Один из самых известных — на родной земле Чкалова, установленный в 1940 году у Нижегородского кремля. По-настоящему широко известно имя Валерия Чкалова стало в 1936 году, когда он в компании летчиков Байдукова и Белякова совершил беспрецедентный перелет из Москвы на Дальний Восток. Уроженец Нижегородской области Валерий Чкалов, пожалуй, самый известный летчик за всю историю СССР. «Чкаловское мужество и слава чкаловским питомцам перейдет», — писал известный поэт Александр Твардовский в своем стихотворении. Этот знаменитый пролет под мостом Равенства, ныне Троицком в Петербурге – Чкалов совершил 1929-м.
Биография великого советского летчика-испытателя Валерия Чкалова
Туполевым и П. Сухим, открыл авиационный путь через Северный полюс и укрепил взаимосвязи между странами. Самолет, созданный побеждать Для начала стоит рассказать о самом самолете АНТ-25, без которого легендарный полет не смог бы состояться. Своим появлением эта уникальная машина во многом обязана большому интересу И. Сталина к теме авиационных рекордов. Он лично обратился к авиаконструктору А. Туполеву для создания самолета, который смог бы побить мировой рекорд по дальности полета. Проект самолета с предельной дальностью в 13 тыс. Подобная машина создавалась впервые. Кроме конструктивных и технических вопросов, приходилось решать новые задачи, например решить, как обеспечить комфорт экипажа в длительном полете. Для расчетов освещения кабины привлекались специалисты-психофизиологи.
Разработчиков консультировал опытный летчик М. Громов, который позже будет испытывать АНТ-25 и поставит на нем первые рекорды. Всё в этой машине было подчинено одной задаче: установить рекорд дальности. Самолет АНТ-25, на котором экипаж Валерия Чкалова выполнял рейс Москва—Америка Самолет был выполнен по схеме моноплана с дюралевым гофрированным крылом необычного для того времени удлинения. Размер крыла позволял разместить в нем дополнительное горючее — более 7 тонн. АНТ-25 был прост, устойчив, хорошо вел себя на высоте, но из-за большого размаха крыла имел особенности в управлении. Основной трудностью был сложный и опасный взлет, для которого оборудовали специальную взлетную полосу с горкой. По рассказам Громова, стоимость полосы превышала стоимость самого самолета.
Валерий Чкалов и Ольга Орехова Они прожили вместе 11 лет, мечтали иметь много детей, но судьба распорядилась иначе. В возрасте 35 лет Валерий Павлович Чкалов погиб во время испытаний нового самолета. А Ольга Чкалова до конца дней хранила верность своей первой и единственной любви. Служил в Ленинградской 1-й Краснознаменной истребительной эскадрилье. В 1927 году Валерий Павлович был назначен командиром звена в истребительной эскадрилье Брянской авиабригады. В 1929—1930 годах летчик-инструктор Ленинградского авиационного клуба Общества друзей Воздушного флота позднее — Осовиахим. Валерий Чкалов разработал и внедрил ряд новых фигур высшего пилотажа Валерий Чкалов разработал ряд новых фигур высшего пилотажа восходящий штопор и замедленную «бочку» , испытал свыше 70 типов самолетов, составлявших основу советской авиации того времени. Проявил себя как талантливый летчик, обладающий исключительным мужеством, настойчивостью и выдержкой. Гибель Чкалова Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при испытании нового истребителя «И-180». В этот день, 15 декабря. Как всегда, при первом вылете опытного самолета, все вылеты с аэродрома и все аэродромные работы были прекращены. Самолет Поликарпова конструктора испытываемого самолета — В.
