Позднее предание ошибочно связывает происхождение иконы с Великим Устюгом, отчего она часто называется «Благовещение Устюжское». Православная церковь, считая Благовещение соименным Евангелию (по-гречески «благая весть»), размещает икону этого праздника на Царских вратах в окружении четырёх. Одна из древнейших русских икон Благовещения (т.н. «Благовещение Устюжское») XII века изображает не только саму сцену архангельского благовестия, но и воплощение Сына Божьего. Смотрите видео онлайн «Икона Благовещение Пресвятой Богородицы» на канале «СВЕТ ПРАВОСЛАВИЯ» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 6 апреля 2023 года в 15:23. Когда лучше воздержаться от прикладывания к иконам и можно ли целовать изображения на Благовещение, пояснил протоиерей Максим Первозванский.
Что за редкая икона Благовещение в сибирском храме?
При этом само слово «благовещение» произошло от греческого evangelion, что переводится как «благая весть». П раздник входи т в число 12 основных церковных торжеств после Пасхи, которые также называются двунадесятыми. Они посвящены самым важным событиям земной жизни Иисуса Христа и Бого родицы. Согласно преданию, в день Благовещения к Деве Марии явился архангел Гавриил. Он был послан в Назарет, чтобы сообщить, что скоро она станет матерью сына Божия. Мария сначала смутилась, но потом приняла благую весть. Правда, спросила, как это возможно, ведь она «не знает мужа».
Зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Считается, что именно после этих слов смирения произошло зачатие. О событии часто говорили и в апокрифических текстах. В апокрифах сюжет Благовещения в целом повторяется, добавлены лишь некоторые детали и подробности. Например, написано, что перед встречей с архангелом Гавриилом Мария услышала пророчество о благословении, когда ходила к колодцу за водой. Благовещение упоминается и в Коране 3:45—51, 19:16—26.
После обручения он узнал, что жена ждала ребенка, и хотел «отпустить ее», то есть расторгнуть помолвку и тем самым навсегда испортить репутацию Марии. После такого позора она бы уже не смогла выйти замуж. Тогда во сне к Иосифу явился архангел, который объяснил, что не стоит бояться жить с Марией, «ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго». После этого Иосиф все понял и оставил жену при себе. Суть праздника По религиозной традиции, земная жизнь человека считается не с момента рождения, а с момента зачатия. А ровно девять месяцев спустя, 7 января, православные отмечают Рождество Христово.
Время выбрано не случайно — именно столько ребенок обычно находится в утробе матери. С Благовещения начинается описание земной жизни Иисуса Христа, поэтому праздник очень знач им для верующ их и почитаем ими. Кроме того, в церковных текстах указано , что после грехопадения Адама и Евы Благовещение стало первой благой новостью для людей. Ева была проклята, а Мария услышала от Гавриила слова «Благословенна ты». Считается , что роль Марии особенно важна и в Божественном плане спасения. Ведь в тот момент, когда она соглашается выносить Божье дитя, она отдает себя Господу.
И благодаря ее смирению и послушанию искупается грех Адама и Евы, а среди людей появляется Иисус, Бог во плоти. Что такое Божественный план спасения? Божественный план спасения — это искупление грехов человечеством, которое Бог принял прежде создания мира и которое коренится в вечной любви к людям.
Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница». А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители.
Монастырь получил название Новоафонский. Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
И как чрез деву род человеческий подвергся смерти, так чрез Деву и спасается, потому что непослушание девы уравновешено послушанием Девы. Грех первозданного человека получил исправление чрез наказание Перворожденнаго, и хитрость змея побеждена простотою голубя, и таким образом разорваны узы, которыми мы были привязаны к смерти» Святой Ириней Лионский Своим доверием и послушанием Богу, Пречистая как бы уравновешивает недоверие и непослушание праматери Евы. Поэтому именно с моментом благовещения многие церковные авторы связывают начало пути к спасению рода человеческого. Далее он пояснял свою мысль: «Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви — крестной, ласковой, спасающей — и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией». Чему нас учит Матерь Божия? Рассматривая события благовещения, святые отцы видят в Пречистой Деве пример идеального христианина. Все мы привыкли видеть в Ней Царицу Небесную. Человека, взошедшего по лестнице обожения выше всех прочих людей и, по великой любви своей, предстательствующего перед Всевышним за всех нас. Между тем, в земной жизни Матерь Божия была носительницей той же повреждённой грехом человеческой природы, что и все мы. Но что же позволило Ей мгновение за мгновением, день за днём побеждать свою природу и непрерывно подниматься по лестнице святости? Что сделало Деву Марию достойной вместить в себя Самого Бога? Пресвятая Дева всегда в полноте приписывала все свои таланты и дарования их истинному источнику — Богу.
