крестьяне, обязанные возить на своих лошадях княжеских гонцов.
Читайте также
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- На государственной службе
- Как быстро гоняли ямщики в России
- Ямщик, не гони...: ural_ga — LiveJournal
- Ямщик: истории из жизни, советы, новости, юмор и картинки — Лучшее | Пикабу
Слово Ямщик
Между прочим, наша Ямская слобода была когда-то крупнейшей в государстве — как по своим размерам, так и по количеству охотников-ямщиков. Постепенно ямщики превратились в особое сословие наподобие стрельцов, они совмещали ведение своего хозяйства с выполнением обязанностей перед государством. Что такое ЯМЩИК? Человек, перевозящий почту и/или пассажиров на почтовых (станционных) лошадях (см. лошадь*).Слово ямщик образовано от существительного тюркского происхождения ям, имеющего значение ‘почтовая станция, на которой меняют лошадей’.
Что такое ямщик
Сменив лошадь, можно было ехать с прежней скоростью. Вот почему скорость движения по трактам была разная. Быстрее всех ехали курьеры и фельдъегеря, проделывавшие в сутки 200 верст. Остальным удавалось проехать не более 100-150 верст в сутки. Так, например, путешествовал А. В 1833 г. Самым дешевым способом передвижения, когда путник становился независимым от почтовых трактов, была езда на своих лошадях в личном экипаже. Езда неторопливая, со скоростью не более 5-6 верст в час с частыми остановками для отдыха и кормления лошадей. Можно было также нанимать лошадей с ямщиком. Тот вез до определенного места, где без большого труда можно было найти другого ямщика.
Такой способ передвижения назывался «на вольных». Правда, стоило это дороже, чем езда на почтовых. Важные сообщения везли гонцы Простую почту передавали эстафетой, важные сообщения везли особые гонцы. За корреспонденцию почтальоны отвечали своей головой: «Ехать… им по почтовым станам, переменяясь наскоро, денно и нощно, нигде не мешкая ни четверти часа. А буде который почтарь в пути ехать медленно или оплошно и в указанные часы не спеет, или письма подмочит, или пьянством утеряет и за таким почтарем по указу великого государя учинена будет смертная казнь». Русская служба связи в старину носила пышный титул: «скорая омская гоньба». Но такое сочетание в указах попадается редко. Обычно писали — ямская гоньба, скорая гоньба и просто гоньба. Ямская гоньба не была регулярной, как таковая она возникла гораздо позже.
Путешествовали по почтовым трактам редко. Это было дорогое удовольствие для людей нечиновных, невоенных. Для езды по почтовым трактам была нужна подорожная. Ее выдавали в местной полиции, либо в местной управе. Подорожная была свидетельством, в котором указывалось, сколько лошадей, в соответствии с чином и званием, положено было подателю документа. Если путешественник ехал по личной надобности, то сразу оплачивал поездку и получал простую подорожную, а если по казенной надобности, т. Плату называли прогонами и взимали ее поверстно, т. Без документов выехать из города было вообще затруднительно — на выезде из больших и малых городов стояли заставы, на которых дежурили офицеры, проверявшие подорожные. Лишь после проверки нестроевой солдат, или, как тогда говорили, инвалид, поднимал шлагбаум.
Подорожная непременно отмечалась в специальной книге станционным смотрителем. Дилижансы — между Москвой и Петербургом Нередко проезжающим приходилось ждать лошадей, ведь в первую очередь их давали для курьерской, то есть скоростной почты и фельдъегерей. А уже с 1 сентября 1820 года между Москвой и Петербургом начали курсировать дилижансы. Такой порядок наблюдался повсеместно, строго контролировался, таким он был и в Клинском уезде. Самыми людными почтовыми трактами были Московский и Нарвский. Через равные промежутки, примерно через 30 верст, по трактам были размещены почтовые станции. Почтовые тракты Московской губернии… В связи с этим сразу вспоминаются строки народных песен «Когда я на почте служил ямщиком…» или «Ямщик, не гони лошадей, мне некуда больше спешить…». Много исторических событий связано с передвижением по этому тракту, в равной степени, как и проезд знаменитых людей. О чем мог рассказать колокольчик?
