29 февраля 2016 В этот день чествуется самое злое божество славянского пантеона — известный нам ещё по детским сказкам, Кащей или Чернобог (черный Змей, Кощей) — Повелитель Нави, Тьмы и Пекельного царства. Раз в 4 года, на Руси на 29 февраля приходился День Кощея-Чернобога, языческий праздник, о котором в России уже знают мало. Кощей (Кащей) Бессмертный – один из самых одиозных и загадочных злодеев русских сказок.
Международный день редких заболеваний
- Что такое високосный год
- Когда отмечают праздник?
- Символика и атрибуты
- 29 февраля — Кощеев День
- 29 февраля - Кащеев день : lenarudenko — LiveJournal
- 15 января – День Чернобога (Кощея Бессмертного) | Календарь языческих праздников
День Кощея-Чернобога: чествуется самое злое божество славянского пантеона. Какой сегодня день
Им нужно было только верить и молиться, просить о милости. Эта религия просуществовала множество тысячелетий до крещения Руси, но даже после этого ритуалов и праздников, связанных с древними религиозными верованиями славян, не перестали устраивать. Одним из самых страшных праздников, по мнению наших предков, был День Кощея Чернобога, который выпадал на 29 февраля. Этот языческий праздник проходил только раз в четыре года и весь обряд проводился в ночь с 29 февраля на 1 марта. В этот день, говорят, что, если подул холодный ветер 29 февраля, это означает, что Кощей вышел на свободу и творит свое зло на земле.
Местонахождение: центральная библиотека. Бычков, А. Энциклопедия языческих богов. Месчтонахождение: центральная библиотека, городская детско-юношеская библиотека. Иванов, В. Мифы языческой Руси. Местонахождение: библиотека семейного чтения. Грушко, Е. Словарь славянской мифологии.
Мы различаем Кощея и Велеса, последний является Богом-проводником между мирами, его сфера ответственности — граница и равновесие между мирами, тогда как «навье царство» - хозяйство Кощея. Мы не отождествляем Кощея и Чернобога, как не отождествляем последнего и с Велесом. Имя «Кощей», вероятно, более древнее, чем имя Чернобог, поскольку мы встречаем это имя в сказках, а имя Чернобог упоминается в христианском рассказе о мифологии славян, и как предполагают некоторые исследователи, использование этого имени может быть переносом понятия Сатаны на славянскую мифологию в результате формирования синкретических представлений в условиях двоеверия. Кощей по своему имени явно связан с «кошем»-жребием и урожаем, и в этом отношении Макошь — его ближайшая родственница. Другое значение его имени может быть связано со словом «кость». Можно предположить, что в древности жрецы и жрицы Кощея специализировались на проведении похоронных обрядов, собирали кости, обугленные в огне тризны, предавали их последнему захоронению.
Именно его в народном творчестве стали изображать как сказочного Кащея, ведь он тоже состоит из пороков: ненависть, злоба, жадность. В то же время бог Кащей-Чернобог обладал справедливостью и карал исключительно тех, кто заслужил наказания, а тех, кто искренне сожалел о своих дурных поступках, его кара миновала. С этим днем в народе ходит множество примет и поверий. Когда отмечают праздник? Празднование проводится только в високосный год — 29 февраля, на другие даты День Кащея-Чернобога не переносится. В связи с этим в народе появились легенда, то Господь так наказал святого, за пренебрежение помощи людям, что молебны ему только раз в четыре года служат. Традиции и обычаи По некоторым источникам, в этот день темному божеству приносились кровавые жертвоприношения, убивая плененных врагов или рабов, реже животных. Часть экспертов языческой мифологии утверждает, что таких обрядов у древних славян не проводилось, а все жертвы были в виде различных угощений. Проводились обрядовые очистительные ритуалы.
Сегодня - день Кащея-Чернобога
Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и черного. Славяне делят весь мир на две половины: добрую и злую или дружественную и враждебную человеку. Каждую из них олицетворяет свой бог. Враждебную олицетворяет Чернобог.
Откуда возник культ Кащея у древних славян О том, откуда возник культ Кащея, у ученых имеется несколько предположительных версий. Согласно первой из них прообразом Чернобога послужил Бог смерти и холода у древних славян по имени Карачун, он олицетворял собой преждевременную смерть. По второй версии Кащей возник из образа Бога Одина в германской мифологии. Есть третья версия, по которой «темный владыка» предстает в образе волхва с сверхчеловеческими способностями, он не имеет прототипа. Кащея в русских сказаниях изображают главным злодеем, вообще это довольно-таки зловещий персонаж. По легенде бессмертная жизнь Кащея заключалась в золотой иголке, которая находится в утином яйце. Если переломать иголку, то только так можно было погубить душегуба.
А живет он в массивном бревенчатом срубе среди сундуков с золотом и ужасающей роскоши и восседает он на троне, как говорил классик: «Там царь Кощей над златом чахнет». Однако самой популярной версией происхождения данного мифологического персонажа является следующая, согласно которой слово «Кощей» произошло от слова «кость» и характеризует костлявого человека. Кащей Бессмертный в литературе В 12 столетии слово «кощей» упоминается в историческом источнике «Слово о полку Игореве» в контексте пленника или раба, там его упоминают несколько раз.
В сундуке среди драгоценностей — золотая утка.
В иголке заключена вечная жизнь Кащея. На стене мощного бревенчатого сруба висит карта допотопного мира. Отчётливо виден остров Посейдон, где Кащей был один из главных служителей Чернобога. Теперь служитель Нави обитает где-то в глубинах сибирской тайги.
Тайна имени Самая распространенная версия происхождения имени «Кощей» — от слова «кость» и означающая худосочного человека — сегодня не в моде среди лингвистов. Современные исследователи русского фольклора находят однокоренные слова в нижнелужицком «ko? В тоже время слово «кощей» в XII веке означало раба, пленника; в Слове о полку Игореве термин упомянут дважды: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то чага рабыня была бы по ногате, а кощей по резане мелкие денежные единицы. В этом же значении кощей фигурирует в Ипатьевской летописи.
В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка Кощей также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк- встречается как личное имя. В белорусском языке «кашеваць» означало раскинуть стан ; впрочем, А. Кто такой Кащей? Картина Андрея Клименко Как ни странно, и по этому вопросу до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу.
Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие — русскую версию германского бога Одина, третьи — несколько отмороженного волхва с прокачанными магическими способностями. Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кащея, заявляя, что никакой он не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой. Антрополог Джеймс Джордж Фрезер провел параллель между Кощеем и библейским сюжетом. Ученый предположил, что антагонист, одновременно исполняющий роль и злодея, и жертвы, имеет схожие черты с Самсоном.
Преступления Кащея Борис Васильевич Зворыкин. Иллюстрация к сказке "Марья Маревна" В русских сказках Кащей предстает мощным колдуном. Причем весьма изощренным в своих магических решениях. Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны-лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» легко расправляется с целым царством, превратив его в камень.
Сам злодей предпочитает оборачиваться вороном. Неуспешный дамский угодник Васнецов В. Кащей Бессмертный. Как правило, все активности Кащея строятся вокруг молодых девушек.
Кащей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей.
От високосного года принято ждать неприятностей, будущее видится туманным и тревожным. В материале РЕН ТВ расскажем, что такое високосный год, как его определить, какие существуют народные приметы и на какие суеверия не стоит обращать внимание. Что такое високосный год Високосный год — это календарный год, в котором содержится один дополнительный день — 29 февраля. Длительность невисокосного года составляет 365 дней, а високосного, за счет добавочного дня, — 366 дней. Лишние часы за четыре года превращались в дополнительные сутки, и в итоге календарь начинал отставать от смены сезонов. Выровнять летоисчисление решил древнеримский император Гай Юлий Цезарь.
С 1 января 45 года до новой эры он ввел календарь с високосной коррекцией, а поскольку в древнеримском календаре первым месяцем был март, то добавлять дополнительный день было решено в феврале. Первое время високосные годы соблюдали неправильно из-за ошибки счета и непонимания системы.
15 января – День Чернобога (Кощея Бессмертного) | Календарь языческих праздников
Календарь: 29 февраля - День Кащея-Чернобога | Согласно народным приметам на Кащеев день 29 февраля по земле разгуливала нечисть. |
День Кащея-Чернобога - 29 февраля - YouTube | В славянском календаре эта дата считалась праздником одного из воплощений Чернобога-Кащея, увеличивающего власть зимы и холодов еще на один день. |
Сегодня - день Кащея-Чернобога | Так же есть версии, что отождествление Кащея (Кощея) со Святым Касьяном произошло из-за того, что празднуются день злого божества тоже 29 февраля. |
Новости страны Северной | 29 февраля посвятили Кощею-Чернобогу. С тех пор и пошло поверье, что в ночь с 29 февраля на 1 марта можно с помощью Кощея избавиться от бед и проблем. |
Календарь: 29 февраля — День Кащея-Чернобога
29 февраля отмечают день святого Макария Невского и День Кащея-Чернобога. Раз в четыре года, 29 февраля, наши предки отмечали День Кощея-Чернобога, самого злобного божества, который обладал душами мертвых и управлял темными силами, нагонял на людей болезни, несчастья, смерть, страх. Также эта дата считалась днем Кащея-Чернобога, который был воплощением все самого плохого. 29 февраля – День Кащея (Кощея) Чернобога. Кащей (Кощей) считался не просто отрицательным божеством, а покровителем мира мертвых (Нави). 29 февраля знающие люди тихо и с некоторой обоснованной тревогой отмечают день Кащея-Чернобога. День Кощея-Чернобога. Все знают День защитника Отечества и День Святого Валентина, которые отмечают в феврале.
День Кощея-Чернобога: чествуется самое злое божество славянского пантеона. Какой сегодня день
Древние славяне в ночь празднования в руках обязательно держали сырое куриное яйцо и, считалось, что если яйцо разбить ровно в полночь 29 февраля, то Кощей уберется в свой темный мир и заберет с собой все несчастья и невзгоды, которые преследовали человека. Было поверье, что в эту ночь можно избавиться от всех своих самых серьезных проблем, если глубоко в душе раскаяться. Иначе придется отвечать за все свои дурные помыслы и грязные дела за все четыре года перед Кощеем, а он щадить не станет. Но была и позитивная сторона этого праздника, для наших прародителей он был символом стремительно приближающейся весны и тепла, природа снова оживет и подарит новую жизнь всему, что окружает. Наши предки описывали внешность Кощея всегда примерно одинаково, что он до болезненности худой, и при этом чрезмерно высокий пожилой мужчина со впалыми щеками, губы его чернее ночи, а дополнением столь ужасающего образа являются длинные волосы и серебристые усы. Имя Кощей означает вред, порчу, пачкотню, ругань, тощий, худой от слов «кощий», «кощенный», «касть». С приходом христианства Кощей постепенно стал всего лишь сказочным персонажем. Живет Кощей в Тридевятом царстве, куда живой человек может войти только через избушку Бабы-Яги. В русских народных сказках появляется в трёх основных обличьях: царя подземного царства, колдуна сверхъестественной силы на говорящем коне и в виде старика «сам с ноготь, борода с локоть».
Бычков, А. Энциклопедия языческих богов. Месчтонахождение: центральная библиотека, городская детско-юношеская библиотека. Иванов, В. Мифы языческой Руси. Местонахождение: библиотека семейного чтения. Грушко, Е. Словарь славянской мифологии.
Славяне разделяют мир на две половины: добрую, дружественную человеку, и злую, враждебную. Каждой половине соответствует свой бог. Именно Кощей олицетворяет враждебную половину. Это день, когда грань между миром людей и миром тьмы становится тоньше, а сам Кащей, божество зла и разрушения, выходит на пик своей силы.
Есть ещё одна легенда, согласно которой в 1288 году шотландская королева Маргарита ввела закон, согласно которому женщина должна была заплатить штраф, если мужчина откажется от её предложения. Это делалось для того, чтобы освободить женщин от одиночества после гибели мужей на войне. Постепенно эта традиция распространилась на другие европейские страны, но сейчас о ней вспоминают только в шутку. Во многих европейских странах вплоть до XVIII века 29 февраля считалось как бы несуществующим днём, датой, не имеющей юридического статуса. Часто в этот день не заключались сделки, не производились выплаты, не давали в долг и т.
Как древние славяне в старину справляли День Кащея-Чернобога раз в четыре года 29 февраля
День Кащея-Чернобога 29 февраля стоит провести дома наедине с собой. Согласно народным приметам на Кащеев день 29 февраля по земле разгуливала нечисть. День Касьяна или Кощея-Чернобога. Одним из самых страшных и злодейских праздников, по мнению наших предков, было 29 февраля – День Кащея (Кощея) Чернобога. Чернобога отмечается ровно в полночь с 29 февраля на 1 марта.
Самый редкий день в году: что мы знаем о 29 февраля
Одним из самых страшных и злодейских праздников, по мнению наших предков, было 29 февраля – День Кащея. День Кащея-Чернобога, отмечаемый 29 февраля, восходит корнями к древним славянским традициям и верованиям. На Руси на 29 февраля приходился День Кощея-Чернобога – языческий праздник, о котором в России уже многие забыли.