В 1671 году кармелиты устроили вместо прежней ветхой часовни новую и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, то есть внутрь. После страшного пожара Вильны в 1714 году икона была перенесена в Терезинский костел, но в 1744 году, когда часовня была вновь отстроена, снова помещена над воротами. В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свою собственность, спор дошел до Рима, и папа повелел оставить икону на попечении обители кармелитов, так как она находилась ближе к часовне, в которой пребывал святой образ. В 1812 году икона была немного повреждена французами, а в 1829 году отреставрирована. После закрытия в 1832 году кармелитского монастыря Терезинский костел был переименован в Остробрамский и остался в ведении римско-католического духовенства. Икона написана на дубовой доске, изображение поясное. Пречистая Дева изображена в момент Благовещения. Икона одинаково почитается и православными, и католиками. Антония, Иоанна и Евстафия Виленских Литовских 1347 ; мч.
Кирилло-Белозерский музей
«БЛАГОВЕЩЕНИЕ УСТЮЖСКОЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — Благовещение Устюжское. Икона. XII в. (ГТГ)Благовещение Устюжское. Икона. XII в. (ГТГ) (празд. 8 июля, в день памяти прп. Прокопия Устюжского), почитаемый образ, созданный в нач. XII в. в Вел. На иконе Благовещения центральными фигурами выступают Дева Мария и архангел Гавриил. Протоиерей Козлов: Благовещение напоминает о свободе, данной человеку Богом. Икона Благовещение, написанная художником Яковым Капковым в 1852 году. Благовещение Пресвятой Богородицы — это древний христианский праздник, который отмечается в память о возвещении архангела Гавриила Деве Марии о рождении Сына Божьего.
Что мы видим на иконе Благовещения Пресвятой Богородицы?
Не сразу зритель замечает, что на груди Богоматери изображен Христос Эммануил, Он словно проступает сквозь ткань. Мария прикрывает Младенца рукой, как бы защищая от мира, в котором ждут Его страдания. Вверху в синем полукруге также изображен Христос: Он восседает на престоле, окруженный пламенными серафимами и херувимами с золотыми рипидами. Так, на иконе дважды представлен Христос: в небесах, в предвечном существовании, и на земле, воплощающийся через Богоматерь. На тайну Боговоплощения указывает и моток пряжи, которую держит Богородица.
Cнимки были сделаны профессиональным фотографом В. После приобретения иконы в 2019 году она находилась в Козельске, в доме И.
Яценко, перед ней постоянно читался акафист Благовещению с составленным преподобным Амвросием припевом: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое"». Из воспоминаний настоятельницы Болховского Богородичного Всесвятского женского монастыря игумении Иларии известно, что образ «Спорительницы хлебов» был написан по благословению старца Амвросия. В январе 1894 года игумения Илария писала в Оптину пустынь: «…в начале июня 1889 г. При прощании с ним он ей приказал сказать мне, чтобы я приказала сделать список с Божией Матери, которая на иконе Всех святых, у нас местная, и подписать "Спорительница хлебов", прислать ему; такую же оставить себе в монастыре и поставить в амбаре для того, чтобы не было оскудения хлеба. Мною исполнено все, как он приказал. В феврале 1890 г.
Он ответил: "Хорошо, а я думал, что ты не исполнишь моего желания".
И в этом - отличительная особенность музейного образа. Некоторые богословы считают, что присутствие служанки - это аллегория всего человечества, пытающегося постичь и подсмотреть тайну боговоплощения. Икона написана в византийских традициях, которые распространились в Древней Руси в 13-14 веках. Рядом в музейной витрине - правая створка Царских врат. Это - главное сооружение иконостаса в православном храме. В конце 16 века на ней изобразили Богоматерь на фоне очень красивой старинной архитектуры.
Фон иконы изначально был золотой, что символизирует сияние божественной славы. Архангел Гавриил жестом благословения передает Благую Весть Богоматери, которая изображена стоящей, а не сидящей, как бывает чаще на благовещенских иконах. Монументальность фигур и их статичность призваны подчеркнуть значительность события и его величие. Живопись иконы изыскана и красива по колориту. Архангел облачен в рыжевато-охряной хитон и зеленовато-голубоватый гиматий, золотой ассист переливается на его одежде, волосах и крыльях.
Как была найдена Чудотворная икона Благовещения на
Остробрамская Виленская икона Божией Матери является главной святыней Вильны. Сохранилось несколько преданий, повествующих об истории происхождения образа. Согласно одному из них, икона была принесена из Корсуни великим князем Ольгердом и подарена первой супруге Марии. Вторая супруга великого князя, Иулиания, передала икону в Троицкую церковь, откуда образ попал в часовню у Острых ворот. Другое предание говорит о том, что икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда тот узнал о принятии Ольгердом христианства. По третьему источнику, чудотворная икона сама чудесно явилась на Острых воротах 14 апреля 1431 года.
Несомненно одно: в 1431 году икона уже находилась в часовне близ Троицкой церкви в Русском или Остром конце города Вильны и именовалась Корсунской. В 1498 году в Вильне в связи с возникшей опасностью нападения татар были заложены новые городские каменные стены, сооружены ворота с башней, над которой была устроена часовня. На эту часовню снаружи и была помещена Корсунская икона, обращенная ликом к входящим в город.
В верхней части иконы изображён Ветхий Денми, восседающий на херувимах и восславляемый серафимами. Появление данного иконографического типа академик В. Лазарев относит к послеиконоборческомупериоду и связывает с влиянием богослужебных текстов Синаксарь на 24 марта, богородичный гимн Октоиха. Дева Мария Мария изображена в винно-красном мафории лишён традиционных для её иконографии звёзд, но его край украшен золотой бахромой и темно-синем хитоне. Она стоит перед престолом от него уцелели лишь часть подножия и фрагмент золотой узорной ткани под ногами Богородицы. Лицо Богородицы изображено лишённым ярко выраженных чувств или эмоций, эта нейтральность выступает символом её смирения перед волей Бога.
Её голова немного наклонена к явившемуся ей вестнику. На лице Марии видны румяна на щеках, лбу, верхних веках, на носу и шее. В её левой руке моток красной пряжи возникла из рассказа апокрифического Протоевангелия Иакова , нить пропущена сквозь пальцы правой руки Богородицы и спускается вниз к несохранившемуся пряслицу на подножии. Правая рука Богородицы изображена с отставленным указательным пальцем, образуя подобие благословляющего жеста, которым она прикасается к нимбу младенца Христа. Младенец Иисус Богомладенец изображён фронтально в полный рост, «на персях у Пречистой вообразися и мало знати, аки в стекле». Тело Иисуса исполнено в красноватых тонах, что на фоне красного мафория Богородицы делает его фигуру как бы просвечивающей сквозь одеяние Марии. Правая рука младенца помещена строго в центре его фигуры и сложена вблагословляющем жесте, левая опущена вниз с широко и распластано раскрытой ладонью. Обнажённая плоть Иисуса тело покрыто только набедренной повязкой, намекающей на предстоящие Распятие Христово является традиционным указанием на наличие в нём человеческой природы. Нимб Иисуса написан тёмным серебром.
