Новости музей щусева в москве

На выставке, подготовленной Музеем архитектуры имени А.В. Щусева совместно с Фондом апостола Андрея Первозванного, будет представлено более 100 экспонатов, отражающих архитектурную историю Кремлевских башен и изменения расположенных на них икон.

От Мавзолея Ленина до Казанского вокзала: что построил в Москве архитектор Алексей Щусев

→ Пресс-релизы (2022 год) → Видеорепортаж с открытия кижской выставки «Польза, прочность и красота крестьянской архитектуры» в музее архитектуры имени Щусева в Москве. В Москве в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева состоялось открытие выставки «Николай Львов. В столичном Музее архитектуры запускают уникальный по масштабу проект — с 4 октября там будет работать выставка к 150-летию архитектора Алексея Щусева. Люди ходят в музеи из-за возможности живого общения с шедеврами, считает директор Музея архитектуры им. Щусева Елизавета Лихачёва. МОСКВА, 14 дек — РИА Новости. В Музее архитектуры имени А.В. Щусева открылись две выставки, посвященные русскому деревянному зодчеству.

Музей архитектуры имени Щусева представил планы на 2024 год

Директора музея Щусева отправили в ГМИИ В Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева я побывала еще в феврале.
Музей архитектуры представляет выставку «Алексей Щусев. 150» В Москве с 4 октября по 21 января пройдет первая за 50 лет монографическая выставка, посвященная творчеству архитектора Алексея Щусева.
В Москве оцифровали экспонаты Музея архитектуры им. Щусева В Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени Наталья Шашкова пришла 1 марта 2017 года на должность заведующего отделом учета и пополнения фондов, в 2021 году заняла должность заместителя директора по учетно-хранительской работе.
В Москве оцифровали экспонаты Музея архитектуры Документы, рассказывающие о ранних годах существования музея и подготовке первой выставки 1948 года, представляют Щусева как выдающегося ученого и организатора.

Выставка «Алексей Щусев. 150»

На выставке представлены работы лучших архитектурных фотографов России. В экспозицию вошли макеты 33 знаковых зданий Москвы, построенных за последние 10 лет, новых объектов, которые будут открыты. Посетить выставку можно с 30 июня по 4 сентября. Фото: пресс-служба Минкультуры России t.

Гостиница «Москва» Щусева нельзя назвать основным автором этого проекта, но без него гостиницы «Москва» не было бы. Работу над ней в 1933 году начали Освальд Стапран и Леонид Савельев. В те годы всё чаще стали появляться постройки в стилях конструктивизм и сталинский ампир.

Возведенные при царской эпохе здания мало подходили на роль визитной карточки социализма. Это в том числе касалось и гостиниц «Метрополь» и «Националь». В центре города должна была появиться новая гостиница, которая бы отвечала потребностям нового правительства. Савельев и Стапран возводили ее в конструктивистском ключе. Но чересчур строгий вид гостиницы, и, возможно, недостаток опыта у двух молодых архитекторов сыграли свою роль. И власти привлекли к проекту Алексея Щусева, который уже зарекомендовал себя во время строительства Мавзолея.

Это повлекло за собой немало сложностей. Савельев и Стапран, обязанные подчиняться новому руководителю, обвиняли Щусева в присвоении авторства над гостиницей. И того поначалу даже отстранили от работы, но потом — под давлением общественности — вернули. Да и сам мэтр не особо горел желанием трудиться над фактически чужим проектом. Но ему, так или иначе, пришлось. И Щусев решил переработать эскизы.

Фасады теперь украшали виньетки и капители, а две башни гостиницы стали асимметричными. Теперь «Москва» выглядела более грандиозно и величественно. Не зная, какой из чертежей он одобрит, Щусев предложил на выбор два варианта: построить гостиницу с декоративным оформлением или, напротив, сделать ее скромнее. Не разобравшись в чертежах, Сталин поставил подпись посередине, а проектировщики не решились уточнять, что он имел в виду, поэтому фасад и выглядит так асимметрично. До сегодняшнего дня гостиница «Москва» не дожила. В 2005 году ее снесли, чтобы построить на этой территории крупный бизнес-комплекс с апартаментами, офисами и торговыми площадями.

