Матильда-Мария Феликсовна Кшесинская (польск. Фаворитка трех великих князей, балерина Матильда Кшесинская не просто оставила след в истории России, а изменила ее навсегда. Матильда Феликсовна Кшесинская (1872 – 1971) Матильда Феликсовна Кшесинская, полячка по национальности, выросла в артистической среде. Матильда Феликсовна без обиняков упоминает об их с цесаревичем ребенке, зачатом, но так и не появившемся на свет в 1893 году. Матильда Феликсовна Кшесинская — это имя прославленной балерины до революции.
Матильда Кшесинская
Впервые Мария Феликсовна арендовала виллу ещё в 1937 году, поселившись в особняке с мужем и сыном. Мария Феликсовна с мужем и любимым сыном Вовой в Париже. Здесь же в октябре 1956 года скончался Великий Князь Андрей Владимирович, что стало страшным ударом для Марии Феликсовны. В последние десять лет своей жизни некогда прославленной балерине было нечем платить за аренду жилья. Но хозяева виллы, войдя в тяжёлое материальное положение Кшесинской, не требовали с неё никаких денег, любезно предоставив право спокойно дожить свой век в тишине и покое. Изредка небольшую сумму денег присылал князь Владимир Кириллович, племянник мужа Марии Феликсовны и претендент на российский престол. Похороны Великого Князя Андрея Владимировича. Рядом с убитой горем Кшесинской Великий Князь Владимир Кириллович Она довольно редко покидала свою комнату, лишь для того, чтобы подышать свежим воздухом в саду, куда её на инвалидном кресле обычно вывозил сын. Дом её представляла собой мини-музей русского балета и одновременно Императорского Дома. Повсюду стояли многочисленные фотографии родственников, друзей и учеников, а письменный стол был завален открытками, книгами о балете, дореволюционными газетами и журналами, где на первых страницах красовалась совсем молодая и юная балерина Матильда, первоначально выступавшая под именем Кшесинской 2-й Кшесинской 1-й официально именовалась её старшая сестра Юлия. Незадолго до смерти Кшесинскую посетила балерина Наталья Макарова.
Она только-только сбежала из Советского Союза и перед тем как отправиться покорять американскую сцену, решила побывать в гостях у легенды императорской сцены. Я необычайно волновалась, когда впервые отправлялась в дом к великой Матильде. Нас встретила миниатюрная элегантная старушечка 99 лет, но в ней чувствовалось великолепие.
Занималась она упорно, «несмотря на живой и бедовый характер», и уже в 1881 году впервые вышла на сцену Большого Мариинского театра. Преподаватели отмечали незаурядный талант и огромный творческий потенциал юной балерины. Даже на занятиях классные дамы зорко следили за тем, чтобы их подопечные не обменивались условными жестами или многозначительными взглядами.
Но дома Матильда давала волю своему бедовому характеру: еще будучи подростком, она умела сводить мужчин с ума. Никакой любви к нему она не испытывала — Мале просто нравилось флиртовать с красивым и элегантным юношей. Однако, когда на ее день рождения он приехал с невестой, Матильда почувствовала себя уязвленной. Во время ужина она завела разговор о том, что каждое утро ходит за грибами. Маля начала расписывать прелести тихой охоты, и англичанин попался на крючок: попросил разрешения сопровождать девочку на прогулке. Матильда позволила, но при условии, что невеста Макферсона даст ему разрешение.
Сказано это было в присутствии всех гостей, и девушке не оставалось ничего другого, как согласиться. Никаких подберезовиков парочка не собрала: к концу прогулки англичанин забыл и про грибы, и про свою невесту. Свадьба была расстроена. И когда познакомилась с цесаревичем Николаем Александровичем, окрутила его так же легко, как и Макферсона. После спектакля государь вместе со свитой явился в репетиционный зал, с порога спросив: «Где Кшесинская? На праздничном ужине Матильду усадили рядом с наследником престола Николаем.
Матильда была очаровательна, умна и красива, но в его окружении таких женщин хватало. Никакой инициативы по сближению юноша не проявлял, и Кшесинская взяла всё в свои руки: начала прогуливаться в местах, где могла встретиться с цесаревичем. Уже летом ей удалось привлечь его внимание: в дневнике наследника появляются записи о том, что Матильда ему «положительно, очень нравится». В октябре Николай отправляется в продолжительное путешествие и просит сестру сообщать ему новости о «своем друге». Лишь к концу осени 1891 года царское семейство переехало в Гатчину, а в 1892 году между Николаем и Матильдой завязался роман. Весной наследник регулярно наносил балерине визиты, писал в дневнике, что Матильда вскружила ему голову.
Отец Николая раздраженно замечал, что цесаревич «неизвестно где находится» и «неизвестно чем занимается».
Этим трогательным знаком внимания актриса гордилась более, чем роскошью драгоценностей. Рецензии о работе своей балетной студии в Париже и отзывы о спектаклях учениц : Марго Фонтейн, Алисии Марковой, Марфы Шаляпиной она вклеивала в альбомы сама.. Продолжала традицию. Но это было позже, уже — после России. В разгар лета 1895 года балерина вернулась из гастрольного турне, все еще храня в сердце боль расставания. На людях она старалась казаться веселой, беззаботной, но «оставаясь одна, с собой, я глубоко и тяжело переживала столь дорогое мне прошлое, мою первую любовь». Историки много и усердно пишут и говорят о том, какие отношения связывали знаменитую артистку с Великим князем Сергеем Михайловичем: платонические или не очень, дотошно, с пристрастием рассматривают счета оплаченных драгоценностей и меблировки, беззастенчиво копаются в частных письмах, строят далеко идущие предположения о каких то интригах Кшесинской против Дирекции Императорских театров.. А она сама говорит обо всем этом мало, неизменно добавляя только, что «Сергей Михайлович относился к ней замечательно и больше выступал в роли покровителя и друга, чем возлюбленного».
