В 331 году он попросил, как епископ, свою паству, поститься сорок дней, причем сказал, что особо строгий пост – это Страстная Седмица. Какие традиции поста сохранились в России с давних времён, что можно и нельзя есть в Великий пост и как молиться. Это не оправдывает того, что кто-то пренебрегает своими обязанностями христианина держать пост, но это означает, что не стоит унывать, если не удалось поститься столько, сколько хотелось. В 331 году он попросил, как епископ, свою паству, поститься сорок дней, причем сказал, что особо строгий пост – это Страстная Седмица.
Нужно ли благословение перед Великим постом и как часто причащаться: священник ответил на вопросы
То есть никаких сильных алкогольных напитков не было. А вот и Рождественский пост наш любимый. Три чаши вина монахам, когда одна трапеза, и пять — на выходных. Игумен имеет право по Студийскому уставу предложить рыбу или сыр. Студийский устав запрещает чрезмерный пост для иноков. Потому что от этого рождается гордость. Идея очень простая, если на трапезе игумен выставляет, допустим, рыбу, которую не положено по уставу, все затыкаются и едят рыбу, потому что в данном случае, это — ответственность игумена.
Итак, а вот это еще очень важно. В Рождественский Пост Студийский устав запрещает монахам сыр и яйца, потому что их в это время не едят многие миряне. Здесь важные слова: «многие миряне». То есть примерно до XI века, и в XI веке на Руси, и я об этом скажу чуть ниже, вне Великого Поста, во многодневные посты, миряне воздерживались только от мяса. И могли себе позволить сыр и яйца. Вот это важное наблюдение, и даже некоторые монахи восточные пытались этим питаться.
То есть пост — это отсутствие мяса, в этот момент. Теперь смотрите: трапеза в первое воскресенье Великого Поста монахам. По Студийскому уставу. Жареный горох, соленая капуста без масла, груши и пять смокв. Кто найдет в России на первой седмице Великого Поста пять смокв — тому памятник. Я это к тому, что этот средиземноморский пост, он не очень подходит для нас, и я потом покажу, как из этого выходят.
Традиционная еда по Студийскому уставу монахам во время Великого Поста на неделе: гороховый суп, сливы, вино немощным; какая-то похлебка с луком и смоквами. Внимание, в Великий Пост на праздник преподобного Алексия Студита — рыба. То есть практика не двухразового вкушения рыбы, как сейчас Великим Постом: на Благовещение и Вербное Воскресенье, а как минимум трех Устав ничего не говорит ни о Петровском Посте, ни об Успенском. Он просто обходит эти вещи. Итак, мы видим уже на этом, что по более древнему монашескому уставу, что трапеза более либеральная, чем сейчас по монашескому уставу. Теперь переходим к остальным постам.
Как я уже сказал, Великий пост первый раз упоминается в середине IV века. А теперь мы поговорим о Петровском посте. Как вы знаете, он идет у нас в воскресенье со дня после Всех Святых — это через неделю после Троицы, до апостолов Петра и Павла. И понятно, что наш Петровский пост, может быть чуть короче и чуть длиннее, в зависимости от того, ранняя Пасха или поздняя Пасха. Это я просто напоминаю. Впервые об этом посте упоминается в III веке.
И этот пост считался компенсаторным. То есть, если человек, здесь имеется в виду, в основном, монах или клирик, не постился во время Великого поста, он постится после дня Всех Святых до Успения. Был длинный компенсаторный пост. От, условно говоря, июня, до конца августа. То есть Петровский пост изначально предназначался как наказание, как епитимия только для тех, кто не соблюдал Великий. Никто не говорил, что нужно соблюдать и тот пост и тот пост, для монахов.
Постепенно, около 1000-го года, первая часть поста, вот этого компенсаторного, заканчивалась, как я сказал, на день Петра и Павла, а вторая часть — это был Успенский пост с 1 по 14 августа по старому стилю. Следующий пост у нас Успенский. Он появился около 1000-го года. Причем, он всегда почти, был две недели, был довольно строгим, здесь, в общем, никаких проблем, за исключением того, что в первом тысячелетии его не было. Ну и, наконец, последний, наш любимый, сегодняшний Рождественский пост. Он упоминается с IV века.
Первоначально он длился всего семь дней. А после 1166 года по решению Константинопольской Церкви при императоре Мануиле он стал сорокадневным. То есть смотрите, как интересно. Примерно в XII веке у нас появляется практика этих больших многодневных постов. И появляются эти четыре больших поста, которые мы сейчас знаем. Если мы считаем, по календарю, начинается все с Великого, потом идет Петровский, потом идет Успенский, потом идет Рождественский.
Эта практика складывается не раньше XII века, поэтому, когда вам начинают рассказывать о том, что в древности христиане круглосуточно постились, вы можете честно сказать, что история не подтверждает этого. Русь начинает поститься Теперь мы идем дальше, и мы посмотрим уже на то, собственно, а как постились в Древней Руси? Все-таки нам это интересно. И здесь у нас есть счастливая вещь. Один из первых основателей русского монашества, преп. Феодосий Печерский, который умер в 1073 году, оставил послание, тоже относящееся к концу XI века.
Его спрашивал князь Изяслав, как нужно поститься? Внимание: как нужно поститься в среду и пятницу? Цитирую: «Еще ты спрашивал, благородный князь, хорошо ли, чтобы люди не ели мяса в среду и пятницу? Это очень хорошо. И этому не я научаю, но святые божественные апостолы так законоположили» - внимание — «Всяк христианин постится в среду я пяток. Смотрите, практика конца XI века.
Священники и миряне воздерживаются только от мяса, монахи от мяса и молочного по средам и пятницам. Теперь дальше. И вот еще важный момент. И Бог мира будет с тобой». Смотрите, это опять очень важный момент, который отличается от нас. У нас пост в среду и пятницу упраздняется, по-моему, только если у нас праздник Рождества Христова и Крещения.
Во всех остальных случаях двунадесятый праздник не перебивает постный день. Это тоже очень поздняя практика. Итак, подведем такой предварительный итог, и потом мы перейдем уже к более поздним вещам. Здесь важно зафиксировать раннюю практику: до XII века пост для монахов был в воздержании от мясных и молочных продуктов, включая яйца, для мирян на востоке — от мяса. За исключением Великого Поста. То есть это очень важный момент, мы на нем зафиксировались.
Пост по Домострою Теперь, мы переходим к самому известному древнерусскому памятнику — это «Домострой». В Домострое есть поучение о том, как кормить людей в пост. В ужин капустные щи, толокно», — то есть густая каша, — «рассольник, ботвинья. По воскресеньям и праздникам, к обеду какие-нибудь пироги или густые или овощи или селедочная каша, блины, кисель, и что Бог пошлет. Да и на ужин все, как прежде сказано». Напоминаю, что до Петра у нас не было картошки, помидоров.
И макарон, тоже, кстати, не было, макароны — изобретение позднее. То есть основной пост в Древней Руси — это овощи, это рыба, причем очень разная рыба, и все. Но очень разнообразно. И грибы. Домострой также предупреждает людей, чтобы они в гостях не напивались до состояния невменяемости, потому что их могут ограбить, и они могут быть свиньями в прямом смысле этого слова. Это тоже очень важная вещь.
