Главная» Славянские праздники» Праздник Комоедица. Сегодня Масленицу помнят и любят многие наши соотечественники. По Указу Петра I празднование Масленицы именовалось "Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор" и имело целью развлечения, питейные увеселения, карнавальные действа и так далее. Комоедица — один из древнейших славянских праздников.
Когда отмечают Масленицу
- Комментарии в эфире
- СЛАВЯНО-АРИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ. КРАСНОГОРЪ. МАСЛЕНИЦА: cycyron — LiveJournal
- Ярилины дни. Комоедицы. Приход Весны-Весты. Масленница.
- Масленица-комоедица |Традиции
- Народное гулянье «Масленица Комоедица»
- Обряды в Солнечный Излом
Весеннее равноденствие у славян - Комоедица (Масленица)
На протяжении многих веков Масленица сохраняла характер народного гулянья, сопровождавшегося пиршествами, играми, катаньем на санях с гор, быстрой ездой на лошадях». Настоящая русская Масленица — это обрядово-астрономический праздник. Он отмечается строго с 21 марта по 28 марта и приурочен к дню весеннего равноденствия. До прихода христиан и насильственного крещения Русь являлась сильным светским по современным меркам государством. Никакой религии на нашей Родине не было. Было почитание русских великих предков, которые являлись детьми Богов. Такими же детьми являемся и мы — современные русские люди. Поэтому нам не нужно ходить в церкви, мечети и синагоги. У каждого из нас есть дома семейные фотографии: наши предки — это и есть наши настоящие боги. Его возраст оценивается учёными в 7 — 8 тысяч лет.
Это олицетворение солнца", — объяснил психолог Дмитрий Сорока. Однако фольклористы говорят, что выпекание блинов было связано не со встречей весны, а с культом предков. Блины едят на поминках. Потому что это самая древняя еда, самый древний вид хлеба — лепешка", — отметила руководитель фольклорного ансамбля "Кудели", педагог школы русского фольклора "Самовар" Алина Духно. История блинов Долгое время археологи были уверены, что первый блин испекли в V веке до нашей эры. Кулинарные рецепты лепешек на закваске из пива нашли на стене одного из храмов в древнеегипетском городе Абидос. Однако в 2021 году ученые заявили: пиво и блины старше как минимум на два тысячелетия. Археологи обнаружили в Абидосе пивоварню, построенную пять тысячелетий назад.
В глиняных сосудах одновременно готовилось более 22 тысяч литров пива.
Время господствования женских энергий начинается с 21 сентября — когда ночь становится равна дню, а затем побеждает его. Начинается этот период с великих праздников урожая и почитания предков, на которых женское начало проявляется и чествуется в образе щедрой, доброй и величественной Матери, а заканчивается ровно через полгода — 21 марта на день весеннего равноденствия, когда традиционно праздновали Масленицу, то есть провожали Зиму и встречали Ярилу солнечного юношу, несущего Весну. Именно Зиму или Марену сжигают в виде чучела в этот день, когда женские энергии в образе уже злобной дряхлой Старухи уступают время энергиям мужским. Художник: Семен Кожин. Проводы зимы. Также принято было на Масленицу относить первые блины в лес. По разным трактовкам они предназначались в дар Медведю древнее наименование — «ком» , лешему, или вообще силам леса.
Отсюда другое название Масленицы — Комоедица и правильное звучание поговорки «первый блин — комам», не имеющей ничего общего с неумелостью хозяйки. Разные исследователи немного расходятся в датах — относились ли блины в лес непосредственно на Масленицу в день весеннего равноденствия 21 марта, или чуть раньше и если раньше то насколько — за неделю? За 3 дня? За 1 день? Как бы то ни было обряд принесение дара Лесу или Хозяину Леса можно считать неотъемлемым атрибутом праздника Масленицы.
И всё. Ни праздника, ни концов его, никаких «комов», связи с «блин комом» — ничего это нет! По мнению эксперта, в придуманную «комоедицу» чаще всего верят недавно подключенные к неоязычеству люди: «Всё это от неофитов. Откуда они взяли свои «русско-арийские веды» — неизвестно.
Комоедица — встреча весны. Славянские традиции
Масленица - один из самых древних славянских праздников, проводы зимы и встреча весны: со своими традициями, приметами и, конечно, угощением. История Масленицы Конечно, раз на Масленицу мы встречаем весну, то и кушание символично - блины напоминают формой солнышко. Хотя изначально праздничным угощением были не они, а пряники и кисель. И тогда Масленица называлась Комоедицей, от слова, которым тогда называли медведя - "кома". Отсюда и присказка "Первый блин комом", только смысл был не в испорченном или неудачном блине, а в том, что первое угощение приготовляли для медведей, этих животных считали одним из воплощений бога плодородия и покровителя скота Велеса. Задобришь его, он и ускорит приход весны.
Кроме Велеса, наши предки почитали Ярило — славянского бога весеннего Солнца. В его честь пекли круглые лепешки и поджигали чучело — Мару. Этот обряд символизировала смерть и рождение природы.
Круглые и румяные, они символизировали весеннее солнце, проснувшееся после зимы. Смазывание поверхности блина маслом имело ритуальное значение — таким образом наши предки задабривали светило и просили его быть благосклонным к людям и урожаю. Блины пеклись и поедались в невероятных количествах, но это не имело отношения к чревоугодию и праздничному разгулу. Изначально обильное застолье было неразрывно связано с культом предков. Считалось, что, насыщая себя, люди помогают передать яства и напитки в загробный мир, угощая умерших. Никто не хотел, чтобы его пращуры в праздник оставались голодными, поэтому все ели на Масленицу как никогда старательно. После пира наступало время массовых гуляний, в основе которых, опять же, лежали сакральные принципы.
Все затеи, будь то хороводы или обливания талой водой, имели особый смысл и посвящались Велесу, весне и будущему урожаю. Точно так же как на Ивана Купала на Масленицу прыгали через костер и пели песни, посвященные пробуждению природы. Огромные горки для катания, которые строили для Масленицы, поражали воображение иностранцев Как и в Купальскую ночь на Масленицу парни и девушки искали себе пару. Чтобы в толпе гуляющих свободная молодежь могла друг друга узнать, на руку повязывалась лента или шнурок. Чествовали в этот праздник и тех, кто уже нашел свое счастье и создал семью в минувшем году. Кульминационным моментом Масленицы был обряд пробуждения кома от зимней спячки. Для этого мужчину наряжали в медведя, облачая в шкуру или обвязывая соломой и помещали в «берлогу», построенную из веток. Изображавший зверя притворялся спящим, а празднующие водили вокруг хороводы и пели песни. Пробуждение кома-«хозяина» начиналось после того, как присутствующие начинали бросать в него снежки. Но для начала основного представления на ряженого должна была залезть девушка и попрыгать на нем.
Третье - смысл. Христианская "масленница" не имеет совершенно никакого исторического или сакрального смысла, это только "неделя перед началом Великого поста". Тогда как языческая Комоедица - это по сути языческий праздник Нового лета. Значение его огромно. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому.
В эти дни считалось, что олицетворение солнца-мальчика Коляда становится солнцем-юношей Ярилой. Он въезжает в деревни на белом коне, являя собой весеннюю страсть и молодецкую удаль.
Первоначально же праздник назывался Комоедица и отмечался, как я уже упоминала, в день весеннего равноденствия 20 или 21 марта по современному календарю , после которого день ачинает становиться длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога: приносили "блинные жертвы" великому Медовому зверю. Древние славяне называли медведя ком отсюда - «первый блин комам», то есть медведям. Первый масленичный блин полагалось относить в лес. В этот день на столы выставлялись не только блины, но и блюда, до которых мишка считался большим охотником — гороховые каши и овсяные кисели.
Жители таежные считали, что после трапезы нужно обязательно поспать или хотя бы с полчаса неподвижно полежать, имитируя зимнего мишку. После этого надо было от души потянуться, встряхнуться и поздороваться с весенним солнышком со всей доступной сердечностью... Таким образом. Христианская "масленница" совершенно не имеет никакого библейского или сакрального смысла, это только календарная "неделя перед началом Великого поста".
Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы
Масленица — не то же, что неоязыческая «комоедица»: мнение | Комоедица – это славянский праздник в честь Дня весеннего равноденствия (20 марта). |
Как отметить Масленицу так, чтобы не было стыдно за блинное обжорство | Следовательно, известная пословица звучала как "первый блин комам", а Масленицу называли "комоедицей". |
Славянская Комоедица – древний праздник взаимодействия человека с богами или предками, которые радовались вместе с потомками приходу весны, наступлению теплых солнечных дней и окончанию зимы. |
Комоедица — встреча весны. Славянские традиции
Согласно ей, Комоедица (или Комоедицы) – славянский праздник, во время которого встречали Весну, начинали полевой новый год и почитали местного славянского Медвежьего бога. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. В середине XVIII века российский историк Василий Татищев заявил, что Масленица родилась из древнеславянского ритуала Комоедица. день весеннего равноденствия. Праздник Комоедица был одним из самых важных для славян, а потому церковь так и не решилась искоренить его полностью из жизни людей. Масленица на Руси была своего рода литургией, только в роли бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.
Масленица 2024 г.
Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013 Всеми мы с детства слышали фразу:"Первый блин комом", А что она обозначает? Вовсе не то, что мы думаем! Комом наши славянские предки звали. Это самый главный зверь для славян- хозяин! И именно ему отдавали первый блин наши предки. Комоедица — один из древнейших языческих славянских праздников.
Комоедица длилась две недели. Празднование начиналось за неделю до Дня весеннего равноденствия и длилось еще неделю после. Славянская Комоедица — это «предок» Масленицы.
После принятия христианства Комоедицу постепенно «сдвинули» к началу весны и стали праздновать перед Великим постом. Название «Масленица» связано с тем, что в последнюю неделю перед Великим постом нельзя есть мясо, но еще можно — рыбу и молочные продукты, в том числе сливочное масло. Главным блюдом Комоедицы был блин, который в славянской языческой традиции символизировал солнце, сообщает. В День весеннего равноденствия почитали «медвежьего бога». Утром, до завтрака торжественной процессией славяне ходили в лес и раскладывали по пенькам праздничные блины.
В северных регионах, там, где зима особенно сурова, люди старались не гневить её. Потому во время празднования Комоедицы зажигали простые костры, но не создавали образ грозной Богини. И если в православной Масленице все празднования завершаются сожжением чучела, то на Комоедицу после обряда Весеннего Равноденствия все только начинается: поедание блинов, поминание предков, заклички весны, игры и забавы. Была еще одна милая традиция — выпекание печенья в виде жаворонков. Знаете такую? По традиции печенье это ели сами и обязательно угощали им птиц.
Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013 Всеми мы с детства слышали фразу:"Первый блин комом", А что она обозначает? Вовсе не то, что мы думаем! Комом наши славянские предки звали. Это самый главный зверь для славян- хозяин! И именно ему отдавали первый блин наши предки. Комоедица — один из древнейших языческих славянских праздников.
Масленица — не то же, что неоязыческая «комоедица»: мнение
Если соединить начала двух слов МАСленица и КОМоедица, то также можно увидеть адрес Святой НЕВЕСТЫ-иеРУСАлима – МАС-КОМ – МОСКWА. Вероятно, с празднованием славянской Масленицы также связан праздник Комоедица, который до сих пор существует в Белоруссии. В языческой Руси масленичная седмица, начинавшаяся в день весеннего равноденствия, стала наследницей более древней славянской Комоедицы, связанной с культом просыпавшегося весной медведя и получившей название от печеных комов из гороховой муки.
Откройте свой Мир!
Другими словами, после принятия христианства Комоедицу заменили Масленицей. Основной целью славянского праздника является физическое и духовное очищение от всего плохого. Масленица — древнейший славянский праздник, который знаменует переход в другое время — время Весны. Согласно ей, Комоедица (или Комоедицы) – славянский праздник, во время которого встречали Весну, начинали полевой новый год и почитали местного славянского Медвежьего бога. Этот славянский праздник Комоедицы начинается с поминок. Славянская Комоедица — это «предок» Масленицы. Главным днём в недельной Масленице является древнейший праздник — Комоедица.
Комоедица с 20 марта: как пообщаться с предками и получить поддержку рода в славянский праздник
С этого дня светлое время суток увеличивалось, снег таял, и в скором времени начинались полевые работы. Комоедица длилась две недели. Празднование начиналось за неделю до Дня весеннего равноденствия и длилось еще неделю после. Славянская Комоедица — это «предок» Масленицы. После принятия христианства Комоедицу постепенно «сдвинули» к началу весны и стали праздновать перед Великим постом.