А новые роли и премьеры интересовали Кшесинскую сильнее, чем придворные интриги. Хотя, надо заметить, что она умела отстаивать свое положение прима — балерины в театре должным образом! Так, по ее упорному настоянию, Дриго и Петипа специально придумали для нее партию Желтой жемчужины в балете «Жемчужина», который был поставлен на сцене во время коронационных торжеств. Ни композитор, ни балетмейстер, конечно, ни разу не пожалели об этом! Партия «лишней» Желтой жемчужины стала подлинным украшением всего балета. Но злые языки за кулисами шипели, что «всесильная Малечка» прибегла к «Высочайшему покровительству», настрочив записку бывшему Возлюбленному. Как то странно думать, что Матильда Феликсовна, обладая врожденным чувством такта и светскости, - это видно с первых страниц ее книги — дама, безупречно воспитанная, стала бы беспокоить подобными «театральными пустяками» человека, который только недавно стал Императором России, да еще в момент коронационных торжеств! Сложно представить, что она могла написать в этой записке. Другое дело, что с помощью своего неотразимого дара убеждения, и того обаяния, которое было присуще ей, она умела и могла убедить кого угодно и в чем угодно, а ее страстная заинтересованность в том деле, которому она служила, покоряли всех и вся!
В ней было слишком много пленительного, женского, неожиданного. Много пыла и искренности, да и - таланта, чтобы кто — то мог перед нею устоять! Здесь примером может быть история, которую рассказала сама Матильда Феликсовна о своих гастролях в Париже, в «Гранд — опера», в 1908 - 09 годах. Кшесинская стремилась выступить перед парижской публикой во всй красе, и мечтала вставить в свой спектакль «Корриган» вариацию из технически трудного и любимого ею балета Ц. Пуни « Дочь фараона», а это было делом непростым, поскольку в Опера считалось недопустимым вставлять в балет одного композитора музыку другого. Но Кшесинская, единожды задавшись целью, никогда не отступала от намеченного плана. Она решила поговорить с Мессаже — вторым директором Опера. Мессаже спросил меня, почему же я не вставлю в балет что — либо, на что я ответила, что я не могу этого сделать без его разрешения и после маленькой паузы добавила, что, если он позволит, то я завтра же начну репетировать свою вариацию. Массаже сразу дал согласие и разрешение, и на следующий день я, радостная, принесла на репетицию свою музыку и потом в балете «Корриган», я уже танцевала свою вариацию».
Этот вставной номер имел такой небывалый успех, что Кшесинской пришлось бисировать, а это было в «Опера» «исключительным случаем»! Она и сама была «исключительным случаем» балета. Пользуясь своим положением прима — балерины и влиянием на Дирекцию она лично могла составлять свой репертуар , имела в театре партии, какие только хотела, но, заметив необыкновенный талант Анны Павловой, и чутьем угадав ее блестящее будущее, настояла на том, чтобы знаменитый Петипа уделял молодой артистке больше внимания. Специально для Павловой им был поставлен балет «Жизель», что стало крупнейшим событием в истории русского искусства вообще! Тамаре Красавиной, выпускнице Императорского училища, Кшесинская - прима подарила свой костюм для первого выступления на сцене. Вацлаву Нижинскому, будущей «незакатной звезде» русского балета, оказала честь, выбрав его своим партнером и оттачивала с ним вместе мастерство поддержек и па — де - бра, адажио и жете — а - турнан. Уроки свои она давала шутя, заразительно смеясь, а иногда заставляла крайне самолюбивого и вспыльчивого Нижинского, мучительно краснея, ревновать к тем овациям, которые часто раздавались в ее адрес во время их блестящих выступлений дуэтом! Очень трогательно читать о подарке Нижинского « пани Малечке» чудотворной иконы Божией Матери в серебряном окладе, которой она безмерно дорожила, и которой позже благословляла своих родных и знакомых, считая, что икона эта обладает бесценной силой спасения. Перед нею она часто молилась и в эмиграции.
Узнав, уже за границей, что Нижинский во время приступов своей опасной болезни — воспаления мозга, часто звал ее по имени, Кшесинская разрыдалась неудержимо, что с нею бывало крайне редко. Она до конца дней своих сохранила убеждение, что если бы смогла в те страшные дни быть рядом «с Вацликом», то болезнь, навсегда отнявшая у него память, могла бы принять совсем другой оборот. Было ли это убеждение наивным?.. Кто может знать? Кшесинскую всегда называли «слишком Женщиной» и на сцене и в жизни! Па четвертое. Блеск танца. Любовь и материнство. Бог и природа одарили Кшесинскую щедрым и теплым сердцем.
Не ее вина, что она столь часто страдала от предубеждений против нее, от интриг и насмешек. Блистательная, гордая, уверенная внешне, Кшесинская, на самом деле, очень тяжело душевно переживала не только свои личные драмы, но и драмы на сцене. К примеру, уход с поста Директора Императорских театров князя С. Волконского, которого она очень всегда уважала и ценила, считая его тонким знатоком театрального искусства и балета, но которому не смогла в какой то момент объяснить свою непричастность к скандальным происшествиям и слухам в театре. Суть неприятности с князем Волконским состояла в том, что прима Кшесинская была оштрафована дирекцией за «недопустимое поведение»: сменила костюм, заказанный к очередному спектаклю дирекцией на свой собственный, поскольку в заказанном ей было неудобно танцевать. Она обжаловала решение администрации о штрафе, дело получило широкую огласку, было раздуто до невероятных размеров бюрократами и сплетниками, и, чтобы прекратить шум скандала, Волконскому, корректно, но жестко, предложено было уйти с поста директора. А, может быть, он ушел - сам, посчитав Кшесинскую капризной особой?. Известно доподлинно одно: князь Сергей Михайлович Волконский, в Париже, в 1929 году, возобновив знакомство с Кшесинской, души в ней не чаял, принял горячее участие в обустройстве ее балетной студии, читал лекции ее ученицам, и написал прекрасную статью о Кшесинской, как педагоге балета. Матильда же Феликсовна неизменно отзывалась о блестящей натуре Волконского только в восхищенных тонах, и до самой смерти жалела о том «досадном, нелепом случае со штрафом!
Дягилевым, что помешало ей, как звезде балета, выступать в его «Русских сезонах». У Дягилева блистала Павлова. А Кшесинская организовала свое собственное турне, и выступала с неменьшим успехом, несколько притушенном овациями журналов и газет в адрес дягилевских «Seazon la Russe» Кшесинская не завидовала. Она лишена была этого чувства. Как всякий самодостаточный человек, знающий цену себе и своему таланту. Признавалась лишь в сожалении о том, что не смогла удержать отношений на ровной ноте, что часто страдала от предубежденности своих товарок по сцене, вынудивших ее в конце концов, покинуть Мариинский театр и стать «артисткой по контракту». Не сожалела она только об одном: рождении сына Владимира 18 июня 1902 года. Этому предшествовала история любви, столь удивительная, и столь захватившая Кшесинскую, что грешно ей было жалеть обо всем, что потом случилось, хотя это едва не поставило креста на всей ее светской и балетной карьере. В феврале 1900 года, через несколько дней после бенефиса, Кшесинская устроила у себя дома парадный обед.
Присутствовало несколько особ Дома Романовых, в их числе Великий князь Андрей Владимирович, кузен Государя, человек весьма незаурядный и тонко образованный. Он давно интересовался Кшесинской, посещал все ее спектакли, бывал на ее приемах — она при всей загруженности в театре и гастролях давала дома вечера и обеды -, но о чувствах как то не приходилось говорить, а может, — не считал нужным?... Во время обеда они сидели рядом, и от какого то неловкого движения сказалось тщательно скрываемое волнение? Она сумела как то быстро замять неловкость, шуткой и оживленным разговором. Так весь вечер и протанцевала и проговорила с незадачливым кавалером, украсившим ее платье из Парижа «винною розой». А под конец вечера поняла, что влюбилась. Это так и бывает. Порой — навсегда. Так было и с Кшесинской.
Есть точная дата того дня, когда они стали близки. Они всю свою жизнь вдвоем — более тридцати лет - помнили ее, эту дату, и отмечали, как годовщину встречи. Я не буду приводить ее здесь, хотя она мне известна доподлинно. Скажу только, что всю оставшуюся жизнь, все свои дальнейшие взлеты и падения, скитания и жизнь на чужбине, в эмиграции, когда надо было завоевывать «право на бытие» - заново, отгоняя от себя огромную душевную боль, а то и элементарное чувство голода и страха; жизнь, связанную с Андреем Владимировичем Романовым, вплоть до его кончины, Матильда Феликсовна называла «романтической сказкой».. Стоит только вдуматься в эти слова и все становится ясно. Обнаружив во время совместной заграничной поездки с Андреем Владимировичем по Италии и Франции, что она - беременна, Матильда Феликсовна долго не могла сказать возлюбленному об этом. Ей надо было принять сложное решение, бросить вызов обществу и, быть может, проститься с балетом навсегда. Она приняла решение. Танцевала столь долго, сколько это было возможно.
Ушла со сцены, когда до родов оставалось только три месяца. Истинная женщина! Отказала Великому князю Сергею Михайловичу в пылком предложении руки и сердца и усыновлении будущего ребенка. Дитя долгое время оставалось незаконнорожденным. Лишь по достижении им десятилетнего возраста Матильда Феликсовна решилась просить Государя Императора о присвоении сыну родовой фамилии «Красинский», для чего она специально ездила в Варшаву и искала документы в польских архивах. Нашла мимолетное упоминание в знаменитом «Польском гербовнике». Прошение Кшесинской было удовлетворено, но Владимир был записан в паспорт с отчеством «Сергеевич», так как родители его в законном браке не состояли. Отчество свое он сменил лишь после венчания родителей в Франции, уже в эмиграции, прибавив к фамилии: «Красинский» и титул «князя Романовского». Он обожал свою мать и вовсе не потому, что имел, как избалованный мальчик «царских кровей», все, что ему хотелось, даже моторную лодку и игрушечное авто, и собственный же игрушечный домик о двух комнатах, с серебром, посудой и бельем!
Вовсе нет. Его мать, которую он всю жизнь звал «милой Мусенькой», была тем человеком, которого вообще - трудно не полюбить! Она вечно двигалась, куда то бежала, что то сажала в саду, над чем то шутила с гостями, перебирала блестящие костюмы, строила потрясающие домики из спичек и карт, разыгрывала для сына театральные представления с помощью его любимых игрушек - обезьянок из мягкой ткани всех видов и мастей, учила его правильно ходить в вечернем детском смокинге и садиться на высокий стул с прямой спинкой, не горбясь, и так терпеливо объясняла, почему гербера не может стоять в одном вазоне с лилией.. А потом наступал вечер, его сажали в экипаж или авто и везли в театр, где на сцене выступала его мамочка — Мусенька, так непохожая на себя домашнюю — легкая, воздушная, словно фея или сильфида. Он гордился ею. В 1914 году, вскоре после начала войны, она танцевала главную и самую потрясающую свою партию в балете «Эсмеральда», увлекая зрителей великолепной техникой танца и блистательной игрой драматической актрисы, особенно в момент танца перед невестой Феба и в сцене прощания перед казнью. Зал рукоплескал невероятно, несмотря на военное время и присутствие в зале самого Императора! Кшесинской поднесли огромную корзину цветов, а когда одна из светских дам громко выразила неудовольствие «безумною тратою денег в военное время», первым голосом, раздавшимся в защиту Кшесинской, был голос ее 12 — летнего сына: «Она это заслужила! Она считала себя неважною матерью, так как часто отсутвовала и много ездила на гастроли, но у Володи Красинского было на этот счет совершенно другое мнение!