День рождения Кощея Бессмертного
Это люди-посланники, они приходят не случайно и несут очень важную информацию. Победишь Кощея — и наступит весна С давних времен считается, что високосный год тяжел и опасен, с ним связано множество суеверий. От года традиционно ждали бедствий, катастроф, болезней, войн. На Руси високосный год и 29 февраля назывались «Касьяновым» в честь христианского Святого Кассиана Касьяна. Также эта дата считалась днем Кащея-Чернобога, который был воплощением все самого плохого. Считалось, что его смерть скрывается в яйце, и в ночь на 1 марта надо был раздавить в руке одно сырое яйцо. Таким образом Кощею наступала смерть, а зиме — конец. В народе 29 февраля считался одним из самых опасных дней в году, поэтому существовало много примет и суеверий.
По второй версии Кащей возник из образа Бога Одина в германской мифологии. Есть третья версия, по которой «темный владыка» предстает в образе волхва с сверхчеловеческими способностями, он не имеет прототипа. Кащея в русских сказаниях изображают главным злодеем, вообще это довольно-таки зловещий персонаж. По легенде бессмертная жизнь Кащея заключалась в золотой иголке, которая находится в утином яйце.
Если переломать иголку, то только так можно было погубить душегуба. А живет он в массивном бревенчатом срубе среди сундуков с золотом и ужасающей роскоши и восседает он на троне, как говорил классик: «Там царь Кощей над златом чахнет». Однако самой популярной версией происхождения данного мифологического персонажа является следующая, согласно которой слово «Кощей» произошло от слова «кость» и характеризует костлявого человека. Кащей Бессмертный в литературе В 12 столетии слово «кощей» упоминается в историческом источнике «Слово о полку Игореве» в контексте пленника или раба, там его упоминают несколько раз.
Также данным смыслом слово «кощей» наделяется в Ипатьевской летописи. Согласно версии антрополога Джеймса Джорджа Фрейзера, Кащея можно сравнить с библейским героем Самсоном, обладавшим сверхчеловеческими способностями, так как он олицетворяет собой и злодея, и жертву.
Он вызывал только страх и ассоциировался со смертью, горестями и болезнями, из которых нет пути возврата к нормальной и полноценной жизни. Из-за его скверной способности обладать душами мертвых людей, а также темными силами его называли Кащей Кощей -Чернобог. Наши предки описывали внешность Кащея всегда примерно одинаково, что он до болезненности худой, и при этом чрезмерно высокий пожилой мужчина, со впалыми щеками, а губы его чернее ночи, а дополнением столь ужасающего образа являются длинные волосы и серебристые усы. Конечно, как и любому богу Кащею Кощею требовались жертвы, причем, чем кровавей, тем лучше. В основном в этот день жрецы и волхвы для задабривания божества забивали какое-либо животное на специальном ритуале, после чего мертвое и обескровленное животное дарилось Кащею Кощею.
Название праздника образовано от имени святого Иоанна Кассиана Римлянина. Он остался в истории как монах и богослов, внесший вклад в развитие монашества. Однако славяне относились к святому с настороженностью. Немалую роль в этом сыграла переходность даты его поминовения: в високосные годы монаха чтили 29 февраля, а в невисокосные — 28 февраля. Из-за такой непостоянности день памяти Иоанна Кассиана оброс суевериями, а у самого монаха появился злой двойник Касьян. Тяжелый взгляд Касьяна губит все живое — от растительности до скота — и даже людей. По его воле ломается скарб, происходят бытовые неурядицы. Касьян способен навлечь на человека несчастья, которые будут продолжаться весь високосный год. Существует несколько преданий, объясняющих природу Касьяна. По одной из версий, в детстве он был похищен и воспитан бесами.
29 февраля - Кащеев день
Волхвы учат, что в Касьянов день Кощный бог возвращается к людям в виде всевозможных бедствий, людям возвращается всё сотворенное ими лихо, вся привлеченная в мир неправда. Потому этот день в действительности опасен лишь для тех, "кто живёт не по Правде, не по Совести, Родных Богов и Предков не чтит". То есть самый верный способ защититься от Кощея — быть хорошим человеком, поступать по чести и совести, не лгать. И время от времени обращаться к самому себе с вопросом: «А нет ли во мне частички Кощея? Русь языческая. Местонахождение: центральная библиотека.
Бычков, А. Энциклопедия языческих богов. Месчтонахождение: центральная библиотека, городская детско-юношеская библиотека.
Чтобы поскорее закончились холода, и настали теплые деньки, в полночь с 29 февраля на 1 марта следует раздавить в руке сырое куриное яйцо. Ведь мы помним, что смерть Кощея находится в яйце. Чем быстрее наступит конец Кощею, тем быстрее закончится зима. А если хоть один человек в мире в этот день раздавит яйцо, которое курица снесла на Рождество, то морозов в марте не будет.
Так же во многих сказках упоминается, что Кащей является пленником, триста лет пробывший в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованный цепями. Русские народные сказки издавались в пересказах известных писателей: Пушкин, Толстой, Афанасьев, Булатов и т. Так в частности в некоторых русских народных сказках Кащей является не только чародеем, колдуном, но и военачальником, который пришёл жечь русские города. Сказаний про Кащея очень много и во всех них он является абсолютным злом и в конце сказки обязательно гибнет от чьих-нибудь рук: ему ломают иглу, в него стреляют из лука стрелой с иглой вместо наконечника, он гибнет от коня, ему разбивают голову, его жгут и т. В этих сборниках можно найти сказку «Про Кощея-богатыря». Сказка про Кощея-богатыря не имеет аналогов и видоизменений, в сказке про Кощея-богатыря описывается всего один персонаж, а никак не несколько, как в большинстве случаев, этот персонаж богатырь. Данный богатырь фигурирует как самый первый богатырь, вызволявший невольников из вражеского плена, в своём очередном походе против врагов земли русской, он был предан князьями и потерпел поражение на гороховом поле, чужеземный царь заковал богатыря в цепи и посадил в башню. Прошло много лет, и цепи, сковывающие богатыря, проржавели, а сам богатырь забыл своё имя и стал называть себя Кощеем, что означает «пленник». Выйдя из темницы Кощей подчинил себе армию своего врага и стал завоёвывать чужеземные города, когда он завоевал все города, о которых он знал и объединил их под своим царством. Кощей пошёл войной на Русь, дабы отомстить за предательство. Кстати, во многих сказках он упоминается в первую очередь именно как царь. Кощей Бессмертный: царь, раб, колдун, не имеет возможности умереть, любит похищать девиц, любит золото. Проведите параллель между ним и скандинавским Троллем, и вы получите стопроцентное совпадение, вплоть до имени, которое переводится как «раб», и в обоих случаях изначально было предательство, а потом уже бессмертие. Как убить Кащея В одной из сказок Кащей разоткровенничался: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — смерть моя». Многие ученые увидели в этой «матрешке» интерпретацию модели вселенной: вода море-океан , земля остров , растения дуб , животные заяц , птицы утка , а дуб — «мировое древо». Иными словами покончить с Кащеем можно, уничтожив миропорядок. В других интерпретациях «народного Православия» Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка - человеческую душу, а Иван Царевич — дух. Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов. Правда, современные фольклористы считают эти трактовки антинаучными. Это были деревянные перевязанные таблички с написанными на них уникальными знаниями. Его книги передавались из поколения в поколение, но вряд ли он был действительно бессмертным, как в сказке. Это два принципиально разных героя. Славянские рунические образы вообще необычайно глубоки и емки, неоднозначны и непросты для обычного смертного читателя. Этими образами в владели лишь Волхвы, ибо запись и прочтение рунического образа — дело серьезное и очень ответственное, требует большой точности, абсолютной чистоты мысли и сердца и прочих джедайских наворотов. Фильмография и актеры Кинематографических произведений про Кощея Бессмертного не сосчитать на пальцах, поэтому представлю несколько известных картин с участием именитых актеров. Роль антагониста досталась актеру Георгию Милляру, который успешно справился с образом.
По некоторым древним источникам этот день являлся сакральным: день-мистерия, день, когда открывается окно в «параллельный мир». В связи с этим его до сих пор называют «всплывающим», «ускользающим», будто появляющимся из ниоткуда и уходящим в никуда… На Руси считали високосный год опасным и приписывали ему многие небывалые беды. Якобы 29 число февраля високосного года «есть самый бедственный день для всех возможных несчастий. Тогда, будто, и скот падает, и дерева засыхают, и повальные болезни появляются, и семейные раздоры заводятся». Впрочем, в других странах к этому дню позитивное отношение. Так, в Шотландии женщины имеют право… свататься к мужчинам.