Новости зачем пост в православии нужен

В этом случае пост не должен быть поводом для раздоров, убеждён отец Игорь.

Пост. Средство обновления души

Великий пост 2024: что категорически нельзя делать. Существует ли свободная воля у человека, что лежит в ее основе, зачем она нужна, существует ли предопределение и как совместить собственную свободу воли и всемогущество Бога? Великий пост соблюдают и католики, и протестанты; но только в православии существуют достаточно строгие ограничения в питании и образе жизни на этот период.

Разбираемся, как длительный пост влияет на организм, вместе с экспертами.

  • История: как появилось понятие «пост»
  • Пост в православии: понимание для начинающих, объяснение, суть.
  • Великий пост в 2024 году: когда начинается и заканчивается, смысл и как правильно поститься
  • Читайте также

Почему в Церкви четыре поста?

Читайте также Хлеб: польза и вред для организма. Рецепты домашнего хлеба в духовке "В этом году у нас на страстные дни, то есть Дни страданий Спасителя, выпадают майские праздники с массовыми мероприятиями и гуляньями. Но для нас, православных, это время переживаний, время осознания, мыслей о своей жизни, о своей душе и так далее. И радость у нас в эти дни должна быть от ожидания Воскресения Господа. Если ты, православный человек, от поста не радуешься, то это явный признак нездоровой души", - говорит отец Алексий. Как правильно соблюдать Великий пост Пост - это время воздержания не только от еды. Церковная традиция предписывает постящимся максимально ограничить себя и в других потребностях.

Когда наступает время поста, он более мобилизованный, более сосредоточенный. Появляется время больше уделить внимание жизни внутренней, духовной, а не только внешней", - поясняет отец Алексий. Сергей Пятаков Направляет верующих в эти дни церковный устав. Также есть традиция читать больше Библию, Евангелие, Псалтырь, находить больше времени для домашней молитвы, чаще бывать на богослужениях. Строгие и обязательные предписания в основном распространяются только на монашествующих, но в мирской жизни каждый может сам определить посильную ему меру воздержания, говорят священники. Пост - это то время, когда человек сам себе говорит - я готов на время отказаться от того, что люблю больше всего.

Например, люблю сериалы смотреть, или спортивные соревнования, или с подругой часами по телефону разговаривать. Ну, откажись немножко, смотри хотя бы не каждый день. Не ссорься с детьми, с близкими, с коллегами, сдерживай себя", - поясняет отец Алексий. Что можно, а что нельзя есть в Великий пост? Ежедневный рацион питания также описан уставом. В зависимости от дня недели можно есть те или иные продукты.

Как правило, в субботу и воскресенье даются послабления. Подготовка к Великому посту начинается заранее, в церкви идут различные богослужения, настраивающие человека на будущее воздержание. Сергей Пятаков Читайте также Почти 500 мероприятий запланировано на Масленицу в Подмосковье "Это подготовительные недели поста, возбуждающие в человеке покаянные чувства, Мясопустная родительская суббота в этом году 9 марта , когда мы поминаем усопших, и конечно же Прощенное воскресенье 17 марта ", - поясняет батюшка.

Даже когда мы молчим, мозг работает, и мы не успеваем за нашими мыслями. А во время поста всё становится тише.

После того как мы подчинили свой желудок, мы подчиняем и мысли, потому что дух становится сильнее, когда мы его кормим. А для нашего духа чтение Слова Божьего и молитва — это пища. Если мы можем двадцать один день быть послушными Богу в отказе от еды, то Бог может доверить нам более сложное задание. Пост напоминает о главном. Что-то всегда борется за наше внимание и главенство в жизни.

Перед началом поста мы принимаем решение, что главным в нашей жизни будет Бог! Во время поста мы утверждаемся в этом решении, и оно остаётся с нами, когда пост уже окончен. И в этом стихе Иисус напоминает, чем мы будем жить. Главное — это Бог и общение с Ним. Кому Вы поклоняетесь?

Ведь поклоняемся мы тому, кому уделяем наше время и внимание. Что у нас в мыслях и на устах, то и в нашем сердце. Во время поста мы можем осознать, какие вещи в нашей жизни стали настолько важны, что не просто отвлекают нас от Бога, но занимают место, которое должно принадлежать только Ему. И вот тогда Бог начинает работать с нами. Когда мы постимся, приходит понимание, что именно является главным.

У нас меньше сил, поэтому приходится выбирать, на что их потратить. И в это время приходит откровение: не всё, что нам хотелось бы сделать, нам действительно стоит делать. Пост приближает нас к Богу. Наша цель — становиться совершенными во Христе Иисусе, то есть меняться, приближаясь к Нему. Ведь видение нашей церкви — «представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» см.

Колоссянам :28. Но меняться далеко не всегда легко и приятно. Во время 40-дневного поста Иисуса к Нему приходили искушения. Иногда нам кажется, что во время поста мы станем такими святыми, что дьявол не сможет до нас дотронуться. Но будьте готовы, входя в пост, что у Вас, как и у Христа, будут искушения.

Чем боролся с искушениями Иисус? Словом Божьим. Во время поста читайте Слово ещё больше.

Это будет началом постоянного обращения к Богу. В молитве особенно важно внимание. По мысли святителя Игнатия Брянчанинова , с одной стороны, человек должен всеми силами сам сохранять его, а с другой — усиление внимания во время молитвы является даром Божиим. Когда внимание станет постоянным, тогда уже только сердце будет работать: отзываться на призыв ума возноситься к Богу. Лот спасся от огня Содома. Он избежал страшной Божественной кары, потому что не был таким, как развращенные жители Содома.

