В тот же день Луи Геккерн через секретаря письмом объявил Пушкину, что от его имени Дантес делает ему вызов. К трагической истории дуэли и гибели Пушкина обращаются многие исследователи, не только рассказывая по воспоминаниям свидетелей и современников о тех трагических днях, но и анализируя события и интриги, которые привели поэта к роковому финалу. День дуэли Пушкина и Дантеса: что стало причиной конфликта, унесшего жизнь знаменитого поэта. В сознании народном смерть Пушкина навсегда запечатлена как национальная трагедия. В канун дня памяти Пушкина наш специальный корреспондент Александр Егорцев отправился по последнему пути поэта: из Санкт-Петербурга в Псковскую область, в Святогорский монастырь – на могилу Пушкина.
День памяти А.С. Пушкина: Сегодня отмечается 186-я годовщина со дня гибели поэта
Новость o смертельном ранении Пушкина застала Лермонтова в Петербурге, в квартире на Садовой улице, которую они снимали с бабушкой. Александр Сергеевич Пушкин, известный как "солнце русской поэзии", скончался 29 января (10 февраля) 1837 года от полученного ранения в дуэли. 10 февраля в нашей стране отмечают День памяти Александра Сергеевича Пушкина.
Смерть Пушкина: как это было на самом деле
А в заборной книге Пушкина, как раз за 29 января есть запись дословно «Морош моче, 2,5 фунта — два рубля». То есть два рубля за один килограмм. Впрочем и сегодня утолить жажду морошкой стоит дорогого. Галина Степановна хранит ее за семью замками и с собакой, как сокровище. Вот в этом и состоит причина того, почему Пушкин соглашался покупать ягоды даже по высокой цене. Хранить моченую морошку можно было только на морозе. Но понятно, что погреба в квартире на Мойке не было. И переплачивали как раз за то, что купцы держали продукты в леднике. Галина Середнёва уже с запасами возвращается домой, в пятиэтажку в поселке Извара. Говорит, ягоды в лесах стало мало.
За день не собрать больше пяти литров. А дома внуки, их восемь. И все пьют.
Иванова и др.
По многолетней традиции собравшиеся читают свои любимые пушкинские строки. Авторское посвящение А. Пушкину прозвучало в исполнении известного крымского барда Владимира Грачёва. В Феодосии 185-ю годовщину гибели А.
Пушкина отметили выставкой в Феодосийском музее Марины и Анастасии Цветаевых.
По дороге траурная процессия заехала в Тригорское. Это произошло случайно, так как извозчики заблудились. В Тригорском жила семья, с которыми Пушкин любил проводить время. Мы разбудили мать, вышли навстречу гостям: видим, наш старый знакомый, Александр Иванович Тургенев.
По-французски рассказал Тургенев матушке, что приехали они с телом Пушкина, но, не зная хорошенько дороги в монастырь и перезябши вместе с везшим гроб ямщиком, приехали сюда. Какой ведь случай! Точно Александр Сергеевич не мог лечь в могилу без того, чтоб не проститься с Тригорским и с нами», — вспоминала младшая дочь Прасковьи Осиповой-Вульф, владелицы поместья Тригорское, Екатерина Осипова. Утром 18 февраля состоялась панихида, а затем похороны. Однако выкопать могилу не удалось, так как земля была очень замерзшая.
Смоляной ящик просто зарыли в снег, а уже весной, когда земля оттаяла, поэта предали земле. Когда рыли могилу, то найден был труп неизвестного человека, погребенного ранее, труп этот оставили на месте, а могилу несколько отодвинули вбок, написал в своей книге «Следы пребывания Александра Сергеевича Пушкина в Псковской губернии» И. Похоронен был поэт тихо. В фондах госархива Псковской области хранится документ «Ордер настоятелю Святогорского монастыря архимандриту Геннадию на перевоз тела А. Пушкина и предание его земле в Святогорском монастыре», в котором предписывалось не проводить «никакой встречи, словом никакой церемонии, кроме того, что обыкновенно по нашему церковному обряду исполняется».
На похоронах присутствовали соседки поэта из имения Тригорского — сестры Мария и Екатерина Осиповы-Вульф, Александр Тургенев, монастырский клир и слуги. Спустя почти два столетия после смерти поэта к его могиле не иссякает поток людей. Каждый день к подножию памятника несут свежие цветы. Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» о том, почему не иссякает поток людей к часовне святой Ксении Петербургской.
Условия поединка были, как бы сказали тогда, смертельными, кто-то один в тот день должен был умереть — на этом настаивал сам Пушкин. Барьер отделял соперников на 10 шагов, поднять пистолет и выстрелить мужчины могли в любой момент, приближаясь друг к другу. Около пяти часов вечера 8 февраля 27 января он и Дантес встретились на поляне на окраине Санкт-Петербурга — Черной речке.
Дуэльные пистолеты времен Пушкина из музея А. Пуля, выпущенная из его пистолета, попала Пушкину в живот — поэт упал на снег, приподнялся, опираясь на руку, подозвал к себе Дантеса и выстрелил в ответ, произнеся: «Браво! К счастью Дантеса, ранение его было несерьезным — пуля угодила в руку, которой он прикрывал грудь. Александр Сергеевич Пушкин же пострадал куда серьезнее. Последний выстрел А.