Что люди преспокойно напивались даже в пост. Вырождение традиции поста А теперь я перехожу к самому страшному: к литературе XIX века. Иван Шмелев «Лето Господне». Я надеюсь, что вы это выдержите. Это — впечатления шестилетнего мальчика, то есть это впечатления Ивана Шмелева, который рассказывает о том, как в средней купеческой семье готовились встретить Великий Пост. В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтиками укропа, с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, - такая прелесть.
Я ее хватаю щепотками, - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь Великий пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, "кресты" на Крестопоклонной... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам...
А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а великая кулебяка на Благовещение, с вязигой вязига — это хрящики осетра, вот эта длинная тонкая полоска в осетрине , с осетринкой! А калья, необыкновенная калья калья это рыбный или мясной суп, сваренный на огуречном рассоле , с кусочками грибной икры, с маринованными огурчиками... Мы только что прослушали меню Великого Поста. Посмотрите, очень разнообразный стол, стол очень прихотливый. Мне вчера написали в комментариях: Что вы придираетесь к шестилетнему ребенку? Это же воспоминания!
Да, это Шмелев писал в эмиграции, ему уже было довольно тяжело в плане еды, это может быть, прежде всего, восприниматься, как булгаковская история о литературе, но мы видим, что эта практика поста московского XIX — начала XX века, совершенно выходит из традиционной монашеской традиции, то есть мы видим такой прихотливый набор пищи, что нарушается сама идея поста. Опять же, могу сказать о том, что примерно с XIX века можно четко говорить о том, что есть традиция заговения. Чехов «накануне поста» Весь рассказ построен на том, что в последнее прощеное воскресение люди постоянно едят. Вот только финал: Через пять минут стол уже накрыт. Кошки опять, задрав вверх хвосты, выгибая спины и потягиваясь, сходятся в столовую... Семья начинает ужинать.
Есть никому не хочется, у всех желудки переполнены, но есть все-таки нужно. Вот эта очень четкая идея, там говорят одному из героев, это маленький мальчик, о том, что он говорит: я хочу спать, ему говорят: «Ну что ты, семь неделю не будешь есть скоромное! И это, конечно, нарушение поста. Ну и у меня есть еще один великолепный текст. Его написал малоизвестный автор Степан Писахов в сказовой манере. Я буду цитировать с небольшим пропуском, иначе мы друг друга зальем слюнями.
А уж так благочестива, уж такой праведной жизни была купчиха, что просто умиление! Вот как в масленицу сядет купчиха с утра блины есть, и ест и ест блины: и со сметаной, и с икрой, с семгой, с грибочками, с селедочкой, с мелким луком, с сахаром, с вареньем, с разными припеками, ест со вздохами и с выпивкой выпивка — имеется в виду, конечно, чай. И так это благочестиво ест, что даже страшно. Поест, поест, вздохнет и снова ест. А как пост настал, ну, тут купчиха постничать стала. Утром глаза открыла, чай пить захотела, а чая-то нет, потому — пост.
В посту не ели ни молочного, ни мясного, а кто строго постил, тот рыбного не ел. Внимание, это очень важная вещь. В Великий Пост говорится, что рыбы не ели те, кто строго постился. То есть это была все-таки не обычная практика. А купчиха постилась из всех сил — она и чаю не пила и сахару ни колотого, ни пиленого не ела, ела же сахар особенный — постный, вроде конфет. Дак благочестивая кипяточку с медом выпила пять чашек, да с постным сахаром пять, да с малиновым соком пять чашек, да с вишневым пять, да не подумай, что с настойкой, — нет, с соком, и заедала черными сухариками.
Итак, с утра у нас пятнадцать чашек жидкости. Пока кипяточек пила и завтрак поспел, съела купчиха капусты соленой тарелочку, редьки тертой тарелочку, грибочков мелких рыжичков тарелочку, огурчиков соленых десяточек, запила все квасом белым. Взамен чаю стала сбитень пить паточной. Время не стоит, оно к полудню пришло. Обедать пора. Обед весь постный-постный!
На первое жиденька овсянка с луком, грибовница с крупой, лукова похлебка. На второе: грузди жарены, брюква печеная, солоники — сочни-сгибни с солью, каша с морковью и шесть других разных каш с разным вареньем и три киселя. Опускаем описание киселей. Заела все вареной черникой с изюмом. От маковников отказалась. После обеда постница кипяточку с клюквой и с пастилой попила.
Поела гороху моченого с хреном, брусники с толокном, брюквы пареной, тюри мучной, мочеными яблоками с мелкими грушами в квасу заела. Ежели неблагочестивому человку, то эдакого поста не выдержать — лопнет. А купчиха до самой ужны пьет себе кипяточек с сухими ягодками. Трудится — постничат. Вот и ужну подали. Что за обедом ела, всего и за ужной поела.
Да не утерпела и съела рыбки кусочек — лешшика фунтов на девять. Лещ фунтов на девять, это очень много. В общем, когда она легла спать, ей стало плохо, и финал рассказа: Пришел доктор, просмотрел и сказал: — Первой раз вижу, что до белой горячки объелась. Дело-то понятно: доктора образованны и в благочестивых делах ничего не понимают. На самом деле, ту же историю делал Чехов. У него есть рассказ-проповедь масленичный, юмористический.
Строится это на том, что благочестивый христианин делает себе блин с разными начинками. Долго Чехов описывает начинки, и финальная фраза: он это все приготовил, налил себе водки, пытается засунуть блин в рот и тут его хватил апоплексический удар, то есть инсульт. То есть человек перед едой, в предвкушении еды, получает инсульт. Мы видим, одна из самых больших проблем поста уже перед революцией, практического, это либо его несоблюдение, либо соблюдение качества пищи при полном отсутствии количества пищи. Что же с постами сегодня? Теперь, я вчера спросил нескольких знакомых мне монахов, как постятся сейчас в монастырях.
Мне разрешили цитировать. Обычно рыбу едят по субботам и воскресеньям и праздникам. Масло реально добавляют всегда. Омары, кальмары, если захочет настоятель. Сухоядение в понедельник, среду и пятницу — это монастырский устав, который вы видите в популярных календарях, практически нигде нет, едят вареную пищу. Кое-где вообще пища на буднях не различается, везде с маслом, но в четверг и во вторник могут давать кальмаров, к примеру.
Это первое свидетельство. Я напомню, что даже в Рождественский пост по монастырскому уставу пятница и среда — это сухоядение, то есть это орехи, это какие-то, условно говоря, апельсины, если найдете, то есть не разогреваемая пища. Вторник и четверг пища с маслом, суббота воскресенье — с рыбой. Как видим, это даже не в монастырях, не монастырский устав. Еще одно свидетельство. Человек ест, что подадут, речь опять-таки о монахе.
О сознательном выборе, скорее выберет постное. Если подадут скоромное, капризничать не будет. То есть, опять же, человек ест то, что ему дают. Вот у нас какая реальная практика. Реальная практика поста, мы выходим уже на современность, вот такая. Я еще помню 90-е годы, когда я крестился, в 91-м году, мне было тринадцать лет, и все очень сильно думали: «Боже мой, да что можно есть?
