Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин за измену Родине еще в 1942 году был приговорен к смертной казни Военной коллегией Верховного суда СССР.
Зачем актёр Блюменталь-Тамарин имитировал голос Сталина, и как ему удалось избежать расстрела
Особое внимание уделялось спортивным мероприятиям. В частности, чемпиону мира по боксу в супертяжелом весе Максу Шмелингу было поручено в 1943 году провести чемпионат Европы. Он должен был состояться во Франции. В чемпионате участвовали немцы, итальянцы, французы, бельгийцы. Однако Геббельс поставил условие, чтобы в соревнованиях приняли участие и представители славянских наций. Шмелингу удалось найти всего одного, кто согласился боксировать: Игоря Миклашевского, чемпиона Ленинграда в среднем весе. Русский боксер с уверенностью дошел до финала, где должен был встретиться с немецким боксером. На Миклашевского попытались надавить, чтобы тот «лег», но за русского вступился Шмелинг. Который заявил, что в спорте не место идеологии. Сотрудники гестапо не посмели спорить с боксером, которого еще в середине 30-х сделали кумиром нации и воплощением арийского духа.
Так Миклашевский стал чемпионом условно, конечно Европы в своей весовой категории. А заодно заручился дружбой самого Шмелинга. Вообще-то немецкий боксер не был нацистом и не принимал их идеи. Достоверно известно, что в 30-х годах он прятал в своем доме еврейских детей, которым потом помогал покинуть Германию. Так что Шмелингу было абсолютно наплевать, что Миклашевский не арийской крови. И немец помог русскому диверсанту войти в высшее общество Третьего рейха. На одной из вечеринок состоялась встреча Миклашевского и Чеховой. Игорь представился, упомянув имя своей матери, с которой Чехова была хорошо знакома. А когда они отошли от других гостей и никто не мог их подслушать, назвал пароль.
Так началась подготовка к операции, которая не состоялась. Осенью 1943 года Миклашевский отправил в Москву сообщение, что операция по ликвидации Гитлера имеет все шансы на успех. Судоплатов стал отправлять в Германию заранее подготовленных агентов, которые должны были помочь Миклашевскому выполнить спецзадание. Они должны были проникнуть в Берлин через сопредельные страны, а потом ожидать часа «X». Вчерне план был таков: заложить компактное взрывное устройство в VIP-ложе в театре, а обеспечить явку фюрера на спектакль должна была Чехова. Этот план действительно мог увенчаться успехом: Гитлер сильно благоволил Чеховой и вряд ли бы отказался от личного приглашения. Но Иосиф Сталин приказал прекратить подготовку к операции и не трогать ни Гитлера, ни кого-либо еще из его окружения. Как мы уже писали, к концу 1943 года стало абсолютно ясно, что хребет немецкой армии сломлен. Это было понятно и многим немецким генералам, которые вступили в сепаратные переговоры с американцами и англичанами.
Так что Сталин опасался, что, в случае устранения Гитлера, союзники могут выйти из войны или даже поддержать немцев в борьбе с коммунистическим режимом. Подготовка к операции была свернута, а Миклашевскому поступило другое задание. Он должен был как можно больше узнать о деятельности и верхушке армии Власова. В конце 1944 года, во время налета американской авиации, советский диверсант был тяжело ранен, лечился в немецком госпитале, а после окончания лечения, в начале 1945 года, сумел пробраться в Бельгию и затем во Францию.
Расскажем подробнее об этом неординарном человеке.
Родился он в 1881 году в артистической семье. С 1901 года играл на профессиональной сцене. Впрочем, в автобиографической справке «25 лет на сцене», опубликованной в 1926 году в журнале «Театр», он утверждал, что актером стал значительно раньше 1901 года. Все детство прошло на сцене. В 7 лет я уже играл.
Окончил Московское реальное училище. Был на первом семестре Тенишевского училища. Во время студенческих волнений мы выбросили из окна чертежной подосланного полицейского шпика, в результате чего я и 35 студентов «вылетели» из института с волчьими билетами. После этого я решил бесповоротно — иду на сцену. Вступил в оперетту Шумана в Вильно, где отец был режиссером».
Потом была череда городов, театров и ролей. В 1917 году он жил в Харькове. В годы Гражданской войны на территории Украины поддерживал Белое движение. После установления советской власти его арестовали, но после вмешательства наркома просвещения Луначарского выпустили на свободу. Его «белогвардейское прошлое» власть не только забыла, но и активно поддерживала его творчество.
Так, в 1926 году в Москве торжественно отмечали юбилей — 25 лет актерской карьеры. В торжествах приняли участие ведущие театральные актеры столицы. В мае 1941 года Блюменталь-Тамарин отправляется в гастрольную поездку с программой, посвященной 100-летию со дня смерти Михаила Лермонтова. Война застает его в Черновцах. Прервав гастроли, он возвращается в Москву и, захватив ценные вещи и архив, перебирается с семьей на дачу в Новый Иерусалим — рядом с Истрой, в 60 км от Москвы, рядом с Волоколамским шоссе.
