Обстоятельства ее появления в Храме Василия Блаженного до конца неясны. просмотрите отзывы путешественников (12 437 шт.), реальные фотографии (8 743 шт.) и лучшие специальные предложения для Москва, Россия на сайте Tripadvisor. Внутри собора Василия Блаженного также находится музей, в котором представлены подлинные вещи, которые использовались в храме, например дарохранительница и хоругви. за приглашение; - сообществу mosblog - за информацию о мероприятии; - коллегам-блогерам annataliya, luvida, olster28.
История создания Храма и его название
- Храм Василия Блаженного: почему стоит посетить
- Храм Василия Блаженного внутри
- Внутри и снаружи Покровского собора (храм Василия Блаженного)
- В соборе Василия Блаженного состоялась презентация тактильных моделей его здания
- Покровский собор на Красной площади или храм Василия Блаженного
Что скрывается зимой в Храме Василия Блаженного
Церковь Варлаама Хутынского — юго-западная. Церковь Входа Господня в Иерусалим — западная. Церковь Григория Армянского — северо-западная. Церковь Киприана и Иустины — северная. Церковь Василия Блаженного, позади её — церковь Трёх Патриархов Константинопольских — северо-восточная. Четыре большие церкви сориентированы по сторонам света. Северный храм выходит на Красную площадь, южный — на Москва-реку, западный — на Кремль. Большая часть церквей была посвящена церковным праздникам, дни празднования которых приходились на наиболее важные события Казанского похода. Служба в восьми боковых церквях шла только по одному разу в год — в день престольного праздника.
В центральной церкви служили с Троицына дня до её престольного праздника — 1 октября. Поскольку Казанский поход приходился на летнее время, то и все церковные праздники также пришлись на лето. Все церкви Покровского собора строились как летние, холодные. Зимой их не отапливали и службы в них не велись. Вначале собор был опоясан открытой галереей. Вокруг всех восьми церквей по второму этажу идёт пояс окошечек. В древности галерея была открытой, перекрытий над ней не было, наверх вели открытые лестничные сходы. Перекрытия и крыльца над лестницами возвели позже.
Собор выглядел и воспринимался совершенно иначе, нежели мы его воспринимаем в наши дни. Если сейчас он кажется огромной многоглавой церковью непонятной конструкции, то в древности этого ощущения не возникало. Было видно, что на изящном лёгком основании стоят девять устремлённых ввысь церквей. Высота в то время ассоциировалась с красотой. Считалось, что чем выше храм, тем он краше. Высота была символом величия, и в те времена Покровский собор был виден за 15 верст до Москвы. До 1600 года, когда была надстроена колокольня Ивана Великого в Кремле, собор был самым высоким сооружением в городе, да и во всей Московии. Вплоть до начала XVII века он служил градостроительной доминантой, то есть самой высокой точкой Москвы.
Все церкви соборного ансамбля объединены двумя обходными галереями: внешней и внутренней. Перекрытия над гульбищем и крыльцами сделали в XVII веке, потому что в наших условиях иметь открытые галереи и крыльца оказалось непозволительной роскошью. В XIX веке галерею застеклили. В том же XVII веке на месте звонницы к юго-востоку от храма построили шатровую колокольню. Шатровая колокольня Покровского собора Наружные стены собора реставрируют примерно раз в 20 лет, а интерьеры — раз в 10 лет. Иконы осматривают каждый год, поскольку климат у нас суровый и иконы не застрахованы от вздутий и иных повреждений красочного слоя. Почему Покровский собор на Красной площади называют храмом Василия Блаженого Напомним, что собор состоит из девяти церквей на едином основании. Однако, над храмом возвышается десять разноцветных глав, не считая луковицы над колокольней.
Десятая зелёная с красными шипами глава находится ниже уровня глав всех остальных церквей и венчает северо-восточный угол храма. Глава церкви Василия Блаженного Эту церковь пристроили к собору после окончания строительства. Её возвели над могилой очень известного и почитаемого юродивого того времени, Василия Блаженного. Василий Блаженный Человек этот был современником Ивана Грозного, жил он в Москве, про него ходило множество легенд. В Средние века на Руси юродство было одной из форм подвижничества. Василий Блаженный не был юродивым от рождения, он — юродивый Христа ради, который стал им совершенно сознательно. В 16 лет он решил посвятить жизнь Богу. Служить Господу можно было по-разному: уйти в монастырь, стать отшельником, а Василий решил стать юродивым.
Более того, он выбрал подвиг нагоходца, то есть ходил без одежды и зимой и летом, жил на улице, на паперти, питался подаянием и говорил непонятные речи. Но сумасшедшим Василий не был и, если он хотел быть понятым, говорил вразумительно и люди его понимали. Несмотря на такие суровые условия жизни, Василий Блаженный прожил очень долгую жизнь даже по нынешним временам и дожил до 88 лет. Похоронили его рядом с собором. Захоронение рядом с храмом было обыденным делом. В то время, согласно православной традиции, у каждого храма существовало кладбище. На Руси юродивых всегда почитали и при жизни, и после смерти и хоронили ближе к церкви. После кончины Василия Блаженного причислили к лику святых.
Как над святым, над его могилой в 1588 году поставили церковь.
Родился он в 1460-х годах в селе Елохово, которое в ту пору находилось на территории российской столицы. По настоянию своего отца пошел учиться сапожному делу, именно в этот период открыл в себе дар провидца - способность видеть грядущие события как в жизни отдельного человека, так и в масштабах города и даже страны. Когда Василию Блаженному исполнилось 16 лет, он окончательно понял свое призвание и порвал с мирской жизнью. Молодой человек стал ходить по московским улицам, босой и практически нагой, неустанно молился и всем, чем мог, помогал страждущим и беднякам. Слухи о чудаковатом юродивом дошли и до Ивана Грозного. Однажды царь подал ему милостыню, которую тот потом отдал разорившемуся купцу. Умер Василий в 1552 году в возрасте 88 лет.
Говорят, что сам Иван Грозный нес гроб с телом юродивого до места захоронения - кладбища у основания будущего Покровского Собора. В 1588 году русской православной церковью он был возведен в лик святых, а у храма Пресвятой Богородицы появился предел, посвященный Василию Блаженному. Строители собора Доподлинно неизвестно, кто же возводил Храм Василия Блаженного. На этот счет существует несколько версий. Одна из самых популярных гласит, что Собор был создан усилиями русских зодчих Ивана Бармы и Постника Яковлева. Некоторые источники утверждают, что речь идет не о двух, а об одном человеке, которого звали Иван Яковлевич Барма, по прозвищу Постник. Существует страшная легенда о том, что царь повелел после окончания строительства Покровского Собора ослепить его мастеров, чтобы они не смогли создать равного по красоте и величию сооружения. Однако документальные источники опровергают этот рассказ.
Например, Постник Яковлев упоминается в более поздних казанских книгах как строитель Казанского Кремля, также ему приписывают и другие архитектурные, преимущественно церковные, объекты. Некоторые исследователи склоняются к версии, что Покровский Собор возводили не русские, а западноевропейские, скорее всего, итальянские мастера. Оценить красоту и великолепие здания можно во время экскурсий по собору Василия Блаженного, о часах работы которого расскажем далее. Сильные повреждения храму нанес пожар 1737 года, после которого здание подверглось серьезной реконструкции. Первую целенаправленную попытку разрушить собор предпринял Наполеон Бонапарт, размещавший на его территории свои конюшни. Покидая Москву, он отдал приказ сжечь здание. Однако внезапно начавшийся дождь помешал этим планам, погасив уже зажженные пушечные фитили. В период Советской власти храм также мог исчезнуть с лица земли и карты Москвы.
Одиннадцать церквей, но десять куполов Покровский собор очень нарядный — не только снаружи, но и внутри. Помещения собора соединены между собой лабиринтом переходов — заходишь в одну церковь, переходишь в другую. Точно описывает собор российский филолог, академик Дмитрий Лихачев: «Храмина-домина вроде бы огромна, широка, размашиста, а войдешь внутрь — так и помолиться-то особенно негде, малы и тесны клетушки-церквушки».
В Покровском соборе сохранилось много исторических икон, самая древняя из них — икона святого Василия Блаженного конца XVI века — написана специально для Покровского собора. Необычайной красоты своды — они представляют собой «цветочные ковры». Так и осталось, — говорит Татьяна Сарачева, заведующая проектом «Покровский собор».
Тактильная модель для незрячих В Покровском соборе установили тактильные модели, которые позволят незрячим и слабовидящим людям увидеть всемирно известный памятник архитектуры. Сделали их к 460-летию Покровского собора. Уличная модель из металла выполнена масштабом 1:100.
