Воспитание детей в приемных семьях гуманнее их содержания в детдомах, поэтому от них в будущем правительство России может отказаться. Массовое перепрофилирование детских домов – идея разумная с точки зрения стратегической политики решения проблемы сиротства, отмечает директор Благотворительного фонда помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас» Татьяна Тульчинская.
Кусачее детство: как живется в детдоме?
Детские дома: быть или не быть? | В российских детдомах содержится около 35 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. |
За 30 лет воспитали 43 ребенка: как работает семейный детский дом | Россияне в сложных жизненных ситуациях временно сдали в детские дома десятки тысяч детей. |
Детский дом — Википедия | За десять лет с момента принятия «закона Димы Яковлева» уровень его поддержки вырос на 13% Большинство россиян сочли, что детдом лучше усыновления иностранцами. |
Мама не услышит, мама не придет: как устроены детские дома России
Я думаю, что в приютах, детских домах, центрах содействия семейному воспитанию нужно добавлять штатные единицы психологов и дофинансировать их. Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы. Марина провела в детском доме пять лет: она оказалась там в 12 лет и не попала в приемную семью.
Жизнь в детдоме. Что приходится испытывать ребенку, живя без родителей.
Там мы будем отрабатывать новые технологии работы с семьей. По сути, это работа по реструктуризации домов ребенка». Она отметила, что персонал домов ребенка, которые будут реструктурирваны, «не окажется на улице» — учреждения продолжат работать, но в ином формате, например, как центры ранней помощи семьям с детьми с инвалидностью, ясли или центр сопровождения приемных семей.
И выяснил, что они сами в шоке и не знают, как отбиваться от звонков и что теперь с этой «новостью» делать». Сменили вывеску В настоящий момент в Московской области более двадцати пяти тысяч детей-сирот, прокомментировал источник. Безусловно, много детей устроено в опекунские и приёмные семьи. Но немалое количество остаётся в тех же самых детских домах.
Просто они теперь носят патетическое наименование «Центры содействия семейному воспитанию». Дело в том, что детских домов в Российской Федерации не существует в принципе, так как учреждений с таким названием нет уже давно, пояснил руководитель Наставнического центра Александр Гезалов. Правда суть остается прежней — дети попадают в систему опекунства со стороны государства. И, соответственно, людям, которые не справляются со своими финансовыми и психологическими трудностями, вместо ведения с ними социальной работы со стороны органов опеки, предлагается путевка для помещения ребенка в детский дом. Родитель пишет заявление о временной передержке, и ребенок направляется в сиротское учреждение» — рассказывает Гезалов. Еще по теме Дети из расформированного Дома малютки переедут в новый центр в декабре От государства же на ребенка поступает ежемесячное финансирование от 80 до 300 тысяч рублей в месяц.
По словам эксперта, органы опеки не хотят ограничивать и лишать людей родительских прав, чтобы не демонстрировать свою плохую работу. А ситуация с приемом детей на так называемую «передержку» скрывает подводные камни. Такова ситуация сегодня в России: детские дома поменяли вывеску, но состояние и содержание работы с неблагополучной семьей осталось прежней, отмечают эксперты Сейчас самый популярный метод реформ — это переименовывать, считает учредитель благотворительного фонда и одноименного московского детского хосписа «Дом с маяком» Лида Мониава.
И до шестнадцати лет я жила с уверенностью в том, что я здесь ненадолго, что скоро я поеду домой. Когда взрослеешь, приходит осознание, что никто тебя забирать не собирается. Затем приходит смирение, я другой жизни-то и не помню, не представляю, что расти можно было как-то по-другому. Одно время им даже запрещали приезжать ко мне, потому что их приезды заканчивались моими истериками.
Потом они не звонили и не писали. Но у меня всегда был дядя, который меня навещал. Денег у него было немного, но он старался меня радовать. Помню, что привозил всегда орехи и зефир. Забрать он меня, конечно, не мог, потому что одинокому мужчине никто бы не отдал ребенка. У них это выходит? Есть те, кто вкладывает душу целиком.