Дуэль А. С. Пушкина. Неразгаданная тайна
С тех пор мы называем его «солнцем русской поэзии», «Пушкин — наше всё». Но если спросить сегодня прохожих, а знаете ли вы, где похоронен Александр Сергеевич, кто-то скажет, в Москве, кто-то — в Петербурге. Многие уже забыли, как умирал Пушкин, где и насколько необычно его хоронили.
В Главархиве Москвы сохранился протокол объединенного заседания членов Московского комитета ВКП б , в котором подробно описывается план мероприятий, посвященных чествованию памяти поэта.
Его творчество, по словам Сталина, должно было объединить советский народ, поэтому Александр Пушкин вместе с поэтами-революционерами и писателями-реалистами был объявлен классиком советской литературы. В тот же год было издано советское собрание сочинений поэта в 16 томах, куда, помимо основных произведений, вошли его письма и критические статьи. Издание было подготовлено пушкинистами специально к 100-летию со дня смерти писателя.
В городской комитет, который занимался организацией и проведением юбилея, вошли пианист Генрих Нейгауз, актер Московского Художественного театра Василий Качалов, кинорежиссер Сергей Герасимов, а также партийные чиновники. Членами комитета была утверждена специальная культурная программа на тот год. Так, в общеобразовательных школах, высших учебных заведениях и городских библиотеках было предложено провести цикл лекций, семинаров и тематических выставок, которые были бы посвящены творческому наследию писателя.
На момент попытки свержения царя они были едины в своих политических целях: покончить с царским режимом вплоть до убийства императора и членов его семьи,- но по своим идеологическим взглядам вожди декабристов были совершенно разные. Радикализм предлагаемых ими преобразований государственных устоев отправить в отставку «всех без изъятия нижних чинов, прослуживших 15 лет, высшую власть передать временной диктатуре «правлению» в составе 4-5 человек, создать «внутреннюю народную стражу» вместо полиции, образовать суды присяжных и распустить постоянную армию привел бы к распаду Российской империи. Исчезновение России с политической карты мира прежде всего было бы на радость французским политикам. В их глазах это выглядело бы как расплата России за перенесенное ими унижение, связанное с победой русского оружия над французским. К сожалению, такой сценарий развития событий либо до конца не понимался многими представителями дореволюционной общественности и выходцами из аристократических семей, либо кто-то из них действительно хотел исчезновения России с политической карты мира. Декабристы и советскими людьми также воспринимались как рыцари чести, мученики мстительного и жестокого императора Николая I. Апогеем возвеличивания декабристов как благородных мужей, невинно поплатившихся своей жизнью и карьерой, явился художественный фильм Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», созданный к 150-летию восстания декабристов.
Истинное осознание российским обществом негативных последствий любых радикальных сломов государственной структуры, в том числе и в результате действий декабристов, пришло в конце 90-х годов ХХ столетия. Тогда в результате спонтанных действий либеральных демократов, пришедших к власти на волне антикоммунистической истерии, в декабре 1991 года распался Советский Союз и на грани распада оказалась Россия. Многим стало ясно, что революционная ломка государственных устоев, особенно в стране многонациональной и многоконфессиональной, под руководством любой политической силы грозит гибелью самого государства, а жизнь его граждан, по известному выражению выдающегося русского философа Николая Бердяева, превращается в ад. При отсутствии государства в обществе законы и общественная мораль не действуют. Регуляторами общественных отношений становятся «человек с ружьем» и революционная целесообразность. В конце первой четверти ХIХ века значимость государственных ценностей для нормального функционирования русского общества наиболее четко осознавали два великих человека: Николай I, в силу долга пребывания на высшем посту во власти, и А. Пушкин, который после пребывания в ссылке в Михайловском многое в своих взглядах пересмотрел, встав на позицию государственника.
Во время известной встречи 8 сентября 1826 года царя Николая I и Пушкина в Чудовом монастыре на территории Московского Кремля они сошлись в оценке последствий вооруженного восстания декабристов. Сам монастырь, свидетель многих событий в русской истории отсюда бежал Гришка Отрепьев, здесь во время оккупации Кремля поляками в 1612 году принял мученическую смерть за православную веру патриарх Гермоген, в этом монастыре размещался штаб Наполеона в 1812 году располагал к продолжительной и очень откровенной беседе Царя и Поэта. Царь понял, что либеральные взгляды Пушкина — это дань молодости. Беседуя с царем, Пушкин согласился с мнением Николая I, что Россия, где имеет место разнородность государственных элементов и масштабность территории и где присутствует «темнота народная и дворянская», не может существовать вне самодержавной власти. По окончании встречи Пушкин дал слово Николаю I достойно служить Отечеству и протянул ему руку дружбы.
Поэт просил прощения за нарушение царского запрета на дуэли, за несдержанное обещание уехать в деревню и не мстить Дантесу за оскорбленную честь своей семьи. В ответ Пушкин получил следующие слова: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином.
О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки». Чтобы исполнить христианскую традицию, Пушкин попросил позвать к нему первого, ближайшего священника. Им оказался отец Петр из Конюшенной церкви. И Вы можете мне не верить, хотя на что мне обманывать, но я скажу, что для себя самого желал бы такой исповеди перед смертью, какую он имел» Так глубоко поразили священника благоговение и искренняя детская вера умирающего поэта», — рассказывал Жуковский. Как хоронили Александра Пушкина Известие о смертельном ранении поэта распространилось по городу. Люди толпами шли к дому на Мойке. Экипажи заполнили все пространство до Певческого моста.
Народу было так много, что друзья Пушкина не могли протиснуться к нему. Данзасу даже пришлось просить офицеров гвардейского Преображенского полка прислать солдат, чтобы устранить заторы на набережной Мойки. Два дня гроб с телом поэта находился в квартире. Проститься с Пушкиным приходили люди самых разных сословий. В ночь с 11 на 12 февраля гроб перенесли в церковь Придворно-Конюшенного ведомства, а утром 13 февраля состоялось отпевание поэта. При жизни Пушкин завещал похоронить его на фамильном кладбище Ганнибалов-Пушкиных у Святогорского монастыря. Один я, можно сказать, и хоронил его.
Человек у него был… что за преданный был слуга! Смотреть даже было больно, как убивался.
«Пушкин — наше все»: Главархив — о том, как чествовали память поэта спустя 100 лет после его смерти
К трагической истории дуэли и гибели Пушкина обращаются многие исследователи, не только рассказывая по воспоминаниям свидетелей и современников о тех трагических днях, но и анализируя события и интриги, которые привели поэта к роковому финалу. Жители села Лозовое Верхнемамонского района необычным способом отметили годовщину со дня смерти поэта Александр Пушкина. В день пятидесятой годовщины смерти Пушкина — 29 января 1887 года — «Петербургская газета» опубликовала воспоминания барона об этом событии: «В 1851/52 году, зимою. В Феодосии 185-ю годовщину гибели А.С. Пушкина отметили выставкой в Феодосийском музее Марины и Анастасии Цветаевых. В этот день в 5 часов пополудни за Черной речкой, возле Комендантской дачи стрелялись двое: Александр Пушкин и Жорж Дантес. Для Жуковского наступает новый этап осмысления гибели Пушкина, и это понимание находит свое отражение в статье для журнала «Современник» «Последние дни Пушкина» и в письме Жуковского шефу жандармов графу Бенкендорфу.
10 февраля - День Памяти Александра Сергеевича Пушкина!
В московских театрах и кружках художественной самодеятельности было решено организовать вечера поэзии, а также предлагалось обязательно включить в текущий репертуар спектакли по произведениям Пушкина. Разрешалось подготовить инсценировки прозаических произведений, если это было необходимо для осуществления постановок. Также планировали подготовить литературные композиции для радиоспектаклей, а членам редакции журнала «Новый мир» было предложено провести серию поэтических выступлений. Также предлагалось узнать, какие еще места в Москве связаны с жизнью Александра Пушкина, чтобы составить план по установке других мемориальных досок и разработать программу проведения тематических экскурсий по местам, где бывал писатель. Помимо прочего, членам областного комитета предлагалось создать образцовую среднюю школу в усадьбе семьи Гончаровых село Ярополец, Волоколамская область , присвоив ей имя Пушкина, а также провести реставрацию комнаты, где жил поэт, чтобы превратить ее в музей. Сотрудники Мособлгоркино получили задание демонстрировать фильмы по произведениям Пушкина в кинотеатрах Москвы и Московской области, а также во всех передвижных кинотетеатрах, которые привозили в сельские клубы.
Планировалось также провести декаду изобразительных искусств, посвященную произведениям Пушкина, и юбилейный вечер на сцене Большого театра, где должны были присутствовать представители руководства ЦК партии.
Ответ ваш, при всей его неопределенности, едва не свел меня с ума; в ту же ночь я уехал в армию. Вы спросите меня — зачем? Клянусь, сам не умею сказать; но тоска непроизвольная гнала меня из Москвы: я бы не мог в ней вынести присутствия вашего и ее.
В 1830 году литератор вернулся в Москву и снова сделал предложение Наталье Гончаровой. На этот раз родители благословили пару. Однако свадьбе мешал тот факт, что у Пушкина не было никакого имущества. Тогда отец поэта выделил сыну часть родового имения Болдино Нижегородской губернии, деревню Кистенево, вместе с двумя сотнями крестьян.
Летом 1830 года Пушкин отправился туда, чтобы уладить юридические вопросы. Болдинская осень Писатель рассчитывал пробыть в Болдино не более месяца, но эпидемия холеры изменила его планы. Выехать из села было нельзя, поэтому писатель провел здесь три месяца. Въезд в Москву запрещен, и вот я заперт в Болдине.
Ясно, что в этом году будь он проклят нашей свадьбе не бывать. Погода ужасная. Я провожу время в том, что мараю бумагу и злюсь. В Москву Пушкин вернулся в декабре 1830 года, а через несколько месяцев обвенчался с Натальей Гончаровой.
Поэт мечтал об уединении, тихой семейной жизни и спокойной работе над книгами. Однако его желаниям не суждено было сбыться. Дуэль и смерть поэта В 1831 году Александра Пушкина приняли на службу в качестве историографа, чтобы тот писал «Историю Петра». Но писателя больше увлекала биография бунтаря Емельяна Пугачева.