На станциях содержалось обычно до шести лошадей. Звон поддужных колокольчиков был слышен издалека, и, едва услышав их, станционный смотритель начинал суетиться, готовить лошадей, груз — почта должна была двигаться по расписанию, без задержки. По звуку колокольчиков опытные люди могли определить скорость тройки и состояние дороги. Ямщиков секли, отстраняли от работы, сажали в холодную — не помогало ничего. По-прежнему, завидев станцию, они предпочитали залихватски свистеть. Кто первым догадался повесить под дугу двухфунтовый колокольчик 800-900 г , неизвестно. Колокольчики начальство быстро разрешило, а рожки остались символом русской почты, и герб Клина как раз тому свидетельство. Кто такие ямщики? Слово ямщик в старинных документах встречается не часто.
We use cookies. Read the Privacy and Cookie Policy I accept На ямах и в ямских слободах Ямскую гоньбу гоняли охотники, выбираемые из податных крестьян. Мы не можем с точностью сказать, какие документы являлись основанием для избрания ямщиков. Возможно, так же как во второй половине XVII в. Но ничего подобного пока не обнаружено. Несмотря на то что нам не известны требования, предъявляемые при выборе ямщиков, тем не менее собственно процедуру избрания можно до мельчайших подробностей восстановить по старинным актам. Когда приходил указ об устройстве яма, местные власти посылали специального чиновника, называвшегося «стройщиком».
Если стан был крупный, то стройщик приезжал из Москвы. В этой роли выступали чаще всего дети боярские или дьяки не из числа влиятельных. Организация ямов не считалась почетным делом. Всему роду Пожарских при местнических спорах ставилось в укор, что один из них — князь Иван Петрович — был назначен ямским стройщиком в Тулу в 1601 г. Нового гонщика избирали в присутствии его односельчан. Происходило это в приходской церкви. Будущий ямщик приводился к крестному целованию и давал обязательство «ямскую гоньбу гонять с прежними ямскими охотниками в ряд, а на кабаке не пропиваться, и зернью в кости и в карты не играть, и никаким воровством преступлением против государства не воровать, и никуда не збежать, и ямской гоньбы жеребьев своих в пусте не покинуть» [34].
При выборе приходским священником составлялся «излюбленный описок» — своего рода поручательство. Его подписывало человек восемь или десять односельчан выбранного. В списке говорилось, что новый ямщик — «человек добр и семьянист, и животом прожиточен состоятелен , и Государеву ямскую гоньбу ему гонять мочно» [35]. Ямщиками выбирали обычно грамотных крестьян. Новый охотник грузил на подводы весь свой скарб, забирал семью и отправлялся на государеву службу. Если на стан, где должен был поселиться ямщик, нужно было ехать через Москву, выбранный являлся в Ямской приказ. Здесь он под расписку сдавал свою «поручную запись» и «излюбленный список» его односельчан.
В приказе ямщика записывали в книгу и с этого момента он становился государственным служилым человеком. Если же новое место жительства ямщика находилось в противоположной от Москвы стороне, то все документы он сдавал старосте своего яма. Стройщик не только выбирал ямщиков, но и, это самое главное, наделял охотников землей. Ямская земля делилась на несколько частей: 1 земли под ямской приезжий двор и под слободу; 2 пашни, луга и лесные угодья; 3 ямских оброчных деревень — поселений, жители которых гоньбу не держали, но были обязаны снабжать ямщиков хлебом и сеном [36]. Под ямской приезжий двор, на котором останавливались путешественники и где впоследствии происходил обмен сумами с письмами между почтарями, в рядовой слободе отводился участок 30X40, 40X40 или 50X50 саженей. В крупных городах, таких, как Тверь, Калуга, Ярославль, он устраивался вдвое больше. В Москве, Новгороде, Тюмени приезжий двор был не только административным центром слободы и выполнял другие функции.
Размер земельного участка под ямскую слободу зависел от числа ямщиков, точнее, от паев, которых в ряде случаев бывало меньше, чем гонщиков на стане. До середины XVII в. Большая слобода — преимущественно в больших городах, второго и третьего разрядов — уездные. Слободы на десять паев назывались окольными. Они ставились на длинных перегонах между крупными ямами и предназначались в основном для смены лошадей скорым гонцам. Были еще ямы поперечные — небольшие поселения на проселках в стороне от главных дорог. В них проживали от 2 до 5 охотников.
В административном отношении они были подчинены уездным слободам. Таков был размер ямских станций, предусмотренный законом. В действительности это положение почти никогда не соблюдалось, особенно на дорогах с интенсивным движением. Ежегодно Ямской приказ рассылал в другие учреждения десятки памятей о том, что он увеличил на таких-то ямах число паев «в прибавку к прежним» [36]. Долгое время размеры участков ямщиков никак не лимитировались. В конце XVI в. Под дворы охотников по указу отводилось в Москве 40X25 саженей, в остальных городах 40X7,5 саженей.
Так, в Касимове в 1627 г. Им же под огороды добавляли в среднем каждому по 17X79 саженей. В Муромской слободе на 63 человека ямщиков обнаружили излишек земли только под дворами в 24,5 десятины [37]. Ямские приказчики получали обычно участки двойного размера. Особенно широко жили новгородские приказчики. У каждого двор и огород занимал более двух десятин. До первой четверти XVII в.
Норма определялась на глаз и зависела в основном от доброты стройщиков, которые старались не обижать ямщиков. Так что каждый охотник получал столько земли, сколько хотел. Часто выделение надела гонщикам отражалось на материальном благосостоянии местного населения. И это порождало бесконечные споры. Наконец, в 1627 г. Пожарского было разработано единое положение о ямском земельном наделе. Особо важным слободам — московским, новгородским и владимирским — выделяли пахотной земли 10 четвертей и сена 40 копен на пай.
Приказчики получали вдвое большие наделы. Впоследствии при создании института почтарей дворы и земельные наделы им выдавались из того же расчета. Четверть — это много или мало? Ее размер зависел от качества почвы. На хороших плодородных землях она составляла полдесятины. Для худших земель площадь четверти увеличивалась иногда до 1,5 десятины. Как правило, пашни и луга охотникам выделялись по возможности ближе к яму.
Случалось, что земли давали где-нибудь в уезде.
Люблю читать и узнавать новое... Даля слово ямщик расположено в колонке ,,Ям",с татарского -селение. ЯмщИк -крестьянин на яму,для почтовой гоньбы на своих лошадях,за что он освобождался от подушного в старину :рассчитываемый по душам,отдельным людям налога. Вообще,вожатый,возница,погонщик на почтовых. Так что с профессией таксиста вполне можно сравнить,но более бесправной и... Читать далее.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Лев Толстой, «Отрочество» 2. Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Навигация по записям
- Смотрите также
- Лингвострановедческий словарь «Россия». Ямщик
- Когда я на почте служил ямщиком…
- От ямщика до смартфона: как эволюционировала почтовая связь в России // Видео НТВ
История о ямщиках и почтовых трактах
Значение слова ямщик в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Толковый словарь русского языка. Ямщики оказались достаточно предприимчивыми, чтобы обзавестись целой системой хитростей и лайфхаков, способствовавших повышению стандартной оплаты их труда. Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЯМЩИК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках.
Что такое ямщик? Кратко о профессии
Входящий, знай, тебя здесь ждут свобода слова и уют! Сетевая литература от А до Я. Включен в перечень социально значимых интернет-ресурсов России.
По окончании боевых действий Екатерина II оставила полк на службе, наградив казаков-ямщиков. Они были удостоены не только боевых наград, но и получили денежные компенсации за потерянных коней, пенсии увечным воинам.
После того, как 19 декабря 1797 года Павел I расформировал полк, ямщики вернулись к своему привычному занятию. Тверской-ямской казачий полк в составе шести сотен был сформирован по указу Александра I от 10 сентября 1812 года для усиления отряда генерала Ф. Винцингероде в Волоколамске из ямщиков Тверской и Московской губерний. Командир полка — майор Ф.
В другом источнике указано что по Высочайшему повелению, после занятия Большой армией Москвы граф П. Голенищев-Кутузов , собрал между Москвою и Вышним Волочком 3 747 ямщиков, из которых сформировал казачий Ямской полк и конную артиллерийскую полуроту [13]. В 1812 году полк действовал в отряде Винцингероде, в кампанию 1813 года сражался в отрядах генералов И. Дибича, В.
Гарпе, М.
При этом не идет речи о вознаграждении товарища за услугу. История с новыми подробностями перестает быть слезливой лав-стори про погибшего в степи ямщика и молодую вдову. Тут уже можно философствовать. Присвоить хабар мертвого — мародерство. Но кто тебя за руку поймает? А если покойник при жизни тебя оскорблял, унижал или бил? Какие могут у тебя быть по отношению к нему обязательства? Тут надо быть святым чтобы передать семье своего мучителя ценности в целости.
Однажды прочитал в газете историю. Умер мужик, привезли его на кладбище и тут вдова вспомнила что забыли венки. А венки стояли в гараже. Она дала деверю ключи от гаража. Тот уехал, провожающие остались ждать.
