Эпопея парохода «Челюскин» стала одним из самых ярких примеров того, какую роль может и должна играть авиация в освоении высоких широт.
Эпопея «Челюскина»
Планировалось, что на трудных участках пути «Челюскину» будут помогать ледоколы. Но все оказалось очень не просто... Про «Челюскина» написано достаточно много и подробно. Мы же остановимся на самой эпопее только коротко, чтобы освежить в памяти те события и добавить кое-что малоизвестное. Военно-морской историк из Северодвинска Олег Химаныч в своих работах отмечал, что неприспособленность «Челюскина» к ледовому плаванию была очевидна профессионалам, когда судно еще стояло в датских доках. Сомнения возникали даже у чиновников высокого уровня — зампреда СНК Валериана Куйбышева, замнаркома по морским делам Сергея Каменева, первого секретаря Ленинградского обкома Сергея Кирова.
И опытный мореход Воронин, осмотрев судно, сразу сказал Шмидту: «Не годится он для ледового плавания. Первая крепкая льдина долбанет — и ему конец! Другого парохода не было! Зато было стремление покорить Арктику и, безусловно, присутствовало традиционное русское «авось», пишет Олег Химаныч... Уже на первом отрезке пути — из Ленинграда до Копенгагена — обнаружились неполадки в машине.
Во время короткой стоянки в Дании их наспех устраняли. Теперь судну, осевшему значительно ниже ватерлинии, встреча со льдом грозила еще большими неприятностями. Но тогда об этом почему-то не подумали. А быть может, и подумали, но все же решили рискнуть. Первые льдины встретились пароходу в Карском море уже при выходе из пролива Маточкин Шар.
При помощи ледокола «Челюскин» преодолел сплошные льды и продолжил движение. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами. Но когда до чистой воды оставались считанные мили, судно было увлечено назад в северо-западном направлении. Затертый паковыми льдами в Чукотском море, «Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем до 13 февраля 1934 года, когда его раздавили льды. Пароход затонул всего за два часа.
Экипаж, готовый к подобному развитию событий, заранее приготовил все для выгрузки на льды.
Лётчик Бабушкин, заместитель начальника по хозяйственной части Копусов, капитан Сорокин, заместитель начальника по научной части Баевский, начальник экспедиции Шмидт, капитан «Воронин», капитан «Красина» Легздин. Необходимо было поднять нос, перебросив уголь из носовых трюмов на корму.
Объявлен аврал. Трое суток «Красин» берет с «Челюскина уголь», чтобы пароход приобрел нормальную осадку. Впервые грузовой пароход достиг в это время года столь высоких широт.
Шмидт с прилетевшим к пароходу лётчиком Кукановым вылетел на остров Врангеля, куда самолёт доставил радиста, продовольствие, а оттуда вывез несколько зимовщиков. До Тихого океана — 280 километров. Огромный путь — от Мурманска до Колючина — пройден в 40 дней.
Могилевич погиб во время затопления судна. Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. Первый рейс был совершён лётчиком Анатолием Ляпидевским 5 марта, последний — 13 апреля 1934 года. Всего лётчики совершили 23 рейса. Были спасены все 104 человека, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы. Напоминаем, что в группе Краеведческого лектория вы найдёте ещё больше краеведческих познавательных видеолекций, трансляций и встреч. Где: 2 этаж, ауд. При копировании материалов обязательно размещайте активную ссылку на omsklib. Омск, ул.
Американская миссия Всё та же малонаселённость окрестных краев диктовала порой, на первый взгляд, странные пути. Перегон самолётов в Чукотку представлял сложное, опасное и масштабное предприятие. Чаще всего они шли на пароходах как можно дальше, после чего выгружались на лёд и стартовали своим ходом. Поэтому в Москве решили для надёжности дублировать процесс, купив несколько самолётов в США. Выбор пал на «северный» вариант «Флитстера» фирмы «Консолидейтед». Последних ждало путешествие через половину земного шара. Берлин, Лондон, Нью-Йорк, поездка на Западное побережье по трансконтинентальной железной дороге, после чего Канада, и, наконец, Аляска. Правда, Леваневский разбил свой «Флитстер» у мыса Онман и выбыл из игры. А вот Слепнёв вторым после Ляпидевского прибыл в лагерь и эвакуировал пять человек.
Чуть позже он совершил обратный рейс на Аляску, перевезя в больницу из Уэлена болеющего, но всячески упирающегося полярника Отто Шмидта. Воздушный мост Тем временем подходило к концу оборудование авиабазы в поселке Ванкарем, откуда, в силу погодных и навигационных особенностей, было летать удобнее, чем из Уэлена. Второго апреля туда прилетел Ш-2 с самого «Челюскина». Пилотировавший его лётчик Бабушкин порывался тут же лететь обратно, но из-за сомнительного состояния и малой грузоподъёмности самолёта его не пустили, назначив вместо этого начальником ванкаремского аэродрома. Пять дней спустя туда начали массово прибывать самолёты, и спасение челюскинцев встало на широкие рельсы. Тринадцатого апреля были эвакуированы последние шестеро обитателей льдины, а также ездовые собаки, привезённые туда одним из рейсов «на всякий случай». Судьба друзей человека горячо интересовала местное население — ведь это были лучшие собаки в округе. Эвакуация не закончена Людям перестала грозить немедленная смерть в водах Северного Ледовитого океана. Но в чукотских ярангах всё ещё находилось много больных, измученных суровой арктической зимовкой людей.
Самолёты продолжали работать, развозя их по больницам.
О челюскинской эпопее накануне юбилея подвига!
90 лет назад пароход "Челюскин" затонул, а участники экспедиции Отто Шмидта высадились на дрейфующий лед и прожили на нем два месяца. Безуспешно стремился пробиться к «Челюскину» ледокол «Литке», вышедший на помощь, несмотря на множество полученных им самим повреждений. 81 год назад, в ноябре 1933 года, пароход «Челюскин», уже заканчивая свой переход по Северному морскому пути, был затерт льдами в Беринговом проливе у острова Диомид и отброшен на север в Чукотское море. 20 мая 1742 года штурман Семен Челюскин достиг северной оконечности полуострова Таймыр и открыл мыс, сто лет спустя получивший его имя. В итоге с ноября 1933 года по январь 1934 года затертый «Челюскин» блуждал по скованному льдом Чукотскому морю.
Информационный час «Знаменитая челюскинская эпопея» в Новобахтиаровском б/п
4 ноября 1933 года дрейфующие льды вынесли «Челюскин» в северную часть Берингова пролива. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия "Челюскин" был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Девяносто лет назад, летом 1933 г., пароход «Челюскин» вышел в свой первый рейс – он же стал и последним. Очередная подводная археологическая экспедиция Челюскин -70 вышла к месту аварии в 2004 году, ее приурочили к 70-летию гибели «Челюскина». 20 мая 1742 года штурман Семен Челюскин достиг северной оконечности полуострова Таймыр и открыл мыс, сто лет спустя получивший его имя. 13 февраля 1934 года (90 лет назад) началась героическая эпопея «челюскинцев».
Битва за Арктику: эпизод первый — «Челюскин»
Водопьянова члена Координационного совета Комитета «Челюскинцы» — Светланы Михайловны Болдыревой с учениками 6-7-х классов школы. На встрече также присутствовали учителя истории.
Предварительные итоги Выйдя из Ленинграда и обогнув Скандинавский полуостров, «Челюскин» 10 августа 1933 года покинул Мурманск. Переход через Карское море с 13 августа по 2 сентября сопровождался сразу несколькими событиями. Во-первых, в процессе движения во льдах за «Красиным» «Челюскин» получил массу мелких повреждений вмятины в корпусе, деформацию шпангоутов и потерю многих заклепок. Во-вторых, у супругов Васильевых родилась дочь, названная Кариной. В-третьих, было скорректировано положение острова Уединения на 50 миль восточнее, что позволило внести коррективы в морские карты. В-четвертых, 21 августа «Челюскину» пришлось расстаться с «Красиным» — ледоколу предстояло сопровождать караван судов на пути к реке Лене.
С этого момента экипаж мог рассчитывать только на себя… Поначалу ледовая обстановка оставалась в целом благоприятной, но, войдя в Восточно-Сибирское море с его тяжелыми льдами, экипаж обнаружил очередные повреждения. Однако основные испытания ждали корабль в Чукотском море, куда он вошел проливом Лонга в середине сентября. Воздушная разведка, обнаружившая тяжелые льды, сделала очевидной невозможность посещения острова Врангеля. Вскоре судно оказалось в железных тисках льда. С берега к нему на собачьих упряжках добрались чукчи, с ними Шмидт 3 октября отправил на материк 8 человек — больных и тех, кому необходимо было вернуться домой до конца года. Нельзя не сказать, что, даже принимая во внимание далекую от совершенства конструкцию «Челюскина», его судоводители в критический момент оказались на высоте — в тех «заколдованных» местах, где «Сибиряков» в свое время лишился винта, состояние «Челюскина» не казалось им безнадежным. Руководил экспедицией один из открывателей Северной Земли, Н.
Евгенов, его замом по морской части был известный полярник капитан А. При назначении Бочек получил следующее предупреждение: «За экспедицией будет следить не только наркомат и Дальстрой, это вы должны знать…». Имя главного «следящего» наркомвод Н. Пахомов, видимо, просто не рискнул произнести вслух… Суда Северо-Восточной экспедиции, добравшись до устья Колымы 4 сентября 1932 года, в самых сложных условиях успели перебросить на берег только половину своих грузов, поставив тем самым строителей колымского социализма в отчаянное положение. Часть плавсредств с людьми при этом была унесена в море. Эти события так подействовали на Евгенова, что он заболел и был отправлен на материк. Приняв командование, Бочек, так и не сумевший завершить разгрузку, сделал попытку увести суда из грозившего им ледового плена, но у Колючинской губы Чукотка им все же пришлось зазимовать.
Во льду экспедиционные суда, в том числе и флагман ледорез «Литке», получили значительные повреждения, требовавшие серьезного ремонта. Осенью 1933 года ситуация практически повторилась. Морякам «Литке», избитый корпус которого протекал во многих местах, оставалось лишь, напрягая все силы, спасать от подобной участи транспортные суда. В общем, к тому моменту, когда «Челюскину» потребовалась срочная помощь, ледорез находился в плачевном состоянии, а его команда была совершенно измотана. В ледяных объятиях В течение месяца поврежденный «Челюскин» от мыса Сердце-Камень из последних сил проталкивался сквозь льды, порой дрейфуя вместе с ними. Теперь судно настолько приблизилось к Берингову проливу, что капитан Воронин, по его словам, «был уверен, что между мысом Дежнева и островом Диомида нас выжмет в Берингово море». Тем временем пароходы очередной колымской экспедиции «Свердловск» и «Лейтенант Шмидт», несколько дней назад находившиеся от Берингова пролива гораздо дальше «Челюскина», 1 ноября по вскрывшейся прибрежной полынье благополучно его миновали.
Такая перспектива выглядела вполне реальной и для «Челюскина», находившегося во льду дальше от берега. Спустя 3 дня «Челюскин», продрейфовав мимо мыса Дежнева, одолел весь Северный морской путь, пусть даже на последних милях — исключительно по воле ветров и течений. В отличие от «Сибирякова» винт у него был цел, хотя и вморожен в лед. Как писал в дневнике капитан Воронин, «Челюскину»… оставалось три четверти мили до чистой воды… В тот же день 4 ноября получили радиограмму от командования Северо-Восточной полярной экспедиции на ледорезе «Литке», предлагавшего нам помощь… Зная крепость окружающих нас льдов, тогдашнее состояние «Литке» он ежесуточно принимал внутрь корпуса до двухсот тонн воды, с откачкой которой едва справлялись его водоотливные средства , я отказался от помощи». Спустя 10 дней «Челюскин» оказался уже у мыса Хоп на Аляске, откуда на борт «Литке» была передана запоздалая просьба о помощи. Моряки ледореза предприняли все возможное — вдоль ледовой кромки они подошли к «Челюскину» на 25 миль, но были остановлены тяжелым канадским паком — непроходимым многолетним льдом. Шмидту и Воронину ничего не оставалось, как решать, что делать в случае гибели спасателя, и отпустили «Литке»… Теперь участь «Челюскина» целиком зависела от поведения льда.
Поставив неподалеку от судна палатку с приборами для наблюдений за его подвижками, И. Факидов, инженер-физик экспедиции, спросил у своего коллеги П. Расса: — Может быть, я зря устанавливаюсь? Недалеко от судна странный гул и визгливые скрипы. Происходили такие пертурбации близко — уверен, что от «Челюскина» не осталось бы и следа… 6 февраля. Полынья возле кормы расходится. Как бы не унесло мою палатку!
Кругом лед трещит. Если ветер усилится — «Челюскин» будет сжат. Лед сегодня ведет себя беспокойно… Не знаю, что ожидает нас в эту ночь. Жизнь, как на вулкане или открытых позициях». Катастрофа Из воспоминаний Воронина о событиях, происходивших сутки спустя: «В 13 часов 20 минут при пурге и 30-ти градусном морозе начался сильный напор торосов. Инженер Расс подошел ко мне: — Капитан, — сказал он. Идет высокий вал… прямо на нас.
