Зураб Церетели — все новости о персоне на сайте издания Всего-то полмиллиарда! Зураб Церетели. zurab_tsereteli. Zurab Tsereteli at The Tbilisi Art Fair 2019. Зураб Церетели прошёл огромный путь от малоизвестного живописца до президента Российской академии художеств, на эту должность он был избран в 1994 году. Биография. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тифлисе (с 20 августа 1936 года — Тбилиси) в грузинской семье.
Человеку-эпохе Зурабу Церетели — 85!
Семь известнейших работ Зураба Церетели | Зураб Церетели – известный грузинский, советский и российский скульптор, художник-монументалист, живописец, скульптор, педагог. |
Зураб Церетели: «Всегда надо больше отдавать, чем получать» | Зураб Церетели (скульптор) биография, фото, новости 2024 | Узнай Всё. На днях ребят, за создание мозаичного панно «Спас на троне», поблагодарил и наградил Президент Российской академии художеств Зураб Церетели. |
Церетели, Зураб Константинович — Википедия | Знаменитому скульптору Зурабу Церетели исполнилось 85 лет. |
Зураб Церетели - биография, личная жизнь, фото | Последние новости о персоне Зураб Церетели новости онлайн, личная жизнь, сплетни, биография, события, факты, карьера, слухи, информация, фото, видео. В экспозиции представлены работы художников и скульпторов СКФО – участников конкурса. |
"Солнечный сад" Зураба Церетели расцвел в Музее современного искусства
Зураб Церетели был главным художником министерства иностранных дел СССР в 1970-1980 годах. Зураб Церетели родился в 1934 году в Тбилиси (СССР, ныне Грузия) в грузинской семье, имеющей дворянское происхождение. Зураб Церетели – известный грузинский, советский и российский скульптор, художник-монументалист, живописец, скульптор, педагог. Последние новости о персоне Зураб Церетели новости онлайн, личная жизнь, сплетни, биография, события, факты, карьера, слухи, информация, фото, видео. В экспозиции представлены работы художников и скульпторов СКФО – участников конкурса. Тбилиси) в грузинской семье. С конца 1960-х годов Зураб Церетели начал активно работать в области монументального искусства.
Зураб Церетели: Я никогда не устаю от работы (ЭКСКЛЮЗИВ)
К выпуску из академии Зураб подготовил картину "Песнь о Тбилиси", получившую горячее одобрение М. Однако она не была допущена до защиты из-за "элементов условности". Его стремления найти новые средства выражения привели художника к конфликту с официальным направлением в живописи. Тогда Церетели за две недели нарисовал другой диплом — "Новый человек", изображавший атлета с теннисной ракеткой, который он защитил с отличием. Умение быстро делать новые проекты в будущем очень поможет творцу. Фото: cruiseinform. Зураб Константинович постепенно стал участвовать в различных выставках, где представлял свои работы.
С начала 1960-х годов Церетели быстро занимает высокие позиции среди советских художников и скульпторов, тогда же он заинтересовался монументальным искусством. У них Зураб научился бесконечному творческому мотору. Теперь, как он сам признаётся, ему не нужно ловить вдохновение, ибо у него присутствует постоянная "потребность", присущая тем великим мастерам. Первый большой успех принёс ему курортный комплекс в Пицунде: это был его первый монументальный проект. Успехи, достигнутые в Пицунде, во многом определили дальнейшее направление работы мастера. После этого он создал великолепные мозаики Дворца профсоюзов и ресторана "Арагви" в Тбилиси, прочно вошедшие в историю монументального искусства XX века.
В том же "звёздном" 1967 году в Тбилиси состоялась уже его персональная выставка, тогда же он был удостоен звания Заслуженного художника Грузинской ССР. В 70-х годах творческие объекты Церетели появляются по всему Союзу и уже не знают границ.
В конце 60-х годов скульптор принял решение развиваться в сфере монументального и скульптурного искусства, после чего были созданы сотни широко известных памятников, скульптур, стел, монументов, статуй, бюстов, установленных по всему миру. С 1997 года и по сегодняшний день Зураб Церетели возглавляет Российскую академию художеств. В 2003 г. Успешен гениальный скульптор и в семейной жизни. Зураб Церетели женат на Инессе Александровне Андроникашвили и имеет дочь Елену, которая подарила ему троих внуков.
А в начале 2000-х годов чета Церетели пополнилась четырьмя правнуками. Фото: источник Самые известные работы Зураба Церетели Творческое наследие автора состоит более чем из 5000 работ, каждая из которых оригинальна, самобытна и неповторима. Рукам великого деятеля искусств принадлежат десятки пейзажей, портретов, мозаик, панно, барельефов , бюстов и сотни скульптурных изваяний. Все работы грузинского скульптора посвящены известнейшим во всемирной истории персонам Ш. Руставели, Георгий Победоносец, М. Цветаева, Б. Пастернак и др.
Скульптуры и монументы маэстро установлены не только в родных ему России и Грузии, но и во Франции, Бразилии, Испании, Литве, Великобритании и других странах. Знаковыми в творчестве Церетели и наиболее известными работами стали именно скульптурные изваяния. Так, наиболее удачными работами Зураба Церетели признаны: Парный монумент «Дружба народов» — одна из наиболее ранних работ скульптора. Памятник установлен в Москве в 1983 г. Высота монумента составляет 141,8 м. Данная скульптура считается одной из наиболее известных во всем мире работ Зураба Церетели. Миниатюрная копия монумента также установлена во Франции; Монумент «Памятник Петру I» — установлен в 1997 г.
Памятник был выполнен по заказу Правительства России и посвящен памяти великого царя Петра I. Высота монумента составляет около 100 метров; Монумент «Слеза скорби» — создан скульптором как знак сочувствия и памяти о жертвах теракта 11 сентября 2001 г.
А жили они в те послевоенные годы в трудных условиях, впрочем, как и большинство семей в нашей стране. Вопреки всем невзгодам сердце юного Зураба не ожесточилось - как и его родные и близкие, он верил в жизнь, с присущим ему оптимизмом смотрел в будущее. Из серии «Иерусалим». Одержимость, внутреннее ощущение новизны, способность аккумулировать разнородные чувства и идеи формировали как самобытный стиль художника, так и уникальные качества его личности. Еще в 1960-е годы на его творчество обратили внимание такие знаковые для всего искусства ХХ века фигуры, как Пабло Пикассо и Марк Шагал. Уже этот факт приблизил восприятие его натуры окружающими как личности неординарной, обладающей особой масштабностью мышления, умением предчувствовать и предвосхищать будущее.
Он вправе сказать о себе словами Исаака Ньютона: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов». Будучи генератором идей и максималистом, в искусстве которого самым неожиданным образом соединяются классические традиции и новейшие художественные открытия, Церетели решает сложные образные задачи как в монументальной пластике, так и в станковых формах. Его произведения - это конгломерат чувств и мыслей, они не вписываются в каноны отдельных стилистических направлений и тенденций, удивляют широтой творческого диапазона, содержательной неоднозначностью и ассоциативной выразительностью изобразительного языка. Работы Церетели узнаются сразу и безошибочно, они словно камертон времени. Мы распознаем и ощущаем масштабную глубину образных замыслов и фантастических идей мастера, глядя на созданные им монументальные ансамбли, картины и рисунки, архитектурные и дизайнерские проекты, скульптурные композиции, эмали и витражи. Он фактически не повторяется, постоянно обновляя и совершенствуя арсенал технических средств, материалов и приемов. В этом воочию убеждаешься, глядя на такие его произведения, как архитектурно-скульптурный комплекс «История Грузии» неподалеку от Тбилиси, поражающий своей сакральной одухотворенностью, или мемориал, сооруженный на Поклонной горе в Москве в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, или вестибюль и два нефа московской станции метро «Парк Победы» с двумя панно, выполненными в технике цветной эмали, которые символически олицетворяют ратные подвиги наших предков в Отечественной войне 1812 года и наших отцов, дедов и прадедов, отстоявших мир, спасших человечество от фашизма во Второй мировой войне. Известный искусствовед В.
Ванслов так писал о мастере: «В его творчестве нас привлекают неординарность обращения к живому наследию культуры, уровень и характер образной интерпретации, оригинальность, самобытность художественной трактовки. Среди произведений мастера есть и отдельные ремейки, которые заставляют нас иначе воспринимать давно известные произведения, события, нашедшие в них отражение»[1[. Говоря о ремейках, автор подразумевал прежде всего трансформацию, переосмысление сюжетно-смысловых, содержательных истоков, восходящих к Ветхому и Новому Заветам. Наиболее ярким проявлением этой стороны многогранного искусства Церетели стали рельефы на библейские циклы и живописные полотна, написанные во время посещения Земли обетованной: Иерусалима, Назарета, Вифлеема. Ванслов писал: «... Это не просто воспоминания об увиденном, это в его восприятии прошлое, обращенное в настоящее и будущее. Сцены и персонажи, запечатленные кистью живописца у Стены Плача в Иерусалиме, - монументально-обобщенные, пластически активно и выразительно написанные вневременные образы, олицетворяющие тысячелетние коллизии борьбы за веру. В них присутствуют внутренняя патетика, многоассоциативность и глубокий философский смысл, не поддающийся подстрочному словесному описанию»[2].
Сюжеты Священного Писания неисчерпаемы, они неотъемлемая важная часть всего творчества Зураба Церетели, поскольку для маэстро художественное воплощение текстов, смысловых мотивов, визуальных ощущений становится действом почти сакральным, литургическим. Возможно, именно такое проникновение в эмоционально-содержательный контекст запечатленных темпераментной кистью живописца конкретных и обобщенных моделей и ситуаций привносит в его живопись удивительную монументальность, синкретическую масштабность реального и воображаемого. Здесь его полотна перекликаются с образами из римской серии Александра Дейнеки. Прошлое органично переходит в настоящее, превращаясь в своего рода реку времени, книгу бытия.
