С какого числа начинаются рождественские святки в 2023 году Святки начинаются сразу после празднования Рождества Христова. Святки — это праздничные дни, которые наступают сразу после Рождества Христова и длятся почти две недели, до самого Крещения. Святки отмечают в течение 12 дней, начиная с Рождества (со времени появления на небе первой звезды) до Крещения, когда в православных храмах проводится обряд освящения воды.
Святки: инструкция по проведению
Согласно традициям, Святки начинаются с восходом первой звезды на небе 6 числа. На святки часто создавались пары, ведь завершало святочные вечеринки Крещение, после которого начинался период свадеб. Святки — славянский праздник, который традиционно отмечался 12 дней от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января). Святками издавна называют период, который начинается от Рождества Христова и заканчивается протяжении нескольких дней проходят массовые гуляния с песнями, танцами, шутками и забавами.
Святки (Святочная неделя)
На святки часто создавались пары, ведь завершало святочные вечеринки Крещение, после которого начинался период свадеб. Святочные гадания в основном, на Святки, многие девушки начинают гадать на суженого. Особым днём, когда святочные гадания в самом разгаре, считался Васильев день (14 января), названный так в память о святом Василии Великом. В России Святки всегда были общенародным праздником, когда стирались грани между знатью и простыми людьми. В материале рассказываем, что такое Святки и когда они начинаются, в чём смысл Святок, что можно и чего нельзя делать в эти дни, а также о самых популярных святочных гаданиях.
Рождественские святки 2024: когда начинаются, что можно и чего категорически нельзя делать
Святки в 2024 году — когда отмечают, история, традиции. Святки 2022, когда проходят В 2022 г., как и традиционно, начало Святок приходится на ночь с 6 на 7 января. С 7 по 17 января в России проходят Святки, которые начинаются сразу после Рождества Христова и завершаются в Крещенский сочельник. Святочная неделя завершалась крещенским вечером, когда по обычаю собирали снег, который обладал целебными свойствами. Святочная неделя 2022: что можно и нельзя делать. На Руси святочное время проходило шумно и весело.
Святки-2022: когда начинаются и сколько дней идут. Главные традиции праздника
С высокой горы спускали горящее колесо, уносящее все невзгоды уходящего года. Посиделки, игры, песни, гадания одновременно были и смотринами. Колядки Несмотря на языческие корни, колядки молодежи, переодетой в сказочных персонажей и зверей, — главное развлечение на Святки. Ряженые посещали избы деревни, в окнах которых горела свеча — знак готовности хозяев принять колядующих. Традиционные кричалки прославляли действительные и мнимые достоинства хозяина и членов его семьи. Подростки и дети также пели духовные песни и рождественский тропарь. Хозяева были обязаны отблагодарить колядующих угощением и подарками. Тем более что те даже шутливо угрожали скупым всяческими бедствиями.
Иногда хулиганистые подростки реализовывали свои угрозы, например, заколотив ворота их дома снаружи. Святые и страшные вечера Другой святочный обычай — «святые вечера» в первую неделю святок. Хозяева и многочисленные званые гости в домашних условиях рассказывали сказки и веселые истории и загадывали загадки. А вот вечера второй святочной недели назывались страшными. Эта неделя считалась временем активизации нечистой силы: в частности, ведьмы устраивали свои шабаши. Для защиты от бесов на окнах и дверях люди рисовали кресты. Гадания С давних пор считалось, что на Святки души умерших спускаются на землю, могут вступить в контакт с живыми и рассказать о будущем.
Поэтому святочные гадания были очень распространены, несмотря на церковное порицание. Наиболее достоверными считались происходившие в ночь перед Рождеством и в канун Крещения.
На протяжении всех дней святок люди старались носить чистую, опрятную, новую и красивую одежду. Строго верили в то, что как проведёшь этот период, таким и будет весь свой будущий год. На период святок уже нет поста, а потому старались питаться вкусно, сытно и разнообразно, чтобы предстоящий год был таким же. Супругам было запрещено ругаться друг с другом, выяснять отношения. Полагалось говорить только слова любви, заботится друг о друге и проявлять нежность.
Сны, которые снились во время святок, люди всегда расценивали как вещие и искали в них ответы на больше всего волнующие вопросы.
Когда отмечают Святки Традиционно считается, что Святки охватывают период «от звезды и до воды».
Дело в том, что в рождественский сочельник принято садиться за праздничный стол, когда на небе появляется первая звезда. Святые вечера продолжаются до Крещения, когда в церквях освящают воду. С этой точки зрения, Святки начинаются в ночь с 6 на 7 января, а завершаются в ночь с 18 на 19 января.
На святках в городе Тихвин. Литография с рисунка С. Фото: wikimedia.
Нередко указывается период с 7 по 17 января. Крещенский сочельник 18 января предполагает соблюдение строгого поста, поэтому его и не включают в Святки. Однако известно, что на Руси святочные, точнее, зимние языческие обряды установились задолго до принятия христианства.
Наши предки верили, что в декабре наступает самое удачное время, чтобы попросить у высших сил хороший урожай и другие блага. В дохристианский период в эти дни славяне отмечали переход от старого года к новому. Празднования в честь бога солнца Коляды начинались в день солнцеворота, 21 декабря, и продолжались две недели.
Считалось, что в это время души умерших приходят на землю. К ним обращались, чтобы узнать свою судьбу. Гадали обычно после 1 января, в Страшные вечера, когда нечистая сила особенно активна.
Молодежь устраивала игры, забавы, посиделки. Собирались большой компанией, наряжались и ходили колядовать. Заходили в дома, где окна были освещены, пели колядки и взамен получали угощения.
Борис Зворыкин. Рождественская открытка. Источник: wikimedia.
Как отголоски язычества сохранились колядки и гадания. Церковь не одобряет обращение к потусторонним силам, готовым открыть тайны будущего. Однако запреты и по сей день не останавливают девушек, желающих узнать имя суженого.
Ряжение также считалось предосудительным. Так, в 680 году на VI Вселенском соборе в Константинополе постановили отвергать «пляски и обряды» и осуждать тех, кто наряжается и надевает маски. За гадание и вовсе предлагалось отлучать от таинства причастия на шесть лет.
Даже если название праздника Семик уже и не упоминается, некоторые основные традиции его в народе продолжают жить. Традиции праздника Семик На картинах, изображающих проводы весны и Зеленые святки, чаще всего присутствуют молодые девушки. На Семик среди подросших девочек проводили обряд кумления. Юные барышни выбирали себе задушевных подруг, учились гадать на суженого. Символ Семика — береза как олицетворение жизненной энергии. Вокруг нее водили хороводы во имя предстоящего хорошего урожая. На дерево повязывали ленты, платки, бусы. Больше праздников Троица: что мы отмечаем на 50-й день после Пасхи Березовыми ветками украшали на кладбище могилы умерших родственников. В некоторых областях в этот день приоритет отдавали поминовению «заложенных» покойников.
Сначала поминали их души, а только после этого души своих родственников. Семик — единственный день в году, когда можно заказывать панихиду по покойнику, которого церковь отказалась отпевать при погребении. При изучении традиции праздника Семик можно вновь обратиться к опыту регионов, накопленному в течение столетий.
Святки 2024: сколько продлятся, традиции, чего категорически нельзя делать
Приметы и суеверия по дням недели на Святки не делились, так как каждый год праздники приходятся на разный период — совпадают только числа. Но каждой дате соответствовали свои обычаи, которые соблюдались из года в год. Число Обычаи и приметы 06. На стол ставится кутья и овсяный кисель. Принято печь пряничные фигурки из теста и раздаривать их родным и друзьям с пожеланием здоровья на весь год 07. На столе должно присутствовать 12 блюд.
За обедом нельзя злоупотреблять алкоголем лучше вообще не пить спиртное. По примете, от пьяниц отвернется удача на весь год 08. Дом нужно защищать специальными талисманами-оберегами. Следует быть очень аккуратным в действиях и мыслях. Опасное время продлится до 12 января 09.