Поэтому святой вновь и вновь напоминает своей душе: «Бегай запаления, о душе, бегай Содомскаго горения, бегай тления Божественнаго пламене». Один и тот же огонь, Божественное пламя, будет для одних — огнем поедающим, а для других — очищающим и просвещающим. В Великом покаянном каноне говорится, что нужно избегать греховной жизни, чтобы Божественное пламя не попалило человека. Если час смерти застанет его погруженным в земные проблемы, то он не выдержит этого огня, уничтожающего все тленное. Преподобный Андрей призывает каждого христианина подражать Лоту, никогда не ссылаться на окружение. Лот жил среди развращенных людей, но остался праведником. Весь Содом был достоин того, чтобы его сожгли, а Своего верного раба Бог вывел в Сигор. Внешнее окружение не может заставить человека грешить. Каждый из нас делает добровольный выбор: идти за всеми и предаваться страстям или, несмотря ни на что, оставаться верными Господу.

Переменой пищи Церковь хочет ослабить чувственность и дать перевес нашему духу над нашей плотью. Переходя с более питательной на менее питательную пищу, мы делаем себя более легкими, подвижными, более способными к духовной жизни. Пост нисколько не вреден для здоровья. Можно утверждать, что постящиеся меньше болеют.

Перемена пищи, предписываемая Церковью в пост, имеет для нас еще и то значение, что дает нам возможность упражнять нашу волю в борьбе со своими желаниями и привычками и победу над ними. Подчиняясь уставу Церкви, мы себя дисциплинируем, проявляем свою власть над своими привычками и вкусами. Это нас закаляет, делает мужественнее, выносливее, крепче, помогает нам становиться выше своих привычек.

«Пища духовная»: пост на Руси и в современности

И в пост пища должна быть разнообразной: капуста, другие овощи, злаки, травы, те же самые щавели с дачи. Заповедь, касающаяся поста, была дана Господом первым людям еще в раю. Священнослужители рассказали, что в православии некоторым категориям верующих разрешено не держать пост, в том числе Великий.

Что такое Пост и зачем он нужен?

В третью неделю мясо нельзя есть в среду и пятницу. В четвёртую употребление мясных продуктов запрещается совсем. Что можно и нельзя есть в Великий пост Больше 40 дней верующие не употребляют в пищу мясные и молочные продукты, рыбу и яйца. Если придерживаться строгих правил, в определённые дни нужно есть только сырую пищу, а в некоторые даты отказаться от еды вообще.

Что можно, а что нельзя есть в пост, определяется древним монастырским уставом. Поэтому православная церковь призывает верующих выбирать себе испытание по силам. Для этого желательно посоветоваться и со священником, и с врачом.

Самыми строгими седмицами Великого поста считаются первая и последняя недели. В это время по правилам можно есть только свежие, сушёные и солёные овощи и фрукты, хлеб, мёд, орехи. Строгий монастырский устав предполагает , что: в первый день верующие полностью отказываются от пищи; едят пищу без масла во вторник и четверг; в среду и пятницу практикуют сухоядение употребление не подвергавшейся термической обработке пищи без масла ; в выходные можно горячую пищу с растительным маслом или без него.

Но обычно миряне обычные верующие, не монахи и не священнослужители едят на первой неделе также каши, супы, жареные, варёные или печёные овощи и грибы. Во время поста не только нельзя употреблять скоромную от теплокровных животных пищу, но и объедаться постной не рекомендуется. Запрещено также употреблять алкоголь за исключением нескольких дней, когда устав разрешает выпить немного вина.

В частности, супругам рекомендуется по возможности и взаимному согласию воздержаться от секса. Почему пост не просто диета Важно отличать пост от диеты. Ограничение рациона не главная составляющая поста.

Много чтений псалмы, тексты из Ветхого Завета и проч. Однако христианин должен в дни поста больше времени уделять именно церковной молитве. Правда, многое из того, что читается в храме, нами не понимается. Повинны и дикция чтеца, и гулкость самого храма, и, прежде всего, конечно, сложность церковнославянского языка, на котором происходит богослужение. Но никто не мешает нам найти в том же Интернете тексты богослужения и распечатать их себе. В качестве курьеза: прихожанка перед Великим постом: «Батюшка, я нашла в Интернете семь переводов канона Андрея Критского! Каким благословите пользоваться? На конкретно поставленный вопрос: «Как, батюшка, благословите посещать храм во время Великого поста?

Этот же канон совершается вечером в среду на 5-й неделе поста; — поклонитесь Кресту Христову в неделю Крестопоклонную 4-я неделя поста ; — в пятницу 5-й недели поста посетите вечернее богослужение с Акафистом Божией Матери; — найдите время, чтобы помолиться за литургией Преждеосвященных Даров совершаются в посту по средам и пятницам ; — особое внимание уделите богослужениям Страстной недели начиная с вечера среды. Еще раз напомню, что, по моему мнению, желательно подходить к богослужениям осмысленно. То есть прочитать что-нибудь о службе, в идеале иметь перед собой перевод основных и наиболее важных текстов канона Андрея Критского, служб Страстной недели. Помню, как протодиакон Казанского собора, в котором я служил диаконом, на службу 12 Страстных Евангелий всегда приносил книжечку карманного формата в бархатном переплете. Это был перевод всех 12 Евангелий, издание еще дореволюционное. Сегодня подготовить себе подборку текстов в переводе на русский язык, особенно имея Интернет, несложно. Итак, в посту мы должны серьезнее отнестись к посещению храма, и это будет наше второе постное усилие первое — отказ от скоромной и обильной пищи. Есть дела радио, преподавание, статьи, книги и др.

