Непредвзятый взгляд на происходящее в Эстонии, Латвии и Литве. События, явления и люди в репортажах корреспондентов Настоящего Времени, работающих в регионе. Друзья, сайт находится в состоянии глубокой переделки, поэтому приглашаю Вас вернуться через некоторое время. — Какое место страны Прибалтики занимали в объеме российского экспорта и импорта?
Эти страны совсем закрыты для туристов?
- ИГИЛ с балтийским колоритом
- «Ребята голодают». Слова президента Латвии о Балтике помогли стране отработать деньги ЕС
- Карта Прибалтики с государствами балтии и границами
- Популярные
- Как страны Балтии превратились в мертвую зону
Где находится Прибалтика? Какие столицы Прибалтийских государств?
Данную меру Алиханов назвал «крайним ответом», сообщив также, что всего в предложениях регионального правительства по ответным мерам РФ на ограничение Литвой транзита в Калининград четыре пункта. Нашли ошибку?
Пожаловаться Парк развлечений Киркиляй. Биржай, Литва Парк развлечений для всей семьи всего в 9 минутах езды от Биржая. Здесь вас ждут разнообразные аттракционы, места для пикника, разнообразные игры на свежем воздухе и другие развлечения. Парк будет одинаково интересен маленьким детям, подросткам и их родителям. Показать ещё Один из самых примечательных объектов в парке — гравитационный дом, где посетители могут ощутить невесомость.
В ближайшие дни территорию полностью расчистят. Мемориал построили в 1951 году, на кладбище, где захоронены больше 3 тысяч советских солдат, которые погибли, освобождая Литву от фашистов». И таких примеров — сотни. Соседняя прибалтийская особь в ранге «президента» этого евробантустана в то же самое время требует ни много ни мало морской блокады России в Балтийском море. Что особенно характерно, при этом она не имеет на руках ни одного доказательства ответственности РФ за вменяемое ей «преступление». А зачем? Ведь это же Россия, а значит можно нести любой бред в её сторону совершенно безбоязненно. Между тем, как только что выяснили финны и «прочие шведы», Россия здесь вообще ни при чём : «Центральная криминальная полиция КРП Финляндии обнаружила якорь на месте утечки на газопроводе Balticconnector, который, по предварительной информации, и стал причиной аварии, передает Iltalehti. Полиция опубликовала фотографии, сделанные на месте прорыва. На них виден якорь без одного зубца, который находится у места предполагаемого разрыва. В КРП уточнили, что рядом с газовой трубой присутствует «след сопротивления», который приближается к месту разрыва трубы, а обнаруженный на месте утечки якорь весит более 6 т. Главным подозреваемым в повреждении Balticconnector полиция считает китайское судно Newnew Polar Bear, которое шло под флагом Гонконга.
При этом за последние сутки пропустили только около 100 автомобилей, передает РИА Новости. Власти Калининградской области ранее сообщали о масштабном сбое информационной системы таможни Литвы, которая в ночь на 21 марта не приняла ни одного грузовика из России, а утром пропустила только четыре фуры. Недавно правительство Латвии утвердило список запрещенных для ввоза в страну товаров из России и Белоруссии.
Врио главы ФТС Давыдов: страны Балтии и Финляндия саботируют прохождение грузов
При высокой интенсивности военных действий, данный потенциал позволит им поддерживать численность фронтовых соединений 3-6 месяцев, при средней интенсивности, до года. При этом шестидесяти тысяч человек, которые все три страны могут выставить в поле и обеспечить необходимым пополнением в среднем на полгода войны, хватит лишь на то, чтобы тонкой линией прикрыть границу Эстонии и Латвии с Россией. На белорусскую границу сил уже не хватит. Именно для того чтобы показать России: здесь вы тоже будете воевать, можете даже не сомневаться Наиболее опасный, с точки зрения прибалтийско-НАТОвской обороны, участок — Сувалкинский коридор в Польше и Литва в целом. Напомню, что литовская армия в два раза сильнее двух других прибалтийских вместе взятых.
С прочими частями усиления численность бригады в военное время может достигнуть 10 тысяч человек. У Литвы наименее протяжённое и легче всего обороняемое морское побережье. Небо Литвы легче всего закрывать не только авиацией, базирующейся на аэродромы соседних стран НАТО собственной боевой авиации Прибалтика не имеет , но и наземными системами ПВО, расположенными в северо-восточной Польше, а также системами ПВО, расположенными на кораблях военных флотов балтийских стран НАТО. Как я уже неоднократно писал, единственный надёжный способ спровоцировать войну и вынудить Россию атаковать прибалтийские страны — блокировать Калининградскую область.
Рано или поздно, но не позже чем через год, блокада задушит эксклав без военных действий. Каждый день промедления с прорывом блокады, позволит противнику сильнее укрепить свои позиции в Сувалкинском коридоре, стянуть к нему дополнительные силы и максимально усложнить деблокаду. Следует отметить, что географические особенности ограничивают возможности России в планирования операции лобовым ударом через Сувалкинский коридор с вспомогательным, от Латвийской и Эстонской границ к Литве и далее, через Клайпеду на Калининград.
Реклама Он пояснил, что на пункте пропуска «Бурачки-Терехово» на границе с Литвой стоят почти две тысячи машин. Весь транспорт пытается проехать в Россию. За минувшие сутки литовская сторона пропустила чуть больше 100 автомобилей.
Кроме того, иностранным страховым компаниям запрещено страховать машины, которые въезжают в Россию. Соответственно, страдают иностранные перевозчики. Этот мелочный демарш со стороны Евросоюза показывает их желание остановить инвестиции в Российскую Федерацию, но вызывает раздражение даже со стороны своих сограждан. Литовцы, датчане и британцы, которые работают здесь, не понимают такого отношения к ним и к нашим гражданам.
Думая, что наши граждане будут недовольны и выступят против правительства России, Евросоюз добился обратного эффекта. Даже самые оппозиционно настроенные люди в нашей стране уже понимают, что все имущественные права в Евросоюзе попраны. Для многих это будет уроком: инвестировать за рубеж опасно. Например, автоперевозчики? Казалось бы, польские и литовские автоперевозчики могут теперь перевозить больше людей, но что-то я не вижу их активной работы. Им самим создают огромные проблемы. Я знаю некоторых автоперевозчиков из Германии. Они признаются, что найти водителей в восточном направлении вообще невозможно, из-за непредсказуемости на границе никто не хочет часами стоять в заторах. Теперь бизнес вынужден платить повышенную зарплату тем, кто отваживается на такую работу и не очень-то и обогащается. В экономике есть понятие «мертвая потеря».
У них шесть кварталов подряд падает ВВП. В магазинах Эстонии французский сахар, польская свинина и польская же картошка. Молоко из Литвы… Народ разоряется, все, кто мог, убежали из Даугавпилса хотя бы в Ригу, не говоря про Западную Европу. Многие россияне воспринимают Прибалтику через призму советской юности. Этого нет давно. Рига грязная, кишит крысами, народ бедный. Возьмем Даугавпилс, номинально второй крупнейший город в Латвии.
Я бы сказал, что он был очень русским. Но там давно уже нет, как и сейчас значится в госстатистике, 102 тысяч жителей. Хорошо, если реально 40-45 тысяч. Народ разоряется, все, кто мог, убежали из Даугавпилса хотя бы в Ригу, не говоря про Западную Европу. Остаются пенсионеры, но многие приняли российское гражданство и сейчас попадают под депортацию. А молодые продают сигареты на автовокзале Даугавпилса или «бомбят», потому что общественный транспорт, железные дороги, загибаются. Похоронив Рижский вагоностроительный завод, министерство путей сообщения Латвии купило электрички от «Шкоды», и почти половина встала на морозе.
Чехи прислали сюда брак. На улицах никого нет даже в два часа дня. Можно сказать, что сейчас не сезон. Но и в июне-июле людей немного. Банкротятся один за другим рестораны. Это началось в 2014 году, когда «Новая волна» и «Голосящий КиВиН» решили уйти из Юрмалы из-за решения тогдашнего министра иностранных дел, а ныне президента Ринкевича внести в черные списки Кобзона, Валерию, Газманова... Юрмала хиреет, превращается в гетто а-ля спальные районы Риги или Даугавпилса.
О компании
- Новости по тегу: Прибалтика
- Гиблое место. Почему вымирает Прибалтика? |
- Прибалтика: свежие новости, последние события на сегодня - Новости
- Все новости
Прибалтика и Финляндия тормозят грузовики на границе с Россией
Выгнать русских, запретить бизнес, наконец, зарыть Балтийское море — Прибалтика, которой политическое противостояние с Москвой обходится слишком дорого, опять |. Bloomberg: Страны Прибалтики сомневаются в желании США защищать их. Прибалтийские государства заявляли о том, что выйдут из общей сети энергоснабжения в 2025 году.