Ее дополнили мини-копией московского монумента — памятника Минину и Пожарскому. Можно посмотреть бесплатно, не приобретая билет в музей, — говорит Татьяна Сарачева, заведующая проектом «Покровский собор».
Поделитесь эмоциями с друзьями. Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд, Китай-город Телефон: 8 495 698-33-04 администратор Официальный сайт: shm. Первая среда месяца — санитарный день; 1 июня — 31 августа: 10:00—18:00, ежедневно. Касса и территория закрываются за 45 мин.
Собор Василия Блаженного в Москве вновь открыли для посетителей
Многомесячная ювелирная работа завершена. Реставраторы удалили пятна, укрепили красочный слой, восстановили утраты древесины. Какие иконы были в этой церкви в XVI веке, когда ее только построили, сейчас никто не знает — не сохранились ни описания, ни изображения. Этот иконостас появился позже — уже в ХХ веке. Во время реставрации изменили даже конструкцию иконостаса.
Храм Василия Блаженного — это второе, настоящее, название, — рассказывает экскурсовод Татьяна. Реставрация долго шла — к 450-летию собора, вот только с 2011 года стал полностью доступен. Москвичи — редкие гости. Группами идут китайцы, немцы, да, и россияне. Питерцы все сравнивают собор со своим — Храмом Спаса-на-Крови. Говорят, что наш целый храм искусства. За окном мороз -13, а внутри собора не теплее. Такой холод объясняют особенностью строительства. Сейчас, конечно, могли бы сделать отопление, но церковная роспись не приспособлена к другим температурам. Именно здесь и проводили богослужения ежедневно. Так со временем название этой церкви закрепилось за собором.
Почему стоит посетить собор: Это одна из 11 церквей, которая входит в состав соборов Покрова Пресвятой Богородицы. Ранее он находился на рве, который окружал крепость, ранее бывшей на месте Кремля. Много соборов соединялись между собой сетью подземных лабиринтов, что особенно веет таинственностью. Возможность воспользоваться услугами гида на экскурсии позволит подробнее на местности узнать историю этого храма. Можно узнать кто такой блаженны и почему к этой категории относился Василий. Узнать про веринги, их назначение, прочее — все это можно сделать на экскурсии. Еще одна причина посетить храм — это услышать уникальную акустику, которая имеется в этом здании.
Показ организован RT Documentary. Здесь были, кажется, все мировые знаменитости. Это самый известный и узнаваемый памятник русской архитектуры в мире. Храм Василия Блаженного. Вот только на самом деле у него совершенно другое название.
Храм Василия Блаженного на Красной площади
- Что скрывает Храм Василия Блаженного внутри
- Читайте также:
- Новости дня
- Храм Василия Блаженного внутри
- «Мы о нём ещё очень многого не знаем»: Покровскому собору на Красной площади — 462 года
Вокруг Покровского собора
Покровского собора, он же Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, но самое распространенное его название - Храм Василия Блаженного. Так что, стоя рядом с церковью Василия Блаженного, можно понять, где была стена древнего храма. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Москва. Красная площадь. Собор Василия блаженного внутри. Храм Василия Блаженного – самая красивая и загадочная церковь в России.
История, загадки и обзор Храма Василия Блаженного – самой красивой церкви России
Мы предложили детям представить себя поэтом, писателем или художником и отобразить в работах, как выглядели собор и Красная площадь во времена великого поэта более двухсот лет назад.
Вместо них устроили перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировался он через узкие отверстия, продухи.
Это помещение использовали для хранения царской казны и денег богатых московских фамилий. Потом вход в подклет заложили, а обнаружили его реставраторы 1930-х годах. Иконостас для собора создал в 1895 году архитектор Андрей Павлинов.
Иконостас велик для небольшого храма, поэтому «выходит» с алтарной на боковые стены. За свою историю собор Василия Блаженного пережил немало реставраций. Однако его подпорная стена еще ни разу не становилась объектом реставрационных работ.
Правда, стена появилась значительно позднее собора: в 1817 году при благоустройстве Красной площади по проекту архитектора Бове собор был обнесен с двух сторон подпорной стеной и кованой решеткой. Недавно для укрепления и предотвращения разрушения стены было принято решение о ее реставрации, ведь от состояния стены зависит и будущая сохранность самого собора.