Чтобы увиденное сбылось, лучше записать после пробуждения все детали на бумагу 10. Вечером молодежь загадывала желание на год — выходили за околицу и вбивали в землю колышек и привязывали к нему цветную ленту 11. Нельзя заговаривать с незнакомцами на улице, это может быть злой колдун или обернувшийся в человека черт. Чтобы защитить жилище, на дверях рисовали крест 12. В этот день принято было просить об исцелении: выходили на перекресток и трижды произносили имя болящего 13.
Ряженых обязательно нужно было пустить в дом и одарить сладостями или малой денежкой, иначе считалось, что хозяев будут весь год преследовать неудачи 14. Убираться сразу было нельзя — смести сор разрешалось только назавтра. Семена собирались и откладывались до весны, их использовали во время сева 15. Чтобы не навредить семье, ритуалы проводились вне дома — в бане или заброшенных избах. Для защиты гадальщик очерчивал себя кругом 16.
Для этого весь день собирали крошки со стола, следя, чтобы ни одна не упала на пол, и складывали в укромное место 17. Они склюют порчу и принесут здоровье и удачу 18. В этот день гадания считались наиболее верными. Народные приметы на каждый день недели Святок особо отмечали 13 января — канун Нового года по старому стилю. Его называли Щедровкой, а после заката — Васильев вечер.
Существовали свои обычаи, связанные с этим праздником: Наговор на крупу — в глиняный горшочек складывали по горсти разных зерен, нашептывая на каждую удачу, здоровье, богатство. Внести свою лепту должны были все члены семьи. Ставили горшочек на стол, где он стоял всю ночь, а утром отправлялись кормить птиц. Обряд на удвоение — связывали 2 ложки и оставляли на ночь.
Возможно, отсюда и пошло название Святок — все эти дни христиане «святят», то есть прославляют Христа и его Рождество. А с 567 года дни от Рождества Христова до Богоявления Крещения церковь официально причислила к праздничным. В католической церкви период Святок тоже почитается и называется Рождественским временем. Основу его составляет «октава Рождества»: она длится 8 дней и заканчивается 1 января — в день Торжества Пресвятой Богородицы.
Весь этот период службы проходят особенно торжественно, духовенство облачается в белые одежды. В последний день Святок, 6 января, часто устраивается карнавал. На Руси Святки всегда были общенародным праздником, объединяющим и знать, и простой народ. Многие храмы бывали настолько переполнены, что даже раздавались билеты на праздничную службу! В Святки Церковь призывает всех как можно чаще посещать храм, чтобы прославлять Рождество Христово. Чтобы праздник был у всех, в дни Святок издавна принято посещать тех, кому особенно трудно. Еще в Византии сложился обычай в эти дни посещать больных, узников, нищих, дарить им подарки, поздравлять с Рождеством и помогать, чем можно. Этот обычай сохранился и в наши дни: во многих приходах принято поздравлять с Рождеством тех, кто оказался в эти дни в больнице, тех, кто по немощи сам не может прийти в храм, детей из домов ребенка и детских домов, заключенных… Скромные подарки, угощение, тропарь Рождества и праздничные колядки — всё это помогает разделить радость праздника со многими.
Очень хорошо в эти дни навестить своих родителей, пожилых родных. От языческих времен надолго, особенно в селах, осталась традиция наряжаться — в медведя, шута и т. Ряженые дети и молодежь заходили поочередно в каждую избу с пением колядок — песен, славящих Рождество Христово.
Грустить и отсиживаться дома в Святые дни считалось грехом.
Самым популярным занятием в это время были колядки, то есть народное прославление Рожества. Радостные ватаги ребятишек перекатывались от дома к дому, воспевая вифлеемского Богомладенца и получая за это от хозяев домов вознаграждение в виде мелких монет и различных сладостей. Взрослые устраивали весёлые гонки на санях с запряженными в них лошадьми. Повсюду можно было видеть стремительное перемещение празднично одетого люда, шедшего на народные гуляния или в гости.
Ребята лепили снежных баб, катались с гор на санках, устраивали весёлые снежные побоища с ледяными крепостями. Повсеместно в Российской империи царила атмосфера благочестивого и обильного празднества. Русский историк и этнограф второй половины XIX века, исследователь славянских древностей, знаток русского народного быта Михаил Забылин собрал уникальные материалы о русском образе жизни, его обычаях и традициях в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия».
О том, как праздновали Святки наши предки, читайте в этом материале. Это торжество соответствовало священным ночам у немцев Weihnachten. По другим наречиям, «святки» swiatki означают праздники. В Малороссии, в Польше, в Белоруссии многие праздники известны под именем Святок swiatki , как, например, Зелёные святки, то есть Троицкая неделя.
Поэтому профессор Снегирев заключает, что можно извлечь, как самое название, так и большая часть народных игрищ перешла на север с юга и запада России. Если мы начали со Святок, то потому именно, что нет ни одного празднования на Руси, которое бы сопровождалось таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет и прочего, как так называемые Святки. На Святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. Бесспорно, что к обрядам языческим, а не иначе, принадлежат гадание, игры, наряды и прочее, которые выражают свою изобретательную сторону торжества, совершенно не имеющую ничего общего с христианскими целями и настроением духа, и — славление, то есть хождение детей, а иногда и взрослых со звездою, подчас с рацею, вертепом и тому подобными предметами.
Между тем как самое слово «святки» представляете понятие о значении святости дней по причине отрадного для христиан события. Но в древности, с незапамятных времен язычества, вошли обычаи и обряды в эти торжественные дни, и мы одолжены тому, что и в настоящее время эти обычаи не искореняются, а существуют, хотя и в разных видах и формах, более или менее изменёнными. Кормчая книга говорит, что святки, праздники приняты от эллинов греков ; то же подтверждение коляд от эллинов видим в 62 правиле «Стоглава» Стоглав, или Стоглавый собор — церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в январе — феврале 1551 г. Впрочем, профессор Снегирев свидетельствует, что святые отцы, говоря об эллинах, имели в виду безразлично языческие народы, в противоположность православным грекам и иудеям.
История говорит, что обычай этот существовал в Римской империи, Египте, у греков и у индийцев. Так, например, египетские жрецы, празднуя восстание Осириса или новый год и вместе с тем надев на себя личины и костюмы, соответствующие божествам, ходили по улицам города. Барельефы и иероглифы в Мемфисе и Фивах указывают, что такие маскарады совершались в новолуние и считались священным обрядом. Точно тому же подобные обряды совершались у персов в день рождения Митры, у индийцев — Перун-Монгол и Угады.
У римлян эти праздники назывались «днями Солнца». Напрасно Константин Великий, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст восставали против святочных волхований и безумных игр календ , — обычаи гадать и наряжаться все-таки остались, хотя в форме довольно измененной. Даже сам Император Петр I по возвращении из путешествия в Россию наряжал Зотова папою, а других своих любимцев кардиналами, дьяконами и церемониймейстерами, и в сопровождении хора певчих о святках ходил с ними к боярам по домам славить.
Известно, что Моисей, как законодатель, истребитель язычества и его обрядов в избранном народе, воспрещая поклонение идолам, воспретил и переряживание, как то делали жрецы египетские. Валсамон, патриарх XII века, говорит, что, несмотря на запрещение Церкви, на Западе продолжалось наряжение в шутовское платье, в сатиров, комедиантов, скотов, кумиров и чудовища; кроме того, представляли рождение Сына Божия, явление ангелов пастырям, обрезание, звезду, трех царей и тому подобное, что потом перешло и в Россию. Константин Багрянородный упоминает о Готских играх, которые совершались при дворе в присутствии императора о Рождестве Христове. Это были ряженые в вывороченных тулупах или шубах, или в масках, или с раскрашенными лицами, которые вертелись, бегали или, наконец, аккомпанировали под музыку.
Название игр «Готских» они получили потому, что греки наряжались по-готски, когда приходили к императору и получали подарки за пропетое ими государю многолетие и рождественский кондак. Близко будет к истине, если скажем, что во время сношения России с византийским двором святочные обычаи, как и многие прочие, перешли в Россию, так как, по словам профессора Снегирева, много славяноруссов в качестве телохранителей находились при дворе византийских императоров. Ряженые в деревне У скандинавов Святки были известны под именем Иольского и Юльского праздника Iuul, Ioel как важнейшего и продолжительнейшего из всех. Этот праздник отправлялся в честь Тора в Норвегии зимою, а в Дании в честь Одина для благословенной жатвы и скорого возврата солнца.
Начало праздника обыкновенно наступало в полночь 4 января, и продолжался целых три недели. Первые три дня были посвящены благотворениям и торжеству, последние затем дни были проводимы в веселье и пиршествах. Название Iuul происходит от Hjul, по-русски — колесо, потому что тогда год поворачивался колесом. Древность этого скандинавского праздника доказывается тем, что о нем рассказывал еще в VI веке Прокопий, византийский летописец.
У древних англосаксов должайшая и мрачнейшая ночь предшествовала дню рождения Фрейера или Солнца, называлась Материнскою ночью, так как эта ночь почиталась матерью солнца или солнечного года. В это время, по верованию северных народов, являлся дух Юлеветтен в образе черноликого юноши с женской повязкой на голове, закутанного в черный длинный плащ. В таком виде является будто бы он ночью в домы, как у русских о Святках суженый-ряженый, и принимает подарки. Это верование ныне на всем севере превратилось в забаву, уже лишенное всякого суеверного смысла.
Та же роль представлена на германском севере Филии. На Иольском празднике был в честь Фрейера убиваем вепрь в присутствии короля, как священное животное. Над этим животным, положив руки, клялись королю в верности. По окончании жертвы все предавались веселью, которое состояло в питие, яствах, плясках и разных играх.
Парни и девушки водили хороводы, пели, играли. Веселье продолжалось до ночи. В какой-то момент в избе появлялась компания ряженых.
Они устраивали забавы, в которые вовлекали всех присутствующих. Позже, после их ухода, иногда устраивали гадания. Посиделки на Святки.
Иллюстрация из книги И. Сахарова «Песни русского народа». Они надевали костюмы и маски животных, сказочных персонажей.
Человек в образе козла изображал Коляду — «бога торжеств и мира», как его назвал историк Н. Люди верили, что ряженые, изображая злых духов, на самом деле отгоняют их. После, в праздник Крещения, негатив смывали с себя святой водой.
Гадания на Святки Лучшими для гаданий считались две ночи: с 13 на 14 января и с 18 на 19 января. Крестьян интересовало, каким будет урожай на будущий год, как сложится судьба каждого из членов семьи. Девичьи гадания отличались особенным разнообразием.
Узнать о том, что предначертано в наступающем году, можно было с помощью воска, олова или свинца. Вещество растапливали, а затем выливали в воду. По форме получившейся фигурки судили о будущем.
Узнать судьбу можно было и другими способами — например, наблюдая за тенью горящего комка бумаги. Константин Маковский «Святочные гадания». Источник: wikipedia.
Брали четырехугольную доску, на ее углы клали корочку хлеба, уголек, кусочек глины от печи и кольцо. Четыре участницы гадания отворачивались, и кто-то накрывал доску скатертью. Затем под пение обрядовых песен девушки открывали каждая свой уголок и смотрели, что кому досталось.
Хлеб означал богатство, уголь — смерть, кусок печной глины — печаль, кольцо — замужество. Ряд гаданий раскрывал, кто из собравшихся девушек раньше других выйдет замуж. Например, одновременно бросали каждая свою лепешку собаке и смотрели, чье лакомство она съест в первую очередь.
Чтобы узнать, откуда жених, выходили на улицу и бросали разные вещи: кочергу, башмак с левой ноги, свернутый пояс.
Святочная неделя 2022: что можно и нельзя делать
Как проходили святочные гуляния в Петербурге XVIII веке. В 2025 году Святки начинаются 6 января (в Рождественский сочельник, с момента восхождения на небе первой звезды) и заканчиваются 18 января (в Крещенский сочельник, после освящения крещенской воды). Святочная неделя 2022: что можно и нельзя делать.
