Здесь нам стоит внимательнее посмотреть на библейские примеры, среди которых выделяется молитва Анны, матери пророка Самуила. В церковных молитвах праведная Анна прославляется как всеми уважаемая целомудренная вдова, преподобная старица, новозаветная пророчица.
Молитва Святой Анне Пророчице
И вскоре Анна зачала сына. И назвали его Самуил, что означает «испрошенный у Бога». Выкормив его, она пришла вновь в Силомский храм и, обращаясь к священнику Илию, сказала: «О сем дитяте молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое. И я отдаю его Господу на все дни жизни его». Илий благословил Анну и сказал: — Да подаст Господь тебе детей вместо Самуила.
Самуил стал последним судией израильским и пророком. Анна же родила мужу еще трех сыновей и двух дочерей. Протоиерей Виктор Гурьев дает такие утешительное наставление бездетным супругам: «Примеры древних благочестивых бесчадных супругов учат находить в сем случае помощь в молитве. Пламенно молилась о детище мать Самуила, Анна, и горело лицо ее во время оной, и от волнения даже голос ее пресекался; но услышана была и родила пророка великого, излюбленного Богом и бывшего почти полвека наилучшим судьею народа Божия.
Не менее горяча была молитва и матери Пресвятой Богородицы, которая вопияла: «Призри на меня ныне, Господи, и услыши молитву мою. Разреши болезнь сердца-моего и покажи неплодную плодоносною». И эта молитва была услышана и ей с мужем дарована Дщерь, сделавшаяся впоследствии Матерью Господа. Не тщетна, наконец, была и молитва Захарии с Елисаветою, как и возвестил ему Ангел: не бойся, Захарие, зане услышана бысть молитва твоя: и жена твоя Елисавет родит сына тебе, и наречеши имя ему Иоанн, и будет тебе радость и веселие Лк.
Вот и вы, бесчадные супруги, прибегайте к этому средству, и Господь и вашу молитву услышит.
В контексте писаний евангелиста Луки проповедь Анна, видимо, прообразует одно из служений, которые получат уверовавшие женщины ср. В сцене Сретения Анна, возможно, прообразует то, что произойдет в Пятидесятницу, когда Св. Дух изольется на всякую плоть, и сыны и дщери будут пророчествовать Деян 1-2. Бедность , высказывается предположение, что Анна изображается как одна из благочестивых иудейских бедняков, тем самым она являет пример воздействия благой вести на их жизнь Brown. В православном богослужении роль Анны в истории Спасения выражается в текстах песнопений праздника Сретения Господня 2 февр. На следующий день после Сретения празднуется день прав. Симеона и Анна 3 февр. Анна упоминается в стихирах и каноне на этот день. В то время как память прав.
Симеона указывают в этот день все греч. Типиконы, Анна упоминается нерегулярно, однако уже в синаксаре Типикона Великой ц. Кроме того, память А. Сергий Спасский. Минеи упоминают об А. Фрагмент статьи из «Православной энциклопедии». Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. После его смерти праведная Анна «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» Лк. В 84 года она удостоилась видеть в Иерусалимском храме Младенца Иисуса Христа, принесенного для посвящения Богу. Не впав в отчаяние, Анна вынесла все — она символ душевной стойкости.
Ее помощи просят перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах болезнях и скорбях. Преподобная Анна Кашинская. Икона, вторая половина XIX века Тропарь преподобной Анне Кашинской, глас 3 Днесь восхваляем тя, преподобная мати, великая княгине инокине Анно: яко бо лозо плодовита посреде терния, процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми, всех удивила еси чудным твоим житием, темже Христу Богу угодила еси, и ныне, радующися и веселящися, пребываеши с лики преподобных жен, наслаждающися райския красоты и веселия. Молим убо тя: моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего, даровати нам мир и велию милость. Кондак преподобной Анне Кашинской, глас 4 Яко пресветлая звезда, явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине, преподобная мати Анно, во всех благочестивых и верных женах, аки крин процвела еси чистым и непорочным твоим житием, во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги, и возшла еси к Вышнему граду, радующися и веселящися, яко добре совершивши твое течение, и ныне честныя твоя мощи, аки бисерие драгое, явишася на исцеление всем, приходящим с верою. Тем и вопием ти: Радуйся, всекрасная душею, и моли Христа Бога о спасении душ наших. Величание Ублажаем тя, преподобная мати, великая княгине Анно, и чтим святую память твою, наставнице инокиням и собеседнице Ангелом. Молитва преподобной Анне Кашинской О преподобная и преблаженная мати Анно! Смиренно припадающе к честным мощем твоим, молимся со слезами прилежно: не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу.
