ГРОТЕСК, -а, м. 1. Художественный прием в литературе и искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, сочетании неожиданных и резких контрастов, а также произведение литературы или искусства, использующее этот прием. Гротеск в литературе и разных видах искусства. Предлагаем разобраться, что означает понятие гротеск в литературе, каковы его отличительные черты и лексическое значение, рассмотрим примеры в статье.
Этапы развития гротеска
Гротеск – это общеизвестный прием, используемый не только в литературе, но и других видах искусства: живописи, архитектуре, музыке. Обычно слово это служит для обозначения смешного, странного или исключительного явления, и с этой стороны «гротеск» может иметь значение известного приема в области искусства вообще и литературы, в частности. В статье дано определение гротеска, так в изобразительном, декоративном искусстве и орнаменте данный термин означает отдельный жанр, характерный причудливой композицией и фантастическими элементами.
Что такое гротеск в литературе и примеры его использования
Гротеск, гипербола, фантастика в литературе 20-х годов. Элементы реальности в обоих этих произведениях имеет гротеск, и не только в них: примеры из литературы, представленные творчеством других авторов, также доказывают присутствие двух элементов в нем (фантастических и реалистических). Примеры гротеска в литературе. Анализируя сатирические опыты со времён Аристофана до наших дней, можно сделать вывод, что гротеск – это отражённое в литературе социальное зло, заключённое в оболочку смеха. ГРОТЕСК, -а, м. 1. Художественный прием в литературе и искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, сочетании неожиданных и резких контрастов, а также произведение литературы или искусства, использующее этот прием. Если рассмотреть литературу гротеска с точки зрения теории, то можно заметить одну тенденцию: эта литература, в отличие от чрезвычайно статичного детектива, обладает феноменом непрерывного расширения.
15. Гротеск в литературе 1960-х–1970-х годов (в. Аксенов, в. Ерофеев и др.)
это художественный приём, основанный на чрезмерном преувеличении, сочетании неожиданных, резких контрастов, причудливом смешении в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного. Гротеск в русской литературе исследуют Сергей Зуфарович Иткулов, посвятивший свою работу творчеству Гоголя, в широком контексте русской литературы ХХ века рассматривает гротеск Ольга Петриашвили. Символика и применение гротеска в литературе Гротеск не только служит для создания комического эффекта или иронии, но также может нести в себе глубокий символический смысл. Гротеск в литературе — одна из разновидностей комического приёма. как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и гротеска несут в себе трагический зловещего; образы смысл. это комический прием. От юмора и иронии гротеск отличается тем, что комическое в нем неотделимо от страшного.
Гротеск в литературе. Виды и примеры гротеска (О литературе)
Чуковский, «О Чехове», 1915 г. Станиславский, «Моя жизнь в искусстве», 1925—1928 г. Бахтин называл это смешение амбивалентностью и возводил к карнавальной культуре , смешное и ужасное а также любые промежуточные эмоции. Игорь Сухих, «Заблудившаяся электричка», 2002 г. Карамзин, «Письма русского путешественника», 1793 г. Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
По его мнению, гротеск - это специфический приём художественной образности, условности. Дежуров А. По мнению Ю. Мёзера, гротеск - это «химерический, сочетающий чужеродные элементы, с нарушением естественных пропорций, карикатурный и пародийный элемент» [1,с. Книга выдающегося немецкого литературоведа Вольфганга Кайзера «Гротескное в живописи и литературе» 1957 г. В ней много ценных наблюдений и тонких анализов. По утверждению Кайзера, гротеск - есть форма выражения для «оно», «оно» - нечеловеческая сила, управляемая миром. Бахтин в своих литературно - критических статьях замечает, что гротеск сочетает в себе космическое, социальное, телесное и является неразделимым живым целым [1]. Как и любой литературный приём, гротеск обладает определёнными особенностями, которые позволяют нам отличать его от других явлений. Все выше изложенные ученые-литературоведы характеризуют гротеск, ссылаясь в основном на европейских поэтов и писателей, таких как Сервантес, Шекспир, Рабле, Петрарка, Стендаль, Гюго, Манн, а также упоминают Гоголя. Думается, что рассматривая особенности гротеска, следует изучать разные по культуре произведения, так как именно таким способом можно понять суть и уникальность явления. Поэтому, в качестве практической основы статьи используем материалы из произведений латиноамериканского писателя Маркеса и китайского Мо Яня. Среди большого разнообразия художественной литературы XX и XXI веков творения Габриэла Гарсиа Маркеса и Мо Яня являются наиболее привлекательными для чтения, так как писатели изображают проблемы человечества, их ценности через призму чудесного и волшебного. Гротеск как неотъемлемый компонент мистического, присутствует в каждом романе, рассказе или повести писателей. Без сомнения, национальная культура влияет на творчество писателей. У Маркеса - влияние доколумбовых индейских цивилизаций ацтеки, майя, инки, чибча , у Мо Яня - влияние китайской мифологии, пятичленной системы. Рассмотрим некоторые особенности гротеска в творчестве данных писателей. Тенденциозная деформация реальности - своеобразное отклонение от нормы, причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического [4,стр. В романе Маркеса «Сто лет одиночества» чудесное может существовать наряду с обыденным, и с помощью ясного и образного языка превращает невероятное в правдивое. В романе есть, например, интересный момент, когда автор пишет об эпидемии бессонницы в селении Макондо. Очевидно, что бессонница вполне реально случившаяся болезнь у жителей, однако, Маркес преувеличивает, описывая её последствия. Дети и взрослые с наслаждением сосали вкусных зеленых петушков бессонницы, превосходных розовых рыбок бессонницы, сладчайших желтых лошадок бессонницы, и когда в понедельник встала заря, не спал уже весь город» [7]. В своём романе «Суровый закон кармы» китайский писатель Мо Янь изображает людей, которые перерождаются в животных на протяжении шестидесяти лет китайской истории. Два главных героя книги — землевладелец и помещик Симэнь Нао и Лань Лянь. Мо Янь использет фантастические гротескные образы осла, буйвола, чтобы показать реальных людей Китая это связано с аграрной реформой и коллективным хозяйством. Нередко сам писатель включает себя в персонажи, а для своего описания использует гротеск — «Он поразительно уродлив, ведет себя очень странно, часто рассказывает истории, засыпая на ходу, позорище всенародное» [8]. В этом случае, Мо Янь является объектом осмеяния самого себя, представленном в мрачном гротескном свете [6]. Следующей особенностью гротеска является наличие объекта пародии, карикатуры, осмеяния. Автор в своём произведении, описывая какое-то явление, ситуацию или героя, подразумевает реально существующий объект [4, с. Главное величие творчества Маркеса состоит именно в том, что все в нем: действие и фон, символы и колдовство, предзнаменования и мифы — глубоко уходят корнями в реальность Латинской Америки, ею питаются и в преобразованном виде отражают точно и беспощадно [5]. В рассказе «Море исчезающих времен» Маркес пишет о море, в котором плавают «живые мертвецы» - «Мало-помалу...
Торжество бездушной цивилизации над культурой создало неисчерпаемую питательную среду для гротеска. Вытеснение из жизни всего, что обязано полнотою своего цветения органическим началам бытия, умножение обезличенно-механических форм во всем, в том числе и в психологии человека, преобладание его стадных инстинктов над индивидуальными, этический релятивизм, размывающий границу между добром и злом,— такова реальность, питающая многообразие гротесковых форм в литературе XX столетия. Гротеск в этих условиях все чаще приобретает трагическую окраску. В романе Кафки «Замок» мертвящая бюрократическая автоматизация жизни, подобно чуме, расползается окрест замка, этого гнездилища абсурда, обретая демоническую силу и власть над людьми. Власть тем более неотвратимую, что, по мысли Кафки, «в человеке живет подсознательное влечение к отказу от свободы». Восторжествовать над абсурдом одной лишь очистительною силою смеха гротеску XX века уже не удается. Гротеск, выдвинутый художником в центр произведения, создает своего рода «заражающее» излучение, захватывающее едва ли не все сферы изображения и прежде всего стиль. Гротесковый стиль часто насыщен ироническими гримасами слова, демонстративно алогическими «конструкциями», комическим притворством автора. Таков гоголевский стиль в повести «Нос», стиль, на который падает густая «тень» гротескового персонажа. Имитация неописуемого легкомыслия, обнаженная непоследовательность суждений, комические восторги по поводу мелочей — это ведь все как бы исходит от персонажа. Это его психологическое «поле» отсвечивает в повествовании Гоголя, и самый слог автора оборачивается зеркалом, отражающим гротесковый объект. Стало быть, и в стиль по воле Гоголя проникает абсурдность мира и человека. Гротеск инициирует особую подвижность стиля: беглые переходы от патетики к иронии, подключение в авторскую речевую ткань имитируемого голоса и интонации персонажа, а иногда и читателя повествовательный пассаж, завершающий повесть «Нос». Логика гротеска подталкивает автора к таким сюжетным ходам, которые естественно вытекают из «полуфантастической» природы персонажа. Если у одного из щедринских градоначальников «История одного города» фаршированная голова, источающая соблазнительный гастрономический аромат, то неудивительно, что однажды на нее набрасываются с ножами и вилками и пожирают. Если уродливый гофмановский Циннобер — жалкий карлик, то нет ничего невероятного в том, что в конце концов он попадает в кринку и тонет в молоке. Источник: Грехнев В.
Манн «О гротеске в литературе»1966 г. Шапошникова «Гротеск и его разновидности» 1978 г. Байкель «Гротеск и немецкая поэтика» 1994 г. Кайзер «Гротеск в исскустве и литературе» 1957 г. Меннинг «Гротеск в современной драме» 1961 г. Гучке «Современная трагикомедия. Теория и практика» 1968 г. Бахтин «Творчество Франсуа Рабле» 1986 г. Мак-Элрой «Fiction of the modern grotesque» 1989 г. Известный исследователь гротеска Д. Николаев в своей статье «Границы гротеска» писал, что нельзя отождествлять гротеск с сатирой, гиперболой и научной фантастикой [4]. По его мнению, гротеск - это специфический приём художественной образности, условности. Дежуров А. По мнению Ю. Мёзера, гротеск - это «химерический, сочетающий чужеродные элементы, с нарушением естественных пропорций, карикатурный и пародийный элемент» [1,с. Книга выдающегося немецкого литературоведа Вольфганга Кайзера «Гротескное в живописи и литературе» 1957 г. В ней много ценных наблюдений и тонких анализов. По утверждению Кайзера, гротеск - есть форма выражения для «оно», «оно» - нечеловеческая сила, управляемая миром. Бахтин в своих литературно - критических статьях замечает, что гротеск сочетает в себе космическое, социальное, телесное и является неразделимым живым целым [1]. Как и любой литературный приём, гротеск обладает определёнными особенностями, которые позволяют нам отличать его от других явлений. Все выше изложенные ученые-литературоведы характеризуют гротеск, ссылаясь в основном на европейских поэтов и писателей, таких как Сервантес, Шекспир, Рабле, Петрарка, Стендаль, Гюго, Манн, а также упоминают Гоголя. Думается, что рассматривая особенности гротеска, следует изучать разные по культуре произведения, так как именно таким способом можно понять суть и уникальность явления. Поэтому, в качестве практической основы статьи используем материалы из произведений латиноамериканского писателя Маркеса и китайского Мо Яня. Среди большого разнообразия художественной литературы XX и XXI веков творения Габриэла Гарсиа Маркеса и Мо Яня являются наиболее привлекательными для чтения, так как писатели изображают проблемы человечества, их ценности через призму чудесного и волшебного. Гротеск как неотъемлемый компонент мистического, присутствует в каждом романе, рассказе или повести писателей. Без сомнения, национальная культура влияет на творчество писателей. У Маркеса - влияние доколумбовых индейских цивилизаций ацтеки, майя, инки, чибча , у Мо Яня - влияние китайской мифологии, пятичленной системы. Рассмотрим некоторые особенности гротеска в творчестве данных писателей. Тенденциозная деформация реальности - своеобразное отклонение от нормы, причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического [4,стр. В романе Маркеса «Сто лет одиночества» чудесное может существовать наряду с обыденным, и с помощью ясного и образного языка превращает невероятное в правдивое. В романе есть, например, интересный момент, когда автор пишет об эпидемии бессонницы в селении Макондо.
Гротеск: от античных фресок до сказок Гофмана
И конечно же наши - Мейерхольд, Таиров и Вахтангов. В живописи, это - Иероним Босх и Джузеппе Арчибальди. И любимец всех советских диссидентов - Михаил Шемякин. Я не упомянул ещё десятки и десятки имён, но главное, что "гротеск" жив и работает и вдохновляет творцов на новые свершения.
В истории развития искусства именно умело созданные гротескные персонажи заставляют читателя задуматься, запоминаются надолго, дают пищу для размышления. Необычный способ описания героев, используя прием гротеска, дается не каждому: на это способен только настоящий мастер, вне зависимости от того, идет ли речь о литературе или другом виде искусства.
Фантастическое может преобладать над реальным или, наоборот, отступать на второй план. Так, в повестях М. Салтыкова-Щедрина в основе повествования лежит сказочный элемент, а фантастика сочетается с злободневной политической действительностью. Писателя привлекала фантастическая основа сказки, позволяющая в гротесковом заострении изобразить общественные и нравственный пороки. В произведениях Щедрина масса условностей и бытовых несообразностей: от чудесного разрешения конфликтов до волшебных превращений и перемещений, придания животным и предметам необыкновенных свойств. Любая сюжетная ситуация у Щедрина доводится до полного неправдоподобия или абсурда. Подобное совмещение реального и гротескного планов создаёт неожиданный эффект: в привычном обнаруживаются страшные, пугающие несоответствия. Однако фантастичность, нереальность происходящего не всегда играет ключевую роль при создании гротесковых образов. Так, в «Петербургских повестях» Н. Гоголя, в отличие от «Вечеров на хуторе близ Диканьки», фантастический элемент отодвигается на второй план. И если в повести «Портрет» он ещё силён, то в «Шинели», «Невском проспекте» и даже «Носе» уже носит характер анекдота, недостоверного слуха, городской легенды. Фантастика растворяется в городской реальности и, обрастая многочисленными вещественными деталями и подробностями, обретает правдоподобие. Продолжателем гоголевской традиции стал М.
Сочетание гиперболы, гротеска, иносказаний в каждом образе требует от читателя умения вчитываться в сатирический мир произведения. Аллегорические образы градоначальников служат в произведении лишь одной цели — пародийно представить картину русской жизни 1731—1825 годов. Автор не делает копии с исторических событий, а лишь намекает, создавая модель универсального города и его обитателей. С одной стороны, Салтыкову-Щедрину важно показать, что происходящее — не повод для смеха. Ирония лишь обнажает острые проблемы государственного строя и общества. С другой стороны, преувеличивая глупые действия героев, писатель призывает открыть глаза на происходящее. Кто такой Перехват-Залихватский и куда он пришёл? Эти вопросы остаются нерешёнными, потому что «пришло оно» — финальная фантастическая сцена романа, в которой невероятное «оно» нападает на самоуверенного градоначальника, возомнившего себя способным изменить природу. Угрюм-Бурчеев замахнулся на неподвластное — само мироздание — попыткой повернуть реку вспять. Этот «непреклонный идиот» навязывает народу вариант счастья — прямые улицы, прямое сознание, прямой мир. Осознание глуповцами происходящего тоже звучит фантастически и даже сатирически, что подчёркивает черты антиутопии. Попытки битвы с природой ещё никогда не заканчивались победой, поэтому Салтыков-Щедрин пишет: «Но не успел он Угрюм-Бурчеев договорить, как раздался треск, и бывый прохвост моментально исчез, словно растаял в воздухе. История прекратила течение своё». Но кто придёт на смену? В романе одновременно имеется несколько линий повествования: издатель Щедрин, вносящий поправки и редактирующий «Глуповский Летописец», глуповские архивариусы — рассказчики. Смешивая реальное и вымышленное, писатель создаёт не сатирическое переложение истории на литературный манер, а модель города с чертами российской действительности. Поэтому в романе хронотоп очень условен: время движется вперёд и назад, лишено конкретики, несмотря на присутствие точных дат. При этом автор сохраняет славянские корни романа, взяв за основу сюжет о призвании варяжских князей на правление. Где же искать ключ к прочтению романа? С первых строк автор даёт понять, что «История одного города» — произведение, полное фантастики и нелепиц: и поведение народа, и поведение градоначальников служат этой цели. Чем занимаются глуповцы в минуты несчастий?
"Вы преувеличиваете!": гротеск как художественный приём
В эстетическом отношении гротеск в литературе является реакцией на «принцип правдоподобия», на искусство педантичной верности «природе». Основа гротеска — немыслимое, невозможное, но необходимое писателю для достижения определенного художественного эффекта. Гротеск, гипербола, фантастика в литературе 20-х годов. Подробная информация о гротеске — разновидности архитектурного декора с причудливым орнаментом и жанр в литературе. Узнайте из статьи, что такое гротеск, его особенностях, где и когда впервые появился в мировой культуре, как менялся и развивался до наших дней. Гротеск в литературе это употребление противоречивых, реально-мистических, ужасно-комических и сюрреалистических приёмов, описание искажённой, извращённой и вывернутой наизнанку реальности. На этой странице представлена подборка книг «Фантасмагория и гротеск в литературе», в нее входит 187 книг.
Значение слова гротеск – что это такое в литературе
Как это работает. Комическое в литературе - Год Литературы | Сравнивается характер гротеска, отличающий изображение читателя в средневековой, ро-мантической, модернистской и постмодернистской литературах. |
Гротеск и чертовщина | его определение, история возникновения, особенности как художественного приема. |
Гротеск: от античных фресок до сказок Гофмана
Гротеск в литературе Материалы конференции к 75-летию профессора Ю. В. Манна Ред. Н. Д. Тамарченко, В. Я. Малкина, Ю. В. Доманский. Гротеск (от французского grotesque, итальянского grottesco— причудливый) — художественный прием, сочетание контрастного, фантастического с реальным. Если рассмотреть литературу гротеска с точки зрения теории, то можно заметить одну тенденцию: эта литература, в отличие от чрезвычайно статичного детектива, обладает феноменом непрерывного расширения.