12 апреля 1961 года случилось событие, определившее по большому счету весь ХХ век: Юрий Гагарин, первым среди землян, сумел преодолеть оковы тяготения и облететь вокруг планеты. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в мире полет в космос, длившийся 108 минут. 12.04.2024. 12 апреля православные христиане отмечают день преподобного Иоанна Лествичника, автора удивительной книги «Лествица», повествующей о духовных ступенях на Небеса.
Главный голос эпохи
- День космонавтики: 12 апреля 1961 в заголовках газет
- «Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос
- «Я увидел, как прекрасна наша планета»
- День в истории: 12 апреля
- Поехали! «Вечерка» первой из газет сообщила о полете человека в космос
- Годы триумфа
Космический полёт Гагарина: что следует знать об одном из главных событий XX века
Вернувшийся в марте на Землю российско-американский экипаж Михаила Корниенко и Скотта Келли провел на станции 340 дней - рекорд длительности полета для МКС. Уже на 27 апреля назначен долгожданный запуск первого, пока беспилотного "Союза" с самого современного в мире космодрома "Восточный", строительство которого в Амурской области началось в 2010 году и некоторое время было серьезной головной болью для государства и руководителей отрасли в связи с масштабной растратой средств и серии уголовных дел. Ситуацию под личный контроль взял президент, который трижды посещал строительство и, в частности, потребовал "довести до суда" все дела о хищениях. Дмитрий Рогозин фактически перевел стройку в режим ручного управления. В итоге ценой жестких административных решений, напряженных усилий, в том числе путем обращения к былой практике ударных молодежных строек сроки строительства удалось почти выправить. В марте правительство утвердило беспрецедентную по объемам Федеральную космическую программу на 2016-2025 годы.
И хотя известные экономические трудности заставили снизить желаемую планку финансирования с 2 трлн до более реалистичных 1,4 трлн рублей, ее планы впечатляют. Только на фундаментальные научные исследования, как сообщал Комаров, за эти годы будет потрачено 143,2 млрд рублей. Космос как предчувствие Отечественная космонавтика состоялась, потому что с самого начала ставила перед собой самые высокие и смелые цели. И сегодня отрасли нужно заново научиться раздвигать горизонты. Речь, в частности, идет о завершении работ над перспективным пилотируемым кораблем, межпланетными буксирами и новыми ступенями для ракет "Ангара", с помощью которых можно, например, реализовать лунную программу.
Осадок от того отставания горчит до сих пор в душе у многих ветеранов отрасли.
Не было в нем и дублирующей тормозной установки. Вместо нее на корабле была установлена 10-дневная система жизнеобеспечения. Именно за 10 дней корабль сошел бы с низкой орбиты даже при отказе основного тормоза. Корабль «Восток» был полностью автоматическим и полет проводился в таком же режиме. Космонавт мог включить ручное управление, но систему защищал кодовый замок — на тот случай, если пилот потеряет физический или психологический контроль над собой. Для полета выбирали из летчиков реактивной истребительной авиации. Был ряд требований к кандидату. Первый космонавт должен был быть в возрасте от 25 до 30 лет, ростом не более 170 см, весом до 70-72 кг и с идеальным здоровьем.
Кроме того, он должен был быть дисциплинированным, выносливым, с быстрой реакцией, психически уравновешенным, с хорошей высотной и стратосферной адаптацией. После отбора наблюдение за полетами первых космонавтов Юрия Гагарина и Германа Титова обеспечивал Болшевский координационно-вычислительный центр сегодня мкр Юбилейный городского округа Королев. При полете человека в космос во главу угла ставился вопрос надежности.
Вместо него создана государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" по типу успешно зарекомендовавшего себя "Росатома". В госкорпорацию вошло около сотни предприятий отрасли. Реформа подкрепляется увеличением финансирования. И новая структура должна принять на себя роль "эффективного инструмента возрождения нашей национальной гордости - космической науки и ракетно-космической промышленности".
Космос как открытие Россия постепенно, но неуклонно возвращает лидерские позиции в космосе. По словам Путина, "в XXI веке Россия должна сохранить статус ведущей космической державы, а результаты космической деятельности должны давать большую практическую отдачу, служить инновационному развитию, решению самого широкого круга прикладных задач в промышленности, в медицине, телекоммуникациях, на транспорте, укреплению безопасности Российской Федерации и её конкурентоспособности в мире". Эксперты: сотрудничество в космосе - главное достижение после полета Гагарина Терешкова уверена в перспективах: "Сейчас очень много поправляется, в том числе и космонавтика. Я надеюсь, мы есть и будем первыми. Хоть Америка и анонсировала нам "дефолт" - летают они на наших кораблях и ракетные двигатели у нас покупают. Здесь говорить о том, что мы отстали, не приходится. Мы были, есть и будем великой космической державой".
По оценке главы госкорпорации "Роскосмос" Игоря Комарова, США будут и впредь вынуждены покупать лучшие в мире российские ракетные двигатели РСД-180 для своих ракет-носителей, даже несмотря на запрет Конгресса на их использование после 2019 года.
Поселок Чкаловский. В квартире Гагариных на четвертом этаже в тот день не закрывались двери. Фото: wikimapia. Из воспоминаний Валентина Гагарина: "Отчаянно размахивая руками, вдогон за мной бежала моя младшая, восьмилетняя Валюшка, кричала что-то неразборчиво. Я остановился. Мама плачет.