Отец, Лев Александр Лощилин, был артистом балета, хореографом и педагогом Большого театра. Официально родители Игоря не были женаты, у Льва Александровича к тому моменту была другая семья и дети. Да и Августа Леонидовна особо не горела желанием выходить замуж. Ее вполне устраивали модные в те времена свободные отношения. Отец Игоря своим вниманием внебрачного сына не оставлял. Постоянно наведывался к бывшей любовнице и даже познакомил Игоря со своей сестрой, Инной Александровной. Которая была замужем за представителем знаменитой в те времена актерской династии Блюменталь-Тамариных Всеволодом Александровичем.
Позже это знакомство сыграет важнейшую роль в жизни Игоря Миклашевского. А на тот момент Блюменталь-Тамарин увлек племянника жены изучением немецкого языка. Сам он был наполовину немец и в его семье частенько разговаривали на немецком. Августа Леонидовна Миклашевская После окончания Гражданской войны дом Августы Миклашевской превращается в настоящий светский салон. Здесь постоянно бывают актеры, театральные деятели, писатели, поэты и другие представители творческой интеллигенции. И не только чтобы следить за богемной тусовкой, но и для того, чтобы просто прикоснуться к миру искусства. В частности, широко известный факт, что один из руководителей спецорганов того времени Артур Артузов был ценителем хорошей литературы и дружил со многими поэтами и писателями.
В доме Августы Миклашевской часто бывал Сергей Есенин, посвятивший ей несколько стихов из сборника «Любовь хулигана». Сама Августа Леонидовна позже утверждала, что с поэтом они любовниками не были и даже ни разу не целовались. Их взаимная симпатия была чисто платонической. В то же время она не отрицала, что принимала знаки внимания от некоторых высокопоставленных чекистов. Кто-то из них и пристроил Игоря в кружок бокса. В те времена подобные кружки были еще редкостью, но уже появлялись. В частности, во многих интернатах и детских домах.
А как известно, именно на ЧК в свое время была возложена борьба с беспризорностью. Вот в один из таких кружков Игорь и попал. Он довольно серьезно увлекся боксом, достиг в нем впечатляющих для юноши успехов и был принят в спортивное общество «Динамо» создано под патронажем НКВД. Однако институт Игорю окончить было не суждено. В 1938 году его призвали в армию. Потому что даже в те времена студентам давали возможность доучиться и лишь потом решали, забирать в армию или нет. Миклашевскому доучиться не дали.
По некоторым данным, связано это было с тем, что молодой боксер завел роман с некоей молоденькой девушкой, являвшейся дочерью какого-то партийного деятеля. И она даже вроде как забеременела, от чего папаша пришел в ярость. Вот кураторы из спортивного общества «Динамо» и решили погасить назревавший скандал: отправили парня в армию, да и услали в Ленинградский военный округ. Там Миклашевский сразу вошел в сборную округа по боксу, участвовал в соревнованиях, тренировался.
Для подписки на уведомления в баузере нажмите здесь.
Неделю назад решение о реабилитации отменено. В реабилитации предателю отказано. Потрясающее ощущение, когда восстанавливается историческая справедливость», — написала Ямпольская. Заслуженный артист республики, успешный, обласканный советской властью, несмотря на колебания молодости, продолжатель известной театральной династии, он радушно встретил фашистов под Истрой, на даче», — отмечала ранее депутат.
Всеволод Блюменталь Тамарин
Блюменталь-Тамарин принял активнейшее участие в действиях геббельсовской организации «Винета», которая без устали агитировала за поражение советской страны. Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин был до второй мировой войны очень известным актером. Весной 1942 года Всеволод Блюменталь-Тамарин был заочно приговорен к смертной казни. Всеволод Блюменталь-Тамарин. Добавить в список. Спасибо, я уже в курсе всех суперспособностей Кинориума. Все́волод Алекса́ндрович Блюмента́ль-Тама́рин — российский и советский актёр, режиссёр и литератор. Сын актёров А. Э. и М. М. Блюменталь-Тамариных.
Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин
Речь идёт о саде "Аквариум", который находится около Триумфальной площади, буквально через дом от знаменитого здания с "нехорошей квартирой". Существует московская легенда, которую некогда рассказывали автору, и которая ему очень понравилась — "Аквариум", якобы, один из первых садов, который существовал в Москве с XVII века. Однако история этого места гораздо более разнообразна. В состав Москвы эта территория вошла в конце XVI века. В 1591-92 годах по линии нынешнего Садового кольца была построена линия укреплений московского Земляного города — Скородом. На месте нынешней Триумфальной площади находились Тверские ворота. На Тверскую выходили относительно богатые усадьбы, а вот вокруг была т. Застройка этой территории началась только в конце 1860-х годов, когда несколько земельных участков объединилось в руках одного владельца — Московского акционерного общества снабжения железных дорог принадлежностями. Позже общество разорилось и в 1880 году владение приобрёл предприниматель Матвей Самуилович Меер-Мордух Шмуилович Малкиель, основавший на этом месте Механический завод.