Для кого-то это просто работа. Я считаю, что им не стоит вести себя как родителям. Если они привыкнут к детям, то будет тяжело их отпускать. Но могу сказать, что с нами часто вели беседы о том, как стоит и не стоит себя вести. Например, когда девочки подросли и начали общаться с мальчиками, нам говорили: «Девочки, цените себя, будьте разумными». Воспитатели же не понаслышке знают, что для парней, особенно постарше, девочки из детдома — лакомый кусочек. Из-за того, что они почти не получали внимания, даже купленная парнем шоколадка кажется чем-то особенным, признаком внимания и заботы, чем парни и пользуются.
Не каждому ребенку в семье родители могут такое позволить. Это так? Как дети относятся к такому благополучию? Ценят его? Я помню, что у нас было много спонсоров. Как-то раз на Новый год мы с ребятами посчитали подарки. Получилось около семнадцати на ребенка.
Нам дарили дорогие телефоны, одежду. Однажды привезли спортивные костюмы, на них были бирки. Стоили они около двадцати тысяч. Но когда ты маленький, тебя не волнует цена и крутость вещи.
Изъятие из семьи — это тоже очень травмирующая ситуация. Маленький ребенок любит родителей безусловно, независимо от того, какой достаток в доме и какой образ жизни ведет мама или папа конечно, если это не ситуация, когда родители ребенка сильно и постоянно бьют. Но, как правило, ребенок, проживая не в самых нормальных условиях, просто не понимает, что может быть иначе, для него именно такая жизнь — норма. Елена Цеплик Даже если мама мало кормит, плохо одевает, много пьет — для него это не повод для отвержения мамы. Когда ребенка изымают из семьи, возникает повторная травма — он теряет привычный мир близких людей и оказывается один на один с системой детских домов, где чужие люди и порядки. В детских домах тоже разное случается, но там никто не занимается психологической реабилитацией детей. В детском доме, в ситуации абсолютного одиночества и пренебрежения системы к индивидуальным потребностям и особенностям, у ребенка происходит процесс «заморозки» — он замыкается внутри себя и в таком состоянии живет. А потом ребенок оказывается в приемной семье — с очень тяжелым бэкграундом, травмированный, привыкший к тотальному равнодушию со стороны взрослых. Некоторое время состояние «замороженности» сохраняется, а потом ребенок привыкает к семье, к безопасности, теплу и ласке, и у него начинается разморозка. И в этот момент происходит самая тяжелая история — травмы прошлого начинают бессознательно проявляться. Заранее нельзя сказать, как проявится травма. У каждого ребенка своя тяжелая история и своя индивидуальная реакция. Чтобы в этот период справиться с проблемами, приемным родителям нужны и знания, и помощь специалистов. Хроническое непослушание Ребенок вообще не выполняет самые элементарные просьбы и указания родителей, и, естественно, это ужасно раздражает взрослых. Они чувствуют свою беспомощность, когда не могут сподвигнуть ребенка к самым простым вещам — вымыть руки, почистить зубы, пойти завтракать. Объясняется это тем, что у ребенка нет нормальной модели отношений, когда родитель главный, он защищает ребенка, заботится о нем, дает еду, тепло, одежду. В своей кровной семье ребенок имел другую модель, другую систему координат — от взрослых исходила не забота, а опасность например, мальчика или девочку могли продать за дозу, и у нас есть такой подопечный , ребенок привык сам отвечать за себя и сейчас просто не понимает, почему нужно слушаться. Здесь нужна специальная работа. История: В приемную семью Маша попала в три года. Ей было 14 лет, когда ее мама обратилась в фонд за помощью. Девочка перестала быть управляемой — прогуливала школу, постоянно угрожала побегами, говорила о суициде. Родители подумали, что это подростковый кризис, а психологи, пообщавшись с Машей, выяснили: она очень болезненно воспринимает отсутствие знаний о кровной семье, без этой информации считает себя неполноценной и обвиняет приемную маму. А дальше была детективная история поиска семьи. Оказалось, что когда Анна и Олег забирали Машу из детдома, им сказали, что ее родная мама погибла и кровных родственников нет. Помог