В старину: род короткого кафтана: Ответ на этот вопрос. Старинная верхняя мужская одежда, кроем напоминающая короткий кафтан, поддевку. Все, что можно вывести из сбивчивых описаний других авторов по ферязи, это то, что ферязь был более комнатный род кафтана.
Словарь Ушакова
- Словарь устаревших слов русского языка. Архаизмы и историзмы
- В старину: род короткого кафтана
- В старину: род короткого кафтана Ответы
- Толковый словарь
- Короткий кафтан.
- Контуш, кафтан, армяк и русская женщина в халате: rabota_psy — LiveJournal
Старинная русская одежда, род короткого кафтана
Этим ремеслом занималось практически всё население села. Крестьяне переселенцы из Рязанской губернии основали деревню в 1809 году и наладили производство одежды, в том числе шушпана. Шили его не только для себя, но и для продажи, за что население и было прозвано «шушпанами». Это прозвище за жителями села Максимовка сохраняется до настоящего времени. Тамбовский шушпан не похож ни на мордовский балахон, ни на рязанское холщовое полукафтанье, это короткая суконная одежда вроде кофты, с перехватом и пестрой отделкой. Нагибин, «Сирень», 1972—1979 г. Есенин, «Яр», 1915 г. Эртель, «Записки Степняка», 1883 г. Гоголь, «Записная книжка 1842—1844 гг. Формы жанровых направлений ОНН: Техники и технологии. Оренбург, ул.
Пролетарская, д.
Салтыков-Щедрин в Губернских очерках упомянул азям: На этот конец было у меня припасено и соответственное одеяние, как-то: тулупчик дубленый, азям, сапоги русские и проч. Энциклопедический лексикон: в 17 тт. Плюшара, 1835. I: А—АЛМ.
Леонид Васильевич Беловинский. Кожухи шьют разной длины, с рукавами или без, преимущественно белого цвета. Кожухи носят зимой и летом как часть традиционного украинского костюма. Кожухи иногда вышивают шёлковыми или шерстяными нитками. На Подолье в древности мужчины носили длинные до щиколоток кожухи, а женщины бекеши — женскую короткую до колен праздничную одежду, покрытую гранатовой или синей тканью.
Зимой мужчины носили белые кожухи с приталенной спинкой, вышитой цветным шёлком зелёным и красным. Для пошива одного кожуха нужно 6-7 шкур. С одной крупной кожи делают перегиб, то есть верх кожуха, кожу обрезают в виде трапеции и перегибают посередине. Сверху вырезают дырку для шеи, а спереди разрезают на половины. К этой основе кожуха пришивают клинья, рукава, воротник, полы.
Всё это вырезается из остатков других кож. В старину сермяги встречались и в числе государевых одежд, преимущественно «летних, ездовых», из белого и серого сукна, с украшениями и золотыми пуговицами. В 1469 году великий князь Иван Васильевич послал устюжанам в дар в числе разных других вещей 300 сермяг[1]. Сермягой называли кафтан из такого сукна, — обычно короткий, с узкими длинными рукавами и застёжкой спереди[2]. Слово использовалось вплоть до начала XX века; например в энциклопедической статье «Литовцы», описывая их традиционную одежду, этнограф Эдуард Вольтер пишет: "Сермяга старого покроя застегнута на груди доверху, а внизу доходит до половины голени.
Нынешние сермяги походят на сюртуки общеевропейского покроя из домашних тканей". Своя сермяжка никому не тяжка. Был себе Ивашка серая сермяжка. БСЭ, изд. В немецком языке эта ткань называлась вадмал.
Судя по духовной грамоте Димитрия Донского 1389 , в его гардеробе тоже имелась вотола сажена то есть вышитая золотом и украшенная драгоценными камнями. Там она бывала почти всегда чёрного цвета, за что латыши и прозвали эстов чернокафтанниками латыш. В значении «не суди по внешности». По покрою корзно — то же, что мятель, только мятель не был меховым. Корзно появилось в результате римско-византийского влияния[1][2].
В «Святославовом Изборнике» 1073 г. В летописи Корзно впервые упоминается в 1147 г. Упоминается в Лаврентьевск. Происходит от славянского слова[3]. Терминологический словарь одежды.
Орленко Л. Энциклопедия моды. Андреева Р. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера. И зачем он надел свою бекешь, вместо медвежьей шубы.
Боборыкин, 1890 год. На Руси подобного типа была верхняя мужская зимняя одежда в виде короткого кафтана со сборками на спине и меховой отделкой по краю воротника, рукавов, карманов, по подолу [1], также иногда называется полушубком. Позднее ношение образцов зарубежной одежды запрещалось царскими указами. Вновь бекеша стала набирать популярность в России в 1750-х годах, причем её неизменной деталью оставалась только меховая опушка. Материал изготовления, покрой, длину и воротники трактовали достаточно свободно, кому как нравилось, варьируя длину бекеши, форму и высоту воротника.
А какие смушки! Фу ты, пропасть, какие смушки! Я ставлю бог знает что, если у кого-либо найдутся такие! Взгляните, ради бога, на них, — особенно если он станет с кем-нибудь говорить, — взгляните сбоку: что это за объядение! Описать нельзя: бархат!