Архангел Гавриил Изображён в охряном хитоне и голубоватом гиматии с золотыми волосами. Заглубления и тени одежды переданы дополнительными цветами, а глубина складок подчеркнута тёмным вилкообразным рисунком. Хитон и волосы Гавриила покрыты золотым ассистом, наложенным по диагонали, что указывает на направление света, падающего на иконе сверху и слева. Через гиматий проступает оранжевый тон нижней одежды. Отчетливость складкам гиматия придаёт грузило, прикреплённое к концу гиматия, перекинутому через правое плечо архангела. Гавриил с ораторским жестом обращается к Марии. В его левой руке виден сохранившейся фрагмент мерила. Колпакова отмечает, что Гавриил изображён так, что его «движение словно натыкается на незримую преграду, демонстрируя непреодолимую даже для небесного вестника границу между тварным архангел и Той, что служит вместилищем Несотворённого».
Обратите внимание: это движение — поднятие крыла Архангела — перешло и в наше богослужение. Вспомните, когда на богослужении диакон произносит молитвенные прошения — ектеньи, он поднимает рукой орарь, как и Ангел — своё крыло.
Это — знак почтения и приветствия. Господь с Тобою, благословенна Ты между женами». Эти слова смутили Пречистую Деву. Посмотрите, как изображена Ее фигура: Мария склонилась в размышлении: что бы значили эти слова? Как бы в раздумье поднесла Она к лицу правую руку и опустила глаза. Именно в этот миг происходит таинственное событие. Решается судьба всего человеческого рода. От решения Марии зависит, совершится ли воплощение Бога. И Пречистая Дева даёт Свое согласие на участие в столь великой и чудной тайне.
Фон иконы изначально был золотой, что символизирует сияние божественной славы. Архангел Гавриил жестом благословения передает Благую Весть Богоматери, которая изображена стоящей, а не сидящей, как бывает чаще на благовещенских иконах. Монументальность фигур и их статичность призваны подчеркнуть значительность события и его величие. Живопись иконы изыскана и красива по колориту. Архангел облачен в рыжевато-охряной хитон и зеленовато-голубоватый гиматий, золотой ассист переливается на его одежде, волосах и крыльях.
Храм Святителя Николая Чудотворца
Икона "Благовещение Пресвятой Богородицы". Православная церковь, считая Благовещение соименным Евангелию (по-гречески «благая весть»), размещает икону этого праздника на Царских вратах в окружении четырёх. Новый рассказ о наших иконах посвящён редкой иконе «Благовещение» миниатюрного аристократичного письма первой трети XIX века.
Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля
На иконе Благовещения изображается явление архангела Гавриила Деве Марии, видимое удивление которой показано в соединении с глубочайшим смирением перед всемогуществом. Благовещение Пресвятой Богородицы, арт И275-3, 14x20x1,8 см. Позднее предание ошибочно связывает происхождение иконы с Великим Устюгом, отчего она часто называется «Благовещение Устюжское». В Гатчинский дворец вернулась икона «Благовещение», вывезенная во время Великой Отечественной войны.
Икона Благовещение Пресвятой Богородицы
Голова Ее склонена, а правая рука поднята в жесте обращения. Согласно апокрифу, Мария в числе семи дев из рода Давидова была призвана священниками Иерусалимского храма прясть нити для храмовой завесы. Получив пурпур и багрянец, Она возвратилась в Свой дом и начала работу. Здесь Ей явился архангел Гавриил с благовестием о рождении Спасителя.
Изображения Благовещения известны в искусстве с раннехристианского времени.
На мафории часто изображаются три звезды — на лбу и плечах Богородицы. Они символизируют непорочность Приснодевы до, во время и после Рождества. На некоторых иконах видны только две звезды, что символизирует Воплощение Бога Сына, второй ипостаси Святой Троицы. Луч, идущий от верхнего края иконы, — указание на сошествие Святого Духа на Богородицу, как о том предвозвестил Архангел: Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя Лк 1:35. Михаил Нестеров 5 Архангел и его жезл Часто архангел в левой руке держит жезл, который указывает на его функцию небесного посланника. Иногда его изображают с лилией в руках, которая символизирует чистоту и непорочность. Одно крыло архангела распростерто за спиной, а другое иногда изображается поднятым в знак приветствия.
Эта символика перешла в православное богослужение: подобно архангелу, диакон во время произнесения ектении поднимает вверх перед собой конец длинной ленты — ораря, который символизирует ангельские крылья. Действие на иконе разворачивается на фоне высоких палат, соединенных велумом красная ткань , который указывает, что событие происходит внутри помещения. Сам велум на этом изображении еще означает связь между Ветхим и Новым Заветом.
Отмечать радостный день было принято в спокойствии, шумные гуляния не проводились. Приветствовалось создание атмосферы, располагающей к сосредоточенным раздумьям, которые способствовали духовному развитию.
В тишине разум отдыхает, а душа становится ближе к Всевышнему. День благовест по своей значимости иногда сопоставлялся с Пасхой. Говорили, что это один из самых важных божественных праздников. Поэтому любая работа по дому не приветствовалась. Зачем на Благовещение кладут деньги под скатерть Для увеличения достатка в доме, в праздничный день было принято класть деньги под скатерть на стол.
Дело в том, что скатерть всегда считалась атрибутом достатка и безбедной жизни. Положенные под нее деньги притягивали новый доход и благополучие. Почему на Благовещение выпускают птиц На Руси есть обычай в праздник Благовещения выходить на улицу всей семьей и отпускать на волю голубей. Своими корнями эта традиция уходит в далекую старину. Считалось, что, взлетая в небеса, птицы расскажут повстречавшимся на их пути ангелам о добрых делах людей.
Верующие тем самым будто бы отпускали свои грехи. Для этих целей чаще всего использовали голубей, которые считались своеобразным символом благих вестей. Сейчас возродили этот обычай с птицами. Что можно есть на Благовещение По церковному Уставу, в церковный праздник делают разные послабления в еде, несмотря на то, что он чаще всего приходится на Великий пост. Если Пасха празднуется раньше, то ограничений в еде нет.
Но такое происходит нечасто. Можно вино пить, но в меру. Потреблять чистую воду разрешается без ограничений. Если торжество совпадает с субботой Страстной недели Страстное Благовещение , то рыба и морепродукты не едят. Что можно делать, что нельзя Не стоит заниматься в праздник домашними делами.
Под запретом все, что люди делают ежедневно. Нельзя это делать потому, что считается, что небеса в праздник открыты, а нити и волосы могут случайно спутаться с другими, что повлечет кардинальные изменения в судьбе. Мыться в бане не рекомендуется, но можно в душе и в ванне. Хлопоты по домашнему хозяйству должны быть сведены к минимуму. Еда должна быть приготовлена заранее.
Запрещено в долг деньги давать, иначе благополучие покинет дом. Не принято надевать новые вещи — это считается плохой приметой. Ругань и злость неприемлемы, в святой праздник нужно отказаться от ссор и любых пересудов. Свадьба и венчание под строжайшим запретом. Что можно делать: молиться дома и в храме, в ночь перед Благовещением посещать всенощное бдение на Благовещение, ставить свечи, вести благочестивые беседы с родными.
Народные приметы и суеверия Во что люди верили, какие приметы сохранились с давних времен: Погода: если заморозки на улице в ночь на 7 апреля и выпал снег — то ждать хорошего урожая. Если дождь как из ведра с утра идет — будет много грибов да ягод; Ласточки не прилетели к 7 апреля — весна теплом не порадует; Если 40 раз назвать в этот день мужа «любимым», то будет мир и лад в семье на долгие годы. Если закопать во дворе кусочек освященной просфоры, урожай будет щедрым. Считалось, что в этот день даже свободная птица гнезда не вьет, девица косы длинные не заплетает.
Этим объясняется хорошая сохранность. В 2004 году, после смерти Винтерберга, икона перешла по наследству его падчерице Карин Юксток, которая решила вернуть образ в Гатчинский дворец. Передача состоялась в рамках проекта «Немецко-российский культурный диалог», направленного на совместный поиск и выявление утраченных музейных экспонатов как на территории России, так и на территории других стран. Доктор Коринна кур Королёв, курирующая Гатчинский дворец, сообщила о звонке доктора Юксток и её намерении вернуть икону.