Воссоединение Украины с Россией[2] Украинские земли в первой половине XVII в. входили в состав Польши, Венгрии, Османской империи и России, причем наибольшая часть Украины — от Карпат до Полтавы и от Чернигова до Каменец-Подольска. С советских времен Переяславская рада именуется актом воссоединения Украины с Россией, а до того ее называли воссоединением тория Переяславской радыВо второй половине XIII века. освобождение Украины Левобережной и Правобережной от польского католического гнёта.
Украинские националисты сейчас
- ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА 1654 • Большая российская энциклопедия - электронная версия
- (Символ самостийной государственности)
- Воссоединение Левобережной Украины с Россией: историческое значение
- Воссоединение Левобережной Украины с Россией: историческое значение
Воссоединение Левобережной Украины с Россией: историческое значение
Битва под Пилявцами В начале сентября 1648 два больших войска сошлись у небольшого села Пилявцы неподалёку от города Староконстантинова. Армии разделяла небольшая речка Пилявка. Крепкую плотину, соединявшую её берега, занял смелым броском казацкий отряд. Думая о предстоящем сражении, намечая его планы, Богдан постоянно останавливал взгляд на этой плотине. Считая, что этим замком запирает дверь, ведущую к победе. К исходу первой недели сентября план сражения созрел в голове полководца окончательно, во всех деталях. Расценив это как военную слабость, враги сразу стали переправляться через реку. За три дня на левый берег перешло несколько полков. Коронное войско было теперь фактически разделено на две части.
На рассвете 13 сентября Хмельницкий поднял восставших в решительное наступление. Не выдержав мощного и хорошо организованного удара, шляхетское войско дрогнуло и стало отступать к плотине, а затем в панике бросилось по ней на правый берег — к основным силам. А три перессорившихся командующих — Заславский, Конецпольский и Остророг — как раз в это время решили перебросить подкрепления на левый берег. На плотине возникла костоломная давка. В этот момент Хмельницкий приказал своей артиллерии открыть по плотине картечный огонь. Паника стала всеобщей, армия противника потеряла управление. Пришло время осуществить последний пункт разработанного гетманом Хмельницким плана. Осуществив за ночь искусственный обходной манёвр лучший полковник казацкого гетмана Максим Кривонос обрушился с тыла на главный лагерь врага.
После этого поражение коронного войска стало окончательным. Коронные гетманы кинулись кто куда. Конецпольский покинул поле боя, переодевшись в крестьянское платье, Иеремия Вишневецкий отбил у кого-то грязную телегу и бежал на ней, трясясь толи от неровной дороги, толи от страха. Заславский в панике потерял даже свою гетманскую булаву. Остатки войска бежали так быстро, что через три дня были уже во Львове. Восставшим достались огромные трофеи: сотня пушек, десятки бочек с порохом, оружие, многие тысячи возов, доверху нагруженных — золотыми кубками, серебряными чашами, деньгами, дорогими мехами и др. На следующий день армия Хмельницкого двинулась вслед за отступающим врагом. Через несколько дней она подошла ко Львову, осадила его, но спустя три недели, получив от местных купцов контрибуцию, гетман перенёс осаду на другую сильную крепость — Замостье.
Здесь и пришла к нему весть о том, что новый король Речи Посполитой Ян Казимир готов заключить мир с повстанцами. Хмельницкий согласился: войско его устало, надвигалась зима. Нужна была передышка. Заканчивался 1648 год. Он вместил в себя столько событий, сколько не вмещали иные десятилетия. Свобода, о которой мечталось веками, впервые началась на украинской земле. Почти на всей Украине власть по казацким обычаям принадлежала теперь руководителям полков и сотен. Резко ослаб религиозный гнёт, исчезло национальное притеснение, иссушавшее душу народа.
В конце декабря 1648 года Хмельницкий со сподвижниками прибыл в Киев. У Золотых ворот его встретил ликующий город, началась приветственная пальба из пушек, поднялся радостный перезвон колоколов в православных церквах. Многие считали, что наступил бесповоротный конец шляхетскому господству. Радость и торжество народа переполняли душу Богдана, но умом он прекрасно понимал — борьба ещё далеко не закончена. Скорее всего протянутся ещё долгие годы борьбы. И поэтому всё нужнее становилась помощь России, которая не стояла в стороне от украинской проблемы. Наша родина с 1598 по 1613 годы, пережила один из серьёзных переломных моментов в своей истории — Смутное время и польскую интервенцию. Русский народ, также пострадавший от Речи Посполитой, сочувствовал украинцам.
Российское правительство без действия сидеть, не стало, всем чем можно помогало в Освободительной войне братскому народу. Распознав чёткую линию России по отношению к Украине, король Ян Казимир понял: нужны немедленные действия! Битва под Берестечком Весной 1651 года коронное войско, возглавляемое лично королём, а именно 40 тысяч шляхтичей, 20 тысяч наёмников и до 36 тысяч регулярных войск двинулось на Украину. Уже в мае в пределах Малороссии в неё влились большие отряды магнатских войск. Армия достигла численности в 150 тысяч человек! Теперь Ян Казимир не сомневался в том, что восстание удастся задушить. Коронное войско сошлось с армией Хмельницкого, к которому на этот раз примкнуло большая татарская орда, под городом Берестечком. Первые бои 18-19 июня 1651 г.
Но 20 июня крымский хан, испугавшись польской крылатой конницы бежал с поля боя, тем самым обнажив левый фланг войск. Богдан Хмельницкий сам бросился к месту прорыва, пытался повернуть хана, но был им предательски схвачен и увезён с поля. Но вернуться к своей блокированной армии уже не мог — пути через кольцо окружения не было. Командование армией принял полковник Иван Богун. Ян Казимир не сомневался в своей победе и считал, что казаки сдадутся в ближайшие часы. Однако ни на первый, ни на второй, ни на третий день штурма лагерь восставших взять не удалось. А казаки, отбивая непрерывные атаки, скрытно от врага соорудили длинную гать через болото. В ночь на 30 июня 1651 г.
Ян Казимир долго не подозревал о том, что восставшие уходят из окружённого лагеря. Это обнаружилось лишь утром. Коронное войско всей силой обрушилось на не успевшие уйти отряды казаков. Неравный бой в лагере под Берестечком навсегда останется одной из самых трагических страниц народной войны. Ни один из казаков и крестьян не принял предложения сдаться. Казалось, враг победил. Но так только казалось. Украинский народ не думал сдаваться и не пал духом, а наоборот жаждущие свободы люди готовились к новым походам и сражениям.
После пленения, Хмельницкий энергично восстанавливал свою армию. Стихийно возникавшие отряды тут и там нападали на войска Речи Посполитой. Скоро поляки из оккупантов превратились в осаждённых. В сентябре 1651 г. Он был тяжёлым для Украины: сокращался казацкий реестр и казацкая территория, на которой не было правительственных войск, шляхта получала права вернуться в свои имения. Но как не тяжек был новый договор, уже сам факт его заключения свидетельствовал о крахе планов покорения Украины. Осада Жванца На очередное покорение Украины в 1653 году королём были набраны первые 10 тысяч солдат, их тут же бросили на расправу с украинским народом, рассчитывая сорвать подготовку восставших к летним боям. Но Богдан Хмельницкий вновь не дал осуществиться планам короля.
Он отрядил для борьбы с этим крупным авангардом небольшую часть своих сил и во главе поставил самого искусного из своих полковников Богуна. Долго изматывал Иван врага бесконечными манёврами, а затем неожиданно перешёл в контрнаступление и полностью разгромил неприятеля. Вновь пришлось королю отложить генеральное наступление. Лишь в октябре 1653 года, в осеннюю распутицу огромное войско короля двинулось на Украину и скоро подошло к небольшой крепости Жванцу, расположенной недалеко от города Каменец-Подольского. Хмельницкий уклонился от генерального сражения: сил у него было не так много. Часть войска во главе с Тимошем Хмельницким вела тяжёлые оборонительные бои в Молдавии. Расчёт украинского гетмана заключался в другом. Он помнил, что армия Речи Посполитой начала активные действия в неподходящее время.
На носу дождливая осень, а затем зима с холодом и бескормицей. Поэтому восставшие охватили район расположения королевских войск кольцом партизанской войны. Летучие казацкие отряды перехватили обозы с продовольствием и фуражом, устраивали бесконечные засады на дорогах, ослабляли врага тысячами мелких нападений. Болезни и голод, осенние холода и дожди быстро породили у солдат уныние и подавленность. К концу ноября 1653 года Хмельницкий намеревался нанести противнику решающий удар. Но подошедшая к Жванцу крымская орда хана Ислам-Гирея, не желавшего освобождения Украины, не позволила гетману атаковать королевское войско. Татарам было выгодно, чтобы Малороссия пребывала в постоянных военных муках, пользуясь которыми можно было грабить украинский народ. Хмельницкому пришлось отступить и пойти на вынужденное перемирие.