Вот строки из письма , отправленного им матери во время ее тяжелой болезни 29 сентября 1930 года из Лагэ юг Франции , где он жил в то время: «…Я только что горячо молился у чудотворной иконы за вас обоих имеется в виду А. Романов — автор , и за себя, за нас всех. Я твердо верю, что Богородица услышит мою молитву и пошлет нам спасение.. Это письмо и конверт я окропил святою водою. Мусенька моя, ты поправишься сразу и совершенно!! Крещу мысленно и благословляю тебя, моя Мусенька…» Такая вера сына и его нежное внимание, как то успокоили смятение, царящее тогда в душе Матильды Феликсовны, она смогла собраться с силами, и победить свой серьезный недуг. Ей тогда окончательно утвердили диагноз злокачественной опухоли бедра, что ставило крест теперь уже на ее карьере педагога балета! Через две недели она продолжила уроки танцев в своей студии, превозмогая себя и режущую боль в бедре. Опухоль, подчинясь железной воле артистки, прошла бесследно, а Матильда Феликсовна прожила после этого еще благополучно почти сорок лет..
Владимир Андреевич Красинский, князь Романовский, несомненно, знал эту стальную несгибаемость характера в своей «маленькой маме - Мале» и уважал ее безмерно! В знак почтения к матери, он завещал себя похоронить в одной ограде с нею и отцом, но места на кладбище Сент — Женевьев - де Буа было так мало, что князя Романовского погребли не только в одной ограде, но и в одной могиле с великой балериной. Это случилось, через три с небольшим года после ее смерти, в 1974 году. Он сумел - таки успокоить ее старость, и она умерла у него на руках, о чем всегда мечтала. Па пятое. Стремительное фуэте : война, революция, эмиграция. В месяц объявления войны Кшесинская много танцевала в театре. А воздух предгрозового августа 1914 года чувствовала, как никто, зная все предстоящие и прошедшие события почти «из первых рук». У нее в гримерной толпились то и дело знакомые прапорщики и офицеры, уезжающие на фронт и приходящие проститься: многие знали ее еще по сезонным спектаклям в Красном Селе.
Многих из них она еще встретила на койках своего собственного лазарета, который открыла вскоре после начала войны. За два дня до ее официального объявления она танцевала в театре, в присутствии Государя свой блестящий номер - «Русскую»: на мотивы народной песни «Ой, полным - полна коробушка». Каким - то седьмым или девятым чувством она знала, что танцует для Него и видит Его - в последний раз.
У него были свои представления о формировании личности наследника престола.
Николай II Фото: wikipedia. Девушка отметила удивительную красоту и некоторую стеснительность Николая II. Однако цесаревич упомянул о своей симпатии к ней лишь позднее. Это произошло 6 июля 1890 года, спустя два дня после выступления Кшесинской в театре.
Балерина приложила все усилия, чтобы вскружить голову будущему императору. План сработал. Николай несколько раз бросал на неё взгляд в театре, а в дневнике отметил, что его очень интересует Кшесинская. В тот месяц они виделись ещё несколько раз во время представлений и коротких встреч.
По записям Матильды, она старалась чаще попадаться на глаза цесаревичу. Симпатия между ними постепенно нарастала. Во время антрактов наследник любил заходить за кулисы. Там они обменивались застенчивыми улыбками.
Тем же летом Николай отправился на сборы, в кругосветное путешествие, а затем и в Данию. Впервые Кшесинская и цесаревич остались наедине лишь спустя полтора года после знакомства. Окончательное сближение случилось, когда балерина заболела. У неё была глазная инфекция.
Будущий император захотел навестить девушку и узнать о её самочувствии.
РГАЛИ. 150 лет со дня рождения русской балерины Матильды Кшесинской
Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская) родилась 31 августа 1872 года в семье артистов балета. Матильда Кшесинская родилась в 1872 году в семье танцовщика Феликса Кшесинского и балерины Юлии Доминской. Умерла Матильда Феликсовна в декабре 1971 года, не дожив до ста лет всего несколько месяцев. классический пример личной эффективности и полностью реализованных возможностей. Дед Матильды Феликсовны прожил 106 лет, старшая сестра Юлия, в замужестве баронесса Зедделер, — 103 года, а сама Кшесинская умерла, не дожив лишь несколько месяцев до 100 лет, — 6 декабря 1971 года. Мария-Матильда Кшесинская родилась 19 [31] августа (по другим данным 1 сентября) 1872 в Лигово (под Петербургом).
Кто такая Матильда Кшесинская. 30 снимков возлюбленной Николая II
Матильда Кшесинская - балетная звезда со скандальной репутацией (19 фото) | Ей то и посвящена заключительная глава нашего повествования, последнее па изящного танца жизни Матильды Феликсовны Кшесинской. |
Матильда Кшесинская - биография, новости, личная жизнь | Матильда Феликсовна имела обстоятельный разговор с главой Петрокомитета Львом Михайловым. |
Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь, фото балерины
Солист Большого театра Асаф Мессерер, встретившись с Кшесинской во Франции, был поражен излучаемым ею «блеском преуспевания». В 1929 году она открыла собственную балетную студию и энергично взялась за дело. В конце 1930-х там уже занималось 150 учеников, в том числе будущие звезды Марго Фонтейн и Иветт Шовире. Матильда Кшесинская и Николай Солянников в балете «Пробуждение Флоры» Фото: РИА Новости Последняя, поздравляя любимого педагога с Рождеством, писала, что хотела бы повернуть время вспять и увидеть мадам на сцене, так как ее сценические фотографии не дают достаточного представления о балерине Кшесинской. Действительно, по постановочным кадрам, на которых Матильда Феликсовна в изящных позах блистает бриллиантами, трудно определить масштаб ее дарования. Премьер Большого театра Игорь Цвирко — о срочных вводах, белом трико, сериале про искусство и фирменном торте Было ли ее лидерство в театре следствием близости к высшим кругам или она действительно была артисткой экстра-класса? Судя по оставшимся на нашу долю описаниям ее танца, порой не самым к ней благоволящим, — да, была. Из воспоминаний современников вырисовывается артистический портрет Кшесинской: виртуозная исполнительница сложнейших трюков она первая среди русских танцовщиц исполнила 32 фуэте , выдающаяся актриса и, говоря по-современному, трудоголик. Перед спектаклем она оставалась в постели 24 часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима». Поэт критического пера Аким Волынский предпочитал Матильде других солисток, но, посмотрев ее в «Талисмане», вынужден был пропеть оду: «Она играет себя, свой гений, капризный и могучий, с оттенком греховной личной гордыни...
В такие минуты публика разражается неистовыми аплодисментами, воплями сумасшедшего восторга. А черноглазая дьяволица балета без конца повторяет под браво всего зала свои невиданные фигуры, свой ослепительно прекрасный танец». Была первой исполнительницей в «Пробуждении Флоры», «Арлекинаде», «Временах года». Закрыла великую эпоху Мариуса Петипа, станцевав в его прощальном «Волшебном зеркале». В жизни их отношения были далеки от идеальных. Но на сцене в лице Кшесинской самодержец мариинского балета имел преданную последовательницу выпестованного им русского балетного академизма.
Посадил в одной из закулисных лож и ушел готовиться к выступлению. Своим выходом Феликс остался так доволен, что забыл о малышке: смыл грим и отправился домой. Жена, поняв, что супруг вернулся один, была в ужасе: «А где же Маля? Что ты с ней сделал?! Девочка, увидев отца, попыталась спрятаться под креслом: она не желала покидать театр, который казался ей самым замечательным местом на свете. Занималась она упорно, «несмотря на живой и бедовый характер», и уже в 1881 году впервые вышла на сцену Большого Мариинского театра. Преподаватели отмечали незаурядный талант и огромный творческий потенциал юной балерины. Даже на занятиях классные дамы зорко следили за тем, чтобы их подопечные не обменивались условными жестами или многозначительными взглядами. Но дома Матильда давала волю своему бедовому характеру: еще будучи подростком, она умела сводить мужчин с ума. Никакой любви к нему она не испытывала — Мале просто нравилось флиртовать с красивым и элегантным юношей. Однако, когда на ее день рождения он приехал с невестой, Матильда почувствовала себя уязвленной. Во время ужина она завела разговор о том, что каждое утро ходит за грибами. Маля начала расписывать прелести тихой охоты, и англичанин попался на крючок: попросил разрешения сопровождать девочку на прогулке. Матильда позволила, но при условии, что невеста Макферсона даст ему разрешение. Сказано это было в присутствии всех гостей, и девушке не оставалось ничего другого, как согласиться. Никаких подберезовиков парочка не собрала: к концу прогулки англичанин забыл и про грибы, и про свою невесту. Свадьба была расстроена. И когда познакомилась с цесаревичем Николаем Александровичем, окрутила его так же легко, как и Макферсона. После спектакля государь вместе со свитой явился в репетиционный зал, с порога спросив: «Где Кшесинская? На праздничном ужине Матильду усадили рядом с наследником престола Николаем. Матильда была очаровательна, умна и красива, но в его окружении таких женщин хватало. Никакой инициативы по сближению юноша не проявлял, и Кшесинская взяла всё в свои руки: начала прогуливаться в местах, где могла встретиться с цесаревичем.
Педагоги с детства выделяли Матильду, отмечая её незаурядные данные и трудолюбие, и пророчили большое будущее. Разделяя это мнение, Феликс Кшесинский много времени посвящал развитию дарования младшей дочери. Экзамен, определивший судьбу, или как юная балерина оказалась в объятиях наследника престола Николая Александровича Балерина Матильда Кшесинская. В России, как, впрочем, и везде, сделать блестящую сценическую карьеру можно было только заполучив влиятельного покровителя. Матильде такой случай представился в 1890-м, на выпускном спектакле Петербургского балетного училища. По словам самой Кшесинской, этот вечер решил её судьбу. Почётными гостями мероприятия были император Александр III с супругой, братьями и цесаревичем Николаем Александровичем. Государь осыпал 18-летнюю выпускницу комплиментами, предрёк, что она станет украшением и гордостью российского балета, представил сыну и удостоил чести сесть рядом во время праздничного ужина. Цесаревич Николай Александрович. Что ж, если это было так, то государев план удался: молодые люди почувствовали сильное влечение друг к другу, вскоре переросшее в пылкий роман. Влюблённые встречались в роскошном особняке, снятом а впоследствии купленном и подаренном Матильде Николаем Александровичем. В своих мемуарах Кшесинская утверждала, что это событие разбило ей сердце и заставило сильно страдать. Однако многие современники отмечали, что гордая красавица недолго оставалась безутешной. Она быстро переключила внимание на ещё одного представителя дома Романовых — Великого князя Сергея Михайловича пятый из шести сыновей великого князя Михаила Николаевича и Ольги Фёдоровны, внук Николая I. Он был известным балетоманом и страстным поклонником Матильды.
Здесь же в октябре 1956 года скончался Великий Князь Андрей Владимирович, что стало страшным ударом для Марии Феликсовны. В последние десять лет своей жизни некогда прославленной балерине было нечем платить за аренду жилья. Но хозяева виллы, войдя в тяжёлое материальное положение Кшесинской, не требовали с неё никаких денег, любезно предоставив право спокойно дожить свой век в тишине и покое. Изредка небольшую сумму денег присылал князь Владимир Кириллович, племянник мужа Марии Феликсовны и претендент на российский престол. Похороны Великого Князя Андрея Владимировича. Рядом с убитой горем Кшесинской Великий Князь Владимир Кириллович Она довольно редко покидала свою комнату, лишь для того, чтобы подышать свежим воздухом в саду, куда её на инвалидном кресле обычно вывозил сын. Дом её представляла собой мини-музей русского балета и одновременно Императорского Дома. Повсюду стояли многочисленные фотографии родственников, друзей и учеников, а письменный стол был завален открытками, книгами о балете, дореволюционными газетами и журналами, где на первых страницах красовалась совсем молодая и юная балерина Матильда, первоначально выступавшая под именем Кшесинской 2-й Кшесинской 1-й официально именовалась её старшая сестра Юлия. Незадолго до смерти Кшесинскую посетила балерина Наталья Макарова. Она только-только сбежала из Советского Союза и перед тем как отправиться покорять американскую сцену, решила побывать в гостях у легенды императорской сцены. Я необычайно волновалась, когда впервые отправлялась в дом к великой Матильде. Нас встретила миниатюрная элегантная старушечка 99 лет, но в ней чувствовалось великолепие. Стол был сервирован по-царски. Справа от меня сел Лифарь, слева — Кшесинская.
Биография Кшесинской Матильды
Великолепная Матильда Феликсовна Кшесинская была самой желанной женщиной своего времени. Матильда Феликсовна Кшесинская / Фото предоставлено М. Золотаревым. В Николая Александровича Матильда Кшесинская, как она писала в мемуарах, влюбилась с момента первой случайной встречи. Что же связывало Матильду Кшесинскую и главного из Романовых — Николая II? Николай Романов и Матильда Кшесинская © Фото: Wikimedia.
Матильда Кшесинская в эмиграции: новая жизнь русской балерины.
Матильда Феликсовна Кшесинская / Фото предоставлено М. Золотаревым. В Николая Александровича Матильда Кшесинская, как она писала в мемуарах, влюбилась с момента первой случайной встречи. До Февральской революции дом прима-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской являлся популярным салоном. Матильда Феликсовна Кшесинская в зимнем саду. Матильда Феликсовна Кшесинская (19 [31] августа 1872 Лигово, Санкт-Петербургская губерния — 6 декабря 1971, Париж) — прима-балерина Мариинского театра[1], выдающаяся балерина Российской империи конца XIX — начала XX века[2]. Матильда Кшесинская в эмиграции начала полностью новую жизнь.
Матильда Кшесинская — биография балерины
Матильда Кшесинская в эмиграции: новая жизнь русской балерины. ~ | Матильда Феликсовна Кшесинская (19 [31] августа 1872 Лигово, Санкт-Петербургская губерния — 6 декабря 1971, Париж) — прима-балерина Мариинского театра[1], выдающаяся балерина Российской империи конца XIX — начала XX века[2]. |
Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь, фото балерины - | Отношения Николая II и Матильды Кшесинской начались и закончились в то время, когда он не был еще ни императором, ни супругом, ни тем более святым. |
Матильда Феликсовна Кшесинская (Mathilde Kschessinska) | | Матильда Кшесинская родилась в 1872 году в семье танцовщика Феликса Кшесинского и балерины Юлии Доминской. |
Матильда Кшесинская — биография балерины | Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская) родилась 31 августа 1872 года в семье артистов балета. |
Самые известные любовники выдающейся танцовщицы Матильды Кшесинской | Далее в нашем сообществе мы продолжим рассказ о представителях древнего российского дворянского рода Севенардов-Кшесинских, самой известной из которых была Матильда Феликсовна Кшесинская. |
Кшесинская, Матильда Феликсовна
Матильда Феликсовна без обиняков упоминает об их с цесаревичем ребенке, зачатом, но так и не появившемся на свет в 1893 году. Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесинская родилась 31 августа 1872 года в творческой семье. Богатая событиями и известными персонами биография Матильды Кшесинской – предмет, часто освещаемый в искусстве. Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесинская родилась 31 августа 1872 года в творческой семье. Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская) родилась 31 августа 1872 года в семье артистов балета. Балерина Матильда Кшесинская в роли Эсмеральды в балете Цезаря Пуни Эсмеральда.
Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь, фото балерины
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. Жизнь этой женщины овеяна слухами и легендами.
Судьба отмерила приме-балерине российского Императорского театра Матильде Кшесинской без малого век. За эти годы она успела прослыть гениальной танцовщицей, светской львицей и опытной сердцеедкой. У девочки была большая семья: родные брат Иосиф и сестра Юлия, а также пятеро сводных братьев и сестёр от первого брака матери.
Путь Матильды в балет был предопределён заранее, под влиянием отца. Поляк Феликс Кшесинский прославился не только как солист Мариинского театра и блистательный исполнитель мазурки, но и как талантливый педагог. Окончив Императорское театральное училище, в Мариинку попали также Иосиф и Юлия, которую называли Кшесинской первой.
Малю, отданную в балетный класс в трёхлетнем возрасте, стали именовать Кшесинской второй. Педагоги с детства выделяли Матильду, отмечая её незаурядные данные и трудолюбие, и пророчили большое будущее. Разделяя это мнение, Феликс Кшесинский много времени посвящал развитию дарования младшей дочери.
Экзамен, определивший судьбу, или как юная балерина оказалась в объятиях наследника престола Николая Александровича Балерина Матильда Кшесинская. В России, как, впрочем, и везде, сделать блестящую сценическую карьеру можно было только заполучив влиятельного покровителя.
Там Вова заболел испанкой, но его выходили. В мае 1919 года все вернулись в Кисловодск, который посчитали освобожденным, где оставались до конца 1919 года, отбыв оттуда после тревожных новостей в Новороссийск. Беженцы ехали на поезде из 2-х вагонов, причем великая княгиня Мария Павловна ехала в вагоне 1-го класса со своими знакомыми и окружениями, а Кшесинская с сыном — в вагоне 3-го класса. В Новороссийске прожили 6 недель прямо в вагонах, причем кругом свирепствовал сыпной тиф.
В Константинополе они получили французские визы. В 1929 году открыла собственную балетную студию в Париже. Среди учениц Кшесинской была «бэби-балерина» Татьяна Рябушинская. Во время уроков Кшесинская была тактична, она никогда не повышала голоса на своих учеников. Старший брат Матильды Феликсовны Иосиф Кшесинский остался в России танцевал в Кировском театре и умер во время блокады Ленинграда в 1942 году. В эмиграции при участии своего супруга написала мемуары, первоначально изданные в 1960 году в Париже на французском языке.
Первое российское издание на русском языке осуществилось лишь в 1992 году. Матильда Феликсовна прожила долгую жизнь и скончалась 5 декабря 1971 года за несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская». Рост Матильды Кшесинской: 153 сантиметра. Их первая встреча состоялась 23 марта 1890 года во время выпускного экзамена.
Все произошло при одобрении членов царской семьи, начиная от императора Александра III, организовавшего это знакомство и заканчивая императрицей Марией Федоровной, которая все же хотела, чтобы ее сын стал мужчиной. После экзамена был ужин, взаимный флирт двух молодых людей и спустя годы запись в мемуарах Кшесинской: "Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу". Для Матильды юный цесаревич Николай Александрович был просто Ники. По собственному признанию Кшесинской, она тяжело пережила этот разрыв. Позже была любовницей великих князей Сергея Михайловича и Андрея Владимировича.
Нельзя сказать, что он был бесхарактерен. Нет, у него был характер, но не было чего-то, чтобы заставить других подчиниться своей воле. Первый его импульс был всегда правильным, но он не умел настаивать на своем и очень часто уступал. Я не раз ему говорила, что он не сделан ни для царствования, ни для той роли, которую волею судеб он должен будет играть. Но никогда, конечно, я не убеждала его отказаться от Престола…» Николай перед женитьбой поручил ее заботам своего друга и двоюродного брата, великого князя Сергея Михайловича. Тот стал не только официальным «покровителем» Матильды на следующие несколько лет, но и ближайшим ее другом. В ноябре 1895 года Кшесинская получила давно заслуженное звание балерины, которое присуждалось лишь лучшим танцовщицам труппы. Но она выдвинулась не только благодаря благосклонности царской фамилии. Она была действительно чрезвычайно талантливой танцовщицей, с огромным упорством работавшей над собой. Любившая повеселиться и развлечься в свободное время, обожавшая приемы, балы и карточную игру, перед выступлениями Матильда преображалась. Вот как вспоминала о ней Тамара Карсавина: «Она обладала удивительной жизнеспособностью и исключительной силой воли. В течение месяца, предшествующего ее появлению на сцене, Кшесинская все свое время отдавала работе — усиленно тренировалась часами, никуда не выезжала и никого не принимала, ложилась спать в десять вечера, каждое утро взвешивалась, всегда готовая ограничить себя в еде, хотя ее диета и без того была достаточно строгой. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима. Как-то вечером я разминалась на сцене одновременно с Кшесинской и обратила внимание на то, как лихорадочно блестят ее глаза. Я просто целый день умираю от жажды, но не буду пить до выступления, — ответила на мой вопрос она». Ее целью было стать первой балериной на российской сцене. Но тогда в русском балете безраздельно царили итальянские балерины. Соперничество с Пьериной Леньяни — балериной, впервые исполнившей на русской сцене 32 фуэте, — стало целью Кшесинской. Длилось их противостояние восемь лет. Еще в 1893 году Леньяни показала россиянам доселе неведомый трюк. Кшесинская первой из русских балерин освоила это новшество. Причем по нескольку раз могла повторить фуэте на бис, что и по нынешним временам считается «высшим пилотажем». Уход Леньяни и возвышение Кшесинской до звания примы-балерины патриотически настроенные критики объявили окончательной победой русского балета. Первое, что сделала новая прима, — поставила условие: она будет танцевать только три месяца в году, чтобы в остальное время жить в свое удовольствие. Такого себе еще никто не позволял. Затем Кшесинская добилась повышения жалованья ведущим артистам. Репертуар Кшесинской быстро расширялся. Она получила ранее принадлежавшие итальянкам роли феи Драже в «Щелкунчике», ставшую одной из любимых партию Лизы в «Тщетной предосторожности», Терезу в «Привале кавалерии», заглавную роль в «Пахите». В каждой из этих ролей Матильда буквально блистала: она выходила на сцену, увешанная настоящими драгоценностями — бриллиантами, жемчугами, сапфирами, подаренными ей очарованными великими князьями и самим Николаем. С самого окончания училища Кшесинская мечтала станцевать заглавную партию в балете «Эсмеральда». Но когда она обратилась тогда к всесильному главному балетмейстеру Мариусу Петипа с просьбой об этой партии, он сослался на то, что Кшесинской не хватает личного опыта, необходимого для этой роли трагически влюбленной цыганки. Пережив разрыв с Николаем, Кшесинская была готова для роли Эсмеральды. Она станцевала Эсмеральду в 1899 году, и эта партия стала лучшей в ее репертуаре — никто ни до, ни после нее не танцевал этот балет с таким блеском и глубиной. Другой крупный скандал был связан с костюмом для балета «Камарго». Леньяни танцевала русский танец в платье, сделанном по образцу костюма Екатерины Великой, хранящегося в Эрмитаже, — с широкой юбкой с фижмами, приподнимавшими юбку по бокам. При ее росте и фигуре такие фасоны противопоказаны — и Кшесинская заявила тогдашнему директору императорских театров, князю Сергею Михайловичу Волконскому, что не будет надевать фижмы. Тот настаивал на неизменности костюма. На премьере «Камарго» весь зал гадал, наденет ли Кшесинская фижмы. Она не надела. За это на нее был наложен штраф. Оскорбленная Кшесинская обратилась к Николаю. На следующий день штраф отменили, но Волконский подал в отставку.
Матильда сама выбирала время для своих спектаклей и выступала только в разгар сезона, позволяя себе длительные перерывы, на время которых прекращала регулярные занятия, и безудержно предавалась развлечениям. Всегда веселая и смеющаяся, она обожала приемы и карты; бессонные ночи не отражались на ее внешности, не портили ее настроения. Она обладала удивительной жизнеспособностью и исключительной силой воли. В течение месяца, предшествующего ее появлению на сцене, Кшесинская все свое время отдавала работе — усиленно тренировалась часами, никуда не выезжала и никого не принимала, ложилась спать в десять вечера, каждое утро взвешивалась, всегда готовая ограничить себя в еде, хотя ее диета и без того была достаточно строгой. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима. Как-то вечером я разминалась на сцене одновременно с Кшесинской и обратила внимание на то, как лихорадочно блестят ее глаза. С самого начала она проявляла ко мне большую доброту. Однажды осенью, в первый сезон моей работы в театре, она прислала мне приглашение провести выходные дни в ее загородном доме в Стрельне. Я пришлю за тобой». Мысль о скромности моего гардероба сильно беспокоила меня. Матильда, по-видимому, догадалась об этом. Она подумала и о том, что я не знаю в лицо ее секретаря, поэтому приехала за мной на станцию сама. У нее гостила небольшая группа друзей. В роли хозяйки Матильда была на высоте. У нее был большой сад неподалеку от побережья. В загоне жило несколько коз, одна из них, любимица, выходившая на сцену в «Эсмеральде», ходила за Матильдой словно собачка. Весь день Матильда не отпускала меня от себя, оказывая бесчисленные знаки внимания... У меня создалось впечатление, что все окружающие подпадали под обаяние ее жизнерадостной и добродушной натуры. Но даже я при всей своей наивности понимала, что окружавшие ее лизоблюды источали немало лести. И это вполне объяснимо, принимая во внимание то положение, которое занимала знаменитая танцовщица, богатая и влиятельная. Зависть и сплетни постоянно следовали за ней. Весь тот день меня не покидало чувство недоумения — неужели эта очаровательная женщина и есть та самая ужасная Кшесинская, которую называли бессовестной интриганкой, разрушающей карьеры соперниц. Я за тебя заступлюсь, — позже сказала она и впоследствии сдержала слово: ей представилась возможность вмешаться и вступиться за меня. Я стала получать значительно меньше ролей, выяснилось, что директору внушили, будто у меня слишком много работы. Одна знаменитая балерина, не принадлежавшая, по-видимому, к числу моих доброжелательниц, неожиданно проявила чрезмерную заботу о моем здоровье, попросив директора не перегружать меня, поскольку я больна чахоткой. Директор, введенный таким образом в заблуждение этой напускной заботой, проявляя истинное сочувствие, стал постепенно сокращать мой репертуар. На обед после юбилейного спектакля были приглашены сыновья Великого князя Владимира Александровича - Кирилл, Борис и Андрей. С последним у балерины и начался бурный роман. Она была старше Великого князя Андрея Владимировича на шесть лет. При этом Матильда официально жила с Великим князем Сергеем Михайловичем. В июне 1902 года у Матильды Феликсовны родился сын. Мальчика назвали Владимиром в честь отца Великого князя Андрея. Только вот, от кого из Романовых родился этот ребенок, неизвестно до сих пор. Великий князь Сергей Михайлович до конца жизни считал его своим сыном. И опять слово В. Издательство "Артист. Все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину, живущую одновременно с двумя великими князьями и не только это не скрывающую, а, напротив, вплетающую и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата. Лаппа сообщил мне, что Кшесинская сама рассказывает, что она беременна; желая продолжать все же танцевать, она некоторые части балета переделала, чтобы избежать рискованных движений. Кому будет приписан ребенок, еще неизвестно.
Матильда Кшесинская — биография балерины
Матильда Кшесинская появилась на свет в семье Феликса Кшесинского и Юлии Домнинской. Богатая событиями и известными персонами биография Матильды Кшесинской – предмет, часто освещаемый в искусстве. В апреле 1917 года большевики заняли особняк Матильды Кшесинской, за что прима-балерина Мариинского театра подала на них в суд. Дед Матильды Феликсовны прожил 106 лет, старшая сестра Юлия, в замужестве баронесса Зедделер, — 103 года, а сама Кшесинская умерла, не дожив лишь несколько месяцев до 100 лет, — 6 декабря 1971 года.
Судьбоносная встреча
- Грешная Матильда. Как балерина Кшесинская свела с ума мужчин дома Романовых
- Личная жизнь Матильды Кшесинской (муж, дети). О личном в подробностях! / Прочее
- Предыдущие статьи
- Балерина Романовых