Тут были медно- и труболитейные производства, кузница, токарный, слесарный и сборочный цеха. В центре владения находился пруд. В 1891 году участок был арендован Московским отделением Императорского технического общества для подготовки Электрической выставки.
Нашлась у него для фашистов и тайком «сляпанная» книжонка «Москва жидовская», где он с невероятной ненавистью говорит о евреях. Не раз актёр ездил в концлагеря, призывая измученных людей присоединяться к «новому порядку», который принесёт им комфорт. Даже в «Винете» он умудрялся время от времени писать на своих коллег по перу доносы в гестапо.
В сценическом образе, в театре в Германии В сценическом образе, в театре в Германии 27 марта 1942 года Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин был заочно осуждён Военной коллегией Верховного суда СССР и приговорён к высшей мере наказания. Сотрудникам органов госбезопасности была поставлена задача — привести справедливый приговор в исполнение. Дело решили поручить Игорю Миклашевскому. Он был в отличной физической форме. До войны становился чемпионом Ленинграда по боксу. Успел повоевать ещё с финнами.
Немаловажными факторами были ещё три: мать Миклашевского была из театральной среды, он сам прекрасно знал немецкий язык и приходился племянником жене Блюменталя-Тамарина. Поговорив со спортсменом, начальник 2-го отдела 3 Управления НКВД в Москве майор Виктор Ильин понял, что этот человек сможет действовать в чрезвычайных обстоятельствах. Отныне он имел свой оперативный псевдоним — «Ударов». Операция «Ринг» началась. Но могла быстро закончиться трагически. В Смоленской области в районе деревни Борисовки под видом перебежчика Миклашевский перешёл линию фронта.
Он назвал часть, из которой якобы бежал. Только выяснилось, что из этой части совсем недавно к фашистам действительно сбежали два человека. И «своего» сослуживца они не узнали. Судьба Миклашевского повисла «на волоске». Но помог подробный рассказ о «дяде» и проявленный артистизм. Его не расстреляли тут же, а отправили в ближний лагерь военнопленных.
Когда город снова оказался в руках красных, Блюменталь-Тамарин был арестован, ему грозил расстрел. Но вмешалась его влиятельная мать — Мария Блюменталь-Тамарина, которая входила в число первых 13 актеров, получивших от советской власти звание "Народный артист СССР". Она попросила наркома Луначарского за сына. Блюменталя-Тамарина как представителя привилегированного креативного класса "отмазали". Более того, он получил полный карт-бланш в сфере культуры, чем и воспользовался. Он создал свой передвижной театр, выпускал премьеру за премьерой. В своем театре он играл все главные роли. Предвосхитил то, что мы сейчас называем антрепризой. Популярность его была велика.
Публика скандировала на спектаклях: "Тамарин, Тамарин! Но началась война. Этот поселок вывел Никита Михалков в фильме "Утомленные солнцем" под названием Х. Эвакуироваться Блюменталь-Тамарин не спешил, более того, утверждал, что немцы их не тронут, он же немец. По одному из дедов он действительно был немцем. В начале октября 1941-го немцы вошли в Истру, актер сам пришел к врагам с предложением сотрудничать. Для гитлеровской пропаганды он был находкой — популярный, талантливый, теперь полностью преданный рейху. Его берут на работу в пропагандистскую организацию "Винета", которая фактически была подразделением Министерства пропаганды Геббельса. В задачи этой организации первоначально входили перевод и изготовление плакатов, листовок, табличек, книжечек по тезисам немецких пропагандистов.
Затем "Винета" занялась фронтовыми сводками и радиовещанием. Работа шла на эстонском, литовском, латышском, белорусском, украинском и русском языках. За первые полтора года войны "Винета" из небольшой переводческо-технической конторы превратилась в серьезную организацию, в которой были несколько подразделений, свои художники, актеры, дикторы, литераторы. Они распространяли слухи, изготавливали звуковые и кинофальшивки. Что-то напоминает, не так ли? Вот в такую организацию поступил работать Блюменталь-Тамарин.
Чем Всеволод Блюменталь—Тамарин так выраженно отличается от многих других предателей? Дело в том, что он был обязан своим высоким общественным положением не только происхождению в обеспеченной семьи и дружбой с советскими чиновниками из культурной сферы. Он был артистом, человеком с недюжинными способностями, прытким умом и богатой фантазией. И весь потенциал своей одаренности он решил предоставить в распоряжение нацистскому режиму. В первую очередь — он ставил антисоветские спектакли на оккупированных территориях, но это еще не так страшно, в конце-то концов велика ли была аудитория этих выступлений? Какой большой они могли получить охват? Очевидно, что очень небольшой. По-настоящему дьявольское коварство Блюменталь-Тамарина раскрылось вот в чем: за долгие годы советской власти артист, изначально очень склонный к жанру пародии, здорово поднаторел в том, чтобы подражать голосам первых лиц страны. Особенно, конечно, Сталину.
Please wait while your request is being verified...