В писцовых книгах Казани 1566—1568 гг. Слобода имела хорошо развитую планировочную структуру с единым центром — площадью у церкви Живоначальной Троицы, откуда расходились пути на Москву и на Нижнюю Волгу.
Здесь же находилось главное административное учреждение слободы, присутственное место ямского приказчика — съезжий ямской двор. Согласно тогдашним правилам, он должен был включать в себя ямскую избу, постоялое место и хозяйственные строения — кузницу, сенник и конюшню. Скорее всего, Ямской двор возник на этом месте еще в год взятия Казани, то есть даже раньше, чем земли вокруг него были отданы под строение слободы. Приоритетное значение для Ямской слободы имело, разумеется, направление на Москву, совпадавшее на своем начальном участке с трассой 1-й Троицкой улицы, переходившей в Большую Московскую дорогу. Во главе слободы стояли ямской приказчик назначавшийся правительством и ямской староста выбиравшийся ямщиками. Были они людьми серьезными — состояли на полном казенном обеспечении и даже строились по наказу из столицы, для чего из Ямского приказа специально высылался "стройщик". Они и разруливали все "ямские" дела, подчиняясь при этом напрямую Москве, они же устанавливали количество "охотников" — исходя из сложившейся конъюнктуры.
Всего в слободе по данным Троицкого прихода за 1731 год насчитывалось 134 жилых двора: 86 ямских, 45 бобыльских и 3 двора нищих. Несмотря на то, что по указу царя Алексея Михайловича от 1643 года ямщикам запрещалось записываться в купцы, казанские ямщики активно торговали: будучи свободными от податей и обладая свободой передвижения, они даже составляли известную конкуренцию тяглым людям — лавки и даже кузницы! В силу специфики своей работы ямщики особенно предпочитали меновую торговлю, привозя изделия, чаще всего металлические, из Москвы, Нижнего Новгорода и других городов и выменивая их на меха и кожевенные изделия у местных тем самым нарушая государственную монополию на "мягкую рухлядь" — за эту статью дохода они постоянно боролись с купцами. При всем этом ямщики продолжали оставаться людьми государственными, и им полагалось жалованье, фактический размер которого в разные исторические эпохи мог разниться, как разнились и условия их службы — скажем, наши казанские ямщики получали денег не меньше своих московских собратьев, а вот "гонять" им приходилось раз эдак в пять реже. Вместе с тем не следует относиться к ямщицкому ремеслу пренебрежительно и легкомысленно дескать, укатил — да и поминай как звали, ни забот тебе, ни хлопот, да еще и жалованье платят , как раз наоборот — то был тяжелейший, изматывающий труд, требовавший крепких нервов и недюжинного здоровья.
Когда я на почте служил ямщиком…
В переводе на современный лад: ямщики – это вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками. 1. Возница на почтовых, ямских лошадях. Ямщик (устар. от монг. ямчи — проводник или «дзям» — дорога; устар. ямской охотник) — кучер на государственной службе. Стать ямщиком было много желающих – ямщики и их семьи получали освобождение от государственных податей, землю под постройку дома и жалование. Ямщик сообщение о профессии | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Ямщики, проезжая по Оренбургскому тракту, меняли здесь лошадей.
Ямщик – это… определение и история
Доставив путника на точку, ямщик возвращал коней обратно. а виноват смотритель. Разбираемся, что такое ямщик. В этом же значении понятие «ямщик» и ранее использовалось восточнее Томска. Согласно указу государя, в ямщики следовало брать «людей добрых, лучших, семьянистых». Итак, ямщик – это не просто транспортный работник, это культурный и исторический символ, связующее звено между прошлым и настоящим.
Значение слова ЯМЩИК в Большом современном толковом словаре русского языка
В ямщики шли «охочие» люди, и охотников находилось немало. От государства ямщик получал освобождение от налогов, землю под постройку дома и жалованье — 3 рубля в год лошадь стоила 50 копеек. Однако и профессия эта была не из легких. В ямщики набирали людей крепких здоровьем, смелых и выносливых. Кроме перевозки путников, доставки депеш и клади в их обязанности входило также содержание и лечение по меньшей мере трех лошадей. За доставку почты ямщик отвечал головой: за каждый час опоздания он получал удар кнутом, зато за досрочное прибытие ему могли поднести чарку водки. Строго было наказано почтовых людей подбирать честных и трезвых, чтобы они могли «день и ночь письма везти бережно, в мешках за пазухой, чтобы от дождя не замочить и дорогою пьянством не утратить». Зачем ямщик Гаврила к императрице ездил Один из городов Ярославской области носит имя легендарного ямщика Гаврилы. По старинной легенде, в 40 верстах от Ярославля существовала некогда ямская станция, где делами заправлял удалой ямщикбогатырь по имени Гаврила. Родился он слабеньким, однако мать по совету знахарки стала одевать мальчика в льняную рубашку, и с тех пор обнаружилась у Гаврилы недюжинная сила. Лихо управляясь с ямщицкой тройкой, он побывал во многих уголках России, попадал во множество переделок и всегда выходил победителем.
