Кто и за что убил митрополита Московского Филиппа II. Имя митрополита Макария в ней вовсе не фигурирует. Как называлась территория, выделенная Иваном IV в управление боярам? 1) опричнина 2) земщина 3) вотчина 4) поместье 7. Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины. Дополнение к вопросу посетителя. Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины. Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины.
Жизнь и смерть митрополита-4
Он был тринадцатым митрополитом Московским, который был назначен без одобрения Вселенского патриарха Константинополя, как это было нормой. Среди имен в Царском помяннике нет имени митрополита Филиппа, что служит само по себе серьезным доводом в пользу непричастности Русского Самодержца к этому делу. Некоторые исследователи полагают, что Афанасий ушёл под давлением Ивана IV, недовольного попытками митрополита заступаться за жертв опричнины. Как это не прискорбно, но и «Житие» митрополита Филиппа вызывает множество вопросов. Имя митрополита Макария в ней вовсе не фигурирует. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость.
Святитель Филипп II (Колычев), митрополит Московский и всея Руси
Московский митрополит Филипп осуждал Опричнину и не хотел ее принимать. Как это не прискорбно, но и «Житие» митрополита Филиппа вызывает множество вопросов. Назовите имя одного из главных палачей периода опричнины, который задушил митроп. Митрополит Макарий умер своей смертью, а митрополита Филиппа задушил Малюта Скуратов.
Связанных вопросов не найдено
- Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины: — ответ на вопрос
- Читайте также
- Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины: — ответ на вопрос
- Путин: версия убийства митрополита Филиппа Малютой Скуратовым — не единственная
- Заметили опечатку?
- Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины. - Я Отвечаю!
Еще статьи
- Так виновен ли Грозный в гибели митрополита Филиппа или нет?
- Свт. Филипп, митрополит Московский и всея России чудотворец — По ком звонит колокол
- Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины: - ответ на тест
- Свт. Филипп, митрополит Московский и всея России чудотворец
- Биография до 1564 г.
- Как звали митрополита погибшего во время опричнины
Опричнина Ивана IV и судьба митрополита Филиппа.
Опричники обрушились не только на князей и бояр, которых подозревали в предательстве, но и на простой люд. Тела жертв бессудных расправ лежали на улицах Москвы. Слово митрополита Митрополит беседовал с царём — взывал к его благочестивым устремлениям. Но Иван стал явно избегать встреч с Филиппом. Тогда тот пошёл на неслыханный шаг. Во время очередного богослужения в кремлёвском Успенском соборе митрополит отказал царю в благословении и просил его прекратить преследование невинных. Грозный пришёл в ярость и обещал наказать Филиппа и его «сообщников». Царь не заставил долго ждать. На следующий же день по его приказу опричники казнили несколько бояр и арестовали ряд приближённых Филиппа, чтобы выпытать у них что-нибудь порочащее митрополита. Самого его Грозный в тот момент не тронул, всё же святитель пользовался народным уважением и поддержкой. Приближённые царя, конечно, убеждали его покарать Филиппа, ведь он обличал все их злодеяния и стяжательство.
Вскоре Филипп на службе в Новодевичьем монастыре при царе сделал замечание опричникам, которые во время чтения Евангелия не сняли шапки. Разгорелся конфликт, и в пылу его Иван назвал митрополита мятежником. После этого начался церковный суд над Филиппом. Во время «расследования» в ход пошли показания лжесвидетелей, перспективы оправдания это дело не имело. Митрополит решил снять с себя сан ещё до окончания процесса. Царь заставил его провести последнюю службу в Успенском соборе, где и унизил Филиппа. Со святителя сорвали соответствующее его высокому сану облачение и в рваной монашеской рясе отправили под арест. Филиппа заточили в Богоявленском монастыре, где не позволяли ему достаточно есть и пить, заковали в кандалы.
Попытки церковных иерархов избавить от смерти тех, кого царь считал изменниками, вызывали в последнем отрицательные эмоции. Доселе любезные и дружественные отношения царя и митрополита стали постепенно ухудшаться. Филипп старался воздействовать на царя, тот не реагировал. Тогда Филипп решился действовать открыто. Затем в присутствии опричников и простого люда он стал обличать Ивана Грозного: «…У татар и язычников есть закон и правда, а у нас их нет. Мы, государь, Богу приносим бескровную жертву, а за алтарем льется невинная кровь христиан. Такого царь простить не мог. Заточение и месть В середине лета того же года Иван Васильевич добился свершения суда над Филиппом. Архиереи Русской церкви с трудом сумели убедить царя заменить сожжение опального митрополита на вечное заточение в монастырь. Во время одного из богослужений опричники ворвались в Успенский собор, зачитали указ о лишении Филиппа митрополичьего сана, содрали с него облачение, одели в оборванные монашеские одежды и увезли. Толпы народа стеклись к московскому монастырю, где пребывал отныне святитель. Это крайне раздражало царя. В итоге жизни лишились многие родственники Филиппа, а голову его любимого племянника Ивана Борисовича Колычёва Иван Грозный прислал прямо в келью бывшего митрополита.
Одной из причин опалы бояр и поиска «изменников» государем стали неудачи при 1 взятии Казани 2 взятии Астрахани 3 присоединении Сибири 4 проведении Ливонской войны 4. Иван IV начал проводить опричную политику для 1 борьбы с боярством 2 получения средств на Ливонскую войну 3 устрашения народа 4 укрепления своей самодержавной власти 5. Какой населённый пункт стал резиденцией Ивана IV в период опричнины? В чём состояло объявленное предназначение опричного войска? Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины.
Они же, исполненные благочестия, все сии оскорбления принимали с радостью и едиными устами продолжали говорить истину о Филиппе, что житие его в обители было непорочно, по Боге. Но царские посланцы не хотели о том и слушать, но, сделав, что им было нужно, возвратились в Москву. При этом они взяли с собою игумена Соловецкого Паисия, которому обещали епископский сан, и других клеветников, лжесвидетельствовавших на святого Филиппа. Немедленно был созван собор для суда над святителем. Прибывшие из Соловок клеветники представили царю свитки, в которых были написаны их лжесвидетельства. Царь, услышав о письменных свидетельствах против Филиппа, угодных ему, повелел во всеуслышание прочесть их, после чего лжесвидетели начали словесно клеветать на святителя. Святитель не оправдывался и стал снимать все знаки своего сана 365 , но царь велел ждать судебного приговора. На другой день, когда святой митрополит Филипп священнодействовал в Успенском соборе 366 , царь послал туда боярина своего Алексея Басманова с большим числом опричников. Вошедши в собор, Басманов приказал в слух всего народа прочитать судебный приговор о низложении митрополита. Потом опричники бросились на святого, как дикие звери, совлекли с него святительское облачение, одели его в простую, разодранную монашескую одежду, с позором выгнали из церкви и, посадив на дровни, повезли в Богоявленский монастырь, осыпая бранью и побоями 367. Потом, по воле царя, Филипп был сослан в Тверской Отрочь монастырь 368 , причем святой много зла претерпел от приставников. Прошло около года, как святой находился в заточении, удручаемый от приставников различного рода скорбями. В это время царь, путешествуя в Новгород 369 и приближаясь к Твери, вспомнил о святом Филиппе и послал к нему вышеупомянутого Малюту Скуратова. Последний внезапно вошел в келью святого. Между тем святитель еще за три дня до этого говорил бывшим при нем: — Вот приблизился конец моего подвига, — и причастился честных и животворящих Таин Христа Бога нашего. Вошедши в келью святого Филиппа, Малюта Скуратов с притворным благоговением припал к ногам святого и сказал: — Владыка святой, дай благословение царю идти в великий Новгород. Но Святой отвечал Малюте: — Делай, что хочешь, но дара Божьего не получают обманом. Тогда бессердечный злодей задушил праведника подушкою 370. Между тем врагов святого Филиппа, восставших на него, в скором времени постигло наказание Божье. Царь, сознав свою несправедливость против святого мужа и лукавство его врагов, повелел разослать их в заточение по различным монастырям, а иных предал смерти 371. По смерти царя Иоанна Васильевича престол русского царства занял сын его, благочестивый царь и великий князь Феодор Иоаннович 372. В седьмой год его царствования, в 21-м году по преставлении святого Филиппа, игумен Соловецкого монастыря Иаков и братия обратились с молением к благочестивому царю, чтобы он повелел перенести тело святого из Отроча монастыря в Соловецкий. Царь дал им на сие разрешение, и они нашли тело святого целым и неповрежденным, что тление не коснулось даже его одежд, а от мощей святого истекло миро и наполнило воздух благовонием. С честью перенесли иноки тело святого Филиппа в свой монастырь и погребли на том самом месте, которое сам он для сего приготовил 373.
Правда о убийстве Святителя Филиппа
Истоки язычества прослеживались за много тысячелетий до начала нашей эры. Его характерный признак — многобожие. Мировоззрение славян отражено в мифологии, в которой сосуществовали представления других народов водяные, лешие, русалки — копия финских представлений, а божества Хоре, Симаргл, Стрибог имели иранские корни , все слои языческих верований. Окружающий мир в представлении славян был населен добрыми и злыми духами, которых они старались умилостивить или отпугнуть заклинаниями, заговорами. Волхвы, кудесники «толковали» волю богов и приносили идолам жертвы. Существовала определенная иерархия, где каждому божеству отводилось свое место.