В честь победы белых артист даже организовал представление на улицах Харькова. Актер Московского Художественного театра Вадим Шверубович, оказавшийся в то время в Харькове, вспоминал: «Началось с того, что харьковское актёрство, которое возглавлял отдыхавший под Харьковом на своём хуторе, оставленном ему советской властью, В. Блюменталь-Тамарин, решило устроить большой праздник в честь прихода добровольческой армии. Затеяны были грандиозный концерт в цирке и ряд вечеров в других театральных помещениях... Этот «перформанс» запомнился многим, поэтому после того, как военное счастье снова перешло на сторону большевиков, у актера возникли серьезные проблемы. Но, возможно, дело было не только в поездках на коне. Актер Георгий Бахтаров вспоминал случай, происшедший в 1931 году во время гастролей в Харькове: «Всеволод Александрович был в ударе, увлечённо рассказывал о своей молодости, вспоминал театральные легенды, читал Блока и Лермонтова. В какой-то момент на пороге кабинета появился незнакомый человек средних лет в очках. Он внимательно слушал стихи. Блюменталь-Тамарин, уже захмелевший, пригласил его к нашему столу. Вы удивительный артист!
И стихи читаете вдохновенно. А ведь в девятнадцатом году в Одессе по решению подпольного обкома партии я должен был вас застрелить! И только случай помешал мне сделать это. Вас обвиняли в том, что вы предали Лизу В. Блюменталь мгновенно протрезвел. Хорошо начавшийся вечер был совершенно испорчен». Действительно, красные собирались расстрелять Всеволода Александровича, что, учитывая реалии Гражданской войны, было бы неудивительно. Но мама «ездока с флагом», пользовавшаяся уважением большевиков, обратилась за помощью к наркому просвещения Анатолию Луначарскому. Заступничество Марии Михайловны чудесным образом помогло: Всеволода не только простили, но и позволили продолжить актерскую карьеру в Стране Советов. Шансом Блюменталь-Тамарин воспользовался вполне, влившись в ряды советской творческой интеллигенции.
В 1926 году, когда он служил в Театре Корша, шумно было отмечено 25-летие его творческой деятельности. Артиста приветствовали титулованные коллеги, а нарком просвещения Луначарский со сцены зачитал постановление правительства о присвоении Блюменталю-Тамарину звания «Заслуженный артист РСФСР».
Не холодно. Немецкие морские пехотинцы — в тельняшках, идут на нас, держа автоматы с упором в живот. Ясно, что все в подпитии. Спотыкаются, падают. Какова была их задача, цель, надежды — так и осталось загадкой. По-моему, ими руководило отчаяние! Что касается нас, то никто не мог предположить, что наткнётся на психическую атаку. По логике, чужие корабли, опасаясь нашей авиации, давно должны были уйти.
В подвале, где я оказался со своим вестовым Дергуновым, находился пехотный генерал, к частям которого были приданы наши артиллерийские дивизионы, батареи и взводы. Мы безоговорочно подчинялись его командам. Офицеры вооружены пистолетами, солдаты — автоматами и гранатами. Генерал по рации: — Не стрелять! Подпустить на двадцать пять метров. Артиллеристам не работать!.. Всем, всем, всем! Стрелять только по моей команде. Немецкая орава идёт, идёт, идёт, не зная, что мы в подвалах. До нас остаётся метров сто.
Я понимаю, что придётся изрядно пострелять. И, если мы этого не будем делать, то с удовольствием это сделают пьяные немцы — они перебьют всех нас. Происходило это в 1941 году под Москвой, в Новом Иерусалиме. Немцы всё ближе и ближе подходят к даче, где укрывается невменяемый от алкоголя артист, — вот так же, как сейчас пьяные немецкие моряки к нам. И тут на крыше дачи появляется его собутыльник с белым флагом в руках и с большой порцией спиртного в утробе. Позже я узнал, что не то партизанами, не то солдатами воинской части этот диктор был пойман и повешен. Неизвестно, непонятно, куда идут, зачем… Истерика? Общее помешательство? Ведь вся Восточная Пруссия в наших руках! Вдруг ожили не то в голове, не то в сердце кадрики-картинки детства.
В городе Кривой Рог я часто ходил в гости к школьному товарищу Анатолию Зельдину, и каждый раз его мама угощала меня моим любимым молочным киселём.
В Берлине в ведомстве Геббельса актёр-коллаборационист получал солидный оклад и всеми силами отрабатывал его. Живописно пропагандировал «райскую жизнь», которую несут «освободители». Неоднократно посещал лагеря, где содержались советские военнопленные, и агитировал за вступление в Русскую освободительную армию. Регулярно публиковал в русскоязычной германской газете «Новое слово» «обличительные» статьи о советском режиме, от которого он якобы страдал почти четверть века. Семейная трагедия, или как умер коллаборационист Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин Антисоветская деятельность изменника Родины находилась под пристальным вниманием НКВД, и в марте 1942 года Блюменталь-Тамарин был заочно приговорён к высшей мере наказания — расстрелу.
По иронии судьбы привести приговор в исполнение предназначалось родственнику предателя — Игорю Миклашевскому, племяннику жены актёра Инны Лощилиной. Операция под кодовым названием «Ринг» была осуществлена в самом конце войны. Точные обстоятельства смерти изменника не известны. По одним сведениям, он был найден в г. Мюнзинген застреленным, по другим — с проломленной головой или повешенным на дереве. Следует отметить, что в 1993 году на волне всеобщей критики советского режима коллаборационист Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин был реабилитирован.
ТайныИстории Comments 3 Очень здорово.
Кроме того, указывала, что Блюменталь-Тамарин сразу начал сотрудничать с немцами. Он воевал против своей Родины именно как актер. Приговорили предателя к смерти в 1942-м. А шлепнули в Берлине 10 мая 1945 года. Как говорится, пусть маленькая радость дополнит большую…», — писала политик.
Всеволод Блюменталь-Тамарин и Виктор Правдюк
Вы удивительный артист! И стихи читаете вдохновенно. А ведь в девятнадцатом году в Одессе по решению подпольного обкома партии я должен был вас застрелить! И только случай помешал мне сделать это. Вас обвиняли в том, что вы предали Лизу В. Блюменталь мгновенно протрезвел.
Хорошо начавшийся вечер был совершенно испорчен». Фото: Public Domain От смертного приговора до заслуженного артиста и снова предательство Действительно, красные собирались расстрелять Всеволода Александровича, что, учитывая реалии Гражданской войны, было бы неудивительно. Но мама «ездока с флагом», пользовавшаяся уважением большевиков, обратилась за помощью к наркому просвещения Анатолию Луначарскому. Заступничество Марии Михайловны чудесным образом помогло: Всеволода не только простили, но и позволили продолжить актерскую карьеру в Стране Советов. Шансом Блюменталь-Тамарин воспользовался вполне, влившись в ряды советской творческой интеллигенции.
В 1926 году, когда он служил в Театре Корша, шумно было отмечено 25-летие его творческой деятельности. Артиста приветствовали титулованные коллеги, а нарком просвещения Луначарский со сцены зачитал постановление правительства о присвоении Блюменталю-Тамарину звания «Заслуженный артист РСФСР». Мария Михайловна Блюменталь-Тамарина умерла в 1938 году. Несмотря на то что в стране бушевал «Большой террор», актриса ушла из жизни по естественным причинам. Но ее репутация для сына оставалась настоящей броней: несмотря на сомнительные эпизоды его биографии, репрессии обошли Блюменталя-Тамарина стороной.
К своему 60-летию в 1941 году артист готовил программу, основанную на произведениях Лермонтова. С ней он и отправился на гастроли в начале лета. Начало войны застало его в Черновцах. Блюменталь-Тамарин вместе с женой и дочерью срочно вернулся в Москву. Ему за свою судьбу беспокоиться на приходилось: в числе других известных актеров он получил право на эвакуацию вместе с семьей.
Уезжать, однако, Всеволод Александрович не собирался. Много времени он проводил на своей даче под Новым Иерусалимом. Как потом выяснится, туда он свозил ценные вещи и архив.
Казалось, что Карандышев единолично властвует на сцене.
Спектакль закончился полным его триумфом. Всё громче и настойчивее звучало: Та-ма-рин, Та-ма-рин. Его одного вызывали 14 раз. Ранней весной 1941 года на Тверской, около Елисеевского магазина, я встретил Блюменталя с женой.
Я проводил их домой, на Малую Бронную. Он был грустен. Говорил, что готовит большую программу, посвящённую 100-летию со дня гибели М. Будет играть сцены из "Маскарада", читать "Мцыри", отрывки из "Героя нашего времени", "Демона".
Говорил, что гастроли начинают его утомлять и пора переходить к оседлой жизни. Рассказал, что получил приглашение Малого театра играть Отелло в очередь с Остужевым. Остужеву трудно играть часто, а спектакль пользуется огромным успехом, но в те дни, когда Остужева заменяет М. Ленин, публика возвращает билеты.
Поведал, что Н. Охлопков предлагает ему вступить в труппу Театра Революции и начать там с роли Ивана Грозного в пьесе А. Толстого "Трудные годы". Больше я его не видел.
Война с Германией застала его на Западной Украине, где он выступал как раз с лермонтовской программой. С большими трудностями, потеряв все свои костюмы, он добрался до Москвы и поселился на даче в Новом Иерусалиме, выделенной ещё его матери, Марии Михайловне. В начале октября немцы ворвались в Истру. Был захвачен и дачный поселок НИЛ Наука.
Литература , а его обитатели оказались на оккупированной территории. Глазунов, солист Большого театра Иван Жадан и многие другие. Позже, оказавшись в Киеве, Всеволод Александрович, не долго думая, начал сотрудничать с оккупационными властями. Назначенный художественным руководителем Киевского театра русской драмы, вместе с С.
Радловым Блюменталь-Тамарин осуществил постановку пьесы А. Корнейчука "Фронт" и сыграл в ней главную роль - генерала Горлова. Спектакль назывался "Так они воюют... Пьесу превратили в злой, едкий антисоветский памфлет.
Блюменталь часто выступал на радио и в печати. Одна из его статей называлась "25 лет советской каторги".
На берег высадились многочисленные отряды немецкой морской пехоты со стоявших вдалеке кораблей. Наша «братва» засела в подвалах рядом с морем, затаилась на крышах домов. Не холодно. Немецкие морские пехотинцы — в тельняшках, идут на нас, держа автоматы с упором в живот.
Ясно, что все в подпитии. Спотыкаются, падают. Какова была их задача, цель, надежды — так и осталось загадкой. По-моему, ими руководило отчаяние! Что касается нас, то никто не мог предположить, что наткнётся на психическую атаку. По логике, чужие корабли, опасаясь нашей авиации, давно должны были уйти.
В подвале, где я оказался со своим вестовым Дергуновым, находился пехотный генерал, к частям которого были приданы наши артиллерийские дивизионы, батареи и взводы. Мы безоговорочно подчинялись его командам. Офицеры вооружены пистолетами, солдаты — автоматами и гранатами. Генерал по рации: — Не стрелять! Подпустить на двадцать пять метров. Артиллеристам не работать!..
Всем, всем, всем! Стрелять только по моей команде. Немецкая орава идёт, идёт, идёт, не зная, что мы в подвалах. До нас остаётся метров сто. Я понимаю, что придётся изрядно пострелять. И, если мы этого не будем делать, то с удовольствием это сделают пьяные немцы — они перебьют всех нас.
Происходило это в 1941 году под Москвой, в Новом Иерусалиме. Немцы всё ближе и ближе подходят к даче, где укрывается невменяемый от алкоголя артист, — вот так же, как сейчас пьяные немецкие моряки к нам. И тут на крыше дачи появляется его собутыльник с белым флагом в руках и с большой порцией спиртного в утробе. Позже я узнал, что не то партизанами, не то солдатами воинской части этот диктор был пойман и повешен. Неизвестно, непонятно, куда идут, зачем… Истерика? Общее помешательство?
Ведь вся Восточная Пруссия в наших руках!
С радостью приеду в Москву, если какая-нибудь организация пригласит меня с моими песнями. Стены голосом не ломаю, а мастерством своим мог поспорить с кем угодно, имея в своем певческом базаре исключительный репертуар, так в чем же дело??? Сердечно твой — Саша Давыдов. Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин, по воспоминаниям, действительно очень многим помогал. Актеров, вернувшихся из лагерей и тюрем, иногда брал в свой передвижной театр.
Переезжая из города в город, легче было затеряться и спастись от тогдашних повальных арестов. Да и сам Всеволод Александрович, несмотря на свою всесоюзную славу и звание, остерегался советской власти. Иногда он получал письма и из лагерей. Например, сохранилась открытка из лагеря в Архангельской области там, кстати, с 1932-го был и мой отец с характерным оттиском-рисунком: человек за решеткой и — адрес. Итак, открытка от его друга Литвинова Николая Парфентьевича, где Литвинов просит у него денег — и теперь, когда получишь мое письмо, уже ответ я могу получить только через год, но ты можешь прислать радиотелеграмму, а также по радио перевести немножко денег, они мне очень помогут. Мой привет Инне Александровне и маме.
Крепко целую — твой Николай. На открытке — обратный адрес: г. Архангельск, Архперпункт О. Для меня. Сохранилось также довольно угрожающее для того времени письмо к Лощилиной от какого-то сотрудника, может быть, администратора. Москва: Глубокоуважаемая Инна Александровна!
Сейчас Айзенберг предпринял последнюю попытку заменить 31-го «Белугина» для этого он связался с комиссаром Д. Он сказал: «О замене не может быть и речи. Если Блюменталя не будет 31-го у нас — мы люди военные — сразу же отправим к нему на дачу врача, машины у нас ходят быстро, и убедимся болен ли он, или Новый год встречает, а потом уже сделаем выводы. Во всяком случае, если его не будет на спектакле и вечер будет сорван, мы с ним в эту же ночь увидимся». Айзенберг этим испуган очень. Не говорите Вс.
Это его может еще больше распалить. Шлю привет. Лунц И в эмиграции Блюменталь-Тамарин помогал своим товарищам. Сохранилось очень длинное письмо от Екатерины Николаевны Рощиной-Инсаровой, в замужестве графини Игнатьевой, от 14 января 1943 года. Из Парижа в Берлин. На русском языке.
Сверху на немецком приписка: auf russisch — это означало, что письмо отправлялось на проверку к переводчику. Рощина-Инсарова просит Всеволода Александровича о своем сыне Алексее, который поступил работать актером в Берлинский русский театр. Екатерина Николаевна волнуется, есть ли у ее сына талант, и если он посредственность, то просит, как она пишет, «доброго Вова» не держать больше в театре: «не отравлять театром… Он на распутье и как-то не нашел себя в жизни». Она волнуется, что ее письма к сыну и его к ней не доходят. Может быть, он по своему легкомыслию меняет квартиры и не удосужился сообщить новый адрес? Спрашивает, подтвердится ли слух о приезде Блюменталь-Тамарина в Париж.
Я прямо не могу дождаться… Я убеждена, что твой вечер и доклад соберут полную залу. Выбирайся поскорее. В своем рассказе я привожу только некоторые отрывки из хранящихся у меня писем, пунктуацию их и орфографию не меняю. Эти письма я с удовольствием передам театральному музею. И, может быть, какой-нибудь будущий театровед напишет на основе этих материалов работу о семье Блюменталь-Тамариных.
Всеволод Блюменталь-Тамарин
Как Всеволод Блюменталь-Тамарин жил в первой половине 1941 года? В октябре 1941 года, когда немецкие войска рвались к Москве, известный советский актер Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин, бросив свой театр, спрятался с женой на даче в поселке Манихино неподалеку от Истры. Всеволод Блюменталь-Тамарин. Любимая звезда.
Книги, стихи, проза, издательство, публикации
Всеволод Блюменталь-Тамарин: МХАТовец со свастикой | В «послужном списке» Всеволода Блюменталь-Тамарина – звание Заслуженного артиста РСФСР, два смертных приговора, сотрудничество с фашистами, смерть при невыясненных обстоятельствах и весьма сомнительная реабилитация. |
Киллер для Гитлера – Игорь Миклашевский | Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин за измену Родине еще в 1942 году был приговорен к смертной казни Военной коллегией Верховного суда СССР. |
"Вокруг Булгакова": сад "Аквариум"
В послужном списке Всеволода Блюменталь-Тамарина звание Заслуженного артиста РСФСР, два смертных приговора, сотрудничество с фашистами, смерть при невыясненных обстоятельствах и весьма. заслуженный артист РСФСР. Убить Всеволода Александровича Блюменталь-Тамарина должен был его племянник — Игорь Миклашевский, до войны — талантливый боксер. Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин.
Актриса Алла Демидова ,оказалось, косвенно связана с Блюменталем-Тамариным
Оценили новую деятельность Блюменталя-Тамарина и в Москве, где ему заочно вынесли смертный приговор. Чтобы понять, что это были за статьи, достаточно привести отрывок из публикации в газете «Новое слово» за март 1942 года: «Театральные студии руководились жидами Любимовыми-Ланскими бывшим провизором из Елизаветграда , Леонидовым, Таировым Корнблит , Раппопортом театр Вахтангова и тысячью других евреев, создавших чуть ли не при каждом заводе театральные студии, школы и так называемые самодеятельные кружки. Сеть этих ловушек для русской молодежи выпускала десятки тысяч полуграмотных, с блатным одесским языком, бездарных и чудовищно наглых актеров, не знающих ни истории русского театра, ни русской литературы, ни русской драматургии. Руководимые Мейерхольдом и его учениками, они роились как навозные мухи в весенний день. Интересно, конечно, читали ли в 1993 году люди, принимавшие решение о реабилитации Блюменталя-Тамарина, эти его, с позволения сказать, работы? Когда началась война, Миклашевскому было 23 года. Умер он в 1990 г. Фото из личного архива Владимира Коновалова. Кулаком по фюреру. Почему боксер Миклашевский не смог убить ГитлераПодробнее Дядя и племянник В 1943 году в Берлине появился племянник артиста, бывший боец Красной армии Игорь Миклашевский. В СССР он подрался с офицером и был приговорен к службе в штрафной роте.
После проверки его поселили у дяди, который крайне обрадовался воссоединению с племянником. Правда, Блюменталь-Тамарин не знал, что вся история о драке и штрафной роте — это легенда, придуманная органами советской разведки. Чемпион Ленинграда по боксу был послан в глубокий тыл с заданиями особой важности. Считается, что главным из них была ликвидация самого Адольфа Гитлера. Но этот план был отменен в связи с изменением обстановки на фронте. Зато Миклашевский сумел собрать немало ценной информации о руководителях РОА. Сам Блюменталь-Тамарин входил в ближайшее окружение генерала Власова, что позволяло его племяннику получать важнейшую информацию о настроениях среди предателей и их планах. Чем ближе был конец войны, тем мрачнее были мысли Блюменталя-Тамарина. Повторить трюк 1919 года с помилованием не представлялось возможным. Однако этого не произошло.
Что именно случилось, неизвестно до сих пор. Одни источники пишут, что ему проломили голову, другие утверждают, что он был застрелен, третьи настаивают на том, что труп висел на дереве. Смерть предателя приписывают Игорю Миклашевскому. Он вернулся на родину в 1947 году, был награжден орденом Красной Звезды.
Шверубович, находившийся в это время в Харькове на гастролях с Московским художественным театром : «…верхом на белом цирковом коне, с огромным трехцветным флагом на пике, с большой церковной кружкой у седла разъезжал по городу, собирая пожертвования на поддержку «освободителей родины». Был, конечно, арестован ворвавшимися красными и освобожден по ходатайству Луначарского. В 1926 году в Москве шумно отмечалось 25-летие его сценической деятельности. В юбилейном спектакле играл Кина; в честь его юбилея пели Нежданова, Обухова, Собинов, танцевала Гельцер и играл на рояле Генрих Нейгауз. Несмотря на все чествования и успех, он тогда же уходит из театра Корша и создает собственную труппу — Московский передвижной театр. Гастролировал по городам и весям, играл только главные роли и чувствовал себя звездой.
