Он приурочен к дате трагической гибели в 1989 году атомной подводной лодки «Комсомолец». Как подлодка была переименована в "Комсомолец"? Уникальная конструкция, ядерное оружие на борту и трагическая гибель большей части экипажа — ровно тридцать лет назад, 7 апреля 1989 года, в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец".
20 лет с момента гибели атомной подводной лодки «Комсомолец»
Спустя час к месту катастрофы подошла плавбаза "Алексей Хлобыстов", которая подобрала 30 оставшихся в живых членов экипажа. Впоследствии еще трое из них умерли от переохлаждения. Всего из 69 членов экипажа погибли 42. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
В 17 часов 08 минут — официальное время гибели подводной лодки «Комсомолец» — корабли и суда Северного флота приспустили Андреевские флаги. Военные моряки почтили память погибших товарищей минутой молчания под сигналы корабельных тифонов. Атомная подводная лодка «Комсомолец» была спущена на воду 9 мая 1983 г.
На борту умерли еще трое из тридцати спасенных. Всего в результате катастрофы и гибели корабля 42 человека погибло, 27 — выжили. Тела умерших были преданы земле. Остальные 20 погибших, в том числе Александр Володин, остались в море. Большинство из них утонули в ледяной воде, не дождавшись подхода спасателей. К-278 вошел в число постоянно боеготовых кораблей 29 июня 1985 года. На борту подводной лодки находился сменный 604-й экипаж под командованием капитана 1-го ранга Е.
Николаев Украина тиражом всего 120 экземпляров , я нашёл фразу, относящуюся к титановым кораблям, где наряду с тем, что «Титановые корабли были в три раза дороже стальных АПЛ. Это были действительно «золотые рыбки», были и другие характеристики титана. Но его откровения относительно титана подтверждают мою версию — «В горящем, загерметизированном отсеке прогорел корпус, отсек мгновенно заполнился, и субмарина рухнула в глубину! К тому же, он хорошо горит в воде». Тогда логично предположить, что об этом свойстве титана не был информирован экипаж, и вёл борьбу за живучесть АПЛ традиционными способами. А температура в горящих загерметизированных отсеках достигает тысячи градусов. Вода была не помеха, и загорелся прочный корпус… Дальше мы знаем!!! Так кто же виноват в этом случае? Экипаж, наука, завод или весь, тогда могущественный, ВПК? К сожалению, всё списали на экипаж. И ещё, что заставляет задуматься — после гибели «Комсомольца» было принято решение прекратить проектирование и строительство титановых подводных лодок. А ведь это направление считалось перспективным. И в той же книге Ю. Крючкова, мы читаем, что «Вызванный гибелью «Комсомольца» отказ от применения в будущем титана продержался в России недолго, и в новых проектах опять предлагается делать подводные лодки из титановых сплавов, что позволяет облегчить их корпуса, и за этот счёт увеличить количество разнообразного вооружения». Возможно ли, что к 20-летию гибели АПЛ «Комсомолец», мы, наконец, услышим из официальных источников всю правду о трагедии в Норвежском море 7 апреля 1988 года? Что вызывает сомнения. Ведь происшедшая позже через 12 лет, 12 августа 2000 года, трагедия АПЛ «Курск» при более внятных обстоятельствах по воле политиков осталась тайной. Тайну «Комсомольца» действительно хранят глубины, тайну «Курска» похоронили люди.
Смерть во льдах
- Наше видео
- Почему погибла самая совершенная подлодка в мире - Экспресс газета
- Гибель атомной подводной лодки « Комсомолец» | Пикабу
- Курсы валюты:
Как погибла лучшая советская подлодка
В России сегодня вспоминают моряков с затонувшей атомной подводной лодки «Комсомолец». Сегодня, в День памяти погибших подводников, в Мурманске и гарнизонах Северного флота – Гаджиево, Видяево, Заозёрске, Полярном и Северодвинске – проходят памятные мероприятия, посвященные 27-й годовщине гибели атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец». Атомная подводная лодка «Комсомолец» шла в подводном положении в Норвежском море, когда внезапно взревела аварийная тревога. Подводная лодка «Комсомолец» стала воплощением вошедшей в плоть и кровь идеи руководящего начала с «кнопочным» управлением и заменой техникой функций исполнителей, якобы всегда допускающих ошибки. Причина гибели подлодки Комсомолец. В апреле 1989 года погибла и затонула в Норвежском море советская атомная подводная лодка «Комсомолец».
«Пожар охватил все отсеки»: 35 лет со дня гибели подлодки К-278 «Комсомолец»
Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. Из воды показался задранный нос лодки, дифферент на корму увеличился. Из лодки непрерывным потоком начали эвакуироваться моряки. ИЛ-38 сбрасывает авиационный спасательный контейнер. Атомная подводная лодка «Комсомолец» без всплывающей камеры 17:08 — К-278 с дифферентом на корму до 80 градусов затонула в точке с координатами 73. В воде оказались пятьдесят девять подводников. Пятеро, включая командира К-278 Е. Ванина, остались в ВСК, из них после всплытия камеры выжил лишь один подводник — мичман В. Слюсаренко Внутри прочного корпуса остался капитан 3-го ранга Испенков, до последних минут обеспечивавший работу дизель — генератора.
К этому моменту погибли от переохлаждения утонули шестнадцать подводников, на борт «Алексея Хлобыстова» подняли тридцать оставшихся в живых и шестнадцать погибших моряков. Реактор подводной лодки был надёжно заглушен, однако в торпедных аппаратах находятся ракето — торпеды с ядерной боевой частью. В результате коррозии существовала вероятность разгерметизации боевых частей, что привело бы к загрязнению окружающей местности плутонием. Подводная лодка лежит на глубине, делающей её доступной для работы современных глубоководных аппаратов, что создаёт возможность извлечения из неё ядерного оружия и материалов. Кроме того, независимо от качества консервации, постоянно сохраняется опасность радиационной катастрофы из-за попадания в воду ядерных материалов после естественного разрушения оболочек ядерных боеприпасов и реактора. В связи с этим с момента гибели подводной лодки неоднократно высказывалась идея поднять К-278 целиком или хотя бы его ядерно-опасные части. В августе 1993 года силами СКБ «Рубин» была предпринята попытка поднять затонувшую при аварии всплывающую камеру. Удалось найти камеру на грунте глубина 1650 метров , зацепить специальным захватом и поднять на 200 метров над грунтом, но затем трос лопнул и камера снова упала на дно и до сих пор лежит на глубине 1750 метров.
По некоторым сообщениям, предполагалось повторить попытку в 1998 году, но экспедиция 1998 года ограничилась обследованием подводной лодки и констатацией отсутствия радиоактивного заражения окружающей местности. По оценке руководителя проекта проектного офиса комплексной утилизации АПЛ дирекции ядерной и радиационной безопасности Росатома А. Захарчева подъём К-278 в принципе реален, но не ранее чем в начале 2020-х годов. Первым шагом к подъёму ПЛА мог бы стать подъём для утилизации аварийной ПЛА К-27 , затопленной в Карском море в 1982 году на малой глубине с выгруженным оружием, аккумуляторами и полностью заглушённым и загерметизированным реактором. Атомная подводная лодка «Комсомолец» без всплывающей камеры Подводная лодка считается надёжно законсервированной, ни одна из экспедиций не зафиксировала попадания в воду радиоактивных материалов. Возможно, вследствие этого вопрос о полном либо частичном подъёме К-278 официально не ставится. Следствие проводилось в условиях противостояния позиций флота с одной стороны и проектировщиков и строителей с другой. По итогам трёх лет работы объединённая экспертная комиссия пришла к выводу, что находившийся в момент гибели на борту К-278 604-й экипаж не был в достаточной степени подготовлен для похода, в частности перерыв после предыдущего выхода в море превышал предельно допустимый срок в восемь месяцев, а пять членов команды не были допущены к исполнению обязанностей согласно занимаемой должности.
То есть, команда подводной лодки потеряла линейность, и отправка ее в море без дополнительной подготовки была недопустима.
Пожар бушевал уже и в шестом отсеке. Его люки задраили, но огонь продолжал распространяться по трубам и по кабелям.
На глубине 50 метров подъем остановился — сработала аварийная защита атомного реактора, и он отключился. Именно поэтому подводного Чернобыля не произошло. На «Комсомольце» имелся аварийный дизель-генератор.
По всем инструкциям на его включение отводилось десять минут, но команда провозилась с этим более двух часов. Ванин отдал приказ продуть спеццистерны сжатым воздухом. Лодка всплыла на поверхность, но из-за поврежденных огнем клапанов на воздухопроводах, воздух хлынул в шестой и седьмой отсеки.
Пожар запылал с новой силой. Температура внутри горевших отсеков превысила тысячу градусов. Начал плавиться корпус лодки.
Ванин приказал связаться с командованием. Удалось это не сразу, так как гидравлика выдвижных антенн плохо работала. Лишь через 20 минут была передана радиограмма о нештатной ситуации, с которой экипаж борется собственными силами.
Тем временем огонь продолжал распространяться. Из-за повреждения маслопровода пятый отсек наполнила взрывоопасная смесь из мельчайших капель масла и воздуха. Начался пожар и там.
Несколько моряков сильно обгорели. Огонь распространился по всей лодке кроме первого отсека. Он повредил электрокабели и «Комсомолец» превратился в горящий изнутри неподвижный кусок металла посреди арктического моря.