Как выйти из положения? Решил в дни поста сделать акцент именно на молитву. В другие дни в отношении молитвы позволяю себе послабления, но не в дни поста. Когда люди спрашивают, как молиться в посту, рекомендую взять себе в молитвенное правило какие-нибудь дополнительные тексты: каноны, акафисты келейно в дни поста акафисты читаются , псалмы и т. Причем подумайте сами, что реально вы можете подъять, а не спрашивайте вечно занятого и спешащего вашего батюшку. Он может одобрить или не одобрить ваш выбор, но решить за вас не может. Возьмите себе за правило ежедневно прочитывать жития святых этого дня. Или все тексты богослужения, положенного на этот день.

Можно дисциплинировать себя ежеутренним чтением, по одной главе, Евангелия на другой год — Апостола и целый день размышлять над прочитанным. Запретить себе на пост блуждание мыслей: в вагоне метро читать рекламу, слушать в автомобиле радио, дома проводить время у телевизора. Пусть это будет духовное чтение или прослушивание духовных передач. Об этом же прекрасно пишет протопресвитер Александр Шмеман: «Надо понять, что невозможно делить нашу жизнь между великопостной светлой печалью и переживанием модного фильма или спектакля. Эти два переживания несовместимы, и одно из них окончательно уничтожает другое. Однако очень вероятно, что последний модный фильм скорее одолевает светлую печаль; обратное может произойти только с приложением особых усилий. Поэтому первый великопостный обычай, который можно предложить, это решительное прекращение слушанья радио и телевидения Великим Постом. Например, ничего нет дурного в том, чтобы продолжать следить за передачей информации или серьезной программы, обогащающей нас духовно и интеллектуально.

Но что должно быть прекращено постом — это прикованность к телевизору, растительное существование человека, прикованного к экрану, пассивно поглощающего все, что ему показывают». Однако особенно это касается поста, и вот по какой причине. Испытывая дискомфорт от постного воздержания, человек становится более раздражительным, придирчивым, ему труднее держать себя в рамках. Можно это списать на искушения от бесов. Не без искушений, конечно, но дело в первую очередь в том, что из души вылезают все те неисцеленные настроения, которые не проявляются, пока мы сыты, не утомлены, довольны… Поэтому пастыри с древнейших времен и поныне настоятельно советуют постящемуся человеку обратить внимание на свое поведение, отношение к ближним и проч. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления» свт. Иоанн Златоуст. Этот же святитель говорит, каким должен быть настоящий пост: «Вместе с телесным постом должен быть и душевный… При телесном посте чрево постится от пищи и питья, при душевном душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов.

Настоящий постник воздерживаетсч от гнева, ярости, злобы, мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия… Видишь, христианин, какой пост душевный? Иоанн Кассиан. Приведу еще одну цитату из того же святого отца его память празднуется раз в 4 года, 29 февраля , великого подвижника и аскета: «Какая польза воздерживаться от пищи и оскверняться блудом? Ты не ешь мяса, но зато клеветой терзаешь плоть брата твоего. Какая прибыль в том, чтобы не увеселяться вином, но упиваться богатством? Какая польза не есть хлеб и опьяняться гневом? Какая прибыль изнурять себя постом и в то же время злословить ближнего?

Какая польза воздерживаться от пищи и похищать чужое? Какая необходимость иссушать тело и не питать алчущих? Какая польза изнурять члены и не оказывать милости вдовам и сиротам?.. Ты постишься? В таком случае, избегай клеветы, избегай лжи, злословия, вражды, богохульства и всякой суеты. Тогда избегай гнева, ревности, клятвопреступлений и всякой несправедливости. Избегай объедения, порождающего всякое нечестие… Если ты постишься ради Бога, то избегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние с благосклонностью». Одной из дурных привычек наших, подлежащей искоренению, святые отцы считали грех празднословия.

Русское слово болтать очень точно, хотя и грубовато, передает смысл этого греха — качание, болтание языком из стороны в сторону. Когда, как не в дни Великого поста, мы должны объявить войну празднословию? Святитель Григорий Богослов об этом написал замечательный трактат «Слово на безмолвие во время поста»: «Когда, принося таинственную жертву человеческим страданиям Бога, чтобы и самому мне умереть для жизни, связал я плоть на сорок дней, по законам Христа-Царя, так как исцеление дается телам очищенным, тогда, во-первых, привел в неколебимость ум, живя один вдали от всех, обложившись облаком сетования, собравшись весь в себя и неразвлекаемый мыслями, и потом, следуя правилам святых мужей, приложил дверь к устам. Причина этому та, чтобы, воздерживаясь от всякого слова, научиться соблюдать меру в словах…» И не о избавлении ли от греха празднословия мы молимся словами великопостной молитвы св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего. Дух… празднословия не даждь ми». Понятно, что мы не оставляем без заботы пожилых родителей, родственников, стараемся в своей собственной семье созидать мир и любовь. Но ведь не только свои… Любовь к своим, забота, о родителях — это, в общем, и не достижение, это долг!