Господи боже мой!
По крою спинки пол выделяют два типа кафтанов XIX века: кафтаны-борчатки данный термин был распространён в Вятской и Пермской губерниях [25] , и кафтаны «с пережимом» с подхватом, с фантами [24] [26]. Кафтаны-борчатки шились с отрезной спинкой, а иногда с отрезными полами. В этом случае нижняя часть кафтана была собрана у талии в мелкие сборки, причём если подрезной была только спинка, то тогда сборки располагались сзади, а если отрезными были и полы, то в таком случае сборки располагались кругом.
Кафтаны с пережимом обладали прямой спинкой и прямыми полами, между ними вшивались клинья-фанты, расширявшие нижнюю часть [29] [30] [31]. В старообрядческих общинах кафтаны до сих пор часто используются в качестве молёной одежды, то есть, надеваемой для похода в молельный дом [17] [30] [32]. Среди различных согласий существуют различные фасоны и покрои кафтанов [17]. В старообрядческих кафтанах, в основном не изменившихся с XIX века, присутствуют архаичные, восходящие к допетровской Руси детали, например, кафтаны со шнурами, на которых через равный отрезок длины закреплены две-три пуговицы рудимент застёжки на разговоры , носившиеся до конца XIX-начала XX века [17].
В разделе не хватает ссылок на источники см. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. Верхние часто делались тёплыми, с мехом или со стеганной ватной подкладкой ватник.
Кафтаны допетровской Руси[ править править код ] Домашний кафтан — носился в домашней обстановке богатыми людьми. Становой кафтан — долгополый кафтан с клиньями в полах, шившийся «по стану», то есть по фигуре, с перехватом на талии. Имел короткие рукава, до локтя. По другой версии, становой кафтан обладал широкими рукавами [3] [24].
Терлик — кафтан, носившийся царскими стражниками- рындами , сокольничьими и т. Спереди присутствовал особый нагрудник, застегивавшийся на правой стороне груди и правом плече. По покрою был похож на польский кафтан. Чуга — кафтан для верховой езды и для военных.
Этот кафтан имел короткие рукава и отложной воротник, а на подоле по два боковых разреза.
Обмежа — полоса вдоль межи см. Образа — обида, оскорбление, недовольство. Обрядня — женская работа в избе по хозяйству, наведение порядка в избе, сам порядок. Обык — обычай.
Ов, ова, ово — этот, эта, это; тот, та, то. Овощи — все вообще плоды: и овощи, и фрукты. Одесную — справа. Однолична — одинакова, неизменна, такова же. Однорядка — старинная верхняя мужская одежда.
Одонье, одонок — круглая, с острой вершиной, кладь хлеба в снопах или круглый стог сена. Одры страдные — рабочие повозки со скамьями. Ожерелье — пристяжной вышитый стоячий воротник рубахи или зипуна. Оказия — удобный случай; возможность с кем-либо или чем-либо доставить письмо, посылку и т. Окрутить — одеть; нарядить молодую после венца в женскую одежду ; обвенчать.
Ометюк — обметенный край платья или покрывала. Омшаник — уконопаченный махом сруб для зимовки пчел. Онучи — обмотки для ноги под сапог или лапоть, портянка. Оный — тот. Опара — заправленное дрожжами или закваской забродившее тесто.
Опашница — короткая мантия свободного покроя из богатой ткани. Опока — иней. Опорки — обувь, сделанная из старых сапог, у которых отрезаны голенища; остатки стоптанной и изодранной обуви. Опорки — рванные сапоги. Опресноки — пресные хлебцы, употребляемые в церковном ритуале.
Опричнина — при Иване Грозном часть государства, управляемая непосредственно царем. Орать — пахать. Оргия — пиршество, сопровождающееся безудержным разгулом и распутством. Оселок — точильный камень. Осминник — восьмая часть, доля земли хлеба.
Основа — продольные нитки ткани при тканье на кроснах см. Остронлив — осторожен. Остуда — неприятность, обида, оскорбление, стыд, досада, охлаждение, гнев, размолвка. Отава — трава, выросшая после укоса; свежая трава, выросшая в тот же год на месте скошенной.
(ахалук) в России XIX в. мужской кафтан без пуговиц и плечевых - слово из 7 букв
Для мужчин «благородного происхождения» особую ценность представляли ездовые ферязи. К распашной одежде относились опашень и охабень. Это тоже старинная летняя одежда, мужская и женская. Охабень — плащ с откидными рукавами и капюшоном. Рукава могли закидывать за спину или завязывать на талии. Опашень — также летняя верхняя одежда, носился наопашь, то есть без пояса. Для опашня характерны широкие рукава, которые свисали вдоль тела, поскольку руки продевались в разрезы. Меха соболь, горностай, бобр — часть и украшение богатого наряда, известного со стародавних времен само слово «опашень» — с 1359 года.
Опашень и женская опашница практически вышли из употребления к XVII столетию. Нельзя не упомянуть и епанчу. Этот «длинный и широкий старинный плащ» прикрывал от дождя. Носили епанчу тоже и мужчины, и женщины. В Россию епанча попала от арабов и впервые упоминается в «Домострое». Сейчас и слово само забыто, а когда-то с ним было связано много симпатичных пословиц: «Это епанча на оба плеча», «Нашего сукна епанча», «Выбирай епанчу по плечу», «Не к роже рогожа, не к лицу епанча! А вот слово кафтан мы помним, хотя кафтаны уже давно никто не носит.
Само слово — персидского происхождения, а вот одежда прижилась надолго. В кафтанах ходили и цари, и военные, и купцы. К кафтану сзади пристегивался «козырь» — высокий стоячий воротник. Этот козырь часто украшался жемчугом и золотым шитьем.
У людей более зажиточных покрывались шелковыми тканями и будничные одежды. Шелковые материи в старину более употребительные были дороги, киндяки, тафта дешевые виды , камки, бархат, атлас, объярь, алтабас и зарбев. Тогдашний вкус требовал самых ярких цветов, как на сукнах, так и на материи.
Черные и вообще темные цвета употреблялись только на печальных траурных или так называемых смирных одеждах. По понятиям века, ярких цветов платья внушали уважение, и потому цари приказывали начальствующим лицам в торжественных случаях, когда надо было действовать на народ, одеваться в цветное платье. Служилые люди во время какого-нибудь торжественного события, выходящего из повседневной среды, одевались в цветные одежды. На русских одеждах можно было встретить всевозможные цвета самых ярких оттенков, но преимущественно красные; из них особенно любили червчатый отлив красно-фиолетовый. Этот цвет был в таком употреблении, что один иностранец заметил, что все городские жители посадские носят платье такого цвета. Даже духовные особы носили рясы красных цветов. За красными цветами в числе более употребительных были цвета лазоревый, зеленый и вишневый, за этими следовали рудо-желтый, шафранный, лимонный, песочный, кирпичный, сизовый, сливный, маковый, таусинный, дымчатый, ценинный и прочее.
Из тогдашних шелковых материй самые ценные были бархат, атлас, алтабас и зарбев; последние два вида привозились с Востока и употреблялись на самые драгоценные одежды царей и знатных бояр. Золотное платье считалось атрибутом достоинства у бояр и думных людей, окружавших царскую особу, и когда принимали послов, то всем, не имеющим такого рода платьев, раздавали их на время из царской казны. Особенная драгоценность русских мужских нарядов заключалась преимущественно в нашивках, ожерельях, запястьях, кружевах и пуговицах. Нашивки, как сказано, делались всегда из материи, отличной от той, которая была на лицевой стороне всей одежды, например: при зеленом сукне нашивки красные; при красном или червчатом нашивки зеленые или голубые. Под цвет нашивок делались завязки и кисти, называемые ворворки. Нашивки, ожерелья и запястья у богатых унизывались жемчугом и драгоценными камнями, на ожерельях, кроме жемчуга и камней, всегда ставились золотые пуговицы, у бедных для них служили куски материи, а пуговки на ожерельях были из шелка или из пряжи. Кружева были разнообразны и носили по своим формам разные названия, например, кольчастое, коленастое, решетчатое, плетеное, петельчатое, цепковое; кружево окаймлялось бахромой.
Пуговицы у богатых делались иногда из жемчужин, и щеголи отличались тем, что каждая пуговица состояла из одной большой жемчужины; золотые и серебряные пуговицы носили разные названия по роду работы, как, например, канфаренные, сканные, грановитые, или по своей форме, как, например, грушевидные, остроконечные, прорезные, сенчатые, клинчатые, половинчатые, желобчатые. Случалось, пришивали вместо металлических пуговиц плетенные из канители и трунцала и хрустальные. Бедняки носили оловянные пуговицы таких же форм, как и богачи. Величина их была очень различна, например, иногда они доходили до размера яйца. Число их было чаще всего одиннадцать и двенадцать на одежде, иногда четырнадцать и пятнадцать; они пристегивались на нашивках. Только в тегиляе, как выше сказано, число их было значительно больше, но они были малы. Обыкновенно русские ходили без перчаток, и длинные рукава одежд заменяли их необходимость.
Только цари и знатные особы надевали персчатые рукавицы, и то преимущественно зимой от холода, а потому они у них были меховые или отсрочивались бобром. Зато и простые, и средней руки лица зимой надевали рукавицы; у небогатых они были кожаные, у более зажиточных суконные, цвета червчатого, зеленого и прочее, подложенные мехом. По величине одни назывались рукавицы, а другие — поменьше — рукавки. Ферязь Шуба Бекеша Все носили пояса, и считалось неприличным ходить без пояса. Кроме опоясок на рубахе носили пояса или кушаки по кафтану и щеголяли ими не меньше, чем нашивками и пуговицами. У небогатых людей пояса были дорогильные и тафтяные; но у богачей они делались из богатых материй и украшались разными драгоценностями. В старину наши князья оставляли пояса своим детям, как лучшую драгоценность.
