Новости определение инструментальный концерт

Сольный инструментальный концерт был рассчитан на широкую аудиторию, для которого были присущи элементы зрелищности, некоторой театральности, проявляющуюся в состязании солиста и оркестра – в беспрестанном чередовании tutti и solo. Инструментальный концерт – это музыкальное произведение или его часть, в котором основная роль отводится инструментальному соло. На этой странице вы могли узнать, что такое «инструментальный концерт», его лексическое значение. Инструментальный концерт: определение, история, жанры. Инструментальный концерт – это форма музыкального произведения, в которой один или несколько инструментов играют соло с оркестром.

Классический концерт.

  • Девятнадцатый век.
  • Что такое инструментальный концерт -
  • Инструментальный концерт: история, понятие, специфика. (Н
  • Словарь иностранных слов
  • Дай определение понятиям.Инструментальный концертПрограммная музыка​ -
  • ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ | это... Что такое ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ?

Информация

Инструментальный концерт – это музыкальное произведение или его часть, в котором основная роль отводится инструментальному соло. Инструментальный концерт позволяет слушателю наслаждаться виртуозностью и техническими возможностями солиста, а также наслаждаться слаженным взаимодействием инструментов оркестра. Инструментальный концерт — Концерт (итал. concerto, лат. concertus) музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов, с аккомпанементом оркестра, с целью дать возможность солистам выказать виртуозность исполнения. И композитор, создавая концерт, всегда думает о том, чтобы музыкант мог в этом произведении показать все своё мастерство. Главная» Новости» Инструментальный концерт что это.

Музыка. 6 класс

Реализацией заданной семантической задачи стала сонатная форма, функции которой заключались в том, чтобы начальную неустойчивость усилить, обострить и лишь в конце достигнуть равновесия. Масштабность, выбор нетипичных оркестровых составов, монументальность циклов классического фортепианного концерта способствовало активизации процесса раскрепощения границ концертного жанра. В результате подобных новаторских допущений, композиторы получили больше возможностей для реализации собственных художественных замыслов. Следует отметить, что помимо музыкальной драматургии, формы классический фортепианный концерт демонстрирует не свойственное концертам предшествующих эпох отношение к каденции, тематизму, трансформируются отношения солиста и оркестра.

Как свидетельствуют исследователи, жанр классического фортепианного концерта можно сравнивать с театральным действием , в котором музыкальная игровая логика выступает как логика игровых ситуаций, превращается в логику сценического действия, позволяющую средствами концертного жанра реализовать сложную драматургию и скрытый авторский подтекст. Новаторством, определяющим облик фортепианного концерта эпохи классицизма, явилось также отношение композиторов и исполнителей к каденции. Как свидетельствуют исследователи, в концертном жанре, предшествующих классицизму эпох, каденциям уделялось особое внимание.

Именно каденции демонстрировали творческую изобретательность, а также виртуозность исполнителя. Каденция должна была соответствовать общему настроению произведения и включать его важнейшие темы. Каждый виртуоз высокого класса должен был владеть этим искусством.

Умение импровизировать являлось не только обязанностью музыканта, но и правом, которым он пользовался при исполнении чужих авторских сочинений. Следует отметить, что каденции, встречающиеся в барочных инструментальных концертах, доставляли немало мучений неопытным исполнителям, неискушенным в импровизации. Многие исполнители выучивали каденции заранее.

Постепенно, вставные каденции начали вытесняться из концертов. Именно в период венского классицизма произошел кардинальный перелом в природе каденционных построений, который завершил переход каденций из рамок импровизационной культуры в сугубо письменную традицию. В сформировавшейся классической концертной форме, каденция, как виртуозное соло исполнителя, являлась обязательной частью формы.

Первый шаг в этом направлении сделал Л. В фортепианном концерте эпохи классицизма были распространены виртуозные сложнейшие каденции. Начало каденции, чаще всего, было подчеркнуто или ярким аккордом или виртуозным пассажем.

В момент звучания этого фрагмента концерта, внимание слушателя многократно обострялось. Принципы, по которым выстраивалась каденция, конкретизированы элементами неожиданности, ярким виртуозным началом, эффектностью. Исследуя особенности формирования и развития каденции в фортепианном концерте, целесообразно процитировать правила из «Фортепианной школы» Д.

Тюрка: «Каденция, не только должна поддерживать впечатление, произведенное музыкальной пьесой, но, насколько это возможно, усилить его. Наиболее верный путь достичь этого — изложить в каденции чрезвычайно сжато важнейшие основные мысли или напомнить о них с помощью оборотов. Поэтому каденция должна быть теснейшим образом связана с исполняемой пьесой и более того, из нее, главным образом, черпать свой материал.

Каденция, как и всякое свободное орнаментирование, должна состоять не из намеренно привнесенных трудностей, а скорее из таких мыслей, которые соответствуют основному характеру пьесы». Фортепианный концерт эпохи классицизма является жанром, в котором происходит утверждение музыкальной темы, не только как носителя определенной выразительности, но и как художественного образа, который заключает в себе потенциальные возможности развития. Именно в фортепианных концертах композиторы венской классической школы достигают высочайшего мастерства в области тематического развития, разработки, используя самые различные приемы — изменение тональности, гармонизации, ритма, элементов мелодии.

Так же характерно расчленение темы на отдельные мотивы, которые сами подвергаются различным преобразованиям и по-разному комбинируются друг с другом. Тематический материал фортепианных концертов венских классиков отличается образной рельефностью и индивидуальной характерностью. В числе важнейших музыкальных истоков — народная музыка.

Опираясь на богатства народно-песенного искусства, представители венской классической школы пришли к новому пониманию мелодии, ее функций и возможностей. Особым своеобразием отмечен музыкальный тематизм фортепианных концертов венских классиков, испытавший на себе влияние итальянского стиля belcanto. Как утверждал Г.

Телеман: «Пение — всеобщая основа музыки. Кто берется за сочинение — должен петь в каждой из частей. Кто играет на инструментах — должен быть в пении сведущ».

Поскольку belcanto предполагает сочетание прекрасной кантилены и виртуозной орнаментики, в классических фортепианных концертах выделяются темы двух видов: темы близкие к вокальной кантилене и виртуозные тематические комплексы. В связи с этим, солист предстаёт в двух амплуа — как вдохновлённый музыкант и исполнитель-виртуоз. Представители венской классической школы достаточно интересно и многообразно реализовали себя в жанре фортепианного концерта, тем самым вызвав интерес и развитие данного жанра в эпоху романтизма, а также в творчестве композиторов XX века.

В качестве важнейших специфических свойств жанра фортепианного концерта исследователи традиционно выделяют следующие: игровую логику, виртуозность, импровизационность, состязательность, концертирование. Жанрообразующим принципом классического концерта является игра. Именно в инструментальном концерте наиболее полно реализуются ключевые компоненты игры — противопоставление различных начал и состязательность.

В музыкознании понятие игровая музыкальная логика использовано Е. В гениальном труде учёного «Логика музыкальной композиции» представлено определение исследуемой дефиниции, как логики концертирования, столкновения различных инструментов и оркестровых групп, различных компонентов музыкальной ткани, разных линий поведения, образующих вместе «стереофоническую», театрального характера картину развивающегося действия. Поскольку понятие игры является определяющим для концертного жанра, остановимся более подробно на его характеристике.

В энциклопедической литературе представлено следующее определение игры: «игра — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит как в ее результате, так и в самом процессе». Игра является атрибутом любого музыкально-театрального действа. Среди современных концепций игры, особое место занимает теория нидерландского историка культуры Й.

Хейзинги, который рассматривал культурологическую функцию игры в ее историческом развитии. В работах ученого говорится о том, что «игра» — это, прежде всего, свободная деятельность. Игра по приказу уже больше не игра.

Хейзинга находит взаимосвязь музыки и игры через попытки найти общие для обоих понятий термины. Тоже относится к музыкальному выражению и музыкальным формам. Законы игры действуют вне норм разума, долга и истины.

Тоже верно и для музыки… В любой музыкальной деятельности лежит игра. Служит ли музыка развлечению и радости, или стремится выражать высокую красоту, или имеет священное литургическое назначение — она всегда остается игрой». Игра развертывается перед слушателем как увлекательная цепь событий, каждое из которых, являясь откликом на предшествующее, в свою очередь порождает новые отклики или новое течение мысли.

Игровая логика развивается в музыке как игре на инструменте. Как отмечал великий немецкий композитор Р. Шуман, «слово «играть» — очень хорошее, так как игра на инструменте должна быть тем же, что и игра с ним.

Кто не играет с инструментом, не играем и на нем». В жанре концерта игровая логика имеет огромное значение. Градация динамики в микромире игровой логики часто выступает как средство контрастных сопоставлений, вторжений, неожиданных акцентов.

Как отмечает Е. Назайкинский, на композиционном уровне игровая логика может проявляться в особой трактовке формы. На синтаксическом — в особых «игровых фигурах».

В качестве подобных «игровых фигур» учёный выделяет такие как: смена модуса, интонационная ловушка, вторжение, оспаривание, реплика-втора, незаметно вкрадывающееся повторение, обрывающий удар, переворот, наложение, слияние, преодоление препятствия, застрявший тон, вариантный подхват, игровая ошибка и др. Следует отметить, что участниками игрового действа могут выступать как определённые тематические построения, так и небольшие мотивы, краткие музыкальные реплики. Их сочетание являют основу инструментально-игровой логики.

Игровая природа фортепианного концерта реализуется посредством виртуозности. Акцентируем внимание на том, что определяющим элементом виртуозности является исполнительское мастерство музыканта, который должен быть намного лучше среднего исполнителя. Виртуоз от итал.

Virtus — доблесть, талант — исполнитель мастерски владеющий техникой искусства. Данный термин предназначался для человека, отметившегося в любой интеллектуальной или художественной области. Термин со временем развивался, одновременно расширялся и сужался в размахе.

Изначально музыканты удостаивались такой классификации, будучи композиторами, теоретиками или знаменитыми маэстро, что было важнее, чем мастерское исполнение. Концерт как жанр предполагает публично-демонстративное проявление мастерства музыканта-исполнителя и его виртуозности. Вместе с тем, виртуозность подчинена внутреннему содержанию музыки и является органическим элементом художественного образа.

Также следует отметить, что виртуозность выражает не что иное, как артистическое начало человеческой личности и является частью исполнительского почерка самого музыканта. В жанре концерта впервые воплощается органичное единство виртуозности и певучести. Виртуозность в партии солиста, с одной стороны, делает его лидером в диалоге с оркестром, а с другой — способствует «общительности» самого концертного жанра.

Не менее важным принципом, определяющим жанровую природу фортепианного концерта, является принцип состязательности. Следует отметить, что идея состязательности корнями уходит в древнюю Грецию , где родились Олимпийские игры. До настоящего времени состязательность определяет практически все сферы жизни человека, способствует творческому проявлению, а также творческой самореализации личности.

Принцип состязательности в музыке, в частности в инструментальном концерте, не предполагает противоборства «всерьёз». Концертная состязательность — условная ситуация, где ощущается атмосфера диалога, выражающаяся в «общении» главных участников соревнования. Поэтому состязание в концерте — это лишь идеализированная картина противоборства соло и оркестра.

