Режиссёр является сыном мультипликатора Андрея Хржановского и с 2007 года проживает за пределами России. В Париже никак не может толком запуститься мультимедийный проект «Дау», выросший из кинодолгостроя Ильи Хржановского. Режиссер Илья Хржановский сообщил на своей странице в “Фейсбуке” (управляющая социальной сетью компания “Meta” признана в РФ экстремистской организацией) о том. — Одним из самых обсуждаемых российских режиссеров стал ваш сын Илья Хржановский. Наташа» Ильи Хржановского наградили на Берлинале за операторскую работу.
Новости по теме
- Фильму "Дау" Ильи Хржановского частично отказали в прокате в России
- Людмилу Улицкую и Илью Хржановского признали иноагентами - 1 марта 2024 - V1.ру
- Курсы валюты:
- Илья Хржановский: новости
В Берлине воссоздадут Берлинскую стену и атмосферу советского времени
Напомним, «Мемориал» уже был признан иноагентом в 2016 году, в 2021-м по решению Верховного суда организацию ликвидировали.
Илья Хржановский — биография Биография В конце февраля 2020-го режиссер Илья Хржановский прервал 10-летнее молчание, начал часто общаться с журналистами и активно давать интервью. Причину деятель искусства объяснил просто — следование правилам Берлинского кинофестиваля, где его резонансный «Дау. Наташа» обзавелся заслуженной наградой. Фильм наряду с «Серебряным медведем» получил множество негативных комментариев и запретов, в том числе и обвинения в насилии, и призывы к заведению уголовного дела. Детство и юность В середине августа 1975-го, 11-го числа, режиссер-мультипликатор Андрей Хржановский и его супруга, филолог и киноредактор Мария Нейман, стали родителями. На свет появился долгожданный сын Илья. По его словам, в детстве он мечтал либо пойти по стопам деда Юрия Борисовича и связать свою жизнь с художественным искусством, либо стать маршалом. Так как ребенок был поздним, то круг его общения составляли в основном друзья семьи. И на будущего создателя фильмов не могла не повлиять творческая атмосфера, в которой он рос.
Именно поэтому в середине 90-х юноша попал на факультет живописи Боннской академии художеств. Германия вскоре наскучила студенту, и состоялось возвращение на «более интересную» родину, где тот продолжил обучение на режиссерском факультете ВГИКа, в мастерской Марлена Хуциева. А через год в соавторстве с Артемом Михалковым снял дебютную короткометражную «Остановку». В 2020-м знаменитость рассказала в интервью о матери и о предках, живших и похороненных в Украине: «У меня мама родилась в Виннице в сентябре 1940-го, а в конце июня 1941-го дедушка втолкнул ее, ее брата и мою бабушку в поезд и отправил в Ташкент, а сам ушел в армию. Моя мама каждое лето потом проводила в Шаргороде, даже когда жила в Ташкенте и Москве.
Прежде всего, построить на историческом контексте декорацию и поддерживать её на протяжении всех этих лет со всем бесконечным производством реквизита: еды, сигарет и прочего. Надо было отслеживать съемочный процесс, свет и грим — исторически верный и по возрасту точный, потому что жизнь в «Дау» идёт 30 лет и персонажи должны были стареть. Мы были крайне бережны с этим аспектом: движением времени и переходом из одного исторического периода в другой.
Грим, кстати, изобрела Катя Эртель — мой соавтор и сорежиссер в монтаже нескольких фильмов. Ведь каждый раз, подходя к зеркалу, участники видели старого человека — и это огромное психологическое воздействие! Это всё было технологически и творчески сложным путешествием. Я отношусь с огромной любовью и благодарностью ко всем участникам и персонажам за то, что они мужественно в это путешествие отправились. Дегенерация» На парижской премьере ваша группа создала крайне дискомфортные условия и для зрителей: алюминиевые кружки с кипятком невозможно было взять в руки, килька в томате стоила аж 25 евро, а цены на водку скакали в течение всего дня. Зачем все эти сложности? Сдавая телефон, ты оказывался подвластным другим правилам, которые мог исследовать, зная, что ты ими не управляешь. Это была антипотребительская идея, потому что в современной культуре зритель — это потребитель.
Он приходит и знает, что должен быть обслужен. Ему должны предъявить фильм за деньги. А всё, что получал пришедший на «Дау» в Париже зритель — это предложение найти собственное место хотя бы на территории этого проекта в условиях всё время мерцающего и меняющегося мира. Там даже в буфете цены всё время менялись, в течение одного дня рюмка водки могла стоить 1 евро, потом 25 евро, потом снова 1 евро. Это же тоже несправедливо, да? Но справедливость — вещь относительная. В этом проекте она с точки зрения потребления была связана с везением. А с точки зрения души и эмоций зависела уже от тебя и твоей восприимчивости.
Илья Хржановский на съёмочной площадке фильма «Дау» В прессе вас называли чуть ли не «доктором Менгеле человеческих душ». Может, подходом к человеку как к материалу? Жизнь — вот материал, частью которого мы все являемся. И дело в том, как мы её воспринимаем, что с ней делаем, готовы ли смотреть жизни и её обстоятельствам в лицо. Я стараюсь это делать, и это довольно сложный опыт. Когда ты говоришь про сложные вещи, к примеру, про чудовищную тоталитарную советскую систему, которая по-прежнему живет в наших душах, то это всегда непростой и подчас очень жёсткий разговор. Кадр из фильма проекта «Дау» Тогда, вероятно, не стоит удивляться, что жёсткий разговор вызвал такую болезненную ответную реакцию, в том числе и уголовные дела на Украине? Ведь и в Европе на вас ополчилась пресса, а в России вас и вовсе обвинили в распространении порнографии.
К примеру, фильмы проекта «Дау» входят в топ-20 фильмов года, по мнению газеты The Guardian. Пресса высказывала своё мнение относительно творческого проекта и его организации.
О чем вы говорите? Такого рода вещи меня шокировали. Она должна была пройти по очереди в Берлине, Париже и Лондоне. И называлась «Свобода, равенство и братство». Берлин был свободой, Париж — равенством и Лондон, соответственно, — братством.
В Германии мы должны были в течение одной ночи возвести Берлинскую стену и закрыть девять блоков домов в центре города. Мы это делали с Berliner Festspiele и мэрией Берлина, так как такие больше проекты можно реализовывать только с властью. Там нас поддержал президент Франк-Вальтер Штайнмайер, очень, кстати, образованный человек, который знает, кто такой художник Филонов. Мы с ним минут пять о нем говорили. Но потом оказалось, что городская управа против — такая демократия. Проект был отменен и мы перешли сразу ко второй части «Равенство», которая проходила в двух легендарных театрах Парижа — Театре де ля Вилль и Шатле. Известных нам по Дягилевским сезонам и работам Сары Бернар.
Между ними должен был быть построен мост, который из-за желтых жилетов тоже был отменен. Я хотел все перенести, но понял, что нужно открываться. И мы это сделали, правда, в совершенно другом режиме, чем хотели изначально. Да, конечно. Идея была в том, что люди получали не билеты, а визы. Они должны стоять в очереди, писать бессмысленные бумажки, потом опять стоять и ждать. Мне хотелось сразу ввести понятие «очереди».
Кстати, благодаря пандемии понятие «очередь» теперь знает весь мир, потому что весь Нью-Йорк стоит в очередях в магазинах. Все как в советские времена! Конечно, ты могла кого-то знать, кого-то не знать. Дальше ты входила в здание этих театров и единственный ответ, который ты могла получить на любой вопрос от персонала «Не знаю! Как-то резко пообщаться, куда без этого. Но главной их задачей было говорить «Не знаю», не давать никакой информации. Не было известно, какой фильм идет в каком зале, цены в буфете менялись несколько раз в день, то есть водка могла стоить то 2 евро, то 15.