случай: специалист перечитывал личное дело девочки и нашел название деревни, откуда родом мама. Он позвонил в сельскую школу, и так мы вышли на семью, а дальше случилось совсем непредвиденное: мама была жива. Ребенок был внебрачным, мама собралась отказываться от него, и врач предложил: «Хочешь, я скажу родственникам, что ребенок погиб при родах? Мы организовали и модерировали знакомство девочки с кровной семьей, но Маша осталась в приемной, это был ее выбор. Сейчас она нормально общается и с кровной мамой, и с приемной. И внутренний дискомфорт исчез. Конечно, причины такого дискомфорта и постоянной тревоги ребенок сам обычно не может распознать особенно если он еще маленький , как и объяснить свое поведение. Тут может помочь только профессиональный психолог. Немотивированная агрессия к окружающим Ребенок без повода проявляет агрессию к родителям, братьям и сестрам, животным, воспитателям, учителям, одноклассникам — ко всем, с кем он контактирует. Обычно это очень пугает, и, естественно, у людей возникают мысли о неадекватности ребенка. Как правило, агрессия — это привычная защитная реакция ребенка на внешние воздействия. Он защищался так от взрослых, потому что у него есть опыт выживания в агрессивной среде. Когда ребенок сильно травмирован было или жестокое сексуальное насилие, или истязание, то есть его не просто не кормили или заставляли попрошайничать , тогда агрессия — это выплеск боли и страха. История: В фонд обратилась женщина в состоянии нервного срыва.
«Он добрый, хороший человек, но насиловал детей». Что происходит в российских детских домах?
Конечно, эти встречи очень важны детям, но не побоюсь сказать, что они, наверное, ещё важнее и необходимее нам, людям, не знающим, что такое, жить сиротой в детдоме. это не только сексуальное, но и психологическое насилие. Некоторые эксперты полагают, что «временных» сирот в российских детдомах может быть не 20 тысяч человек, а в 1,5 раза больше — около 30 тысяч. Если вы решили помочь детскому дому игрушками, то кроме безопасности следует обратить внимание и на их состояние. И они рассказали всё: что я из детдома, что у меня есть братья, сёстры, биологические родители. это не только сексуальное, но и психологическое насилие.
Детдом / Children's Home
Чужие среди чужих: как живут в детских домах | Интернаты и детские дома меняют названия. Сенсационное заявление губернатора Московской области о том, что в регионе больше не осталось детских домов, до сих пор активно обсуждают в Сети. |
детские дома / Все новости и видео по теме // | Детский дом – это вовсе не обитель, о которой могут мечтать маленькие беспризорники. |
Детские дома в России | Программы | Общественное Телевидение России | В уже бывший «Дом Коргановых» прислали команду воспитателей от государственного детдома. |
Цифра дня: россияне сдали в детдома 20 тысяч детей | Образование - 15 июня 2023 - Новости Омска - |
Детские дома
Цифра дня: россияне сдали в детдома 20 тысяч детей — Новые Известия - новости России и мира сегодня | Семья - 13 декабря 2021 - Новости Нижнего Новгорода - |
Что такое детский дом - YouTube | В детдоме Калининградской области возбуждено дело о халатности из-за интимных отношений. |
Детские дома | Детские дома в России: от Ярослава Мудрого до наших дней. |
«Детский дом не тюрьма». Жизнь в приюте глазами его воспитанников | Детский дом №4 отныне официально переименован в Центр содействия семейному воспитанию имени Токтогон Алтыбасаровой. |
Детские дома: быть или не быть?
Детский дом Софианлехто с 1930 года в Хельсинки, Финляндия. Пока обследуют, решается их судьба: возвращение к родителями или — детдом. Де́тский дом — воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Детский дом № 1 г. Киселевска Кемеровской области просит оказать содействие.
Ребенок в детском доме. Как живут дети в детских домах? Детдомовские дети в школе
Детдом помогал с образованием, и по разным учебным заведениям нас отправляли целыми кучками. В уже бывший «Дом Коргановых» прислали команду воспитателей от государственного детдома. Кристина признаётся, что в детском доме не была самой послушной, но решила в обществе вести себя по-другому.
Дети «без статуса» и истории возврата в детдома: как живут 9 тысяч сирот в Татарстане
Воспитанники детских домов о том, как начинали жить самостоятельно «У вас есть свои мамы. Воспитанники детских домов о том, как начинали жить самост... Жизнь в детском доме — тема щекотливая, но все же обсуждаемая. А вот что происходит с людьми после него? Узнали у бывших детдомовцев, каково было начать жить после выпуска. До этого я жил с мамой и слепой бабушкой, за которой присматривал, а в остальное время шатался по улицам.
Мать не находила времени, и однажды меня у нее просто забрали. Сначала я попал детский приемник-распределитель, а оттуда — в интернат. Первое воспоминание из интерната — нас учат гладить школьную форму. Так вышло, что в наш детский дом забрасывали группками детей из разных мест. Скоро эти группки начали проявлять свой характер — и начались первые драки.
У меня до сих пор остался шрам от лучшего друга — получил по глазу шваброй. Для воспитателей такое наше поведение было нормой. Днем мы были просто маленькими, шустренькими озорниками, а ночью начиналась настоящая дедовщина. Скажем, в школе случайно задел плечом старшеклассника — все, ты наказан: все знали, что вечером за тобой придут. И пока не дашь старшим отпор, от тебя не отстанут.
Я занимался футболом, и спорт как-то помогал мне за себя постоять. К пятому классу я заслужил определенное уважение старших, и трогать меня перестали. Но дети — вообще неуправляемая сила. Однажды ночью мы устроили бунт и снесли кабинет директора, о чем тут говорить. Ходили драться и с местными из ближайших пятиэтажек.
Скажет тебе твой ровесник через забор что-то обидное — вечером, легко перебравшись через полтора метра высоты, мы шли «стенка на стенку». В общем, с синяками ходили постоянно. А некоторые городские потом подходили и просились к нам, когда хотели сгоряча уйти от мамы с папой. Помню, поначалу некоторые дети пытались называть их мамами, но однажды воспитательница собрала нас всех и объявила: «У вас есть свои мамы, и вы это знаете. Это уже сейчас, много лет спустя, созваниваешься и с ходу: «Привет, мам, как дела?
С первого дня мы знали, что рано или поздно уйдем: учились стирать, убирать и ухаживать за собой. Конечно, как и все дети, мы были этим недовольны, но так нас научили независимости. Если что-то было нужно — никто не ходил хвостиком за старшими, а шел и делал сам. Это настолько вошло в привычку, что осталось до сих пор: я и сейчас сам готовлю и убираю — даже жена удивляется. Но, что важно, помимо бытовых вещей нас учили отношению к людям.
Если ты добр к одним, то вторые и третьи будут добры к тебе — эту философию мы усвоили с детства. Выпускной, кстати, организовывал я. Помимо школы у меня были и друзья «за забором», и одна компания играла свою музыку по клубам и барам. Выпускной — это всегда весело. А когда стали прощаться, то, конечно, начались слезы и сопли.
Но на самом деле все мы знали, что рано или поздно это произойдет. Все закончилось, мы получили на руки документы и какие-то деньги, сказали школе «до свидания» и отправились на вольные хлеба. Но первого сентября кто-то вернулся в интернат. Некоторые там около месяца в медпункте ночевали.
Его нахождение в учреждении не рассматривалось как временное, а поиск приемных родителей решался не проактивно.
К реформированию в этой сфере на мировой арене подтолкнули принятие Конвенции о правах человека в 1950 году, о правах ребенка — в 1989 году, о правах инвалидов — в 2006 году. В России ситуация стала меняться в 2012 году, когда соответствующая задача появилась в концепции "Десятилетия детства". Оно стало результатом двухлетнего труда Совета по вопросам попечительства в социальной сфере, Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты и Министерства здравоохранения. Проблемы при распределении кровных братьев и сестер Когда только началась работа над постановлением, мы сразу же обозначили, что разрозненность системы препятствует работе с кровной семьей по возвращению ребенка. Причина в том, что его устраивают не рядом с домом, а в учреждение, к которому он "подходит" в зависимости от возраста и группы здоровья, что приводит к частому разлучению братьев и сестер.