И что за напасть? Только что говорила, что легче ей. Вечно с этими женщинами всякие истории. Неужто я ее расстроил сообщением о том, что еду на целину? Из мемуаров Бориса Чертока: "Самым мучительным в тот день было ожидание сообщения о благополучном приземлении... Посадка - самый ответственный этап космического полета: ошибка на метр в секунду при скорости 8000 метров в секунду отклоняет точку приземления уже на целых 50 километров... Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Наступал заключительный этап полета, может быть, еще более ответственный, чем выход на орбиту и полет по орбите,- возвращение на Землю.
Я стал готовиться к нему. Меня ожидал переход от состояния невесомости к новым, может быть, еще более сильным перегрузкам и колоссальному разогреву внешней оболочки корабля при входе в плотные слои атмосферы. До сих пор в космическом полете все проходило примерно так же, как мы отрабатывали это во время тренировок на Земле. А как будет на последнем, завершающем этапе полета? Все ли системы сработают нормально, не поджидает ли меня непредвиденная опасность? Автоматика автоматикой, но я определил местоположение корабля и был готов взять управление в свои руки и в случае необходимости осуществить его спуск на Землю самостоятельно в выбранном мною подходящем для этой цели районе. Главный конструктор переживал за Юрия Гагарина как за сына.
Фото: ТАСС Система ориентации корабля в данном полете была солнечной, оснащенной специальными датчиками. Эти датчики "ловят" Солнце и удерживают его в определенном положении, так что тормозная двигательная установка оказывается всегда направленной против полета. В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично, в заданное время. За большим подъемом и спуск большой - "Восток" постепенно стал сбавлять скорость, перешел с орбиты на переходный эллипс. Началась заключительная часть полета. Корабль стал входить в плотные слои атмосферы.
Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремленном вниз. Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Они все увеличивались и были значительнее, чем при взлете. Корабль начало вращать, и я сообщил об этом "Земле". Из мемуаров Бориса Чертока: "Разделение отсеков корабля по штатному циклу должно было состояться через 10 сек. Гагарин его ждал, но на 10-й секунде разделение не произошло.
Корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Я ждал разделения. Разделения нет. Я знал, что по расчету это должно было произойти через 10-12 секунд после выключения ТДУ... Разделение произошло только в 10 час 35 мин, а не в 10 час 25 мин, как я ожидал, то есть приблизительно через 10 мин после окончания работы ТДУ". Откуда появились возмущающие моменты на закрутку корабля с такой большой скоростью?
Двигатель прекратил работу из-за преждевременного прекращения подачи горючего в камеру сгорания. Однако не только двигатель, но и газогенератор. Штатной электрической команды на выключение двигателя не было. Поэтому все тракты подачи компонентов остались открытыми. Газ наддува и окислитель под давлением порядка 60 атмосфер продолжали поступать в камеру сгорания и в рулевые сопла, создавая мощное возмущение по всем осям. Команда на выключение двигателя пришла от ПВУ через 4 сек после расчетной. Это была дублирующая команда.
Она перекрыла продувки, создававшие возмущения. Через 10 минут после прекращения работы двигателя корабль достиг верхней границы атмосферы и начался разогрев его поверхности. Сработали термодатчики, которые и дали команду на отделение спускаемого аппарата от приборно-агрегатного отсека. А далее все происходило штатно. Сферический спускаемый отсек "Востока", в котором находился Гагарин, был очень надежно "пристегнут" к приборно-агрегатному отсеку. Если бы не резервная система на выдачу команды "разделение" от термодатчиков, то возвращение Гагарина на Землю могло оказаться не столь благополучным. Идея использования температуры, возрастающей в процессе входа в атмосферу, для дублирования основной системы управления спуском космического аппарата принадлежит королевскому ОКБ-1.
Назвать авторов трудно. Творчество было коллективным. О приоритетах и патентовании таких оригинальных систем мы тогда не думали. Могу только утверждать, что разработка реальной системы проводилась во вверенных мне "электрических" отделах, и если бы эта система не сработала, то я стал бы главным ответчиком. А мама с Зоей знают? Я маме крикнула, чтоб включила радио. Мама, когда услышала, в обморок упала.
Еле-еле в чувство привели мы ее с Зоей - она как раз из больницы прибежала. Пошли к ним. Приемник здесь, как и у нас, был включен на полную мощность. Мама и Зоя сидели перед ним, тесно прижавшись друг к другу, и плакали… - Вот о какой командировке он говорил... Боже мой, а как же Валентина все это переживет? Ведь одна она там, ребятишки несмышленые... До поезда оставалось двадцать минут, а от дома до вокзала расстояние - около трех километров.
Не успеть маме к поезду, но - понял я - и отговаривать ее бесполезно. Крикнув, чтобы ждала меня, я бегом бросился в автохозяйство… Мама не дождалась меня - ушла на вокзал пешком. Догнал я ее чуть ли не на половине пути. Она бежала, спотыкаясь, шаль свалилась на плечи. Вот и вокзал, скорее в кассу! Стучим в окошко, а московскому уже дали отправление. Мама схватила билет, бросилась к составу, а тот уже дернулся...
