Прежде чем перейти непосредственно к биографии Нильса Бора, хотелось бы описать вкратце его научные открытия и достижения.
Не только таблица Менделеева: 6 великих открытий, сделанных во сне
Нильс Бор (7 октября 1885 - 18 ноября 1962) , датский ученый, физик, Нобелевский лауреат | Бор Нильс — чем известен, биография, открытия и достижения, работы и цитаты — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. |
Бор, Нильс — Википедия | Нильс Хенрик Давид Бор (дат – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, факты, физики на развлекательном портале |
Нильс Бор Биография и материалы / наука | Thpanorama - Сделайте себя лучше уже сегодня! | Нильс Бор всемирно известен как один из самых важных учёных 20-го века за его инновационное открытие структуры атомов. |
Исследование Нильса Бора: теоретик и создатель современной физики | Получивший известность в качестве основоположника квантовой теории, Нильс Бор глубоко погружался не только в науку, но также в религию и философию. |
Нобелевку дали за ответ на вопрос, «играет ли Бог в кости» - МК | Изучите 10 основных работ Нильса Бора и познакомьтесь с его открытиями, теориями и другими достижениями в науке. |
Нильс Хенрик Давид Бор
Опыты по изучению прохождения электрического тока через жидкости, проводимые Фарадеем, дали представление об электричестве как отдельных единичных зарядах. Величины этих зарядов были определены при изучении прохождения электрического тока через газы. Открытие самопроизвольного распада атомов привело к представлению о сложности атома. Открытие ядер атома дало возможность Резерфорду в 1911 году построить одну из первых моделей строения атома.
Вообще, динамика отношений между экспериментом и теорией менялась в разные периоды. Иногда теория забегала вперед и подсказывала, что делать. Иногда наоборот, она отставала от экспериментов.
Но в принципе, экспериментаторы действительно больше зависят от конкретных мест, от инструментов. И им обычно нужно больше времени, чтобы сделать свои работы, то есть цикл производства результатов медленнее. Для теоретиков же был еще один важный фактор, который повлиял на квантовую революцию, — скорость публикаций и распространения информации. Сейчас есть интернет и препринты, а тогда это зависело прежде всего от того, как быстро журналы могли напечатать новую работу. Журналы 1920-х годов, в которых публиковались квантовые физики, были способны напечатать поступившую статью за два-три месяца, а весь цикл от одной статьи поступившей в журнал, опубликованной и после этого использованной уже другим автором в статье и тоже посланной в журнал для публикации, часто мог уложиться в полгода, а иногда даже всего в четыре месяца. Благодаря такой скорости за полтора года после первой статьи Гейзенберга лета 1925 года новая квантовая механика набрала больше 200 статей примерно 80 авторов из разных стран мира.
Журналы 1920-х годов, в которых публиковались квантовые физики, были способны напечатать поступившую статью за два-три месяца, а весь цикл от одной статьи поступившей в журнал, опубликованной и после этого использованной уже другим автором в статье и тоже посланной в журнал для публикации, часто мог уложиться в полгода, а иногда даже всего в четыре месяца — Для нынешних научных журналов это практически невозможно. И поскольку не было более мощных технологий, печатные журналы были главным средством информации, и они старались публиковать быстро. А вторая линия — это революция постдоков. Но ведь у Бора должны были быть условия, которые позволяли ему принимать таких постдоков? Как и многие европейские университеты, копенгагенский ориентировался на то, как развивались дела в соседней Германии, но с некоторым отставанием. Например, к концу девятнадцатого века в большинстве больших немецких университетов уже был физический институт, то есть специальное здание, обычно трехэтажное, с лекционным залом человек на сто, комнатами для учебного практикума студентов, лабораторными помещениями в подвале для собственно научных исследований профессора, его ассистентов и учеников.
И не забыть про квартиру, где жила семья профессора, который настаивал, чтобы университет обеспечил ему служебное жилье в здании института, чтобы ему сподручнее было всем этим хозяйством управлять. В Дании это появилось только после того, как в 1917 году Бор получил деньги на строительство аналогичного, но небольшого института. При первом личном посещении меня больше всего смутили маленькие размеры этого здания на окраине Копенгагена, несопоставимо скромного по физическим размерам по сравнению с тем образом великого научного центра мировых открытий, который сложился в голове после чтения историко-научной литературы. У Дании были какие-то амбиции? Торговля Дании сильно выиграла во время мировой войны, хотя вскоре после ее окончания в стране тоже начался экономический кризис, как и во всей Европе. Еще интересен колониальный аспект этой истории, поскольку часто забывается, что Дания, несмотря на малость, — это еще и империя с заморскими территориями.
В 1916 году они продали США свою часть Виргинских островов в Карибском море, по причине или под предлогом того, что эти острова легко могли быть захвачены Германией. Часть полученных от этой продажи средств и пошла на строительство физического института для Бора. Появляются рокфеллеровские стипендиаты. И он начинает свою деятельность по созданию мирового центра? Если бы не война, то главный центр квантовой физики возник бы, конечно, в Германии. И даже понятно где: в Мюнхене, у Зоммерфельда, в его развивающейся школе.
Он подготовил десятки самых сильных теоретиков, в том числе Паули и Гейзенберга. Но после войны Германия оказалась в международной изоляции, а Бор стал принимать у себя молодых немецких докторов, в том числе самых блестящих из Мюнхена, с зоммерфельдовской подготовкой, а потом еще и из Геттингена. По абсолютным меркам их было в целом не так много. За десять лет, с 1916 по 1927 год, всего в институте Бора работало примерно шестьдесят приезжих ученых из разных стран. Копенгагенская конференция, весна 1930, обсуждает второй кризис квантовой теории. Игрушечная пушка и горн использовались для звукового сопровождения докладов об очередных трудностях теории.
Директора тогда имели большую власть, из-за чего могли возникать трения. Я уже упомянул, что журналы публиковали быстро, потому что не было реферирования. Достаточно было, чтобы профессор написал сопроводительное письмо, что статью стоит напечатать. Профессор брал ответственность и осуществлял контроль за научным качеством всех работ, выполненных в руководимом им институте. Постдоки, работавшие в институте Бора, должны были получить от него разрешение послать свою статью в журнал. Что не всегда было легко.
Бор часто читал медленно, сомневался или критиковал, задерживал нетерпеливых гениев. Или советовал сделать какие-то исправления. У Гейзенберга, например, а позже у Ландау, с этим возникли проблемы. В тот год Гейзенберг работал как бы в двух местах: в Геттингене он должен был читать лекции как приват-доцент, а в Копенгагене у него была рокфеллеровская стипендия. И он провел часть года там и там, переезжая с места на место. А написал он свою новую работу, что тоже символично и важно, не в каком-то из этих институтов, а уехав на остров Гельголанд в Северном море спасаясь от приступа сенной лихорадки, то есть, по сути, экстерриториально.
Он не был уверен, насколько важна его идея. У него самого на этот счет еще были сомнения. Но он понимал, что она не очень соответствовала ни тому, чем занимался Макс Борн, его профессор в Геттингене, ни той стратегии, которую предпочитал Бор в Копенгагене. Если бы он работал только у одного профессора, то, скорее всего, в своих работах следовал бы авторитету руководителя. Но ситуация двойного подчинения дала ему возможность большего выбора. И тем не менее ему нужно было решить, через какого из двух профессоров послать статью в печать.
Вернувшись с острова, он оставил рукопись Борну, посмотреть, а сам уехал из Геттингена делать доклад о своих предыдущих работах. Борн поразмыслил над текстом, увидел возможность интересной новой идеи для своей собственной статьи, и послал текст Гейзенберга в журнал для публикации. Постдоки приехали, поработали и уехали. Это же не научная школа в том смысле, как мы ее понимаем. Она обычно возникает из докторантов. У Зоммерфельда именно в этом немецком смысле была школа, потому что к нему студенты приходили, чтобы получить математическую подготовку, написать докторскую диссертацию и получить путевку в профессиональную теоретическую физику.
Бор отказался. В 1943 году Нильс Бор с семьей эвакуировался сперва в Великобританию, а затем в США, где работал над созданием ядерной бомбы. При этом Бор осознавал опасность ядерного оружия и написал в 1944 году меморандум президенту Рузвельту о полном запрещении ядерного оружия и необходимости строгого контроля за его распространением. До конца жизни занимался общественной работой, читал лекции и писал статьи на философскую тему. Создал огромную международную школу физиков, способствовал развитию сотрудничества между физиками разных стран.
Умер в 1962 году. О проекте Вы читаете исторический проект, созданный на основе материалов газеты Moscow News 1930-х годов.
Он смог загрузить все интернет-страницы в мире и изучить, как они связаны между собой. Проснувшись, он записал увиденное. Впоследствии идея из сна трансформировалась в алгоритм для поисковой системы.
А Ларри Пейдж стал одним из основателей Google. Элиас Хоу и швейная машинка Отцом швейной машинки часто называют Исаака Зингера, хотя на на самом деле к ее созданию приложили руку многие изобретатели. Одним из них был Элиас Хоу. Он пытался понять, где в механизме должно быть игольное ушко. Изначально оно располагалось на тупом конце, как и у обычное иглы, но это мешало протягивать иглу через ткань.
Как-то ночью Хоу приснилось, что он попал к дикарям, которые требовали создать швейную машинку для их вождя. Туземцы угрожали ему странными копьями — с дырками на наконечниках, у самого острия. Наутро изобретатель понял, что в машинке игольное ушко должно быть у острого конца иглы, а не у тупого, как раньше. Отто Леви и нервный импульс При помощи нервной системы мозг получает информацию о том, что происходит в теле и в окружающем мире. Немецкий ученый Отто Леви пытался выяснить, как именно передаются эти сигналы от одной нервной клетки к другой.
Так рождалась квантовая физика. Hильс Бор в Институте физических проблем Академии наук СССР
Томсоном, который открыл электрон в 1897 г. Правда, к тому времени Томсон начал заниматься уже другими темами, и он выказал мало интереса к диссертации Бора и содержащимся там выводам. Нильс Бор — датский ученый, стоявший у истоков современной физики. Текст научной работы на тему «Бор нильс 1885–1962 датский физик-теоретик, иностранный член АН СССР, лауреат Нобелевской премии».
Нобелевку дали за ответ на вопрос, «играет ли Бог в кости»
В 1903 году поступил в Копенгагенский университет, где выполнил свои первые работы по исследованию колебаний струи жидкости для более точного определения величины поверхностного натяжения воды. В 1906 году этот труд был отмечен золотой медалью Датского королевского общества. В 1910 году Бор получил степень магистра, а в мае 1911 года защитил докторскую диссертацию по классической электронной теории металлов. Вклад в науку В 1917 года Нильс Бор вошел в Датское королевское общество, а с 1939 года стал его президентом. Физик получил известность как автор первой квантовой теории атома и активный участник разработки основ квантовой механики.
Он в третий раз приехал в Советский Союз. Тбилисские физики пригласили его прилететь в Грузию. В горном лесу Кахетии, на пикнике, устроенном в честь великого гостя, он произнес тост: «... Однако в наше время человек создал новых, вполне более грозных... Эти новые драконы грозят уничтожить весь человеческой род.
И с ними нельзя бороться, вооружившись мечом. Чтобы бороться с ними, все люди должны понять опасность. Они должны сплотиться для этой борьбы... Люди должны добиваться прочного мира» [Д. Всеобщее признание и всемирная слава не изменили великого ученого — он оставался замечательным семьянином, верным другом, заботливым наставником молодых ученых. Шли годы, унося дорогих родных, близких ему людей, но появлялись новые. Ко дню его 77-летия октябрь 1962 г. Он любил в часы досуга возню с детьми своих сыновей, как некогда любил возиться с ними самими. Теперь детям своих детей читает он вечерами сказки Андерсена, сцены из Диккенса и Марка Твена, декламирует Гете и Шиллера, показывает фокусы, играет в мяч...
До последнего дня своей жизни Бор продолжает вести научную работу: выступает с лекциями, с увлечением работает над созданием необычного «Архива источников к истории квантовой физики». Кроме различных документов, в архив должны войти магнитофонные записи интервью — воспоминаний тех, кто делал квантовую революцию, живые голоса ветеранов о времени и о себе. И главное — о драме научных исканий, в которых они принимали непосредственное участие. Такого в истории науки никогда еще не было. В начале ноября Бор дает 5 историко-биогра-фических интервью для «Архива».
А вернувшись в Копенгаген, преподавал в университете, работая над квантовой теорией строения атома и сформировав «принцип соответствия». В 1922 году ему была присуждена Нобелевская премия по физике «за заслуги в изучении строения атома». В квантовую механику он ввел принцип дополнительности, роль которого оказалась столь существенной, что некоторые ученые предлагали назвать квантовую механику «теорией дополнительности» по аналогии с теорией относительности. На ученых помостах вовсю уже обсуждались его дискуссии с Альбертом Эйнштейном об интерпретации квантовой механики, порой принимающие ожесточенный характер. Хотя сами друг к другу они всегда относились с огромным уважением. В 1933 году усилиями Бора был учрежден специальный Комитет помощи ученым-беженцам. Многие великие умы Германии после прихода к власти нацистов переехали по приглашению Бора в Копенгаген. Тогда же, в 30-х годах, Бор увлекся ядерной тематикой и внес существенный вклад в теорию строения ядра и ядерных реакций. Он, как и Эйнштейн, «не предвидел, что цепную реакцию можно будет осуществить на протяжении жизни», он лишь предугадывал такую «теоретическую возможность». Через два дня Бор уже летел в Англию полулежа в бомбовом люке самолета Но ученый мир понимал, что даже если есть малая толика возможности того, что подобная сила может стать доступной Гитлеру, это равносильно общемировой трагедии. Чтобы этого не случилось, важно было, в первую очередь, не допустить ареста Бора. Вот почему осенью 1943 года, когда из Берлина в Копенгаген уже был направлен приказ о его аресте, силами Сопротивления Дании Бор был переправлен в трюме рыболовецкой шхуны в Швецию, откуда ему предстояло перелететь на бомбардировщике в Англию. Через два дня Бор уже летел полулежа в бомбовом люке самолета. Иного пространства для 58-летнего ученого в маневренном, но маленьком самолете просто не было. За спиной у него был парашют, в руках — сигнальные ракеты на случай, если не удастся уйти от огня немецких зениток береговой обороны Норвегии и придется, если опять же не повезет, ожидать помощи в море. Штурмана и пилота он мог слышать лишь через наушники шлемофона, не слишком удобного для его большой головы. Он был предупрежден, что когда они пойдут на высоте, где дышать уже нечем, ему будет дан приказ — «Включить кислород». Он ждал этого приказа, но шлемофон молчал, и он не включал кислород. Над западной Норвегией он потерял сознание. Пилоты, отдавая ему указание, не получали ответа, кричали в микрофон, но тщетно. Не зная, что стряслось в бомбовом люке, они пошли на снижение.
Томсона J. Thomson , первооткрывателя электрона. Проработал он там недолго Томсон, судя по всему, утратил интерес к изучению атомной структуры и вскоре переехал в Манчестер, где присоединился к группе, которую возглавлял Эрнест Резерфорд Ernest Rutherford , только что экспериментально подтвердивший существование атомного ядра см. Опыт Резерфорда. Там, всего за несколько месяцев 1912 года, датчанину удалось создать модель атома Бора, которая лежит в основе современного понимания субатомного мира. За свою работу в 1922 году Бор был удостоен Нобелевской премии по физике. Относительно короткий разрыв по времени между выдвижением теории и присуждением премии — верное свидетельство фундаментальной значимости работы Бора.
Журнал «ПАРТНЕР»
В 1943 году Нильс Бор с семьей эвакуировался сперва в Великобританию, а затем в США, где работал над созданием ядерной бомбы. Нильс Хенрик Давид Бор родился 7 октября 1885 года в Копенгагене, в семье профессора физиологии. В 1955 году Нильс Бор достиг 70-летия, возраста обязательной отставки, и покинул профессорский пост, но остался главой учрежденного института и продолжал работу. директора института академика Петра Леонидовича Капицы - проходит в конференц-зал и поднимается на сцену. Все свои открытия в этой отрасли Бор озвучит на открытой лекции перед студентами в конце того де года в Стокгольме.
НИЛЬС БОР: БИОГРАФИЯ И ВКЛАД - НАУКА - 2024
26 января 1939 года на конференции по теоретической физике в Вашингтоне Нильс Бор сообщил об открытии деления урана. В 1901 году немецкий ученый получил премию за открытие излучения, которое носит его имя. Нильс Бор действительно был философом, который искал ответы на вечные вопросы бытия, изучая явления окружающего нас физического мира. В 1903 году Нильс Бор поступил в Копенгагенский университет, где изучал физику, химию, астрономию, математику.