь мультипланетной. Маск заявил, что верит, что можно построить самоподдерживающуюся цивилизацию в 1 млн человек на Марсе за 20 лет. SpaceX строит сразу 2 космодрома для Starship в Техасе и Флориде.
Схема покорения Марса выглядит вот так: В ближайшее время SpaceX доведет количество «Мехазилл» башни, которые удерживают и в будущем будут улавливать Starship до четырех. Маск планирует отправить на Марс около миллиона человек и несколько тонн груза — все это, по его словам, нужно для успешной колонизации планеты. Но прежде компания отправится на Луну и построит там базу Moonbase Alpha.
Одно из возможных решений — криогенная заморозка. Криогенная заморозка, или криоконсервация, уже помогает замораживать оплодотворённые яйцеклетки: в 2020 году в США родился ребенок из эмбриона, который заморозили ещё в 90-е. Этот способ используют и для заморозки умерших людей, чтобы вернуть их к жизни когда-то в будущем, когда разработают необходимые для этого препараты и технологии. Криотехнология всё ещё относительно молодая сфера, и большой потенциал для бизнеса в ней состоит в том, чтобы найти решение, как снизить негативные последствия для организма после разморозки. Разработкой криогенной технологии занимаются в основном западные компании. В том числе этой сферой интересуется основатель Tesla и SpaceX Илон Маск, который верит в теорию, что если мозг человека заморозить сразу после смерти, то в ближайшем будущем ученые смогут его оживить. Есть на этом рынке и российские игроки, но пока их мало: один из самых заметных — компания «КриоРус». Доставка грузов Всё, что необходимо для жизни команды, придётся брать с собой с Земли: строительные материалы, предметы первой необходимости, лекарства и многое другое. Транспортировка всего этого на Марс потребует много специализированного транспорта. Сейчас в этом сегменте космической логистики только государственные игроки. Поэтому цены на услуги крайне высокие. Весной 2021 года NASA повысило цены на свою коммерческую доставку грузов в космос. Сейчас NASA проводит тендеры на доставку грузов в космос среди негосударственных компаний. В дальнейшем конкуренция естественным образом может привести к снижению стоимости услуги и повышению её качества. Интерес к космической транспортировке есть и у российских частных компаний. Так, в октябре 2020 года Роскосмос заключил соглашение сроком на 5 лет с компанией «Многоразовые транспортные космические системы» МТКС на создание многоразового космического корабля. Представители компании обещают сделать доставку грузов в 2 раза дешевле, чем на корабле Dragon компании SpaceX. Системы коммуникации Развитие отрасли связи и коммуникации нужно, в первую очередь, для качественной связи с Землёй, а также для полноценной работы различных поддерживающих служб. Например, сейчас невозможна адекватная работа банковской системы на Марсе, так как сигнал на Землю идёт несколько дней, делая традиционные транзакции совершенно невыполнимыми. Бизнес уже пытается решить эту проблему. Это имеет принципиальное значение, когда речь идёт о больших космических расстояниях. Аналогично наземным протоколам данные перемещаются с помощью маршрутизаторов. Основное отличие в том, что сеть включает в себя узлы с внутренней памятью для хранения данных. То есть при отсутствии связи информация хранится на этих узлах и передаётся при открытии коммуникационного окна. Сейчас команда Серфа работает над усовершенствованием протоколов и даже протестировала свою технологию в космосе. Важной частью коммуникаций на Марсе станет также производство новостей, создание локальных средств массовой информации, которые будут помогать поддерживать связь с Землей и на новой планете.
Стартап пообещал создать колонию на Марсе, но теперь мёртв. Рассказываем историю Mars One
марс – последние новости | Как уже упоминалось, есть много интересных сходств между Землей и Марсом, которые делают последний жизнеспособным вариантом для колонизации. |
Марс – последние новости | Читайте последние новости дня по теме Mars One: Будущий колонизатор Марса пригласила школьников Астаны на Красную планету. |
Началась подача заявок для полета на Марс в 2023 году :: Инфониак | Как уже упоминалось, есть много интересных сходств между Землей и Марсом, которые делают последний жизнеспособным вариантом для колонизации. |
Как и зачем Илон Маск хочет построить город на Марсе
Мероприятие рассчитано на четыре дня (до 8 октября) и является крупнейшим в мире форумом, посвященным исследованию Марса, его возможной колонизации и другим темам. Миллиардер поделился своим видением будущего SpaceX, а также примерным планом колонизации Марса. В 2026 году к Марсу будет запущена другая миссия, которая соберет 40 капсул с грунтом, подготовленных ровером Perseverance. По мнению Маска, это станет доказательством, что его намерения по колонизации Марса серьезны.
Илон Маск планирует создать флот из тысячи кораблей для колонизации Марса
Илон Маск: колонизация Марса потребует человеческих жертв, но добровольцев достаточно — Столица С | Перспективы колонизации Марса. В качестве перспективных целей освоения Марса, рассматривается в первую очередь постройка на планете постоянной. |
Когда первые люди отправятся на Марс? | Освоение Марса потребует человеческих жертв, однако недостатка в добровольцах нет – сообщил акционер и директор [ ]. |
Сможет ли НАСА вернуть образцы с Марса на Землю? Новая проверка вызывает сомнения
Если прибавить к этому пребывание на планете и обратную дорогу, получится, что астронавты проведут в полной изоляции примерно 400-500 дней. Как люди смогут с этим справиться? Миссия "Марс-500" — уникальный эксперимент, начавшийся в России в 2010 году, а закончившийся в 2011. Шестеро человек провели в изоляции в макете космического корабля 520 дней. Единственное развлечение — выход на закрытую площадку, имитирующую поверхность Марса. Причем выходить туда приходилось в скафандрах. И люди в скафандрах выполняли определенный набор операций, отбор твердых, сыпучих пород, откалывание кусочков скал, управление роверами, выставление метеозондов, отработка нештатных ситуаций и многие другие моменты", — рассказал сотрудник Института медико-биологических проблем РАМН, участник эксперимента "Марс-500" Александр Смолевский. Получается, если выйдет построить подходящий корабль — можно лететь на Марс? На самом деле нет — в пути смельчаков ждет опасность, защиты от которой пока не придумали. На околоземной орбите астронавтов защищает магнитное поле Земли, а открытый космос наполнен ядерным излучением. На огромной скорости заряженные частицы буквально насквозь прошьют корабль.
За весь путь туда и обратно человек получит смертельную дозу облучения. Именно поэтому многие исследователи уверяют: на Марс можно слетать лишь один раз в жизни. Мы прилетели на Марс, и там практически нет магнитного поля. Оно есть, но, в общем, слабое. То есть мы находимся в тех же условиях, что и где-то там в околоземном космическом пространстве", — говорит эксперт. Как удалось получить кислород на Марсе В апреле 2021 года космическое агентство НАСА с гордостью сообщило: марсоходу Perseverance "Настойчивость" удалось получить кислород из атмосферы Марса. В школе в восьмом классе уже проходят такую реакцию диссоциации, когда раскладывается углекислый газ на воду, водород и потом получается кислород там волшебным образом. Эта технология применяется на МКС, но важно было апробировать ее на Марсе", — рассказал основатель проекта "Мы верим в космос" Денис Прудник. Марсоход "Настойчивость" за час произвел пять граммов кислорода.
Как полагает Маск, несмотря на явную опасность, желающих принять участие в полете больше, чем нужно. Будет очень неудобно, и еда, вероятно, будет не очень хорошей, и прочие подобные вещи. Но если вас привлекает трудное и опасное, но славное приключение, то Марс — самое подходящее место». Как отметил владелец «SpaceX», человечеству необходимо стать видом, обитающим на различных планетах, ради выживания. Поскольку на Земле всегда будут угрозы существованию, проконтролировать которые полностью невозможно. Звучит заманчиво. Это реклама Марса», — пошутил бизнесмен.
Некоторые из недавних образцов горных пород Perseverance включают кремнезем, мелкозернистый минерал, который помогает сохранить древние окаменелости и органические молекулы на Земле. Органические молекулы могут образовываться в ходе геологических и биологических процессов. Некоторые породы также содержали железо, связанное с фосфатом, естественным источником элемента фосфора, который действует как компонент ДНК и клеточных мембран. В образцах также был обнаружен карбонат. Эти минералы указывают на богатую водой среду в прошлом, действуя как капсулы времени для описания условий окружающей среды на Марсе с момента первоначального формирования горных пород. Озеро - это потенциально пригодная для жизни среда, а скалы дельты - отличная среда для сохранения признаков древней жизни в виде окаменелостей в геологической летописи, — объясняет Кен Фарли, научный сотрудник проекта Perseverance и профессор геохимии Калифорнийского технологического института. Ученые полагают, что кратер Джезеро образовался, когда астероид врезался в Марс 4 миллиарда лет назад, отмечает CNN.
Установлено, что у планеты была нормальная атмосфера. Куда она делась? Сейчас это объясняют исчезновением магнитного поля — нечему было удерживать газы в атмосфере, их сдул солнечный ветер и так далее. Но это все гипотезы, которые пока не переходят в разряд подтвержденных. Марс нужно исследовать дальше. Потому что если с ним что-то такое произошло, то не исключено, что и Земле может это грозить. Марс стал безжизненной пустыней, но был чем-то другим. Есть еще довольно пессимистичная теория о том, что разум не может долго существовать. Цивилизация рано или поздно погибает в силу естественных причин как когда-то, например, погибли динозавры или в силу законов собственного развития. А раз цивилизация может себя уничтожить, то, может быть, нам стоит найти какой-то запасной аэродром? В качестве такого «аэродрома» и предлагается Марс. На Земле может произойти что-то разрушительное. В текущих условиях это уже не кажется невозможным. Поэтому колонизация Марса больше не выглядит как что-то безумное и авантюристичное. Современные технологии позволяют поселиться на Марсе Возникает вопрос: можно ли как-то поддерживать жизнь на Марсе? Современные технологии, похоже, это делать позволяют. Отвергать с порога его идеи по колонизации Марса нельзя. Может, это произойдет не в те сроки, о которых он говорит. Но почему бы этому не случиться? У нас ведь тоже были люди, еще до Маска, которые похожие взгляды разделяли.