Возвращение шляхты в имения, появление королевских войск вызвало массовые уходы казаков и крестьян в Россию. Степные области на юге России, заселенные в это время украинцами, стали называть Слободской Украиной, здесь появились и начали быстро расти крупные города — Харьков, Сумы. Жители русского приграничья по-братски встречали переселенцев, крестьянская взаимовыручка помогла хозяйствам быстрее встать на ноги. Король сговорился с крымским ханом, в Молдавии, казаки потерпели поражение от объединённых валашских и шляхетских войск. Поздней осенью 1651 г. Одна оставалась надежда на братский российский народ. Поиск украинским народом своего покровителя С самого начала Освободительной войны в 1648г. Украине стало понятно, что в одиночку вести военные действия против одного из сильных государств в Европе будет трудно.
Поэтому Хмельницкий занялся поиском покровителя своего народа. В лице такого защитника должно было быть мощное, централизованное государство. В начале июня 1648 Богдан Хмельницкий отправил дипломатическое посольство в Стамбул во главе с полковником Филоном Джалалием для прошения у султана принять гетмана и всё войско Запорожское под свою защиту и оказать помощь против поляков. В итоге между Османской империей и Украиной был заключен договор сюзеренно-вассального вида. Этот договор мне показался слишком дерзким со стороны Турции. Но с другой стороны покровительство султана было выгодно Хмельницкому: во-первых, Турция не граничила с Запорожской Сечью и им было трудно контролировать внутреннюю политику Украины, во-вторых украинцы долго воевали на Чёрном море с Османской империей, а во время Освободительной войны гетман не хотел воевать на два фронта, поэтому Богдану важно было установить с султаном мирные отношения. Наконец, Украина обезопасила себя от набегов Крымских орд на свою территорию, более того, хан стал союзником для украинцев в борьбе против Польши. Переговоры с турками велись в течение ряда лет освободительной войны с 1648 по 1651 гг.
Даже после воссоединения с Россией нашлись предатели в лице гетмана Мазепы и его полковников, которые продолжали переговоры с султаном в 1653 и 1655 годах. Как показала история, крымский хан стал для Украины ненадёжным союзником и не раз предавал гетмана Хмельницкого. Стоит только вспомнить трусливое бегство татар с поля боя под Берестечком в 1651 году при том и пленив Богдана Хмельницкого и предательство казаков ханом Ислам Гиреем под Жванцем в 1653 г. Всё это говорило, что Османская империя вместе с ханом использует Войско Запорожское в борьбе с Польшей. Гетман видел свою ошибку, всё яснее и понятнее становилось, что искать покровительство нужно в Московском царстве. Крестьяне и казаки тысячами уходили в Россию, не раз на службу к русскому царю переходили целые запорожские полки. В широких массах зрело и крепло убеждение о том, что единственная сила, которая может помочь в тяжёлой борьбе за освобождение — это русская народность. Ещё в 1593 году руководитель восставших Косиньский обратился к русскому царю Фёдору с просьбой принять казаков в московское подданство.
Через четыре года Киевский митрополит поставил перед русским правительством вопрос о присоединении Украины. Но царь, боясь войны с Польшей, ответил отказом. Хмельницкий понимал, что в таких условиях дальнейшие успехи не мыслимы без помощи России. Православная церковь во времена Воссоединения Украины с Россией. В 1596 году под эгидой епископов Киевской митрополии Константинопольской православной церкви во главе с митрополитом Михаилом Рогозой была провозглашена Брестская уния — союз католической и православной церквей под высочайшей эгидой папы римского. Далеко не все церковники приняли и согласились с унией, многие остались верными православию. Широкие массы городских и сельских жителей, свыкшихся с родной религией отрицали католичество. На мой взгляд уния была ещё одним способом окатоличивания и ополячивания Украины.
Идеологами воссоединения с Россией являлись и представители церковного мира — митрополит Киевский Иов Борецкий, епископ Перемышльский, позднее митрополит Исаия Копинский и другие. Православное духовенство было всегда на стороне восставших казаков и крестьян. Когда Богдан Хмельницкий, возвращался в Переяславль и проезжал через Киев, его торжественно встречали Киевский митрополит Сильвестр Косов и находившийся там проездом Иерусалимский патриарх Паисий. Отметим, как реагировала на события на Украине Русская Православная Церковь. Во главе ее в первый момент восстания Хмельницкого стоял патриарх Иосиф. В феврале 1651 года он подал Земскому собору свое мнение по украинскому вопросу. Однако между Польшей и Россией существовал официально мир, но фактически со стороны поляков этот мир постоянно нарушался. В марте 1652 года гетманские послы к царю Алексею — Иван Истра и его товарищи имели встречу и с патриархом Иосифом.
Больной патриарх, очень скоро 1652 году скончавшийся, не мог толком войти в курс украинских событий. Его приемник патриарх Никон повёл себя более решительно. В августе 1653 года гетман Хмельницкий вновь пишет Никону и просит его походатайствовать перед царем о воссоединении Украины с Россией. В этом же месяце Богдан уже благодарит Никона за помощь содействие. На соборе 1 октября 1653 года по украинскому вопросу всесильный патриарх играл видную роль. В годы освободительной войны значительно усилились связи, взаимопонимание между русским и украинским народами. Они охватывали многие сферы общественно-экономической и политической жизни и отражали новые тенденции в сближении двух единокровных народов. Помощь России была разнообразной.
Сейчас мы рассмотрим важные направления сотрудничества России с Украиной в период освободительной войны, а именно экономические, культурные и военные связи. Расширение экономических связей России с Украиной в то сложное время особенно заметно проявлялось в торговле. Уже в начале 1649 г. По такой же схеме поступала и старшинская администрация.
Это обстоятельство создало благодатную почву для формирования антирусских настроений в массе народа и последующее этническое обособление украинцев. В конечном итоге воссоединение Украины с Россией было одним из факторов, повлиявших на свержение монархии в Российской империи.
Обусловленный историей путь к воссоединению Нарастание национального и религиозного гнета православного малороссийского населения со стороны польской шляхты и католической церкви мощно подпитывал стремление к обособлению от угнетателей. Постоянно вспыхивали мятежи и поднимались восстания, жестоко подавлявшиеся войском Речи Посполитой.
А в прошлом во 161-м году присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой посланников своих двожды, что с королевские стороны по договором, на чом с ними, запорожскими черкасы, мирились, не исполнено, и церкви божий, которые в договоре написаны были отдать из унеи, не отдали, а которые немногие и отданы были, и те оборочены опять под унею.
И хотя православную християнскую веру искоренить и святые божий церкви до конца разорить, войска на них корунные и литовские собрали, и многие городы, и места, и в тех городех и местех святые божий церкви осквернили, и обругали, и разорили. И православных християн духовного и мирского чину многих невинно замучили злыми различными муками, и всякое злое поругание чинили, о чем и слышати жалостно. И они у царского величества запорожские черкасы милости просят со многим слезным челобитьем, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить в святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел гетмана Богдана Хмельнитцкого и все Войско Запорожское принять под свою государеву высокую руку.
А будет государь их не пожалует, под свою государеву высокую руку приняти не изволит, и великий бы государь его царское величество для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих государевых великих послов, чтоб им тот мир был надежен. А собою они с поляки миритца отнюдь не хотят, потому что поляки в правде своей не стоят. И по государеву указу, а по челобитью гетмана Богдана Хмельнитцкого и всего Войска Запорожского его государевым великим послом, боярину и наместнику великопермскому князю Борису Александровичю Репнину-Оболенскому с товарыщи, о том миру и о посредстве королю и паном раде говорити велено.
И по государеву указу его государевы великие послы, боярин князь Борис Александрович с товарыщи, в ответех паном раде говорили, чтоб король и паны рада то междоусобье успокоили и с черкасы помирились. И православную християнскую веру греческого закону не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору, а которые церкви оборочены под унею, и те б церкви отдали им назад. И будет король и паны рада то учинят, что з запорожскими черкасы помирятца, и в вере им вперед неволи чинить не учнут, и церкви божий отдадут им попрежнему, и великий государь его царское величество для православные християнские веры и святых божиих церквей брату своему королевскому величеству такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописке объявились, те их вины велит им отдать.
И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что ж, и в миру с черкасы отказали, и, хотя православную християнскую веру искоренити и церкви божий разорити, пошли на них войною при них же, великих послех. Да как у короля и у панов рад в прошлом во 161-м году сойм был в Бресте Литовском, и у них на сойме приговорено впрямь, что их православных християн греческого закону, которые живут в Коруне Польской и в Великом княжестве Литовском, побить и церкви божий розорить, чтоб вера греческого закона искоренилась. И государевы великие послы, видя их многое упорство, говорили им з большим вычетом в полате и х коретам идучи во все люди вслух, что великий государь его царское величество для православные християнские веры и святых божиих церквей, хотя их междоусобье успокоить, тем людем, которые за их государскую честь достойны были смерти, вины их хотел им отдать.
И коли он, Ян Козимер король, и они, паны рада, то поставили ни во что и ни в чем исправленья не учинили, и великий государь его царское величество такова их злого безчестья и многово по вечному докончанью неисправленья больши того терпети им не будет. И послов своих и посланников о том к ним вперед посылать не учнет, а велит о тех их неправдах и о нарушенье вечного докончанья писать во все окрестные государства к великим государем християнским и бусурманским. А за православную християнскую веру, и за святые божий церкви, и за свою государскую достойную честь стояти будет, сколько милосердый бог помочи подаст.
И паны рада ни на какую меру не сошли ж, и сходства не показали, и исправленья ни в чем не учинили, и во всем отказали, и тех государевых великих послов отпустили без дела. А как Ян Казимер король обран на королевство и на коронованье присягал, и в присяге ево написано меж иных дел, что ему меж разнствующими в вере християнской остерегати, и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никово на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданных своих от всякия верности и послушания чинит свободными и разрешения о той клятве своей ни у ково просити не будет и не примет.
А ныне писал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и все Войско Запорожское с посланцом своим с Лаврином Капустою, что король с войсками своими на Украину идет. И они, не хотя монастырей и церквей божиих и християн в мучительство выдать, бьют челом, чтоб государь его пожаловал, войска свои вскоре послать к ним велел. А будет он, великий государь, и ныне над ними, православными християны, не зжалится, как они у него, государя, с плачем милости просят, а иноверцы те их нечто разорят и под себя подобьют, то они волю их чинити по нужде будут.
А запорожской посланец Лаврин Капуста говорил: приказывал да с ним гетман Богдан Хмельнитцкой, а велел государю бити челом, чтоб государь велел прислать в Киев и в -ыные городы своих государевых воевод, а с ними ратных людей, хотя с 3000 человек, и то для тех же государевых воевод, а у гетмана де людей много. Да к нему ж де хотел быть крымский хан с ордою, а иные татаровя уж и пришли и стоят под Белою Церковью. Да к гетману ж де присылал турской салтан а обоз в Борки посланца своего, зовучи ево к себе в подданство.
И гетман де ему в том отказал, а надеетца на государеву милость. А будет государь его и не пожалует, принять не велит, и он в том учнет свидетельствоватца богом, что он о том у него, государя, милости просил много, а он, государь, его не пожаловал, а с королем де у них миру отнюдь не будет, а учнут против его стоять. Да в вестях объявилось, что люди их черкаские с польскими людьми в подъездах двожды сходились и бились, и им де посчастилось и много языков поляков поймали.
А литовской де гетман Радивил говорил: будет они с Войском Запорожским ничего не учинят, и они тотчас с ними помирятца и пойдут на государеву землю войною.
Содержание К. Исторические связи Украины с Россией К. Переселение украинцев в Россию накануне освободительной войны 1648—1654 гг. Освободительная война украинского народа 1648—1654 гг.
Победы украинского народа над польско-шляхетскими войсками на начальном этапе освободительной войны 1648 г. Украинско-молдавские отношения в годы освободительной войны украинского народа 1648—1654 гг.
Воссоединение Украины
Вхождение Украины в состав Российского Государства. В 17 веке большая часть украинских земель входила в состав Речи Посполитой. Украинские крестьяне были обязаны нести повинности в пользу польских господ, им запрещалось говорить на родном языке. Особое положение занимали казаки: за службу польскому королю их освобождали от налогов.
Казаков, служивших короне, записывали в специальные списки-реестры, но большую часть казачества составляла голытьба-беднейшие казаки. Правящим сословием в Речи Посполитой была шляхта-дворяне, но привилегии распространялись только на католиков, поэтому знать на украинских землях переходила из православия в католичество. В 1596 году была провозглашена Брестская уния, по которой православная церковь Украины и Белоруссии подчинялась Папе Римскому.
Взаимный обмен товарами и благами способствовал развитию и укреплению экономических связей между обоими странами. Украина и Россия приняли и преобразили другие взаимные обычаи и традиции, создавая уникальное культурное наследие. Влияние российской культуры на Украину было настолько значительным, что сегодня многие аспекты украинского национального характера и культуры имеют русские корни. Этот культурный обмен продолжается и сегодня, глубоко прочерчивая связь и взаимопонимание между двуми народами. Оно привело к росту экономического потенциала, стабильному политическому развитию и созданию уникального культурного наследия. Этот исторический процесс продолжает оставаться важным элементом взаимоотношений между Украиной и Россией. Одним из главных участников этого процесса был богдан Хмельницкий, который возглавил восстание против польской власти и привел украинский народ к своему освобождению. Предпосылки к религиозному присоединению Украины к Российскому государству возникли во время войны в 1654-1655 годах. В это время воины под командованием богдана Хмельницкого провели ряд успешных сражений с польскими войсками.
В январе 1654 года был подписан договор, в соответствии с которым Украина присоединялась к Российскому государству. Официальная церква поверила в историческое предназначение и возможность восприятия собором в Крещении Русской земли. Присоединение Украины к России стало следствием ее исторического места в процессе формирования и развития восточно-славянских народов и территорий. Этот процесс был главным выбором простых людей и земских соборов. Главные проблемы и препятствия возникли по пути воссоединения Украины с Россией в религиозном и политическом аспекте. Во-первых, была противоречивая позиция главных церковных и политических деятелей, которые не всегда поддерживали религиозное присоединение Украины к России. Во-вторых, существовала оппозиция со стороны Польши, которая также преследовала свои интересы на территории Украины. Религиозные предпосылки воссоединения Украины с Россией имели свои особенности. Во-первых, отношение православных и униатов к вопросу присоединения к России было различным.
Против Богдана Хмельницкого выступили церковные деятели, на которых оказывала влияние Польша. Во-вторых, присоединение Украины к России было неразрывно связано с социально-экономическими взаимоотношениями и влиянием политической власти. Богдан Хмельницкий и его сторонники боролись за русскую православную веру и присоединение Украины к Российскому государству. В результате множества битв и стечений обстоятельств они смогли одержать победу. В «малороссийский договор» от 2 июня 1654 года были заложены основы присоединения Украины к России. Третье Жигульское соборное собрание, состоявшееся в Январе-Феврале 1654 года, определило интересы и позицию украинской интеллигенции и духовенства. Они приняли решение о признании царской власти и присоединении Украины к России. В итоге официальное присоединение Украины к Российскому государству произошло только через более чем столетий. Перед этим процессом стояли многочисленные проблемы, между которыми главное место занимали интересы Польши и крымского ханства.
Религиозные аспекты воссоединения стали ключевым фактором в этом процессе, определяющим их ход и результаты. Эта территория, расположенная на полуострове Крым, служила важным ручьем для развития торговли между Украиной и Россией, а также для контактов между казаками и российскими войсками. Процесс интеграции Украины и России начался с решений и событий, которые происходили навстречу воссоединению. Одной из ключевых битв этого периода является битва под Конотопом, произошедшая в 1659 году, в которой русская армия одержала победу над силами польско-лихтенштейнской коалиции. Эта победа положила начало присоединению запорожской Сечи к России и реорганизации украинского гетманства под влиянием Москвы. Процесс присоединения Украины к России сопровождался притеснением и гонениями на украинский народ со стороны польского владычества. В 1654 году состоялась Переяславская Рада, на которой казацкая Сечь приняла решение о переходе под защиту русского царя. Это решение было вызвано проблемами, с которыми столкнулась Украина, и прошение Хмельницкого воссоединиться со своей родиной — Россией.
Впрочем, на все эти обращения однозначного ответа не было. В очередной раз Хмельницкий обратился к Алексею в 1653 году, опасаясь поражения. Казак просил принять запорожцев в подданство и защитить их от Речи Посполитой. Тогда просьбу предводителя запорожского войска решились рассмотреть, хотя и понимали, что это приведет к ожесточенным конфликтам с поляками. Тем не менее Земский собор в октябре 1653 года постановил принять Левобережную Украину в состав России. А 22 марта 1654 года посольство Хмельницкого прибыло в Москву с Переяславским договором. По нему часть территорий входила в состав Русского государства на правах автономии. Для России последствием стала тяжелая 13-летняя война с Речью Посполитой.