Его поражало разнообразие красок, какие невозможно было увидеть в Тбилиси. Все это образовало для художника фундамент творчества. Академия художеств Зураб Константинович Церетели еще в детстве понял, какую профессию ему выбрать. Он поступил в Тбилисскую академию художеств. Во время учебы в вузе молодой человек много работал. В свободное время Зураб Церетели посещал музеи, где изучал представленные экспонаты. Он много странствовал по, познавал новое, много ездил на лошадях, ходил пешком. Церетели, чтобы ближе познать природу, слушал журчание горных рек, запоминал запах земли. Зураб Церетели за работой Все это сыграло важную роль в становлении Зураба Константиновича как художника. В 1958 году художник окончил академию художеств. Его дипломной работой была «Песнь о Тбилиси». Но до защиты она не была допущена из-за «элементов условности». Церетели пришлось поменять тему диплома, и за пару недель написал новую картину «Портрет спортсмена». Работа получила высокую оценку. В круг его обязанностей входило участие в археологических экспедициях, подготовка иллюстративной части научных исследований к публикации. Первые годы работы были для Зураба Церетели временем совершенствования профессиональных навыков. Зураб Константинович постепенно стал участвовать в различных выставках, где представлял свои работы. Большой успех художник Церетели имел на выставке «На страже мира», проходившей в Москве. В 60-е годы Зураб Церетели быстро занял позиции в советском искусстве. Как-то архитектор Шота Каландаришвили дал задание Зурабу, расписать детский кинотеатр в Тбилиси.
Прославленному скульптору, художнику, педагогу Зурабу Церетели исполнилось 90 лет
Зураб Церетели – биография, фото, личная жизнь, новости, скульптуры 2023 | Жириновского отлили из бронзы - прижизненный монумент политику подарили друзья, а изготовил его Зураб Церетели. |
Telegram: Contact @rousso_touriste | Великому скульптору — 90 лет! #зураб_церетели #москва #новости | Вступай в группу Комсомольская правда в Одноклассниках. |
90-летний Зураб Церетели раскрыл секрет долголетия и планы на будущее
Зураб Церетели начинал с двадцати двух рублей в месяц. Зураб Церетели: Нет, не учился, но мне действительно удалось попасть в Париж в 1964-м. биография, новости, личная жизнь -
ГЕНИЙ КИТЧА: КАК ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ СТАЛ ГЛАВНЫМ СКУЛЬПТОРОМ МОСКВЫ
Конечно, приходилось пользоваться и иконографическими материалами. На вопрос, чьи портреты было создавать труднее всего, художник отвечает: «Трудно было почти все портреты создавать. Я хотел передать внутреннее состояние этих людей — не люблю перерисовывать. Я создаю портреты тех, чье творчество мне созвучно и кого я люблю.
Например, мои близкие друзья — Вознесенский, Евтушенко, Айтматов, Дементьев… Свое отношение к ним я могу выразить только через искусство, поэтому создал их образы». В каждом скульптурном портрете зритель видит, прежде всего, портретное сходство с портретируемым. Помимо этого автор обязательно включает в образ отдельные детали, характерные только для конкретной модели, которые делают портрет ярче и глубже.
Одновременно скульптор оставляет пространство для участия зрителя в восприятии образа. Диалог этот всегда различен — в зависимости от степени «подкованности» зрителя, но он обязательно присутствует. Чегодаева обращает внимание на особенности реализма скульптур Зураба Церетели: «Совсем как живые, они лишены каких-либо следов натурализма — их нет ни в скульптурном образе апостола Павла, ни в памятниках Папе и Патриарху, как нет в скульптурных портретах артистов, писателей, политических деятелей.
Герои Зураба Церетели, и ныне живущие, и ушедшие — кто совсем недавно, кто столетия назад, пребывают в некоем непреходящем временном пространстве; они бессмертны, воскрешены силой искусства». Говоря о пластических средствах создания образа в портретном цикле, любопытно отметить следующую деталь. Одним из элементов горельефа порой выступает образ родного города скульптора — Тбилиси.
Так, этот прием используется в горельефах, посвященных поэтам конца XX столетия — Б. Ахмадулиной и Б. В первом случае для поэта, не раз воспевшего красоту Тбилиси, пьедестал образует колонна, почти погруженная в рельеф, составленный из громоздящихся друг на друга типичных грузинских домиков.
Во втором — череда домишек словно лавиной спускается по крутому горному хребту, окружая поэта, который родился в Тбилиси. Этот прием, используемый скульптором, отражает давнюю тесную связь литературных кругов Грузии и России. Вспоминая Тбилиси 1920 годов тогда — Тифлис , Л.
Гудиашвили писал: «Тбилиси — город с большими поэтическими традициями. Правда, поэтические кафе утратили во многом свой прежний колорит, но все же жизнь здесь шла интересная, напряженная. Продолжались диспуты, вечера, встречи, в которых принимали участие и грузинские, и русские писатели.
Ведь многие русские поэты получили в Тбилиси свое первое крещение и теперь их, словно магнитом, тянуло сюда». Имена С. Есенина, В.
Маяковского, О. Мандельштама , К. Бальмонта, Б.
Пастернака, Н. Заболоцкого, Н. Тихонова и других русских поэтов оказались навечно связанными с Тбилиси, с Грузией, в которой они обретали новые источники вдохновения, а последующее поколение литераторов сохранило эту традицию.
