Александр Архангельский стал известен сначала как яркий публицист, а затем как талантливый автор и ведущий телевизионных проектов. Александр Архангельский, писатель, публицист, литератор и философ – гость нового выпуска шоу GlumOFF. В актовом зале Духовных школ на Неве прозвучали исторические записи смешанного, женского и мужского хоров, под управлением самого Александра Архангельского, вечер сопровождался. Также в интервью Александра Архангельского: удалось ли что-то изменить за период «свободного образования», зачем в России отменяют русскую культуру и может ли победить.
Александр Архангельский покинул ВШЭ
Известный российский литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель и просветитель Александр Архангельский объявил об уходе с поста профессора Факультета. Александр Архангельский. РИФМЫ. Свято Место Как с именем бога на устах сегодняшняя власть разрушает церковь, освобожденную атеистами в перестройку. Архангельский Александр слушать лучшее онлайн бесплатно в хорошем качестве на Яндекс Музыке. Почему родителям не надо переживать из-за школы, «Правмиру» рассказал Александр Архангельский, отец четверых детей, писатель и профессор НИУ ВШЭ. Александр Архангельский — литературовед, телеведущий, писатель, бывший профессор Высшей школы экономики — о том, что сейчас происходит с российской культурой.
Александр Архангельский: «Позиция России вызывает в Армении обиду»
Критик и телеведущий Александр Архангельский сообщил 14 ноября, что Минкультуры России отозвало прокатное удостоверение у документального фильма "Голод", посвященного. — Александр Николаевич, может быть, вы просто не считаете свою личную историю такой уж значительной в масштабах страны? О детстве в Сокольниках, жизни на Старом Арбате, великих современниках и бюрократической чистоте нынешней Москвы. Я родился В Сокольниках, в старом и при этом окраинном районе. Александр Архангельский. Поделиться ссылкой на страницу Френдли-автора можно с помощью QR-кода. Писатель и журналист Александр Архангельский рассказал Ольге Ермаковой о своем понимании текста и рукописи, о том, почему вопрос об авторстве «Тихого Дона» остается.
Архангельский Александр
Александр Архангельский: биография, творчество, личная жизнь и фото | Лекторий «Прямая речь» представляет: Александр Архангельский. |
Архангельский Александр - NEW INTERVIEW | Александр Архангельский, один из самых талантливых критиков своего поколения, написал о том, что случилось на земле в год его рождения – 1962-й. |
Александр Архангельский расскажет, куда попрятались утопии
Она достойный человек. Все, что пишет ее дочь Анна Ковалева - правда. Маме были нанесены тяжелейшие травмы, которые сделали ее инвалидом. Уже больше года моя семья борется за ее жизнь и за то, чтобы восстановить, насколько это возможно, ее здоровье. Теперь ей предстоит пройти через еще несколько операций — по эндопротезированию, так как в результате аварии у нее оказался уничтожен локтевой сустав. Однако до операции маме необходима реабилитация в специальном центре, поскольку она полностью утратила способность ходить, и, если сейчас не восстановить это, то потом она уже восстановиться и ходить никогда не сможет. Мама находится в спеццентре уже полгода, и лечение принесло свои результаты: она снова делает свои первые шаги. Но позитивная динамика пока неустойчива, не говоря уже о других сложностях.
Недавно врачи в центре признались, что, когда ее привезли, они были уверены, что мама уже не встанет, и они ничего не смогут для нее сделать. Теперь она стала знаменитостью в центре.
Я могу сказать, что врут они не очень талантливо, потому что, когда отзывали прокатное удостоверение, в качестве причины в приказе заместителя министра культуры было указано, что фильм содержит сведения, распространение которых запрещено на территории РФ. Но мы опирались исключительно на архивные документы и на опубликованные книги, ничего секретного в них нет.
