Это стихотворение относят к раннему периоду творчества Пастернака – написано в 1912 году. Стихотворение «Февраль», относящееся к ранней лирике Б. Пастернака. было написано им в 1912 году и опубликовано спустя год в числе пяти стихотворений поэта в коллективном сборнике «Лирика». Стихотворение «Февраль», относящееся к ранней лирике Б. Пастернака. было написано им в 1912 году и опубликовано спустя год в числе пяти стихотворений поэта в коллективном сборнике «Лирика».
«Февраль. Достать чернил и плакать!..» (Б. Пастернак)
Таким образом, в стихотворении мир человека и мир природы взаимосвязаны. Подберите контекстуальные синонимы к слову февраль. Проследите, связана ли со словом черный двойственность. Проанализируйте лексический ряд слов, относящихся к слову навзрыд. Наблюдения: Контекстуальные синонимы к слову февраль — слякоть, весна, ливень, грачи, лужи, проталины. Весна зарождается в недрах февраля. Весна символизирует рождение новой жизни в природе и пробуждение чувств в человеке, которые могут явиться основой для рождения поэзии. Чернила относятся к миру человека. Однокоренные с ним слова черною, чернеют , а также образы, содержащие в себе черный цвет, слякоть, обугленные груши, тысячи грачей — к миру природы.
Символический ряд включает в себя комплекс идей: материнство - плодородие — тайна — смерть. Благодаря этой богатой символике черного цвета можно предполагать, что рождение поэзии — процесс, происходящий и в мире природы, и в мире человека. Между двумя мирами постоянны смысловые переклички. В кольце между начальным и конечным навзрыд, во тьме черного эти миры движутся, действуют, полные звуков и влаги. Здесь зарождается поэзия. Навзрыд Само понятие навзрыд тоже двойственно. Осуществление подобного процесса возможно только при одновременном участии голоса звука и слез из глаз воды : Навзрыд Изобразите в цвете свое впечатление от стихотворения. Сопоставьте пейзажные эпизоды стихотворения с картиной А.
С одной стороны, в тексте очень много черного цвета. Причем в этом понятии присутствует некая двойственность: черный относится и к миру человека чернила и к миру природы весною черною горит, проталины чернеют, тысячи грачей, как обугленные груши. Но, несмотря на обилие черного цвета в стихотворении, произведение не выглядит мрачным. Цветовая картина текста — светлая. Если нарисовать стихотворение в цвете, то это будет плавный переход от ярко-синего цвета к розовому и зеленому. Презентация исследований. Экспертная группа дает полный анализ стихотворения. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: письменный анализ стихотворения Б. Достать чернил и плакать!
Внутренний план стихотворения раскрывает процесс пробуждения поэзии, когда под воздействием обновляющейся природы поэт обретает способность «слагать стихи навзрыд». Композиции стихотворения соответствует его ритмическая организация, напоминающая колокольный звон с чередованием быстрого и размеренного звучания. Медленный темп в первой строфе, созданный короткими предложениями и паузами, заметно убыстряется во второй и третьей строфах — его создают переход от безличных форм к личным глаголам и введение анафоры «чрез благовест, чрез клик колес». Последний катрен с равномерным членением плавно возвращает к медленному темпу начала стихотворения. Мир человека и мир природы у Пастернака тесно взаимосвязаны. Между этими мирами, находящимися в постоянном движении, полными звуков и влаги, на протяжении всего стихотворения идут постоянные смысловые переклички. Такой эффект создается благодаря цветовому и звуковому параллелизму. Ведущий цвет стихотворения — черный — относится как к миру человека чернила , так и окружающему миру весною черной, проталины чернеют, тысячи грачей, обугленные груши.
Произведение богато звуковыми образами: к человеку относятся слезы и рыдания, мир природы насыщен криками грачей, кликом колес, грохотом слякоти, звоном благовеста и ливнем, что «еще шумней чернил и слез».