В битве при Желтых Водах войско Б. Хмельницкого уничтожили передовые отряды польской армии. Вскоре близ Корсуня произошло генеральное сражение, в котором поляки потерпели сокрушительное поражение. Хмельницкий развил успех и достиг Львова и Замостья. Только нехватка боеприпасов и провианта, а также эпидемия чумы остановили продвижение его войск, и он повернул назад. В декабре 1648 г. Хмельницкий торжественно вошел в Киев. Тем временем, шляхта спешно начала собирать новые силы для нового похода на Украину. Летом 1649 г. Хмельницкого еще раз доказали свое превосходство над поляками. В том же году польское правительство вынуждено было заключить Зборовский мир. В договоре Б. Хмельницкий признавался гетманом Украины. Под его власть отдавались три воеводства: Киевское, Черниговское, Брацлавское. Управление этими воеводствами могли осуществлять исключительно православные. Киевский митрополит получил право участвовать в заседаниях сейма Речи Посполитой. Гетману разрешалось иметь свое войско в 40 тыс. Важным условием мирного соглашения стало то, что польские помещики могли возвратиться на свои земли. Это возмутило крестьян, которые изначально боролись за свое освобождение от польских землевладельцев. Все поняли, что Зборовский мир будет лишь коротким перемирием. В 1650 г. Вскоре возобновились военные действия. Летом 1651 г. Стырь на Волыни превосходящие по численности войска поляков встретились с войском Б. Хмельницкого и выиграли битву. Карательные экспедиции поляков против местного населения вынудили Б. Хмельницкого заключить мир. По Белоцерковскому миру 1651 под властью гетмана осталось только Киевское воеводство. Численность его войск не могла превышать 20 тыс. Возвращение поляков в свои некогда покинутые поместья проходило на фоне введения ужесточения порядков и притеснения крестьян. Это привело к оттоку местного населения к московскому порубежью в верховья Дона и Оскола и складыванию новой области, так называемой Слободской Украины Харьков, Сумы, Изюм, Ахтырка и др. На следующий год война возобновилась с новой силой. Весной 1652 г. Хмельницкий наголову разбил польское войско, но чтобы окончательно освободиться от Речи Посполитой, сил не хватало. В то время условий для создания независимого украинского государства не было. На Украине не было своего развитого производства, она не могла противостоять внешней экспансии. Хмельницкий и запорожские казаки понимали, что им не выжить в кольце столь сильных государств, что им нужен союзник в лице одного из трех этих государств.
Главное меню
- видео, кино, история
- § 3. Воссоединение Украины с Россией. История России с древнейших времен до конца XVII века
- Внешняя политика России в XVII веке. Воссоединение Украины с Россией
- Первые шаги к свободе
- Разделы Речи Посполитой
- Вопрос 22.Внешняя политика России в 17 веке. Воссоединение Украины с Россией
Воссоединение Украины с Россией
В первой половине 17-го столетия Украинские земли входили в состав Польши, Венгрии и Османской империи, и лишь часть восточноукраинских земель – Слободская Украина – входила в состав Московского царства. мирное объединение России и Украины в 17 веке История РоссииПодробнее. Впоследствии, в 20 веке, в официальной советской пропаганде и истории Переяславский собор официально рассматривался и именовался актом "воссоединения Украины с Россией". Никакого воссоединения украины (окраина с большой буквы не пишется) с Россией не было, а было воссоединение РУССКОГО НАРОДА. Впоследствии это событие трактовали как воссоединение Украины (которой тогда не было как государства) с Россией, но по сути российское государство возвращало исторические русские земли. Т. 10; Воссоединение Украины с Россией.
Виноваты москали: Разоблачаем главные мифы киевской пропаганды о воссоединении России и Украины
Ни один из казаков и крестьян не принял предложения сдаться. Казалось, враг победил. Но так только казалось. Украинский народ не думал сдаваться и не пал духом, а наоборот жаждущие свободы люди готовились к новым походам и сражениям. После пленения, Хмельницкий энергично восстанавливал свою армию. Стихийно возникавшие отряды тут и там нападали на войска Речи Посполитой. Скоро поляки из оккупантов превратились в осаждённых. В сентябре 1651 г.
Он был тяжёлым для Украины: сокращался казацкий реестр и казацкая территория, на которой не было правительственных войск, шляхта получала права вернуться в свои имения. Но как не тяжек был новый договор, уже сам факт его заключения свидетельствовал о крахе планов покорения Украины. Осада Жванца На очередное покорение Украины в 1653 году королём были набраны первые 10 тысяч солдат, их тут же бросили на расправу с украинским народом, рассчитывая сорвать подготовку восставших к летним боям. Но Богдан Хмельницкий вновь не дал осуществиться планам короля. Он отрядил для борьбы с этим крупным авангардом небольшую часть своих сил и во главе поставил самого искусного из своих полковников Богуна. Долго изматывал Иван врага бесконечными манёврами, а затем неожиданно перешёл в контрнаступление и полностью разгромил неприятеля. Вновь пришлось королю отложить генеральное наступление.
Лишь в октябре 1653 года, в осеннюю распутицу огромное войско короля двинулось на Украину и скоро подошло к небольшой крепости Жванцу, расположенной недалеко от города Каменец-Подольского. Хмельницкий уклонился от генерального сражения: сил у него было не так много. Часть войска во главе с Тимошем Хмельницким вела тяжёлые оборонительные бои в Молдавии. Расчёт украинского гетмана заключался в другом. Он помнил, что армия Речи Посполитой начала активные действия в неподходящее время. На носу дождливая осень, а затем зима с холодом и бескормицей. Поэтому восставшие охватили район расположения королевских войск кольцом партизанской войны.
Летучие казацкие отряды перехватили обозы с продовольствием и фуражом, устраивали бесконечные засады на дорогах, ослабляли врага тысячами мелких нападений. Болезни и голод, осенние холода и дожди быстро породили у солдат уныние и подавленность. К концу ноября 1653 года Хмельницкий намеревался нанести противнику решающий удар. Но подошедшая к Жванцу крымская орда хана Ислам-Гирея, не желавшего освобождения Украины, не позволила гетману атаковать королевское войско. Татарам было выгодно, чтобы Малороссия пребывала в постоянных военных муках, пользуясь которыми можно было грабить украинский народ. Хмельницкому пришлось отступить и пойти на вынужденное перемирие. Возвращение шляхты в имения, появление королевских войск вызвало массовые уходы казаков и крестьян в Россию.
Степные области на юге России, заселенные в это время украинцами, стали называть Слободской Украиной, здесь появились и начали быстро расти крупные города — Харьков, Сумы. Жители русского приграничья по-братски встречали переселенцев, крестьянская взаимовыручка помогла хозяйствам быстрее встать на ноги. Король сговорился с крымским ханом, в Молдавии, казаки потерпели поражение от объединённых валашских и шляхетских войск. Поздней осенью 1651 г. Одна оставалась надежда на братский российский народ. Поиск украинским народом своего покровителя С самого начала Освободительной войны в 1648г. Украине стало понятно, что в одиночку вести военные действия против одного из сильных государств в Европе будет трудно.
Поэтому Хмельницкий занялся поиском покровителя своего народа. В лице такого защитника должно было быть мощное, централизованное государство. В начале июня 1648 Богдан Хмельницкий отправил дипломатическое посольство в Стамбул во главе с полковником Филоном Джалалием для прошения у султана принять гетмана и всё войско Запорожское под свою защиту и оказать помощь против поляков. В итоге между Османской империей и Украиной был заключен договор сюзеренно-вассального вида. Этот договор мне показался слишком дерзким со стороны Турции. Но с другой стороны покровительство султана было выгодно Хмельницкому: во-первых, Турция не граничила с Запорожской Сечью и им было трудно контролировать внутреннюю политику Украины, во-вторых украинцы долго воевали на Чёрном море с Османской империей, а во время Освободительной войны гетман не хотел воевать на два фронта, поэтому Богдану важно было установить с султаном мирные отношения. Наконец, Украина обезопасила себя от набегов Крымских орд на свою территорию, более того, хан стал союзником для украинцев в борьбе против Польши.
Переговоры с турками велись в течение ряда лет освободительной войны с 1648 по 1651 гг. Даже после воссоединения с Россией нашлись предатели в лице гетмана Мазепы и его полковников, которые продолжали переговоры с султаном в 1653 и 1655 годах. Как показала история, крымский хан стал для Украины ненадёжным союзником и не раз предавал гетмана Хмельницкого. Стоит только вспомнить трусливое бегство татар с поля боя под Берестечком в 1651 году при том и пленив Богдана Хмельницкого и предательство казаков ханом Ислам Гиреем под Жванцем в 1653 г. Всё это говорило, что Османская империя вместе с ханом использует Войско Запорожское в борьбе с Польшей. Гетман видел свою ошибку, всё яснее и понятнее становилось, что искать покровительство нужно в Московском царстве. Крестьяне и казаки тысячами уходили в Россию, не раз на службу к русскому царю переходили целые запорожские полки.
