Новости когда прорвали блокаду

Командующие Ленинградским фронтом Хозин и Жданов получили соответствующие инструкции: прорвать блокаду, отправившись к Москве. В январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, но не снята полностью. Всеволод Тарасевич/РИА «Новости». Ровно 75 лет назад была полностью снята блокада Ленинграда Лобанок прорвал блокаду, я лично разговаривал с теми, кто прорывался и выходил вместе с ним.

Проект 'Прорыв блокады Ленинграда'

Кольцо блокады было прорвано 12 января 1943 года: во время операции «Искра» удалось прорвать позиции германской армии в районе Шлиссельбурга. А Волховского фронта, прорвав кольцо вражеской блокады г. Ленинграда, создали коридор шириной 8-9 км между Ладожским озером и линией фронта. Первые попытки прорыва блокады были предприняты осенью 1941 года, с целью восстановления сухопутной связи Ленинграда с остальной страной. Наконец, спустя долгие 17 месяцев, Красной армии удалось прорвать блокаду Ленинграда. Назад к списку новостей. «18 января 1943 года, ровно 80 лет назад, в результате операции «Искра» была прорвана блокада Ленинграда.

Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)

К 18 января блокада Ленинграда была прорвана, что стало переломным моментом в большом сражении за город. Непосредственный прорыв блокады Ленинграда начался в 9 часов 30 минут 12 января 1943 года артиллерийской, а в полосе Волховского фронта и авиационной подготовкой. Прорыв блокады Ленинграда – история праздника 18 января, ход операции Искра, когда годовщина в 2024, мероприятия, где и как отмечают в Петербурге.

Исторический момент: 80 лет назад была прорвана блокада Ленинграда

Для этого не следует использовать танки». Самым трудным временем было начало первой блокадной зимы. Рабочие карточки полагались лишь третьей части жителей. Город голодал. Повысить норму удалось только 25 декабря.

Рабочим прибавили по 100 г хлеба, служащим, иждивенцам и детям — по 75. Жизнь подчас зависела от лишних 5 г... Муку приходилось заменять гидроцеллюлозой — то есть, по существу, обработанной древесиной. Электричества не было, водопровод замерз, канализация не работала.

Последней ниточкой, связывавшей город со страной, стала ладожская ледовая Дорога жизни. На Нюрнбергском процессе было установлено, что жертвами блокады стали 649 тыс. Большинство из них унес голод. Даже на исходе 1942 года Гитлер был уверен, что Красной армии не удастся прорвать кольцо блокады — и город рано или поздно вымрет.

Но у советского командования на этот счет имелось иное мнение. Встреча двух фронтов Город защищали два фронта — Ленинградский, которым командовал генерал-полковник Леонид Говоров, и Волховский генерала армии Кирилла Мерецкова. Перед ними стояла задача в первые недели 1943 года разгромить вражескую группировку, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Прорывную операцию назвали «Искра», памятуя крылатое: «Из искры возгорится пламя...

От 12 до 18 км. Но немцы обороняли эту пядь земли изобретательно и яростно. Туда и было решено нанести удар. Ленинградский фронт, атака десантников, район Красного села.

По приказу Говорова были выстроены специальные городки и полосы укреплений, которые бойцы раз за разом штурмовали при подготовке наступления. Не менее скрупулезно отрабатывали форсирование Невы — с танками и тяжелой артиллерией. Наступательная операция началась 12 января. После внушительной артподготовки ударные части Красной армии взломали немецкую оборону.

Главный удар пришелся на Сенявино. Ударной силой Ленинградского фронта в тех боях была 67-я армия генерала Михаила Духанова, до этого долгие месяцы защищавшая от нападений Дорогу жизни. Им навстречу двинулись части 2-й ударной армии Волховского фронта. Фронтовая пресса в те дни сообщала: «Унтер-офицер Франц Гильденфильд, попавший в плен, рассказал, что уже в течение первого получаса их полк почти потерял способность к сопротивлению.

Это вдвойне интересно, так как на нашем участке пришлось иметь дело с известной 170-й немецкой дивизией, особо отмеченной Гитлером за Украину и Крым.

Утром 12 января 1943 года навстречу друг другу началось наступление войск Волховского и Ленинградского фронтов. Их отделял 15-километровый коридор шлиссельбургско-синявинского выступа между городом Мга и Ладожским озером , замыкавший кольцо блокады Ленинграда с суши. Наступление поддерживали часть сил Балтийского флота, а также авиация дальнего действия. В тот же день был полностью освобожден Шлиссельбург и очищено от врага все южное побережье Ладожского озера. Сухопутная связь Ленинграда со страной была восстановлена. Несмотря на то что в ходе операции «Искра» противник был отброшен от южного побережья Ладожского озера на 10-12 километров, Ленинград по-прежнему оставался прифронтовым городом. Через образовавшийся коридор в течение 17 суток были проложены железная дорога и автомобильная трасса, подвергавшиеся постоянным обстрелам германской артиллерии.

Как вспоминал потом военный корреспондент П. Лукницкий, вечером практически все население города вышло на улицы, наблюдая за артиллерийским салютом в честь освобождения Ленинграда. Стоим, смотрим, молчим, и грудь моя стеснена, - кажется, впервые за всю войну мне хочется плакать. Когда салют кончился, мы прокричали "ура! А в преддверии 76-й годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в Ломоносовском районе прошла военно-историческая реконструкция "Январский гром".

В ней участвовали свыше 700 человек из России, стран СНГ и балтийских государств. Были задействованы машины, танки, мотоциклы - более 30 единиц техники. Реконструкция собрала тысячи жителей региона. Как отметили в администрации Ленобласти, она дала возможность воочию увидеть, как сражались советские солдаты, почувствовать всю силу противостояния Великой Отечественной войны и сохранить память о Победе.

И очень напрасно Егор Сенников 26. Враг был отброшен на 60-100 километров от города — и была полностью снята блокада Ленинграда. О мифах и заблуждениях о блокаде рассказывает Егор Сенников. Блокада шла ровно 900 дней Не столько миф, сколько яркий образ, закрепившийся в массовом сознании.

На самом деле блокада продлилась немного меньше — 872 дня. Первые недели сентября были кризисными: только большими потерями удалось остановить врага на подступах к городу. Начались страшные и невыносимые дни в жизни ленинградцев, которые продолжали сопротивляться врагу. А спустя ещё год удалось, наконец, полностью снять блокаду с Ленинграда. Но 872 дня блокады — это вопрос исторической точности, а не образности. Формулировка «900 дней блокады» закрепилась в публицистической и исторической литературе — причём, что советской, что западной например, книга американского историка Гаррисона Солсбери, выпущенная в 1969 году, так и называлась «The 900 days. The Siege of Leningrad». В любом случае, 872 или 900 — это не уменьшает значение подвига ленинградцев и защитников города.

Если бы город сдали — не было бы стольких жертв и с городом бы тоже ничего не случилось Этот миф много обсуждали в последние годы из-за опроса , проведённого телеканалом «Дождь», — и последовавшей реакции. Но на самом деле само представление, что сдача города могла спасти город, появилось гораздо раньше. Можно вспомнить пример из советской киноэпопеи «Блокада» , в которой есть эпизод, где старый товарищ Сталина попадает к нему на приём осенью 1941 года и задаёт ему вопросы о том, почему страна оказалась в такой сложной ситуации и не стоит ли сдать Ленинград. Сталин отвечает, что нужно сражаться. Вот несколько цитат из донесений и отчётов НКВД: взяты из книги историка Никиты Ломагина «Неизвестная блокада» : »…Пропадаем ни за что, голодаем и мёрзнем. Сам Сталин в своём докладе указал, что у нас нет танков и самолётов. Разве победим? Токарь одного из номерных заводов».

Всё большее количество людей начало осознавать, что худшее впереди, что рассчитывать на облегчение положения не приходится».

Этот день в истории: 1943 год — прорыв блокады Ленинграда

Советские войска прорвали блокаду Ленинграда в результате операции «Искра». Прорвать блокаду планировалось на мгинско-шлиссельбургском выступе, в районе Шлиссельбург — Синявино на южном берегу Ладожского озера. Командующие Ленинградским фронтом Хозин и Жданов получили соответствующие инструкции: прорвать блокаду, отправившись к Москве. Жукова и Кулика послали прорвать блокаду Ленинграда, но к согласию они не пришли, в чем убеждают выдержки из их разговора. И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Таким образом, войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда».

День, когда была прорвана блокада

К тому же никто не хотел паники, которая неизбежно возникла бы при массовой эвакуации из столиц. В первую блокадную зиму вопрос Ленинграда отошел на второй план, потому что уже стоял вопрос о том, устоит ли Москва. Дезинформация противника на оккупированных территориях вообще строилась на том, что Москву и Ленинград уже сдали. Такое воздействие на людей при отсутствии информации имело значение. А эвакуация, убежден Фесенко, — первый признак того, что город собираются сдавать. Наверное, командование фронтами и руководство Ленинграда оценивали ситуацию так, что эвакуация не нужна. Наоборот, в Ленинград эвакуировали людей с западных территорий. Никто не хотел верить в то, что Ленинград окажется в блокаде. Но сейчас, считает историк, некорректно давать оценку тем решениям руководства страны и города.

Время вспомнить «Сейчас неуместно обращаться с какими-то претензиями к нашим предшественникам, — уверен Игорь Коротченко. Прорыв блокады стал праздником для всего советского народа. Не следует говорить сегодня о каких-то провалах и ошибках, если они и были, полагает эксперт. Потому что народ смог сохранить свою историческую столицу от оккупантов. Сейчас вот происходят события на Украине, а лет через 80, когда это будет вспоминаться, многие скажут, что все можно было сделать иначе, - говорит Владимир Фесенко. О заслугах солдат и тех жертвах, которые были принесены для прорыва блокады. О подвиге народа. О героизме тех, кто выжили и кто не выжил.

К большому сожалению, почти всю Великую Отечественную Войну нам пришлось учиться. И учителя у нас были страшные.

Если верить исследователю, эвакуационные планы разрабатывались на случай войны с Финляндией , тогда как столкновения с Германией никто даже предположить не мог. Голод Пытаясь перехитрить противника, здания блокированного города накрывали специальными маскировочными сетями зеленого цвета, вплетали в них ветки деревьев: по задумке, немецкие летчики должны были принять важные объекты инфраструктуры за растительность.

Газоны перекапывали, золотые купола перекрашивали серой краской или делали специальные чехлы, как в случае со шпилем Адмиралтейства. Мосты и здания вокзалов маскировали деревянными конструкциями, что должно было создать иллюзию руин. Бережно прятали исторические памятники, в избытке имевшиеся в Ленинграде, — так от нацистских атак уберегли, например, монументы Петру I и Николаю I, а коней Клодта с Аничкого моста в целях спасения закопали в землю. Блокада привела к резкому ухудшению ситуации с продовольствием в городе и на фронте. К началу ноября 1941 года нормы выдачи основных продуктов питания людям неоднократно сокращались.

Так, с 20 ноября были введены самые низкие нормы выдачи хлеба за всю блокаду — всего 250 граммов хлеба рабочим и 125 — служащим и иждивенцам Разразился страшный голод, что приводило к летальным исходам. Катастрофически не хватало также топлива и сырья для промышленности, снизилась выработка электроэнергии. При этом в Ленинграде функционировали школы, вузы и НИИ. В театрах игрались спектакли, после которых изможденные недоеданием зрители выносили артистам не цветы, а ломтики хлеба. Дорога жизни В январе 1942 года Государственный комитет обороны направил в Ленинград будущего советского премьера, а тогда зампредседателя правительства Косыгина — ему поручалось руководство и принятие решений по всем вопросам, касающимся обороны города, эвакуации населения и оборудования.

В качестве уполномоченного ГКО он выполнял работы по снабжению, участвовал в деятельности местных советских и партийных органов. Их удалось вывезти в период по 15 апреля благодаря хорошо организованной работе ледовой трассы, что ставится исследователями в заслугу Косыгину. С большими трудностями проходила в холодных зимних условиях доставка ослабленных голодом людей поездами к Ладожскому озеру, а далее по Ледовой трассе через Ладогу в автобусах или открытых грузовых автомобилях на восточный берег озера, — писал он десятилетия спустя. Налаживанию этой коммуникации предшествовала колоссальная работа по строительству подъездных путей, оборудованию портов и причалов, углублению фарватеров и гаваней. Военно-автомобильную дорогу ВАД оснастили съездами, домиками для регулировщиков из снега и льда и большими утепленными палатками.

Транспортировка грузов осуществлялась в крайне тяжелых условиях, часто под атаками немецкой авиации, в штормовую погоду. Увеличить объемы перевозок не позволяла нехватка портов и судов.

Следует при этом иметь в виду то обстоятельство, что за многие месяцы блокады Ленинграда немцы превратили свои позиции на подступах к городу в мощный укрепленный район, с разветвленной системой долговременных бетонированных и других сооружений, с большим количеством противотанковых и противопехотных препятствий. Наступление наших войск проходило с двух сторон: с западного берега реки Нева, юго-западнее Шлиссельбурга, и с востока из района южнее Ладожского озера. Таким образом, после семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда».

Из радиосообщения Юрия Борисовича Левитана 18 января 1943 года Узкий коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу, представлявший собой полоску торфяного болота шириной от 8 до 11 километров, позволил восстановить сухопутную связь с Ленинградом вплоть до окончательного снятия блокады. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург — Поляны протяженностью 36 км. Героическая оборона Ленинграда — особая страница в истории нашей страны, символ величайшего мужества и беспримерного героизма.

Но по—разному. Пишет, скажем, секретарь подпольного райкома комсомола Василевский: «Мы им тут как дали! Так они и убежали! Майор—комендант написал командованию, что Ушачи не имеют стратегического значения. Ему вскоре пришел приказ разделиться на две части и идти в Полоцк и Лепель. Еще красноречивый пример. Железная дорога Полоцк — Молодечно — Витебск. По ней шли ресурсы в 3—ю танковую армию, воевавшую под Витебском. За определенный период, по немецким сводкам, прошло 114 эшелонов. А по донесениям партизан — уничтожено аж 120 эшелонов. Вот такие дикие нестыковки. А потери? Когда раньше мы вели экскурсии перед профессиональными военными и называли официальные цифры потерь, то профессионалы только пожимали плечами. Как это так: немцев 6 полнокровных дивизий, снятых с фронта, а это 60 тысяч хорошо вооруженных солдат, а партизан — всего 17 тысяч? И при этом такие незначительные потери. Тактика партизанской войны не предполагает держать фронт. А партизаны держали настоящий фронт по периметру своей партизанской зоны. В 1972 году вышла в Москве книжка В. Лобанка «Партизаны принимают бой». Владимир Елисеевич, видимо, боясь, что его обвинят в том, что много людей положил, назвал цифру 686 человек. Во второй книге, изданной в Минске, стало уже 868 человек. Когда вышла книжка, подготовленная институтом при ЦК партии, там давались цифры по всем партизанским бригадам и соединениям, и я подсчитал, сравнив с книжкой Пономаренко. Получилось, что соединились с частями Красной Армии около 10 — 11 тысяч партизан. Лобанок с Дубровским начинали партизанскую деятельность здесь, в Ушачском районе. Дубровский — с 9—го отряда в районе Истопища, а Лобанок — в Лепельском районе с 68—го отряда. Эти отряды объединились в бригаду Дубова. Лобанок стал комиссаром, а Дубровский комбригом. В этой бригаде все ребята местные. К 43 году в ней насчитывалось более двух с половиной тысяч человек. Бригада становилась почти неуправляемой. Командование перед Москвой настаивало на том, чтобы бригаду поделить. Так и сделали. Лобанок стал комбригом бригады им. Получил свой участок обороны. А в 43 году Дубровского вызвали в Москву, где он получил генеральскую звезду, имея 4 класса образования, и Звезду Героя Советского Союза. Потом в сентябре полетел Лобанок. Федор Фомич Дубровский возможно, недовольный таким раскладом убедил руководство и ушел со своей бригадой в Чашникский район. Немцы накануне белорусской операции провели серию специальных мероприятий против партизан. Во многих районах досталось им сильно. Здесь, в Ушачском районе, бились 25 суток. Лобанок прорвал блокаду, я лично разговаривал с теми, кто прорывался и выходил вместе с ним. Многие отряды и бригады вышли из окружения в Бегомльский и Борисовский районы. Прилетел самолет из Москвы на аэродром у деревни Волова Гора, Лобанок улетел. Но блокад было несколько. В каждой зоне — своя. А сколько мирных жителей погибло в блокаду и на прорыве? Кто же их считал... Более—менее необремененными себя чувствовали соединения, передислоцированные в наш район во второй половине 43 года. Остальные бригады были местные. Представляете, какой хвост тащился за ними? Это и отцы, и деды, и внуки с племянниками, жены, подруги. Сам Владимир Елисеевич рассказывал, что, когда снималась бригада, за ней на три километра хвост из беженцев тянулся. А что творилось потом в Мотыринском лесу! Старушка из моей деревни ходила искать брата, так говорила, что ступить было тяжело, везде трупы. Две недели немцы хоронить убитых не разрешали... А другая старушка из Великих Долец поехала сына—партизана искать. Темные волосики, полушубочек... Положила на тачаночку, привезла, выкопала могилку, застелила лапками еловыми, похоронила. Стол поминальный сделала кое—как. Василька больше нет... А Василек через два месяца приходит. К блокаде партизаны специально не готовились. Задумывалась следующая операция. В ноябре 43 года, кажется 10—го, Лобанок прилетел из Москвы с приказом строить оборонительные сооружения по периметру зоны, аэродромы и готовиться к приему авиадесантного корпуса. Чтобы потом вместе с 17 тысячами партизан десантники могли взять Полоцк. Но операция не состоялась. У немцев хорошо работала разведка. Немецких аэродромов вокруг хватало. Вот и началась бойня». Вспоминает Эдуард Иванович Баневский: «Я жил в партизанской зоне, мне тогда лет 15 было. Наша деревня Скочихи от Ушачей далековато, в месте глухом. Партизаны у нас в деревне отдыхали, танцевали, баб любили, самогонку пили. У нас в хате стояло 4 человека, мы их кормили. Немцы хоть и близко, до Зябок 25 километров, но не очень—то подъедешь, засады на дорогах. Так что видели их только в 41—м, когда они по нашим дорогам шли. В начале 43 года, когда стал приближаться фронт, на партизан немцы стали нажимать. Партизан к тому времени в Ушачском районе собралось тысяч 17. Оружия у партизан было не очень много — ни танков, ни самолетов, ни артиллерии серьезной. Страх был, конечно, что мы в партизанской зоне, и если придут немцы, то нас будут вешать.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий