Фактически и юридически Александр Беляев пропал без вести, как неизвестный солдат, хотя и не был на фронте. 19 марта в секторе краеведческой литературы центральной детской библиотеки для воспитанников СОГБУ РСРЦН «Теремок» был проведен урок краеведения «Александр Беляев. Из пятидесяти предсказаний, сделанных Беляевым, восемнадцать уже сбылись. Кем же он был, этот почти забытый ныне писатель–фантаст?
Александр Романович Беляев
Семья вернулась в Ленинград, а в январе 1931 года перебралась в Пушкин. В это время Александр Беляев начал интересоваться человеческой психикой: работой мозга, его связью с телом и эмоциональным состоянием. Об этом он создал произведения «Человек, который не спит», «Хойти-Тойти», «Человек, потерявший лицо», «Продавец воздуха». Привлечь внимание к большой проблеме — это важнее, чем сообщить ворох готовых научных сведений. Толкнуть же на самостоятельную научную работу — это лучшее и большее, что может сделать научно-фантастическое произведение.
Александр Беляев «Понять, над чем работает ученый» В 1930-е Беляев увлекся космосом. Он подружился с участниками группы советского инженера Фридриха Цандера и сотрудниками группы изучения реактивного движения, штудировал труды Константина Циолковского. После знакомства с работой ученого о межпланетном дирижабле появилась идея романа «Воздушный корабль». В 1934 году, прочитав этот роман, Циолковский писал: «…остроумно написан и достаточно научен для фантазии.
Позволю себе изъявить удовольствие т. После этого между ними завязалась постоянная переписка. Переписка прервалась: в сентябре 1935 года Циолковского не стало. Писатель, работающий в области научной фантастики, должен быть сам так научно образован, чтобы смог не только понять, над чем работает ученый, но и на этой основе предвидеть последствия и возможности, которые подчас неясны еще и самому ученому.
В это же время вышел еще один фантастический роман — «Лаборатория Дубльвэ», а также статья «Золушка» о трудном положении фантастики в литературе.
Она стала третьей женой Беляева. Первые два брака распались довольно быстро: обе супруги оставили писателя по разным причинам. В 1922 году Беляеву стало лучше. Он вернулся к работе: сначала устроился воспитателем в детский дом, затем стал инспектором уголовного розыска. Я же — фотограф, снимающий преступников, я же — лектор, читающий курсы по уголовному и административному праву и «приватный» юрисконсульт. Несмотря на все это, приходится голодать.
Здесь Александр Беляев начал заниматься литературой: его научно-фантастические рассказы печатали журналы «Вокруг света», «Знание — сила» и «Всемирный следопыт». Последний в 1925 году опубликовал рассказ «Голова профессора Доуэля». Позже писатель переделал его в роман: «С тех пор положение изменилось. В области хирургии достигнуты огромные успехи. И я решил переработать свой рассказ в роман, сделав его, не отрываясь от научной основы, еще более фантастичным». С этого произведения и началась эпоха беляевской фантастики. Роман — автобиографический: когда писатель три года не мог ходить, ему пришла в голову идея написать о том, как чувствовала бы себя голова без тела: «…и хотя руками я владел, все же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни «головы без тела», которого я совершенно не чувствовал — полная анестезия…» В следующие три года Беляев написал «Остров погибших кораблей», «Последнего человека из Атлантиды», «Борьбу в эфире».
Свои работы автор подписывал псевдонимами: А.
По-настоящему трансплантология начала развиваться в начале 1950-х, и с каждым годом врачи делали все большие успехи. Доктора научились пересаживать почки, сердце и легкие, пришивать донорские конечности. Первые пациенты с пересаженными органами жили недолго, но теперь люди с чужим сердцем могут прожить больше тридцати лет. Тем не менее операции по пересадке головы по-прежнему остаются фантастикой. Казалось бы, в 2017 году наука оказалась на грани прорыва — итальянский нейрохирург Серджио Канаверо в статье для авторитетного журнала Surgical Neurology International заявил , что разработал метод пересадки человеческой головы — и первая операция состоится уже в ближайшие годы. Однако прошло уже семь лет, а никакой революции так и не случилось.