В широких массах зрело и крепло убеждение о том, что единственная сила, которая может помочь в тяжёлой борьбе за освобождение — это русская народность. Ещё в 1593 году руководитель восставших Косиньский обратился к русскому царю Фёдору с просьбой принять казаков в московское подданство. Через четыре года Киевский митрополит поставил перед русским правительством вопрос о присоединении Украины. Но царь, боясь войны с Польшей, ответил отказом. Хмельницкий понимал, что в таких условиях дальнейшие успехи не мыслимы без помощи России. Православная церковь во времена Воссоединения Украины с Россией. В 1596 году под эгидой епископов Киевской митрополии Константинопольской православной церкви во главе с митрополитом Михаилом Рогозой была провозглашена Брестская уния — союз католической и православной церквей под высочайшей эгидой папы римского.
Далеко не все церковники приняли и согласились с унией, многие остались верными православию. Широкие массы городских и сельских жителей, свыкшихся с родной религией отрицали католичество. На мой взгляд уния была ещё одним способом окатоличивания и ополячивания Украины. Идеологами воссоединения с Россией являлись и представители церковного мира — митрополит Киевский Иов Борецкий, епископ Перемышльский, позднее митрополит Исаия Копинский и другие. Православное духовенство было всегда на стороне восставших казаков и крестьян. Когда Богдан Хмельницкий, возвращался в Переяславль и проезжал через Киев, его торжественно встречали Киевский митрополит Сильвестр Косов и находившийся там проездом Иерусалимский патриарх Паисий. Отметим, как реагировала на события на Украине Русская Православная Церковь.
Во главе ее в первый момент восстания Хмельницкого стоял патриарх Иосиф. В феврале 1651 года он подал Земскому собору свое мнение по украинскому вопросу. Однако между Польшей и Россией существовал официально мир, но фактически со стороны поляков этот мир постоянно нарушался. В марте 1652 года гетманские послы к царю Алексею — Иван Истра и его товарищи имели встречу и с патриархом Иосифом. Больной патриарх, очень скоро 1652 году скончавшийся, не мог толком войти в курс украинских событий. Его приемник патриарх Никон повёл себя более решительно. В августе 1653 года гетман Хмельницкий вновь пишет Никону и просит его походатайствовать перед царем о воссоединении Украины с Россией.
В этом же месяце Богдан уже благодарит Никона за помощь содействие. На соборе 1 октября 1653 года по украинскому вопросу всесильный патриарх играл видную роль. В годы освободительной войны значительно усилились связи, взаимопонимание между русским и украинским народами. Они охватывали многие сферы общественно-экономической и политической жизни и отражали новые тенденции в сближении двух единокровных народов. Помощь России была разнообразной. Сейчас мы рассмотрим важные направления сотрудничества России с Украиной в период освободительной войны, а именно экономические, культурные и военные связи. Расширение экономических связей России с Украиной в то сложное время особенно заметно проявлялось в торговле.
Уже в начале 1649 г. По такой же схеме поступала и старшинская администрация. Котелевский сотник Г. Триполев и городской атаман В. Кислица писали 2 марта 1653 г. Данная взаимовыгодная торговая политика встречала одобрение и поддержку различных слоев населения России и Украины. Во время освободительной войны сложились обстоятельства, в которых экономическая поддержка украинского народа играли особую роль.
Например, в засушливые 1648—1649 гг. В создавшихся тяжёлых условиях подвоз продовольственных товаров из Москвы приобретал не только экономическое, но и военно-политическое значение. Конкретная помощь России являлась большим подспорьем малороссийскому народу в его борьбе против польско-шляхетского господства. Через Путивль, который был в те годы значительным административным и военным центром на юге Русского государства, торговое сотрудничество поддерживалось со многими городами Украины, и в первую очередь с Киевом. Жители пограничных земель выступали в роли посредников в экономических операциях. Постоянную с украинскими купцами торговлю вел богатый московский купец П. Русские торговцы на торгах и ярмарках Украины продавали или покупали товары как за наличные деньги, так и в кредит, что свидетельствовало о систематических торговых связях.
В торговле участвовали различные слои населения. Большинство из них за определенное вознаграждение продавало товары, которые входили в состав государственной монополии. Русским торговым людям, которые ездили на Украину, в отдельных случаях давались поручения политического характера: они встречались и даже вели переговоры с Б. На Украине люди, занимавшиеся торговлей, по социальному положению принадлежали к различным слоям общества: зажиточные горожане, особенно больших городов, таких как Киев и Нежин, богатая старшина, казаки, а также люди, владевшие селитряными и поташными промыслами, ремесленники. Они, заинтересованные в расширении связей с Россией, всемерно оказывали поддержку экономической политики Гетманщины. В годы освободительной войны украинского народа, снабжение населения солью осуществлялось главным образом из России, причем её покупка производилась без пошлинных сборов. В 1940—50-е годы XVII в.
Соль доставлялась водным путем в Нижний Новгород, а оттуда сушей через Москву и Калугу в Орел, потом она поступала в пограничные с Украиной города — Севск, Путивль, Рыльск. Предметом постоянного ввоза из России на Украину являлись различные меха, торговля которыми являлась государственной монополией. Дорогие горностаевые и собольи меха могли приобретать себе зажиточные слои населения: казацкая старшина, высшее духовенство, городская верхушка. На Украину доставляли также сермяжное сукно, лосиные кожи, белое и цветное полотно. Большим спросом в Малороссии пользовались металлические изделия тульских мастеров. С 1653 г. Во время освободительной войны экономика страны заметно подорвалась, но это не повлияло на характер русско-украинских торговых отношений.
По-прежнему поступали из Украины в Россию продукты сельского хозяйства, изделия ремесла и промыслов, как и раньше, отправлялся скот. К примеру, брянские купцы покупали на Черниговщине коров и овец, торговые люд из Нежина гнал на продажу волов, лошадей на калужские и на свенские вблизи Брянска ярмарки. В пограничных городах России торговали лошадьми купцы из Гадяча, Веприка и других городов и сел Украины. Россия вывозила большое количество воска для продажи в западноевропейских странах, этим объясняется закупка русскими купцами данного товара на территории соседа. Так, путивльский купец Д. Гурьев в 1651 г. В России украинские купцы продавали мед, царское правительство наказывало купцам закупать на Украине табак для своей армии.
Производство поташа на Украине сосредоточили в своих руках преимущественно богатая старшина, казаки и зажиточные крестьяне. Большие партии готовой продукции или вывозилась на территорию России, или продавалась на месте нашим купцам, приезжавшим на Украину с этой целью. Несмотря на то что большое количество селитры требовалось и в Малороссии для производства пороха, во время освободительной войны её вывозили в Россию. Кроме выше упомянутых товаров в Россию с Украины поступали на продажу стеклянная посуда, тулупы, полотно. Торговые связи России с Украиной осуществлялись традиционными путями сообщения, существовавшими еще до освободительной войны. Основной путь, связывавший большинство городов двух народов, проходил через Путивль, Севск, Волхов, Калугу на Москву. В междуречье и Дона и Днепра с юга на север проходил Муравский путь — сакма, западными ответвлениями его в междуречье Сейма и Пела были Пахнучкова дорога и Бакаев путь.
В годы освободительной войны в Малороссии, экономические связи между Россией и Украиной стали неотъемлемой основой установления и дальнейшего развития политических и дипломатических отношений, завершившихся воссоединением братских народов в единое мощное государство. Выходя из исследования экономических и торговых отношений между русскими и украинцами, мы делаем чёткий вывод о том, что именно поддержка Российского царства сыграла важную роль в освободительной войне. Выше я приводил пример с засушливыми, а значит малоурожайными 1648-49гг. Если бы не инициативная помощь России хлебом, кто бы знает, как голодное войско запорожцев противостояла мощной армии Речи Посполитой. При том, что бы вести длительную войну, нужны большие экономические средства. Здесь тоже российское правительство не отвернулось и оказывала помощь Украине. На вырученные деньги, полученные в торговых отношениях с Россией малороссийский народ приобретал нужное военное снаряжение.