Я побывала в большом количестве учреждений в разных регионах России и часто встречала детей, которые по пять — десять лет не видели своих младших братьев и сестер, ничего не знают об их судьбе. Им даже не предоставляют возможности поддерживать какую-то коммуникацию, не считают, что это важно. Лишь в одном регионе я наблюдала, как старших возили в дом ребенка на встречи. Если же приемная семья высказывала желание забрать ребенка, им говорили о невозможности разделять детей. Получалось такое лицемерие и двоемыслие.
Последствия кочевания детей по разным группам Раньше была активно распространена практика перевода ребенка из группы в группу внутри одного учреждения. Например, в домах ребенка такие переводы происходили каждый год. Если ребенок живет в таком формате до пятилетнего возраста, то его психике наносится огромный урон. Не происходит выстраивания нормальной привязанности, что может сказаться на устройстве в семью со стабильными отношениями. Кто-то справляется с такими ситуациями, а кто-то нет.
Бесконечные переводы, смены взрослых приводят к тому, что ребенок перестает надеяться на какую-то коммуникацию. Такие дети могут выглядеть так, словно у них есть психиатрические диагнозы, но их может не быть. Это последствия таких перемещений. По детям очень заметно, соблюдаются ли на самом деле предписания или их продолжают перемещать, не фиксируя на бумаге. Точка не возврата: почему приемные родители отказываются от детей и как это предотвратить Мы не раз видели детей, которые ни с кем не общались в группе.
Спрашивали у сотрудников, когда ребенок попал в систему, выясняли, что давно. Становилось очевидно, что этого ребенка недавно перевели из другой группы. Тогда мы просим воспитателя рассказать о ребенке подробнее.
Над другим молодым человеком систематически издевался директор детдома: воспитанника загоняли в спортзал и избивали как грушу.
Медицинскую помощь после этого ребенку никто не оказывал, а самостоятельно просить ее мальчик опасался под страхом отправления в психушку. Ночью приходил воспитатель Аслан и говорил, что надо ехать куда-то но не говорил куда. Я задавал детям вопрос, могли ли они отказаться, те говорили, что нет, так как Аслан мог применить физическую силу, а ее они боялись. Фактически после нескольких недель уколов дети приезжали обратно в интернат в состоянии овощей.
Некоторые воспитанники рассказывают, что в интернате неохотно ездили за ними и им приходилось лежать в психушке дольше и получать, соответственно, больше психотропных веществ», — рассказал после общения с воспитанниками Никита Сорокин. Попадали воспитанники в Клиническую психиатрическую больницу им. Солодникова на Куйбышева, которая является единственным подобным учреждением для детей на территории Омской области. Отвозили детей туда, как сообщил Городу55 Сорокин, с 2000 года и по настоящее время.
С 29 июня 2009 года должность главного врача психиатрической больницы занимает Андрей Чеперин. Среди жестоких воспитателей дети из Большеуковского детдома в один голос называют имя Аслана. Даже после выпуска его вспоминают с ужасом и боятся говорить о нем. Вот лишь небольшой список методов воспитания, которыми успел отметиться этот сотрудник: тушил окурки о спину, окунал детей в унитаз, заставлял стоять всю ночь возле стенки, бил по голове до сотрясения.
Два выпускника, по словам правозащитника, подали жалобы в следком с перечислением всех нарушений. Однако далеко не все решаются открыто заявлять о жестоких фактах, произошедших в стенах детских домов.
Отказ от ребенка по медицинским причинам может случиться в социально сохранной семье, где у родителей есть стабильный доход, жилье, поддерживающее окружение. Сложная жизненная ситуация, которая привела к отобранию ребенка или добровольному размещению в детдоме за которым нередко тоже скрывается отобрание. В семье могут возникнуть трудности, из-за которых родители перестают справляться со своими обязанностями.
Дети становятся объектами внимания органов опеки и их забирают из семьи в учреждение. Может быть и так, что родители сами размещают ребенка в детдоме. Иногда заявление на добровольное размещение ребенка — это единственная «помощь», которую могут предложить родителям социальные службы, потому что у них нет необходимых ресурсов для поддержки семей в сложной жизненной ситуации. Почему ребенка могут забрать из семьи? Одна из самых частых причин — злоупотребление родителями алкоголем.
Если детей не кормят и бьют, то отобрание необходимо. Но если один родитель употребляет, а второй работает на трех работах и тянет ребенка, то у ребенка будет другая картина с точки зрения его потребностей, — объясняет психолог. А дальше наблюдают за тем, как она меняется, — продолжает психолог. А родителям говорят только: «Ну справляйтесь». И все зависит от того, насколько семья имеет эту способность справляться.
Родители могут бесплатно лечь в наркологическую клинику, чтобы снять абстинентный синдром. Но это все полумеры. Они не решают вопрос с зависимостью. Долгосрочные реабилитации часто платные.
«Сменили вывеску»: куда исчезли детские дома в Московской области
Реальная история о ребёнке в острой травмирующей ситуации. Мама, налаживая личную жизнь, под давлением жениха отдаёт сына в интернат на год. Драма ребёнка, в одночасье лишившегося своего мира и единст Смотрите видео онлайн «Детдом / Children's Home» на канале. В детском доме практически все «воспы» имели клички — маленькая месть детей. Детдомовцы безошибочно выбирали «кликухи» и между собой называли воспитателей только так, отклонение от «нормы» жестоко каралось. Конечно, эти встречи очень важны детям, но не побоюсь сказать, что они, наверное, ещё важнее и необходимее нам, людям, не знающим, что такое, жить сиротой в детдоме. По словам омбудсмена, в 2013 году в детских домах пребывали 96 тыс. детей, а в 2023 году их количество не превышает 34 тыс.
Цена ошибки
- Личное пространство
- Жизнь в детдоме. Что приходится испытывать ребенку, живя без родителей.
- Материалы с тегом
- Присоединяйся!
Как дети оказываются в детдомах и должны ли они быть благодарны приемным родителям
Это очень сложно. Нет близкого человека. Кому-то, у кого есть родные, привозят сладости, подарки, а ты сидишь и смотришь. Это очень обидно. Кто-то кому-то нужен, а ты — никому. Меня накрывала тоска по родной маме. Это всегда происходило перед сном, в темноте.
Ты начинаешь вспоминать, как было дома хорошо, и хочется обратно. Я плакала перед сном. Еще — как мы играли в куклы. Или наши прогулки в парках... Однажды мне сказали: «Есть для тебя, возможно, приемные родители , но еще не точно». Я подумала, что, наверное, ничего не получится.
Я сначала стеснялась, мне было страшно. Сидела, опустив глаза, и не знала, как разговаривать. Но мама мне понравилась! А кровная мама умерла в 2015 году.
Такие данные в конце августа 2023 года привели в аппарате уполномоченного при президенте по правам ребенка в РФ. Как пишут « Известия » со ссылкой юриста благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Маргариту Нетесову, в реальности воспитанников в детдомах больше , поскольку еще около 20 тыс.
Официальная статистика на этот счет для широкого читателя не публикуется, отмечает издание 28 августа 2023 года. Потом заключается трехстороннее соглашение между родителем, органом опеки и организацией. Если родитель не заберет ребенка по окончании срока, руководство детского дома сообщает об этом в органы опеки. Это может стать основанием для подачи иска о лишении родительских прав. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая заявила, что временное помещение детей в сиротские учреждения направлено в первую очередь на спасение ребенка в критической ситуации. Она подчеркнула, что подобная форма должна существовать, так как случаются разные жизненные ситуации.
Решением проблемы социального сиротства, как считают опрошенные «Известиями» эксперты, могло бы стать развитие самых разных форм надомной и полустационарной помощи по месту жительства, таких как уход на дому, коррекционная и психологическая работа с ребенком и родителями, центры дневного пребывания.
Переходит на шёпот. Им уже ничего не дать… - Им нужна психологическая помощь! Потому что это, во-первых, возврат. Во-вторых, опять детский дом, опять обман!
В-третьих, реабилитации нет, клинического обследования нет. Это ещё страшнее. Ребёнок постоянно в пожаре. Никто ничего не тушит. Это просто ужас.
И у меня тоже были ситуации, когда я мог оказаться в тюрьме. Не из-за криминала, а защищая своё достоинство. Меня спасло то, что я был гиперлюбознательным ребёнком, меня страшно интересовал внешний мир за периметром детского дома. Я постоянно выходил за рамки ограничений. Пускался в бега, меня за это били, гнобили… В детском доме нет задачи развить личность ребёнка.
На меня влияли люди, которых я даже не знал. Тогда с гостиницами было туго, и к нам все время кого-то подселяли. И вот пришёл мужик такой, с сигарой… Александр вдохновлённо вырисовывает в воздухе силуэт. Он её вот так курил подносит два пальца ко рту. Шляпа такая вот на нем была.
Я в школу не пошёл — пошёл за ним. Он поставил мольберт и стал рисовать. Я смотрю, у него на мольберте что-то там появляется, и в моей голове мир будто перевернулся! Я вижу то, что он делает, и то, что происходит в детском доме, — и у меня в голове взрыв! Я убегал, чтобы подсматривать за этими людьми, что меня, по сути, и спасло.
Я рано понял, что все вокруг никчёмное, и сам стал обо всем узнавать. Примера же не было перед глазами… - Мне было сорок, когда первый ребёнок родился. Если бы в 20 лет — тогда да… Но к тому времени я уже сформировался. Служил на атомной подводной лодке, окончил четыре учебных заведения, никогда не пил и не курил. Серёжа с приёмной мамой Ольгой.
Но получить их они не могут. Так называемые блатные, знакомые, друзья. Это рынок. У ребёнка со здоровьем вообще все может быть нормально. Чтобы продать?
Это по-другому называется. Это лояльность. К примеру, вы прокурор и вы бездетная. А мама глупышка. А у меня план в голове — как бы угодить прокурорской семье.
И будет. Сейчас всё равно можно все сделать за несколько месяцев. Проблема в другом. Потеряли работу. Вы приводите ребёнка и пишете заявление: «Хочу оставить на полгода».
И у вас его с удовольствием берут, так как на него открывается хорошее финансирование! Так что идите и приходите через полгода, если у вас ситуация наладится. А если не наладится? И ребёнок в этом месте находится годами, и никто его не может взять в приёмную семью, потому что он по заявлению там. Это же преступление!
Это геноцид! Эти дети будут такими же покалеченными, а когда они выйдут, то им даже квартиру не дадут! Пойдут они на улицу или к этой мамашке обратно. Это преступление против детей. Государству никого и ничего сдавать нельзя!
Мне постоянно звонят люди, которым по 30 лет. Говорят: «Мы даже не знали, что нужно вставать на очередь! Это же криминал, по сути. Живут где попало, образования нет. Он выходит из детского дома — и куда идёт?
Это как из колонии с сумкой вышел и пошёл? Это то же самое. Много историй таких. Часто отлавливаем их бедных на улице. Стараются попасть в учебные заведения, где есть общага.
Учатся там по два раза. Жилья просто нет. Строится коммерческое жилье, а социальное — нет. Учитывая, что у нас есть регионы, где жилье вообще крайне редко дают — регионы, как правило, на дотации, — то можно и не дождаться квартиры. А очередь — это что, прописка?
Это что, работа? Александр Гезалов с новорожденой дочерью Грушей. Семейная и государственная политика должна декларировать сохранение семьи и оказывать ей поддержку. Органы опеки не занимаются ни тем, ни другим. У них на это нет ни ресурсов, ни компетенций, ни знаний… Я сейчас занимаюсь несколькими семьями.
В одной семье сгорел холодильник. К матери из опеки пришли и сказали: не купите холодильник к такому-то числу — мы у вас детей заберём, потому что вам негде хранить продукты. Собрали деньги, купили холодильник! В Ростове Великом. Вот я сейчас ею занимался.
Купили холодильник, диван, деньги на ремонт собрали… Ребёнка не забрали. Увидели у неё мою визитку на столе и оторопели: как, он вам помогает?! В такой тональности, что вы, мол, никто, а этот вам помогает. Мол, это же ужас, как вы не сдохли ещё до сих пор. Почему вам Гезалов из Москвы помощь шлёт!
