Рассмотрение повести Н.В. Гоголя "Шинель" как нового шага в развитии русского реализма.
Презентация, доклад к уроку литературы в 8 классе по повести НВ Гоголя Шинель
Почему Гоголь ружьё заменил шинелью и переосмыслил финал повести? Почему автор так подробно описывает, как собирались деньги на шинель, как покупалось сукно, подкладка, воротник, как она шилась? Расскажите о портном Петровиче и месте этого персонажа в повести. Как изменяется герой, увлечённый мечтой о шинели? Как относится Гоголь к своему герою и когда это отношение начинает меняться? Смешон или жалок Башмачкин? Обоснуйте с цитатами из произведения.
Он идет к знакомому портному Петровичу в надежде починить шинель. Но портной Петрович сообщает, что шинель не подлежит ремонту. Портной советует Акакию Акакиевичу сшить новую шинель за 150 рублей. Но годовое жалование Акакия 400 руб. Акакий Акакиевич растраивается окончательно и делает ещё одну попытку: приходит к Петровичу и вновь пытается уговорить его перешить шинель. Петрович отказывается, потому что шинель была вся насквозь гнилая.
Акакий Акакиевич копит на шинель Чтобы накопить на новую шинель, Акакий Акакиевич вынужден жестко экономить. С каждого истраченного рубля откладывал по грошу в маленький ящичек, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а идя по мостовой, наступал на цыпочки « дабы не истереть подошвы »…. Ещё он приходя домой, сразу снимал бельё, чтобы не изнашивалось, и сидел ветхом халате. Можно сказать он жил мечтой о новой шинели. Собрав нужную сумму он вместе с портным закупает необходимые ткани и материалы для шинели. Новая шинель и ее кража На службе один из сослуживцев приглашает Акакия Акакиевича на свои именины.
Возвращаясь с именин, Акакий Акакиевич идет по темным улицам. В темноте появляются грабители. Обращение в полицию После ограбления Акакий Акакиевич обращается в полицию, к частному приставу. Но полиции нет дела до этой кражи. Визит к "значительному лицу" По совету сослуживца Акакий Акакиевич отправляется к одному "значительному лицу" - генералу. Важный генерал отказывается помочь Акакию Акакиевичу.
Он кричит на него за то, что тот вообще к нему пришел. Болезнь и смерть Акакия Акакиевича Акакий Акакиевич идет от генерала домой в своей старенькой шинели. Он простужается и заболевает. Вскоре он умирает. Это привидение похоже на Акакия Акакиевича. И оно срывает шинели с прохожих.
Месть Акакия Акакиевича Однажды привидение Акакия Акакиевича отбирает шинель у того самого генерала, который отказался ему помочь и обругал. Отобрав шинель у генерала, привидение Акакия Акакиевича исчезает и больше не появляется в городе. Cлайд 1 Cлайд 2 Цель: Показать трагизм судьбы «маленького человека» на примере образа Башмачкина; выявить авторскую позицию и свою собственную к данной проблеме. Каторжная работа по изучению русского языка, необходимая для того, чтобы его прочесть, не оплатится привычной монетой. Не троньте его, не троньте. Ему нечего вам сказать.
Не подходите к рельсам. Набоков Cлайд 4 Эпиграф Весь мир против меня: Как я велик!
Бедный Башмачкин думал всю дорогу, что ему делать. Он знал, что портной охотник до выпивки и решает прийти к нему, когда тот будет в подходящем состоянии. Акакий Акакиевич покупает ему спиртное и уговаривает сделать ему новую шинель за 80 рублей. Половина суммы у советника была: благодаря своей экономии, он умудрялся откладывать со своего жалованья. А для того, чтобы собрать на оставшуюся часть, решил жить еще скромнее.
Акакий Акакиевич у портного Петровича Акакию Акакиевичу пришлось очень сильно экономить, чтобы скопить нужную сумму Акакию Акакиевичу пришлось очень сильно экономить, чтобы скопить нужную сумму. Но его приободряли мысли о новой шинели и он часто ходил к портному и советовался по пошиву. Наконец, она была готова, и Башмачкин, счастливый, пошел на работу. Между тем Акакий Акакиевич шел в самом праздничном расположении всех чувств. Он чувствовал всякий миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия. Такая простая вещь как новая шинель стала самым значительным событием в его жизни Такая простая вещь как новая шинель стала самым значительным событием в его жизни. Сослуживцы оценили его обнову, сказали, что теперь у него стал гораздо респектабельнее вид.
Смущенный похвалами, Акакий Акакиевич был очень доволен покупкой. Ему предложили проставиться в честь сего события. Это поставило советника в затруднительное положение — у него не было денег. Но его выручило значительное лицо, которое устраивало праздник в честь своих именин, на который был приглашен и Акакий Акакиевич. Где именно жил пригласивший чиновник, к сожалению, не можем сказать: память начинает нам сильно изменять, и всё, что ни есть в "Где именно жил пригласивший чиновник, к сожалению, не можем сказать: память начинает нам сильно изменять, и всё, что ни есть в Петербурге, все улицы и домы слились и смешались так в голове, что весьма трудно достать оттуда что-нибудь в порядочном виде Как бы то ни было, но верно, по крайней мере, то, что чиновник жил в лучшей части города, — стало быть, очень не близко от Акакия Акакиевича. Пешеходы стали мелькать чаще, начали попадаться и дамы, красиво одетые, на мужчинах попадались бобровые воротники, реже встречались ваньки с деревянными решетчатыми своими санками, утыканными позолоченными гвоздочками, — напротив, все попадались лихачи в малиновых бархатных шапках, с лакированными санками, с медвежьими одеялами, и пролетали улицу, визжа колесами по снегу, кареты с убранными козлами. Акакий Акакиевич глядел на все это, как на новость.
Башмачкин впервые в жизни позволил себе расслабиться и отдохнуть. Но он все равно ушел раньше всех, окрыленный своим новым положением и шинелью. Скоро потянулись перед ним те пустынные улицы, которые даже и днем не так веселы, а тем более вечером "Скоро потянулись перед ним те пустынные улицы, которые даже и днем не так веселы, а тем более вечером. Теперь они сделались еще глуше и уединеннее: фонари стали мелькать реже — масла, как видно, уже меньше отпускалось; пошли деревянные домы, заборы; нигде ни души; сверкал только один снег по улицам, да печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки«. Мечта и реальность. Образ Петербурга 2 урок Мечта и реальность. Образ Петербурга 2 урок Гоголь так отзывался в одном из своих писем о Гоголь так отзывался в одном из своих писем о Петербурге: «… на Петербурге же нет никакого характера… Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе… всё погрязло в бездельных, ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их».
Повесть «Шинель» входит в так называемый цикл «Петербургских повестей». Каким выглядит Петербург Гоголя? Художник С. Бродский создал цикл иллюстраций к повести Художник С. Бродский создал цикл иллюстраций к повести. Рассмотрим их. Какой момент изображен на иллюстрации?
Не подходите к рельсам. Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А. Пушкина «Станционный смотритель». Традиции Пушкина продолжает Гоголь в повести «Шинель». Каким изображён главный герой повести? Характер Акакия Акакиевича, его злосчастная судьба. Что значила шинель для Акакия Акакиевича?
Евгений «Медный всадник». Как и Пушкин, Гоголь раскрывает в самом прозаическом персонаже способность к любви, самоотречению, самоотверженной защите своего идеала. Слайд 5 В повести «Шинель» Гоголь ставит социальные и нравственно-философские проблемы. С одной стороны, писатель выступает с резкой критикой того общества, которое превращает человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто «натрунились и наострились вдоволь» над «вечными титулярными советниками», над теми, у кого жалование не превышает четырехсот рублей в год. Но с другой стороны, гораздо более существенно обращение Гоголя ко всему человечеству со страстным призывом обратить внимание на «маленьких людей», которые живут рядом с нами. Ведь Акакий Акакиевич заболел и умер не только и не столько потому, что у него украли шинель. Причиной его смерти стало и то, что он не нашел поддержки и сочувствия у людей. Конфликт маленького человека с миром вызывается тем, что у него отнимают его единственное достояние. Станционный смотритель теряет дочь.
Презентация «Маленький человек в повести «Шинель»»
• Трагичен или смешЁн Акакий Акакиевич? (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»)• Главный герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин — изображен Гоголем как типичный представитель. Презентация на тему Н. В. Гоголь "Шинель". Эта презентация создана для помощи ученикам и учителям в подготовке к уроку по теме «Шинель» Н.В. Гоголь. Данная работа будет полезна при подготовке доклада, выступления, при выполнении домашнего задания, создании творческого проекта. Повесть Н.В. Гоголя "Шинель" Диафильм в формате презентации Н.В. Гоголь.
Литература. 8 класс
Повесть Н.В. Гоголя "Шинель" Диафильм в формате презентации Н.В. Гоголь. Презентация «Н.В. Гоголь – Шинель» рассматривает эту повесть и тему «маленького человека», жалкого и униженного среди мира «мертвых душ», жестоких, безразличных, закрытых для света, добра и любви. В презентации рассказывается о цикле «Петербургских повестей». Гуманизм в повести шинель. Шинель Гоголь презентация 8 класс. В данном материале предлагаю презентацию, которая может стать основой при подготовке к урокам по изучению повести Николая Васильевича Гоголя "Шинель". Презентация рассказывает о небольшой повести Гоголя «Шинель», которая вышла в свет практически одновременно с его романом «Мертвые души», но не потерялась, не осталась незамеченной на его фоне, а тоже нашла своего читателя и смело о себе заявила.
Презентация на тему по литературе Н.В.Гоголь Шинель (8 класс)
Гоголь ужесточает конфликт: для Акакия Акакиевича целью и смыслом жизни становится вещь. Однако автор не только снижает, но и возвышает своего героя. Акакий Акакиевич Башмачкин Портрет Акакия Акакиевича рисуется Гоголем подчеркнуто незавершенным, недовоплощенным, иллюзорным; целостность Акакия Акакиевича должна быть впоследствии восстановлена с помощью шинели. Рождение Акакия Акакиевича выстраивает модель алогичного и грандиозно-космического гоголевского мира, где действуют не реальные время и пространство, а поэтическая вечность и человек перед лицом Рока. Вместе с тем это рождение является мистическим зеркалом смерти Акакия Акакиевича: только что родившая Акакия Акакиевича мать именуется Гоголем «покойницей» и «старухой», сам Акакий Акакиевич «сделал такую гримасу», будто предчувствовал, что будет «вечным титулярным советником»; крещение Акакия Акакиевича, происходящее сразу же после рождения и дома, а не в церкви, скорее напоминает отпевание покойника, нежели крестины младенца; отец Акакия Акакиевича тоже оказывается как бы вечным покойником «Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий». Слайд 8 Ключом к образу Акакия Акакиевича является скрытое гоголевское противопоставление «внешнего» и «внутреннего» человека. В мире вечном Акакий Акакиевич — аскет-подвижник, «молчальник» и мученик; уединившись от соблазнов и греховных страстей, он осуществляет миссию личного спасения, на нем как будто лежит знак избранничества. В мире букв Акакий Акакиевич обретает счастье, наслаждение, гармонию, здесь он полностью доволен своим жребием, ибо осуществляет служение Богу: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?
Ружьё, бережно положенное на носу лодочки, исчезло. Очевидно, его стянуло в воду густым камышом, сквозь который пришлось плыть. Поиски были тщетны. Ружьё, из которого не было сделано ни одного выстрела, навеки похоронено на дне Финского залива. Чиновник слёг от горячки деталь, сохранённая в повести. Сослуживцы пожалели его и в складчину купили ему новое ружьё. Почему Гоголь ружьё заменил шинелью и переосмыслил финал повести?
Когда он первый раз выходит за пределы своего квартала, то оказывается в незнакомом месте. Акакий Акакиевич одинок, он одинок в своем жилище, он одинок среди своих сослуживцев. Когда он решает принять приглашение сослуживца и отправляется в гости, то обнаруживает, что жизнь там, за пределами квартала, бьет ключом: кругом проносятся богатые экипажи, мимо проходят хорошо одетые люди, ярко светят фонари, и Петербург предстает в совершенно другом свете. В этой повести используются странные пропорции, странно построен пространственный мир. Иная картина города предстает перед героем, когда он возвращается от сослуживца. Вдали, бог знает где, мелькал огонек в какой-то будке, которая казалась стоявшею на краю света». Площадь представляет собой совершенно непостижимое, опасное пространство, и когда Башмачкин попадает в это пространство, то именно в нем с героем происходит трагедия.
У него отнимают шинель. Еще один важный мотив описания Петербурга — вечный холод. Непомерно долго тянется зимний период в повести, через пару недель после смерти Акакия вновь начинается зима, и это притом, что в самом начале тоже царит именно этот период года, сшитую шинель герой получает примерно в апреле, и трагедия происходит почти сразу после этого события. Спустя неделю после смерти Акакия значительное лицо отправляется к своей приятельнице Каролине Ивановне, и описано это так: «Изредка мешал ему однако же порывистый ветер, который, выхватившись вдруг, бог знает откуда и нивесть от какой причины, так и резал в лицо, подбрасывая ему туда клочки снега, хлобуча, как парус, шинельный воротник». Клочки снега — это те самые бумажки, которые сыпались на голову Акакию Акакиевичу. Этот мотив холода и снега оказывается абсолютно бесконечным. И даже генерал подвержен этому холоду, как и бедный герой.
Параллели между Акакием Акакиевичем и значительным лицом очень хорошо заметны, сравним поведение персонажей после того, как они лишились шинелей. А теперь про значительное лицо. И это не говоря о том, что в жизни Акакия важнейший момент — это приобретение новой шинели, а в жизни значительного лица — получение нового чина. Петербургская тема берет свои истоки из рассказов Пушкина. Анализ текста Первое, что поражает в повести Гоголя, — это гоголевский гиперболизм. Все, о чем пишет Гоголь, предстает в превосходной степени. Главный герой «Шинели» не может выполнить даже простейшее поручение, он может только переписывать.
Когда ему предлагают немного более сложное задание, то он с ним справиться не может. И говорить он почти не может. Вот, как пишет об этом Гоголь: «Косноязычие Акакия Акакиевича — это инокоязычие среди инокоязычного народа. Он, как настоящий нищий духом, говорит "смиренными, неясными и недоумения исполненными словами": "нужно сказать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большей частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было очень затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы, так что весьма часто, начавши речь словами: "Это, право, совершенно того... Как и всегда у Гоголя, очень интересно соотношение индивидуального и типического.
Слайд 4 Тема. Конфликт В «Шинели» поднимается тема «маленького человека» — одна из постоянных в русской литературе. Первым затрагивает эту тему Пушкин. Его маленькие люди — это Самсон Вырин «Станционный смотритель». Евгений «Медный всадник». Как и Пушкин, Гоголь раскрывает в самом прозаическом персонаже способность к любви, самоотречению, самоотверженной защите своего идеала. Слайд 5 В повести «Шинель» Гоголь ставит социальные и нравственно-философские проблемы. С одной стороны, писатель выступает с резкой критикой того общества, которое превращает человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто « натрунились и наострились вдоволь» над «вечными титулярными советниками», над теми, у кого жалование не превышает четырехсот рублей в год. Но с другой стороны, гораздо более существенно обращение Гоголя ко всему человечеству со страстным призывом обратить внимание на «маленьких людей», которые живут рядом с нами. Ведь Акакий Акакиевич заболел и умер не только и не столько потому, что у него украли шинель. Причиной его смерти стало и то, что он не нашел поддержки и сочувствия у людей. Слайд 6 Конфликт маленького человека с миром вызывается тем, что у него отнимают его единственное достояние. Станционный смотритель теряет дочь. Евгений — возлюбленную. Акакий Акакиевич — шинель. Гоголь ужесточает конфликт: для Акакия Акакиевича целью и смыслом жизни становится вещь. Однако автор не только снижает, но и возвышает своего героя. Слайд 7 Акакий Акакиевич Башмачкин Портрет Акакия Акакиевича рисуется Гоголем подчеркнуто незавершенным, недовоплощенным , иллюзорным; целостность Акакия Акакиевича должна быть впоследствии восстановлена с помощью шинели. Рождение Акакия Акакиевича выстраивает модель алогичного и грандиозно-космического гоголевского мира, где действуют не реальные время и пространство, а поэтическая вечность и человек перед лицом Рока. Вместе с тем это рождение является мистическим зеркалом смерти Акакия Акакиевича: только что родившая Акакия Акакиевича мать именуется Гоголем «покойницей» и «старухой», сам Акакий Акакиевич «сделал такую гримасу», будто предчувствовал, что будет «вечным титулярным советником»; крещение Акакия Акакиевича, происходящее сразу же после рождения и дома, а не в церкви, скорее напоминает отпевание покойника, нежели крестины младенца; отец Акакия Акакиевича тоже оказывается как бы вечным покойником «Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий». Слайд 8 Ключом к образу Акакия Акакиевича является скрытое гоголевское противопоставление «внешнего» и «внутреннего» человека. В мире вечном Акакий Акакиевич — аскет-подвижник, «молчальник» и мученик; уединившись от соблазнов и греховных страстей, он осуществляет миссию личного спасения, на нем как будто лежит знак избранничества. В мире букв Акакий Акакиевич обретает счастье, наслаждение, гармонию, здесь он полностью доволен своим жребием, ибо осуществляет служение Богу: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра? Портной Петрович, наотрез отказываясь подновлять старую шинель Акакия Акакиевича, выступает в роли демона-искусителя. Новенькая шинель, в которую облачается Акакий Акакиевич, символически означает как евангельскую «ризу спасения», «светлые одежды», так и женскую ипостась его личности, восполняющую его неполноту: шинель — «вечная идея», «подруга жизни», «светлый гость». Аскета и затворника Акакия Акакиевича охватывает любовный пыл и греховная горячка.
Анализ «Шинель» Гоголь
Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки столичного общества. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота. Слайд 11 «маленький человек» - это человек униженный, беззащитный, одинокий, бесправный, забытый и, всеми, и если можно так сказать, судьбой , жалкий. Все эти произведения полны любви и сочувствия авторов к своим героям.
Слайд 13 Сюжет повести Н. Гоголя «Шинель». Слайд 16 Как подчеркивается типичность героя и ситуации?
Акакий Акакиевич — один из многих; таких, как он, были тысячи — никому не нужных чиновников. Слайд 17 Какая личность перед нами? Охарактеризуйте образ главного героя.
На что он идет ради этого? Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками.
Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели. Слайд 22 Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости Слайд 23 С какой целью Гоголем вводится фантастический финал? Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира.
Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства.
Гоголя Большое влияние на складывание школы формализма и нарратологии в целом оказала статья Б. Новаторство повести исследователь увидел в том, что «рассказчик так или иначе выдвигает себя на первый план, как бы только пользуясь сюжетом для сплетения отдельных стилистических приемов» [10]. Эта сказовая манера позволяет проследить изменение отношения рассказчика к Акакию Акакиевичу по ходу рассказа. Как отмечает Д. Мирский , «Акакий Акакиевич изображён как жалкая личность, смиренная и неполноценная, и рассказ проходит через всю гамму отношений к нему — от простой насмешки до пронзительной жалости» [11].
Советский литературовед И. Сергиевский видит в повести критику бюрократической общественной системы, основанной на торжестве равнодушия и жестокости, казёнщины и безразличия к человеку, где класс чиновника в табели о рангах в большей степени предопределяет отношение к нему окружающих, чем его личные качества. Чем выше чин должностного лица будочник, частный пристав, значительное лицо , к которому обращается пострадавший Акакий Акакиевич, тем жестокосерднее оно обращается с ним [12]. Выход из этого противоречия был найден следующий — «Шинель» стала толковаться как пародия на романтическую повесть, где «место трансцендентального стремления к высокой художественной цели занимала вечная идея будущей шинели на толстой вате» [13] : Трансцендентальное стремление редуцировалось до элементарной потребности, но потребности жизненно важной, не избыточной, насущно необходимой, неотъемлемой в бедной бесприютной жизни Акакия Акакиевича и притом терпящей такое же неотвратимое крушение, какое претерпевали мечтания художника или композитора. Манн [13] Если в России за увлечением социальным анализом от критиков ускользала мистическая составляющая повести, то на Западе наоборот — повесть рассматривалась в контексте гофмановской традиции, где мечта неизменно разбивается о действительность. Соответственно, тем или иным сюжетным ситуациям «Шинели» подыскивали соответствия в новеллах Гофмана [14] [15]. Борис Зайцев писал [16] : дьявол напустил тумана в глаза и навел марево … на людей, казалось бы, обязанных Гоголя понять При религиозной трактовке, повесть, прежде всего, не история бедного чиновника, а притча, адресованная читателю.
Это история искушения, затем одержимости смиренного, убогого и лишенного тщеславия Башмачкина с его простыми радостями неким новым предметом, страстью, идолом, сначала лишивших человека его радостей, а затем погубивших его. Авторская ирония по отношению к Башмачкину и предмету его страсти оказывается литературным приёмом, взглядом глазами читателя. Николаевская Россия, Петербург и чиновничье сообщество с его пороками и поверхностным, чисто бытовым христианством выступает здесь лишь подходящим фоном для истории духовного тупика. Герой, по своему изначальному поведению показанный едва ли не безгрешным аскетом, подвергается искушению, причем по обыкновенному бытовому поводу, и погибает духовно и физически [16]. На момент написания повести Гоголь — фанатично религиозный человек, глубоко погруженный в духовную литературу, в том числе монашескую и греческую. Сомнительно, чтобы его религиозность не нашла никакого отражения в повести. Имя «Акакий» — говорящее, имеющее смысл «беззлобный» или «невинный» [17].
Вероятно, что имя «Акакий» взято автором из « Лествицы » Иоанна Лествичника , где смиренный подвижник Акакий Синайский терпит унижение и побои от наставника, умирает, но и после смерти выказывает послушание своему наставнику.
Когда ему предлагают немного более сложное задание, то он с ним справиться не может. И говорить он почти не может. Вот, как пишет об этом Гоголь: «Косноязычие Акакия Акакиевича — это инокоязычие среди инокоязычного народа. Он, как настоящий нищий духом, говорит "смиренными, неясными и недоумения исполненными словами": "нужно сказать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большей частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было очень затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы, так что весьма часто, начавши речь словами: "Это, право, совершенно того... Как и всегда у Гоголя, очень интересно соотношение индивидуального и типического. Гоголь много раз употребляет по отношению к Акакию слово «странный» и слово «необыкновенный». Может быть, читателю оно покажется несколько странным и выисканным, но можно уверить, что его никак не искали, а что сами собою случились такие обстоятельства, что никак нельзя было дать другого имени, и это произошло именно вот как: родился Акакий Акакиевич против ночи, если только не изменяет память, на 23 марта».
Иллюстрация Кукрыниксов к повести Гоголя «Шинель» Источник Гоголь намеренно сделал имя героя повторяющимся, снова напоминая о том, что он беззлобный человек. Существует работа, в которой сопоставлена жизнь Акакия со святым. Акакий переписывает, но что может быть более прозаичным! А вот что об этом пишет Гоголь: «Там, в этом переписывании, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты…Если же таких не случалось, он снимал нарочно, для собственного удовольствия, копию для себя, особенно, если бумага была замечательна не по красоте слога, но по адресу к какому-нибудь новому или важному лицу». И выясняется, что у Акакия совсем прохудилась его старая шинель, которую его сослуживцы, глумясь над ним, называли капотом женская одежда , и ему нужно заказывать новую. И все меняется в жизни героя: ему приходится отказываться от самых необходимых вещей. Гоголь об этом писал так: «Он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею о будущей шинели». У Гоголя часто встречается мотив обезличивания человека.
Особенно заметно это в повести «Нос». И значительное лицо, важнейший персонаж повести «Шинель», ни разу в повести почти не назван по имени. Обычно у автора этот мотив принимает вещественное воплощение, так, несколько раз на протяжении повести, вспоминается табакерка Петровича. Люди теряют лицо, но вещи, наоборот, приобретают его. Когда Петрович сшил новую шинель для Акакия, он попросил героя примерить, осмотрел со всех сторон. Вещь становится символом. Фантастика и реальность в повести «Шинель» Говоря о данной теме, нужно вспомнить эпилог повести. В нем говорится, что Акакию суждено шумно прожить после своей смерти, в награду за никем не примеченную прожитую жизнь. И дальше непонятно: чиновник видел призрака, но узнал в нем Акакия, а может быть, и нет.
Есть только городские слухи.
Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий — Петербургу.
Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки столичного общества. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота.
Слайд 11 Описание слайда: «маленький человек» - это человек униженный, беззащитный, одинокий, бесправный, забытый и, всеми, и если можно так сказать, судьбой , жалкий. Все эти произведения полны любви и сочувствия авторов к своим героям. Слайд 13 Сюжет повести Н.
Гоголя «Шинель».
Повесть Н.В. Гоголя "Шинель"
Презентацию на тему Н. В. Гоголь "Шинель" можно скачать бесплатно ниже. Презентация к уроку по теме "Подготовка к сочинению по повести "Тарас Бульба" 7 ласс. Акакий Акакиевич Башмачкин Портрет Акакия Акакиевича рисуется Гоголем подчеркнуто незавершенным, недовоплощенным, иллюзорным; целостность Акакия Акакиевича должна быть впоследствии восстановлена с помощью шинели. (По повести «Шинель»).
Содержание
- Н.В.Гоголь "Шинель" - Презентации по литературе
- Слайды и текст этой презентации
- Похожие файлы
- Презентация «Образ «маленького человека» по повести Н.В. Гоголя «Шинель»
- Подписи к слайдам:
Урок шинель 8 - фотоподборка
Скорее всего, Достоевский, но высказывалось предположение, что это мог сказать и Тургенев. Так или иначе, фраза афористически точно характеризует влияние Гоголя на русскую литературу, осваивавшую тему «маленького человека», углублявшую свой гуманистический пафос. Слайд 4 Тема. Конфликт В «Шинели» поднимается тема «маленького человека» - одна из постоянных в русской литературе. Первым затрагивает эту тему Пушкин. Его маленькие люди - это Самсон Вырин «Станционный смотритель».
Евгений «Медный всадник». Как и Пушкин, Гоголь раскрывает в самом прозаическом персонаже способность к любви, самоотречению, самоотверженной защите своего идеала. Слайд 5 В повести «Шинель» Гоголь ставит социальные и нравственно-философские проблемы. С одной стороны, писатель выступает с резкой критикой того общества, которое превращает человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто «натрунились и наострились вдоволь» над «вечными титулярными советниками», над теми, у кого жалование не превышает четырехсот рублей в год. Но с другой стороны, гораздо более существенно обращение Гоголя ко всему человечеству со страстным призывом обратить внимание на «маленьких людей», которые живут рядом с нами.
Ведь Акакий Акакиевич заболел и умер не только и не столько потому, что у него украли шинель. Причиной его смерти стало и то, что он не нашел поддержки и сочувствия у людей. Слайд 6 Конфликт маленького человека с миром вызывается тем, что у него отнимают его единственное достояние. Станционный смотритель теряет дочь. Евгений - возлюбленную.
Акакий Акакиевич - шинель. Гоголь ужесточает конфликт: для Акакия Акакиевича целью и смыслом жизни становится вещь. Однако автор не только снижает, но и возвышает своего героя. Слайд 7 Акакий Акакиевич Башмачкин Портрет Акакия Акакиевича рисуется Гоголем подчеркнуто незавершенным, недовоплощенным, иллюзорным; целостность Акакия Акакиевича должна быть впоследствии восстановлена с помощью шинели. Рождение Акакия Акакиевича выстраивает модель алогичного и грандиозно-космического гоголевского мира, где действуют не реальные время и пространство, а поэтическая вечность и человек перед лицом Рока.
Вместе с тем это рождение является мистическим зеркалом смерти Акакия Акакиевича: только что родившая Акакия Акакиевича мать именуется Гоголем «покойницей» и «старухой», сам Акакий Акакиевич «сделал такую гримасу», будто предчувствовал, что будет «вечным титулярным советником»; крещение Акакия Акакиевича, происходящее сразу же после рождения и дома, а не в церкви, скорее напоминает отпевание покойника, нежели крестины младенца; отец Акакия Акакиевича тоже оказывается как бы вечным покойником «Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий».
В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружьё было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лёг в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружьё, возвращён он был к жизни… Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его «Шинель». Слайд 10 Работа с лексикой Анекдот - случай, приключение, происшествие, смешной эпизод, коротенький рассказ смешного содержания. Лепажевское ружье. Лепаж — знаменитый французский мастер-оружейник.
Особенно славились его дуэльные пистолеты и охотничьи ружья. Анненков Павел Васильевич 1812-1887 — литературовед, издатель трудов А.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах. Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
Огонь порою показывается в глазах его... Шинель крадут. Финал повести фантастичен, но именно такой финал позволяет писателю ввести в произведение тему правосудия. Призрак чиновника срывает шинели со знатных и богатых.
После смерти Башмачкин поднялся на недоступную ему ранее высоту, он преодолел убогие представления о чине. История бедного чиновника написана так подробно и достоверно, что читатель невольно входит в мир интересов героя, начинает сочувствовать ему. Но Гоголь — мастер художественного обобщения. И еще в конце повести мы приходим к страшному выводу: предметом повествования становится отнюдь не история о том, как у героя крадут шинель, а о том, как у человека украли жизнь.