В Болгарии есть две деревни под названием Беренде, название которых, по словам лингвиста Анны Чолевой–Димитровой, происходит от племени берендеев.[3]. Слушайте онлайн полную версию подкаста «Кто такие берендеи – Берендеи. Берендей это не только имя царя, также этим словом древнее славяне называли колдунов и оборотней.
Неловкий момент: почему берендеев на Руси называли погаными?
Кем были берендеи и Почему в летописях их называли «свои поганые» : vitas1917 — LiveJournal | А так как берендеи указываются жителями чащи еще в былинах (они начали записываться лишь в 16 веке), то нужно понимать, что берендейский промысел известен русским уже тогда. |
Кто такой берендей из русских народных сказок - | Таким образом, Берендей в русской мифологии является многогранным персонажем, способным проявлять как героические качества, так и черты злодея. |
Кто такие берендеи — Берендеи. Чем знамениты эти кочевники? | Кто такие, откуда взялись. Берендеями изначально считали кочевой народ тюркского происхождения в восточноевропейских степях, в летописях они иногда назывались то "торками" (видимо, от тюрк), то "черными клобуками" (черношапочниками). |
Кто такой Берендей | Кто такие берендеи? Расскажу о берендеях, о коих мне известно более всего, ибо мой род имеет отчасти и эти корни. |
Значение слова «берендей» | Таким образом, гадание берендеев бесплатно Крапива учит не совершать необдуманных поступков, больше доверять разуму, а не чувствам. |
Кто такие берендеи и как они жили. Берендей - кто это такой? Царь Берендей. Значение слова берендеи
Берендей?», с одной стороны, ответить несложно, а с другой стороны, дать развернутое и полное описание этого полумифического образа нелегко. дедушка Берендей. народ кочевой, тюркского происхождения и, до прихода половцев, они, вместе с печенегами и торками обитали в Великой степи, простиравшейся от лесной зоны современной России до Крыма.
Кто такие берендеи — Берендеи. Чем знамениты эти кочевники?
Берендеи в Поволжье Области берендеев и старинных обитателей края в Поволжье образовали в начале I тыс. Тогда же был построен и град Малый Китеж, тот, что ныне — город Городец на Волге. XVII, с. А само древнее Берендеево княжество стало тогда именоваться Городецким княжеством. Области близ Большого Китежа у Светлоярова озера, а также близ Городца Малого Китежа вошли в Нижегородское княжество после их разгрома Батыем в 1238 году. Тогда и град Китеж стал невидим.
А известная по летописям языческая Пургасова Русь столицей коей почитается град Алатырь на юге Нижегородчины была разделена между Нижегородским княжеством, а также Золотой Ордой, после сражений с князем Пургасом в 1229 году, по Лаврентьевской летописи. Нижегородское княжество, объединенное с Русью Пургасовой и землями берендеев Городецким княжеством , и потом сохраняло ведическую веру наравне с православной. Ведическая вера объединяла волжан тогда в союз с единоверной Золотой Ордой, вплоть до принятия татарами ислама в 1312 году. После сего союз распался. К тому же Золотая Орда ослабла под ударами среднеазиатского тирана Тамерлана.
Нижегородское княжество с подвластными язычниками-русами из родов пургасов на юге, берендеев на севере и иных откололось от Золотой Орды и номинально перешло под власть князя московского 1392 год. Но это не помешало нижегородцам отразить поход московских ратей в 1410 году, кои желали утвердить новую власть и крестить «поганых». Окончательно же пургасы, берендеи с нижегородцами вошли в Московскую Русь только после разгрома Золотой Орды Иваном Грозным в 1552 году. Последующая отмена вечевой власти, закрепощение отмена Юрьева дня при Борисе Годунове , а также христианизация края, сопровождавшаяся переводом многих угодий, священных лесов в собственность церкви, а также отписанием целых деревень монастырям, — привели к восстаниям, разинщине, а затем и пугачевщине. Разгром повстанцев и последующий погром капищ, вырубка священных рощ, истребление жречества подорвали основу существования средневековой ведической культуры в том числе и ведорусской литературы в крае.
Но это был уже XVII век. И потому очень знаменательно, что именно благодаря берендеям по сию пору сохранилась ведическая православная традиция Руси. Родом из берендеевских мест, из Рязани, был А. Сулакадзев — один из последних хранителей «Велесовой книги», «Боянова гимна», дошедших до нас, а также многих недошедших: «Белой книги», «Китовраса», «Перуницы» и иных. Я знаю многих берендеев из Переславля-Залесского, рядом с которым стоит знаменитое село Берендеево.
Последний оставшийся лепесток и был ответом. Также на любовь гадали с помощью травы зверобоя. Из него плели венок и клали на крышу дома вечером. Если утром венок оказывался на земле, значит в этом году девушка выйдет замуж.
Если венок оставался на крыше, значит сидеть ей в девках еще год. Еще срывали цветок зверобоя и сильно его скручивали, чтобы выступил сок. По его цвету девушки гадали на любовь молодого человека. Если выступил прозрачный чистый сок, то он не любит.
Если сок красный - девушка, безусловно, любима. На русалочьей неделе собирали букет из полевых трав. Каждый из членов семьи выбирал себе цветок и загадывал желание. Букет оставляли ночью во дворе, а утром выходили смотреть.
Чьи цветы не завяли и остались свежими, весь год будут здоровы и бодры. Желание их непременно исполнится. Ну а у кого цветы завяли, оставляли исполнение желания на следующий год. О различных предсказаниях, в том числе о гаданиях по листьям растений можно рассказывать долго.
Гаданий существует великое множество, например гадание с лавровыми листами на любовь и другие. Главное, когда захотите узнать судьбу с помощью гадания, ищите ответ на вопрос, когда он стал очень важным. Не задавайте один и тот же вопрос дважды, даже если первый ответ вам не понравился. Вернитесь к нему через некоторое время.
Не пытайтесь обмануть судьбу. Вторично полученный ответ будет обманчив и только больше запутает реальный ход событий. Название в летописях исчезает к XIII в. Берендеи являются одним из этнических предков украинцев.
Некоторыми также считаются предками запорожских казаков, в частности на это указывает их столица — Переяслав один из будущих центров запорожского казачества , а также то, что на Южной Руси принципиально возможно было только полукочевое скотоводство на зиму скот должен находиться в зимовьях , поэтому характер жизни этих людей должен был отличаться от жизни кочевников Средней Азии или Каспия. Однако полукочевым скотоводством занимались все наиболее известные из осевших в западной части Дешт-и-Кыпчак степняков: торки черкасы , кыпчаки половцы , козари бродники. Берендеи отличались от других наёмников и русских федератов большей жестокостью по отношению к половцам одно из названий половцев — поганые — стало нарицательным негативным украинским обозначением , что указывает на возможную их месть за утрату былых кочевий из-за половцев, которые скорее всего захватили их земли, как это не раз встречалось в истории южнорусских степей. Во вражде черных клобуков с половцами берендеи проявили себя больше торков — эта вражда, продлившаяся несколько веков и проявившаяся в большом количестве взаимных набегов, нашла отражение в летописях и во множестве фольклорных произведений.
Одним из исторических городов берендеев является Бердичев, имевший прежде название Берендичев. Свою столицу берендеи называли Переяслав -ль. Когда произносится слово «Берендеи», большая часть жителей нашей страны представляет что-то обобщенно-древнерусское, сказочное. То ли племя какое-то вроде вятичей или радимичей, то ли что-то связанное с русскими народными сказками.
К традициям русской культуры апеллировал и вокально-инструментальный ансамбль «Берендеи», образованный Московском лесотехническом институте в начале 70-х гг. ХХ века. Доля правды в этих представлениях есть. Действительно этноним «берендеи» впервые встречается в «Повести временных лет» под 1096 годом.
Упомянуты они в качестве военной силы, участвующей в междоусобной борьбе, разразившейся после ослепления князя Василька Теребовльского. Не знакомый с древнерусским летописанием читатель может быть немало удивлен: берендеи там упомянуты как кочевое тюркоязычное племя, действовавшее совместно с торками и печенегами. Причем, особенно близки берендям были, судя по всему, торки — тюркоязычное племя, говорившее на языке, принадлежавшем к огузской подгруппе тюркских языков. К этой языковой группе принадлежат, например, современный турецкий, азербайджанский и туркменский языки.
О близости торков и берендеев свидетельствует несколько фактов. Во-первых, в разных военных столкновениях, описанных в русских летописях, торки и берендеи всегда оказываются по одну сторону баррикады. Половцы народ, тоже говоривший на тюркском языке, но принадлежавший к другой ветви, родственной современным татарам иногда выступают в союзе с торками и берендеями, а иногда враждуют. Так, например, в «Повести временных лет» сообщается, что в 1105 году знаменитый половецкий хан Боняк ходил походом на торков и берендеев.
О результатах этого похода ничего не сообщается, однако факт противостояния торков и берендеев с одной стороны, а половцев с другой уже весьма показателен. Во-вторых, в Повести временных лет упоминается некий торчин, овчарь то есть слуга, отвечающий за сохранность поголовья овечьего стада князя Святополка Изяславича. Этот торчин то есть человек из племени торков оказался главным действующим лицом в деле ослепления князя Василька Теребовльского. Именно он орудовал ножом, выкалывая Васильку глаза.
