Сан Иерей и протоиерей — это два разных звания в православной церкви.
Разница между иереем и протоиереем
Иерей - православная энциклопедия «Азбука веры» | В православии иерей – это младший сан священника, получаемый после окончания семинарии. |
Кто такой священник | В середине пятой недели Великого поста в православных храмах удивительная служба, в народе известная как «Мариино стояние». |
Иерей: особенности служения в Русской Православной Церкви | — освящать храмы (священник тоже может освящать храм, но только по благословению епископа). |
Иерей - это православный священник | Посему ныне словом иерей называются православные священники, пастыри. В Православной Церкви иерарх (правящий епископ) обладает неоспоримой властью. |
Словарь. Иерархия
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. это священнослужитель православной церкви, допущенный к самостоятельному ведению богослужения. Что значит иерей - Иерархия священнослужителей - Требован Смотрите видео онлайн «Иерей - это православный священник» на канале «Создание образа дома» в. В Русской православной церкви иерей может стать протоиереем через пять лет (не ранее) после того, как он награжден наперсным крестом (носимым поверх одежды). Наконец, именно архиерей совершает таинство священства, рукополагая сначала в дьяконов, а потом и в иереев новых кандидатов.
Чем отличается настоятель от священника. Церковная иерархия в православии по возрастанию
Первосвященник соответствовал нашим епископам архиереям , священники — иереям, а левиты — диаконам и прислужникам. Отсюда одним из важнейших канонических учений св. Церкви является положение об Апостольском преемстве, то есть о том, что посредством схождения Св. Духа апостолы получили благодать для совершения церковных таинств, а также полномочие передавать эту высшую благодать и своим последователям.
Апостольское преемство предполагает не только видимое выражение в чреде епископских хиротоний рукоположений , но и передачу благодатных даров Святого Духа, на которых основывается иерархическое служение Церкви. Апостольское преемство засвидетельствовано древнейшим церковным Преданием: св. Иринеем Лионским, св.
Климентом Римским, блж. Иеронимом, Тертуллианом и др. Считается, что идея апостольского преемства впервые была сформулирована Климентом Римским I век, апостол от семидесяти в его первом послании к Коринфянам: И апостолы наши знали через Господа нашего Исуса Христа, что будет раздор о епископском звании.
По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами, с согласия всей Церкви, и служили стаду Христову неукоризненно, со смирением, кротко и беспорочно, и притом в течение долгого времени от всех получили одобрение. И не малый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства.
Иерархия Весь церковный народ, составляющий Тело Церкви, подразделяется на духовенство и мирян, то есть на клир и народ. К клиру Православной Церкви принадлежат священнослужители и церковнослужители, служение которых, с точки зрения литургической жизни, неравноценно, так как их иерархические полномочия имеют свои различия: одни из них поставлены по отношению к другим на более высокую ступень и наделяются в соответствии с этим большей духовной властью. В Церкви с самого начала существует трехчинное священноначалие: епископский, пресвитерский и диаконский чины.
Высшую степень священства имеют епископы. Они освящают антиминсы, св. Миро, св.
Все епископы равны между собою, но получают разные названия, смотря по величине областей, которыми они управляют, а также и по значению в гражданском отношении тех городов, где они живут.
Хиротония епископа - перед чтением Апостола. Поставление в чтецы совершается из мирян, в иподьяконы - из чтецов. Посвящение совершается архиереем посреди храма. Посвящают в церковнослужители в следующие моменты богослужения. В чтеца и певца - перед чтением Часов, по облачении архиерея. В иподьякона - по прочтении Часов, перед началом Литургии. Условия действительности Хиротонии Для того чтобы совершаемая хиротония была действительной, требуется соблюдение следующих условий: 1.
Акт Хиротонии должен осуществляться в храме в алтаре в собрании молящегося народа, который символически свидетельствует о достоинстве рукополагаемого: хор от лица присутствующих поет «аксиос» то есть «достоин». Хиротонии должны совершаться в определенном порядке: от низших степеней к высшим то есть последовательно от дьяконского чина, в который рукополагают из иподьяконов к священническому и далее к епископскому чину, не минуя ни одну из них. Срок пребывания на каждой из иерархических степеней не определен в Канонах. Вальсамон в толковании на 17-е Правило Двукратного Собора отмечал: «... Рукоположение на каждую степень по необходимости должно совершаться через 7 дней». На практике, однако, срок прохождения служения на низшей степени иногда сокращают до нескольких часов особенно часто - при посвящении дьякона в пресвитеры. Рукополагать можно только на определенное место в определенном храме. В Православной Церкви не допускается так называемое абсолютное Рукоположение без конкретного места служения новопоставленного.
Шестое Правило Халкидонского Собора гласит: «Решительно никого, ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень церковнаго чина, не рукополагати иначе, как с назначением рукополагаемаго именно к церкви градской, или сельской, или к мученическому храму, или к монастырю. О рукополагаемых же без точнаго назначения Святый Собор определил: поставление их почитати недействительным и нигде не допускати их до служения, к посрамлению поставившаго их».
Священнослужителем Православной Церкви может стать далеко не каждый благочестивый мирянин. Таинство Священства совершается только над православно верующим мужчиной, принадлежащим к клиру то есть являющимся уже церковнослужителем , состоящим в первом венчанном браке или принявшим монашеские обеты, и избранным для возведения в одну из трех степеней церковной иерархии. Надо отметить, что в Церкви любые служения возможны только на основе благодатных даров, которые в ней же и сообщаются. Только лица, их получившие, могут быть священнослужителями. Поэтому Рукоположение в Церкви не является назначением, а благодатным актом, в котором ниспосылаются на ставленника дары Духа. Но эти дары ниспосылаются на того, кого Сам Бог предназначает и призывает к служению.
Церковь же активно участвует в этих избраниях и поставлениях. Как и все остальные Таинства, Священство имеет свою внешнюю и внутреннюю сторону. Внешнюю сторону Таинства составляет святительское Рукоположение правильно избранного ставленника, сопровождаемое соборной молитвой. В христианской Церкви с самого начала ее существования Рукоположение составляет основную принадлежность Таинства Священства. Святые апостолы, получив власть от Самого Иисуса Христа, передавали ее своим преемникам через Рукоположение: и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки Деян. Апостолы же заповедали епископам, возведенным ими в высший священный сан, рукополагать кандидатов на священнослужение таким же образом. Внутреннюю сторону Таинства составляет благодать Святого Духа, преподаваемая рукополагаемым во дьякона, священника или епископа. Священническое служение не может совершаться «автономно», человеческими силами, как не может любым христианином совершаться что-либо благое без помощи Божьей.
Отличие здесь лишь в том, что чрезвычайность священнического служения требует и таких же чрезвычайных благодатных даров, которые и подаются ставленнику в Таинстве. Установление Таинства Таинство Священства установлено Самим Господом Иисусом Христом, Который избрал из числа Своих учеников сначала 12, а потом еще 70 апостолов и дал им власть учить и совершать Таинства. До Своего Вознесения Господь дал им следующее обетование: но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли Деян. Эти слова Господа исполнились в день Пятидесятницы, когда Он ниспослал апостолам Святого Духа, давшего им необходимые для их служения силы: И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать Деян. Со времен апостолов благодать Святого Духа непрерывно передается через Рукоположение от епископов епископам и поставляемым ими священнослужителям. Эта непрерывность преемственной связи благодатных даров и власти священства является необходимым условием действенности всех совершаемых Таинств. Неизменными с апостольских времен остаются и основные литургические тайнодействия Таинства.
Возложение рук апостола в послеапостольский период — епископа на главу ставленника. Соборная молитва. Этим литургическим тайнодействиям предшествует избрание кандидата на принятие в священный сан. Рукоположение — акт сакраментальный; в нем, по словам Иоанна Златоуста, «возлагает руку человек, а все делает Бог, и Его-то рука касается главы рукополагаемого, если рукополагается как должно». Степени церковной иерархии Клир греч. К клиру Русской Православной Церкви относятся священнослужители и церковнослужители всех ее храмов. Низшая степень клира, которую обязан пройти каждый кандидат на священнослужение, называется церковнослужитель. Посвящение в высшие степени церковной иерархии совершается только после прохождения низших степеней клира, которые являются как бы приготовительными.
Церковнослужитель — низший клирик, над которым Таинство Священства не совершается. Прислуживает в алтаре, помогая священнослужителям при совершении церковных служб и обрядов. Другое название, не употребляемое в канонических и литургических текстах, но ставшее общепринятым к концу XX века в Русской Церкви, — алтарник. Сейчас в обязанности алтарника входит: 1 возжигание свечей и лампад в алтаре и перед иконостасом к началу богослужения; 2 подготовка облачения для священников и дьяконов; 3 подготовка просфор, вина, воды и ладана; 4 разжигание угля и подготовка кадила; 5 помощь дьякону во время Причащения мирян; 6 необходимая помощь священнику при совершении Таинств и треб; 7 содержание в чистоте алтаря; 8 чтение во время богослужения; 9 колокольный звон до и во время богослужений. Алтарнику запрещается касаться Престола, жертвенника и их принадлежностей; переходить с одной стороны алтаря на другую между Престолом и Царскими вратами. Церковнослужители нынешние алтарники делились на несколько групп, имевших определенные обязанности: 1 иподьяконы в древней Церкви — субдьяконы ; 2 чтецы псаломщики ; 3 пономари; 4 певцы канонархи церковного хора. Чтецы были известны еще в ветхозаветной Церкви. Во время богослужения они читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное Неем.
Так как за каждым православным богослужением читаются книги Священного Писания, чин чтецов лекторов сразу утвердился и в Христианской Церкви. В первые века читать в храме могли все члены Церкви — как священнослужители, так и миряне, но впоследствии это служение закрепилось за лицами, особенно искусными в чтении. Чтецы были подчинены дьяконам и вошли в состав низшего клира. В конце II столетия лектор греч.
Установление Таинства Таинство Священства установлено Самим Господом Иисусом Христом, Который избрал из числа Своих учеников сначала 12, а потом еще 70 апостолов и дал им власть учить и совершать Таинства.
До Своего Вознесения Господь дал им следующее обетование: но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли Деян. Эти слова Господа исполнились в день Пятидесятницы, когда Он ниспослал апостолам Святого Духа, давшего им необходимые для их служения силы: И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать Деян. Со времен апостолов благодать Святого Духа непрерывно передается через Рукоположение от епископов епископам и поставляемым ими священнослужителям. Эта непрерывность преемственной связи благодатных даров и власти священства является необходимым условием действенности всех совершаемых Таинств.
Неизменными с апостольских времен остаются и основные литургические тайнодействия Таинства. Возложение рук апостола в послеапостольский период — епископа на главу ставленника. Соборная молитва. Этим литургическим тайнодействиям предшествует избрание кандидата на принятие в священный сан. Рукоположение — акт сакраментальный; в нем, по словам Иоанна Златоуста, «возлагает руку человек, а все делает Бог, и Его-то рука касается главы рукополагаемого, если рукополагается как должно».
Степени церковной иерархии Клир греч. К клиру Русской Православной Церкви относятся священнослужители и церковнослужители всех ее храмов. Низшая степень клира, которую обязан пройти каждый кандидат на священнослужение, называется церковнослужитель. Посвящение в высшие степени церковной иерархии совершается только после прохождения низших степеней клира, которые являются как бы приготовительными. Церковнослужитель — низший клирик, над которым Таинство Священства не совершается.
Прислуживает в алтаре, помогая священнослужителям при совершении церковных служб и обрядов. Другое название, не употребляемое в канонических и литургических текстах, но ставшее общепринятым к концу XX века в Русской Церкви, — алтарник. Сейчас в обязанности алтарника входит: 1 возжигание свечей и лампад в алтаре и перед иконостасом к началу богослужения; 2 подготовка облачения для священников и дьяконов; 3 подготовка просфор, вина, воды и ладана; 4 разжигание угля и подготовка кадила; 5 помощь дьякону во время Причащения мирян; 6 необходимая помощь священнику при совершении Таинств и треб; 7 содержание в чистоте алтаря; 8 чтение во время богослужения; 9 колокольный звон до и во время богослужений. Алтарнику запрещается касаться Престола, жертвенника и их принадлежностей; переходить с одной стороны алтаря на другую между Престолом и Царскими вратами. Церковнослужители нынешние алтарники делились на несколько групп, имевших определенные обязанности: 1 иподьяконы в древней Церкви — субдьяконы ; 2 чтецы псаломщики ; 3 пономари; 4 певцы канонархи церковного хора.
Чтецы были известны еще в ветхозаветной Церкви. Во время богослужения они читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное Неем. Так как за каждым православным богослужением читаются книги Священного Писания, чин чтецов лекторов сразу утвердился и в Христианской Церкви. В первые века читать в храме могли все члены Церкви — как священнослужители, так и миряне, но впоследствии это служение закрепилось за лицами, особенно искусными в чтении. Чтецы были подчинены дьяконам и вошли в состав низшего клира.
В конце II столетия лектор греч. Были в ветхозаветной Церкви и певцы, называемые по церковному уставу «канонархами» возглашателями гласов Октоиха, прокимнов и др. Ветхий Завет упоминает псалмопевцев, священнопевцов, певцов и певиц. Они разделялись на два клироса и управлялись «начальником хваления и молитвы». Господь Иисус Христос, Который не раз воспевал псалмы и песнопения с учениками-апостолами, освятил тем самым служение певцов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую Мф.
Священнослужители — лица, получившие в Таинстве Священства благодать совершать Таинства архиереи и священники или непосредственно участвовать в их совершении дьяконы. В Православной Церкви существуют три степени священства. Пресвитер священник, иерей. Епископ архиерей. Посвящаемый в дьякона получает благодать помогать при совершении Таинств.