Они делались полосатые, например, белые, с червчатыми и лазоревыми полосами поочередно, или, например, полосы червчатые, лазоревые и вишневые с золотом, и в каждой полосе своеобразные узоры: в одной змейки, в другой копытца, в третьей шильца. Пояса украшались золотыми и серебряными бляхами, которые назывались плащами, круглой, продолговатой, четырехугольной и многоугольной формы, с выемками по углам; между плащами накладывались другие металлические украшения, называемые переченки. На самих плащах чеканились разные фигуры, как то: звери, птицы, всадники, травы. Иногда на поясах вместо металлических плащей нашивались косые образцы из материи другого рода, чем сам пояс. К поясам приделывались крючья, которыми они застегивались. О величине поясов можно судить по тому, что у одного боярина в XVII веке был пояс длиной в пять аршин пять вершков и в шесть вершков шириной. Русская шапка была четырех родов.
Зажиточные люди, следуя восточным обычаям, укоренившимся в России, носили маленькие шапочки, называемые тафьями, прикрывавшие только макушку, расшитые шелками, а у богатых золотом и унизанные жемчугом. Их носили и в комнате, а царь Иван Грозный ходил в ней в церковь и за это поссорился с митрополитом Филиппом. Другой вид шапки, остроконечный, назывался колпаком. Богатые носили его из атласа, обыкновенно белого; по его краю пристегивался околышек, называемый ожерельем, унизанный жемчугом и золотыми пуговками, иногда с драгоценными камнями. Сверх того, на передней стороне колпака прикалывали золотую запону. Зимой такой колпак подбивался мехом, который заворачивался наружу широкой полосой. Эти колпаки делались с продольными разрезами спереди и сзади до половины; разрезы эти окаймлялись жемчужными нитями и застегивались пуговками.
Этой формы шапки носили и бедные мужики, из сукна или из войлока, зимой подбивая овчиной или каким-нибудь недорогим мехом. Третий род шапок — четырехугольная низкая шапка с меховым околышком из черной лисицы, соболя или бобра; летом этот околышек пристегивался для красоты, а зимой вся шапка была подбита мехом или хлопчатой бумагой. На ней делались также прорехи, как и на колпаке, с пуговками, по шести на каждой прорехе. Вершок ее был чаще всего суконный, вишневого, червчатого, зеленого и часто также черного цвета: избегая черного цвета на платьях, русские считали его приличным на шапках. Этого рода шапки носили дворяне, дьяки и бояре, когда не были в параде. Четвертый род шапок были так называемые горлатные шапки — исключительная принадлежность князей и бояр. Одинаковость одежды у всех сословий здесь имела границы.
По шапке можно было узнавать происхождение и достоинство. Высокие шапки означали знатность породы и сана. Как бы великолепно ни оделся посадский, он не смел надеть высокой шапки, и даже в самих колпаках, обыкновенной народной шапке, вышина соизмерялась со знатностью носившего шапку. Горлатная шапка делалась из драгоценных мехов с суконным верхом, а иногда с меховым. По своей фигуре она составляла противоположность колпаку, ибо кверху была шире, книзу уже. Спереди делалась прореха, окаймленная вдоль образцами или плащами с насечками. На одной стороне прорехи делались петли, густо обложенные жемчугом, изображавшие какую-нибудь фигуру, например, в виде змейки, львиной головки и прочее, на другой стороне прикреплялись золотые пуговки, иногда с драгоценными камнями в средине.
Во время парада боярин надевал тафью, на тафью колпак, а на колпак горлатную шапку. Также и в царских выходах царям подавались шапки с колпаком. Знатные люди считали приличием и достоинством своего сана кутать как можно больше голову и часто в комнате за нарядными столами сидели в своих тяжелых шапках. Когда они возвращались домой, то, сняв шапку, напяливали ее на болванец, расписанный нарядно иконописцами и составлявший украшение в доме. Обычай так закутывать голову поддерживался тем, что русские, по восточному обычаю, очень плотно стриглись, а иногда даже и брили себе головы. Только те, которые теряли родных или попадали в царскую немилость, отращивали на голове волосы в знак печали; без этого все старались стричься как можно плотнее и перед каждым большим праздником считали долгом непременно остричься. Зато все носили бороды, и чем борода была длиннее, тем осанка человека считалась почтеннее и величественнее.
Богатый человек холил ее, берег и расчесывал гребешком из слоновой или моржовой кости. При Василии Ивановиче начало было входить в обычай бритье бород, и сам великий князь последовал этому обычаю; но духовенство вопияло против него, и Стоглав предал неблагословению Церкви дерзавших отступать от дедовского обычая. Под влиянием Церкви борода долго сохранялась и почиталась необходимой принадлежностью человека, и если у кого от природы не росла борода, к тому имели недоверие и считали его способным на дурное дело. Различные виды традиционной русской обуви Девушка в рубахе. XVII в. В довершение блеска своих одежд русские украшали уши серьгами или одной серьгой и вешали на шею драгоценные золотые или позолоченные цепи, а к самим цепям прикрепляли кресты, и такие цепи передавались вместе с крестами от родителей к сыновьям как залог благословения. Также цари жаловали ими своих приближенных.
Иногда они были так массивны, что весили до двух фунтов. На пальцы русские надевали множество перстней с алмазами, яхонтами, изумрудами и сердоликами, с вырезанными на них печатями; можно было встретить перстни в золотых ободочках и с железной печатью. В старину не было наследственных и гербовых печатей; всякий делал себе произвольно по вкусу на перстнях печати. Кроме перстня с печатью на руках у русского было еще их несколько с камнями, так что иногда трудно было разогнуть пальцы; обилие камней в старинном русском туалете не должно изумлять читателей, потому что по большей части эти камни были низкого достоинства, так называемое, по тогдашнему образу выражения, плохое каменье, да и люди с состоянием часто платили хорошие деньги за дурные камни, потому что не умели распознавать их достоинства. Для утирания носа русские носили платки, которые у зажиточных делались из тафты и отстрочивались золотой бахромой, но их хранили не в карманах, а в шапках, и когда сидели в гостях, то держали в руках шапку, а в ней платок.
На Руси мужчины носили пояса. У богачей пояса были шелковые и плетеные золотом и серебром, бархатные и кожаные. Их украшали драгоценными камнями и жемчугом.
При поясе висели капторги застёжки и калита кошелёк. Крестьяне носили кушаки, которые складывались в несколько раз. Они были шерстяными, шелковыми, а иногда переплетались золотом и серебром ну это уже у зажиточных людей. Концы кушаков всегда свешивались спереди. За кушаками и поясами по азиатскому обычаю висели кинжалы и ножи, а также топоры. Перчатки и рукавицы были в ходу у всех жителей России. Длинные рукава заменяли рукавицы. Русские цари носили короткие рукавицы — перчатки в основном только во время холодов.
От царей перчатки перешли к боярам и далее вниз по социальной лестнице. Маленькие рукавицы звались рукавками. Непременным элементом одежды русского человека была шапка. Она была четырёх родов. Люди зажиточные носили маленькие шапочки, называемые тафьями, которые прикрывали одну только маковку. Такие шапочки расшивали шелком, золотом и жемчугом. Знатные особы дома носили ермолки и фески. По преданию в ермолке в церковь ходил сам царь Иван Грозный, за что постоянно получал замечания митрополита Филиппа.
Другой вид шапки, остроконечный, назывался колпак. Богачи делали колпаки из атласа, на околышек нанизывали жемчуг. На передней стороне колпака прикалывали золотую запонку. Зимой такой колпак подбивался мехом, который заворачивался к верху и наружу широкой полосой. Такие колпаки делались с продольными разрезами спереди. Разрезы украшались жемчужными нитями и застёгивались пуговицами. Небогатые крестьяне носили колпаки из сукна или войлока, зимой подбивали овчиною или каким-нибудь дешевым мехом. Третий род шапок был — четырёхугольная низкая шапка с меховым околышком из черной лисицы, соболя или бобра смотря по деньгам.
Летом околышек пристёгивался для красоты, а зимой вся шапка была подбита мехом. На ней делались прорехи с пуговками по шести на каждой прорехе. Такие шапки носили дворяне, бояре и дьяки. Четвертый вид шапок назывался горлатными шапками. Их носили только князья и высшая знать. По шапке можно было определить принадлежность человека к социальному слою. Отсюда пошла и поговорка: «По Сеньке и шапка». Высокие шапки означали знатность породы и положение в обществе.
Так что, как бы не одевался посадский человек, купец или крестьянин, он не смел надеть высокой шапки. Даже высота колпака соизмерялась с достоинством рода и богатством.
Ергак — шуба из шкур жеребят, шерстью вверх, носимая кочевниками, а иногда спортсменами. Зепь — карман перс. Зипун — в XVI веке узкая длинная одежда вроде кафтана, длиною ниже поясницы, иногда до колен и даже до икор. Зипун надевался поверх сорочки и застегивался на пуговицы числом от 11 до 16. У людей простых и небогатых зипуны делались из крашенины, зимние из сермяги; у людей состоятельных — из легкой шелковой материи. Зипуны носили все классы населения. Поверх зипунов надевали кафтан или ферязь тат.
Кабат — широкая рубаха с короткими рукавами, употреблявшаяся в XVII столетии. Казакин — мужское верхнее платье в виде кафтана на крючках, со сборками сзади татар. Карман — сев. Однако, по мнению В. Радлова, это слово заимствовано северными тюрками из русского языка. Кафтан, кавтан, ковтан — в XVI столетии верхняя одежда, длиною до пят или только до икр, с чрезвычайно длинными рукавами, достигавшими до земли; концы рукавов заменяли собою перчатки. Кафтаны застегивались на груди или нашивными петлями и пуговицами, или чаще завязками. Нижняя часть разреза у кафтана всегда оставалась незастегнутой. Кафтаны в старину носили все, начиная от царя и кончая простым крестьянином.
Русские кафтаны отличались от татарских тем, что запахивались не на левую, а на правую сторону. Кафтаны делались из разнообразных тканей и надевались или прямо на зипун или на фарязь тур. Куртка — по объяснению проф. Эрдмана, персидское слово курта и куртек , означающее короткое платье с рукавами, простирающимися до локтей, надевавшееся на голое тело. Кушак — пояс из широкого и длинного куска материи. В старину при кушаке носили нож, иногда кинжал или нож и ложку тур. Охабень — верхняя одежда русских бояр в виде кафтана с четырехугольным меховым воротником и прорезами под рукавами. Это слово Эрдман сближает с арабским каба, которые у современных арабов называется мужское платье с рукавами, а у персов — длинная мужская одежда, род кафтана. Очкур — пояс, шнурок, стягивающий штаны, шаровары тур.
Плащ — перс. Сарафан — в старину был одеждой одинаково как женской, так и мужской. В 1378 году русские воины ездили за р. Пьяной, «порты своя с плеч спустя ездяху в охабнех и сарафанах , а петли растегав, аки росплели бяше бо им варно бе со в то время знойно». В XIX столетии сарафаны сохранялись в деревенском быту, будучи одеждой крестьян. Это было длинное платье без рукавов или с вшитыми рукавами из бельевой ткани, с застежками спереди с наплечьями и с пояском. Название сарафан — персидское «сарапа», что буквально означает «с головы до ног», а в переносном смысле — почетную одежду. Татаур — ременный пояс с металлическими наконечниками, вроде употребляемых монахами и послушниками монгольское татаур — вообще «застежка, пояс». Терлик — верхняя одежда, похожая на узкий кафтан только с перехватом, с короткими петлями и короткими рукавами.
Терлики носили князья, цари и придворные. Шились они из бархата, сукна и камки на подкладке и на меху. Упоминаются в 1486 г. У татар до последнего времени терликом называлась одежда, которую они носили под халатом. Это слово известно монголам и персам: у монголов терлик означает халат, верхнюю одежду, у персов тирлик или дирлик означает платье с короткими рукавами, открытое спереди. Тесьма, тесма, тесмяк — в старину опояска вроде пояса с пряжкою и крючком на концах. Теперь тесьма — узкая тканая или плетеная полоска, употребляемая для связи, скрепления чего-либо, а не для украшения, как лента тат. Тулуп — долгополая меховая шуба, преимущественно овчинная, обычно не крытая сукном тюрк. Ферязь — верхняя одежда, надевавшаяся в старину как и кафтан, на зипун.
Название этой длинной одежды арабское фараджийя , которое перешло к нам в XVI веке от турок. Последние словом ферадже называли верхнюю накидку женщин, а также верхнюю одежду ученых богословов. Халат — широкая и длинная одежда, весьма распространенная у многих восточных народов. Слово это арабское, означающее почетное платье, жалуемое правителем хильат , происходит от глагола халаа, что значит «снял, скинул», и указывает на обычай дарить одежду, снятую с себя, со своего плеча. В современном персидском языке халат — «почетная одежда, жалованное платье». Чапан, чепан — верхняя длинная крестьянская одежда, надеваемая в дорогу поверх другой одежды тат. Чекмень — верхняя кавказская мужская одежда, вроде казакина тат.
Поиск ответов на кроссворды и сканворды
- Короткий кафтан
- Как одевались на Руси
- Верхняя мужская одежда у русских - кафтан, зипун и другие : russkie_kostumy — LiveJournal
- «Мы были, есть и будем». Какие секреты таит национальный чувашский костюм
- Красавицы в шлемах
Старинная русская одежда, род короткого кафтана, 7 букв
а, последняя - к). Это короткий кафтан, который дополнен на поясе кушаком. короткий татарский кафтан, застегивающейся на крючки. короткий татарский кафтан, застегивающейся на крючки. род короткого кафтана, употреб. у татар.
Толковый словарь Ушакова
- Вид кафтана в старину 7 букв сканворд
- Читайте также
- НАЙТИ в блоге:
- В старину род короткого кафтана
- Вопросы кроссворда
- Старинная русская одежда
Как одевались на Руси
Самый обыкновенный и повсеместный вид этого рода одежды был кафтан, достигавший до пят или же только до икр, чтобы оставлять напоказ раззолоченные сапоги. Род короткого кафтана в старину. 'Старинная русская одежда, род короткого кафтана': ответы и похожие вопросы из кроссвордов и сканвордов. Она содержит WOW Guru В старину: род короткого кафтана ответы и помощь, что вам может понадобиться. 5. Род кафтана у народов Кавказа. 6. Кафтан на Печорине. 7. Короткий кафтан старинный. В старину: род короткого кафтана Ответы на кроссворды и сканворды 7 букв.
Словарь устаревших слов
а, последняя - к). короткий татарский кафтан, застегивающейся на крючки. Род кафтана застегивающегося спереди крючками употребляется на Востоке.
Вид кафтана в старину 7 букв сканворд
Шармейн Уиллис получает финансирование от Университета в Олбани, который является внутренним, но также и от закона Олбани, который является внешней организацией. Виктор Асал получает финансирование от Университета в Олбани, который является внутренним, а также от Олбани, который является внешней организацией. Люси Соренсен и Мелисса Л. Брегер не работают, не консультируются, не владеют акциями и не получают финансирование от какой-либо компании или организации, которая получит выгоду от этой статьи, и не раскрывает никаких соответствующих связей помимо их академического назначения. В году только три страны — Италия , Япония и Маврикий - запрещены телесные наказания в школах.
Старинная верхняя мужская одежда, кроем напоминающая короткий кафтан, поддевку. Старинная русская одежда, род короткого кафтана. Старинный кафтан.
Словарь адресован широкому кругу читателей, интересующихся русской классической литературой. Тюркизмы в русском языке архалук архалуг м устар. Радлов архалых аз. О словаре Под тюркизмами в лингвистике понимаются слова, пришедшие в русский язык в том числе древнерусский, славянский из других тюркских языков, как напрямую, так и опосредовано. Основными источниками опосредованных тюркизмов являются персидский и арабский язык. В словаре приведены тюркизмы домонгольского периода 12 в. В словарь также включены тюркизмы с неопределенным периодом заимствования и западноевропейские тюркизмы, пришедшие в русский язык из тюркских языков с Запада. Энциклопедический словарь мужская и женская верхняя распашная одежда у народов Кавказа. О словаре Энциклопедический словарь — справочный словарь, статьи которого содержат более полное, в сравнении с обычным словарем, описание данного термина или определения. Энциклопедический словарь может быть общим или специализированным, освещающим определенную дисциплину или область знаний, например, медицину, искусство, астрономию, историю. Сведения в словаре могут быть сосредоточены вокруг конкретной этнической, культурной или академической перспективы, например, Военно-исторический энциклопедический словарь России, Словарь наук и так далее. Энциклопедические словари, как правило, содержат в себе иллюстрации, карты и другой наглядный материал. В старину: род короткого кафтана.
Старинная одежда кафтан. Древняя одежда кафтан. Зипун 14 века русский. Мужской зипун 14-16 век. Кафтан мужской 14 век. Армяки 19 век. Кафтан армяк. Кафтан терлик. Терлик одежда на Руси. Терлик кафтан Московской Руси. Кафтан зипун русский народный. Народная мужская одежда зипун. Солнцев Боярская одежда 17 века. Зипун 17 века в России. Мужская мода при Петре 1 камзол. Камзол Петра 1 в Эрмитаже. Мода Петровской эпохи кафтан. Кафтан на Руси. Кафтан 9-10 век Русь. Крестьянский зипун 17 век. Охабень одежда на Руси. Охабень бояр 17 века. Что такое ферязь в древней Руси. Казакин кафтан казачий. Кафтан из Гнездово. Поповский кафтан. Кафтан крестьянина 17 век. Кафтан Новгород 14 век. Русский народный костюм зипун. Зипун Московская Русь 14 век. Зипун на Руси в 17 веке. Кафтан русского мужика 17 века. Кафтан на пуговицах на Руси. Боярская одежда 16 кафтан. Мужская одежда кафтан русский Боярская. Боярская одежда 16-17 века. Боярская одежда древней Руси. Одежда бояр, царей 16-17. Зипун для старообрядцев. Поверх рубахи обычно надевали зипун. Поддевка 19 век. Поддевка мужская 19 век. Распашной кафтан. Армяк 19 века. Кучерский армяк. Кафтан одежда на Руси.
Старинная русская одежда, род короткого кафтана, 7 букв
Людей у Мардария Аполлоныча множество, и все одеты по-старинному: в длинные синие кафтаны с высокими воротниками. Тургенев, Два помещика. Алексашка, в преображенском, ловко затянутом шарфом, тонком кафтане, в парике, --- стоял у горячей кирпичной печки. Толстой, Петр Первый. Термин появился в русских письменных источниках в XV веке.