И Зураб Церетели, многократно в своем искусстве прославлявший любимый город, не мог не обратиться к его образу даже в портретном цикле, когда это уместно. Подобное пластическое разнообразие, несомненно, расширяет возможности представления портретируемого и активизирует историческую память зрителя. Некоторые горельефы, о которых говорилось выше, послужили основой для рождения портретных статуй цикла «Мои современники».
Так, образы В. Высоцкого, И. Бродского, Р.
Нуриева, М. Цветаевой были созданы сначала в горельефе, а потом переработаны в увеличенном масштабе, превратившись в полном смысле слова в монументальные скульптуры, которые зритель имеет возможность обойти и рассмотреть со всех сторон. Некоторые из них установлены в реальной среде: памятник М.
Высоцкому сооружен в городе Покачи Ханты-Мансийского автономного округа 2012. Другие статуи, входящие в цикл, были созданы как самостоятельные произведения. Это статуи М.
Ростроповича, О. Табакова, Н. Михалкова, В.
Гергиева, А. Как уже отмечалось, скульптор широко использует в портретной галерее атрибуты и символы, усиливающие психологическую характеристику портретируемого и отсылающие зрителя то к творчеству модели, то к ее судьбе. По мнению А.
Много писали, например, о памятнике В. Высоцкому: поэт с гитарой, с которой он никогда не расставался в жизни, из-за спины которого «выглядывают» образы златоглавых храмов и коней из наиболее популярных песен артиста. Или о памятнике И.
Бродскому, половину фигуры которого скульптор представил в одежде зэка, а вторую — в одежде Нобелевского лауреата. Чего стоит горельеф, посвященный Владимиру Спивакову, который предстает с «бабочкой» на обнаженном торсе с мускулистыми руками и невероятно вдохновленным лицом, и само произведение воспринимается как гимн «каторжному» труду музыканта! Автор отзывается о портрете В.
Спивакова следующим образом: «Это уникальный музыкант. Он же занимается спортом! Народ должен об этом знать.
Подобные ёмкие детали-характеристики говорят невообразимо много каждому, кто знаком с историей жизни этих выдающихся личностей. Памятник А. Солженицыну — особенный, не похожий на других.
В нем нет атрибутов, связанных с его деятельностью как писателя, или правозащитника, или историка. В нем отсутствуют метафоры и аллегории, наталкивающие зрителя на некие параллели и ассоциации с жизнью и творчеством этого уникального человека. Этот памятник сам является символом — символом вечной боли за родную страну.
Именно так, на наш взгляд, Зураб Церетели понял и средствами пластики передал жизнь Александра Исаевича, подняв образ реальной личности до значения символа. В конце своей «Автобиографии», изложенной по просьбе Нобелевского Комитета в 1970 году, А. Солженицын написал: «Даже событий, уже происшедших с нами, мы почти никогда не можем оценить и осознать тотчас, по их следу, тем более непредсказуем и удивителен оказывается для нас ход событий грядущих».
Эти слова, прежде всего, относятся к самому Александру Солженицыну, к тому, что означает для нашей страны его явление в русской философии, истории, литературе, нравственности, да и просто к его явлению как мужественного и цельного человека. В скульптурном портрете работы Зураба Церетели А. Солженицын изображен в погребальном саване.
Его земная жизнь висела на волоске от смерти слишком много раз, он неоднократно становился жертвой разных обстоятельств, в том числе самой Истории. Длинная рубаха с глухим воротом, ниспадающая с плеч, создает образ величайшего смирения, сосредоточенности и тишины при колоссальной внутренней напряженности — жизни духа, будто «материя и тело не напоминали о себе». Большую роль в портрете играют руки.
Как говорит скульптор, «я очень старался поймать его характер — как он руками разговаривал. У каждого человека искусства есть какая-то особенная деталь… присущая лишь ему одному». Почти соединенные, но так и не сомкнувшиеся пальцы рук А.
Солженицына усугубляют ощущение напряженной внутренней работы, глубокая морщина на лбу — знак непреходящей боли за родину. Ощущение, что этот великий человек продолжает болеть за судьбу страны даже за чертой жизни и смерти… Статуя наполнена глубочайшим внутренним содержанием, в ней отчетливо просматривается эмоциональный подход скульптора к судьбе модели. В стремлении создать наиболее развернутый портрет героя — не только его внутренней сущности, жизни его души, но и характеризующий его творческую деятельность , особенно когда речь идет о собратьях по профессиональному цеху, скульптор свободно экспериментирует в области новейших техник и технологий, насыщая новыми элементами синтезирующий метод своего творчества.
Хорошо известен интерес мастера к технике эмали, в которой Церетели работает с конца 1970 годов, и поиски в области которой развивает по следующим направлениям: увеличение числа цветовых тональностей, соединение ювелирного искусства эмали с монументальной формой, переход от плоскостности к объемно-пространственным структурам и выход эмальерного произведения в реальную среду. Символично, что впервые скульптор включил монументальные картины в технике перегородчатой эмали в состав скульптурных композиций, посвященных авангардистам XX века — Казимиру Малевичу 2013 и Василию Кандинскому 2013. В обоих из них в технике эмали исполнены фрагменты знаковых работ этих легендарных художников.
Присутствие эмалевых монументальных частей в составе композиции из бронзы подчеркивает художественную индивидуальность автора, широту его творческих устремлений. По сути, мастер соединил портретное изображение и декоративное начало, которое в монументальной пластике имеет большое значение, одновременно превратив эти произведения в символы вследствие заключенной в них обобщающей силы. Подводя итог рассмотрению трех обширных пластических циклов Зураба Церетели — истории Российской государственности, образов святых и галереи «Мои современники», можно утверждать, что в истоках их создания лежит отклик скульптора на запросы современного общества.
В них отразилась атмосфера нынешнего переломного времени в стране, которое характеризуется огромным интересом людей к своему историческому прошлому, повышенным вниманием к традициям, в силу известных причин прерванным на десятилетия, морально-нравственным кризисом, отсутствием авторитетов среди современников, способных объединить разобщенных и разочарованных людей. В своих «Заметках об искусстве» один из ярчайших скульпторов своего времени Иван Шадр писал, что «самое важное для художника — отразить духовную сущность эпохи». Годы спустя в продолжение этой мысли скульптор Михаил Аникушин подчеркивал: «Искусство всегда требует переживания, осмысления; поверхностная злободневность не дает подлинного образа сегодняшнего дня.
Зураб Церетели смог четко уловить настроение современности на рубеже двух веков и, согласно своему мировоззрению, предоставил ответы на вопросы, волнующие общество, создав пластический образ своей эпохи. Галерея искусств Зураба Церетели Президент Российской академии художеств Зураб Константинович Церетели давно и хорошо известен, как создатель сверкающих мозаик и эмалей, излучающих свет витражей, грандиозных композиций из литого и чеканного металла и в то же время выдающегося художника-живописца с запоминающимся и ярким стилем станковых произведений.
Его больше увлекают конструкции из металла, он делает много масштабных монументов, несколько экспериментальных проектов с витражами. В начале 90-х годов Церетели переезжает в Москву, где при активной поддержке мэра Юрия Лужкова создает множество монументальных композиций для столицы России. Также на протяжении многих лет Зураб Константинович создает скульптурные портреты современников, которые установлены во многих города страны и мира. Важнейшей частью своего творчество сам Церетели считает живопись. За свою долгую жизнь он написал более 5000 полотен на различные темы. Его работы находятся во многих частных и государственных собраниях мира.
Религиозная тема в творчестве Церетели Важнейшей темой в искусстве Зураба Церетели является вера. Он активно участвовал в восстановлении храма Христа Спасителя, изменив первоначальный план. Это вызвало возмущения историков, но Юрий Лужков принял сторону художника, и коррективы скульптора остались. Зураб Константинович неоднократно обращался к религиозной тематике. Но самой масштабной стала скульптура Иисуса Христа. Художник задумал ее для олимпийского Сочи, но установить там монумент не удалось. Это неудивительно, ведь высота монумента вместе с постаментом составляет 80 метров. Петр Первый Скульптор Церетели всегда тяготел к масштабным сооружениям, и в 1997 году он получил от Московского правительства грандиозный заказ.
На искусственном острове на Москве-реке ему было поручено возвести масштабную скульптуру. Так появился памятник Петру Первому. Его высота составляет 98 метров. Возведение монумента вызвало огромные возмущения у общественности, и после ухода Лужкова с поста мэра поступали предложения убрать памятник.
Именно эту 27-тонную скульптуру в последние годы столичные власти традиционно стали превращать в новогоднюю елку. Кстати, эта украшенная скульптура-елка не раз попадала в рейтинги стран с самыми необыкновенными и красивыми новогодними деревьями. Собраться с силами и пережить. Переживаю всегда за моих близких, молюсь, чтобы все было хорошо. На все воля Божья". Герой романа Зураб Константинович фигурирует в качестве неутомимого жизнерадостного художника-скульптора Звиада Цуриндели в романе писателя Сергея Соколкина "Русская чурка".
Народный художник СССР 1980. Народный художник Российской Федерации 1994. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Зураб Церетели родился в Тбилиси 4 января 1934 года. В детстве он проявлял большой интерес к рисованию и живописи, поощряемый своим дядей — художником Георгием Нижарадзе. Следуя этой страсти, после школы, в 1952 году, он поступил на факультет живописи Тбилисской государственной академии искусств, которую окончил в 1958 году, в год своей женитьбы на Инессе Андроникашвили. В 1960-1963 годах Церетели работал штатным художником в Институте истории, этнографии и археологии Академии наук Грузии, путешествуя по всей республике в рамках исследовательских экспедиций, открывая ее древние памятники, традиции народного искусства и богатую материальную культуру. В 1964 году художник совершил свою первую зарубежную поездку во Францию по приглашению дяди и тети своей жены.
ГЕНИЙ КИТЧА: КАК ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ СТАЛ ГЛАВНЫМ СКУЛЬПТОРОМ МОСКВЫ
Зураб Церетели не нуждается в долгих представлениях. Биография Зураба Церетели монументальна так же, как и его деятельность. Биография Зураба Церетели монументальна так же, как и его деятельность. В 1993-1995 гг. Зураб Церетели осуществлял художественное руководство строительством Парка Победы на Поклонной горе в Москве.
Церетели, Зураб
Биография. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тифлисе (с 20 августа 1936 года — Тбилиси) в грузинской семье. Имя: Зураб Церетели (Zurab Tsereteli) Дата рождения: 4 января 1934 г. Знак зодиака: Козерог Возраст: 85 лет Место рождения: Тбилиси, Грузия. Экспозиция развернется на двух этажах здания, в котором четверть века назад открылся Московский музей современного искусства (MMOMA), основателем и директором которого стал Зураб Церетели. Зураб Церетели: Жизнь и Творчество Биография: Зураб Церетели — выдающийся современный художник, скульптор и архитектор, чье творчество оставляет неизгладимый след в истории искусства. Церетели планирует вскоре посетить культурное заведение повторно, чтобы закончить работу.
Зураб Церетели: «Я в политику не вмешиваюсь. Для меня не существует плохой погоды»
Обсудить Редактировать статью Имя Зураба Церетели известно во всем мире. Его монументальное искусство никого не оставляет равнодушным: его либо любят всей душой, либо так же страстно ненавидят. Скульптор прожил насыщенную жизнь, исполненную творчества, и сегодня он продолжает интенсивно работать, ведет активную общественную деятельность. Происхождение и детство Родился Зураб Церетели 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье с княжескими корнями. Его отец принадлежал к старинному княжескому роду, так же как и мать. Отец будущего скульптора работал инженером-строителем, мама вела домашнее хозяйство. Много времени в детстве Зураб проводил в доме своего дяди по материнской линии — Георгия Нижарадзе, художника-живописца. В его доме царила особая творческая атмосфера, здесь часто бывали грузинские художники: Серго Кобуладзе, Уча Джапаридзе, Давид Какабадзе. Они разглядели в мальчике талант и стали его первыми учителями.
Образование После школы будущий скульптор Церетели поступил в Тбилисскую академию художеств на факультет живописи. И всю жизнь он считает себя в первую очередь живописцем, а уж потом уже скульптором, монументалистом. Окончил учебу Зураб в 1958 году. Спустя шесть лет, в течение которых он работал художником-архитектором в Институте истории, археологии и этнографии при Грузинской академии наук, он отправляется на учебу во Францию. Во время этой поездки Церетели удается пообщаться с большим количеством известных художников и деятелей искусств, в том числе с Пабло Пикассо и Марком Шагалом, которые дали высокую оценку таланту начинающего грузинского художника. Путь в большое искусство С конца 60-х годов Церетели привлекает монументальное творчество и мозаика. Скульптор отличается большим трудолюбием и высокой продуктивностью, поэтому ему удается создавать такое большое количество произведений. Среди первых работ, принесших ему известность, был проект оформления курортного комплекса в Пицунде 1967 , серия мозаичных и витражных композиций в Тбилиси 1972 , оригинальный детский курортный городок в Адлере 1973.
Выполнение таких серьезных проектов открыло Церетели доступ к еще более серьезным работам.
Его образ увековечен недавно в бронзовой композиции, посвященной артисту. Шаляпин сидит за роялем, над которым висит портрет друга и помощника. А потом я тоже женился на княжне… Все сказанное и процитированное мною относительно княжеского происхождения Церетели не помешало однажды Зурабу Константиновичу в ответ на выраженное удивление по поводу его исключительной трудоспособности заявить: — Что в этом особенного? Я родился в трудовой семье, а не в княжеской! По причине славного родства у ворот московского дома с недавних пор красуется герб князей Церетели. На нем изображена крепостная башня, стрелок с луком; белый щит с алыми краями венчает корона. Перед революцией 1917 года, как свидетельствует адресно-справочная книга "Вся Москва", проживал на Никитском бульваре, 7, "князь Церетели Кир.
В книге значится дворянин Сергей Георгиевич Церетели, живший в меблированных комнатах «Версаль». В этом роду — известный по революции 1917 года министр Временного правительства России князь-демократ Ираклий Церетели. Он, на свою беду, уговаривал редакторов влиятельных петербургских газет не публиковать скандальную информацию о финансировании партии Ленина рейхсбанком Германии. И когда в Англии оказался Хрущев, Ираклий вышел вперед и спросил: почему вы обманули народ? В Перевиси, как пишет биограф художника Нугзар Церетели, жили свои знаменитости. Соседом Вано был его родственник Савле, служивший в Москве военным врачом. Его сын Како строил знаменитый Кара-Кумский канал и заслужил в первые годы советской власти премию имени Ленина. Спустя полвека Ленинской премией отмечен его земляк и родственник Зураб….
Дом Вано Церетели в Перевиси до революции, индустриализации с коллективизацией вкупе, звенел детскими голосами. Жена родила четырех сынов и трех дочерей. Они подрастали, когда главные события мира происходили вдали от Кавказских гор. Революция 1905 года, Первая мировая война не нарушили покой семьи. Чиатуру задел промышленный подъем, охвативший Российскую империю. Здесь нашли богатые залежи марганца. Села соседствовали с рудниками. В двухэтажном доме Церетели квартировали немецкие инженеры.
Все рудники на одной стороне селения эксплуатировали германские горняки, а на другой стороне — руду добывали американцы, вызывавшие пристальный интерес местных жителей образом жизни и преуспеванием. Вано Церетели владел виноградником. Вина хватало гостям и на продажу. Одних доходов от сада недоставало семье. Маро, бабушка Зураба, слыла хорошей портнихой, шила и мужскую, и женскую одежду. Лучше всех в Перевиси жили иностранные инженеры. Поэтому Вано и Маро стремились дать сыновьям высшее образование, чтобы они стали инженерами. Константин поступил в гимназию в Чиатуре.
Закончил ее, когда умер Ленин. Каждый грузин тогда знал и гордился тем, что в далекой Москве место убитого императора и покойного вождя занял в Кремле Иосиф Сталин, по фамилии Джугашвили, родом из Гори. Спустя четверть века вождь, по словам Константина Ивановича, примет в кремлевском кабинете командира производства инженера Церетели… Чтобы так высоко подняться, пришлось добиться поставленной в юности цели — получить диплом инженера. Это было очень непросто. Семья после революции обеднела, денег не нашлось на дорогу в Тбилиси. Пришлось наняться на рудник чернорабочим. Работал Константин в ночную смену, когда больше платили. Хотел быстрее накопить на жизнь и учение в большом городе, где его не ждали.
Константин рвался в Ленинград, в знаменитый Политехнический институт. На его счастье, Политехнический институт открылся в Тбилиси. Но и туда он не стал поступать из-за большого конкурса. Сдал документы в университет. Учился в хорошей компании, с Векуа, Харадзе, будущими известными математиками, академиками. Нуждался, голодал. Жил на чердаке в общежитии гостиницы. Отсюда пешком добирался до университета, чтобы сэкономить на обед.
Учился легко, на отлично сдал экзамен Мусхелешвили, профессору и ректору Политехнического института, читавшему лекции в университете по совместительству. К нему отправился, ничего не сказав друзьям, на Арсенальную гору. Там возвышался над городом желанный институт, ковавший кадры для индустриализации, начатой Сталиным. Среди доводов Константина был один, который в России не имел бы особого значения для ректора. Математики нужны нам. Но еще нужнее инженеры. Ты, я вижу, хороший сын. Так сбылась мечта.
В 27 лет получил Константин Церетели диплом инженера. От отца унаследовал талант организатора, руководителя. И добрый нрав. Он без очков читает, пишет, ходит каждый день десять километров на кладбище, туда-сюда, на могилу к маме. И этим живет. За столом сидит прямо. Гости из-за стола пять раз в туалет сбегают, а он как статуя. Прошу его переехать ко мне.
Нет, говорит, не могу твой музей оставить без внимания. Знаете, что он музеем зовет? Те две комнаты, в которых живет. Они с пола до потолка обклеены статьями обо мне. Он говорит, вот какой у меня сын. Такие люди в Грузии еще не рождались. Пишет воспоминания, так хвалит, что даже стыдно… Отец всю жизнь вставал утром, включал радио, включал телевизор, бритву и еще пел. Бедная мама уши затыкала.
Я уже не мог спать. Просто я сильно пошел в отца, — эту запись я сделал в 2000 году со слов сына, незадолго до смерти Константина Ивановича. На инженерной стезе Константин Церетели добился некоторых успехов. Его приглашали читать лекции студентам в институте, но защитить диссертацию доктора технических наук, удостоиться звания профессора, каким он себя видел в мечтах — не удалось. Вспоминая о прошлом в свои без малого сто лет, называл себя "большим человеком", "хозяином в Закавказье", "главным инженером Закавказья", на что имел некоторые основания. В руднике поработать, как инженерам-иностранцам, не пришлось. Национальные кадры очень ценились и выпускника Политехнического назначили сразу на руководящую должность. Началась кочевая жизнь, командировки.
Общался молодой начальник с первыми лицами городов и районов трех республик Закавказья, снимал с должности нерадивых, отдавал под суд. Все шло хорошо, но оставался холостяком до 30 лет! Времени не хватало, чтобы ухаживать за невестой. Да и не встретилась она на рудниках и заводах. Родственники заволновались. В доме Вано Церетели квартировал одно время горняк Нижарадзе. У его брата Семена, занимавшего хорошую должность в Хони, выросла дочь Тамара. Нижарадзе знал Константина с детства и пришел к мысли, хорошо бы его женить на племяннице, красавице Тамаре.
Братья узнали местопребывание Константина и отправили ему телеграмму с просьбой срочно прибыть по указанному в депеше адресу. Открыв дверь, увидел за столом братьев Нижарадзе рядом с Тамарой. Так их познакомили. Посидели, выпили, закусили. И оставили молодых в пустой квартире. В ту ночь 1933 года стали они мужем и женой. Тамара Нижарадзе, в замужестве — Церетели, родила сына. Мальчика окрестили и назвали по просьбе деда Зурабом.
На простой, казалось бы, вопрос — где родился Зураб Константинович Церетели — советские энциклопедии дают неоднозначный ответ. По одним источникам это произошло в столице, Тбилиси, по другим — в Цулукидзе, как назывался при советской власти маленький город Хони. Не внесли ясность анкеты и автобиографии, хранящиеся в отделе кадров Российской академии художеств. Там точно такая картина. В одних документах, появившихся с 1979 года, в графе "место рождения" значится Цулукидзе, в других — Тбилиси. Окончательно поможет разрешить загадку дубликат метрики, поскольку оригинал, выданный в загсе так давно — пропал при нередких переездах с квартиры на квартиру. По воспоминаниям родственников, в Хони дедушка, отец Тамары, ведал местной потребительской кооперацией. Там у него была квартира, где и появился на свет внук, роды которого принял известный в округе акушер, некто Бахтадзе.
Поблизости от Хони в деревне Нижарадзе имел собственный дом. Спустя два года молодая мать родила дочь по имени Нели. О матери на вопрос: "Кем она была? Жила в Тбилиси, очень красивая. А в Москве была певица — тоже Тамара Церетели. С изумительным голосом. Когда была война, она пела на фронте русские романсы. А моя мама получала от фронтовиков письма с признанием в любви.
Отец страшно ревновал. Думал, когда его нет, она по телефону с ними разговаривает. Но сильно краснел за свои слова, когда видел, что на конверте со штампом полевой почты адрес выведен рукой солдата. Мама над ним смеялась, а он отвечал: "Вот видишь, что с нами делает ваша красота". Несли солдатские письма с адресом "Тбилиси, Тамаре Церетели" в руки матери Зураба, потому что она работала на почтамте. По версии Константина Ивановича — управляла делами. По версии сына — сортировала конверты. И об отце сын не устает рассказывать, убежденный, что желание постоянно что-то делать у него от отца.
У меня работать всегда настроение есть. За минувшие годы сын создал монументальный словесный образ отца, не заглядывая в документы. Константин Церетели хотел, чтобы в доме росло много детей, как у предков. Так могло бы случиться. Но Тамара тайком от мужа несколько раз прерывала беременность. Она понимала, несколько детей не поднять при всем желании увлеченного строительством социализма мужа. Большевики не вернули инженерам то высокое положение, какое они занимали в Российской империи. Трехкомнатная квартира с верандой в 160 квадратных метров была построена дедом, Семеном Нижарадзе, по словам Зураба, "красавцем мужчиной"… Обзавелся этой квартирой он для детей.
По советским понятиям квартира считалась большой. Но без удобств. Топили зимой дровами. И жила там не одна, а три семьи родственников. Тамара с мужем и детьми занимали одну комнату. По словам Нели Константиновны, в комнате той 25 квадратных метров. А третья комната досталась одинокой Сашуре, тете Зураба. Жили дружно, как одна большая семья.
Происхождение и детство Родился Зураб Церетели 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье с княжескими корнями. Его отец принадлежал к старинному княжескому роду, так же как и мать. Отец будущего скульптора работал инженером-строителем, мама вела домашнее хозяйство. Много времени в детстве Зураб проводил в доме своего дяди по материнской линии — Георгия Нижарадзе, художника-живописца. В его доме царила особая творческая атмосфера, здесь часто бывали грузинские художники: Серго Кобуладзе, Уча Джапаридзе, Давид Какабадзе.
Они разглядели в мальчике талант и стали его первыми учителями. Образование После школы будущий скульптор Церетели поступил в Тбилисскую академию художеств на факультет живописи. И всю жизнь он считает себя в первую очередь живописцем, а уж потом уже скульптором, монументалистом. Окончил учебу Зураб в 1958 году. Спустя шесть лет, в течение которых он работал художником-архитектором в Институте истории, археологии и этнографии при Грузинской академии наук, он отправляется на учебу во Францию.
Во время этой поездки Церетели удается пообщаться с большим количеством известных художников и деятелей искусств, в том числе с Пабло Пикассо и Марком Шагалом, которые дали высокую оценку таланту начинающего грузинского художника. Путь в большое искусство С конца 60-х годов Церетели привлекает монументальное творчество и мозаика. Скульптор отличается большим трудолюбием и высокой продуктивностью, поэтому ему удается создавать такое большое количество произведений. Среди первых работ, принесших ему известность, был проект оформления курортного комплекса в Пицунде 1967 , серия мозаичных и витражных композиций в Тбилиси 1972 , оригинальный детский курортный городок в Адлере 1973. Выполнение таких серьезных проектов открыло Церетели доступ к еще более серьезным работам.
Значительной была работа Зураба Константиновича по оформлению Олимпиады и по разработке проекта гостиничного комплекса «Измайлово» в Москве в 1980 году. В следующие 10 лет многочисленные памятники Церетели появляются в России и за рубежом. Его больше увлекают конструкции из металла, он делает много масштабных монументов, несколько экспериментальных проектов с витражами.
И потому гиганты-художники были в России», — сказал мастер. Сотрудники музея рассказали, что картина еще не дописана. Церетели планирует вскоре посетить культурное заведение повторно, чтобы закончить работу. На выставке представлены около 300 работ художника. Многие их них выполнены в разных техниках.
Человеку-эпохе Зурабу Церетели — 85!
Зураб Церетели: Я здесь живу уже 40 лет, все, что создавал, выставил (показывает памятники). Звание грузинского миллионера Зураб Церетели получил уже в 70-е, и есть прелестная легенда о том, что 50-рублевую купюру в это. Зураб Церетели: Жизнь и Творчество Биография: Зураб Церетели — выдающийся современный художник, скульптор и архитектор, чье творчество оставляет неизгладимый след в истории искусства.