Подавать сигнал SOS советским военным кораблям было запрещено из-за боязни, что услышит противник. С советской территории к месту катастрофы отправили самолет Ил-38. Он делал круги над погибавшей подлодкой.
С воздуха было видно, как пузырится вода рядом с шестым и седьмым отсеками: температура внутри них приближалась к жару мартеновской печи. Над лодкой подымалась струйка белого дыма. Ил наводил на место действия советские корабли, бывшие поблизости.
К месту катастрофы спешила плавбаза «Алексей Хлобыстов», но ей оставалось плыть еще несколько часов. Капитан первого ранга Евгений Ванин. Через трещины в поврежденном огнём корпусе в эти отсеки стала поступать забортная вода.
Корма «Комсомольца» начала погружаться. Капитан Ванин приказал экипажу готовиться к эвакуации. На борту имелись два самонадувающихся спасательных плота.
Секретный объект, атомная подводная лодка с титановым корпусом. Игорь Калинин гордился тем, что попал служить именно на нее. Еще бы, в 20 с небольшим ему выпала честь участвовать в уникальном событии: «Комсомолец» смог погрузиться на глубину тысячу метров и выполнил оттуда пуск торпед - рекорд до сих пор остается непревзойденным. На фото - молодые парни, сослуживцы инженера-гидроакустика Калинина, которому удалось вернуться из последнего похода. Им - нет. Вот только что был корабль, технически совершенный, на наш взгляд, - и больше половины экипажа просто куда-то исчезло», - говорит Игорь Калинин, в 1989 году - капитан-лейтенант, инженер-гидроакустик АПЛ «Комсомолец».
Норвежское море, здесь на глубине более 1,5 километра лежит «Комсомолец».
Спустя час к месту катастрофы подошла плавбаза "Алексей Хлобыстов", которая подобрала 30 оставшихся в живых членов экипажа. Впоследствии еще трое из них умерли от переохлаждения. Всего из 69 членов экипажа погибли 42. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
На Северном флоте проходят памятные мероприятия, посвященные гибели АПЛ «Комсомолец»
Гибель ПЛА «Комсомолец» в 1989 — Teletype | В текущем году исполняется 30 лет с момента гибели атомной подводной лодки «Комсомолец». |
Гибель «Комсомольца» | Через день после гибели подлодки военная прокуратура Северного округа возбудила уголовное дело по статье «Халатность, повлекшее тяжкие последствия». |
Почему погибла самая совершенная подлодка в мире | Техническая сложность систем и оборудования современных подводных лодок (ПЛ) возросла в геометрической прогрессии, а количество и выучка экипажа перестали ей соответствовать, отстают. |
Еще по теме
- Трагическая годовщина: как погибала подлодка «Комсомолец»
- 100 лет ВКР. Глава 61. Гибель «Комсомольца»
- Тайна гибели подводной лодки «Комсомолец». 30 лет спустя
- Список погибших на АПЛ "Комсомолец" в результате аварии, произошедшей 7 апреля 1989 г.
Трагическая годовщина: как погибала подлодка «Комсомолец»
Гибель подводной лодки К-278 «Комсомолец»: что произошло, как погибла большая часть экипажа и что стало с подлодкой. 7 апреля 1989 г. в Норвежском море произошел пожар на атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец». 7 апреля 1989 года при выполнении задач военной службы затонула атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец».
Уроженец Никифоровского района 34 года назад погиб на подлодке «Комсомолец»
И уже через полчаса после посадки на грунт Евгений Черняев сообщил по подводной связи: "Вышли на лодку "Комсомолец". Фото: РИА Новости, Сергей Компанийченко. наш земляк, жил буквально рядом, на доме сейчас мемориальная табличка. Экспедиция к затонувшей в Норвежском море советской атомной подводной лодке (АПЛ) К-278 «Комсомолец» обнаружила локальную утечку радиации. Сегодня, в День памяти погибших подводников, в Мурманске и гарнизонах Северного флота – Гаджиево, Видяево, Заозёрске, Полярном и Северодвинске – проходят памятные мероприятия, посвященные 27-й годовщине гибели атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец».
Судьба атомной подлодки К-278 «Комсомолец» – крейсера который опередил время
7 апреля - 25 лет со дня гибели АПЛ "Комсомолец". Справка - ТАСС | Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец», возвращаясь с боевой службы, затонула в Норвежском море в. |
Как погибла лучшая советская подлодка // Видео НТВ | 7 апреля 1989 года — дата гибели атомной подводной лодки К-278 («Комсомолец») провозглашена в Российской Федерации, как «День памяти погибших подводников». |
7 апреля День памяти всех погибших подводников
К этому моменту погибли от переохлаждения утонули шестнадцать подводников, на борт «Алексея Хлобыстова» подняли тридцать оставшихся в живых и шестнадцать погибших моряков. Реактор подводной лодки был надёжно заглушен, однако в торпедных аппаратах находятся ракето — торпеды с ядерной боевой частью. В результате коррозии существовала вероятность разгерметизации боевых частей, что привело бы к загрязнению окружающей местности плутонием. Подводная лодка лежит на глубине, делающей её доступной для работы современных глубоководных аппаратов, что создаёт возможность извлечения из неё ядерного оружия и материалов. Кроме того, независимо от качества консервации, постоянно сохраняется опасность радиационной катастрофы из-за попадания в воду ядерных материалов после естественного разрушения оболочек ядерных боеприпасов и реактора. В связи с этим с момента гибели подводной лодки неоднократно высказывалась идея поднять К-278 целиком или хотя бы его ядерно-опасные части. В августе 1993 года силами СКБ «Рубин» была предпринята попытка поднять затонувшую при аварии всплывающую камеру.
Удалось найти камеру на грунте глубина 1650 метров , зацепить специальным захватом и поднять на 200 метров над грунтом, но затем трос лопнул и камера снова упала на дно и до сих пор лежит на глубине 1750 метров. По некоторым сообщениям, предполагалось повторить попытку в 1998 году, но экспедиция 1998 года ограничилась обследованием подводной лодки и констатацией отсутствия радиоактивного заражения окружающей местности. По оценке руководителя проекта проектного офиса комплексной утилизации АПЛ дирекции ядерной и радиационной безопасности Росатома А. Захарчева подъём К-278 в принципе реален, но не ранее чем в начале 2020-х годов. Первым шагом к подъёму ПЛА мог бы стать подъём для утилизации аварийной ПЛА К-27 , затопленной в Карском море в 1982 году на малой глубине с выгруженным оружием, аккумуляторами и полностью заглушённым и загерметизированным реактором. Атомная подводная лодка «Комсомолец» без всплывающей камеры Подводная лодка считается надёжно законсервированной, ни одна из экспедиций не зафиксировала попадания в воду радиоактивных материалов.
Возможно, вследствие этого вопрос о полном либо частичном подъёме К-278 официально не ставится. Следствие проводилось в условиях противостояния позиций флота с одной стороны и проектировщиков и строителей с другой. По итогам трёх лет работы объединённая экспертная комиссия пришла к выводу, что находившийся в момент гибели на борту К-278 604-й экипаж не был в достаточной степени подготовлен для похода, в частности перерыв после предыдущего выхода в море превышал предельно допустимый срок в восемь месяцев, а пять членов команды не были допущены к исполнению обязанностей согласно занимаемой должности. То есть, команда подводной лодки потеряла линейность, и отправка ее в море без дополнительной подготовки была недопустима. В январе 1998 года руководитель следственной группы отправил Главнокомандующему ВМФ РФ представление об устранении причин и условий, способствовавших катастрофе атомной подводной лодки К-278 со следующими рекомендациями: — рассмотреть представление с участием лиц, ответственных за боевую подготовку в ВМФ. Вопрос об ответственности других лиц не ставится в связи с их увольнением с военной службы.
Также, в документе указывалось, что в курсе Боевой подготовки атомных подводных лодок редакции 1990 года было введено множество упрощений, снижающих качество подготовки команд и, как следствие, увеличивающих аварийность и травматизм. В апреле того же года этот документ был рассмотрен Военно-техническим советом ВМФ, а последующие проверки различными инстанциями не нашли оснований для опровержения сделанных выводов. Однако, в 2002 году, после увольнения в запас производивших расследование офицеров, представление было отменено, а следствие — приостановлено. Отмена результатов расследования произведена по надуманному поводу и является следствием желания некоторых высокопоставленных чиновников отвести от себя обвинения в произошедшей катастрофе. В районе гибели ПЛА «Комсомолец» в Норвежском море глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир» в 1989 — 1998 годах было проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, в которых находятся торпеды с ядерными боеголовками, с целью обеспечения радиационной безопасности. Во время последней экспедиции в 1998 году было обнаружено, что записывающие станции отсутствуют, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря.
Вероятно, приборы были сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов или необитаемых телеуправляемых роботов.
Такой указатель ежедневно пополнялся данными, полученными в ходе проводившихся следственных действий. Кроме того, каждый член следственной группы вел свой календарный план - план работы на текущий и последующие 2-5 дней. На запланированные следственные действия, например, допрос свидетеля - члена 604 экипажа, составлялся отдельный план, что требовало знания относящихся к предмету предстоящего следственного действия данных. Много времени было уделено организации по делу экспертиз и подбору экспертов, поскольку по целому ряду вопросов требовались специальные познания, а экспертных учреждений по данным вопросам не было. При этом были учтены пожелания руководства Военно-Морского флота о включении в состав экспертов вполне конкретных лиц. Шеин, с учетом его загруженности другими делами, находящимися в производстве следователей отдела, изучал материалы этого дела как в Москве, куда они представлялись следователем, так и в Санкт-Петербурге, куда он неоднократно выезжал для работы по данному делу, в том числе для допроса ряда свидетелей. В частности, бывшего командующего 1-й флотилией атомных подводных лодок - руководителя опытной эксплуатации АПЛ К-278 в 1984-1986 годах вице-адмирала Чернова Е. В мае-сентябре 1989 года он, будучи в то время заместителем начальника Военно-морской академии имени Н. Кузнецова, совместно со специалистами академии выполнил с разрешения главнокомандующего ВМФ анализ аварии на АПЛ К-278 и действий 604-го экипажа при борьбе за живучесть в ходе этой аварии "Анализ действий личного состава АПЛ-К-278 при борьбе за живучесть подводной лодки 7 апреля 1989г.
Вице-адмирала Чернова старший следователь Целовальников с участием Шеина допрашивал в течение нескольких рабочих дней. Производство комиссионной судебно-технической экспертизы по оценке качества подготовки 604-го экипажа и его действий в период аварии 7 апреля 1989 года продолжалось три года. Как следует из заключения экспертов в составе которых, повторим, были и лица, рекомендованные руководством ВМФ , направлять в море 604-й экипаж было нельзя. Во-первых, он потерял свою линейность - перерыв в плавании превышал предельно допустимый восьмимесячный срок. Во-вторых, имел в своем составе пять специалистов, не допущенных к исполнению обязанностей по занимаемой должности. Вот прямая цитата: "Недостаточно подготовленные к действиям в сложных условиях Главный командный пункт, должностные лица и личный состав своими действиями при аварии на подводной лодке 7 апреля 1989 года не обеспечили решения главных задач при пожаре, поступлении воздуха высокого давления и воды внутрь прочного корпуса подводной лодки и при спасении личного состава, что привело к гибели подводной лодки и большей части экипажа". Вслед за первой группой экспертов закончила работу другая - по оценке качества проектной документации. В своем заключении она указала, что конструктивное исполнение устройств и систем АПЛ К-278 не явилось причиной массовой гибели людей и подводной лодки. Эти выводы соответствовали результатам других процессуальных действий, выполненных следственной группой к тому же времени. Осталось подтвердить или опровергнуть выдвинутую в конце следствия версию одного из должностных лиц ВМФ, причастных к направлению в море потерявшего линейность 604-го экипажа, о том, что лодка утонула "из-за образовавшегося в нижней части ее кормы разрушения прочного корпуса в результате взрывов".
Обследование нижней части АПЛ в районе кормы без подъема всего затонувшего корабля было технически невозможным. Планировавшийся сразу после катастрофы подъем лодки, находящейся на дне Норвежского моря на глубине 1655 метров, был отложен на неопределенное время. С учетом этого следователь принял и Шеин поддержал решение о приостановлении предварительного следствия, о чем было вынесено мотивированное постановление. В нем со ссылками на конкретные листы дела дан подробный анализ собранных по делу доказательств, в том числе Акта правительственной комиссии и заключений проведенных по делу экспертиз.
Большинство из них с того страшного дня не ступали на борт корабля.
Вновь оказаться на подводной лодке — не просто ностальгия. Подводники вместе с родственниками побывали на атомоходе "Воронеж". Проходя по отсекам, вспоминают о былых временах, с теплотой и болью обсуждают свои первые походы в море, сравнивают устройство лодки со своей. Проходил, увидел свои системы, которые я обслуживал. Меняется, конечно, но в основном все знакомо", — признался бывший командир группы дистанционного управления ядерной установкой атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец" Игорь Орлов.
Позже члены экипажа "Комсомольца" возложили цветы к мемориальной доске и почтили память погибших товарищей, а также посетили музей истории Заозерска. На отдельном стенде, посвященном аварии, — хронология событий, рядом — фотографии моряков, в госпитале после аварии, имена погибших. В 17 часов митинг у мемориала "Героическому экипажу подводной лодки "Комсомолец". В 8 минут — гудок и минута молчания в четь героев, которые отчаянно боролись со смертью.
Задача — наводить спасательные средства на все обнаруженные в воде предметы и людей. Ушли из района по остатку топлива с наступлением темноты. К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 17 человек, на борт «Алексея Хлобыстова» подняли 30 живых и 16 погибших моряков. Принятыми экипажем мерами ликвидировать его не удалось. Лодка затонула. Имеются человеческие жертвы. В результате катастрофы и гибели корабля 42 человека погибли, 27 человек выжили. Тела умерших были преданы земле. Остальные 23 погибших остались в море: капитан 3-го ранга А. Испенков, а также вахтенные 6-го и 7-го отсеков: мичман Владимир Колотилин и старший матрос Н. Бухникашвили — на борту корабля, тела трёх членов экипажа, включая командира корабля Е. Ванина, остались на дне в ВСК, но большинство — утонули в ледяной воде, не дождавшись подхода спасателей. Расследование[ править править код ] 9 апреля 1989 года военным прокурором Северного флота было возбуждено дело о катастрофе подводной лодки К-278 по признакам преступления, предусмотренного пунктом «в» статьи 260. По итогам трёх лет работы объединённая экспертная комиссия пришла к выводу, что находившийся в момент гибели на борту «Комсомольца» 604-й экипаж не был в достаточной степени подготовлен для похода, в частности перерыв после предыдущего выхода в море превышал предельно допустимый срок в 8 месяцев, а пять членов экипажа не были допущены к исполнению обязанностей согласно занимаемой должности. То есть, экипаж потерял линейность, и отправка его в море без дополнительной подготовки была недопустима. В январе 1998 года руководитель следственной группы отправил главнокомандующему ВМФ РФ представление об устранении причин и условий, способствовавших катастрофе атомной подводной лодки «Комсомолец», со следующими рекомендациями: Рассмотреть представление с участием лиц, ответственных за боевую подготовку в ВМФ. Принять меры к обеспечению надлежащего уровня боевой подготовки экипажей подводных лодок. За допущенные отступления от требований действующих руководящих документов при подготовке подводной лодки К-278 к выходу в море, способствовавших катастрофе корабля, рассмотреть вопрос об ответственности командующего Северным флотом адмирала Ерофеева О. Вопрос об ответственности других лиц не ставится в связи с их увольнением с военной службы. Также в документе указывалось, что в курсе боевой подготовки атомных подводных лодок редакции 1990 года было введено множество упрощений, снижающих качество подготовки экипажей и, как следствие, увеличивающих аварийность и травматизм. В апреле того же года этот документ был рассмотрен Военно-техническим советом ВМФ, а последующие проверки различными инстанциями не нашли оснований для опровержения сделанных выводов. Однако в 2002 году, после увольнения в запас производивших расследование офицеров, представление было отменено, а следствие — приостановлено. Обследования корпуса[ править править код ] В район гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир» в 1989—1998 годах было проведено семь экспедиций [10] , в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, в которых находятся торпеды с ядерными боеголовками [11] , с целью обеспечения радиационной безопасности. Во время последней экспедиции в 1998 году было обнаружено, что записывающие станции отсутствуют, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря. Вероятно, приборы были сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов или необитаемых телеуправляемых роботов [12]. Согласно опубликованной видеозаписи, лодка лежит в точке с координатами Перспективы подъёма лодки[ править править код ] Лодка лежит на глубине, делающей её доступной для работы современных глубоководных аппаратов, что создаёт возможность извлечения из неё ядерного оружия и материалов. Кроме того, независимо от качества консервации, постоянно сохраняется опасность радиационной катастрофы из-за попадания в воду ядерных материалов после естественного разрушения оболочек ядерных боеприпасов и реактора. В связи с этим, с момента гибели лодки неоднократно высказывалась идея поднять «Комсомолец» целиком или хотя бы его ядерно-опасные части. В августе 1993 года силами СКБ «Рубин» была предпринята попытка поднять затонувшую при аварии всплывающую камеру. Удалось найти камеру на дне глубина 1650 м , зацепить специальным захватом и поднять на 200 м надо дном, но затем трос лопнул и камера снова упала на дно и до сих пор лежит на глубине 1750 м. По некоторым сообщениям, предполагалось повторить попытку в 1998 году, но экспедиция 1998 года ограничилась обследованием лодки и констатацией отсутствия радиоактивного заражения окружающей местности. По оценке руководителя проекта проектного офиса комплексной утилизации АПЛ дирекции ядерной и радиационной безопасности Росатома Анатолия Захарчева [14] подъём «Комсомольца» в принципе реален, но не ранее чем в начале 2020-х годов. По мнению Захарчева, первым шагом к подъёму АПЛ «Комсомолец» мог бы стать подъём для утилизации аварийной АПЛ К-27 , затопленной в Карском море в 1982 году на малой глубине с выгруженным оружием, аккумуляторами и полностью заглушённым и загерметизированным реактором. Радиоактивное загрязнение[ править править код ] Реактор лодки был надёжно заглушен, однако в торпедных аппаратах находятся две ракето-торпеды с ядерной боевой частью[ источник не указан 1751 день ].
В годовщину гибели АПЛ "Комсомолец" открылся неожиданный поворот в расследовании катастрофы
Сначала подлодку планировали поднять, чтобы установить причины возгорания, но потом от этой идеи отказались, так как носовая часть была сильно разрушена. Ядерные реакторы решили просто загерметизировать.
Её гибели предшествовал пожар, распространившийся из кормового отсека субмарины.
На борту подлодки находились 69 человек, 42 из них спасти не удалось. Субмарина была построена в Северодвинске в 1983 году. Основной версией считается возгорание электрооборудования.
Ванина и членов его экипажа — капитана 2 ранга О. Аванесова и ст. Маркова 34 года со дня гибели АПЛ К-278 «Комсомолец» 7 апреля 1989 года в Норвежском море в районе острова Медвежий в результате пожара погибла атомная подводная лодка «Комсомолец» К-278.
В память об этом трагическом событии приказом Главнокомандующего ВМФ РФ в 1996 году был установлен «День памяти погибших подводников» - 7 апреля. Во время аварии погибло 42 подводника. Только 27 членов экипажа удалось спасти прибывшим спасателям.
В годовщину гибели «Комсомольца» соберутся оставшиеся в живых, их родные и близкие, ветераны-подводники на панихиду в Николо-Богоявленском Морском соборе в 12:00, чтобы почтить память «воинов в море погибших…» В 1983 в состав ВМФ вошла новая уникальная подводная лодка, спроектированная в Ленинградском конструкторском бюро «РУБИН» под руководством Н.
Репортаж Евгения Соловьева. Роза Маркова, мама Сергея Маркова, инженера электротехнической группы подводной лодки «Комсомолец»: «Когда он сказал, что хочет быть подводником, я ему сказала: «Зачем же ты в подводники? Это же такая опасная профессия, а ты у нас один. А если что случится? Вскоре она будет носить имя ее сына — инженера электротехнической группы в составе экипажа легендарного подводного корабля К-278, более известного как «Комсомолец». Евгений Соловьев, корреспондент: «Подводная лодка проекта 685 «Комсомолец» на тот момент была самой совершенной многоцелевой субмариной. Многие из ее достижений недостижимы до сих пор даже для современных поколений атомных подводных лодок.
В частности, рекорд глубины». На таких глубинах корабль был на 100 процентов неуязвим для любых видов вооружения вероятного противника, а сам мог вести стрельбу ракето-торпедами с ядерными боеголовками по заданным целям. Но знаменитым корабль стал не из-за своих уникальных технических характеристик. Мир узнал о «Комсомольце» из срочного сообщения ТАСС 7 апреля 1989 года: -«На подводной лодке с ядерной энергоустановкой в одном из отсеков произошел пожар». Что стало причиной возгорания в кормовом отсеке корабля, эксперты спорят уж 30 лет. Но эта тайна сокрыта 1,5-километровой толщей Норвежского моря. Игорь Калинин, инженер-гидроакустик АПЛ К-278: «Первые потери не зафиксированы, но мы предполагали, что матрос, который находился в кормовом отсеке, очень быстро погиб, второй мичман Колотилин, который находился в 6-м отсеке тоже погиб, потому что они моментально перестали выходить на связь».
100 лет ВКР. Глава 61. Гибель «Комсомольца»
Подводная лодка «Комсомолец» видимо навсегда останется лежать на глубине 1685 м в Норвежском море. Спустя четыре года после гибели в море капитана 1 ранга Ванина вдова командира атомной подводной лодки "Комсомолец" узнала, что тело мужа подняли вместе со спасательной камерой, которая затонула рядом с атомариной. Как подлодка была переименована в "Комсомолец"?
Погода этим летом в России будет жаркой — синоптики
- Читайте также
- Испытание глубиной
- Конец «Комсомольца». Как погибла лучшая советская подлодка
- Тайна гибели подводной лодки «Комсомолец». 30 лет спустя | Телеканал Санкт-Петербург
- Список погибших на АПЛ "Комсомолец" в результате аварии, произошедшей 7 апреля 1989 г.
"Ушла за минуты": выжившие моряки рассказали о гибели АПЛ "Комсомолец"
А сами норвежцы инициативы не проявили. В какой-то момент «Орион» стал даже мешать появившемуся вскоре нашему самолету, пытавшемуся сбросить спасательные плоты. С теми двумя плотами, что у нас были, к сожалению, возникли проблемы. Один раскрылся вверх дном из-за того, что на него ещё на лодке положили тела двух погибших моряков. Надо было очень быстро освободить плот, а тела-то тяжелые… Второй плот улетел от корабля больше чем на сто метров.
Не догнать по холодным волнам. В общем, если коротко: корабль погубила цепь трагических случайностей. Командир всегда последним покидает корабль. Ванин не мог поступить иначе.
Мы вместе поднимались с ним по трапу. Думали — позади живых нет. В какой-то момент я обернулся — командир стремительно спускался вниз. Видимо, что-то услышал, понял, что в отсеках кто-то еще есть.
Бросить их? Как потом оказалось, Ванин помог спастись из тонущего атомохода мичману Слюсаренко. Наверное, ушли вскоре со службы, тяжело ведь, пережив такое!.. Ходил в дальние походы, правда — на надводных кораблях.
Вырастил смену — сын Григорий стал кадровым флотским офицером, служит в Калининграде. Одним из тех, кто после гибели «Комсомольца» в составе госкомиссии разбирался в обстоятельствах трагедии, был капитан 2 ранга Александр Покровский, ныне известный писатель-маринист. Но не был её членом. И акт подписывал не я.
Задача же была одна: выяснить причины пожара в кормовом отсеке лодки. Мы выяснили: неисправный дозатор кислорода. Важно всё. Так вот о дозиметре.
Из-за его неисправности, кислород поступал в кормовой отсек в неконтролируемых количествах. Это показали расчеты. Расчеты были грубые, поскольку конкретное время выхода дозатора из строя установить не удалось. При такой концентрации возможно самовозгорание ветоши, одежды, паров масла и т.
Вот и возгорелось… Выгорело два кормовых отсека. Лодка потеряла продольную остойчивость и затонула. Или пропустила? Все указывало на конструктивные недостатки.
А также на человеческий фактор.
Маркова 34 года со дня гибели АПЛ К-278 «Комсомолец» 7 апреля 1989 года в Норвежском море в районе острова Медвежий в результате пожара погибла атомная подводная лодка «Комсомолец» К-278. В память об этом трагическом событии приказом Главнокомандующего ВМФ РФ в 1996 году был установлен «День памяти погибших подводников» - 7 апреля.
Во время аварии погибло 42 подводника. Только 27 членов экипажа удалось спасти прибывшим спасателям. В годовщину гибели «Комсомольца» соберутся оставшиеся в живых, их родные и близкие, ветераны-подводники на панихиду в Николо-Богоявленском Морском соборе в 12:00, чтобы почтить память «воинов в море погибших…» В 1983 в состав ВМФ вошла новая уникальная подводная лодка, спроектированная в Ленинградском конструкторском бюро «РУБИН» под руководством Н.
Климова и Ю. Построенная на легендарном Северодвинском Северном машиностроительном предприятии, по сути, эта лодка со сверхпрочным титановым корпусом была опытным кораблем, способным вести боевые действия на глубине, более чем в два раза превосходящей обычную глубину погружения подводных лодок.
Подводники вместе с родственниками побывали на атомоходе "Воронеж". Проходя по отсекам, вспоминают о былых временах, с теплотой и болью обсуждают свои первые походы в море, сравнивают устройство лодки со своей. Проходил, увидел свои системы, которые я обслуживал. Меняется, конечно, но в основном все знакомо", — признался бывший командир группы дистанционного управления ядерной установкой атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец" Игорь Орлов. Позже члены экипажа "Комсомольца" возложили цветы к мемориальной доске и почтили память погибших товарищей, а также посетили музей истории Заозерска. На отдельном стенде, посвященном аварии, — хронология событий, рядом — фотографии моряков, в госпитале после аварии, имена погибших.
В 17 часов митинг у мемориала "Героическому экипажу подводной лодки "Комсомолец". В 8 минут — гудок и минута молчания в четь героев, которые отчаянно боролись со смертью. Еще по теме.
Во время аварии погибло 42 подводника. Только 27 членов экипажа удалось спасти прибывшим спасателям. В 35-ю годовщину гибели «Комсомольца» на панихиду в Николо-Богоявленском Морском соборе в 12:00 соберутся оставшиеся в живых, их родные и близкие, друзья и сослуживцы, ветераны-подводники Петербурга , чтобы почтить память «воинов в море погибших…» В 1983 в состав ВМФ вошла новая уникальная подводная лодка, спроектированная в Ленинградском конструкторском бюро «РУБИН» под руководством Н. Климова и Ю. Построенная на легендарном Северодвинском Северном машиностроительном предприятии, по сути, эта лодка со сверхпрочным титановым корпусом была опытным кораблем, способным вести боевые действия на глубине, более чем в два раза превосходящей обычную глубину погружения подводных лодок.
В 11 часов 7 апреля 1989 года, когда лодка возвращалась из автономного плавания и находилась на глубине 157 метров, в 7-м отсеке возник пожар.