Навигация по записям
- Курсы валюты:
- О компании
- «Ломают через колено»: В Прибалтике опасаются вступления Швеции и Финляндии в НАТО
- Полный коллапс, деньги заканчиваются! В Прибалтике расплачиваются за санкции
- «Пустеющая Прибалтика»: как санкции изменили жизнь морских портов в регионе
Полный коллапс, деньги заканчиваются! В Прибалтике расплачиваются за санкции
Прибалтийские политики в эфире НСН предупредили, что расширение НАТО внесет еще большую напряженность в регион, так как в случае блокады Калининграда Россия будет вынуждена "прорубать себе коридор" через Прибалтику. ФТС: Финляндия и страны Прибалтики саботируют прохождение грузов через границу. На протяжении десятилетий Прибалтика держит печальное лидерство по катастрофическому сокращению населения. Посмотреть карту в Google Планета Земля. Интересные места в Прибалтики. ФТС: Финляндия и страны Прибалтики саботируют прохождение грузов через границу Artur Widak / Global Look Press Финляндия и прибалтийские государства саботируют прохождение грузов, создавая искусственные очереди на границе. Прибалтика, территория на восточном побережье Балтийского моря, включающая в себя страны Балтии (Эстония, Латвия, Литва) и Калининградскую область.
Прибалтика придумала новый способ навредить России - иголками и гвоздями
мы уже выяснили где находится Прибалтика — её уникальное положение делает регион платформой для выхода на другие международные рынки, для этого создана вся необходимая инфраструктура. Новости Прибалтики: Как гнилой адвокат Pussy Riot зарабатывает в Литве статус «хорошего русского», МВД России объявило в розыск премьер-министра Эстонии Каю Каллас, МВД. Литва разберет газопровод из-за русского языкаНедавно стала новостью история о том, как Госсовет Литвы возмутился русскоязычной надписью, найденной на газопроводе GIPL, соединяющем Балтику с Польшей. На сайте в рубрике «Прибалтика» всегда свежие новости за день и неделю. Последние новости Прибалтики — Латвия, Литва и Эстония, Калининградская область. По Латвии уже можно ездить со скоростью 110 км/час: где именно.
Литва и Латвия готовятся массово выдворять жителей с российским гражданством
Очевидно, что значение Прибалтики как транзитного региона связано практически исключительно с перевозками из и в Россию, а также Беларусь, для которой порты Литвы и Латвии были долгое время основным экспортным окном в мир. В 2022 г. В первом полугодии 2023 г. Падение грузооборота Клайпедского порта грозит массовыми сокращениями персонала. Отрицательную динамику демонстрируют и порты Латвии. Грузооборот Рижского порта, по прогнозам экспертов, по итогам этого года может обвалиться почти на треть. Единственный сегмент, где наблюдается рост, — это перевалка зерна.
Но и здесь латвийские перевозчики сталкиваются с постоянным давлением властей, требующих прекратить «токсичный» зерновой транзит из России. Следует отметить, что власти Эстонии наиболее жестко и последовательно борются с транзитом российских грузов. Что ж, их можно поздравить — «успех» налицо. Аналогичная ситуация и на железных дорогах. Министерство сообщения Латвии прогнозирует падение грузооборота Латвийской железной дороги. Грубо говоря, лавочку можно закрывать, а пути — разбирать.
Впрочем, в Латвии этим занимаются уже давно, потихоньку сдавая избыточную инфраструктуру в металлолом и сокращая персонал. Деградация машиностроения В Латвии, наконец, началось обновление подвижного состава электропоездов. Страна закупила 32 новых электропоезда Skoda, которые придут на смену старым электричкам производства Рижского вагоностроительного завода. Впрочем, и здесь есть своя ложка дегтя. Латвия окончательно расписалась в неспособности поддержать отечественного производителя. Ранее Рижский завод, лишившийся рынков сбыта на территории бывшего СССР, выживал за счет ремонта и модернизации старых электричек для железных дорог Латвии.
В ковидные годы не все стабильно было с поездом, идущим через Литву: он то появлялся, то исчезал. О транзитных визах от Литвы, похоже, можно забыть — с 10 марта Вильнюс возобновил выдачу упрощенного транзитного документа, но, кажется, ненадолго. Очень уж сильно Россия рассорилась с прибалтами. Даже с соседями-финнами отношения бросает то в жар, то в холод: пассажирские Allegro уже не ходят, а грузовое железнодорожное сообщение успели закрыть и снова открыть за несколько дней. Грузовое сообщение со странами Балтии у России было традиционно весьма скромное, в последние годы и подавно. Впрочем, полное закрытие границ станет для Прибалтики авантюрой, уверен управляющий партнер компании «Инфра проекты» Алексей Безбородов: — Они не смогут совсем закрыть границу, потому что существует фиксированный неотменяемый договор по поводу транзита на Калининград, это они отменить не имеют права. Я бы на их месте испугался за Сувалкский коридор, это casus belli «случай для войны». Если Евросоюз это не одобрит, то не будет ничего, это должно быть единогласное одобрение Брюсселя.
В основном была торговля услугами. С Польшей была достаточно большая торговля до 2014 года, потом не стало ее, по сути. Финляндия покупала электричество, газ, как, впрочем, и Латвия с Эстонией. Для нас это были небольшие клиенты — условно для «Газпрома» и нефтяных российских компаний. Месяц назад премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните говорила , что остановка транзита в Калининград не обсуждается. В одностороннем порядке Вильнюс принять такое решение не может — это прерогатива Евросоюза.
На севере и востоке они граничили с финскими племенами, чуждыми им как с лингвистической, так и с культурной точки зрения; на юге и западе с другими индоевропейскими народами, среди которых наиболее близкими были славяне, германцы и индоиранские народы. Несмотря на сложности, присущие хронологии языковых фактов, период балто-славянской общности, по лексическим данным, восходит к эпохе неолита в начале второго тысячелетия до нашей эры.
Первобытная история Бельц до сих пор содержит множество вопросов, касающихся местоположения памятников и развития процесса заселения. Согласно традиционной школе, побережье Балтийского моря принадлежит балтам с каменного века, что совпадает с появлением первых индоевропейцев на берегах Балтики. Другие ученые поддерживают наличие поселений балтийских племен, начиная с периода неолита, на всей территории между Балтикой и землями, расположенными на берегах Днепра. Согласно другим исследованиям, основанным на лингвистических и археологических основаниях, балты сначала появились на восточных территориях, а затем распространились по направлению к юго-восточному побережью Балтики, перекрывая индоевропейские народы, которые первыми поселились на этих территориях. Приток населения из региона Днепра и Припяти в район Мазурских озер положил начало процессу культурного и диалектного формирования западных балтов. Археологическим индикатором этого процесса было рождение к первому тысячелетию до нашей эры культуры кургана западной Балтики, которая объединила местные культурные традиции и характерные черты восточного побережья. Культура Самбии, сильно отличавшаяся от других, изначально характеризовалась сильными межрегиональными связями, особенно с Южным Дунаем, о чем свидетельствуют импортированные норико-паннонские фибулы I века. В аналогичной ситуации находились и соседние культуры, рожденные в прибрежной зоне современной Литвы благодаря несомненному влиянию Самбии.
Влияние этой области, сильное в экономическом и культурном отношении, со временем распространилось на другие внутренние районы западной Балтики.
Идея войны с Россией у местного населения даже у русофобской его части крайне непопулярна — опыт Украины не вдохновляет. Но властям всё равно, они готовятся и готовятся активно. Над потугами военно-политических карликов, конечно, можно смеяться, но провокаторы войны всегда имеют определённый план — даже предназначенные на заклание государства, используемые старшими партнёрами в качестве истощающего противника расходного материала, надеются на лучшее — на коллективную победу, которая окупит их страдания и потери. Поэтому лучше поразмышлять о том, что может представлять из себя западный план прибалтийской войны. Самая большая армия в Прибалтике, до 20 тысяч человек, у Литвы. Остальные два государства могут вместе выставить примерно половину этой численности.
С началом войны, после проведения мобилизации в том числе парамилитарных формирований численность прибалтийских армий может вырасти примерно вдвое. То есть три страны могут выставить в поле шестидесятитысячный корпус, относительно обученных, но крайне плохо снабжённых тяжёлой техникой мало артиллерии, практически полное отсутствие танков и авиации солдат. Учитывая общую численность населения всех трёх государств и непопулярность войны среди населения, в процессе военных действий они смогут мобилизовать ещё до 120 тысяч человек с большим напряжением сил, до 200 тысяч. При высокой интенсивности военных действий, данный потенциал позволит им поддерживать численность фронтовых соединений 3-6 месяцев, при средней интенсивности, до года. При этом шестидесяти тысяч человек, которые все три страны могут выставить в поле и обеспечить необходимым пополнением в среднем на полгода войны, хватит лишь на то, чтобы тонкой линией прикрыть границу Эстонии и Латвии с Россией. На белорусскую границу сил уже не хватит.
Кто может попасть в Эстонию, Латвию, Литву и Польшу в 2024 году
Ежегодно сумма за транзит росла, так как экономика РФ наращивала темп, повышался грузооборот. Для справки. Российская компания «Кузбассразрезуголь» отгружала своим покупателям через порты Прибалтики больше 4,5 млн тонн угля в год. Советское наследие Особое внимание стоит уделить монополии Прибалтики на транзит российской нефти. В своё время силами СССР на прибалтийском побережье был возведён крупнейший по тем временам нефтеналивной терминал Вентспилс. К нему был проведён трубопровод, единственный в регионе. Эта грандиозная система даром досталась Латвии. Маршруты газопровода Россия-Европа Благодаря построенной индустриальной инфраструктуре РФ перекачивала через Латвию от 30 млн тонн нефти ежегодно. За каждый баррель Россия отдавала 0,7 долл.
Доход республики уверенно рос по мере увеличения нефтяного экспорта. Чувство самосохранения у транзитёра притупилось, что сыграет одну из ключевых ролей в стагнации экономики после кризиса 2008 года. Работа прибалтийских портов обеспечивалась в том числе перевалкой контейнеров морского назначения TEU. Тем не менее за один год с учётом спада логистики данные услуги продолжают приносить трём республикам около 170 млн долл. Эта сумма была в несколько раз выше до 2014 года. На заметку.
Они получают 3-5 тысяч евро в месяц. А в частном секторе богатых людей практически не осталось. Крупный русский бизнес местная этнократия съела, и лишь потом поняла, что крупный бизнес чисто латышским быть не может. Откуда госбюджет берет средства, чтобы чиновники жили хорошо? Каждый год страна одалживает примерно два миллиарда евро. А 10-11 млрд евро в год — общий бюджет республики. Если учесть, что каждый третий-четвертый житель - госслужащий, 600 тысяч из 1,3 миллиона населения — пенсионеры, а молодая рабочая сила уехала на Запад, то картина ясная. Латвия клянчит деньги в долг, может, не так артистично, как Зеленский, но ей пока дают, одалживают, чиновники эти деньги проедают. Но когда социологи задают вопрос, были ли они в России, отвечают: «Нет». Новости о России узнают на местных сайтах. Или «подружка сказала, она тоже не была, но точно знает, что в Москве голодные обмороки, все ездят на танках». Еврокомиссия год от года угрожает штрафами Литве, если санитарные нормы не приведут в соответствие с европейскими. Ru и издания «Евразия» Александр Носович. А канализацию с советских времен не модернизировали. До сих пор минимум у 50 тысяч литовцев нет водопровода, еще больше по нужде ходят в будку на дворе. При очень сильных ливнях все эти нечистоты могут хлынуть в Клайпеду. В ответ лишь родилась инициатива: снять все советские канализационные люки, на которых выбит герб Литовской ССР! Литва перешла на евро, хотя ей советовали это не делать, предупреждали, что цены взлетят вдвое-втрое. Польша на евро не перешла, там цены остались прежние. И литовцы стали ездить за покупками туда. Литовские политики возмущались, что самые массовые продуктовые туры в Польшу были на День независимости.
В Прибалтике реализуется американская военная концепция «4 по 30», которая предусматривает быстрое в течение 30 суток развёртывание 30 механизированных батальонов, 30 авиационных эскадрилий и 30 боевых кораблей стран НАТО в ограниченном квадрате военных действий. Как показывает пример Украины, цель таких маневров не простое бряцание оружием, а подготовка к реальным боевым действиям. ФРГ объявила о том, что к 2027 году создаст в Литве группировку в 5000 человек. Точнее, подтвердила ранее взятые обязательства, поскольку в возможностях Бундесвера держать крупную боеспособную группировку в Прибалтике были и остаются определённые сомнения. Или действовать чужими руками? Какие еще есть варианты? Для НАТО территория Прибалтики слишком важна, чтобы введение туда российских войск спустить на тормозах. Но так же очевидно, что полномасштабная война с Россией из-за Прибалтики альянсу не нужна. Многое будет зависеть от повода к началу боевых действий. Нарва, Даугавпилс, Сувалкский коридор — возможные варианты. Однако через некоторое время всё может измениться. Это и Ближний Восток, и Азиатско-Тихоокеанский регион. Да и взрывоопасность Латинской Америки никто не отменял. Если будут достоверные разведданные о том, что НАТО может «соскочить» с прибалтийского вопроса или собирается обороняться по украинскому сценарию, напрямую не вмешиваясь в конфликт, вероятна и прямая военная активность России в регионе. И ещё пять лет назад можно было с уверенностью говорить о том, что именно в этом их главная цель. Впрочем, начало СВО — и особенно события 2023 года — показали, что Кремль готов демонстрировать степень решительности, достаточную для пресечения провокаций. И если что — ответит.
Критическим моментом для России становится поход Стефана Батория 1579—1581 годов. Новый польский король занимает Полоцк, Великие Луки ; в 1581 году берёт в осаду Псков, взятие которого открывало бы ему путь на Новгород и Москву. По Ям-Запольскому 10-летнему перемирию 1582 год Москва уступила Речи Посполитой Полоцк и земли, всё ещё занятые к тому времени русскими в Ливонии. Наиболее тягостные потери Россия понесла по Плюсскому перемирию 1583 года, уступив шведам не только Нарву, но и стоящий на русском берегу Ивангород , а также устоявшие при многих осадах рыцарей русские крепости Ям и Копорье в землях води и ижоры к востоку от реки Луги. Тявзинский мирный договор 1595 года оставляет Ижорскую землю за Россией, а в 1611 году территория Ингрии захватывается Швецией. Столбовский мир 1617 года узаконил переход четырёх уездов Водской пятины к Швеции и официальное название этой земли — Ингерманландия [54]. Основная статья: Северная война Карта Ливонии. Для её главных геополитических соперников в Прибалтике — Швеции , и в меньшей степени для Речи Посполитой территориальные приобретения на востоке Балтийского моря дополнительно подпитывали рост могущества, а с ним и внешнеполитических претензий этих государств. Со своей стороны, в силу сохраняющейся этнической общности с Россией, подкрепляемой единством « рюриковых корней », известная часть дворянства нового польско-литовского государства строила планы на большее, нежели шведы — а именно, взять власть над Россией, утвердившись на московском троне. Эти надежды подкреплялись, с другой стороны, и обратными симпатиями к Польше со стороны некоторой части русского купечества и даже знати, которые сыграли немалую роль в печальной истории Новгородской республики : её кровавому разгрому в конце XV века предшествовало усиление среди новгородцев тенденции к союзу с Польшей против Москвы во имя сохранения своих, ориентированных на Прибалтику, экономических интересов. Последние потери русских земель в пользу Швеции зафиксировал Столбовский мир , заключённый на исходе «смутного времени», в 1617 году: Карелия и Ингерманландия на карте обозначены, соответственно, тёмно- и светло-зелёным. Сомкнув границы своих владений в Невской губе, Швеция добилась почти полного господства на Балтике; лишь небольшие участки побережья принадлежали Польше, Пруссии и Дании. Территориальные приобретения по Вестфальскому миру 1648 года выдвинули Швецию в разряд великих держав. Швеция имела превосходные армию и флот, запасы вооружений, снаряжения и продовольствия. Она играла значительную роль в отношениях между европейскими государствами. Таким образом, группе государств, чувствовавших себя пострадавшими от шведской экспансии и сформировавших Северный союз для войны со Швецией — Дании, Польше, Саксонии и России — противостоял мощный противник. В ходе дипломатической подготовки войны со Швецией русский царь и его послы излагали будущим соратникам России по Северному союзу несколько иные, принятые в дипломатии аргументы. Политические основы необходимости восстановления присутствия России на Балтике Пётр I формулировал с позиций решения проблемы возврата древнерусских земель, в том числе прибалтийских. Ригу «с принадлежностями» Пётр тоже признавал как «наследную» русского царя [56]. Русские войска складывают оружие и знамёна перед Карлом XII. Густав Седерстрём, 1905 [57]. Восстановление контроля России над частью Прибалтики в 1701—1708 годах не помешало Риге и даже Ревелю выполнять функции портов и промежуточных баз снабжения армии Карла XII, шедшей к Полтаве. Ригу, Ревель , а также Выборг русские войска заняли только в 1710 году. Тем не менее, «на подписание мира шведы, подстрекаемые западными державами, не шли. У них ещё сохранялись значительные силы на море и крупные военные гарнизоны в Прибалтике, Финляндии, Северной Германии» [56].