Наверх Церковь Трёх патриархов Константинопольских Северо-восточная церковь собора освящена во имя трех Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового, память которых отмечается 30 августа 12 сентября н. В 1552 г. Покрытие главы составляют похожие на лемех ромбики красного и зеленого цветов, напоминая "чешую кедровой шишки, ананаса и артишока", о которых писал восхищенный необычностью глав собора архидиакон Павел Алеппский в середине XVII в. Это одна из четырех малых церквей собора высотой 14,9 м. Стены четверика переходят в невысокий восьмерик с цилиндрическим световым барабаном.
Церковь интересна оригинальной системой перекрытия с широким куполом, в котором расположена композиция «Спас Нерукотворный». Настенная масляная живопись выполнена в середине ХIХ в. В связи с переносом престола соборной церкви Григория Армянского, она была переосвящена в память просветителя Великой Армении. Первый ярус росписи посвящен житию святого Григория Армянского, во втором ярусе — история образа Спаса Нерукотворного, принесение его царю Авгарю в малоазийский г. Едессу, а также сцены из жития константинопольских Патриархов. Пятиярусный иконостас сочетает барочные элементы с классическими. Это единственная в соборе алтарная преграда середины XIX в.
Она была выполнена специально для этой церкви. В 1920-х гг. Продолжая традиции русских меценатов, руководство Московской Международной Валютной Биржи содействовало реставрации интерьера церкви в 2007 г. Впервые за многие годы посетители смогли увидеть одну из интереснейших церквей собора. Наверх Церковь Киприана и Иустины Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины, живших в IV в. Их память отмечается 2 15 н. В этот день 1552 г.
Это одна из четырех больших церквей Покровского собора. Ее высота — 20,9 м. Высокий восьмигранный столп завершен световым барабаном и куполом, в котором изображена Богоматерь «Неопалимая Купина». В 1780-е гг. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии, в верхнем — Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета. Появление в росписи образов мучеников IV в.
Адриана и Наталии связано с переименованием церкви в 1786 г. Богатая вкладчица Наталья Михайловна Хрущева пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь ее небесных покровителей. Тогда же был выполнен и позолоченный иконостас в стиле классицизма. Он являет собою великолепный образец искусной резьбы по дереву. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира день первый и четвертый. Недавно она предстала перед посетителями обновленной: в 2007 г. Наверх Церковь Покрова Пресвятой Богоматери Центральная церковь собора освящена в честь праздника Покрова Богоматери, на который пришлось начало удачного штурма Казани войсками Ивана Грозного 1 14 н.
Высота церкви — 47,50 м.
Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь. Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы.
Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком. Храм Василия Блаженного — история Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене.
Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились.
Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.
Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов , ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.
Очевидцы рассказывали: «По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом.
Собор Василия Блаженного в Москве: краткое описание, фото внутри, виртуальный тур
Благодаря сайту можно в подробностях узнать историю Храма Василия Блаженного точное его месторасположение. 3. Внутри весь собор расписан вот таким орнаментом. «Здесь нужно включать фантазию» Директор музея «Покровский собор» Татьяна Сарачева — о храме Василия Блаженного в его прошлом и настоящем. Ведь композиция храма Василия Блаженного не имеет аналогий в древнерусском зодчестве, а вот в западноевропейском искусстве найти прототипы здания можно.
Храм Василия Блаженного (Покровский собор) на Красной площади
История Храм Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Храм Василия Блаженного в Москве открыли для посещений после закрытия на время режима КТО. Но хоть раз побывав внутри храма Василия Блаженного, хочется возвращаться туда снова и снова. Храм Василия Блаженного в Москве открыли для посещений после закрытия на время режима КТО. Рассмотреть Храм Василия Блаженного со всех сторон можно будет с помощью еще одной тактильной (разборной) модели, которая расположена внутри собора. Василий Блаженный – на настенной живописи, – рассказывает Татьяна Сарачева, заведующая отделом "Покровский собор" Государственного исторического музея.
Храм Василия Блаженного: почему стоит посетить
Она оснащена аудиосистемой: тифлокомментарий содержит историческую справку и помогает представить сложную архитектурную композицию храма при тактильном осмотре. Кроме того, рядом с моделью демонстрируются примеры подлинных строительных материалов, использовавшихся при возведении Покровского собора.
Храм Василия Блаженного — настоящее название Храм Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Это — самый узнаваемый русский храм. Мало кто знает его истинное название — Собор Покрова Богородицы, что на Рву. Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь. Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы.
Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком. Храм Василия Блаженного — история Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились.
Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного. Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов , ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников.
Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV века [109]. Особый интерес представляет отдельно висящая икона « Видение пономаря Тарасия ».
Она была написана в Новгороде в конце XVI века. Сюжет иконы основан на рассказе из жития Варлаама Хутынского о видении пономарю Хутынского монастыря бедствий, грозящих Новгороду: наводнения, пожаров, «мора». Иконописец изобразил панораму города с топографической точностью. В композицию органично включены сцены ловли рыбы, пахоты и сева, повествующие о повседневной жизни древних новгородцев [114]. Церковь Входа Господня в Иерусалим[ править править код ] Царские врата церкви Входа Господня в Иерусалим, 2011 год Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим , с которым ассоциировался торжественный въезд в Москву русского войска во главе с Иоанном Грозным после победы над Казанским ханством [48]. Покровский собор с приделом Входа Господня в Иерусалим стал литургическим центром празднования Вербного воскресения. В нём завершалось шествие на осляти патриарха из Успенского собора, поэтому придел и был пристроен с ближайшей к Кремлю стороны [124] [121]. Церковь является одной из четырёх больших церквей и представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом.
Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства [114]. Во время реставрации были открыты фрагменты убранства XVI века. Их подлинный вид сохранён без восстановления повреждённых деталей. Древней живописи в церкви не обнаружено. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 года [83] [125]. Существующий ныне иконостас перенесён в придел в 1770 году из разобранного кремлёвского собора Александра Невского [126]. Он богато украшен ажурными оловянными золочёными накладками, которые придают лёгкость четырёхъярусной конструкции. В середине XIX века иконостас дополнили деревянными резными деталями.
Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира [114]. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского. В центре иконы представлен благоверный князь, а вокруг расположены 33 клейма с сюжетами из жития: Невской битвой , поездкой князя в ханскую ставку, а также чудесами от иконы после его кончины [109]. Церковь Григория Армянского[ править править код ] Светильник в церкви Григория Армянского, 2011 год Северо-западная церковь собора освящена во имя святителя Григория , просветителя Великой Армении , умершего в 325 году. Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память отмечается 30 сентября 13 октября [121]. В 1552 году в этот день начался штурм Казани [94] , и была взята Арская башня крепостной стены Казани [3] [121]. Церковь является одной из четырёх малых церквей собора высотой 15 м, также представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик.
Её основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды из-за прохода к центральной части храма. Световой барабан перекрыт сводом [114]. Царские врата смещены влево из-за нарушения симметрии внутреннего пространства. В местном ряду иконостаса — образ святителя Иоанна Милостливого , патриарха Александрийского. Иконостас был реконструирован в 1920-х годах [111]. Нижнюю часть иконостаса закрывают шёлковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов [109]. В 1787 году по просьбе состоятельного вкладчика Ивана Кислинского придел был переосвящён в честь его небесного покровителя Иоанна Милостивого. В 1920-х года церкви вернули её прежнее название [109].
В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI века: древние окна, полуколонны , карнизы , кирпичный пол, выложенный «в ёлку». Как и в XVII веке, стены побелены [114]. В их верхней части расположено металлическое основание, в которое ставили тонкие свечи. В витрине находятся предметы священнического облачения XVII века: стихарь и фелонь , шитые золотными нитями. Особую нарядность церкви придаёт светильник XIX века, украшенный разноцветной эмалью. В церкви представлена слюдяная окончина — выносной фонарь XVII века [109]. Церковь Киприана и Иустины[ править править код ] Царские врата церкви Киприана и Иустины, 2012 год Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины , живших в III — IV веках в Антиохии. Киприан был языческим колдуном, обращённым в христианство набожной Иустиной.
Оба приняли смерть при римском императоре Деции.
Работы продолжались шесть лет — до 1561 года. XVI век. Строительство собора. Картина Джакомо Кваренги «Покровский собор и Спасская башня Кремля» По изначальной задумке, центральную церковь должны были окружать семь приделов. Но, когда строительство было почти завершено, зодчие поняли, что для гармонии планировки нужно добавить ещё один придел. Так появилась сложная архитектурная композиция с девятью отдельными церквями и звонницей на едином основании. Причём у каждой церкви свой вход, а купола украшены орнаментами, которые не повторяются.
Название Приделы собора освятили в честь религиозных праздников, выпавших на дни битв за Казань. Центральная церковь, например, посвящена празднованию Покрова Пресвятой Богородицы: именно в этот день стартовало победоносное наступление. Так же окрестили и весь собор: он носит имя Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. А вот неофициальное, но более популярное имя храма связано с московским юродивым Василием Блаженным. Он наставлял людей на праведный путь и предсказывал будущее. Старца похоронили в основании строящегося Покровского собора, а в 1588 году, через 30 лет после смерти, канонизировали. Над его могилой построили ещё одну, десятую, церковь, названную именем святого. В отличие от других приделов, которые не отапливались, здесь богослужения проводили каждый день в любое время года.
Поэтому со временем весь собор получил второе имя — храм Василия Блаженного. Перестройки Храм несколько раз менял свой облик. В 1670-х к нему пристроили ещё одну миниатюрную церковь — в честь обретения мощей юродивого Иоанна Блаженного. Вместо открытых лестниц появились два крыльца, а обходную галерею сделали каменной и покрыли кровлей. Обе постройки расписали растительными орнаментами. Изменения коснулись и звонницы, которая к концу XVII века порядком обветшала. Её заменили шатровой колокольней с фигурной черепицей. Средства на восстановительные работы выделила Екатерина II.
В результате реставрации поменялись росписи на фасадах и внутри храма, купола стали многоцветными, а иконостасы оформили в стиле барокко. Во время войны 1812 года французские солдаты разорили собор Василия Блаженного : вынесли ценности и даже собирались взорвать церковь, но, согласно легенде, зажжённые фитили потушил внезапно начавшийся ливень. В конце XIX века храм собирались реставрировать, но сначала не хватало средств, а потом помешала революция. Покровский собор. Вид собора. Из альбома Николая Найдёнова После революции 1917 года Службы с приходом новой власти прекратились, но, в отличие от большинства других церквей, собор Василия Блаженного не снесли, а объявили архитектурным памятником. Вскоре он вошёл в состав Государственного исторического музея и остаётся его филиалом поныне. С 1920-х по 2000-е собор претерпел несколько глобальных реставраций, в результате которых удалось восстановить старинные росписи и иконостасы, заменить обветшавшие главы и даже открыть замурованные коридоры в подклете.
Сейчас в музейную экспозицию входит коллекция древнерусских икон, предметы церковной утвари, а также отреставрированные интерьеры. Его выделяет необычное устройство — это целых 11 церквей на общем фундаменте подклете с мощными стенами толщиной до трёх метров. Помещения общего «цокольного» этажа оборудованы продухами — узкими отверстиями в стенах, обеспечивающими вентиляцию. А ещё в соборе очень хорошая акустика. Усиливают звук голосники — глиняные сосуды, вмонтированные во внутренние стены церквей. Всего в храме исследователи насчитали чуть более 80 таких конструкций. Но главная особенность храма — это его великолепное убранство. Покровский собор эффектно оформлен с каждой стороны.
Храм Василия Блаженного (Покровский собор) на Красной площади
Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Это помещение использовали для хранения царской казны и денег богатых московских фамилий. Потом вход в подклет заложили, а обнаружили его реставраторы 1930-х годах. Иконостас для собора создал в 1895 году архитектор Андрей Павлинов.
Иконостас велик для небольшого храма, поэтому «выходит» с алтарной на боковые стены. За свою историю собор Василия Блаженного пережил немало реставраций. Однако его подпорная стена еще ни разу не становилась объектом реставрационных работ. Правда, стена появилась значительно позднее собора: в 1817 году при благоустройстве Красной площади по проекту архитектора Бове собор был обнесен с двух сторон подпорной стеной и кованой решеткой. Недавно для укрепления и предотвращения разрушения стены было принято решение о ее реставрации, ведь от состояния стены зависит и будущая сохранность самого собора.
Также в рамках предстоящих работ запланировано устройство лестницы со стороны Васильевского спуска: это обеспечит лучшую доступность для туристов, свяжет территорию собора с парком «Зарядье». В настоящее время готовится проектно-сметная документация реставрации.
Татьяна Сарачева, заведующий отделом «Покровский собор» Государственного исторического музея: «Каждая хоругвь состоит из десятка отдельных деталей. Все детали были промыты, восстановлены утраты эмалевого покрытия. Реставраторы по дереву реставрировали исторические же древки этих хоругвей». Картина дня.
Перейти к нему также можно с «Театральной» станции Замоскворецкой зеленой и со станции «Площадь Революции» Арбатско-Покровской синей линий. Пеший путь составит около 400 м. Перейти к нему также можно с одноименной станции Калужско-Рижской оранжевой линии. Путь от выхода из метро к собору — примерно 700 м.