Исполняющая законная повеления в правости сердца и горящем благоговении и всяким тщанием со блаженным своим супругом и богоносцем Иоакимом. Божественным волением зачавшая в старости маститей и рождшая прежде век предопределенную родитися Матерь Божию. Прамати всемилостивого и всещедраго Бога, готовое заступление и предстательство с верою прибегающих к тебе, утешение страждущих и покой скорбящим, благодатию Внука твоего показующая безчадных и неплодных жен благочадны, приими и моление нас грешных и преложи печаль безчадия молящихся тебе в радость. Даждь плод чрева призывающим тя, разрешая мрак их безплодия и, яко разрешение безплодия, безчадных жен благочадны сотвори ублажающих тя и славословящих Богочеловека — Внука твоего и Создателя и Господа. Ей, блаженная и благодатная Анна, всем, яко луна пресветлая, посылающая мирный и тихий свет богоданных в тебе дарований, показавшаяся Сарры честнейшая, Анны матери Самуила светлейшая, Елисаветы славнейшая и всех праведных жен, ихже закон прославляет, честнейшая и яко от сего многой чести и благодати удостоенная, исполни радости и веселия сердца к тебе прибегающих и даждь благодать твою рабе твоей, приемлющей твою скорую помощь, отверзая ей чрево, да твоим предстательством и заступлением улучит зачатие чада и прославит всесвятое Имя Богочеловека — Внука Твоего и Спаса нашего Иисуса Христа. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и пресвятым и благим и животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Людей, у которых нет проблем со здоровьем, но которые в силу собственных убеждений отказываются иметь детей, называют «чайлдфри». Мы не вправе их судить, — это их решение и они вольны сами распоряжаться своей судьбой, главное, чтобы потом не возникло поздних сожалений об упущенной возможности продолжить свой род. Слово «чайлдфри» можно перевести, как «свобода от детей», к сожалению, существует огромное количество людей, жизнь которых свободна от детей, но не в силу их психологических убеждений, а по причине мужского либо женского бесплодия. Такие люди многое бы отдали за возможность обрести счастье стать родителями — они проходят многочисленные медицинские обследования, соглашаются на дорогостоящее лечение и, порой, доходят до отчаяния. Православная молитва праведным Иоакиму и Анне и жизненная история этих святых поможет обрести надежду и счастье стать родителями даже в случае многолетнего бесплодия. Жизненная история св Иоакима и Анны свидетельствует, о том, что чудо зачатия может свершиться в любом возрасте, — никогда нельзя отчаиваться. Иоаким и Анна до самой глубокой старости не имели детей. Всю свою жизнь они очень скорбели об этом, вдобавок отсутствие детей в библейские времена считалось позором, и помимо собственных страданий супруги были вынуждены терпеть презрение и насмешки окружающих. Но они не роптали, не жаловались, а горячо молились Богу, уповая на его волю. Самостоятельная молитва Иоакима и Анны была услышана, — в их семье родилась дочь, Пресвятая Дева Мария, которую теперь благословят все христиане. Чудеса по молитвам к праведным богоотцам Иоакиму и Анне совершаются и в наши дни. Икона святой Анны на Афоне практически полностью скрыта под многочисленными подношениями исцелившихся людей. При молитвенном обращении с глубокой верой, многие семьи излечились от бесплодия. Даже представителям других религий, они даруют исцеление. Так сильная вера в помощь Святых помогла турецкому султану — мусульманину излечиться от бесплодия. Молитва св Иоакиму и Анне, помогает и тем, у кого уже есть ребенок, а зачать второго не получается. О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих имена , на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Мы расскажем о жизни Симеона и Анны, молитвах к ним, народных традициях, связанных с днем их памяти, и многом другом. О праведном Симеоне Богоприимце мы узнаем в основном из Евангелия от Луки. Совсем немного информации, но даже благодаря ей вырисовывается образ необыкновенного человека, который сыграл важнейшую роль в истории пришествия на землю Мессии — Господа Иисуса Христа. Другие сведения о Симеоне дошли до нас из Церковного Предания, которое православные христиане почитают наравне со Священным Писанием. Согласно Преданию, этот святой был одним из семидесяти двух переводчиков, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского языка на греческий. Учёный человек, умудрённый большими знаниями, Симеон стал проводником чуда Сретения Господня. Об этом святом евангелист Лука пишет, что сей благочестивый муж был избран Господом и что Дух Святой пребывал на нём: Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем Лк 2, 25. В ней он натолкнулся на фразу, которая привела его в замешательство, буквально обескуражила. В еврейском подлиннике эта фраза звучала как: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына Ис 7, 14. Учёный был уверен — слово «Дева» явная ошибка! Каким образом дева то есть девственница может родить ребёнка? Симеон хотел исправить нелепицу и рука его уже потянулась к бумаге. Но в ту же секунду перед ним предстал Ангел.
На месте ее дома возведен храм Рождества Богородицы. Почитание в России началось лишь после 13 в. Сбор средств на строительство храма в с. Анны, матери Богородицы, часто изображает их вместе. Юная Мария обнимает мать, лица их соприкасаются. Другой вид композиции включает и отца — праведного Иоакима. Один византийский образ показывает праведную пару в момент объятий — возможно, запечатлен момент, когда они узнали, что станут родителями. Икона хорошо иллюстрирует святость всего, что происходит в браке — в том числе взаимного выражения привязанности. Святым часто молятся женщины, которые не имеют детей. Другая святая Анна тоже была в очень преклонных летах, когда в ее жизни случилось выдающееся событие. Анна упоминается в Новом Завете, в сюжете про Сретение. Согласно преданию, она происходила из древнего рода. Она вышла замуж, но прожила в браке всего несколько лет. После этого — стала прислуживать в храме, угождая Богу постом и молитвой. Дар пророчества очень уважался в древнем Израиле, для Анны он заключался в том, что она узнала Господа. На иконе Анна пророчица изображается в преклонных летах, по пояс либо в полный рост. На святой — голубая накидка, под ней туника другого цвета. Верхняя одежда может быть красной, туника — синей. Голова иногда покрыта белым платком. В руках обычно свиток — свернутый, либо развернутый с текстом.
16 февраля. Симеон Богоприимец и Анна пророчица.
Израильтяне считали Анну праведной, богодухновенной женой и пророчицей. Молитва Праведной Анне Пророчице: «О, святая угоднице Божия, святая Анна Пророчице! видеть Христа и возвестить Иерусалимскому народу о рождении Спасителя. Святая праведная Анна пророчица, моли Бога о всех одиноких и вдовых, даруй им защиту и покровительство!
Пять сильных молитв праведной Анне матери Богородицы на ниспослание детей и счастья в семье
Праведная Анна Пророчица в церковных молитвах прославляется, как всеми уважаемая целомудренная вдова, преподобная старица, новозаветная пророчица. Молитва Анне Пророчице О, святая угоднице Божия. Молитва святой Анне Пророчице О святая угоднице Божия, святая Анна Пророчице! Она распространила новость своему близкому кругу. Она была известна по своим словам мудрости как пророчица, а теперь у нее была поразительная весть, которой она поделилась с теми, кто ждал искупления Израиля.
