Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум) — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков, публицист. 4 апреля 1923– был российским политиком, революционером и лидером меньшевиков, фракции Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Мартов Юлий Осипович (настоящая фамилия Цедербаум) 12 ноября 1873, Константинополь – 4 апреля 1923 г. Шемберг, Германия) Из зажиточной семьи служащего Русского общества. Среди них, одной из самых ярких фигур, был Юлий Осипович Мартов (наст. фам. Юлий Осипович умер в одном из санаториев Шварцвальда 4 апреля 1923 г. После смерти он был кремирован и похоронен в присутствии М. Горького в Берлине.
10 фактов о ... Юлий Мартов: друг и враг Ленина
участник социал-демократического движения с 1892 г. С 1901 г. Почему Юлий Мартов требовал снять Сталина с должности в 1918 году. Поэтому актуальность упоминания Юлия Осиповича Мартова не должна исчерпываться кругленькой датой или каким-нибудь еще юбилеем. 4 апреля 1923– был российским политиком, революционером и лидером меньшевиков, фракции Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Юлий Осипович Мартов (Цедербаум) – известный деятель революционного движения, один из лидеров фракции, а затем и партии «меньшевиков», образовавшейся в результате раскола РСДРП.
Юлий Мартов - кратко
Россия Мартов Юлий Осипович Цедербаум социал-демократы Меньшевизм Революция 1919 текст Читать полностью бесплатно онлайн. 4 апреля 1923 года Юлий Осипович Мартов умер в туберкулезном санатории в Шварцвальде. Мартов, Юлий Осипович (1873 1923) российский политический деятель, публицист, участник революционного движения, основатель меньшевизма. Почему Юлий Мартов требовал снять Сталина с должности в 1918 году. 1923) - русский социал-демократ, один из лидеров меньшевизма. В фонде Л. Мартова в Архиве Российского центра хранения и изучения новейшей истории в Москве есть письма знакомой Юлия Осиповича Поли Гордон.
Содержание
- 10 фактов о ... Юлий Мартов: друг и враг Ленина
- Мартов, Юлий Осипович — Коммунистическая Энциклопедия
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Содержание
Смотрите также
- Yuly Martov
- Почему Юлий Мартов требовал снять Сталина с должности в 1918 году
- Мартовский код // — Глобальный еврейский онлайн центр
- Мартовский код
Юлий Мартов, его жизнь, идеи и революционная деятельность
Участвовал в революции 1905, член Петербургского совета. На Женевской конференции меньшевиков апрель — май 1905 г. Что же касается его отношения к Ленину , то в статье «На очереди» впервые для определения взглядов Ленина он ввел термин «ленинизм». Вернувшись в октябре 1905 г. Даном , Мартов участвовал в работе Петербургского Совета рабочих депутатов , вошел в Организационный комитет меньшевистский партийный центр , работал в редакциях газет «Начало» и «Партийные известия». С декабря 1905 г. В 1906 г.
В феврале содержался в одиночной камере, затем — под надзором полиции. А в июле по решению Особого совещания был приговорен к трехгодичной ссылке в Нарымский край, которая в сентябре была заменена высылкой за границу. Сначала Мартов жил в Женеве, затем в Париже. В 1907 г. На Штутгартском конгрессе 2-го Интернационала вместе с Лениным и Р. Люксембург он внес радикальные поправки в резолюцию об отношении к войне.
В 1912 г. Мартов участвовал в Августовской конференции социал-демократов в Вене, где выступал с докладом об избирательной тактике. В 1913 г. В начале мировой войны он стоял на интернационалистских позициях, находился на левом фланге меньшевизма. Он работал в редакции парижских газет «Голос» и «Наше слово», откуда вышел в марте 1916 г. Во время Первой мировой войны был ее противником.
Участвовая в Циммервальдской 1915 г. После Февральской революции 9 мая вернулся в Россию, так же, как и Ленин , проехав через Германию. Несмотря на огромный авторитет Мартов сыграл в революции значительно меньшую роль, чем другие меньшевики — И. Церетели , Ф. Дан или Н. Чхеидзе , хотя и вошел во Временный Совет Российской республики, т.
Исследования по истории советской цензуры, опубликованные в 2018—2021 гг. СПб : РНБ, 2023. Ждановым за 1936—1937 гг. Зеленов, А. Историки России. История России для технических вузов. Чернобаев А. Бондаренко А. ISBN 978-5-9916-2822-5.
Кондрашин В. Актуальность исследований П. Накануне сплошной коллективизации: 1928 — 1929 гг. Государственная власть и крестьянство. Горский, В. Семенова-Тян-Шанского, 2023. Спецвыпуск о модернизации. Документы архивов ЗАГС о демографической ситуации в советской деревне во время голода 1932—1933 гг. Спецвыпуск о демографии.
Профессор Иван Михайлович Ионенко: личность и время. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2023. Размышления после прочитанной статьи профессора А. История, педагогика, филология. Региональные столицы России — точки опоры и роста: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием Екатеринбург — Пермь, 20—22 сентября 2023 г. Екатеринбург: «Альфа Принт», 2023. Формирование «советской модерности» и региональная элита в 1960—1970-е гг. Выпуск 3 С. Вестник фонда «История Отечества».
Кочетова А. Председатель Совета по делам Русской православной церкви Георгий Карпов: судьба сталинского выдвиженца. Подведение итогов и выбор пути: Материалы XV Международной научной конференции. Екатеринбург, 21-24 июня 2023 г. Куренков Г. Сборник РУСО. Исторические чтения на Лубянке. Юбилейные даты отечественных органов госбезопасности в 2023 г. Лазарева Л.
Подведение итогов и выбор пути : Материалы XV Международной научной конференции. Екатеринбург, 21—24 июня 2023 г. Ельцина, 2023 — 623 с. История сталинизма. XIX — нач. XXI вв. Маслов, Л. Лазарева; библ. Леонтьев Я.
Биографика 20 века. Двадцатые чтения памяти Вениамина Иоффе».
Согласно его позиции, спасение революции в те времена было возможным только в ситуации заключения мира, а также проведения значимых социальных реформ. На четвертом Чрезвычайном съезде Советов, Ю. Мартов выступил с речью, в которой высказался против заключения Брестского мира, и вместе с этим выступил за создание однородного социалистического правительства вместо Совета комиссаров «новой власти». При этом, в декабре 1918 года, на Всероссийском партийном совещании большевиков он поддержал политику советского правительства по вопросам борьбы с контрреволюцией, и провозгласил идею снятия требования Учредительного собрания.
Являясь настоящим политиком, Мартовым был принят факт наличия советского строя, однако он остался приверженцем демократической республики и продолжил критиковать советское правительство. В октябре 1920 года Мартовым, по поручению ЦК партии меньшевиков которая была легализована 30 ноября 1919 года был совершен выезд за границу, где он выступал в качестве представителя партии во втором Интернационале, с сохранением советского гражданства. В 1921 году он стал создателем Венского, либо, как это называется — второго Интернационала. Он умер от туберкулеза и был захоронен в Берлине. Большая часть сознательной жизни Ю. Мартова была посвящена исследованию, а также пропаганде марксизма, совместно с созданием в России марксистской партии по примеру немецкой социально-демократической организации СДПГ.