Но христианин должен идти дальше. Он своей заботой должен охватывать и других людей. Когда Спаситель в 25-й главе Евангелия от Матфея говорит о суде над праведниками и грешниками, то единственным критерием оправдания или осуждения здесь является конкретная помощь ближнему: «И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи!

Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». В этой связи хотелось бы сказать два слова о конкретной помощи ближним. Автор считает, что всякий христианин должен помогать нуждающимся. Деньгами ли, силой своей, душевным участием… Но помогать мы должны. Исключение можно сделать для педагогов и врачей. Их профессиональное служение, если оно совершается честно и с самоотдачей, и есть их христианское служение. Но все остальные должны взять и нести служение помощи ближнему.

Как это может выглядеть? У меня есть десятки примеров, как это делают мои прихожане. Помогать деньгами бедной семье, в которой есть больной ребенок ДЦП, рассеянный склероз и проч. Брать летом на дачу пожилого или больного человека из дома престарелых, из приюта. Участвовать в жизни детского дома, или приюта. Просто помогать деньгами многодетной или нуждающейся семье у священников всегда есть такие знакомые семьи ; Брать группу детей гулять цирк, парк из детского дома хотя бы раз в месяц… Вариантов, возможностей — огромное множество, можно поговорить со священником вашего храма, он может что-то подсказать. Единственное но: Это нужно делать не только в пост, а в течение всего года, в течение всей нашей христианской жизни. Ограничивать труды свои временем поста жестоко по отношению к тем, за кем мы взялись ухаживать, окормлять.

Помните: раз взявшись за дело помощи, мы должны нести его всегда. В Ветхом Завете пост — это своего рода дисциплина, жертва во имя Бога, подчас очень суровая невкушение еды по многу дней, иногда отказ и от питья. Перенимая отчасти ветхозаветный пост, христианство наполняет его новым содержанием. Эти слова Христа можно понять и в отношении к посту. Пост для христианина — это не только время отказа, это и время приобретения. Приобретения чего? Того душевного расположения, той чистоты, боголепности естества, которое человек утерял в Грехопадении. Святые отцы учили, что пост установлен в Раю.

Если бы постилась Ева, и не вкусила от древа, то и мы не имели бы теперь нужды в этом посте. Мы повреждены грехом, уврачуемся покаянием, а покаяние без поста [как врачебной терапии приведения телесных желаний к подчинению требованиям души] не действенно» свт. Василий Великий. В чем была трагедия Адама? Он не только не послушался Бога, за что и был наказан, но изменил само отношение между собой и миром. Сама по себе пища не имеет в себе жизни и не может ее воспроизводить. Один Бог имеет Жизнь, и Сам есть Жизнь. В самой пище начало жизни — Бог, а не калории.

Таким образом, есть, т. Больше того, он вкусил ее, скрываясь от Бога, вне Его и для того, чтобы быть независимым от Него. И сделал он это, потому что поверил, что пища имеет жизнь сама по себе и что, вкушая от этой пищи, он может сам стать, как Бог, т. Проще сказать: он поверил в пищу, тогда как единственный предмет веры, доверия, уверенности — Бог и только Бог. Земной мир, пища сделались его богами, источником и началом его жизни. Он стал их рабом». Но Христос — Новый Адам. Шмеман, — пришел для того, чтобы уничтожить болезнь, вселенную Адамом в жизнь, чтобы восстановить человека для настоящей жизни, и поэтому Он тоже начинает свое земное служение с поста.

Голод — это то состояние, когда мы сознаем нашу зависимость от чего-то, когда нам срочно, насущно нужна пища, — что и доказывает, что нет в нас самосущной жизни. Это тот предел, за которым я или умираю от голода, или, насытив свое тело, сознаю вновь, что я живу. Другими словами, это тот момент, когда перед нами встает ультимативный вопрос: от чего зависит моя жизнь? И так как вопрос это не отвлеченный, так как сама жизнь моего тела зависит от его решения, момент этот оказывается и искушением. Сатана пришел к Адаму в раю; он пришел к Христу в пустыне. Два голодных человека услыхали его слова: ешь, потому что твой голод показывает, что ты всецело зависишь от пищи, что твоя жизнь в пище. И Адам поверил и стал есть; Христос отверг это искушение и сказал: не хлебом единым будет жив человек, но Богом. Он отверг эту всемирную ложь, которую Сатана внушил всему миру, сделав ее не поддающейся обсуждению, очевидной истиной, основой всего человеческого мировоззрения, основой науки, медицины, и может быть даже религии.

Отвергнув эту ложь, Христос восстановил верное соотношение между пищей, жизнью и Богом, то соотношение, которое нарушил Адам и которое мы все еще нарушаем каждый день». Что же тогда означает пост для нас, христиан? Это участие в постном опыте Самого Христа, которым Он освободил нас от совершенной зависимости от пищи, материи и мира. Но освобождение наше ни в коем случае не может быть полным. Мы живем еще в падшем мире, в мире Ветхого Адама, и, составляя часть этого мира, мы все еще зависим от пищи. Но так как смерть, через которую все мы должны пройти, побеждена Смертью Христовой и стала переходом в жизнь, и пища, которую мы вкушаем, и жизнь, которую эта пища поддерживает, может стать жизнью в Боге и для Бога. Однако только пост может осуществить это преобразование, дать нам существенное доказательство того, что наша зависимость от пищи и материи не окончательна, не абсолютна и что в соединении с молитвой, благодатью и служением Богу эта зависимость сама хочет стать духовной. Все это означает, что, понятый по-настоящему, в истинном своем значении, пост есть единственное средство восстановления в человеке его подлинной природы.

Это не теоретический, а практический и реальный вызов великому Лжецу, убедившему нас в том, что мы зависим от одного хлеба, и построившему все человеческое знание, науку и существование на этой лжи. Пост изобличает эту ложь. Если человек голоден, но понимает, что он действительно может не зависеть от этого голода, не погибнуть от него, а наоборот, обратить его в источник духовной власти и победы, тогда ничего не останется от той великой лжи, в которой мы живем со времен Адама» из статьи «Великий пост в нашей жизни». Вдохновенные слова отца Александра Шмемана популяризируют то, что говорили нам святые отцы Православной Церкви. А они призывали нас: — осознать свою зависимость от Бога, без воли Которого и волос не упадет с головы человеческой; — перенести основу своего упования с мира сего, с его лакомствами, удовольствиями на уровне чрева, — на Бога, Которого Одного следует алкать и жаждать; — потрудиться ради Господа в подвиге воздержания, лишения, чтобы приобрести бодренное состояние души… Это и многое другое и является богословским обоснованием поста. Пост — это не вегетарианская практика, не терапия, очищающая организм от шлаков, а духовный подвиг человека конечно, совершаемый соразмерно силам и возможностям каждого. Поститься в Великий пост и в среду — пятницу в течение года должен всякий христианин. Но как приступить к посту человеку, лишь начинающему воцерковляться, тому, кто собирается поститься в первый раз?

Дам несколько советов. Во-первых, нужно помнить, что если вы только приступаете к этому подвигу, вы можете, вместе с духовником или знакомым священником , определить для себя посильную меру поста. Поверьте, это не нововведение, не какие-то мои субъективные модернистские соображения, но подлинная православная традиция: соразмерять пост с силами. Если вы только начинаете поститься, лучше взять мягкую форму и выдержать ее. На следующий год вы можете поститься более строго. Какой может быть эта мягкая форма поста? Воздерживаться от мяса. Молочные преимущественно кисломолочные продукты, яйца, рыбу — допускать.

Соблюдать воздержание от алкоголя за исключением особых дней и воскресений, в которые можно позволить себе послабление. Если вы выдержите такой пост, с помощью Божией, на следующий год приступайте к более строгому. О видах строгого поста мы уже говорили, тут вариантов много. Что касается постного воздержания от развлечений, акцента на посещение богослужений, на молитву, на дела милосердия, все сказанное выше, в соответствующем разделе, считаю применимым и к новоначальным. Кому-то нужно освятить крестик, кто-то спрашивает, как поминать покойную подругу, кто-то узнает о крещении… Словом, в храме всегда есть люди. И вот, разговаривая с ними, я спрашиваю: поститесь ли вы? И каждый день, именно каждый день, я слышу одну и ту же фразу: «Я еще не готов…» «К чему не готовы? Почему мы не можем хоть малостью пожертвовать?

Еще раз повторю то, о чем уже в этом очерке многократно говорилось: если мы не можем во всем объеме принять тот пост, который нам дает Церковь, будем соблюдать хотя бы малость. Если человек здоров, то, что мешает ему отказаться от мяса? В некоторые дни — от молочного? Если не может ежедневно воздерживаться, пусть только в определенные дни… Что мешает нам ограничить себя в просмотре телевизора, взять молитвенное послушание или иное. Я специально решил написать об этом, чтобы напомнить, что согласно канонам все называющие себя христианами должны поститься. Не соблюдающий пост без уважительной причины отлучается от Церкви! Слышу крики: «И это говорит известный либерал о. Да он — мракобес!

Почему мы не хотим вообще ничего предпринять в отношении поста? Беседы с людьми, отговаривающимися от поста тем, что они еще «не готовы» убеждают меня, что на самом деле, за всем этим стоит обычная человеческая лень и слабость воли. Некоторые говорят: «Я считаю, что пост должен быть в душе, а не в пище». Поверьте, это все тоже отговорки. Святые отцы были не глупее нас с вами, и они, конечно же, говорили о нравственной работе, о наблюдении за душой в дни поста. Но у них у всех есть покажите мне сочинение св. Усилие над плотью, воздержание и ограничение в пище. Это место и подобные ему, например, о том, что пища не поставляет нас пред Богом, вспоминают обычно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое нежелание поститься, вопреки уставу и порядку Церкви.

Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви понятно. При посте установлено воздержание от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспеяния. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Несклонным к посту на этом надобно бы настаивать, а не на том, что пост не обязателен, хотя он, действительно, есть средство к одолению греховных желаний и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспеяние внутреннее обязательно, то обязательно и средство к нему, считающееся необходимым, и именно пост.

Клетчатка помогает очистить кишечник от различных токсических веществ и способствует омоложению организма. Это приносит большую пользу. Клетчатка содержится в злаках, фруктах и овощах. Однако, стоит помнить, что любое изменение питания является стрессом для организма, именно поэтому, для тех, кто никогда не постился, может быть небольшое послабление.

Например, можно добавить в рацион рыбу.