Не могу благословлять тебя искренно, видя скорбь отечества. История государства Российского Царь не согласился, доказывал необходимость данного института. Филипп возразил, но, устав от спора, царь велел ему умолкнуть. Церковные иерархи по указанию Ивана смогли уговорить Филиппа уступить царю. Он перед собором дал своё согласие на избрание, был составлен соборный приговор, в котором Филипп «дал своё слово архиепископам и епископам, что он по царскому слову и по их благословлению соглашается стать на митрополию, что в опричину и в царский домовый обиход ему не вступаться, а по поставлении из-за опричины и царского домового обихода митрополии не оставлять». Первые полтора года святительства Филиппа были спокойными. Федотов отмечает, что в этот период «мы не слышим о казнях в Москве. Конечно, разрушительное учреждение продолжало действовать… но наверху, в непосредственной близости к царю отдыхали от крови». Известно, что он подражал митрополиту Макарию , управляя не только Московской епархией, но всей Русской церковью. Он поставлял епископов во все епархии, наблюдал за их деятельностью, увещевал посланиями, но не имел права суда над ними, так как это была прерогатива церковного собора. Причиной послужили перехваченные письма к московским боярам польского короля Сигизмунда и гетмана Ходкевича с предложением перейти в Литву. Начались массовые казни. Первым пострадал боярин Иван Челядин с семьёй, а затем по его изменническому делу погибли князья И. Куракин-Булгаков, Д. Ряполовский, трое князей Ростовских, принявшие монашество князья Щёнятев и Турунтай-Пронский. Филипп активно выступил против опричного террора. Сначала он пытался остановить беззакония в беседах наедине с царём, просил за опальных, но Иван Грозный стал избегать встреч с митрополитом. Тогда, по словам Андрея Курбского , Филипп «начал первее молити благовременно, яко апостол великий рече, и безвременно належат и; потом претити страшным судом Христовым, заклинающе по данной ему от Бога епископской власти». Новгородский летописец сообщил об этом кратко: «Лета 7076 марта в 22 учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати опришнине». Иван вместе с опричниками пришёл на богослужение в чёрных ризах и высоких монашеских шапках, а после литургии подошёл к Филиппу за благословением. Митрополит сделал вид, что не замечает царя, и только после просьбы бояр благословить Ивана обратился к нему с обличительной речью: В сем виде, в сем одеянии странном не узнаю Царя Православного; не узнаю и в делах Царства… О Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за олтарем льется невинная кровь Христианская. Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы Цари благочестивые возмущали собственную Державу столь ужасно! В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? Боюся Господа единого! Бояр и служилых людей митрополичьего двора подвергли пыткам с целью выбить показания о замыслах Филиппа против царя.
Приехавшего издалека соловецкого игумена ужасают московские казни. Неожиданно для всех он выступает с резким осуждением разделения государства на Земщину и Опричнину, а также политики террора, которую проводит царь. Не ограничиваясь разговорами наедине, Филипп поднимает вопрос ребром прямо на заседании собора. Ибо всякое разделенное Царство, по глаголу Всевышнего, падет. Пусть будет только единая Россия! Царь пугается. Собор епископов — это сила. Вдруг духовенство единым фронтом выступит против его нововведений? В некотором замешательстве он обещает подумать. А пока он думает, 25 июля 1566 года собором всех русских епископов Филиппа Колычева поставляют на престол митрополита Московского и всея Руси. Совесть царя В течение полутора лет кажется, что в жизни Русского государства началась новая пора. Царь приближает святителя Филиппа к себе, советуется с ним по всем вопросам церковной и государственной жизни. Он занят войной с Ливонией настолько, что даже оставил свое любимое развлечение — казнить изменников. Нет, опричнину Иван IV так и не распустил. Но ходят слухи, что это может случиться в любой момент. Слухи настораживают высокопоставленных опричников, которые привыкли наживаться за счет ограбления Земщины. Известна фраза Малюты Скуратова, которую он кинул на счет митрополита Филиппа: — Везде этот поп! Продыху от него нет! Царедворцы уже догадываются, что слухи распускаются с ведома самого царя. Ему сложно сдерживать себя, ему сложно разговаривать с митрополитом. Он самодержавный властелин, он сам — властелин своей совести. Эти странные евангельские слова — «не убий»… Они же не относятся к царю, который должен убивать врагов Отечества? Зачем ему укоры от какого-то священника? Зачем выстраивать внутреннюю политику на системе «сдержек и противовесов». Куда проще — страхом! Царь осторожно прощупывает общественное мнение. И все вокруг — царедворцы, бояре, опричники и духовенство льстиво поддакивают: «Да, ты — прав! Ты самодержец! Ты волен над нашей жизнью! Твоя воля — воля Божья». И лишь один человек продолжает твердить о необходимости христианского милосердия. Лишь один голос напоминает Иоанну о том, что тот, прежде всего — человек. Один — вопреки всем! Поняв все это, царь резко прекращает общение с митрополитом Филиппом. Один в поле не воин! Что бы ни делал царь — митрополит должен молчать!
Он родился 11 февраля 1507 года в Москве. Боярский род Колычевых был древним и знатным, отец Фёдора, Степан Иванович, принадлежал к младшей, наименее значительной его ветви. Степан Иванович хотел, чтобы его сын — парень смышлёный и грамотный — пошёл по государевой службе. Мать, Варвара, воспитывала Фёдора в духе христианского благочестия. И, несмотря на большую разницу в возрасте Фёдор был старше , он подружился с княжеским сыном Иваном. В 1537 году в Русском государстве случилась очередная смута: старицкий князь Андрей поднял в Новгороде бунт против Елены Глинской — матери Ивана IV, великой княгини московской, занявшей престол после смерти мужа, Василия III. Бояре Колычевы встали на сторону старицкого князя. Елена Глинская смогла бунт подавить, а род Колычевых попал в опалу — многих его представителей казнили или посадили в тюрьму. Для Фёдора Колычева это стало поводом реализовать свою давнюю мечту — уйти в монастырь. Тем более что незадолго до этого, как повествует в Четьях-Минеях святитель Димитрий Ростовский, «…случилось ему, по особому Божиему промышлению, призревшему на него, войти в церковь во время совершения Божественной Литургии. Здесь он услышал слова Евангелия: «Никто не может служить двум господам» Евангелие от Матфея, 6:24. Поражённый этими словами, он размышлял в себе, что эти слова относятся и к нему, и решился оставить мирскую жизнь». Фёдор не взял из дома ни денег, ни ценностей; будучи боярского рода, оделся как простолюдин. И — отправился на север, подальше от московской суеты. Год он прожил у крестьянина по прозвищу Суббота в деревне Хижи возле Онежского озера. Затем перебрался на Соловки, в Соловецкий монастырь и остался там послушником. Через полтора года игумен монастыря Алексий Юренев постриг Фёдора в монахи с именем Филипп. А в 1548 году постаревший игумен Алексий предложил Филиппа в качестве своего преемника — он видел ум, рассудительность и духовное стремление монаха. На монастырском соборе монахи единогласно проголосовали за своего брата; новгородский архиепископ Феодосий возвёл Филиппа в сан игумена Соловецкого монастыря. Игумен Филипп и сам неустанно трудился над собой, и братии помогал, как мудрый и терпеливый учитель. Он глубоко чтил память основателей монастыря — преподобных Зосимы и Савватия, очень много сделал для увековечивания их памяти, постоянно приводил в пример монахам слова и поступки из жизни великих подвижников. Русский престол к тому времени занял Иван IV, по прозвищу Грозный. Великий князь чтил Соловецкий монастырь, регулярно присылая туда богатые дары, и оказывал другие знаки монаршего расположения — освободил монастырь от налогов, отдал ему волость Колежму со всеми оброками, несколько островов. Игумен же стал всё больше времени проводить в уединении, в своей пустыни в двух верстах от монастыря — позже эту пустынь стали называть Филипповой. В 1551 году игумен Филипп принял участие в Стоглавом соборе. Именно на нём он во второй раз познакомился с князем Иваном Васильевичем, принявшим к тому моменту титул царя когда Филипп,вернее, тогда ещё Фёдор, ушёл из Москвы, будущему царю было всего восемь лет. Царь Иван запомнил мудрого игумена. В 1566 году возникла необходимость выбрать нового митрополита Московского и всея Руси. Митрополита, а не Патриарха — потому что Русская Церковь в те времена была митрополией Византийской Церкви. Главным кандидатом был казанский архиепископ Герман — самый известный и авторитетный на тот момент из иерархов Церкви. Он был не согласен с политикой Ивана Грозного и впал в немилость царя. Дело в том что в эти годы начинался один из самых мрачных и кровавых периодов в истории России — опричнина.
Митрополит против опричнины
Правда о убийстве Святителя Филиппа | 8 ноября митрополит Филипп (Колычев) был лишен сана и отправлен в заточение. |
Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины. - Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ » | В миру митрополит Филипп носил имя Федор. |
Святитель Филипп, митрополит Московский: биография и житие, молитва, икона | В это время митрополитом Московским был инок Чудова монастыря Афанасий. |
Митрополит Филипп Московский: житие, борьба с опричниной и конфликт с Иваном Грозным
На полученные средства игумен начал масштабное строительство. При нем на Соловках поднялся каменный Успенский храм, трапезная палата, Спасо-Преображенский собор, множество хозяйственных построек, возникла сеть каналов и появилась несколько технических приспособлений, облегчавших тяжкий труд иноков. На Большом Заяцком острове появилась превосходная гавань с гостиницей. Пополнились монастырская библиотека и ризница. Вместе с тем, строгий устав, разработанный Филиппом, не поощрял стяжательства. Молитвенная жизнь обители давала добрый образец другим монастырям Беломорья. От судьбы не уйдешь Икона митрополита Филиппа.
Слева — работы Симона Ушакова, 1653 год. Справа — святитель Филипп митрополит московский в житии, икона 17 века. Фото: wikipedia, obraz. Он вызывает Филиппа в Москву и предлагает стать митрополитом Русской церкви. Иван Грозный, хорошо разбиравшийся в людях, искал в лице Церкви союзника и знал, что будущий св. Филипп не интриган и не предаст.
Царь надеялся на личную преданность св. Филиппа, известного ему как человека скорее, мягкого и совершенно не амбициозного. Филипп ставит Грозному условие — право обращаться к царю с просьбами о помиловании. Это право было у Церкви раньше, но Иван Грозный его отменил. Царь выдвинул свое условие — митрополит не должен вмешиваться в дела опричнины.