Позднее от проекта решили отказаться и всё же реконструировать «Москву». Сегодня на месте гостиницы стоит новодел, который напоминает историческое здание только внешне. Станция метро «Комсомольская» Действительно, представить Площадь трех вокзалов в центре Москвы без вклада Щусева невозможно. Но Алексей Викторович спроектировал не только Казанский вокзал, Каланчевский путепровод и Клуб железнодорожников. Еще один его проект располагается под землей — это станция «Комсомольская» Кольцевой линии метро. Это апофеоз сталинского ампира.

Станция поражает своей красотой и помпезностью: ряды мраморных колонн тянутся вдоль путей, желтые потолки украшает лепнина с растительным орнаментом, а роскошные рожковые люстры мягко освещают станцию. Приезжая сюда, гости столицы смогут бесплатно изучать историю. Поэтому главным достоинством станции стали посвященные военным подвигам мозаики из уральских полудрагоценных камней и разноцветного стекла. Основная тема станции — это победа советского народа в Великой Отечественной войне, но пассажиры также могут взглянуть на иллюстрации Бородинского сражения, Куликовской битвы, воззвания Минина и Пожарского и другие. Автор мозаик — художник Павел Корин, с которым Щусев работал на протяжении всей жизни. И это неудивительно, ведь Щусев был специалистом в храмовом зодчестве.

Я называю эту его работу последним храмом, — рассказывает биограф архитектора Александр Васькин. RU Станцию метро «Комсомольская» можно считать лебединой песней Щусева. Ведь это последняя его работа, которую после смерти мэтра продолжали его коллеги Алиса Заболотная и Виктор Кокорин. За этот проект Щусева удостоили Сталинской премии посмертно. Больше в Советском Союзе архитектора с таким количеством [Сталинских.

Например, фрагменты подлинного убранства гостиницы «Москва»: гипсовые рельефы для кессонов , лепные украшения, элементы балюстрады и предметы из гостиничных номеров. Историю работы над проектом театра в Ташкенте дополняет авторская модель сооружения и выполненные на гипсовых плитах эскизы росписей фойе. Большое внимание в экспозиции уделено деятельности Алексея Щусева в годы Великой Отечественной войны.

Главной задачей архитектора в это время стала работа по восстановлению разрушенных городов и сохранению поврежденных памятников архитектуры в Истре, Новгороде, Сталинграде, Кишиневе, Туапсе. Творческое наследие 1940-х годов также представлено проектами зданий научных учреждений по всей стране, работу над которыми возглавляемая Щусевым мастерская «Академпроект» продолжала в военные и послевоенные годы. Завершает экспозицию в Анфиладе секция, посвященная последнему проекту Алексея Щусева — Музею русской архитектуры , который был создан по его инициативе в 1945 году. Документы, рассказывающие о ранних годах существования музея и подготовке первой выставки 1948 года, представляют Щусева как выдающегося ученого и организатора.

Щусев как автор и теоретик "национальных" стилей в 1930-е г. Щусев как борец за архитектурное наследие. По материалам Н. Виноградова» 12 октября Модератор: Анатолий Анатольевич Оксенюк, заместитель директора Музея архитектуры им. Щусева «А. Проект нового здания Третьяковской галереи наВолхонке. Продолжение темы» Юлия Дмитриевна Старостенко Музей архитектуры им. Щусева «Проект главного здания Академии наук и его роль в судьбе А.

Выставку фотографий современной архитектуры Москвы представили в Музее Щусева

Отмечается, что в музее внедрили автоматизированную систему учёта и контроля перемещения произведений искусства. Так, резидент ОЭЗ Москвы помог оцифровать часть коллекции Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. Щусева», — рассказал руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Владислав Овчинский.

И чем отличается ранний классицизм от зрелого, а эклектика от модерна? На экскурсии мы ответим не только на эти вопросы, но и на примере архитектуры московских улиц расскажем, как один стиль сменял другой, оставляя свой отпечаток на формировании такого особенного архитектурного облика нашей столицы.

Конкурс на новый логотип стартовал два года назад. Музей хотел подчеркнуть разнообразие экспонатов — от графических работ до старинной мебели. При этом символ должен быть современным, минималистичным и не заезженным, без привычных капителей и портиков. Из 350 заявок сотрудники выбрали идею ростовского дизайнера Евгения Вольпова.

