Юрий Владимирович Никулин был человек и артист удивительно разнообразных талантов. Юрий Никулин и Михаил Шуйдин более тридцати лет вместе проработали на манеже. Немалую трудность для Никулина и Шуйдина вызвало и то, что в калининском цирке не было круглого фойе. Начав работать самостоятельно, они составили знаменитый клоунский дуэт Никулин и Шуйдин, хотя по характеру артисты были совершенно разные. Прекрасно и душевно рассказывает, с огромной симпатией к Никулину и Шуйдину.
Шуйдин Михаил Иванович: биография
По требованию режиссёра Никулин и Шуйдин перетаскивают бревно на другое место. Андрей Шуйдин стал трехкратным чемпионом СССР с юниорскими и молодежными командами ЦСКА, а потом всю жизнь проработал в цирке. О взаимоотношениях Юрия Никулина и Михаила Шуйдина можно, наверное, роман написать.
На войне, на манеже, на экране. Сегодня — 100 лет со дня рождения Юрия Никулина
Юрий Никулин и Михаил Шуйдин (Репризы 1950-1980 год) | Юрий Никулин и Михаил Шуйдин на манеже Московского цирка на Цветном бульваре, 1964 г. Фото: РИА Новости/ Мирослав Муразов. |
Почему Михаил Шуйдин не получил звание Героя Советского Союза | Get to know everything Vimeo can do for your business. Watch now. |
20 фотографий Юрия Никулина: dubikvit — LiveJournal | Самый знаменитый цирковой номер Никулина – сценка с бревном, которую он исполнял с Михаилом Шуйдиным. |
Юрий Никулин на новосибирском заводе Сиблитмаш в 1979 году. И не только. | Юрий Никулин со своим многолетним партнером Михаилом Шуйдиным (они вместе начали работать клоунами–помощниками у Карандаша в 1950 году, а потом создали самостоятельный дуэт, который. |
Никулин и Шуйдин
Большое личное уважение у меня вызывает военный опыт Никулина. Судя по его артистической биографии, в душе он совсем не про войну, не про то, как убивать и защищаться. Все люди его поколения сделали очень сложный выбор помимо своей воли — время заставило. Появилась необходимость защищать свою Родину и пойти на войну — и они пошли. Это вызывает большое уважение. Таланты поколения, опалённого войной, были обогащены тяжёлым боевым опытом. Люди становились честнее, правдивее, искреннее, были более понятными народу. Они оставались довольно простыми в общении. Как раз открытость и простота — неотъемлемые части колоссального обаяния Юрия Никулина, которое подкупает. Сейчас среди условно творческой молодёжи принято считать, что завоевать симпатию больших масс можно только пошлостью, юмором ниже пояса, подражанием простонародной речи… Берите пример с великих!
Никулин был понятен и любим огромным количеством людей, хотя никогда не опускался до хамства и пошлости. В искусстве его поколения этого не было. От современных звёзд и звёздочек иногда приходится слышать: «Это люди такие — они требуют, им это нравится…» Ничего подобного! Это ваше неумение работать ищет себе аудиторию. Можно ли по-другому?
Где бы ни доводилось воевать Никулину — близ Выборга, под Пулково или в районе Пушкина, — он всегда развлекал однополчан песнями или анекдотами, которых знал множество. По заданию командования организовывал концерты самодеятельности, в которых был и главным актёром, и конферансье, и певцом, и — уже тогда — клоуном. Сам сочинял клоунады, сам делал костюмы, сам же и выступал в паре с товарищем, Ефимом Лейбовичем. Победу Юрий Владимирович встретил в звании старшего сержанта и с медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». В августе 2021 года в честь Никулина-воина переименовали часть сквера Пограничников в Сестрорецке — теперь это сквер Юрия Никулина.
Цирк В 1949 году, когда Никулин работал в Цирке на Фонтанке, на представление пришёл тот самый Ефим Лейбович, с которым в войну они были клоунской парой во фронтовой самодеятельности. Посмотрев половину выступления, Лейбович заглянул за кулисы и честно сказал: не понравилось — в армии было живее и смешнее, а тут не то. Что ж, после войны у Юрия Владимировича и впрямь началась совсем другая жизнь. Выучившись цирковому мастерству, он приступил к работе на вторых ролях у тогдашней суперзвезды — клоуна Карандаша артист Михаил Румянцев , который вскоре вывез Никулина на гастроли в Ленинград. Чего только не приходилось делать — например, ездить в Ботанический сад и просить у сторожа бертолетову соль, которая нужна была Румянцеву, чтобы делать взрывающиеся хлопушки. Зато можно было наблюдать за работой мастеров — не только за Карандашом, но и за дуэтом Демаша и Мозеля, классической парой-буфф, которая тоже в то время работала в Ленинграде. В 1956-м, уйдя от Карандаша вместе с партнёром Михаилом Шуйдиным, Юрий Владимирович снова оказался на Фонтанке — выступал в программе иллюзиониста Эмиля Кио. А в 1958 году Никулина и Шуйдина, уже самих по себе, пригласил отработать сезон в Ленинградском цирке его тогдашний художественный руководитель Георгий Венецианов. Им нужно было заполнять паузы в режиме «весь вечер на манеже». Раньше такого делать не приходилось, клоуны сомневались: получится ли?
Венецианов настаивал, напоминал, что не боги горшки обжигают. Попробовали — получилось. Затем Венецианов позвал их поработать ещё раз. И ещё. Выступая не только как худрук, но и как наставник, он помогал Шуйдину с Никулиным разрабатывать программу — уникальный репертуар клоунад и реприз. В том, что их творческий дуэт состоялся и в своё время был очень популярен, немалая заслуга Венецианова и Цирка на Фонтанке. Интересно, что в качестве клоунов в Ленинграде Никулин с Шуйдиным появлялись не только на манеже, но и в Мариинском театре. Правда, всего однажды — в рамках городской конференции устроили концерт мастеров искусств, на котором клоуны представляли цирк. Не всем идея позвать циркачей в тогдашний Театр оперы и балета имени Кирова пришлась по душе. Кто-то сказал за кулисами, что клоуны в Мариинке — это позор.
Никулин огорчился, потом поделился этим с Венециановым. Георгий Семёнович утешил его, поделившись соображением: и в Мариинском театре есть свои дураки. Телевидение В 1964 году Шуйдин и Никулин снова выступали на Фонтанке. Как раз тогда Ленинградская студия телевидения решила подготовить документальный телефильм под названием «Мы идём в цирк». В самом начале, на титрах, когда даже ещё не появилось название фильма, уже во множестве мелькали портреты Никулина. Первый кадр ленты: диктор Сергей Тулупников разглядывает афишу вечернего представления, на которой, конечно же, Никулин. В 1964 году он уже снялся и у Гайдая, и в популярных «Когда деревья были большими» и «Ко мне, Мухтар!
Немалую трудность для Никулина и Шуйдина вызвало и то, что в калининском цирке не было круглого фойе. Публика из зала сразу выходила в парк. Полицейские в сценке «Маленький Пьер», гоняясь за мальчишкой, все время появлялись в разных проходах. В Москве, где первоначально репетировали этот номер, все было просто: беги как можно быстрее по фойе и появляйся в разных проходах. В Калинине же перебегать от прохода к проходу приходилось через городской сад на глазах прогуливающихся людей. Более двух месяцев они прожили в Калинине. Быстро почувствовали себя в программе своими людьми. После представления купались в Волге, ходили в театр и кино. В этом году исполнилось 68 лет со времени первого самостоятельного выступления Юрия Никулина в цирке. Как выяснилось, эту дату сам он помнил всегда. Декабрь 1981-го года. На протяжении нескольких недель калининский цирк не мог вместить всех желающих, которые приезжали в наш город даже из других городов нашей страны. Это были последние выступления Юрия Никулина. И вот 21 декабря состоялся его прощальный вечер. Что происходило в Калининском цирке, не рассказать словами.
Да и Юрий Владимирович относился к ним иронически. Никогда не просил, не пробивал, не организовывал. А когда требовалось заполнить анкету для получения звания, долго тянул. Но скольким людям Юрий Владимирович помог получить звания! О взаимоотношениях Юрия Никулина и Михаила Шуйдина можно, наверное, роман написать. Как они общались, как злился Михаил, когда к Никулину всё время приходили знаменитые люди и повторяли: «Вы просто удивительны, Юрий Владимирович, вы просто поразительны, Юрий Владимирович…». Никулин, чувствуя неловкость момента, тут же представлял своего партнёра. Гости одаривали его кивком и тут же о нём забывали. А Михаил Иванович переживал. Старался в гардеробной не задерживаться после работы. Уходил побыстрее домой. Иногда они ссорились. Если Михаил Иванович слишком много выпивал и мог сорвать представление, если Михаил Иванович долго находился не в духе и мог что-то резкое сказать Татьяне Никулиной. Тут Юрий Владимирович взрывался. Но через день-два все шло по-прежнему. Приход в цирк за сорок минут до начала. Выход на манеж. Исполнение реприз. Игра в нарды. Конец представления.
Когда в Уфимском цирке выступал Юрий Никулин и чем разочаровал зрителей его коллега
Тридцать лет выступал на арене легендарный дуэт клоунов – Никулин и Шуйдин. Артисты Михаил Шуйдин, Татьяна Никулина и Юрий Никулин (слева направо) в интермедии «Девушка и хулиганы», 1974 г. Несколько лет Никулин и Шуйдин были его ассистентами и прошли за это время суровую школу.
Редкие и интересные фотографии Юрия Никулина
Успех пришел к Юрию Никулину, когда Леонид Гайдай снял его в своих комедийных короткометражках о приключениях знаменитой троицы — Труса, Балбеса и Бывалого. Гайдай сразу же стал выделять Никулина за его бесконечные импровизации, которые рождались как бы сами собой и украшали фильм. Максим Никулин открыл нам секрет: если бы не веселые истории и анекдоты Никулина, то некоторых смешных эпизодов в гайдаевских фильмах не было бы совсем. Юрий Никулин всю жизнь собирал анекдоты и потрясающе их рассказывал. Зрители Первого канала впервые увидят раритетную записную книжку, в которую он записывал все анекдоты. Их больше двух тысяч и все они пронумерованы. В это трудно поверить, когда пересматриваешь любимую «Кавказскую пленницу» или «Самогонщики», но отношения в легендарной комической троице были сложными. Никулину завидовали, и уже в фильм «Бриллиантовая рука» Гайдай взял его одного. И в этом фильме он сыграл самую любимую народом роль. Некоторые эпизоды с Семеном Семеновичем Горбунковым Никулин придумывал сам. Например, сцену «Ты что, глухонемой, что ли?
Он сам пришел! Никулину было сложно от него освободиться, сложно было доказать, что он может гораздо больше. Ему не предлагали серьезные драматические роли, говорили, что у него не тот типаж и не то амплуа. Каким-то чудом режиссер Лев Кулиджанов разглядел в клоуне умение перевоплощаться в совсем несмешного героя. Он предложил Никулину роль Кузьмы Иорданова в фильме «Когда деревья были большими» 1961г. Потом Никулин блестяще сыграл роль лейтенанта Глазычева в картине «Ко мне, Мухтар! Настолько правдив был этот образ, что зрители в кинозале плакали, сопереживая Никулину-милиционеру. Но, тем не менее, после сыгранных им ролей хулиганов и пьяниц актера не хотели брать на главную роль майора Лопатина в фильм «Двадцать дней без войны». В апреле, когда съемочная группа уже работала в Калининграде, из Ленинграда пришло сообщение, что худсовет студии требует заменить Юрия Никулина на другого актера — на «Ленфильме» успели посмотреть отснятый материал. Это порочит наши устои!
Вы решайте, какой у вас будет Жданов.
Они почти не говорили на общие темы. И вообще долгие годы между ними шло скрытое соперничество. Причем особенно это касалось Шуйдина, который завидовал той славе, которую обрел его партнер благодаря кинематографу. У него самого, как мы помним, на этом поприще дела так и не пошли.
В итоге Никулин всегда шагал впереди Шуйдина — и по зарплате она была сначала на сто рублей больше, а потом, учитывая гонорары Никулина в кино, эти цифры стали и вовсе астрономическими , и по званиям. Видя эти переживания, Никулин, как мог, старался их хотя бы минимизировать. Еще Шуйдина раздражало, когда к ним в гримерку приходили разные люди и восторгались только его партнером, а его практически не замечали. И Никулин, чувствуя неловкость момента, тут же представлял своего партнера. Но это мало помогало — гости все равно все внимание обращали на Никулина, который к тому же был виртуозным рассказчиком анекдотов.
Поэтому Шуйдин старался бочком-бочком покинуть гримерную. Иногда Михаил Иванович взрывался и мог весьма нелестно отозваться о своем партнере.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. Его называли одним из самых высококлассных профессионалов, его участие в программе обеспечивало аншлаги по всему СССР, его учениками были знаменитые цирковые артисты.
Вот только никто из них не смог работать с учителем долгое время — не выдерживали его крутого нрава. Самый известный ученик Карандаша — Юрий Никулин — однажды даже гонялся за ним с топором в руках… Михаил Румянцев в юности Фото: kino-teatr. Его дед был крепостным крестьянином, отец еще в юности уехал в Петербург в поисках работы и остался там, устроившись слесарем на завод. Когда Михаилу было всего 6 лет, его матери не стало. В 1917 г.
Он начинал как художник-плакатист в театре и в кинотеатре. А решение стать артистом пришло к нему после того, как однажды он увидел в нескольких шагах от себя зарубежных звезд кино Мэри Пикфорд и Дугласа Фербенкса — в 1926 г. Он воспринял это как знак судьбы. Поначалу педагоги не возлагали на него больших надежд. О нем говорили: «Не особенно одарен, слабоват, крайне мал ростом».
Румянцев и сам переживал из-за своих внешних данных — его рост был всего 142 см, он стеснялся выступать перед публикой и чувствовал себя очень скованно из-за неуверенности в себе. Зато он обладал одним качеством, которое позволило ему вскоре превратить все свои недостатки в достоинства и стать одним из самых популярных артистов цирка, — Михаил был невероятно трудоспособным и требовательным к себе. Он мог часами репетировать репризы наедине с собой, оттачивая мастерство и находя нужные интонации.
Их выступления проходили с неизменным успехом, а наличие их фамилий на афишах гарантировало аншлаг. В честь юбилея в Росгосцирке состоялась торжественная церемония гашения почтовой карточки с изображением Михаила Шуйдина, которую специально выпустили к памятной дате. Пресс-служба Росгосцирка Так выглядят памятные почтовые карточки Оказывается, его дебютное выступление прошло совсем не в цирке, а на вечере красноармейской самодеятельности весной 1943 года, о чём Шуйдин всегда вспоминал с особенной теплотой. Он был не только артистом, но и героем: под клоунским гримом скрывались страшные ожоги, которые он получил во время Великой Отечественной войны. Он долго не мог выбраться из танка, — рассказал Metro писатель Михаил Захарчук, который был близко знаком с Михаилом Шуйдиным.
Тогда он чудом выбрался из огня, но обжёг лицо и руки, А на свои ранения он даже не обращал внимания! Не скрывал их, но и не гордился.
Солнечный клоун Шуйдин
Жаль, конечно, что новое поколение клоунов не дотягивает до уровня Никулина и Шуйдина настоящих маэстро. Юрий Владимирович Никулин, как известно, стал Героем Социалистического Труда, а вот заслуженного мужеством, отвагой и пролитой кровью звания Героя Советского Союза гвардии старший лейтенант Михаил Иванович Шуйдин так и не дождался. Новости. Знакомства. Get to know everything Vimeo can do for your business. Watch now. Исполняет группа партерных акробатов под руководством Семена Арнаутова с участием клоунов Юрия Никулина и Михаила Шуйдина. О взаимоотношениях Юрия Никулина и Михаила Шуйдина можно, наверное, роман написать.
Клоун, 13 раз горевший в танке
Отставляла желать лучшего и игра оркестра, сопровождающего выступления. Напомним, знаменитые артисты Юрий Никулин и Михаил Шуйдин вначале работали помощниками известного клоуна Карандаша. В 1950 году они создали свой клоунский дуэт. Первой их совместной работой стала клоунада «Наболевший вопрос», потом появились пантомима «Маленький Пьер» и «Сценка на лошади». Материалы предоставлены Национальным архивом РБ.
Там Михаил пошел в школу-семилетку при цементном заводе. Здесь у паренька появилась склонность к творческой деятельности: параллельно с учебой в школе Миша посещает Дом художественного воспитания детей.
Здесь он пробует себя в разных качествах: участвует в театральных постановках, играет ударником в ансамбле, занимается акробатикой, выступает в самодеятельности. После школы Шуйдин поступает в фабрично-заводское училище ФЗУ на специальность "слесарь-лекальщик", которое оканчивает в 1938 году. Но тяга к цирковому искусству оказалась сильнее рабочей профессии, восемнадцатилетний паренек поступает в Государственное училище циркового искусства ГУЦИ в Москве.
Однако Михаила не устраивала такая перспектива, он просился на фронт. В конце концов в мае 1942 года военкомат направляет парня в Горьковское танковое училище, которое он оканчивает с отличием. Лейтенанта Михаила Шуйдина направляют на фронт - командиром танкового взвода в 35-ю гвардейскую танковую бригаду 3-го гвардейского Сталинградского механизированного корпуса.
Участвовал в операции «Кольцо» по окружению 6-й армии Паулюса, затем в боях за Ростов-на-Дону и Матвеев Курган, в которых корпус понёс большие потери. В июле 1943 года участвовал в завершающей стадии Курской битвы — Белгородско-Харьковской наступательной операции. За отличие в боях был награжден орденом Красной Звезды.
Позже гвардии лейтенант М. Шуйдин участвовал в освобождении Левобережной Украины и форсирование Днепра в районе Канева, затем — в операции «Багратион». Из отчёта о боевых действиях 35—й танковой бригады: «В боях за г.
Вильнюс отличились: экипаж Шуйдина, который, находясь в разведке, уничтожил одно орудие, 7 пулемётных гнёзд в домах и 35 автоматчиков, и действовавший с ним экипаж Данилова, уничтоживший одно орудие и 50 немцев». Был представлен командованием к званию Героя Советского Союза, но решением командующего бронетанковыми и механизированными войсками 1-го Прибалтийского фронта генерал-лейтенанта танковых войск К. Скорнякова звание Героя было заменено на орден Красного Знамени.
В этом же бою лично тов. Шуйдиным было уничтожено одно орудие, один шестиствольный миномет, 2 автомашины с боеприпасами и до 20 гитлеровцев». Смех — сильное оружие Этой реляции Михаил, конечно, и в глаза не видел — долгими госпитальными ночами он просто вспоминал. Как под Ахтыркой впервые пошел в разведку боем, форсировал Днепр, Березину, Нарочь. Как за отличное освоение новой техники его поощрили отпуском на родину — бригада переучивалась на полученные по ленд-лизу американские танки в Тульской области, совсем неподалеку от его родного Казачьего, где Михаил родился в семье пастуха. Как по окончании школы ФЗО работал слесарем-лекальщиком на оборонном заводе, участвовал в художественной самодеятельности. Как поступил в Горьковское бронетанковое училище, как чудом сумел удержать плацдарм на берегу Вилии у города Сморгони, захваченный его взводом: танковая бригада еще не успела переправиться, а враг под прикрытием сумерек накапливался у плацдарма, занимал исходные позиции для контратаки. В этот момент в радионаушниках танкистов на обоих берегах реки зазвучал голос Шуйдина — Михаил… читал по памяти рассказы Зощенко, каждая фраза которых вызывала дружный смех слушателей.
Так и дождались подхода подкрепления, враг в атаку не пошел. Позже один из пленных сказал, что их командир, услыхав по радио перехваченный хохот танкистов, не рискнул атаковать — веселиться так могли только люди, бесконечно уверенные в своих силах… Шуйдин не зря был уверен в себе. Долгими тренировками он избавился от инвалидности и получил от врачебной комиссии разрешение вернуться в строй. На фронт он, правда, опоздал и после Победы прослужил всего ничего: в конце июня 1945-го старшего лейтенанта демобилизовали. Дальше были цирковое училище и студия разговорных жанров при Московском цирке: со следами таких ожогов, как у него, выступать с открытым лицом и руками было нельзя, приходилось прятать их под гримом и белыми перчатками. Право учиться у знаменитого клоуна Карандаша оспаривали около трехсот кандидатов, отбор проходил в три тура. Выиграли в конкурсе трое, в том числе и Михаил. В паре с Никулиным, уже работавшим у Карандаша, Шуйдин дебютировал в мае 1949 года на манеже харьковского цирка.
И они, действительно, стали самым прочным клоунским дуэтом в истории мирового цирка. Юрий Владимирович вспоминал, как однажды один из ассистентов знаменитого Эмиля Теодоровича Кио, готовя реквизит к выступлению, уронил за кулисами трюковую шкатулку: «Она разбилась на мелкие кусочки. Гибель хитро сделанной шкатулки — в ней таинственно исчезал деревянный кубик — повергла Кио в отчаяние, ибо фокус, который он показывал с ней, был как бы вступлением к трюку с большой шкатулкой из большой шкатулки неожиданно для зрителей появлялись люди.
Гениальным русским клоунам Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину». Авторы памятника специально постарались подчеркнуть участие обоих артистов в Великой Отечественной войне, на которой Никулин воевал в артиллерии, а Шуйдин был танкистом и три раза горел в танке.
Как добраться.
«Бросил хоккей ради цирка». История сына напарника Юрия Никулина
Где бы ни доводилось воевать Никулину — близ Выборга, под Пулково или в районе Пушкина, — он всегда развлекал однополчан песнями или анекдотами, которых знал множество. По заданию командования организовывал концерты самодеятельности, в которых был и главным актёром, и конферансье, и певцом, и — уже тогда — клоуном. Сам сочинял клоунады, сам делал костюмы, сам же и выступал в паре с товарищем, Ефимом Лейбовичем. Победу Юрий Владимирович встретил в звании старшего сержанта и с медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». В августе 2021 года в честь Никулина-воина переименовали часть сквера Пограничников в Сестрорецке — теперь это сквер Юрия Никулина. Цирк В 1949 году, когда Никулин работал в Цирке на Фонтанке, на представление пришёл тот самый Ефим Лейбович, с которым в войну они были клоунской парой во фронтовой самодеятельности. Посмотрев половину выступления, Лейбович заглянул за кулисы и честно сказал: не понравилось — в армии было живее и смешнее, а тут не то.
Что ж, после войны у Юрия Владимировича и впрямь началась совсем другая жизнь. Выучившись цирковому мастерству, он приступил к работе на вторых ролях у тогдашней суперзвезды — клоуна Карандаша артист Михаил Румянцев , который вскоре вывез Никулина на гастроли в Ленинград. Чего только не приходилось делать — например, ездить в Ботанический сад и просить у сторожа бертолетову соль, которая нужна была Румянцеву, чтобы делать взрывающиеся хлопушки. Зато можно было наблюдать за работой мастеров — не только за Карандашом, но и за дуэтом Демаша и Мозеля, классической парой-буфф, которая тоже в то время работала в Ленинграде. В 1956-м, уйдя от Карандаша вместе с партнёром Михаилом Шуйдиным, Юрий Владимирович снова оказался на Фонтанке — выступал в программе иллюзиониста Эмиля Кио. А в 1958 году Никулина и Шуйдина, уже самих по себе, пригласил отработать сезон в Ленинградском цирке его тогдашний художественный руководитель Георгий Венецианов.
Им нужно было заполнять паузы в режиме «весь вечер на манеже». Раньше такого делать не приходилось, клоуны сомневались: получится ли? Венецианов настаивал, напоминал, что не боги горшки обжигают. Попробовали — получилось. Затем Венецианов позвал их поработать ещё раз. И ещё.
Выступая не только как худрук, но и как наставник, он помогал Шуйдину с Никулиным разрабатывать программу — уникальный репертуар клоунад и реприз. В том, что их творческий дуэт состоялся и в своё время был очень популярен, немалая заслуга Венецианова и Цирка на Фонтанке. Интересно, что в качестве клоунов в Ленинграде Никулин с Шуйдиным появлялись не только на манеже, но и в Мариинском театре. Правда, всего однажды — в рамках городской конференции устроили концерт мастеров искусств, на котором клоуны представляли цирк. Не всем идея позвать циркачей в тогдашний Театр оперы и балета имени Кирова пришлась по душе. Кто-то сказал за кулисами, что клоуны в Мариинке — это позор.
Никулин огорчился, потом поделился этим с Венециановым. Георгий Семёнович утешил его, поделившись соображением: и в Мариинском театре есть свои дураки. Телевидение В 1964 году Шуйдин и Никулин снова выступали на Фонтанке. Как раз тогда Ленинградская студия телевидения решила подготовить документальный телефильм под названием «Мы идём в цирк». В самом начале, на титрах, когда даже ещё не появилось название фильма, уже во множестве мелькали портреты Никулина. Первый кадр ленты: диктор Сергей Тулупников разглядывает афишу вечернего представления, на которой, конечно же, Никулин.
В 1964 году он уже снялся и у Гайдая, и в популярных «Когда деревья были большими» и «Ко мне, Мухтар!
Свободных мест в зале не было «У Карандаша им было довольно трудно, потому что у него тяжелый, деспотический характер, — считает Александр Калмыков. Там сложился дуэт сангвиника, немного заторможенного Юрика и хитрого, энергичного Миши Шуйдина. Они вместе создавали репризы, объехали с этим репертуаром весь мир. Успех везде был необыкновенный. У Михаила Ивановича очень мощный клоунский талант. Он был яркий буффонадный артист. Прослужил до самой пенсии, участвовал в пантомимах, спектаклях, которые разыгрывались на манеже.
Программка гастролей Никулина и Шуйдина в Туле. При этом Шуйдин был замкнутый в себе, серьезный человек. Клоуны часто бывают в жизни грустными. Он был типичный фронтовик, человек после войны. Весь в семье, в работе, в творчестве, в манеже. Сердитый бывал часто. Принципиальный, когда молодые ребята приходили с ним работать. Он на них и кричал, и топал ногами.
Хорошая семья, двое сыновей. Они были и хоккеистами, и в то же время интересными артистами. Долгое время потом был директором программы «Цирк на льду». Сам тоже выступал, он великолепно владел коньками». Александр Дмитриевич вспоминает, что заполучить на гастроли Никулина и Шуйдина было невероятно трудно. И это были феноменальные гастроли. Его отец, а директором цирка тогда был легендарный Дмитрий Иосифович Калмыков, даже не брал телефон, потому что звонил весь город. Свободных мест не было в зале.
Даже стулья некуда поставить — столько было желающих. Но удалось договориться на дополнительные представления. У него жесткий график, переезды, съемки. Но он пошел навстречу, видя такой успех. Да и они очень дружили с отцом. У меня есть много фотографий, подписанных Юрием Владимировичем. И мне он потом много помогал». Когда Никулин участвовал где-то в съемках, Михаил Иванович выступал с сыном.
Так было, например, в первой программе сезона 1971-72 годов с дрессировщицей Маргаритой Назаровой, которая возвращалась на манеж. Паузы между номерами в этой программе Михаил Иванович заполнял вместе с сыном Вячеславом. Правда, недолго — всего три недели. Михаил Шуйдин также снимался в сатирическом журнале «Фитиль», и участвовал в съемках нескольких цирковых программ. Умер 24 августа 1983 после тяжелой болезни. Они показывают те же репризы, с которыми выступали мы с Шуйдиным. Однажды я видел их в Рязани и все ловил себя на ощущении, что смотрю не чужую работу…». Памятник Никулину и Шуйдину перед Курским цирком.
В Москве, у цирка на Цветном бульваре, есть памятник Юрию Никулину. А вместе — и Никулин, и Шуйдин они на памятнике у Курского цирка. Долгое время бродили слухи, что памятник своему великому артисту, настоящему герою Михаилу Шуйдину хотели поставить и в Туле.
Данная видеозапись опубликована на видеохостинге Youtube 16 декабря 2021. На нашем сайте можно смотреть остальные передачи, архив эфира телеканала «Культура», и другие видео загруженные на Youtube канал «Культура». В эфире представлен широчайший спектр программ, посвященных различным направлениям культурной жизни — музыке, живописи, театру, литературе, кино и другим.
Под Сморгонью же танковый взвод Шуйдина без поддержки пехоты и артиллерии форсировал реку Вилия, захватил плацдарм на ее западном берегу и удерживал его в течение полутора суток в ожидании подхода главных сил. Потом танкисты пошли на штурм Сморгони.
В числе первых в город ворвались «Шерманы» Шуйдина и Данилова. Однако члены экипажей этих танков к наградам даже не были представлены. Николай Качук считает, по причине не сложившихся отношений с вышестоящим начальством. Михаил Шуйдин вообще не был отмечен ни одной наградой за освобождение Белоруссии. Представление к награде, по-видимому, было, но затерялось. Такое случалось. В августе 1944 года во встречном бою с «тиграми» танк Михаила Шуйдина был подбит. Он выбрался из машины горящий.
На ощупь пополз в тыл к своим. Его, совершенно обгоревшего, случайно нашли санитары. По распоряжению комбрига Асланова героя переправили в тыловой армейский госпиталь. Шесть месяцев он старался выжить, потом столько же боролся, чтобы видеть, двигаться, шевелить руками. В политдонесении заместитель начальника политотдела бригады гв. В письме матери Михаила, работнице Подольского цементного завода Елизавете Шуйдиной, 23 августа 1944 года замполит батальона гв. Ваш сын, гвардии старший лейтенант Шуйдин Михаил Иванович, в боях за освобождение нашей Советской Белоруссии и Прибалтики показал образцы мужества и геройства. Одновременно сообщаю Вам, что Миша 21 августа 1944 года отправлен в госпиталь — он получил ожоги лица и рук.
По утверждению врачей, это не так опасно, и по излечении с Мишей будет все в порядке. Не волнуйтесь, не огорчайтесь. Гордитесь подвигом своего сына! Будьте уверены, что часть, в которой служил и воевал Ваш Миша, еще много впишет героизма и славы в Книгу Великой Отечественной и среди многих имен Героев будет и имя Михаила Шуйдина». Однако Золотой Звезды он так и не удостоился. Командование посчитало, что будет достаточно ордена Красного Знамени. Зрение так полностью не восстановилось, Михаил Иванович видел с трудом. Все в цирке гордились Шуйдиным.
Они с Никулиным из уже ушедшего поколения фронтовиков. Когда перед Курским цирком открывали памятник Никулину и Шуйдину, я так и сказал: они всегда были солдатами. К Юрию Владимировичу люди до последнего дня шли за помощью, и он помогал. Михаил Иванович для меня — фронтовик, который пришел в цирк смешить людей. Представляете танцующего Шуйдина? Деревня эта стояла на реке Плаве, в километре от Крапивны. Отец — пастух, и сын тоже начинал трудиться как подпасок. Но отец рано ушел из жизни, и мама Елизавета Григорьевна с детьми в поисках лучшей доли уехала поближе к Москве — в Подольск, устроилась работать на цементный завод.
Когда в 1972 году самая знаменитая клоунская пара приехала на гастроли в Тулу, Юрий Никулин рассказывал: «В Тулу мы стремились давно, особенно Миша. Здесь его родина, в деревне Казачье Щекинского района. Тяга к родным местам сказывается. Вот так же я мечтаю выступать в Смоленске». А сам Михаил Иванович и вовсе рассказывал, что в деревню Иконки, к родственникам, всегда приезжает с таким чувством, будто возвращается в детство. Иконки на самом деле в соседнем Киреевском районе. Но родня вполне могла и переехать в какое-то время. Тут, конечно, интереснее слова «Всегда приезжаю».
Почему Михаил Шуйдин не получил звание Героя Советского Союза
Знаменитый тандем "Никулин – Шуйдин" действовал на манеже почти 30 лет. Шуйдин пришел в студию разговорных жанров при Московском цирке на Цветном бульваре спустя 2 года после Юрия Никулина. У легендарного советского комического актёра Юрия Никулина не было профессионального образования. Посвящен он был открытию уникального памятника Юрию Никулину и его напарнику по сцене Михаилу Шуйдину.