Его уважали за прямоту, за твёрдость характера, за чуткость, отзывчивость, за стремление помочь товарищам, когда они в этом нуждались. В аттестации Валерия было записано: «Чкалов являет пример осмысленного и внимательного лётчика… Он быстро соображает и действует с энергией и решительностью, раскрывает причины своих ошибок и удачно их исправляет. Хорошо чувствует самолёт и скорость полёта». В октябре 1923 года в числе десяти лучших учеников, Чкалова отправляют в Московскую школу высшего пилотажа. Здесь он уже слушатель, а не «учлёт», и самолёты здесь боевые, немецкие «фоккеры» и английские «мартинсайды», на которых будут обучать фигурам высшего пилотажа. Его учителем и наставником, в Московской авиашколе, стал Александр Иванович Жуков. В мае 1924 года Чкалов окончил московскую школу и получил направление в Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Его определили в группу лётчика-инструктора Михаила Михайловича Громова , великолепнейшего лётчика, прекрасного педагога и душевного человека. В своих воспоминаниях о тех далёких днях бывший инструктор Серпуховской школы, М. Громов так характеризовал Чкалова в своем рассказе «Самородок»: «Чкалов неизменно оказывался первым на всех стадиях обучения воздушному бою. Он не знал никаких колебаний: сказано — сделано. Он шёл, как говорится, напролом. Самые смелые решения он приводил в исполнение раньше, чем могло бы появиться чувство страха. В решительную минуту он отбрасывал всё, что ему мешало достигнуть успеха. Все силы его могучей натуры устремлялись в одном направлении — к победе. Быстрота действий у этого человека равнялась быстроте соображения. Он действовал так решительно, что, в сущности говоря, и времени не оставлял для сомнений … Чкалов просто не умел бояться. Виртуозным маневром ошеломлял «противника», сваливался ему на голову, заходил в хвост и добивался победы». В ноябре 1924 года Чкалов получил звание лётчика-истребителя, распростился с Серпуховом и убыл в строевую часть. В 1-й Краснознаменной истребительной эскадрилье, созданной из отряда легендарного лётчика Нестерова, Валерия Чкалова назначили в звено лётчика Москвина, выделив для первоначальных тренировочных полётов французский самолёт «Ньюпор-24-бис», много раз ремонтированный во многих мастерских…. Трудно сказать, как сложилась бы служба Валерия Павловича в эскадрилье, если бы не её командир Иван Панфилович Антошин впоследствии ставшим начальником Одесской лётной школы или «Батя», как называли его подчинённые. Связанный рамками устава, указов свыше, Антошин понимал неординарность молодого лётчика Чкалова, уступал его просьбам совершить ту или иную фигуру в воздухе. Побеспокоился Иван Панфилович и о безопасности своего «подопечного» — пересадив его на более прочный самолёт — «Фоккер Д-7». Благодаря А. Белякову, штурману Чкаловского экипажа, до нас дошел один из эпизодов, случившийся в Гатчине, куда Чкалов вновь вернулся после курсов усовершенствования, весной 1927 г. На аэродроме шли очередные полёты, и командир предложил Чкалову показать то, чему научили его на курсах. А Чкалову показалось, что ему приказали показать все те фигуры, которые мог делать только он один. Вначале за полётом с земли наблюдали довольные командир и офицеры. Потом вдруг самолёт в крутом пике понёсся с рёвом к земле, к ангару. Самолёт стремительно падал, до земли оставалось около 50 метров. В кабине хорошо был виден лётчик. Потом машина пошла круто вверх, явно намереваясь совершить петлю. Идти на такой риск при такой высоте — самоубийство! Но Чкалов, чуть набрав высоту, показав зрителям «спину», чётко перевернул самолёт на 180 градусов, продолжив полёт на той же высоте. Какие чувства были у стоящих на земле? Все знали, что самолёт при попытке совершить переворот, чаще всего сваливается в штопор, а Чкалов эту фигуру повторил ещё не один раз и пошёл на посадку. Но и тут он оказался верен себе и подготовил для зрителей сюрприз: у границы аэродрома лётчик перевернул машину вверх колёсами, продолжая полёт. Когда до земли оставалось несколько метров, самолёт совершил второй переворот и тут же приземлился на три точки. Замедленная «бочка», выполненная при планировании на посадку! Вот чему Чкалов научился на курсах! Такого гатчинский аэродром не видел. Счастливое состояние Чкалова померкло после приземления. Комэск сделал ему положенные по инструкции замечания по целому ряду пунктов, но поблагодарил за технику полета. А от комбрига лётчик получил 20 суток гауптвахты и 20 дней отстранения от полётов….
Нагрузка на железную дорогу легла колоссальная — небывалая во всю мировую историю эвакуация, перемещались на восток сотни заводов, высших учебных заведений, фабрик, военных училищ, государственных учреждений, учреждений культуры, музеев, картинных галерей и беженцы, беженцы... Город переживал не только трудные, а чрезвычайно трудные времена. Только в самый начальный период войны в Чкалов прибыли десятки промышленных предприятий. Прибывали станки, оборудование заводов, фабрик, предприятий. А с ними инженеры, техники, высококвалифицированные рабочие. Их в первую очередь нужно было разместить, найти более менее приспособленные производственные помещения или создать новые, подвести электричество, воду, тепло, позаботиться о жилье, наладить общественное питание, медицинское обслуживание — какая нужна была организованность, строжайшая исполнительная дисциплина. Огромная организаторская работа легла на плечи областного и городского комитетов коммунистической партии, местных властей всех уровней. К осени 41-го в областной центр привезли оборудование Великолукского, Воронежского и Ворошиловградского паровозоремонтных заводов, часть которых была переведена на производство танков, боеприпасов, снарядов для «катюш». Кроме 19 заводов, фабрик и артелей, в Чкалов переведены 25 предприятий легкой и пищевой промышленности. На основе 4 фабрик, прибывших из Москвы и других городов, создан шёлкоткацкий комбинат, ставший базой для производства парашютов. Фронт требовал пополнения подразделений армии солдатами. Но особенно остро стоял вопрос с командирскими кадрами. В Чкалове до войны было несколько военных училищ. К действующим добавились новые, например, танковое и пулемётное. Первое разместили в здании, где сегодня музей изобразительных искусств. Занят курсантами был и Караван-Сарай. А танкодром — за городом, по дороге на Каргалу. Приспосабливали различные постройки и под нужды пулемётного училища. Обучение строилось по законам военного времени, выпуски ускоренные. Только в зенитно-артиллерийском училище в первый месяц войны приступило к учёбе 1,5 тысячи молодых людей. То же самое происходило и в военноавиационной школе пилотов, в других военных учебных заведениях. Занятия шли по 10-12 часов в сутки. Через 6-9 месяцев — выпуск, на фронт. Город оделся в шинели. Полигонами служили Зауральная роща, Ситцовка, Карачи, Меновой двор. Остатки окопов в Зауральной роще сохранились до наших дней. Только танковое училище за годы войны подготовило более 5 тысяч офицеров-танкистов и самоходчиков. В 1942 году выпуск курсантов проходил практически ежемесячно. Военные занятия в Зауральной роще Группа выпускников Чкаловского танкового училища сражалась в боях за Сталинград. Бились они с железными армадами Манштейна на Курской дуге. Танкист акбулачанин А. Ковалёв закончил свой боевой путь в Берлине. Прославили себя выпускники ЧТУ В. Ерасов и И. Проходченко, ставшие Героями Советского Союза. Столь же напряжённо работали и другие военные училища тылового города. Иногда обстановка на фронтах складывалась столь критическая, что курсантов одевали в солдатские шинели и бросали в бой. Так произошло в октябре 1941 года под Москвой, куда был срочно переброшен сформированный из курсантовзенитчиков стрелковый батальон. Как ни далёк от фронта был наш город, но всё же и сюда могли долететь вражеские бомбардировщики. На базе зенитно-артиллерийского училища была создана противовоздушная оборона города. Производство боеприпасов на Оренбургском паровозоремонтном заводе совсем уже тайное, немыслимое, невероятное, но неистребимое ожидание перелома в войне. О, ни в одном учебнике истории вы не прочтёте об этом томительном, изнуряющем и вдохновляющем ожидании, которым жил весь тыл страны, которым были охвачены все, буквально все от мала до велика. Им дышали, потому что им — жили. Огромное количество эвакуированных предприятий, в том числе и сугубо оборонных заводов, прибыло в Чкалов. К маю 1942 года число эвакуированных достигло 75 тысяч. Всех принимали, размещали, кормили, стригли, мыли. Он изготавливал то, без чего невозможно воевать, — винтовочные патроны. Он прибыл в Чкалов из Луганска в июле-августе, а уже в декабре 1941 года на его счету было 74 095 тысяч штук патронов. Производство боеприпасов на Оренбургском паровозоремонтном заводе Мужчины шли на фронт, но и женщины тоже. Отбирали наиболее рослых, здоровых — поток пополнения боевых частей не ослабевал. Их заменяли подростки. А нормы, сроки, производственные задания не сокращались. Нужно было работать за двоих, за троих — за тех, кто ушёл воевать. И требования технологической дисциплины никто не отменял. Вал эвакуации поистине был девятым! Из Великих Лук — паровозоремонтный. Всё оборудование удалось доставить к месту назначения. Из Витебска прибыла мебельная фабрика. Из Гомеля — трикотажная. Артиллерийский завод из Балаклеи Харьковской области. С ним — 928 рабочих, 336 инженеров и служащих, а также 1300 членов их семей. Из Одессы завод «Автозапчасть». Из Киева авиазавод, пивзавод. Из Ленинграда фабрика «Стандарт» — единственная в стране, изготавливающая флегматизаторы для зенитной артиллерии. Из Харькова завод медицинской аппаратуры. К концу 1941 года в тыл эвакуировано 498 предприятий. Эвакуация промышленных предприятий резко повысила оборонный потенциал области. В 1942 году эвакуированные только в Чкалов заводы и фабрики дали 84,4 процента объёма продукции города в 1940 году. Не менее энергично переводились предприятия на военные рельсы. Из 25 фабрик и заводов Чкалова 12 уже к октябрю полностью производили оборонную продукцию. К 1943 году объём валовой продукции промышленности области увеличился с начала войны более чем в 4 раза, а металлообрабатывающей и машиностроительной — в 125, станкостроительной — в 26, добыча нефти — в 8,7 раза. С первых месяцев войны в далёкий тыловой Чкалов эшелон за эшелоном шли составы, на вагонах которых виднелись широкие красные кресты. Было сформировано 16 эвакогоспиталей, действовало 4 полевых подвижных госпиталя, три хирургических полевых подвижных, один инфекционный. Не только военные лечебно-санитарные организации готовились к приёму раненых, весь тыловой город принял участие в этой подготовке.
Чкалов город сейчас. Чкаловск
Один из самых известных — на родной земле Чкалова, установленный в 1940 году у Нижегородского кремля. Первое отстранение Чкалова от полётов случилось в 1925 году, когда он, демонстрируя крутизну манёвров, вынудил к посадке истребитель своего командира Павлушева. 17. Как известно, Чкалов погиб в 1938 году в Москве при испытаниях самолёта. Среди затопленных городов есть широко известные: скрытая водами Рыбинского водохранилища Молога, знаменитый своей колокольней Калязин, часть которого ушла под воды Угличского водохранилища. Летчик Валерий Чкалов с женой Ольгой и сыном Игорем после успешного беспересадочного перелета, 1937 год. Самолет АНТ-25, на котором экипаж Валерия Чкалова выполнял рейс Москва–Америка.
Биография великого советского летчика-испытателя Валерия Чкалова
Первое отстранение Чкалова от полётов случилось в 1925 году, когда он, демонстрируя крутизну манёвров, вынудил к посадке истребитель своего командира Павлушева. 80 лет назад при испытании нового самолета-истребителя И-180 в Москве разбился знаменитый советский летчик Валерий Чкалов. Валерий Павлович Чкалов родился в этом городе, и сейчас мы с вами сможем немного побывать на Родине этого великого человека.
Чкалов Валерий Павлович
Герой Советского Союза Чкалов Валерий Павлович :: Герои страны | Фильм «Валерий Чкалов» первое, но далеко не единственное художественное произведение, посвященное знаменитому летчику. |
7 героических фактов о Валерии Чкалове - Русская семерка | Широко известен случай, когда Чкалов пролетел под мостом Равенства (Троицким) в Ленинграде. |
Высший пилотаж
- ВАЛЕРИЙ ЧКАЛОВ ᐈ Биография, личная жизнь, фото и причина смерти летчика ✔
- Перелет Москва — остров Удд
- Чкалов, Валерий Павлович
- Валерий Чкалов. Легендарный авиатор и любимец Сталина
10 рассекреченных фактов о полёте Валерия Чкалова в Америку
Город - 29 августа 2017 - Новости Нижнего Новгорода - Валерий Павлович Чкалов родился в этом городе, и сейчас мы с вами сможем немного побывать на Родине этого великого человека. Вписался Чкалов точно, но многократное эхо от рева мотора словно взорвало его мозг. Валерий Чкалов едва смог посадить экспериментальную машину авиаконструктора Поликарпова, но с трагическим финалом, так как она была недоработана, изначально опасна. Чкалов был настолько знаменитым человеком в СССР, что в его честь называли улицы, образовательные заведения, станции метрополитена и многие другие, самые разные объекты, включая малую Родину Чкалова – село Васильево. 19. На этом АНТ-25 конструкции Туполева, специально созданном для дальних полётов, экипаж Чкалова стал знаменитым после перелёта в Америку.
Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- ЧКАЛОВ ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ • Большая российская энциклопедия - электронная версия
- Летчик Валерий Павлович Чкалов (история, биография, фото)
- 120 лет со дня рождения Валерия Чкалова: чем известен нижегородец и как живут его потомки
- 100 лет Валерию Чкалову // Новости НТВ
- 120 лет со дня рождения Валерия Чкалова: чем известен нижегородец и как живут его потомки
Памяти В.П. Чкалова
В 15 лет Валерий Чкалов впервые увидел аэроплан, и это предопределило всю его дальнейшую судьбу. В 1919 г. В 1921—1923 гг. Чкалов учился в знаменитой «тёрке» — Военно-теоретической школе ВВС в подмосковном городе Егорьевске.
Здесь будущие пилоты изучали математику, физику, механику и материальную часть самолетов. Чкалов учился с большим интересом, много читал и выступал в драмкружке. Занимался гимнастикой и любил играть в футбол.
В апреле 1923 г. Здесь он совершил свой первый самостоятельный полет на самолете. В 1924 г.
Чкалов окончил Высшую школу военных летчиков Красной армии в Москве, а затем — Высшую военную авиашколу воздушной стрельбы и бомбометания в г. С августа 1924 г. Чкалов служил в 1-й отдельной эскадрилье истребителей в Ленинграде, а с декабря 1927 г.
Валерий Чкалов был замечательным и бесстрашным летчиком, но ершистым и своенравным по складу характера человеком. Иногда он даже нарушал воинскую дисциплину, за что получал взыскания от своих командиров. С именем Чкалова связана история, которую сейчас некоторые исследователи-историки называют мифом.
В областном центре летчик провел два крайне насыщенных встречами и митингами дня. Встречать Чкалова вышли десятки тысяч жителей, которые следили за полётом геройского экипажа, читая репортажи в газетах. Самолёты, лётчики, полёты на рекорд — тогда это всё было крайне интересно и популярно. Военные же летчики в разное время повторяли опасный, но весьма эффектный пролёт истребителя под мостом, который первым в СССР совершил Чкалов.
На речном вокзале Валерия Чкалова встречали тысячи жителей Куйбышева. Фото: bangkokbook. Приведём выдержки из заметки 1937 года: «Вчера с утра город жил радостным ожиданием: сегодня из Горького приезжает Чкалов. Весть распространилась мгновенно.
Задолго до прихода парохода на дебаркадер, украшенный приветственными лозунгами, стали стекаться делегации фабрик и заводов, представители общественных организаций. Трудящиеся Куйбышева пришли сюда, чтобы достойно встретить славного сталинского питомца, который вместе со своими отважными товарищами по воле народа и партии по маршруту, начертанному Сталиным, совершил беспримерный в истории беспосадочный перелет из Москвы в США. Совсем недавно пролетарская столица с любовью и восхищением приветствовала этих трех богатырей социалистической родины, возвратившихся после перелета на родную советскую землю. И в неудержимом гуле оваций, в ликующих возгласах, в ласковых улыбках, которыми одарили москвичи своих любимцев, отразилось неиссякаемое чувство советского патриотизма, присущее всему народу нашей страны.
И это же чувство переполняло каждого, кто пришел 4 сентября сюда, на куйбышевскую пристань. Необычная приподнятость, взгляды, излучающие какую-то особую теплоту, разговоры преимущественно о них — о бесстрашных советских летчиках, с честью выполнивших задание партии и правительства, как бы подчеркивали великое единство советского народа, его безграничную преданность Ленинской партии, его огромную гордость за героизм лучших сынов родины. Работница станкостроительного завода прижимает к груди большой букет цветов. Кто-то восклицает: «Какой прекрасный букет!
Действительно, каждая делегация пришла с цветами. Георгины, астры, левкои. И с каждой минутой цветов становится вс больше. Прибывают новые и новые делегации.
Накрапывает мелкий дождь. Люди напряженно прощупывают взглядом сизую дымку тумана.
Сталин не хотел повторения неудачи, которая постигла Леваневского летом 1935 года.
Но после успешного перелета на Дальний Восток разрешение было получено. Самолет стартовал 18. Условия для полета оказались намного сложнее, чем предполагалось.
Это было связано с плохой видимостью, точнее, ее отсутствием, и обледенением. Экипаж преодолел восемь с половиной тысяч километров и был удостоен ордена Красного Знамени. Валерий Чкалов, фото которого представлены в статье, смог осуществить свои планы.
Несмотря на то что он был избран депутатом, и Сталин предложил ему должность наркома НКВД, он не прекратил заниматься летными испытаниями, считая это своей основной работой. Гибель Зимой 1938 года Валерий Чкалов, биография которого рассматривается в обзоре, был срочно отозван из отпуска в связи с проведением испытания нового истребителя. Спустя две недели летчик погиб 15.
По существующей информации, полет готовили в спешке, потому что хотели успеть сделать все до конца года. В собранном самолете было выявлено почти двести дефектов. Поликарпов был против ненужной спешки.
За это его отстранили от работ. Испытания сначала проводились на земле, после без уборки шасси. В итоге было дано добро совершить полет, но только до высоты семь тысяч метров с убранным шасси.
После этого испытуемая машина должна была перейти к другому летчику. В день испытаний температура воздуха была минус двадцать пять градусов Цельсия, но Чкалов решил вылетать. При заходе на посадку остановился двигатель.
Летчик попытался сесть, но самолет зацепился за провода на столбе. Причиной смерти стала травма из-за удара головой о металлическую арматуру. После этого летчик прожил не более двух часов.
Он умер по дороге в больницу. В это время его жена носила под сердцем их третьего ребенка. Ей сообщили о случившемся только поздним вечером.
Похоронили Чкалова в Москве, урну с прахом поместили в Кремлевской стене. Некоторые руководители завода, которые оказались причастны к поспешному испытанию, были приговорены к длительным срокам заключения. Семья и дети С женой Валерий Чкалов, биография которого - тема нашего обзора, познакомился еще в молодые годы.
В 1927 году они поженились и вскоре обзавелись первым ребенком.
С самолета Чкалов сошел уже в статусе всенародного героя. За перелет всем членам экипажа было присвоено звание Героев Советского Союза и вручены ордена Ленина.
VI Мировая слава больше чем у Марлен Дитрих? Вслед за всенародной известностью последовала и мировая слава — в июне 1937 года Чкалов вместе со своим экипажем на самолете АНТ-25 совершил беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — Ванкувер протяженностью 8504 км. В США их встречали как героев, фотографии советских летчиков красовались на передовицах газет, в их честь устраивались банкеты и званые ужины, а президент Соединенных Штатов — Франклин Рузвельт лично поздравил их в Белом Доме.
По слухам, к славе и почестям Чкалова ревновала Марлен Дитрих, шедшая с ним на одном корабле из США в Европу: известная актриса была шокирована и недовольна избыточным вниманием, которое вместо нее оказывалось советским летчикам. VIII Подстроенная смерть или же несчастный случай? В конце 1938 года Чкалов собирался испытать новый истребитель И-180.
Подготовка проходила в условиях крайней спешки — тестирование летательного аппарата собирались закрыть до Нового Года. При этом, на момент испытаний в машине было выявлено порядка 190 дефектов, и о том, чтобы тестировать его в воздухе не могло быть и речи. И все же, несмотря на эти дефекты и отговаривание от полёта конструкторов, 15 декабря Чкалов решил провести летные испытания.
В итоге, при заходе на посадку двигатель машины заглох. До аэродрома Чкалов дотянул, но не разглядел на входе завьюженный столб и врезался в него. Через два часа он скончался в больнице.