Сверху мастер устанавливает позолоченный флюгер в виде крылатого змея Зиланта, который считается защитником и покровителем Казани», — говорит Юлия Старостенко. В 2016 году был завершен полный комплекс реставрационных работ по фасадам, которым вернули исторический цвет, и интерьерам Казанского вокзала, а в 2022-м специалисты провели реставрацию флюгера. Сегодня Зилант вновь украшает верхушку главной башни. Мавзолей Владимира Ленина Красная площадь, дом 1 Но самым знаковым проектом Алексея Щусева, который без преувеличения сделал его главным советским архитектором, стал Мавзолей Владимира Ленина на Красной площади. Это здание, отделанное гранитом красного цвета, с крупной надписью «Ленин» известно не только в Москве и России, но и во всем мире. Сооружение отличает строгая форма и монументальный, но в то же время почти сакральный вид. Заказ на строительство мавзолея пришел Щусеву практически в ночь после смерти вождя. За окном стоял январь 1924 года. Для организации прощания с Лениным здание нужно было возвести в предельно сжатые сроки. Щусев принялся за дело, и буквально через несколько дней на Красной площади появился первый временный мавзолей. После этого глава комиссии по увековечиванию памяти Ленина Леонид Красин сформулировал концепцию архитектурного решения мавзолея — невысокое, неяркое и уступчатое сооружение в виде пирамиды. Именно такой образ лег в основу второго временного мавзолея из дерева, сооруженного в 1924 году, а затем и постоянного из камня. Его строительство было начато в 1929 году. Работы вновь поручили Щусеву. Сооружение не вписывается в рамки конкретных стилей, оно будто само по себе. И в этом его феномен», — подчеркивает Юлия Старостенко. Каменный мавзолей открыли 10 ноября 1930 года. Сегодня он тоже доступен для посетителей. Объект культурного наследия возведен в 1928—1933 годах в стиле конструктивизма для Наркомата земледелия позже Министерство сельского хозяйства СССР. Здание включает четыре корпуса, сгруппированных вокруг внутреннего двора. Это одно из наиболее масштабных и значительных общественных сооружений Москвы конца 1920-х — начала 1930-х годов. С 2017 года специалисты провели комплекс работ по сохранению и реставрации его фасадов и интерьеров. Кроме этого, здание приспособили для современного использования.

«Москва. Реальное»: лучшие фотографы страны представляют лучшую архитектуру ее столицы

Ну а сами KRNV своей инсталляцией напомнили, что проектирование — это не только технический, но и художественный, и творческий процесс. Кстати, этот пункт является одним из основных критериев оценки номинантов премии экспертным жюри. Впервые вместо пяти победителей наградили 12. Статуэтки вручили члены экспертного совета.

В числе лауреатов этого года сразу два знаковых высокотехнологичных проекта в сфере образования и науки — новый кампус МГТУ им. Баумана арх. Kleinewelt Аrchitekten.

Выставка «Алексей Щусев. Щусева при поддержке Министерства культуры Российской Федерации представляет первую за последние 50 лет монографическую выставку, посвященную творчеству выдающегося архитектора Алексея Викторовича Щусева 1873 — 1949 — «Алексей Щусев. Этот масштабный проект состоит из двух частей, которые представлены в Анфиладе и в Аптекарском приказе. Среди экспонатов почти 600 предметов: проектные графические листы дополнены ученическими и художественными работами мастера, архивными фотографиями, письмами, документами и личными вещами Алексея Щусева, моделями и макетами. Алексей Щусев — архитектор уникального дарования, блестяще проявивший себя в разных архитектурных стилях и направлениях конца XIX — первой половины XX веков. За 55 лет деятельности он создал такие шедевры, как Казанский вокзал в Москве, Мавзолей В. Ленина, Государственный театр оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте. Выставка позволяет взглянуть на великого зодчего как на человека, художника, градозащитника, учёного, реставратора, основателя и первого директора Музея русской архитектуры. Хронологическая последовательность выставки помогает зрителю проследить весь творческий и духовный путь архитектора, изменение художественных вкусов и реалий времени и реакцию гения на них.

Становление Алексея Щусева представлено в виде его ученических работ в Академии Художеств. Отдельный зал посвящен железнодорожным проектам Алексея Щусева: Казанскому вокзалу — горячо любимому и самому трудному детищу мастера, работе над которым он отдал 38 лет, и ранее неизвестным публике сооружениям железнодорожных линий Арзамас — Шихраны, Нижний Новгород — Котельнич и Казань — Екатеринбург.

Фестиваль с каждым годом становится все больше, а тема каждый раз посвящена новой актуальной проблеме, решить которую может помочь архитектура. Наш опыт показывает, что энергия и азарт молодых участников под руководством квалифицированных кураторов дают интереснейшие результаты, которые мы стремимся применять в других проектах. Я уверен, что в этом году финальные проекты команд удивят и смогут дать толчок к решению глубоких социальных проблем и потребностей жителей городов» — отметил Сергей Кузнецов. Куратор фестиваля и архитектор выставки — бюро ATRIUM, коллектив которого вот уже почти 30 лет создает вдохновляющие пространства и живую среду в самых разных типологиях и географических точках. Особую сферу интересов для бюро представляет проектирование образовательных сред, откуда и выросла идея посмотреть, как можно трансформировать все социальные пространства.

Так что кураторы воркшопов и студенты задавались вопросами порой очень тонкими и неоднозначными, шла речь и о тех, кто выпал «из круга света» и для кого социализация и улучшение качества среды сегодня буквально жизненно необходимы.

Так, Щусев проектирует Дом архитекторов. Изначально здание планировали включить в большой ансамбль, но задумку не воплотили в жизнь. Необычную форму дом получил неспроста — полукруг ориентирован на площадь Киевского вокзала», — рассказывает Юлия Старостенко. Кроме того, существует легенда, что полукруглым Щусев сделал здание, чтобы оно огибало стоящую в то время перед ним церковь. Ее в итоге снесли, а форма сохранилась. Но, по словам Юлии Старостенко, чертежи архитектора изначально предполагали снос храма. Его отличают строгие формы, аккуратные эркеры и ряды частых квадратных окон.

Дом академиков Ленинский проспект, дом 13 Еще один впечатляющий жилой дом по проекту Алексея Щусева возвели на Ленинском проспекте. К строительству архитектор приступил в 1937 году, а потом и сам поселился в одной из квартир. Предполагалось, что здание будет выходить, помимо Большой Калужской улицы, которая теперь стала частью Ленинского проспекта, на новую кольцевую магистраль Москвы, поэтому угол его фасада мастер сделал скошенным. Но новое бульварное кольцо так и не построили, а необычный акцент у сооружения остался», — говорит главный научный сотрудник музея. Примечателен дом также помещенными в эркеры лоджиями, чередованием балконов на главном фасаде и большой центральной аркой, ведущей во двор. Станция метро «Комсомольская» кольцевая Комсомольская площадь В списке самых известных работ мастера есть и подземные творения. Это станция «Комсомольская» Кольцевой линии, которую по праву считают одной из красивейших в столичном метрополитене. Заказ на ее строительство Щусев получил в 1945 году.

Проект станции стал последней работой архитектора и завершался уже без его участия. В 1949 году Щусев ушел из жизни. Это позволило Щусеву оформить ее свободно, монументально и парадно. Для создания проекта он обратился к истории, стремясь запечатлеть в камне победу русского оружия. Изображения выполнены из кусочков смальты и натуральных камней. Станция украшена также лепными декоративными элементами: растительным орнаментом, завитками и картушами. За проект «Комсомольской» архитектора посмертно наградили Сталинской премией второй степени. Узнать подробнее о жизни и творчестве легендарного советского архитектора можно на выставке «Алексей Щусев.

Выставка «Фальконье. Архитектура света» в музее архитектуры имени А.В. Щусева

В Музее Щусева Лихачева участвовала в создании научного фотокаталога. Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка, посвященная 150-летию архитектора Алексея Щусева. 30 ноября 2023 года в Центре Гиляровского, филиале Музея Москвы, открылась выставка «Конструктивистские тенденции в творчестве Алексея Щусева. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева приглашает вас 11-13 октября 2023 года принять участие в научной конференции «Щусевcкие чтения-2023». В Москве с помощью резидента ОЭЗ «Технополис Москва» — завода «Микрон» — оцифровали экспонаты Музея архитектуры имени А.В. Щусева. Государственный Музей архитектуры им. А.В. Щусева в Москве: сайт, выставки, афиша, стоимость билетов, режим работы, гостиницы рядом, фото, видео, как добраться на общественном транспорте и такси.

Лауреатов Архитектурной премии Москвы 2023 наградили в Музее архитектуры имени Щусева

Алексей Щусев — выдающийся архитектор XX века, как никто другой умевший виртуозно работать в самых разных стилях — от историзма до модерна, — и глубоко постигать их суть. В экспозиции можно будет увидеть конкурсные эскизы зданий Библиотеки имени Ленина, Дома Советов в Иваново-Вознесенске, Народного комиссариата земледелия СССР Наркомзема , Химического института, а также макет Мавзолея Ленина, письменный стол, за которым работал Алексей Щусев, и другие предметы из частных и музейных коллекций. Особый интерес представляют эскизы и проекты комплекса зданий Третьяковской галереи на Волхонке и музея Бардыгиных в Егорьевске, где впервые был применен принцип расположения музейных залов по спирали. Выставка устроена по хронологическому принципу и представляет основные этапы творческого пути архитектора — поиск стиля, зрелый конструктивизм, постконструктивизм и переход к ар-деко.

Никита Андреев, куратор выставки: «Мы также покажем различные образцы строительного стекла, появившиеся во второй половине XIX и начале ХХ века: напольные иллюминаторы в чугунных решетках, оконные призмы системы Люксфер, прессованные стеклоблоки системы Кепплер, настенные плитки Марблит, стекло Монье с проволочной сеткой, стеклянные черепицы и узорчатое стекло. Эти строительные материалы стали приметами нового времени — бурного развития стекольной промышленности и металлургии, удовлетворявших потребности современной архитектуры». Посетителям выставки будут представлены результаты новейших исследований, связанных с изобретением Гюстава Фальконье, раскрыты секреты производства стеклянных кирпичей, показаны сырье, формы, инструменты для выдувания различных моделей фальконье. Елизавета Лихачева, директор Государственного музея архитектуры имени А. Щусева: «Этот проект важен для Музея не только как рассказ об одной из популярных строительных технологий прошлого, но и как пример возвращения забытых технологий в будущее. Мы расширяем палитру современной архитектуры и дизайна: одной из задач проекта является актуализация фальконье и стекла в архитектуре, возобновление многогранности методов использования этого материала». Игорь Левченков, генеральный директор компаний-производителей товаров для ванной комнаты AQUATON и Santek — официальных партнеров выставки: «Стекло, как и керамика, появилось в результате творчества самой природы, но именно человек, работая с этими материалами и применяя различные технологии их обработки, придает им изящество и законченность форм, закладывая в облик предмета культурные коды, свойственные его эпохе, а иногда и предвосхищающие будущее. Архитектура объединяет культурное наследие поколений и прокладывает дорогу к новому времени. Благодаря выставке Музея архитектуры современные архитекторы и дизайнеры могут вдохновиться наследием прошлого и заново открыть для себя стеклянные фальконье, «камни света», переосмыслить это удивительное изобретение и дать ему новую жизнь. Как производители, проводники инноваций и большие ценители искусства, дизайна и архитектуры, мы рады выступить партнерами и участниками этого проекта». Стеклянный кирпич Фальконье стал вдохновением для ювелирного спецпроекта в рамках выставки. Музей архитектуры и его официальный ювелирный партнер — бренд EpicJewellery — представят капсульную коллекцию подвесок и браслетов из серебра и позолоты с цветными камнями аметистами, цитринами, топазами и другими , ограненными в стиле Фальконье. Огранка разработана специально для проекта. Украшения поступят в продажу в магазин Музея архитектуры.

Даля, Государственного биологического музея имени К. Тимирязева, Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские», Музейно-выставочного объединения «Манеж», Государственного музея В. Москвы «Романовская школа» и частных коллекций. На выставке в качестве артефактов-маркеров знаковых мест и событий района можно увидеть ткани производства Трехгорной мануфактуры; краски Людмилы Маяковской, старшей сестры Владимира Маяковского, первой женщины на фабрике, которая занимала административно-техническую должность до революции в России; макет Хлебозавода Георгия Марсакова с детализированным интерьером; окаменелости московского моря, вышивки из особняка Петра Щукина и многое другое. Воспоминания жителей района были найдены благодаря проекту «Прожито» и записаны в процессе работы Лаборатории авторской фотокниги, проведенной в Центре «Зотов» под кураторством Аллы Мировской.

Система учета и контроля музейных ценностей производства завода « Микрон » включает набор радиочастотных меток для маркировки объектов, мобильный RFID- терминал сбора данных , RFID- принтер и отечественное программное обеспечение. Противокражная рамка с RFID-антенной и считывателем разработана тем же производителем. Каждому экспонату и товару присваивается индивидуальный номер. Все объекты маркируются метками, которые регистрируются в базе данных программного комплекса и «1С». Информация, присвоенная метке, содержит учетный номер, наименование, краткое описание и другие данные. RFID-оборудование и ПО обеспечивают мгновенную запись и считывание информации, интегрирует ее в учетной программе в режиме реального времени.

Музей Архитектуры

Мало кто знает, в чем находил Алексей Щусев истоки своего вдохновения. Почему ваш музей заинтересовался творчеством Алексея Щусева? Какое отношение имеет архитектор к декоративному искусству? Елена Титова: История взаимоотношения Щусева и нашего музея начинается практически с момента его основания, когда стало понятно, что музей будет собирать прежде всего народное искусство и русский стиль.

Щусев черпал вдохновение в произведениях народного искусства, которые он коллекционировал. Именно они стали образцами для его работ в русском стиле. Эта взаимосвязь хорошо прослеживается на выставке в зале "Лапидарий", где представлены шаблоны Марфо-Мариинской обители и предметы из коллекции Щусева.

Фото: Предоставлено Музеем декоративного искусства В начале 2000-х наследники архитектора передали в музей часть собранной им в экспедициях по России коллекции тканей, образцов вышивки и предметов одежды. Вместе с этой коллекцией музейные фонды пополнились удивительным экспонатом - "Куклой из шкатулки". Это подарок Щусеву от княгини В.

Сидамон-Эристовой, дочери исследователя и коллекционера народного искусства Натальи Шабельской. Она тоже представлена на выставке вместе с собственноручным дарственным письмом княгини. В 1999 году мы получили коллекцию Кустарного музея Московского земства.

С тех пор мы стали активно изучать его историю.

На берегу Москвы-реки, напротив Киевского вокзала, стоит необычный полукруглый дом. Он тоже выделяется среди других построек. Это Дом архитекторов, который строился около 30 лет. В 1934 году членам Союза архитекторов СССР — а их число продолжало расти — потребовалось новое жилье. Работу над этим проектом поручили Щусеву, который заработал доверие властей как профессионал. Но идею архитектора не одобрили — такой проект оказался слишком дорогим.

А потому строение упростили, и сегодня Ростовскую набережную украшает многоэтажка в стиле постконструктивизм. Щусев — директор Третьяковской галереи В 1926 году Алексею Викторовичу, у которого не было ни заказов, ни постоянной работы, предложили возглавить Третьяковскую галерею. Щусев и ранее интересовался искусством, а потому легко согласился. Щусева увлекла новая работа — он увеличил коллекцию Третьяковки, закупив новые картины, занялся производством сувениров открыток и альбомов с изображением известных полотен , открывал новые выставки. В 1927 году Щусев, чтобы расширить фонд графики Третьяковской галереи, купил дом в соседнем Малом Толмачевском переулке. Там разместились администрация музея, научный отдел, библиотека, архивы и хранилище графики. Кроме того, новый директор провел в Третьяковке электричество, наладил вентиляцию и отопление.

Более того, благодаря Алексею Викторовичу в Третьяковке появился новый корпус, который в народе так и называется — «щусевский», — говорит Александр Васькин. Поначалу он использовался только для выставок, но с 1940-го стал полноценной частью экспозиции. Гостиница «Москва» Щусева нельзя назвать основным автором этого проекта, но без него гостиницы «Москва» не было бы. Работу над ней в 1933 году начали Освальд Стапран и Леонид Савельев. В те годы всё чаще стали появляться постройки в стилях конструктивизм и сталинский ампир. Возведенные при царской эпохе здания мало подходили на роль визитной карточки социализма. Это в том числе касалось и гостиниц «Метрополь» и «Националь».