Рождественские святки: даты, история праздника, приметы и традиции
При этом же названием Керечуна у русских назывался рождественский пост или филипповки, такое название поста Карамзин объясняет короткостью дней зимних. Однако же, по замечанию профессора Снегирева, Карачун сходствует с сербским «карачити», то есть ходить, и с русским словом «корчить» что-либо или кого, кривляться. Потом еще есть догадка, неразрешенная, однако ж, ничем, — не имеет ли слово «корачун» какого-нибудь сходства с упоминаемым в Стоглаве чародеянии над корчагами. В Великороссии Святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжением в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовых надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в Средние века было мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске, рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных.
Переряженные, или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов, и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что они своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которые их носят. Но так как маски, по объяснению Нантского собора, — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня. В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряжеными по городу в те дома, где выставляемы были зажженные свечи на окнах, и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о Святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку, сидели окрутники.
Те же окрутники и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженые назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поезда они пели, играли на разных инструментах и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане потчевали этих ряженых вином и кушаньем. Иван Федотов.
Ряженые В Новгородской и Вологодской губерниях Святки до сих пор называются кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби — кудесники и кобники, которые гадали и, вероятно, кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Троице Псковской губернии Святки слывут «субботками». Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов, которые делают к тому нужные приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свечей. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки, как богатые, так и бедные, непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашенных, тогда ворота, до сих пор запертые, отворяются, и начинается прибытие холостых молодых людей.
Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые исстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которые потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются. Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался, подобно скоморохам, и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины. Петр I любил святочные игрища, в которых сам принимал участие, как было выше нами замечено.
В его время святочные игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где царевны святочничали с верховными сенными девушками и боярынями. Гадание В состав святочных обрядов входит гадание, где по каким-либо особенным знакам, искусственным или естественным, стараются предузнать человеческий жребий, свое будущее. В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения; но когда язычники стали переходить в христианство, то гадание стало преследоваться под видом ворожбы, и если гадание и осталось в народе как сила привычки по праву давности, то как народная забава самое слово «гадание» сродно с еврейским словом Гад, Gad — так называлась богиня счастья, а по другим, от санскритского Gad — исследовать, по третьим — Gadam — испытывать. Самое же гадание в древности было служение богине Гаде фортуне, богине счастья. Основываясь более на случайных, но естественных явлениях или знаках, открывали тайну, то есть что-нибудь угадывали. Ворожбою называлось действие сверхъестественных враждебных сил ко вреду одних или к пользе других, почему волхование, по толкованию Стоглава, называлось бесовским служением и имело одно и то же значение, что и колдовство, колдование, которым, по сказанию, занимались халдейские и другие волхвы.
Способы гадания бывают естественные или искусственные, какие встречаются не только у восточных народов, но у греков, римлян и славян. Святочными гаданиями вообще занимаются вечером или ночью. Святочные гадания, 1890-ые гг. Святочные вертепы и звезды Мы уже упоминали о бумажной звезде, с которой маленькие мальчики ходят на Рождестве славить Христа. Колядки, 1880-е гг. В Сибири также ходили с вертепом, о котором в наше время мало кто говорит.
Это был ящик о двух ярусах; в нем представляли разными деревянными фигурами сцены, относящиеся к Рождеству Христову: явление ангелов, поклонение волхвов, бегство в Египет. В верхнем ярусе вертепа представлялась смерть Ирода, а в нижнем — пляски. При этом дьячок зажигал свечи, которыми освещалась внутренность вертепа, а трапезник гасил их. У одного за плечами был кузов, у другого в руках тарелка, в которую клали деньги. С вертепом хаживали мальчики, иногда в сопровождении гудочника или скрипача. Славление наших царей Хотя в России не было западного праздника «путешествие трех царей», но со времен царя Алексея Михайловича было введено ходить государям о Святках славить даже к своим подданным.
Бесспорно, что к обрядам языческим, а не иначе, принадлежат гадание, игры, наряды и прочее, которые выражают свою изобретательную сторону торжества, совершенно не имеющую ничего общего с христианскими целями и настроением духа, и — славление, то есть хождение детей, а иногда и взрослых со звездою, подчас с рацею, вертепом и тому подобными предметами. Между тем как самое слово «святки» представляете понятие о значении святости дней по причине отрадного для христиан события. Но в древности, с незапамятных времен язычества, вошли обычаи и обряды в эти торжественные дни, и мы одолжены тому, что и в настоящее время эти обычаи не искореняются, а существуют, хотя и в разных видах и формах, более или менее изменёнными. Кормчая книга говорит, что святки, праздники приняты от эллинов греков ; то же подтверждение коляд от эллинов видим в 62 правиле «Стоглава» Стоглав, или Стоглавый собор — церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в январе — феврале 1551 г. Впрочем, профессор Снегирев свидетельствует, что святые отцы, говоря об эллинах, имели в виду безразлично языческие народы, в противоположность православным грекам и иудеям. История говорит, что обычай этот существовал в Римской империи, Египте, у греков и у индийцев. Так, например, египетские жрецы, празднуя восстание Осириса или новый год и вместе с тем надев на себя личины и костюмы, соответствующие божествам, ходили по улицам города.
Барельефы и иероглифы в Мемфисе и Фивах указывают, что такие маскарады совершались в новолуние и считались священным обрядом. Точно тому же подобные обряды совершались у персов в день рождения Митры, у индийцев — Перун-Монгол и Угады. У римлян эти праздники назывались «днями Солнца». Напрасно Константин Великий, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст восставали против святочных волхований и безумных игр календ , — обычаи гадать и наряжаться все-таки остались, хотя в форме довольно измененной. Даже сам Император Петр I по возвращении из путешествия в Россию наряжал Зотова папою, а других своих любимцев кардиналами, дьяконами и церемониймейстерами, и в сопровождении хора певчих о святках ходил с ними к боярам по домам славить. Известно, что Моисей, как законодатель, истребитель язычества и его обрядов в избранном народе, воспрещая поклонение идолам, воспретил и переряживание, как то делали жрецы египетские.
Валсамон, патриарх XII века, говорит, что, несмотря на запрещение Церкви, на Западе продолжалось наряжение в шутовское платье, в сатиров, комедиантов, скотов, кумиров и чудовища; кроме того, представляли рождение Сына Божия, явление ангелов пастырям, обрезание, звезду, трех царей и тому подобное, что потом перешло и в Россию. Константин Багрянородный упоминает о Готских играх, которые совершались при дворе в присутствии императора о Рождестве Христове. Это были ряженые в вывороченных тулупах или шубах, или в масках, или с раскрашенными лицами, которые вертелись, бегали или, наконец, аккомпанировали под музыку. Название игр «Готских» они получили потому, что греки наряжались по-готски, когда приходили к императору и получали подарки за пропетое ими государю многолетие и рождественский кондак. Близко будет к истине, если скажем, что во время сношения России с византийским двором святочные обычаи, как и многие прочие, перешли в Россию, так как, по словам профессора Снегирева, много славяноруссов в качестве телохранителей находились при дворе византийских императоров. Ряженые в деревне У скандинавов Святки были известны под именем Иольского и Юльского праздника Iuul, Ioel как важнейшего и продолжительнейшего из всех. Этот праздник отправлялся в честь Тора в Норвегии зимою, а в Дании в честь Одина для благословенной жатвы и скорого возврата солнца.
Начало праздника обыкновенно наступало в полночь 4 января, и продолжался целых три недели. Первые три дня были посвящены благотворениям и торжеству, последние затем дни были проводимы в веселье и пиршествах. Название Iuul происходит от Hjul, по-русски — колесо, потому что тогда год поворачивался колесом. Древность этого скандинавского праздника доказывается тем, что о нем рассказывал еще в VI веке Прокопий, византийский летописец. У древних англосаксов должайшая и мрачнейшая ночь предшествовала дню рождения Фрейера или Солнца, называлась Материнскою ночью, так как эта ночь почиталась матерью солнца или солнечного года. В это время, по верованию северных народов, являлся дух Юлеветтен в образе черноликого юноши с женской повязкой на голове, закутанного в черный длинный плащ. В таком виде является будто бы он ночью в домы, как у русских о Святках суженый-ряженый, и принимает подарки.
Это верование ныне на всем севере превратилось в забаву, уже лишенное всякого суеверного смысла. Та же роль представлена на германском севере Филии. На Иольском празднике был в честь Фрейера убиваем вепрь в присутствии короля, как священное животное. Над этим животным, положив руки, клялись королю в верности. По окончании жертвы все предавались веселью, которое состояло в питие, яствах, плясках и разных играх. Эти Иольские праздники продолжались по нескольку дней. Остатки этого празднества остались еще кое-где на скандинавском севере, к которому присоединились гадания, приметы, суеверия и пр.
В это время употребительна свинина и пироги в форме свиней. В Англии за несколько дней до праздника Рождества Христова начинаются в большей части городов ночное пение и музыка по улицам. В Голландии восемь ночей перед праздником и восемь после праздника ночей страж после возвещения утра прибавляет смешную песню, содержание которой — совет во время праздников есть кашу с изюмом и прибавлять в нее сахарного сиропа, чтобы она была слаще. Вообще рождественские праздники, несмотря на холодное зимнее время года, дышат весельем, как и канун Рождества. Впрочем, сочельник в России менее весел как день постный, как день приготовления и встречи к празднику. У простого народа всегда найдется бездна смешных преданий по случаю этого дня, и ночь перед Рождеством бывает свидетельницей множества суеверных наблюдений. В целой Англии существует поверье, что будто бы если войти в хлев ровно в полночь, то найдешь весь скот на коленях.
Многие убеждены, что в сочельник все пчелы поют в ульях, приветствуя день торжества. Это поверье распространено по всей католической и протестантской Европе. Вечером женщины ни за что не оставят кудели на прялках, чтобы черт не вздумал вместо них сесть за работу. Молодые девушки дают этому другое толкование: они говорят, что, если не допрясть кудели накануне Рождества, прялка придет за ними в церковь при венчании и мужья их подумают, что они Бог весть какие лентяйки. В этом убеждении девушки недопряженную кудель солят с целью сохранить ее от проделок черта. Если нитки останутся на мотовиле, их не снимают, как обыкновенно, а разрезывают. В Шотландии домашний скот в праздник Р.
В Святки не крестят детей. Гадания у православных под запретом. Народные приметы в Святки На Святки надевают самые лучшие вещи, желательно новые. В Старый Новый год не дают взаймы, чтобы весь год не быть должником. В Сочельник за праздничным столом стараются меньше разговаривать. В народе считают, что если много болтать, то год может быть неудачный.
Холостых не сажают на угол стола, иначе те не заведут семью. В православии гадание всегда считалось грехом Фото: Ольга Григорьева Святочные гадания В православии гадание всегда считалось грехом. Церковь до сих не приветствует, когда люди не оставляют попыток приоткрыть завесу будущего. Одни обращаются к картам Таро, другие гадают на кофейной гуще и смотрят на небо, считая звезды. На Святки молодые девушки гадают на любовь по воску, яблокам и зеркалу. Подруги собираются ночью, зажигают свечи и берут небольшое зеркало.
Его поворачивали к небу так, чтобы отражалась луна. По количеству маленьких лун в зеркале определяют, насколько большая будет семья.
История появления праздника Первые упоминания о праздновании Святок относятся еще к Древней Греции. Накануне Нового года, мужчины и женщины менялись нарядами, надевали маски, выворачивали шубы наизнанку, бегали, прыгали под звучные песни. Христианская церковь считала это язычеством и не одобряла.
Во времена Ивана Грозного такие маскарады проводились и на Руси. Мастера-рожечники изготавливали специальные маски, которые называли рожами. До 1648 года участие в Святках принимали скоморохи, которые были запрещены Указом царя Алексея Михайловича. Тех, кто приглашал скоморохов на Святки, отлучали от церкви. Святочное праздничное меню На само Рождество, согласно «Домострою», ели мясо птиц, поросят, баранину печёную, колдуны и щи.
На столах была щедро представлена выпечка. А на следующий день после Рождества пироги носили в церковь.
Святки: что это за праздник, традиции и обычаи
По традиции, Святки празднуются в одно время – это период с Сочельника до Богоявления. На святки часто создавались пары, ведь завершало святочные вечеринки Крещение, после которого начинался период свадеб. С 7 по 17 января в России проходят Святки, которые начинаются сразу после Рождества Христова и завершаются в Крещенский сочельник.