Его стараются придерживаться и те христиане, которые в другие постные дни позволяют себе скоромную пищу. Рассказываем, в чем смысл Великого поста и чем питаться, чтобы не голодать. Почему нужно держать пост и как правильно это делать Основная цель поста заключается в очищении души человека от страстей, исправлении совершенных грехов и духовном росте. Верующие убеждены, что пост — это непросто ограничения в еде. Гораздо важнее в дни поста и в течение года ограничивать себя от злых поступков, раздражения и ссор. Нередко верующие отказываются во время поста от развлечений, посвящая освободившееся время молитве или чтению духовных книг. Однако воздержание от пищи считается не менее важным. Существует церковный устав, который определяет, что разрешается есть в течение года и прописывает ограничения в питании на каждый день.

Однако для современного человека, работающего и ведущего активный образ жизни, соблюдать их строго не всегда возможно. В таких случаях достаточно отказаться от мяса, яиц и молочных продуктов в постные дни, соблюдать умеренность во время приемов пищи. Интересный факт Согласно Библии, пост могут не соблюдать те, кто находится в дороге. Это связано с тем, что в древние времена любое путешествие было длительным и непростым, а найти в пути постную пищу человеку удавалось далеко не всегда. Сейчас путешественникам соблюдать пост несложно, однако есть и такие, кто продолжает пользоваться этим послаблением. Следует помнить, что некоторым людям запрещено строго соблюдать пост и ограничивать себя в постные дни года. Как правило, это касается детей, пожилых людей, болеющих или беременных женщин. Им разрешается употреблять скоромную еду, поскольку ограничения в питании могут негативно сказаться на здоровье.

Великий пост в 2024 году: когда начинается и заканчивается, смысл и как правильно поститься

Для того чтобы разобраться, почему это происходит, надо обратиться к самой сути, что такое Великий пост. Таков ли должен быть пост, который Я люблю, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою как тростник, и подстилает себе власяницу и пепел? В этом случае пост не должен быть поводом для раздоров, убеждён отец Игорь. Пост нужно посвятить, как и все остальное, лично Господу Иисусу Христу.

Что такое пост и как правильно поститься

Также принято поститься каждую среду и пятницу и в отдельные церковные праздники. У католиков Католики соблюдают адвент — 4 недели, предшествующие празднику Рождества. Верующие ограничивают себя в еде в канун великих праздников, по пятницам и за час до принятия причастия. В католической традиции также присутствует Великий пост. Существует два вида ограничений в еде. Воздержание — отказ от употребления мясных продуктов. Собственно, сам пост — ограничение трапезы в течение дня: один прием пищи остается сытным, остальные делают легкими. В период крупных церковных постов, в том числе Великого, католики соблюдают и воздержание, и сам пост. Как постились на Руси Пост в славянской традиции существовал еще со времен язычества. С приходом христианства относиться к посту стали еще уважительнее.

Соблюдать предписанные ограничения должны были все без исключения, несмотря на сословие и достаток, в том числе цари. Тех, кто не соблюдал пост, предавали общественному порицанию. Этнограф-беллетрист Сергей Максимов в своем труде «Нечистая, неведомая и крестная сила» рассказывает, что помимо среды и пятницы на Руси часто «понедельничали», то есть постились в первый день недели. Также у каждой крестьянской семьи была специальная постная посуда: в этих тарелках и мисках в период поста подавали только разрешенную еду. В остальное время пользоваться такой посудой было нельзя. На Руси существовало три устава по соблюдению поста. Они определяли традиции и обряды церковной жизни. Студийский устав не требовал от верующих истязать себя голодом — каждый постился по мере сил и здоровья. Примерно таким же был Афонский устав.

А вот Иерусалимский предполагал строгую аскезу. Именно Иерусалимского устава стала придерживаться христианская церковь. Отсюда и жесткие требования к ограничению в еде. Разрешенная еда во время поста Питание в период поста на Руси регламентировала церковная книга Типикон. Основу питания обычно составляли овощи. Это в первую очередь пареная репа, морковь и свекла. Активно ели соленья: огурцы, грибы, квашеную капусту. Также в рационе были серый и ржаной хлеб, пироги и пирожки, пряники, орехи, изюм, курага, ягоды. Разнообразить меню помогали постные первые блюда, которые готовили на овощных бульонах: борщ, щи, рассольник.

В дни, когда можно было употреблять рыбу, на столе появлялась уха. Не меньшей популярностью пользовались каши и блюда на основе гороха. Пирог с заварной капустой или с грибами, ломтевой картофель с уксусом, похлебка с груздями, вареный горох, пшенная, ячная, овсяная или гречишная каша, соленые огурцы, грузди и капуста, пареная репа, морковь, свекла в горячем сусле, гороховый кисель с маслом; пироги: репник, морковник, свекольник, грибной с крупою; блины, шанежки, оладьи, мерзлая брусника и клюква с медом; пирог с одной малиной или маковник с медом, орехи, пряники, изюм», — перечислял Владимир Даль в своем словаре разрешенные в пост блюда и продукты. Запрещенная пища в пост Во время поста нельзя есть еду животного происхождения, прежде всего мясо, яйца, молоко и все продукты на его основе. Также запрещены кондитерские мучные изделия, сладости.

Он постился… То есть ветхозаветный пост - это практика, рожденная из духовной необходимости, в том числе в покаянии перед Богом. Моисей постился 40 дней? Один из наиболее мощных образов религиозного поста в Ветхом Завете - это история о Моисее, который пробыл на горе Синай сорок дней и сорок ночей с тем, чтобы получить скрижали Господни то есть заповеди , причем постился он по 40 дней дважды. Таким образом в случае с Моисеем пост - это возможность стать ближе к Богу и получить от него совет завет. Зачем постился Иисус? Иисус, как и Моисей, постился 40 дней в пустыне, куда его привел Святой Дух.

Выход из поста Выход из поста предполагает возвращение к привычной модели питания, в частности к употреблению мясных и молочных продуктов. Чтобы продлить положительный эффект поста, выходить из него следует медленно и постепенно. Сначала в рацион можно включить молочные продукты, затем рыбу, яйца, птицу и самым последним — мясо. Лучше, чтобы в первое время это было мясо молодых животных. Также важно соблюдать питьевой баланс — до 2 литров чистой воды в сутки, режим сна не менее 8 часов в сутки и умеренно тренироваться: легкие кардионагрузки, быстрая ходьба, прогулки на свежем воздухе. Польза поста для здоровья Медицина рассматривает пост как строгую диету, которая предполагает употребление ограниченного набора продуктов. Резкая перестройка рациона может иметь для организма разные последствия. Начнем с пользы. Очищение от токсинов. Если в повседневной жизни вы употребляете много вредной и жирной пищи, пост поможет вывести из организма все лишнее. Вместе с последующим соблюдением правильного режима питания это поможет справиться с гипертонией, артритом, экземой, псориазом, наладить работу пищеварительного тракта. Снижение уровня плохого холестерина. В период поста животные насыщенные жиры заменяются на растительные ненасыщенные, что способствует снижению вредного холестерина и профилактике атеросклероза. Профилактика болезней ЖКТ, сердца и сосудов. Это способствует повышению количества сложных углеводов и клетчатки за счет активного употребления круп, овощей, фруктов. Борьба с лишним весом. Особенно актуален Великий пост, помогающий избавиться от жировых запасов, которые организм делал на зиму, и возвращает легкость. Негативное влияние поста на состояние организма Периодическое чувство голода. Как сделать меню сбалансированным и реже чувствовать голод, можно прочитать в этой статье. Возможный набор веса. Резкая смена рациона, особенно если раньше в меню было большое количество жирной пищи, провоцирует «добор калории» за счет увеличения порций разрешенных продуктов. Обострение хронических заболеваний ЖКТ. Чтобы этого избежать, вход и выход из поста должны быть мягкими и постепенными. Пост имеет ряд противопоказаний. Не следует поститься людям с сахарным диабетом, ослабленным иммунитетом, тахикардией, болезнями почек, любыми заболеваниями в острой стадии. Не подходит такой режим питания детям, беременным женщинам, кормящим матерям. Пожилые люди постятся по мере сил и желания. Интересные факты: особенности поста В католической традиции мясо капибары грызуна, который ведет полуводный образ жизни приравнено к рыбе, поэтому его можно есть в пост. Католические монахи имеют право пить пиво в пост. В XVII веке монахи отправили папе римскому бочонок с этим напитком, но пиво по дороге скисло. Понтифику настолько не понравился его вкус, что он разрешил пить «эту гадость». Начало Великого поста принято отмечать большим праздником. В православной традиции это масленичная неделя мясопустная седмица , а на Западе — карнавал, который, по одной из версий, переводится как «мясо, прощай».

Готовясь к Пасхе, мы вспоминаем, какой ценой она далась человечеству, какие тяжелые испытания прошёл ради нас Христос. Без воспоминания об этой великой жертве мы не сможем в полной мере ощутить и радость праздника. Без Голгофы не было бы и Пасхи. Так, без скорбей и покаяния, не будет и полной радости. Как поститься беременным и детям? Что делать человеку, которому по состоянию здоровья нельзя соблюдать пост, но у него есть такая духовная потребность? Это помогает нашему духу взять верх над нашим телом. Потребности тела игнорировать невозможно: голод, жажду или симптомы болезней мы чувствуем сразу. Поэтому нередко люди пренебрегают потребностями своей души, непрерывно поднимая уровень своего комфорта и потребления. Так мы можем потерять себя, выбирая простую жизнь без подвигов, дел милосердия и даже простой практичности. Начинаем служить своему телу, игнорируя и совесть, и Заповеди Божии, и даже собственные принципы. Чтобы обуздать потребности тела, подчиняя их высшим целям, мы добровольно ограничиваем себя в пище, веселье и комфорте. Однако такие подвиги подходят не всем. Беременным, больным, пожилым и детям тяжело ограничить своё тело, которое и так чем-то скованно и ограничено. Детям надо расти и полноценно питаться. Беременные женщины и так претерпевают немало трудностей: их тело уже обеспечивает минимум двоих людей. Больные и пожилые люди тоже могут ослабить пост, заменяя телесные подвиги духовными: молитвой, чтением Священного Писания и духовной литературы, регулярным участием в богослужениях. Также ограничения в пище не могут выполнять люди, находящиеся на военной службе или в местах заключения. Выбор меню им попросту недоступен. Что можно есть в пост? Как поститься, когда в семье и на работе окружают неверующие? У православных хозяек обычно существует проверенное меню, чтобы пища радовала семью даже в пост.

«Пища духовная»: пост на Руси и в современности

We use cookies. Первая заповедь, данная первым людям в раю, была заповедь о посте. Постились ветхозаветные праведники, постился святой Иоанн Предтеча, и, наконец, Господь наш Иисус Христос постился сорок дней перед выступлением на проповедь, по примеру чего установлен и наш сорокадневный Великий Пост. Несмотря на все эти примеры, несмотря на то, что пост всегда существовал в Православной Церкви, многие не соблюдают его. А ведь пост — средство приобретения душевного здоровья. Какое же значение имеет пост для здоровья души? Как известно, пост прежде всего выражается переходом с более питательной мясной пищи на менее питательную рыбную, а иногда на еще менее питательную растительную и, наконец, даже на сухоядение: этот переход с одного рода пищи на другую предписывается Церковью не потому, чтобы она один род пищи считала чистым, а другой — нечистым: всякая пища чиста и благословенна Богом.

Оно будет совершаться по вечерам первые четыре дня первой Седьмицы Великого поста, в том числе и Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Мы готовимся к нему, и соответственно будем потом готовиться к Светлому Христову Воскресенью — к Пасхе. У нас будут совершаться в соборе великопостные беседы раз в неделю, мы будем приглашать известных лекторов и спикеров, которые тоже, верим, принесут большую пользу, интеллектуальную и духовную, для всех приходящих и слушающих. Соответственно, если есть любая возможности посетить храм в эти великие дни великого поста, конечно нужно её использовать. И церковь предлагает для этого уставные богослужения, — добавил Сергий Будков. Главной ошибкой постящихся считается резкое исключение из рациона животной пищи. Как отметили в Роспотребнадзоре по Тверской области, к Великому посту подходят постепенно, соблюдая ограничения в употреблении животной пищи не только каждую среду и пятницу на протяжении года, исключая дни церковных праздников, но и в течение предваряющей сорокадневный пост Масленичной недели, также называемой «мясопустной», во время которой предписано воздержание от употребления мясной пищи. Постящимся советуют употреблять достаточное количество белковой пищи — с высоким содержанием растительного белка.

Например, это гречневая крупа и бобовые. Также рекомендуется употреблять достаточное количество растительного жира. Это — любые растительные масла и орехи.

А при отсутствии таковых действий ограничения в питании пользы не принесут — один вред. Несмотря на это, питание по правилам Великого поста — или его облегченные версии — пользуются популярностью даже среди людей, которые не в полной мере придерживаются церковных традиций. И им уж точно не следует доводить себя до голодной злости. Хотя делались неоднократные попытки доказать значительную пользу Великого поста для здоровья , ученые в итоге пришли к следующим выводам: Соотношение липопротеинов высокой плотности «хороший холестерин» и липопротеинов низкой плотности «плохой холестерин» в ходе поста остается прежним. Но в целом уровень общего холестерина и ЛПНП снижаются.

Не доказано влияние поста на показатели артериального давления и здоровье сердечно-сосудистой системы. Не меняются показатели сывороточного железа и гемоглобина, а значит, железодефицитная анемия во время Великого поста при правильно подобранном рационе верующим не грозит. Увеличивается объём потребляемых пищевых волокон, что полезно для работы желудочно-кишечного тракта. Великий пост и психология постящегося В наше время пищевого изобилия подобрать правильный рацион несложно. Все перечисленные ограничения не означают, что жить надо невкусно, некалорийно и неполезно для организма. Великий пост, на самом деле, «о другом». Представители церкви не зря говорят о самоограничении, как о центральной идее Великого поста. По их мнению, этот период идеально подходит для того, чтобы отказаться от обширного списка соблазнов, которым подвержен обычный человек.

От упорядочивания рациона и соблюдения всех «пищевых» правил поста — один шаг до того, чтобы наконец бросить курить, свести к разрешенному минимуму употребление спиртных напитков, стабилизировать режим труда, отдыха и физической активности. Наконец, решение поститься не должно быть вымученным. Если желание есть, а сил мало — не обязательно вводить сразу жесткие ограничения. И диетологи, и священники говорят о том, что переход может быть постепенным. И в любом случае, рацион должен оставаться сбалансированным. Использованы фотоматериалы Shutterstock.

Читается много заупокойных молитв, но они не печальные, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение. Первое название продиктовано темой евангельского чтения за литургией — о будущем Страшном суде живых и мертвых; второе — предписанием церковного устава не употреблять после этого воскресенья мясо.

Особенности богослужения На Всенощном бдении в этот день поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского "Помощник и Покровитель…" Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом. Особенности богослужения Молитвы из Постной триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу литургия не совершается в знак покаянной скорби , в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина "Господи и Владыка живота моего", которая является одной из важнейших молитв поста. Этим чтением церковь напоминает верующим, что должно делать добрые дела, и зовет грешников к покаянию, напоминая, что за все грехи придется отвечать. Что можно есть Это еще одна сплошная седмица. Нет пищевых ограничений на употребление в пищу яиц, молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также рыбы. Но мясо — уже нельзя, отсюда и название седмицы.

Этот обычай пришел из древних времен, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в пустыню, не зная, вернутся ли они к Пасхе. Отправляясь в этот трудный и опасный путь, чтобы молиться в уединении, они прощались и старались примириться друг с другом. Каждый из них знал, что, возможно, путь, который они совершают, уходя от мира, может стать для них последним. Поэтому проститься и простить друг другу обиды было важно для них. На литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея с частью из Нагорной проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". Последний раз поется 136-й псалом "На реках Вавилонских". В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета.

«Пища духовная»: пост на Руси и в современности

Точно так же пост – не причина болей, а провоцирующий фактор, следовательно, необходимо обследоваться и выяснить причину болей. Более того, примерами для длительного воздержания должны были служить посты Моисея и Иисуса. Нужно понимать, что столь длительный и строгий пост не всем под силу, поэтому нужно ориентироваться на самочувствие и состояние здоровья. Как часто нужно причащаться в Великий пост?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий