В результате упорного сопротивления войск Ленинградского фронта наступление врага ослабевало, и к концу сентября фронт стабилизировался. В поселке им. Тельмана Тосненского района Ленинградской области 13 сентября начнет работу экспедиции «Тельмановский рубеж – Ленинградский фронт». В военно-патриотическом лагере «Ленинградский рубеж» прошёл слёт поисковых отрядов «Ленинградский фронт».
Ленинград — фронту
Петру Филлипову, - исполнилось 70 лет! Со стороны Ленинградского фронта — это 67-я армия генерала Михаила Духанова, от Волховского фронта — 2-я ударная армия третьего формирования генерала Владимира. На поисковую экспедицию «Ленинградский фронт» в поселок имени Тельмана Тосненского района приехали более 270 человек из 12 регионов России.
Ленинградско-Новгородская стратегическая наступательная операция
В поселке им. Тельмана Тосненского района Ленинградской области 13 сентября начнет работу экспедиции «Тельмановский рубеж – Ленинградский фронт». как бы отступить и найти новые рубежи для отступления. Войска Ленинградского фронта перерезали железную дорогу Красногвардейск — Нарва.
«Военный Совет Северного/Ленинградского фронта в 1941–1942 гг.: источниковедческий анализ»
Блокада", презентация которого состоялась на выставке. В сборнике также опубликованы материалы о печати в блокадном Ленинграде первой карты Берлина, о работе Ленинградского радио, создании первых мемориалов, посвящённых обороне города. Чтобы первыми узнавать о главных событиях в Ленинградской области - подписывайтесь на канал 47news в Telegram Увидели опечатку?
Еще полтора миллиона красноармейцев и солдат вермахта погибли в битвах за город. Были взяты около сотни интервью. В этой книге авторы попытались дать слово всем. Об авторе Леонид Маляров — журналист, победитель конкурса «Золотое перо», редактор, сценарист и режиссер документальных фильмов. Лев Лурье — историк и журналист.
Бойцы начали нести потери, появились признаки замешательства, пулемёт начал грозить успеху подразделения. Сапёр Лабутин выдвинулся вперёд, приготовил единственную оставшуюся в руках гранату и, несмотря на губительный огонь, опасность, приблизился к амбразуре и бросил в неё гранату. Пулемёт замолчал на мгновение, но опять заговорил. Бесстрашный коммунист, сапёр Лабутин бросился к амбразуре ещё раз, но уже без гранаты, а с целью закрыть амбразуру своим телом и тем самым способствовать успеху боя. Приблизившись к амбразуре, Лабутин ухватился за ствол стрелявшего фашистского пулемёта и в этот момент был ранен в сердце смертельно. Рота продолжала атаку благодаря мужественному поступку Лабутина и выполнила задачу по захвату вражеских траншей», — говорится в наградных документах на Петра Лабутина. Также в разделе размещены документы, свидетельствующие о подвигах бойцов Ленинградской армии ПВО, сформированной для защиты города и Дороги жизни от ударов с воздуха. На сайте представлено постановление военного совета Ленинградского фронта о реорганизации Ленинградского корпусного района ПВО в Ленинградскую армию ПВО, а также отчёты о боевых действиях армии, содержащие подробные сведения о налётах гитлеровской авиации, результатах вражеского бомбометания и эффективности действий советской зенитной артиллерии. Мощным заградительным огнём зенитной артиллерии основная масса воздушных пиратов к городу допущена не была, и только 9—10 бомбардировщикам удалось прорваться к Ленинграду», — говорится в одном из отчётов. Блокада с Ленинграда была полностью снята 27 января 1944 года. Ленинградцы могли наконец не опасаться вражеских артиллерийских обстрелов, унёсших жизни огромного количества мирных людей», — подчеркнул в разговоре с RT старший научный сотрудник Института российской истории РАН Мирослав Морозов. Но это было ещё и сковывание огромных сил вермахта и его союзников, не позволившее всей этой армаде двинуться на Москву. Если бы Ленинград не удалось удержать, история всего мира могла сложиться по-другому», — подчеркнул Кошкин. Ошибка в тексте?
Кто-то упо-вает на репетиторов, у кого-то — онлайн-курсы, а тем, кто без претензий, довольно и школьной программы. Взрослые нервничают и нагнетают: мотивируют, шантажируют, уговаривают. Атмосфера сгущается. Как сохранить рассудок и успешно пройти итоговые испытания, рассказал психолог, специалист по профориентации, генеральный директор Академии исследований способностей и талантов — ООО «АИСТ» — Александр Лоик.
Ленинград — фронту
Ленинградский фронт» продлена! С 20 апреля по 10 мая блиц поселка им. Тельмана, Тосненского района, Ленинградской области состоится экспедиция «Тельмановский рубеж. Одновременно с войсками Ленинградского фронта в наступление 14 января перешли войска 59-й армии Коровникова Волховского фронта (ВФ). Существенную помощь фронту оказали ленинградские рабочие в ремонте и восстановлении поврежденной и износившейся техники. Во вторник, 13 сентября, в поселке им. Тельмана Тосненского района Ленобласти состоялась церемония открытия экспедиции “Тельмановский рубеж – Ленинградский фронт”. Войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов пошли в бой, начав Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию.
Поисковики испытали себя на слёте «Ленинградский фронт»
Голос Иванова стал снова уверенным и чётким, к отцу тоже словно вернулось второе дыхание, отошёл на задний план холод, откатился сон. Теперь и он видел в оптический прицел снайпера, причём там, куда он уже не раз раньше смотрел, ничего не заметив. Они видели снайпера, а он их не видел. Им снова повезло. Теперь можно было чётко различить прицел вражеской винтовки, каску и плечи, прикрытые белым маскхалатом, и даже лицо немца. Он прицелился прямо в лицо немца, ниже края каски, и уже нажимал на спуск, когда увидел, что немец тоже чуть пошевелился и смотрит прямо на него. Неужели заметил?
Но даже если это было так, немец выстрелить не успел. Он резко дёрнулся, приподнялся над землёй, словно собираясь встать, всё ещё сжимая в руках винтовку, потом выронил её, сверху упал сам, несколько раз конвульсивно дернувшись, и затих. Сутки отдыха! Мгновенно навалилась невероятная усталость, непреодолимо потянуло в сон... При этом вновь почувствовался холод. Чтобы не замёрзнуть насмерть во сне прежде, чем стемнеет и можно будет вернуться к своим, они стали шевелить затёкшими руками и ногами, надеясь, что немецкие наблюдатели этого не заметят.
Отец уже представлял себе, как он докладывает комбату: «Товарищ капитан, снайперский расчёт задание выполнил! На этом везение закончилось. Воздух наполнился свистом и воем летящих мин, оглушительными хлопками разрывов и визгом осколков. Их, безусловно заметили, и тут же открыла огонь целая батарея. Мины ложились со всех сторон. В такой ситуации могло быть три различных исхода, и все они смертельно опасны.
Некоторые шансы могла дать попытка вскочить и как можно быстрее бежать из обстреливаемого квадрата, пока на тебя не перенесли прицел, но при этом бегущего почти неизбежно срежут осколки от близких и частых разрывов. Не менее опасно и уходить из-под огня ползком, хотя при этом большинство осколков пролетает сверху. Во время обстрела наблюдатели внимательно следят за квадратом. Если заметят какое-то движение, будут долбить до тех пор, пока не накроют прямым попаданием. Если же лежать неподвижно, как можно плотнее прижавшись к земле — не всегда, но можно уцелеть, поскольку немцы, выпустив положенное количество мин и не видя движения, по инструкции прекратят огонь. Именно так и поступили снайперы.
Последнее, что увидел отец, была миномётная мина, упавшая в двух метрах от него и воткнувшаяся в бок Иванова, на её корпусе появилась сетка трещин, сквозь которые сверкнуло яркое, как солнце, пламя. Очнулся отец, когда его, раненого, вытащили к своим и стали разрезать смёрзшуюся от крови одежду и обувь, отдирая примёрзшие куски тела сержанта Иванова. Так начались первые сутки «отдыха». После госпиталя до конца войны отец снова находился в действующей армии. Постепенно прошли хромота от ранения ног и последствия контузии, и он даже был участником военного физкультурного парада 1945 года в Москве на Красной площади, посвящённого Победе, а впоследствии стал мастером спорта по гимнастике и проректором НГУ им. Лесгафта, прожив почти 89 лет.
Только став взрослым, я по-настоящему осознал и прочувствовал эту историю одного дня из жизни снайпера Великой Отечественной войны, рассказанную когда-то отцом. Вспоминая её, я словно слышу произнесённые 70 лет тому назад последние слова сержанта Иванова, через мгновение разорванного на куски немецкой миной: «Стрелец, минометы!
Очень даже вероятный прорыв наших войск вдоль автотрассы Е50 на Карловку и далее вынудит врага отвести свои силы из вышеуказанного района, а также, находящейся примерно в 9,5 км к югу - Красногоровки.
Похоже, что именно на Авдеевском участке фронта создаются условия, при которых может рухнуть весь украинский юго-восточный фронт, который уже трещит по швам. Странное построение украинской обороны планирование которой осуществляется в штабах НАТО, где верховенствуют американские генералы создаёт для ВСУ дополнительные проблемы.
Оренбург«Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челеджихана» Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона» Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат» Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ» Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М. Реалии» Кавказ. Реалии Крым.
Однако снабжать армию по узкому коридору предельно тяжело. Солдатам выдавали по 1 сухарю в день и по 5 патронов для атаки. Раненые не получали помощи, и их невозможно было эвакуировать. В лютые морозы бойцы месяцами ночевали на снегу. Из воспоминаний лейтенанта 382-й стрелковой дивизии Ивана Никонова: «За дни наступления пищи никакой не получали. Лошади стали падать. Люди бессилели и мерзли. Зажигали костры, на которых бойцы начинали гореть. Протянув руки к огню, человек уже не чувствовал, что они горят. Зажигалась одежда, и человек сгорал. Для замены одежды, снимали ее с убитых. Так было всю зиму». Концентрация сил для удара на Любань продолжалась. К утру 23 февраля к Красной Горке подошли 46-я стрелковая дивизия и 22-я отдельная стрелковая бригада. Полкам предстояло наступать налегке, без артиллерии, обозов и медсанбата. Каждому бойцу выдали по 5 сухарей и 5 кусков сахара, по 10 патронов на винтовку и по 2 гранаты. Войска понесли огромные потери, но наступление провалилось. Уже 1 марта 1942 года начальник германского Генерального штаба Сухопутных войск генерал-полковник Ф. Гальдер записал в дневнике: «Части противника, вырвавшиеся вперед в районе Любани, отрезаны нашими войсками». Гитлер заявил: «Не следует тратить сил на то, чтобы уничтожить противника. Если мы сбросим его в болота, это обречет его на смерть». Любанская операция — первая наступательная операция 1942 года. Еще не был сдан Севастополь, не провалилась Керченская оборонительная операция, не были окружены войска Юго-Западного фронта и не началась кровавая мясорубка под Ржевом. Сталин очень не хотел, чтобы летняя кампания началась с жестокого поражения. В начале марта он решил поменять командующих фронтами. В Ленинград вместо Хозина отправился Говоров. В Малую Вишеру — Власов. Говоров сразу приступил к командованию сначала ленинградским направлением, а потом и фронтом. А Власова назначили заместителем Мерецкова. Но всем было ясно, что судьба Кирилла Афанасьевича предрешена. За оборону Перемышля он награжден золотыми часами. Вывел 37-ю армию из окружения под Киевом. В битве под Москвой армия Власова освободила Волоколамск. Генерал награжден орденами Ленина и Красного Знамени. Важная деталь: Власов с Говоровым командовали соседними армиями, вместе наступали во время битвы под Москвой. В начале апреля 1942 года генерал Власов был отправлен инспектировать полуокруженную 2-ю ударную армию. Командовавший армией генерал Клыков в это время неожиданно заболел, и Мерецков предложил Власову принять на себя командование по совместительству. Некоторые историки небезосновательно считают, что Власов стал жертвой интриги Мерецкова, который хотел избавиться от опасного конкурента. Впрочем, это Мерецкову не помогло. Ленинградский и Волховский фронты объединили под командованием генерала Хозина. Теперь в Ленинграде командовал Говоров, а командующий фронтом Хозин осуществлял руководство из Малой Вишеры. Кирилла Мерецкова с понижением отправили на Юго-Западный фронт. Назначение Власова не могло изменить обстановку в котле. Хотя умирающие от голода и болезней бойцы еще два месяца продолжали наступление. Из воспоминаний лейтенанта 382-й стрелковой дивизии Ивана Никонова: «Из пришедшего пополнения несколько человек без пищи стали как умалишенные. Продуктов мы уже не получали. Переговорили со старичками, что надо убедить прибывших, чтобы ели, как мы, все органическое, что попадет. Многие уже опухали. Большое спасибо им за это». Положение 2-й ударной армии было катастрофическим. Но командование волховского направления постоянно вводило в заблуждение Ставку, которая не представляла себе масштабов катастрофы. В штабных планах на начало мая 1942 года не было и речи о выводе запертых на болотах войск. Генералы увлеченно продолжали рисовать на карте стрелки наступления. Однако 13 мая в Малую Вишеру из штаба окруженной 2-й ударной прилетел самолет. В нем находился член военного совета дивизионный комиссар Иван Зуев. Зуев нашел такие слова для доклада, что генералы-стратеги наконец опомнились. Уже на следующий день Ставка издала директиву об отводе войск. Но 30 мая немецкие войска окончательно закрыли коридор у Мясного Бора. В окружении остались 40 тысяч человек без боеприпасов и продовольствия. Бойцы получали по 50 граммов сухарных крошек в день. Ели осиновую и липовую кору. Из докладной записки сотрудника Смерш: «Начальник политотдела 46-й стрелковой дивизии Зубов задержал бойца, когда тот пытался вырезать из трупа красноармейца кусок мяса для питания. Будучи задержан, боец по дороге умер от истощения». Узкий проход для войск у Мясного Бора скоро стали называть коридором смерти. Шириной от 300 до 800 метров, он насквозь простреливался пулеметами и артиллерией. Последние бойцы и командиры вышли через коридор смерти в 20-х числах июня, после чего кольцо окружения замкнулось. В окружении были с 30 мая до 20 июня, выходили — продовольствия вообще не было. Я за это время получил паек — 5 граммов горохового концентрата на 23 дня и 13 граммов сухарей. Остальное питание — травка. Есть такая заячья капуста в Новгородских лесах, трехлистная, кисленькая. Вот наберем ее, сварим с останками лошадей падших живых-то уже не было. Дороги были завалены лошадиными костями и требухой. И мы пользовались этим, не обращали внимания, что можем заболеть. Я дошел до последней стадии истощения. Было принято решение выводить армию из окружения. Мне дали справку: «Безнадежно истощенный, выходить самостоятельно». Мы с Ушаковым Николаем Федоровичем это мой младший лейтенант, начальник связи дивизиона, у него была открытая форма туберкулеза обнялись и пошли выбираться из окружения. Справа и слева немцы. Между ними — коридор смерти, как его называли, простреливаемый насквозь. Это 4 километра, и каждый по нему эти 4 километра проходил, как на расстрел… но делать было нечего… И вот я вышел, а он не дошел 100 метров, его расстреляли немцы в упор. На Волховском фронте я получил сухой паек и целую бутылку водки. Половину ее выпил сразу и это, наверное, меня спасло, потому что пища не сваривалась, она как-то растворялась и проходила насквозь, как через гуся. Поэтому я остался жив. Спаслось много, зря говорят, что там все погибли — ничего подобного. Вот из нашего полка группа следующих пришла в 13 человек, во главе со старшим лейтенантом Бутылкиным. Образовалось что-то вроде прохода и их, шоферов, послали, с канистрами за бензином. Они пришли, конечно, без канистр, все прострелянные, но добрались живые. В 894-м артиллерийском полку было более 700 человек, а осталось — 36. И этими остатками полка командовать назначили меня. Я его привел в Боровичи, там сформировали заново 327-ю стрелковую дивизию. Впоследствии она принимала активное участие в боях. За прорыв блокады Ленинграда, за овладение рощей Круглая она стала 64-й гвардейской стрелковой дивизией, позже вошла в 30-й гвардейский корпус, который прославился своими боевыми действиями. Непоклонов Константин В октябре 1941 года я получил специальность техник связи, и меня сразу призвали в армию. Военкомат направил в Гомельское военно-пехотное училище, а потом на передовую в район поселка Мостки, в 24-ю гвардейскую дивизию Волховского фронта, сначала командиром взвода, а через некоторое время командиром пулеметной роты 24-й гвардейской дивизии[25] 72-го полка. Наша дивизия сражалась, чтобы прорвать коридор для ее вывода. У нас один решил себе сделать маленькое ранение в руку, чтобы уйти с фронта. Винтовку взял и стал нажимать курок. Я в это время как раз шел, увидел и сразу к нему, говорю: «Ты что делаешь? Трофимова Ксения В конце августа 1941-го все старались в Ленинград уехать, а для этого нужно было добраться до Тосно. Кто-то уходил пешком на Мгу, кто-то на Тосно. А у меня была старенькая мама, глухая. Она нянчилась с моими детишками. А у меня их к началу войны было трое, в 1940 году самый маленький родился — Славушка. Мама категорически отказалась уходить. В школе у нас размещался госпиталь, начальник госпиталя Гусев помог мне очень. Дал подводу, и я с детьми добралась до деревни, в которой жили родители моего мужа. Они не очень были довольны, потому что собирались уехать, а тут я с такой оравой. Вскоре немцы перекрыли все пути для отъезда, и мы оказались в оккупации до апреля 1942 года. В 1942 году наша армия прорвалась сюда, в немецкий тыл, через Волховские болота. Нас хотели эвакуировать — была узкоколейка построена, и мы поехали. Но немцы закрыли эту дорогу, и мы оказались в окружении вместе с нашей армией. Наши самолеты иногда летали и сбрасывали продукты. Солдаты делились, чем могли, и все время утешали: «Прорвемся, прорвемся, потерпите». В годовщину начала войны, 22 июня 1942 года, был тяжелый бой. Он шел весь день и всю ночь. Нас заранее предупредили, чтобы мы готовились, что ночь будет страшная. Я уложила детей, и тут начался просто чудовищный обстрел. Я на детей бросилась поперек и прикрывала их. Вот так и лежали. Потом уже я в стихах написала об этой ночи: Вдруг удар. И огонь, и разрыв. Боль ужасная грудь пронизала. И в ногах у малюток своих Я без чувства на землю упала. Потом, когда пришла в чувства, я детей по болоту вытаскивала одного за другим. До кочки дотащу, а они уже опухшие, ходить почти не могут. Положу одного, вернусь за другим, его до кочки дотащу. И вот так всех троих перетаскивала. Потом мы добрались до полянки. Мы долго там были, несколько дней сидели. Опухли от голода страшно. Первым умер мой Славик, самый младший. Все просил: «Дай, дай». Я Славушку похоронила. Немцы нас и других людей вывезли в Рогавку.