Был Великий пост, а я тогда его уже соблюдал не очень строго, но старался, и меня пригласили в какие-то гости, и предложили тарелку мяса. Я думаю «Мясо Великим постом? Круто, можно же поесть! В гостях-то можно» Мясо оказалось соевым. Дорогие друзья, более отвратительного вкуса в своей жизни я не пробовал. Я не знаю, как я это съел.
Представьте себе картон со вкусом грибов. Это примерно то, что мне пришлось съесть. А теперь, серьезно. Мне кажется, что любые: соевая колбаса, соевый майонез, соевое мясо, соевые пирожные, это, конечно, нарушение основной идеи христианского поста. То есть, если вы хотите съесть что-то под видом мяса, лучше съешьте мясо, потому что эта индустрия, мне кажется, нарушает саму идею поста. Люди платят большие деньги, за то чтобы съесть что-то похожее на животный белок, но не животный белок.
А значит, понятное дело, что эта ситуация сейчас в общем зашла в довольно большой тупик. Я, кстати, спрашивал вчера еще у одного человека, как постятся священники. Священники постятся, как миряне. То есть священники сейчас тяготеют скорее к традиции мирского поста, чем к традиции поста монашеского. А вот здесь я вам хочу прочитать из Типикона. Постовые указания от которого почему-то перепечатываются во всех православных изданиях в виде такого наглядного календарика, и который, как мы видим, никто особо не соблюдает, но я хочу вам показать не о том, что можно, а что нельзя в плане пищи по уставу Саввы Освященного, а в том, за что, собственно происходят прещения монахам и мирянам.
Есть правило, каноническое о том, что: «Если епископ или священник или диакон или чтец или певец не постится во время Великого Поста и любые среды и пятницы всего года, кроме немощи, то он будет низвержен», — то есть извержен из сана, — «а мирянин да отлучится». Смотрите, это очень важное правило. Речи идет об обязательном посте только во время Великого Поста, и соблюдение среды и пятницы. То есть если человек, даже по монашескому уставу средневековому не соблюдает остальные посты, кроме Великого, ему можно сказать: «Ай-ай-ай, нехорошо», но при этом никаких церковных наказаний нельзя накладывать. Это с одной стороны. С другой стороны, есть древняя русская практика.
Я забыл о ней рассказать, а недавно о ней говорил о. Дмитрий Смирнов. Ведь очень часто в популярных изданиях можно встретить то, что любой человек за год может научиться поститься по уставу. И что даже младенца можно научить поститься. Вот Федотов, это очень известный исследователь начала XX века говорит о древнерусской практике. Согласно древнерусским канонам новорожденным младенцам разрешалось кормиться материнской грудью только в течение двух первых постовых периодов.
В течение третьего поста они обязаны были его соблюдать, даже если бы им было меньше одного года. Иными словами, допустим, человек родился первого января. Он не постится Великий пост, он не постится Петровский пост. А соответственно Успенский и Рождественский он уже постится. Понятно, что современная практика, к счастью, другая. И многие священники говорят неофициально и официально уже о том, что ребенка до семи лет вообще можно причащать без поста.
Или до трех, есть разные практики. И детский пост это вообще, скорее, воздержание от сладостей или каких-то вредных продуктов, чем от мяса. Эта практика древнерусская того, что можно годовалого младенца уже как-то постить, это, конечно, восходит к топосам этой житийной литературы, о том, что святые в среду и пятницу не брали грудь. Или, как сказано в одном из поздних житий Николая Чудотворца, Николай Чудотворец не прикладывался к груди по средам и пятницам, и в те дни, когда мама ела мясное. И дальше автор добавляет замечательную фразу: так он научил маму поститься. Ну, я немножко перевожу.
Понятно, что эта история, скорее такое благочестивое предание. Когда младенец приучает поститься маму, это отдельная песня. Предположительные перспективы развития традиции Это — то, что я хотел сказать о посте историческом. Теперь я хочу сказать, собственно, а что же у нас сейчас с постом. На протяжении XX века в православных церквах пытались выработать некоторые принципы поста. К сожалению, этот Всеправославный собор, прошел без нас, который прошел в уходящем году, не принял никаких мер из тех, которые я сказал.
Был принят общий документ, в котором говорится, что хорошо бы чтобы миряне соблюдали все многодневные посты, но при этом Церковь оставляет за собой право на снисхождение. То есть Церковь имеет возможность ослабить меру поста для каждого в индивидуальном порядке. В XX веке были очень интересные предложения, что нужно сделать. Вот, например, такие: первое все ныне действующие распоряжения о посте неуклонно соблюдать монахам и внимание, желающим из священного сана и благочестивого народа. Остальным христианам, имеющим трудности в соблюдении действующих повелений о посте, разрешить употребление некоторых скоромных, в нынешнем понимании, продуктов питания, что должно пониматься, как смягчение поста. Второе предложение: соблюдать пост по средам и пятницам в течение всего года с разрешением растительного масла и рыбы, кроме случаев совпадения этих дней со средами и пятницами Великого поста и еще несколькими праздниками.
Продлить сплошные седмицы от Фоминой недели до Вознесения. То есть, сделать сорок дней после Пасхи непостными вообще. Сохранить продолжительность Великого Поста в существующем виде. Согласно указаниям устава и распоряжения относительно качества пищи на первой и Страстной седмице. В остальные дни поста разрешить употребление рыбы и растительного масла, кроме сред и пятниц. Смотрите, была попытка предложить ввести рыбу во все дни недели кроме первой и страстной.
И это практика закрепилась в Русской церкви семинаристам. Вот что предлагалось Рождественским постом: или сократить его до двадцати дней; на всем протяжении разрешить употребление рыбы и растительного масла, или оставить его сорокадневным и разрешить тоже рыбу и растительное масло. Вот это я не очень понимаю разницу. Петров пост ограничить восемью днями перед празднованием Петра и Павла. Успенский на всем протяжении поста разрешить употребление рыбы и растительного масла. Успенский пост сохранить в нынешнем виде по продолжительности, но разрешит употребление рыбы и растительного масла во все дни, кроме сред и пятниц.
Сейчас Успенским постом рыбу можно только на Преображение. Разрешить употребление скоромной пищи в праздники в честь апостолов Петра и Павла, в Успение Божией Матери, если они случатся в среду и пятницу. Вот смотрите, на этом моя историческая часть, наверное, закончилась, я подведу некоторые итоги. Что институт поста это достаточно сложный восточный институт. Восточный, я имею в виду православный, не западный, не католический. О католическом я надеюсь когда-нибудь еще рассказать.
И, к сожалению, в современной церковной практике, я еще одну вещь скажу, я сегодня видел, постановления епархиального совета Москвы. Патриарха Кирилла спросили о том, нужен ли какой-то приходской устав богослужения и поста. Ответ был такой: не нужен, потому что мы все унифицируем, а это ограничит человеческую свободу. Но нужно, сказал он, соблюдать действующую практику уважаемых священников.
Почему так? Попробуем разгадать этот ребус. Начало и конец Великого поста в 2024 году Великий пост, предшествующий празднику Светлого Христова Воскресения — Пасхе — в 2024 году длится с 18 марта по 4 мая. История и суть Великого поста Есть мнение, что Великий Пост был установлен в память о постном подвиге Христа, который после Своего Крещения 40 дней без воды и еды находился в пустыне.
Однако есть и другая версия. На заре христианства перед Крещением будущим чадам Церкви было предписано усиленно молиться и поститься. Крестины проходили несколько раз в год, да и то — по большим праздникам, одним из которых была Пасха. Желающих принять Крещение называли оглашенными. Так в солидарность с оными крещенные христиане тоже соблюдали пост и сугубо молились о спасении всего мира. Пост был установлен не одномоментно, практика и опыт пощения приобретались в течение многих лет. И сейчас современный устав обязывает чад Церкви поститься 47 дней. В эту неделю верующие отказываются от мяса, что помогает им постепенно входить в постную диету.
Святая Четыредесятница — дни, когда мы идем навстречу Богу. Через ограничение в пище, молитву и покаяние в грехах мы постепенно приближаем себя ко встрече с Христом Воскресшим. Так вместе с Богом мы встречаем самый главный христианский праздник — Пасху. Светлый праздник Пасха: когда наступит и как ее правильно встретить Питание в Великий пост Самыми строгими неделями Поста считаются первая и Страстная Седмица. Усердные христиане в эти дни порой даже не вкушают ничего сытнее кусочка хлеба и воды. Но этот подвиг под силу далеко не всем.
Это время духовного сосредоточения. Также помогает научиться управлять своими желаниями, подчинять их разуму и воле, а разум и волю — слову Божию. Великий пост Наша духовная жизнь сильно зависит от того, соблюдаем ли мы посты или привыкли никогда и ни в чем себе не отказывать.
Пост — это наше участие в жизни, трудах и страданиях Христа. Святитель Амвросий Медиоланский говорил: «Желая быть христианином, поступай так же, как поступал Христос. Он, не имея греха, постился сорок дней, а ты, грешник, не хочешь поститься… пресыщаешься в то время, когда Христос за тебя алкал» Пост помогает в борьбе с врагами нашего спасения. Об этом говорит преподобный Исаак Сирский; «Только через пост человеческое естество одержало первую победу над диаволом: до поста род человеческий не знал победы, и диавол никогда не испытывал своего поражения от нашего естества: но от сего оружия изнемог в самом начале. Господь наш был вождем и первенцем этой победы, чтобы на главу естества нашего возложить первый победный венец. И как только диавол видит сие оружие на ком-нибудь из людей, тотчас приходит в страх этот противник и мучитель, немедленно помышляет и воспоминает о своем поражении Спасителем в пустыне, и сила его сокрушается, и воззрение на оружие, данное нам Началовождем нашим, попаляет его». Пост помогает нам в духовной жизни. Ведь человек состоит из души и тела, и они влияют друг на друга: состояние души зависит от состояния тела. Если наше тело пресыщено, то оно делает нашу душу тяжелой, привязывает ее к плоти и матери.
Иоанн Кронштадтский говорил: «Сытая утроба теряет веру, страх Божий и делается бесчувственной для молитвы, для благодарения и славословия Божия». Через пост мы оказываем послушание Церкви. Мы подтверждаем, что Церковь — наша мать, и мы — ее дети, потому что слушаем ее. Пост и здоровье В настоящее время вопрос взаимосвязи питания и здоровья очень актуален. Многие болезни сердца, сосудов, печени, ЖКТ, почек, обмена веществ возникают из-за несбалансированного рациона. Прогрессируют атеросклероз, ожирение, ишемическая болезнь сердца и другие недуги. Великий пост Врачи разрабатывают диеты, чтобы уберечь людей от различных заболеваний. Многие медики рекомендуют периодически садиться на вегетарианскую диету, чтобы очистить организм от токсинов, улучшить обмен веществ, укрепить сосуды, нормализовать работу сердца, желудка, кишечника, печени. Православные посты — с точки зрения медицины и есть такие диеты.
При правильном подходе к питанию во время поста организм получает все необходимые вещества: витамины, белки, жиры, углеводы, микро- и макроэлементы. Животные продукты заменяются блюдами, богатыми витаминами, минералами, из цельных круп, овощей, фруктов, не подвергшихся термической обработке. Играет важную роль в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. Ведь основная причина таких недугов — склеротические процессы и поражение сосудистых стенок. Причиной появления бляшек при атеросклерозе является избыток холестерина, а пост же пища, содержащая его в большом количестве, из рациона практически исключается, благодаря чему образование бляшек в сосудах замедляется. При этом в меню увеличивается доля растительных продуктов, содержащих вещества, снижающих уровень холестерина в крови и улучшающих состояние сосудов.
Все это, конечно, хорошо, но разве в обычное время христианин может позволять себе грешить, или раздражаться, или осуждать? Совершенно очевидно, что христианин должен всегда «трезвиться» и быть внимательным, предохраняя себя от греха и всего того, что может оскорблять Духа Святого. Если же он не в силах удержать себя, то, вероятно, это будет иметь место в равной степени как в обычные дни, так и в посту. Отсюда замена поста в пище на подобный «духовный» пост — это чаще всего самообман. Поэтому в тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания, христианин не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет, например: откажется от всяких развлечений, от сластей и лакомых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу, будет стараться, чтобы наиболее вкусная пища подавалась лишь по праздничным дням. Если же христианин по старческой немощи или по нездоровью не сможет отказаться от скоромной пищи, то следует хотя бы несколько ограничить ее в постные дни, например, не есть мясного — словом, в той или иной мере все же приобщиться к посту. Некоторые отказываются от поста из-за боязни ослабить свое здоровье, проявляя при этом болезненную мнительность и маловерие, и стремятся всегда обильно питать себя скоромной пищей для достижения хорошего здоровья и для поддержания «упитанности» тела. И как часто они-то и страдают всякими заболеваниями желудка, кишечника, почек, зубов… Кроме проявления своего чувства покаяния и ненависти ко греху, пост имеет и другие стороны. Время поста — не случайные дни. Среда — это предание Спасителя — наивысший из моментов падения и позора человеческой души, идущей в лице Иуды предавать за 30 сребренников Сына Божия. Пятница — это терпение издевательств, мучительные страдания и крестная смерть Искупителя человечества. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путем воздержания? Великий пост — это путь Богочеловека к Голгофской жертве. Человеческая душа не имеет права, не смеет, если только она христианка, проходить равнодушно мимо этих величественных дней — знаменательных вех во времени. Как она дерзнет потом — на Страшном суде стать одесную Господа, если она будет равнодушна к Его скорби, крови и страданиям в те дни, когда Вселенская Церковь — Земная и Небесная — вспоминает их. В чем должен состоять пост? Здесь нельзя дать общей меры. Она будет зависеть и от состояния здоровья, от возраста и условий жизни. Но здесь надо непременно задеть за живое свое плотоугодие и сластолюбие. В настоящее время — время ослабления и падения веры — нам кажутся недостижимыми те уставы о посте, которые в старину строго выполнялись благочестивыми русскими семьями. Вот, например, из чего состоит Великий пост по церковному уставу, обязательность которого распространялась в равной мере как на инока, так и на мирянина. По этому уставу в Великий пост полагается: полное неядение в течение целого дня понедельника и вторника первой седмицы и пятницы Страстной седмицы. Лишь для более слабых возможно вкушение пищи во вторник вечером первой седмицы. Во все остальные дни Великого поста, кроме суббот и воскресений, полагается только сухоядение и лишь однажды в день — хлеб, овощи, горох — без масла и воды. Вареная пища с постным маслом полагается лишь в субботы и воскресенья. Вино разрешается только в дни церковных воспоминаний и при длинных службах например, в четверг на пятой седмице. Рыба — лишь в Благовещение Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье.
О христианском посте: что такое пост, когда начинаются и как соблюдать посты
Пост (особенно Великий) святые отцы называли весной души, это время, когда мы особенно внимательно относимся к своей душе, внутренней жизни. Коротко самое важное о мусульманском посте для тех, кто поститься впервые в Рамадан. О том, зачем православным нужен пост, какие есть посты в православии, как правильно поститься, Священное Писание о посте. О том, как правильно поститься, чем пост отличается от вегетарианства – в материале TV Губернии.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
По субботам и воскресеньям разрешается вареная еда с маслом. Читайте также Масленица в 2024 году. История и традиции праздника блинов Рыбу разрешается есть дважды за время поста - на Благовещение 7 апреля и в празднование Входа Господня в Иерусалим, которое в народе называют Вербным Воскресеньем 28 апреля. В течение всего поста можно есть любые овощи, грибы, фрукты, ягоды, орехи, семечки, разнообразную зелень, а также все виды бобовых, макароны и крупы. Порадовать себя не возбраняется вареньем, соками, медом и любыми домашними заготовками, по субботам и воскресным дням — морепродуктами. Растительное масло также не полностью запрещено, но в некоторые дни его исключают из еды.
Но главное во всем соблюдать воздержание и меру. Сергей Пятаков Насколько строго придерживаться ограничений, каждый решает самостоятельно. Церковь предлагает накануне поста посоветоваться со своим духовником и с врачом. Читайте также Яблоки: польза и вред для здоровья. Интересные факты о фрукте При этом учитываются состояние здоровья, возраст, род занятий и другие факторы, которые могут повлиять на физическое состояние человека.
Так, врачи не рекомендуют ограничивать себя в еде людям с серьезными заболеваниями, онкологическим больным, особенно в период обострения. Тем, кто заболел во время поста, лучше прервать его, считают медики. То есть у нас такая есть особенность у организма, если он что-то не получает, он начинает брать из того, что есть - из мышц, из костей. Поэтому необходимо сбалансированно питаться в это время. Например, белок мы можем получать из других источников - из растительного белка, специальных добавок, сейчас их много делают", - сообщила "Интерфаксу" врач, гастроэнтеролог-диетолог челябинской клинической больницы N6 Светлана Вишнякова.
Читайте также Что происходит с организмом, если пить кофе? Польза и вред С этим мнением согласны и священники, поясняя, что цель поста не в том, чтобы упасть в голодный обморок, а в победе "духа над телом". Поэтому гораздо важнее отказаться не от какого-то традиционного набора продуктов, а от того, что ты больше всего любишь или, говоря святоотеческим языком, "к чему ты больше пристрастен". Откажись от утренней чашки кофе или выпей одну вместо привычных двух. Если кто подвержен страсти табакокурения или алкоголю, попробуй на время поста полностью отказаться.
Нет таких сил, откажись наполовину, на треть, на четверть.
А ведь значение поста заключается именно в уничтожении грехов. Пост - это лекарство. Не всегда сладкое, но действенное. Он помогает оторваться от наслаждений, собраться с мыслями и подумать о своем духовном здоровье. Если постящийся человек, употребляя лишь скоромную пищу, при этом вместо покаяния и молитвы, помощи ближнему, исполнения добрых дел постоянно испытывает греховные чувства, то пост не будет подлинным, не будет духовным. Нужно понимать, что когда человек постится, он не голодает. Ни в одной службе Великого Поста не упоминается о нем в привычном для людей понимании, то есть в неупотреблении мяса и вкусной пищи.
Церковь призывает поститься телесно и поститься духовно. Итак, пост лишь тогда будет иметь истинное значение, когда он объединен с духовной работой над собой. Обычный человек, живущий в ритме современного мира, не будет доступен влиянию Высшей силы. Пост смягчает черствость человека, и тогда он становится более доступным для воздействия Высшего мира. О чем заставляет задуматься пост, как правильно себя вести? Как поститься правильно? Многие люди, постясь, полагают, что будет большим грехом, если они съедят, даже по бессилию, что-либо непостное, но их ни капли не смущает то, что они пренебрегают и порицают ближних, например друзей обделяют, оскорбляют или лгут им. Это настоящее лицемерие по отношению к Богу.
Это неосознание веры и смирения! Абсолютно очевидно, что раскаяние и молитва во время поста всегда должны сопровождаться размышлениями о собственной греховной жизни и, безусловно, должны идти рядом с воздержанностью от разнообразных забав и развлечений: хождений на танцы, в театры, к друзьям. Нужно стараться избегать чтения книг легкомысленного характера, прослушивания радостных музыкальных композиций, просмотра телевизионных программ с целью развлечения. Если все эти занятия манят христианина, то ему предстоит произвести над собой усилие, для того чтобы избавить от этого всего свою душу, хотя бы в постное время. Именно в этом суть поста. Таким образом, поститься нужно и душой, и телом, с радостью. Необходимо научиться объединять пост наружный с внутренним постом. Нужно изучить свою душу и исправить свои пороки.
Когда люди чистят свое тело посредством воздержания, они должны очищать и душу покаянием и молитвой, и тогда они смогут обрести добродетель и смирение, любовь и уважение к ближнему. Именно это и будет являться подлинным постом, угодным Богу, следовательно, спасающим душу человека. Когда в пост можно есть рыбу? Когда в пост едят рыбу? По общим правилам этот продукт разрешен в большие праздники, выпадающие на время поста. В Великий пост, посвященный воскресению Господа, можно употреблять рыбу на праздники Благовещения, Вербного воскресения вход Господний в Иерусалим , в Лазареву субботу. Когда в пост едят рыбу еще? Также этот продукт можно есть в те православные праздники, которые выпали на период поста.
Ведь, например, каждый год Великий пост приходится на разное время.
И три дня он не видел, и не ел, и не пил». Но придут дни, когда отнимут у них жениха, и тогда они будут поститься. Но молодое вино наливают в новые бурдюки, и тогда сохранится и то, и другое». Иисус хотел помочь ученикам Иоанна Крестителя понять, что не стоило ожидать, что его последователи будут придерживаться древних обычаев иудаизма, например, обычая соблюдать ритуальный пост. Иисус пришел не для того, чтобы «приставить заплату» и продлить жизнь старой, уже отслужившей свое и близкой к уничтожению системы поклонения. Не следовало подгонять христианство под иудаизм тех дней, с присущими ему человеческими преданиями.
Больные и пожилые люди тоже могут ослабить пост, заменяя телесные подвиги духовными: молитвой, чтением Священного Писания и духовной литературы, регулярным участием в богослужениях. Также ограничения в пище не могут выполнять люди, находящиеся на военной службе или в местах заключения. Выбор меню им попросту недоступен. Что можно есть в пост? Как поститься, когда в семье и на работе окружают неверующие? У православных хозяек обычно существует проверенное меню, чтобы пища радовала семью даже в пост. Если часть семьи не постится, рацион разделяют. В православных семьях с меленькими детьми родители стараются поститься в полной мере, а детей продолжают кормить молочными продуктами и рыбой. В некоторых семьях для детей ограничивают лакомства: вместо конфет во время поста они могут есть фрукты, пастилу или козинаки, чтобы тоже понести посильный подвиг. По мере взросления можно предлагать ребёнку более серьёзные ограничения. Православный человек привыкает жить под удивлёнными или косыми взглядами окружающих. Поэтому никто не боится смутить коллег по работе употреблением постной пищи. Даже в школьных или рабочих столовых вполне можно выбрать что-то подходящее: съесть винегрет вместо оливье или пирожок с капустой вместо беляша. Стоит ли заставлять себя поститься, потому что так надо, условные «все» постятся? Или это должно быть искреннее желание? Как не сделать этот важный период «искусственным»? Ведь многие люди думают, что получат некий дар от Господа, если будут поститься. Как быть честным с собой? Есть Христос и Церковь, с которыми мы сверяем все наши действия. Пост установлен Церковью, а значит это обязанность всякого, кто себя к Церкви причисляет. Нормально, если у нас нет жгучего желания поститься. Это значит, что есть, над чем работать.
Что происходит с организмом, когда вы соблюдаете пост: объясняет диетолог
Некоторые верующие ограничивают себя в интимной близости, хотя даже священнослужители признают, что это скорее обычай, чем правило, и все индивидуально речь идет о брачных отношениях — секс вне брака РПЦ рассматривает как грех. А вот отказаться от вредных привычек или хотя бы минимизировать их стоит. Реже курить, не сквернословить и по возможности вообще меньше разговаривать, ограничить употребление кофе, не так часто смотреть развлекательные передачи… К чему же такие строгие запреты и насколько важно их соблюдать? Духовное удовольствие На самом деле пост — прежде всего «духовное упражнение», «малая жертва Богу», пояснили на сайте Русской православной церкви.
Иными словами, верующие сознательно — и, что важно, с удовольствием! Например, вместо того чтобы съесть любимое блюдо или выкурить сигарету, идут в церковь. Вместо того чтобы посмотреть кино, поговорят по душам с родным человеком или в чем-то ему помогут.
Это значит, что нужно придерживаться такого поста, который будет духовно приятен. Нужно соизмерять свои силы и не поститься излишне усердно или, наоборот, совсем нестрого. В первом случае исполнение правил, которые нам не по силам, может принести вред и телу, и душе, во втором случае мы не достигнем нужного телесного и духовного напряжения», — пояснили в РПЦ.
Церковь и сама разумно подходит к ограничениям, связанным с Великим постом, и признает, что невозможно установить единый пост даже для монахов, духовенства и мирян. Миряне не обязаны строго следовать монастырскому уставу, особенно если у них есть хронические заболевания или если это дети и пожилые люди. А в этом году, например, РПЦ разрешила военнослужащим, участвующим в спецоперации, поститься по облегченной программе или вовсе не поститься, написал ТАСС.
РИА «Новости» Верующие перед постом часто просят у священнослужителей благословения на то, чтобы соблюдать ограничения не так строго.
Совершенно очевидно, что христианин должен всегда «трезвиться» и быть внимательным, предохраняя себя от греха и всего того, что может оскорблять Духа Святого. Если же он не в силах удержать себя, то, вероятно, это будет иметь место в равной степени как в обычные дни, так и в посту. Отсюда замена поста в пище на подобный «духовный» пост — это чаще всего самообман. Поэтому в тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания, христианин не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет, например: откажется от всяких развлечений, от сластей и лакомых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу, будет стараться, чтобы наиболее вкусная пища подавалась лишь по праздничным дням. Если же христианин по старческой немощи или по нездоровью не сможет отказаться от скоромной пищи, то следует хотя бы несколько ограничить ее в постные дни, например, не есть мясного — словом, в той или иной мере все же приобщиться к посту. Некоторые отказываются от поста из-за боязни ослабить свое здоровье, проявляя при этом болезненную мнительность и маловерие, и стремятся всегда обильно питать себя скоромной пищей для достижения хорошего здоровья и для поддержания «упитанности» тела.
И как часто они-то и страдают всякими заболеваниями желудка, кишечника, почек, зубов… Кроме проявления своего чувства покаяния и ненависти ко греху, пост имеет и другие стороны. Время поста — не случайные дни. Среда — это предание Спасителя — наивысший из моментов падения и позора человеческой души, идущей в лице Иуды предавать за 30 сребренников Сына Божия. Пятница — это терпение издевательств, мучительные страдания и крестная смерть Искупителя человечества. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путем воздержания? Великий пост — это путь Богочеловека к Голгофской жертве. Человеческая душа не имеет права, не смеет, если только она христианка, проходить равнодушно мимо этих величественных дней — знаменательных вех во времени.
Как она дерзнет потом — на Страшном суде стать одесную Господа, если она будет равнодушна к Его скорби, крови и страданиям в те дни, когда Вселенская Церковь — Земная и Небесная — вспоминает их. В чем должен состоять пост? Здесь нельзя дать общей меры. Она будет зависеть и от состояния здоровья, от возраста и условий жизни. Но здесь надо непременно задеть за живое свое плотоугодие и сластолюбие. В настоящее время — время ослабления и падения веры — нам кажутся недостижимыми те уставы о посте, которые в старину строго выполнялись благочестивыми русскими семьями. Вот, например, из чего состоит Великий пост по церковному уставу, обязательность которого распространялась в равной мере как на инока, так и на мирянина.
По этому уставу в Великий пост полагается: полное неядение в течение целого дня понедельника и вторника первой седмицы и пятницы Страстной седмицы. Лишь для более слабых возможно вкушение пищи во вторник вечером первой седмицы. Во все остальные дни Великого поста, кроме суббот и воскресений, полагается только сухоядение и лишь однажды в день — хлеб, овощи, горох — без масла и воды. Вареная пища с постным маслом полагается лишь в субботы и воскресенья. Вино разрешается только в дни церковных воспоминаний и при длинных службах например, в четверг на пятой седмице. Рыба — лишь в Благовещение Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье. Хотя такая мера нам и кажется чрезмерно суровой, она, однако, достижима для здорового организма.
Прежде всего надо обратить внимание на это», — отмечает он. В то же время те, кто ходит на службу, но ни в чем себе не отказывает во время застолья, тоже не особо наполняют смыслом время Великого поста. Но при этом каждый должен принимать решения по мере своих возможностей, сил и здоровья. Даже священнослужители и монахи в наше время по сравнению с древними допускают послабления. Но все-таки устав — это ориентир. Как на дороге есть правила: не выезжать на встречную полосу, так и здесь. И даже если есть какие-то запреты в эти дни, они призваны обеспечить духовную безопасность человека», — объясняет отец Пимен. Он объясняет, что такой подход в корне неправильный. Каждый должен поступать по своим жизненным обстоятельствам: вы сами либо понижаете, либо повышаете планку поста. Это как в спорте, но там, чтобы чего-то достичь, планку все-таки повышают.
Поэтому я с радостью общаюсь с людьми, которые каждый год стараются для себя повысить планку», — рассказывает отец Пимен. Одна их первостепенных задач поста, как говорит игумен, — работа над собой и отказ от привычных земных развлечений — не смотреть телевизор, а вместо этого прочитать молитву, отказаться от курения, если имеется такая привязанность. И в каждой ситуации у нас есть выбор: сделать или не сделать, помочь или отказать. Время Великого поста — это, как модно сейчас говорить, выход из зоны комфорта, подчеркнул отец Пимен. Кто-то его слишком романтизирует, думает, что сейчас наступят тишина и покой. Но нельзя забывать и о таком понятии, как искушение. На самом деле, искушений в жизни христианина всегда много, и его земной путь — это борьба. Поэтому время поста нужно быть готовыми провести в духовной борьбе, это период, когда не нужно расслабляться. Это время духовной бодрости, сосредоточения и отражения всех вражеских нападок. В существовании этих злых сил мы не сомневаемся, они, конечно, тоже не дремлют и подталкивают к нехорошим мыслям, словам и поступкам», — рассказал отец Пимен.
В то же время, если вдруг человек поддался на какой-либо соблазн, впадать в уныние ни в коем случае не нужно, так же как и прерывать пост, советует он.
Однако на послабления обязательно следует просить благословения священника. Разрешается не поститься воинам и путешествующим не в отпуск , то есть тем, кому нужны силы для выполнения долга. Это не рыба, а значит, такие продукты вполне позволительны. Мирянам дважды в пост можно выпить по рюмке вина — в Лазареву субботу и Вербное воскресенье. Монахи такой возможности лишены.
Впрочем, в погоне за "постной диетой" стоит помнить изречение Серафима Саровского, который так ответил на вопрос, чего нельзя есть в пост: "Людей не ешьте! Чтобы отбить специфический вкус, в него добавляют клубнику. Что можно и чего нельзя делать в Великий пост В пост следует обязательно ходить в храм, исповедаться и причащаться. Стоит помнить больше о Боге, чем о еде. Веганы не едят мясо, но ближе к Богу не становятся. Надо помириться со всеми, с кем поссорились.
Если есть силы и время, можно заняться благотворительностью, делать добрые дела. Кружка горячего кофе для бездомного и долгожданный подарок для вашей бабушки одинаково ценны. Великий пост — прекрасное время, чтобы распрощаться с дурными зависимостями: табаком и выпивкой. Нельзя ссориться, если часто злитесь, следует просить Бога помочь вам преодолеть злобу. Нельзя осуждать, обсуждать и завидовать. К другому человеку следует применять такое правило: если можешь — помоги, не можешь помочь — помолись за него, не можешь помолиться — подумай о нём хорошо.
Как пост влияет на мозг? Через 72 часа начинают вырабатываться новые иммунные клетки
В Шариате же выражения «ас-савм» и «ас-сыям» обозначают воздержание от всего, что нарушает пост, в промежутке времени от наступления утренней молитвы до захода солнца, намерившись держать пост. Невозможность держать пост, т.е. жертвовать, свидетельствует о том, что внутренне мы отвернулись от Бога и начали прирастать к этому миру. Великий пост установлен в воспоминание сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне и длится (в соединении со Страстной седмицей) 7 недель. Священник Александр Востродымов рассказал, как следование посту позволяет усилить работу над собой и взять под контроль свои желания. Иоанн Кассиан Римлянин: «Если, постясь только телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души»; «Воздерживаясь от страстей во время поста.
Достоинство и польза Поста
К противопоказаниям для соблюдения поста относятся заболевания желудочно-кишечного тракта, гастрит, холецистит, панкреатит, энтерит и многие другие заболевания. Пост, поститься [евр. цум, «затягивать (внутренности)»] — добровольное воздержание от пищи на определённое время. 18 марта начнется Великий пост. Он считается самым строгим многодневным постом года и продолжится вплоть до Пасхи (5 мая). В любом случае пост – это добровольное сознательное самоограничение, так что поститься нужно начинать с сознательного возраста.
Значение слова "пост" в словаре
- Календарь Великого поста 2024
- Кому поститься можно, а кому вообще не стоит? Разбираемся в нюансах
- В чем суть поста: в христианстве, исламе, буддизме, в медицине
- Что такое пост: описание и зачем нужен, как правильно держать, что можно и нельзя
- «Поводов для работы над собой у нас очень много»
Что такое пост и для чего он нужен
К примеру, если постящийся забыл, что соблюдает пост, и прочистит ушные каналы ватными палочками, пост не нарушается, так же, как он не нарушается, если выпить или съесть что-нибудь по забывчивости. Длительность таких периодов воздержания разная – поститься предлагается много дней (Великий, Петров, Рождественский, Успенский пост) или один день. Перед тем, как держать строгий пост, важно настроиться психологически, так как это нелегкое испытание длиною в 40 дней. О том, как правильно поститься, чем пост отличается от вегетарианства – в материале TV Губернии. публикует материалы "Русской службы BBC News" Что происходит с организмом, когда вы поститесь. Пост заключается в том, чтобы держать свои мысли в русле заповедей Бога, который желает нам только блага и больше ничего.
Пост. Средство обновления души
Он наступает за семь недель до праздника и длится 48 дней. Великий пост делится на две части. Первые шесть недель называются Святой Четыредесятницей, они посвящены памяти о сорока днях Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения и где постился и молился. В последнюю неделю — Страстную Седмицу — вспоминают последние дни земной жизни Сына Божьего. Под полный запрет подпадает мясо, а также колбасные изделия, молоко, сыр, яйца, сливочное масло, сметана, творог, сдобный хлеб и выпечка. Под частичным запретом — растительное масло и рыба.
И не войдет через эти вратаникто, кроме них. А когда они войдут, эти врата будут закрыты, и больше никто не войдет через них» [10]. Пост будет заступником в Судный День. Скажет пост: «О мой Господь! Я мешал ему есть и мешал его страстям. Прими мое заступничество! По этой причине постящийся должен много молить Всевышнего Аллаха о счастье и спасении как в мирской жизни, так и Следующей. Существует шесть видов поста: 1. Обязательный фард пост— это пост в месяц Рамадан, а также возмещение када пропущенного поста в месяц Рамадан и пост-искупление каффарат. Необходимый ваджиб пост — это пост по обету назр и возмещение када нарушенного добровольного нафиль поста. Желательный сунна пост — это, например, пост в 9 и 10 день месяца Мухаррам или 10 и 11 день этого же месяца. Добровольный мустахаб пост. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самый похвальный пост — это пост, который соблюдал пророк Дауд мир ему. Дауд мир ему один день постился, а другой день не постился». Абдуллах ибн Умар сказал: «Я могу держать еще больше». На что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Больше этого нет»» [14]. К этому же виду относится пост 13-го, 14-го и 15-го числа каждого месяца мусульманского календаря, понедельник и четверг каждой недели, шесть дней в месяце Шавваль после Рамадана, первые 10 дней месяца Зуль-хиджа, а также пост в месяце Шаабан. Нежелательный танзихан-макрух пост — это, например, соблюдение поста только 10-го числа месяца Мухаррам один день, пост только в пятницу или только в субботу, или только в воскресение можно держать четверг и пятницу, или пятницу и субботу, или же субботу и воскресение. Крайне порицаемый тахриман-макрух пост — это пост в день праздника Ураза-байрам и в четыре дня праздника Курбан-байрам, а также соблюдение поста 2-3 дня без разговения. Принимать пищу во время поста желательно не вечером, а именно накануне первых признаков рассвета, так как вознаграждение саваб в этом случае будет больше. В Священном Коране говорится: «Ешьте, пейте, пока не станете отличать белую нить от черной на рассвете. А после поститесь до ночи [до захода солнца]» [15]. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Совершайте утренний прием пищи сухур и, таким образом, укрепляйте себя для соблюдения поста. Спите днем - это поможет встать ночью для совершения намаза-тахаджуд» [16]. Вечернее разговение ифтар приносит несравненную радость и награду постящемуся, который провел весь свой день в поклонении, соблюдая пост ради Всевышнего Аллаха. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «У постящегося мусульманина есть две радости: одна — во время совершения разговения ифтар , другая настанет тогда, когда он предстанет перед Аллахом» [19]. При этом ни во время утреннего приема пищи сухур , ни во время вечернего разговения ифтар не следует переедать. Мусульманские ученые говорили: «Кто остается относительно голодным в разрешенные для приема пищи часы Рамадана, тот становится защищенным от зла Сатаны шайтана в течение всего года до следующего Рамадана». Это повеление Всевышнего Аллаха. Ребенку, который не достиг совершеннолетия, соблюдение поста не обязательно. Вместе с тем, приучать к посту его лучше с детства, при этом делать это следует так, чтобы не препятствовать полноценному физическому развитию ребенка. Женщины в дни менструации хайд и послеродового кровотечения нифас не соблюдают пост, но после их завершения восполняют када каждый пропущенный день поста. Не соблюдать пост в месяц Рамадан или прервать его разрешается по следующим причинам: 1.
Слышал, что один священник говорил применительно к такого рода обстоятельствам: «Пейте, ешьте, только друг друга не ешьте». Это, на мой взгляд, означает, что терпимость к людям и доброта выше воздержания от еды. Прав ли я? И что Вы мне посоветуете в данной ситуации? И последний вопрос. Дело в том, что у нас на работе в дни поста планируется так называемая корпоративная вечеринка с поздравлениями, праздничным столом и т. Не пойти, наверное, не получится, так как в этой компании я работаю недавно и не хочу вызывать раздражение и излишние вопросы у коллег. Можно ли на один день прервать пост и выпить немного вина, съесть немного скоромной пищи, чтобы не вводить коллег в смущение и не вызывать лишних вопросов? В наше время, когда пища крайне нездоровая хотя и весьма разнообразная , для очень многих людей употребление постом растительного масла просто необходимо, тем более, что сейчас здоровый человек — редкость. Поэтому в большинстве случаев верующие просто берут благословение у своего духовника на употребление постом растительного масла. Что касается майонеза и, тем более, безалкогольного пива, то на время поста в отношении этих продуктов не так трудно поупражняться в воздержании. Относительно второго Вашего вопроса. Действительно, Вы правы, самое главное — это доброта. И весь аскетизм, то есть духовно-телесный настрой христианина, должен иметь своей целью возделывание этой добродетели. Об этом говорит апостол Павел в самом начале известного «гимна любви»: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий» 1 Кор. Поэтому совет здесь может быть только один, в общем-то «стандартный»: сие надлежит делать и того не оставлять ср. То есть бороться со своей раздражительностью и рассеянностью, в том числе, взяв «на вооружение» ограничение в пище, когда быстрее выявляются страсти для борьбы с ними. Что касается ослабления внимания в профессиональной деятельности, то надо разумно относиться к своему рациону и потреблять больше витаминов, к счастью, они содержатся как раз в продуктах растительного происхождения, а значит, заведомо постных. И, наконец, ответ на Ваш последний вопрос.
И часто получается, что сначала постящийся изменений в своем состоянии не наблюдает, а потом начинает испытывать дефицит в пищевых веществах. Человеку нужны 22 аминокислоты, из которых 8 относятся к незаменимым - и они в основном содержатся в животных продуктах. Некоторые есть в растительных, но усваиваются они значительнее тяжелее, поэтому, чтобы получить их, необходимо правильно готовить продукты, так, чтобы сохранить полноценность по пищевым белкам. Например, использовать легкое отваривание, до состояния аль денте; варить без соли, на пару. И еще имеет значение порция — глупо рассчитывать получить больше белка из большей порции; не нужно наедаться овощами впрок. Я, как диетолог, считаю такое экстремальное погружение в пост неправильным. Разумнее всего придерживаться определенных принципов в питании постоянно. Можно ограничить себя в жирных продуктах, сладких - это полезно для организма, и не только в пост. Ну и, разумеется, надо учитывать состояние своего здоровья. Есть люди с сахарным диабетом, с гипертонической болезнью. Если у вас нестабильное давление, при резком изменении питания могут быть проблемы, вплоть до гипертонических кризов. Любое стрессовое состояние сопровождается повышением гормона кортизола, что, в свою очередь, ведет к повышению артериального давления, росту тревожности, нарушению сна, повышенной возбудимости... Или, например, пациент, который принимает сахароснижающие лекарства вдруг переходит на вегетарианство: не факт, что в этой ситуации лекарств ему будет достаточно, ведь инсулин вырабатывается из животного белка. Поэтому колоссальный гормональный сбой в организме будет однозначно. Для них даже церковь делает послабления.
Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле
— Пост — это определенный период, который у нас обычно выпадает почему-то на весну, то есть на не самое благоприятное для диетических ограничений время. > Пост > Что такое пост, как правильно соблюдать его традиции. А к добровольным относится посты, которые держал наш пророк и советовал нам держать. Иоанн Кассиан Римлянин: «Если, постясь только телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души»; «Воздерживаясь от страстей во время поста. Великий пост установлен в воспоминание сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне и длится (в соединении со Страстной седмицей) 7 недель. В пост мы буквально обуздываем свою плоть, приобретаем свободу, становимся рассудительнее, чище, сильнее.
Значение слова "пост" в словаре
- Великий пост в 2024: даты, суть, что можно и нельзя, молитвы - Российская газета
- Что нельзя делать во время Великого поста?
- О христианском посте: что такое пост, когда начинаются и как соблюдать посты
- Какого числа Великий пост в 2024 году
- Великий пост в 2024 году: когда начинается и заканчивается, смысл и как правильно поститься
- Какого числа Великий пост в 2024 году