Взаимоотношения Донского и Запорожского казачество. Приложение 6 Запорожские и донские казаки жили тяжело. Неспокойное время было обусловлено постоянными вражескими набегами и усилением религиозного гнёта. Запорожских казаков пытались окатоличить, а к донские испытывали мусульманское влияние со стороны крымских татар и других неприятелей. Несмотря на все попытки врагов отторгнуть оба казачества от общей религии, они оставались верны православию. Именно наличие общих религиозных связей стало одной из главных причин к взаимопомощи, а потом и сотрудничество донцов и запорожцев уже в едином государстве. После небольшого введения мы приступим к рассмотрению этих взаимоотношений.
К середине XVI в. В известиях летописцев этого времени как одним из главных донских атаманов упоминается Михаил Черкашевин, этот человек пользовался на Дону почётом и уважением. Польский хронист конца XVI в. В известиях 20-х годов XVII. Это было совместным делом двух казачеств. Это о наличие боевой взаимопомощи и союза между казачествами России и Украины. Укреплению и развитию этих связей способствовало единство происхождения не даром запорожцы и донцы называют себя братьями.
Попытка принять в подданство подданных другого властителя совершенно не укладывалась в общепринятые тогда нормы. Это было бы однозначно расценено как покушение на целостность Речи Посполитой, что неизбежно привело бы к войне. Такая же судьба ожидала и первое обращение запорожского гетмана Богдана Хмельницкого, поднявшего в 1649 году восстание против польского владычества на Украине.
И вновь причиной отказа было нежелание обострять и без того непростые отношения с поляками, что было неизбежно, прими Москва предложение запорожцев. Но на сей раз, хотя московский царь Алексей Михайлович и не ответил согласием, он принял решение поддерживать казаков деньгами и оружием — и это давало им надежду на то, что со временем их просьба будет удовлетворена. Принятие боярином Бутурлиным присяги от гетмана Богдана Хмельницкого и Малороссии на подданство России.
Этот шаг был сделан вслед за предупреждением, которое донесло до польского короля русское посольство 1650 года: дескать, если Польша не прекратит проводить прежнюю политику на Украине, которая ведет к ухудшению положения православного населения, то Москва может поднять вопрос о своем вмешательстве в ситуацию. Как и следовало ожидать, король Речи Посполитой Ян II Казимир отверг такой ультиматум — и это развязало руки и России, и запорожским казакам. В конце того же 1650 года в Москву прибыло очередное казацкое посольство, с которым представители русского государства обсуждали один-единственный вопрос: как именно можно осуществить переход запорожцев под руку московского царя и как скоро это может быть сделано.
В итоге приняли решение срочно созвать Земский собор, датой которого определили 19 февраля 1651 года. Поначалу вопрос о воссоединении Левобережной Украины с Московским царством обсуждался на так называемом «освященном Соборе», в который входили исключительно представители православной церкви: в конце концов, поводом для восстания Богдана Хмельницкого стало в первую очередь несоблюдение польским королем своей присяги обеспечить запорожцам свободу вероисповедания и давление на православную церковь на Украине. Через несколько дней в московском Кремле собрался уже полный Земский собор, результат которого неизвестен до сих пор.
Ни о каком Украинском независимом государстве не может быть речи 17 мая 1919 года с юга на Советскую Россию наступала Белая армия генерала А. Белогвардейцы объединили свои силы с войсками Директории УНР Петлюры и 30 августа 1919 года отбили у большевиков Киев, но петлюровцы отпраздновать победу не успели. Уже на следующий день, 31 августа Деникин, с презрением относившийся к украинским националистам и вообще ко всем сторонникам самостийной Украины, изгнал из Киева не многочисленные петлюровские войска и в дальнейшем отказался вести какие-либо переговоры с Петлюрой. Предательство — националист Петлюра продал Украину Польше. Униженный гетман Петлюра бежал в Варшаву, где 21 апреля 1920 года от имени директории УНР заключил военный союз с панской Польшей.
Петлюровцы и польские войска пошли в наступление на Украину и 7 мая 1920 года заняли Киев. Однако в результате осуществления разработанной в Москве Киевской наступательной операции Красная армия 11 июня 1920 года снова овладела Киевом и на этот раз уже окончательно! Под властью большевиков оказалась вся Украина за исключением западной её части, которая досталась Польше Западной Украиной в 1939 году занялся уже И. Именно в этот день- 30 декабря 1922 года юридически состоялось новое воссоединение Украины с Россией! Советский Союз был добровольным объединением равноправных народов, и каждой республике было обеспечено право свободного выхода из Союза, и доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, на основе мирного сотрудничества и братского союза свободных народов.
На чём основывал Ленин свой политический курс, направленный на воссоединение Украины с Россией? Во-первых, работая на воссоединение Украины с Россией, Ленин опирался не только на вооружённые части Советской России — Красную Армию, но и на пророссийски настроенную политическую силу внутри Малороссии Украины , на живущих на этих территории русских и малороссов, не считавших себя украинцами и агитировавших украинцев за братский союз с русскими и Россией. Во-вторых, работая на воссоединение Украины с Россией, Ленин, в отличие от украинских националистов, предложил народу Украины — крестьянам и рабочим чёткую экономическую, политическую и социальную программу, носившую наднациональный характер, привлекательный как для украинцев, так и для других народов, проживавших на территории Украины. Программа Ленина и Коммунистической партии большевиков ВКПб строилась на идеалах социальной справедливости, была проста и понятна всем жителям Украины: власть — трудовому народу, хлеб — голодным, земля — крестьянам, заводы — рабочим, долой панов-эксплуататоров, нет эксплуатации человека человеком. Украинцы-малороссы умом и сердцем приняли её!
Государственный герб УССР 1919 года В-третьих, работая на воссоединение Украины с Россией, Ленин учёл национальные чувства украинцев и их стремление к собственной национальной государственности, чем и победил украинских националистов. Почему в экономически отсталых буржуазных капиталистических государствах так часто националисты приобретают большой политический вес? Да, потому, что национализм очень дешёвый и эффективный политический инструмент. Буржуазия в экономически неблагополучных странах не может предложить своим народам ни перспектив, ни улучшения материального положения, а идеи национализма не требуют крупных финансовых затрат в поиске внешнего врага, виновного во всех бедах народа. Часто народные массы психологически податливы к националистической пропаганде, ими легко манипулировать, и даже превратить их в грозную и послушную внешнему управлению агрессивную силу.
Герб Директории УНР 1918 г Националистическая идеология строится на противопоставлении своей нации всем другим нациям, как врагам, не дающие жить богато избранной нации. Отсюда и лозунг: Украина — для украинцев, отсюда исходит политика лишения гражданских прав, свобод, языка представителей других национальностей, а затем их физическое их уничтожение. Правда, даже в буржуазных государствах не все народы восприимчивы к националистическим идеям, по сути человеконенавистническим. Например, русские ни при капитализме, ни в какие другие исторические эпохи, никогда не имели склонности к национализму, благодаря чему и смогли создать гигантское по территории многонациональное государство — Российскую Империю, Советский Союз. По какому пути Ленин мог направить советскую национальную политику в отношении украинцев?
Ленин мог бы всеми средствами большевистской пропаганды убеждать украинцев, что они вовсе никакие не украинцы, а малороссы, то есть, по сути, русские, а значит, своя государственность им не нужна. Однако данный путь Ленин отверг. Он оценил ситуацию и понял, что насильственно невозможно будет погасить начавшийся бурный рост национального самосознания украинцев, поддерживаемый украинским националистами. Если бы Ленин выбрал этот путь, то, скорей всего, воссоединение Украины с Россией не произошло. Ленин хотел также воссоединить с Россией Польшу, входившую в состав Российской империи до февраля 1917 года.
Однако поляки, поддавшись националистической пропаганде своих панов-самостийников, заняли крайне жёсткую антирусскую позицию и это привело к тому, что одолеть Польшу и воссоединить её с Россией Ленин при всём своём желании не смог. Для решения украинского вопроса Ленин избрал другой путь. Он объявил, что украинцы и русские хоть и разные, но братские народы, а потому украинским и русским рабочим, крестьянам и иным труженикам надо держаться вместе. Ленин объявил, что русские уважают украинцев, а потому не возражают против украинской национальной государственности в составе СССР, подобно той, которая была подарена и большинству других народов, проживавших на территории бывшей Российской империи, национальные государства с формальным правом выхода из состава Советского Союза.
Простых казаков разжаловали в крестьяне, а реестровых служивших в польском войске , сократив их численность, поставили под контроль польских комиссаров и полковников. Казацкая старшина была лишена части привилегий и земель.