Состязательность предполагает попеременное чередование реплик солиста и отыгрышей оркестра, потому одни мысли могут представать как в партии ведущего участника состязания, так и в чисто оркестровом изложении совместно с солистом либо без его участия. Следует отметить, что в концертном состязании, как и в любом игровом действии, важен не столько результат кто же первый?

Интересные факты из жизни композитора Стихи о композиторе и его творчестве Рефлексия Что запомнили, что было интересно, что удивило на уроке? Фортепианный концерт — один их наиболее значимых и востребованных жанров в мире музыки. Жанровая природа концерта, конкретизируемая динамичностью, развитой игровой логикой, способностью к передаче глубоких жизненных коллизий, оказалась весьма привлекательной для композиторов различных временных и национальных традиций. Особый интерес к исследуемому жанру проявили представители венского классицизма, в творчестве которых сольный инструментальный концерт получил окончательную кристаллизацию. Исследование жанра фортепианного концерта определяет поле научных интересов таких учёных-музыковедов, как: Л.

Раабен «Советский инструментальный концерт» , И. Кузнецов «Фортепианный концерт» к истории и теории жанра , М. Тараканов «Инструментальный концерт» , Г. Орлова «Советский фортепианный концерт». Существенные ракурсы новейших направлений анализа жанра, с позиций исполнительской практики, демонстрируют работы А. Мурги, Д. Дятлова, Б.

Гнилова; жанровые и исторические аспекты фортепианного концерта проанализированы в научных публикациях Д. Нагина, О. Подколозина, Ш. Палтаджанян и др. Несмотря на неугасаемый интерес учёных-музыковедов к концертному жанру, некоторые исторические, а также теоретические аспекты исследуемой проблемы требуют более глубокого изучения. Данное обстоятельство определило цель публикации: исследовать особенности зарождения и развития жанра фортепианного концерта. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи публикации: Исследовать генезис жанра инструментального концерта; Проанализировать истоки становления и развития жанра фортепианного концерта; Выявить жанровую специфику фортепианного концерта.

Историческое движение музыки явственно отражается на судьбах музыкальных жанров. Живая связь времен наглядно проявляется и на примере инструментального концерта — одного из наиболее старинных жанров европейской музыки. Как свидетельствуют исследователи, этимология слова «концерт» связана с итальянским «concertare» «согласиться», « прийти к согласию» или с латинским «concertare» «оспаривать», «бороться» , потому как взаимоотношения солирующего инструмента и оркестра содержат элементы «партнерства» и «соперничества». Традиционно, концерт определяют как одночастное или многочастное музыкальное произведение для одного или нескольких солирующих инструментов и оркестра. Одной из разновидностей инструментального концерта является фортепианный концерт. Поскольку историю развития фортепианного концерта невозможно отделить от генезиса инструментального концерта в целом, исследуем особенности зарождения этого уникального музыкального жанра. Истоки фортепианного концерта уходят в далекое музыкальное прошлое.

Акцентируем внимание на том, что до конца XVII в. Понятие «концерт» впервые было обнаружено в музыкальном обиходе XVI в. Данное определение использовали для обозначения вокально-инструментальных произведений. Концертами называли хоровые духовные сочинения с инструментальным сопровождением. В качестве примера целесообразно назвать концерты Дж. Габриели, Л. Возникновение жанра инструментального концерта связано с зарождением гомофонного стиля в музыке.

На данном этапе композиторы, как никогда ранее, стремились подчеркнуть ведущее значение мелодического начала, выраженного солирующим инструментом, в противовес сопровождающему оркестру. Соревнование между солирующим музыкальным инструментом и оркестром, актуализировало значимость виртуозного начала в концертном жанре. Большое влияние на развитие инструментального концерта оказала также практика инструментальных ансамблей и традиции совместной игры на музыкальных инструментах, восходящие к народному музицированию в европейской культуре средних веков. Следует отметить, что в исследуемый период, оркестра в современном понимании не существовало. Популярными были ансамблевые объединения музыкантов, интересы и предпочтения которых определяли устойчивые формы сочетания инструментов. Особенностью концертных ансамблей XVII в. Данный инструмент выступал в роли руководителя ансамбля, его дирижера, тем самым цементировал общее звучание.

Именно в это время в жанр инструментального концерта проникает главный принцип концертной игры — принцип состязания и соревнования. Форма соревнования предполагала органическую связь согласования и единоборства, сочетание ведущего и аккомпанирующего, взаимное согласование их усилий. Клавесином поддерживался либо удваивался басовый голос и заполнялся так называемый «средний этаж» музыкального пространства. И все же главное заключалось не столько во внешних свойствах концертной музыки XVII века, сколько во внутренней природе, характерной для музыкального сознания европейцев исследуемого периода. Новый жанр инструментального концерта во многом перекликался с танцевальной сюитой. Мастером инструментального концерта XVII в. Корелли — автор первых классических образцов жанра Concerto Grosso большого концерта , основанного на сопоставлении солирующих ripieno и аккомпанирующих Grosso.

Концерты А. Корелли, как правило, многочастны. Композитор включал в концерты от четырёх до семи частей, а также небольшие Adagio, служащие как бы связками между быстрыми частями. Музыкальное единство Concerto Grosso А. Корелли проявлялось и в сохранении основной тональности на протяжении всех частей. Музыка практически всех концертов этого удивительного итальянского мастера патетична, порой в ней слышится лирический напев, ощущаются связи с народными истоками. В концертах этого гениального композитора сложилась типичная структура инструментального концерта, которая предполагала трехчастность формы.

Если в Concerto Grosso А. Корелли, замкнутое целое образуют краткие сольные эпизоды, то у А. Вивальди партии солистов рождены неограниченным полетом фантазии и проходят в свободном импровизационном изложении. В концертах А. Вивальди возрастают масштабы оркестровых ритурнелей, и вся форма приобретает новый динамичный характер. Создатель сольного концерта стремился к ярким и необычным звучаниям, смешивал тембры разных инструментов, часто включал в музыку диссонансы. Следует отметить, что концерты А.

Вивальди предоставляли музыкантам широкие возможности блеснуть виртуозной игрой и показать свое совершенное владение инструментом. Между солистами и остальными участниками концертного действа возникают определенные концертные диалоги. Именно в концертах А. Вивальди чередование solo и tutti стало родовой приметой концертного Allegro. Так же определяющей характерной чертой данной формы является рондальность, которая становится следствием жизнеутверждающей природы инструментального концерта XVII — начала XVIII вв. Ярким примером стиля инструментальных концертов А. Вивальди является цикл «Времена года».

Новый этап эволюции инструментального концерта связан с творчеством представителей позднего барокко — И. Бахом и Г. Открытия этих мастеров музыкальной мысли в области инструментального концерта, стали прозрением в далекое будущее.

Гартман,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка Концерт — I Концерт нем. До этого времени серьезную музыку… … Энциклопедия Кольера концерт — а, м.

Устроить концерт. Пойти на концерт. Симфонический концерт.

C начала XVII века принцип «состязания» нескольких солирующих «концертирующих» голосов постепенно распространялся и в инструментальной музыке — в сюите и церковной сонате [1]. Понятие «концертино», первоначально относившееся к «состязанию» двух инструментов например, скрипки и виолончели в op. История жанра[ править править код ] Во второй половине XVII века появились сочинения, основанные на контрастном сопоставлении оркестра tutti и солиста или группы солирующих инструментов в кончерто гроссо. Основные черты инструментального концерта можно увидеть уже в созданных в этот период сочинениях Алессандро Страделлы [4].

Ранние образцы таких концертов Concerto da camera принадлежат Джованни Бонончини и Джузеппе Торелли , однако их камерные сочинения, для небольшого состава исполнителей, были переходной формой от сонаты к концерту; фактически же концерт сложился в первой половине XVIII века в творчестве Арканджело Корелли и особенно Антонио Вивальди — как трёхчастная композиция с двумя крайними частями в быстром движении и медленной средней частью [1]. В то же время существовала и форма так называемого рипиено концерта итал. В концертах первой половины XVIII века, как они представлены в творчестве виднейших представителей барокко , быстрые части обычно основывались на одной, реже на двух темах, которые проходили в оркестре в неизменном виде как рефрен- ритурнель , концертирование солиста чаще всего носило характер орнаментальной виртуозности; в таком стиле писали концерты, в частности, Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель.

Инструментальный концерт: история, понятие, специфика. (Н

Особенности формы инструментального концерта Инструментальный концерт: форма и структура Инструментальный концерт — это музыкальное произведение, в котором солист или несколько солистов выступает вместе с оркестром. Главная» Новости» Инструментальный концерт это в музыке. Навигация по сайту. концерт на одних только музыкальных инструментах, без пения. Главная» Новости» Что такое инструментальный концерт в музыке.

История возникновения жанра

  • Инструментальный концерт: понятие, особенности, история
  • Инструментальный концерт Само это слово вам, конечно, знакомо, особенно в первом его значении
  • Остались вопросы?
  • Особенности инструментального концерта

Инструментальный концерт: история, понятие, специфика

Концерт— это музыкальное произведение для любого инструмента, который « соревнуется » с оркестром. Что такое концерт мероприятия? Концерт в массовой культуре — массовое зрелищное мероприятие, проходящее в закрытом помещении или на открытом воздухе площади, стадионы и т. Как правило в концертах участвуют хореографические, эстрадные и рок-коллективы. Что играет симфонический оркестр? В состав симфонического оркестра входят деревянные духовые инструменты: флейты, гобои, кларнеты, фаготы; медные духовые — валторны, трубы, тромбоны, туба. Наконец, душа оркестра — благороднейшая по звучанию группа струнно-смычковых: скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Сколько инструментов входит в состав оркестра? Основу симфонического оркестра составляют три группы инструментов: струнные смычковые, деревянные и медные духовые, ударные.

Стоит почитать.

История возникновения жанра В XVI веке впервые было использовано слово "концерт" для обозначения вокально-инструментальных произведений. История концерта, как формы ансамблевой игры, имеет древние корни. Совместное исполнение на нескольких инструментах с явным выдвижением солирующего "голоса" встречается в музыке многих народов, но изначально это были многоголосные духовные сочинения с инструментальным сопровождением, написанные для соборов и церквей. Вплоть до середины XVII понятия "концерт" и "концертный" относились к вокально-инструментальным произведениям, а во 2-ой половине XVII века уже появились строго инструментальные концерты сначала в Болонье, затем в Венеции и Риме , а это название закрепилось за камерными сочинениями для нескольких инструментов и сменило название на concerto grosso "большой концерт". Первым основателем концертной формы считают итальянца скрипача и композитора Арканджело Корелли, им был написан концерт в трех частях в конце XVII века в котором было деление на солирующие и аккомпанирующие инструменты. Затем в XVIII-XIX веках происходило дальнейшее развитие концертной формы, где наибольшей популярностью пользовалось фортепианное, скрипичное, виолончельное исполнение.

Длинный путь развития и становления прошел жанр концерта, подчиняясь стилевым тенденциям времени. У Вивальди концертное произведение состоит из трех частей, из которых две крайние достаточно быстрые, они окружают среднюю - медленную. Постепенно, занимающий солирующие позиции, клавесин заменяют оркестром.