Очень ярко изображена любовь Грозного к жене — красавице Анастасии, одиночество и страдания царя от непонимания окружающих и вообще современников. Исторические факты при этом самым причудливым образом перемешаны с вымыслом. Впрочем, вымысла не так много. Перед нами не ложь, а талантливый идеологический миф.
И не поддаться ему сложно. Понятно, что такой фильм был призван сделать явной историческую параллель между Грозным и Сталиным и оправдать и возвеличить последнего. В чем же роль митрополита Филиппа? В фильме сталинской эпохи это далеко не главный герой. Он, в силу своего родства с прочими Колычевыми, — сторонник отсталого боярства, он упрямый церковник, вознамерившийся «смирить» дерзкого царя. Но Житие святого и свидетельство о нем современников-бывших опричников немцев Таубе и Крузе - доносят до нас слово митр. Филиппа к его антагонисту, за которое он заплатил жизнью. По сути Житие и воспоминания Таубе и Крузе, будучи двумя независимыми источниками, не расходятся друг с другом. Приведем цитату из воспоминаний по книге Г.
Федотова: «Всемилостивейший царь и великий князь, доколе ты хочешь лить невинную кровь твоих верных людей и христиан? Доколе неправда будет царить в русском царстве? Татары и язычники, весь свет говорит, что у всех народов есть закон и правда, а на Руси их нет; во всем свете преступники, которые ищут милосердия у властей, находят его, а на Руси нет милосердия и для невинных и праведных. Подумай о том, что, хотя Бог возвысил тебя в мире, ты все же смертный человек, и Бог взыщет с рук твоих невинную кровь. Камни под ногами твоими, если не живые души, возопиют и будут обвинять тебя и судить; я должен сказать это тебе, по повелению Божию, хотя бы меня за это постигла смерть. Пророчество исполнилось вполне в судьбе царя. Но не уцелел и практически никто из подручных Грозного: почти все они, кроме, может быть, Малюты Скуратова, сгинувшего на войне, рано или поздно стали жертвами его опалы. Так что на последнем этапе войны с Баторием вокруг Грозного не осталось людей смелых и верных, тех, кто мог бы возглавить и вести военные действия. Но по мысли того же Федотова, был еще один виновный, понесший заслуженную кару.
Это народ - не только жертва, но и соучастник преступлений Грозного. Вина лежит на всех, кто безмолвствовал, кто не вступался за опальных, а порой и находил свою выгоду в гонениях на них, в своих целях использовал опричнину, казни и разбой.
Добрый вечер! Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! В эфире капитал-шоу «Поле чудес»! И как обычно, под аплодисменты зрительного зала я приглашаю в студию тройку игроков.
Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык. На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги. Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.
Афанасий (митрополит Московский и всея Руси)
Однако охраняющий низвергнутого митрополита пристав Стефан Кобылин сообщил, что Филипп умер в результате несчастного случая (угорел). Митрополит, погибший во время опричнины, назывался Филипп Колейцевич. Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины. Этого московского митрополита звали Филипп Колычев, он действительно осуждал Ивана Грозного за ведение опричнины и даже убеждал царя распустить опричнину. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость.
За что на самом деле расстреляли митрополита Вениамина
Все монахи, кто клеветал на низвергнутого митрополита, также подверглись жесткой опале. Однако эти репрессии не коснулись Малюты Скуратова. Очевидно, царь не считал главу своего сыскного ведомства виновным в смерти святителя Филиппа. В то же время подобных документальных подтверждений в отношении бояр, заподозренных в измене, - множество. В силу своего противоречивого характера Иван Грозный сочетал в себе качества талантливого государственного деятеля и глубоко верующего, но эмоционально неуравновешенного человека. Хорошо известно, что царь сильно переживал из-за всех казненных и убиенных по его приказу людей, неоднократно пытаясь отмолить свои грехи. Однажды во время очередного раскаяния в 1583 году по указанию Ивана Грозного был составлен интересный документ, получивший название «Синодик опальных царя Ивана Грозного». Этот список включал в себя имена людей, пострадавших в годы правления царя, для их церковного поминовения. Документ готовился очень тщательно на основе списка казненных, составленного приказными дьяками с учетом документов опричнины. Отдельные имена Иван Грозный вписал в синодик лично.
По данным историков, наиболее подробно в синодике отмечен период расследования дела Владимира Старицкого и последовавшего за ним новгородского похода 1567-1570 годов. Именно на это время пришлась опала и смерть святителя Филиппа. Однако ни в одном из известных списков синодика имя низложенного митрополита не значится. Скорее всего, 62-летний святитель Филипп действительно скончался в результате несчастного случая из-за неисправности печного оборудования. В этом нет ничего удивительного, поскольку подобные инциденты в XVI веке происходили достаточно часто, да и возраст у низложенного митрополита на момент смерти был для тех лет весьма солидный… Дмитрий Соколов.
Начав церковное служение послушником Островной обители, Филипп постепенно стал одним из самых авторитетных соловецких монахов, в связи с чем был избран новым настоятелем монастыря. В 1566 г. Филипп поставил ультиматум: он станет митрополитом только в случае отмены опричнины.
Иван не пошел на уступки; впрочем, посланные им церковные иерархи все же уговорили Филиппа принять назначение. В первое время управления церковью новым митрополитом царь несколько снизил уровень террора и жесткости по отношению к населению; впрочем, их отношения с Филиппом все равно стали довольно быстро портиться, а вскоре царь вновь начал волну репрессий. Поначалу Филипп, резко выступавший против опричнины, пытался увещевать царя. Затем, когда уговоры не помогли, митрополит пошел на открытый конфликт: он несколько раз игнорировал публичные просьбы Ивана Грозного о благословении, а после вообще стал прилюдно обличать его и опричников в совершенных ими преступлениях.
Однако в ходе придворных интриг семья Колычёвых оказалась в опале. Многие родственники Фёдора были казнены, и молодой человек был вынужден покинуть столицу. Соловецкий монастырь Фёдору удалось добраться до Соловецкого монастыря, в который был принят послушником. Наравне с прочими послушниками вчерашний баловень судьбы много и тяжело работал: носил камни, рубил дрова, копал землю. Спустя полтора года Фёдор принял постриг в монашество и получил имя Филипп.
В 1548 году соловецкий игумен в силу своего почтенного возраста сложил с себя сан и предложил назначить своим преемником Филиппа. Монастырский собор поддержал это решение, и Филипп единодушно был избран игуменом Соловецкого монастыря. Филипп проявил себя грамотным администратором, при котором Соловецкий монастырь в короткие сроки стал культурным и промышленным центром Северного Поморья. Московский митрополит К моменту выбора Московского митрополита сложилась непростая ситуация. Главный претендент на место, архиепископ Герман, открыто критиковал политику Ивана Грозного, в результате чего попал в опалу. В итоге в 1566 году царь вызвал Филиппа в Москву и предложил принять ему сан.
Исследователи сходятся во мнении, что действия Ивана Грозного никак не связаны с реальным решением отказаться от власти. Это был лишь способ воздействовать на правящую элиту, вынудить её пойти на уступки царю.
Претензии Ивана касались действий бояр в период его малолетства, прежде всего, это касалось фактов расхищения казны и перераспределения государевой земли. Царь указывал на то, что бояре, «собрав себе великие богатства», «о всём православном христианстве не хотя радети и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестьянства обороняти», «сами от служба удалятися и за православных крестиян стояти не похотели». Центральным же пунктом обвинений в сторону боярства были ограничения, чинимые правящей верхушкой царю в деле наказания изменников. Однако царь не просто заявил об оставлении престола, он наложил опалу на всех представителей правящего сословия, фактически отстранив их от власти. Также важным обстоятельством перед введением опричнины было и то, что царя в поездке изначально сопровождало отборное дворянское войско. В этой ситуации боярство едва ли могло решиться на прямое военное сопротивление царю. На руку Ивану в этом конфликте сыграла непростая международная обстановка, вызванная продолжением Ливонской войны. Всё это в совокупности привело к тому, что в Слободу отправилось большое посольство из Москвы, представители которого после переговоров с Иваном готовы были принять любые условия царя.
Наиболее важными из них было признание исключительного права Ивана наказывать изменников, а также введение новой системы государственного управления — опричнины. Сущность опричнины Обращаясь к самому термину «опричнина», стоит заметить, что это понятие в Древней Руси не несло какого-либо негативного оттенка. Все владения князя переходили к его наследникам по мужской линии «опричь» кроме того, что выделялось вдове. Таким образом, слово «опричь», лежащее в основе понятия, буквально означает «кроме». В посланиях Курбского можно найти ещё и термин «кромешники», то есть опричники. Что же составляло суть опричнины? В узком смысле под «опричниной» понимался удел, выделенный Иваном Грозным для самого себя из всей территории государства. В широком смысле термином «опричнина» принято обозначать порядок управления, характерный для Русского государства в период с 1565 по 1572 год.
В символическом же значении опричнина воплощает в себе террор, расправы и жестокость со стороны властей. Характеристика опричнины К характерным чертам опричной системы стоит отнести: Разделение территории государства на две неравнозначные части — опричнину и земщину. Неравноценность их заключалась в том, что в царский удел отошли преимущественно районы, богатые солью, что создавало экономическую базу опричнины. Создание на территории опричнины Ивана IV особой Боярской думы, земщиной же управляла прежняя Боярская дума. Создание особого опричного войска, которое выполняло роль не только личной стражи царя, но и участвовало во многих боевых операциях. Ограничение влияния на политическую жизнь представителей знатных княжеских и боярских родов, которые не получили ключевых должностей в опричном дворе. Появление у царя новой резиденции — Александровой слободы, которая стала неофициальной столицей образовавшегося опричного государства. Практика новой модели организации общества в виде монастырского братства, когда государством управляет структура, напоминающая внешне объединение монахов общежитийной обители.
В роли игумена был сам царь, воле которого необходимо было покорно подчиняться. Основные направления опричнины Основной удар в годы опричнины, безусловно, наносился по правящему слою — княжеским родам, видному боярству и приказным людям. Раздел государства на земщину и опричнину подразумевал передел земли внутри страны, вызванный тем, что изначально проживавшие на территории земщины, но перешедшие на службу в опричное войско землевладельцы должны были оставить свои земли, получив взамен земли на территории опричнины. Это правило работало и наоборот — в отношении людей, составлявших войско или административный аппарат земщины. Эти лица лишались своей собственности в опричных землях, которая переходила в распоряжение царя. Своих вотчин лишились не только бояре и служилые люди, но и княжеские рода потомков Рюрика. Их родовые владения были насильственно включены в опричнину. Исследователи сходятся во мнении, что наибольший ущерб опричная политика нанесла именно этой категории землевладельцев.
Опричная политика также привела к расколу в рядах дворянского сословия, что было вызвано их перемещениями и сменой расположения земельных владений. Тем самым была усилена зависимость служилых людей от воли монарха. Перераспределение земельных владений позволяло царю уменьшить удельный вес вотчинных родовых земель и увеличить площади поместных.
Как звали митрополита погибшего во время опричнины
Николай Неврев опричники. Художник н. Репрессии Ивана Грозного. Смерть Владимира Старицкого. Кто убил Владимира Старицкого. В Старицкий опричнина. Роль опричнины. Роль Ивана 4 в опричнине.
Опричнина грамоты. Введение опричнины Иваном 4. Иван IV Грозный, первый русский царь 1547-1584. Правление Ивана Грозного 1533 -1584. Царь всея Руси. Иван Грозный 1530. Иван Грозный 1533.
Казнь опричников Иваном грозным. Новгородский погром Ивана Грозного картина. Опричники Ивана Грозного картина. Московские казни 1571. Новгородский погром Ивана Грозного 1570. Иван Грозный и опричники в Новгороде. Поход на Новгород Ивана Грозного.
Начало политики опричнины. Опричнина при Иване Грозном презентация. Смертная казнь при Иване Грозном. Казни на Руси при Иване Грозном. Что такое опричнина в истории России 7 класс. Худородные дворяне это. Опричнина презентация.
Опричнина слайд. Мероприятия опричного террора. Опричный террор Ивана Грозного. Примеры опричного террора Ивана Грозного. Опричный Боярин. Основные события правления Лжедмитрия 1. Смута это период с 1598 по 1613.
Основные события правления Бориса Годунова в Смутное время. Борис Годунов Древо. Иван Грозный на богомолье. Опричники Ивана Грозного 7 класс. Опричники Ивана Грозного презентация. Презентация на тему опричнина. Опричнина Ивана Грозного презентация.
Понятия опричнина презентация. Введение опричнины. Реформа Ивана 4 1565 1572 опричнина. Подвиги митрополита Филиппа и Гермогена. Нравственный подвиг митрополита Филиппа.
Иоанн очень любил ее, и она для него много значила — кроткая царица умела обуздывать природную жестокость царя. И вот ее не стало: на горечь этой тяжелейшей для Иоанна утраты, так помутившей сознание царя, наслаивались жуткие воспоминания детства о боярском своеволии, вспоминалось предательство друзей в дни болезни. Вероятно, последовал психический срыв в душе царя, который очень болезненно пережил кончину самого близкого и верного ему человека. Именно это во многом сформировало тот патологический настрой, который постепенно стал поглощать сознание Иоанна и превращать его в кровавого деспота. Сейчас трудно судить, была ли кончина Анастасии насильственной, но Иоанн уже так ожесточился против своих бояр, что открыто обвинял их в отравлении своей супруги. Позднее сам Иоанн в письме к Курбскому признавался, что именно потрясение, связанное со смертью жены, стало причиной вспышки жестокости Грозного. Кроновых жертв бы не было», — писал царь. Среди первых жертв оказались вчерашние любимцы, а теперь ненавистные и постылые Сильвестр и Адашев, уже ранее подвергнутые опале. Правда, пока оставался второй «удерживающий» — митрополит Макарий — царь еще не доходил до кровопролития. Ограничился лишь тем, что после заочного судилища обоих отправил в ссылку. Это было прямое следствие заступничества Макария, который в ответ на угодливое предложение судий казнить бывших фаворитов во всеуслышание завил, что надо прежде выслушать подсудимых. В результате Сильвестра отправили в монастырское заточение в Кириллову обитель затем его перевели на Соловки , а Адашева послали воеводой в Ливонию, где он и погиб при весьма темных обстоятельствах. Но вот 31 декабря 1563 г. Последний человек, которому Грозный мог доверять, ушел из жизни. Порвалась последняя нить, связывавшая Грозного с теми светлыми временами, когда так блестяще начиналось его царствование. И эту смерть Иоанн перенес так же тяжело, как и кончину супруги. Затем последовал взрыв ярости и жестокости. Более не было преград на пути вырвавшегося из глубин подсознания потока страстей. И все они, как слепо верил Иоанн, покрываются одним — его Богоданной царской властью.