Тут кассирша выскочила: - Гражданка, - кричит, - где вы? Сдачу с десяти рублей возьмите!.. Тут, к счастью, какая-то женщина подбежала к кассирше, что-то шепнула ей на ухо. Видимо, она, женщина та, знала маму. И кассирша стремглав бросилась к диспетчеру. Не знаю, что она там сказала, но громыхнул недовольно и замер поезд на рельсах. Железнодорожники помогли маме устроиться в вагон".
Из мемуаров Бориса Чертока: "Из-за недоработки импульса торможения Гагарин приземлился с перелетом относительно расчета… Обзорный радиолокатор радиотехнического пункта наведения Энгельсского аэродрома зафиксировал цель на юго-западном направлении на высоте 8 км и удалении 33 км. Цель отслеживалась локатором до Земли. На высоте 7 км отстрелилась крышка люка, и Юрий Гагарин вместе с креслом катапультировался из спускаемого аппарата. На высоте 4 км автоматически веден в действие основной парашют, который сдернул Юрия Гагарина с кресла. При этот носимый аварийный запас, в котором были радиостанция, радиопелегатор, аптечка, запас пищи, оторвался и был потерян. Спускаемый аппарат корабля «Восток-3А» сильно обгорел в плотных слоях атмосферы, но жизнь космонавта сохранил и сам остался цел при встрече с землей. Спускаемый аппарат корабля "Восток-3А" на парашюте приземлился.
Юрий Гагарин снова на земле и уже без скафандра. Юрий Гагарин коснулся земли и стал гасить купол своего парашюта. Первым встретили Гагарина на Земле Анна Ниловна Тахтарова с внучкой Ритой, следом за ними с полевого стана прибежали механизаторы колхоза им. Шевченко из деревни Узморье. После доклада командиру дивизии ПВО Гагарина по его просьбе повезли к кораблю, из которого он катапультировался". Борт военного самолета на подлете к Куйбышему. После этого радостного сообщения все в самолете нас было десять человек начали целоваться, плясать, а Василий Васильевич Парин достал заветную бутылку коньяка.
Я посоветовал распить ее при встрече с Юрой... Общий вагон пассажирского поезда на перегоне Гжатск - Можайск. Из воспоминаний Валентина Гагарина: "Радио на всю катушку работает. Мама услышала сообщение и разрыдалась… Поблизости оказался врач, дал какие-то успокоительные таблетки, но таблетки мало помогли. В Можайске, узнав о том, что Юра благополучно приземлился, она снова едва не потеряла сознание". Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Случилось, как в хорошем романе, - мое возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолете. Сколько времени прошло с той поры?
Всего только шесть лет. Но как изменились мерила! В этот день я летел в двести раз быстрее, в двести раз выше. В двести раз выросли советские крылья! Ступив на твердую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошел к ним. Они направились навстречу.
Но чем ближе они подходили, шаги их становились медленнее. Я ведь все еще был в своем ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид немножечко их пугал. Ничего подобного они еще не видели. Из ближайшей воинской части Гагарин только что доложил по команде о своем приземлении. Фото: ОММ Ю. Деревня Клушино, Гжатский район. Из воспоминаний Валентина Гагарина: "В избу, где квартировали и столовались плотники и порог которой только-только переступил отец, ввалился взмыленный председатель сельсовета Василий Федорович Бирюков.
Когда "газик" остановился на Ленинградской, у дома, здесь было полно машин и еще больше народу. Из мемуаров Бориса Чертока: "Доклад о приземлении уже прошел по всем службам. Гагарина обнаружила поисковая группа, которая на вертолете Ми-4 доставила его в Энгельс, а оттуда - в обкомовскую резиденцию в Куйбышев. Туда-то и прилетели для встречи и допроса Гагарина Королев со всей Госкомиссией, счастливыми сопровождающими и допущенными корреспондентами". Юрий Гагарин на борту самолета под контролем врачей. Куйбышев, заводской аэродром. Из дневника генерала Каманина: "На заводском аэродроме в Куйбышеве нас встретил полковник Чечиянц из Главного штаба ВВС и доложил обстановку: "Гагарин благополучно приземлился в 23-х километрах от Саратова и через несколько минут сам позвонил в Москву.
К этому времени на аэродроме собралась уже значительная толпа народа. Прибытие начальства усилило приток рабочих на аэродром с территории завода. Пришлось приказать командиру самолета Ил-14, на котором прилетели Гагарин и Агальцов, зарулить на самую дальнюю стоянку. Не успели мы на машинах подъехать к самолету, как и здесь образовалась большая толпа. Открылась дверь самолета, и первым стал спускаться Юра - он был в зимнем летном шлеме и в голубом комбинезоне скафандра. Все девять часов, которые прошли с момента его посадки в космический корабль до этой встречи на куйбышевском аэродроме, я волновался и переживал за него, как за родного сына. Мы крепко обнялись и расцеловались… Куйбышев, заводской аэродром.
Из воспоминаний Германа Титова: "Когда мы прилетели в район приземления, мне хотелось быстрее обнять Юру, но я увидел его в плотном кольце людей.
12 апреля — Всемирный день авиации и космонавтики
В это время иллюминатор «Взора» был закрыт шторкой, но вот по краям этой шторки появляется такой ярко-багровый свет. Такой же багровый свет наблюдал и в маленькое отверстие в правом иллюминаторе. Слышно потрескивание. Я не знаю, или конструкция, или, может быть, расширяется тепловая оболочка при нагреве, или еще что, но потрескивает нечасто.