В центре города должна была появиться новая гостиница, которая бы отвечала потребностям нового правительства. Савельев и Стапран возводили ее в конструктивистском ключе. Но чересчур строгий вид гостиницы, и, возможно, недостаток опыта у двух молодых архитекторов сыграли свою роль. И власти привлекли к проекту Алексея Щусева, который уже зарекомендовал себя во время строительства Мавзолея. Это повлекло за собой немало сложностей. Савельев и Стапран, обязанные подчиняться новому руководителю, обвиняли Щусева в присвоении авторства над гостиницей. И того поначалу даже отстранили от работы, но потом — под давлением общественности — вернули.

Да и сам мэтр не особо горел желанием трудиться над фактически чужим проектом. Но ему, так или иначе, пришлось. И Щусев решил переработать эскизы. Фасады теперь украшали виньетки и капители, а две башни гостиницы стали асимметричными. Теперь «Москва» выглядела более грандиозно и величественно. Не зная, какой из чертежей он одобрит, Щусев предложил на выбор два варианта: построить гостиницу с декоративным оформлением или, напротив, сделать ее скромнее. Не разобравшись в чертежах, Сталин поставил подпись посередине, а проектировщики не решились уточнять, что он имел в виду, поэтому фасад и выглядит так асимметрично.

До сегодняшнего дня гостиница «Москва» не дожила. В 2005 году ее снесли, чтобы построить на этой территории крупный бизнес-комплекс с апартаментами, офисами и торговыми площадями. Позднее от проекта решили отказаться и всё же реконструировать «Москву». Сегодня на месте гостиницы стоит новодел, который напоминает историческое здание только внешне.

Выставка участвует в программе «Пушкинская карта».

Оформить бесплатные билеты в рамках музейной недели можно по ссылке , выбрав 17 марта. Выставка «Конструктивистские тенденции в творчестве Алексея Щусева. От эскизов и идей к реальности» в Центре Гиляровского представит более 250 уникальных эскизов, фрагментов авторской графики, фотографий и документов из архива наследников архитектора, большая часть из которых ранее не экспонировалась.

В разделе «Новая Москва» посетители познакомятся с произведениями, созданными в первые советские годы: планом реконструкции столицы, проектами Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, Дворца труда и Мавзолея В. А путь от авангардных исканий 1920-х годов к неоклассике 1930-х проиллюстрируют конкурсные решения памятника Христофору Колумбу, Библиотеки им. Ленина и Центрального телеграфа , реализованные проекты санатория в Мацесте, гостиницы «Интурист» в Батуми, зданий Наркомата земледелия на Садовом кольце и Наркомата внутренних дел на Лубянской площади в Москве, Института Маркса — Энгельса — Ленина в Тбилиси, масштабные замыслы перепланировки центральных улиц и площадей столицы. Особое место в экспозиции отведено двум знаковым произведениям архитектора — гостинице «Москва» и Государственному театру оперы и балета им. Наряду с архитектурной графикой в зале представлены уникальные предметы декоративно-прикладного искусства. Например, фрагменты подлинного убранства гостиницы «Москва»: гипсовые рельефы для кессонов , лепные украшения, элементы балюстрады и предметы из гостиничных номеров.

Историю работы над проектом театра в Ташкенте дополняет авторская модель сооружения и выполненные на гипсовых плитах эскизы росписей фойе.

Пресня: выставка моей памяти

Купить билеты в «Музей архитектуры им. Щусева» на Яндекс Афише: расписание интересных выступлений, полная афиша на 2024 год с возможностью покупки билета онлайн. Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева приглашает на акцию «Ночь музеев». Директор Государственного музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачёва завершает свою работу на этом посту во вторник, 21 марта. С 15 по 19 ноября 2023 года в Музее архитектуры им. А.В. Щусева пройдет финальная выставка «Ре-Формация социального» – финал ежегодного проекта Москомархитектуры в области архитектурного образования и карьеры, Фестиваля «Открытый город».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий