Ветераны Вооруженных сил Сербии подарили икону «Ясеновацких новомучеников» Главному храму ВС РФ. При написании икон новомучеников-мирян возникает проблема: в какой одежде их писать.
Правила комментирования
- На фасаде храма Архангела Михаила в Торжке установили иконы новомучеников
- Новая икона священномученика Аввакума в Никольском храме у Тверской заставы Москвы
- Икона Собора новомучеников и исповедников российских
- Новая икона священномученика Аввакума в Никольском храме у Тверской заставы Москвы
В День памяти Красноярских святых Ачинский благочинный освятил иконы новомучеников
В чем специфика написания икон новомучеников, в отличие от икон известных святых? Иконы известных святых писать проще: можно взять известный образец и скопировать. Жители Мурманской области смогут поклониться списку чудотворной иконы императора Николая II, который сегодня прибыл в Заполярье. Собор Новомучеников и Исповедников начал формироваться в 1989 году, когда был канонизирован первый святой — патриарх Тихон. Новопрославленным святым будут писаться иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.
Кто изображен на иконе «Собор новомучеников и исповедников Церкви русской»?
Амвросий Оптинский и другие, кто духовно подготовил или благословил новомучеников на их подвиг. Образ Спасителя в центре деисуса объясняет смысл мученичества — это следование за Господом по крестному пути. Центр композиции иконы — крест, символ подвига всех святых мучеников. Справа и слева от креста у престола стоят Святейший Патриарх Тихон, святой митрополит Петр Полянский , преемник патриарха и митрополиты Кирилл Смирнов Казанский и Агафангел Преображенский Ярославский, которые также были названы в завещании патриарха Тихона кандидатами в местоблюстители патриаршего престола. Суд над священномучеником Вениамином Казанским , митрополитом Петроградским и Гдовским, и с ним пострадавшими.
В 1922 году священномученик Вениамин Казанский , митрополит Петроградский и Гдовский, и большая группа верующих были осуждены по ложному обвинению и расстреляны. В древних иконах судья всегда изображался сидящим, а судимый — стоящим. Здесь же, чтобы точнее передать факты, иконописцы отошли от канона. Кроме того, использован прием «мертвого угла»: подсудимые и судья повернуты друг ко другу в три четверти — они одновременно обращены и друг к другу, и к зрителю.
На свитке в руке неправедного судьи вместо приговора читаются только имена обвиняемых, без самого текста обвинения — этот прием показывает, что святые принимают смерть безвинно, за веру Христову. В ответ на приговор святитель благословляет своих палачей. За стеной, отделяющей пространство зала суда, изображена петроградская тюрьма «Кресты», где томились осужденные, купол Исаакиевского собора и море. Вокруг них расположены фигуры еще 55 святителей того времени, что намного меньше реального количества святых епископов, но иконописцы при помощи церковных историков и комиссии по канонизации постарались выбрать самых значимых.
Лик каждого святого писался по сохранившимся фотографиям. Причем собиралась специальная комиссия, чтобы выбрать, какое фото взять за образец, — например, лагерное, с измученным лицом или, наоборот, семейную фотографию мирного времени. В каждом случае этот вопрос решался отдельно. Царь-мученик Николай II изображен в центре — как помазанник Божий и молитвенник за Россию, но ниже святых епископов, так как на царствование государя помазывала Церковь.
Царская семья на иконе одета в далматики — византийские царские одежды.
Обвинённый в религиозной пропаганде, священник был расстрелян 21 февраля 1938 года. Кто-то пожалел о том, что больше не празднуют Рождество, кто-то принял у себя монахов и за это упокоился в братской могиле или пошёл по этапу на Север… Разумеется, были представители духовенства и миряне не только заявлявшие о своей вере, но и разоблачавшие Советскую власть. Эта критика была рождена христианскими убеждениями, которая не позволяла мириться с грабежами, насилием, разрухой, которые принесли большевики. Именно тогда Церковь показала, что она с народом, что священники, которых и в те времена социалисты обвиняли в стяжательстве, не стали обслугой новой власти, но обличили её.
Священники сожалели о судьбах репрессированных христиан, носили им передачи, призывали молиться о спасении страны, объединяли прихожан утешительным словом, за что обвинялись в контрреволюционной деятельности. Фреска в храме с Новомучениками и Исповедниками Понадобилось немало усилий карательных органов, прежде чем остатки священнослужителей были загнаны под каблук государства. Но десятки тысяч Новомучеников и Исповедников уже были далеко от земной юдоли, там, где нет ни болезни, ни печали, ни НКВД, но жизнь бесконечная. Многие репрессированные священники были многодетными отцами, долго ждали их маленькие дети, выбегая на дорогу или часами сидя у окна. Об этом упоминается в Житиях.
Невинные чада не ведали, что встреча с родителями теперь возможна только в Царствии Небесном. Почти в каждой российской семье, в каждом роду кто-то подвергся репрессиям. Биографии многих полузабыты, обстоятельства ареста неизвестны, но, как правило, это были добрые христиане. Возможно, среди Новомучеников и Исповедников есть ваши близкие. Пока не канонизированные, эти люди святы у всевидящего Бога.
Во-первых, он учит верности Христу. Правильному распределению приоритетов, когда жизнь вечная предпочтительней жизни временной. Во-вторых, призывает не отступать от своих принципов. В деградирующем обществе не предавать высоких моральных убеждений, не быть «как все». В-третьих, напоминает, что нужно хранить страну от потрясений, которые приводят к новым репрессиям, к новым невинным жертвам.
В-четвёртых, свидетельствует, что если такие времена всё же наступили, никакая сила не одолеет Православие и несгибаемую волю истинного христианина. В-пятых, Новомученики и Исповедники являют благой пример для юношества. Поэтому о них стоит чаще вспоминать, обращаться к их Житиям в литературе и кинематографе. Они призывают нас ко Спасению и помогают его достичь. Святые Новомученики и Исповедники, молите Бога о нас!
Соловецкие подвижники Одной из самых больших тюрем, где несли свой крест многие Новомученики и Исповедники, был Соловецкая тюрьма особого назначения. Здесь, в стенах древнего монастыря, откуда Советская власть изгнала насельников, жили и умирали узники. За 20 лет существования лагеря через каторжные работы прошло более 50 000 заключенных. Среди них архиепископы, архимандриты, иеромонахи и благочестивые миряне. Из этих намоленных стен их души восходили к Богу.
Работы в Соловецком лагере Зимой мороз за тридцать градусов, от которого в неотапливаемых карцерах замерзали люди.
А золото — особенный символ. Среди символов, которыми владеет иконописец, золото занимает одну из важнейших позиций. Множество икон в мастерской университета либо написаны полностью на золотом фоне, либо позолотой сверкают нимбы святых. Этот процесс называется роскрышью. Растолченные и растертые пигменты смешиваются с яичной эмульсией, и составляются цветные колера, непосредственно уже для написания образа. Мастера сегодня работают на тех же эмульсиях, которыми пользовались легендарные иконописцы древности, с теми же пигментами. Цвета создаются из натуральных земель и минералов лазурита, азурита или диоптаза, используется киноварь. Работать над образами так, как это делали наши предшественники, — закон.
В нашей работе нам очень помогают реставраторы. Но есть и некоторые изменения в технологии иконописи. По завершении работы мы должны покрыть готовый образ олифой, но со временем она темнеет. Через 80 лет покрытая ею икона потеряет свои цвета, и ее нужно будет восстанавливать. Сегодня мы ищем новые способы сохранить написанные образы как можно дольше без подобного эффекта. Мы начали покрывать икону не только олифой, но и современными лаками. Этот способ подсказали нам наши реставраторы. Успеть точно в срок Быть иконописцем и не верить, говорят, невозможно. Без молитвы образ не написать — не получится.
Да и сама икона — как «Отче наш», что идет из самого сердца художника. А молитве каждого есть свой срок и свое время. Можешь сказать? Мы снова стоим рядом с Ольгой Скопец и наблюдаем за работой над образами ее святых покровителей. Поскольку образ создается под конкретный иконостас, у нас есть четкий срок выполнения работы. Будущая икона будет значительно больше человеческого роста, так что у Ольги еще много работы. Но образа быстро не пишутся и спешки не терпят. Такое творчество требует особенной вдумчивости, созерцания, внимания. В конце концов, это же произведение искусства.
Здесь спешка противоестественна. По словам художниц, у каждого мастера — свой срок работы. Кто-то справляется за несколько месяцев, кто-то — за несколько дней. Точно предугадать невозможно, и среднего значения здесь не существует.
Святой Епископ Стефан. Фото сделано до написания надписей на иконе. Бывают просто редко встречающиеся в массовой продаже иконы. Ведь печатают иконы те которые быстро раскупают. Хотя святые иконы которых хочется купить не так уж безизвестны и помогают по молитвам многими чудотворениями. Напиример икона святого Дионисия Дионисий Щепа. Один из почитаемых Киево-Печерских святых.
Икона священномученика Константина Михайловского для храма
В самом верху иконы — Христос Благословляющий, а по низу — частицы мощей новомучеников. 17 июля 2019г., накануне дня памяти аввы Сергия, в нашем храме появилась новая икона, икона Собора новомучеников и исповедников Земли Русской. Оптинских новомучеников на иконах пишут втроем – в центре отец Василий, иноки Трофим и Ферапонт по краям. В центральной части иконы — среднике — 128 фигур самых почитаемых из новомучеников изображены на фоне московского храма Христа Спасителя.
История иконы
- «Молитвами праведников»: Фонд «Иоанновская семья» передал в дар икону свмч. Вениамина (Казанского)
- 0 комментариев
- Редкая икона.Икона новомученика.: Персональные записи в журнале Ярмарки Мастеров
- Новая икона священномученика Аввакума в Никольском храме у Тверской заставы Москвы
- В Сыктывкаре мироточит икона воина-мученика Евгения (Родионова)
🎨 В нашей обители появилась новая икона - новомучеников тагильских.
Написана уникальная икона новомучеников Кубанских | Ветераны Вооруженных сил Сербии подарили Главному храму ВС РФ икону «Ясеновацких новомучеников», сообщает Минобороны. |
На Кубани написали икону новомучеников на основании их архивных снимков | В чем специфика написания икон новомучеников, в отличие от икон известных святых? Иконы известных святых писать проще: можно взять известный образец и скопировать. |
Икона «Собор новомучеников Химкинского благочиния»
На престоле лежит раскрытое Евангелие со словами Спасителя: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» Мф. Вверху, над храмом, вместо клейм -- деисусный чин, то есть изображение святых, молящихся ко Христу за всех людей. Кроме древних подвижников здесь написаны русские святые: прп. Серафим Саровский, св. Иоанн Кронштадтский, прп. Амвросий Оптинский и другие, кто духовно подготовил или благословил новомучеников на их подвиг. Образ Спасителя в центре деисуса объясняет смысл мученичества -- это следование за Господом по крестному пути. Центр композиции иконы -- крест, символ подвига всех святых мучеников. Справа и слева от креста у престола стоят Святейший Патриарх Тихон, святой митрополит Петр Полянский , преемник патриарха и митрополиты Кирилл Смирнов Казанский и Агафангел Преображенский Ярославский, которые также были названы в завещании патриарха Тихона кандидатами в местоблюстители патриаршего престола. Суд над священномучеником Вениамином Казанским , митрополитом Петроградским и Гдовским, и сним пострадавшими В 1922 году священномученик Вениамин Казанский , митрополит Петроградский и Гдовский, и большая группа верующих были осуждены по ложному обвинению и расстреляны.
В древних иконах судья всегда изображался сидящим, а судимый -- стоящим. Здесь же, чтобы точнее передать факты, иконописцы отошли от канона. Кроме того, использован прием «мертвого угла»: подсудимые и судья повернуты друг ко другу в три четверти -- они одновременно обращены и друг к другу, и к зрителю. На свитке в руке неправедного судьи вместо приговора читаются только имена обвиняемых, без самого текста обвинения -- этот прием показывает, что святые принимают смерть безвинно, за веру Христову. В ответ на приговор святитель благословляет своих палачей. За стеной, отделяющей пространство зала суда, изображена петроградская тюрьма «Кресты», где томились осужденные, купол Исаакиевского собора и море. Вокруг них расположены фигуры еще 55 святителей того времени, что намного меньше реального количества святых епископов, но иконописцы при помощи церковных историков и комиссии по канонизации постарались выбрать самых значимых. Лик каждого святого писался по сохранившимся фотографиям.
Перевод: Сегодня радостно торжествует Церковь Русская, как матерь прославляя своих чад — новомучеников и исповедников : святителей и иереев , царственных страстотерпцев , благоверных князей и княгинь, преподобных мужей и жен и всех православных христиан, во дни гонений безбожных жизнь свою за веру во Христа отдавших и кровью истину сохранивших.
Их защитой, долготерпеливый Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания времен. Перевод: Цветы российского луга духовного во времена жестоких гонений удивительно расцветшие новомученики и исповедники бесчисленные, святители и пастыри, монахи и миряне, мужья, жены и дети, прекрасный плод в терпении Христу принесшие, молитесь Ему, как возрастившему вас, да избавит людей Своих от безбожных и злых, да укрепляется же Церковь Русская кровью и страданиями вашими для спасения наших душ.
Но как показать на иконе апостольскую Церковь, которая принимает Духа Святаго, чтобы просветить нас и всю вселенную, без первоверховного «апостола языков» народов Павла и без евангелистов-апостолов от 70-ти Марка и Луки?
Это невозможно. Именно поэтому их и изображают на иконе праздника Пятидесятницы, хотя с исторической точки зрения это неверно. Христос, например, крайне редко держал в руках свиток — только в синагогах, когда разворачивался свиток Священного Писания и Он читал вслух см.
Однако нередко Христос изображается на иконах с кодексом — книгой — притом что книг в те времена вообще не было. Но дело не в исторической точности, икона отображает духовную реальность в доступных для нашего восприятия образах. Как писать образы монахов?
Сейчас при изображении иеромонахов, игуменов, архимандритов чаще всего пишут их в полном богослужебном облачении, подчеркивая сан. В древней традиции наоборот: монах — неважно, в сане он или нет, — всегда изображался в монашеских одеждах. Он прежде всего — монах.
Так писали, как уже было указано ранее, даже некоторых епископов, не говоря уже об иеродиаконах и иеромонахах. Хотя есть отдельные примеры-исключения, когда священников-монахов изображали в богослужебном облачении, как преподобных Феодора Студита, Маркиана. Однако традиционной норме больше соответствует изображение пресвитеров-монахов в монашеских одеждах.
В отношении изображения святых монахов возникает еще такой вопрос: сейчас монашество разделено на степени иночествующие, мантийные монахи малая схима , великосхимники — как это отображать при письме? Причем среди преподобномучеников XX века есть даже послушники. Как это учитывать при написании иконы?
Есть разные подходы. Один подход: изображать святого именно в тех одеждах, которые он носил при земной своей жизни. Например, мы знаем, что святой был пострижен в малую схиму, значит в мантии его и пишут.
А если он был великосхимник — пишут схиму. Если инок — изображается на иконе в рясе. Если послушник — это еще вопрос для изысканий: как он был облачен?
Может быть, он носил только подрясник? Но возможен и другой подход: невзирая на то, как был облачен святой, пишут его в полном монашеском облачении — раз он уже был причислен к чину монашествующих. Такой подход тоже возможен.
К нему чаще и обращались древние иконописцы. Но сейчас, наверное, это будет не всегда уместно, так как историческое знание о святых сегодня вполне развито и кого-то такое несоответствие может смутить. А раз так, то лучше избегать подобного рода поводов и писать, согласно известным данным.
Все-таки иконописцу надо учитывать реалии восприятия: образ должен соединять с первообразом. Не вызывать неприятия, а помогать установить контакт, способствовать молитвенному общению со святым. Например, при написании образа преподобномученицы Елисаветы учитывается то, что Марфо-Мариинская обитель была особой, настоятельница и сестры носили преимущественно белое облачение, хотя художественно белое облачение редко когда получается изобразить красиво.
Поэтому, как правило, вводится какой-то дополнительный цвет, оттенок, чтобы изображение получилось более убедительным. Иконы новомучеников-мирян При написании икон новомучеников-мирян возникает проблема: в какой одежде их писать. Если мирянин был чтецом, псаломщиком, алтарником, его можно, конечно, изобразить в стихаре, и это облегчает задачу.
А если нет, то как на иконе красиво написать современную одежду? С написанием образов новомучениц дело обстоит несколько проще, по крайней мере, в плане изображения одежды — она у женщин со времен Средневековья претерпела не столь сильные изменения. До начала XX века она более или менее соответствовала тем образцам, которыми располагала традиция, — так что и писать ее можно, прибегая к опробованным уже приемам.
А современную мужскую одежду в иконописном ключе изобразить очень сложно. Иногда при написании иконы применяется некоторая архаизация одежды. Хотя возможна и более реалистичная передача тех же пиджаков, косовороток.
При этом надо отслеживать, чтобы сколь бы современная ни изображалась одежда, чтобы в итоге она выглядела гармонично и красиво. При этом я бы не советовал увлекаться воспроизведением реалий одежд до деталей. Например, блаженная Ксения Петербуржская на иконе одета в пиджак мужа, изображенный условно, и это очень убедительный образ.
В иконе не принципиальны дотошно выписанные детали. Главное — создать образ, уловить самое характерное. Например, изображая храм, не обязательно отрисовывать все элементы, достаточно дать образ здания, чтобы сразу было понятно: это такой-то храм.
Или, допустим, не надо живописать вплоть до знаков отличия форменной одежды красноармейцев, расстреливающих новомученика на клейме иконы, можно просто показать неких палачей с ружьями в условной одежде, важно, чтобы смысл происходящего был при первом взгляде ясен. Такое получается далеко не у каждого иконописца. Иконография царя Отдельный вопрос современной иконографии новомучеников: как изображать царя Николая II?
Некоторые придерживаются мнения, что писать его надо так, как он был одет уже в ссылке: в военной одежде без погон и других воинских знаков отличия. Но далеко не всегда святой изображается так, как он выглядел в последние годы своей жизни, в часы, непосредственно предшествующие мученической кончине. Такой подход совершенно неприемлем, потому что многие священномученики до расстрела вообще проводили годы и десятилетия в тюрьмах и лагерях, как, например, преемник святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, митрополит Крутицкий Петр: это Первоиерарх, который возглавлял Церковь в течение 12 лет, 11 из которых провел в заточении, там же в далекой ссылке и был расстрелян.
В последние годы жизни эти страдальцы, разумеется, не носили не только богослужебных епископских или священнических одежд, но и монашеского облачения у них не было, возможно, они были издевательски или просто в лазарете обриты, как священномученик Иларион, архиепископ Верейский.
Ответственная за составление списка паломников - Наталия Барабанова. Подробнее Материал 2003 года. В этом году в нашем храме впервые со дня прославления Царской Семьи совершалось праздничное вечернее богослужение, посвященное этому празднику. В 2001 году Служба Царственным страстотерпцам еще не была издана, а в прошлом году ее получили буквально перед самым праздником и Службу совершали утром 17 июля перед Литургией. Но вот в этом году, в год 135-летия со дня рождения Царя-мученика Николая Александровича и 85-летия мученического подвига Царской Семьи, уже заранее запланировав вечернее богослужение, мы смогли накануне дня прославления совершить это праздничное молитвовозношение. Переступив порог храма Божьего, православный христианин, в первую очередь, осенив себя крестным знамением, подходит приложиться к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди храма. Придя в храм незадолго до начала богослужения, мы немного смутились отсутствием на аналое посреди храма какой-либо иконы - не было на нем ни иконы Царственных мучеников, ни иконы Воскресения Христова. И это не то, чтобы насторожило, а скорее предвозвестило какую-то сокрытую от нас на время тайну. Нужно отметить, что в нашем храме три иконы, посвященные Царской Семье - одна икона Новомучеников и Исповедников Российских , вторая маленькая бумажная иконочка Царя-мученика она появилась в дни, когда в нашем храме прибывала чудотворная икона Царя-мученика ,и третья - икона Царственных мучеников, за неимением достаточного места в нашем маленьком храме находившаяся за общим большим киотом других икон.
Вот как раз этой иконы и не было на своем привычном месте. Приложившись к иконе Новомучеников и Исповедников Российских мы ожидали начала вечернего праздничного богослужения. К сожалению, в этот день вопреки нашему ожиданию, в храме собралось не так много прихожан. Отчасти это можно объяснить тем, что июль - время летних отпусков, да и день 16-го июля пришелся на будний день. А отчасти - нашим упорным нежеланием почитать Царскую семью и молиться ей. Вспоминается такой же будний день 18 декабря 2002 года накануне дня памяти святителя Николая Чудотворца, престольного праздника нашего храма, когда желающих прийти в храм было столь много, что некоторые не могли войти в храм и вынуждены были молиться вне храма, у стен его. А ведь для нас день памяти, день подвига Царской семьи должен быть таким же большим праздником, как и день памяти небесного покровителя Царя-мученика святителя Николая, которые духовно связаны между собой. Более того, для нашего храма, который имеет особенную, уникальную историю , связанную с именем Царя-мученика Николая , этот праздник имеет большое значение.
Иконы китайских новомучеников освятили в Благовещенске
Есть аналогия с российскими мучениками и исповедниками в советский период, в России многие тысячи явили великие подвиги и отстояли веру для современных поколений. C прибытием иконы в Москве начались мероприятия российско-греческой мемориальной акции «От Рождества до Воскресения» Святая Гора Афон — Москва , которые завершаться концертом-реквиемом «Исповедники Православия после гибели империи» во время закрытия Рождественских образовательных чтений в Зале Церковных Соборов Храме Христа Спасителя 25 января.
C прибытием иконы в Москве начались мероприятия российско-греческой мемориальной акции «От Рождества до Воскресения» Святая Гора Афон — Москва , которые завершаться концертом-реквиемом «Исповедники Православия после гибели империи» во время закрытия Рождественских образовательных чтений в Зале Церковных Соборов Храме Христа Спасителя 25 января. В мероприятиях в честь прибытия иконы примут участие представители епископата и духовенства Константинопольского Патриархата, Элладской и Кипрской Церквей, общественности России, Греции, Кипра, дипломатического корпуса стран православной традиции.
В сентябре 1917 года Серафимовское подворье преобразовано в самостоятельную общину, просуществовавшую до конца 1922 года, после чего храм стал приходским. К этому времени в храме был устроен придел во имя Николая Чудотворца, престол которого помещался в особом алтаре. Храм, таким образом, получил название Серафимо-Николаевского. Александр Русинов продолжал служение здесь до 1926 г. Далее, с 1926 по 1929 гг.
В 1930 г.
Первоначально владыку похоронили в общей могиле, куда опускали всех погибших от тифа. Однако на пятый день заключенные тайно открыли общую могилу, по рассказу присутствовавшей там монахини Арсении: «Все умершие лежали черные, а владыка лежит… в рубашечке, со сложенными на груди руками, белый как кипельный». После облачения в архиерейские одежды духовенством лагеря было совершено отпевание, над могилой поставлен крест. Похоронен был владыка в отдельной могиле у подножия Анзерской горы Голгофы, напротив алтаря церкви в честь Воскресения Христова.
Когда же могилу уже засыпали, над ней появился столп света, в котором увидели владыку, всех благословившего. Канонизирован как местночтимый святой Воронежской епархии в 1999 году. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Отец Александр начал служить в храме пророка Божия Илии 10 декабря 1901 года, сменив на этом приходе своего тестя, священника Михаила Никольского, отошедшего ко Господу 3 декабря того же года. Здесь свое пастырское служение он нес до дня закрытия храма воинствующими безбожниками в 1927 году.
До революции священник Александр Вершинский был в Торжке законоучителем в училище Министерства просвещения с 1902 по 1917 год. В том же году он был назначен благочинным Борисоглебского монастыря в Торжке», — читаем в жизнеописании священномученика, изложенном игуменом Дамаскиным Орловским. После закрытия Ильинской церкви архиепископ Тверской Фаддей Успенский назначил отца Александра настоятелем Спасо-Преображенского собора в Торжке и благословил общину Ильинского храма последовать за своим пастырем. Собор был закрыт в 1931 году, а отец Александр переведен в Николо-Пустынскую церковь. В марте 1937 года этот храм при активной поддержке властей был захвачен обновленцами.
Почти сразу отец Александр покинул Торжок, он начал свое служение на новом месте — в Смоленском храме поселка Ивантеевка Пушкинского района Московской области. Арест последовал 21 ноября того же года. Священник Александр Вершинский, председатель церковного совета Павел Кузовков и член церковного совета Николай Копнинский были заключены в Таганскую тюрьму в Москве. Следствие и исполнение приговора поражают своей стремительностью: 21 ноября — арест, 25 ноября для дачи показаний вызван дьякон Якиманский; уже 1 декабря тройка НКВД вынесла приговор — расстрел — Александру Вершинскому и Павлу Кузовкову; через неделю, 8 декабря, приговор приведен в исполнение. Николай Копнинский через несколько месяцев скончался в лагере в Кемеровской области.
Протоиерей Александр Вершинский был последним настоятелем Спасо-Преображенского собора в Торжке перед его закрытием богоборцами. При отце Александре они были перенесены в Николо-Пустынскую церковь. Впоследствии этот храм был взорван, а мощи святой княгини Иулиании утеряны. По одной из легенд, Александр Вершинский сохранил мощи святой благоверной Иулиании, скрыв их в надежном месте. По другой версии, храм был взорван вместе со святыми мощами.
Тем не менее православные верят: если Спасо-Преображенский собор возродится в былом великолепии, мощи святой Иулиании по молитвам будут явлены миру. Окончил сельскую школу. В 1887 году поступил на фабрику и работал на подсобных работах, а затем, став квалифицированным рабочим, проработал на фабрике до 1904 года. С 1904 по 1906 год он работал на вагоноремонтном заводе. С 1907 по 1932 год Павел Васильевич работал сукновалом на фабрике Лыжина.
С 1932 года и по день ареста работал дежурным на водонасосной станции. Арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Расстрелян 8 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Икона мученика Авраамия Болгарского передана в дар Серафимо-Дивеевскому монастырю
Но если следовать древней практике, нередко изображали белые клобуки, например, как на известной иконе святителя Алексия кисти Дионисия, — чтобы показать избранное положение Предстоятеля Церкви или митрополита. Клобук может оказаться даже более информативным, чем митра. Конечно, могут быть исключения. Нередко епископов, которые закончили жизнь в монастыре, уйдя на покой, изображали в монашеском облачении, причем постоянно. Допустим, святителя Иоанна Новгородского. Этот один из самых известных новгородских святых практически всегда пишется в монашеском облачении, в котором он и закончил свою жизнь. Епископство его обозначено тем, что он изображен в епископской, а не простой монашеской мантии.
Это характерно для икон позднего Средневековья. Ранее в иконографии, допустим, преподобного Косьмы Маюмского, вообще ничто не указывает на то, что он епископ Маюмский. Лишь в поствизантийском искусстве на его иконах сан отмечен епископской мантией. И сейчас в написании образов святителей, которые в монастыре на покое окончили свою жизнь, возможно изображение монашеского облачения: это такие почитаемые святители, как Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник. Внеисторичность иконы Есть такая проблема: должна ли икона быть исторически достоверной, тем более в деталях? Например, древние епископы за богослужением не носили нагрудных ни панагии, ни креста.
На древних изображениях мы всегда видим без них Святителя Николая. Традиция ношения крестов и панагий сложилась в относительно позднее Средневековье, а широко была распространена в последние столетия. Вопрос: изображать панагии и кресты в образах святых или нет? Возможен и тот и другой подход: кто-то считает, что важно соответствовать историческим реалиям, кто-то полагает, что главное создать близкий к восприятию современника образ святого, не вдаваясь в детали. Икона в каком-то смысле внеисторична. Вспомним иконы святителя Спиридона Тримифунтского: его пишут в полном епископском облачении и c пастушечьей шапочкой на голове, которую он, конечно же, при полном облачении не носил.
Но для церковной традиции было важно подчеркнуть глубоко присущие ему смирение и кротость, а также показать то, что он, будучи уже епископом, оставался пастырем и бессловесных овец. На иконе часто можно встретить такие «странности» с точки зрения исторической правды или свойств линейности времени. Например, одно клеймо на иконе святителя Иоанна Златоуста может содержать сразу две его фигуры — так подчеркивается многочисленность и неустанность его попечений о нуждах паствы. Вспомним иконы церковных праздников, например Пятидесятницы. Там изображается схождение Духа Святаго на апостолов, и всегда среди сонма апостолов — святые Павел, Марк и Лука. При этом известно, что их, по крайней мере апостола Павла, не было в этот исторический момент рождения Церкви Христовой и схождения Духа Святаго на апостолов.
Апостол Павел вообще тогда не был еще христианином. Но как показать на иконе апостольскую Церковь, которая принимает Духа Святаго, чтобы просветить нас и всю вселенную, без первоверховного «апостола языков» народов Павла и без евангелистов-апостолов от 70-ти Марка и Луки? Это невозможно. Именно поэтому их и изображают на иконе праздника Пятидесятницы, хотя с исторической точки зрения это неверно. Христос, например, крайне редко держал в руках свиток — только в синагогах, когда разворачивался свиток Священного Писания и Он читал вслух см. Однако нередко Христос изображается на иконах с кодексом — книгой — притом что книг в те времена вообще не было.
Но дело не в исторической точности, икона отображает духовную реальность в доступных для нашего восприятия образах. Как писать образы монахов? Сейчас при изображении иеромонахов, игуменов, архимандритов чаще всего пишут их в полном богослужебном облачении, подчеркивая сан. В древней традиции наоборот: монах — неважно, в сане он или нет, — всегда изображался в монашеских одеждах. Он прежде всего — монах. Так писали, как уже было указано ранее, даже некоторых епископов, не говоря уже об иеродиаконах и иеромонахах.
Хотя есть отдельные примеры-исключения, когда священников-монахов изображали в богослужебном облачении, как преподобных Феодора Студита, Маркиана. Однако традиционной норме больше соответствует изображение пресвитеров-монахов в монашеских одеждах. В отношении изображения святых монахов возникает еще такой вопрос: сейчас монашество разделено на степени иночествующие, мантийные монахи малая схима , великосхимники — как это отображать при письме? Причем среди преподобномучеников XX века есть даже послушники. Как это учитывать при написании иконы? Есть разные подходы.
Один подход: изображать святого именно в тех одеждах, которые он носил при земной своей жизни. Например, мы знаем, что святой был пострижен в малую схиму, значит в мантии его и пишут. А если он был великосхимник — пишут схиму. Если инок — изображается на иконе в рясе. Если послушник — это еще вопрос для изысканий: как он был облачен? Может быть, он носил только подрясник?
Но возможен и другой подход: невзирая на то, как был облачен святой, пишут его в полном монашеском облачении — раз он уже был причислен к чину монашествующих. Такой подход тоже возможен. К нему чаще и обращались древние иконописцы. Но сейчас, наверное, это будет не всегда уместно, так как историческое знание о святых сегодня вполне развито и кого-то такое несоответствие может смутить.
Организатор принесения иконы — православный правовой центр «Радонеж», действующий по благословению Синодального отдела по взаимоотношению с Вооруженными силами.
Вениамин Казанский , митрополит Петроградский и Гдовский, прмч.
Новости Икона Собор новомучеников Балашихинских в дар епископу Николаю. Икона включает девять фигур, расположенных в два ряда. В центре композиции в первом ряду - фигура святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси, слева от святителя - священномученики Алексий Смирнов и Алексий Никольский, справа — священномученики Владимир Амбарцумов и Василий Холмогоров.
Это вызвало кровопролитные столкновения. Правозащитники были приговорены к казни через расстрел. Иван Ковшаров и Юрий Новицкий были причислены к новомученикам только в 1992 году, а посвящённая им икона появилась в 2016 году. Вокруг неё, по словам очевидцев, скопилось много пожертвований от юристов со всей России, которым после обращения к этим покровителям удавалось выиграть сложные судебные споры.
В Челябинск доставили икону сербских новомучеников с частицей мощей
Икона новых святых мучеников, по замыслу, должна была показать и подвиги святых, коими они вошли в вечную жизнь, и их прославленное предстояние пред Господом во Царствии Небесном. Празднование Собора новомучеников и исповедников Российских было определено Патриархом Тихоном и подтверждено Всероссийским Поместным Собором 1917-1918. При написании икон новомучеников-мирян возникает проблема: в какой одежде их писать. Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский; Николай Богословский, протоиерей; Сергий Увицкий, протоиерей. Икона новых святых мучеников, по замыслу, должна была показать и подвиги святых, коими они вошли в вечную жизнь, и их прославленное предстояние пред Господом в Царствии Небесном. Икона святых Бронницких новомучеников будет установлена в храме Иерусалимской Божьей матери.
Комментарии
- Икона Ваганьковских новомучеников | Святыни Ваганьково
- Икона Собора новомучеников Российских: лики писали по фотографиям
- Новая икона Новомучеников | Храм Святого Мученика Уара
- Правила комментирования
- Благотворительный фонд
В Московский храм Девяти мучеников Кизических принесена мироточивая икона царя Николая Второго.
Амвросий Оптинский и другие, кто духовно подготовил или благословил новомучеников на их подвиг. Образ Спасителя в центре деисуса объясняет смысл мученичества — это следование за Господом по крестному пути. Центр композиции иконы — крест, символ подвига всех святых мучеников. Справа и слева от креста у престола стоят Святейший Патриарх Тихон, святой митрополит Петр Полянский , преемник патриарха и митрополиты Кирилл Смирнов Казанский и Агафангел Преображенский Ярославский, которые также были названы в завещании патриарха Тихона кандидатами в местоблюстители патриаршего престола. Суд над священномучеником Вениамином Казанским , митрополитом Петроградским и Гдовским, и с ним пострадавшими. В 1922 году священномученик Вениамин Казанский , митрополит Петроградский и Гдовский, и большая группа верующих были осуждены по ложному обвинению и расстреляны.
В древних иконах судья всегда изображался сидящим, а судимый — стоящим. Здесь же, чтобы точнее передать факты, иконописцы отошли от канона. Кроме того, использован прием «мертвого угла»: подсудимые и судья повернуты друг ко другу в три четверти — они одновременно обращены и друг к другу, и к зрителю. На свитке в руке неправедного судьи вместо приговора читаются только имена обвиняемых, без самого текста обвинения — этот прием показывает, что святые принимают смерть безвинно, за веру Христову. В ответ на приговор святитель благословляет своих палачей.
За стеной, отделяющей пространство зала суда, изображена петроградская тюрьма «Кресты», где томились осужденные, купол Исаакиевского собора и море. Вокруг них расположены фигуры еще 55 святителей того времени, что намного меньше реального количества святых епископов, но иконописцы при помощи церковных историков и комиссии по канонизации постарались выбрать самых значимых. Лик каждого святого писался по сохранившимся фотографиям. Причем собиралась специальная комиссия, чтобы выбрать, какое фото взять за образец, — например, лагерное, с измученным лицом или, наоборот, семейную фотографию мирного времени. В каждом случае этот вопрос решался отдельно.
Царь-мученик Николай II изображен в центре — как помазанник Божий и молитвенник за Россию, но ниже святых епископов, так как на царствование государя помазывала Церковь. Царская семья на иконе одета в далматики — византийские царские одежды.
Несколько лет находился в заключении за Полярным кругом, в зимовье Хэ в устье реки Обь. Осуждение на смерть священномученика Вениамина и иных с ним пострадавших Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин Казанский , а вместе с ним большая группа духовенства и верующих были привлечены к суду по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В ночь с 12 на 13 августа 1922 года святитель Вениамин вместе с архимандритом Сергием Шеиным , Юрием Новицким и Иваном Ковшаровым были преданы смерти. На высокой кафедре изображен судья, оглашающий приговор. На свитке в его руке — только имена обвиняемых: таким образом судья невольно свидетельствует об исповедническом подвиге святых. Святитель Вениамин изображен с благословляющим жестом. За стеной за спинами осужденных изображены печально знаменитая петроградская тюрьма «Кресты», купол Исаакиевского собора и море.
Убийства священномучеников Андроника и Гермогена На клейме изображен мученический подвиг Андроника Никольского , архиепископа Пермского и Соликамского, и Гермогена Долганёва , епископа Тобольского и Сибирского. Первый, называвший себя открытым врагом советской власти, был живым зарыт в землю; второго утопили в реке Тобол с камнем на шее. Святитель Андроник был деятельным миссионером трудился в Японии, Сибири , глубоким мыслителем и аскетом, святитель Гермоген — блестяще образованным церковным деятелем и подвижником. Зверские расправы с обоими были произведены почти одновременно: епископ Гермоген погиб 16 июня, а архиепископ Андроник — 20 июня 1918 года. Разорение Троице-Сергиевой лавры и осквернение мощей преподобного Сергия Радонежского Закрытию Лавры предшествовало кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия в 1919 году, ставшее одним из главных событий широкой антицерковной кампании по вскрытию святых мощей. В 1920 году Лавра была закрыта, а святые мощи вывезены в музей. На колокольне отсутствуют колокола, что символизирует разорение монастыря. Убийство преподобномученицы Елизаветы Федоровны и бывших с нею в Алапаевске В ночь на 5 18 июля 1918 года великую княгиню Елизавету Федоровну, ее келейницу Варвару Яковлеву вместе с великим князем Сергеем Михайловичем, его управделами Федором Ремезом, князьями Иоанном Константиновичем, Игорем Константиновичем и Константином Константиновичем Романовыми, а также с сыном великого князя Павла Александровича Владимиром Палеем, которого Елизавета Федоровна воспитала как родного сына, скинули в пустующую шахту под Алапаевском, после чего забросали сверху гранатами. Святые мученицы изображены в светлых, почти белых одеждах, сложившими руки на груди в знак полного смирения и покорности воле Божией.
Патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре Святитель Тихон был фигурантом уголовного дела его обвиняли в сопротивлении изъятию церковных ценностей и находился под арестом с мая 1922 года по июнь 1923 года. Местом заключения Патриарха был Донской монастырь, где ныне почивают его мощи. На иконе изображено, как святитель преподает благословение народу со стены, куда ему разрешалось выходить. Духовенство и народ молитвенно обращаются к Патриарху. В их лице Патриарх благословляет весь православный русский народ. Убийство святых страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, цесаревича, царевен и слуг их в Екатеринбурге Расстрел царской семьи и верных им слуг произошел в подвале дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 3 16 на 4 17 июля 1918 года. В течение предыдущих 17 месяцев царственные страстотерпцы находились в заключении — сначала в Царском Селе, потом в Тобольске и, наконец, в Екатеринбурге. Все эти месяцы они вели себя как настоящие христиане: трудились, заботились друг о друге и никогда не жаловались на часто грубое обращение. Незадолго до гибели великая княжна Ольга Николаевна написала в одном из писем: ««Отец просит передать всем тем, кто Ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за Него, так как Он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь...
В течение длительного периода здесь ежедневно совершались массовые расстрелы, были уничтожены десятки тысяч невинных людей, в том числе многие священнослужители. Осужденных привозили на одну ночь, расстреливали и тут же зарывали в огромных рвах. Всего за год с небольшим, когда расстрелы документировались, — с августа 1937 года по октябрь 1938-го — на полигоне был уничтожен 20 761 человек, из них около 1000 людей Церкви — монахов, священников, епископов и др. Более 300 из них уже прославлено в лике святых новомучеников. На клейме они изображены в виде двух групп, в одну из которых солдаты стреляют, а другую ведут на казнь. Также на изображении видны два рва с телами убитых мучеников в розовых, темно-красных, зеленых, фиолетовых ризах. Эти яркие цвета, контрастирующие с темно-зеленой униформой убийц, обозначают праведность страдальцев, их переход в вечную жизнь. Расстрел крестного хода в Астрахани Крестные ходы в знак протеста против гонений на Церковь проводились во многих городах на протяжении 1918—1919 годов. На данном фрагменте иконы изображен один из самых массовых крестных ходов против осквернения храмов, который возглавляет архиепископ Астраханский Митрофан Краснопольский , расстрелянный 23 июня 1919 года.
В процессию стреляет группа солдат. Казнь и обретение тела священномученика Владимира, митрополита Киевского Митрополит Киевский и Галицкий Владимир Богоявленский первым из епископов удостоился стать новым российским мучеником. Святитель Владимир хорошо понимал опасность революционной пропаганды и боролся с ней, особенно в период пребывания на Московской кафедре. В Киеве святитель твердо выступал против антицерковных, раскольнических действий националистических элементов в украинском духовенстве. Он был арестован в своих покоях в Киево-Печерской лавре, выведен за стены и расстрелян 25 января 1918 года. За несколько минут до смерти святитель помолился и благословил убийц. Арест священника в храме во время богослужения Известны многочисленные случаи, особенно в первые годы после революции, когда гонители врывались прямо в алтари в момент совершения Божественной литургии, оскверняли святыни, арестовывали или убивали священнослужителей. На иконе дан обобщенный образ такого нападения. На престоле, покрытом красным облачением, стоят священные сосуды, перед престолом священник в светлых ризах.
Солдаты окружили престол, один из них святотатственно берет потир с престола, другие арестовывают священника, руки которого связаны.
Поздней осенью священномученик после тюрьмы, этапов и Кемского пересыльного лагеря оказался на Соловках. Там он работал счетоводом на продуктовом складе. Владыка и в этих условиях строго соблюдал молитвенное правило, жил по церковному уставу. После отправки из Соловков священномученика архиепископа Илариона Троицкого владыка Пётр был избран ссыльными архиереями главой Соловецкого православного духовенства и пользовался среди него высоким авторитетом.
Там он возглавляет тайные богослужения, а после того, как был отобран антиминс, службы совершались на груди у владыки. Нравственная высота святителя была такова, что даже с метлой в руках, в роли дворника или сторожа, он внушал благоговейное уважение. Грубые и наглые «вохровцы», привыкшие издеваться над заключенными, при встрече не только уступали ему дорогу, но и приветствовали его, на что он отвечал, осеняя их крестным знамением. Начальники же отворачивались: достойное спокойствие архипастыря принижало их, вызывало раздражение и досаду. Святитель Пётр медленно шествовал мимо смущенного начальства, слегка опираясь на посох и не склоняя головы.
Вскоре лагерная власть отомстила не сломленному ею человеку. После того как властям стало известно, что он отпел умершую на Соловках «белую» уборщицу Императрицы Александры Феодоровны Валентину Карловну по другим сведениям, это случилось после того, как он крестил в Святом озере заключенную эстонку , святитель с зимы 1928 года был отослан на остров Анзер «в уединенное и пустынное местожительство». Здесь, живя в бывшем Голгофском скиту, в молитвенном горении духа он написал акафист преподобному Герману Соловецкому. В конце 1928 года святитель Пётр заболел тифом и в январскую стужу был помещен в тифозный барак, который открыли в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер. Святитель проболел две недели, и даже казалось, что кризис миновал, но владыка был очень слаб и не принимал пищи.
Его духовному сыну в день кончины святителя пришло видение: в четыре часа утра он услышал шум, словно влетела стая птиц, он открыл глаза и увидел святую великомученицу Варвару со многими девами. Она подошла к постели владыки и причастила его Святых Тайн. Вечером священномученик несколько раз написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает». Первоначально владыку похоронили в общей могиле, куда опускали всех погибших от тифа. Однако на пятый день заключенные тайно открыли общую могилу, по рассказу присутствовавшей там монахини Арсении: «Все умершие лежали черные, а владыка лежит… в рубашечке, со сложенными на груди руками, белый как кипельный».
После облачения в архиерейские одежды духовенством лагеря было совершено отпевание, над могилой поставлен крест. Похоронен был владыка в отдельной могиле у подножия Анзерской горы Голгофы, напротив алтаря церкви в честь Воскресения Христова. Когда же могилу уже засыпали, над ней появился столп света, в котором увидели владыку, всех благословившего. Канонизирован как местночтимый святой Воронежской епархии в 1999 году. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Отец Александр начал служить в храме пророка Божия Илии 10 декабря 1901 года, сменив на этом приходе своего тестя, священника Михаила Никольского, отошедшего ко Господу 3 декабря того же года. Здесь свое пастырское служение он нес до дня закрытия храма воинствующими безбожниками в 1927 году. До революции священник Александр Вершинский был в Торжке законоучителем в училище Министерства просвещения с 1902 по 1917 год. В том же году он был назначен благочинным Борисоглебского монастыря в Торжке», — читаем в жизнеописании священномученика, изложенном игуменом Дамаскиным Орловским. После закрытия Ильинской церкви архиепископ Тверской Фаддей Успенский назначил отца Александра настоятелем Спасо-Преображенского собора в Торжке и благословил общину Ильинского храма последовать за своим пастырем.
Собор был закрыт в 1931 году, а отец Александр переведен в Николо-Пустынскую церковь. В марте 1937 года этот храм при активной поддержке властей был захвачен обновленцами. Почти сразу отец Александр покинул Торжок, он начал свое служение на новом месте — в Смоленском храме поселка Ивантеевка Пушкинского района Московской области.
К этому времени в храме был устроен придел во имя Николая Чудотворца, престол которого помещался в особом алтаре.
Храм, таким образом, получил название Серафимо-Николаевского. Александр Русинов продолжал служение здесь до 1926 г. Далее, с 1926 по 1929 гг. В 1930 г.
Котласе, к юго-востоку от Архангельска.