Пояса были необходимым элементом мужского и женского костюмов во всех вышеперечисленных комплексах. Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению будничная, праздничная, свадебная, траурная , возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора вышитых и вытканных узоров , применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны. После петровских указов русский дворянский и городской костюмы подверглись европеизации. Изменились и эстетические представления о красоте человека. Хранителем же народного идеала и костюма оставалось русское крестьянство. Трапециевидный или прямой монументальный силуэт, основные виды кроя, живописное декоративное и цветовое решение, головные уборы Древней Руси бытовали в крестьянской среде вплоть до XVIII — XIX вв. Народный костюм так же был двух основных типажей: северный и южный. В центральной России носили одежду близкой по характеру к северному, хотя и южная русская присутствовала... Русский национальный костюм стал менее распространен после того, как царь ПетрI в 1699 году запретил ношение народного костюма для всех ,кроме крестьян, церковных служителей. Однако я бы немного уточнила: Петр 1 ввел указ на ношение европейского костюма для городских жителей-мещан,а вот народный костюм не тронул. Но сама мода на народное в России сохранялась всегда особенно в моде у горожан и богатых сословий народная одежда ярко проявилась в конце 19-начале 20 веков и сохраняется по сей день. С этого момента можно считать, что одежда стала по сути своей двух видов: городской костюм и народный. Старинная русская одежда представляет с первого вида большую сложность и разнообразие, но, присмотревшись к частям её, легко узнать во множестве наименований больше сходства между собою, чем отличия, которое преимущественно основывалось на особенностях покроя, к сожалению теперь мало понятных для нашего времени. Вообще одежда была одинакова по покрою как у царей, так и у крестьян, носили одни и те же названия и отличалась только степенью убранства. Обувь простого народа была — лапти из древесной коры- обувь древняя, употребительная во времена язычества преимущественно до 17 в. Кроме лаптей из коры, носили башмаки, сплетенные из прутьев, лозы, некоторые же носили подошвы из кожи и подвязывали их ремнями, обмотанными вокруг ноги. Обувь людей с достатком составляли сапоги, чоботы, башмаки и четыги. Все эти виды делались из телячьей кожи, из юфти, у богатых из персидского и турецкого сафьяна. Сапоги носились до колена и служили вместо штанов для нижней части тела, и для того подкладывались холстиною, их снабжали высокими железными подборами и подковами, со множеством гвоздей по всей подошве, у царей и и у знатных лиц эти гвозди были серебряные. Чоботы были полусапожки с остроконечными загнутыми вверх носками. Башмаки носили и мужчины и женщины. При сапогах и чоботах носили чулки ,шерстяные или шелковые,а зимою подбитые мехом. Посадские жены носили так же большие сапоги до колен, но дворянки ходили только в башмаках и чоботах. Бедные крестьянки ходили, как и их мужья, в лаптях. Все виды обуви были цветными, чаще всего красными и желтыми, иногда зеленые, голубые, лазоревые, белые, телесного цвета. Они расшивались золотом, особенно в верхних частях- голенищах, с изображением единорогов, листьев, цветов и проч. И унизывались жемчугом, обычно женские башмаки украшались так густо, что не видно было сафьяну. В зажиточных русских домах обувь вообще делалась дома. Для этого держали в дворе знающих холопов. Русские люди любили красные рубахи и считали их нарядным бельем. Рубаха шились широкие и не очень длинные, опускались сверх исподнего платья и подпоясывались низко и слабо узким пояском- опояском. В рубахах под мышкою делались треугольные вставки из другого полотна , расшитого пряжей или шелком, или же из цветной тафты. По подолу и по краям рукавов рубахи отделывались тесьмой, которая была расшита золотом и шелком, шириною пальца в два. У знатных и богатых людей была расшивка так же на груди и по основанию рукавов. Такие вышитые рубахи назывались пошевными. В рубахах особое внимание обращалось на воротник, который выпускался из под верхних одежд и окружал высоко затылок. Подобный воротник назывался ожерельем. Это-то ожерелье ,собственно, в старину называлось рубашкою, но в 17 веке называть стали его сорочкою, а рубашкою или рубахой, к которой оно пристегивалось. Штаны или порты шились без разрезов, с узлом, так, что посредством его можно было делать их шире или уже. У бедных они были из холста, белого или крашенного, из сермяги — грубой шерстяной ткани, а у зажиточных из сукна, летом богатые надевали тафтяные штаны или из шелковой материи. Штаны по длине достигали только до колена, шились с карманами, называемые зепью, и были разных расцветок и красные в том числе.
На этой странице мы разместили для вас WOW Guru В старину: род короткого кафтана ответы, читы, пошаговые руководства и решения. Каждый ребенок может играть в эту игру, но далеко не каждый может пройти все уровни собсвенными силами. Вы должны быть гением, чтобы не застрять.
Зипун, камзол, кафтан, кокошник, Жупан, Шушун. Кафтан одежда в древней Руси. Что такое зипун в древней Руси. Зипун мужской в древней Руси. Одежда 16 века зипун кафтан. Зипун кафтан мужская народная верхняя одежда. Зипун и кафтан древней Руси. Старинная мужская одежда кафтан. Старинная мужская верхняя одежда. Ферязь 17 века. Ферязь одежда на Руси. Ферязь одежда в древней Руси. Кафтан в старину. Старинная одежда зипун. Кафтан на Руси в старину. Одежда Порты и кафтан. Становой кафтан-зипун. Камзол мужской при Петре 1. Кафтан и камзол при Петре 1. Камзолы 18 века мужские Петр 1. Камзол это в древней Руси. Зипун одежда древней Руси. Зипун крестьянина 19 века. Русская зимняя одежда мужская. Зимняя одежда на Руси. Полукафтан 19 век. Кафтан 17 век. Парчевой кафтан. Кафтан русский мужской 18 века. Кафтан Русь 17 век. Кафтан 16 века Русь. Армяк одежда в древней Руси. Кафтан Гнездово. Русский национальный костюм зипун и кафтан. Рубаха косоворотка 16 век. Рубаха косоворотка 17 век. Рубаха косоворотка 19 века. Рубаха косоворотка донских Казаков. Бешмет татарский мужской. Бешмет 17 век Северный Кавказ. Казакин татарский. Кафтан бешмет. Боярский кафтан 17 века России. Зипун у бояр. Кафтан боярина 17 века. Кафтан 17 века Московская Русь.