Ко мне подходили и возмущались: «Водка стоит 15 евро! Это справедливо? Смеется Все было всегда в движении, и ты сам должен был открывать себе этот мир, если ты хотел. Ведь можно было сразу развернуться и уйти. Но если ты все-таки решался, в какой-то момент вливался в эту сплошную историю. Это был абсолютно уникальный опыт. Потому что когда ты создаешь какой-то условный мир, пространство, там дальше образуются свои законы, это не значит, что ты берешь на себя позицию творца, ты просто предлагаешь обстоятельства, а дальше все зависит от участников.
Возникает экосистема жизни. Я представлял его себе не раз, но это сложная история. Для этого нужно иметь все разрешения, учитывая некий радикализм «Дау». Мы про это думали, но до практической части никогда не доходило. К сожалению, Министерство культуры уже не дало разрешения на показы некоторых наших фильмов и обвинило нас в пропаганде порнографии. Что, разумеется, мы будем оспаривать в суде. Еще один вопрос от читателей: было ли тебе страшно во время съемок или перед их началом?
Хржановский покинул пост худрука мемориала «Бабий Яр» в Киеве
Проект "Дау. Свобода" должен был стартовать 12 октября рядом с Дворцом кронпринцев на бульваре Унтер-ден-Линден, где состоялось подписание договора об объединении западной и восточной частей города. А 9 ноября художник задумал символический снос фрагмента Берлинской стены. Во время проекта должен был пройти социальный эксперимент.
Проект "Дау. Свобода" должен был стартовать 12 октября рядом с Дворцом кронпринцев на бульваре Унтер-ден-Линден, где состоялось подписание договора об объединении западной и восточной частей города. А 9 ноября художник задумал символический снос фрагмента Берлинской стены. Во время проекта должен был пройти социальный эксперимент.
В свою очередь представитель режиссера отказалась комментировать отказ в выдаче удостоверения.
Биографическая драма рассказывает о жизни Льва Ландау - советского физика, лауреата Нобелевской, Ленинской и трёх Сталинских премий. Сценарий фильма основан на мемуарах Конкордии Терентьевны Дробанцевой, жены Льва Ландау, опубликованных в 1999 году в виде книги "Академик Ландау: Как мы жили". Авторами сценария выступили: Хржановский и писатель Владимир Сорокин. Съемки начались еще в апреле 2008 года в Санкт-Петербурге. За годы съемок идея преобразовалась в неожиданный проект, который имеет весьма отдаленное отношение к судьбе выдающегося физика. Получилось почти 700-часовое шоу. В процессе съемок факты отошли на второй план, а съемочная площадка стала полем для экспериментов. Место действия - Институт, его построили в Харькове в 2008 году на месте открытого бассейна "Динамо".
Также она добавила, что украинские спецслужбы имеют право на организацию терактов против российских журналистов.
Писательницу Людмилу Улицкую* и режиссёра Илью Хржановского* внесли в реестр иноагентов
Берлинские власти решили не предоставлять художнику необходимые разрешения, прикрывшись недостаточной уверенностью в безопасности инсталляций. Проект "Дау. Свобода" должен был стартовать 12 октября рядом с Дворцом кронпринцев на бульваре Унтер-ден-Линден, где состоялось подписание договора об объединении западной и восточной частей города. А 9 ноября художник задумал символический снос фрагмента Берлинской стены.
Я считал и считаю, что мои украинские еврейские корни давали мне право осуществлять долг перед памятью предков. Я делал свою работу честно и ответственно, с уважением к памяти павших в Бабьем Яру. Уверен, со временем станет ясно, как много нам удалось сделать для памяти места и погибших там».
В конце 90-х режиссер занимался съемкой рекламы и был продюсером телесериала «Список влюбленных РФ».
Берлинские власти решили не предоставлять художнику необходимые разрешения, прикрывшись недостаточной уверенностью в безопасности инсталляций. Проект "Дау. Свобода" должен был стартовать 12 октября рядом с Дворцом кронпринцев на бульваре Унтер-ден-Линден, где состоялось подписание договора об объединении западной и восточной частей города.
А 9 ноября художник задумал символический снос фрагмента Берлинской стены.
Хотя в Париже проект поддержали и мэр города Анн Идальго, которая более принципиально боролась за него, и руководство Центра Помпиду, и так далее. Но здесь, в Берлине, этот тип реальности в какой-то момент закончился, он исчерпался. Многие годы все тегировалось несколькими десятками философов, культурологов, ученых, религиозных деятелей. То есть весь материал проанализирован, и поэтому в зависимости от того, как вы смотрите — и кто вы, — вы будете смотреть всегда свой собственный фильм. И вот в этом отношении продуктом являются эти 700 часов. А то, что показывается здесь, — это трейлеры.
Поэтому у меня нет созидательного эффекта, потому что это как бы частицы, которые двигаются в вакууме. Потому что мне казалось, что как раз решение отдать «Дау» на фестиваль — своеобразное признание, что фильмы — это центральная часть проекта. Я не очень хорошо знал физику до того, как начал заниматься этим. И сейчас я знаю ее плохо, но мои друзья-физики, когда снимались в этом проекте, объяснили мне кое-что про квантовый мир, где все существует в зависимости от точки зрения наблюдателя. Потому что мир очень многообразен. Если смотреть из мира кино, то кинематографисты поздравляют меня с тем, что фильм на Берлинском кинофестивале. Мне это абсолютно непонятно.
Если смотреть из мира современного искусства, они вообще не видят этого факта, Берлинале для них не существует — они даже не в курсе о его существовании. Является ли этот проект фильмами? Те продукты, которые здесь на фестивале есть, являются фильмами тоже. Является ли это огромной инсталляцией или перформансом? Предложения от ведущих музеев мира, которые мы получаем, подтверждают, что да. Они воспринимают киноматериал как часть инсталляции. Является ли это инновационным проектом?
В этом смысле это зависит от точки зрения. Но для меня важно, чтобы этот проект жил, потому что это мой долг перед теми людьми, которые этот проект со мной вместе делали, и перед теми людьми, которые должны этот проект смотреть. Потому что, как мы с вами знаем, кино — в отличие от, например, живописи или музыки — искусство не то чтобы скоропортящееся, но имеющее определенную актуальность в определенный момент времени. И поэтому важно, чтобы диалог между материалом, между кино и зрителем происходил в тот момент времени, в котором мы существуем. Берлинский фестиваль и другие фестивали — это способ, прежде всего, удерживать дискуссию, разговор об этом проекте. Кино — в отличие от, например, живописи или музыки — искусство не то чтобы скоропортящееся, но имеющее определенную актуальность в определенный момент времени. Или это разные истории?
И это не моя инициатива — здесь быть. Директор фестиваля Карло Шатриан меня пригласил сюда и долго уговаривал. Или не уговаривал? Мы уже находимся в Берлине, поэтому будем говорить про Берлин. Есть еще такая логика, что многие из тех, кто работал вместе со мной, — это берлинцы. И Екатерина Эртель, мой сорежиссер в фильме «Дау. Наташа» и главный художник по гриму проекта, и Юрген Юргес, оператор, и продюсер Сюзанна Мариан.
Поэтому это в каком-то смысле проект и берлинский, немецкий тоже. У меня нет лирического отношения к Берлину, для меня это был тяжелый опыт по затратам во всех отношениях. Но жизнь движется, и у нее бывают разные аспекты. Но показы на Берлинале — это не впервые. Впервые проект появился в Париже, фильмы были в другом виде, в виде материала, который должен был выходить и выходить. А вот эти фильмы «Дау. Дегенерация» появляются на территории, где живут фильмы, и называется она — фестиваль.
И дальше — кинотеатры. Когда вы рассказываете обо всех составляющих «Дау», кроме кино, это невероятно интригует. Но в Париже, по крайней мере частично, они были реализованы. Помню, говорилось, что наши ответы при подаче на визу так назывались билеты на премьеру «Дау». Кабинки с собеседниками, психологами, священниками, как угодно их можно называть, были частью проекта. На деле же, насколько я понимаю, ответы не использовались. Человек просто заходил и шел смотреть кино.
