Содержание фильма Ролана Быкова «Чучело». Книга Владимира Железникова «Чучело» и снятый по ней фильм произвели на меня в детские годы сильнейшее впечатление, многократно. Быков ради «Чучела» отложил несколько давно вынашиваемых идей, которые так в итоге и не были воплощены, но молчать на затронувшую его тему он не мог.
«Чучело» Ролана Быкова: интересные факты о выдающемся советском фильме
Она банальна и даже вульгарна, сквозь нее просвечивает мелочность и злобное самодовольство. Сегодня она заявила, что время съемок кончилось. Она еще побаивается, а вот как развернется — вот будет дрянь. Но, как известно, фильм рождается трижды: в сценарии, на съемках и в монтаже.
А тех, кто пытался вмешаться в монтаж, грозил прибить монтажным прессом прямо на заседании очередного худсовета. А дальше началось хождение по мукам — Госкино фильм не принимало, спасло картину только личное вмешательство Юрия Андропова, бывшего на тот момент генсеком. Елена Санаева вспоминала: «Пришлось писать письмо Андропову.
Это письмо, короткое и ясное, смысл которого заключался в том, что картина нужна государству и защитить ее может только государство, Юрию Владимировичу передал его первый помощник — генерал Шарапов. Премьера состоялась, но не было ни афиш, ни рекламы, прокат ограничивали всеми способами, копий фильма было сделано мало и плохого качества. Все было направлено на то, чтобы «Чучело» показало низкие кассовые сборы, а значит, свою «ненужность» зрителю.
Но был полон решимости идти до конца: «Актер сегодня — последний, кто солдатом идет на смерть, вынужденный нести на себе проклятие всех, кто под ним врет! Легкие, кажется, никогда не очистятся.
Когда все тайком выходят на улицу, обнаруживается, что Дима оставил в классе копилку, в которой хранились деньги на поездку в Москву собственно говоря, готовясь к этой поездке, ребята так много работали, что и решили прогулять урок.
Лена вызывается её принести, но спотыкается, и Дима, обозвав её недотепой: «Ну что ты в самом деле недотепа какая-то! Лена идёт вслед за ним и у дверей класса слышит, как их классная руководительница Маргарита Ивановна выпытывает у Димы, куда они все сбежали. В какой-то момент учительница называет Диму трусом, и он, не выдержав, выдаёт тайну.
Лена всё это слышит, прячась за дверью, но ни она, ни Дима не знают, что в этот момент в классе под партой прячутся Шмакова и Попов. В наказание за прогул ребятам отменяют поездку в Москву в осенние каникулы, к которой все очень долго и трепетно готовились.
Он понял, что ему нужна именно она, только когда отсмотрел сотни школьниц. Среди них он нашёл и Ксению Филиппову, которая сыграла Железную Кнопку. Ксения Филиппова, исполнительница роли Железной Кнопки: — Как вообще он меня разглядел, потому что пробы-то проходили на "Мосфильме" вокруг клумбы. Стояли дети, рядов 8, наверное, я где-то в задних рядах стояла, а при моём росте я не видела даже вообще, кто там ходит, выбирая нас. Кепочку Быкова только и видела. Он меня из толпы выдернул и сказал: "Вот, иди на фотопробы". Те же трудности были и с выбором главного героя.
За несколько дней до начала съёмок Быков в полном отчаянии позвонил актрисе Наталье Кустинской с просьбой отпустить на съёмки её сына. Митя Егоров идеально подходил на роль красавчика Сомова. А роль дедушки он хотел отдать своему тестю, известному актёру Всеволоду Санаеву. Елена Санаева, актриса: — И тут восстала моя мама: "Что за семейственность!
Если в эпизоде, где «Лена отказывается объявлять бойкот Диме», дети пребывают в растерянности, пытаются понять ее логику отказа от мщения, то в эпизоде, в котором «дети узнают имя настоящего предателя», происходит взрыв негативных эмоций. Класс потрясен, «охвачен сознанием вины — не той, обычной, которая не отягощена тяжким грузом, за которую и расплачиваться- то легко, а совсем иной, что давит на сердце, сжимает горло так, что подступают слезы» [3, с. Высокое напряжение сменяется оцепенением, драматический конфликт находит свое разрешение. Эпизод дарения классу картины «Машенька», имеющей портретное сходство с Леной Бессольцевой, сводит воедино несколько линий киноповествования.
Таким образом, ответы зрителей на вопрос о наиболее важном моменте фильма часто зависят от опыта переживания сходных с эпизодами фильма жизненных ситуаций. Анализ этих эпизодов позволяет нам приблизиться к пониманию механизмов актуализации личностных смыслов испытуемых: проследить за фактом значимости того или иного эпизода, выявить «жизненную подоплеку этой значимости» [7, с. Здесь выяснился следующий важный факт: при выделении зрителем эмоционального центра фильма наличие опыта переживания сходных ситуаций оказывается не значимым важна сама композиция художественного произведения , в то время как для определения главной идеи картины опыт переживания школьной травли с различных ролевых позиций имеет принципиальное значение. Представление зрителей о мотивационной структуре поведения главных персонажей Анализ особенностей понимания мотивационной структуры поведения главных персонажей фильма «Чучело» зрителями с различным опытом переживания ситуаций школьной травли представляет значительный интерес. Экспериментальная процедура, позволяющая выявить особенности понимания зрителями внутреннего мира персонажа художественного фильма через приписывание ему тех или иных мотивов поведения, представляет собой адаптированную для задач данного исследования психосемантическую методику «атрибуции мотивов» поведения киноперсонажа [13]. Для выявления понимания зрителями мотивов поведения киноперсонажей был выделен набор действий, совершаемых двумя главными персонажами фильма «Чучело» — Леной Бессольцевой и Димой Сомовым. Этот набор действий предлагался испытуемым в качестве объектов оценивания. Кроме того, испытуемым давался список мотивов, вероятность атрибуции которых для каждого поступка нужно было оценить по шестибалльной шкале от 0 до 5.
Для оценивания были предложены такие мотивы, как: «желание быть лидером командовать », «желание сохранить верность», «желание оказать помощь», «потребность во внимании к себе», «боязнь наказания», «чувство долга», «стремление быть свободным в своих суждениях и поступках» и другие — всего 32 мотива. В исследовании приняли участие 149 человек учащиеся 8-х и 10-х классов. Испытуемые были разделены на пять подвыборок: 1. Мы ограничимся описанием результатов, полученных при анализе лишь одного такого действия: «Дима поджигает чучело». На его примере покажем особенности понимания мотивации поведения киногероя зрителями, имеющими различный опыт переживания ситуаций буллинг-поведения. С этой целью суммарная групповая матрица данных относительно возможной мотивации Диминого поступка по пяти подвыборкам подвергалась процедуре факторного анализа. В результате выявился ряд мотивационных блоков, определяющих структуру мотивов поведения Димы Сомова в ситуации, когда он поджигает чучело. Предваряя описание полученных данных, поясним, почему нами был выбран именно этот эпизод.
Как мы отмечали выше, сцена, где дети сжигают чучело, является ключевым как для развития сюжета, так и для понимания его главной идеи. Не случайно в конце фильма Лена, отказываясь объявлять бойкот Диме Сомову, скажет: «Я была на костре». Напомним также, что именно этот эпизод выделяется испытуемыми и как самый эмоциональный, вызвавший наиболее сильные переживания. В то же время, он наиболее часто называется в качестве центрального, раскрывающего основную идею фильма зрителями, имеющими опыт переживания школьной травли в роли «жертв». Подчеркнем, что эмоциональная насыщенность и символический характер этого эпизода делают его крайне сложным для восприятия. В нем явно конфликтной и противоречивой является мотивация поведения Димы, который и поджигает чучело. Мальчик, который еще несколько минут назад был полон решимости сознаться своим одноклассникам в том, что виновником ситуации, за которую они наказывают ни в чем не повинную героиню, был он сам, в этой сцене в ответ на команду одноклассников — «поджигай» — трусливо отвечает: «У меня спичек нет». Что же, по мнению зрителей, двигало рукой подростка в этот момент, что побудило его очередной раз предать свою заступницу, отвернуться от нее, стать ее палачом?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к полученным материалам. В качестве иллюстрации приведем размещение различных подвыборок испытуемых в пространстве факторов F1 «стремление к доминированию — эмоциональное принятие другого» и F2 «эгоизм — потребность быть членом группы», определяющих действия Димы Сомова при поджигании им чучела рис. Зрители, не имеющие опыта участия в буллинг- поведении как мальчики, так и девочки , имеют нулевые значения по оси фактора F2 «эгоизм — потребность быть членом группы», т. Характеризуя поведение Димы, они склонны приписывать ему мотивы, определяющие отрицательный полюс фактора F1 «эмоциональное принятие другого» : «милосердие», «чувство справедливости», «чувство любви», что свидетельствует о неадекватности понимания его поступка в данной ситуации. Именно эти зрители, не имеющие опыта участия в буллинг-пове- дении, принципиально отличаются от зрителей, переживших ситуацию школьной травли. Ответы последних и «жертв», и «обидчиков», и «свидетелей» разместились на положительном полюсе фактора F1 «стремление к доминированию». Этот полюс определяется такими мотивами, как: «желание быть лидером», «желание продемонстрировать свое превосходство», «потребность в самоутверждении». Подобная мотивация поведения является весьма характерной для Димы Сомова, привыкшего занимать лидерскую позицию в классе и пытающегося в данной ситуации восстановиться в своем статусе.