Так, в одну или, может быть, две-три минуты иногда треснет. В общем, чувствуется, температура высокая была». Такой хлопок, затем толчок, вращение продолжалось.
Затем чувствуется, начинается торможение, какой-то слабый зуд по конструкции идет, это заметил, поставив ноги на кресло. Потом этот зуд проходит. Здесь я уже занял позу для катапультирования, сижу, жду».
Сквозь шторки, прикрывавшие иллюминаторы, я видел багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки вновь прижали меня к креслу. Они увеличивались и были сильнее, чем при взлете».
Все колесом крутится — голова, ноги», — вспоминал Гагарин. Сотни корреспондентов разных стран мира штурмом брали здание Телеграфного агентства. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич.
Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли… Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально. Полет корабля-спутника «Восток» с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается».
К моменту выхода из тени было примерно 150—152 атм. Я почувствовал, что, когда включилась система ориентации, угловое перемещение корабля изменилось и стало очень медленным, почти незаметным. По самому горизонту наблюдал радужную оранжевую полосу, напоминавшую по своей окраске цвет скафандра.
По дороге встречаешь ребят, болтаем о том о сём, смеёмся, делимся планами на день. Вот и школа. Первый урок.
Середина второго урока. Ведёт урок директор школы. На уроке рабочая атмосфера — директора побаивались.
Чрезмерно строг был, если что-то не так. Мог и за уши оттаскать. Отчество его выскочило из памяти, Иван Полозков...
Ученик отвечает у доски. Все внимательно слушают. Интересная тема — если не изменяет память, культура эпохи Возрождения.
Да какая уж там эпоха Возрождения, когда раздаётся сильный стук в дверь. Даже директор испугался, не говоря о нас. Будто обезумев, в класс врывается наша классная, Татьяна Матвеевна, с радостным сообщением о полёте в космос первого в мире советского человека.
В классе мёртвая тишина. Ребята, словно под гипнозом, переваривают полученную информацию и, будто сговорившись, громко, как на параде, кричат: «Ура! Мы с мамой идём по улице в магазин.
И вдруг будто праздник наступил! Почему-то совсем незнакомые люди стали нас останавливать и говорить: «Вы знаете? Юрий Гагарин в космосе!
На следующий день во дворе все дети были космонавтами, а все куклы были срочно переименованы в Юриев! Мы живём в Москве, в коммунальной квартире на Большой Садовой. На кухне собрались все соседи и рассказывают бабушке, которая пользуется у них огромным авторитетом, что в космос полетел человек!
Мы первые!!! Тогда я впервые услышала имя Юрия Гагарина. А я всё спрашиваю: «Как это — в космос?
Как же можно туда долететь? Недавно я спросила у своей подруги, помнит ли она этот день. И она рассказала, что именно в этот день она начала выговаривать «Р», когда вместе со всеми кричала «Ура-р-ра!
В соответствии со статьёй 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; государственные символы и знаки флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное , а также символы и знаки муниципальных образований; произведения народного творчества фольклор , не имеющие конкретных авторов; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное. Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли. По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли в перигее равно 175 километрам, а максимальное расстояние в апогее составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору 65 градусов 4 минуты. Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4.
Космический корабль вышел из тени Земли.
Телетайпы электромеханические печатные машины, используемые для передачи между двумя абонентами текстовых сообщений по простейшему электрическому каналу закончили передачу первого сообщения ТАСС. Сотни корреспондентов разных стран мира штурмом брали здание Телеграфного агентства Гагарин сообщил, что пролетает над Африкой. Все колесом крутится — голова, ноги», — вспоминал Гагарин. Включилась тормозная двигательная установка, и корабль пошел на спуск. Сквозь шторки, прикрывавшие иллюминаторы, я видел багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля.
Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки вновь прижали меня к креслу. Они увеличивались и были сильнее, чем при взлете». Происходит разделение. Такой хлопок, затем толчок, вращение продолжалось. Затем чувствуется, начинается торможение, какой-то слабый зуд по конструкции идет, это заметил, поставив ноги на кресло.
Потом этот зуд проходит. Здесь я уже занял позу для катапультирования, сижу, жду». Корабль стало колебать примерно на 90 градусов вправо и влево. Полного оборота не совершалось. По другой оси также колебательные движения с замедлением.
В это время иллюминатор «Взора» был закрыт шторкой, но вот по краям этой шторки появляется такой ярко-багровый свет. Такой же багровый свет наблюдал и в маленькое отверстие в правом иллюминаторе. Слышно потрескивание. Я не знаю, или конструкция, или, может быть, расширяется тепловая оболочка при нагреве, или еще что, но потрескивает нечасто. Так, в одну или, может быть, две-три минуты иногда треснет.
В общем, чувствуется, температура высокая была». На 108-й минуте корабль завершил полет, выполнив один оборот вокруг Земли. Юрий Гагарин катапультировался на парашюте в 8 км от корабля. Осуществление полета человека в космическое пространство открывает грандиозные перспективы покорения космоса человечеством». Это были Анна Акимовна Тахтарова и ее внучка Рита.
Потом с полевого стана подбежали механизаторы, мы обнялись, расцеловались. За те неполных два часа, которые я провел в космосе, радио донесло и сюда, и во все концы Земли весть о запуске. Моя фамилия уже была известна тем, кто меня встретил. Корабль почернел, обгорел, но именно поэтому казался мне еще более красивым и родным, чем до полета. Внучка лесника Рита Тахтарова сейчас уже ходит в школу.
Я никогда не забуду, что она и ее бабушка были первыми людьми, встретившими меня после возвращения из космоса». Важно, что перед полетом правительство СССР заранее подготовило три сообщения ТАСС о запуске человека в космос — в том числе известие о трагической гибели космонавта и известие о невыходе корабля-спутника на орбиту и его экстренном приземлении в нем же содержалось обращение к зарубежным странам с просьбой оказать содействие в поиске и спасении космонавта. К месту приземления прибыла группа специалистов, которые должны были встретить Юрия Гагарина. Такое сравнение при внешнем сходстве мне представляется неправомерным. День Победы был неизбежным, долгожданным, запрограммированным самой историей праздником «со слезами на глазах» для всего народа.
Официальное объявление об окончательной победе — о подписании акта о безоговорочной капитуляции Германии — послужило сигналом для открытого выражения восторгов и горя. Массовое торжество было исторически закономерным, — рассказывал Борис Черток. Подготовка полета человека в космос была засекречена, как и все наши космические программы. Сообщение о полете в космос никому не известного майора Гагарина для жителей Земли было полной неожиданностью и вызвало ликование во всем мире. Москвичи вышли на улицы, заполнили Красную площадь, улыбались, несли самодельные плакаты: «Все в космос!
Поехали! «Вечерка» первой из газет сообщила о полете человека в космос
Впервые человек совершил полет в космос | Когда 12 апреля 1961 года гражданин СССР Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космическое пространство, западные СМИ, разумеется, поняли, что событие необходимо как-то осветить. |
«Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос | Новости. Легендарный полет состоялся 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени на космическом корабле «Восток». |
Этот день в истории: 1961 год — первый полет человека в космос
12 апреля 1961 года я, девятилетний мальчик, сильно болел воспалением лёгких. 12 апреля 1961 года ракета «Восток» стартовала с космодрома Байконур. 12 апреля 1961 года ракета «Восток» стартовала с космодрома Байконур. И вот 12 апреля 1961 года в 9 час. 07 мин. по московскому времени с космодрома Байконур состоялся запуск ракеты-носителя «Восток». 3 апреля 1961 года вышло постановление Президиума ЦК КПСС и СМ СССР об осуществлении полета человека в космическое пространство.
12 апреля 1961 года навсегда изменило наш мир
«Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос // Статьи НТВ | 12 апреля 1961 года весь мир был потрясен сообщением о начале новой эры космических полетов. |
Человек с голливудской улыбкой, или как в Москве встречали Юрия Гагарина | Эта среда, 12 апреля 1961 года, до сих пор перед его глазами. |
12 апреля 1961 года
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос. 12 апреля 1961 года случилось событие, определившее по большому счету весь ХХ век: Юрий Гагарин, первым среди землян, сумел преодолеть оковы тяготения и облететь вокруг планеты. Юрием Гагариным на борту.
День космонавтики: 12 апреля 1961 в заголовках газет
← 60 лет полёта. МКС: космонавты поздравляют всех землян с Днём космонавтики Школа. С того самого дня, 12 апреля 1961 года, имя Гагарина стало синонимом невероятного героизма и мужества. 12 апреля 1961 года – дата, которая навсегда вошла в мировую историю научных достижений. 12 апреля 1961 года. У нас всегда было особое отношение к космосу: сказывалось название, которое мы выбрали для своей студии. 12 апреля 1961 года – дата, которая навсегда вошла в мировую историю научных достижений.
Человек с голливудской улыбкой, или как в Москве встречали Юрия Гагарина
Уже на 27 апреля назначен долгожданный запуск первого, пока беспилотного "Союза" с самого современного в мире космодрома "Восточный", строительство которого в Амурской области началось в 2010 году и некоторое время было серьезной головной болью для государства и руководителей отрасли в связи с масштабной растратой средств и серии уголовных дел. Ситуацию под личный контроль взял президент, который трижды посещал строительство и, в частности, потребовал "довести до суда" все дела о хищениях. Дмитрий Рогозин фактически перевел стройку в режим ручного управления. В итоге ценой жестких административных решений, напряженных усилий, в том числе путем обращения к былой практике ударных молодежных строек сроки строительства удалось почти выправить. В марте правительство утвердило беспрецедентную по объемам Федеральную космическую программу на 2016-2025 годы.
И хотя известные экономические трудности заставили снизить желаемую планку финансирования с 2 трлн до более реалистичных 1,4 трлн рублей, ее планы впечатляют. Только на фундаментальные научные исследования, как сообщал Комаров, за эти годы будет потрачено 143,2 млрд рублей. Космос как предчувствие Отечественная космонавтика состоялась, потому что с самого начала ставила перед собой самые высокие и смелые цели. И сегодня отрасли нужно заново научиться раздвигать горизонты.
Речь, в частности, идет о завершении работ над перспективным пилотируемым кораблем, межпланетными буксирами и новыми ступенями для ракет "Ангара", с помощью которых можно, например, реализовать лунную программу. Осадок от того отставания горчит до сих пор в душе у многих ветеранов отрасли. Очевидно, приходит время России наверстывать упущенное, тем более что космическое соревнование при всех реверансах в сторону международного сотрудничества никто не отменял.
В статью включили, в частности, фрагменты беседы Гагарина с Хрущевым, а также описание ликующего советского народа. Кроме того, Time сообщает, что русскоговорящая публика дала своему герою ласковое прозвище - "Гага". Самое интересное в заметке журнала - это, пожалуй, слухи и домыслы. В статье, в частности, упоминаются "упрямые скептики", не желающие верить в то, что полет все-таки состоялся. Кроме того, в тексте фигурирует ссылка на лондонскую газету "Daily Worker", которая за несколько дней до 12 апреля написала, будто полет уже состоялся.
Первым космонавтом, по версии британских журналистов, якобы стал не Гагарин, а "сын известного советского авиаконструктора" - Геннадий Михайлов. Он вроде как совершил три витка вокруг Земли и получил серьезные травмы при приземлении. Правда, "Time" честно пишет, что советские власти опровергли опубликованную в "Daily Worker" информацию. Кстати, сообщения о том, что другой советский космонавт опередил Гагарина на несколько дней, всплывали в западной прессе с пугающей частотой. Например, газета "The New York Times" 22 апреля 1961 года также опубликовала статью о побывавшем на орбите сыне авиаконструктора - только в данном случае упоминался Сергей Ильюшин-младший. В качестве источника информации указывалась некая французская радиостанция. Обложка "Newsweek" от 24 апреля 1961 года Lenta. Правда, несмотря на большую желтую плашку "Путешествие Юрия Гагарина", на рисунке был изображен какой-то абстрактный космонавт, мечтательно глядящий на Землю через иллюминатор.
В самом номере, вышедшем 24 апреля 1961 года, содержалось "детальное описание космического полета". Естественно, деталей в описаниях полета, опубликованных западными СМИ, было ровно столько, сколько их предоставила советская сторона. В частности, как уже отмечалось выше, не была указана конкретная точка приземления Гагарина. Кроме того, Западу не были предоставлены достоверные сведения о том, приземлился ли космонавт на парашюте или в той же капсуле, в которой был отправлен на орбиту.
А потом началось в нашей квартире невообразимое, неописуемое. Прибежал Володя Комаров, нагрянули друзья, сослуживцы, соседи. Спрашивают, советуют, поздравляют. Сразу же приехали журналисты. Первым, помню, Василий Песков". Из воспоминаний Тамары Титовой: "О том, что Юра в космосе, я лично узнала уже по радио, когда голос Левитана объявил об этом всей стране. Побежала к Вале, та попросила сходить за Леночкой в садик. Когда вернулась, к нам уже приехало командование, все женщины, приникнув к приёмнику, сидели у Валентины. Та очень переживала, плакала. И я плакала вместе с ней. Ведь мы не знали, чем это всё может закончиться. Хотя верили, что всё будет хорошо…". Из воспоминаний Валентины Гагариной: "Поминутно открывалась дверь, входили какие-то люди, что-то говорили, жали мне руку. Не помню, что я им отвечала, что говорила. Я не могла разговаривать. Голос диктора сообщил: - Полет продолжается. Пилот-космонавт Юрий Гагарин чувствует себя хорошо. Я крутила ручку приемника, чтобы увеличить громкость, но вместо этого сбивала настройку, снова крутила, утирала ладонью слезы и чувствовала, как сердце сжималось. Рука не слушается. Карандаш падает на стол. А люди что-то говорят, говорят…". Поселок Чкаловский. В квартире Гагариных на четвертом этаже в тот день не закрывались двери. Фото: wikimapia. Из воспоминаний Валентина Гагарина: "Отчаянно размахивая руками, вдогон за мной бежала моя младшая, восьмилетняя Валюшка, кричала что-то неразборчиво. Я остановился. Мама плачет. И что за напасть? Только что говорила, что легче ей. Вечно с этими женщинами всякие истории. Неужто я ее расстроил сообщением о том, что еду на целину? Из мемуаров Бориса Чертока: "Самым мучительным в тот день было ожидание сообщения о благополучном приземлении... Посадка - самый ответственный этап космического полета: ошибка на метр в секунду при скорости 8000 метров в секунду отклоняет точку приземления уже на целых 50 километров... Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Наступал заключительный этап полета, может быть, еще более ответственный, чем выход на орбиту и полет по орбите,- возвращение на Землю. Я стал готовиться к нему. Меня ожидал переход от состояния невесомости к новым, может быть, еще более сильным перегрузкам и колоссальному разогреву внешней оболочки корабля при входе в плотные слои атмосферы. До сих пор в космическом полете все проходило примерно так же, как мы отрабатывали это во время тренировок на Земле. А как будет на последнем, завершающем этапе полета? Все ли системы сработают нормально, не поджидает ли меня непредвиденная опасность? Автоматика автоматикой, но я определил местоположение корабля и был готов взять управление в свои руки и в случае необходимости осуществить его спуск на Землю самостоятельно в выбранном мною подходящем для этой цели районе. Главный конструктор переживал за Юрия Гагарина как за сына. Фото: ТАСС Система ориентации корабля в данном полете была солнечной, оснащенной специальными датчиками. Эти датчики "ловят" Солнце и удерживают его в определенном положении, так что тормозная двигательная установка оказывается всегда направленной против полета. В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично, в заданное время. За большим подъемом и спуск большой - "Восток" постепенно стал сбавлять скорость, перешел с орбиты на переходный эллипс. Началась заключительная часть полета. Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремленном вниз. Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Они все увеличивались и были значительнее, чем при взлете. Корабль начало вращать, и я сообщил об этом "Земле". Из мемуаров Бориса Чертока: "Разделение отсеков корабля по штатному циклу должно было состояться через 10 сек. Гагарин его ждал, но на 10-й секунде разделение не произошло. Корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Я ждал разделения. Разделения нет. Я знал, что по расчету это должно было произойти через 10-12 секунд после выключения ТДУ... Разделение произошло только в 10 час 35 мин, а не в 10 час 25 мин, как я ожидал, то есть приблизительно через 10 мин после окончания работы ТДУ". Откуда появились возмущающие моменты на закрутку корабля с такой большой скоростью? Двигатель прекратил работу из-за преждевременного прекращения подачи горючего в камеру сгорания. Однако не только двигатель, но и газогенератор. Штатной электрической команды на выключение двигателя не было. Поэтому все тракты подачи компонентов остались открытыми. Газ наддува и окислитель под давлением порядка 60 атмосфер продолжали поступать в камеру сгорания и в рулевые сопла, создавая мощное возмущение по всем осям. Команда на выключение двигателя пришла от ПВУ через 4 сек после расчетной. Это была дублирующая команда. Она перекрыла продувки, создававшие возмущения. Через 10 минут после прекращения работы двигателя корабль достиг верхней границы атмосферы и начался разогрев его поверхности. Сработали термодатчики, которые и дали команду на отделение спускаемого аппарата от приборно-агрегатного отсека. А далее все происходило штатно. Сферический спускаемый отсек "Востока", в котором находился Гагарин, был очень надежно "пристегнут" к приборно-агрегатному отсеку. Если бы не резервная система на выдачу команды "разделение" от термодатчиков, то возвращение Гагарина на Землю могло оказаться не столь благополучным. Идея использования температуры, возрастающей в процессе входа в атмосферу, для дублирования основной системы управления спуском космического аппарата принадлежит королевскому ОКБ-1. Назвать авторов трудно. Творчество было коллективным. О приоритетах и патентовании таких оригинальных систем мы тогда не думали. Могу только утверждать, что разработка реальной системы проводилась во вверенных мне "электрических" отделах, и если бы эта система не сработала, то я стал бы главным ответчиком. А мама с Зоей знают? Я маме крикнула, чтоб включила радио. Мама, когда услышала, в обморок упала. Еле-еле в чувство привели мы ее с Зоей - она как раз из больницы прибежала. Пошли к ним. Приемник здесь, как и у нас, был включен на полную мощность. Мама и Зоя сидели перед ним, тесно прижавшись друг к другу, и плакали… - Вот о какой командировке он говорил... Боже мой, а как же Валентина все это переживет? Ведь одна она там, ребятишки несмышленые... До поезда оставалось двадцать минут, а от дома до вокзала расстояние - около трех километров. Не успеть маме к поезду, но - понял я - и отговаривать ее бесполезно. Крикнув, чтобы ждала меня, я бегом бросился в автохозяйство… Мама не дождалась меня - ушла на вокзал пешком. Догнал я ее чуть ли не на половине пути. Она бежала, спотыкаясь, шаль свалилась на плечи. Вот и вокзал, скорее в кассу! Стучим в окошко, а московскому уже дали отправление. Мама схватила билет, бросилась к составу, а тот уже дернулся... Тут кассирша выскочила: - Гражданка, - кричит, - где вы? Сдачу с десяти рублей возьмите!.. Тут, к счастью, какая-то женщина подбежала к кассирше, что-то шепнула ей на ухо. Видимо, она, женщина та, знала маму. И кассирша стремглав бросилась к диспетчеру. Не знаю, что она там сказала, но громыхнул недовольно и замер поезд на рельсах. Железнодорожники помогли маме устроиться в вагон". Из мемуаров Бориса Чертока: "Из-за недоработки импульса торможения Гагарин приземлился с перелетом относительно расчета… Обзорный радиолокатор радиотехнического пункта наведения Энгельсского аэродрома зафиксировал цель на юго-западном направлении на высоте 8 км и удалении 33 км. Цель отслеживалась локатором до Земли. На высоте 7 км отстрелилась крышка люка, и Юрий Гагарин вместе с креслом катапультировался из спускаемого аппарата. На высоте 4 км автоматически веден в действие основной парашют, который сдернул Юрия Гагарина с кресла. При этот носимый аварийный запас, в котором были радиостанция, радиопелегатор, аптечка, запас пищи, оторвался и был потерян. Спускаемый аппарат корабля «Восток-3А» сильно обгорел в плотных слоях атмосферы, но жизнь космонавта сохранил и сам остался цел при встрече с землей. Спускаемый аппарат корабля "Восток-3А" на парашюте приземлился. Юрий Гагарин снова на земле и уже без скафандра. Юрий Гагарин коснулся земли и стал гасить купол своего парашюта. Первым встретили Гагарина на Земле Анна Ниловна Тахтарова с внучкой Ритой, следом за ними с полевого стана прибежали механизаторы колхоза им. Шевченко из деревни Узморье. После доклада командиру дивизии ПВО Гагарина по его просьбе повезли к кораблю, из которого он катапультировался". Борт военного самолета на подлете к Куйбышему. После этого радостного сообщения все в самолете нас было десять человек начали целоваться, плясать, а Василий Васильевич Парин достал заветную бутылку коньяка. Я посоветовал распить ее при встрече с Юрой... Общий вагон пассажирского поезда на перегоне Гжатск - Можайск. Из воспоминаний Валентина Гагарина: "Радио на всю катушку работает. Мама услышала сообщение и разрыдалась… Поблизости оказался врач, дал какие-то успокоительные таблетки, но таблетки мало помогли. В Можайске, узнав о том, что Юра благополучно приземлился, она снова едва не потеряла сознание". Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Случилось, как в хорошем романе, - мое возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолете. Сколько времени прошло с той поры? Всего только шесть лет. Но как изменились мерила! В этот день я летел в двести раз быстрее, в двести раз выше. В двести раз выросли советские крылья! Ступив на твердую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошел к ним. Они направились навстречу. Но чем ближе они подходили, шаги их становились медленнее.
Ведь это день рождения твоей дочери. Королев ответил: — Но 12 апреля родилась твоя любимая женщина — Лидия Дмитриевна. Если полет состоится 12-го — это будет подарок сразу двоим. А заранее дарить подарки не принято... Так решилась судьба будущего Дня космонавтики. Так она и полетит Как создавали один из главных центров мировой космонавтики До 12 апреля 1961 года ни в русском языке, ни в каком-либо другом не существовало такого понятия, для нас вполне привычного, — «космический корабль». Когда запускали собак — рассказывали, что в космос запущен новый аппарат или искусственный спутник Земли с животным на борту. Но все понимали, что конструкции, в которой первому космонавту предстояло облететь вокруг Земли, надо дать новое имя. Сначала хотели назвать просто — «космический или орбитальный аппарат» с пилотом на борту. Но потом — как принято считать, с подачи Королева — родился термин, который вошел во все языки мира: космический корабль! В этом термине ощущалась вера в будущее космонавтики, в то, что очень скоро исследователи космоса будут «бороздить» галактики на просторных и красивых кораблях. А первую модель назвали «Восток». Название оказалось счастливым. Но, когда Гагарина снимали для кинохроники, если в кадр попадал и Титов, то специальный офицер вставал и перекрывал Титова, чтобы дублера не было видно. Его час не пришел. Гагарин так говорил о дублере: «Он лучше, поэтому его сохранили для более трудного и долгого полета».
Газетная строка 60 лет назад о событии 12 апреля 1961 года
Герцена готовят плакат, посвященный полету в космос Ю. Студенты Ленинградского педагогического института им. Герцена направляются по набережной р. Мойки на Дворцовую площадь.
Студенты с плакатом на Невском проспекте. Ленинградские школьницы приветствуют полёт в космос первого в мире космонавта - Ю.
Жесткий предстартовый график закрутил всех. Началась заправка баков ракеты компонентами топлива. Ракета постепенно одевается в снежную "шубу" и окутывается в облако конденсата из дренажной ракеты. Над головным обтекателем, под которым расположен космический корабль "Восток-1", нависает утренняя дымка. Мир, каким его знали многие поколения людей, стремительно уходил в прошлое, как и Земля в иллюминаторе космического корабля "Восток-1". Первый полет в космос, эти 108 минут, подарил "плоскому" миру настоящее третье измерение, изменил ход истории…, говорят в Роскосмосе. Позывной Гагарина был "Кедр". Есть подъем — в 9 часов 7 минут московского времени громко кричит оператор центрального пульта управления ракетой.
Освобождаются и расходятся в стороны фермы пусковой установки.
Пилотом корабля стал советский летчик-космонавт Юрий Гагарин, превратившийся после этого в символ покорения космоса и ставший одним из самых известных людей XX века. Старт корабля прошел успешно, и после отделения последней ступени ракеты-носителя «Восток» совершил свободный полет вокруг нашей планеты. Облет земного шара занял 108 минут, после чего корабль приземлился в запланированном месте в 10 часов 55 минут по московскому времени близ деревни Смеловка в Саратовской области. По современным оценкам успешный исход полета составлял не более 46 процентов, на что тогда сильно влияла спешка, с которой готовили первый полет человека в космос.
К тому же, не было доподлинно известно, как может отразиться пребывание в космосе на психике человека. Но к счастью, все прошло лучшим образом. Позже космонавт Герман Титов предложил учредить День космонавтики как в Советском Союзе, так и во всем мире. В ноябре 1968 года на Генеральной конференции Международной авиационной федерации приняли решение утвердить 12 апреля как Всемирный день авиации и космонавтики. А 7 апреля 2011 года на специальном пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция, которой 12 апреля провозглашалось Международным днем полета человека в космос.
Это событие — колоссальный шаг для всего человечества, открывший людям управляемое исследование космоса.
Найденная ЮПИ фраза "Американцы снимают шляпу" задала тон журналистским комментариям в Новом свете и на других континентах. Все хотели выговориться, поделиться своим восторгом и радостью. Выпускающие редакторы хватались за голову, пытаясь хоть чуть- чуть разнообразить тон поступающих от зарубежных собкорров ТАСС заметок. Примечательно, что первым журналистом, написавшим о Гагарине, тоже был тассовец. В середине 50-х годов Евгений Иванов, впоследствии заместитель генерального директора ТАСС, работал в Саратове в областной комсомольской газете. Он выпустил репортаж "Один день на аэродроме", одним из героев которого стал учащийся индустриального техникума, член местного аэроклуба Юра Гагарин, совершивший тогда свой первый самостоятельный полет на Як-18.