В 1940-м снялся в фильме «На дальней заставе», где сыграл какого-то вредителя-диверсанта. Фильм был запрещен — как писали в то время: за низкий художественный уровень. Война застала Блюменталь-Тамарина на гастролях в Черновцах. Он прерывает гастроли, возвращается в Москву и вместе с женой перебирается на дачу в Новый Иерусалим, рядом с Истрой Волоколамское шоссе.
Однако институт Игорю окончить было не суждено.
В 1938 году его призвали в армию. Потому что даже в те времена студентам давали возможность доучиться и лишь потом решали, забирать в армию или нет. Миклашевскому доучиться не дали. По некоторым данным, связано это было с тем, что молодой боксер завел роман с некоей молоденькой девушкой, являвшейся дочерью какого-то партийного деятеля. И она даже вроде как забеременела, от чего папаша пришел в ярость.
Вот кураторы из спортивного общества «Динамо» и решили погасить назревавший скандал: отправили парня в армию, да и услали в Ленинградский военный округ. Там Миклашевский сразу вошел в сборную округа по боксу, участвовал в соревнованиях, тренировался. Там же женился, и у него родился сын. Короткий период в тренировках возник в 1939 году. Игорь Миклашевский, по его настоятельной просьбе, был отправлен на Советско-финскую войну.
Служил заряжающим в зенитной батарее. После окончания войны с Финляндией вернулся к тренировкам и соревнованиям. Однако финальный поединок так и не состоялся: началась война. Осенью 1941 года в его жизнь опять вошел муж тетки по отцу Всеволод Блюменталь-Тамарин. Наоборот, он двинулся навстречу немецким войскам.
Поселился на даче под городом Истра 60 км от Москвы , где спокойно дождался прихода гитлеровских войск и предложил свои услуги нацистам. Блюменталь-Тамарин записывает радиопередачи с призывами не оказывать сопротивления немецким войскам, мастерски имитируя голос Сталина, зачитывает от его имени приказы и обращения, ставит радиопьесы с сатирическим уклоном в сторону руководства СССР. Вообще-то Блюменталь-Тамарин никогда не был приверженцем коммунистических идей. В частности, в 1918 году в Харькове, когда туда входила армия Деникина, организовал сбор средств на подарки освободителям от «красной заразы». Да и после окончания Гражданской войны частенько позволял себе не совсем лояльные к власти высказывания.
Самое невероятное в его судьбе заключается в том, что его не арестовали, не отправили в лагеря, а даже помогали с гастролями. Но переход на сторону немцев, видимо, переполнил чашу терпения. Весной 1942 года Всеволод Блюменталь-Тамарин был заочно приговорен к смертной казни. Немцы поспешили переправить ценного пропагандиста подальше от фронта, опасаясь «акции возмездия» со стороны советских диверсантов. Сперва Блюменталь-Тамарин отправился в Варшаву, а оттуда переехал в Берлин.
Где продолжал ставить пьесы и пародировать Сталина. Его принимают в высшем обществе Третьего рейха, русско-немецкому актеру благоволит Геббельс. Даже не подозревая о том, что именно этот человек должен стать своеобразной «отмычкой», которая поможет вскрыть системы безопасности Германии и позволит подобраться советским диверсантам к ее верхушке. Подготовка, заброска, легализация Идея использовать Блюменталь-Тамарина в качестве «отмычки» пришла в голову начальнику третьего отдела Секретнополитического управления НКВД Виктору Ильину. В конце 30-х годов именно его отдел курировал работу с творческой интеллигенцией.
Так что Ильин частенько бывал в «салоне Августы Миклашевской» и знал о родственных связях ее семьи с предателем.
Во время приближения немцев Блюменталь-Тамарин говорил: «Они нас не тронут — я же немец» его дед был немцем по национальности. Действительно, Блюменталя-Тамарина немцы привлекли к сотрудничеству. С февраля 1942 года он регулярно выступает по радио, призывая соотечественников не защищать сталинский режим и сдаваться, а население на захваченных территориях помогать оккупантам.
В книге Николая Лузана «Сталин. Операция «Ринг» главным героем стал предатель Блюменталь-Тамарин
/ Фотография Всеволод Блюменталь-Тамарин (photo Vsevolod Bluemental-Tamarin). Чем Всеволод Блюменталь–Тамарин так выраженно отличается от многих других предателей? Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- «Немцы меня не тронут, я же свой»
- Белая Россия - Блюменталь-Тамарин Всеволод Александрович
- ПРЕДАТЕЛИ Всеволод Блюменталь Тамарин - YouTube
- Настоящий Артист: rcross — LiveJournal
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Другие новости Истры