Посвящаемый в священника пресвитера получает благодать совершать Таинства. Посвящаемый в епископа архиерея получает благодать не только совершать Таинства, но и посвящать других для совершения Таинств. Дьякон греч. Он участвует в общественном и частном богослужении, прислуживая при Таинствах, но не совершая их. Звание дьякона в Христианской Церкви было установлено апостолами, когда они рукоположили в Иерусалимской общине семь мужей изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости Деян.
С того времени дьяконское священнослужение непрерывно сохраняется в Церкви, как низшая степень Священства.
Священнослужитель
Наконец, именно архиерей совершает таинство священства, рукополагая сначала в дьяконов, а потом и в иереев новых кандидатов. Иерей Андрей. Его вместе с другими священнослужителями православных церквей и мирянами арестовали 6 августа 1937 года и обвинили в антисоветских разговорах и участии в контрреволюционных церковных заговорах. Священник это служитель в храме Церкви, имеющий право совершать богослужения и шесть из семи христианских таинств: крещение, миропомазание, евхаристию, покаяние, брак и елеосвящение. В православной церкви викарий (или епископ) является основным помощником священника. Зачало — принятое в Православной Церкви богослужебное деление текста Четвероевангелия, Деяний и посланий святых апостолов. Большинство клириков, с которыми сталкиваются прихожане как православной церкви, так и других исторических исповеданий, являются именно пресвитерами или же просто иереями.
Иерей - кто это? Великие сподвижники
Надо сразу учесть, что приход и храм — это не одно и то же. Приход — это юридическая единица в епархии, существующая в первую очередь на бумаге и в органах юстиции. Сейчас это называется МРОП — местная религиозная организация прихода храма такого-то. То есть на бумаге и в отчетах приход может быть, а храма еще нет, даже земельного участка под храм может еще не быть. Приход начинается с того, что десять человек любых, хоть прихожан другого прихода собираются на учредительное собрание, они могут зарегистрировать приход на домашний адрес одного из учредителей, а потом уже начинается процесс оформления земли, строительства храма и т. Но вот храм есть и у прихода есть настоятель — священник, который всем руководит: и людьми, и хозяйством. Он может быть один в храме, но могут у него быть подчиненные священники — обычные клирики то есть члены клира, духовенства. Настоятель в своих руках держит всю полноту власти, все финансы, он общается с благочинным и архиереем, а рядовые священники служат, исполняют требы и прочие рутинные священнические обязанности. Разумеется, доход настоятеля обычно несравним с зарплатами рядовых клириков, ну, впрочем, как и в любой светской фирме.
Так происходит в реальности, хотя часто приходится повторять это слово теоретически управлять приходской жизнью должно приходское собрание из всех активных взрослых членов прихода, на котором должны решаться все вопросы — начиная со стройки, ремонта, заканчивая зарплатами клириков и настоятеля. Еще на приходе есть фиктивные органы — ревизионная комиссия и приходской совет, но… см. Практически же — и это одна из основных проблем РПЦ в последние 30 лет — миряне, прихожане в церкви ничего не решают ни на своем родном приходе, ни в масштабах всей РПЦ. По последним двум уставам РПЦ 1988 и 2000 гг. Он может все: снять в любой момент без объяснения причин настоятеля, разогнать приходскую общину, если она выступает против несправедливых решений епископа. В случае конфликта закон всегда будет на стороне архиерея, все имущество прихода до последнего гвоздя принадлежит ему епархии , поэтому приход не сможет «отложиться» от своего архиерея вместе со своим храмом — придется уйти, оставив все то, что, возможно, построено руками прихожан и на их деньги.
Иустин Философ Iust. Писание не называет христ. Еще сщмч. Климент Римский в Послании к Коринфянам, написанном в кон. I ad Cor. Такое же сравнение присутствует в «Дидахе» Didache. Уподобление новозаветного священства ветхозаветному, а также сближение значений слов «И.
И младшее — диаконы. Первыми священниками Новозаветной Церкви стали ближайшие ученики Иисуса Христа, апостолы. После завершения земного пути Спасителя они начали свое служение. Число верующих росло, апостолам нужны были помощники. Сначала появились диаконы — люди, которые взяли на себя решение социальных вопросов. Позднее — епископы. Их наделили правом управлять, священнодействовать и учить. Именно епископы рукоположили первых священников.
Самый «выдающимся» был последний случай. К нам на приход назначили молодого диакона — красивый, высокий, видный парень, и к тому же толковый, службу знал хорошо и хорошо служил. А с ним пришла молодая 17-летняя жена они из-за ее «малолетства» расписались через суд. Как только они пришли, я, зная предыдущие истории «брошенных» диаконов, решил, так сказать, превентивно побеседовать с этой молодкой, кстати говоря, ученицей каких-то наших катехизических курсов. Никогда я его не брошу, я его люблю больше жизни» и т. И что же, прошло каких-то полгода, и наш диакон сообщает, что жена уходит от него под каким-то предлогом. Он, конечно, против развода, но она настаивает, и будет разводиться через суд. Я тоже пришел на этот суд, и сразу не узнал ту бывшую матушку. А когда узнал, спросил, помнит ли она то, что говорила мне о любви к супругу-диакону и т. Вот такой сейчас нравственный уровень мирян; ну а женщины, как более слабый сосуд, особенно подвержены всеобщему беззаконию. Трагедия священнослужителя при разводе ведь в том, что он, согласно упомянутому требованию апостола, не может второй раз жениться. И если он при этом не может побороть свою половую страсть, то таковому лучше снять с себя сан и вступить в брак. Так будет честнее, но насколько же обиднее для человека, который, бывает, с детства стремился стать священнослужителем! Кстати говоря, я поинтересовался у подруги той упомянутой бывшей матушки, понимает ли последняя, что разрушает чужую да, думаю, и свою судьбу? Вот такие сейчас девушки и такие из них, зачастую, дерьмовые матушки! И такая серьезная проблема у РПЦ, которая в значительной степени хотя и не полностью обусловлена материальным положением духовенства. Но об этом я скажу ниже. Батюшка Пока несколько слов об основном служении иерея. Оно, конечно, состоит в совершении Таинств, главным образом, Таинства Евхаристии. На то он и иерей, то есть жрец. Внешне для этого последнему необходимы определенные знания и навыки, которые даются в православных духовных семинариях. А также необходимы высокие нравственные качества, в первую очередь, священническая совесть. Но не менее важным занятием иерея является то, что святые отцы называли душепопечением. Ведь регулярно исповедуя своих пасомых, и чрез сие проникая в самые глубины, самые тайники их душ, зная их самые сокровенные тайны, священник если он, конечно, сам опытен в духовной жизни может дать добрый, душеполезный совет. И чрез сие поддержать колеблющегося, остановить падающего, воздвигнуть павшего… А если иерей при этом не ограничивается одной исповедью, но, любя свою паству, искренне интересуется их житием: проблемами в семье, в браке, да и вообще — в жизни, он может и в этом им помочь, как бы держа нити их судеб в своих руках. Например, предотвратить аборт или развод; помочь в воспитании детей, но… На этом пути лежат препятствия, порожденные вековым атеистическим лихолетьем и погромом Церкви. Одним из основным таковых препятствий является то, что можно назвать имущественным положением духовенства. Это вопрос очень интересный и запутанный. Но атеистами он решается очень просто: «Попы обманывают народ»; или, что еще хлеще — рисуют загребущую лапу такого попа с подписью: «Все люди братья — люблю с них брать я». Все просто и понятно, точнее, на примитивном амебно-клеточном уроне атеиста, который считает, что священник служит для одной лишь своей наживы. Откуда это пошло? Помню у нас в семинарии преподавал очень интересный человек — Николай Алексеевич Полторацкий. Потомственный дворянин, которого после революции еще ребенком родители увезли во Францию. Оттуда он на эйфории от Победы 1945 г. СССР добровольно вернулся туда в конце сороковых. Одно время работал в Патриархии, а затем попал в нашу Одесскую семинарию, где, в частности, преподавал историю Русской Православной Церкви. Так вот он как-то сказал интереснейшую вещь: «В РПЦ почти за всю ее историю проблемой было материальное обеспечение духовенства. Были, конечно, и богатые священники, но большинство последних прозябало в бедности и даже нищете.
Священство
В настоящее время иерей — это исключительно православный священник. Сан священника является второй степенью священства. Старшего иерея называют протоиереем. Ведению священника подчинена христианская община, которая называется его приходом. Православный священник нередко называется «пастырем». Он, как пастух, заботится об «овцах» верующих прихожан , защищая от «волков» искушений дьявольских. В этом он подражает Господу Иисусу Христу, который как «пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» Евангелие от Иоанна, 10:11. Если он совершает, например, таинство, он прямой, ближайший, непосредственный исполнитель воли Его; крестит ли он — он исполняет повеление Господа: шедше… крестяще Евангелие от Матфея, 28:19 ; совершает ли Таинство Тела и Крови — он представляет Лице Его — он исполняет Его слово любви: сие творите в Мое воспоминание Евангелие от Луки, 22:19 ; учит ли — тоже исполняет прямую Его заповедь; пасет ли — представляет из себя Пастыря доброго и Начальника пастырей, Духом Божиих поставленных» праведный Иоанн Кронштадский, 1829-1908. К священнику принято обращаться с указанием имени, например, отец Роман, или традиционно «батюшка». Иерархия священнослужителей Архиерей епископ , иерей священник , диакон — это названия священных санов в Православии.
Иерархия в Православной Церкви установлена самим Иисусом Христом через апостолов. В первые века истории Церкви монахи не могли иметь священнический сан. Однако с 4 века запрет сняли. Иеромонахами стали называться монахи, принявшие сан священника, а иеродиаконами — в сане диакона. Священнослужители-монахи составляют черное духовенство, женатые священнослужители — белое духовенство. При рукоположении священнослужители получают дар благодати Святого Духа. На священство возложены функции внешнего руководства церковной жизнью согласно Священного Писания и канонов правил Православия. Священнослужители епископы и священники совершают Церковные Таинства, возглавляют общественные богослужения в храмах, духовно руководят верующими. Самое главное в служении священнослужителей — это совершение Церковных Таинств.
В Православной Церкви их семь: крещение, миропомазание, елеосвящение, брак, покаяние, евхаристия, рукоположение. Все Таинства может совершать только архиерей. Священник не может проводить таинство рукоположения другого человека в священника или диакона. Что значит «диакон» Диакон — это помощник священника или архиерея.
Патриарх Московский и всея России, 2013 20 июня 1934 г. За отсутствием вакантных мест был устроен владыкой в Болгарскую Православную Церковь и назначен приходским священником церкви Успения Божией Матери в г. Пазарджике Пловдивской епархии.
Одновременно преподавал ряд таких предметов, как Закон Божий, логика, психология, пропедевтика, русская литература и история в гимназии, сельскохозяйственном институте. Был членом церковного суда, потом его председателем. Нес священнические обязанности в церкви при городской тюрьме. Отказался отслужить панихиду по немцам, погибшим в Сталинграде. В ряде поместных церквей, в том числе Русской до 2011 года, используется также как иерархическая награда. Чтец греч. Такая должность появилась в связи с тем, что настоятелем кафедрального храма епархии обычно является правящий архиерей.
Кроме того, ключарями именовали также заведующих ризницей и церковною утварью. Благочинный — в православной церкви административная должность священника, при назначении на которую он становится одним из помощников епископа в части надзора за порядком в определенном церковном округе в составе епархии, называемом благочинием. Благочинный является своеобразным посредником между приходом и епархиальным управлением по ряду вопросов. Благочинного назначает правящий архиерей епархии из числа её священнослужителей как правило, проживающих на этой территории. В католической церкви... Чин протодиакона жаловался в виде награды за особые заслуги, а также диаконам придворного ведомства. Титул протодиакона обычно даётся диаконам после пяти лет служения в священном сане с двойным орарем.
Порядок совершения церковного обряда поставления во протодиакона находится в Чиновнике архиерейского священнослужения. Исполняют разные послушания, то есть выполняют всякие работы в храме и по монастырскому хозяйству. В России пономарь уважительно именуется — алтарник, а в разговорной речи — дьячок, реже — послушник. Московская духовная семинария — высшее учебное заведение Русской православной церкви, расположенное с 1946 года в городе Сергиевом Посаде; первоначально находилось в Москве на улице Делегатской, дом 3 бывшая усадьба Остермана. Не является отдельной степенью священства, но есть высшее иерейское звание в белом духовенстве, подобно тому как архимандрит есть высшее пресвитерское звание в чёрном духовенстве. Награждение саном протопресвитера производится «в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси». Сан, кроме того, имел...
Первоначально титул митрополита носили епископы христианских церквей, резиденции — кафедры — которых находились в главных городах метрополиях — др. В особых случаях келейник ещё не является монахом и носит одежду монастырского послушника. Кандидат богословия — церковная учёная степень.
Эта максима священнического служения, зафиксированная на уровне догматики и пастырского богословия, дополняется в живом пастырском опыте очень важным наблюдением: клирики имеют разные таланты и склонности, которые необходимо использовать на благо Церкви Христовой, — но это благо достигается, только если строго соблюдать вертикаль служения. Божественная литургия — приоритет номер один Литургическую сторону выделял в священнической деятельности еще апостол Павел: Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины 1 Тим.
Епископ, архиерей, есть преемник Апостолов, носитель апостольской благодати; ему дана полная власть в Церкви; он совершает все без исключения Таинства, несет перед Богом полную ответственность за состояние вверенной ему паствы; епископ обязан в полноте преподать людям Христово учение, быть образцом христианской нравственности и учителем ее. Обязанности епископа прописаны в Пастырских посланиях ап. Павла 1,2 Тим. Епископ возглавляет Церковь данной местности и управляет всеми сторонами ее жизни, как духовной, так и административно-хозяйственной. Без воли епископа в вверенной ему Церкви епархии ничего не может совершаться: где епископ, там полнота Церкви, по словам сщмч. Игнатия Богоносца. Епископа рукополагает собор епископов, ибо все епископы равны по благодати и, следовательно, так как рукополагается всегда меньший большим, епископ не может произвести равного себе; поэтому для епископской хиротонии нужен собор епископов. В Православной Церкви с середины I тысячелетия принято безбрачие епископов, а в Русской Церкви — и обязательное монашество, хотя так не было в Древней Церкви, а монашеские обеты в некоторых случаях могут противоречить пастырскому служению. В зависимости от занимаемой кафедры или от положения в Церкви епископ может носить титул архиепископа, митрополита и патриарха; титул этот является свидетельством чести, но к благодати епископской ничего не прибавляет; все архиереи по благодати равны между собою. Пресвитер, или священник, или иерей — вторая степень священства. Священник есть помощник епископа, во всем зависит от него и действует в Церкви только по благословению и с ведома своего архиерея. Священнику дана власть совершать все Таинства, кроме Таинства Священства: рукополагать иерей не может. У священника более ограниченные права во власти учительской и канонической: священник не имеет права, без особого архиерейского благословения, учить и действовать вне своего прихода; также есть ряд канонических вопросов, которые решает только архиерей напр. Священник — наиболее близкое мирянам лицо из клира; епископ один на всю епархию, на некоторых приходах может даже и не быть никогда; поэтому священник должен быть ближайшим, повседневным образцом нравственности и обязан учить и назирать свой приход в вере и благочестии. Священство в Православной Церкви может быть женатым в отличие от латинян одним, первым браком, заключенным до хиротонии. В иереи рукополагает епископ. В зависимости от должности и положения священники могут носить титул протоиерея, протопресвитера; в монашестве — игумена, архимандрита. Диакон — третья, низшая ступень священства. Диакон не имеет власти совершать Таинства; его задача — помогать епископам и священникам во всех областях церковной жизни. В настоящее время роль диакона сведена лишь к Богослужению, иногда — к проповеди, наставлению в вере, например в воскресной школе; раньше же круг обязанностей диаконов был гораздо более широким: в их задачу входило пещись о столах Деян. Сейчас диакон, если он не обладает громоподобным голосом и вследствие этого не является, так сказать, «украшением Богослужения», рассматривается чаще всего как кандидат в священники. Диаконы тоже имеют свои наградные титулы: протодиакона и для монашествующих архидиакона. Диакона, так же как и священника, рукополагает архиерей. О том, как преподается благодать Св. Духа, мы уже сказали: через рукоположение. Совершение Таинства происходит за Божественной Литургией. Наконец, нужно сказать о власти совершать Таинства, обучать верующих истинам веры и руководить в жизни по заповедям Христовым. Здесь важно знать, что эта власть — не в смысле «что хочу, то ворочу»: эта власть духовная, и она не присваивается человеку самому по себе: человек сам по себе не может совершать Таинства, ибо они — сверхъестественные действия. На самом деле Таинства совершает Христос, в Церкви, Духом Святым, а человеку-священнику принадлежит лишь роль посредника — не в смысле «стены с дверью» между человеком и Богом: хочу — впускаю, хочу — нет, но в смысле доверенного лица, уполномоченного Церкви, ее служителя. В Церкви общение человека и Бога совершается непосредственно, священник же «точию свидетель есть», как об этом говорится в последовании Таинства исповеди. Священник есть «друг Жениха», говоря евангельскими словами. Суть священнического служения — в своем лице осуществить Церковь, спасающую и освящающую; цель этого служения — привести ко Христу. Из этого нужно исходить, говоря о власти священнодействовать и учить. Совершает Таинство Церковь руками священниковыми; учение веры и благочестия содержит Церковь, и задача священника — донести его в целости и неповрежденности до своей паствы. Но не надо думать, что в силу этого роль иерея пассивна. Ему вручается Христово стадо, чтобы он наставлял людей на путь истины и жизни: а как это возможно? Только одним путем. Как Христос Сам в Себе совершил наше спасение и приобщил нас ему в Церкви, — так и пастырь должен сам идти путем христианской жизни и примером своей жизни в первую очередь а словами — во вторую лишь вести ко Христу вверенных ему людей. Таким образом, власть священства не есть некое мирское управление, как некое внешнее насильственное воздействие на подчиненных; эта власть, в точном соответствии с Евангелием кто хочет из вас быть большим, будет всем слуга, а кто хочет быть первым, будь всем раб — см. И здесь перед нами встает ряд практических вопросов, рассмотрению которых мы посвятим следующую беседу. Мы сказали, что Таинства, будучи онтологически сверхразумным действием Божиим, с педагогической точки зрения представляют собою семя, данное нам для взращивания, задание. Они, с одной стороны, соединяют нас с Богом, дают нам духовные силы, крепость, энергию, саму благодатную жизнь со Христом во Святом Духе; с другой стороны, являются неким залогом, тем, над чем мы должны трудиться, созидая свою душу как храм Святого Духа, Невесту Христову. Так и идет освящение христианина: получая в Таинствах силу от Бога к жизни и благочестию, подкрепляя ими богообщение, которое должно быть непрестанным, человек с помощью Божией трудится над исполнением заповедей Христовых, над выстраиванием своей жизни по Богу. Неверным восприятием этого церковного взгляда на Таинства является магическое понимание их — когда от Таинств остается лишь зависимое от обряда детерминированное действие, безразличное к нравственному состоянию человека, направленное не на соединение с Богом, а на получение чего-то от Него. Это приводит к сакрализации формы, обряда, переносу акцента с содержания и духовного смысла обряда с того, что, собственно говоря, обряжается во внешние церковные формы на его оболочку и приданию обряду самому по себе духовной действенности, без обязательного участия труда души, направленного к богообщению. Мы начали рассматривать Таинство Священства и подошли к вопросу — как правильно нам относиться к этому Таинству, как нам мыслить и действовать так, чтобы воспринять в нем ту благодать Св. Духа, какую хочет нам преподать в этом Таинстве Святая Церковь. В связи с этим обозначим проблемы, которые ставит перед нами современная церковная жизнь. Мы сказали в прошлый раз, что задача священника трояка: совершать Таинства, учить народ истинам веры и нравственно руководить людей на пути ко спасению. Для этого и предназначена, говоря техническим языком, благодать священства. Ясно, что в деле совершения Таинств священник лишь инструмент, если можно так выразиться. Таинства совершает Церковь, священниковы только, образно говоря, руки. Следовательно, пока священник законен, Таинства совершаются им независимо от прочих обстоятельств — если, конечно, он совершает их по Уставу Святой Церкви, от лица ее. Что же касается остальных двух задач пастыря, то здесь вступает в силу общее условие, общий принцип отношения человека к благодати Божией, подаваемой в Таинствах. Священнику благодать священства также подается как семя, как то, что он должен развивать. Он должен преподавать учение веры, и хотя оно неизменно в Церкви, священник должен его усвоить, понять, прочувствовать и донести до каждого человека — на его языке, не формально. Священник должен вести людей по пути спасения, и хотя этот путь также известен и определен в Церкви, но в этом деле собственные нравственные усилия пастыря чрезвычайно важны, ибо, чтобы вести других, он должен прежде всего идти по этому пути сам. И тут возникает некий зазор, — когда вера и нравственность проповедуются, но не особо-то показуются или когда пастырь под верой и нравственностью понимает не то, что содержит Церковь, а что-то свое, выдавая это свое за учение Церкви — что в основном и является причиной неприятия Церкви многими людьми. То есть имеется опасность подмены Церкви ее служителями. И в связи с этим нужно поставить вопрос о норме отношений пастыря и паствы и, выяснив эту норму, в свете ее оценить отступления от церковного учения в практике нашей церковной жизни. Мы сказали, что Господь дал власть Своим ученикам — Апостолам и их преемникам, епископам и священникам — строить и хранить Церковь; власть эта — власть не в мирском смысле, это власть духовная, власть служения, содержания веры и указания пути благочестия, — хранится в Церкви и передается в Таинстве Священства. Без Церкви невозможно спасение, следовательно, необходимо быть в союзе с нею, а это значит, что необходимо послушание Церкви, ее уполномоченным и служителям — пастырям. Об этом говорит Господь: Слушающий вас т. Апостолов Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается Лк. Принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает Ин. Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно Евр. Итак, через послушание пастырям мы состоим в богоустановленном церковном чине. Но такое положение дел налагает на пастырей чрезвычайную ответственность — за каждую душу, к нему относящуюся, он даст отчет Богу. От пастыря требуется прежде всего осознание этой ответственности: внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте Деян. Норму отношений пастыря и паствы дает в полноте св. Петр: Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых, и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначалъник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать... Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов... Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией... Лучше не скажешь. Вот учение Церкви о пастырстве, всё — в этих словах. Но есть в Евангелии еще одна цитата, которую часто приводят протестанты в полемике с Церковью. И на первый взгляд она действительно несколько противоречит вышеприведенным текстам. Вот эта цитата: Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
Кто такой священник
это слово греческого происхождения, обозначающее православного священника. Завершая беседу, я бы хотел через РИА Новости передать нашим бойцам и военным священникам на передовой благословение, а также заверить в молитвах всей Русской Православной Церкви. Благочинный — в православной церкви административная должность священника, при назначении на которую он становится одним из помощников епископа в части надзора за порядком в определенном церковном округе в составе епархии, называемом благочинием. Словом «иерей», что в переводе означает «жрец», первоначально назывались иудейские священники, приносящие кровавые жертвы Богу в храме Соломоновом. Иерей КЛИМЕНТ ДИДЕНКО Клирик храма Александра Невского г. Нижний Тагил.
Кто такой священник
священник в православной церкви. Наконец, именно архиерей совершает таинство священства, рукополагая сначала в дьяконов, а потом и в иереев новых кандидатов. К клиру Русской Православной Церкви относятся священнослужители и церковнослужители всех ее храмов.
В чем разница между иереем и протоиереем в православии
Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет. И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его. Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства,- ибо с ним сопряжен закон народа,- то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?
Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.
Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. И как сие было не без клятвы,- ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,- то лучшего завета поручителем соделался Иисус. Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного» Евр. Полезные материалы Каким должен быть священник и в чем заключается его делание Посему ныне словом иерей называются православные священники, пастыри, приносящие не кровавую, как в Ветхом Завете, а бескровную Жертву во время совершения Божественной литургии; Жертву, в отличие от ветхозаветной могущую нас спасти! Корин Естественно, что для такого величайшего дела — самого великого на земле, и делатели должны быть соответствующими, отличающиеся высочайшими нравственными и прочими качествами.
На этот счет существует обширная православная литература, но для краткости сошлемся здесь лишь на Священное Писание. Апостол Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» 1 Петр. Апостола Павел говорит пастырям Ефесским: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею… Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.
Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» Деян. О сем же он говорит в Послании к Титу: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» Тит. Не так давно РПЦ вела диалог с разными протестантскими церквами по поводу недопустимости женского священства, которое в ряде этих церквей практиковалось.
И тогда наши богословы пришли к выводу, что в Священном Писании нет указаний на то, что священником иереем, пастырем, пресвитером может быть только мужчина. Не знаю, как эти «великие» богословы читали Священное Писание, но вот же есть апостольское: таковым может быть только «муж одной жены» Тит. Мы можем даже опустить «одной жены», и тогда останется, что священником может быть только муж, то есть мужчина… Но это так, к слову. Он должен быть непорочен, то есть обладать высокими нравственными качествами.
Чего в наш грешный, развращенный век, к сожалению, днем с огнем не сыскать. Впрочем, это не смертельно, если у кандидата в иереи по-церковному, ставленника есть твердое желание и воля от всего сердца послужить Пастыреначальнику в качестве пастыря овец православных — сокращенно ПОП. Тогда благодать Божия «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая» , подаваемая таковому в Таинстве Священства , восполнит его немощи и научит его не только тому, как пасти стадо Христово, но и как спасти собственную душу. Откуда берутся недостойные священнослужители Правда, нравственный уровень нынешнего православного священства все равно оставляет желать лучшего.
Что вызывает множество нареканий со сторон мирян. Но им можно ответить примером из жития одного Оптинского старца. Как-то некий послушник спросил его: «Отче! А почему сейчас так мало хороших монахов»?
Ведь первые, то есть монахи, происходит из последних, то есть из послушников».
Белое и черное духовенство В Русской Православной Церкви всегда существовало белое и черное духовенство. К белому духовенству относятся священники, которые могут вступать в брак, а к черному — насельники монастырей, давшие обет безбрачия. Белое духовенство многочисленно. Священники до начала служения могут завести семью, а могут избрать путь безбрачия. Черное духовенство — «уходит от мира» и отказывается от брака. Иерархия белого духовенства Стоит отметить, что иерархия духовенства появилась не с момента появления Церкви. На заре христианства все были равны. Постепенно стала очевидной необходимость разграничить церковные звания и чины.
Такие звания надо заслужить.
Отсюда следует, что он должен обладать хорошим голосом, музыкальным слухом. Если все это присутствует, то диакон действительно является украшением службы, добавляет ей благолепия. И иногда те диакона, которые обладают подходящими вокальными данными, не думают о перспективе священства. Наличие голоса и слуха не является препятствием для священнической хиротонии, впрочем, так же, как и отсутствие выдающихся вокальных данных не может мешать нести диаконское служение. Вообще, все служащие в храме — и священники, и диакона — должны хотя бы по минимуму разбираться и в церковной, и в классической музыке. Это очень помогает в богослужении, в его украшении. Благолепие в храме очень сильно влияет на нравственное состояние прихожан.
Если диакон — духовно опытный человек, то он может советовать что-то прихожанам. Мой предшественник, протодиакон Василий Султанов, к примеру, много советов мне дал в свое время. Диакон имеет право еще и проповедовать. Он так же, как и священник, получает дар учительства во время хиротонии. А кого еще из диаконов, как говорится, «со стажем» Вы знали и знаете? Однако в 1992 году он был рукоположен во священники, стал первым настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», которая тогда открылась после долгих лет советского запустения. Помню диаконов, с которым встречался еще в 1980-е годы в Волгоградской епархии — почти все были людьми пожилыми. Помню одного глубокого старца в Урюпинске.
Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие». Епископ надзирающий Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство». Митрополит Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Патриарх Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня: «отец» и «власть».
Его избирают на Архиерейском Соборе.
Иерей и протоиерей в чем разница
Иерей – это священнослужитель православной церкви, который посвящен во вторую степень священства – пресвитера. В чем отличие иерея и протоиерея в православных или католических церквях. В Русской православной церкви иерей может стать протоиереем через пять лет (не ранее) после того, как он награжден наперсным крестом (носимым поверх одежды).
Чины в церкви православной по возрастанию
Кто такой иерей? | | В Русской православной церкви архидиакон, несущий службу при патриархе, называется патриаршим архидиаконом и принадлежит к белому духовенству. |
Церковная иерархия в православии: белое и чёрное духовенство | главный епископ в Поместной Православной Церкви. Священника поставляет епископ в Таинстве Священства путем священнической хиротонии. |
Чем отличается настоятель от священника. Церковная иерархия в православии по возрастанию
Хиротонии должны совершаться в определенном порядке: от низших степеней к высшим то есть последовательно от дьяконского чина, в который рукополагают из иподьяконов к священническому и далее к епископскому чину, не минуя ни одну из них. Срок пребывания на каждой из иерархических степеней не определен в Канонах. Вальсамон в толковании на 17-е Правило Двукратного Собора отмечал: «... Рукоположение на каждую степень по необходимости должно совершаться через 7 дней». На практике, однако, срок прохождения служения на низшей степени иногда сокращают до нескольких часов особенно часто - при посвящении дьякона в пресвитеры. Рукополагать можно только на определенное место в определенном храме. В Православной Церкви не допускается так называемое абсолютное Рукоположение без конкретного места служения новопоставленного.
Шестое Правило Халкидонского Собора гласит: «Решительно никого, ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень церковнаго чина, не рукополагати иначе, как с назначением рукополагаемаго именно к церкви градской, или сельской, или к мученическому храму, или к монастырю. О рукополагаемых же без точнаго назначения Святый Собор определил: поставление их почитати недействительным и нигде не допускати их до служения, к посрамлению поставившаго их». Хиротония не может быть повторена. Рукоположение, однажды правильно совершенное, не повторяется ни при каких условиях, поскольку такое повторение означало бы отрицание его действительности. Зонара, толкуя 68-е Апостольское Правило, писал: «О двукратном Рукоположении можно различно думать. Каким бы образом ни сделал это, но и дважды рукоположенный и рукоположивший его подлежат извержению, исключая того случая, если первое рукоположение было от еретиков, ибо ни крещение еретиков не может никого сделать христианином, ни рукоположение их не сделает клириком.
Итак, рукоположенных еретиками вновь рукополагать нет опасности». Непременным условием действительности епископской Хиротонии является то, что она не должна совершаться на место архиерея, законно занимающего кафедру. Согласно 30-му Апостольскому Правилу: «Аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в Церкви власть, да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним». Вальсамон в толковании на 29-е и 30-е Апостольские Правила уточняет границы их применения: «Но, может быть, кто спросит, поелику 30-е Правило упоминает об одном епископе, а равно и 29-е не упоминает об иподиаконах и чтецах, то как поступить, если кто сделается по ходатайству светского начальника пресвитером, или диаконом, или иподиаконом, или чтецом?
Согласно 30-му Апостольскому Правилу: «Аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в Церкви власть, да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним». Вальсамон в толковании на 29-е и 30-е Апостольские Правила уточняет границы их применения: «Но, может быть, кто спросит, поелику 30-е Правило упоминает об одном епископе, а равно и 29-е не упоминает об иподиаконах и чтецах, то как поступить, если кто сделается по ходатайству светского начальника пресвитером, или диаконом, или иподиаконом, или чтецом? Решение: и они должны подлежать извержению и отлучению на основании последних слов настоящего 30-го Правила, где говорится, что не одни главные виновники зла извергаются и отлучаются, но и сообщники их». Чин посвящения в чтеца и певца Чтец и певец - низшие степени церковного клира, которые, как приготовительные, должен пройти всякий готовящийся к принятию священного сана.
Посвящение хиротесия, руковозложение в чтеца, певца и иподьякона не является Таинством, а служит торжественным обрядом выдвижения мирянина для прислуживания при храмовом богослужении. Чин поставления совершается посреди храма перед Литургией, по облачении архиерея. Чин посвящения в иподьякона По древнему уставу в круг обязанностей иподьякона входило: подготовка для умывания рук архиерея; контроль за тем, чтобы оглашенные вышли из храма перед началом Литургии верных; охрана Святых врат, чтобы никто из недостойных не вошел в алтарь. Сейчас посвящение в иподьякона, как и в чтеца, совершается посреди церкви перед Литургией, по облачении архиерея. Иногда это поставление следует сразу же за посвящением в чтеца. Чин рукоположения в дьякона Обязанность дьяконов - помогать священнику и епископу при богослужении, управлении паствой и учительстве. Как говорится в Постановлениях Апостольских, «дьякон да будет умом, глазом, устами, сердцем и душою ангелом и пророком епископа и пресвитера». Рукоположение в дьякона может совершаться как на Литургиях святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого, так и на Литургии Преждеосвященных Даров.
Поскольку в дьякона могут рукоположить только иподьякона, то часто на практике бывает так, что дьяконской хиротонии в тот же день предшествует посвящение во иподьякона. Чинопоследование священнической хиротонии Во священника хиротонисуют только на Литургии святого Иоанна Златоуста или святого Василия Великого. На Литургии Преждеосвященных Даров, которая бывает только в некоторые седмичные дни Великого поста, рукоположение в священника не положено. Чтобы рукоположенный мог участвовать в освящении Даров, Хиротонию начинают по окончании Херувимской песни после перенесения Святых Даров с жертвенника на Престол. Хиротония во епископа Обязанность епископа - «учить, священнодействовать и управлять» - не только совмещает во всей полноте звание дьякона и пресвитера, но и простирается намного дальше их ограниченных прав.
Большинство православных верующих живет в России. Русская православная церковь - одна из старейших в мире, однако понятно, что она не единственная. Православные храмы есть даже в Японии и на Аляске.
В храме хоругви обычно укреплены возле клиросов. Богослужение Агнец слав. Согласно учению Церкви, литургические хлеб и вино преосуществляются в Тело и Кровь Христа. Преосуществленными хлебом и вином причащаются духовенство и верующие. Агнец приготовляется священником или архиереем во время проскомидии. С произнесением особых молитв священник вырезает копием часть просфоры в форме куба. Оставшиеся части просфоры называются антидором. Агнцем символически называют Иисуса Христа: подобно ветхозаветным агнцам, принесенным в жертву ради избавления еврейского народа из египетского плена, Он отдал себя в жертву ради избавления человеческого рода от власти греха. Акафист греч. Акафист посвящен прославлению Богородицы, Иисуса Христа, какого-либо святого. Состоит из 25 строф, каждые две из которых, кроме последней, образуют смысловое звено. Первая строфа звена, называемая кондаком и более краткая, служит вступлением кроме начального кондака акафиста, остальные завершаются возгласом «Аллилуйя». Вторая строфа звена, называемая икосом и более пространная, содержит 12 приветствий, начинающихся со слова «радуйся». Последняя, двадцать пятая строфа акафиста является молитвенным обращением к прославляемому. Аксиос греч. В древности пением «аксиос» народ выражал согласие с достоинством рукоположенного. Аллилуйя греч. Аминь греч. Вошло в христианское богослужение без перевода. Обычно — завершающая формула в молитвах и псалмах, призванная подтверждать истинность произнесенных слов. Антидор греч. Раздаются после Литургии непричащавшимся мирянам, чтобы не оставить их без евхаристического участия в богослужении. Артос греч. Артос раздается мирянам в субботу пасхальной недели. Символически изображает ягненка, который закалывался иудеями в пасхальную ночь. Благодарственные молитвы — пять молитв, читаемых верующими после причащения. Вечерня — богослужение суточного цикла, совершаемое вечером, один из двух «великих» наряду с утреней часов, восходящее к библейскому обряду вечернего возжигания светильника. Вечерня различается вседневная, малая и великая. Малая вечерня служится накануне воскресных дней и великих праздников, предваряет всенощное бдение. Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздничных дней, либо в соединении с утреней в составе всенощного бдения накануне воскресных дней и великих праздников. Повседневная вечерня служится в будние дни. Водоосвящение — освящение воды, совершаемое священником или архиереем троекратным погружением креста и благословением. Освященная вода используется для освящения дома, различных предметов, ее пьют с целью духовного укрепления. Водоосвящение бывает великое и малое. Великое совершается накануне и в день праздника Богоявления Крещения , малое — в дни храмовых и некоторых других праздников Преполовения Пятидесятницы, Происхождения честных древ и др. Всенощное бдение — богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни. Глас — в византийском церковном пении один из восьми диатонических ладов, имеющий свой господствующий и конечный тоны. Восемь гласов составляют т. Дары святые — хлеб частицы просфоры и вино в таинстве Евхаристии, после пресуществления их в Тело и Кровь Христовы. Вкушение или принятие Св. Даров составляет таинство причащения. Евангелист — автор одного из четырех Евангелий, входящих в Новый Завет. Евангелистами являются апостол Матфей, апостол Марк, апостол Лука и апостол Иоанн. Евхаристический канон — главная часть Литургии, во время которой совершается преосуществление Святых Даров. В настоящее время в Православной Церкви используются евхаристические каноны Литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого, различающиеся словами молитв канон Литургии Василия Великого более продолжительный. Евхаристия греч. По учению Православной Церкви при совершении таинства Евхаристии хлеб и вино преосуществляются в плоть и кровь Иисуса Христа, которыми совершается причащение. Евхаристия совершается на Литургии во время евхаристического канона. Ектения греч. Ектения произносится диаконом или священником, после каждого прошения хор поет «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Ектении различаются по содержанию и числу прошений: великая или мирная ектения — наиболее полная около десяти прошений , малая — из одного прошения, сугубая т. Елеопомазание — помазание елеем, символически изображающее излияние Божией милости на помазуемого. Елеопомазание совершается: а на утрени с полиелеем после чтения Евангелия, б над крещаемыми перед крещением. Елеосвящение соборование — таинство Православной церкви, совершаемое над больными. Елеосвящение совершается священниками или архиереями. Совершение елеосвящения желательно несколькими священниками отсюда др. Заамвонная молитва — читается священником или архиереем в конце Литургии, стоя лицом к алтарю, перед амвоном. В настоящее время существуют заамвонные молитвы: молитва Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого «Благословляй благословящие Тя…» , содержащая прошения о Церкви, священниках, мирянах и др. Зачало — принятое в Православной Церкви богослужебное деление текста Четвероевангелия, Деяний и посланий святых апостолов. Размер зачала — от 10 до 50 стихов. Интронизация — торжественное богослужение, во время которого совершается возведение новоизбранного Патриарха на Патриаршую кафедру. Интронизация совершается во время Литургии с облачением новоизбранного Патриарха в патриаршие одежды и вручением ему патриаршего посоха. Ирмос греч. Канон греч. Входит в состав богослужений. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 4—6 тропарей в песнях некоторых канонов тропарей больше, напр. Андрея Критского — до 30. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. Кафизма греч. Псалтирь разделена на 20 кафизм. Во время чтения кафизм на богослужении разрешается сидеть, откуда и происходит название. Порядок чтений кафизм определен уставом, согласно которому, Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается целиком, а во время Великого поста — дважды за неделю. Катавасия греч. Название происходит от византийской практики сходиться обоим хорам в центр храма для совместного пения этого песнопения. Литургия греч. В настоящее время в Православной Церкви совершаются литургии трех чинопоследований: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста основываются на древней литургии, составленной, по преданию, апостолом Иаковом, которая была в IV веке переработана соответственно св. Василием Великим и св. Иоанном Златоустом. Поэтому общее построение литургий одинаково, различия касаются преимущественно молитв евхаристического канона — литургия Василия Великого более продолжительна. Вне Великого поста литургия Иоанна Златоуста совершается во все дни года, кроме тех дней, когда совершается литургия Василия Великого; Великим постом литургия Иоанна Златоуста совершается в субботние дни, в праздники Вход Господень в Иерусалим и Благовещение если на Благовещение не попадают дни, когда совершается литургия Василия Великого. Литургия Василия Великого совершается накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день памяти св. Василия Великого — 1 января ст. Литургия Преждеосвященных Даров — литургия, во время которой верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде преждеосвященные. Совершается во время Великого поста в будние дни. Молитва Господня — главная христианская молитва «Отче наш, иже еси на небесах», которой Иисус Христос научил апостолов в ответ на их просьбу научить их молиться.