Этот торчин назван по имени — звали его Берендей. То есть слово «берендей» могло выступать не только этнонимом, но и личным именем. Из этого можно заключить, что беренеди могли быть не отдельным народом, а некой этно-политической группой, получившей название по имени предводителя-основателя. Подобным образом получили свой этноним ногаи, чье наименование связывают с золотоордынским беклербеком Ногаем, жившим в XIII в.
То есть, такая практика в рамках тюркской цивилизации существовала, следовательно, могла быть реализована и в случае с берендеями. Изначально берендеи жили на юго-западных границах Руси, поэтому особенно часто они фигурируют в междоусобных столкновениях южно-русских князей. Впрочем, мобильность кочевого войска позволяла им легко перемещаться в разных направлениях.
Островский в пьесе «Снегурочка», прочитав которую, можно узнать о гороскопах и гаданиях Берендеев. А на картине Васнецова «Палаты царя Берендея» сразу заметно, что стены во дворце расписаны полевыми цветами.
Им казалось, что цветы и деревья подают людям тайные сигналы, услышав и разгадав которые, можно узнать будущее. События они предсказывали по упавшим листьям. Попытаемся проникнуть в тайну растений, какое же значение имеют листья некоторых из них в гадании берендеев. Березовый лист приносит новые вести, смену чего-то привычного, например, места жительства или работы. Дубовый - сулит здоровье, что особенно важно для скорейшего выздоровления больных.
Выделились из огузов. В 1097 году они впервые упоминаются в русских летописях в связи с более ранним событием: берендеи вместе с торками и печенегами заключили союз с теребовольским князем Василько Ростиславичем. Повесть временных лет. Были вассалами русских князей, участвовали в борьбе с половцами, междоусобных войнах на Руси.
Кочевники, именуемые летописью «своими погаными», были не очень надёжными подданными. Они стремились сохранить свою независимость и постоянно навязывали Руси федеративную форму взаимоотношений. Русские князья категорически возражали и требовали безусловной вассальной покорности. На этой почве между сторонами нередко возникали конфликты.
Тряпкина русская сказочная традиция представлена разнообразными сказочными типами и образами, о чем свидетельствуют многочисленные примеры стихотворений поэта. Обращает на себя внимание один из поэтических сказочных образов стихотворений - царь Берендей. Для поэта в его попытках изображения «берендеева царства» оказались важны традиции весенней литературной сказки А. Островского «Снегурочка».
Ключевые слова: Н. Тряпкин, А. Островский, волшебная сказка, традиция. TRYAPKIN Tradition of literary interpretation of Russian fairy tales in Tryapkin"s lyric poetry is represented by various magic characters and images, and multiple examples of poems evidence it.
One of the brightest examples of poetic myth images that had drawn attention of this study was Tzar Berendey. The poet found it important in his attempts to represent the «Berendey tzardom» to follow tradition of literary variation by A. Ostrovsky of the spring fairytale «The Snow Maiden». Key words: N.
Tryapkin, A. Ostrovsky, Berendey, fairy tale, tradition. Поэзия Н. Тряпкина представляет собой сложный и оригинальный сплав традиций русской и мировой литературы.
Исследователи видели в Тряпкине продолжателя русской классической поэзии А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Н.
Некрасова и восприемника опыта старших современников М. Исаковского, А. Твардовского, Н. Рубцова, Н.
Заболоцкого, Я. Сме-лякова , ставили его лирику в непосредственную связь с достижениями русской поэзии конца XX в. Слуцкого, В. Соколова, Ю.
Но был еще один, не менее важный для Тряпкина, источник его поэтического вдохновения - русское народное творчество. Это подтверждают многие его высказывания, свидетельства современников и творчество поэта: художник ищет и находит народную мудрость, расшифровывает и творчески подходит к ней в своих произведениях, обращаясь к различным фольклорным жанрам: былинам, песням, частушкам, сказкам. В лирике Тряпкина русская сказочная традиция представлена разнообразными сказочными типами и образами, о чем свидетельствуют многочисленные примеры стихотворений поэта. Например, в стихотворении «Кострома» 1958 древнейший русский город предстает перед читателем в сказочном свете: Там рыжие лоси в большой снегопад На дровнях по школам развозят ребят, Там царь Берендей на проспекте живет, А сказки, что бабки, сидят у ворот.
Обращает на себя внимание один из поэтических образов стихотворения - царь Берендей. Вообще «берендеи» - дикие кочевники, кочевое племя тюркского происхождения - упоминаются в русских летописях с 1097 г. Островский в своей пьесе «Снегурочка». Осенью 1848 г.
Нигде не сказано, каким путем Берендей пришел к власти, но, несомненно, владел ею по праву. Царство берендеев находилось, согласно народным преданиям, на месте знаменитого Берендеева болота, в центре которого, на острове, сохранились остатки древнего городища. Таким образом, драматург это название «подсмотрел» в летописи или взял его из топонимов. Представляется интересным сравнить структуру «берендеева царства» в пьесе Островского «Снегурочка» и в стихотворениях Тряпкина.
Для своей пьесы драматург избрал форму поэтической весенней сказки, структурная организация которой такова, что в ней имеют место два царства. Одно то, с которого начинается повествование. Другое то, которое противопоставлено реальному миру. Берендеево царство Островского имеет свою географию, свои законы, свой собственный отсчет времени.
Оно абсолютно и самодостаточно. Это мир не идеальный, но счастливый. Нравы и быт берендеев просты. У Островского берендеи ведут образ жизни, свойственный большинству племен, населявших среднюю полосу славянских земель.
Одна из главных героинь пьесы Островского - Весна, как Сила Природы - говорит о берендеях: «они беспечны»; «частые игры и празднества» - обычное явление в их жизни. Берендеи не знают, что такое междоусобные войны, любовь оберегают как святыню. В лирике Тряпкина «берендеево царство» - эта «угрюмая страна», с ее «могучей природой», похожей на Россию, зима здесь именно такая, как где-нибудь в лесу средней полосы: За синие своды, Зовут меня детские сказки природы, На белую гору, к метельному бору, Отвесить поклон старику Зиморогу. Я слушаю тайную флейту природы, Иду через дремы, очнуться не смея, К прогалинам детства, в страну Берендея...
В европейской литературной традиции лес - символ человеческих заблуждений. В русской - источник помощи, которая вдруг придет, когда ее неоткуда ждать, средоточение таинственных сил. Считается, что имя «Лель» принадлежало одному из божеств в языческом пантеоне славян, его отождествляли с Купидоном. У Островского образ Леля несет в себе и реальное в «сказке» драматурга юный Лель - пастух , и сказочное начало, хотя не обнаруживающее себя так, как в образе Снегурочки.
У обоих писателей Лель - беспечный баловень судьбы, любимец девушек, поэт и музыкант у Тряпкина Лель играет на «ворожейной свирели». Вообще действительность, преломляясь в сознании писателей, нередко приобретает фантастические черты. В берендеевом царстве уживаются и люди, и сказочные существа у Островского: Вес-на-Красна, Дед-Мороз, Леший, Снегурочка; у Тряпкина - «коньки-сорванцы», «Мороз, поднявший усы», Елка, Баян, «бородатый лес». У Островского царь Берендей - заботливый и справедливый правитель, который будет старательно отыскивать причины гнева Ярилы в «неправильном» житье-бытье своих подданных.
Его владения превратятся в арену мести Солнечного бога. У Тряпкина царь Берендей -«лицо необыкновенное», волшебное существо, объединяющее в себе народную культуру с народным бытием, с его широтой и общезначительностью: А про сельский наш корень скажу вам смелей: Мы фамильнее прежних бояр и князей! Не на знатных гербах, а на наших горбах Эту Русь начинал еще царь Берендей. Конфликт, охватывающий мир берендеев Островского «тепло» и «стужа» пронизывает социальный аспект, у Тряпкина «тепло» и «стужа» - это не конфликт, а неотъемлемые составляющие природного мира зимы и лета как времен года.
И гармоничность мира «берендеева царства» Тряпкина заключается в его слитности с природой, а значит - в полной ей подчиненности лирического героя: Проносятся тучи, проносятся годы, А я эти тропы, и вздохи, и стуки Держу на примете, беру на поруки, А я эти песни, рожки и свирели Хотел бы оставить в родной колыбели, Где красные горы, где шумные боры, Где я на дулейке искал переборы. И слушал земли заповедные Веды, Садясь на пенек для высокой беседы... Итак, народно-поэтическая культура специфично преломилась в поэзии Тряпкина, вос-принимаясь не только в «чистом виде», но и через литературную традицию, в частности, через традицию А. Для поэта в его попытках приблизиться к народно-сказочной России близкими оказались традиции весенней литературной сказки Островского «Снегурочка».
Бурдакова Т. Соловьева В. Богданова С. Кошелева И.
Фольклорный мир в поэзии Н. Тряпкина, Ю. Кузнецова, В. Высоцкого: Способы реализации фольклорной цитации в стихотворном тексте.
Тряпкин Н. Избранное: Стихотворения. Излуки: Стихотворения. Burdakova T.