Разумеется, напрямую обвинить царя в том, что он отбирает у церкви привилегии, митрополит не мог, и поэтому направил обличающий пафос в направлении исполнителей царской воли — опричников. Благо политика опричнины была весьма жестока, и найти множество случаев злоупотребления властью, а также несправедливых казней и преследований было совсем несложно. Несмотря на гнев царя, вызванный критикой со стороны митрополита, Филипп продолжил обличения опричнины. Это привело к тому, что Иван IV распорядился начать против Филиппа следствие. В ноябре 1568 года состоялся церковный суд. Обвинение было ожидаемым — злоупотребления властью и порочное поведение. С него сняли облачение святителя, одели в простую монашескую рясу и отправили под арест в московский Богоявленский монастырь. Затем Филиппу прочитали приговор о вечном заточении и перевезли в тверской Отроч Успенский монастырь, который и стал местом его смерти. И тут начинается самое интересное. Встают вопросы — на основании каких исторических источников мы имеем информацию о смерти Филиппа? И кому же она была выгодна? Начнем с того, что таких источников всего четыре: летописи сведения о гибели Филиппа содержатся лишь в нескольких из них , письма князя Андрея Курбского, воспоминания Э. Таубе и Э. Крузе и житие Филиппа Колычева. И все эти источники стоит признать недостаточно достоверными. Летописи прямо оперируют данными гораздо более позднего времени, по содержанию тесно связаны с житием Филиппа и, следовательно, составлены значительно позже, не очевидцами событий и даже не опираясь на показания очевидцев. Сочинения Андрея Курбского носят резко полемический характер, к моменту смерти Филиппа князь уже давно бежал в Литву и в отношении происходящего в России располагал лишь слухами разной степени достоверности. Более того, Курбский уже поступил на службу к Сигизмунду II Августу и принял участие в войне с русскими. Его послания к Ивану IV наполнены критикой царя и совершенно не объективны, хотя порой и справедливы. Наконец, сочинения лифляндских авантюристов Таубе и Крузе переполнены таким количеством совершенно баснословных сведений о России, что их принято выводить за пределы достоверных источников, считая чем-то вроде литературы, посвященной описанию экзотических земель. Кроме того, степень доверия к Таубе и Крузе резко падает после того, как они бежали с русской службы и перешли на сторону Речи Посполитой, выступив далее в качестве пропагандистов, обличающих «варварство московитов». Житие Филиппа содержит наиболее подробный рассказ о его смерти, включая информацию о том, как Малюта Скуратов задушил бывшего митрополита подушкой, но и оно написано значительно позже случившихся событий на основании бытовавших в русском обществе слухов. Текст жития изобилует ошибками как в фактах, так и в исторических персоналиях. Пытаясь моделировать процесс превращения слухов о смерти Филиппа в исторические факты, внесенные в письменные документы эпохи, можно предположить такой ход событий. Первоначально появились слухи о том, что следовавший в Новгород Малюта Скуратов заглянул в Отроч Успенский монастырь и там тайно убил Филиппа Колычева. Появление этих слухов очевидно — ведь число противников опричнины и самого Малюты было весьма немалым.
Тогда опальный митрополит был сослан в Тверской Отроч монастырь, а некоторые его родственники были казнены. Зимой 1569 г. По пути Иван Васильевич отправил своего поверенного, главу опричников Малюту Скуратова, в Тверь - якобы за благословением Филиппа. Когда Малюта пришел в келью с просьбой благословить поход на Новгород, Филипп ответил решительным отказом. Тогда Малюта набросился на бывшего митрополита и задушил его подушкой. Так погиб человек, который не боялся в лицо сказать Ивану Грозному все, что думает. В дальнейшем митрополит Филипп был канонизирован Русской православной церковью.
Тест с ответами по истории «Опричнина» 7 класс
– Умири совесть мою, – обращается к царю будущий митрополит, – упраздни опричнину! Все три раза митрополит якобы увещевал царя, чтоб он не «возмущал собственную державу» казнями и опричниной. Имя пользователя или адрес электронной почты. Тем временем Малюте предстояло убить не просто высокородного, но и весьма авторитетного, хотя и низложенного митрополита Филиппа. Митрополита, погибшего во время опричнины, звали Филипп Колыванов.
Тест с ответами по истории «Опричнина» 7 класс
Тем временем Малюте предстояло убить не просто высокородного, но и весьма авторитетного, хотя и низложенного митрополита Филиппа. Филипп (Колычев) — Митрополит Филипп II Митрополит Московский и всея Руси 25 июля 1566 — 8 ноября 1568 Интронизация: 25 июля 1566 года Церковь: Русская православная церковь Предшественник: Афанасий Преемник: Кирилл IV Имя при рождении: Фёдор Степанович. Сторонники опричнины организовали вторую попытку свергнуть неугодного митрополита.