Однажды, во время приезда в Смоленск столичной труппы под руководством Станиславского, А. Беляеву удалось заменить заболевшего артиста - сыграть вместо того в нескольких спектаклях. Успех был полным, К. Станиславский даже предложил А. Беляеву остаться в труппе, однако он по неизвестной причине отказался. Еще в детстве Саша потерял сестру: Нина умерла от саркомы. А с братом Василием, студентом Ветеринарного института, приключилась загадочная и жуткая история. Как-то Александр и Василий гостили у дяди. Компания молодых родственников решила покататься на лодке. Вася почему-то отказался ехать с ними. Зачем-то Саша захватил с собой кусок глины и прямо в лодке слепил из него человеческую голову. Взглянув на нее, присутствующие ужаснулись: у головы было лицо Василия, только черты его оказались какими-то застывшими, неживыми. Александр с досадой бросил поделку в воду и тут почувствовал тревогу. Заявив, что с братом что-то случилось, он потребовал развернуть лодку к берегу. Их встретила заплаканная тетя и сообщила, что Василий утонул во время купания. Произошло это, как выяснилось, именно в тот момент, когда Саша бросил глиняный слепок в воду. По окончанию Демидовского лицея А. Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске, и скоро приобрел известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Закончив какое-либо дело, он отправлялся путешествовать за границу; побывал во Франции, Италии, посетил Венецию. Беляев с головой уходит в журналистскую деятельность. Сотрудничает с газетой «Смоленский вестник», в которой через год становится редактором. Он также играет на фортепьяно и скрипке, работает в Смоленском народном доме, является членом Глинкинского музыкального кружка, Смоленского симфонического общества, Общества любителей изящных искусств. Он побывал в Москве, где пробовался у Станиславского. Ему тридцать лет, он женат и надо как-то определяться в жизни. Беляев всерьез подумывает о переезде в столицу, где ему нетрудно будет устроиться. Но в конце 1915 года на него внезапно обрушивается болезнь. Для молодого и сильного человека рушиться мир. Врачи долго не могли определить его недуг, а когда выяснили, оказалось что это туберкулез позвоночника.
◦ Новости ◦
Александр Романович Беляев (1884-1942) – один из основоположников советской научной фантастики, сумевший в своих произведениях соединить науку и жизнь, настоящее и будущее. Когда Беляев вернулся из путешествия, он продолжил эксперименты в театре, которые начал еще в лицее. Фантасту Беляеву жена изменила через два месяца после свадьбы. 16 марта исполняется 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста, репортера, журналиста, адвоката – Александра Романовича Беляева. Писатель-фантаст Сергей Беляев родился в 1883 и умер в 1953 году. Юношей Александр Беляев много читал, изучал технику, занимался фотографией, играл в любительских спектаклях, пробовал свои силы в режиссуре, работал.
16 марта исполняется 140 лет со дня рождения популярного писателя-фантаста
И снова фантаст Беляев предвосхищает действительность. Лишь в 1943 году француз Жак-Ив Кусто изобретет акваланг. По окончании лицея Беляев получает должность частного поверенного (адвоката) в родном Смоленске. Предлагаем вашему вниманию статью на тему: Александр Беляев — меняя реальность. Он писал не о будущем, а об опасных химерах Тайна смерти фантаста Беляева Биография Биография. Его предсказания и размышления о том, готово ли человечество к научным открытиям, — в материале РИА Новости к 140-летию со дня рождения Александра Беляева. Беляев был уверен, что писатель-фантаст должен быть достаточно образован.
Тайна смерти фантаста Беляева
Беляевы переехали в Москву. Жили в коммуналке, в две другие комнаты поселились работники НКВД. Они приставали к жене Беляева, зажимали на кухне, а сам он, сын священника, боялся дать отпор. Пришлось снова уехать. Спустя годы, в 43-м, в немецком лагере для перемещенных лиц, мать и дочь Беляевых снова презрительно называли «интеллигенцией», когда они с высоко поднятой головой говорили «спасибо» — за баланду из жмыха. А если бы осталась одна голова? Когда Беляев узнал, что его болезнь перешла к дочери, он плакал. Хотя свою собственную он переносил очень мужественно.
Его дочь, Светлана Беляева, вспоминает: «Во время обострений его загипсовывали по самые уши. Клал на грудь фанерку — и писал. А когда наступали улучшения, выходил на улицу, затянутый в кожаный корсет. И, видя на несколько веков вперед, отправлял своих героев в неизведанные глубины моря «Человек-амфибия» и к далеким звездам «Звезда КЭЦ». Идея романа пришла Беляеву в голову, когда он в своем беспомощном состоянии задумался, что не будь у него рук, он не мог бы даже мухи согнать со своего лица. И роман его начинается именно с того эпизода, когда черный жук сел на лоб профессора Доуэля. Светлана Беляева, дочь фантаста, скончалась 8 июня 2017 году на 88-м году жизни.
Она жила в спальной окраине Петербурга. Писала книги в жанре фэнтази. В 2009 году вышла ее «Воспоминания об отце». Кроме того, в разные годы были опубликованы ее рассказы: «Дьявол и женщина», «Письмо с того света», «Кониц. Воспоминания о первом лагере», «Мужские страдания», «Дом над рекой», а также поэтический сборник «Отражения» и другие. Жила Светлана Александровна очень скромно, пенсия была маленькой. Перебивалась водой и хлебом.
В 1991 году 50-летний срок ее прав на авторские отчисления за книги отца истек, гонорар она смогла получить всего пару раз.. Не надо пышных похорон… Отец умер, когда ей было 12 лет, но она его хорошо помнит.
Мастер слова парил в своих дерзких мечтаниях, будучи прикованным болезнью к постели В советские времена книги Александра Беляева были желанной добычей для читающей детворы и юношества. Да и взрослые, отдадим им должное, не стеснялись увлечения его фантастическими мирами. Это был как раз тот автор, чьи произведения брали почитать у соседей, получали в районных библиотеках по знакомству — а уж иметь заветные томики в собственной коллекции было пределом мечтаний. Засмеют же в приличном обществе. Фантастика вообще высоко ценилась нашей самой читающей в мире публикой, но Беляев котировался особенно. Шут его знает, как получалось у писателя быть таким понятным, доходчивым, но вместе с тем таинственным и притягательным для публики. В принципе, его сюжеты были вполне созвучны «генеральной линии», во всяком случае, не диссонировали с ней.
Но при этом и раздражения совершенно не вызывали, прямолинейной пропаганды в них не было. Александр Беляев помещал своих героев в самые различные части света — от Якутии или глухой немецкой рыбацкой деревеньки до Сан-Франциско и Латинской Америки. Полеты в космос и проживание под водой тоже составляли достойный антураж историям фантаста, а писал он, учтите, в 20-30-е годы. Словом, рецепторы читателей были предельно взбудоражены, публику пленял ловкий слог и закрученный беляевский сюжет. Причем выдумки Беляева оказались чрезвычайно долгоиграющими. Они находили своего читателя — а когда до их драгоценной россыпи добралось кино, и зрителя — и в 60-80-е годы прошлого века. И теперь нафантазированные Александром Романовичем персонажи все еще востребованы, хотя многим из них уже под сто лет. Замечательно, что сюжетные линии своих будущих книг, где человеку доступно все или почти все, Беляев стал обдумывать и умозрительно шлифовать, будучи прикованным к постели. Немощный, больной костным туберкулезом позвонков, не имеющий возможности встать без посторонней помощи писатель — и вдруг сумел выстроить удивительную историю и систему ценностей человека-амфибии.
Как это возможно? Ну вот вам пример, что такое случается. После длительных сомнений, споров на различных уровнях, многочисленных согласований по Спорткомитету СССР разошлось распоряжение «О развитии борьбы карате в СССР» Хворь привела Беляева в Ялту, где у него появились хотя бы какие-то шансы на выживание. Здесь его застали и отзвуки Гражданской войны, и приход советской власти. В Крыму Беляев стал писать и потихоньку публиковаться, причем не от безудержного графоманского зуда, а чтобы заработать на хлеб.
Диагнозом был костный туберкулёз. Практически смертный приговор.
Молодого мужчину всего заковали в гипс, как мумию. Жена долго не выдержала столь тяжёлых испытаний и просто сбежала, оставив мужа беспомощно лежать на постели. Так он провёл несколько лет. Однажды Беляеву на лицо села муха. Она ползала по коже, а он не мог и пальцем пошевелить, чтобы прогнать надоедливое насекомое. Тогда в его голову и пришла идея о голове профессора Доуэля. Счастье было недолгим, тяжёлая болезнь превратила Александра в неподвижную мумию.
Как только Александр смог передвигаться, он занялся написанием своего первого фантастического романа. Практически слепой и изуродованный болезнью, некогда статный молодой человек, а сейчас дряхлая развалина в гипсовом корсете, он без конца писал... В его знаменитых на весь мир книгах люди летали на другие планеты и осваивали иные миры, влюблялись и побеждали. Его романы были вдохновляющими и прекрасными, с лёгким налётом грусти. Лёгкий налёт грусти придавал романам писателя особенное очарование и эмоциональный оттенок. Его литературный гений уважал и хвалил Герберт Уэллс. Он писал, что в романах Беляева есть то, чего так недостаёт всей западной современной научно-фантастической литературе — торжество мысли.
Александр Беляев всегда старался изучить всю научную подноготную прежде чем писать роман. Он увлечённо изучал труды о космосе Константина Циолковского. Тот, кстати, очень хвалил романы писателя за то, что они написаны не основываясь лишь на голых фантазиях, а имеют под собой твёрдое научное основание. Казалось, в жизнь пришли столь долгожданные и заслуженные покой и счастье. Одна за другой родились две прекрасные дочки. Беляев начал работу над романом «Вторая Луна». Он переписывался с Циолковским.
К сожалению, жизнь великого учёного и изобретателя прервалась в 1935 году. Беляев был уверен, что писатель-фантаст должен быть достаточно образован.
Об этом сообщает ТАСС. Пьеса написана специально для театра драматургом, автором либретто и стихов, поэтом Алиной Байбановой. Директор театра Леонид Кипнис рассказал, что действие романа происходит в вымышленной стране, а его главный герой — успешный артист, отличительной чертой которого является уродливая внешность.
Фантаст – Александр Беляев.
Он похоронил мать и начал искать работу. Сперва устроился заведующим в школу-колонию детский дом , но через неделю сбежал от клопов и плохого питания. Через знакомых удалось найти место в канцелярии уголовного розыска, где он был и младшим милиционером, и фотографом, и адвокатом, и лектором, который читал курсы по уголовному и административному праву. Но работа в отделе пришлась ему не по душе, и Беляев перешел в городскую библиотеку, где тоже не задержался надолго — друзья предложили место в Народном комиссариате почт и телеграфов в Москве. Александр согласился и уехал устраивать жизнь в новой столице. Несмотря на упаднические настроения, которым был подвержен Беляев в этот период, он женился в третий раз — на своей подруге Маргарите Магнушевской. В 1924 году у них родилась дочь, девочку назвали Людой.
Сюжет о попытке учёного оживить голову погибшего человека отражал детали биографии самого Беляева, который из-за паралича несколько лет не владел нижней частью тела. В последующие годы во «Всемирном следопыте» вышли его романы «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия» и «Борьба в эфире». В 1928 году Беляев переехал в Ленинград, где у них с Маргаритой родилась вторая дочь, Светлана. К этому времени Беляев уже начал зарабатывать исключительно литературой и мог уйти с работы в ведомстве. Однако здоровье снова подвело писателя — из-за воспаления легких в тяжелой форме врачи советуют ему сменить климат на более сухой и мягкий. Вместе с семьей он переезжает в Киев.
Его младшая дочь позднее рассказывала: «Во всех учреждениях висели призывы-требования говорить только по-украински. В магазинах продавцы не отвечали на вопросы покупателей, заданные по-русски. У отца возникли большие сложности с изданием. На русском языке рукописи не принимались. Украинского языка отец не знал, а отдавать свои произведения в перевод было слишком накладно». За два года жизни в Украине их семью постигло еще одно большое несчастье — эпидемия менингита унесла жизнь старшей дочери, которой было всего шесть лет.
Вторая дочь заболела рахитом, а у самого писателя началось обострение его собственной болезни позвоночника. Когда Беляев встал на ноги, то обратился по объявлению о найме в контору треста «Ленрыба» — и получил работу в Мурманске город входил тогда в состав Ленинградской области. В 1932 году он уехал за полярный круг, где провел полгода ради 10-процентной «северной» надбавки к окладу. После возвращения он опубликовал роман о полёте в космос «Прыжок в ничто», который остался не замеченным широкой публикой. К этому моменту ему удалось опубликовать уже больше 10 романов, но имя его в печати упоминалось редко. При этом на его книги в библиотеках стояла очередь, а дети постоянно просили в письмах выслать экземпляр или написать продолжение.
Однако из-за массовых арестов в редакциях издатели не были готовы переиздавать его романы.
Он был настоящим его сподвижником и создал за свою короткую жизнь несколько десятков повестей и романов, множество рассказов, очерков, таких удивительных по смелости научной мысли, оригинальности сюжетов и яркости изображения. Судьба великого писателя-фантаста». Ведущие познакомили ребят с биографией и творчеством писателя.
И я решил переработать свой рассказ в роман, сделав его, не отрываясь от научной основы, еще более фантастичным». С этого произведения и началась эпоха беляевской фантастики. Роман — автобиографический: когда писатель три года не мог ходить, ему пришла в голову идея написать о том, как чувствовала бы себя голова без тела: «…и хотя руками я владел, все же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни «головы без тела», которого я совершенно не чувствовал — полная анестезия…» В следующие три года Беляев написал «Остров погибших кораблей», «Последнего человека из Атлантиды», «Борьбу в эфире». Свои работы автор подписывал псевдонимами: А. Ром, Арбел, А. Р-нъ, А. Романович, А. В основе романа, как вспоминала позже жена писателя, была газетная заметка о том, как в Буэнос-Айресе доктор ставил запрещенные эксперименты над людьми и животными. Беляев вдохновлялся и работами своих предшественников — произведениями «Иктанэр и Моизетта» французского писателя Жана де ля Ира «Человек-рыба» русского анонимного автора.
Роман «Человек-амфибия» имел большой успех, в год первой публикации дважды вышел отдельной книгой, а в 1929 году ее переиздали в третий раз. Я с удовольствием, господин Беляев, прочитал Ваши чудесные романы «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия». Они весьма выгодно отличаются от западных книг. Я даже немного завидую их успеху. Этот период стал очень тяжелым для семьи.
Все произведения его весьма сценичны, точнее, кинематографичны. Рано или поздно его читатели стали зрителями... С 1916 года тяжелая болезнь заковывает 32-летнего Александра Беляева в броню гипса. И это в то время, когда вокруг бушуют такие события, как революции, перевороты, войны.
Для него вдвойне мучительно было не участвовать, а наблюдать кипение жизни с высоты... Прошел не один год, прежде чем ему удалось превозмочь себя, одолеть болезнь, встать с постели, включиться в ритм нового времени. Ему даже удается поработать в уголовном розыске - вот где обилие типов и сюжетных находок. Однако врачи рекомендуют ему найти более спокойную работу. И он становится воспитателем в детском доме. Но и это не синекура - из огня да в полымя. Чтобы выкроить время для литературных опытов, Беляев устраивается совслужащим в одну государственную контору, другую, третью... Наконец, перебирается из родного Смоленска в недалекую Москву, где вовсю бьет ключом газетно-журнальная жизнь. Беляев начинает сотрудничество с журналами, которые легли ему на душу, - "Всемирный следопыт" и старое доброе издание "Вокруг света".
В 1926 году выходит первая его книга - сборник научно-фантастических рассказов "Голова профессора Доуэля". Затем вторая - "Современная почта за границей"... А через два года любители фантастики зачитываются "Человеком-амфибией". К Беляеву приходит известность. Он снова обретает возможность путешествовать, ездить. Пусть недалеки его маршруты - Киев, Ленинград... Но мир снова открывается душе очарованного странника, искателя приключений, великого выдумщика. Однако былая болезнь снова напоминает о себе, и в 1931 году Беляев перебирается подальше от столичной суеты - под Ленинград, в бывшее Царское, а тогда Детское Село ныне город Пушкин. Эти места, взрастившие пушкинскую музу, облюбовали к тому времени и Алексей Толстой, и Вячеслав Шишков, и Юрий Тынянов...
Воистину Детское Село стало Писательским Селом. Во всяком случае его можно считать своеобразной столицей советской фантастики. Ведь и замыслы "Аэлиты", и "Гиперболоида инженера Гарина" вызревали именно там. А потом грянула война... В разоренное Детское Село пришли немцы. Слегший Беляев уехать не сумел. Ни один литературовед не смог мне сказать, где и как оборвался жизненный путь российского фантаста, под каким камнем упокоен его прах. На все вопросы - недоуменное пожатие плечами: "как-то не приходило в голову... Узнав, что писатель, прикованный болезнью к постели, умер в голодном 1942 году, Морозов начал свой поиск со старинного царскосельского кладбища - Казанского.
Кинотеатр «Иллюзион» 15–19 марта покажет фильмы по книгам фантаста Александра Беляева
Когда Беляев вернулся из путешествия, он продолжил эксперименты в театре, которые начал еще в лицее. Писатель-фантаст Александр Романович Беляев — пост пикабушника ksenobianinSanta. Кассационная инстанция Краснодарского краевого суда признала все произведения писателя-фантаста Александра Беляева народным достоянием, сообщает РИА Новости со. Улица имени писателя-фантаста Александра Беляева переименована в улицу Героев Территориальной Обороны. 19 марта в секторе краеведческой литературы центральной детской библиотеки для воспитанников СОГБУ РСРЦН «Теремок» был проведен урок краеведения «Александр Беляев. Его предсказания и размышления о том, готово ли человечество к научным открытиям, — в материале РИА Новости к 140-летию со дня рождения Александра Беляева.
СТАРАЯ «ДОБРАЯ» ОТЕЧЕСТВЕННАЯ НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА
И Беляев постепенно стал возвращаться к полноценной жизни. Для него изготовили лёгкий корсет из целлулоида. Это материал, из которого в то время делали кино- и фотоплёнку, а также шарики для пинг-понга. В таком корсете он уже вполне мог передвигаться.
Теперь он снова устраивается работать юристом. В это время Александр Беляев начинает писать научно-фантастические рассказы и повести. В возрасте сорока лет он печатает свой первый рассказ "Голова профессора Доуэля".
Позже этот рассказ он переделает в роман. Сам писатель признавался, что это произведение во многом автобиографическое. Ведь ему очень хорошо было знакомо это чувство, когда голова живёт сама по себе и не может управлять телом.
Через несколько лет Александр Беляев забросил юридическую работу и занимался уже только писательством. К нему пришла известность. Он переписывался с Константином Циолковским.
Его романы высоко ценил Герберт Уэллс. В Голливуде ещё в конце сороковых годов хотели экранизировать его роман "Человек-амфибия". Но отказались от этой задумки.
Решили, что технических возможностей для этого пока не хватает. Когда в начале шестидесятых годов советские киношники взялись за постановку, в Голливуде были уверены, что у них ничего не выйдет. Раз сам Уолт Дисней не смог, то куда уж отсталым русским с их допотопной техникой.
Однако фильм был снят и сразу же получил статус культового. В 1962 году он стал лидером советского кинопроката. До сих пор его с удовольствием смотрит уже, наверное, третье поколение зрителей.
В своём творчестве Александр Беляев постоянно противопоставляет слабое тело человека и его могучий дух, которому подвластно всё.
Первые пациенты с пересаженными органами жили недолго, но теперь люди с чужим сердцем могут прожить больше тридцати лет. Тем не менее операции по пересадке головы по-прежнему остаются фантастикой. Казалось бы, в 2017 году наука оказалась на грани прорыва — итальянский нейрохирург Серджио Канаверо в статье для авторитетного журнала Surgical Neurology International заявил , что разработал метод пересадки человеческой головы — и первая операция состоится уже в ближайшие годы. Однако прошло уже семь лет, а никакой революции так и не случилось. Канаверо вроде бы удалось, руководствуясь собственной методикой, пересадить голову одного трупа другому, но так как подопытный изначально был мертв, этот опыт никак не доказал и не опроверг действенность методики.
Похоже, подтвердить свои амбиции на практике итальянец не сможет.
В больницах он продолжает сочинять, и в том же 1915-м ростовская газета "Приазовский край" публикует его очерк "Берлин в 1925 г. Очерк крохотный, тем не менее, Беляев умудрился предсказать в нем ядерное оружие, ГМО, дистанционное обучение и даже лабораторное производство смертоносных вирусов: "Оратор сделал жест по направлению к синклиту учёных, поклонился и сошёл с кафедры. Его место занял пожелтевший, высохший как мумия, безволосый старик в огромных очках. Он хитро улыбнулся и, потирая руки, вкрадчивым голосом начал: - Я приручил бациллу чумы.
Как приручают зверьков. Я открыл античумную прививку. Она будет привита всем нам, и тогда, не боясь заразы, мы можем пустить чуму на врагов! Гром аплодисментов покрыл слова оратора. Однако доклад вызвал споры.
Некоторые указывали, что таким путём будет уничтожена не только армия, но и всё население страны. Вопрос о чумной заразе остался открытым…" цит. Беляев "Берлин в 1925 г. Весной 1919 года умерла мать, а больной сын оказался неспособен даже проводить ее в последний путь. И все же Беляев продолжал сражаться.
Дополнительные силы придала новая любовь — сотрудница местной библиотеки Маргарита Магнушевская, ставшая для него всем: женой, сиделкой, помощницей в делах, музой. Отныне ему снова есть чем жить и для кого жить. И - о, чудо, болезнь временно отпускает, оставив в качестве напоминания о себе ортопедический корсет, который Беляев будет вынужден носить до конца своих дней. Почти два года новоиспеченная семья прожила в Ялте, где Беляев для заработка перепробовал себя в самых разных профессиях, включая должность инспектора канцелярии уголовного розыска. А затем старый знакомый выхлопотал для него непыльную работу юрисконсульта в Москве, в Наркомпочтеле.
Казалось бы, все? С чего начинал, к тому вернулся? Но желание Беляева стать литератором по-прежнему твердо. Проведав о том, что в Наркомпочтеле издается ведомственный журнал, он становится его внештатным автором и одновременно начинает работу над первым полновесным научно-фантастическим рассказом. Написанный в стилистике "литературы ужасов" рассказ "Голова профессора Доуэля" будет напечатан в 1925 году - сперва в "Рабочей газете", а затем в двух номерах журнала "Всемирный следопыт".
Впоследствии Беляев переработает его в одноименный роман. Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела.