Название «Масленица» связано с тем, что в последнюю неделю перед Великим постом нельзя есть мясо, но еще можно — рыбу и молочные продукты, в том числе сливочное масло. Главным блюдом Комоедицы был блин, который в славянской языческой традиции символизировал солнце, сообщает. В День весеннего равноденствия почитали «медвежьего бога».
Масленица у древних славян всегда приходилась на день весеннего равноденствия, а именно 20 марта март, кстати, тогда назывался Сухый или Зимобор. Комоедица шумно и весело праздновалась почти повсеместно. В некоторых местах она даже считалась временем начала года в других регионах Новолетие праздновали в сентябре, на Осеннее Равноденствие. Несмотря на то, что многие из традиций празднования Комоедицы церковь считала греховными например, выступление ряженых или состязания зимоборы , славяне так их любили, что они сохранились и в православной Масленице. Перед старославянской Масленицей, как и перед другими важными праздниками, хозяйка обязательно наводила порядок в доме. Девушки делали домашнюю куклу Масленицу, а прошлогоднюю куклу сжигали в печи.
Богиня Морена у славян прежде всего олицетворяла смерть. Но Мара в русской традиции благородна и мудра. Она не убивала людей ради собственных амбиций. Она просто выполняла свою работу. Все собранные души она переносила в Навь, после чего те могли переродиться в новых телах. Поэтому на похоронах славяне старались задобрить Морену, дабы та потом провела усопшего к лучшей жизни.
Великая Мара-Морена, Богиня Зимы. Попова-Гамаюн Где живет Богиня зимы и смерти Мара-Морена В преданиях сказано, что крепость Морены состоит из бесчисленного количества зеркал. Единственный путь в нее лежит через Калинов Мост, перекинутый над Смородиной-рекой. А ее покой охраняет ужасный монстр — многоглавый змей-дракон. Я вспомнила сказку Андерсена «Снежная королева» и тему зеркал, не ее ли, славянскую Морену, описывает Андерсон? Морене устраивались пышные похороны!
Её везли на «семидесяти семи санях» в гости к «честному Семику» — богу огня Семарглу 7 — его священное число. И как не почтить богиню, с которой каждому из участников обряда когда-нибудь придётся встретиться. Интересно, что, согласно одной из версий, повелительница смерти родилась из искры, упавшей из священного камня Алатырь. Таким образом, ее отцом был сам Сварог — владыка великого молота и всего живого. Умирает она тоже в огне и огненной птицей взмывает в небо, в свои небесные чертоги. Сжигание Масленицы в Абрау-Дюрсо.
Попова-Гамаюн Приход большого огня Тема прихода большого огня постоянно обыгрывается в эти дни. В течение праздника жгли костры, прыгали через них, как будто купаясь в огне, а после обязательно умывались снегом или талой водой. Обращались к Семарглу, чтобы он «зажёг снега». Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца. Затем, вооружившись горящими головнями, шли «будить медведя». В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя.
Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья. Попова-Гамаюн Масленичная неделя Каждый день масленичной недели имеет свое название и уникальный смысл, связанный с темой рода, а точнее его продолжения — сваты, смотрины, присмотр невест, знакомство с родней. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству для того, чтобы вскоре начать тему свадеб. Даже кулачные бои и игры «стенка на стенку». Молодые люди показывали свою удаль и стать, красуясь перед девушками и невестами.
Чучело Масленицы, декорированное в стиле росписи Гжель.
Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. Первоначально, со времен дохристианских т. Комоедица — один из древнейших языческих славянских праздников. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога: приносили "блинные жертвы" великому Медовому зверю. Древние славяне называли медведя ком отсюда - «первый блин комам», то есть медведям. Третье - смысл. Христианская "масленница" не имеет совершенно никакого исторического или сакрального смысла, это только "неделя перед началом Великого поста".
Красногор, Масленица (Комоедица)
Точно так же как на Ивана Купала на Масленицу прыгали через костер и пели песни, посвященные пробуждению природы. Огромные горки для катания, которые строили для Масленицы, поражали воображение иностранцев Как и в Купальскую ночь на Масленицу парни и девушки искали себе пару. Чтобы в толпе гуляющих свободная молодежь могла друг друга узнать, на руку повязывалась лента или шнурок. Чествовали в этот праздник и тех, кто уже нашел свое счастье и создал семью в минувшем году. Кульминационным моментом Масленицы был обряд пробуждения кома от зимней спячки. Для этого мужчину наряжали в медведя, облачая в шкуру или обвязывая соломой и помещали в «берлогу», построенную из веток. Изображавший зверя притворялся спящим, а празднующие водили вокруг хороводы и пели песни. Пробуждение кома-«хозяина» начиналось после того, как присутствующие начинали бросать в него снежки.
Но для начала основного представления на ряженого должна была залезть девушка и попрыгать на нем. Задачей проснувшегося медведя было догнать «обидчицу», бегавшую внутри большого хоровода и шутя «задушить». Кулачные бои были важной частью празднования Масленицы даже в начале XX века После пробуждения импровизированного медведя начинались массовые игрища. Если снега было достаточно, парни устраивали штурм снежной крепости, которую обороняли девушки. Первому, кто прорывал оборону, предоставлялся приз — он мог перецеловать всех защитниц цитадели. Также в обязательную программу входили лазанье за призами на столбы, кулачные бои, катание на больших качелях. Важной частью праздника было примирение людей.
В Масленицу было принято просить прощение за обиды и прощать друг друга, чтобы не тащить в новый год склоки и печали из прошлого. Примирившиеся низко кланялись друг другу, извиняясь за проступки и затем многократно целовались.
Это также относят к культу плодородия, который таким образом распространялся не только на землю и животных, но и на людей. С появлением христианства Масленица начала терять свою языческую сакрализацию. Православная Церковь усердно боролось с язычеством и для этого пошла проверенным путем, христианизировав Масленицу. Поскольку время празднования 21 марта выпадало на Великий пост, а веселые гуляния и объедение никак не согласовывались с пониманием поста, то Масленицу перенесли на Сырную седмицу — последнюю подготовительную неделю перед началом поста. Употребление на Сырной седмице любой скоромной пищи, кроме мясной, вполне согласовывалось с поеданием блинов и других яств праздничного стола.
Была уменьшена также и продолжительность праздника до одной недели. Тогда же, вероятно, утвердились «тематические» дни недели масленичной недели в той форме, что дошли до нас: встреча, заигрыши, лакомка, разгуляй, тещины вечерки, золовкины посиделки, проводы. Неделю была разделена на узкую с понедельника по среду и широкую с четверга по воскресенье Масленицу, что, предположительно, является отголосками двухнедельного празднования. Масленица христианская. Христианская версия происхождения Масленицы не рассматривает ее как христианизированный языческий праздник, и определяет Масленицу как чисто христианскую традицию подготовки к Великому посту. Масленица отождествляется с Сырной седмицей мясопустом — последней подготовительной неделей перед началом Великого поста. Сырной она именуется потому, что, согласно уставу, на этой неделе уже не вкушается мясная пища, но дозволяются молоко, яйца и рыба.
Следует особо рассмотреть саму традицию подготовки к Великому посту. Для этого необходимо проследить историю развития самого Великого поста. Первоначально Пасхальный пост длился всего один или два дня, был установлен апостолами по заповеди Христа о посте в тот день, когда отнимется Жених Мф. О таком посте писал священномученик Ириней Лионский: «По мнению одних, следует поститься один день, по мнению других — два дня, по мнению третьих — даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи». В конце III века на Востоке возникает новая традиция, увеличивающая количество дней Пасхального поста, прибавляя к обозначенному времени еще семь дней. В дальнейшем длительность поста еще более увеличивалась, это обусловливалось стремлением к более достойному приготовлению к Пасхе. Таким образом, в Древней Церкви Великий пост мог длиться три, шесть, семь или даже восемь недель.
В итоге закрепился 40-дневный пост. Однако, в Древних Восточных Церквях, в частности, у еретиков-монофизитов, где наиболее авторитетным стал восьминедельный пост, появилась практика предварительных малых постов перед началом Великого поста. Яковитская монофизитская Церковь совершала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская — пятидневный Арцивур. Православным ответом было установление сплошной седмицы после Недели о мытаре и фарисее, а позже — Сырной седмицы. Существует версия, что Сырная седмица или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году — как особое дополнительное покаянное время. Об этом повествует Никифор Каллист Ксанфопул XIV век в Синаксаре Субботы сырной, который помещён в Постной Триоди: византийский император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хосроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа.
Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой богослужебный устав. В начале X века Патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком ранее его предшественник святой Никифор Константинопольский ввел Сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю эту неделю вкушали только хлеб и воду. Следовательно, Сырная седмица появилась при святителе Никифоре Константинопольском в начале IX века как противовес ересям. Таким образом, установление Сырной седмицы было не просто желанием исключить мясную пищу из рациона накануне поста, но, в первую очередь, было рациональным ответом на еретические практики. К тому же и богослужения Сырной седмицы получили свои особенности, свойственные постному уставу. Так, в среду и пятницу не совершается Божественная литургия, в эти дни на богослужении произносится молитва прп. Ефрема Сирина с коленопреклонением.
Последняя подготовительная неделя перед началом поста заканчивается воспоминанием изгнания Адама из рая, что было следствием его грехопадения. Об этом поется и читается на вечерни и утрени воскресного дня. В песнопениях говорится, что греховное состояние человечества подобно состоянию изгнанного из Рая Адама. Перед началом Великого поста, подготавливая к нему, Православная церковь призывает плакать и сокрушаться о своих грехах, как это делал изгнанный Адам. Также этот день именуется Прощенным воскресением. В храмах совершается особый Чин прощения. По древней традиции в этот день православные христиане просят друг у друга прощения за все приключившиеся грехи и обиды, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире.
Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом в храме для совместной молитвы. После они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили весь пост в аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до Недели Ваий Вербного Воскресения. Пустыня — место весьма опасное и подвижники могли просто не вернуться оттуда, поэтому просили друг у друга прощения как перед смертью. Так и появился в Церкви этот благочестивый обычай. Таким образом, Сырная седмица весьма своеобразна — с одной стороны это еще не пост, но уже есть признаки приближающегося Великого поста, выраженные особым образом. Характер седмицы, если говорить об уставной его части, покаянный, а не праздничный.
Сырная седмица пришла на Русь из Византии вместе с церковным уставом. Здесь она получила свое осмысление, известное нам сейчас как Масленица. Рядом исследователей высказывается мнение, что Масленица — это традиционные народные гуляния перед началом Великого поста, подобные карнавалам в западных, католических странах. Стоит немного остановиться на карнавале. Это прямой отсыл к мясопусту. Основной мотив карнавала — изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом. Для этого собственно и устраиваются праздничные гуляния и обильные трапезы.
Карнавалы и фестивали в различных формах существовали и существуют во многих странах Европы и Нового Света. Приурочены они к различным праздникам и событиям, в том числе, к мясопусту перед Великим постом. Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. Действительно, очень похоже на Масленицу.
Но есть интересная особенность. По определению М. Бахтина, главная отличительная черта карнавала — это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Во время карнавала отменялись все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни. Одна из особенностей карнавала — профанация, направленная на снижение традиционно высоких образов, карнавальные кощунства, непристойности, связанные с половыми органами и испражнением, и даже пародии на священные тексты. Аналогичные особенности отмечались и на Руси на Масленицу. Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик.
На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела. В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии.
К празднику готовили не только блины, но и пироги, печенье, овсяный кисель, мед, квас и закуски.
Пятую часть угощения на Комоедицу отдавали предкам. Эту еду ставили на открытое место возле священного огня. Славянская Комоедица была широким народным гуляньем: люди устраивали пиршества, играли, состязались в силе и езде на лошадях. Кроме того, на Комоедицу сжигали соломенное чучело Что было запрещено на Комоедицу В праздник не стоит отказываться от лакомств и блинов. Считается, что первый съеденный блинчик может дать здоровье на целый год.
Нельзя есть мясные продукты и переедать. Нельзя ругаться, ссориться, конфликтовать и злословить.
Хозяева избавлялись от сломанных вещей — их сжигали на дворе вместе с мусором. Девушки славянские и жинки делали домашнюю куклу Масленицу, а прошлогоднюю такую куклу сжигали. Славяне верили, что в дни языческой Масленицы-Комоедицы, когда зима с весной борются, врата между Навьим Миром и Явным Миром приоткрываются, границы истончаются. Поэтому в древности славянские рода всегда использовали защитные магические предметы, амулеты, обереги. Один из них — это кукла Масленица. Такая кукла напоминает ту, которую сжигают всем селом в последний день празднования Комоедицы: в ярком наряде, цветном сарафане, с платком на голове. Размер домашней Масленицы не юолшой, около 25 см.
Если куклу делают полностью тряпичной, то лоскутки для неё выбирают яркие: зеленые, красные, белые, синие, оранжевые. Домашняя Масленица должна храниться в избе, и быть сожжённой только через год, на следующий праздник. Домашняя кукла будет служить оберегом семье весь год. А старую масленичную куклу изготовленную в прошлом году сжигали на обрядовом костре, либо за день до праздника сплавляли по реке. В старину так приговаривали: «Старая сжигается, новая обретается». Есть еще одна особенность использования куклы Масленицы — наши предки на ней вымещали всю свою досаду, обиду и злость в течение года. Могли подойти побить ее, представляя, что это обидчик. Или же потыкать ее иголками. В конце года всё худо сжигалось вместе со старой куклой.
Кстати, у славян в доме кроме масленичной куклы хранились и другие: Крупеничка, Успешница, Берегиня и другие куклы-символы-обереги. Каждая из них делалась в своё время. Например, куклу Крупеничку изготавливали именно осенью и наполняли её зерном из нового урожая, чтобы в доме всегда был достаток. В конце праздника Комоедицы торжественно везли к капищу на шесте соломенное чучело Марены — Богини Зимы. Все стояли вдоль дороги, кланяясь в пояс, и величая Марену Свароговну. До сих пор сохранившейся обряд сжигания масленичного чучела а там, где вскрылись реки, его остатки бросают в воду есть не что иное, как торжественные похороны богини Смерти то есть Мары со всеми почестями. Нельзя не почтить богиню, с которой каждому из участников обряда когда-нибудь придётся встретиться. Всем наливали чудесный веселящий и умножающий силы солнечный славянский напиток - сурью название напитка восходит к санскритскому слову "surya" - «cолнце». Первую чашу сурьи ведунья Марены несла к жертвеннику, а ведунья Живы выбивала эту чашу из рук, но, следя за тем, чтобы, ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена, вернётся зима.
Затем торжественно сжигали на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр и мусор, и солому, и старые вещи. Языческая славянская Масленица — это, собственно, большая народная тризна по Богине Зимы, которую побеждает Весна, это, прежде всего, грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы, и сожжение ее чучела. Богиня Морена у славян олицетворяла смерть, холод, зиму. Комоедица — славянский языческий праздник, приуроченный к ежегодному астрономическому событию — Дню Весеннего Равноденствия, проходил всем на радость в потехах и развлечениях. А впереди уже было не за горами и лето красное, страда, работа над новым урожаем, а значит и над будущим достатком в славянском доме. Каждый день масленичной недели имеет свое название и уникальный смысл, связанный с темой Рода, а точнее его продолжения — посещение РОДни, РОДителей, приветствования молодожёнов, сваты, смотрины, присмотр невест, знакомство с будущей РОДней читайте статьи об этом, и ещё о многом и интересном, на моем сайте www. Мне близок последний день Масленицы - день, посвященный теме прощения. Как же это важно: не держать в душе обиды и злость. При прощении наши предки одаривали друг друга всякими сладкими «заедками» и говорили: «Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобою».
Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном. Хочу поделиться Рецептом здравых блинов! Состав: Мука пшеничная — 1 стокан. Мука овсяная - 1 стокан. Минеральная вода с газом - 2,5 стокана. Соль — по вкусу. Растительное масло - для жарки. Приготовление: Муку просеять через сито, минеральную воду, столовую ложку растительного масла и соль смешать до однородной массы. Чтобы тесто хорошо замешалось, минеральная вода должна быть теплой.
Хорошо разогретую сковороду смазать растительным маслом и пожарить блинчики с двух сторон. Тетерки славянские обрядовое печенье.