Ответы зрителей, имеющих разный опыт участия в буллинг-поведении, по-разному разместились по оси фактора F2 «эгоизм — потребность быть членом группы». Ответы «свидетелей», как и зрителей без опыта участия в буллинге, имеют нулевые значения по оси фактора F2, т. В тоже время, фактор F2 отчетливо поляризует представления «жертв» и «обидчиков» о мотивации поведения Димы. Мнения «обидчиков» расположились на отрицательном полюсе фактора F2 «потребность быть членом группы». Этот полюс определяют следующие мотивы: «следование нормам данной социальной группы», «желание быть как все, не выделяться», «желание вызвать сочувствие», «желание быть хорошим другом» и др. Ответы же зрите- лей-«жертв» расположились на положительном полюсе фактора F2 «эгоизм» , который определяют такие мотивы, как «желание унизить», «потребность во внимании к себе», «отсутствие собственной точки зрения». Этот комплекс мотивов свидетельствует о приписывании Диме Сомову качеств, соответствующих проявлению эгоистической тенденции. О человеке с такими качествами Э.
«Чучело» (1983)
В заключительных эпизодах класс будоражит новость: Чучело уезжает, а ее дед только что передал свою галерею в дар городу. Реакция школьника: «Вот дурааааак». Быков снимал фильм не об отдельном классе, а обо всем советском обществе. Получается, что фильм «Чучело» поучителен и интересен и в наши дни, хотя и вышел в 1983 году. Смысл концовки фильма “Чучело” достаточно простой: школьники осознали свою несправедливость именно к Лене Бессольцевой. И только спустя несколько лет о «Чучеле» неожиданно заговорили, как о культовом, знаковом и опередившем время.
Влияние опыта переживания «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело»
Если вашему ребенку уже больше 10 лет, пересмотрите фильм «Чучело» вместе с ним, узнайте, бывал ли он в таких ситуациях, обсудите модели поведения. Одну из центральных сцен, где одноклассники Лены сжигают ее чучело, снимали в Старице, на территории заброшенного Вознесенского храма. Драма. Режиссер: Ролан Быков. Полный драматических коллизий фильм, снятый по мотивам одноименной повести В. Железникова. История чистой, мужественной и самоотверженной девочки Лены, прозванной одноклассниками «чучелом». художественный фильм Ролана Быкова о шестикласснице, сумевшей выстоять в столкновении с ненавистью, подлостью и предательством.
14 сентября 1984 года официальная премьера фильма Ролана Быкова «Чучело»
А тех, кто пытался вмешаться в монтаж, грозил прибить монтажным прессом прямо на заседании очередного худсовета. А дальше началось хождение по мукам — Госкино фильм не принимало, спасло картину только личное вмешательство Юрия Андропова, бывшего на тот момент генсеком. Елена Санаева вспоминала: «Пришлось писать письмо Андропову. Это письмо, короткое и ясное, смысл которого заключался в том, что картина нужна государству и защитить ее может только государство, Юрию Владимировичу передал его первый помощник — генерал Шарапов.
Премьера состоялась, но не было ни афиш, ни рекламы, прокат ограничивали всеми способами, копий фильма было сделано мало и плохого качества. Все было направлено на то, чтобы «Чучело» показало низкие кассовые сборы, а значит, свою «ненужность» зрителю. Но был полон решимости идти до конца: «Актер сегодня — последний, кто солдатом идет на смерть, вынужденный нести на себе проклятие всех, кто под ним врет!
Легкие, кажется, никогда не очистятся. Болят зубы. Все время плохо с сердцем».
Однако Быков упорно отстаивал свое детище и свое право говорить правду, пусть на больную тему. И несмотря на все противодействие, за год число зрителей достигло 17 миллионов.
К сожалению, почти для всех из них эта картина стала единственной в жизни. То, что фильм действительно оказался удачным, подтверждает любовь к нему зрителей.
Фильм до сих пор пользуется популярностью. Резонанс в обществе 36 лет назад премьера этого фильма состоялась только после вмешательства Андропова — чиновники не хотели его выпускать на экраны из-за того, что советские дети были показаны слишком жестокими. Появление «Чучела» вызвало очень бурную реакцию и у зрителей, и у критиков: режиссера Ролана Быкова обвиняли в избыточном изображении детской жестокости и нагнетании черных красок, не подозревая о том, что в основе сюжета лежала не вымышленная, а реальная история. Еще до того, как фильм появился на экранах, он подвергся острой критике — ведь он получился еще жестче, чем сценарий.
Быкова обвиняли в сгущении красок. Но после того, как «Чучело» вышло в прокат, разразился настоящий скандал: возмущенные учителя писали режиссеру письма с требованием приехать к ним в школу и посмотреть, какие на самом деле советские школьники, — мол, такой жестокости среди детей нет. В газетах публиковали разгромные рецензии. Зрители благодарили режиссера после показа: «У нас такие же проблемы!
Съемки Left Right Съемки начались 1 октября 1983 года. Сначала решили снять все уличные сцены, чтобы успеть до наступления зимы действия фильма разворачиваются осенью. Тем не менее, в том году снег выпал очень рано, и его чуть ли не каждый день приходилось растапливать, а на деревья вешать бутафорские листья. Растапливали снег с помощью нескольких пожарных машин.
Фильм снимался в Твери тогда — Калинин , отдельные сцены были сняты в городе Торжке Тверской области. Сцены в помещениях снимались в декорациях на Мосфильме.
Резонанс в обществе 36 лет назад премьера этого фильма состоялась только после вмешательства Андропова — чиновники не хотели его выпускать на экраны из-за того, что советские дети были показаны слишком жестокими. Появление «Чучела» вызвало очень бурную реакцию и у зрителей, и у критиков: режиссера Ролана Быкова обвиняли в избыточном изображении детской жестокости и нагнетании черных красок, не подозревая о том, что в основе сюжета лежала не вымышленная, а реальная история. Еще до того, как фильм появился на экранах, он подвергся острой критике — ведь он получился еще жестче, чем сценарий. Быкова обвиняли в сгущении красок. Но после того, как «Чучело» вышло в прокат, разразился настоящий скандал: возмущенные учителя писали режиссеру письма с требованием приехать к ним в школу и посмотреть, какие на самом деле советские школьники, — мол, такой жестокости среди детей нет. В газетах публиковали разгромные рецензии. Зрители благодарили режиссера после показа: «У нас такие же проблемы! Съемки Left Right Съемки начались 1 октября 1983 года.
Сначала решили снять все уличные сцены, чтобы успеть до наступления зимы действия фильма разворачиваются осенью. Тем не менее, в том году снег выпал очень рано, и его чуть ли не каждый день приходилось растапливать, а на деревья вешать бутафорские листья. Растапливали снег с помощью нескольких пожарных машин. Фильм снимался в Твери тогда — Калинин , отдельные сцены были сняты в городе Торжке Тверской области. Сцены в помещениях снимались в декорациях на Мосфильме. Тверской речной вокзал сыграл в фильме сразу несколько ролей: парикмахерская, где работает мама Марины вид снаружи , сцена в начале и в конце арка со ступеньками, по которой вначале ребята гонят Лену, а в финале Лена вместе с дедушкой спускается по ней к причалу и галерея, в которой Лена первый раз появляется перед зрителем, а потом по ней её преследуют ребята. Внешний вид дома Бессольцевых снимали в Старице Тверская область , там же и развалины старой церкви в парке церковь Вознесения бывшего Вознесенского монастыря , в сенях которой сжигали чучело. Кино не хотели выпускать на экран, так как обычные советские школьники показаны чрезвычайно жестокими.
Наталья Кустинская до своих последних дней была уверена, что ее сына убили. В свидетельстве о смерти было написано, что причиной смерти стала «сердечная недостаточность», но поговаривали, что Дмитрия нашли с пробитым виском.
Подобная участь постигла и некоторых других актеров, успевших сняться в одной-двух ролях. Ее сыграла Ксения Филиппова. Девочка и в жизни отличалась почти таким же нелегким характером, как ее персонаж. Несколько раз пыталась сбежать из Твери, где проходили съемки, в Москву, к родителям: очень скучала. Актрисой Ксения не стала. Она тоже, как и Дмитрий Егоров, выучилась на экономиста, потом работала в банке, занималась рекламой... Зато «Чучело» принесло ей семейное счастье. В 14-летнюю исполнительницу роли Железной Кнопки влюбился 20-летний юноша. Он написал письмо на киностудию. Таких писем после выхода фильма приходили мешки, но именно это Ролан Быков почему-то счел нужным передать Ксении.
Девочка написала ответ... А через 4 года они поженились, у пары родился сын. Кроме «Чучела», в его активе еще два фильма. Но актером Павел все же не стал: его больше привлекало другое направление, во ВГИК он поступил на сценарное отделение. И, судя по всему, сделал правильный выбор: сегодня Павел Санаев — известный писатель и сценарист, его перу принадлежат две книги — «Похороните меня за плинтусом» и «Хроники Раздолбая», по его сценариям снимают фильмы.
Жестокое «Чучело»
Что известно о ремейке фильма «Чучело», который снимают под Калугой? | Так вспоминал о работе над фильмом “Чучело” его режиссёр Ролан Быков. |
Рецензия на фильм «Чучело» (1983) | ФИльм Чучело, смысл которого глубок и многогранен, снят режиссером Роланом Быковым, его с интересом смотрят все новые и новые поколения зрителей. |
Чучело (1983) — Фильм.ру | 5 февраля 2023 года дети посмотрели фильм «Чучело» режиссера Ролана Быкова (1983 г.), который гениально обнажает всю уродливость травли, её разрушительное влияние на всех действующих лиц. |
Психологическая драма «Чучело» | Блог А. Кондрашова (18+) | Фильм снят по одноименной повести Владимира Железникова. |
100 главных фильмов: «Чучело»
«Чучело» — художественный фильм 1983 года режиссёра Ролана Быкова о шестикласснице Лене Бессольцевой, сумевшей выстоять в своем первом столкновении с подлостью и предательством. Книга Владимира Железникова «Чучело» и снятый по ней фильм произвели на меня в детские годы сильнейшее впечатление, многократно. Смотрите онлайн фильм Чучело на Кинопоиске. Смотрите онлайн фильм Чучело на Кинопоиске. Если б современный режиссер снял фильм по книге Железникова “Чучело”, амбассадоры этого мифа тут же принялись бы кричать “Клевета на Советский Союз!”. Для большинства детей, сыгравших в фильме «Чучело», этот опыт стал первой и последней попыткой киносъемок.
Юрий Никулин: последняя роль в кино
- "Чучело" – правдивое кино о советских школьниках
- Фильм "Чучело" часть 1
- Влияние опыта переживания «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело»
- Также рекомендуем
- Чучело (1983) - фильм - информация о фильме - советские фильмы - Кино-Театр.Ру
- «Чучело» всепрощающее /
Кино по книге: «Чучело» Ролана Быкова
“Чучело” было признано лучшим фильмом года и победило на двух международных кинофестивалях — во Франции и в Канаде. Премьера фильма «Чучело» режиссера Ролана Быкова состоялась 14 сентября 1984 года. Фильм снят в 1983 году по одноимённой повести Владимира Железникова, написанной в 19. "Чучело" — советская драма 1984 года режиссёра Ролана Быкова по одноимённой повести Владимира Железникова, основанной на реальных событиях, произошедших с племянницей автора, которая взяла на себя чужую вину и друзья объявили ей бойкот. Смысл концовки фильма “Чучело” достаточно простой: школьники осознали свою несправедливость именно к Лене Бессольцевой.