В эту же минуту судно заскрипело. Лед начал сжимать корпус… — Конец, — сказал я себе. Штурман Марков: «Челюскин» вздрогнул и быстро пошел назад, сопровождаемый скрипом и шорохом льда. Наблюдая движение судна, я ощущал за него боль. Я знал: что-то большое, страшное, хотя еще не осознанное полностью, должно сейчас произойти. Грохот гигантских торосов нарастал. Ледяная гряда, меняя профиль, обняла нас полукольцом.
Она безжалостно смыкала эти объятья. Так же внезапно «Челюскин» остановился. Град металлических ударов пробежал по корпусу. Где-то ломался металл… Разгрузка корабля развернулась. Одни выгружали радиоаппаратуру; другие — меховую одежду, камельки, трубы, палатки, войлок, третьи — фанеру, кирпич, глину, песок и многое другое. Выгрузка продовольствия шла своим чередом. Судно садится на нос.
Сжатие льда прекратилось. Через открытые двери кают можно было видеть разорванный борт… Вода бурно разливается по твиндекам. Судно заметно уходило из-под ног. Вот-вот вода хлынет на палубу… Последняя команда капитана: «Все на лед! Покинуть судно!.. Матусевич со своими людьми старался замедлить гибель судна в машинном отделении: «Оглушающий треск разрушающегося левого борта заполнил помещение. Заклепки, срезанные с листов обшивки корпуса, со свистом пролетая над головами, падали на металлические площадки… Натиском льда, продавившего борт, был сдвинут паровой котел и сорвана дымовая труба… Пар с шипеньем и свистом заполнил помещение… Свет везде погас…» Свои заботы были и у буфетчика В.
Лепихина: «Посуда, подумал я, посуда! Ведь на льду посуды не будет, из чего есть станем? Что ребята скажут?! Развязка была близка… Гидрограф П. Хмызников вспоминал: «Судно сильно дергается носом вниз. На палубу спардека из открытой двери пассажирского помещения хлынула вода. Корма идет вверх… Десятка полтора людей с кормовой части корабля прыгают на лед.
На встрече также присутствовали учителя истории. Темой урока была «История «челюскинской эпопеи» и учреждение высшего звания Союза Советских Социалистических Республик «за коллективный подвиг проявленный при спасении людей, терпящих бедствие» — звания «Героя Советского Союза».
Туда Решетников попал по протекции Шмидта библиотекарем, хотя готов был работать даже младшим кочегаром.
В ходе плаванья в высоких широтах ему приходилось постоянно приходилось участвовать во всех авралах, в ходе которых он проявил себя с самой лучшей стороны. Фёдор Решетников на борту "Сибирякова" в 1932 году. На "Челюскине" Решетников рисовал для судовой стенгазеты "СМП" — "Северный морской путь", редактором которой был Баевский Илья Леонидович — заместитель начальника экспедиции по науке, а также время от времени выпускал номера "Ледового крокодила" с карикатурами и дружескими шаржами.
После того, как "Челюскина" раздавили льды, редколегия "СМП" переименовала свою стенгазету в "Не сдадимся! Все выпуски были иллюстрированы Решетниковым. Первые рисунки в переименованную стенгазету ему приходилось рисовать в нечеловеческих условиях: сидя на корточках, сгорбившись, или лёжа на животе в тесной палатке.
И лишь позже, когда из брёвен, предназначенных для домиков на острове Врангеля, уже был построен просторный барак, это можно было делать без такого экстрима. Первый номер стенгазеты "Не сдадимся!
Вы точно человек?
85 лет назад, 13 апреля 1934 года, завершилась операция по спасению членов экипажа парохода «Челюскин», затонувшего к северу от Берингова пролива. Однако на Шмидта давили сверху, на Врангеле ждали смены люди, поэтому решили, что ждать нельзя — 2 августа 1933 года «Челюскин» вышел из Мурманска во Владивосток северным маршрутом. Пароход Челюскин с отважными покорителями Арктики затонул 86 лет назад, 13 февраля 1934 года. 2 августа 1933 года “Челюскин”, только что построенный по советскому заказу в Дании пароход, отправился в свой первый рейс из Мурманска во Владивосток.
Арктическая эпопея: Северный морской путь начинали штурмовать из Архангельска
13 февраля 2012 года исполнится 78 лет с момента, когда мир облетит весть о страшном кораблекрушении парохода «Челюскин», который позже назовут советским Титаником. В сентябре 2006 года на траулере "Рогачево" на место гибели "Челюскина" вышла экспедиция, руководителем которой стал Олег Кожемяко, тогда губернатор Корякского автономного округа, а начальником — директор Русского подводного музея Алексей Михайлов. 2 августа 1933 года "Челюскин" покинул Мурманск и вышел на Владивосток.