Soloveva V. Bogdanova S. Kosheleva I. Folklornyy mir v poezii N.
Tryapkina, YU.
Кто такой берендей
На вопрос «Кто это — Берендей?», с одной стороны, ответить несложно, а с другой стороны, дать развернутое и полное описание этого полумифического образа нелегко. Подкаст «Детское Радио: все подкасты», эпизод Кто такие берендеи – Берендеи. «#эдуардгеоманский #берендей #сергейберендей #berendeitv» от автора Berendei_Official с композицией «оригинальный звук» (исполнитель Berendei_Official). Кто такие берендеи. В «Сказке о царе берендее» В. А. Жуковского Берендей — отец Ивана-царевича. «#эдуардгеоманский #берендей #сергейберендей #berendeitv» от автора Berendei_Official с композицией «оригинальный звук» (исполнитель Berendei_Official). Происхождение слова «берендей» Есть версия, что Берендеи это "кольчужники" от тюркского слова "берен" -"кольчуга".
Кто такой берендей из русских народных сказок
То есть слово «берендей» могло выступать не только этнонимом, но и личным именем. Из этого можно заключить, что беренеди могли быть не отдельным народом, а некой этно-политической группой, получившей название по имени предводителя-основателя. Подобным образом получили свой этноним ногаи, чье наименование связывают с золотоордынским беклербеком Ногаем, жившим в XIII в. То есть, такая практика в рамках тюркской цивилизации существовала, следовательно, могла быть реализована и в случае с берендеями. Изначально берендеи жили на юго-западных границах Руси, поэтому особенно часто они фигурируют в междоусобных столкновениях южно-русских князей.
Впрочем, мобильность кочевого войска позволяла им легко перемещаться в разных направлениях. В 1146 году они принимали участие в захвате Киева представителем Мономаховой ветви рода Рюриковичей — Изяславом Мсиславичем. Поскольку русские князья часто использовали военные силы берендеев и других кочевых народах в своих войнах, часть кочевников была расселена по берегам реки Рось. Все вместе они стали именоваться «Черными клобуками».
Слово «клобук» сейчас означает монашеский головной убор, но по-древнерусски так называлась любая шапка. Очевидно, такое наименование возникло оттого, что кочевники, в самом деле, носили черные головные уборы. Данные топонимики свидетельствуют о том, что в дальнейшем часть берендеев опять же, как важный военный ресурс была переселена Юрием Долгоруким и Андреем Боголюбским на территорию Северо-Восточной Руси. Память об этом хранит, например, название села Берендеево в Ярославской области.
После монголо-татарского нашествия имя берендеев исчезает из летописи.
У Тряпкина царь Берендей -«лицо необыкновенное», волшебное существо, объединяющее в себе народную культуру с народным бытием, с его широтой и общезначительностью: А про сельский наш корень скажу вам смелей: Мы фамильнее прежних бояр и князей! Не на знатных гербах, а на наших горбах Эту Русь начинал еще царь Берендей. Конфликт, охватывающий мир берендеев Островского «тепло» и «стужа» пронизывает социальный аспект, у Тряпкина «тепло» и «стужа» - это не конфликт, а неотъемлемые составляющие природного мира зимы и лета как времен года.
И гармоничность мира «берендеева царства» Тряпкина заключается в его слитности с природой, а значит - в полной ей подчиненности лирического героя: Проносятся тучи, проносятся годы, А я эти тропы, и вздохи, и стуки Держу на примете, беру на поруки, А я эти песни, рожки и свирели Хотел бы оставить в родной колыбели, Где красные горы, где шумные боры, Где я на дулейке искал переборы. И слушал земли заповедные Веды, Садясь на пенек для высокой беседы... Итак, народно-поэтическая культура специфично преломилась в поэзии Тряпкина, вос-принимаясь не только в «чистом виде», но и через литературную традицию, в частности, через традицию А. Для поэта в его попытках приблизиться к народно-сказочной России близкими оказались традиции весенней литературной сказки Островского «Снегурочка».
Бурдакова Т. Соловьева В. Богданова С. Кошелева И.
Фольклорный мир в поэзии Н. Тряпкина, Ю. Кузнецова, В. Высоцкого: Способы реализации фольклорной цитации в стихотворном тексте.
Тряпкин Н. Избранное: Стихотворения. Излуки: Стихотворения. Burdakova T.
Soloveva V. Bogdanova S. Kosheleva I. Folklornyy mir v poezii N.
Tryapkina, YU. Kuznetsova, V. Vysotskogo: Sposoby realizatsii folklornoy tsitatsii v stikhotvornom tekste. Tryapkin N.
Izbrannoe: Stikhotvoreniya. Izluki: Stikhotvoreniya. Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений.
Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников — энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова. Значение слова берендеи Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Сказочный народ.
Энциклопедический словарь, 1998 г. С 1146 в составе черных клобуков вассал Руси. Берендеи кочевое племя тюркского происхождения, упоминаемое в русских летописях с 1097 до конца 12 в. Ко 2-й половине 11 в.
Около 1146 образовалось племенное объединение, известное под названием чёрных клобуков в него вошли Б. Киевские князья использовали конницу Б. В связи с нашествием монголо-татар на Русь в начале 13 в. Примеры употребления слова берендеи в литературе.
Те берендеи , что проснулись раньше всех и хватились жен, заслышав общий крик, опомнились, закрутили головами. Ужаснувшиеся берендеи сбивались в толпы, кричали наперебой и все порывались идти кого-то бить, только вот никак не могли решить, кого.
Они любят строить себе прекрасные терема и сказочные дворцы на побережьях рек, болот и озер, где они надежно прячутся от незваных гостей. Берендеи не имеют врагов, поскольку их неодолимая сила и могущество способна выдворить со своей территории любого захватчика и недруга. Сегодня Берендеи вынуждены прятаться от назойливого внимания современного человека, забираясь в самые глухие и темные чащи. Берендеи способны не только скрываться в глубинах озерной воды, но и растворяются в подземных, каменных лабиринтах, где современный, непосвященный человек никогда не сможет их найти.
Именно от них пошло название Берендеева болота и посёлка Берендеево. Некоторые города, в которых жили берендеи, сохранили в названиях память о них.
Берендеи - тюркское кочевое племя в русских степях вблизи Киевского и Переяславского княжеств. Выделились из объединения огузов. Упоминается в русских летописях с 1097 до к. XII в.
Кто такой берендей из русских народных сказок
Нет, скорее всего, из русского фольклора. В старых сказках берендеями звались оборотни, превращавшиеся в медведей. Берендеи-оборотни Слово берендей дало начало множеству однокоренных русских слов: «берендеить», «берендерить», «берендейка», «берендеечник» и т. Берендейка это точёная деревянная кукла, берендеечник — мастер по её изготовлению, а берендеить — делать такие игрушки. Любопытно, что Владимир Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», приводя эти названия, указывает только на одно их происхождение — от села Берендеево ныне в Ярославской области , но даже не упоминает слова «берендей».
Берендеи в историографии Историки считают, что именами берендеи, торки и чёрные клобуки русские называли один и тот же народ или ряд очень близких между собой народов. Правда, это никак не доказано, но допустим, что историки в данном случае правы. У историков имеется консенсус по поводу того, что берендеи — кочевой народ тюркского происхождения. Правда, объяснить этимологию этого названия они не в состоянии.
Никому не рассказал Берендей о своём обещании, только всё время ждал, что придут и отнимут ребёночка, и потому был всё время печален. Но шло время, царевич подрастал, никто за ним не приходил, и царь стал забывать историю у колодца. Вырос Иванушка красавцем и поехал в лес на охоту. Приключения царевича Мы продолжаем сказку о Берендее.
В чаще из дупла вылез к царскому сыну старичок недобрый с зеленной бородой и зелёными глазами и велел царевичу ехать к отцу да напомнить о долге. Задумался Иванушка и поехал обратно. Рассказал царю-батюшке о встрече и странных словах. Тут Берендей заплакал и открыл сыну свою страшную тайну.
Сел на коня и поскакал неведомо куда. Встретилось ему озеро. На нём плавали 30 уточек, а на берегу лежали тридцать белых рубашек. Взял одну из них царевич спрятался с ней в кустах.
Наплавалась уточки вышли на берег и превратись в прекрасных девушек. Быстро оделись в свои сорочки и исчезли. Только одна жалобно покрикивает у берега, бьёт крылышками. Жалко стало её Иванушке, и вышел он к ней.
Она ему и говорит: «Отдай мое платье, я тебе потом пригожусь». Сел Иван в кустики, отвернулся, а тут подходит к нему девушка и звонким голосом рассказывает, что она и ещё ее 29 сестёр - дочери Кощея бессмертного, который владеет подземным царством. Топнула она ножкой, и оба спустились под землю. Появление царевича во дворце Кощея и первые задания Иван вошел в светлый каменный дворец Кощея, опустился перед троном на колени.
Царь Кощей сначала очень рассердился, а потом рассмеялся. Сказал, что если Иван отслужит ему три службы, то получит свободу. Отправил Кощей царевича отдыхать с дороги и рано утром призвал к себе. Задал первое дело: построить за ночь мраморный дворец с золотой кровлей и хрустальными окнами и разбить вокруг него сад с прудами.