Казалось бы, нужно радоваться, но Саша опять всё передумал — и к тому времени уже решил уйти в журналистику. Получилось это у него не сразу. В 1914 году он стал главным редактором «Смоленского вестника» и впервые опубликовал в детском журнале свою пьесу. Однако меньше чем через месяц его предшественника восстановили в должности, а Беляева попросили уйти. Вернувшись к юридической практике, он выиграл несколько дел, но вскоре Александра настигло еще одно несчастье: он заболел плевритом. Местный врач, прокалывая плевральную полость, чтобы дать выход гною, случайно занес инфекцию в один из спинных позвонков, и у Беляева отнялись ноги. На тот момент он успел жениться во второй раз, но новая супруга сказала, что не собирается быть сиделкой, и оставила его о второй жене Беляева известно не больше, чем о первой: друзья семьи говорили, что это была капризная и избалованная девушка, которая часто ругалась с мужем. За Александром стала ухаживать мать — она искала врачей и объехала с парализованным сыном несколько городов В Ялте поставили диагноз — из-за врачебной ошибки плеврит перешел в костный туберкулёз, осложнившийся параличом ног. В письме подруге Беляев писал: «Паралич прошел чрез несколько месяцев, но три года пришлось выдерживать скучный курс лечения абсолютным покоем! Увы, только не моральным покоем! Будучи прикованным к такой «кровати», Беляев стал писать для ялтинской газеты, проводил юридические консультации на дому, принимал в гостях актеров и режиссеров местного театра, писал стихи и много читал Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского. К лету 1915 года Александра поставили на ноги. Чтобы продолжить лечение, он отправился в Ростов, где устроился штатным сотрудником газеты «Приазовский край» и стал писать передовицы от имени редакции. А уже в декабре опубликовал первое фантастическое произведение — очерк «Берлин в 1925 году». Заглядывая на 10 лет вперед, он описал будущее, где по улицам ходили женщины-шоферы, заказы в пивных отпускали автоматические ящики, а у инвалидов были высокотехнологичные протезы. В 1922 году Беляев снова перебрался в Ялту. Он похоронил мать и начал искать работу. Сперва устроился заведующим в школу-колонию детский дом , но через неделю сбежал от клопов и плохого питания. Через знакомых удалось найти место в канцелярии уголовного розыска, где он был и младшим милиционером, и фотографом, и адвокатом, и лектором, который читал курсы по уголовному и административному праву. Но работа в отделе пришлась ему не по душе, и Беляев перешел в городскую библиотеку, где тоже не задержался надолго — друзья предложили место в Народном комиссариате почт и телеграфов в Москве. Александр согласился и уехал устраивать жизнь в новой столице. Несмотря на упаднические настроения, которым был подвержен Беляев в этот период, он женился в третий раз — на своей подруге Маргарите Магнушевской. В 1924 году у них родилась дочь, девочку назвали Людой. Сюжет о попытке учёного оживить голову погибшего человека отражал детали биографии самого Беляева, который из-за паралича несколько лет не владел нижней частью тела. В последующие годы во «Всемирном следопыте» вышли его романы «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия» и «Борьба в эфире». В 1928 году Беляев переехал в Ленинград, где у них с Маргаритой родилась вторая дочь, Светлана.
Фантаста Беляева - на боевиков теробороны
Летом 2023 года Новосибирский музыкальный театр впервые в мире представит мюзикл по мотивам романа русского и советского писателя-фантаста Александра Беляева «Человек. Литературная премия имени писателя-фантаста Беляева была учреждена в 1990-м году и с тех пор претерпела серьезные изменения. Юношей Александр Беляев много читал, изучал технику, занимался фотографией, играл в любительских спектаклях, пробовал свои силы в режиссуре, работал. Из пятидесяти предсказаний, сделанных Беляевым, восемнадцать уже сбылись. Кем же он был, этот почти забытый ныне писатель–фантаст? После выхода в 1925 году рассказа "Голова профессора Доуэля" на Беляева обратила внимание читающая публика.