СОРОКИ, народный праздник "СОРОК СОРОКОВ".
Сороки: что за праздник, традиции и приметы, рецепт печенья, что нельзя делать 22 марта
Праздник называется Сороки, вот и пекли «сороки». СОРОКИ, народный праздник "СОРОК СОРОКОВ". народный праздник Сороки или Жаворонки и церковный день памяти сорока Севастийских мучеников. Народный праздник "Федор Тирон" отмечают 2 марта в невисокосный год или 1 марта в високосный. На день весеннего равноденствия в марте месяце приходится древний славянский праздник Жаворонки, который мало кто знает и даже люди золотого возраста уже почти и не вспоминают. В народе этот день считался днём второй встречи весны (первая была на Сретение 15 февраля, третью ждут на Благовещение 7 апреля) и одним из самых больших праздников в году.
О птице сороке , празднике Сорока Севастийских мучениках и о народной куколке "Сорока"
В народе день памяти сорока Севастийских мучеников получил название Сороки. Звался этот день «Сороки». праздник возрождения природы 22 марта. Праздник тогда имел несколько названий: «Сороки», «Сорок сороков», «День Сорока святых» и другие. 9/22 марта – день Сорока мучеников севастийских, установлен в память о воинах-христианах римского легиона, принявших мученическую смерть за веру на Севастийском озере в 320 г. н.э.; народное название Дня – «Сороки». Сороки (праздник) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сороки (значения). Сороки Обрядовое печенье «Жаворонки» Тип народно-православный иначе Жаворонки, Кулики, Заклички, Сорок сороков также Сорок мучеников (христ.).
День Сорока Сороков: почему 22 марта нужно печь жаворонков и поминать усопших
Предвестниками весны считались жаворонки. Традиции праздника, или Зачем сегодня пекут жаворонков? По одной из версий, традиция печь весной жаворонков пришли из древних языческих времен. Наши предки праздновали день весеннего равноденствия, который приходился на 22 марта. Они считали, что именно в это время после зимовки птицы возвращаются в родные края.
Прилетел жаворонок — значит можно начинать работы в полях. На Руси со временем стали печь птиц из постного теста 22 марта к празднику Сорока святых Севастийских мучеников. Жаворонки из теста означают летящие к Богу души или их молитву. А в наши дни жаворонки — вкусное весеннее угощение, которое символизирует приход весны, тепла, возвращение перелетных птиц.
Считался преимущественно девичьим праздником. Сербские обычаи — закономерности бытования людей и взаимоотношения между людьми, отличающий сербов от других народов. Сербские обычаи будучи славянскими, также впитали в себя некоторые балканские и фракийские обряды. Особенностью сербских обычаев в целом является сильное влияние сербской православной церкви, которая приняла большое количество дохристианских обрядов. В связи с этим многие сербы не разделяют традиции народные и церковные, считая это единым целым. Название происходит от имени святого Георгия Победоносца, который в народной традиции обычно назывался Егорием или Юрием. В этот день у русских на большинстве территорий проводили обряд первого выгона скота, купались в «егорьевской росе», собирали лечебные травы, устраивали ритуальные трапезы, совершали аграрные обряды и жгли костры.
По Далю «Юрий — праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою... Пасха мёртвых — обычай поминовения предков у восточных славян на Страстной, Пасхальной или Радоницкой неделях. Наиболее насыщенным обрядами является вечер, когда Русская православная церковь почитает навечерие Богоявления Крещенский сочельник. День строгого поста. Последний день колядований, последние святочные гадания. Под Крещение собирают снег, который, как считается, обладает особыми целебными свойствами и сохраняет свежей воду в колодцах в течение года. По времени проведения совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи.
В календарном цикле симметричен Рождеству Коляде. Петровское заговенье рус. Название происходит от имён святых бессребреников Космы и Дамиана. Обходные обряды славян — ритуальное хождение по домам с поздравлениями и благопожеланиями и другими магическими целями, обязательным элементом которого является одаривание или угощение хозяевами исполнителей обряда. Такой визит призван обеспечить каждой семье благополучие на весь год. Бадняк серб. Бъдник, макед.
По названию обряда сербы и болгары называют Сочельник — Бадни день или Бадни вечер серб. Бъдни вечер. Пахота символическая Первая борозда — обряд, совершаемый на Святки, Масленицу, в день, близкий к весеннему равноденствию или на Егория Вешнего. Обряд призван был обеспечить хороший урожай и благополучие на предстоящий сельскохозяйственный год. Обрядовая поэзия славян — вид фольклора, сопровождавший календарные и семейные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года. Основное значение — славянские обрядовые реалии Рождества. Согласно религиозным канонам все дни недели богослужения погружают верующих в события последних дней жизни Христа.
В славянской традиции в течение всей недели шла подготовка к главному празднику: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери. Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол... У славян считалась началом весеннего возрождения, обновления жизни. Считалась временем пребывания на земле русалок, вышедших из воды после Вознесения. На Русальной неделе обычно совершались обряды, связанные с прощанием с весной: «Вынос троицкой берёзки», «Проводы русалки», «Похороны Костромы», «Вождение коня», «Проводы весны». В Русской православной церкови отмечается во вторник после Фомина воскресенья, на второй неделе после Пасхи.
В народной традиции восточных славян — в воскресенье на Красную горку , понедельник или вторник, в зависимости от региона. Это день окончания «купальских празднований» и начала летних свадеб, прощание с весной, первая прополка и подготовка к сенокосу.
Нам зима надоела — весь хлеб поела». Молоко и сметану смешиваем в глубокой миске. Добавляем соль и сахар по вкусу, кто-то любит сладкие булочки, кому-то нравятся менее сладкие. Для аромата можно положить столовую ложку меда. Муку будем добавлять через сито и постоянно размешивать тесто, чтобы оно было без комочков. Не забудем добавить в муку разрыхлитель, чтобы оно вышло пышным. Размешиваем тесто до тех пор, пока оно не начнет отставать от деревянной лопатки, затем выложим массу на стол и продолжим месить руками, по необходимости добавляя муку. Не переборщите, иначе жаворонки получатся жесткие.
Формируем птичек.
Дети и их родители испекли на праздник "Сороки" изделия из теста в виде птичек. Использование материалов сайта согласуется с администрацией учреждения. Разработка и дизайн сайта socinfo.
Сороки (Жаворонки)
Славянский праздник день карны 7 апреля 7 апреля считается вторым днем молений уже умершим предкам, и соответственно особых празднований в этот день не было. Народный праздник «Сороки» отмечается 22 марта (по старому стилю — 9 марта). Славянский народный календарь был наполнен множеством важных дат, но далеко не все из них были праздниками.
Сорок мучеников Севастийских. Почему так любят этот праздник?
Можно ли убираться? Нельзя мыть полы — к слезам. Можно ли ходить на кладбище? Нет запретов на посещение могил родных и близких. Можно ли крестить ребёнка? Крещение взрослых и детей разрешено в любой день. Можно ли жениться? В народной традиции нет запретов на проведение свадьбы, а вот в православном календаре проходит Великий пост, когда не приветствуется проведение пышных торжеств. Можно ли работать? Нельзя заниматься рукоделиями и тяжёлым физическим трудом — ничего не получится.
Можно ли мыться? Воду после купания или умывания нельзя выливать на землю — здоровье пропадёт. Можно ли сегодня гадать? Интересное гадание бытовало в прошлом. Подсчитывали, сколько в деревне лысых мужчин — столько предстоит утренних заморозков.
Маршак «Жаворонок» , «Жаворонок полевой! Берестов «Жаворонок». В праздничный день 22 марта, чтобы приблизить приход весны, хозяйки пекли из пресного или кислого теста птичек — «жаворонков», их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах. Печёных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним. Птичек раздавали детям и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Жаворонки раздавались детям с обязательными сопутствующими словами: «Жаворонки прилетели — на головку сели». Таким образом, дети благословлялись и имели полное право ожидать в наступившем году крепкого здоровья и счастья. Испеченных жаворонков насаживали на шесты и бежали с ними в поле. Все эти действия сопровождались закликаниями жаворонков и призывами весны: Уж вы пташечки, жавороночки, прилетайте к нам Весну ясную, весну красную принесите нам. Жаворонки, жаворонки прилетайте к нам, Приносите нам Весну — красну, красну солнышку, тёплу гнёздышку. Но этим обрядовые функции жаворонков из теста не ограничивались. Хозяйки, выпекая булочки и пряники, обязательно прятали в некоторые какой-то сюрприз.
На Троицу вновь находили ту же берёзку, развивали её ветки, срубали деревце и торжественно несли его в селение — там вокруг него водили хороводы и пели. В Духов день понедельник после Троицы этот праздничный период заканчивался — берёзку топили в реке или разрывали её на части. Берёзовые ветки потом могли хранить как оберег во дворе и в хозяйственных помещениях. Кроме берёзки также могли топить, разрывать, хоронить Русалку или Кострому — набитую соломой куклу-девушку, которую перед этим шуточно отпевали и оплакивали ряженые женщины. Иван Купала Последним по-настоящему крупным праздником лета был Иванов день, Иван цветной 7 июля и примыкающая к нему Аграфена Купальница 6 июня. Начиная с Аграфены, можно купаться реках и озёрах — в честь этого совершали коллективные купания, а также парились в бане с вениками из свежей травы. Особенно полезным считалось умываться утренней росой и купаться на заре. Парни на Иванов день развлекались тем, что обливали всех встречных водой — особенно, конечно, девушек. Поскольку люди верили, что к Аграфене и Ивану Купале растения делаются наиболее целебными, в эти дни и ночи занимались заготовкой лекарственных трав и банных веников на весь год. Растениям в этот период приписывали волшебные свойства — говорили, что деревья и травы могут перемещаться и говорить друг с другом. Травы и коренья собирали как средства на все случаи — от болезней, от грозы, от ведьм, от воров. Главным магическим растением считался цветок папоротника, который будто бы появляется лишь несколько мгновений ночью на Ивана Купалу. Его стерегут черти, но, если его добыть, можно находить клады и исполнять любые желания. Иван Соколов «Ночь на Ивана Купалу», 1856. Вместо сна люди ели, пили, веселились и жгли большие костры, через которые прыгали сами и прогоняли свой скот — они верили, что огонь очищает от любого зла. В купальских кострах жгли одежду больных, считая, что это поможет им выздороветь. Как и в зимний солнцеворот, на Иванов день скатывали с горы горящее колесо. Другие летние праздники После Ивана Купалы вплоть до зимних святок таких масштабных праздников не было — из-за большого количества работы. В Петров день 12 июля провожали весну. Молодёжь ночевала в поле, карауля восход — считалось, что в этот день, как и на Пасху, солнце «играет». Об Ильином дне 2 августа говорили: «До обеда лето, после обеда осень». С этого дня больше нельзя было купаться. Илью-пророка побаивались, поскольку ассоциировали его с грозой и наделяли качествами дохристианского бога-громовника Перуна. Чтобы задобрить его, на Ильин день в церковь приносили баранью ногу и другие продукты. Последний пучок колосьев принято было оставлять на поле не сжатым — его часто загибали к земле и немного прикапывали — завивали бороду. Предполагалось, что, благодаря этому, поле сохранит способность давать урожай. Последний сжатый сноп зерна торжественно вносили в дом, наряжали, ставили под иконы и чествовали. Его хранили до Покрова, а затем скармливали скоту. В честь окончания жатвы на Успенье устраивали пиры — складчины. Осенние праздники Борис Кустодиев «Деревенский праздник», 1910. Фото с сайта muzei-mira. По старому стилю осень открывал Семён-день или Симеон летопроводец сейчас это 14 сентября — с него начинались свадебные недели, продолжавшиеся до Гурия 28 ноября. Существовал обычай хоронить на Семён-день мух и тараканов — для пойманных насекомых вырезали маленькие гробики из корнеплодов и устраивали им шуточное отпевание, после чего закапывали, надеясь таким образом от них избавится. Рождество Пресвятой Богородицы Рядом с днём осеннего равноденствия праздновали Рождество Богородицы, или Оспожинки 21 сентября. Это, по сути, был праздник урожая — его длительность и широта зависели от количества собранной еды: если её было много, праздновали до недели. На Оспожинки было принято ходить друг к другу в гости и заниматься взаимным угощением — в первую очередь, это предписывалось семьям, чьи дети недавно вступили в брак. Внуки отправлялись на несколько дней гостить у своих бабушек и дедушек. Покров Про Покров говорили: конец хороводам, начало посиделкам. РФ О Покрове мы уже упоминали в разделе о зимних праздниках. Про Покров говорили: Конец хороводам, начало посиделкам. С этого дня девушки начинали прясть — по понедельникам, средам и пятницам они собирались в специально нанятом для этого помещении, где к ним часто присоединялись парни. Помимо работы, на посиделках молодёжь общалась, ухаживала друг за другом и играла — целью вечёрок было знакомство для последующего брака. Кузьминки На Кузьминки день Косьмы и Дамиана, 14 ноября девушки вместе с парнями устраивали на посиделках пиршество под названием ссыпчина. Каждая девушка приносила из дома продукты, из которых они вместе готовили кашу. На Кузьминки устраивали шуточные похороны Кузьмы-Демьяна или Кузьки — соломенной куклы-парня, которую «женили» на одной из девушек, а потом выносили за околицу и растаскивали или сжигали. Почему славяне в праздники всё время кого-то «хоронили» Как видно, традиционные праздники состояли из очень похожих элементов — застолья, выпечки специального печенья, переодевания и бесчинств и др. Многие из них оканчивались шуточными «похоронами», потоплением, сжиганием или растерзанием какого-нибудь персонажа, связанного с праздником: Масленицы, Костромы, Кузьки и т. Но это вовсе не значит, что наши предки по праздникам приносили кого-то в жертву. Дело в том, что в славянской традиции главная цель праздника — обеспечить погоду, урожай и приплод. Для этого, во-первых, обращались ко всему, что, казалось, помогало в этом деле — к солнцу, умершим предкам, полю, зелени, зерну.
Во времена гонений на веру Христову сорок римских воинов-христиан отказались приносить жертву языческим богам, были за это подвернуты пыткам, а потом их раздетыми вывели на лед. Рядом затопили баню для отступников, готовых отказаться от веры. Один из воинов не выдержал, вбежал в баню и, согласно преданию, тут же упал замертво. Однако его место занял другой римский воин, который был так потрясен стойкостью однополчан, что сам уверовал в Христа. Героические воины были казнены, их тела сожжены, а кости брошены в воду, однако епископ севастийский сумел собрать останки и предать их земле. День памяти Сорока севастийских мучеников в православии считается день всех православных мужчин, по аналогии с Днем жен-мироносиц отмечается в мае , который считается праздником православных женщин.