Пушкин замыслил создать эпический роман об этой эпохе. Сначала он собирал информацию в архивах, затем отправился по районам пугачевского восстания — Поволжью и Приуралью, чтобы достоверно описать события того времени. После экспедиции Александр Пушкин уехал в Болдино. В родовом имении он работал над научным сочинением «История Пугачева» , написал «Медного всадника» , «Анджело», «Пиковую даму» , «Сказку о рыбаке и рыбке» , «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях».
Вторая Болдинская осень оказалась вдвое короче предыдущей, но не менее продуктивной для Пушкина. Николай I пожаловал Пушкину младшее придворное звание — чин камер-юнкера. Теперь чету Пушкиных могли официально приглашать на придворные балы. Эту должность поэт считал оскорбительной для своего возраста.
Писатель хотел отказаться от нового звания, но пришлось смириться. Друзья, Вельегорский и Жуковский, должны были обливать холодною водою нового камер-юнкера, до того он [Пушкин] был взволнован этим пожалованием! Если б не они, он, будучи вне себя, разгоревшись, с пылающим лицом, хотел идти во дворец и наговорить грубостей самому царю. Павел Нащокин, друг поэта В 1830-е годы Пушкин писал уже только реалистичные произведения.
Но его современники не были готовы к новому литературному направлению, которое описывало социальное неравенство, исторические феномены и другие сложные стороны жизни. Собратья по перу не принимали новые произведения писателя, в придворных кругах он тоже не встречал поддержки. В Петербурге ходили сплетни о жене Пушкина и ее поклонниках, поэту приходили анонимные письма. Поэт не мог оставаться хладнокровным и выносить оскорбительные слухи.
Во время поединка поэт был тяжело ранен и скончался через два дня. Похоронили Александра Пушкина на территории Святогорского монастыря Псковской губернии. Интересные факты 1. После смерти Пушкина Николай I определил 25-летний срок собственности наследников писателя на его произведения, потом срок продлили еще на 25 лет.
Это решение об авторском праве помогло наследникам Пушкина, но наследию писателя повредило: его книги издавали редко. В 1887 году, спустя 50 лет после кончины Пушкина, любой издатель мог печатать его произведения, никому ничего не заплатив. Когда Алексей Суворин в этом же году выпустил первый десятитомник, читатели буквально снесли прилавок и раскупили все экземпляры. Александр Пушкин любил азартные игры.
Еще в лицейские годы писатель пристрастился к картам: он видел в них поэзию риска, испытание судьбы. Самую популярную игру того времени — в банк, или штосс, — он воспел в «Пиковой даме». Позже с гордостью он писал в дневнике: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза».
Играл Пушкин обычно неудачно. Перед Южной ссылкой 1820 года он поставил на кон рукопись первого сборника стихов и проиграл. Выкупить ее назад и издать удалось только через несколько лет. Пушкин и позже ставил свои неопубликованные произведения.
Подробности дуэли и последних дней Пушкина Жуковский описывает в письме к отцу поэта, Сергею Львовичу Пушкину 15 февраля 1837 года, которое создавалось на основе заметок как публицистический документ, адресованный не только осиротевшим родным поэта, но всей читающей, грамотной России. В нем Жуковский подробно описывает последние дни умирающего Пушкина, делая явный акцент на обозначении тонкой душевной привязанности поэта к Николаю I, о явной глубине горя императора и всей России. Союз поэта и царской власти Жуковским интерпретируется в этом письме как разновидность союза поэта с властью Божественной. Император Николай по отношению к Пушкину выполняет миссию его земного ангела-хранителя, который с начала своего царствования поэта себе «отечески присвоил», взяв на себя функцию оберегать его душу от несчастий, им самим же на себя навлекаемым.
Даже неудовольствие царя проходит сквозь призму «чего-то нежного, отеческого», а негодование приводит к желанию «испытать наслаждение прощения». Это отношение мудрого наставника, который больше действует добрым словом, поучением и любовью, а не запретом или устрашением. Конечно, образ царя как ангела-хранителя поэта Жуковский выстраивает не случайно, он созвучен творчеству главного романтического поэта России. Это сродни поэтическому образу «Гения чистой красоты», «Вдохновения с небес» которые являются «мимопролетающими благовестителями лучшего», посланными «с небесной высоты» для «откровенья сердцам».
Государь помогает душе поэта очиститься покаяться , готовит душу к христианской кончине и переходу в божественный мир Вечности. Представление царской власти как Провидения, «гласа Божьего», а государя как Медиатора, Вестника мира «Там», дает право считать Жуковского создателем мифа религиозного, утверждающего личность в Вечности. Царь является для души поэта инструментом, при помощи которого она через «грех и смерть» готовится вкусить Бессмертия. Следует соотнести эту трактовку Жуковским союза поэта и «Божественного Императора» с тем, как сам Пушкин понимал свою роль в этом союзе.
Можно вспомнить хотя бы стихотворения Пушкина 1827—28 годов «Стансы» и «В Сибирь». Написанные во дни тяжелых внутренних противоречий, эти стихотворения основной своей целью имели дать надежду «славы и добра» для России, в подтексте же — надежду на милость к осужденным декабристам. Обращаясь к Николаю I на равных, на «ты», поэт выдвигает перед императором пример Петра и назидательно дает ему наставления по управлению страной, делая упор на науки и просвещение. Отличия разительные: если здесь сам Пушкин принимает на себя роль советчика, наставника государя, то в письме Жуковского он поставлен в положение не ведущего, а ведомого: в ссорах с царем, согласно Жуковскому, поэт проявляет поведение «буйного, еще не остепенившегося ребенка».
Бесстрашие, торжественно-спокойное приятие Пушкиным смерти и описывает Жуковский. Умерший изменился божественным образом, обрел новое знание с приятием тайны смерти: «какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание», «никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли… в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти». Точно таким преображенного Пушкина изображает Жуковский в известном своем стихотворении: Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе Руки свои опустив. Голову тихо склоня, Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза, Было лицо его мне так знакомо, и было заметно, Что выражалось на нем, — в жизни такого Мы не видали на этом лице.
Не горел вдохновенья Пламень на нем; не сиял острый ум; Нет! Но какою-то мыслью, глубокой, высокою мыслью Было объято оно: мнилося мне, что ему В этот миг предстояло как будто какое виденье, Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось: что видишь?
В ту минуту я не сводил с него глаз и заметил, что движение груди, доселе тихое, сделалось прерывистым. Оно скоро прекратилось. Я смотрел внимательно, ждал последнего вздоха; но я его не приметил. Тишина, его объявшая, казалась мне успокоением. Все над ним молчали. Минуты через две я спросил: «Что он?
Так тихо, так таинственно удалилась душа его. Мы долго стояли над ним молча, не шевелясь, не смея нарушить великого таинства смерти, которое свершилось перед нами во всей умилительной святыне своей. Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти. Голова его несколько наклонилась; руки, в которых было за несколько минут какое-то судорожное движение, были спокойно протянуты, как будто упавшие для отдыха после тяжелого труда. Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это было не сон и не покой!
Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; это не было также и выражение поэтическое! Всматриваясь в него, мне все хотелось у него спросить: «Что видишь, друг? Вот минуты в жизни нашей, которые вполне достойны названия великих. В эту минуту, можно сказать, я видел самое смерть, божественно тайную, смерть без покрывала. Какую печать наложила она на лицо его и как удивительно высказала на нем и свою и его тайну. Я уверяю тебя, что никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли. Она, конечно, проскакивала в нем и прежде. Но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти.
Таков был конец нашего Пушкина. Похороны Пушкина в Святогорском монастыре 6 18 февраля 1837 г. Тургенев: «Вчера отслужили мы первую панихиду по Пушкину в 8 час. Жена рвалась в своей комнате; она иногда в тихой, безмолвной, иногда в каком-то исступлении горести. Когда обмывали его, я рассмотрел рану его, по-видимому, ничтожную». Жуковский: «На другой день мы, друзья, положили Пушкина своими руками в гроб; на следующий день, к вечеру, перенесли его в Конюшенную церковь. И в эти оба дни та горница, где он лежал в гробе, была беспрестанно полна народом. Конечно, более десяти тысяч человек приходило взглянуть на него: многие плакали; иные долго останавливались и как будто хотели всмотреться в лицо его; было что-то разительное в его неподвижности посреди этого движения и что-то умилительно-таинственное в той молитве, которая так тихо, так однообразно слышалась посреди этого шума.
Соловьева, в статье «Судьба Пушкина», в пользу того утверждения, что Пушкин уже ничего не смог бы создать великого после дуэли, завершись она гибелью его противника, — в них есть много убедительного и справедливого, но и это становится отчасти второзначным перед выяснением причины свершившегося и смысла его а не того, что могло бы произойти, если бы все события развивались так, как нам того желалось. С философом нужно согласиться прежде всего в том, что не следует преувеличивать роковую роль «светской черни» в свершившемся, снимая вину с самого поэта — вину внутреннюю, сущностную. Понять же истинную вину кого бы то ни было нам нужно вовсе не для того, чтобы осудить его и оправдать кого-то иного — нельзя брать на себя роль Высшего Судии. Мы должны лишь извлечь из всего урок для себя, распознав в себе ту же греховность, что так ясно становится видна в столкновении характеров, наблюдать которые нам выпало. Вина имеет истоки преимущественно внутренние, мы же силимся найти виновных именно вовне, по вполне понятным причинам соблазняясь лермонтовским негодованием, увлекающем нас во власть темной злобы и мстительных вожделений. С недавних пор мы особенно упорно стремимся обнаружить во всех событиях действие могущественных закулисных сил, соединяя прошлое со злобою нынешнего дня. Урок, извлекаемый нами из трагедии Пушкина, становится для нас вполне однозначным: ищи во всем внешних врагов, не гони от себя ненависть к ним. Враг рода человеческого, без сомнения, не преминет воспользоваться помощью своих служителей так что и впрямь забывать о них не след , но зачем же забываем мы: подчинить нас своей воле они смогут только через наши слабости.
Вовсе не для того, чтобы тут же осудить Пушкина, должны мы уяснить себе, в чем он позволил темным силам взять над собою верх, — так мы лишь впадем в грех гордыни, не сумев добыть для себя никакой духовной пользы, ради которой и необходимо нам осознать истинный смысл происшедшего. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» Лк. Пушкину было дано с преизбытком. Поэтому небесполезно задуматься над мыслью Вл. Соловьева, непонятой и отвергнутой многими, ибо для большинства она оказалась неприемлемой эмоционально и непостижимою рассудком: «Пушкин убит не пулею Геккерна, а своим собственным выстрелом в Геккерна». Вернемся мыслью в тот зимний январский вечер, на берег Черной речки, где в снегу лежит раненый Пушкин. Мы не можем утверждать с непоколебимой уверенностью, что рана была безусловно смертельною, но нельзя отвергнуть того, что темная злая энергия переполняла в тот момент душу поэта. Друзьям, которые бросились к нему в тревоге, он твердо сказал: «У меня хватит силы на выстрел».
Дантес упал, ибо Пушкин был слишком опытным стрелком, ибо рука его была достаточно натренирована. Падение противника вызвало недобрую радость в душе поэта, радость убийства, — и это все усугубило. Но противник оказался лишь контужен.
186-я годовщина со дня смерти Александра Пушкина: в Петербурге почтили память классика литературы
Дуэль между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем де Геккерном (Дантесом) состоялась 27 января (8 февраля) 1837 года на окраине Санкт-Петербурга. 8 февраля 1837 года на окраине Санкт-Петербурга состоялась дуэль, через день после которой погиб поэт Александр Пушкин. 8 февраля (27 января по старому стилю) 1837 года в предместье Петербурга на Черной речке произошла дуэль великого русского поэта и писателя Александра Пушкина с РИА Новости, 08.02.2022. Первая няня Пушкина («подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя», как писал про нее поэт) вошла в историю как Арина Родионовна. 10 февраля мы вспоминаем день смерти а. В этом году в день памяти Александра Сергеевича Пушкина (10 февраля) я в очередной раз пришёл в музей на набережной Мойки, 12 – последнюю квартиру поэта.
К 184-летию со дня гибели А.С. Пушкина
Тогда оскорбленный Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. Она состоялась на окраине Санкт-Петербурга 27 января. Выстрел Дантеса ранил поэта, но тот всё же сделал ответный выпад. Его противник отделался травмой руки. Историк Ольга Елисеева — о новых подробностях роковой дуэли и мифах о поэте После дуэли Пушкин был доставлен в свою квартиру, где лечение проводили лучшие специалисты, но его состояние постепенно ухудшалось. Смерть великого поэта вызвала широкий общественный резонанс.
Происходящее с душой умершего Пушкина и есть состояние перехода в мир «Там», преображение и освящение смертью. Образ умирающего просветленного поэта и благосклонного хранителя-императора был создан Жуковским по ряду причин. Во-первых, к 15 января 1837 года Жуковский еще не ознакомился со всеми бумагами Пушкина и не имел целостного представления о его отношениях с Николаем I. Во-вторых, романтическая школа, к которой принадлежал Жуковский, к началу XIX века тяготела к созданию и пропаганде мифа. В-третьих, указание на тонкую душевную связь императора и поэта давало защиту семье Пушкина от светского злословия, поддержку со стороны самого царя. Однако после отправки письма отцу Пушкина Жуковский вместе с жандармами проводит «посмертный обыск» кабинета Александра Сергеевича Пушкина. К нему в руки попадает переписка поэта с Бенкендорфом, которая открывает все унижение, которое испытывал со стороны власти поднадзорный поэт. Для Жуковского наступает новый этап осмысления гибели Пушкина, и это понимание находит свое отражение в статье для журнала «Современник» «Последние дни Пушкина» и в письме Жуковского шефу жандармов графу Бенкендорфу. Созданный в письме образ императора нивелируется: упоминания императора и все, что могло бы свидетельствовать о духовной близости поэта и царя, убраны вовсе. Оставлены только слова благодарности, которые просит передать царю Пушкин. Даже фраза о «царских милостях» заменена на этикетный оборот «отеческие заботы». Исследование пушкинистов доказывает, что не только мнение Жуковского об императоре изменило первоначальный образ царя, но и что сам Николай не желал предстать перед читателями в роли покровителя Пушкина[5]. Кроме того, именно здесь имеют место первые обличения светского общества, равнодушного к гибели великого поэта: «Там, где он бывал ежедневно, ничто не переменилось, нет и признаков бедственной утраты, все в обыкновенном порядке, все на своем месте, а он пропал, и навсегда — непостижимо», — заключает Жуковский[6]. Этот образ непонятого обществом, «оклеветанного молвой» Поэта, который трагически гибнет по «воле рока» среди «злобно гнавших» его «стоящих у трона», отразится и в знаменитых строках стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Смерть поэта». Интересно, какой увидели смерть Пушкина современники, как менялось отношение общества к этим событиям в последующие годы, как менял свое отношение к другу и к императору сам Жуковский. Но остается неизменным факт: какими бы ни были отношения Пушкина и Николая I, умирающий поэт примирился со своими обидчиками и умер настоящим христианином. Мария Красникова Источник: Московский Сретенский монастырь 10 февраля 2022 г. Пушкин в воспоминаниях современников, Т. Также у Спасского читаем: «Врачи, уехав, оставили на мои руки больного. По желанию родных и друзей Пушкина я сказал ему об исполнении христианского долга. Он тот же час на то согласился» С. Письмо к С.
Оно умрет, как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальний, Как звук ночной в лесу глухом. Оно на памятном листке.
Пушкина Сергей Некрасов. В этот день для жителей и гостей города был организован бесплатный вход в Музей-квартиру поэта. Каждый час стартовали пешеходные экскурсии «Последний путь Пушкина», а в Концертом зале прошла музыкально-литературная программа.
185 лет со дня смерти Пушкина. Как умирал великий поэт
Портреты Пушкина и Дантеса Ранение Пушкина в дуэли Самая первая ошибка, которая была совершена, это — отсутствие на дуэли того, кто сможет помочь раненному. Секундантом Пушкина на дуэли был его близкий друг, офицер Константин Данзас. Ни ему, ни самому писателю не пришла в голову мысль пригласить врача. Хоть и было ясно, что в результате перестрелки кто-то серьезно пострадает. Смертельно опасное ранение получил сам Пушкин. Вторая ошибка заключалась в том, что никто не смог сделать ему правильную перевязку, его просто потащили по снегу к саням и повезли по неровной дороге — писатель сразу же начал терять очень много крови.
Удерман написал , что поэт мог потерять до 2 литров крови. Ранение Александра Сергеевича Пушкина в дуэли Третья ошибка, которая привела к смерти Александра Пушкина, это транспортировка его тела прямиком домой. Возможно, на этом настоял сам писатель, однако он вряд ли мог адекватно оценить ситуацию — окружающим его людям следовало сразу же везти его в больницу. Как лечили Пушкина от ранения Дома писателя положили в постель, и приехавшие к нему врачи сразу же стали говорить, что последствия его раны неизлечимы. Считается, что поэт смирился со своей скорой смертью и начал завершать свои последние дела.
Цветы несут к памятнику у дома на Мойке 12. Там поэт провел последние 46 часов своей жизни после роковой дуэли. Это время расписано едва ли не по минутам многочисленными очевидцами и изучено исследователями. Но белые пятна остаются по-прежнему. Галина Седова, заведующая Мемориальным музеем-квартирой А.
Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь! Реакция могла быть только одной: немедленно убрать дерзкого стихотворца, сослать, заставить молчать. Гнев государя и лиц высшего света явился причиной ссылки Михаила Лермонтова на Кавказ в 1837 году. Лермонтов был не одинок в своем праведном возмущении. На смерть Пушкина откликнулись более двадцати поэтов: П. Вяземский, В.
Жуковский, Ф. Тютчев, А. Кольцов, Н. Языков и другие. Но только его стихи «пошли в народ», распространились с удивительной скоростью. Их переписывали в книжных лавках, в кондитерских, на улице, заучивали наизусть.
Буквально за два дня они разнеслись по всему Петербургу, производя «громадное и повсеместное впечатление».
У людей «государевых» своя мораль, и ради государства эти люди способны на всё! Одним только этим нерасположением, говорит Данзас, и можно объяснить, что дуэль Пушкина не была остановлена полицией. Почему Данзас был уверен, что дуэль могла быть остановлена полицией? Кто сообщил в Третье отделение о времени и месте дуэли Пушкина и Дантеса?
Возможно, чтобы спасти Пушкина и обезопасить себя, Данзас, как человек военный, сам донёс в Третье отделение о готовящейся дуэли, в надежде, что жандармы не допустят поединка и этим он спасёт первого поэта России. Это объясняет и то, почему Данзас отказался от сделанного ему Дантесом предложения скрыть своё участие в дуэли. В опубликованных воспоминаниях Данзаса много нестыковок, показания его весьма противоречивы. Утверждение самого Данзаса о случайной встрече его с Пушкиным на Цепном мосту имело целью смягчить вину Данзаса перед судом, так как по закону секунданты при «зачатии драк должны были приятельски искать помирить ссорящихся, и ежели того не могут учинить, то немедленно по караулам послать и о таком деле объявить» Дело о дуэли, с. Опубликованное в 1900 году под редакцией П.
Кауфмана «Подлинное военно-судное дело 1837 г. Kроме того, из опубликованных материалов остаётся неясным, кто был первым доносителем о происшествии. Согласно «Дуэльному кодексу» того времени «как оскорбитель, так и оскорблённый, должны драться на дуэли сами лично. Условия поединка не давали шансов уцелеть. Противники становятся на расстоянии 20 шагов друг от друга и 5 шагов для каждого от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.
Вооружённые пистолетами противники, по данному знаку, идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять. Сверх того, принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место, для того чтобы выстреливший первым огню своего противника подвергся на том же самом расстоянии. Когда обе стороны сделают по выстрелу, то, в случае безрезультатности, поединок возобновляется как бы в первый раз: противники становятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила. Секунданты являются непременными посредниками во всяком объяснении между противниками на месте боя. Секунданты, нижеподписавшиеся и облечённые всеми полномочиями, обеспечивают, каждый за свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий.
С этой роковой бумагой Данзас возвратился к Пушкину. Он застал его дома, одного. Не прочитав даже условий, Пушкин согласился на всё. В разговоре о предстоящей дуэли Данзас заметил ему, что, по его мнению, он бы должен был стреляться с бароном Гекереном, отцом, а не с сыном, так как оскорбительное письмо он написал Гекерену, а не Дантесу. На это Пушкин ему отвечал, что Гекерен, по официальному своему положению, драться не может.
Условясь с Пушкиным сойтись в кондитерской Вольфа, Данзас отправился сделать нужные приготовления. Уложив их в сани, Данзас приехал к Вольфу, где Пушкин уже ожидал его. Было около 4-х часов. В 1836 году Пушкин не имел вообще никаких доходов. Жить было не на что в буквальном смысле.
Поэт закладывал вещи, часы и даже посуду. Шишкину столовое серебро, под залог которого получил 2200 рублей. Часть этих денег пошла на оплату пистолетов, которые он выбрал в «Магазине военных вещей» Алексея Куракина на Невском проспекте, 13. У Пушкина были дуэльные пистолеты известного французского мастера-оружейника Лепажа. Дантес же позаимствовал у знакомого пистолеты немецкого оружейника Карла Ульбриха.
Когда Пушкин с Данзасом вместе вышли из кондитерской Вольфа, они сели в сани и отправились по направлению к Троицкому мосту. На Дворцовой набережной им повстречался экипаж г-жи Пушкиной. Данзас надеялся, что она увидит мужа и попытается остановить его. Но Наталья Николаевна была близорука, а Пушкин смотрел в другую сторону. Почему Данзас не сказал Пушкину, что увидел Наталью Николаевну, и не сделал ничего, чтобы остановить роковое течение событий?
Пушкин доверял своему лицейскому другу. Но когда переезжали через Неву, Пушкин шутливо спросил у Данзаса: «Уж не в крепость ли ты меня везёшь? Дуэль состоялась 27 января 1837 года после 4 часов дня. Поэту было 37 лет, его противнику оставалась неделя до 25 лет. Условия поединка носили беспощадный характер: стрелялись с 20 шагов, барьер составлял 10 шагов.
В Европе стрелялись с 30 шагов. В России стрелялись даже с шести. Известный пушкинист Яков Аркадьевич Гордин в книге «Русская дуэль: Философия, идеология, практика» описывает пушкинскую дуэль и отмечает, что русская дуэль была более жестокой и смертоносной, чем европейская. Поскольку дуэльные пистолеты противников были схожи, то после проверки каждому предоставлялась возможность драться собственным оружием. Метеорологи досконально восстановили картину того дня, в том числе погоду.
По воспоминаниям Данзаса, день дуэли был морозным и ясным, температура около минус 15 градусов. Но при императорском дворе тем же утром была отмечена температура минус 2 градуса. Скорее всего, Данзас ошибся: из-за сильного ветра на улице казалось гораздо холоднее, чем было на самом деле. Ветер мог повлиять на исход дуэли. Кремневые пистолеты, которые использовались в те времена, гораздо более зависели от погоды, чем современное оружие.
Свинцовая пуля весом 12 граммов летела со скоростью 150 метров в секунду, и при расстоянии в 20 шагов, боковой ветер мог отклонить её на 12 см, а угловой на 6 см. И если бы не сильный ветер, неизвестно, чем бы закончилась дуэль. Недавно по телеканалу «Россия-24» показали фильм «Прощённый грешник». Там была озвучена ещё одна версия дуэли. Убойная сила дуэльных пистолетов Кухенройтера выше, чем револьвера системы «Наган» и почти как у пистолета «ТТ» образца 1932 года.
Дантес стрелял с расстояния в 11 шагов, однако пуля не пробила тело Пушкина, а застряла в брюшине. Поэтому предполагают, что секунданты, желая предотвратить неминуемую гибель дуэлянтов, специально недосыпали пороху в пистолеты, тем самым уменьшив их убойную силу. Если бы пистолеты зарядили как положено, то пуля прошла бы навылет, и Пушкин, возможно, был бы жив. А вот Дантес, как показала экспертиза, ответным выстрелом был бы убит. Пушкин, по словам Данзаса, нервничал во время подготовки места дуэли и несколько раз нетерпеливо спрашивал «всё ли наконец кончено?
Подполковник К. Данзас был опытным военным и дуэлянтом. Он не мог не знать «дуэльного кодекса». Поэтому удивляет, что Данзас во время поединка Пушкина и Дантеса как минимум трижды нарушил правила дуэли! Перед началом дуэли противники обязаны допустить секундантов противной стороны осмотреть их, с целью удостовериться в соблюдении вышеуказанных условий.
Секунданты обязаны всегда исполнять эту формальность. Врачи стоят в нескольких шагах за секундантами. Раненный первым выстрелом имеет право стрелять в противника, который не обязан приближаться к нему, в течение одной минуты с момента получения раны. Запрещены: 492. Какие-нибудь резкие телодвижения противника, выстрелившего первым, ожидающего выстрела противника.
Секунданты противной стороны, стоящие рядом с ним, имеют право застрелить противника, совершившего нарушение. Совершенный поступок рассматривается как простое убийство или попытка к тому, и дело передается судебным властям. Секунданты составляют протокол с обозначением совершенного поступка и извещают о нём, посылая копию протокола, членов корпорации, места служения или общества, в котором состоял совершивший нарушение.
День памяти А.С. Пушкина: Сегодня отмечается 186-я годовщина со дня гибели поэта
За день до дуэли Пушкин с женой посещает театр, где просит знакомую княгиню Екатерину Долгорукую позвать завтра в полдень его супругу в гости и удерживать как можно дольше. Главная» Новости» День смерти пушкина 10 февраля. Ученые уже много лет пытаются понять, можно ли было спасти Александра Пушкина от смерти.