Легенда рассказывает, будто бы бывал наш ямщик даже при императорском дворе. Екатерина II решила удивить австрийского императора Иосифа скоростью, с которой ездили почтовые тройки. Она велела доставить к ней самого лучшего ямщика. Позвали, конечно же, Гаврилу. Строго взглянув на бородатого детину, императрица спросила: «Довезешь высокого гостя в Москву за тридцать шесть часов? Только не уверен, что довезу его душу», — отвечал ямщик.
За свой труд ямщики получали от государства жалование, а также земельные наделы и покосы. Их освобождали от уплаты податей и воинской повинности. Само же слово «ямщик» происходит от тюркского «ям», что означает — «дорога».
Встречается в… … Лингвострановедческий словарь ямщик — Древнерусское заимствование из тюрк. Дышловые лошади жались от колей на дышло, но ловкий ямщик, боком сидевший на козлах, держал дышлом по колее, так что колеса бежали по… … Толковый словарь русских существительных Что значит слово «ямщик»? Ямщик — это человек, перевозящий пассажиров или груз на почтовых лошадях. Древнерусское слово «ямъщикъ» образовано от тюркского существительного jam «ям» , что значит «почтовая станция» или «почтовая лошадь». Оно вошло в употребление в XIV веке и в наши дни из-за исчезновения профессии считается устаревшим. Изначально ямщиком назвали государственного служащего, который собирал налоги за дорожные перевозки и отвечал за доставку корреспонденции. Он содержал почтовую станцию и лошадей. Фото: golos.
Крестьянин, выехавший в Петербург по правительственной разнарядке и с согласия помещиков , если он не был государственным крестьянином изначально , и оставшийся в городе на следующий сезон, не только терял связь со своим классом, но со временем превращался в мелкого частного предпринимателя, оказывая услуги по извозу уже сугубо в частном порядке. Впрочем, те крестьяне, которые остаются в Петербурге на следующее лето, вступая в должности дворников, извозчиков, разносчиков, пользуются выгодами, отвыкают от сельских работ и неохотно возвращаются к сельскому быту — Иван Пушкарёв. Описание Санкт-Петербурга… [10] Как отмечал И. Пушкарёв в 1839 году [11] , «ямщики, кроме извозничества, мало занимаются ремёслами, однако ж некоторые из них имеют довольно хорошее состояние». Ямщиков: муж. В данном случае в число «ямщиков» включены не только представители этой профессии, но и все члены их семей обоего пола. Вплоть до широкого распространения железнодорожного транспорта ямщики имели важное значение для экономики России. Подробнее см. Это была повинность тяглового сельского и городского населения для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов. Ямские казачьи полки[ править править код ] Вскоре после начала русско-шведской войны 7 октября 1788 года по образцу донских казачьих полков был сформирован Ямской казачий полк. Основу нового полка сформировали ямщики, обслуживающие коммуникации Московской, Тверской, Новгородской, Псковской, Ярославской, Вологодской и Костромской губерний [12].
Ямщик, не гони...
А знаете ли вы, как появились на Руси ямщики? Историки утверждают, что в 1516 году московский князь Василий Иванович учредил Ямской приказ, отвечавший за поч. Sitta europaea В настоящее же время отличают почти всегда как особый вид поползня-ямщика, живущего в Скандинавии и северной России. Ямщик (от тюркского «дорога») — работник на государственной службе, который правил повозкой с запряженными в нее лошадьми. Ямщик (устар. от монг. ямчи — проводник или «дзям» — дорога; устар. ямской охотник) — кучер на государственной службе. Ямщик обычно работает на свежем воздухе, что может быть приятным, но также требует учета погодных условий. Ямщик (от тюркского «дорога») — работник на государственной службе, который правил повозкой с запряженными в нее лошадьми.