Родился Федор Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве, в семье Михаила Достоевского и Марии Нечаевой.
Смотрите также
- Презентация книги: «Достоевский в средней и высшей школе: проблемы и новые подходы»
- Официально назначен ректор ОмГУ имени Достоевского - Новости
- Биография — Фёдор Достоевский
- «Новый Гоголь»
- Цюрих, Швейцария. Около 1865 года. Гравюра Генриха Зигфрида. Центральная библиотека Цюриха
- Лекторий Dостоевский - YouTube
Достоевский Фёдор
Захватывающая биография Федора Достоевского: избежал смертной казни, стал игроком и увяз в больных отношениях. В это время Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, сторонником утопического социализма, и начал посещать собрания его кружка. В юности на Достоевского огромное впечатление произвели две смерти — матери и Пушкина, которые случились с разницей в месяц: 29 января (10 февраля) 1837 года погиб поэт. К этому времени Достоевский уже успел написать свои первые юношеские произведения — драмы «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», которые, к сожалению, не сохранились. В юности Достоевский получил образование в элитном частном московском пансионе, а потом по настоянию отца поступил в Главное инженерное училище в Петербурге. Лекторий Достоевский — это универсальная медиатека, в которой собрана актуальная и полезная информация, представленная в доступной и понятной форме.
Встреча c митрополитом Аристархом и А.Д. Достоевским
Его, может быть, надо показать школьникам как что-то, что, может быть, когда вы станете взрослее и мудрее, вам станет доступно. А те, кто сможет понять это уже сегодня, - это какие-то особые школьники. В каком порядке читать книги Достоевского Заместитель главного редактора журнала "Историк" Арсений Замостьянов на презентации отметил, что в тематическом номере авторы показывают актуальность идей Достоевского не только с литературной, но и с исторической точки зрения. Потому что это явление цивилизационного масштаба", - подчеркнул Замостьянов.
Боль и потрясение от нее нашли свое отражение в его последующих творениях. Заставил плакать Тургенева Открытие памятника Пушкину в Москве в июне 1880 года было огромным событием, а пушкинская речь Достоевского стала апофеозом этого события. Федор Михайлович долго готовился к этому выступлению, которое начал словами Гоголя: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа». Достоевский говорил об уникальном качестве Пушкина — чувствовать душу любого, иногда даже совсем чуждого, народа, его гений. И, переходя к роли всего русского народа, Федор Михайлович особо выделял понятие «братства»: «Наш удел всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей». Свидетели этой речи вспоминали, что она произвела колоссальное впечатление на слушателей: удивительным образом тут же произошло примирение людей совершенно разных направлений и взглядов. Тургенев, с которым у Достоевского было много разногласий, со слезами подошел к Достоевскому.
Они обнялись. Никогда не жил в материальном достатке За печатный лист он зарабатывал 150 рублей. Для сравнения, Толстому за тот же объем платили 500 рублей. В финансовых делах Федор Михайлович был человеком совсем не практичным: вести бюджет, планировать расходы, копить он не умел. Долги были его почти всегдашними спутниками. Можно почти с уверенностью сказать, что если бы его вторая жена Анна не взялась основательно за «экономическую политику» семьи а об этом ее прямо попросил муж , то Достоевский мог бы скатиться до откровенного нищенства и уголовного преследования за невыплаченные долги. Дом Ф. Достоевского в Старой Руссе. Даля Вообще надо отметить, что приведенный «прайс-лист» совершенно уместен для создания портрета писателя. Выбор литературного поприща в то время — это не только желание послужить искусству и выразить свои мысли и идеи «вслух», но и вполне продуманная карьера.
Романы пользовались большой популярностью, и издатели готовы были платить немалые деньги за «горячие» новинки. Сам Достоевский не только проецировал свои детские травмы и скрываемые переживания на плоскость художественного произведения, но и совершенно сознательно ориентировался на книжную конъюнктуру того времени. Он имел опыт издания журнала, а поэтому прекрасно понимал предпочтения читающей публики. Так что психологические лабиринты и детективная атмосфера — это не только отражение внутреннего мира писателя, но и осознанная литературная стратегия. На его похороны пришли 10 тысяч человек Федор Михайлович Достоевский умер на 60-м году жизни, 28 января 1881 года, от туберкулеза легких — вслед за своей матерью и первой женой. Достоевский успел исповедаться, причаститься и проститься со своими родными и близкими. Достоевский на смертном одре. Литография: А. Лебедев, 1881 г. Даля В последний путь писателя провожала необычайная похоронная процессия — более десяти тысяч человек.
Николай Страхов вспоминал: «Похороны Достоевского представляли явление, которое всех поразило. Такого огромного стечения народа, таких многочисленных и усердных заявлений уважения и сожаления не могли ожидать самые горячие поклонники покойного писателя. Можно смело сказать, что до того времени никогда еще не бывало на Руси таких похорон. Духа, в Невской лавре, было несено 67 венков и пели 15 хоров певчих. Его жена больше не выходила замуж Анне Григорьевне на момент смерти писателя было всего 35 лет. Она прожила еще 37. Замуж она больше не вышла. Мои люди — это друзья Федора Михайловича, мое общество — это круг ушедших людей, близких Достоевскому. С ними я живу. Каждый, кто работает над изучением жизни или произведений Достоевского, кажется мне родным человеком».
Анна Достоевская умерла 22 июня 1918 года в Ялте и была похоронена на Поликуровском кладбище города. Через полвека, в 1968 году, ее прах был перенесен в Александро-Невскую лавру и захоронен рядом с могилой мужа. Его европейская популярность пришла в конце жизни, достигнув кульминации уже после кончины: в первые десятилетия XX века его книги были переведены на основные европейские языки. Затем пришла и всемирная известность. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба.
В монашестве ей было наречено имя Екатерина, в честь святой великомученицы Екатерины Александрийской.
В числе молившихся в храме были настоятельница Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря игумения Мария Солодовникова и насельницы обители.
Гончаровым, присоединился к литературно-философскому кружку Бекетовых и Майковых. Арест и ссылка В середине 1840-х гг. В 1846 году он познакомился с М. Петрашевским, объединившим вокруг себя революционно настроенную молодёжь. В обществе петрашевцев распространялись опальные тексты и обсуждались идеи государственного переворота.
В 1849 году деятельность кружка была раскрыта, его участники арестованы, в их числе и Фёдор Достоевский, признанный одним из опаснейших преступников. Как и другие петрашевцы, он провёл 8 месяцев в одиночной камере Петропавловской крепости, а затем выдержал процедуру смертной казни, которую отменили в последний момент. После мучительного ожидания смерти их оповестили о помиловании и замене казни на каторгу. Император Николай I назначил Достоевскому наказание в виде четырёх лет каторжных работ. Годы сибирской ссылки писатель провёл в Омске, где, несмотря на запреты, тайно вёл дневник, известный впоследствии как «Сибирская тетрадь». Каторжный опыт писателя впоследствии лёг в основу «Записок из Мёртвого дома».
После четырёх лет в сибирском остроге Достоевский отправился на службу в Семипалатинск. Лишь после смерти императора Николая I писатель, как и другие петрашевцы, был помилован Александром II, но вернуться в Петербург смог только в 1859 году. В том же году в печати появились его произведения — повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели». Негласный полицейский надзор продолжался вплоть до 1875 года. Арест и годы, проведённые в ссылке, перевернули сознание Достоевского. Из Сибири Фёдор Михайлович вернулся глубоко верующим человеком, для которого до конца жизни будет важен поиск идеалов христианства и приближение к заветам Иисуса Христа.
Расцвет творчества С 1861 года Фёдор Михайлович вместе со старшим братом Михаилом издавал литературные журналы: сначала «Время», затем «Эпоха». На их страницах, разумеется, появлялись и произведения писателя: «Униженные и оскорблённые», «Скверный анекдот», «Записки из подполья» и др. Опубликованные в 1861—1862 гг. Тема положения каторжан стала для русских читателей откровением. В 1862 и 1863 гг. После очередного разорительного проигрыша он, наконец, избавился от игромании.
Впечатления этого периода, как и многие другие факты биографии Достоевского, нашли отражение в его творчестве — в сюжете романа «Игрок». Фёдор Михайлович посетил Германию, Францию, Англию, Швейцарию, Италию и Австрию, однако, в отличие от многих своих соотечественников, не влюбился в Европу и не принял распространённых на западе либерально-буржуазных ценностей и идей. В 1860-е гг.
Федор Михайлович Достоевский
Участниками акции «Наш Достоевский» стали представители правительства Омской области, и первым — глава региона Александр Бурков, сообщает «12 канал». В Миланском университете попытались запретить преподавать Достоевского из-за того, что он русский. Тегив каком училище учился достоевский, достоевский самый читаемый писатель в мире, в каком учебном заведении учился достоевский. Об этом он заявил, встречая в прославленном театре потомков русского классика Федора Достоевского. образовательный портал c видео и аудио материалами. В юности Достоевский получил образование в элитном частном московском пансионе, а потом по настоянию отца поступил в Главное инженерное училище в Петербурге.
ОмГУ им. Ф.М. Достоевского - 50 лет
Презентация книги: «Достоевский в средней и высшей школе: проблемы и новые подходы» | его творчество надо показывать как заманчивую интеллектуальную вершину, заявил помощник. |
Достоевскому 200 лет: читают ли писателя владимирцы? | К такому выводу в ходе дискуссии пришли читатели и книжные блогеры, сравнив романы Достоевского с современной литературой для подростков. |
Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях
Мединский заявил, что школьникам не надо навязывать Достоевского | Изучение творчества русского писателя Федора Достоевского хотели запретить в Миланском государственном университете, передает «Российская газета». |
Биография Федора Достоевского: родители, арест, жены, дети, смерть и похороны писателя | Если ученые нашего омского ВУЗа все-таки одобрят инициативу, то ОмГУ имени Достоевского поменяет статус уже в этом году. |
Зачем нам нужен Достоевский: размышляют русские и белорусские студенты, Культура | К этому времени Достоевский уже успел написать свои первые юношеские произведения — драмы «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», которые, к сожалению, не сохранились. |
«Нам не простили трех вещей». Кто и как привел ОмГУ им. Достоевского к разрухе | К такому выводу в ходе дискуссии пришли читатели и книжные блогеры, сравнив романы Достоевского с современной литературой для подростков. |
🔷Школа имени Достоевского🔷 – Telegram | Лекторий Достоевский — это универсальная медиатека, в которой собрана актуальная и полезная информация, представленная в доступной и понятной форме. |
ОмГУ им. Ф.М. Достоевского - 50 лет
Учитывая выдающийся вклад вского в отечественную и мировую культуру и в связи с исполняющимся в 2021 году 200-летием со дня его рождения, постановляю. После смерти Достоевский был признан классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения, считается первым представителем персонализма в России. После смерти Достоевский был признан классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения, считается первым представителем персонализма в России.
Комитет по образованию
Достоевский за границей Достоевский впервые выезжает за пределы Российской империи. Как и многие русские, писатель хотел познакомиться с жизнью Западной Европы. Противоречивые, далеко не восторженные впечатления от современной жизни Западной Европы отразились в публицистических «Зимних заметках о летних впечатлениях». Впрочем, многие наблюдения Достоевского окажутся и вполне благожелательными: достаточно вспомнить описания Швейцарии в романе «Идиот». Во время этого путешествия Достоевский встретится с политическим эмигрантом Александром Герценом, личностью и творчеством которого позже будет интересоваться. Наконец, именно во время европейской поездки Достоевский увлёкся игрой на рулетке. Психологическая сторона этого увлечения изображена в романе «Игрок». Писатель вернулся из своего европейского путешествия к зиме, однако позже неоднократно будет посещать европейские страны. Аполлинария Суслова 1863 год. Достоевский и Суслова Август — сентябрь 1863-го — самый напряжённый период в любовных отношениях Достоевского с Аполлинарией Сусловой: они несколько раз встретились в европейских городах от Парижа до Рима.
Возлюбленная Достоевского, с которой он познакомился в начале 1860-х, была намного младше его и сильно отличалась по политическим взглядам. По словам современницы, Суслова — «девушка с обстриженными волосами, в костюме, издали похожем на мужской, девушка, везде являющаяся одна, посещающая прежде университет, пишущая, одним словом эмансипированная». Она занималась литературой и опубликовала несколько повестей, в том числе одну — в журнале «Время»; позже вышла замуж за Василия Розанова, в будущем знаменитого писателя. Роман Достоевского и Сусловой был болезненным: Суслова параллельно переживала несчастную влюблённость в другого, Достоевский был женат. Считается, что оба участника описали эту любовную историю в своих произведениях: Достоевский — в романе «Игрок», а Суслова — в повести «Чужая и свой». Мария Достоевская 15 апреля 1864 года. Через год Достоевский напишет своему другу, дипломату Александру Врангелю: …Она любила меня беспредельно, я любил её тоже без меры, но мы не жили с ней счастливо. Как ни странно это, а это было так. Это была самая честнейшая, самая благороднейшая и великодушнейшая женщина из всех, которых я знал во всю жизнь.
Когда она умерла — я хоть мучился, видя весь год , как она умирает, хоть и ценил и мучительно чувствовал, что я хороню с нею, — но никак не мог вообразить, до какой степени стало больно и пусто в моей жизни, когда её засыпали землёю. И вот уж год, а чувство всё то же, не уменьшается... Бросился я, схоронив её, в Петербург, к брату, — он один у меня оставался, но через три месяца умер и он, прохворав всего месяц и слегка, так что кризис, перешедший в смерть, случился почти неожиданно, в три дня. Смерть брата Скончался Михаил Михайлович Достоевский. Фёдору Михайловичу пришлось принять на себя заботы о вдове и детях брата, а также выплатить его внушительные долги. Наконец, на Достоевского пали все хлопоты по изданию журнала «Эпоха». В журнале Достоевский поместил некролог брату, где писал: Михаил Михайлович был человек настойчивый и энергический. Он принадлежал к разряду людей деловых, разряду весьма между нами немногочисленному, к разряду людей, не только умеющих замыслить и начать дело, но и умеющих довести его до конца, несмотря на препятствия. К несчастию, характер покойного был в высшей степени восприимчивый и впечатлительный.
При этой восприимчивости впечатлений он мало доверял их другим, хранил их в глубине себя, мало высказывался, особенно в несчастьях и неудачах. Когда он страдал, то страдал один и не обременял других своею экспансивностью. Только удачу, радость любил он делить добродушно с своими домашними и близкими; в такие минуты он не мог и не хотел быть один. Николай Страхов вспоминал трагикомическую подробность: «... В публике, не слишком внимательной к именам, произошла путаница, и многие считали тогда умершим Фёдора Михайловича, то есть знаменитого Достоевского. Поэтому Фёдор Михайлович должен был употреблять даже особые старания, всячески давая знать, что он, известный писатель, жив, а умер его брат». Летом 1865-го журнал «Эпоха» был закрыт по причине финансовых трудностей: писатель погряз в долгах, а журнал выгод не приносил. Зарабатывавший на жизнь литературой, Достоевский вынужден был долго печататься в других изданиях. Впрочем, писатель всё же хотел открыть свой журнал — позже это желание сбудется, когда начнёт выходить «Дневник писателя».
Фёдор Достоевский. Начало 1860-х годов. Фотография Ивана Гоха 1 июля 1865 года. В кабале у издателя Отчаянно нуждаясь в деньгах, Достоевский заключил договор с книгоиздателем Фёдором Стелловским. Это один из самых печальных в истории русской литературы примеров эксплуатации писателя. Стелловский получал право напечатать сочинения Достоевского в трёх томах, а сам писатель обязался сочинить для этого издания ещё один роман этим романом станет «Игрок». Достоевский будет вспоминать об этом эпизоде:... Принудил меня Стелловский силою… грозясь засадить меня в тюрьму, так что уж и помощник квартального приходил ко мне для исполнения. Но я с помощником квартального тогда подружился, и он мне много тогда способствовал разными сведениями, которые потом пригодились для «Преступления и наказания».
Контракт этот ужасен... Михаил Катков Журнал «Русский вестник» с публикацией второй части романа «Преступление и наказание». Иллюстрация Дементия Шмаринова к роману «Преступление и наказание». Это был первый, но не последний роман Достоевского, напечатанный в журнале Михаила Каткова, — наверное, самого влиятельного в России издателя. Катков был сторонником сильной государственной власти, резко критиковал либералов и «нигилистов» и не останавливался ни перед чем включая конфликт с цензурным ведомством , отстаивая свои взгляды. Позже Достоевский отдал Каткову также роман «Идиот» , а с «Бесами» случился конфликт: Катков отказался печатать главу романа, где описывается изнасилование девочки, — и Достоевский был вынужден исключить её из романа сейчас эта глава печатается в приложении к «Бесам». Следующий свой роман «Подросток» Достоевский напечатал в конкурирующих «Отечественных записках» Некрасова и Салтыкова-Щедрина, однако «Братья Карамазовы» вновь вышли у Каткова. Несмотря на читательский успех, большинство критиков не считало, что «Преступление и наказание» и вышедшие годом ранее «Записки из подполья» представляют новый шаг в творчестве Достоевского. Анна Сниткина 15 февраля 1867 года.
Второй брак Достоевский женится на Анне Григорьевне Сниткиной — стенографистке Девушка, записывающая устную речь стенографией — способом быстрого письма с помощью особых знаков и сокращений. Связанный сроками договора, Достоевский не успел бы окончить работу в срок, если бы писал от руки.
И каждый, кто прочитает этот роман, поймёт преступность теории Раскольникова и сделает для себя вывод: «Не ставь себя выше других». Я, к счастью, был и остаюсь далёк от идей, похожих на суждения Раскольникова. Роман просто помог мне не броситься из крайности самоуничижения в крайность самовосхваления. Следующий роман помог мне избежать третьей крайности. Связь этого слова с понятием «юродивый» наталкивает на определённые мысли о содержании романа. В тексте угадывается сюжет о пришествии Христа. Это и есть история князя Мышкина.
Достоевский называет этого героя «положительно прекрасным человеком». Мышкин не причиняет никому зла, он прощает зло, причинённое ему, он высказывает гуманистические идеи. Но может ли такой человек жить на грешной земле? Ответ для всех очевиден. Поэтому финал истории Мышкина выглядит закономерным — возвращение в Швейцарию. И это третья крайность, которой стоит избегать — «жизнь только для других». Ваш совет сильно мне помог. Как бы банально сейчас ни звучали эти слова, но эти романы изменили мою жизнь. И я уверен, что они могут поменять ещё много жизней, ведь хватает в мире похожих на меня людей, а потому такая литература просто необходима.
С благодарностью, К. Екатерина Рылова. Витебский государственный университет имени Петра Мироновича Машерова, факультет гуманитаристики и языковых коммуникаций, 3 курс, 19 лет. Зачем нам нужен Достоевский? Одни говорят, что этот человек — великий христианин. Другие помнят его как революционера, участвовавшего в заговоре петрашевцев. Вот он в белом халате и в колпаке смертника, который стоит в жестокий мороз на Семеновском плацу и слушает приговор: «Расстрелять! Но, как он сам писал об этом через несколько десятилетий, именно тогда, на эшафоте, он считал себя правым и ни в чем не раскаивался. Вот человек с такой странной и тяжелой судьбой: бедный, загнанный, работающий до изнеможения.
Гений, у которого не хватало денег на еду. Живший на плохом чае за границей и просящий в России 15 рублей авансом у одного из издателей. Это Федор Михайлович Достоевский - человек, преодолевавший все несчастья, сострадающий к «униженным и оскобленным», гениальный писатель. Теперь, когда открываешь для себя творчество Достоевского, пронизанное глубокой философией и тонким психологизмом, становится понятно, что такое мог написать только человек, который сам познал ужас крайней нищеты, человек, который прошел сквозь тюрьму и каторгу. Стиль его письма пугающе реалистичен, так как Достоевский сам пережил многие драматические и трагические ситуации, которые нас потрясают в его произведениях. Его повести и романы — о добре и зле, подлинном счастье, поисках Бога, обретении свободы воли, о человеческих страданиях. По-моему, никто так много не писал о человеческих страданиях. И это один из самых христианских писателей в русской литературе. Мы думаем, что страдать плохо, никто не хочет, хотят веселиться, получать только удовольствия.
А он нам говорит: в страдании рождается Человек. Как у Пушкина: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…» Нужен ли нам Достоевский сегодня, 21-ом веке? Нас пугают «толстые» романы, они нам кажутся анахронизмом, мы живем быстро, читаем короткие тексты если читаем вообще! Что мы поймем в его произведениях? Может, он нам зачем-то необходим? Действительно ли его творчество так устарело? В первую очередь, Достоевский писал о человеке и для человека. У него был дар: он обращался к каждому читателю, вступая с ним в контакт. Но у читателя есть абсолютная свобода: соглашаться, спорить, доказывать свое, при этом открывая что-то в себе.
Гениальность состоит в том, что позиция писателя определенна и ясна, но он никого не принуждает безоговорочно ее принимать. В наше время разве не об этом все кричат: честный диалог, демократия, свобода мысли и слова. Свобода — вот, что дает нам Достоевский. Цель писателя — не столько согласие с ним читателя, сколько неравнодушие. Достоевский ориентировался на многогранность читателей, на множественное восприятие. Он понимал, что его произведения могут быть восприняты на разных уровнях понимания. В том числе, всякий раз, читая классика, ты вступаешь на путь самопознания и познания людей вокруг себя. Так как именно Достоевский открывает неисчерпаемость и многомерность человеческой души. Писатель показывает возможность сочетания в одном человеке низкого и высокого, ничтожного и великого, подлого и благородного.
Человек — вот тайна, которую хочется раскрыть в каждом произведении. Его романы о противоречиях, которые существуют в человеческой душе. Он не создает шаблоны злых или добрых персонажей. Он предоставляет широчайший спектр двойственных эмоций, так свойственных и нашему поколению. Ужас и сострадание, стыд и боль, любовь и ненависть умещаются в одном персонаже, будь то Раскольников, Настасья Филипповна, Аглая… Это и есть могучее средство покорения сердец, с помощью которого читатели видят в персонажах живых людей, так похожих на них самих. Разбираясь в сложных судьбах героев Достоевского, мы, сегодняшние читатели, пытаемся распутать и свой собственный эмоциональный клубок. Ведь у Достоевского не было равных в умении обнажить человека, заставить персонажа испытать все страсти, при этом представляя его большой и значимой личностью. Сюжет также непредсказуем, как и человеческая жизнь. Это непрерывная цепь, которая движется то вперед, то назад, включая в себя спасения и катастрофы.
Катастрофы… Слово, которое крепко засело в умах современного человека. Трагедии на воде, в воздухе и под землей, упад экономики, проблемы в образовании и здравоохранении, падение культуры и нравственности. Разве это все мы не встречаем в произведениях Федора Михайловича? Кризис человеческих взаимоотношений, брошенные старики и дети, алкоголизм, наркомания, суицид, нищета — темы, не прекращающие раскрываться от романа к роману. Болевой эффект мощно вовлекает нас в сопереживание герою как в его бунте против себя и мира, так и в катастрофе, идущей как последствие.
Появление разрушительных нигилистических и революционных идей Достоевский напрямую связывал с идейным крахом старшего поколения, оставившего в воспоминаниях «цинизм, глумление, безжалостные посягновения на первые нежные святые верования детей» 1, 22; 102. Такое «либеральное воспитание» произвело «совсем обратные следствия», и юноши и подростки стали искать новых путей, прямо начав с «отпора тому ненавистному циклу идей, которые встретили они в детстве, в своих жалких родных гнездах» 1, 22; 102. Достоевский предупреждал, что «во времена переходные, во времена потрясений в жизни людей, сомнений и отрицаний, скептицизма и шатости в основных общественных убеждениях» 1, 21; 131 особенно сильна опасность «заражения» ложными, губительными «идейками», позволяющими человеку, не считая себя мерзавцем и даже не будучи им, делать «явную и бесспорную мерзость». В этом видит Достоевский «самую болезненную и грустную черту» своего времени. В таких условиях бессмысленно требовать от молодежи «стойкости» и «зрелости убеждений» - ведь их не было даже у их отцов, «а теперь менее чем когда-нибудь есть». Что можно ожидать от юношей, если «с самого первого детства своего эти дети встречали в семействах своих один лишь цинизм, высокомерное и равнодушное большею частию отрицание; если слово "отечество" произносилось перед ними не иначе как с насмешливой складкой, если к делу России все воспитывающее их относились с презрением или равнодушием; если великодушнейшие из отцов и воспитателей их твердили им лишь об идеях "общечеловеческих"; если еще в детстве их прогоняли их нянек за то, что те над колыбельками их читали "Богородицу"» 1, 21; 134-135. Достоевский был убежден, что будущее страны, ее свобода и независимость зависят от степени развития науки и образования, и потому одной из главных государственных задач писатель полагал создание истинно национальной системы образования, без которой невозможно будет противостоять все более динамично развивающимся «западным соседям»: «Воюют не столько оружием, сколько умом». Чтобы изобретать «такие машины», которые смогут обеспечить свободу и независимость страны, нужна, как утверждает Достоевский, «наука самостоятельная, а не покупная; своя, а не выписанная; укоренившаяся и свободная». А для того, чтобы такая наука появилась в стране, нужна развитая и мощная система образования, на которую нужно затрачивать «по пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6 73 , яо17 йЖавя крайней мере столько же, как и на войско, если мы хотим догнать хоть какую-нибудь из великих держав» - иначе будет только «потрясение, а не просвещение» 1, 21; 92-93. Великий мыслитель был убежден: «Чем богаче духовно нация, тем она и матерьяльно богаче» 1, 26; 31. Поэтому образование в деле нравственного и духовного возрождения нации должно сыграть, по мнению Достоевского, огромную роль. Полагая, что труд является «самым сильным средством перевоспитания, переделки оскорбленной и опороченной души в ясную и честную» 1, 22; 20 , писатель предупреждает, что напрасно «вся педагогика ушла теперь в заботу об облегчении», так как «облегчение вовсе не есть развитие, а, даже напротив, есть отупение». Получение знаний должно стать для ребенка первой поистине трудовой школой: «Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве, собственным усилием а если хотите, так и страданием , проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа, из которой сплошь да рядом выходит ни то ни се, ни доброе, ни злое даже и в разврате не развратное и в добродетели не добродетельное» 1, 22; 9. Особое место в системе национального образования писатель уделяет изучению русского языка и литературы. Достоевский утверждал: «Язык - народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая глубокая мысль! Утверждая, что «язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли... Слово для Достоевского является оглашением мира, Вседержительным началом, в котором воплощена святая святых нации - деятельность народного духа. Мыслительная деятельность человека напрямую зависит от языка, ведь человек мыслит «стихийной основной силой языка», и потому «чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нем нашу мысль» 23; 80. Достоевский убежден, что в школе нужно непременно «заучивать наизусть памятники нашего слова, с наших древних времен - из летописей, из былин и даже с церковнославянского языка, - и непременно наизусть, невзирая даже на ретроградство заучивания наизусть». Только изучив родной язык, приучив себя на этом языке мыслить, можно извлечь пользу из «оригинальной русской способности европейского языкознания и многоязычия», ведь «только лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде». Иностранный язык лишь тогда поможет расширить «формы нашей мысли», когда из иностранного языка «мы невидимо возьмем» «несколько чуждых нашему языку форм и согласим их, тоже невидимо и невольно, с формами нашей мысли» 1, 23; 81. Рассуждения о национальной унификации, подражательность, стремление петь «с чужого голоса», Достоевский связывает с пренебрежительным отношением русской интеллигенции к родному языку и словесности. Мыслитель был убежден: усвоив лишь «чужой жаргон», «ползая рабски перед формами языка и перед мнением» французских гарсонов, русский человек может усвоить лишь «парикмахерское нахальство фразы, а затем, пожалуй, и мысли» 1, 23; 79. А между тем, как отмечал писатель, «существует один знаменательный факт: мы, на нашем еще неустроенном и молодом языке, можем передавать глубочайшие формы духа и мысли европейских языков: европейские поэты и мыслители все переводимы и пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6 73 , яо17 йЖавя передаваемы по-русски, а иные переведены уже в совершенстве. Между тем на европейские языки, преимущественно на французский, чрезвычайно много из русского народного языка и из художественных литературных наших произведений до сих пор совершенно непереводимо и непередаваемо» 1, 23; 81. Забвение родного языка, а, следовательно - родной истории и культуры - ведет к духовной деградации нации, а, следовательно - к исторической катастрофе и гибели. Болен народ, болен и язык, оскудевает язык, мельчает, исчезает нация. Разрушаются семейные связи, слабеют родственные узы - и уходит из детских душ ощущение дома, Малой и большой родины. Для того, чтобы донести до сознания народа зиждительные национальные идеи, обеспечить высокий уровень образования, необходимо, как полагал Достоевский воспитать истинного «национального учителя». Можно настроить школ, но нельзя за деньги купить главное, что определяет смысл и содержание образования - учителя. Но, положим, наделаете деньгами не только учителей, но даже, наконец, и ученых; и что же? Что в том, что он ученый, коли дела не смыслит?
Литературное наследие классика переведено на более чем 170 языков. Долитературная жизнь Федор Достоевский родился 11 ноября 1821 года в большой дворянской семье. Род Федора Михайловича имеет белорусские корни и известен с конца XV века. В 1506 году его предки получили грамоту на д. Достоево Ивановский район, Брестская область. С этого времени название этого селения стало родовым прозвищем предков писателя. Отец семейства, Михаил Андреевич Достоевский, работал в Мариинской больнице для бедных штаб-лекарем. Мать, Мария Федоровна Достоевская девичья фамилия Нечаева , происходила из купеческого рода. Будущий писатель получил хорошее домашнее образование, затем три года учился в престижном московском пансионе Л. В 1838-1843 годах Федор Достоевский учится в Инженерном училище. Окончив его, он поступает на службу в инженерный корпус. Однако в 1844 году уходит в отставку, чтобы посвятить себя литературе. В это же время он начинает писать роман "Бедные люди". Произведение было напечатано в 1846 году в альманахе "Петербургский сборник". Что примечательно, критик Виссарион Белинский и редактор альманаха Николай Некрасов прочли рукопись за одну ночь. С первым романом Достоевский становится знаменит в литературных кругах.
Достоевский Фёдор
Среди работ о творчестве Достоевского в коллекции представлены «Задачи русского народа», «Памятка о Ф. Достоевском», «Легенда о Великом Инквизиторе Ф. Достоевского», «Достоевский и Герцен в истории русского самосознания» и другие.
О каждом персонаже тут можно отдельно роман написать Что же больше всего меня поразило, дак это психология. Ну кааааак можно быть таким гениальным? Самое смешное, что раньше я думала: "Зачем нам нужны эти уроки литературы. Прочитала книгу и все. А нет же, мы дотошно каждый листик разбираем.
Произведение было напечатано в 1846 году в альманахе "Петербургский сборник". Что примечательно, критик Виссарион Белинский и редактор альманаха Николай Некрасов прочли рукопись за одну ночь. С первым романом Достоевский становится знаменит в литературных кругах. Однако последующие повести "Двойник" и "Хозяйка" были неоднозначно воспринятыми "товарищами по цеху". Несмотря на то, что Белинский и его круг отмечали талант Достоевского, они упрекали его в затянутости, чрезмерной фантастичности этих произведений и в сильном подражании Гоголю, вплоть до заимствования. Дело петрашевцев и казнь В это время Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, сторонником утопического социализма, и начал посещать собрания его кружка. Там обсуждали проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читали трактаты французских социалистов, статьи Александра Герцена. В 1848 году Достоевский идейно сблизился с радикально настроенным петрашевцем Николаем Спешневым. Молодые люди читали запрещенные иностранные книги и горячо спорили о справедливом устройстве общества, смело критиковали николаевский режим. Весной 1849 года в числе других петрашевцев Достоевский был арестован и заключен в Петропавловской крепости. Федор Михайлович находился под следствием восемь месяцев, затем был приговорен к смертной казни. Приговор был связан именно с петрашевцами, о радикальном кружке Спешнева следствие ничего не узнало. В последний момент по распоряжению императора Николая I петрашевцам объявили о замене расстрела различными сроками каторги. Достоевский был отправлен на четырехлетнюю каторгу с последующей воинской службой в звании рядового. После каторги С января 1854 года он служил в Семипалатинске. В 1857 году Федору Михайловичу было возвращено дворянство и право печататься.
Достоевского и проводилась с использованием образовательной платформы Moodle. Олимпиада была подготовлена преподавателями кафедры медиакоммуникационных технологий с целью популяризации творчества великого русского писателя, его литературного наследия и установления прочных культурных связей России и зарубежных стран. Техническую поддержку осуществлял программист группы организации дистанционного обучения Александр Сергеевич Кофанов. В качестве организаторов-партнеров выступили высшие учебные заведения Китая: Ляонинский государственный университет и Северо-Восточный государственный университет. В качестве инициаторов участия в олимпиаде студентов из Китая выступил Инновационный образовательный центр под руководством Правительства Шанхая. Участникам олимпиады предлагалось ответить на 50 вопросов о жизни и творчестве Ф. Достоевского, литературных героях, современном прочтении его произведений, в том числе их многочисленных экранизациях и киновоплощениях самого писателя. Вопросы имели тестовую форму: из предложенных ответов надо было выбрать один правильный. Время на выполнение заданий ограничивалось 120 минутами, повторное прохождение теста не предусматривалось, доступ к нему был открыт с 00.
Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях
В Миланском университете попытались запретить преподавать Достоевского из-за того, что он русский. Об этом он заявил, встречая в прославленном театре потомков русского классика Федора Достоевского. В то же время Мединский отметил, что Достоевского, безусловно, надо изучать в школе. Фёдор Достоевский — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг.
Сообщить об опечатке
- Первый роман
- Берег озера Цюрих. Около 1860 года. Литография Жана Жакотте
- Достоевскому 200 лет: читают ли писателя владимирцы?
- Встреча c митрополитом Аристархом и А.Д. Достоевским
Владимир Мединский призвал не навязывать Достоевского в школах
Мне удалось не потерять ни одного балла, но я понял, что с детьми это нужно обязательно проработать. Было стихотворение, где потребовали определить формы смешного, а формы смешного — это один из самых сложных моментов в литературе. Бывает, что у человека нет чувства юмора или эти формы смешиваются, переплетаются. Я не мог себе ясно сказать, что требуется, пришлось отвечать наугад, поэтому я понял, что в моей программе нужно что-то менять. Программа останавливается на Солженицыне и Астафьеве, но я же не могу обкрадывать детей и говорить, что больше литературы нет. Поэтому в течение всего периода обучения мы изучаем что-то современное, читаем время от времени.
Например, для того чтобы ребенка не стошнило между Достоевским и Толстым, мы берем в промежутке для анализа рассказ Людмилы Петрушевской «Черное пальто». Это рассказ-страшилка, им нравится. RU — А из школьной программы что сейчас ученики читают охотнее всего? На втором месте — «Преступление и наказание» Достоевского, потому что это детектив. Третье место занимает «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова, потому что там про убийство.
Наверное, это первая тройка. Это не так. Конечно, ребенок, который вырос в читающей семье, более будет склонен к гуманитарному взгляду на мир, чтению, он скорее выберет гуманитарную профессию. Но все ведь зависит от того, как преподается литература в школе, от учителя.
Больница была основана вдовствующей императрицей Марией Федоровной в 1803 году и стала не только одним из первых бесплатных медицинских учреждений России, но и зримым воплощением идей христианского сострадания, милосердия, бескорыстной помощи ближнему, равно как и воспринятым от европейского Просвещения идей гуманизма и уважения к человеческому достоинству. В больнице бесплатную врачебную помощь могли получить представители всех сословий кроме крепостных вне зависимости от их имущественного состояния. Мариинская больница литография 1820-х гг. Родители не разрешали детям прямого общения с посетителями больницы, но невозможно было утаить от чуткого и наблюдательного ребенка, каким был Федор Достоевский, мир, который ежедневно, в течении пятнадцати лет, открывался из выходивших в больничный двор окон квартиры, который, без сомнения, возникал в разговорах родителей и домочадцев, соседей. Это был мир людей страждущих, ищущих помощи и поддержки, надеющихся и обреченных. Можно только представить, сколько лиц и судеб повидал в своем детстве Достоевский. Мир московской Мариинской больницы для бедных стал для него настоящим жизненным университетом. Его совсем из ряда выдающаяся доброта известна всем близко знавшим его», — писал о Достоевском его друг А. Неподдельный демократизм Достоевского и его душевная отзывчивость к людям — воспитывались здесь. И неслучайно первое слово, которое услышал русский читатель от Достоевского, было слово «бедные» в названии романа «Бедные люди» — слово из наименования Мариинской больницы. Достоевского с детства приучали помогать ближним Первые уроки благотворительности Достоевский получил еще в детстве. Так, во время ежедневных летних прогулок вместе с родителями, вспоминает А. Деревянный дом флигель , состоявший при Достоевских из господской части и людской избы. Рядом обозначен археологический раскоп на месте предполагаемой «мазанки», первого жилища Достоевских в 1832 году. А когда в имении Достоевских случился пожар, жившая в их доме няня Алёна Фроловна, вспоминал Федор Михайлович в 1876 году, видя в какое отчаяние пришли его родители, предложила его матери Марии Федоровне: «Коли надо вам будет денег, так уж возьмите мои, а мне что, мне не надо», имея ввиду накопившиеся за годы службы и отложенные на старость средства — почти 500 рублей. Помогли тогда и родственники Куманины. В свою очередь Мария Федоровна каждому крестьянину-погорельцу выдала по 50 рублей на восстановление хозяйства. Позже, в 1839 году, те же Куманины проявили заботу об оставшихся сиротами младших детях Достоевских. Достоевский был крещен в больничной церкви При московской Мариинской больнице для бедных была домовая церковь святых апостолов Петра и Павла, освященная в 1806 году. В 1821 году в ней был крещен писатель. Вместе с родителями он посещал храм каждое воскресенье. Купол церкви хорошо виден с крыльца квартиры Достоевских.
Спустя год «Эпоху» пришлось закрыть, а писатель, остро нуждавшийся в деньгах, согласился на кабальные условия издателей и был вынужден писать много и быстро. В условиях жесточайшей нехватки времени, под страхом нищеты он создал романы «Преступление и наказание» и «Игрок» — последний писатель надиктовал за рекордные 26 дней. Достоевский не справился бы с такой задачей в одиночку: ему помогала одна из лучших стенографисток столицы Анна Григорьевна Сниткина, ставшая впоследствии супругой писателя. В 1867 году Достоевский бежал от кредиторов за границу и некоторое время жил в Швейцарии, Италии и Германии. Там он работал над такими романами, как «Идиот» и «Бесы». Вернуться на родину писатель смог только в 1871 году. Не оставлял Достоевский и публицистическую деятельность. В 1870-х гг. В 1880 году Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине, приуроченную к открытию памятника в Москве. Речь эта, в которой Достоевский обратился не только к фигуре великого поэта, но и к общественно-политическим дискуссиям, вызвала восхищение современников, подействовала примиряюще на идеологических противников — западников и славянофилов. С произнесением, а позднее публикацией этой речи слава Достоевского достигла апогея. До смерти писателя оставалось чуть больше полугода. Значение творчества Достоевского Творчество Достоевского стало новаторским не только для русского, но и для всеевропейского романного жанра. Уже в самых ранних текстах — таких, как «Бедные люди» — автор разрушал принятые в ту эпоху каноны, обращался к разговорному слогу и обыденным сюжетам, в которых раскрывал глубокие философские и гуманистические истины. В романах так называемого «великого пятикнижия» «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» , наиболее важных произведениях Фёдора Достоевского, автор в полной мере раскрыл как свою особенную манеру повествования и новый тип романного сюжета, так и определённую общественно-политическую, нравственную и религиозную идеологию. У каждого героя Достоевского видна своя идея, свой особый голос. Многоголосие этих идей, важность каждой из них — отличительная черта романов Достоевского, которая позволила исследователю его творчества литературоведу М. Бахтину назвать их, по аналогии с музыкальным искусством, «полифоническими». В них нет единственно верной «авторской позиции», они построены на поиске истины в диалоге. Для тогдашней литературы это был прорыв, всякий роман Достоевского становился эстетическим событием. Не меньшим событием стали и публицистические высказывания Достоевского. Его ежемесячный философско-публицистический журнал «Дневник писателя», издававшийся в течение нескольких лет, оказался первым опытом такого жанра и формата среди общественных высказываний в российской журналистике. Произведения Достоевского, его особая художественная манера, сложный психологизм повлияли на мировую литературную и философскую мысль и продолжают влиять на неё до сих пор: Достоевский неизменно остаётся одним из самых читаемых авторов в России и за рубежом. Они познакомились в Семипалатинске, где Достоевский служил после отбытия каторжного срока, и обвенчались в 1857 году. В союзе, который не стал счастливым, детей у Достоевского не было, однако он внимательно заботился о пасынке Павле, ребёнке Марии от первого брака. Мария Дмитриевна скончалась в 1864 году.
Немедленно прекратите эту адскую карусель! Фратоянни также заявил, что в ближайшие несколько часов представит правительству парламентский вопрос об этом сюрреалистическом эпизоде. Запрещать изучать Достоевского против Путина — значит быть сумасшедшим. В это время нам нужно учиться больше, а не меньше: в университете нам нужны преподаватели, а не бездарные бюрократы». Ренци также решил объявить парламентский вопрос министру университета Марии Кристине Мессе по этому поводу. Высказался по делу и директор Фестиваля прав человека Данило Де Биазио: «Если оно подтвердится, это будет решение не только неправильное, но и опасное: в такой момент, наоборот, нужно дать максимальную видимость ко всем интеллектуальным формам, которые оспаривают корни войны.