22 декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы
Святитель Амфилохий Иконийский в своём "Слове на Сретенье" называет пророчицу Анну "венцом вдов": "телом измождена, душой бодра; лицо в морщинах, ум расправлен; согбенна от старости, пряма мыслью; годами увядшая, богопознанием цветущая». Евангелист Лука так описывает, что было дальше: "И она.. То есть женщина радостно стала рассказывать всем, что настало время исполнения предсказанного - миру дарован Спаситель. Но мало кто прислушался к старушке. Людям трудно было поверить, что беззащитный слабый новорожденный младенец и есть Сын Божий. Лишь два таких разных человека: мудрец Симеон и бедная вдова осознали в тот момент какое чудо произошло со всем миром. Евангелист Лука во всём Новом Завете только Анну называет пророчицей. Она символически завершает ряд пророчиц и героинь древней истории Израиля.
Сретение, воскресенье о мытаре и фарисее 15 февраля 1976 г. Дивной встречи, потому что в храм, в удел Божий Единородный Божий Сын, ставший Сыном Девы, приносится, чтобы быть поставленным перед лицом Живого, вечного Бога, Отца Его прежде, чем мир не стал. Встреча, также, между святыми душами и ожидаемым ими Спасителем. Долгую, сложную, благодатную жизнь прожили и Симеон и Анна; тому и другой было обещано, что они не умрут, раньше чем не увидят лицом к лицу Спасителя своего. И вот этот день настал, и лицом к лицу ожидавшие Его праведники встретили Бога, ставшего Человеком... Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром, — сказал Симеон, — ибо видели очи мои спасение Твое... Теперь он может отойти в вечность, теперь он может сойти в область усопших и принести туда первую весть, что он видел на земле Бога, пришедшего плотью. Всякий младенец мужского пола, разверзающий утробу, то есть перворожденный в семье, приносился Богу и делался собственностью Бога. Этот обычай, это правило началось еще в древности, когда Моисей вывел из Египта народ израильский. Тогда упорствующий фараон не хотел отпустить своих рабов; и ужас за ужасом постигали египетскую землю, чтобы опомнился человек под тяжелой, спасающей десницей Бога. И одной из самых страшных кар, которые были наложены на противящегося Богу фараона, была смерть всех перворожденных в земле египетской. Этой ценой было потрясено каменное сердце фараона, этой ценой получили свободу, в виду ожидаемого Христа, израильские дети. Но когда они достигли пустыни, то и до них дошел Божий глас: Ценой этого ужаса, ценой смерти детей, лишения матерей любимых своих младенцев были выведены вы из египетской земли, из страны плена и рабства; но как бы в воспоминание об этом, как бы в выкуп за этих детей и за этих матерей, перворожденный младенец мужского пола в каждой вашей семье должен быть принесен в Храм, и Бог над ним получает власть жизни и смерти. Это жертвоприношение продолжалось потом в течение всей Ее жизни: Матерь Божия Его отдала раз и навсегда, и Бог и Отец эту жертву, единственную за всю историю мира, принял, и она стала кровавой Жертвой Голгофы. Мы сегодня читали и о другой встрече: как мытарь и фарисей пришли в храм, в тот храм, где Живой Бог ожидает Своих детей. Один пришел с гордыней, другой — с сокрушенным сердцем. Это — тоже встреча; но в этой встрече не жертва, а суд и спасение. Каждый из нас когда-то, в день своего воцерковления, был принесен в храм; каждый из нас был поставлен перед Богом, чтобы стать Его собственностью; но в Церкви Христовой нет мужеского и женского, нет различия, все — дети Божии, и поэтому все мы были принесены и отданы Богу, так же как Богомладенец Христос был принесен Своей Матерью. Каждая мать, которая здесь стоит, когда-то своего младенца принесла и отдала Богу, и приняла его вновь от иконы Спасителя или Божией Матери. Каждый из нас вновь и вновь встречает Бога всякий раз, как он приходит в храм; кто из нас мытарь, кто из нас фарисей? Кто уйдет оправданным, а кто уйдет со своей тленной праведностью, которая не войдет в Царство Божие? Симеон и Анна ждали и узрели Христа; мытарь ждал себе только суда — и получил милость; фарисей думал, что он праведен, — и оказался ни с чем... Вот с чем мы теперь начинаем это восхождение подготовительных недель к Великому Посту. Задумаемся, каждый из нас, о том, что значит, что он или она когда-то были принесены в храм, отданы Богу любовью материнской; отданы на хранение Тому, Который есть Хранитель младенцев, отданы Тому, Кто есть Господь и Жизнь. Подумаем о том, способны ли мы встретить Христа, как встретили Его Симеон и Анна; подумаем о том, кто мы — фарисей или спасенный мытарь. Кизильский женский монастырь святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны Кизильский женский монастырь святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны находится в селе Кизильском Челябинской области, рядом с Магнитогорском. Это старинное казачье село, а стоит обитель на западной его окраине. Официально Кизильский женский монастырь был открыт в 1999 году. Обитель совсем молодая, но с интересной предысторией. В начале 20-х годов ХХ века две местные монахини, тетя и племянница, отправились в паломничество — прославлять свой край на Святой Земле. Их путешествие продлилось 8 лет. Вернувшись из Иерусалима, паломницы вместо Российской империи, которую они покинули, застали советскую Россию.
Тихона, еп. Василий Великий» говорит: «не надобно доводить себя до того, чтобы осуждала в чем-либо собственная совесть, и в таком состоянии призывать помощь Божию; призывать же ее должно не с нерадением, не умом, скитающимся там и здесь. Такой не только не получает просимаго, но еще более преогорчит Владыку. Если и тот, кто ведет речь пред князем, стоит с великим страхом, не дозволяя блуждать, как внешнему своему оку, так и внутреннему, душевному; то не тем ли паче со страхом и трепетом надобно стоять пред Богом, весь ум устремя к Нему Единому, а не к чему-либо иному? Потому что Он не только, подобно людям, видит внешняго человека, но прозирает и во внутренняго» «Твор. IX, стр. Нил подвижник» , и называет блаженным того, кто не предается ей. Блажен ум, который, молясь не разсеянно, ощущает в себе непрестанно большое стремление к Богу. Блажен ум, который во время молитвы совершенно отрешился от чувств» «Христ. Чтение» 1828 г. Имея такие наставления св. Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. В двух томах. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря Вам может быть интересно: 5. Слова и проповеди — епископ Митрофан Зноско-Боровский 6. Проповеди — игумен Никон Воробьев 7. Святая Анна, мать пророка Самуила. Рождение пророка Самуила было ответом Господа Саваофа на горячую молитву его матери, Анны. В 1-й главе 1-й Книги Царств мы знакомимся с родителями — Самуила. Его отец — Елкана- был человеком достойным, имел двух жен и детей от одной из них — Феннаны. Елкана приносил ежегодную жертву Богу в храме в Силоме от своих начатков и заслуженно мог наслаждаться жертвенной трапезой вместе со своим семейством. Ему хотелось, чтобы все были счастливы, и чтобы любимая жена Анна тоже радовалась, и радовала его своей красотой и молодостью. Читайте так же: Молитва о покупке квартиры, дома, жилья святителю Спиридону, текст Анна по-еврейски: Ханна — «Миловидная» была бездетна. Но Анна была несчастна, ведь «наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева». Псалом 126:3. Так продолжалось не один год. Не будем слушать этого праздно, но и отсюда извлечем урок высокого благоразумия. И когда подвергнемся какому-нибудь бедствию, то, хотя будем сетовать, скорбеть и считать бедствие невыносимым для себя, не станем, однако, спешить и не упадем духом, но будем выжидать промысла Божия. Он хорошо знает, когда нужно прекратить то, что причиняет нам скорбь, как это случилось и с Анной. Бог не по ненависти и не по отвращению к ней заключил ее утробу, но для того, чтобы пред нами открылась мудрость этой жены, чтобы мы увидели богатство ее веры и узнали, как через это Он сделал её более славною. Иоанн Златоуст «Пять слов об Анне». Однажды Анна встала, покинула семейную трапезу и «стала пред Господом». Это ключевой момент: надо стать пред Господом. Ее исстрадавшаяся душа поднимается до Высших Сфер. Она не оплакивает свою несчастную судьбу, не жалуется на презрительную соперницу, похваляющуюся своей многодетность, не высказывает обиды Богу, за то, что Он не дал ей детей. Анна начинает с главного: просит у Господа Саваофа сына, чтобы посвятить его Ему, Единственному Властителю, в чьей Руке судьбы мира и каждого отдельного человека. Анна не просит двух, трёх, много детей, чтобы одного из них отдать Богу, а остальных оставить себе. Анна ничего не просит для себя. Ее несчастье в бесплодии. За тысячу лет до встречи Господа с бесплодной смоковницей, женщина, молодая, красивая, желанная для своего мужа, возжаждала быть плодоносной для Бога. Плачущую Анну заметил священник Илий, решил, что она пьяна, отругал и стал гнать. Но Анна, не теряя достоинства, объяснила, что с ней происходит: она молится Богу, изливает перед ним свою душу. Илий поверил Анне и благословил ее, призвав Бога исполнить ее просьбу. То, что сделала Анна — является образцом отношения верующего человека с Богом. В горе — сердце ее было сокрушено, но, как только она излила в молитве свою боль и принесла Богу свою нужду, она успокоилась совершенно. Нет причины печалится, если твою боль берет на себя Господь, если ты доверяешь Ему свою жизнь. Теперь нам не о чем больше беспокоиться: мы можем свободно думать о Нем. Бог всегда «призрит на молитву беспомощных и не презрит моление их». Какой еще сын мог родиться после такого посвящения? У Бога все только самое лучшее, достойное Его Совершенства. Анна «родила сына и дала ему имя: Самуил, ибо, говорила она, от Господа Бога Саваофа я испросила его». Когда пришло время вновь идти в Силом, «совершить годичную жертву Господу и обеты свои и все десятины от земли своей», Анна объявила, что останется дома, пока ребенок не подрастет настолько, чтобы его можно было отдать в храм и оставить «пред Господом». Очень достойно выглядит в этой истории Елкана. Он ни в чем не перечит своей жене. Это ее обет, и он ее поддерживает. Его жена — Анна совершила акт веры, и Господь Саваоф даровал ей замечательного сына. И сын это не его, а Божий. Как это ещё далеко от праведных Родителей Господа нашего Иисуса Христа, но в истории предшествующей приходу Спасителя много пророческих параллелей. Когда Самуил подрос, Анна «пошла с ним в Силом, взяв три тельца и хлебы и одну Ефу муки и мех вина, и пришла в дом Господа… И привели его пред лице Господа; и принес отец его жертву, какую в установленные дни приносил Господу. И привели отрока и закололи тельца». Анна подвела Самуила к первосвященнику Илию, напомнила ему, что она та самая женщина, которую он посчитал пьяной, а она горячо молилась Господу Саваофу «о сём дитяти». Теперь, — сказала Анна, — «я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу. И поклонилась там Господу». И здесь мы вспоминаем Пресвятую Богородицу, которую ее праведные родители привели в Иерусалимский храм. Первый молитвенный порыв Анны пробудил Великие Силы Небесных Сфер, и Анна с тех пор жила под впечатлением и под действием свершающегося чуда. Простая женщина, наученная свыше, постигает Безграничность Божьей Власти и Беспредельность Божьего участия в судьбе мира и людей. Оставляя своего сына вблизи Ковчега Завета, в месте Божьего присутствия она снова молится. Как великая скорбь, так и большая радость выносит душу к Божьему Престолу: «Возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем. Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш… Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную… Господь свят. Да не хвалится мудрый мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим, но желающий хвалиться да хвалится тем, что разумеет и знает Господа». В конце молитвы мы уже слышим голос пророчицы, благовествующей о царе и о Помазаннике Божием: «Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог Помазанника Своего». Родители вернулись «в Раму в дом свой, а отрок остался служить Господу при Илии священнике». Они навещали сына раз в год, во время, положенное для принесения жертвы. Илий в первое их посещение, когда они привели мальчика ничего напутственного им не сказал. Дали родители обет, надо исполнять. Родители не бедные, достойно жертвуют на храм. Там посмотрим.
Другие сведения о Симеоне дошли до нас из Церковного Предания, которое православные христиане почитают наравне со Священным Писанием. Согласно Преданию, этот святой был одним из семидесяти двух переводчиков, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского языка на греческий. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исаии, он натолкнулся на фразу, которая привела его в замешательство. Ученый был уверен — слово «Дева» явная ошибка! Как дева то есть девственница может родить ребенка? Но в ту же секунду перед ним предстал Ангел. Он удержал перо книжника и молвил: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». С того дня праведный Симеон в течение долгих лет жил ожиданием исполнения пророчества о пришествии Обетованного Мессии. В год, когда праведному Симеону было 360 лет, Святой Дух привел его в Иерусалимский храм. И случилось это в тот день, когда Иосиф Обручник и Дева Мария со Спасителем, которому исполнилось 40 дней, пришли в храм, чтобы представить своего первенца пред Господом и принести положенную иудейским законом жертву. Именно тут, в сердце Святой Земли, состоялась встреча праведного старца и Святого Семейства. Симеону вновь было откровение от Господа — он понял, что Младенец на руках Марии — тот самый долгожданный Мессия, о котором в течение сотен лет писали пророки. Святой Симеон благоговейно взял на руки Младенца Христа и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов.
Молитва праведной Анне Пророчице, дочери Фануила
Фрагмент статьи из «Православной энциклопедии». Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. После его смерти праведная Анна «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» Лк. В 84 года она удостоилась видеть в Иерусалимском храме Младенца Иисуса Христа, принесенного для посвящения Богу. Не впав в отчаяние, Анна вынесла все — она символ душевной стойкости. Ее помощи просят перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах болезнях и скорбях. Преподобная Анна Кашинская. Икона, вторая половина XIX века Тропарь преподобной Анне Кашинской, глас 3 Днесь восхваляем тя, преподобная мати, великая княгине инокине Анно: яко бо лозо плодовита посреде терния, процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми, всех удивила еси чудным твоим житием, темже Христу Богу угодила еси, и ныне, радующися и веселящися, пребываеши с лики преподобных жен, наслаждающися райския красоты и веселия. Молим убо тя: моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего, даровати нам мир и велию милость.
Кондак преподобной Анне Кашинской, глас 4 Яко пресветлая звезда, явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине, преподобная мати Анно, во всех благочестивых и верных женах, аки крин процвела еси чистым и непорочным твоим житием, во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги, и возшла еси к Вышнему граду, радующися и веселящися, яко добре совершивши твое течение, и ныне честныя твоя мощи, аки бисерие драгое, явишася на исцеление всем, приходящим с верою. Тем и вопием ти: Радуйся, всекрасная душею, и моли Христа Бога о спасении душ наших. Величание Ублажаем тя, преподобная мати, великая княгине Анно, и чтим святую память твою, наставнице инокиням и собеседнице Ангелом. Молитва преподобной Анне Кашинской О преподобная и преблаженная мати Анно! Смиренно припадающе к честным мощем твоим, молимся со слезами прилежно: не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. О преблаженная великая княгине Анно! Не забуди присещати чад твоих, аще бо телом и преставилася еси от нас, но и по смерти жива пребываеши и не отступаеши от нас духом, сохраняющи нас от стрел вражиих, всякия прелести бесовския и козней диавольских. Молитвеннице наша усердная!
Не престай молящися за ны ко Христу, Богу нашему, аще бо мощей твоих рака пред очима нашима выну видима есть, но святая душа твоя, со Ангельскими воинствы у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. К тебе убо припадаем, тебе молимся, тебе мили ся деем: молися, преблаженная Анно, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, еже испросити нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, мытарств горьких и вечныя муки избавится и Небесному Царствию наследником быти со всеми преподобными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Молитвы святой Анне Молитвы матери Богородицы — святой праведной Анне всегда считались одними из самых сильнейших. Святая Анна является, матерью девы Марии. К её иконе приходят тысячи верующих, просящих о помощи. Святая Анна в своей жизни пережила много страданий и поэтому старается помочь всем, кому тяжело. Просить Анну можно о чём угодно, многие верующие утверждают, что молитва матери пресвятой Богородицы Анне, обязательно будет услышана. Житие святой Анны Святая Анна была одной из младших дочерей церковного служащего.
Когда девочка подросла, её выдали замуж за Иоакима наследника рода Давида. Считалось, что именно в роду Давида родится Христос. Анна с мужем проживали в городе Назарет.
Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякого зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Всем крепкого здоровья и благополучия!
Берегите себя! Читайте также Сегодня, 27 апреля — Лазарева суббота или малая Пасха 4 Православные верующие 26 апреля вспоминают мученицу 7 25 апреля в 2024 году приходится на четверг 6-й седмицы 2 23 апреля православная церковь вспоминает священномученика 5 Сегодня, 22 апреля, у православных началась шестая 7 Неделя пятая Великого поста, преподобной Марии Египетской, воскресенье 5 Сегодня, 18 апреля, Церковь вспоминает подвиг преподобной 7 Сегодня, 16 апреля, православные чествуют икону Божией 7.
Подвигом добрым подвизавшися на земли, восприяла еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякого зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Последние записи:.
Святой Симеон благоговейно взял на руки Младенца Христа и сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля Лк 2, 29—32. Благословив Марию и Иосифа, он добавил пророческое: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - И Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец Лк 2, 22—35. Из описания, которое нам дает евангелист Лука, мы узнаем также об Анне Пророчице. Лука пишет о ней немного, но даже по этим скудным сведениям мы можем увидеть весь жизненный путь этой женщине во всей его чистоте и любви к Богу: Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме Лк 2, 36—38. Ему было 360 лет. Согласно отдельным историческим источникам, в 1243 году мощи святого Симеона появились на берегу Адриатического моря в городе Зара сейчас — город Задар в Хорватии.
Сегодня мощи покоятся в реликвариях в двух хорватских городах: в Задаре и Загорье. А в немецком городе Ахене хранится десница правая рука праведного Симеона Богоприимца. Десница праведного Симеона Богоприимца Десница правая рука праведного Симеона Богоприимца — это христианская реликвия, которая покоится в кафедральном соборе города Ахен в Германии. Раз в семь лет, по старой традиции, ее выставляют для поклонения верующих — это знаменитое на весь мир Ахенское паломничество. Хранится святыня в украшенном драгоценными камнями реликварии. Веселися и ты, честная пророчице Анно, возвестивши пришествие в мир Христа Бога нашего, сокрушившаго державу вражию и подающего нам велию милость. Кондак праведному Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице глас 8 Во избранных Божиих, блаженне старче Симеоне, на Небеси предстоиши пред лицем Христа Бога, Егоже во храме, яко Младенца руконосимаго, во объятия своя от всепречистых рук приял еси и со Анною пророчицею яко Бога исповедал еси. Темже похвальными гласы ублажаем вас: радуйся, Богоприимче старче Симеоне, радуйся, пророчице честная Анно, радуйтеся, Бога во Плоти познавшии. Тропарь Симеону Богоприимцу глас 4 Симеон старец днесь веселится, восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога, от уз плоти разрешитися прося и вопия: видеста очи мои спасение Твое мирови.
Кондак Симеону Богоприимцу глас 4 Старец днесь отрешитися от юз моляшеся сего жития тленнаго, Христа восприят на руки, Зиждителя и Господа. Иконописцы изображали святого в момент, когда Богородица с рук на руки передает ему Младенца Христа. Анну Пророчицу в византийской и древнерусской иконописи обычно изображали на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или праведного Симеона. Анна Пророчица изображалась в профиль, одетая чаще всего в красный хитон и зеленый мафорий цвета могли быть иными ; она указывала пальцем на Христа. Нередко Анну писали в образе седовласой старицы с усталым лицом. Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают, а не поют, в отличие от католиков, например. Происходит это в конце вечерни. Кроме того, православные произносят «Ныне отпущаеши…» во время Таинства Крещения — но только для младенцев-мальчиков.
Текст: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. Русский: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Savin Источник: Википедия. Первоначально храм был деревянным, но в 1731 году, когда в России правила императрица Анна Иоанновна, здесь по проекту архитектора Михаила Земцова и его помощника Ивана Бланка началось строительство каменной трехпрестольной церкви. Увенчали ее многогранным куполом. На освящении храма в 1734-м присутствовала сама императрица.
Молитва Святой анны пророчицы
со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте для наших уважаемых читателей. О, святая угоднице Божия, святая Анна Пророчице! Подвигом добрым подвизавшися на земли, восприяла еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. 10 сентября ОЧЕНЬ СИЛЬНАЯ МОЛИТВА Анне Пророчице о БЛАГОПОЛУЧИИ и ИЗБАВЛЕНИИ ОТ ВСЯКОГО 3.
16 февраля. Симеон Богоприимец и Анна пророчица.
За это её стали звать «пророчица». День памяти праведной Анны отмечают дважды: первый раз 3 февраля, когда её вспоминают вместе со святым Симеоном, и второй раз — 28 августа. Именно так назвали девочку, родившуюся в семье Фануила из колена Асирова. Семья была довольно зажиточная. Ей принадлежали обширные земли, расположенные западнее реки Евфрат, а также местность от Иордана до Средиземного моря. Земли отличались плодородностью и практически не страдали от природных катаклизмов. Поэтому жители не стремились к завоеванию новых лучших территорий и отличались миролюбивостью, искренностью, добротой, богобоязненностью. В одной из таких семей и появилась на свет Анна.
Девочка росла мягкой и кроткой. Она очень рано и счастливо вышла замуж, но прожила в браке недолго, лишь семь лет, при этом Господь не дал ей детей.
О чем просить у образа святой Для того чтобы Анна Пророчица помогла женщинам, ее почитающим, хорошо бы им подойти к ее иконе и обратиться к святой с просьбой. Причем чаще всего ее изображали на образах, которые посвящены Сретению Господнему, и она стояла там прямо за Богородицей. Так что можно помолиться перед этой иконой, но лучше это сделать перед ее персональным образом, где Пророчица изображена старой женщиной, держащей в руках сложенный либо развернутый свиток.
А просить у нее можно будет об очень многом: долгожданной беременности, защите от зла, обереге от скандалов и ссор, долголетии, избавлении от пороков, и, конечно же, о здоровье детей.
Такие иконы сегодня можно найти в основном в музеях. Позже святую Анну стали изображать отдельно. На более современных образах она изображена в анфас. Одна рука прижата к груди, вторая держит свиток со словами об избавлении от грехов всех, живущих в Иерусалиме, или цитатой из христианского требника: «Сотворивший небо и землю». Одежды Пророчицы также могут быть разного цвета: светло серыми или пурпурными. О чём верующие просят в своих молитвах Пророчицу Анну? В своих молитвах верующие обращаются к Праведной Пророчице Анне с просьбой о благополучии, помощи в преодолении пороков, наставлении на путь истинный, а также о защите: новорожденных и избавлении их от болезней; семьи от скандалов, ругани, любого негатива; от искушений; от видимого и скрытого зла.
В некоторых церквях, созданных в честь других святых, имеются отдельные пределы в честь Провидицы: в Калужской обл. В Новосибирской обл. Если нет возможности лично посетить храм и обратиться к Святой Анне, вы можете подать записку на молебен ко всем святым с помощью службы «Елицы Записки».
Бывше же на ступенях храма и священник Илий. Видя, как женщина стоит у дверей и шевелит губами, не произнося ни слова, он сначала подумал, что она пьяна. И вскоре Анна зачала сына. И назвали его Самуил, что означает «испрошенный у Бога». Выкормив его, она пришла вновь в Силомский храм и, обращаясь к священнику Илию, сказала: «О сем дитяте молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое.
И я отдаю его Господу на все дни жизни его». Илий благословил Анну и сказал: — Да подаст Господь тебе детей вместо Самуила. Самуил стал последним судией израильским и пророком. Анна же родила мужу еще трех сыновей и двух дочерей. Протоиерей Виктор Гурьев дает такие утешительное наставление бездетным супругам: «Примеры древних благочестивых бесчадных супругов учат находить в сем случае помощь в молитве. Пламенно молилась о детище мать Самуила, Анна, и горело лицо ее во время оной, и от волнения даже голос ее пресекался; но услышана была и родила пророка великого, излюбленного Богом и бывшего почти полвека наилучшим судьею народа Божия. Не менее горяча была молитва и матери Пресвятой Богородицы, которая вопияла: «Призри на меня ныне, Господи, и услыши молитву мою. Разреши болезнь сердца-моего и покажи неплодную плодоносною».
И эта молитва была услышана и ей с мужем дарована Дщерь, сделавшаяся впоследствии Матерью Господа.
Пророчица Анна
Святой евангелист также повествует: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» Лк. Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 лет, до его кончины. После его смерти праведная Анна проводила строгую благочестивую жизнь, «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» Лк. Когда праведной Анне было 84 года, она удостоилась видеть в Иерусалимском храме Младенца Иисуса Христа, принесенного для посвящения Богу как первенца по закону Моисееву. Праведная Анна слышала пророческие слова святого Симеона Богоприимца, сказанные Пресвятой Богородице.
Пророчица вместе со святым Симеоном славила Бога, говорила всем, что Мессия явился в мир Лк. Память праведной Анны Пророчицы приходится также на 3 февраля 16 февраля по новому стилю.
В еврейском подлиннике эта фраза звучала как: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына Ис 7, 14. Ученый был уверен — слово «Дева» явная ошибка! Как дева то есть — девственница может родить ребенка? Симеон хотел исправить нелепицу, рука его уже потянулась к бумаге. Но в ту же секунду перед ним предстал Ангел. Он удержал перо книжника и молвил: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Эти слова Ангела стали пророческими — шли десятилетия, а Симеон все жил и жил.
И каждый день ждал, когда же явится миру Мессия, рожденный от Девы. В год, когда святому исполнилось 360 лет, Святой Дух привел его в Иерусалимский храм. И случилось это в тот же день, когда Иосиф Обручник и Дева Мария со Спасителем, которому исполнилось 40 дней, пришли в храм, чтобы представить своего первенца пред Господом и принести положенную иудейским законом жертву. Именно тут, в сердце Святой Земли, состоялась встреча праведного старца и Святого Семейства.
Известно, что она происходила из колена Асирова и была дочерью Фануила. Анна была замужем и прожила вместе с супругом семь лет до его смерти. Она осталась вдовой, и больше никогда не связывала свою жизнь узами брака. Святая выбрала путь благочестия, "не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь". Имя святой Анны связывают с праздником Сретения Господня.
Когда Анне исполнилось 84 года, за свою скромную и праведную жизнь, соблюдение поста и непрестанную молитву она удостоилась чести видеть Младенца Иисуса Христа в Иерусалимском храме, куда его принесли Иосиф Обручник и Дева Мария. Праведная Анна была свидетельницей того, как Симеон Богоприимец рассказал Деве Марии о предназначении ее ребенка, о том, что ее первенец в будущем станет Мессией и Спасителем мира. Услышав эти слова, пророчица начала славить младенца и разносить весть о том, что в мир пришел предсказанный Помазанник Божий. Два Пимена: какой православный праздник 9 сентября, чего нельзя делать 9 сентября 2021, 00:05 В древнерусской традиции святая Анна изображалась на иконах Сретения Господня, чаще всего за спиной Богородицы, иногда в профиль с пророческим жестом или указывающим перстом на Христа.
Русские княжны, выданные замуж за иностранных принцев и королей, сыграли свою роль в государственной и культурной жизни Европы. Удивительна и романтична судьба одной из дочерей могущественного киевского князя Ярослава Мудрого — княжны Анны. В 1048 году в далекий Киев, где она жила вместе с отцом и четырьмя сестрами, французский король Генрих I Капетинг направил пышное посольство. Послам было поручено получить согласие на брак одной из дочерей киевского властителя с Генрихом, ибо даже до Франции дошла слава о прелестях принцессы Анны, дочери Георгия Ярослава. Анна была красива по преданию, она имела «золотые» волосы , умна и получила хорошее по тому времени образование, «прилежа книгам» в доме своего отца.
Молодая королева сразу же показала себя дальновидным и энергичным государственным деятелем. На французских документах той поры, наряду с подписями ее мужа, встречаются и славянские буквы: «Анна Ръина» королева Анна. Римский папа Николай II, удивленный замечательными политическими способностями Анны, написал ей в письме: «Слух о великих добродетелях, восхитительная девушка, дошел до наших ушей, и с великою радостью слышим мы, что вы выполняете в этом очень христианском государстве свои королевские обязанности с похвальным рвением и замечательным умом». Бесчисленный сонм праведных инокинь и мирянок воссиял на Русской земле. Однако к лику святых женщин Российской Православной Церкви причислены не только лица княжеского происхождения. XX век явил миру великий Собор новомучеников и исповедников Российских. В годы жестоких гонений на христианскую веру женщины разных слоев общества кровью вписали свои имена в синодик погибших за верность учению Христа. И среди них — многие тысячи святых жен и дев, преподобномучениц и исповедниц. Все они почитаются Церковью и всеми верующими как святые.
Смиренным несением своего креста в тяжелые годы гонений отмечены многие судьбы, но образы этих русских женщин занимают особую страницу в истории России: они покоряют своей глубокой преданностью православной вере и Церкви, любовью к своей несчастной Родине, тихим подвигом преображенной страданиями души. И люди обращаются ко всем святым женам словами молитвы: «Вся святыя жены, в земли Российстей просиявшия, молите Бога о нас! В IV-V вв. Попытаемся уточнить его хронологию и основные этапы распространения. Древнейшим исторически достоверным свидетельством о церковно-богослужебном чествовании Сретения на христианском Востоке является знаменитое Itinerarium Aetheriae, иначе «Паломничество ко Святым местам», датируемое концом IV в. Ее Перегринацио — один из первых христианских памятников этого жанра — еще не дает Сретению самостоятельного литургического заголовка и именует его просто «сороковым днем от Епифании Богоявления », — что представляется нам очень важным! Приведем это свидетельство полностью. В этот день бывает процессия в Анастасис , и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители.
И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст». Этими немногими замечаниями эмоционального характера и ограничивается, к сожалению, древнейшее свидетельство о праздновании Сретения в Святой Земле. Второй по времени исторический памятник, на сей раз — специального, литургического характера, также происходит из Иерусалима. Это — армянский Лекционар, содержащий краткие богослужебно-уставные заметки о праздниках годового цикла, совершавшихся в Иерусалиме в начале V века, в том числе и о празднике Сретения Господня. Однако и здесь, как и в Перегринацио Этерии, праздник остается, по существу, без названия, и соответствующая богослужебная статья, ему посвященная, озаглавлена: «Сороковой день от Рождества Господа нашего Иисуса Христа». Можно предположить, что в IV-V вв. Здесь этот праздник имел неповторимый, уникальный характер, который не мог быть воспроизведен в богослужебном календаре других Поместных Церквей. В то же время именование Сретения лишь по формально-хронологическому признаку, — то есть сороковым днем от Рождества, — указывает на то, что первоначально праздник Сретения не имел вполне самостоятельного значения, но рассматривался в качестве «отдания» всего сорокадневного цикла праздников, посвященных явлению в мир Сына Божия. Древнехристианские месяцесловы проходили в это время лишь первый этап своего формирования, и достоверными свидетельствами о богослужебном чествовании Сретения в других городах Восточной Римской империи историк не располагает.
Обратившись к свидетельствам более позднего времени, мы смогли убедиться, что окончательное закрепление праздника Сретения в календаре столичной Церкви произошло не ранее первой половины VI века, после чего он в качестве официального государственного торжества стал распространяться по всей Империи. Однако конкретные обстоятельства и точная дата его введения в Константинополе, на основании имеющихся исторических источников, не могут быть определены так однозначно, как это делают популярные руководства по эортологии, варьируя, в сущности, позднесредневековую легенду. Ежедневно погибали от пяти до десяти тысяч несчастных византийцев, остававшиеся в живых также не чаяли спасения, как неожиданно, — гласит легенда, — «во время этого небесного гнева, Бог открыл одному благочестивому мужу, что страдания прекратятся, если установлено будет торжество праздника Сретения Господня. И действительно, с наступлением 2-го февраля 542 года, после торжественного богослужения в честь Сретения Господня, болезнь и землетрясение кончились в тот же день! В память сего события император Юстиниан Великий повелел по всей Империи своей торжественно чтить день 2-го февраля». Установление праздника императором Юстином I Уже на первом этапе работы, сопоставляя между собой сохранившиеся тексты, отмечаем, что не все средневековые источники относят официальное установление праздника Сретения ко времени Юстиниана I 527—565. Так, хорошо известный в византийской и древнерусской историографии хронист Георгий Амартол IX в. Свидетельство Амартола представляет особую ценность еще и потому, что в следующей главе его Хроники «О царствовании Юстиниана» вновь говорится о Сретении, — уже существующий в столичном богослужебном обиходе праздник лишь реформируется этим императором в соответствии с календарной традицией Римской Церкви: «Праздник же Сретения был перенесен и стал праздноваться во второй день месяца февраля. Справляемый прежде в 14-й день того же месяца, он не причислялся к Владычным праздникам».
В его же правление учреждается торжествование праздника Сретения, до того времени не праздновавшегося». Последний год царствования Юстина I, действительно, был омрачен страшным землетрясением, возобновлявшимся в течение 526-527 годов и обратившим в руины лучшую часть Антиохии Сирийской. Однако эти бедствия, без всякого сомнения ускорившие кончину глубоко скорбевшего императора, не связываются византийскими историками с установлением праздника Сретения Господня. Землетрясения 20-х —30-х годов VI-го столетия Чрезвычайно важным для уяснения основных источников минейного сказания об учреждении праздника Сретения является память о землетрясении, повторившемся в Антиохии уже при имп. Тогда Антиохия была переименована в Теополис «Град Божий». Император и августа [Феодора] вновь пожертвовали много денег на восстановление и строительство города антиохийцев, названного [Юстинианом] «Градом Божиим»».