Это привело, наконец, казацкую верхушку к осознанию необходимости борьбы с поляками. Через десять лет, в 1648 году, борьбу за освобождение от поляков возглавил сотник из Чигирина Богдан Хмельницкий. Западная Русь В борьбе за национально-народное дело. Санкт-Петербург, 1910 Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России На самом деле этот «простой холоп» был храбрым воином, пользовавшимся большим уважением, чьи заслуги признавались не только казаками. В одной из битв Хмельницкий спас польского короля Владислава IV, подарившего ему в награду золотую саблю. Однако память короля была короткой.
И когда в 1647 году поляки напали на хутор Хмельницкого и похитили его жену, король отказал казаку в просьбе о помощи. Потоцкий докладывал королю Владиславу IV о невероятной мощи восстания, разгоревшегося под предводительством Хмельницкого: «Хмельницкий не смягчает кротостию: несмотря на то, что не один уже раз посылал я к нему, предлагая выйти из Запорожья, обещая ему помилование и прощение его проступков, это его нисколько не трогает, — задержал моих послов. Наконец из войска я посылал к нему пана Хмелецкого, ротмистра … человека … очень хорошо знающего казацкие нравы, убеждая отстать от мятежей и уверяя словом своим, что и волос с головы его не спадет. Раздраженный этою снисходительностью, Хмельницкий отослал моих посланцев ко мне со следующими требованиями: во-первых, чтобы я с войском ушел из Украины; во-вторых, чтобы полковников и всех их подчиненных удалил из полков; в-третьих, чтобы уничтожил управление Речи Посполитой [на Украине]… Если я раньше не подумал о том, как должен был вспыхнуть этот бунт, и как его расценивать, то благоволите… учесть число людей его в то время — 3000. Но упаси боже, чтоб он вошел с ними в Украину. Тогда бы эти три тысячи быстро возрасли бы до ста тысяч…».
Последняя фраза позволяет оценить масштаб народного гнева, результаты которого не заставили себя долго ждать. В середине 1648 года казаки под предводительством Богдана Хмельницкого одержали значительные победы над поляками. К казацкому войску присоединялись крестьяне, также начинавшие именовать себя «казаками». Восставшие одерживали всё новые победы: «Куда не приступает неприятель, везде города и замки сдаются без всякого сопротивления», — писал в письме 10 июня 1648 года уже упоминавшийся нами брацлавский воевода Адам Кисель. На Корсунской раде, состоявшейся в мае 1648 года, казаки приняли решение обратиться к московскому царю Алексею Михайловичу с прошением о принятии их в подданство. А уже 18 июня Богдан Хмельницкий опять обратился с письмом к царю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии в подданство: «Хотим себе самодержца хозяина такого в своей земле, как ваша царская милость православный христианский царь, если бы предвечное пророчество от Христа Бога нашего исполнилось, что всё в руках его святой милости».
На ней присутствовали и московские послы. Как отмечал в своем донесении посланник Адама Киселя П. Ласка: «В тот же день на эту же раду прибыли бояре из Москвы… он не мог узнать, с чем именно, однако понял, что это какая-то дружественная церемония…». Почтовая марка СССР. ЦФА 1761 Сообщения о желании казаков быть в царском подданстве поступали в Москву беспрерывно. Так, 26 июня более 50 казаков, прибывших из Новгорода-Северского в деревню Рошковичи, говорили о том, что «от Запорожского… Войска приказ им учинен такой, что с… государевыми людьми не велено задиратца ни за што; и все де… оне войском запорожские козаки… государю, служить рады…».
А 6 июля яблоновский воевода А. Буйносов-Ростовский докладывал о просьбе Богдана Хмельницкого к царю о военной помощи и о желании казаков служить царю: «Как даст бог помощи им ляхов побить, и они де б по Киев отложились к твоей государеве стороне, чтоб де их ведал ты, государь». Просьбу казаков о русском подданстве 24 июля 1648 года передавал в Разрядный приказ и хотмыжский воевода С. Казаки просили: «Хотим быть под однем християнским, под тобою благочестивым государем царем Алексеем Михайловичем всеа Русии…». Борьба населения Украины за освобождение не прекратилась и после заключенного с поляками перемирия. Волна восстания охватила Левобережную Украину.
Множество городов, включая Киев, было освобождено. Ответные репрессии со стороны поляков не заставили себя ждать. На восставшие территории был направлен шеститысячный карательный отряд под руководством князя Иеремии Вишневецкого. Вишневецкий расправлялся со всеми, включая женщин, стариков и детей. Богдан Хмельницкий отправил навстречу Вишневецкому 16-тысячный отряд казаков под руководством Максима Кривоноса. Не дожидаясь окончания политических раздоров в Речи Посполитой, связанных со спором о престолонаследии последовавших за смертью 20 мая Владислава IV , польские магнаты решили действовать своими силами.
Собрав 30-тысячный отряд, они двинули его против Хмельницкого. Сентябрь 1648 года ознаменовался очередной победой казаков над отрядом польских магнатов под Пилявцами. Одержав победу, казацкое войско отправилось на запад, миновало откупившийся за крупную сумму Львов и осадило Замостье. Дальше казаки не продвинулись. Однако мир этот был непрочным. И казаки не оставляли надежд на принятие под руку московского царя.
Так, 29 октября 1648 года севские воеводы З. Леонтьев и И. Кобыльский отчитывались в Разрядный приказ: «Запорожского гетмана Хмельницкого племянник Прокоп Бережицкий, говорит во многие люди: всем де, государь, Запорожским Войском оне бога молят о том, чтоб им быть под твоею царскою высокою рукою». К донесению севских воевод стоит добавить рассказ брянского воеводы Н. Мещерского от 9 ноября того же года: «Слышали они от литовских ото многих жилецких людей и от черкас: говорят и богу молят, чтобы им быть в одной православной вере под твоею государевою высокою рукою; будет де пан Хмельницкий осилеет ляхов, и он де хочет потдатца одному государю крестьянскому». Марка в честь 300-летия Переяславской рады, 1954 год 22 ноября 1648 года всё те же севские воеводы Леонтьев и Кобыльский сообщали, что в православных церквях на Украине на богослужениях молятся о том, чтобы царь согласился принять малороссов в подданство: «А в польской де стороне, в манастырех, в церквах, на октеньях и на многолетьи бога молят за тебя, благочестивого великаго государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Руси.
А запороские де, государь, казаки и белорусцы черные люди во всех городех все бога молят о твоем царском многолетнем здоровье и хотят тово, чтоб им всем быть под твоею царскою высокою рукою, и чтоб им всю Польшу и Литву подвести под твою царскую высокую руку». Уже 8 февраля 1649 года в Москву вновь прибыли послы от Богдана Хмельницкого. Один из них, иерусалимский патриарх Паисий, говорил в Посольском приказе: «А ныне они, гетман и всё войско Запорожское, велели ему, патриарху, бить челом царскому величеству, чтоб он, великий государь, изволил войско Запорожское держать под своею государскою рукою, а они, черкасы, ему, государю, будут как есть каменная стена». Таким образом, Богдан Хмельницкий неустанно выражал стремление к принятию малороссов в русское подданство. На это 23 марта поступил благосклонный ответ из Посольского приказа о том, что царь «похваляет» желание Хмельницкого и всего запорожского войска. Однако принятие малороссов в подданство было на тот момент для Алексея Михайловича равнозначно объявлению войны Речи Посполитой.
За спиной Польши стояла ее союзница Франция, а также заклятый враг Москвы — Швеция. Русское царство, еще не вполне оправившееся от тяжелейшей Смуты, к большой войне готово не было. Поэтому в беседе с Хмельницким 29 апреля царский посол Григорий Унковский сообщил, что о принятии в русское подданство может идти речь лишь после того, как казаки своими силами избавятся от власти поляков. Тем не менее, гетман в письме от 13 мая 1649 года в очередной раз доносит просьбу о военной помощи и выражает желание быть в подданстве у православного государя: «А мы бога о том молим, чтоб ваше царское величество, яко правдивый и православный государь, над нами царем и самодержцею был». В грамоте от 23 июня 1649 года, посланной царем Алексеем Михайловичем Богдану Хмельницкому, царь вновь соглашается в будущем принять казаков в подданство, однако без нарушения мира между Россией и Польшей — то есть после того, как казаки самостоятельно освободятся от поляков: «А будет королевское величество тебя, гетмана, и всё Войско Запорожское учинит свободны без нарушенья вечного докончанья, и мы, великий государь наше царское величество, тебя, гетмана, и всё Войско Запорожское пожалуем, под нашу царского величества высокую руку приняти велим». Русское царство не переставало оказывать помощь восставшим.
Как и в наши дни, русские принимали беженцев с Украины и обеспечивали их всем необходимым. Помощь была направлена и войску Богдана Хмельницкого. В 1648—1650 гг. Если бы не предательство крымского хана Ислам Гирея, союзника Богдана Хмельницкого, казаки могли бы вновь одержать победу.
Присоединение Украины к России (причины и последствия)
Одной из главных задач внешней политики России 17 в. явилась борьба за воссоединение с московским государством территорий, отторгнутых Литвой и Польшей в предыдущие века. Воссоединение левобережной Украины с Россией имело огромное историческое значение. Одной из главных задач внешней политики России 17 в. явилась борьба за воссоединение с московским государством территорий, отторгнутых Литвой и Польшей в предыдущие века. Кадры фильма рассказывают о восстании украинского народа в 1648 году, под предводительством Богдана Хмельницкого, и о воссоединении Украины с Россией в 1654 году.
Вопрос 22.Внешняя политика России в 17 веке. Воссоединение Украины с Россией
Воссоединение левобережной Украины с Россией имело огромное историческое значение. Согласно условиям договора Речь Посполитая возвращала России Смоленск и Черниговские воеводства, признавала воссоединение Левобережной Украины с Россией. После этой победы воссоединение земель Войска Запорожского с Россией стало неизбежным. Воссоединение Украины с Россией в 1654 году.
Вхождение Украины в состав России
Начало похода было успешным, но завершилось оно самым крупным военным поражением России 17 века. Произошло это 5 сентября 1660 года. Вблизи города Любара российский командующий Шереметев наткнулся на польское войско, которое было усилено крымской армией. Более двух недель Шереметев сдерживал натиск врага. Русские сражались до последнего. Силы им придавала уверенность, что со дня на день на пол битвы должна появиться украинская армия во главе с Хмельницким, и нанести решающий удар по полякам.
Но Хмельницкий со своей армией так и не пришел на помощь русским. Более того, он заключил мир с поляками и обязался не воевать против них. В результате русское войско капитулировало 23 октября 660 года у города Чуднов. Большинство россиян погибло, остальных крымские татары забрали в рабство. Лишь немногим удалось после рабства вернуться на родину.
В их числе был и Шереметев, который вернулся в Россию только спустя 21 год.
Победы украинского народа над польско-шляхетскими войсками на начальном этапе освободительной войны 1648 г. Украинско-молдавские отношения в годы освободительной войны украинского народа 1648—1654 гг.
Крестьянское движение в Польше в 1651 г. Боевое содружество русского, украинского и белорусского народов в борьбе за освобождение Украины и Белоруссии 1654—1655 гг. Из истории совместной борьбы Украины и России за осуществление решений Переяславской Рады 1657—1659 гг.
Андрусовское перемирие карта. В 1768-1772 годах Россия и Австрия вмешались во внутренние дела Речи Посполитой. В ходе первого раздела Галиция вошла в состав Австрийской империи, а Россия получила восточные районы современной Беларуси. Пруссии досталось Поморье.
В 1793 году произошел второй раздел Речи Посполитой. Пруссии достались польские земли западнее Варшавы, а России — центральная часть современной Беларуси и Правобережная Украина от окрестностей города Ровно и почти до самого Киева. Причиной третьего раздела Речи Посполитой стало восстание под предводительством Тадеуша Костюшко. В разделе снова приняли участие три державы — Пруссия, Австрия и России. Из украинских земель в состав России вошли Ровно и Луцк, то есть Волынь.
Польские власти желали привлечь казаков особенно казацкую верхушку на службу, однако требовали при этом окатоличивания, что для 4. Богдан Хмельницкий 1595 — 1657 Памятник на месте Лидером борьбы казачества, а затем и всех украинцев, за независимость от Польши стал Богдан Хмельницкий. Он происходил из мелких помещиков; хутор Хмельницкого был разорён польским карательным отрядом, а его сын был убит.
Собор, воссоединивший Украину с Россией
Первоначально планировалось продолжить и дальше, но, по словам академика, в сложившейся на Украине ситуации это попросту небезопасно. Демократические ценности и плюрализм мнений приемлемы там сейчас исключительно в рамках одной выбранной властями концепции. И Пётр Толочко, автор нескольких десятков научных трудов по истории Украины, человек, обладающий энциклопедическими знаниями и внушительным авторитетом в научном мире, в эту концепцию явно не вписывается, Яркий тому пример — сорванная в 2016 году в Киеве презентация предыдущей книги украинского историка «Откуда пошла русская земля». Тогда вход в Российский центр науки и культуры забаррикадировали несколько десятков националистов, выкрикивающих антироссийские лозунги. По словам Петра Петровича, он сам вышел к активистам и пытался поговорить с ними, но вскоре понял, что диалог просто невозможен. Презентация последнего труда академика совпала с его 80-летием. В Доме Российского исторического общества собрались многие уважаемые эксперты — историки, археологи, представители музеев и архивов. Вот что о своей новой книге Пётр Петрович Толочко рассказал Российскому историческому обществу: «Это второе, улучшенное издание. Первое называлось «Очерки истории Украины с древнейших времён». Мы старались показать нашу историю во всей её противоречивости и полноте, не с какой-нибудь одной стороны, а объективно.
Гуслистый, А. Касименко, В. Королюк, А. Сидоров, П. Содержание К. Исторические связи Украины с Россией К.
Но поляки не согласились облегчить участь казаков и подвластного им русского народа, поэтому Алексей Михайлович велел собрать в Москве Земский Собор, на котором было решено принять казаков в подданство, хотя бы даже из-за этого пришлось объявить Польше войну. Все казаки и народ, собравшиеся на площади, в один голос закричали: «Волим под царя восточного, православного! После этого сам Хмельницкий, казацкие старшины и весь народ присягнули на верность царю Алексею Михайловичу, и вся Малороссия была присоединена к России.
Все поборы с Украины шли в гетманскую казну. Волею судьбы, получив власть, казаки сыграли историческую роль в развитии Украины. Уже после Переяславля гетманы неоднократно шли то на союз с Польшей, то вели сепаратные переговоры с крымским ханом, то снова возвращались под власть московского царя, пытаясь, таким образом, извлечь как можно больше выгоды для себя самих. А вот сейчас… В настоящее время существует масса литературы, посвящённой Переяславлю. Для того, чтобы получить объективное представление о событиях 1648-1654 годов достаточно прочитать соответствующие книги, затратив несколько дней. Однако, для многих читать литературу — это тяжкий труд, а посему достоверные факты неизвестны широкой публике. Как результат — появление в прессе и литературе множества мифов и небылиц о казачестве и украинской истории. Некоторые из этих мифов рассказывают сейчас школьникам на уроках. Обманывать всех и всегда, может быть, нельзя, но всегда можно обманывать подавляющее большинство.
А потому, события 1654 года будут и дальше использоваться для манипуляции общественным мнением со стороны, как русофилов, так и русофобов. Переяславская Рада переломила ход истории и поставила крест на идее создания Великой Польши. Осознание этого факта ущемляет самолюбие многих поляков, что питает их скрытую нелюбовь к России.
А летом 1655 г.
Он захватил Великую и Малую Польшу и намеревался занять Литву. Часть польско-литовских магнатов перешла на его сторону. Усиление Швеции за счет Польши напугало Москву. В мае 1656 г.
Россия объявила Швеции войну, а осенью того же года заключила перемирие с Речью Посполитой. В начале войны со Швецией русские действовали успешно. Они захватили Дерпт и еще несколько крепостей в Прибалтике, а затем осадили Ригу. Но взять город так и не смогли.
Прекращение Россией войны с Речью Посполитой вызвало негодование Хмельницкого. В 1656 г. Себя Хмельницкий видел удельным князем обширной Малороссии при польско-шведско-литовском короле Карле. Смерть Богдана июль 1657 г.
Преемник Хмельницкого гетман Иван Выговский предал союз с Москвой и в 1658 г. Речь Посполитая, «спасенная» Москвой от шведов, ободренная действиями Выговского, решила возобновить войну с Россией. Не имея возможности воевать сразу на два фронта, Россия заключила со Швецией трехлетнее перемирие, а в 1661 г. Между тем Россия и Речь Посполитая дошли в войне до истощения, но не мирились, пока новый гетман Дорощенко — враг обеих держав — не решил перейти в турецкое подданство 1666.
Опасаясь нашествия турок, Речь Посполитая и Россия заключили 13 января 1667 г. Неизвестный художник. Андрусовское перемирие 1667 г В польской Правобережной Украине и Белоруссии признавалась неприкосновенность православных епархий, подчинявшихся Московскому патриарху. Сохранялась и униатская церковь «греко-католиков».
Запорожская Сечь находилась в управлении обоих государств. Вопросы и задания 1. Что вызывало недовольство украинского и белорусского народов? Какова была роль запорожского казачества в жизни Украины?
Почему запорожцы стали главной силой освободительной войны на Украине?