Как в теоретическом социализме, так и в практике партийной жизни, политик был сторонником умеренных взглядов, хотя и не отрицал возможность проведения революции, совместно с выстраиванием в России социализма. Замечание 3 Как в партийной работе, так и в теоретических размышлениях, Ю. Мартов был идейным противником большевизма, а также его лидера В. Прежде всего, он отвергал стремление большевиков к немедленному вводу социалистического строя в России, их негативное отношение к наличию других партий, включая социалистическую. Классификация российских партий Мартова В качестве теоретического исследователя партий, Мартов прославился прежде всего созданием классификации отечественных партий, которая была им издана в монографии «Политические партии России» в 1906 году. В этом труде, все партии России он разделил на: Реакционно-консервативные, правые, к которым отнеслись Союз русского народа, Русская монархическая партия и Русское собрание.
Данные партии отстаивали идеи монархического строя, вопросы самодержавия, а также традиционные русские ценности. Либерально-демократические партии.
Цедербаума, все это использовано при написании этой книги. Я непоколебимо верю, что избежала концлагеря и детского дома только потому, что моя мама Мария Ильинична Крупнова и бабушка Матрона Ивановна Крупнова молились за меня, они были православные, и мама всегда возила с собой икону Божьей Матери Казанской, которой ее благословила в 16 лет ее мама. Эта икона приснилась во сне маме и предсказала о ее смерти. И действительно, все произошло, как было показано и сказано во сне маме. Конец у всех был одинаков — расстрел. После смерти мамы мы жили с бабушкой и с папой.
В 1937 году папа был арестован, бабушка пошла к Н. Крупской за помощью. Та ей сказала, что помочь нашим родным она не сможет, но сделает все, чтобы меня спасти. Бабушка Матрона Ивановна вскоре умерла в 1937 году 26 августа, у нее был скоротечный рак, и меня сразу же взяли под опеку совершенно чужие люди — Варвара Михайловна Щеглова, член общины евангельских христиан-баптистов, и ее мама Мария Алексеевна Щеглова, православная. Они дали мне возможность окончить школу и институт. В институте я училась заочно. Жили мы скудно, так как Варвара Михайловна получала мизерную зарплату. Она была бухгалтером.
Ни разу меня не упрекнули куском хлеба, я имела дома только ласку и внимание. Я вообще никогда не почувствовала, что они чужие. Мои родные — сестра дедушки, Евгения Осиповна младшая сестра Л. Мартова , жила в полном достатке, но взять меня побоялась. Родная сестра моего отца Вера Сергеевна тоже побоялась взять меня. Ну, да ладно, выросла благодаря хорошим людям, милым и прекрасным, вечно благодарна им. После выступления Н. Хрущева добивалась реабилитации родных.
Все это продолжалось очень долго, и только после того, как моим делом стала заниматься зам. Космарская, я, наконец, получила реабилитации на всех после 1990 года и узнала правду о их судьбе. Мне дали возможность прочесть дела моих родных в КГБ. Благодарю Л. Космарскую за человечность. Все дела в КГБ почищены, отредактированы, но даже и в таком виде они страшные. Как правило, это были малокультурные, плохо образованные люди, выдумывавшие жалкие, глупые обвинения. Так, дедушке придумали, что он вел тайную переписку прямо по "Оводу" Войнич.
Мне показали расстрельные книги КГБ, я увидела, как проходила процедура расстрела. Перед тем, как забрать человека из камеры на расстрел, разводящий сверял список, уточнял фамилию, имя, потом уже во дворе или в зале, в другом месте снова проверяли, правильно ли привели человека на расстрел, затем расстрелянного осматривал врач и писался протокол об этом, и, если отправляли на кремацию, писали, куда отправили труп. Так я узнала до конца судьбу моего папы, дедушки, бабушки, а потом уже и других родных. Это такие, как бригад-юрист Д. Кандыбин, воен-юрист И. Китин, И. Кондратьев — воен-юрист I ранга. Это были специалисты с высшим юридическим образованием, и они, конечно, понимали, что приговаривают людей совершенно невиновных к расстрелу.
Какими нужно быть подлецами, чтобы так уничтожать совершенно невинных людей. Я узнавала в КГБ о Кандыбиие, и мне сообщили, что он, к сожалению, уже умер, а остальные ушли из органов, и органы не знают, где они. Как это странно звучит. Совершенно невинных людей КГБ находили, обвиняли, а этих подлецов органы найти не могут. Еще меня удивило то, что Д. Кандыбин вел дела И. Бабеля, В. Мейерхольда, и вдруг он фигурирует в деле моего отца.
Очень хотелось бы узнать, как велись дела Кандыбиным: по какому-то плану или случайные, какие попадались под руку. В книге Аркадия Ваксберга "Нераскрытые тайны", М. Я горжусь своей бабушкой Конкордией Ивановной Захаровой-Цедербаум, тем, что она отказывалась отвечать на допросах. Мне рассказывали бывшие заключенные, что ее видели на пересылке в Новосибирске. Она голодала, и ее несли конвоиры на пальто. Она успела сказать женщинам, что "раньше не брала вины даже когда действительно была агентом "Искры" и сейчас за придуманные ложные дела отвечать не будет". Действительно, в ее деле нет ни одного листка допроса, только одна запись — отказалась идти на допрос. В своем последнем слове она сказала, что все обвинения — глупая ложь.
Но все равно приговор был один — расстрел. Цедербаума] Умер Юлий Осипович. Один за другим сходят с арены политической жизни старые испытанные борцы за социализм: Г. Плеханов, В. Засулич, Б. Кричевский, Астров Повес , Г. Батурский С. Цейтлин , K.
Ермолаев и, наконец, Л. Впервые о Л. Мартове я узнал, будучи совсем молодым. Это было в Петербурге приблизительно в 1902—1903 гг. На этой книжке воспитывались многие товарищи, впоследствии ставшие сами руководителями рабочего движения. Между прочим и рабочий-металлист Рафаил Краковский, о трагической смерти которого Мартов упоминал в своей речи на съезде в Галле. Позднее мы почти регулярно читали номера газеты "Искра", где статьи Мартова имели большое воспитательное значение и являлись политическим руководством для работников-практиков на местах. Лично с ним мне пришлось встретиться в первый раз во время "дней свобод" 1905 г.
Тогда вся русская революционная эмиграция прибыла в Петербург и приняла активное участие в развертывающихся событиях. Вместе с В. Засулич, Л. Дейчем, А. Мартыновым, Ф. Даном и мн. Юлий Осипович принимал активное участие в революционных событиях того времени. Помимо его неоднократных выступлений в Петербургском Совете рабочих депутатов в 1905 г.
При гробовом молчании и напряженном внимании 3-тысячной толпы на трибуну, слегка прихрамывая, поднимается Юлий Осипович. Небольшого роста, худощавая фигура в черном сюртуке с пенсне на носу и с характерной черной бородой. Речь свою он начал не сразу, а предварительно закурив папиросу, как бы обдумывая вступительное слово. С самого начала его речи почувствовалось, что это будет не выступление митингового оратора, волнующего на мгновение толпу, а слово мыслителя-ученого, глубокое и искреннее. От начала и до конца его речь по текущему моменту носила строго научный, аналитический характер. Конечно, для большой аудитории, где находилось более 3 тысяч человек, голос Юлия Осиповича был слаб. Но тем не менее он умел захватывать слушателей глубокими мыслями, высказывая их просто, понятно. Вопрос был настолько всесторонне освещен в докладе Ю.
Влияние Ю. Являясь членом ЦК партии и членом редакции центрального партийного органа, Ю. Это мы наблюдаем и на заре РСДРП, и позднее по вопросу о профессиональном и кооперативном движении, и во время отчаянной борьбы с ликвидаторством, и по вопросу даже о военно-промышленных комитетах. Только по вопросу о войне он был неуступчив и непримирим. Здесь он шел на разрыв, и этот вопрос его временами сближал с самыми крайними большевиками. В 1914 г. В редакции партийной газеты мне удалось повидать Юлия Осиповича. Внешне он был уже не тот, что в 1905 г.
На этот раз коротко остриженная клинообразная бородка местами поседела. Лицо осунулось. Спина стала еще более сутулая. Словом, жизнь надломила его здоровье. Во время войны Ю. И здесь Ю. Отличительной чертой Мартова всегда было честное отношение к своим врагам. Возражая своим противникам временами язвительно резко, он всегда это делал в рамках деликатности.
И за это, насколько можно судить по фактам, противники его уважали и с ним считались. Как на характерный случай можно сослаться на - 8 - следующее. Если не ошибаюсь, кажется, в 1919 г. Абрамовичем были чекистами арестованы. Он вместо того, чтобы скрыться, официально обратился к Ленину как председателю Совнаркома с требованием освобождения своих друзей по партии. Ленин заявил, что он этого сделать не может по отношению к лицам антисоветской партии. На это Мартов возразил, указав, что он тоже является членом ЦК и хочет в полной мере нести ответственность вместе со своими товарищами. Как передают, Ленин, пожав плечами, сказал: "Ах так, ну хорошо".
Мартов был арестован и находился под домашним арестом в продолжение двух недель. Очевидно, чекисты боялись за здоровье Ю. Со смертью Ю. Он совмещал в себе талантливого публициста и неутомимого революционера. Вождь партии умер. Но деятельность Ю. Она не может умереть. Она лишь теснее сомкнет свои ряды и будет пока делать ту скромную работу, которую она проделывает при крайне неблагоприятных условиях вот уже в продолжение почти 5 лет.
Впервые я познакомилась с Ю. Мартовым весной 1914 г. Своих женских литературных сил у нас было мало, и потому мы довольно часто обращались к отдельным членам редакции "Р. Особенным праздником были для нас статьи Ю. И хотя он, будучи членом редакционной коллегии "Р. И его статьи служили украшением нашего номера. Помню еще и сейчас его яркую, полную глубокого чувства статью "Работница и свобода коалиции". Так искренно, задушевно и просто, так убедительно и горячо мог писать только человек, всей душой преданный идее освобождения рабочего класса.
Целые потоки лжи и клеветы лились на меньшевиков со - 9 - страниц газеты "Правда", руководимой тогда провокатором Черномазовым. Особенной травле подвергались идейные руководители меньшевистского течения Ю. Мартов и Ф. Дан, поведшие кампанию против второго столпа большевиков, тогда уже раскрытого провокатора Малиновского, председателя думской фракции большевиков. Конечно, от партийного и общего? Помню, с каким невозмутимым спокойствием развертывал Ю. Его ответы на эту отборную брань были всегда полны достоинства и не опускались до степени перебранки. Атмосфера в те дни в Петрограде была накаленная, что отзывалось и на работе редакции.
Начинался новый подъем экономических стачек, в воздухе пахло войной. В редакции всегда толпилось много народу, и Ю. Помимо заседаний редакционной коллегии, где мне приходилось слышать выступления Ю. Это заседание было устроено вместе с большевиками по случаю приезда председателя II Интернационала Вандервельде. Вандервельде приехал в Россию специально для ознакомления с сущностью разногласий большевиков и меньшевиков, ибо вопрос этот должен был разбираться на предстоящем Международном социалистическом конгрессе. Заседание это в целях конспирации было устроено в ресторане Палкина. С одной стороны стола сидели большевики, с другой меньшевики. Вандервельде сидел между Ю.
Думы Скобелевым, нынешним красным советским купцом в Париже. На бурные несдержанные выступления большевиков, наполовину переплетенные ложью, спокойно выступал Ю. Вскоре после этого заседания выход "Р. Затем наступила война, и голос рабочей печати был окончательно задушен. Я была слишком мала,. И воспитывали меня совсем в другом духе, не так, как сейчас. В нашей семье никогда не было разговоров о деньгах, о вещах. Никто не интересовался кто как одет, какая мебель, посуда, гардины.
Никогда не говорили о том, кто какой национальности. Когда собирались люди, а они были всегда в нашем доме, они пили чай, пели песни, но пели или старинные романсы о Сибири, о Байкале, или песни первых высылок и тюрем, которые все прошли. Мама красиво пела и была очень красивая, с длинными каштановыми волосами, заплетала их в косу. Вообще в нашем доме всегда было очень много молодежи, так как папа хорошо играл в шахматы, учил их этой игре, придумывал всевозможные ребусы, головоломки, преподавал математику и всегда был душой компании. Он хорошо катался на коньках, играл в волейбол. Знал 12 иностранных языков и эсперанто. У нас была прекрасная библиотека. Первое мое воспоминание — это Саратов, мне 2—3 года 1928— 1929 гг.
Мы живем на 3-ем этаже дома, который выходит на площадь. На этой площади в воскресенье — базар, лошадей много, в мешках мука, картофель. А во дворе дома целыми днями идет засолка капусты, за большим столом из досок женщины рубят капусту и уносят в чаны. Это осень. Мы почти каждый день ходим к бабушке Коре и дедушке Сереже, которые живут не очень далеко от нас в деревянном доме. Любила сидеть у них на крыльце. Улица тихая, зеленая. Помню, как ходили в тюрьму, там мой папа и дядя Андрей и еще кто-то из наших.
Их несколько человек, но других не помню. Дядя Андрей возил меня на плечах. Арестантам разрешалось гулять во дворе, играть в шахматы, читать. Потом там был и дедушка. Меня слово тюрьма не пугает, там не страшно. Больше о Саратове ничего не помню. Мы плывем, на пароходе по Волге. У меня был большой белый медведь, которого я опускала на веревке в реку — поплавать, и матросы его вынимали и сушили.
Очень его жалели, это я хорошо помню, уговаривали, что ему в реке плохо. Мы в Москве. Живем у бабушки на Воронцовской ул. Мама ведет меня в Большой театр. Мы сидим в ложе, я на коленях у высокого, очень красивого человека. Он сидит в кресле. Потом я узнала — это был Станиславский. Мама у него училась и он, как видно, пригласил нас на "Золотого петушка".
Все запомнилось, и театр, и весь спектакль. Уж очень все было для меня необычно. И этот спектакль запомнился мне на всю жизнь. Опять не знаю, как и где, но мы в Уфе 1931—1932 гг. Мы живем в деревянном доме на 2-ом этаже. Большой двор. К нам приходит Лева, он меньше меня. Я его вожу на р.
Белую, куда нам запрещено ходить. Мы часто, вернее, каждый день, видели детей, которые собирают траву. Я их запомнила на всю жизнь. Тонкая шея, большой живот, тонкие руки и ноги. Это голод. Утром, когда меня ведет мама в детский сад, на улицах лежат мертвые люди — женщины и дети. Все это запомнилось на всю жизнь. Бабушка нам присылает из Москвы муку.
Она ходит в Торгсин и все, что есть у нее ценное, сдает туда и шлет нам. На это мы и живем. Я заболела дифтеритом. Каждый день к нам приходят молодые люди, товарищи мамы, но гораздо моложе ее. Они по очереди дежурят со мной. Знала, что папа в Москве — у него тиф. Как видно, это зима, так как они приносят каждый по 3—4 полена. Топят печь, а мама из муки готовит на рыбьем жире лепешки.
С этого времени я полюбила рыбий жир и могу пить его. Стол около меня был колченогий, и я часто нарочно его качала, и лекарства падали. Но никогда ни они, ни мама не ругали меня. Бабушка Кора и дедушка Сережа где-то далеко. Иногда приходили от них письма. Мы с мамой часто ходили недалеко от нас в одноэтажный дом, где жила группа людей. Туда иногда приходила я одна. Память о ней не изгладилась до сих пор, как видно, она была обаятельной, если ребенок запомнил ее на всю жизнь.
Когда мы уезжали, то билеты были на одно число, а багаж на другое число. Ломовой извозчик должен был отправить багаж через два дня. И мама весь запечатанный багаж оставила у Марии Спиридоновой. А накануне отправки багажа Марию Спиридонову и всех товарищей арестовали. И забрали весь наш багаж, хотя там был наш адрес и квитанция на отправку. Это нам сообщил извозчик. Так кончился уфимский период. Очень хорошо помнила Леву и ждала его всю жизнь, это мой родственник.
Встретились мы уже в 60-х годах. Хорошо помню его маму — Доброхотову Александру Сергеевну и бабушку. Бабушка была небольшого роста, худая, строгая, почему-то потом, когда выросла, ее облик у меня ассоциировался со старой интеллигенцией.
Они начинали как соратники
СУДЬБА ЛЮДЕЙ НА ФОТО 1897 г С ЛЕНИНЫМ. | Юлий Осипович Мартов (псевдоним Лев Мартов, настоящая фамилия Цедербаум) — российский политический. |
Мартов Юлий Осипович. Большая российская энциклопедия | В марте 1901 года Юлий Осипович приехал в Мюнхен и сразу стал соредактором выходившей уже газеты «Искра». |
Они начинали как соратники | 4 апреля 1923 года Юлий Осипович Мартов умер в туберкулезном санатории в Шварцвальде. |
Telegram: Contact @archivesru | 24 ноября исполнилось 150 лет со дня рождения Юлия Осиповича Мартова (1873–1923), а 4 апреля состоялась 100-летняя годовщина со дня его смерти. |
Почему Юлий Мартов требовал снять Сталина с должности в 1918 году | Мартов, Юлий Осипович 1873 1923 российский политический деятель, публицист, участник революционного движения, основатель меньшевизма. |
Первая эмиграция (1901–1905)
- Мартов Юлий Осипович
- 2023 - Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ)
- Мартов интервью
- Судьба родных Л. Мартова в России после 1917 года - Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы
- Читайте также
- Мартовский код
Они начинали как соратники
Он активно работал по подготовке к изданию газеты «Искра» и журнала «Заря», был сотрудником редакции, также привлекал к участию своих соратников и родственников. В Германии базировалась редакция газеты с 1901 г. В августе 1901 г. За границей помимо работы по изданию «Искры», в редакции которой он был по существу самым активным сотрудником, он читал лекции в Высшей русской школе общественных наук в Париже, поддерживал тесный контакт с Лениным. Сторонников Ленина стали называть большевиками, а мартовцев — меньшевиками. После съезда Мартов вошел в бюро меньшевиков и в редакцию новой «Искры». Участвовал в революции 1905, член Петербургского совета. На Женевской конференции меньшевиков апрель — май 1905 г.
Что же касается его отношения к Ленину , то в статье «На очереди» впервые для определения взглядов Ленина он ввел термин «ленинизм». Вернувшись в октябре 1905 г. Даном , Мартов участвовал в работе Петербургского Совета рабочих депутатов , вошел в Организационный комитет меньшевистский партийный центр , работал в редакциях газет «Начало» и «Партийные известия». С декабря 1905 г. В 1906 г. В феврале содержался в одиночной камере, затем — под надзором полиции. А в июле по решению Особого совещания был приговорен к трехгодичной ссылке в Нарымский край, которая в сентябре была заменена высылкой за границу.
Сначала Мартов жил в Женеве, затем в Париже. В 1907 г. На Штутгартском конгрессе 2-го Интернационала вместе с Лениным и Р. Люксембург он внес радикальные поправки в резолюцию об отношении к войне. В 1912 г. Мартов участвовал в Августовской конференции социал-демократов в Вене, где выступал с докладом об избирательной тактике. В 1913 г.
В начале мировой войны он стоял на интернационалистских позициях, находился на левом фланге меньшевизма. Он работал в редакции парижских газет «Голос» и «Наше слово», откуда вышел в марте 1916 г. Во время Первой мировой войны был ее противником.
Знакомство с Лениным В октябре 1895 года Мартов вернулся в Петербург после двухлетней ссылки. Он планировал наладить издательское дело и печатать агитационные материалы для бастующих рабочих. Произошла его встреча с Александром Потресовым, университетским приятелем, который тогда занимался изданием книги «Монистический взгляд на историю» ведущего российского теоретика марксизма Георгия Плеханова.
После знакомства с этим произведением Мартов окончательно отказался от народнических предрассудков, укрепился в своих убеждениях и стал приверженцем учения Маркса. Плеханов находился в эмиграции с 1880 года, жил в Швейцарии. Оказалось, что Потресов во время заграничного путешествия познакомился с «отцом русского марксизма». Плеханов тяготился своей оторванностью от родины и хотел наладить практическую работу в России, чтобы его теоретические разработки могли реализоваться, претвориться в жизнь. За границей он налаживал контакты с представителями международного рабочего движения. В ноябре 1895 года Мартов и Ленин стали соратниками и создали в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
Эта организация объединяла наиболее прогрессивные силы и занималась распространением нелегальной литературы, политическим просвещением рабочих и борьбой с идеологическими противниками. В декабре Ленина арестовали. Спустя месяц под стражей оказался Мартов. По приговору суда Мартову назначили трехлетнюю ссылку в сибирском селе Туруханск. Ленина ожидала та же участь, но ссылку назначили в Шушенском. Перед отбытием зимой 1897 года друзья сфотографировались на память с другими участниками петербургского «Союза борьбы за освобождение…».
Этот снимок стал хрестоматийным. После окончания ссылки Мартов и Ленин эмигрировали в Европу.
Делегат II съезда РСДРП июль — август 1903, Брюссель, Лондон , на котором внёс альтернативное ленинскому определение условий членства в партии — работа под контролем и руководством одной из партийных организаций вместо обязательного личного участия в деятельности низовой организации, на чём настаивал Ленин. Мартов требовал также ослабления полномочий центральных учреждений партии. Вокруг Мартова объединились все противники Ленина, в дальнейшем получившие название меньшевиков.
От других признанных идеологов меньшевизма отличался неприятием бернштейнианства , однако активно поддержал идею А. Потресова о союзе РСДРП с либералами в борьбе за демократию, а также, хотя и с некоторыми оговорками, предложенный Аксельродом план участия социал-демократии в «банкетной кампании» 1904 г. Рассматривал начавшуюся революцию 1905—1907 гг. Категорически отрицал выдвинутую В. Лениным идею революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства как возможный итог победы революции, считая пока максимумом возможного установление буржуазно-демократической республики.
Противник действий, направленных на «организацию» революции, подготовку вооружённого восстания силами подпольщиков. Снова в России 1905—1907 После издания Манифеста 17 октября 1905 г. Участвовал в работе Санкт-Петербургского совета рабочих депутатов, член редакции легальной меньшевистской газеты «Начало». Юлий Мартов. Начало 20 в.
Поддержал объединительные устремления большевиков и меньшевиков. На рубеже 1905—1906 гг. Сторонник идеи «рабочего съезда», выдвинутой в 1905 г. Аксельродом предполагалось, что съезд, организованный передовыми элементами пролетариата, создаст базу для коренного реформирования РСДРП на основе всех социалистических течений, представленных в рабочем классе, и по образцу легальных европейских социал-демократических партий. В феврале и июле 1906 г.
В сентябре того же года выслан за границу. Около месяца находился в Германии, затем нелегально вернулся в Россию, проживал в Финляндии. Вместе с Лениным и Р. Люксембург внёс радикальные поправки в его резолюцию об отношении социалистов к войне, в частности о том, что они обязаны в случае начала военных действий стремиться использовать вызванный войной экономический и политический кризис для политического пробуждения народа и ускорения свержения капитализма. Вторая эмиграция 1907—1913 В конце 1907 г.
Жил в Женеве, с 1909 г. Один из основателей, редакторов и ведущий публицист журнала «Голос социал-демократа» Женева; Париж, 1908—1911 , занимавшего в меньшевизме позицию центра между «партийцами» и «ликвидаторами» был ближе к последним. Взгляды Мартова на партийную тактику и организацию привели его к политическому и личному разрыву с Г. Один из редакторов крупного обобщающего коллективного труда «Общественное движение в России в начале ХХ века» Тома 1—4, книги 1—6, Санкт-Петербург, 1909—1914 , автор глав по истории РСДРП в 1918 были опубликованы отдельным изданием под названием «История российской социал-демократии». В 1908—1911 гг.
В результате опыта работы в объединённых партийных органах Мартов убедился в невозможности сосуществования меньшевиков и большевиков в одной партии, изложил свою позицию в брошюре «Спасители или упразднители? Отрицательно оценивал существовавшие формы подпольных партийных организаций, считал необходимым создание легальной рабочей партии, которая бы опиралась на фракцию РСДРП в Государственной думе, профессиональные союзы, общества самообразования, кооперативы. Но в отличие от последовательных «ликвидаторов» не призывал к немедленному разрушению нелегальных структур партии. Последовательно отрицал тактику заговора в боевой тактике социал-демократов, противопоставляя им завоевание народом демократических свобод вследствие дезорганизации государственного аппарата и использование любой возможности легальной организации масс. При этом скептически относился к революционному потенциалу крестьянства.
Поддержал Л.
В детстве Юлия Осиповича уронила гувернантка, в результате чего он сломал ногу, которая позже неправильно срослась, и хромал всю последующую жизнь. К революционному движению Юлий Цедербаум присоединился на первом курсе Петербургского университета, за что в 1892 году был арестован и после полутора лет в тюрьме выслан в Вильно под надзор полиции. Студент Цедербаум Студент Цедербаум 4.
В 1895 году вместе со своим другом Владимиром Ульяновым и другими революционерами Цедербаум участвовал в создании «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В том же году организация была разгромлена полицией, Цедербаум и Ульянов отправились в тюрьму, а затем в ссылку. Союз борьбы за освобождение рабочего класса. В центре - Владимир Ульянов, рядом с ним Юлий Цедербаум 5.
В 1901 году Цедербаум берет себе псевдоним Мартов.
Мартов, Юлий Осипович
Ленин требовал от членов РСДРП личного участия в работе одной из партийных организаций, а Мартов — регулярного личного содействия партии под руководством одной из ее организаций. Может показаться, что две формулировки схожи. Однако их следует воспринимать в контексте дискуссии о партийном строительстве по поводу книги «Что делать? Большинство делегатов съезда в вопросе членства поддержали позицию Мартова. Но после этого произошло событие, из-за которого понятие «большевики» закрепилось именно за сторонниками Ленина.
На съезде присутствовали члены «Бунда», они добивались особого положения в партии. Данное требование не было удовлетворено, большинство делегатов выступили против. Тогда бундовцы покинули съезд, и Мартов остался без их голосов. Ленин исключил из редколлегии «Искры» всех, кого захотел, расширил полномочия ЦК по сравнению с правами местных комитетов РСДРП и включил принцип кооптации членов в руководящие органы партии, что заменяло процедуру их избрания.
Таким образом, произошел раскол на две фракции. Мартов стал лидером меньшевиков и заявил о необходимости поднять «знамя восстания против ленинизма». Критик Ленина, противник Сталина Мартов вернулся в Россию в октябре 1905 года во время общероссийской политической стачки. В связи с изданием царского манифеста о созыве Государственной думы он выступил за активизацию легальных методов борьбы.
Радикализм мог отпугнуть непролетарские силы от социал-демократов, поэтому Мартов агитировал за формирование в Думе широкой антиправительственной коалиции для оказания противодействия самодержавию. Вскоре полиция обратила внимание на деятельность лидера меньшевиков и предложила ему альтернативу: ссылка в Сибирь или эмиграция. Мартов был вынужден вновь покинуть Россию. В 1911 году Мартов выступил против насильственных методов большевиков, которые могли дискредитировать всех революционеров.
Отец — Иосиф Александрович 1839—1907 — служил в Русском обществе пароходства и торговли , работал корреспондентом «Петербургских ведомостей» и « Нового времени ». Мать рано осталась сиротой и воспитывалась в католическом монастыре в Константинополе, вышла замуж сразу после выхода из монастыря, родила одиннадцать детей, троих похоронила [1]. Мартов в 1892 году C раннего детства хромал. Гувернантка уронила его с небольшой высоты, в результате чего мальчик сломал ногу. О случившемся гувернантка долго никому не рассказывала, из-за чего лечение началось поздно и нога срослась неправильно. Несмотря на длительное лечение, по вспоминаниям его сестры Лидии «он так и остался на всю жизнь хромым, невольно волоча свою больную ногу, сильно сутулясь при ходьбе… Это обстоятельство сыграло, думаю, немаловажную роль в его жизни и во всём его развитии» [1]. Племянница Мартова Юлиана Яхнина вспоминала: «Мама всегда рассказывала мне об удивительной нравственной атмосфере, которая царила в семье. Они придумали государство, названное ими Приличенск. Турцию семья покинула в 1877 году в связи с русско-турецкой войной [1].
Учился Юлий три года в 7-й гимназии Санкт-Петербурга , один год — в Николаевской Царскосельской гимназии. В 1891 году он окончил Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию [2] [3] и поступил на естественное отделение Физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Отец мой, в 1860-х годах переживший увлечение тогдашней молодёжи, остался навеки почитателем Герцена , к которому когда-то ездил в Лондон «на поклон», — писал Мартов в «Записках социал-демократа». Политическая деятельность[ править править код ] Мартов сидит, справа в составе членов Союза борьбы за освобождение рабочего класса 1897 Уже на первом курсе Петербургского университета создал революционный кружок. В 1892 г. Полтора года он находился в Доме предварительного заключения и в « Крестах ». Его исключили из университета и летом 1893 г. Здесь он принимал участие в деятельности местной социал-демократической организации, в движении за создание Всеобщего еврейского рабочего союза Литвы, Польши и России с 1897 г. После отбытия наказания в 1895 г.
Лениным был одним из основателей петербургского Союза борьбы за освобождение рабочего класса название организации придумал Мартов , за что был в 1896 г. В 1899 г. Мартов поддержал написанный 17-ю ссыльными «Протест российских социал-демократов» против «Кредо» « Экономистов » Е. В ссылке он пишет ещё две работы: «Рабочее дело в России» и «Красное знамя в России». В январе 1900 г. Затем заключил «тройственный союз» в поддержку газеты с А.
Мартов говорил о том, что война должна закончится в самое ближайшее время, и что должен наступить демократический мир. В начале Февральской революции 1917 года Ю.
Мартов не поддержал вхождение во Временное правительство социал-демократов, поскольку это, согласно его взглядам, могло стать помехой в зарождающихся солдатских и рабочих массах «политической самодеятельности» и самосознания, которые необходимы для социалистических преобразований, которые образуются впоследствии. При этом, он все также продолжал критиковать большевицкую стратегию за то, что в ней они стремились привлечь в революционное движение солдатско-крестьянские массы, которые являются чуждыми для социализма и интересов рабочего класса. Замечание 2 В этот период Ю. Мартовым возглавлялась фракция так называемых меньшевиков-интернационалистов, которые выступали с критикой «революционной обороны», за демократический мир и международную солидарность рабочих всех стран. Мартов был избран в качестве делегата первого, второго, третьего и четвертого съезда Советов. В своих выступлениях на съездах он резко осуждал наступления на фронте и требовал, чтобы был организован созыв международной конференции социалистов с целью прекращения военных действий. Октябрьская социалистическая революция трактовалась им в качестве ошибочного действия со стороны большевиков, он также призывал солдат и рабочих к отказу от вооруженного захвата власти. Согласно его позиции, спасение революции в те времена было возможным только в ситуации заключения мира, а также проведения значимых социальных реформ.
На четвертом Чрезвычайном съезде Советов, Ю. Мартов выступил с речью, в которой высказался против заключения Брестского мира, и вместе с этим выступил за создание однородного социалистического правительства вместо Совета комиссаров «новой власти». При этом, в декабре 1918 года, на Всероссийском партийном совещании большевиков он поддержал политику советского правительства по вопросам борьбы с контрреволюцией, и провозгласил идею снятия требования Учредительного собрания. Являясь настоящим политиком, Мартовым был принят факт наличия советского строя, однако он остался приверженцем демократической республики и продолжил критиковать советское правительство. В октябре 1920 года Мартовым, по поручению ЦК партии меньшевиков которая была легализована 30 ноября 1919 года был совершен выезд за границу, где он выступал в качестве представителя партии во втором Интернационале, с сохранением советского гражданства. В 1921 году он стал создателем Венского, либо, как это называется — второго Интернационала. Он умер от туберкулеза и был захоронен в Берлине. Большая часть сознательной жизни Ю.
С социалистической точки зрения, четыре бывших великих князя стоят не больше, чем четыре любых обывателя. Но столько они стоят, и жизнь каждого из них для всякого, не променявшего пролетарский социализм на звериную мораль профессионального палача, столь же неприкосновенна, как жизнь любого торговца или рабочего. За что их убили? За что, продержав в тюрьме месяцев и успокаивая их каждый день, что никакая опасность не грозит их жизни со стороны представителей пролетарской диктатуры, их в тихую ночь повели на расстрел — без суда, без предъявленных обвинений?
Какая гнусность! Какая ненужно-жестокая гнусность, какое бессовестное компрометирование великой русской революции новым потоком бессмысленно пролитой крови!
СУДЬБА ЛЮДЕЙ НА ФОТО 1897 г С ЛЕНИНЫМ.
Мартовский код // — Глобальный еврейский онлайн центр | Россия Мартов Юлий Осипович Цедербаум социал-демократы Меньшевизм Революция 1919 текст Читать полностью бесплатно онлайн. |
Мартов, Юлий Осипович | Virtual Laboratory Wiki | Fandom | Юлий Осипович Мартов (псевдоним Лев Мартов, настоящая фамилия Цедербаум) — российский политический деятель, публицист, участник революционного движения, основатель меньшевизма. |
Юлий Мартов, его жизнь, идеи и революционная деятельность | Юлий Осипович Мартов (Цедербаум) известный деятель революционного движения, один из лидеров фракции, а затем и партии «меньшевиков», образовавшейся в результате раскола РСДРП. |
Они начинали как соратники | Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум; 24 ноября 1873, Константинополь — 4 апреля 1923 года, Шёмберг, Германия) — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков, публицист. |
Трагедия Мартова
Если смотреть на количественную сторону, то в начале века Бунд был весьма внушительной общественной силой. Как сообщвет историк Бунда М. Рафес, в 1904 году общее количество членов рабочей еврейской партии насчитывало более 20 тысяч человек, более чем в два раза превосходя русские партийные организации. В конце девяностых годов Ю. Мартов видел в Бунде едва ли не важнейшее условие достижения евреями равноправия в области гражданских прав125. Для Мартова политическая «мягкость» это не только склонность и способность к компромиссам, но и понимание необходимости в любых условиях!
Именно это обстоятельство, а не «пункт первый» устава, развело Мартова с Лениным со временем навсегда. Возможно, в конфликте Мартова с Лениным лежали не столько политические императивы, сколько нравственные. Приведу одно любопытное свидетельство, упоминаемое Б. Двиновым в «Новом журнале». Как рассказывала сестра Мартова Лидия Дан, в детстве дети Цедербаумов своими играми создали некий идеальный мир, который именовали «Приличенск».
Игры, где особо ценятся честь, достоинство, совесть, составляют основу человеческого приличия. Сестра Мартова вспоминала, что в семье произошел случай, потрясший всех, и особенно Юлия. Для младшего брата Владимира взяли кормилицу из деревни. Какое-то время спустя кормилица получила письмо, в котором сообщалось, что ее родной ребенок дома от плохого питания умер. Видя горе несчастной женщины, маленький обитатель «Приличенска» взял с сестер клятву, что они никогда больше «не допустят такой подлости».
Будучи взрослым человеком, Мартов не раз вспоминал этот случай, который оставил в его душе глубокий шрам126. Для ребенка, гимназиста, студента, а затем и социал-демократа Мартова моральное кредо значило слишком много, чтобы его игнорировать. В отношениях с молодым Владимиром Ульяновым Юлий Мартов вначале вскользь, а затем более рельефно рассмотрел черты, которые создали в конце концов непреодолимый водораздел между ними. В своих «Записках социал-демократа», которые успели выйти в Берлине при жизни Мартова, автор вспоминал, что в конце века В. Ульянов «оставлял при первом знакомстве несколько иное впечатление, чем то, которое неизменно производил в позднейшую эпоху.
В нем еще не было, или по меньшей мере не сквозило, той уверенности в своей силе — не говорю уже в своем историческом призвании, — которая заметно выступала в более зрелый период его жизни. Ему было тогда 25—26 лет… Ульянов еще не пропитался тем презрением и недоверием к людям, которое, сдается мне, больше всего способствовало выработке из него определенного типа вождя». Правда, Мартов тут же замечает, что «элементов личного тщеславия в характере В. Ульянова я никогда не замечал»127. Свидетельства Мартова о моральной эволюции Ленина весьма интересны.
В генетических корнях нравственности этого человека проявляются многие особенности его натуры, наложившие глубокий отпечаток на деятельность созданной им партии. Решительным и беспощадным Ленин стал не сразу. Вернемся еще раз к воспоминаниям Мартова. На одной студенческой вечеринке в Петербурге Ульянов «выступал с речью против народничества, в которой, между прочим, со свойственной ему полемической резкостью, переходящей в грубость, обрушился на В. Речь имела успех.
Но когда по окончании ее Ульянов от знакомых узнал, что атакованный им Воронцов находится среди публики, он переконфузился и сбежал с собрания»128. Со временем, с годами Ленин перестанет «конфузиться» и обретет твердость и непреклонность, переходящие в жестокость. Познакомившись с материалами о положении на вязально-текстильной фабрике Мостекстиля, в записке И. Сталину и И. Уншлихту он советует «созвать из архинадежных людей совещание тайное» для выработки мер борьбы с расхитителями, кои должны быть весьма просты: «поимка нескольких случаев и расстрел»129.
Судьба отношений Мартова и Ленина — это судьба двух концепций революционного развития в России: гуманной — демократической и силовой — тоталитарной. Вопрос далеко выходит за рамки личных отношений и отражает драму борьбы двух начал: политики в союзе с моралью и политики, подчинившей мораль. Борьба в редакции «Искры» и вокруг нее означала для Мартова нечто большее, нежели просто фракционная борьба. Он видел в ней прообраз власти, утверждающей себя «любой ценой». Поддерживая высказывания Плеханова о «бонапартизме» Ленина, Мартов написал специальную брошюру против монополии центра с его контролем и жесткими директивами.
Это положение автор работы назвал «осадным положением в партии»130. А оно, это «осадное положение», создавалось с самого начала. Этого не скрывал и Ленин. В своем «Ответе Розе Люксембург», написанном в сентябре 1904 года, он указывает: «Каутский ошибается, если он думает, что при русском полицейском режиме существует такое большое различие между принадлежностью к партийной организации и просто работой под контролем партийной организации»131. До революции 1917 года Ленин, по сути, борется за свою главную идею: создать монолитную, централизованную партию, с помощью которой можно прийти к власти.
Он не задается мыслью, что будет потом? Ведь партия-орден уже будет создана?
Ее тираж составлял 8-10 тысяч экземпляров, что позволяло привлекать сторонников и формировать из них политическую силу. Вспоминая о тех временах много лет спустя, Потресов писал: «Плеханова — почитали, Мартова — любили, но только за Лениным беспрекословно шли, как за единственным бесспорным вождем». Ситуация резко изменилась после публикации в 1902 году книги Ленина «Что делать? В ней предлагалось создать «партию нового типа»: жестко централизованную и строго законспирированную подпольную организацию, состоящую из профессиональных революционеров, связанных железной дисциплиной. Подобные идеи встретили критику Мартова. Он утверждал, что в книге Ленина провозглашается организационный централизм, который устанавливает культ профессиональных революционеров и отвергает принцип демократического контроля над руководством партии. В «Истории российской социал-демократии» Мартов отмечал, что массовое политическое движение невозможно втиснуть «в прокрустово ложе конспиративно-бюрократической системы». Кроме того, проявилась склонность Ленина к политической интриге.
Накануне проведения съезда партии он обратился к Мартову с предложением объединить силы против Плеханова и исключить из редколлегии «Искры» неугодных ему людей. Подобное предложение возникло из-за идеологических разногласий между Лениным и остальными «искровцами», среди которых особенным уважением пользовался Плеханов. Столкнулись не только личные амбиции, но и разные взгляды на прошлое и настоящее России», — пишет историк Станислав Тютюкин в книге «Меньшевизм. Страницы истории». Возникла дискуссия о членстве в партии. Ленин требовал от членов РСДРП личного участия в работе одной из партийных организаций, а Мартов — регулярного личного содействия партии под руководством одной из ее организаций. Может показаться, что две формулировки схожи. Однако их следует воспринимать в контексте дискуссии о партийном строительстве по поводу книги «Что делать? Большинство делегатов съезда в вопросе членства поддержали позицию Мартова.
Кроме того, проявилась склонность Ленина к политической интриге. Накануне проведения съезда партии он обратился к Мартову с предложением объединить силы против Плеханова и исключить из редколлегии «Искры» неугодных ему людей. Подобное предложение возникло из-за идеологических разногласий между Лениным и остальными «искровцами», среди которых особенным уважением пользовался Плеханов. Столкнулись не только личные амбиции, но и разные взгляды на прошлое и настоящее России», — пишет историк Станислав Тютюкин в книге «Меньшевизм. Страницы истории». Возникла дискуссия о членстве в партии. Ленин требовал от членов РСДРП личного участия в работе одной из партийных организаций, а Мартов — регулярного личного содействия партии под руководством одной из ее организаций. Может показаться, что две формулировки схожи. Однако их следует воспринимать в контексте дискуссии о партийном строительстве по поводу книги «Что делать? Большинство делегатов съезда в вопросе членства поддержали позицию Мартова. Но после этого произошло событие, из-за которого понятие «большевики» закрепилось именно за сторонниками Ленина. На съезде присутствовали члены «Бунда», они добивались особого положения в партии. Данное требование не было удовлетворено, большинство делегатов выступили против. Тогда бундовцы покинули съезд, и Мартов остался без их голосов. Ленин исключил из редколлегии «Искры» всех, кого захотел, расширил полномочия ЦК по сравнению с правами местных комитетов РСДРП и включил принцип кооптации членов в руководящие органы партии, что заменяло процедуру их избрания. Таким образом, произошел раскол на две фракции. Мартов стал лидером меньшевиков и заявил о необходимости поднять «знамя восстания против ленинизма».
При этом с 1910 года Малиновский был агентом-осведомителем охранки. В 1914 году недавно назначенный командующим Отдельным корпусом жандармов Владимир Джунковский потребовал, чтобы Малиновский ушел из Госдумы и выехал за границу. Джунковский опасался скандала, который вспыхнет, если вдруг выяснится, что депутат от оппозиционной партии является сотрудником полиции. Скандал действительно случился, но в среде социал-демократов. Когда Малиновский сдал депутатский мандат, меньшевики обвинили его в предательстве. Большевики создали комиссию, которая не обнаружила никаких порочащих Малиновского фактов. Ленин разразился статьей «К делу клеветников» с нападками на Мартова. Во время Первой мировой войны Малиновский попал в плен. Ленин и другие большевики оказывали ему материальную поддержку. Но после войны и прихода большевиков к власти факт провокаторства был доказан. В ночь с 5 на 6 ноября 1918 года по приговору Верховного революционного трибунала Романа Малиновского расстреляли. О своих старых уверениях в его невиновности Ленин не вспоминал. После прихода Ленина к власти в 1917 году Мартов резко критиковал политику большевиков — разгон Учредительного собрания, Брестский мир, продразверстку, «красный террор», убийство царской семьи. Однопартийная система утвердилась не сразу, поэтому он мог представлять партию меньшевиков на государственных должностях — был членом ВЦИК, депутатом Моссовета. Юлий против Сталина Хотя большевики, придя к власти, закрыли «буржуазные» газеты, меньшевистская газета «Вперед» продолжала выходить после октября 1917 года. Сталину, который в свое время был исключен из партийной организации за прикосновенность к экспроприациям». Народный комиссар по делам национальностей Иосиф Сталин подал на Мартова в московский революционный трибунал печати. В суде Мартов заявил, что ревтрибунал должен рассматривать дела о преступлениях против народа, а частные жалобы — дело народного суда: «Даже в королевской Англии в случае оскорбления личной чести короля дело о таком оскорблении слушается в обычном суде. Поэтому я считаю, что меня не должен судить трибунал, состоящий из моих политических противников». Судья отверг его замечание. Мартов попросил вызвать свидетелей, способных доказать правдивость его слов.
Мартов Юлий Осипович
Юлий Осипович Мартов, также известный как Юлий Цедербаум, родился 10 ноября 1873 года в Киеве, в семье еврейских торговцев. Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум), (1873 — 1923) — профессиональный революционер, лидер меньшевизма, теоретик и практик социал-демократического движения, участник революционного движения с 1892 г., один из создателей. Мартов Юлий Осипович (настоящая фамилия Цедербаум) 12 ноября 1873, Константинополь – 4 апреля 1923 г. Шемберг, Германия) Из зажиточной семьи служащего Русского общества. Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум; 24 ноября 1873, Константинополь — 4 апреля 1923 года, Шёмберг, Германия) — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшев. Юлий Осипович Мартов, псевдоним Лев Мартов, настоящая фамилия Цедербаум, (1873—1923) — российский политический деятель, публицист, участник революционного движения, основатель меньшевизма.
Они начинали как соратники
Все остальные под влиянием Юлия вступили на путь революционной борьбы совсем юными, почти одновременно в 1895—1898 гг. Вслед за ним они прошли через тюрьмы и ссылки, работали в организации «Искра», были видными деятелями меньшевистской фракции и партии. Какие факторы определили выбор всеми ими такого жизненного пути? Свести все причины только к их протесту против антисемитизма, конечно, нельзя. Внуки гаскала были глубоко ассимилированы в российское общество, не соблюдали еврейских традиций, не знали еврейского языка, хотя и знали, что они евреи, а конкретные проявления антисемитизма не оставляли их равнодушными. Они росли не на национальной, а на космополитической почве. Достаточно указать, что домашним языком в семье был французский — язык, на котором говорила их мать. В то же время они воспитывались на русской демократической литературе. С одной стороны, идеология Д.
Писарева сыграла в этом воспитании немаловажную роль. Культ утилитаризма и отрицания сторонников его называли «нигилистами» , вопрос «о голодных и раздетых людях» как цель мышления, преклонение перед естественными науками — идеи, усвоенные Юлием в детстве. С другой стороны — революционно-демократические идеи, мировоззрение А. Герцена, большим поклонником которого был их отец. Другим важным фактором, оказавшим влияние на формирование личности Мартова, был его физический недостаток — хромота. Кормилица уронила его с высокой кровати, и он сломал ногу. Он так и остался на всю жизнь хромым, приволакивал ногу, сильно сутулился при ходьбе, никогда не мог бегать, играть в подвижные игры и часто подвергался насмешкам сверстников. Будучи натурой деятельной, Юлий пытался создать свой идеальный мир.
Он придумал себе собственную Утопию — город «Приличенск», основанный на началах правды, справедливости, равенства и любви к ближнему, противопоставляемый городу «Глупову» из повести М. Салтыкова-Щедрина, олицетворявшему ложь, несправедливость, неравенство и ненависть между людьми. Обладая задатками лидера, он организовал игру в «Приличенск», которая состояла в том, что дети представляли в диалогах все, что читали или о чем слышали. В этой игре создавался какой-то иной мир, параллельный реальному, но для детей вполне осязаемый.
Название для обозначения фракции придумал Мартов. После того, как Ленин назвал свою группу, получившую большинство голосов съезда, большевиками, Мартов в противовес ему назвал свою группу меньшевиками. Такое название позже сыграет отрицательную роль в позиционировании фракции среди населения. Юлий Мартов Юлий Мартов 8. Мартов, как и Ленин, вернулся из эмиграции в Россию после Февральской революции 1917 года в «пломбированном вагоне» через территорию Германии, поскольку занимал антивоенную позицию. После возвращения получить ведущую роль в Петроградском совете рабочих и солдатских депутатов, несмотря на авторитет, Мартову не удалось. Октябрьскую революцию, как и последующий разгон Учредительного собрания, Мартов не принял, но не покинул страну, продолжая критиковать своего бывшего друга Ленина и его соратников. При этом, в отличие от меньшевиков-эмигрантов, призывал к борьбе с властью большевиков не путем войны и интервенции, а путем дискуссий в Советах всех уровней и агитации населения.
Как будто недостаточно было уральской драмы — убийства членов семьи Николая Романова! Как будто недостаточно, что кровавая баня помогла русским контрреволюционерам и их агитации в Западной Европе против революции. В момент, когда всеми силами надо помогать европейским друзьям русской революции в их кампании против вооруженного вмешательства и против блокады, усердные не по разуму террористы доставляют худшим врагам революции такой благодарный материал, как сообщение о бесцельном и безмотивном убийстве нескольких пленников! Когда в августе они были взяты заложниками, Социалистическая академия, которую вряд ли заподозрят в антибольшевизме, протестовала против ареста Николая Михайловича как ученого историка , чуждого политики. Теперь и этого мирного исследователя истории — одного из немногих интеллигентных Романовых — застрелили, как собаку. И если есть коммунисты, есть революционеры, которые сознают гнусность расстрела, но боятся заявить протест, чтобы их не заподозрили в симпатии к великим князьям, то вдвойне стыдно за эту трусость — позорный спутник всякого террора!
Первым на этот путь вступил Юлий, вслед за ним пошли остальные. На фотографиях — внуки Александра Цедербаума, в обоих случаях в центре за столом сидит Мартов. Фотографии сделаны в Москве не ранее конца августа — не позднее 21 сентября 1920 г. Владимир отсутствует на этих фотографиях потому, что в это время он ожидал в тюрьме пересмотра своего приговора по делу «Тактического центра». Нет здесь и старшей из сестер Мартова Надежды — жены гимназического приятеля Мартова С. Кранихфельда, умершего еще в 1914 г. Ее отсутствие, возможно, связано с интригами сестер. Надежда, будучи старшей из них, считала себя обязанной воспитывать младших. Делала она это с огромным рвением и чувством ответственности, но, судя по всему, без достаточного такта. С точки зрения Надежды, сестры впадали в «смертный грех», полируя ногти, пудря нос, стремясь одеться покрасивей, вместо того чтобы ходить «по нигилястячьи» и читать К. Они рано вышли замуж, а мужей выбрали, по мнению Надежды, неправильно. Такое давление и диктат не могли не вызвать протеста. Кроме того, младшие сестры считали Надежду ответственной за раннюю смерть отца. Когда он заболел крупозным воспалением легких, она пригласила лечить его доктора Н. Вигдорчика, потому что он был социал-демократом вместо того, чтобы пригласить дорогого специалиста по легочным заболеваниям. А, возможно, дело было совершенно в другом: Надежда в это время была занята хлопотами о сыне Андрее Кранихфельде, арестованном по делу Социал-демократического союза рабочей молодежи. Как бы там ни было, на рассматриваемых фотографиях Надежды нет, а из запечатленных лишь младшие сестры Рита и Женя остались вне политики. Все остальные под влиянием Юлия вступили на путь революционной борьбы совсем юными, почти одновременно в 1895—1898 гг. Вслед за ним они прошли через тюрьмы и ссылки, работали в организации «Искра», были видными деятелями меньшевистской фракции и партии. Какие факторы определили выбор всеми ими такого жизненного пути? Свести все причины только к их протесту против антисемитизма, конечно, нельзя.