Так что это липовая претензия. Когда журналисты изумились и начали обращаться с запросами в Министерство культуры — как же так? Напомню: первый раз фильм был показан на экране вечером 30 октября 2022 года в Екатеринбурге, а 1 ноября в Москве вышел приказ, отзывающий прокатное удостоверение. Вопрос: когда успели многочисленные граждане написать возмущённые письма в Министерство культуры?
Но я без всяких обид. Что сделало Министерство культуры? Оно только прорекламировало фильм. Благодаря его решению о существовании фильма узнало огромное количество людей, и те миллионные просмотры, которые у нас есть в Ютубе — это во многом заслуга Министерства культуры, оно выступило как наше пиар-агентство, спасибо ему большое.
Я почти не иронизирую. То есть тема ее романа перекликается с лейтмотивом вашего фильма. Почему вы не объединили свои усилия? Мы снимали документальное кино.
И поскольку мы рассказываем о событиях, а не о том, как жила память после этих событий, нам объединить усилия невозможно — слишком разные перед нами стояли задачи. Гузель нам очень помогла. Когда мы начали собирать средства, она среди многих других известных людей записала обращение к тем согражданам, кто участвовал в сборе средств. Эта поддержка была очень значимой для нас.
Кроме того, надо понимать, что Гузель как очень умный писатель сознательно вынесла действие своего романа из 1921—22 годов в 1923-й, когда уже заканчивался голод. У неё роман о том, как один из последних эшелонов это условный художественный приём идёт в Самарканд, и понятное дело, что она находится в диалоге с Александром Неверовым, автором книги «Ташкент — город хлебный», и со многими другими произведениями русской и советской литературы. И этот условный формат позволяет ей освободиться от давления фактов. Её некоторые историки ругали за то, что она вольно обращается с фактами, но с тем же успехом ругали современники Льва Толстого за «Войну и мир», потому что, по их мнению, «всё было не так».
Ну и что? Лев Николаевич писал роман, а не документальную книгу. Нам, если мы в чём-то ошибаемся, такие претензии предъявлять можно, поскольку у нас в фильме говорят не писатели, не публицисты, а историки. Они могут потерять связь с российским читателем?
Это отразится на их творчестве или нет? Зато возникнут новые формы взаимодействия. В каком-то смысле повезло израильским и европейским издателям, работающим с русскоязычными авторами. И этот процесс «тамиздата» будет нарастать.
Если здесь будут запрещать тиражи неугодных авторов, то авторы найдут куда отдать свои книжки. Бунин получил Нобелевскую премию, живя во Франции. Набоков стал англоязычным писателем. Разные были стратегии.
Как поэт и как эссеист Владислав Ходасевич состоялся уже в России, а как регулярный критик — благодаря эмиграции. Некоторые по-настоящему начали свою литературную карьеру за рубежом — как, например, Михаил Осоргин.
Член Академии Российского телевидения с 2007 года. Входил в состав Совета по культуре и искусству при Президенте РФ 2012-2018 , член президиума Совета 2012-2016. Профессор факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики. Председатель ассоциации «Свободное слово» с 2017. Выдвигался на соискание премии «ТЭФИ-2007» в этой же номинации, но в число финалистов не вошел. Общественно-политическая позиция Александра Архангельского В марте 2020 года подписал обращение против принятия поправок к Конституции РФ, предложенных президентом В. В сентябре 2020 года подписал письмо в поддержку протестных акций в Белоруссии.
Личная жизнь Александра Архангельского: В первом браке родился сын Тимофей 1987 г. Вторая жена - журналистка Мария Божович. Во втором браке родились дочь Софья 1999 г. Фильмография Александра Архангельского документальные : 2004-2010 - «Фабрика памяти: библиотеки мира» 2010 - «Отдел» 8 серий 2011 - «Интеллигент. Виссарион Белинский» 4 серии 2012 - «Изгнанник. Александр Герцен».
Это не колоссальные, но приличные деньги для съемок документального кино. Можно себе позволить долго работать. Фильм вышел только что. Пока его в интернете нет, но мы с одной из YouTube-платформ договорились, что до конца 2022 года в России его увидят.
За границей английская версия будет управляться не нами, мы отдали права на управление. Что говорят люди? О чем спрашивают? Как принимают фильм? Бывает, что люди в ступоре. Хотя мы снимали фильм, стараясь оставлять пространство надежды, воздуха. Мы все время подчеркиваем: да, погибло 5,5 миллионов человек, это ужасно, мы рассказываем, как это случилось. Но 10,5—11 миллионов были спасены. Там разные данные, но я называю порядок цифр. И давайте помнить о том, что люди были спасены.
Да, это ужасный опыт, но это опыт солидарности поверх границ. Иногда люди впадают в ступор, потому что мы же не можем не показывать эти страшные кадры. Мы не акцентируем на них внимание, не выжимаем слезу, но показываем. И людоедов показываем, и останки показываем, и трупы заброшенные у могил, в гору сложенные, как в кадрах немецких военных хроник. Самые страшные кадры мы старались не включать, и самые страшные документы пересказывать, а не цитировать. А иногда люди все-таки говорят, что да, страшно, но надежда остается. Мы показывали «Голод» в одной из школ. Учителя разговаривали с учениками, раскрывая эту тему до того, как мы посмотрим фильм. И у детей были очень здоровые и яркие реакции, и вопросы были замечательные. И разговор был очень душевный.
Мы можем показывать фильм «Голод» в музеях прежде всего, в силу особенностей нашего законодательства. И музей должен быть готов. Но пока позволяют, мы будем показывать и разговаривать. Хотя что там можно запретить, я не очень понимаю. Эксперименты в российском образовании — У вас сейчас выходит подкаст на «Арзамасе» про историю образования в России. Я понимаю, что вы изучили огромный этап очень детально. Можем ли мы поговорить о том, что было сделано хорошо и правильно в российском образовании? Когда при Петре I люди инициативные боролись за образовательную сферу как сферу статуса доходов. Это были авантюристы и прожектеры, об этом Игорь Федюкин написал замечательную книжку историк Игорь Федюкин написал книгу «Прожектеры. Яркие эксперименты — постсоветские.
С одной стороны — монументальная, железобетонная, неподвижная, мертвая школа. С чудовищными учебниками, особенно по гуманитарным дисциплинам. С другой стороны — вокруг советского, монолитного школьного образования выстроена вариативная сеть Дворцов пионеров, которые есть в большинстве городов. В школу дети шли по месту прописки, друзей там они не выбирали, их навязывал район. А во Дворце пионеров они встречали тех, кто выбрал их путь, их интерес, с которыми можно общаться неформально. И программа не железобетонная, а вариативная, вольная. Я сам выпускник Московского городского дворца пионеров. И мы читали, слушали, обсуждали, ругались. Пластинку Тухманова «На волнах моей памяти» с прекрасными стихами, взятыми за основу для современных песен. Поздняя советская власть была довольно странная.
Она, с одной стороны, начала афганскую войну. А с другой — верила в какие-то слова и вдруг открывала форточку, если находились нужные. Было найдено слово «педагог-новатор». И в этой железобетонной, тотально контролируемой, простреливаемой насквозь системе вдруг появились люди, которым власть позволяла ставить педагогические эксперименты. Все знают имя Сухомлинского Василий Сухомлинский 1918—1970 — знаменитый советский педагог-гуманист, новатор в образовании. Помимо этого — [Игорь] Иванов, Шалва Амонашвили. Я сейчас не буду перечислять имена этих учителей. Они приобретают всесоюзную известность. И вдруг оказывается, что педагогика и сотрудничество, педагогика гуманизации, педагогика вариативности, педагогика свободы в замкнутом советском пространстве сформировалась. Учителя-новаторы принимают Манифест педагогики и сотрудничества.
И она вдруг оказывается ключом к будущему успеху. Но ведь она сформировалась в самые застойные, безнадежные, бесперспективные годы. Пока гуманитарная интеллигенция сидела по кухням и обсуждала, как все плохо, педагоги, поскольку они так устроены — могут реализоваться только в школе — собирали другую платформу. И эта платформа была предъявлена. На излете завершающегося периода истории формировалось будущее. И это, конечно, колоссальное достижение. Создали новый университет. Если бы не было подготовки внутренней, за такие короткие сроки ничего бы не возникло. Никакие деньги — а их все равно не было — не помогли бы. И дальше началось бюрократическое опутывание.
Хотя были яркие взлеты. Например, депутат-коммунист Филиппов вдруг стал очень хорошим министром образования. Он поднялся над идеологией, практикой своей партии. Сейчас он ректор РУДН. Но мне кажется, что его масштаб шире, чем ректорский. Но теперь про плохое. Советская, русская, постсоветская система образования подчинялись закону маятника. Реформы — контрреформы — реформы — контрреформы. При этом маятник шел широко, сносил все фигуры, которые стояли на доске перед ним. А развитие предполагает не снос консервативного либеральным, не снос либерального консервативным, а развитие.
Как река. Знаете, бывают ленивые реки — они петляют. Огибают препятствия и движутся, а вода-то идет. Идея не рушится. А у нас реформы — контрреформы, прогресс — регресс. Сейчас — очевидный процесс регресса. А ведь мир никогда не стоит на месте. Рано или поздно придут прогрессисты к власти. Парадокс заключается в том, что пришел бы я, не дай Бог, в педагогическое образование после того периода, который мы переживаем сейчас, снес бы… Невозможно, это не реформируемо — то, что происходит. Как быть?
Здесь и сейчас в неблагополучных, неприятных условиях формировать будущее с тем, чтобы прийти с готовым, наработанным материалом. Как пришли педагоги сотрудничества в 1986 году. А из программных решений новой педагогической власти я не знаю, что оставлять. Что можно оставить? Железобетонный список литературы, который надо изучать в одинаковых классах по всей стране? Это маразм. Я просто не знаю некоторых дисциплин. Там не надо ничего менять. Может быть, с математикой все хорошо. Но с литературой, историей — катастрофа.
Школы с сильной математикой не идут только по основному учебнику. Всегда есть много листочков, дополнительных задач. В каких-то школах — только листочки. Родители все это узнают перед первым классом. Есть математические олимпиады, их очень много. То есть математический трек понятен. Это та или иная группа, в которую ты можешь вписать ребенка. То есть все с ног на голову… — В математике много сделали в последние годы. Наработки их настолько сильны и настолько управленчески крепки, что разгромить их не удается. Фото: Анна Данилова — И это не про мировоззрение.
Математики всегда были сильны, помимо самого предмета, самоорганизацией и солидарностью. Иван Ященко, который много делал для математически одаренных детей и их развития. Академик [Алексей] Семенов, который предлагал математику объявить национальной идеей. И много чего сделал для цифровизации, в том числе и гуманитарной, но прежде всего математической модели. Физики ярко работают в современной школе, не только на физическом материале, но и за пределами своей дисциплины. Например, Александр Адамский, институт образовательной политики «Эврика» — это физик, и физики за ним стоят очень мощные и крупные, крепкие. А с гуманитарными не складывается, потому что бесконечная борьба концептов… — Меня сейчас математики, наверное, не поддержат. Там сложные задачи. А все гуманитарные дисциплины — история, философия, литература — это уже во многом про трактовки, про взгляды. Нельзя сказать, консервативная у нас математическая программа или либеральная.
Либеральная вряд ли. Просто математика не про идеологию, к счастью. А консервативная или прогрессивная — вполне себе. Консервативная программа учит тебя двигаться к готовому предусмотренному ответу. А прогрессивная учит искать. И, может быть, находить решение лучше, чем у учителя. И точно так же гуманитарные дисциплины учат не трактовкам, а тому, что итоговых ответов не бывает. Есть ядро смысла, до которого можно докопаться. Но периферия абсолютно открыта. И ты никогда не можешь сказать, когда произведение закончилось.
Я приведу мой любимый пример. Александр Пушкин, «Борис Годунов». Пьеса заканчивается в рукописи 1825 года: «Слава царю Димитрию Иоанновичу». А в издании 1831-го заканчивается словами: «Народ безмолвствует». Это два произведения. В одном есть все народные сцены, но народ приветствует нового царя. В другом не все народные сцены, но народ безмолвствует — то есть в нем пробуждается нравственное чувство. И какой текст выбрать? Рукописи, где это переделано, нет. Есть последнее и первое издание.
Это два разных по идеологии, по оценкам, по развороту произведения. Народ неизменен, и всегда будет такой. Народ изменчив, и будет иным. Которое выбираем?
Александр Архангельский: «Позиция России вызывает в Армении обиду»
Александр Архангельский отметил, что слова, обозначающие периоды, как правило, связаны с литературой и кино. Александр Архангельский родился 27 апреля 1962 года в Москве. Александр Архангельский — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Известный российский писатель, журналист и телеведущий Александр Архангельский вместе с режиссером Татьяной Сорокиной готовится к съемкам нового документального фильма в.
Александр Архангельский: биография, личная жизнь, жены, премии и политические скандалы
О загадке императора Александра рассказывает в своей книге известный писатель и публицист Александр Архангельский. В Архангельске побывал с рабочим визитом бывший председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин. Лекция Александра Архангельского «Как родилась великая русская литература». Сначала, как сообщали в РИА Новости, доллар поднялся выше 99 рубля, а евро — выше 109. Александр Архангельский – коренной москвич, осчастлививший родителей своим появлением 27 апреля 1962. Александр Архангельский: Это заблуждение, что рублем государство поддерживает творца.
Архангельский Александр
В начале девяностых стажировался в Бременском университете и Свободном университете Берлина. С 2006 года стал преподавать в Высшей школы экономики, с 2017 по 2023 был профессором этого университета. Александр Архангельский провел бесчисленное количество лекций на тему русской литературы в разных городах России и за рубежом. Его статьи печатали не только в России. Они были переведены на финский, немецкий, английский, французский языки. Ведет колонку в журнале «Профиль» и газете «Известия». Некоторые материалы публиковал под псевдонимами «Ангелина Архипова» и «Архип Ангелеевич».
Во-вторых, почему твои действия должны зависеть от раскладов и прогнозов? Ты живешь здесь и сейчас.
Обстоятельства могут благоприятствовать, а могут и мешать. Но человек — не производное от обстоятельств, он производен от своих действий, слов, мыслей. Обстоятельства меняются.
Личная страница Архангельского на сайте ВШЭ сейчас недоступна. Согласно ее кешированной копии, он начал сотрудничать с вузом в 2006 году, а три года спустя стал ординарным профессором.
В 2011—2018 годах его признавали лучшим преподавателем, в 2013-м он получил благодарность ВШЭ.
Наработки их настолько сильны и настолько управленчески крепки, что разгромить их не удается. Фото: Анна Данилова — И это не про мировоззрение.
Математики всегда были сильны, помимо самого предмета, самоорганизацией и солидарностью. Иван Ященко, который много делал для математически одаренных детей и их развития. Академик [Алексей] Семенов, который предлагал математику объявить национальной идеей.
И много чего сделал для цифровизации, в том числе и гуманитарной, но прежде всего математической модели. Физики ярко работают в современной школе, не только на физическом материале, но и за пределами своей дисциплины. Например, Александр Адамский, институт образовательной политики «Эврика» — это физик, и физики за ним стоят очень мощные и крупные, крепкие.
А с гуманитарными не складывается, потому что бесконечная борьба концептов… — Меня сейчас математики, наверное, не поддержат. Там сложные задачи. А все гуманитарные дисциплины — история, философия, литература — это уже во многом про трактовки, про взгляды.
Нельзя сказать, консервативная у нас математическая программа или либеральная. Либеральная вряд ли. Просто математика не про идеологию, к счастью.
А консервативная или прогрессивная — вполне себе. Консервативная программа учит тебя двигаться к готовому предусмотренному ответу. А прогрессивная учит искать.
И, может быть, находить решение лучше, чем у учителя. И точно так же гуманитарные дисциплины учат не трактовкам, а тому, что итоговых ответов не бывает. Есть ядро смысла, до которого можно докопаться.
Но периферия абсолютно открыта. И ты никогда не можешь сказать, когда произведение закончилось. Я приведу мой любимый пример.
Александр Пушкин, «Борис Годунов». Пьеса заканчивается в рукописи 1825 года: «Слава царю Димитрию Иоанновичу». А в издании 1831-го заканчивается словами: «Народ безмолвствует».
Это два произведения. В одном есть все народные сцены, но народ приветствует нового царя. В другом не все народные сцены, но народ безмолвствует — то есть в нем пробуждается нравственное чувство.
И какой текст выбрать? Рукописи, где это переделано, нет. Есть последнее и первое издание.
Это два разных по идеологии, по оценкам, по развороту произведения. Народ неизменен, и всегда будет такой. Народ изменчив, и будет иным.
Которое выбираем? Мы выбираем оба. Студентам и школьникам я часто показываю одну известную картину Ильи Репина.
И делаю ее в двух вариантах, абсолютно одинаковых. И спрашиваю: «Это одно произведение или два? Я отвечаю: «Правда».
На ответ: «Два», — говорю: «Тоже правда». После смерти Репина ее назвали «Отказ от исповеди». Как только ты называешь картину «Перед исповедью», композиционно ее центр — крест, протянутый священником — простеньким, но не злобным, совершенно ясно, что добродушным, — заключенному, в лице которого проступает смятение, разочарование, надежда, смесь чувств.
Но точно не презрение. Как только ты называешь это «Отказ от исповеди», в центре композиции оказывается черный провал между крестом и лицом. В лице проступает ненависть, презрение, потому что разве может этот священник понять глубокого юношу, видимо, революционного борца?
Ты поменял только название! Или, например, замечательная картина Яна Вермеера «Девушка с письмом». Девушка стоит у окна, читает письмо.
Эта картина про разлуку, про чувства, скорее всего, это муж пишет письмо, он уехал либо на войну, либо по торговым делам, они когда-нибудь встретятся. Такая сдержанная картина. Ее расчистили в пандемию, в 2021 году.
И оказалось, что на полотне замазан амур, протягивающий пухлую ручку к завесе, чтобы ее поскорее задернуть. И понятно, что это картина про предстоящее любовное свидание. Ян Вермеер, «Девушка, читающая письмо у открытого окна» 1657—1659 до и после реставрации Что мы будем делать в итоге?
Ну, с Репиным ладно — вернемся к его названию. А в случае с Вермеером мы оставляем обе версии картины, потому что одна осталась навсегда с человечеством. А другая — то, что задумано автором.
И они теперь будут жить рядом. Мы умножаем содержание, а не сокращаем его. Школа в литературе и мировой художественной культуре должна учить тому, что нет итоговых ответов.
И это счастье. А история должна учить тому, что есть события и позиции. И есть такая позиция, такая, такая — к какой ты присоединишься и почему.
Но она же превращена в идеологическую матрицу, эта история в несчастной нашей школе. Это — суррогат идеологии. И это менять придется.
Повторюсь, история на месте не стоит. Хотелось бы, чтобы маятник не снес все полезное, что есть в современной школе. А это живой опыт учителей.
Его трогать нельзя. Учителя давать в обиду не надо. Обычная сельская школа.
После нее бабушка как золотая медалистка поступила в МГУ на филологический факультет, на русское отделение. И была одной из лучших студенток. Всегда говорили: «Какая же светлая голова».
И очень хвалили. То есть она была одного уровня с теми, кто жил в Москве, учился у лучших учителей, уехавших из Ленинграда в эмиграцию. Между ними не было разрыва.
Это потому, что все в СССР было полностью унифицировано? Это главное условие. В каком году она закончила?
До ремесленного разворота послевоенного, на излете бесконтрольной вольницы, которая во время войны всегда возникает. Потом был сталинский период фабрично-заводской. И, конечно, никакого интеллектуального пиршества.
А потом хрущевский, когда началась НТР научно-техническая революция. Жизнь туда разворачивала. Я почему поинтересовался, в каком году закончила — от этого много что зависит.
Война — трагедия, но во время войны контроль за школой снижается. Не унификация, а дали развиться таланту. Она была хорошим редактором, хорошим филологом.
Школа либо стандартизирует, либо развивает индивидуальное дарование. И там, и там есть издержки. Потому что школа, вообще-то говоря, для всех.
Поэтому если она делает ставку на одаренных, возникает проблема — а что с остальными? Что этим-то делать? Нет хорошего ответа.
Поздняя советская система придумала модель спецшкол, в которых детям давали другого уровня языковое образование. Также были математические школы, например, 2-я московская. В любом другом городе можно найти свои примеры.
Не было единой советской модели. Если бы ваша бабушка училась в 1949—1953-м, кто знает, подготовили бы ее к университету или наоборот. Курсы, репетиторы и ты зеленого цвета.
Сейчас мы пришли к тому, что дети уже в четвертом классе зеленого цвета — они поступают в хорошую школу и потом претендуют на 10 бюджетных мест вместо 150. Это сложный путь. Мне кажется, конкуренция должна включаться в университете.
Через систему рейтингования, систему бюджетных льгот. И люди борются за место в рейтинге. И это правильно.
Если это начинается в школе, то не дай Бог. Школа вообще-то не для того, чтобы получить готовые компетенции. Школа для того, чтобы развить личность.
Это неприемлемая модель. В котором ты мог из деревни поступить в МГУ… — С 1941 по 1947 годы — да. С 1947-го… —…уже нет.
В 1953 году — нет. А потом опять — да. Нет никакой единой советской модели.
Фото: Анна Данилова — Каждый родитель хочет, чтобы дети могли просто спокойно учиться. Без гонки поступления в селективную школу, вне которой у тебя будет очень простая программа, не гарантирующая поступления. А потом так же спокойно учиться в вузе.
Как это сделано во многих европейских странах. Это страна, которая помнит о своем имперском прошлом. Но она понимает, что империей больше никогда не будет.
И хочет играть роль в мире на другом поле конкуренции. И да, французский университет, наверное, не самый сильный в мире. Но вопрос о справедливости поступления — вы рассылаете свою школьную документацию по разным университетам, берут всех.
А потом отсев. В университете, повторюсь, конкуренция — вещь нормальная. Она учит нас жесткой профессиональной жизни.
Но и солидарности учит, потому что мы друг другу помогаем в этой гонке прорваться сквозь барьеры. Что Александр Архангельский сказал бы выпускникам — Есть такой прекрасный жанр — обращение к выпускникам, речь, которая произносится во всех больших вузах. Важные слова, которые хочется сказать своим выпускникам, заканчивая их учить.
О чем сейчас вы бы хотели сказать тем студентам, тем молодым людям, которые выходят из вузов в жизнь? Не учатся у вас, но вас очень слушают? Не сгорите.
Во всех смыслах.