Когда на смену барокко пришла эпоха классицизма, инструментальный концерт в своём развитии уверенно шагнул вперёд. Именно в этот период в творчестве «венских классиков»: Гайдна, Моцарта и Бетховена, в полной мере утвердилась основная трёхчастная форма. Поначалу первая часть сочинялась в форме сонатного аллегро с двойной экспозицией, то есть главная и побочная партии сначала звучали в исполнении оркестра, а затем у солирующего инструмента. Однако со временем такая особенность утратилась. Так же в заключение данного раздела стала предусматриваться каденция — виртуозный эпизод, в котором солист, импровизируя, демонстрировал своё техническое мастерство. Второй — медленный раздел писался на усмотрение автора произведения и какой-либо определённой формы не имел.

В третьей, заключительной части концерта предпочтение вновь отдавалось оживлённому темпу, и потому она сочинялась в сонатной форме или форме рондо. Такая структура концерта, которая в нынешнее время называется классической, была заложена Гайдном и Моцартом , а затем переродилась и утвердилась в творчестве Бетховена. Именно Бетховен превратил концерт из галантного и развлекательного произведения в композицию, наполненную идейным содержанием, то есть приблизил его к симфонии. Помимо того Бетховен заметно технически усложнил партию солиста, а также первым из композиторов записал каденцию для солирующего инструмента и этим показал какое немаловажное значение она имеет в развитии произведения. В наступившей после классицизма эпохе романтизма симфонизация инструментального концерта, заложенная Бетховеном, была продолжена в творчестве многих композиторов, среди которых Никколо Паганини , Роберт Шуман, Фредерик Шопен , Феликс Мендельсон, Иоганнес Брамс , Эдвард Григ, Ференц Лист. Вместе с тем эти выдающиеся музыкальные творцы привнесли в жанр много нового. Они, отдавая предпочтение принципу «сквозного развития», лейтмотивным связям и монотематизму, сочиняли произведения, с разделами тесно взаимосвязанными между собой. Для произведений романтиков характерно лирическое и лирико-драматическое настроение. Главенствующую роль в концерте они отдавали солирующему инструменту, а оркестру лишь выполнение скромной функции аккомпанемента.

В это же период инструментальный концерт своё достойное место находит и в русской музыке. Его основоположником стал Пётр Ильич Чайковский , а последователями Сергей Рахманинов и Александр Глазунов , создавшие блестящие произведения, которые вошли в золотой фонд классической музыки. В XX веке инструментальный концерт продолжил своё интенсивное развитие. В двадцатом столетии композиторами были созданы концерты практически для всех европейских классических музыкальных инструментов. Интересные факты Инструментальный концерт в обязательном порядке входит в программу участников музыкальных конкурсов, так как исполнение такого произведения даёт возможность по-настоящему продемонстрировать виртуозное мастерство и талант музыканта, а также технический и художественный потенциал избранного им инструмента. На Международном конкурсе им. Чайковского, который проводится в нашей стране с 1958 года, «Первый концерт для фортепиано с оркестром» композитора не только входит в число произведений обязательной программы, но и является символом данного музыкального состязания. Однако необходимо отметить, что это великое творение гениального маэстро около ста тридцати лет исполняется с существенными изменениями, которые были сделаны после его кончины знаменитым пианистом Александром Зилоти. На конкурсе не раз ставился вопрос об исполнении «Концерта» с авторским текстом, но, к сожалению, достать его для многих конкурсантов не представляется возможным.

Концерт для скрипки с оркестром ми минор Феликса Мендельсона пользуется такой любовью, что в Лейпциге городской канал назвали именем выдающегося композитора, а на набережной деревянные сидения на ступенях спуска к воде расставили так, что из них можно сложить знаменитую тему этого популярного произведения. Сергей Рахманинов сочинил Второй фортепианный концерт в 1901 году, сразу после выхода из глубокой депрессии, возникшей из-за тяжёлого нервного расстройства после неудачной премьеры в 1897 году его Первой симфонии. Душевный кризис композитору помог преодолеть известный русский психотерапевт Николай Владимирович Даль и в благодарность ему Сергей Сергеевич посвятил данное выдающееся творение. Знаменитый актёр Чарли Чаплин в пожилом возрасте уединённо жил в Швейцарии в своём доме и практически никого не принимал, но узнав, что с ним хочет увидеться советский композитор Арам Хачатурян, сделал исключение и с радостью согласился. Встреча получилась весьма радушной, а началась она с того, что Чаплин достал пластинку с записью скрипичного концерта композитора и назвал его самым любимым своим произведением. Данное выдающееся творение Арама Хачатуряна во всём мире считается в скрипичной литературе одним из самых известных и сложных. Многие скрипачи желали бы иметь произведение в своём репертуарном списке, но, к сожалению не все могут с ним технически справиться.

Теперь инструментальная музыка - это самостоятельная область, в которой учитывается специфика каждого инструмента. Главенствующее место в этот период музыкальной истории занимает Орган! Хотя, первые органы появились ещё в Древнем Египте и Греции.

Там были гидравлосы - водяные органы звук из труб доносился благодаря водяному прессу.

Музыка. 6 класс

дрелью, болгаркой, набором отвёрток и гаечных ключей. Инструментальный концерт возник на рубеже XVI-XVII вв. как один из жанров церковной музыки. Понятие «концерт» впервые было обнаружено в музыкальном обиходе XVI в. Данное определение использовали для обозначения вокально-инструментальных произведений. Определение и особенности Основная цель инструментального концерта — продемонстрировать технические возможности инструмента и музыкальные навыки исполнителя. Главная» Новости» Что такое инструментальный концерт в музыке. Инструментальный концерт определение.

Музыка. 6 класс

Инструментальный концерт Само это слово вам, конечно, знакомо, особенно в первом его значении. это музыкальное произведение, исполняемое одним или несколькими солирующими инструментами с оркестровым сопровождением, где меньшая часть принимающих участие противостоит большей или оркестру полностью. Главная» Новости» Что такое инструментальный концерт в музыке. Главная» Новости» Что такое инструментальный концерт в музыке. Инструментальный концерт — это жанр музыки, в котором солист выступает вместе с оркестром или другими инструменталистами.

Инструментальный Концерт

Понятие «концертино», первоначально относившееся к «состязанию» двух инструментов например, скрипки и виолончели в op. История жанра[ править править код ] Во второй половине XVII века появились сочинения, основанные на контрастном сопоставлении оркестра tutti и солиста или группы солирующих инструментов в кончерто гроссо. Основные черты инструментального концерта можно увидеть уже в созданных в этот период сочинениях Алессандро Страделлы [4]. Ранние образцы таких концертов Concerto da camera принадлежат Джованни Бонончини и Джузеппе Торелли , однако их камерные сочинения, для небольшого состава исполнителей, были переходной формой от сонаты к концерту; фактически же концерт сложился в первой половине XVIII века в творчестве Арканджело Корелли и особенно Антонио Вивальди — как трёхчастная композиция с двумя крайними частями в быстром движении и медленной средней частью [1].

В то же время существовала и форма так называемого рипиено концерта итал. В концертах первой половины XVIII века, как они представлены в творчестве виднейших представителей барокко , быстрые части обычно основывались на одной, реже на двух темах, которые проходили в оркестре в неизменном виде как рефрен- ритурнель , концертирование солиста чаще всего носило характер орнаментальной виртуозности; в таком стиле писали концерты, в частности, Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель. Развитие жанра концерта как сочинения для одного или нескольких «двойной», « тройной », «четверной» концерт солирующих инструментов с оркестром продолжилось в XIX веке в творчестве Никколо Паганини , Роберта Шумана , Феликса Мендельсона , Иоганнеса Брамса , Ференца Листа , Петра Чайковского , Макса Бруха и многих других композиторов.

Вдруг набегают бархатные тучи, Как благовест звучит небесный гром. Но быстро иссякает вихрь могучий, И щебет вновь плывет в пространстве голубом. Цветов дыханье, шелест трав, Полна природа грез. Спит пастушок, за день устав, И тявкает чуть слышно пес. Пастушеской волынки звук Разносится гудящий над лугами, И нимф танцующих волшебный круг Весны расцвечен дивными лучами.

Посмотрите о нём видео зарисовку Антонио Вивальди «Времена года» - Весна видео Вивальди "Весна" части 1-3 аудио Вивальди "Лето" части 1-3, часть 3 "Гроза" "Гроза" в обработке - в исполнении Ванессы Мэй соло на скрипке Вивальди "Осень" части 1-3 Вивальди "Зима" части 1-3 Концертами Вивальди восхищались во всей Европе, особенно в Германии, где им широко подражали. Бах развил принципы Вивальди, сделав уникальные по сложности и гибкости концерты эпохи Барокко. Он был одним из первых композиторов, создавших клавирные концерты для клавесина или клавикорда , заложив тем самым основу для превосходства клавиатурных фортепианных концертов во второй половине 18 века. Бах "Итальянский концерт", часть1.

Известные концерты в этой категории включают «Концерт для фортепиано и оркестра N2» Рахманинова, «Концерт для фортепиано и оркестра N5» Бетховена и «Концерт для фортепиано с оркестром N1» Чайковского. Концерт для скрипки и виолончели с оркестром — это особый жанр инструментального концерта. Известными произведениями в этой категории являются «Двойной концерт для скрипки и виолончели в ре миноре» Брамса или «Сюита на темы русских песен» Рахманинова. Инструментальный концерт до сих пор является популярной формой музыкального искусства. Это жанр, позволяющий слушателю насладиться профессионализмом солиста и красотой оркестрового звучания. Определение и характеристики Инструментальный концерт — это музыкальное произведение, в котором солирование осуществляется инструментом, а не голосом. Он отличается от вокального концерта, где основным сольным инструментом является голос.

Основные характеристики инструментального концерта: Солистичность: инструментальный концерт предполагает сольное исполнение определенного инструмента, который выделяется из оркестра. Виртуозность: инструментальные концерты часто требуют высокого мастерства исполнителя и демонстрируют его технические навыки. Диалог с оркестром: в инструментальном концерте солирующий инструмент общается с оркестром, выполняя мелодические, ритмические или концертные функции. Концертная форма: инструментальный концерт обычно имеет многодвижной характер, состоящий из отдельных музыкальных частей или движений. Богатство инструментальных возможностей: инструментальные концерты позволяют раскрыть полный спектр звуковых возможностей конкретного инструмента, а также взаимодействие с остальными инструментами оркестра. Инструментальные концерты пишутся для разных инструментов, таких как фортепиано, скрипка, виолончель, флейта, кларнет, труба и других. Они представляют собой важный жанр в классической музыке и оказывают значительное влияние на развитие музыкального искусства в целом. Исторический обзор Инструментальные концерты имеют богатую историю, которая началась еще в эпоху барокко.

Один из самых ранних примеров инструментального концерта — «Четыре времени года» Антонио Вивальди, который был опубликован в 1725 году. После барокко пришла эпоха классицизма, в которой инструментальные концерты стали еще более популярными. В этот период были написаны знаменитые концерты для фортепиано Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена. В XIX веке, в эпоху романтизма, инструментальные концерты стали еще более разнообразными и эмоциональными. Одним из наиболее известных инструментальных концертов этого времени является «Концерт для скрипки и оркестра» Петра Ильича Чайковского. В XX веке музыкальные композиторы начали экспериментировать с формой и звуком в своих инструментальных концертах. Примером может служить «Концерт для двух фортепиано и оркестра» Франсиса Пуленка.