Природа рождает вдохновение, а вдохновение — стихи. Если не будет природы, не будет и стихов, которые бьют прямо в сердце. И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. Стихотворения Б. Пастернака отличаются мелодичностью, образностью, чему способствует перекрестная рифма и двусложный размер стиха — ямб. Достать чернил и плакать! Уже с первой строки мы можем прочувствовать отношение автора к природе: он влюблен и восхищен так, что хочет от этого плакать.
Это душевное состояние передается при помощи восклицательного предложения. Подчеркнуть выражения, которые придают стихотворению наибольшую точность, выразительность, помогает инверсия: обрушат грусть, слагают стихи. Синтетический параллелизм усиливает значимость фразы «чрез благовест, чрез клик колес».
Подберите контекстуальные синонимы к слову февраль.
Проследите, связана ли со словом черный двойственность. Проанализируйте лексический ряд слов, относящихся к слову навзрыд. Наблюдения: Контекстуальные синонимы к слову февраль — слякоть, весна, ливень, грачи, лужи, проталины. Весна зарождается в недрах февраля.
Весна символизирует рождение новой жизни в природе и пробуждение чувств в человеке, которые могут явиться основой для рождения поэзии. Чернила относятся к миру человека. Однокоренные с ним слова черною, чернеют , а также образы, содержащие в себе черный цвет, слякоть, обугленные груши, тысячи грачей — к миру природы. Символический ряд включает в себя комплекс идей: материнство - плодородие — тайна — смерть.
Благодаря этой богатой символике черного цвета можно предполагать, что рождение поэзии — процесс, происходящий и в мире природы, и в мире человека. Между двумя мирами постоянны смысловые переклички. В кольце между начальным и конечным навзрыд, во тьме черного эти миры движутся, действуют, полные звуков и влаги. Здесь зарождается поэзия.
Навзрыд Само понятие навзрыд тоже двойственно. Осуществление подобного процесса возможно только при одновременном участии голоса звука и слез из глаз воды : Навзрыд Изобразите в цвете свое впечатление от стихотворения. Сопоставьте пейзажные эпизоды стихотворения с картиной А. С одной стороны, в тексте очень много черного цвета.
Причем в этом понятии присутствует некая двойственность: черный относится и к миру человека чернила и к миру природы весною черною горит, проталины чернеют, тысячи грачей, как обугленные груши. Но, несмотря на обилие черного цвета в стихотворении, произведение не выглядит мрачным. Цветовая картина текста — светлая. Если нарисовать стихотворение в цвете, то это будет плавный переход от ярко-синего цвета к розовому и зеленому.
Презентация исследований. Экспертная группа дает полный анализ стихотворения. Подведение итогов урока. Домашнее задание: письменный анализ стихотворения Б.
Достать чернил и плакать! Февраль, достать чернил и плакать.
«Февраль. Достать чернил и плакать!..» (Б. Л. Пастернак) — анализ стихотворения
Стихотворение “Февраль. Достать чернил и плакать!” – это яркий образец ранней лирики Пастернака. Поэт возвращался к нему на протяжении всей жизни, не раз переписывал и переделывал, так что оно само стало воплощением своей идеи о сиюминутности жизни. Но отнести именно стихотворение «Февраль» к пейзажной лирике нельзя, оно более соответствует жанру философской лирики. Читать стих поэта Борис Пастернак — Февраль, Достать чернил и плакать на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых. Это стихотворение относят к раннему периоду творчества Пастернака – написано в 1912 году.
Февраль достать чернил и плакать анализ. Урок-анализ стихотворения Б. Пастернака
III Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать» Пастернака 3 вариант. “Гамлет” анализ стихотворения Пастернака Стихотворение “Гамлет” было закончено Б. Пастернаком после войны, в 1946 году. “Гамлет” анализ стихотворения Пастернака Стихотворение “Гамлет” было закончено Б. Пастернаком после войны, в 1946 году. В данной статье приведен анализ стихотворения «Февраль. История создания, жанр, направление, темы, образы, символы, настроение, основная мысль стихотворения Пастернака «Февраль», средства выразительности с примерами.
«Февраль. Достать чернил и плакать!» - анализ стихотворения Б.Н. Пастернака
Внутренний мир человека Б. Пастернак в этом стихотворении объединяет с миром природы. Эти мотивы в стихотворении выражены образами весны и передал это в художественный мир. Возможен и такой вариант что автор хотел затронуть главную проблему того времени, а это возможность писать людям когда приходит вдохновение, а не безысходность человека и ограничение на творчество того времени.
В нем сочетаются звуки грохот колес пролетки , зрительные ощущения черная слякоть , лирическое ощущение скорого пробуждения природы. Черная весна — это эмоциональная оценка того, как преображается мир во время первой оттепели. Начало второй строфы, в котором сочетаются реальность движения пролетки и метафора, воображенная автором. Фраза из четвертой строфы, где размываются границы природных явлений, из-за чего их качества переносятся друг на друга. Новый уровень реальности, с которым автор знакомит читателя в первой строфе.
Здесь передается внутреннее напряжение Пастернака. Мечты о весне переносят лирического героя в обыденный мир, где «грачи отражаются в лужах», но каждая художественная деталь указывает на экспрессивность произведения. Птицы предстают «обугленными грушами», готовыми «обрушить грусть на дно очей». Весенний ливень не может стихнуть, шумит сильней чернил и слез. Картина, вызванная воображением автора, строится по законам бытия. Схватывая изменения и впечатления на лету, автор старается успеть за движением жизни. Свои ощущения он отражает в стихотворении, что является искусством. Полный анализ Стихотворение относят к жанру пейзажно-философской лирики, однако в нем присутствуют элементы символизма и футуризма.
Автором описано творческое вдохновение, возникшее на фоне капризной февральской погоды. Оно отличается от упоения, с которым восхищаются приходом весны другие поэты. Вместо радости от происходящих перемен Борис Леонидович испытывает желание «достать чернил…», а после — стать частью бушующей стихии. Его плач не вызван случайно, а слезы так же обильны, как весенний ливень. Они рождают удивительные строки, которыми делится поэт. Выполняя анализ произведения, следует выделить его идею — пробуждение души человека вслед за природой во время наступления весны. Композиция состоит из четырех катренов и трех частей. Первоначально автор описывает перемены в природе.
Оно быстро стало широко известным. В нем отразились основные черты поэтического таланта автора. Существует несколько редакций произведения, так как Пастернак неоднократно возвращался к нему и вносил существенные изменения. Стихотворение относится к пейзажной лирике, но несет в себе многие элементы символизма и футуризма. На фоне февральской непогоды автор описывает возникновение творческого вдохновения. Этот процесс резко отличается от весеннего упоения природой лирических поэтов, которые испытывают радостные и светлые чувства. Вдохновение у Пастернака — мучительное чувство, вызывающее слезы и страстное желание «достать чернил». Вместо спокойного и уютного размышления в кабинете лирический герой испытывает страстный порыв слиться воедино с бушующей стихией.
Его слезы подобны каплям дождя, они так же стремительны и обильны.
Но поэт не раз возвращался к стихотворению, так что основа была переделана еще два раза. Дорабатывалось оно с тем, чтобы передать ощущение сиюминутности.
Но после последней переделки поэт неожиданно вернулся к первой редакции, решив, что так оно наилучшим образом отражает внешнюю и внутреннюю реальность. Поэт показывает одновременно пробуждение природы и пробуждение души человека, которая порождает поэзию. Природа обновляется в преддверии весны, а душа человека неизменно следует за ней — такова основная идея, вложенная автором в поэтические строки.
Композиция Произведение включает четыре катрена, которые делятся на три части. Вступительная показывает начало пробуждения в природе, которая еще в феврале готовится к весне. С помощью неопределенной формы глаголов которым придается побудительный оттенок, Пастернак показывает, что зима начинает уступать место весне и пробуждению.
Основная часть раскрывает заявленную мысль: хотя февраль — это еще зима, и он ассоциируется с холодом и морозами, на самом деле это уже слякоть, предвещающая весну.
«Февраль. Достать чернил и плакать!»: строки от нобелевского лауреата
Пастернак часто использует повторы, а сравнения, появляющиеся в тексте, взяты писателем из разных сфер жизни. Эти средства расширяют временные и пространственные пределы весеннего пейзажа, придавая ему глубокое смысловое наполнение. Двор влияет на внутреннее состояние героя, данный образ сравнивается с вынужденным уединением, удалением от остального мира, и этот «приговор» приводит к нарушениям привычного течения жизни и одновременно становится условием творческого состояния. Свойственное Пастернаку изображение болезненной природы встречается также в описании городского окружения.
Благодаря этому уподоблению складывается образ стремительного движения пейзажной картины, акцентируется мотив снега зимой и добавляются реалии городского пейзажа. Кроме образной специфики, следует также сделать акцент на том, как писатель ритмически организует свой текст. Ритмика отсылает — ассоциативно, конечно — к некоему звону колоколов.
Это не только чередование быстрого, стремительного и замедленного звука, но и звуковой образ, отсылающий к благовесту и Пасхе. В первой части стиха ритм скорее медленный, здесь присутствуют короткие предложения, часто встречаются паузы. Однако вторая и третья строфы уже отличаются ускоренным ритмом.
Этому ощущению способствуют не только глаголы, но также и введение анафор. Наконец, четвертая, последняя часть снова возвращает читателя к прежнему, изначально заданному темпу. Связанности культурного и природного универсумов передается с помощью параллелизма.
Этот прием включает как цвет, так и звук. Также атмосфера передается аллитерациями: писатель часто употребляет шипящие, а повторение буквы «п» придает второй половине произведения нужную плавность. Маленькое отступление о пастернаковском творчестве Начало XX века в русской литературе — период, на который пришлось творчество нашего писателя, отмечено разнообразием художественных форм, многочисленными экспериментами и быстрой сменой поэтических систем.
В пастернаковской поэзии проявились характерные черты парадигмы Серебряного века, а именно: тяготение к синтезу искусств, родовая и жанровая диффузия, смелые новации в области поэтического языка, а также взаимодействие различных стилевых тенденций, направлений и течений. Изучение пастернаковского наследия некоторое время откладывалось в долгий ящик. В основном, из-за идеологических причин.
Поэтому творчество писателя стало объектом глубокого литературоведческого исследования лишь с середины 1980-х годов. Вместе с тем немало вопросов поэтики, своеобразия художественной образности, особенностей творческого метода Пастернака остаются нерешенными до сих пор. Особый интерес представляет проблема взаимодействия в творчестве писателя элементов различных направлений и течений.
Кроме того, в синтезе философии и литературы, а также в синтезе искусств этот литературный художник открывал новые горизонты поэтического видения, прокладывал новые пути как в лирике, так и в прозе. Литературоведы отмечают также влияние символизма и футуризма на эволюцию лирического героя писателя, особенно в ранних поэтических сборниках. Интересные наблюдения относительно объединения реализма и модернизма в пастернаковской прозе, наличие элементов импрессионизма в поэзии принадлежат многим литературным критикам и филологам.
В частности, импрессионизм — особенная отличительная черта произведений русского писателя. Поэтому этой теме стоит уделить чуть больше внимания. Пастернаковский импрессионизм Черты импрессионизма появляются на протяжении всего творческого пути писателя, взаимодействуя с другими литературными направлениями, течениями и стилевыми тенденциями.
Импрессионизм впервые возникает во французской живописи, а оттуда распространяется в другие виды искусства — музыку, литературу, скульптуру. Специфика импрессионизма в области словесного искусства заключается в том, что в литературе импрессионизм не существовал в чистом виде, а интегрировался с элементами других видов и течений натурализмом, символизмом, реализмом, неоромантизмом. Это ярко подтверждает наследие Пастернака, где импрессионизм прослеживается от раннего до позднего периодов творчества художника, становясь важной составляющей стиля писателя, стилевой константой лирики и прозы.
Кстати, импрессионизм по-особенному проявился в музыке, которая, видимо, тоже вдохновляла Пастернака. С самого рождения писатель находился в окружении искусства отец — художник, мать — пианистка , так что к богатству лексики добавилась еще и особая музыкальность. Творческий метод писателя Установку Пастернака на субъективность и воспроизведение личных впечатлений отметили еще современники писателя — в лице Марины Цветаевой и Владимира Маяковского.
Увлечение поэзией французских поэтов-символистов, творчеством Рильке, а также живописью отца и других русских художников способствовало усвоению Пастернаком поэтики импрессионизма. В своих статьях и выступлениях писатель постоянно подчеркивал аполитичность и выражение собственного «я» как основу искусства. Фиксация мгновенных впечатлений, живописность и музыкальность, свободное сочетание образов реальной действительности и субъективных видений сказываются на многих лирических произведениях писателя.
Из-за этого литературоведы называют метод Пастернака «свободной субъективностью». Итак, импрессионизм как стилевая тенденция или как составляющая стиля Пастернака представляет большой интерес для современного литературоведения, однако эта проблема еще не решена в свете единого системного подхода. Уже в ранних сборниках поэта просматривались черты импрессионистической поэтики в органическом синтезе с элементами романтизма неоромантизма , символизма и футуризма.
В раннем творчестве поэта импрессионизм отчасти проявляется через пейзаж, фиксацию мгновенных впечатлений и ощущений лирического героя. Это достигается — прежде всего — через метафору, звукопись, колористику. Пастернаковская картина мира В дальнейшем Пастернак распространяет элементы импрессионизма на картину мира, которая отличается особой философичностью и историзмом.
Он дает возможность увидеть целостную картину действительности, в которой человек является неотъемлемой частью природы. В данной статье приведен анализ стихотворения «Февраль. Текст будет полезен учащимся старших классов и всем, кто интересуется литературой. Достать чернил и плакать»: анализ Кратко можно охарактеризовать тему стихотворения как некое предчувствие наступающих перемен. Произведение раскрывает сущность естественного сезонного процесса и целиком посвящено природе. Лирический герой наблюдает протекание зимнего времени со стороны: восторгается причудливостью февраля, с радостью ждет приближения весны. Тема стихотворения заключается в особенном необыкновенном понимании, что человек является частью великого целого, он способен чувствовать окружающий мир и эмоционально зависим от состояния природы. Композиция Очень красивое стихотворение - «Февраль. Анализ его помогает осмыслить суть и не потерять главного.
Лирическое произведение состоит из четырех строф, каждая из которых последовательно раскрывает смысловую нагрузку. В первой происходит обнаружение желания постичь красоту природы, насладиться ее целостностью и многообразием. Потому лирическому герою хочется плакать, что восторг охватывает душу и становится невозможным не «писать о феврале навзрыд». Во второй строфе становится понятным, почему возникает стремление активно действовать, преодолевать большие расстояния. Третья композиционная часть раскрывает значимую потребность человека быть понятым и услышанным.
Но ведь по нынешнему календарю они появляются только с середины марта, а, значит, по прошлому исчислению — с приходом весеннего времени. Из этого следует, что «ранние» птицы стали авторским допущением. Жанр, направление, размер В течение всей жизни Бориса Леонидовича вдохновляла природная красота. Пейзажи в его произведениях описаны с трепетной любовью. Однако «Февраль» не соответствует пейзажной лирике, скорее — философской. Здесь через природные панорамы поэт отражает свои мысли, заполненные творческими исканиями, поиском вдохновения. В произведениях Пастернака из раннего творчества символизм гармонично сочетается с футуризмом. В нем множество объемных образов с символическим значением. Размер произведения — четырехстопный ямб. Автор использует перекрестную рифмовку с переплетением мужского и женского. Неточность рифм, создающих эффект «простой» речи, он использует крайне тонко. Композиция Структурно стихотворение включает четыре катрена. Его композиция кольцевая, четырехчастная. Очередная строфа «цепляется» словом, значением, мыслью с предшествующей: В первой описывается приход заключительного зимнего месяца. Автор выражает чувства и их порывы, появившиеся в его душе. Он словно боится опоздать с уловом «романтики» этого времени, выражая это употреблением в 3 строке слова «пока». Во второй чувствуется улет в мечты, предвкушение появления «поэтической» атмосферы. Третья плавно подхватывает предшествующую строфу. Но ее особенностью становится акцентирование внимания на детали, выражающей невероятную тоску. Тонкости и глубины произведению придает сравнение птиц с «обугленными грушами». Заключительная строфа показывает глубочайшую тоску, «сухую грусть», помогающую создать творение.
Пастернак участвовал в заседаниях кружка символистов под руководством Ф. Поэтому этот стих следует воспринимать через символистской эстетики. Изображение природы, борьбы зимы и весны, а через природу — изображение движения человеческой души. Преобразование, полная смена в природе и душе человека Композиция. Стихотворение начинается лирическим зачином в форме императива.
«Февраль», анализ стихотворения Пастернака
Это стихотворение относят к раннему периоду творчества Пастернака – и действительно, оно написано в 1912 году. III Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать» Пастернака 3 вариант. Главная» Новости» Анализ стихотворения февраль достать чернил и плакать пастернак. «Анализ лирического произведения на примере стихотворения Б.Л. Пастернака «Февраль. Результаты исследовательского проекта на тему "Поэтика и анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Февраль.
Популярные темы анализов
- «Февраль. Достать чернил и плакать!..» (Б. Пастернак)
- Анализ стихотворения Пастернака Февраль
- «Февраль. Достать чернил и плакать!» - анализ стихотворения Б.Н. Пастернака
- Композиция
- Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Февраль» | Литерагуру
Анализ стихотворения Пастернака Февраль
Композиция Произведение включает четыре катрена, которые делятся на три части. Вступительная показывает начало пробуждения в природе, которая ещё в феврале готовится к весне. С помощью неопределённой формы глаголов, обилие которых сложно не заметить и которым придаётся побудительный оттенок, Пастернак показывает, что зима начинает уступать место весне и пробуждению природы. Основная часть раскрывает заявленную мысль: хотя февраль — это ещё зима, и он ассоциируется с холодом и морозами, на самом деле это уже слякоть, предвещающая весну. Концовка произведения имеет ещё один мотив — это творчество. Таким образом последовательно развивавшаяся композиция завершается. Именно концовка выражает творческое кредо Пастернака, который считал, что стихи пишутся по внутреннему порыву души.
В ней остается уже только черный цвет, вместе с романтически возвышенной песнью исчезает и традиционно романтическое таи из последней строки. На место сложной конструкции меня б везли ставится еще один императив инфинитив перенестись. На синтаксическом уровне исчезает сверхдлинное предложение, занимавшее в первой редакции почти целиком вторую и третью строфу то есть почти половину текста. Заменяется самая трудно понимаемая фраза крики весны водой чернеют. Ливень лишается своей активной функции, но зато приобретает звучание — шумней. Обрушивание грусти, при чем на этот раз сухой, то есть бесслезной, во второй редакции поручается уже не февралю, а грачам, что легко согласуется с их срыванием с деревьев, а это в свою очередь подкрепляет их сравнение с грушами. Без изменений остаются цветовое, звуковое и эмоциональное нераздельное единство поэта, города и мира. И вполне сохраняется свойственное пастернаковской поэзии экстатическое представление жизни и творчества, которое в обоих редакциях декларировано двукратным повторением наречия навзрыд. Во второй редакции появляется одно важное дополнение к теме творчества — чем случайней, тем вернее слагаются стихи, — для объяснения, что именно в появлении стихов Пастернак называет случайностью, обратимся к его автобиографической повести «Охранная грамота». Давая определение искусству он пишет: «Наставленное на действительность, смещаемую чувством, искусство есть запись этого смещенья. Оно его списывает с натуры. Как же смещается натура? Подробности выигрывают в яркости, проигрывая в самостоятельности значенья. Каждую можно заменить другою. Любая драгоценна. Любая на выбор годится в свидетельства состоянья, которым охвачена вся переместившаяся действительность 1. Если применить это правда, не самым понятным образом сформулированное определение к нашему стихотворению, то, вероятно, можно сказать, что здесь февраль порождает чувства эмоции , которые «смещают» все предметы в мире окружающем поэта, для описания этого «смещения» достаточно выбрать произвольный набор предметов, каждый из которых испытал на себе воздействие февраля — чем случайней будет выбор, тем вернее удастся передать в стихах общую атмосферу, порождаемую февралем. Еще одним принципиальным отличием второй редакции является отсутствие возвращения из мыслимого путешествия обратно в «реальный» город, четвертая строфа здесь является не возвращением к изменившейся картине, нарисованной в первой строфе, а продолжением третьей строфы. Соответственно исчезает и перебой ритма, знаменовавший в первой редакции возвращение к шумам города. Слагающиеся навзрыд стихи таким образом также возникают не по возвращении в город как засиневшая песнь в в первой редакции, , а все в том же мысленном путешествии за город среди «наступившей» там весны. Тема весны — более чем распространенная в русской и мировой поэзии. Естественно, что стихотворение Пастернака, как и любой другой литературный текст, различными своими элементами, характером восприятия окружающего мира, теми чертами, которые выбраны для характеристики февраля, наконец, самим восприятием февраля именно в качестве весны и т. В звуковой картине своего стихотворения Пастернак, похоже, опирался на известное стихотворение Аполлона Майкова, многократно перелагавшееся на музыку, «Весна! Пастернака также, возможно, откликается на голубую даль Майкова — в обоих стихотворениях нарочито «поэтичные», романтические образы. Однако, майковское стихотворение описывает весну в традиционно мажорных тонах.
В окружающем мире происходят значительные изменения. Природа уже готовится к тому, что весна скоро вступит в свои права. Все вокруг меняется и преображается на глазах. Пробуждение происходит постепенно, но уверенно, неся в себе дополнительный источник чистой позитивной энергии. Радость царит повсюду: это таинственный знак продолжения жизни. Состояние лирического героя Такое замечательное лирическое произведение мог создать только Борис Пастернак «Февраль. Анализ его показывает, насколько сильно человек становится восприимчив к природе, ее переменам. Эмоциональная составляющая обнаруживает глубокую связь с событиями, происходящими вокруг: именно они порождают дополнительные переживания, побуждают к действиям. Если бы человек не обращал внимание на то, что делается вокруг него, то никогда бы не смог почувствовать себя счастливым, внутренне удовлетворенным. Множество чувств охватывает лирического героя: восторг, радость, удивление, гордость, восхищение. Каждая последующая волна эмоций пробуждает в нем новые чувства. Одновременно хочется и смеяться, и грустить о чем-то прошедшем. Но все же печаль эта светлая: она не разрушает, а преображает изнутри, дарит чувство бесконечной бодрости, подъема, энтузиазма. У лирического героя появляется желание действовать, совершать необдуманные поступки.
Автором описано творческое вдохновение, возникшее на фоне капризной февральской погоды. Оно отличается от упоения, с которым восхищаются приходом весны другие поэты. Вместо радости от происходящих перемен Борис Леонидович испытывает желание «достать чернил…», а после — стать частью бушующей стихии. Его плач не вызван случайно, а слезы так же обильны, как весенний ливень. Они рождают удивительные строки, которыми делится поэт. Выполняя анализ произведения, следует выделить его идею — пробуждение души человека вслед за природой во время наступления весны. Композиция состоит из четырех катренов и трех частей. Первоначально автор описывает перемены в природе. В основной части раскрывает общую мысль, говорит, что февраль еще не весна, но в воздухе уже витают ее признаки. Лейтмотивом являются слезы — это выражение чувств автора, поток дождя, чернил и стихов. Концовка подтверждает творческое кредо автора. Словом «навзрыд», которое встречается в начале и конце произведения, он закольцовывает композицию. Внутренний план стихотворения раскрывает момент пробуждения природы, которая так влияет на автора, что он не сдерживает «стихов навзрыд». Ритмичная организация слога при этом напоминает колокольный звон благовест , в котором чередуются быстрые и медленные ритмы. В первой строфе темп медленный, с краткими фразами и перерывами. Во второй и третьей строфах все ускоряется, глаголы из безличных становятся личными, присутствует анафора «чрез благовест», «чрез крик колес». В четвертом катрене темп снова замедляется. Средства выразительности Пастернак объединил в произведении четыре стихии. Огонь воплощают фразы про обугленные груши и горящую весну мрачного черного цвета. Воздух представлен ветром и первыми птицами. Земля олицетворяют чернеющие проталины. Воду символизируют ливни, слякоть, лужи. Присутствуют такие средства выразительности: эпитеты — «сухая грусть», «грохочущая слякоть», «черная весна»; метафоры — «дно очей», «слякоть горит»; сравнения — грачи похожи на обугленные груши. В стихотворении встречаются приемы, с помощью которых поэт выражает свое настроение. Ассонанс шипящих звуков придает ему динамичность, грохот и шуршание. Аллитерация звуков «л» делает его плавным, а «р» — создает впечатление, что произведение написано «навзрыд». Ощущая связь с собой и миром, автор считает черной не только весну. В мире людей этот цвет представляют чернила, которые он готовится налить, чтобы писать о феврале. Финал выражает поэтическое кредо Пастернака. Он утверждает, что при сложении стихов следует действовать, руководствуясь душевными порывами. Творческая работа Краткий анализ стихотворения Пастернака «Февраль» потребуется для написания тематического школьного сочинения. В работе над ним одиннадцатиклассники могут использовать изученную информацию и выразить свое отношение к произведению. Классик Борис Пастернак внес уникальный вклад в литературу. Его произведения наполнены глубоким смыслом, музыкальны и лиричны. Спустя годы они остаются актуальными, поскольку автор высказывал мысли о единстве людей и природы, размышлял о гармонии мира. Стихотворение «Февраль» знакомит читателей с лирическим героем, который ожидает прихода весны. Автора окружают серость и слякоть последнего месяца зимы. Мыслями он устремлен в будущее, представляет себе грачей и звуки пасхального благовеста. Свое эмоциональное состояние он не держит в секрете. Ему хочется громко расплакаться, закричать. Образы, создаваемые с помощью ярких слов и их сочетаний, позволяют представить картину, которую хотел изобразить Пастернак. Читатель переносится в мрачный февральский день, наблюдает за черной слякотью, представляет напоминающих обугленные груши птиц. Антитеза, использованная поэтом, помогает воспринимать образы, изложенные в виде рифмы. Авторская работа написана в классическом размере, но можно заметить неточные рифмы, надрывные интонации. Множество ярких образов не позволяет проследить определенную закономерность. Читателю может показаться, что слова для стихотворения подобраны случайно, поэтому неизвестно, как они объединились в правильный поток творческих мыслей. В этом и заключается талант поэта. Знакомство со стихотворением помогает лучше узнать творчество Бориса Пастернака, побуждает к дальнейшему изучению его биографии и литературных работ. Живописный стиль и образность произведений не оставляют читателей равнодушными.