А внизу были бар и выставка-инсталляция. Из-за того что мы получили здание в другой кондиции и на полтора месяца позже, чем планировалось, некоторые технологические элементы, связанные с тем, как работает система, реализовать не удалось — не хватило времени. Тем не менее важен не сам факт использования ваших ответов, а того, что вы вообще отвечаете на них. История про вас заключается в том, что вы совершаете акты на территории своей жизни. Все разворачивается только на территории нашего сознания и в тот момент, когда вы совершаете усилия определенного рода, например получаете визу… Кстати, чем виза от билета отличается? В принципе, ведь ничем. Лишними усилиями при ее получении.
И тем, что у вас есть персонализированный документ. С персонализацией вы понимаете, что принадлежите к некой территории. Многие до сих пор хранят эти визы. Я встречаю людей, которые держат их при себе как личный документ. Вся система отношений внутри вот этой «Дау»-территории, которая была в Париже, — между показом, разговором, едой, выпиванием, лежанием и гулянием — подразумевала то, что вы находитесь на территории, где вам кажется, что все решаете вы. Поэтому у нас, например, основным ответом сотрудников на любой вопрос посетителей было «не знаю». В этом смысле человек, привыкший к системе обслуживания — я купил билет и теперь жду, что мне покажут это, дадут то, что еще дают за эти деньги, как еще меня здесь развлекут, — оказался потерянным в каком-то смысле.
Непонятно, ему не дают никаких правил существования. Например, мы меняли цены в баре. Рюмка водки могла стоить 15 евро, а могла 2 евро.
Минюст обновил списки иноагентов. В реестре — знаменитая писательница, режиссер и экс-депутат
5 сен в 13:31. Пожаловаться. Режиссер Илья Хржановский сообщил, что покинул в начале этого лета пост художественного руководителя мемориального центра «Бабий Яр» в Киеве, который он занимал с 2020 года. Авторы просят отстранить скандального российского режиссера Илью Хржановского от художественного руководства центром. Российский режиссёр Илья Хржановский в рамках цикла мероприятий под лозунгом «Свобода, равенство, братство» заново возведёт и разрушит Берлинскую стену. Илья Хржановский утверждает, что является не кинорежиссером, а менеджером проекта, мотором всего происходящего.
Минюст признал иноагентами писательницу Улицкую и режиссера Хржановского
Должно быть три-четыре. Он выйдет на экраны — если ещё будут экраны — в 2023 году. И потом, главным результатом проекта мне всё-таки видится цифровая платформа и книга, а они ещё не готовы».
Неделя ИА Камчатское время «Советский запах еще не выветрился.
Мы по-прежнему его источаем». Большое интервью Осенью 2019 года режиссер Илья Хржановский был назначен художественным руководителем мемориального центра «Бабий Яр», созданного для увековечивания памяти жертв нацистских преступлений в Киеве в годы Великой Отечественной войны.
При этом шесть частей фильма получили прокатное удостоверение. Мировая премьера «Дау» прошла в январе 2019 года в Париже. Свой проект Илья Хржановский назвал в честь нобелевского лауреата советского физика Льва Ландау, которому он посвятил фильм по мотивам мемуаров вдовы академика Коры. Главную роль в картине сыграл дирижер Теодор Курентзис. Над проектом Хржановский работал больше 10 лет.
В результате были отсняты 700 часов материала, из которого смонтировали 13 фильмов и несколько сериалов. Проект задумывался как биографический фильм о советском физике Ландау, но позже «эволюционировал» в 700-часовой эксперимент — от первоначального замысла не осталось и следа.
Политика, которую проводил господин Мединский, привела к тому, что выдача прокатных удостоверений из технической процедуры превратилась в жупел, которым стращают кинематографистов и убирают неугодных», - заявил он. Шнейдеров добавил, что 30 картин, профинансированных Минкультом, посмотрели меньше 30 тысяч зрителей. Однако, деньги были выделены, освоены, кино, вроде как, было снято и сдано в Госфильмофонд.
А уж что будет с прокатом … Да с каких пор российских продюсеров волнует прокат? Их волнуют деньги, которые выделят Минкульт и Фонд кино», - констатировал Давид Шнейдеров.
Илья Хржановский: «Человеку дан адский дар пандемии»
Российскому режиссеру Илье Хржановскому запретили восстанавливать Берлинскую стену городские власти. В 19.00 мероприятие в Zoom началось с вступительного слова создателя проекта, режиссера Ильи Хржановского. Наташа» Ильи Хржановского наградили на Берлинале за операторскую работу.
Фильму "Дау" Ильи Хржановского частично отказали в прокате в России
Минюст внес в реестр иноагентов писательницу Людмилу Улицкую и режиссера Илью Хржановского. Режиссер Илья Хржановский сообщил, что покинул в начале этого лета пост художественного руководителя мемориального центра «Бабий Яр» в Киеве, который он занимал с 2020 года. Илья Хржановский предстает в фантазиях репортеров как тиран, выстроивший империю подавления и насилия, чтобы над ней властвовать. «» публикует интервью с режиссером Ильей Хржановским, взятое почти 9 лет он всеми силами добивался того, чтобы участники съемок ощущали себя не лицедеями. В реестр иноагентов попал и режиссер Илья Хржановский, распространявший недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти Российской Федерации решениях и проводимой ими политике.
Дау-таун. Как Харьков стал центром самого безумного проекта в истории кино
Советская реальность времен Ландау в Институте воссоздана до мелочей. Рубли, еда, передачи по радиоприемнику, одежда и мебель, мода, прически, сигаретные пачки, пропагандистские плакаты и многое другое. Сюжет фильма охватывал период с 1935 по 1968, поэтому даже время текло иначе — один месяц съемок соответствовал году советской жизни. За 33 года в мире успевает изменится многое, так и за переменами в Институте следили тщательно: менялся дизайн спичечных коробков, развивался внутренний сленг, стены перекрашивались, чтобы имитировать выгорание на солнце.
Внутри действовали правила и законы, установленные Хржановским, за нарушение которых полагался штраф. Некоторые касались вполне рабочих вопросов — опоздание на смену, отсутствие пропуска. Другие помогали режиссеру воссоздать атмосферу сталинских репрессий.
Так Хржановский запретил использовать современный лексикон, проносить на съемочную площадку мобильные телефоны, обсуждать социальные сети и жизнь за пределами Института. Но на этом он не остановился. И вскоре воссозданная советская реальность стала восприниматься актерами как вполне настоящая.
В Институте постоянно жили полсотни человек обслуживающего персонала. Другие актеры ночевали по съемным квартирам в городе, но стоило им преодолеть отделяющий Харьков от Института предбанник, как съемочная площадка становилась единственной объективной реальностью. Жизнь внутри продолжалась вне зависимости от расписания съемок: на месте бассейна работала настоящая лаборатория, физики ставили опыты на институтском оборудовании, а для научных опытов разводили мышей и свиней.
Все участники отыгрывали здесь роли самих себя — даже работа в Институте соответствовала реальной профессии человека за пределами проекта. Только три человека, чьи имена были слегка изменены, имели реальные прототипы в первоначальной истории. В роль Дау вжился греческий дирижер Теодор Курентзис, который внешне очень походил на советского физика.
Хржановский заставил ее год проработать на шоколадной фабрике и набрать десять килограмм веса. Директором Института Крупицей стал режиссер Анатолий Васильев. Остальные 300 человек были набраны из числа студентов, сотрудников органов безопасности, ученых, священников, раввинов, зеков, чекистов, безработных, бездомных, проституток и многих других.
В этом проявляется отличительный метод работы Хржановского с актерами — зачем искать кого-то подходящего? Пускай люди просто живут в искусственно созданных условиях. Любые взаимодействия, будь-то пьяная драка или любовные интриги, только поощрялись.
Институт был нашпигован скрытыми камерами и подслушивающими устройствами, съемочная группа незамедлительно появлялась в нужное время, в нужном месте. Актеры могли заниматься сексом, принимать ванну, ругаться, учиться или работать — обращать внимание на объективы камер запрещено, надлежало подыгрывать и продолжать жить своей жизнью. Все к этому привыкли и не сопротивлялись, у каждого участника оставалось право запретить использовать любой записанный с его участием фрагмент.
Каждого участника предупредили о всех возможных обстоятельствах, которые могли произойти во время съемок. Все то, что происходило между жителями Института — секс, драки, еда, выпивка — были настоящими, а не спродюсированными съемочной группой. Каждую отснятую на пленку сцену показывали, после чего участник проекта давал разрешение или отказ на использование ее в фильме.
Хржановский практически не вмешивался в происходящее, часто даже сюжетные сцены шли не по плану. Актерам приходилось импровизировать, заранее написанного сценария не существовало, но этого и не требовалось. Благодаря усилиям режиссера и каждого участника проекта внутри Института царила сложная эмоциональная атмосфера.
Пытаясь вытянуть из людей подлинные эмоции, Илья не пренебрегал методами психологического давления. Складывается ощущение, что он не пытался оспорить слухи, а провокационными действиями создавал вокруг альтернативную реальность в качестве еще одного художественного персонажа. Режиссер исполнял роль документалиста, всего лишь фиксируя происходящие вокруг события на 35-мм пленку.
На первых этапах он был демиургом, создателем тоталитарного мира, дирижером концерта, но впоследствии Институт обрел собственную жизнь и начал овладевать участниками проекта. Поначалу, когда большая часть этой информации не была известна обществу, проект Хржановского привлекал внимание масштабными декорациями. Квест-комната гигантских масштабов, популярная среди знаменитостей, бизнесменов, политиков, журналистов, художников и представителей московского бомонда.
С 2008 по 2011 режиссер охотно впускал звезд в заповедник сталинской эпохи, а некоторым предоставил шанс поучаствовать в съемках. На руки выдавали небольшую сумму на карманные расходы, а если деньги заканчивались, то в местном обменнике можно обменять украинские гривны на советские рубли — единственная разрешенная на съемочной площадке валюта. Процедура напоминала переход границы в аэропорту.
Отдельный вход был только у Хржановского — к его кабинету вела отдельная лестница. Итальянский режиссер Ромео Кастеллуччи, американский постановщик Питер Селларс, знаменитая художница-акционист Марина Абрамович. Также в фильме приняли участие музыканты российской группы «Аукцыон» — Олег Гаркуша сыграл роль писателя и поэта Даниила Хармса.
С помощью гостей Хржановский воспроизвел всю советскую номенклатуру — от самой верхушки до ее низов. Наркомом тяжелой промышленности стал украинский депутат Нестор Шуфрич, а роль командира бригады досталась известному журналисту Дмитрию Гордону. Во время съемок Марцинкевич с приятелями избил и унизил американского художника Эндрю Ондрежака, ассистента Марины Абрамович, исполнявшего роль психолога.
Говорят, Тесак планировал убить на камеру кошку — убийство животного для него было принципиальным — но режиссер сумел его отговорить. Кроме того, не желая отступать от принципов аутентичности, Хржановский поручил банде Тесака ответственное задание, ставшее завершающим штрихом многолетнего съемочного процесса — уничтожить целый корпус Института. Съемки финальной сцены запланировали на 8 ноября 2011 года.
Народ зазывали через ВКонтакте и Facebook, за участие платили 50 гривен. Дискотека началась, когда банда Тесака закончила разрушение Института — режиссер скомандовал операторам снимать танцующих людей. Окруженная мифами и легендами декорация, внутри которой на протяжении трех лет жили несколько сотен человек, была полностью уничтожена по приказу ее создателя.
Команда операторов еще четыре месяца снимала на руинах отдельные эпизоды, а остатки реквизита через несколько лет сгорели при пожаре на харьковском складе. ДАУ После завершения съемок начался бесконечный этап постпродакшена. Хржановский перестал общаться с журналистами, новой информации о судьбе проекта не поступало и со временем шумиха утихла.
В 2012 году в интернете появились сканы DAU-календаря с коллекцией монохромных фотографий. Сам календарь вышел в количестве 200 экземпляров, предназначался для кинокритиков со всего мира, но, судя по всему, так и не добрался до получателей. В 2012 правительство России выдало указ, согласно которому все фильмы с бюджетным финансированием необходимо закончить до конца года.
Учитывая, что режиссер сорвал оговоренные сроки — Министерство культуры отозвало господдержку, а в 2015 Арбитражный суд обязал продюсеров вернуть 30 млн рублей.
RU Андрей Юрьевич Хржановский про внесение своего сына в реестр иноагентов. RU эту новость: «Я знаю об этом, спасибо». Все новости о спецоперации на Украине мы собираем в специальном разделе.
Секс настоящий, сомневаться не приходится. Инцест в полный рост. Только в реальности Щеголева и Воронов — не мать и сын, они за время съемок и правда сблизились и стали любовниками. Есть ли в этом что-то недопустимое? Здесь уже каждый зритель решать будет сам.
Определенно можно сказать одно. Секс в кино всегда — или имитация чаще всего , или, в редких случаях, насилие возьмем «Последнее танго в Париже». В любом случае в кадре мы видим, как правило, чужих друг другу людей, которые выполняют свою работу. То же самое касается порнографии. Такого секса вы не видели на экране никогда в жизни, и не в откровенности съемки секрет: любовью занимаются те, кто являются партнерами и за пределами кинокадра. Эти чувства — реальные. Как и встреча Норы жена Дау, прототипа звали Кора с матерью. Та упрекает дочь в безразличии, эгоизме, неспособности удержать мужа. Дочь плачет, припоминает матери былые обиды. Душераздирающее зрелище, сопоставимое с «Осенней сонатой».
В кадре — настоящая мать Щеголевой. Но при этом муж сыгравший Дау дирижер Теодор Курентзис — не настоящий муж, а сын — не настоящий сын. Это игра, условность, роль. Чувства подлинные. Диалоги сымпровизированные. Но мы — по-прежнему в условной вселенной кино. Невероятно, но факт. Таким образом «Дау» кардинально переосмысляет роль актера в кино. С одной стороны, вскрывает актерский потенциал в каждом и наглядно демонстрирует, как «неестественное» на самом деле является неподдельным, а то, что наш глаз опознает как «убедительное», — имитация, наигрыш. С другой стороны, вовсе отменяет профессию актера за ненадобностью.
По меньшей мере в рамках конкретного эксперимента.
Уверен, со временем станет ясно, как много нам удалось сделать для памяти места и погибших там». В конце 90-х режиссер занимался съемкой рекламы и был продюсером телесериала «Список влюбленных РФ».
В 2004 году он выпустил фильм «4» по сценарию Владимира Сорокина, участвовавший во внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля. А с 2006 года занялся проектом «Дау» — он вышел в 2019 году.
Минюст РФ внёс в реестр иноагентов Людмилу Улицкую* и Илью Хржановского*
Режиссера Илью Хржановского, получившего всемирную известность после скандального фильма «Дау», теперь обвиняют чуть ли не в пытках детей. Корреспондент телеканала «Кино ТВ» встретился в Берлине с автором проекта «Дау» Ильей Хржановским, чтобы поговорить с ним о фильмах «Дау. 5 сен в 13:31. Пожаловаться. Режиссер Илья Хржановский сообщил, что покинул в начале этого лета пост художественного руководителя мемориального центра «Бабий Яр» в Киеве, который он занимал с 2020 года. Минюст внес в реестр иноагентов писательницу Людмилу Улицкую и режиссера Илью Хржановского.