Что такое инструментальный концерт

Инструментальный концерт может иметь различные формы, такие как концерт для соло инструмента с оркестром, концерт для нескольких инструментов или концерт для инструментов с аккомпанементом. Инструментальный концерт – это музыкальное произведение или его часть, в котором основная роль отводится инструментальному соло. На нашем сайте Вы найдете значение "Инструментальный Концерт" в словаре Словарь иностранных слов, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Инструментальный Концерт, различные варианты толкований, скрытый смысл. Инструментальный концерт: определение, история, жанры. Начало истории инструментального концерта следует искать в стародавние времена, так как ещё в глубокой древности людей привлекало ансамблевое музицирование, в котором одному из инструментов поручалась солирующая функция. Инструментальный концерт позволяет слушателю наслаждаться виртуозностью и техническими возможностями солиста, а также наслаждаться слаженным взаимодействием инструментов оркестра.

Концерт эпохи барокко.

  • Инструментальный концерт в музыке: определение, особенности и история
  • Что такое инструментальный концерт -
  • Полезные сервисы
  • Полезные сервисы
  • Концерт эпохи барокко.

Значение слова инструментальный концерт

Великолепное, друзья мои, замечательное состязание! Так как силе, мощи и блеску симфонического оркестра противопоставляются талант исполнителя-солиста, его мастерство, достигнутое годами и годами напряжённой работы. Скажу вам по секрету, что выигрывает почти, всегда тот, кто на первый взгляд кажется слабейшим. Солист подчиняет себе оркестр. Конечно, только в том случае, если он настоящий музыкант, талантливый исполнитель, потому что для него это очень серьёзное испытание. И когда нет мастерства и таланта, побеждает оркестр. Но какая это грустная победа. Победа есть, а музыки нет.

Музыка концерта. Каких только трудностей в ней не найдёшь! Сложные до головоломности пассажи, сильные аккорды, стремительно катящиеся гаммы... Это всё так называемые технические трудности, испытание беглости пальцев, силы удара, - словом, умения музыканта-исполнителя. И композитор, создавая концерт, всегда думает о том, чтобы музыкант мог в этом произведении показать все своё мастерство. Однако если бы композитор думал только об этом, если бы концерт состоял только из одних задач и хитроумных головоломок, его нельзя было бы назвать настоящим произведением искусства. В таком произведении не было бы самого главного - мысли, содержания.

Вот что пишет о концерте Чайковский: «Тут есть две равноправные силы, то есть могучий, неисчерпаемо богатый красками оркестр, с которым борется и которого побеждает при условии талантливости исполнителя маленький, невзрачный, но сильный духом соперник. В этой борьбе много поэзии и бездна соблазнительных для композитора комбинаций». Если бы страницы книги могли зазвучать после этих слов, мы сразу же услышали бы яркие, полнозвучные аккорды оркестра — начало Первого фортепианного концерта Чайковского. С первыми звуками этой музыки словно сама радость врывается в зал. Каким маленьким и слабым кажется сидящий за роялем пианист. Мощное звучание оркестра словно отгородило его от зала плотной стеной. И в эту ликующую массу звуков могучим колоколом влился новый голос.

В таких К. Концерт, в котором оркестр имеет большое симфоническое значение, называется симфоническим. Концерт состоит обычно из 3-х частей крайние части — в быстром движении. В XVIII веке симфония , в которой многие инструменты местами исполняли соло , называлась concerto grosso. Концерт в трёх частях явился в конце XVII ст.

Композиторы стараются придать концертам виртуозный характер, чтобы максимально раскрыть художественные возможности и техническую виртуозность выбранного инструмента. Однако инструментальный концерт предполагает не только соревновательный характер, но и точную согласованность между исполнителями солирующих и аккомпанирующих партий. Содержит в себе противоречивые тенденции: Раскрытие возможностей одного инструмента в противопоставлении целому оркестру. Совершенство и согласованность полного ансамбля. Возможно специфика понятия "концерт" имеет двоякое значение, а все из-за двойственного происхождения слова: Concertare с латинского - "состязаться"; Concerto с итальянского , concertus с латинского , koncert с немецкого - "согласие", "гармония". Таким образом, "инструментальный концерт" в общем значении понятия - это музыкальное произведение, исполняемое одним или несколькими солирующими инструментами с оркестровым сопровождением, где меньшая часть принимающих участие противостоит большей или оркестру полностью.

Соответственно, инструментальные "взаимоотношения" строятся на партнерстве и соперничестве с целью предоставления возможности каждому из солистов проявить виртуозность исполнения. История возникновения жанра В XVI веке впервые было использовано слово "концерт" для обозначения вокально-инструментальных произведений. История концерта, как формы ансамблевой игры, имеет древние корни.

Вивальди и творческой фантазии хореографа был поставлен сегодняшний спектакль. Одна из отличительных черт Р.

Пети как балетмейстера — простота и ясность хореографического текста. Пети — человек, который может творить абсолютно во всех направлениях и во всех жанра: он ставил танцы для кинофильмов, много ревю для мюзиклов, драматических спектаклей. Он ставил спектакли, где танец являлся чем-то божественным, тем, что приносит удовольствие и радость для тех, кто находится в зрительном зале. Пети — человек, который обожает всё красивое. Для своей хореографии он руководствуется всегда только одним критерием — красота, гармоничное сочетание музыкальности и красоты.

Балет «Времена года» исполняется на одной из самых красивых площадей мира — площади Сан-Марко в Венеции. Божественная архитектура площади является декорацией к этому спектаклю. Артисты, которые исполняют спектакль, ушли в легенду, так как они были звёздами 70-80 годов. Их творчество и талант высоко ценил Р. В частности, Доменик Кольфуни — одна из самых любимых балерин Пети.

Кольфуни была балериной Парижской Национальной оперы , но по просьбе Р. Пети уехала в Марсель. Для неё Р. Пети создал много спектаклей, в частности, спектакль «Моя Павлова». Как когда-то А.

Павлова была идеалом для балетмейстера М. Фокина, такой же «Павловой» стала Д. Кольфуни для Р. Просмотр фрагмента балета» Времена года», «Весна». Интерес музыкантов-профессионалов к музыке эпохи барокко не иссякает.

В 1997 году известным итальянским клавесинистом и знатоком барокко Андреа Марконом был создан Венецианский барочный оркестра. Этот коллектив за четыре года приобрёл известность как одного из лучших ансамблей барочного инстументального исполнительства, в первую очередь, как убедительного интерпретатора музыки Антонио Вивальди. Многочисленные концерты и оперные постановки оркестра во многих странах Европы получили широкое признание не только в широкой слушательской среде, но и среди музыкальных критиков. Оркестр своими исполнениями подарил слушателям новое прочтение сочинений А. Вивальди, Ф.

Кавалли, Б. В минувшем концертном сезоне прошли концерты в 28 городах США со скрипачом Робертом Мак-Даффи, гастроли в Японии и Корее с участием скрипача Джулиано Карминьоло, была исполнена программа из сочинений Антонио Вивальди в одном из лучших концертных залов Амстердама — Concertogebouw. Обширная дискография оркестра удостоена многих престижных наград. Она включает в себя записи скрипичных концертов Вивальди и Локателли, альбом симфоний и концертов для струнных Вивальди, многие произведения композиторов эпохи барокко в исполнении выдающихся музыкантов современности. Интерес к музыке А.

Вивальди не иссякает. Его стиль узнаваем для широкого круга слушателей, музыка ярка и не теряет своих красок. Пример тому — обращение современного хореографа Р. Пети к музыке Вивальди и его прекрасная постановка балета «Времена года», создание новых инструментальных оркестров. В чём секрет такой популярности музыки А.

Слушая музыку композитора далёкого прошлого, что радовало и огорчало человека? К чему стремился, о чем он размышлял и как воспринимал мир? Музыка А. Вивальди, понятна музыка прошлого. Чувства, мысли переживания современного человека нисколько не изменились по сравнению с прошлым.

Это радость жизни, восприятие окружающего мира, которое в музыки Вивальди позитивно и жизнеутверждающе. Концерты в творчестве А. Вивальди явились продолжением развития жанра инструментального концерта, получив законченную форму, ставшую образцом для последующих поколений европейских композиторов. Домашняя работа : задание в творческой тетради по теме «Инструментальный концерт». Посетителям филармонии знакома та особая, приподнятая атмосфера, которая царит в зале, где исполняется инструментальный концерт.

Особый интерес вызывает соревнование солиста с целым коллективом — оркестром. Действительно, концерт — один из самых сложных инструментальных жанров. Специфика его состоит в том, что солист поставлен в самые трудные условия, которые могут существовать в музыке. Ему предстоит доказать превосходство своего инструмента в состязании с десятками других. Недаром композиторы придают концертам блестящий, виртуозный характер, стремясь раскрыть все технические и художественные возможности избранного ими инструмента.

Концерты, в основном, пишутся для самых развитых и богатых по своим ресурсам инструментов — фортепиано, скрипки, виолончели. Вместе с тем концерт предполагает не только соревнование участников, но и попеременную согласованность солирующей и аккомпанирующей партий в воплощении общего замысла сочинения. Таким образом инструментальный концерт содержит в себе, казалось бы, противоречивые тенденции: с одной стороны, он призван раскрыть возможности одного инструмента в сопоставлении с целым оркестром; с другой стороны, требует полного и совершенного ансамбля. И, по-видимому, слово концерт имеет двойное происхождение: от латинского «concertare», что означает «состязаться», и от итальянского «concerto», то есть, «согласие». В этом двойном значении — смысл и специфика данного жанра.

Инструментальный концерт. История возникновения жанра История концерта как формы ансамблевого исполнения уходит в глубокую древность. Совместная игра на нескольких инструментах с выдвижением солирующего встречается в музыкальной культуре многих народов. Так называли вокальные полифонические произведения, исполняющиеся в церкви. Такие произведения были основаны на сопоставлении состязании двух или нескольких певческих партий , сопровождавшихся органом, а иногда — инструментальным ансамблем.

В дальнейшем это наименование перешло к камерным сочинениям для нескольких инструментов. Подобные концерты встречаются в начале XVII века, но уже к середине столетия концерт становится оркестровым произведением и принимает новое название — «кончерто гроссо». В кончерто гроссо уже имелось деление на солирующие и аккомпанирующие инструменты, причем первых всегда было несколько и назывались они concertino. Последующее развитие этой формы связано с , младшим современником Корелли. В творчестве Вивальди цикл концерта обрел 3-частную форму, где крайние быстрые части обрамляли среднюю, медленную.

Он же создал первые концерты с одним солирующим инструментом, скрипкой. Такие концерты писали Бах и Гендель. В дальнейшем в качестве солирующего инструмента стал выдвигаться и клавесин, который первоначально выполнял в Concerto grosso аккомпанирующие функции. Постепенно его партия усложнялась, и с течением времени клавесин и оркестр поменялись ролями. Структура концертов Вольфганга Амадея Моцарта В окончательно закрепилась 3-частная структура концерта как основная форма.

При этом I часть пишется в сонатной форме с двойной экспозицией первый раз ее излагает оркестр, второй, с некоторыми изменениями — солист. В конце части помещается виртуозная каденция — эпизод, исполняемый одним солистом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий