Дизайн речи VS Ораторское искусство: почему эксперты учатся общаться, а не выступать? Ораторское искусство предполагает, что оратор и его аудитория должны быть полностью совместимы друг с другом. Сертифицированный тренер по ораторскому мастерству и технике речи, лектор Российского общества «Знание», член Ассоциации спикеров СНГ CISSA, рассказала про шесть действенных упражнений. 20 секретов публичного выступления от мастеров ораторского искусства. Вместе с экспертом Татьяной Паниной и Анной Хамидуллиной расскажем, как овладеть искусством ораторской речи и какие уроки помогут взрослому научиться правильно и уверенно выражать свои мысли.
Курсы Ораторского мастерства
Упражнения по ораторскому искусству для детей Навык коммуникабельность Как научиться коммуникабельности. Хорошая новость в том, что красивой, складной речи можно научиться. Если вы твердо решили понять, как научиться ораторскому искусству, то мы рекомендуем делать следующие упражнения. Сертифицированный тренер по ораторскому мастерству и технике речи, лектор Российского общества «Знание», член Ассоциации спикеров СНГ CISSA, рассказала про шесть действенных упражнений. Ораторское искусство — это умение вдохновлять людей речами, но не только вдохновлять, а также: успокаивать, утешать, подбадривать, веселить и направлять к цели.
Развитие речи: приемы и упражнения от профессиональных ораторов
Из книги "Ораторское искусство для начинающих" известного психолога и журналиста Владимира Шахиджаняна вы узнаете, как произносить речь эмоционально, убедительно и доходчиво, как избавиться от слов-паразитов, как улучшить свою дикцию. Советы по ораторскому искусству. Разбираем такие важные моменты публичного выступления как целеполагание, структуру успешного выступления, работу с аудиторией и полезную литературу. голосовые и речевые (также возможны комбинации этих направлений и различные уклоны, например, в сторону актерского мастерства).
Развитие речи: приемы и упражнения от профессиональных ораторов
Наша речь, как и наша человеческая природа, — это огромный котлован, очень глубокий. И здесь есть, чему учиться. Учиться нужно так же настойчиво, как читать и писать. Идти от слоя к слою. Ничто не заменит практики. Одно упражнение, сделанное со вдумчивым рассуждением, даст больше, чем десятки прочитанных книг. Наберитесь терпения — это долгий путь. И третье. Всегда думайте о цели речи, о ее смысле.
Что вы хотите донести, получить в результате? Спросите себя. Вам будет проще, если вы будете думать о пользе для людей, к которым обращаетесь. Что вы хотите, чтобы они сделали, выйдя из зала? Сколько бы техник и приемов вы не изучили, дело не в красоте или форме слов, а в их содержании. Как только вы ясно поймете свое «зачем», вы будете точно знать, что следует сказать. И даже без изучения науки речи, вы сможете стать убедительными, а ваша речь — сильной. Экономика образования Что такое ассертивность и как ассертивное поведение помогает в работе Где учиться ораторскому искусству Перед новичком, который только начал интересоваться ораторским мастерством, встает вопрос: где лучше заниматься, дома или с преподавателем.
Александр Эпштейн рекомендует начинать обучение в группе в специальном центре, вживую, а потом добирать необходимые навыки самостоятельно. Можно пробовать различные форматы, которые невозможно потренировать индивидуально. Допустим, провести дебаты и организовать выступления в жанре монолога с видеозаписью и последующим разбором. Аудитория и живое общение дают энергию, эмоции и обратную связь. Самостоятельно такую работу провести невозможно». В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно. Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности.
Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе. Это идеальная картина мира. Экономика образования Что такое мастермайнд-группа и как ее организовать Практические упражнения Елена Полякова рекомендует упражнения для новичков, которые можно выполнять постоянно, не отрываясь от повседневных дел. Они направлены на развитие внутренних навыков человека — метанавыков. Читайте медленно. Возьмите любой отрывок текста.
Поэтому когда вы подниметесь на трибуну, окиньте взглядом аудиторию, а затем остановитесь на одном из присутствующих и мысленно произнесите первое предложение подготовленной речи. После того, как вы выдержали выразительную паузу и завоевали внимание зала, можете начинать говорить. Первая фраза должна быть настолько сильной, чтобы по-настоящему заинтересовать аудиторию и вызывать положительную реакцию у собравшихся. В самом начале выступления вас слушает максимальное количество человек.
Им интересно кто вы и что собой представляете. Если вам не удастся их заинтриговать, уже через несколько минут концентрация внимания в зале начнёт снижаться: кто-то будет просматривать новости в интернете, кто-то продолжит диалог с соседом, а кто-то и вовсе задремлет. А вот первую фразу услышат все! Яркое вступление. Подготовьте интересный афоризм или подходящую историю из своей жизни, которая способна приковать внимание слушателей. Возможно, у вас припасён увлекательный факт или горячая новость, ещё неизвестная собравшимся — начните выступление с неё. Чтобы аудитория признала ваши лидерские качества, начало вашей речи должно быть ярким и сильным.
Глядя каждому слушателю в глаза по несколько секунд, вы добьетесь большего успеха. Ораторское искусство гласит, что перед выступлением оратор должен много раз отрепетировать свою речь. На помощь человеку, произносящему речь, всегда придут умеренная жестикуляция и энтузиазм в лице. Легкая приветливая улыбка, подтвержденная спокойным темпом речи — первый шаг к победе. Именно такая тактика привлекает внимание и запоминается быстрее, чем монотонный скучный рассказ безликого существа. Умение нравиться Мы всегда стремимся произвести впечатление на окружающих и оставить его в головах людей. Для этого необходимо уметь понравиться, что довольно сложно. Производить впечатление необходимо сразу при появлении в обществе. Для этого важно понимать психотип своего оппонента или группы людей, знать с кем и как можно разговаривать. Все эти знания можно получить, изучая ораторское мастерство, которое объединяет в себе две составляющие, изучающие вопросы о том, что говорить и как — это ораторское искусство и риторика. Полезными для вас могут быть книги Р. Гандапаса «Харизма лидера» и «101 совет оратору», «Арсенал оратора. Полный боекомплект» А. Ковалева, Б. Морева и Убеждай и побеждай. Понять людей нетрудно, нужно всего лишь внимательно на них посмотреть. Нам проще общаться с подобными себе людьми — это абсолютно подсознательные действия. Поэтому талантливые переговорщики владеют мимикрией. Это важное качество ораторского искусства. Они умеют услышать, узреть желания той стороны, с которой необходимы переговоры, и выстроить такую систему мотиваций и внешний облик таким образом, чтобы не вызвать раздражения. Причины раздражения собеседника Для облегчения ориентации в малознакомом обществе, и для того чтобы у оппонента не возникло раздражение еще до начала беседы, важно знать некоторые правила: Ораторское искусство для чайников берет начало с внешнего вида человека. Встречают ведь по одежке. Конечно, неряшливый внешний вид является серьезным раздражителем, но и изысканная роскошь в стиле одежды способна вызвать такую же реакцию. Вы можете безумно любить свои дорогие часы, но они будут раздражать человека, общаться с которым вам предстоит. Изысканная бедность внушить доверия тоже не сможет. Вывод: одежда должна быть сдержанной и адекватной. Все отлично понимают, что немаловажную роль в общении играют запахи. И лучше не пользоваться никакой косметикой, чем какой-нибудь. На чистоплотности останавливаться не будем, так как этот факт даже малышам известен. Но часто с запахами переусердствуют женщины. Не всегда шлейф духов завораживает оппонента так, что им можно манипулировать, иногда и наоборот. И даже первоклассное ораторское мастерство не сможет притянуть внимание оппонента. Мы, глядя на человека, пытаемся понять кто этот человек. Мужчины оценивают по физической форме, так как уровень соревнований заложен в них с рождения. Женщины всегда оценивают с позиции соперниц.
Профессионалы умеют воздействовать на все каналы восприятия, затрагивая все органы чувств осязание, обоняние, вкус, слух, зрение. Яркие детали сделают историю воспринимаемой описание картинки, звуков, ощущений. Добавление специфических незначительных деталей в каком году было, ФИО человека , которые делают историю интересной. Главное не переборщить и использовать не более 5 деталей. Прием «маятник» раскачивает слушателя на эмоции, заставляет постоянно балансировать между «страшно и ужасно» и «приятно и хорошо». Маятник работает за счет интонаций в голосе или описания событий, делая рассказ запоминающимся. Ошибки оратора Иногда для улучшения ораторских качеств проще пойти методом «от противного» и устранить старые привычки и ошибки, чем научиться новому. К подобным ошибкам относятся: отсутствие вовлечения и общения с аудиторией, призыва к действию задавайте вопросы, предлагайте поиграть, призывайте к действию, делите на группы ; объяснение на сложном языке подбирайте простые слова, рассказывайте истории вместо сухих фактов ; синдром «статуи» и отсутствие движения перемещайтесь по сцене, подходите ближе, отходите дальше, спускайтесь в зал ; отсутствие визуальной поддержки показывайте слайды, картинки, рисуйте сами ; выступление без подготовки, вступления и четкой структуры готовьте публику к выступлению, создавайте эмоциональный фон, продумывайте концовку ; чтение с листка или полное отсутствие подсказок делайте шпаргалки с тезисами. Сторителлинг Основой яркого запоминающегося спича выступают продающие и обучающие истории, которые тщательно продумываются заранее. Структура сторителлинга включает героя описание-портрет , конфликт ситуация, в которую попал герой , пути решения стремления, мысли, действия героя , кульминация решение сложной жизнененой ситуации , счастливый конец. Обязательным пунктом идет использование диалогов. Искусство убеждать Главная цель выступающего обычно убедить, переубедить или разубедить путем приведения доводов и аргументов. Аргументы бывают рациональными цифры, факты, статистика , иррациональными факты и истории и эмоциональными сторителлинг. При использовании сразу трех видов аргументов обеспечено стопроцентное попадание в любую аудиторию, с каким угодно складом ума и видом восприятия. Важно уметь правильно расположить доводы, выстроить в нужной последовательности. Формы обращения к аудитории Чаще всего неопытные лекторы берут слишком однообразные или неподходящие месту, поводу, собравшимся людям обращения. Существует ассортимент удачных форм, из которых можно выбрать наиболее точные.
Как развить красноречие или как стать великолепным оратором самостоятельно
Искусство речи, риторика и ораторское мастерство потребуются далеко не только для публичных выступлений, но и для обычной жизни. Соблюдайте базовые правила ораторского искусства в публичных выступлениях. Вот несколько советов для тех, кто хочет выработать хороший ораторский голос. Ораторское искусство перешло на новую ступень развития, улучшились технологии, а публика стала более капризной.
16 правил успешного публичного выступления
Как грамотно сделать слайд в виде «картинка плюс текст». Словесная импровизация — три приема, позволяющих импровизировать легко и красиво. Изучаем несколько стратегий для импровизации. Зачины — проявляем ораторское искусство в создании ярких, нестандартных вариантов начала речи. Если хотим с самого начала привлечь внимание зрителей, то нужно начинать нестандартно. Невербальное воздействие — изучаем как то, что говорит наш язык тела, влияет на слушателей. Как наше метасообщение может усилить или ослабить наше выступление.
Сторителлинг — эта тема объединяет в себе курсы ораторского, актерского, сценарного мастерства. Учимся рассказывать истории. Изучаем сценарии, которые чаще всего используются в историях. Дебаты — элемент из ораторского чемпионата. Соревновательный, яркий, запоминающийся блок тренинга. Как убеждать, когда тебе противостоит оппонент.
Как грамотно вести спор. Тосты — изучаем несколько стратегий создания тостов. Это то, без чего не обойтись во время праздничного застолья. Контакт глазами — как грамотно смотреть в зал, чтобы взглядом удерживать внимание слушателей. Каких ошибок важно избегать. Визуализация цифровой информации — как грамотно переводить цифры из таблицы, в графики и диаграммы.
Какая визуализация наилучшим образом подходит под тот или иной вид информации. Текстовые слайды — как грамотно сделать текстовый слайд, чтобы он не был перегруженным, сложным для восприятия. Цепляющие приемы — как удержать внимание слушателей не постукиваем мелом по доске, как в школе, а более красиво и элегантно. Учимся использовать вопросы, истории, паузы, взгляд для удержания внимания слушателей. Мотивация — ораторские приемы, позволяющие убеждать максимально эффективно. Мотивация кнутом и мотивация пряником.
Когда, какой тип мотивации лучше. Жесты — один из ключевых параметров, усиливающий или ослабляющий влияние наших слов. Как убирать жесты-паразиты.
Линейность речи и нелинейность мысли. Можно или нельзя оратору повторять одни и те же слова? Ораторское искусство и публика Хорош оратор, или плох — об этом судить публике.
Но, почему-то, именно этой публики часто боятся плохие ораторы. А почему? Оратор и публика. Где выступать легче, перед большой или маленькой аудиторией? Выступление оратора в неблагоприятной аудитории. Сказка о «Храме с тысячью зеркал».
Невербальный диалог с публикой. Как лучше выступать — за трибуной или около трибуны? Оратор и внимание публики. Что для оратора может быть важнее внимания публики? Как скучный доклад превратить в интересную речь? Ораторское искусство и энтузиазм.
Сколько должно длиться выступление оратора? Как точнее? Виды Ораторское искусство можно условно разделить на несколько типов. Все они имеют нечто общее, но отличаются друг от друга поведением лектора, его настроенностью на результат и особенностями взаимодействия: Социально-политическая речь. Предполагает продолжительное выступление оратора. Его голос должен быть громким, чтобы охватить большое количество площади.
Освещаются вопросы политики, связанные с социальным взаимодействием. Судебная речь. Выступления прокурора, судьи, адвоката содержат необходимую информацию. Слова должны произноситься четко, с ощутимым нажимом. Судебная речь подразумевает использование делового стиля. Здесь нет места проявлению эмоций и излишней жестикуляции.
Произносится на обыденном уровне и не отличается масштабностью. Происходит тогда, когда человек считает необходимым что-то доказать собеседнику. Церковная речь. Отличается монотонностью и огромной сосредоточенностью. Со стороны кажется, что человек излишне сконцентрирован на произнесении каждого слова. Примеры: исповедь, проповедь.
ЧИТАТЬ Способы ответить на оскорбление: от игнора до хамства Разновидности выступлений Целью публичного выступления является побуждение аудитории к совершению определенных действий. Главный критерий эффективности выступления заключается в действиях аудитории. Исходя из этого, существует четыре формата выступлений. Побуждающие выступления Речи должны звучать как побуждающие к какому-либо действию. Например, вы являетесь продавцом определенного товара, и от вашего выступления зависят продажи этого товара. Вы проводите презентацию, что побуждает аудиторию подписать договор с вами или проголосовать за вашу кандидатуру.
Эти выступления требуют серьезного подхода и ораторского мастерства. Ритуальные выступления Ритуальные речи чаще произносят конферансье, когда представляют кого-то, или же вступительные речи, также к ритуальным выступлениям относятся тосты. Целью ритуальных выступлений является изменение отношения аудитории Если речь идет об имениннике, то слушатели должны обратить на него внимание. Если представляется оратор, то аудитория должна относиться к нему лучше Ораторское искусство в таком выступлении необходимо, так как нужно уметь завлечь публику и подготовить ее к дальнейшим действиям. Информирующие речи Речи, к которым предъявляются самые низкие требования по форме — лекции. Они не обязывают оратора быть интересным, красноречивым, чопорным и интригующим, так как аудитория зависима от оратора, а не наоборот.
Подумайте, к какому результату вы стремитесь Что должны сделать слушатели по итогам вашего выступления? Применить на практике то, чему вы научили? Купить онлайн-курс? Записаться к вам на личную консультацию? Определитесь со своими целями, и тогда вы сможете создать грамотную структуру выступления. Сделать это помогут ответы на вопросы: Перед кем я выступаю? Что объединяет людей, которые придут меня слушать? Что они должны сделать после моего выступления? Какие аргументы убедят их это сделать?
Тренируйтесь перед выступлением Записанная на бумаге речь, как и ее конспект, помогают куда хуже, чем устная репетиция. Попробуйте проговорить свое выступление вслух. Сделайте это столько раз, сколько потребуется, пока не убедитесь, что вы легко работаете с материалом и довольны собой. Можно также записать выступление и послушать, как вы звучите со стороны. Продумайте, с чего вы начнете выступление Представим, что вы уже проверили и убедились, что вас отлично видно и слышно. Представились и рассказали, чем можете быть полезны слушателям. Пора переходить к контентной части.
Читайте в медленном темпе, придерживаясь разговорного тона и проговаривая слова.
Полезны и скороговорки — они вырабатывают правильную артикуляцию. При речевых упражнениях пользуйтесь диктофоном или записывайте себя на видео. Это помогает увидеть себя со стороны, устранить недостатки, заминки, понять, в каком темпе вы говорите. Запись ставит вас на место слушателя и дает своеобразный фидбек. Упражнения у зеркала выявят визуальные признаки волнения и суетливости, заметные только со стороны. Это же сделает и видеозапись, которую можно просмотреть несколько раз и проанализировать. Убеждение собеседников — фундаментальное умение для оратора Зачастую оратору необходимо доносить точку зрения до слушателей и убеждать их в своей правоте. Какой бы грамотной и красочной ни была речь, без «монолитной» аргументации вам это не удастся.
Специальные приемы взаимодействия с аудиторией дадут вам инструменты воздействия на человека или группу. Убедительность оратора зависит от настроения слушателей, отношения к обсуждаемой проблеме, готовности вникать в нее и даже личного отношения к говорящему. Повысить ее можно с помощью: правильной формулировки тезисов — аудитория должна заинтересоваться речью; аргументов логических, воздействующих на разум, и психологически-эмоциональных — следите за их понятностью и наглядностью, истинностью, авторитетностью и приемлемостью для собеседников; определения потребностей визави, точно попадать в волнующую собеседников тему. Важнейший момент — постоянное общение с разными людьми.