Вернулся Иван в свои покои с тяжёлыми думами. Тут к нему в окошко залетела золотая пчёлка. Она превратилась в Марью-царевну. Ей и рассказал Иванушка о своей беде.
Девушка утешила его и пообещала, что к утру всё будет сделано, а царевичу надо только ходить и молоточком постукивать. Так оно и случилось. Когда Кощей дворец увидел, то не поверил своим глазам. Рассердился, но дал на завтра новое задание: из 30 его дочерей выбрать младшую.
Сидит он в своих покоях, и снова залетает к нему пчёлка и рассказывает, что сёстры все имеет одно лицо, а её он узнает по мошке на щеке. Выбор Иваном девушки Утром встало 30 девушек перед царским сыном. Трижды ему надо пройти мимо них и выбрать младшую. Это оказалось непросто.
Два раза прошел Иван мимо девушек, а мошки так и не увидел. Идёт он в последний раз, очень внимательно вглядывается и усмотрел мошку на порозовевшей щечке. Взял Иван избранницу и вывел её вперед. Рассердился Кощей.
Чувствует, что дело нечисто. Третья хитрость Кощея Он тут же выдал Ивану третье задание: сшить сапоги. Ушёл царевич к себе, задумался. Тут в окно влетает пчёлка и говорит, что им обоим надо бежать от неминуемой смерти.
Плюнула она на оконце, и к нему слюнка примёрзла. Вышли они и дверь закрыли на ключ. Ключик далеко выбросили: никто не найдёт.
Указывается, что подобный сюжет проходит в литовских, сербских и русских сказках. Образ Снегурочки часто связывают с другим персонажем русского фольклора — Костромой. Той самой, которую сжигают на костре при проводах зимы. Вспомним, что Переславль-Залесский находится по пути в город Кострому. Более того, имение Александра Островского — автора «Снегурочки» — находилось в Костромской губернии сейчас там музей.
И на флаге Островского района Костромской области изображена Снегурочка, и день рождения ее там празднуется. Флаг Островского района Костромской области, РоссияФото: ru. Известно, что эта идея пришла ему в голову именно по дороге в свое имение Щелыково близ Костромы, как раз на участке пути Переславля-Залесского. Это теперь «берендеевы царства» расплодились по всей России, главным образом, в качестве элитных поселков. А тогда сохранившиеся названия указывали на конкретную географическую древность и историческую тайну. Вероятно, Островского тоже заворожили эти названия — слобода Берендеево, Берендеево болото. Эти названия и сейчас сохранились. По теме: методические разработки, презентации и конспекты Путешествие к царю Берендею Путешествие является своеобразным подведением итогов по изучению темы «Лес».
Дети встречают на своем пути жителей леса, выполняют их задания и приходят к Берендею. Цель занятия закре… Игра — путешествие «В гости к царю Берендею дорогой здоровья» Развернутый конспект занятия для учащихся нвчальной школы, с применением здоровьесберегающей технологии. Направлено на формирование физического здоровья учащихся, развитие интереса к спорту и развитие… конспект урока литературы в 4 кл. Задачи: учить обрабатывать и систематизировать сведения об авторе; учить подробному анализу сказки через раскрытие… Урок литературного чтения для 3 класса по УМК «Перспектива»… На вопрос «Кто это — Берендей? К этой теме обращались в разное время наш замечательный поэт, удивительный драматург, чудесный необыкновенный композитор. А в наши дни в 1968 году был создан фильм «Снегурочка». Актёр П. Кадочников сыграл в нём роль царя Берендея.
Он мудр, прозорлив, добр и справедлив. Ошибка Ивана-царевича Сам Кощей не смог добраться до них, поэтому, к сожалению, по пути они наткнулись на красивый город. Иван был привлечен к городу, и Марья предупредила его, что там он может забыть ее и что она умрет. И вот как это закончилось. От меланхолии прекрасная принцесса превратилась в голубой цветок. Старик выкопал его и посадил в горшок в своей хижине. Сказка Жуковского «Царь Берендей» подходит к концу. В очередной раз ей удалось превратиться в девушку для прекрасной принцессы и спасти своего парня из города после свадьбы.
Итак, теперь они поспешили во дворец Берендея, где их встретили как желанных и дорогих гостей. Они долго не думали об этом, позвали гостей и сыграли свадьбу. Приключения царевича Мы продолжаем сказку о Берендее. В чаще из дупла вылез к царскому сыну старичок недобрый с зеленной бородой и зелёными глазами и велел царевичу ехать к отцу да напомнить о долге. Задумался Иванушка и поехал обратно. Рассказал царю-батюшке о встрече и странных словах. Тут Берендей заплакал и открыл сыну свою страшную тайну. Сел на коня и поскакал неведомо куда.
Встретилось ему озеро. На нём плавали 30 уточек, а на берегу лежали тридцать белых рубашек. Взял одну из них царевич спрятался с ней в кустах. Наплавалась уточки вышли на берег и превратись в прекрасных девушек. Быстро оделись в свои сорочки и исчезли. Только одна жалобно покрикивает у берега, бьёт крылышками. Жалко стало её Иванушке, и вышел он к ней. Она ему и говорит: «Отдай мое платье, я тебе потом пригожусь».
Сел Иван в кустики, отвернулся, а тут подходит к нему девушка и звонким голосом рассказывает, что она и ещё ее 29 сестёр — дочери Кощея бессмертного, который владеет подземным царством. Топнула она ножкой, и оба спустились под землю. Экранизации Кадр из фильма «Снегурочка» 1968 год В 1968 году Павел Кадочников снял фильм «Снегурочка» и сам исполнил в нем роль царя Берендея. По сюжету киноленты, снятой на студии «Ленфильм», таинственная девушка попала в деревню берендеев. У нее нет чувств, зато есть баснословная красота, быстро привлекшая поклонников. Среди них ветреный Мизгирь, бросивший ради Снегурки невесту Купаву. Берендей приказывает всем в селе найти себе пару и явиться к Яриле. Купаву выбрал пастух Лель.
Снегурочка просила мать-Весну подарить и ей любовь. В девушке проснулись чувства к Мизгирю, но, представ вместе с возлюбленным перед солнечным божеством, она растаяла. В 1969 году режиссер-сказочник Александр Роу снял кинокартину «Варвара-краса, длинная коса» по мотивам произведения Жуковского «Сказка о царе Берендее». Фильм рассказывал о добром царе Еремее и злом Чуде-Юде, о любви Варвары-красы к рыбацкому сыну Андрею. В экранизации «Снегурочки» 1974 года в образе мудрого царя Берендея предстал актер Михаил Царев. Кто такие берендеи Испокон веков, по словам историка С. Соловьева, это племя служило с владимирским князем Андреем Боголюбским и проживало под Переяславлем-Залесским. Берендеевское болото и следы домов поблизости остались в памяти людей в этих местах.
Однако некоторые из них кочевали и защищали границы Киева от половцев и других князей. Так что это племя было вовсе не мифическим, а скорее реальным. Был ли у них царь по имени Берендей? Кто он такой, историки не установили. Скорее всего, он был маленьким принцем. Он остался в легендах, как это неизвестное нам племя. Произошло это в 12 веке. Спустя сто лет часть Берендей перебралась в Венгрию и Болгарию.
Остатки племени присоединились к славянам и превратились в русов. В мифологии, которую прекрасно использовал писатель Н. Островский, а затем композитор Н. Римский-Корсаков, есть крестьянский царь Берендей. Это кто? Человек, который поцеловал крест из преданности своему народу, фермерам и производителям пшеницы. Он хранитель веры и мудрый наставник своих подданных. Третья хитрость Кощея Он сразу дал Ивану третье задание: сшить сапоги.
Берендеи — люди-оборотни, способные превращаться в огромных медведей, неимоверная сила которых до сих пор упоминается в Русских преданиях и сказаниях. В стародавние времена Берендеи проживали на территории, окружающей современный город Москву, который тогда носил название Маска-Град. Сегодня, отъезжая на север от Москвы, можно найти озеро Берендеево, питающее реку Нерль. А в Ярославской области можно зайти в поселок Берендеево. К сожалению, сегодня Берендеи вынуждены прятаться от незваных, недобрых гостей в чащах северных лесов, по берегам озёр, болот и рек. У Берендеев нет прямых врагов, способных причинить им физическую боль и страдание.
О Царе Берендее.
Если вам понравилось бесплатно смотреть видео кто такой берендей онлайн которое загрузил IT Bilim 01 апреля 2023 длительностью 00 ч 00 мин 20 сек в хорошем качестве, то расскажите об этом видео своим друзьям, ведь его посмотрели 2 240 раз. Если вам понравилось бесплатно смотреть видео кто такой берендей онлайн которое загрузил IT Bilim 01 апреля 2023 длительностью 00 ч 00 мин 20 сек в хорошем качестве, то расскажите об этом видео своим друзьям, ведь его посмотрели 2 240 раз. Берендей это не только имя царя, также этим словом древнее славяне называли колдунов и оборотней. Берендеи, как многие славянские народы жили общиной, во главе которой мог стоять только мудрейший и старейший член племени. Берендей — это мифический царь, который отличался безграничной любовью и верой в свой народ.
Кто такие были Берендей: их история и этимология
Видео о Кто такой Берендей, Царь Берендей в Переславле-Залесском. Кто такой берендей. Берендеи у славян. Берендей языческая мифология. Торки народ. Племя берендеев. Историки считают, что именами берендеи, торки и чёрные клобуки русские называли один и тот же народ или ряд очень близких между собой народов. В данной статье мы проведем исторический анализ берендеев и попытаемся разобраться в их истинном значении для Древней Руси.
Кто такие берендеи — Берендеи. Чем знамениты эти кочевники?
Но всё оказалось не совсем так... На самом деле это был кочевой народ из племенного союза огузов. И впервые на границах русских княжеств они появились совсем непрошенные. Вместе с печенегами и торками степные наездники приходили за добычей, разоряя селения и сжигая посевы. И лишь когда в степи появляются половецкие орды и наносят ряд поражений печенегам, роль берендеев меняется. С позволения русских князей берендеи селятся на окраинах Киевского и Переяславского княжеств и обязуются нести пограничную службу. Несли её, кстати, довольно ответственно.
Большинство набегов отражалось ими собственными силами. И только в случае большого набега просили помощи киевской дружины. Вскоре у них появились свои городки, и они перешли к полуосёдлому образу жизни.
И во время этих поисков в дремучем лесу обнаруживались хорошо утрамбованные площадки, мусорные и деревянные мостовые, свидетельствующие о древних поселениях. А в 1820 году сюда отправился Д.
Хвостов и обнаружил здесь земляные укрепления древнего города. В последствии, уже в XX веке, на этом болоте при разработке торфяника было открыто более 20-ти археологических памятников 10—5 тысячелетия до н. По свидетельству А. Бакаева, на месте Волчьей горы которая стала археологическим памятником археологи и краеведы обнаружили множество древних артефактов, культовых предметов с изображением славянских символов, зооморфные фигурки в т. Все фигурки были найдены на окраине Волчьей горы, именно там, где местные жители чаще всего обозначали место нахождения «каменной бабы».
Это привело к предположению, что «каменная баба» была центральной фигурой языческого капища одного из племен, которое и дало название огромному болоту — Берендеево. Поэтому неслучайно предания о происхождении названия «Берендеево болото» тесно связаны не только с историями о берендеях, но и с историями о «каменной бабе». Краевед М. Смирнов записал воспоминания учительницы А. Лавровой одного из сел Лаврово , расположенного на берегу Берендеева болота: «Вдова Марья управляла здешним городом в незапамятные времена после царя Берендея, когда на месте болота было озеро.
Горожане были народ буйный и справляться с ними было нелегко. Вся надежда была на подрастающего сына, в котором мать души не чаяла. Вот сын её стал подрастать и становиться помощником матери. Раз он пошёл на озеро купаться и утонул. Горю матери не было границ.
Она поднимает на ноги всех рыбаков и снаряжает их ловить труп сына. Но напрасно. Поймать его не могли. Марья с горя проклинает озеро: «Чтоб тебя мохом подёрнуло», — сказала она, а в то время слово проклятия имело страшную силу. Озеро не по дням, а по часам начинает зарастать болотной травой, и вот в конце концов на месте озера получилось Берендеево болото.
Но за это бог наказал вдову Марью. Лишь только она произнесла слова проклятия и озеро стало зарастать, сама превратилась в «каменную бабу». Сын её утопленник за грех матери мучается до сих пор; тело его не гниёт, а плавает под болотным покровом и старается выйти на поверхность земли. Для этого толкается в него головой, но напрасно. Слой болотной земли только поднимается и получаются кочки.
Вместе с этим утопленником такую же муку терпят убийцы царевича Димитрия и все великие грешники. В болоте есть много «окон», каждый год появляются новые и всё на тех местах, где сидела в Иванову ночь накануне Ивана Купала нечисть поганая и думу думала, как бы люд крещёный донять и как бы вред ему причинить» [Смирнов 2004: 21]. Возникновение «весенней сказки» «Снегурочка» в творчестве Островского напрямую связано с его путешествием в имение Щелыково, по дороге к которому драматург на несколько дней задержался в Переславле-Залесском. Там он изучал местный говор, фольклор, тогда же мог услышать и о Берендеевом болоте, легенды и предания о древнем народе. Обычаи, традиции местных жителей и природа края — все это повлияло на поэтический замысел драматурга.
Здесь всё вопиёт о воспроизведении…». В «Снегурочке» Островский не ставил перед собой задачи решения вопроса о конкретно-исторической форме социально-политического устройства совершенного государства. Жизнь царства берендеев показана автором с точки зрения народных представлений об идеальном обществе. С позиции народных идеалов драматург раскрывает основные истоки справедливой и счастливой жизни. В «весенней сказке» Островский дает эпическую картину жизни народа, его национальный характер, вводит философский подтекст, который придает содержанию сказки общечеловеческий смысл.
Царь Берендей выступает не только хранителем мира-спокойствия, но и всего миропорядка. Законам мироустройства соответствуют строгие нравственные законы берендеевского бытия, отраженные в словах царя: Чем же и свет стоит? Правдой и совестью Только и держится. Опираясь в создании образа мира царства Берендея на народные традиции, обряды, предания, Островский художественно воплотил свое представление об условиях благоденствия народа, поэтически обобщенный идеал национальной жизни. Берендеево болото: легенды, предания, факты, находки [Электронный ресурс].
Брокгауз Ф. Энциклопедический словарь : в 86 т. Бурдакова Т. Смыслы и образы на пересечении реального, идеального и фантастического в пьесе А. Русская филология.
Гаркави A. Филологические науки. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Леонова Л.
Литературно-эстетические принципы в драме А. Островского «Снегурочка» [Электронный ресурс] : автореф. Лотман Л. Малая серия, 1989. Маньковский А.
Пушкина и «Снегурочка» А. Островский А. XII : Статьи о театре. Речи 1859—1886. Ревякин А.
Искусство драматургии А. Смирнов М. Соловьева В. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка : в 4 т.
I А—Д. Чернец Л. Жанры пьес Островского [Электронный ресурс]. Штейн Л. Мастер русской драмы.
Этюды о творчестве Островского. Berendeevo boloto: legendy, predaniya, fakty, nakhodki [Elektronnyy resurs]. Brokgauz F. Burdakova T. Russkaya filologiya.
Garkavi A. Filologicheskie nauki. Leonova L. Literaturno-esteticheskie printsipy v drame A. Ostrovskogo «Snegurochka» [Elektronnyy resurs] : avtoref.
Lotman L. Malaya seriya, 1989. Pushkina i «Snegurochka» A. Ostrovskiy A. Rechi 1859—1886.
Revyakin A. Iskusstvo dramaturgii A. Smirnov M. Fasmer M. I A—D.
Chernets L. Shteyn L.
Легенда о Берендеевом царстве уходит корнями в историю и этнографию города Переславль-Залесский.
Сегодня о берендеях напоминают лишь название железнодорожной станции Берендеево по дороге из Москвы в Ярославль и Берендеево болото, которое находится на юге Ярославской области между несколькими деревнями и занимает площадь более пяти тысяч гектаров. В словаре Ф. Брокгауза и И.
Ефрона упоминается, что в этом болоте «Александровского уезда Владимирской губернии», длина которого «10 верст, ширина 4-5 вёрст», «есть следы жилья; по местному преданию, здесь был г. Берендеев, где жил царь Берендей» [Брокгауз, Ефрон 1891: 525]. Кто же такие берендеи?
Слово «берендеи» имеет совсем не сказочное происхождение. Переславский краевед В. Воронов утверждает: «Недалеко от Переславля-Залесского, ближе к границе с Владимирской землей, видны остатки древнего жилья, признаки дубовых мостовых, окаменевших от времени, черепки глиняной посуды, обсеченные камни — и все это из года в год затягивается болотом.
Ученые полагают, что здесь некогда стоял город Берендеев» [цит. Берендеями изначально считали кочевой народ тюркского происхождения, называвшийся в летописях то «торками», то «черными клобуками». О неустановленности этимологии названия этого малоизвестного народа писал и М.
Фасмер: «берендеи — тюркское кочевое племя в Южной Руси, в 1097 г. Нередко берендеев относили к простым разбойникам. Например, в Энциклопедическом словаре Ф.
Ефрона читаем: «Первоначально, когда они были независимы, они занимались исключительно грабежами и набегами на Русь…». Но замечено, что с появлением половцев образ жизни берендеев значительно меняется: «Теснимые половцами, они отступают к южным пределам тогдашней Руси и испрашивают позволения поселиться на окраинах Переславского и Киевского княжеств с обязательством защищать их от набегов степняков. Русские князья не могли, конечно, не согласиться на такую даровую защиту их пограничных владений, и Б.
К объяснению природы этого древнего народа обращается и В. Даль, толкуя слово «берендейка»: «берендейками» называли в торговле игрушки, людей, животных, которые вырезали из дерева «в Троицкой Лавре, в 50 верстах от села Берендеева». От этого слова образовалось слово «берендеить» — «берендейки строгать, заниматься пустяками, игрушками» [Даль 1981: 83].
Но более интересным представляется объяснение В. Далем слова «берендить» — «мешать, препятствовать, спорить, перечить». Именно данное значение могло повлиять на возникновение названия Берендеева царства, которое отличалось неуступчивостью и самостоятельностью.
Бакаев полагает, что в основе этого древнего топонима лежит слово «медведь» бер и «деять» делать — т. И, соответственно, тотемом данного славянского племени был медведь. Неслучайно Берендей зачастую толковался непосредственно как языческий бог, покровитель лесов, рек, родников [Бакаев http].
Так или иначе, большинство исследователей сходится в том, что берендеи — это обособленное славянское поселение, оставившее о себе память не только в топониме, но и в красивых легендах и преданиях. Обратимся к некоторым из них, которые были собраны краеведами В. Лествициным, М.
Смирновым, В. Вороновым, А. Бакаевым и др.
Краевед В. Воронов в очерке «Загадки царства Берендея» приводит тексты двух местных преданий. Первое из них рассказывает о появлении «каменной бабы», которая вот уже несколько столетий стоит на берегу болота в районе деревни Черницыно.
Согласно преданию, это окаменевшая царица Рогнеда: «Царь Берендей любил по вечерам на озеро ходить. Вечерние лучи солнца скользили по глади озера. Царь ждал, когда взойдет луна и зальет окрестность холодным призрачным светом.
И вдруг Берендей услышал чарующую музыку. В расплескавшихся волнах увидел царь красавицу-русалку. Заманила она Берендея в подводное царство, и волны поглотили Берендея.
Царица Рогнеда забеспокоилась, побежала к озеру, стала кликать супруга, но болото только ответило ей эхом: «Берендей! Так и осталась она с маленьким сыном в тереме. Но тоска одолела царицу, и пошла она опять на озеро.
По-женски всплакнула и запричитала: «Муженек ты мой ненаглядный! Что ж ты словечка жене своей сказать не хочешь? От тоски и горя превратилась Рогнеда в каменное изваяние женщины, каких немало в степях на пути следования кочевых тюрков» [цит.
Второе предание дает следующее представление о Берендее и связанных с ним событиях: «На горе, где сейчас расположена деревня Давыдово, стоял в древности терем царя Берендея. Была у царя красивая дочка Маша. Когда она подросла, Берендей стал подумывать о ее выданье.
Как-то раз приехали к царскому терему два богатыря-красавца, один краше другого. Машеньке понравился Иван-царевич, но Берендей невзлюбил его. Ему по нраву пришелся царевич Федор.
Машенька не смогла противиться отцовской воле, тихо ушла на болото и бросилась в трясину. Иван-царевич с горя пошел на болото вслед за возлюбленной и покончил с собой на том же месте. Но царевич Федор любил Машеньку также горячо и преданно.
Болотная трясина поглотила и Федора-царевича» [цит. Большое число сказаний связано с таинственным Берендеевым болотом. Особое место в народных преданиях занимает Волчья гора, по выражению В.
Воронова — «самое унылое и страшное место на Берендеевом болоте». По одной из версий, здесь некогда «было большое поселение с бойкой торговлей» [цит. Поэтому на берегах Берендеева болота и возвышенности рядом с ним, Волчьей горе, многие пытались отыскать сокровища.
И во время этих поисков в дремучем лесу обнаруживались хорошо утрамбованные площадки, мусорные и деревянные мостовые, свидетельствующие о древних поселениях. А в 1820 году сюда отправился Д. Хвостов и обнаружил здесь земляные укрепления древнего города.
В последствии, уже в XX веке, на этом болоте при разработке торфяника было открыто более 20-ти археологических памятников 10—5 тысячелетия до н. По свидетельству А. Бакаева, на месте Волчьей горы которая стала археологическим памятником археологи и краеведы обнаружили множество древних артефактов, культовых предметов с изображением славянских символов, зооморфные фигурки в т.
Все фигурки были найдены на окраине Волчьей горы, именно там, где местные жители чаще всего обозначали место нахождения «каменной бабы». Это привело к предположению, что «каменная баба» была центральной фигурой языческого капища одного из племен, которое и дало название огромному болоту — Берендеево. Поэтому неслучайно предания о происхождении названия «Берендеево болото» тесно связаны не только с историями о берендеях, но и с историями о «каменной бабе».
Краевед М. Смирнов записал воспоминания учительницы А. Лавровой одного из сел Лаврово , расположенного на берегу Берендеева болота: «Вдова Марья управляла здешним городом в незапамятные времена после царя Берендея, когда на месте болота было озеро.
Горожане были народ буйный и справляться с ними было нелегко. Вся надежда была на подрастающего сына, в котором мать души не чаяла. Вот сын её стал подрастать и становиться помощником матери.
Раз он пошёл на озеро купаться и утонул. Горю матери не было границ. Она поднимает на ноги всех рыбаков и снаряжает их ловить труп сына.
Но напрасно. Поймать его не могли. Марья с горя проклинает озеро: «Чтоб тебя мохом подёрнуло», — сказала она, а в то время слово проклятия имело страшную силу.
Озеро не по дням, а по часам начинает зарастать болотной травой, и вот в конце концов на месте озера получилось Берендеево болото. Но за это бог наказал вдову Марью. Лишь только она произнесла слова проклятия и озеро стало зарастать, сама превратилась в «каменную бабу».
Сын её утопленник за грех матери мучается до сих пор; тело его не гниёт, а плавает под болотным покровом и старается выйти на поверхность земли. Для этого толкается в него головой, но напрасно. Слой болотной земли только поднимается и получаются кочки.
Вместе с этим утопленником такую же муку терпят убийцы царевича Димитрия и все великие грешники. В болоте есть много «окон», каждый год появляются новые и всё на тех местах, где сидела в Иванову ночь накануне Ивана Купала нечисть поганая и думу думала, как бы люд крещёный донять и как бы вред ему причинить» [Смирнов 2004: 21]. Возникновение «весенней сказки» «Снегурочка» в творчестве Островского напрямую связано с его путешествием в имение Щелыково, по дороге к которому драматург на несколько дней задержался в Переславле-Залесском.
Таким образом, хотя Берендей обычно предстает в сказках как положительный герой, у него есть и негативные черты характера. Его шаловливость, эгоизм и неприемлемое поведение делают его часто непредсказуемым и даже опасным персонажем. Символика Берендея в народных представлениях Во-первых, Берендей часто выступает как персонаж, олицетворяющий слабые стороны человека. Например, его лень, нежелание работать, жадность и эгоизм. Такие черты характера у Берендея становятся причиной его неудач и неприятностей. Этим он напоминает людей о важности добросовестного труда, справедливости и отзывчивости по отношению к другим. Во-вторых, Берендей может быть интерпретирован как символ социальной несправедливости.
Во многих сказках Берендей стремится нажиться за счет других людей, использовать их труд и собственноручно ничего не делать. Такое поведение символизирует коррупцию и эксплуатацию более слабых членов общества. Берендей, таким образом, служит напоминанием о необходимости борьбы с социальным неравенством и защиты прав справедливости. В-третьих, Берендей может быть рассмотрен как символ собственного прогресса и развития. В некоторых сказках он начинает свое путешествие с негативными чертами характера, но в конечном итоге осознает свои ошибки и меняется к лучшему.
3-й день экспедиции «За головными уборами героев русских сказок». В гостях у Царя Берендея
Берендей это не только имя царя, также этим словом древнее славяне называли колдунов и оборотней. народ кочевой, тюркского происхождения и, до прихода половцев, они, вместе с печенегами и торками обитали в Великой степи, простиравшейся от лесной зоны современной России до Крыма. И ни у кого не возникало никаких сомнений в том, кто же такие берендеи. БЕРЕНДЕЙ найдено 15 значений слова берендей м. разг. 1) Тот, кто постоянно живет в лесу. Кто такие, откуда взялись. Берендеями изначально считали кочевой народ тюркского происхождения в восточноевропейских степях, в летописях они иногда назывались то «торками» (видимо, от тюрк), то «черными клобуками» (черношапочниками). Александр Асов 12 343 подписчика Подписаться Берендеи — воины и хранители традиции 23 апреля 3,7 тыс. прочитали 9 мин. 516 нравится Русичи (берендеи) из игры-стратегии Кто такие берендеи?
Кто такие берендеи — Берендеи. Чем знамениты эти кочевники?
Кто такой Берендей | «#эдуардгеоманский #берендей #сергейберендей #berendeitv» от автора Berendei_Official с композицией «оригинальный звук» (исполнитель Berendei_Official). |
Кто такой берендей. Берендей - кто это такой? Царь Берендей | Кто такие, откуда взялись. Берендеями изначально считали кочевой народ тюркского происхождения в восточноевропейских степях, в летописях они иногда назывались то "торками" (видимо, от тюрк), то "черными клобуками" (черношапочниками). |
Кто такой Берендей
Изначально берендеи жили на юго-западных границах Руси, поэтому особенно часто они фигурируют в междоусобных столкновениях южно-русских князей. Впрочем, мобильность кочевого войска позволяла им легко перемещаться в разных направлениях. В 1146 году они принимали участие в захвате Киева представителем Мономаховой ветви рода Рюриковичей — Изяславом Мсиславичем. Поскольку русские князья часто использовали военные силы берендеев и других кочевых народах в своих войнах, часть кочевников была расселена по берегам реки Рось. Все вместе они стали именоваться «Черными клобуками». Слово «клобук» сейчас означает монашеский головной убор, но по-древнерусски так называлась любая шапка. Очевидно, такое наименование возникло оттого, что кочевники, в самом деле, носили черные головные уборы. Данные топонимики свидетельствуют о том, что в дальнейшем часть берендеев опять же, как важный военный ресурс была переселена Юрием Долгоруким и Андреем Боголюбским на территорию Северо-Восточной Руси. Память об этом хранит, например, название села Берендеево в Ярославской области. После монголо-татарского нашествия имя берендеев исчезает из летописи.
Очевидно токри и берендеи, продолжавшие вести степной, кочевой образ жизни, были вовлечены в формирование татарского населения Золотой Орды, а те, кто оказался в глубине русских территорий, постепенно растворился в славянской массе. Остается вопрос: почему в массовом сознании берендеи, тюркоязычные кочевники, предстают в виде неких «сказочных славян», а не врагов-степняков? Всему виной великий русский писатель Александр Николаевич Островский 1823 — 1886. Да-да, тот самый, который написал «Грозу» помните: Катерина, «луч света в темном царстве» и прочее, известное всем со школы.
В какой-то момент после очередного провинциального российского городка с непременной рыночной площадью, памятником Ильичу и свежевыкрашенной колокольней напротив, мы сворачиваем на ухабистую грунтовую дорогу и несколько километров едем в уверенности, что она нас наикратчайшим путем приведет к автостраде. Не тут-то было: навигатор заводит в неимоверную глушь, дорога петляет по густому лесу среди полуразвалившихся деревень, судя по всему, здесь ездят только трактора, охотники и рыбаки. Выходим наружу, пытаемся понять, куда заехали. Вокруг — березовая роща, с голыми еще ветвями стоят красавицы-березы, в подлеске местами лежит снег, но уже пробиваются первые листики земляники. Неподалеку стоит списанная сельхозтехника и несколько покосившихся избушек, зато какие на них наличники: узорчатые, нарядные, веселые. Старая Русь укрепилась в них и стоит упорно, неподвластная веяниям времен — стеклянным, стальным и бетонным колоссам с вечно спешащими и всегда не успевающими обитателями внутри, не ведающими, кто они есть на самом деле.
Шумят березки, весело журчат ручьи, унося остатки зимней стужи в текущую поблизости речку… Выключаем капризный навигатор и прокладываем путь самостоятельно, возвращаясь в маленький городок, сворачиваем на другую дорогу, более наезженную. Она покорно ведет нас вперед, и вскоре сворачивает в густой, дремучий лес, начинаются участки с полностью разрушенным покрытием, через дорогу текут вешние воды из одного болота — в другое. Не иначе, нечистая сила нас водит по ивановским землям… Мы еще долго петляем среди полей, лугов, болот и ручьев, пока в конце концов не выбираемся на участок федеральной трассы, по которой наконец можно двигаться быстрее, нагоняя упущенное время. Затем сворачиваем в направлении старинного русского городка Палеха, всемирно известного благодаря знаменитой палехской росписи. Вскоре после него посреди лесов виден указатель с надписью» «Южа». Долго мы блуждали на пути к Василисе Премудрой, но все-таки благополучно добрались до нее. Для этого правда, пришлось полюбопытствовать у местных таксистов, потому как навигаторы не располагают информацией о названиях улиц в этом населенном пункте. Пересекаем маленькую речку по мостику, поднимаемся по узкой дорожке, идущей сквозь березовую рощу — и мы на месте. Изба у Василисы светлая, большая, с резными наличниками, здесь даже имеется мини-гостиница на два номера. Нас встречают с песнями и с накрытым столом!
На крыльце стоит мужичок в старинной красной рубахе, ловко играет на гармошке и поет приветственную песню. Так нас, наверное, нигде не встречали, разве что «Бурановские бабушки». Проходим внутрь, и первым делом по старой русской традиции нас приглашают к столу, на нем — только что испеченные яблочные пироги с вареньем домашним, клюквенный морс и чай травяной. Как в старину гостей встречали, сначала накормят — потом и речи говорить да ответ держать. Между тем заходит в горницу Царь водяной, по сказочной традиции, он — отец Василисы Премудрой, приветствует в доме гостей и интересуется, как мы добрались до его владений. С царем-батюшкой, одетым в нарядный царский кафтан да корону с камнями драгоценными, золотом отороченными, мы познакомились, о себе ему поведали, кто такие будем, откуда и по какой надобности пожаловали в сии глухие места лесные да озерные. Тут мы сколько было мочи принялись звать доченьку его из дальних мест, и как это в сказке часто бывает, расстояние в ней — не помеха, прямо перед нами стоит Василиса-краса, с русой косой, в наряде с кокошником, шитом жемчугами да каменьями цветными. Это правильно, я к вам сейчас тоже присоединюсь. Но прежде позвольте преподнести вам собственноручно дар для музея вашего волшебного, пусть этот кокошник, шитый бисером да камнями драгоценными, росой утренней да туманами густыми, хранится у вас, добрый люд радует. Пусть она вам удачу принесет и в зимнюю стужу Василису от морозов защитит.
Пока мы за столом сидели, мужичок вместе с Царем водяным нас песнями под гармошку развлекали, настроение поднимали, чтобы было веселее в сказке этой. В избе, кстати, много интересного можно найти: потолок сплошь расписной, с птицами и цветами диковинными, выполнен он в стиле традиционной ивановской росписи, на волшебной печке, что пироги печет, и то узоры нарисованы, подле нее — сундук с богатствами, на нем предлагается посидеть каждому путешественнику вместе с царем и Василисой. На счастье, на удачу. Кто тут только не был, судя по рассказам хозяев! Отведав вкусных пирогов яблочных, принялись мы разгадывать загадки Василисы Премудрой, ох и непростые они иной раз, да все постепенно и отгадали. Если со смекалкой к этому делу подходить, вспомнить русские народные сказки — ответы можно найти именно в них. После играли в разные веселые игры: палку перетягивали, куб сказочный кидали чтобы новые загадки получить, крынки ухватом ловили. Одни словом, скучать не пришлось, во владениях Василисы Премудрой не соскучишься, и обстановка здесь сказочная, волшебная.
Берендеи по версии Островского — миролюбивый древний славянский народ В официальной науке принято считать берендеев кочевым племенем тюркского происхождения. В 1097 году они впервые упоминаются в русских летописях вместе с торками и печенегами. История сохранила сведения о том, что этот народ был вассалом русских князей, — опытные конные воины помогали в борьбе с половцами и иногда участвовали в междоусобных войнах на Руси. Кочевников-союзников древние летописцы называли «своими погаными», впрочем, тысячу лет назад это слово имело менее уничижительный оттенок и означало просто иноверцев оно происходит от латинского «paganus» — «языческий», «сельский». Однако взаимоотношения между двумя народами складывались не всегда мирно. Летописи X-XIII веков — практически единственный источник информации о берендеях Чуть позднее, около 1146 года кочевые племена, дружественные Руси, вошли в племенное объединение «Чёрные клобуки». Берендеи стали важнейшей его частью, наравне с печенегами. В дальнейшем русские князья неоднократно награждали верных союзников городами и землями под них. Вот тут у многих ученых и просто любителей древней истории возникает вопрос о некотором противоречии. Дело в том, что кочевые племена вряд ли могли обладать развитыми навыками управления и организации, чтобы не только успешно править подаренными городами, но и строить свои! А ведь точно известно, что берендеи основали несколько поселений: Торческ, Саков, Берендичев, Берендеево, Ижеславль, Урнаев и другие. Первый из них был столицей чёрноклобукского союза. Кроме того, неясно, почему вольное кочевое племя вдруг стало добровольнослужить русским князьям и бороться против родственных им народов, почему, согласно летописям, они сами просили в качестве награды именно земли, чтобы строить новые города. Вот такие нестыковки позволяют сегодня строить альтернативные гипотезы о происхождении загадочного племени. Высказываются мнения о том, что берендеи — исконно славянский народ, по каким-то причинам вынужденный искать себе новое пристанище, и даже о том, что они были потомками скифов. Доказательств у таких версий обычно не слишком много, но их создатели утверждают, что и общепризнанная версия «построена на песке». По мнению ученых, берендеи были кочевым племенем тюркского происхождения Точно известно, что загадочные берендеи действительно представляли значимую военную и политическую силу на Руси, но упоминания в летописях о них встречаются только в промежутке между X и XIII веками. Откуда они пришли и куда делись потом — летописцы нам не рассказали. Возможно, что во время монголо-татарского нашествия берендеи частично ассимилировались в Золотой Орде, частично ушли в Болгарию и Венгрию. Высказывается даже версия, что берендеи и половцы были предками казаков. Казаков, наравне с русскими и индейцами майя относят к числу 20 самых загадочных народов в мире, о происхождении которых учёные спорят и сегодня Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: Источник В статье рассматриваются реальные и мифологические истоки образа Берендеева царства, ставшего основой художественного воплощения идеала свободного гармоничного общества в «весенней сказке» А. Островского «Снегурочка». Сопоставлены различные предположения и выводы фольклористов, краеведов, этнографов, литературоведов, связанные с этимологией слова «берендеи». Приводятся легенды и предания города Переславль-Залесский о царе Берендее, Берендеевом болоте, «каменной бабе» и др. Любивая Анастасия Юрьевна, выпускница Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации, Уральский государственный педагогический университет. Article considers real and mythological sources of an image of the Kingdom of Berendey which has become a basis of artistic realization of an ideal of free harmonious society in «the spring fairy tale» of A. Ostrovsky «Snow Maiden». Authors compare various assumptions and conclusions of specialists in folklore, local historians, ethnographers, literary critics connected with etymology of the word «berende». Legends and legends of the city of Pereslavl-Zalessky about the tsar Berendey, the Berendeevy swamp, «stone image», etc. Keywords: mythology; Russian folklore; etymology; Russian literature; Russian writers; fairy tales; literary work. В драматургическом наследии А. Островского «Снегурочка» 1873 заняла особое место, став своеобразным итогом творческих исканий писателя. В «весенней сказке» воплотились идеалы позднего периода творчества художника, его особая эстетическая концепция. Штейн назвал пьесу русского драматурга чудом, поставив ее в один «ряд с такими поэтическими созданиями мирового театра, как комедии Шекспира и Аристофана» [Штейн 1973: 253]. Примечательно то, что сам А. Островский, осмысляя специфику драматического искусства, обращался к опыту английского драматурга: «…интрига есть ложь, а дело поэта — истина. Счастлив Шекспир, который пользовался готовыми легендами: он не изобретал лжи, но в ложь сказки влагал правду жизни. Дело поэта не в том, чтобы выдумывать небывалую интригу, а в том, чтобы происшествие даже невероятное объяснить законами жизни» [Островский 1952: 321]. Оригинальность творения Островского обусловила исследовательскую полемику по вопросу жанрового своеобразия «весенней сказки», который остается актуальным и открытым по сей день: «стихотворная драма на сказочный сюжет» [Лотман 1989]; «романтическая мистерия» [Маньковский 2003]; «философско-символическая драма» [Чернец http]; поэтическая утопия [Гаркави 1969; Лотман 1989; Соловьева 2000]; синтетичный жанр, соединяющий фантастичность феерии, символизм «пьесы-маски», иронию комедии и глубокое содержание народной сказки [Ревякин 1974]. Особую роль в изучении «Снегурочки» играет не теряющая актуальности работа А. Штейна «Мастер русской драмы» 1973 , в одном из «этюдов» которой исследователем рассматривается история создания сказки, значение фольклора в воплощении принципа народности как основы реализма драматурга: «Через фольклор проникает Островский и в народную жизнь, больше того, в народную жизнь доисторической эпохи, и в этом ему помогает и обряд, и песня, и поговорка, и народное красноречие» [Штейн 1973: 260]. По словам ученого, Островский «создает поэтический стиль, в котором фантастика и психологизм, комедийные и трагические мотивы, быт и поэтический обряд, типическое и индивидуальное составляют неповторимое единство» [Штейн 1973: 264]. Намеченные в XX столетии векторы постижения идейно-художественного своеобразия «весенней сказки» находят свое дальнейшее развитие и сегодня, в современных исследованиях [см. В «Снегурочке» Островского основой художественного воплощения идеала совершенного общества, где царит гармония, счастье, свобода и равенство, стал образ Берендеева царства. История создания пьесы драматурга и истоки образа царства Берендея тесно связаны со славянским фольклором. Легенда о Берендеевом царстве уходит корнями в историю и этнографию города Переславль-Залесский. Сегодня о берендеях напоминают лишь название железнодорожной станции Берендеево по дороге из Москвы в Ярославль и Берендеево болото, которое находится на юге Ярославской области между несколькими деревнями и занимает площадь более пяти тысяч гектаров. В словаре Ф. Брокгауза и И. Ефрона упоминается, что в этом болоте «Александровского уезда Владимирской губернии», длина которого «10 верст, ширина 4-5 вёрст», «есть следы жилья; по местному преданию, здесь был г. Берендеев, где жил царь Берендей» [Брокгауз, Ефрон 1891: 525]. Кто же такие берендеи? Слово «берендеи» имеет совсем не сказочное происхождение. Переславский краевед В. Воронов утверждает: «Недалеко от Переславля-Залесского, ближе к границе с Владимирской землей, видны остатки древнего жилья, признаки дубовых мостовых, окаменевших от времени, черепки глиняной посуды, обсеченные камни — и все это из года в год затягивается болотом. Ученые полагают, что здесь некогда стоял город Берендеев» [цит. Берендеями изначально считали кочевой народ тюркского происхождения, называвшийся в летописях то «торками», то «черными клобуками». О неустановленности этимологии названия этого малоизвестного народа писал и М. Фасмер: «берендеи — тюркское кочевое племя в Южной Руси, в 1097 г. Нередко берендеев относили к простым разбойникам. Например, в Энциклопедическом словаре Ф. Ефрона читаем: «Первоначально, когда они были независимы, они занимались исключительно грабежами и набегами на Русь…». Но замечено, что с появлением половцев образ жизни берендеев значительно меняется: «Теснимые половцами, они отступают к южным пределам тогдашней Руси и испрашивают позволения поселиться на окраинах Переславского и Киевского княжеств с обязательством защищать их от набегов степняков. Русские князья не могли, конечно, не согласиться на такую даровую защиту их пограничных владений, и Б. К объяснению природы этого древнего народа обращается и В. Даль, толкуя слово «берендейка»: «берендейками» называли в торговле игрушки, людей, животных, которые вырезали из дерева «в Троицкой Лавре, в 50 верстах от села Берендеева». От этого слова образовалось слово «берендеить» — «берендейки строгать, заниматься пустяками, игрушками» [Даль 1981: 83]. Но более интересным представляется объяснение В. Далем слова «берендить» — «мешать, препятствовать, спорить, перечить». Именно данное значение могло повлиять на возникновение названия Берендеева царства, которое отличалось неуступчивостью и самостоятельностью. Бакаев полагает, что в основе этого древнего топонима лежит слово «медведь» бер и «деять» делать — т. И, соответственно, тотемом данного славянского племени был медведь. Неслучайно Берендей зачастую толковался непосредственно как языческий бог, покровитель лесов, рек, родников [Бакаев http]. Так или иначе, большинство исследователей сходится в том, что берендеи — это обособленное славянское поселение, оставившее о себе память не только в топониме, но и в красивых легендах и преданиях. Обратимся к некоторым из них, которые были собраны краеведами В. Лествициным, М. Смирновым, В. Вороновым, А. Бакаевым и др. Краевед В. Воронов в очерке «Загадки царства Берендея» приводит тексты двух местных преданий. Первое из них рассказывает о появлении «каменной бабы», которая вот уже несколько столетий стоит на берегу болота в районе деревни Черницыно. Согласно преданию, это окаменевшая царица Рогнеда: «Царь Берендей любил по вечерам на озеро ходить. Вечерние лучи солнца скользили по глади озера. Царь ждал, когда взойдет луна и зальет окрестность холодным призрачным светом. И вдруг Берендей услышал чарующую музыку. В расплескавшихся волнах увидел царь красавицу-русалку. Заманила она Берендея в подводное царство, и волны поглотили Берендея. Царица Рогнеда забеспокоилась, побежала к озеру, стала кликать супруга, но болото только ответило ей эхом: «Берендей! Так и осталась она с маленьким сыном в тереме. Но тоска одолела царицу, и пошла она опять на озеро. По-женски всплакнула и запричитала: «Муженек ты мой ненаглядный! Что ж ты словечка жене своей сказать не хочешь?
Они применяли различные способы траволечения, магические практики и другие методы для выздоровления и поддержания здоровья. Их знания и навыки в области медицины и алхимии были очень ценными в те времена. Наконец, берендеи также занимались образованием и обучением молодого поколения. Они передавали знания и навыки своей профессии другим людям, особенно юношам, которые хотели стать последователями этой уважаемой и влиятельной роли в обществе. Таким образом, берендеи играли важную роль в древнерусском обществе, будучи хранителями знаний, исполняя функции священников и целителей, а также передавая свои знания и опыт будущим поколениям. Их значимость и авторитет неоспоримы и они оставили значительный след в истории и культуре Древней Руси. Значимость берендеев для военной культуры Берендеи играли значительную роль в военной культуре Древней Руси. Это были высокопоставленные военачальники, которые командовали отдельными дружинами и вели сражения во имя князя. Они обладали не только навыками боевого искусства, но и были воплощением доблести и отваги. Берендей был символом силы и мужества, и его присутствие во время битвы воодушевляло воинов. Он был главой дружины и решал тактические вопросы, координируя действия своих подчиненных. Важной задачей берендея было поддерживать боевой дух воинов и воздействовать на их психологию, чтобы они не теряли мотивации и не сдавались перед врагом. Берендей также имел непосредственный доступ к князю, что позволяло ему влиять на военные решения и принимать важные решения на поле битвы. Он выполнял роль советчика и помощника князя, сопровождал его во время маршей и операций. Вооруженные и экипированные берендейские дружины были основой военной мощи Древней Руси. Они эффективно применяли тактику ближнего боя, использовали щиты, доспехи, мечи и копья.