Сестры Хачатурян всю жизнь прожили в Москве в многоквартирном доме, терпя побои и издевательства со стороны отца-садиста, и соседи все слышали — где тогда была опека? А тут из-за холодильника ребёнка забирают? Вы себе даже не представляете… - И все у вас так — «через тернии к звёздам»? Просто через тернии.
В 1988 году стала школой-интернатом для детей-сирот, сначала для смешанного контингента воспитанников, а с 1992 года здесь жили дети с задержкой психического развития. В те времена сироты попадали в учреждения в соответствии с особенностями здоровья. После 2014 года в нашем центре смешанный детский коллектив: и с точки зрения возраста, и с точки зрения состояния здоровья и каких-либо особенностей. И если беда случается в семье, где есть разновозрастные дети, то братья и сестры не разлучаются, как это было раньше, а оказываются в одном учреждении?
Это была девочка, она попала к нам в 2018 году. Ее старшая сестра уже жила в «Возрождении», потом и малышку к нам направили. Сначала нас это немного озадачило, так как мы не имели опыта работы с такими маленькими детками. Но мы справились. Сегодня обе сестренки воспитываются в семье. Потом была еще одна похожая семейная группа, тоже переданная в итоге в приемную семью. Детей с очень тяжелыми проблемами здоровья у нас пока мало, но вообще дети с инвалидностью воспитываются у нас тоже. На данный момент в «Возрождении» живет 11 таких ребят.
Из коридорного уклада проживания к квартирному - В чем, на ваш взгляд, главное достижение реформы детских домов? Видите ли вы положительные изменения в жизни детей? Постоянная смена воспитателей, как это было раньше, приводит к нарушению развития привязанности и другим психологическим проблемам. Человек, выросший в детском доме, раньше достаточно тяжело адаптировался к самостоятельной жизни. Реформа сделала приоритетной работу по устройству детей в семьи. При этом и условия жизни стали максимально приближены к семейным. Была коридорная система проживания: длинный коридор, многоместные спальни, на одном этаже жили мальчики, на другом — девочки. Было два таких больших спальных корпуса.
С 2015 года у нас прошел капитальный ремонт двух корпусов с полной реконструкцией помещений под так называемые квартирные «ячейки семейного типа» — по сути, под квартиры для многодетной семьи. Пока мы ожидали, как все это будет оборудовано, испытывали, конечно, некоторое волнение. Первый корпус после ремонта открылся в сентябре 2015 года, когда ребята вернулись после летнего отдыха. Они стали жить в группах до восьми детей при наличии малышей до шести лет группа может быть меньше. За группой закреплены два постоянных воспитателя и два младших воспитателя. Младшие воспитатели отвечают за порядок в «квартирах» и питание. Главный плюс наличия младшего воспитателя в том, что, когда есть необходимость оставить с кем-то детей, они приходят на помощь. Например, когда воспитателю необходимо поехать к врачу с ребенком.
У нас никогда не было работы по графику «два через два». Сейчас один воспитатель, как правило, работает четыре дня, другой — три. Потом они меняются. С ними в паре младший воспитатель, их помощник, мы используем даже слово «помогатор». Или тетя. Особенно это было тяжело для старших детей — девятиклассников с уже сформировавшимся характером. Отношение школ тоже, к сожалению, иногда бывает разное… Но нам в этом смысле повезло: наших воспитанников принимают с открытым сердцем и положительными эмоциями. Не очень просто было самим ребятам.
Разное расписание уроков, разное время начала занятий. Нужно было успевать забирать всех детей вовремя из 6 школ. Что касается организации быта — конечно, тоже немного переживали. Произошла у нас и одна интересная история, когда нужно было оборудовать мебелью первый корпус. Получилось так, что оснащала нас фирма, в которой работает один из выпускников центра. Сначала мы об этом не знали, но когда фирма выиграла тендер, он вложил в работу душу и кусочек сердца, оборудовано все было качественно, хорошо и быстро. И, конечно, мы переживали за сохранность всего этого, т. Процесс адаптации мы прошли.
На сегодняшний момент ребята приобрели друзей в школе, могут заниматься не только в наших студиях дополнительного образования, но и в школьных, участвовать во всевозможных мероприятиях, экскурсиях.