Новости капнист мария

Мария Капнист прошла через жестокие испытания и выстояла, не посрамив своих замечательных предков. Bookmark the permalink. передает пресс-служба библиотеки. Мария Капнист с дочерью Радой Мария Капнист с дочерью Радой. Ее дочь Рада родилась в тюремной больнице Степлага в Казахстане, где Мария жила на поселении.

Мария Капнист – Графиня из ГУЛага

Тут Мария Ростиславовна догадалась, что видела в зеркале свое отражение... Из лагерной Голгофы она вернулась в 42 года, но выглядела изможденной старухой. Это было страшное открытие. Каторжанам не разрешалось пользоваться зеркалами. Капнист чувствовала, что сильно похудела, знала, что постарела. Но не до такой же степени! На перрон она вышла первой, в старой телогрейке, стоптанных башмаках, с узелком в руках. Она сразу увидела Георгия — годы не изменили его, высокого, красивого. Он стоял с букетом цветов и вглядывался в выходящих из вагона пассажиров. Пару раз кинул взгляд и на нее...

Когда на перроне их осталось двое, он сказал: «Вас не встретили, и я не встретил». И пошел. У Марии подкосились ноги, пересохло во рту. Ах, если бы не увидела она себя в этом поганом зеркале, может, и посмелее была бы! Все-таки, найдя в себе силы, она кинулась за ним и закричала: «Юл, Юл!... Обернувшись и вглядевшись в ее полные слез глаза, он отшатнулся. Ужас, боль, страдание — все разом отразилось в его облике. Что они с тобой сделали! А она побежала прочь, не разбирая дороги.

Догнав ее, Георгий услышал: «Спасибо за ту правду, которую я увидела на твоем лице». Мария Ростиславовна уехала в Киев. С Георгием Евгеньевичем они дружили всю оставшуюся жизнь, ездили друг к другу в гости. Он не раз предлагал ей пожениться, но она не могла забыть той встречи на вокзале и не могла позволить себе сделать несчастным любимого человека. В Киеве Мария Капнист ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Работала дворником, массажистом. Приходила на киностудию, бродила по павильонам. И однажды встретилась с молодым режиссером Юрием Лысенко. Он предложил ей роль Игуменьи в картине «Таврия».

Поначалу актрисе было несколько жутковато — впервые она стояла перед камерой, а потом дела пошли на лад. Она оказалась довольно покладистой актрисой с оригинальными и внешними, и внутренними данными. На нее обратили внимание многие режиссеры Киностудии имени Довженко, приняли в свой штат, а Союз писателей выдал Марии Ростиславовне как потомку выдающегося писателя В. Капниста путевку в Дом творчества «Коктебель» на Черном море. Там актриса окрепла, отдохнула, подлечилась и начала активно сниматься в кино. Мы не видели Марию Капнист на экране молодой и красивой. Зато она принесла в наш кинематограф свою светлую, мудрую, добрую душу, свой таинственный, выразительный облик. Пусть это были роли небольшие, но все же незабываемые. Трудно себе представить другую актрису в этом хитром и страшном образе.

А ей приходилось работать не только с коллегами, но и с животными. В частности — с огромным тигром. Мария Ростиславовна не побоялась с ним «познакомиться», войти в клетку. После лагерей она не боялась ничего — ходить ночью на кладбище, купаться в ночном море, пресекать хамство и хулиганство. Те годы выбили из нее напрочь страх и слезы. Она даже разучилась плакать. О роли Наины Капнист, заполняя присланную ей Госфильмофондом анкету, писала так: «В образе этой страшной колдуньи я была утверждена безоговорочно, после десяти проб народных актрис. Чтобы оправдать доверие, надо было вселить в себя этот образ. В каждую клетку нерва, кровеносного сосуда, разума.

Чтобы поразить современного зрителя. Даже маленький зритель нашей эпохи очень взыскателен, приучен к телевизору и киноэкрану». Александр Птушко хотел и дальше снимать Марию Капнист во всех своих фильмах, но вскоре после премьеры «Руслана и Людмилы» умер. Зато образ ведьмы надолго «прилип» к образу самой актрисы. Как-то, направляясь к своему подъезду мимо лавочки, на которой всегда собирались местные старухи-сплетницы, она услышала вслед: «Ведьма, ведьма... Дома она связала в одну длинную веревку простыни, скатерти, половики и спустилась по ней из окна со своего третьего этажа. Обойдя дом, она как ни в чем не бывало вновь вошла в подъезд. Старухи оцепенели и еще долго не могли прийти в себя. Сама же Мария Ростиславовна любила называть себя Бабой Ягой.

Она так и подписывала открытки и письма своим друзьям и близким: «Баба Яга. У Марии Ростиславовны была точеная фигура. Мы вместе ходили в танцкласс при студии киноактера. После динамичной нагрузки, когда все уже пыхтели, она еще умудрялась делать кульбит. И это в шестьдесят пять лет! Она никогда не переставала следить за собой и заниматься йогой. При этом одевалась экстравагантно. Вовсе не потому, что у нее не было во что… Ей много дарили художники: и оригинальные авторские шарфы, и связанные вещи, и украшения. Только все, что к ней приходило, так же легко она раздавала.

Сколько раз я ее уговаривала: «Эту юбку носить уже нельзя! Она тихонько удивлялась и делала по-своему. Чалма — ее спасительный маневр, когда спешишь и нет времени на прическу. А Мария Ростиславовна спешила всегда. Кроме того, чалма — стимул держать высоко голову. Несмотря на то что Мария Ростиславовна всегда спешила, она вечно опаздывала. Ей специально говорили на полчаса раньше, чтобы она хоть как-то успела. Многие считали ее женщиной «не от мира сего». За необычную внешность, за странность в поведении, за манеру одеваться.

Капнист, действительно, была ни на кого не похожей. Она воспринимала мир по-своему и любила его по-своему. В ее огромной измотанной душе могло найтись место для каждого, однако не все это хотели понять. Кто-то ее боялся, кто-то боготворил. Дом Марии Ростиславовны всегда был полон. У нее собирались люди самых разных профессий и возрастов. Человек с богатым чувством юмора, она с удовольствием рассказывала даже о своих злоключениях. Однажды, будучи в киноэкспедиции в Душанбе, она шла по ночному городу и неожиданно почуяла дурманящий аромат местных цветов, доносящийся из-за высокого забора. Актриса полезла на ограду, но не удержалась и сорвалась прямо на середину клумбы.

Из глубины двора на нее с лаем кинулась собака. С ней Мария Ростиславовна быстро нашла общий язык, но вот появился и хозяин дома. В саду было темно, поэтому он не мог разглядеть виновницу переполоха. А Капнист тем временем тоненьким голосом школярки оправдывалась: «Вы меня не ругайте! У вас такие чудные цветы, и я не удержалась! Всего-то три веточки сорвала... И, положив руку на тонкую талию актрисы, произнес: «Дэвушка, вы такой хорошая... Дэвушка, будтэ мой седмой жэна!.. Развернул сей «падишах» свою «наложницу» к себе лицом и упал в обморок.

А историю про другого «жениха» Марии Ростиславовны любила рассказывать Рада. Это было в Крыму, где они вдвоем проводили отпуск. Как-то раз мама уговорила дочку поплавать в море ночью. Пришли на пляж. Мария Ростиславовна разделась и поплыла, а Рада осталась дожидаться ее на берегу. Вдруг откуда ни возьмись появился паренек, видимо, увидевший издалека, как стройная женщина заходила в воду. Он решил догнать ночную купальщицу. Я хочу с вами познакомиться поближе! А тот не унимался: «Девушка, вы такая прекрасная, давайте встретимся...

Мария Ростиславовна доплыла до песка и повернулась к настырному ухажеру: «Ну, теперь давай знакомиться». Луна осветила ее немолодое лицо, и парень кинулся обратно в воду с криком: «У-у, ведьма-а-а! Мария Капнист любила свою профессию фанатично. Когда ей предложили перейти на пенсию, ее возмущению не было предела: «Вы что? Я не могу без своей работы! Она так долго была отнята от меня! Съемки шли в Исфаре при жаре в 50 градусов, и Капнист была единственной, кто не впадал в отчаяние и неутомимо трудился. В комедии «Шанс» незабываема великосветская дама Милица Федоровна — та самая персидская княжна, которую бросил Стенька Разин «в набежавшую волну». Эту роль она делила с юной красавицей Д.

Под конец восьмидесятых Марию Ростиславовну было практически невозможно застать дома. Она снималась в самых разных уголках страны: «Прощай, шпана Замоскворецкая», «История одной бильярдной команды», «Искусство жить в Одессе», «Ведьма», «Белые одежды»... Был создан даже документальный фильм «Три песни Марии Капнист», посвященный ее жизни и творчеству. Ее обожали земляки. Подходили на улицах, дарили цветы, говорили добрые слова. Она была частой гостьей в своем родовом имении — в Обуховке, где похоронен Василий Васильевич Капнист. Нередко выступала перед инвалидами и ветеранами, опекала бедных и нищих прихожан церквей, в которые постоянно ходила.

Долгожданную и выстраданную дочь Мария оберегала, как могла. И второй срок - десять лет - получила за то, что ударила воспитательницу детского сада, которая издевалась над ее двухлетним ребенком. Когда они встретились снова, Раде, успевшей к тому времени побывать в восьми детдомах, уже внушили, что у хороших матерей дети не живут в приютах. Поэтому когда после амнистии мама начала меня навещать, я от нее пряталась. Меня всем миром искали и тащили к ней силой. Представляете, что она чувствовала? Освобождаясь, она пообещала маме обо мне заботиться и, приехав в Харьков, перевела меня в местный детдом. Правда, забрать меня ей не позволили, но все равно она дала мне очень много. Потому я и считала, что не должна предавать Валентину Ивановну. Мария Капнист тоже не смогла забрать Раду к себе: из лагерей она вернулась со справкой, запрещающей ей воспитывать детей. Квартиры своей у нее в Киеве не было. Ее приютили родственники. Подрабатывала массажисткой, уборщицей, дворником. В ее маленькую однокомнатную квартирку все время шли люди. И всем находилось место, все чувствовали себя уютно. Она была очень доброй, светлой, мудрой женщиной. А когда я сама стала матерью, окончательно поняла, что она не виновата в моем сиротском детстве. Это и помогло ей получить первую роль. Она стояла в фуфайке около касс кинотеатра им. Довженко, подбежал молодой режиссер Юрий Лысенко и со словами: «В каком фильме вы снимаетесь? Режиссеры приходили в восторг от ее выразительной внешности и заваливали предложениями сыграть аристократок, монахинь, ведьм… В «Новых приключениях янки при дворе короля Артура» она вообще исполнила сразу три роли: Фатум, рыцаря и игуменьи. С потерей красоты и молодости, которые у нее забрали лагеря, Мария Капнист довольно быстро смирилась и даже относилась к этому с юмором. На фотографиях дочери она подписывалась: «С любовью, твоя баба Яга». Она с ними прыгала, бегала, разыгрывала представления, могла схватить метлу и носиться с ней по двору, - вспоминает Рада. С легкостью делала «березку», превосходно плавала. Часто меня упрекала: «Рада, почему ты сутулишься? Ходи прямо, меньше болеть будешь! А еще никогда не ругалась. Если слышала от меня бранное словцо, реагировала мгновенно: «Рада, я 15 лет провела с уголовниками, и ко мне это не пристало. Как же ты можешь позволять себе такое?! Говорили даже, что она забеременела от охранника. Это маму очень оскорбляло, - признается Рада. Только перед смертью она назвала имя родителя. Оказывается, моим отцом стал польский шляхтич Ян Волконский, которого тоже сослали в Сибирь. Когда мне исполнилось три года, его расстреляли. Зато о роде Капнистов Мария Ростиславовна могла говорить часами. Едва мать и дочь начали общаться, она стала прививать Раде чувство гордости за ее фамилию. Окончила политехнический институт, уже более 30 лет работает инженером на Харьковском авиазаводе. Хотя семейная тяга к искусству сказывается: женщина по собственной инициативе распространяет на предприятии билеты в концертные залы города. Она вырастила двоих сыновей - Ростислава и Георгия, и у нее уже два внука. Причем младший, родившийся 22 марта, в один день со своей знаменитой прабабушкой, - похож на нее поразительно. Отца Марии после революции расстреляли в Крыму, а семья перебралась в Ленинград. Из-за дворянского происхождения Марию выгнали из театрального института и запретили жить в городе на Неве. Некоторое время Мария Капнист работала бухгалтером в Киеве, затем в Батуми. В 1941 году репрессирована. После амнистии приехала в Киев. Трагически погибла в 1993-м - ее сбил автомобиль. Похоронена в родовом имении графов Капнистов в Обуховке Полтавская обл. Помните, там ее знаменитый «колдовской» взгляд? Так вот по сценарию в фильме должен был появиться живой волк. Но режиссер Птушко захотел заменить его тигром. Маму об этом не предупредили. Заходит она в павильон и вдруг слышит рычание, оборачивается, а перед ней изготовившаяся к прыжку огромная кошка!

Что и говорить, если в гостях у Капнистов бывал даже Федор Шаляпин. Именно он давал маленькой Марии первые уроки вокала и нахваливал ее задатки. Сама девочка тоже мечтала податься в артистки. Однако события развивались непредсказуемым образом. Вступление Российской империи в Первую мировую, последующий крах и революция привели к большим переменам. Поначалу в графской семье надеялись, что всё в стране наладится, но быстро разочаровались. Переезд в Крым не стал спасением. Начало всех бед Отца Марии графа Ростислава Ростиславовича расстреляли в 1921 году, якобы за пособничество врангелевцам. В том же году не стало старшей сестры Лизы. Старший брат Василий ушел из жизни через 5 лет, а брат Андрей пропал без вести. Тетю и вовсе лишили жизни прямо на глазах Марии. Приходилось молоть виноградные косточки. Спасались за счет дельфиньего жира — одному рыбаку удалось поймать дельфина», — вспоминала Мария свое детство в Крыму. Здесь всё стало налаживаться. Девушка поспешила за давней мечтой, отучилась в театральной студии и оказалась в Ленинградском институте. Педагоги ее хвалили, она начала появляться на сцене. Однако затем всплыла информация о дворянском происхождении Марии.

Вскоре мать увидела на нежной коже ребёнка синяки и ссадины. Однажды, оставив Раду в саду, она не ушла, а затаилась за дверью. В щёлочку увидела ужасную картину: воспитательница со словами о том, что выбьет из неё врага народа, принялась изо всех сил трепать малышку за щеку и награждать оплеухами. Возмущённая мать кинулась защищать своего ребёнка. В результате изверг в образе воспитателя оказалась в больнице, а Марии на десять лет увеличили срок наказания и отправили на сибирский лесоповал. Девочку же, невзирая на материнские мольбы, увезли в детдом. Всю жизнь она была безмерно благодарна ещё одной лагерной подруге. Ожидавшую освобождения Валентину Базавлук, Мария попросила разыскать её Раду. Выполнить просьбу Валентине удалось с большим трудом. Девочке изменили фамилию и отчество, помогло в поисках только редкое имя Радислава. Каким-то образом женщина упросила перевести ребёнка в детдом своего родного Харькова. Она постоянно навещала девочку, которая называла её мамой. Настоящую же мать Рада долго не могла признать, отношения наладились, когда дочка достигла подросткового возраста. Микояна и обратилась с просьбой заступиться за Капнист. В 1956 году Мариэтта на семь лет раньше вышла на свободу, спустя два года её полностью реабилитировали. Возрождение Бывшая красавица и аристократка, вышедшая на волю после 15 лет лагерей, в свои 43 года выглядела 80-летней старухой. Возлюбленный друг Георгий Евгеньевич, ждавший ее освобождения и поддерживающий посылками в лагерях, встретив её на вокзале, не узнал и протянул ей букет со словами: « Вас никто не встретил, и я не дождался, ту которую хотел увидеть много лет…» От горького замечания, что она как раз та, кого он ждал, мужчина буквально потерял дар речи. Позже он попросил её руки. Но женщина отказала, посчитав, что на такой поступок его толкнула жалость. А друзьями они оставались до конца жизни. После освобождения Мариэтта работала массажистом и дворником. Затем, она устроилась в Киевский театр уборщицей: об артистической карьере думать не приходилось. Но удача всё-таки улыбнулась бывшей заключённой и графине в одном лице: в 45 лет ей предложили крохотную роль в фильме «Одна ночь», а потом и постоянную работу на киностудии имени Александра Довженко. В 1958 году после ряда мытарств ей удалось получить роль игуменьи в фильме «Таврия» молодого режиссёра Юрия Лысенко. Успех этой дебютной работы обратил на неё внимание многих режиссёров киностудии имени Довженко, где Мария Ростиславовна в дальнейшем активно снималась. Получила известность своими характерными образами — графинь, дам, загадочных старух, ведьм, цыганок и чародеек.

Мария Ростиславовна Капнист

Мария Капнист родилась в марте 1913 года в Санкт-Петербурге. Заслуженная артистка Украины (1988) Потомственная дворянка, графиня Мария Капнист, из рода поэта Василия Васильевича Капниста, родилась 22 марта 1914 года в Петербурге. "Частная история": Мария Капнист. 1956 год. Красноярская железная дорога. В судьбе дворянки Марии Капнист были и 15 страшных лет сталинских лагерей, и роли в 120 кинофильмах. После всех суровых испытаний, мук и пыток, она сохранила чувство. Когда в 1958 году Марию Капнист освободили, выглядела она ужасно, хотя ей было всего сорок четыре – тёмная от руды кожа, морщины, обвисшее лицо, выбитые зубы.

Мельпомена и ГУЛАГ: Мария Капнист

Первое время, не имея ни жилья, ни средств к существованию, Мария ночевала где придется: на скамейках в парках, на вокзале, в подъездах. Чтобы прокормить себя и дочь, ей пришлось устроиться дворником. Кино Женщина подметала улицы возле студии Довженко, когда ее приметил начинающий режиссер Юрий Лысенко. Молодой человек долго наблюдал за колоритной «старушкой» лихо управляющей метлой. Наконец решился окликнуть. Они долго разговаривали.

Лысенко проникся тяжелой долей этой удивительной женщины и пригласил ту на роль игуменьи в драму «Таврия». С этих пор началась творческая карьера «графини рудников». На счету великой и неподражаемой актрисы более ста ролей. Кого она только не играла! Но все ее героини поражали особой статью, осанкой, внутренней красотой и стальным характером.

Будь то графиня, ведьма, цыганка или колдунья. Невозможно забыть ещё с далекого детства те ощущения жути и страха, испытываемые всякий раз в начале каждой из трёх серий «Бронзовой птицы». Под зловеще-таинственную музыку на экране появлялась субтильная фигурка экономки-графини в черной одежде, с застывшим, смертельно бледным лицом. Её магический взгляд пугал и настораживал… Выжить в аду и погибнуть под колесами мирного авто Мария Ростиславовна дожила до глубокой старости. Режиссеры любили работать с этой потрясающей актрисой.

Привыкшая трудиться, она отдавалась работе целиком и полностью, не обращая внимание ни на подорванное здоровье, ни на возраст. Ее жизнь оборвалась трагически в возрасте 80 лет. До этого дня актриса никогда не пользовалась подземными переходами. Очевидно, прошлая подземельная жизнь оставила неизгладимый след. Ее сбила машина, когда она переходила дорогу на оживленной улице.

Ростислава Капниста расстреляли, его старшая дочь не выдержала ужасной новости — у неё остановилось сердце. Спастись удалось лишь матери и младшей Мариэтте, но жестокость советской власти породила в девочке сильную ненависть. Наша героиня попала в обычную школу, где помогала оформлять стенгазеты с пропагандой против себя самой. Конечно, она скрывала свою историю, но сдержать злость всё же не смогла. Однажды, когда учительница попросила ребят найти рифму к слову «коммунист», Мариэтта произнесла: «Никогда коммунистом не будет Капнист! Уже там девочка окончила школу, отучилась три года в театральном вузе и вновь встретилась с зачистками «нежелательных элементов». Капнистам запретили жить в Ленинграде. Мариэтта с матерью отправилась на Украину, где ей пришлось «залечь на дно», так что девушка отучилась на самую обычную профессию — бухгалтера. Но и здесь её ждала неудача. С началом новой войны по всей стране прокатилась антишпионская истерия.

Дворянское происхождение и иностранная фамилия выдавали в Мариэтте «врага народа». В августе 41-го её арестовали, а спустя год отправили в исправительно-трудовой лагерь. Сначала девушка попала в Карлаг, потом её переправили в Степлаг. В лагерных бараках она нашла себе подруг: поэтессу Анну Тимиреву и актрису Татьяну Окуневскую. Там же Мариэтта встретила польского инженера Яна Волконского, в которого по-настоящему влюбилась. К несчастью, жизнь мужчины закончилась у расстрельной стены.

Обойдя дом, она как ни в чем не бывало вновь вошла в подъезд. Старухи оцепенели и еще долго не могли прийти в себя.

Сама же Мария Ростиславовна любила называть себя Бабой Ягой. Она так и подписывала открытки и письма своим друзьям и близким: «Баба Яга. Многие считали ее женщиной «не от мира сего». За необычную внешность, за странность в поведении, за манеру одеваться. Капнист, действительно, была ни на кого не похожей. Она воспринимала мир по-своему и любила его по-своему. В ее огромной измотанной душе могло найтись место для каждого, однако не все это хотели понять. Кто-то ее боялся, кто-то боготворил.

Но мало кто знал, что в далеких и страшных шахтах Караганды она не задумываясь бросилась под вагонетку, чтобы спасти жизнь тридцати восьми каторжникам, а потом два года была прикована к постели. Или другой случай: Мария Ростиславовна, рискуя быть наказанной, пробиралась в мужской лагерь и ухаживала за умирающим товарищем — писателем Даниилом Фибихом. Вернувшись домой, Капнист прежде всего вспомнила, что она женщина. Она страстно следила за модой, ухаживала за своей внешностью. Но что забавно, на рубеже 60—70-х годов она окончательно выбрала себе имидж и не изменяла ему до конца дней: ей по душе пришлась длинная, свободная одежда. Воздушные пестрые юбки и сарафаны, яркие платки и неизменные букетики цветов — этим она еще больше восхищала одних и раздражала других. Дом Марии Ростиславовны всегда был полон. У нее собирались люди самых разных профессий и возрастов.

Человек с богатым чувством юмора, она с удовольствием рассказывала даже о своих злоключениях. Однажды, будучи в киноэкспедиции в Душанбе, она шла по ночному городу и неожиданно почуяла дурманящий аромат местных цветов, доносящийся из-за высокого забора. Актриса полезла на ограду, но не удержалась и сорвалась прямо на середину клумбы. Из глубины двора на нее с лаем кинулась собака. С ней Мария Ростиславовна быстро нашла общий язык, но вот появился и хозяин дома. В саду было темно, поэтому он не мог разглядеть виновницу переполоха. А Капнист тем временем тоненьким голосом школярки оправдывалась: «Вы меня не ругайте! У вас такие чудные цветы, и я не удержалась!

Всего-то три веточки сорвала... И, положив руку на тонкую талию актрисы, произнес: «Дэвушка, вы такой хорошая... Дэвушка, будтэ мой седмой жэна!.. Развернул сей «падишах» свою «наложницу» к себе лицом и упал в обморок. А историю про другого «жениха» Марии Ростиславовны любила рассказывать Рада. Это было в Крыму, где они вдвоем проводили отпуск. Как-то раз мама уговорила дочку поплавать в море ночью. Пришли на пляж.

Мария Ростиславовна разделась и поплыла, а Рада осталась дожидаться ее на берегу. Вдруг откуда ни возьмись появился паренек, видимо, увидевший издалека, как стройная женщина заходила в воду. Он решил догнать ночную купальщицу. Я хочу с вами познакомиться поближе! А тот не унимался: «Девушка, вы такая прекрасная, давайте встретимся... Мария Ростиславовна доплыла до песка и повернулась к настырному ухажеру: «Ну, теперь давай знакомиться». Луна осветила ее немолодое лицо, и парень кинулся обратно в воду с криком: «У-у, ведьма-а-а! Мария Капнист любила свою профессию фанатично.

Когда ей предложили перейти на пенсию, ее возмущению не было предела: «Вы что? Я не могу без своей работы! Она так долго была отнята от меня! Съемки шли в Исфаре при жаре в 50 градусов, и Капнист была единственной, кто не впадал в отчаяние и неутомимо трудился. В комедии «Шанс» незабываема великосветская дама Милица Федоровна — та самая персидская княжна, которую бросил Стенька Разин «в набежавшую волну». Эту роль она делила с юной красавицей Д. Под конец восьмидесятых Марию Ростиславовну было практически невозможно застать дома. Она снималась в самых разных уголках страны: «Прощай, шпана Замоскворецкая», «История одной бильярдной команды», «Искусство жить в Одессе», «Ведьма», «Белые одежды»...

Был создан даже документальный фильм «Три песни Марии Капнист», посвященный ее жизни и творчеству. Ее обожали земляки. Подходили на улицах, дарили цветы, говорили добрые слова. Она была частой гостьей в своем родовом имении — в Обуховке, где похоронен Василий Васильевич Капнист. Нередко выступала перед инвалидами и ветеранами, опекала бедных и нищих прихожан церквей, в которые постоянно ходила. А главное — она добилась возвращения Украине имени одного из своих славных предков — В. Было широко отмечено его 230-летие, изданы произведения поэта и даже включены в школьную программу. Правда, памятник ему так и не поставили.

Энергии и неугомонности этой немолодой женщины можно было позавидовать. Не сиделось ей дома и в тот теплый октябрьский вечер 1993 года, когда Мария Ростиславовна зашла в Дом кино и, не обнаружив в программе никакого фильма, отправилась на киностудию. Обойдя все коридоры, поговорив с коллегами и работниками студии, она собрала букет опавших осенних листьев и, напевая под нос песенку, пошла домой. Было уже темно, и Мария Ростиславовна не сразу заметила выскочившую из-за поворота машину... Когда-то, еще в карагандинском лагере, Марии Капнист приснился сон, будто вышла она на дорогу, на которой лежит мешок с зерном, а вокруг стоят люди и не знают, что с ним делать. Подобрала она мешок, взвалила его на плечи и раздала зерно людям. Подумалось ей тогда, что сон этот вещий, что творить добро — это высшее предназначение на земле. В этом смысл жизни, в этом спасение.

Много лет прошло, но сколько людей помнят доброту необыкновенной женщины. И хотя жизнь дала мне немало трудных испытаний — не жалуюсь на свою судьбу. Давать силу другим — вот наибольшая радость жития. Будьте добрыми. Помните, что наилучшее дело на земле — творить добро». Эти строки принадлежат Марии Ростиславовне Капнист.

Родилась 22 марта 1914 года в Санкт-Петербурге. Закончила студию Ленинградского драматического театра им. Пушкина 1934. Потомственная дворянка, графиня, воспитанная в лучших традициях русской культуры, в первые же годы советской власти потеряла всё: дом, близких людей, свободу. Каторжные работы в самых дальних и страшных уголках страны, разлука с маленькой дочкой, полная потеря былой женской красоты, а вместе с ней и самоотречение от единственной на всю жизнь любви — она выдержала все испытания и нашла в себе силы заняться любимым делом.

Актрисы и певицы сложной судьбы: За что и сколько сидели самые знаменитые зэчки

Мать - праправнучка атамана Серко. Сперва ее жизнь была счастливой и безоблачной. Но так продолжалось всего несколько лет до октября 1917 года. А дальше начались проблемы. Но Мария не озлобилась, лишь стала очень мудрой и прозорливой женщиной. В кино главных ролей досталось ей немного.

В лагерях Урусова в общей сложности провела 17 лет. В первый раз её осудили на десять лет лагерей и отправили по этапу в Буренинский пункт Дальлага, где она работала в отряде топографов, была дояркой и счетоводом. Затем актрису перевели на станцию Известковую, где она играла на сцене театра КВО Печорлага, а потом её досрочно освободили. В Москву Урусова вернуться не смогла, служила в театре в Угличе, но в 1949 году её арестовали прямо на сцене. Актёры организовали ей вызов в театр Норильска, где она играла на сцене с Иннокентием Смоктуновским и Георгием Жжёновым. Только в 1955 году она вернулась в Москву, в родной театр, где сыграла ещё 200 ролей, создавая запоминающиеся роли русских женщин и аристократок. В лагерях Урусова потеряла всю семью: погибли её мать и отец, на Колыме погиб муж — потомственный дворянин Михаил Унковский, а сестру Елену расстреляли. Российский зритель может помнить актрису по фильму "Курьер", где она сыграла бабушку главной героини Кати. А любителям советского кино она запомнилась по фильму "Арбатский мотив". Лидия Русланова: "Делала это не без азарта! Её арестовали одновременно с мужем — генерал-лейтенантом Владимиром Крюковым. Обыск в их квартире и в квартире её няни действительно выявил наличие большого количества картин и драгоценностей. А Русланова и не думала отнекиваться: "Я хорошо зарабатывала исполнением русских песен, и, как только где появлялось красивое кольцо или камни, я их скупала. Признаюсь, делала это не без азарта... Но, если офицеров в застенках мордовали от души, с Руслановой обходились деликатнее — ей просто не давали спать. Лидия Русланова. На 2000 зэков было только 17 женщин. Но каких! В заключении Русланова часто болела, но всегда охотно пела для зэков, а вот для начальства могла и отказаться петь. За эту строптивость лагеря ей заменили тюремным заключением во Владимире, где она перенесла несколько воспалений лёгких — за острый язык она и там попадала в карцер. Только в 1953 году, когда Жуков стал замминистра обороны, певицу освободили. Родные, увидевшие её после заключения, ахнули — Русланова похудела, лишилась косы и стала совершенно седой.

Перед ним чекисты изъяли у Капниста "одиннадцать пачек папирос, две коробки табаку, восемь книжек курительной бумаги, пять штук свечей, один пояс, одну военную шубу". Сегодня на месте расправы установлена памятная доска. Крымские татары, для которых память о Капнисте была священна, помогли вдове и дочке Маше бежать из Судака в национальной одежде. Шестнадцатилетней Мария Ростиславовна попала в Ленинград, где поступила в театральную студию Юрия Юрьева, а после ее закрытия — в институт. Из-за "чистки партийных рядов", развернувшейся после расстрела друга семьи Капнистов Сергея Кирова, актерское образование пришлось прервать и спешно выехать из Ленинграда. Однако от упрямого замысла судьбы, исполненного трагизма, убежать не удалось: в начале 1941 года "за антисоветскую пропаганду и агитацию" Марии дали восемь лет. В итоге срок растянулся на все пятнадцать. В лагере она познакомилась с фактической супругой флотоводца и ученого Александра Колчака Анной Тимиревой, с которой играла в спектаклях тюремного театра. К примеру, писатель Даниил Фибих в мемуарной книге "Двужильная Россия" вспоминал, как Мария Ростиславовна исполняла роль Констанции в спектакле по пьесе Карло Гольдони "Забавный случай". По словам дочери актрисы Радиславы Капнист, если в лагерь та отправилась с весом 92 килограмма, то оттуда вернулась 47-килограммовой. Первую роль ее матери предложил украинский режиссер Юрий Лысенко в кинокартине "Таврия". В фильме она исполнила роль монахини. Затем последовали более ста ролей, в том числе неповторимые образы инокинь, ведьм, старух и даже графинь. А простудилась она, закаленная лагерными бараками, в больнице, куда попала сбитой автомобилем. Как рассказывала актриса Раиса Недашковская, незадолго до смерти Капнист "успела попрощаться с дорогими ей местами". Сотрудница вспоминала, что, уходя, она несколько раз порывалась зайти в Красный зал.

Капнистом написано его главное литературное произведение — комедия «Ябеда», которая вывернув наизнанку весь чиновничий мир Российской Империи, предвосхитила в будущем появление «Ревизора» и «Горя от ума». Из сыновей последнего Иван Васильевич 1798-1860 был Смоленским и Московским губернатором, затем сенатором, а из внуков: Дмитрий, Пётр и Павел были сенаторами, директорами Департаментов. Тяжкая и неповторимая доля выпала Марии Капнист. После разгрома большевиками семьи Капнистов в Крыму и расстрела в январе 1921 г. Девочка мечтала о театре, сызмала видела себя на театральных подмостках. В 1931 г.

Следственное дело графа Р.Р.Капниста

Мария Ростиславовна Капнист, урождённая Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко (9 (22) марта 1913[3], Санкт-Петербург — 25 октября 1993, Киев) — советская и украинская актриса. По биографии актрисы Марии Капнист можно снимать исторические документальные и художественные фильмы. Ну а профессиональную оценку творчества Марии Капнист дал получасовой фильм из серии «Человек в кадре», показанный в завершение встречи.

Ведьмы, цыганки и чародейки Марии Капнист. Как графиня из ГУЛАГа попала в кино?

По биографии актрисы Марии Капнист можно снимать исторические документальные и художественные фильмы. В молодости актриса Мария Капнист была настоящей красавицей. Мария Капнист принадлежала к старинному дворянскому роду, будучи по отцовской линии двоюродной правнучкой Василия Капниста. В заключении у Марии Капнист родилась дочь Радислава, отцом которой был польский инженер Ян Волконский (его впоследствии расстреляли). Заслуженная артистка Украинской ССР Мариетта Капнист-Серко, известная также как Мария Капнист, сыграла старуху Изергиль в фильме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо». Как потерявшая семью и отсидевшая 15 лет в лагерях дочь графа Мария Капнист стала главной киноведьмой СССР. Она была рождена, чтобы блистать на светских раутах.

Лента новостей

  • Тяжелая судьба Мариэтты Капнист. Графиня из ГУЛага
  • Основная навигация
  • Мария Капнист — биография
  • Неисчерпаемый источник чудесных исцелений: о Козельщанской иконе Божией Матери
  • KMSAuto Net 2024 новая версия без вирусов
  • Голубая кровь: графиня Капнист , пройдя через ужасы лагерей и репрессий...

Следственное дело графа Р.Р.Капниста

Мария Капнист с дочерью Радой Мария Капнист с дочерью Радой. Ее дочь Рада родилась в тюремной больнице Степлага в Казахстане, где Мария жила на поселении. мария капнист графиня из гулага. Все Капнисты достойно соответствовали девизу на своем родовом гербе: «В огне непоколебимые». Заслуженная артистка Украинской ССР Мария Ростиславовна Капнист родилась в 1914 году в Петербурге. В знаменитом приключенческом фильме «Бронзовая птица» Мария Капнист предстала в образе таинственной, наводящей на ребят страх, графини. Заслуженная артистка Украины (1988) Потомственная дворянка, графиня Мария Капнист, из рода поэта Василия Васильевича Капниста, родилась 22 марта 1914 года в Петербурге. Потомственная дворянка, графиня Мария Капнист, из рода поэта Василия Васильевича Капниста, родилась 22 марта 1914 года в Петербурге. На острове Занте в.

Мария Капнист: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели»…

Главная страница » Мария Капнист: дворянское происхождение, сталинские лагеря и возрождение после 45 лет Мария Капнист: дворянское происхождение, сталинские лагеря и возрождение после 45 лет Автор lidaВремя чтения 5 мин. Просмотры 143Опубликовано 01. Несмотря на все испытания, оставаться самим собой, порядочным, честным, приносить пользу другим, отдавать себя до конца, никого не упрекать, не попрошайничать, не искать виновных. Не озлобиться. И даже на пороге смерти — любить. Мария Капнист прошла очень трудный жизненный путь: с детства познала горе и нужду, позже пережила настоящий ад. Но до последнего дня оставалась Женщиной с большой буквы.

Испытания Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко родилась в дворянской семье. Мать, красавица-казачка Анастасия Дмитриевна, была образованна, начитанна и владела несколькими иностранными языками. Отец, граф Ростислав Капнист, происходил из очень знатного греческого рода. Глава семейства владел плантациями виноградников в Крыму, а прибыль получал от виноделия. Семья проживала в фамильном особняке на Английской набережной в Петербурге. Последний даже организовал в их гостиной домашний театр, став наставником девочки по вокалу и актерскому делу.

Ни Мария, ни остальные дети Капнистов ни в чём не знали нужды. Пока не наступила Октябрьская революция. Семья вынуждена была бежать в Крым и поселиться в Судаке. Однако преследователи добрались и туда. В начале 20-х дом графа разрушили, а его самого расстреляли. Матери с 7-летней Мари удалось спастись лишь благодаря добрым людям, предоставившим им временное убежище.

Восемь лет они скитались и голодали, и только в 1929 году смогли вернуться в родной город. Через год сердце измученной болезнями и тяжелым бытом Анастасии Дмитриевны не выдержало.

Потомственная дворянка, графиня, воспитанная в лучших традициях русской культуры, в первые же годы советской власти потеряла всё: дом, близких людей, свободу. Каторжные работы в самых дальних и страшных уголках страны, разлука с маленькой дочкой, полная потеря былой женской красоты, а вместе с ней и самоотречение от единственной на всю жизнь любви — она выдержала все испытания и нашла в себе силы заняться любимым делом. В кино она играла старых графинь, цыганок, ведьм и монахинь.

Одна из самых больших её ролей — Наина в фильме «Руслан и Людмила». Первоначально Наину должна была играть знаменитая актриса Цецилия Мансурова.

Большую роль в жизни Радиславы сыграла Валентина Ивановна Базавлук, близкая подруга Марии Ростиславовны, с которой они были в одном лагере. Микояна с просьбой о содействии в освобождении Марии Капнист. Базавлюк на долгие годы стала для Радиславы мамой Валей, очень близким и родным человеком. По достижении совершеннолетия Радислава, успевшая к тому времени побывать в восьми детдомах, поступила в Харьковский политехнический институт. После получения диплома более тридцати лет она проработала на Харьковском авиазаводе инженером-технологом. Вышла замуж и родила двух сыновей — Ростислава и Георгия, которые уже сами стали отцами. Радислава Капнист стала началом новой недворянской ветви Капнистов. Родоначальником по линии её матери был Петр Васильевич — родной брат известного писателя и общественного деятеля Василия Васильевича Капниста.

При рождении Радислава получила фамилию матери, сохранила её и передала своим мужьям их у неё было два при заключении и регистрации брака вместе с завещанием и в дальнейшем сохранять эту фамилию таким образом. Радислава Олеговна хоть и не стала актрисой, но семейная тяга к искусству постоянно сказывалась в её повседневности. Она по собственной инициативе распространяла на заводе билеты в концертные залы города.

Горячая и искренняя молитва привела к полному выздоровлению девочки, которую все же повезли в Москву, но уже для освидетельствования по случаю исцеления. Записи из истории болезни Марии, подписанные профессорами Шарко и Склифосовским, подтверждают этот удивительный факт. Сама Мария обо всем этом рассказала в 1920 году, находясь в Одессе, священнику о. Александру Введенскому, у которого проживала на квартире.

Отец Александр много лет спустя поделился подробностями этой истории с матушкой Антонией Желтковой в своем письме. К сожалению, судьба самой Марии Капнист сложилась очень неудачно. Девочка в порыве благодарности за исцеление дала обещание Богу не выходить замуж, но не сдержала его. Ее первый супруг оказался горьким пропойцей и рано погиб, второй — известный геолог, профессор Киевского Императорского университета П. Армашевский, был расстрелян чекистами в 1919 году. По свидетельству отца Александра, Мария умерла как подлинная христианка в полном примирении со всеми с молитвой на устах и была похоронена на Одесском кладбище в 1921 году под фамилией Армашевская. После невероятного выздоровления Марии в 1881 году весть об этом чуде быстро разнеслась по всей России.

Уже в Москве, когда семья приехала туда на консультацию к профессору Шарко, к дому Капнистов собирались православные, желавшие воздать честь образу Богородицы, благодаря которому произошло исцеление девочки. В Москве с иконы со временем сделали список, получивший название «Неисчерпаемая Благодать». От московского списка Козельщанского образа Пресвятой Богородицы верующие тоже начали получать помощь. Когда семья вернулась в Козельщину, паломники ринулись туда. Сначала молебны служились перед иконой прямо под открытым небом, затем была воздвигнута часовня, позже церковь и собор при монастыре. Помещение и внутреннее убранство собора считалось одним из лучших в Украине и России того времени. Особенно обращал на себя внимание удивительный иконостас из белого мрамора.

В неспокойное для России время накануне Русско-японской войны обитель посетил будущий страстотерпец Император Николай II, пожелавший поклониться чудотворному образу Божией Матери.

Мария Капнист: советская актриса, по истории жизни которой можно было написать триллер

24-25 сентября в Центральной городской библиотеке им. прошли творческие встречи, посвященные истории графского рода Капнистов и известной актрисе Марии Капнист. Так начинается новая жизнь заслуженной артистки Марии Капнист. Какие тайны она оставила в прошлом? Об этом сегодня в документальном цикле "Частная история". Мария Капнист прошла через жестокие испытания и выстояла, не посрамив своих замечательных предков. Bookmark the permalink. В семьдесят пять Мария Капнист стала заслуженной артисткой Советского Союза. Когда узнаешь, как складывалась судьба украинской актрисы Марии Капнист, невольно начинаешь в этом сомневаться. Мария Капнист родилась в марте 1913 года в Санкт-Петербурге.

Тяжелая жизнь хорошего человека

  • Мария из рода Капнист. Читаем вместе. Рассказывает Ольга Николаевна Дьяконова
  • Мария Капнист: судьба главной киноведьмы СССР :: Ростов-на-Дону :: RusNews
  • В молодости Мария Капнист была красавицей. Как годы лагерей превратили её в старуху
  • Мария Капнист Графиня рудников
  • 110 лет со дня рождения актрисы Марии Капнист

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий