Четвертая неделя Великого поста была посвящена этому святому сравнительно поздно — только в XIV веке, но это как раз свидетельствует в пользу того, что его слава великого подвижника и учителя благочестия не угасала со временем.
4-я Неделя Великого поста – Неделя преподобного Иоанна Лествичника
Неделя 4-я Великого поста, прп. Иоанна Лествичника | Четвертое воскресенье Великого Поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя “Лествицы”. |
Четвертая неделя Великого Поста. Память святого Иоанна Лествичника | Четвертое воскресенье Великого Поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя «Лествицы». |
Четвёртое воскресенье Великого поста | Лествица писаная икона Икона "Лествица Райская". |
"Лествицу" Иоанна Лествичника впервые экранизировали в России
Постараемся вместе найти на него ответ сегодня! И вот, Господь стоит на ней…» Быт. Именно по этой лестнице добродетели призван пройти в своей жизни каждый христианин. В древности монахи не являлись каким-то особенным чином. Изначально, иноками были наиболее ревностные из мирян. Те, кто покидал шумные города и уходил в пустыни и горы, чтобы там молитвенно беседовать с Богом.
Преподобный Иоанн Лествичник с 16-ти лет иночествовал в монастыре на горе Синай. Через послушание, молитву, размышление над словами Священного Писания и аскетические труды он достиг таких духовных высот, что к нему отовсюду стали обращаться за духовными советами другие монахи и миряне, а братия Синайской обители избрала его своим игуменом. Однажды, по просьбе игумена Раифского монастыря Иоанна, он написал свои советы инокам. Преподобный Иоанн Синайский систематизировал свой аскетический опыт, придав ему вид ступеней, постепенно ведущих душу к бесстрастию и обожению. Вот о «Лествице» писал он сам: «Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения» Подготовка души к борьбе со страстями Монах и мирянин, в сущности, «вылеплены из одной глины».
Их человеческая природа не отличается ничем. Монаха борют те же страсти. Монах читает то же Евангелие.
Ибо ему необходимо противиться себе в худом и нудить себя на добро, внимать себе и всему встречающемуся, из многого избирать лучшее, не упрежу дать и не отставать, не пропускать без внимания и малых приражений греха, отстранять препятствия, угадывать способы в нападениях врагов и бороться с ними, не слагая оружий. Все сие и подобное составляет труд борьбы со страстьми и преуспеяние доброделания, которым определяется самое восхождение к совершенству. Ибо что есть совершенство, как не искоренение страсти и вкоренение вместо нее доброго расположения. Это и есть главный труд наш.
И не одну ступень надо перешагнуть, пока он кончится. Не искоренишь вдруг всех страстей и не насадишь всех добродетелей. И то, и другое совершается постепенно. И каждой страсти умаление имеет свои степени, равно как и утверждение всякого доброго расположения. Почему у святого Лествичника изображение сего труда кончается двадцать шестой уже степенью. Чему он здесь не учит, против какой страсти не вооружается! Вооружается против гордости и тщеславия, хитрости и лукавства, сребролюбия и любостяжания, чревоугодия и нецеломудрия, многословия и злословия, гнева и памятозлобия, лжи и клеветы, лености и сонливости, малодушия и боязливости и прочего.
Научает смирению, незлобию, мужеству, бдению и усердию к молитве, нестяжательности, целомудрию, воздержанию, кротости, благоразумному молчанию, послушанию, памяти смертной, плачу, мягкосердию и прочему. Искоренение всякой страсти и насаждение противоположной добродетели составляет особую степень, которую надобно пройти, чтоб приступить к следующим. Во всем этом есть свои чин и порядок, для всякого, впрочем, свой, о которым узнает он, однако ж, уже на самом деле. Благая решимость угождать Богу рождает труды. Труды сии суть делание добродетелей, или постоянное себя в них обучение. Плод сего обучения есть навыкновение в них. От навыкновения же происходит укоренение в добре».
Это предел трудов в восхождении по лествице добродетелей. А есть такая черта, за которою тела совсем перестают тяготеть к земле, то есть становятся совсем без тяжести. Так и в степенях совершенства духовного: чем выше кто в нем всходит, тем меньше тяготит его земное. Иначе, чем тверже кто становится в добродетелях, чрез постоянное навыкновение в них, тем меньше борют его грехи и страсти. А есть и такая высота совершенства, где страсти совсем почти замирают и душа наслаждается покоем пребывания в добре, в коем беспрепятственно добродействует, свободно, непринужденно, естественно как бы, так же, как естественно, например, дыхание и обращение крови. Степень сия достигается тогда, когда в душе совершенно укореняется всякая добродетель и воссиявает бесстрастие и чистота.
Вот какой пример приводит в своей книге прп. Иоанн Лествичник: «Истинно любящий всегда воображает лицо любимого, и с услаждением объемлет образ его в душе своей. Вожделение это не дает ему покоя даже и во сне, но и тогда сердце его беседует с возлюбленным. Так бывает обыкновенно в телесной любви, так и в духовной.
Некто, уязвлен будучи такою любовию, сказал о самом себе то чему я удивляюсь : «аз сплю, по нужде естества, а сердце мое бдит» Песн. Разве здесь уместен разговор о настроении? Этот пример каждому знакомый из жизни. Поэтому, если человек искренне любит Бога, то он не уснет, не поговорив с Ним; не начнет ни какого дела, не посоветовавшись и не обсудив с Ним; не поест, не предложив разделить трапезу с Любимым! И для всего этого не нужно долго настраиваться - нужно любить! А вот другой пример из Лестницы: «По мере оскудения любви бывает в нас страх; ибо в ком нет страха, тот или исполнен любви, или умер душою». Эта фраза очень точно раскрывает причину любых человеческих проблем. Страх там, где нет любви. Страх, вызывающий постоянное состояние тревоги и беспокойства обо всем. Хотите перестать бояться?
Начните любить Бога! Это не новая заповедь, не новый закон, это предложение Вечной жизни в союзе Бога и человека!
Но разве Бог перестал любить человека? Разве отказался от него? Бог не отказывается и продолжает любить. Только вот сам человек, одичавший от своего богоборчества, не особо стремился принять Любовь Божию, избегая Его, а иногда и откровенно торгуясь с Ним! И вот, совсем еще юная девочка ответила Богу - да!
Ответила Ему взаимной любовью! Ответила так, как наверное следовало бы ответить Адаму в Раю: « я раба Господня, и исполню любую Твою Волю! Но что значит быть избранным? Разве ее специально к этому готовили? Быть избранным, это значит хотеть и уметь принять Бога. Без оговорок, без оглядок на окружающих, просто полюбить в ответ. И она ответила Богу взаимной любовью.
Так, как до нее никто на земле не смог этого сделать! И что самое главное, даже для такого глобального события, как Спасение человеческого рода, которое навсегда изменило ход истории, необходимо согласие человека! Сегодня торжественно вспоминая это евангельское событие - Благовещение Пресвятой Деве Марии - не будем сторонними наблюдателями великого Чуда Божия, а хотя бы попробуем ответить Богу на Его Любовь взаимностью и принять Его Святую Волю о нашем спасении! Церковь в это время вспоминает последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа.
Новости по теме
- Святой Иоанн Лествичник и лестница приоритетов, — о чем напоминает 4-е воскресенье Великого поста
- Четвертая неделя Великого Поста. Память святого Иоанна Лествичника
- Духовный Эверест, или «Лествица» преподобного Иоанна
- Неделя 4-ая Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника
- Спасо-Преображенский монастырь - Неделя 4-я Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника
- Лестница приоритетов
Неделя 4-я Великого поста, преп. Иоанна Лествичника
Неделя 4-я Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника | Лествица Великого поста: Постное время светло начнем! |
Неделя четвертая Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника. » Севастопольское Благочиние | Мы вспоминаем его великое аскетическое произведение «Лествица». |
Четвертая Неделя Великого Поста - Лествица духовного восхождения
Пусть на эти три сомнения ответит сам Лествичник. На первое и второе: «Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: «Как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому? Если так будете поступать, то не далеко будете от Царствия Небесного». На второе и третье: «Нерадивый же пусть и не касается того, что здесь описано, чтобы ему, отчаявшись, не расточить и того, что делает; и тогда сбудется на нем евангельское слово: от неимущаго же усердия, и еже мнится имея возмется от него Матф. Итак, Лествичник советует читать его с умом: не все здесь надо применять сразу и буквально, кое-чего надо просто «не касаться»; но что можно делать доброго — делать. Иначе читателя постигнет отчаяние, про которое он тоже пишет: «Нет ничего равного милости Божией; нет ничего больше ее. Посему отчаявающийся сам себя губит». Итак, прежде всего и помимо всего прочего в «Лествице» надо видеть любовь Божию. Книга о любви Любой текст — это не просто череда слов. Композиция текста, то, как он устроен, управляет всем остальным, всем частным. Описание «темницы», процитированное выше, испугало нас как раз потому, что мы рассматривали его вне контекста.
В своей книге Иоанн Лествичник описывает путь совершаемой в свободе метанойи покаяние, поворот ума , обретения бесстрастия истинной свободы , и через него — священного безмолвия, в котором становится возможным услышать голос Божий. От начала и до конца, все больше и больше, это — путь возгорания любви, постоянно усиливающейся динамики стремления к Богу. В начале долгого пути Лествичник напоминает главное — Любовь Божья не знает границ: «Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых; так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха; несть лицеприятия у Бога». На последней тридцатой ступени «Лествицы» подвижник встречает эту Любовь: «Тогда Она Агапе сия Царица, как бы с неба явившись мне, и как бы на ухо моей души беседуя, говорила: доколе ты, любитель Мой, не разрешишься от сей дебелой плоти, не можешь познать красоты Моей, какова она.
Беседа с батюшкой в 4-ю неделю Великого поста. Скачать Первая седмица Великого поста Богослужения в первую неделю различаются по продолжительности, они сразу вводят нас в особое состояние духовной бодрости, настраивают на молитву и освобождают от суетных мыслей и дел.
Что касается еды, то мы постимся максимально строго. Первые четыре дня в храмах по вечерам читается покаянный канон св. Андрея Критского. Преподобный оплакивает себя, как худшего из людей, как святые отцы, знавшие тайну смирения, называют его великим каноником, проповедующим покаяние. На пятый день Великого поста, в память чуда Феодора Тирона, предохранившего христиан от осквернения нечистой пищей, освящается коливо — особое блюдо из пшеничных зерен, орехов и сухофруктов, которым святой некогда накормил всех христиан в Константинополе. Первая неделя Великого поста.
Торжество Православия. В этот день Святая Соборная и Апостольская Церковь празднует победу над иконоборчеством и прочими ересями, сеемыми диаволом, чтобы отвратить души от спасения. Видео:О четвертой неделе Великого поста как пройти Лествицей Иоанна Скачать Вторая седмица В эти дни Святая Церковь возносит молитвы за всех христиан, вступивших в вечность. Верующие заказывают треб в храме за умерших близких, совершают добрые дела в память о них. Вторая неделя Великого поста посвящена памяти святителя Григория Паламы, чье учение о божественном свете, преображающем души истинно кающихся людей, вспоминается как еще одно обещание стяжания Царства Божия тем, кто трудится в Господе, пока они еще здесь, на земле земля. Видео:Великий Пост.
Иоанн Лествичник. Скачать Третья седмица Третье воскресенье Великого поста — Крестопоклонение. В субботу, во время всенощного бдения, в честь верующих выносится Крестовоздвиженский, которые остаются в храме до следующей пятницы. Святая Церковь призывает нас преклониться перед крестом посреди Великого поста, чтобы пример Господа Иисуса Христа, Который претерпел крестные муки, чтобы искупить нас от грехов, вдохновил нас быть учениками Христовыми: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» Марка 8:34. Четвертая неделя Великого поста — память святителя Иоанна Лествичника. В этот день в храме поминают великого подвижника, жившего в VI веке, преподобного Иоанна Лествичника.
Он автор «Лествицы» — творения, исполнение которого последовательно возводит человека на божественный престол. Видео:Лествица Великого поста Духовные беседы 3 я беседа Скачать Вкусная символика В некоторые дни Великого поста православные семьи и монастыри пекли печенье определенной формы: для Иоанна Лествичника из теста пекли лестницы; для анонса готовили печенье в виде жаворонков или голубей. В середине Великого поста, на Страстной неделе, из пресного теста лепили крестики, которые украшали орехами и изюмом. Традиционно часть всего приготовленного раздавали беднякам. В этот день Церковь воспоминает великое событие, послужившее началом спасения человечества, прославляет Деву Марию и учит Ее всесвятым примером слышать и исполнять волю Божию. Пятая неделя Великого поста — память святой Марии Египетской.
В лице этого святого Церковь являет верующим истинный пример Божия покаяния и милости ко всем кающимся грешникам. Вербное воскресенье.
Часто можно встретить сомнения в том, следует ли мирянам читать монашескую литературу — неясно, как использовать семейным работающим горожанам то, что было написано для монахов из сельской местности. Это первое сомнение. Второе: что делать мне, обычному мирянину, с высотой Лествицы? Я не способен сдержать гнев на задевшего меня человека в электричке; мне нужно еще «молоко» элементарных нравственных советов, а не «твердая пища» Лествицы.
И третье: «Лествица» просто-напросто пугает. Вот, например: «Так и делали сии блаженные осужденники. У них видимы были колена, оцепеневшие от множества поклонов; глаза, померкшие и глубоко впадшие; вежды веки , лишенные ресниц; ланиты щеки , уязвленные и опаленные горячестию многих слез; лица, увядшие и бледные, ничем не отличавшиеся от мертвых; перси грудь , болящие от ударов, и кровавые мокроты, извергаемые от ударений в грудь. Где там было приготовление постели? Где одежды чистые или крепкие? У всех они были разорванные, смердящие и покрытие насекомыми.
Что в сравнении с ними злострадания беснующихся, или плачущих над мертвецами, или пребывающих в заточении, или осужденных за убийства? Поистине невольное мучение и томление оных ничто, в сравнении с произвольным страданием сих…» Так Лествичник описывает покаяние, ставит его в пример.
После смерти старца Мартирия, в послушании у которого Иоанн прожил около девятнадцати лет, святой решил удалиться от мира. Сорок лет провел он отшельником в пустыне Фола. Здесь он предался безмолвию, непрестанным молитвам, строгим постам, бдению спал он лишь столько, чтобы через чрезмерное бодрствование не лишиться здравости ума , литературному творчеству и прочим трудам. Возделывал он и свой маленький огород. Каждую субботу и воскресенье преподобный Иоанн приходил в храм Синайской обители на богослужение и приобщался Святых Таин от его кельи до храма было два часа пути. К этому периоду жизни относят чудо избавления от смерти подвижника Моисея, совершенное по молитвам преподобного Иоанна. В свое время Моисей, заручившись благословением старцев, упросил Иоанна взять его к себе в послушание и в ученики. Однажды, занимаясь по поручению учителя удобрением почвы для огорода, Моисей, обессилев от жаркого зноя, крепко заснул.
В это время дремал и Иоанн. В тонком сне он увидел Благолепного Мужа, Который упрекнул его, что пока он дремлет, Моисей, находится в беде. Иоанн тотчас вскочил и начал молиться.
Неделя 4-я Великого поста. «Лествица»
Митрополит эстонии призвал к сугубой молитве и посту. В четвертое воскресенье Великого поста Церковь Христова празднует память преподобного Иоанна Лествичника, автора известной во всем христианском мире книги «Лествица». Четвертое воскресенье Великого поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя «Лествицы». История возникновения Великого поста и его смысл для христианина. Краткие правила соблюдения Великого поста. Кому полагаются послабления в посте. Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого " Лествицей ", поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника.
Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника
- О лествице духовной. Слово в Неделю 4-ю Великого Поста. Сщмч. Серафим (Чичагов).
- Четвертая седмица Великого поста. неделя преподобного Иоанна Лествечника
- Четвертая Неделя Великого Поста - Лествица духовного восхождения
- «Лествица» Иоанна Синайского. Духовное руководство на все времена.
- О лествице духовной. Слово в Неделю 4-ю Великого Поста
- Великопостный устав жизни
«Божественную лествицу, обретохом»: Лавра молитвенно почтила память преподобного Иоанна Лествичника
Суббота четвертой недели Великого поста, 25 марта, (так же как на второй и третьей неделе) установлены для поминовения усопших. В воспоминание об этом событии ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое Торжеством Православия. Великий пост дан нам для того, чтобы успеть хоть немного продвинуться по ступеням в Царство Небесное. 26 марта, в четвертое воскресенье Великого поста, отмечается неделя преподобного Иоанна Лествичника. В первое воскресенье Великого поста называется Торжество Православия в честь события, которое произошло в 843 году в Константинополе.
«Лествица» Иоанна Синайского. Духовное руководство на все времена.
Неделя четвертая Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника. » Севастопольское Благочиние | 26 марта, в четвертое воскресенье Великого поста, отмечается неделя преподобного Иоанна Лествичника. |
«Божественную лествицу, обретохом»: Лавра молитвенно почтила память преподобного Иоанна Лествичника | О лестнице должен быть и всецерковный разговор в четвертую неделю Великого поста, поскольку неделя носит имя автора одноименной книги ― «Лествица». |
"Лествицу" Иоанна Лествичника впервые экранизировали в России - ТАСС | В воскресенье четвертой недели Великого поста пекут лесенки (лесеньки, лестницы, лествицы) – особое постное печенье. |
Неделя 4-ая Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника
Во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста совершается поминовение всех от века усопших православных христиан. Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого «Лествицей», поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника. В воскресенье четвертой недели Великого поста пекут лесенки (лесеньки, лестницы, лествицы) – особое постное печенье. В Неделю 4-ю Великого поста Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника.
Великий Пост. Неделя Иоанна Лествичника
- Вам может быть интересно:
- Четвертое воскресенье Великого поста — память преподобного Иоанна Лествичника
- 26 марта – неделя преподобного Иоанна Лествичника
- Лествица Великого поста. 49 дней верности Богу
- Неделя 4-я Великого поста. «Лествица»
- Из жизни подворья