Что означает «тургеневская девушка» в современном понимании? Тургеневская девушка, тургеневская барышня – типичная героиня произведений Ивана Тургенева, литературный стереотип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа ряда его женских персонажей из произведений 1850-1880 годов.
Кто такие тургеневские девушки какими качествами они должны обладать кратко
Именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха образы, это начало любви и света, во всякой строке бьющее живым ключом», - так отзывался о творчестве Тургенева великий русский писатель-сатирик М. Подобным образом воспринимали произведения Тургенева не только его современники, но и многие последующие поколения русских и зарубежных читателей. В его рассказах, повестях, романах, проникнутых гуманными, благородными чувствами, оживают для нас волнующие картины прошлого, картины русской природы. Самое захватывающее, на мой взгляд, произведения Тургенева — его повесть «Ася». В центре повести — молодая девушка Ася, нашедшая, как она считала, настоящую любовь в Германии. Именно в Асе И.
И назначение у мини-юбки то же — чтобы все смотрели. Пока им этого более чем достаточно. А самое важное для девочек-подростков учёба и хобби.
И то и другое для них начальные ступени карьеры. Суть её женственности: грудь — она растёт Аксессуар: смартфон, бюстгальтер Косметика: паста Лас Сара салицилово-цинковая мазь — от угревой сыпи Кулинария: мороженое Хобби: фантики, календарики, автографы или прочая подобная мишура Слоган: «Первым делом самолёты, ну а мальчики потом! Хотя тургеневскими девушек называют больше не за возраст, а за образ, но всё ж таки не всех чистолобых, кудрявых, с французским романом в руках, а только девиц, начиная от 19 до 20 с хвостиком. Тех, что раскрываются из тугого бутона в пышную розу, превращаясь из подростков в молодых женщин. У них, как правило, нет проблем с прыщами, лишним весом, целлюлитом, нет морщин. Им легко даются физические и интеллектуальные нагрузки. Но они этим не пользуются, потому что у них глобальные проблемы с головой, то есть, извините, с мужчинами. Нет, существуют, конечно, девственницы, чья сексуальность спит и не отвлекает их от диплома, кандидатской диссертации, двух работ и турпоходов по воскресеньям.
Они остаются бутонами. Их очень любят женщины всех возрастов — потому что не чувствуют в бутонах конкуренции. Но песня не о них, а о любви. Ибо традиционно тургеневскими девушками всех времён и народов владеет инстинкт любви — они ищут себе жениха. Редкие — находят. Суть женственности: желание любви Аксессуар: айфон, книжка о любви. Годится трактат Стендаля, советы Овидия, поучения какого-нибудь американского гинеколога или старый добрый французский роман Косметика: тушь и помада Кулинария: пицца и пирожки с капустой Хобби: конный спорт, горные лыжи, большой теннис — любая модная тусовка, где много перспективных мужчин. Как альтернатива — интернет, компьютерные игры, клуб любителей пива, то есть тусовка с чуть менее блестящими перспективами, зато без риска сломить себе шею Слоган: «Бороться, искать, найти и сдаться» Ущерб от мужчин: в некоторых случаях сравним с Хиросимой.
Но иногда попадается и мирный атом Женщины всё угадывают; они ошибаются только тогда, когда рассуждают. После 25 все женщины, и в этом они схожи с мужчинами, перестают расти и начинают незаметно стареть. Согласно статистике, любимый Чеховым возраст предполагает в багаже женщины неудачный брак, немного лишнего веса, иногда ребёнка, готовность вступить в порочащую связь и необъяснимую жажду счастья. Чем лучше женщина выучила урок о том, что неудавшиеся попытки дорого обходятся, тем больше её желание попробовать ещё раз. Такова психология запойного игрока: снимая с себя последнее, он ставит на невероятную карту в надежде отыграться. Вот это животное, не подвластное логике, стремление женщины к счастью пугало Чехова в прекрасной половине человечества. Женщины за 25 уже набили достаточно шишек, но ещё считают себя слишком молодыми, чтобы сделать из этого выводы. Именно в этом возрасте женщины чаще всего становятся жертвами брачных аферистов.
Может быть, поэтому — в силу накопленного опыта и не сделанных выводов — одинокие женщины болеют всем подряд. У них и мигрень, и печень с почками, и язва, и кости ноют. Не говоря уж о том, что ногти ломаются и волосы выпадают. В утешение можно сказать — этот возраст быстро проходит. Но они и этому не рады — боятся стареть! Их женская суть: карточка у гинеколога и свидетельство о браке или его расторжении Аксессуар: обручальное кольцо, айфон, браслеты как показатель готовности заковаться в кандалы брака Косметика: полный набор средств по уходу за кожей после 25 и мешок декоративки для боевой раскраски на тропе войны за личное счастье Кулинария: изыски всех кухонь народов мира в качестве одного из путей к сердцу мужчины Хобби: инстаграмм, собаки, кино, чтиво и прочие суррогаты принца Слоган: «Удача — награда за смелость» Ущерб от мужчин: даже женатый мужчина может заразить венерической бякой Красивыми мужчинами женщины любуются, умных обожают, в добрых влюбляются, но выходят замуж охотно только за сильных. Сейчас этот возраст потихоньку отодвигают к 40, а 30-летних называют политкорректно молодыми женщинами.
Специфика тургеневской девушки выявляется только на фоне её связей с тургеневским юношей» [9].
В статье «Символы красоты у русских писателей» 1909 Иннокентий Анненский писал об однообразии отношения Тургенева к женской красоте. Он иронически сравнивает тургеневскую женщину с былинной поляницей , которая, будучи грандиозных размеров, сажает богатыря в карман и предлагает ему «сотворить с ней любовь», после чего богатырь гибнет: «Богатырь, посаженный в женский карман, да ещё вместе с лошадью, вот настоящий символ тургеневского отношения к красоте» [10]. Тургенев довольно глубоко прослеживает два типа женского характера. Тургенев углубляет и развивает это противоречие, противопоставление. Русская женщина всегда ищет героев, она повелительно требует подчинения силе страсти. Сама она чувствует себя готовой к жертве и требует её от другого; когда её иллюзия насчёт героя исчезает, ей не остается ничего иного, как быть героиней, страдать, действовать. Романист наделяет своих героинь чертами пленительной женственности, сказывающейся не только в милой внешности, но и в душевной мягкости и грации. Отличительная особенность женских образов Тургенева в том именно и состоит, что при своей внешней мягкости они сохраняют полную непримиримость в отношении воспитавшей их консервативной среды.
Установление писательского диалога, взаимообусловленность творческих поисков указывают на общность литературного процесса, а также на степень понимания писателями ХХ и ХХI веков своего предшественника, их интерес к личности Тургенева и его произведениям. Уже почти два века среди литературоведческих терминов существует понятие - «Тургеневская девушка», которое появилось на основе образов и характеров героинь великого писателя-классика Тургенева. Красота «Тургеневских девушек» заключается в уникальности героинь, сам писатель писал: «Красота разлита повсюду…Но нигде она не сияет с такой силою, как в человеческой индивидуальности».
Так какими же представлены «Тургеневские девушки» в произведениях классика и в чём их индивидуальность? Писатель наделил своих книжных героинь тонкой женственностью, романтичностью и мечтательностью. Возможно, на первый взгляд «Тургеневские девушки» и кажутся очень хрупкими и нежными, но на самом деле они обладают огромной силой характера, решительностью, целеустремлённостью и даже способны на самопожертвование.
Они имеют богатый внутренний мир, который не каждый сможет постичь. Важной особенностью «Тургеневских девушек» является и то, что они не очень привлекательны внешне, тем не менее, обладают своим магнетизмом, который способен влюбить молодого человека в героиню. Тургенев размышлял: "...
Какая ее судьба, ее положение в свете - словом, что такое ее жизнь? В своей же исследовательской работе мы постараемся рассмотреть образ «Тургеневских девушек» через прочтение современной прозы. В сюжетах произведений представлен сам образ Ивана Тургенева и образ его возлюбленной Полины Виардо.
Но все показано нам через гротесковую абсурдную форму повествования, чтобы раскрыть читателю сложные взаимоотношения этой пары. Именно за Виардо Тургенев следовал целых 38 лет, покинул ради неё родину, уехал в Европу, где был неизвестен, и на какое-то время остался без денег матери, и всё ради того, чтобы быть со своей любимой. Причём Виардо была уже замужем и не могла уйти к писателю, но это не помешало ему жить с их семьёй, как сам Тургенев выражался: «На краешке чужого гнезда» 3.
Когда Тургенев получил известность в литературных кругах, его современники отзывались о нём неоднозначно. С одной стороны, это был писатель, который раскрыл в своих произведениях идеи гуманизма, скромности, альтруизма и аристократизма, а с другой, проявлял нерешительность, зависимость от мнения окружающих, мягкотелость и обидчивость. И именно эти слабые черты его личности нашли отражение в произведениях Людмилы Петрушевской.
В постмодернистской поэтике писатель-классик изображён как маленький человек, помещающийся в трёхлитровую банку: «Так они у нас и остались, Виардо и тот в трехлитровой банке, Жан по фамилии Тургенев, он потом представился» 6.
Тургеневская девушка что это значит возраст
Для подавляющего большинства обывателей образ тургеневской девушки ассоциируется с неким инфантильным созданием, обязательно в скромном платье и длинной девичьей косой, дожидающейся Прекрасного Принца на своем крылечке. Главная Новости Культура Где проживает "Тургеневская девушка"? «Тургеневские девушки» — это уникальное явление не только русской культуры (от века XIX до века XXI), но и русской науки и критики, способное вобрать в себя образы, порой очень сильно отличающиеся друг от друга.
К семантике психотипа «тургеневская девушка»*
Тургеневские девушки Выражение “тургеневские девушки” стало крылатым, и не случайно. Сегодня подмена идеи служения респектабельной «самореализацией» или поисками «драйва» в молодежной субкультуре невиданно усугубляет конфликт поколений, а тургеневскую девушку и многодетную заботливую мать делает белыми воронами. Из женских образов в произведениях Ивана Тургенева сформировался литературный феномен – "тургеневская девушка". Тургеневская девушка — это литературный стереотип, сформировавшийся на основе обобщенных женских образов, созданных писателем Иваном Тургеневым в период с 1850 по 1880 годы. Кто такая «Тургеневская девушка».
«Тургеневской девушки» никогда не было в России
Она стригла свои русые густые волосы и смотрела букой. Эта странная девочка меня привлекала: не одной только полудикой прелестью, разлитой по всему ее тонкому телу... В первую очередь писатель делал акцент на глубоком, но страстном характере женщин — на хорошем образовании, интеллектуальной увлеченности и умении беззаветно любить. Так что говорить о внешности девушки, используя эту фразу в качестве комплимента, будет не очень грамотно.
Писатель называл двадцатичетырехлетнюю девушку "одним из привлекательнейших существ". Ради Тургенева Мария Толстая ушла от мужа, искренне доверившись Тургуневу. Но писатель ограничился платоническим увлечением. Позже Мария Толстая стала прообразом Верочки из повести "Фауст". На краю чужого гнезда Полина Виардо. Впервые он заметил девушку на сцене оперного театра в Санкт-Петербурге, когда ему было 25 лет, а Виардо — 22 года.
Вскоре на охоте писатель познакомился с мужем певицы — директором Итальянского театра в Париже Луи Виардо. А 1 ноября 1843 года он был представлен и самой Полине. Мать писателя была против его влюбленности в певицу, в письмах называла Виардо "проклятой цыганкой", а когда узнала, что Тургенев вместе с семейством Виардо собирается уехать в Париж, три года не давала ему денег. За Виардо писатель уехал в Европу, никому неизвестный и без средств в обществе все считали писателя человеком обеспеченным, ведь мать Тургенева была одной из самых богатых женщин России и владелицей огромной сельскохозяйственно-промышленной империи. Благодаря семейству Виардо и Ивану Тургеневу, их вилла в Баден-Бадене стала музыкально-артистическим центром. Тургенев сопровождал Виардо почти на всех ее гастролях: в Берлине, Лондоне, Париже... Писатель жил в семействе Виардо и сам признавался, что существует "на краю чужого гнезда". Такое странное сожительство супруги Виардо, их дети, Тургенев и его внебрачная дочь, которую взяла на воспитание Полина Виардо вызывало вопросы, но писателя это не волновало. В начале 1860-х годов вместе с семьей Виардо Тургенев жил на вилле в Баден-Бадене.
Но из-за войны 1870 года Иван Сергеевич, будучи так же на краю чужого гнезда, переехал в Париж. Отношения Виардо и Тургенева до сих пор остаются предметом бурных дискуссий.
Тургенев во многом следует пушкинскому каноническому образу русской женщины с её естественными, открытыми и яркими чувствами, которые, как правило, не находят должного ответа в мужской среде Видео-ответ Ответы знатоков Анечка Сваткова: «Тургеневские девушки» , сочетают в себе внешнюю хрупкость и внутреннюю силу, четкий ум и нежное сердце. Вот так вот.. Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно — либеральной. Эти качества Тургенева — художника и психолога, появились в повести «Ася» , в которой автор, в сущности, раскрывает слабые стороны характера, выработавшегося на почве дворянского либерализма.
Тургенев говорил, что писал эту вещь «горячо, чуть не со слезами». Ася — один из самых поэтичных женских образов Тургенева. Героиня повести — открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством. Она дочь крепостной крестьянки и помещика. Этим объясняется ее поведение: она застенчива, не умеет вести себя в обществе. После смерти матери девушка оказывается предоставленной самой себе, она рано начинает задумываться над противоречиями жизни, над всем, что ее окружает.
Так же Ася близка к другим женским образам в произведениях Тургенева. С ними ее роднит нравственная чистота, искренность, способность к сильным страстям, мечта о подвиге. В образе Аси идея долга, получает своеобразный поворот. Запросы ее к жизни одновременно и очень велики, и очень просты. Она кажется странной и неестественной именно потому, что обычная жизнь людей ее круга ей не по душе.
Сегодня большая редкость встретить хотя бы искреннюю женщину, не говоря уже о ее независимости и силе воли. Но «тургеневская девушка» - это собирательный образ, можно сказать идеальный. Честно сказать, я сомневаюсь точно ответить на вопрос: «Существуют ли сейчас «тургеневские девушки? И знакомство с ней будет для меня огромной честью и этот день я запомню навсегда. Существуют ли сейчас тургеневские девушки Тургенев И.
МБУК "Добрянская городская централизованная библиотечная система"
Тургенев был мастером своего дела — он смог разглядеть в девушке те возвышенные качества, которые до него не видел никто. Мне кажется, что понятие «тургеневская девушка» ныне неуместно; таких девушек сейчас нет. Сегодня большая редкость встретить хотя бы искреннюю женщину, не говоря уже о ее независимости и силе воли. Но «тургеневская девушка» - это собирательный образ, можно сказать идеальный. Честно сказать, я сомневаюсь точно ответить на вопрос: «Существуют ли сейчас «тургеневские девушки? И знакомство с ней будет для меня огромной честью и этот день я запомню навсегда.
А первые два места разделили Илья Maddyson «Это же первый видеоблогер в России, мама, ты что? Иными словами, пребывание в среде постоянно обновляющейся информации научило поколение поздних миллениалов многозадачности. Многозадачность в свою очередь потребовала от них рациональности. Пользователи гаджетов тратят на изучение какого бы то ни было материала в среднем около восьми минут. Это относится к просмотру видео и фотографий, чтению текстов. Привлечь их внимание всерьез и надолго может только очень четкое, точное, актуальное высказывание. Все остальное — в сфере факультативного сообщения. Консерватизм юности Отвечая на вопрос, кем они будут через двадцать лет, выпускницы интеллигентской школы в центре Москвы пишут в школьном альбоме: «Я вижу себя человеком, который счастлив заниматься своим делом, много путешествует и не теряет интереса к новому и неизведанному. Человеком, который не боится следовать своим принципам и идеалам, не сидит на месте, а пытается продвигать себя и окружающих вперед» Мария, 16 лет.
Хочется верить, что это время я проживу, а не просуществую, а также смогу помочь многим людям» Ирина, 17 лет. Однако, помимо юношеского идеализма и самоуверенности, у них есть еще набор качеств, позволяющих сохранить верность своей мечте. Это та самая многозадачность, привитая Интернетом почти с рождения, и рациональность еще один Интернет-навык , которые распространяются на все сферы жизни, а также почти на уровне врожденного биологического рефлекса — чутье на трушность, которое сформировало ясные моральные ориентиры. Эти девушки действительно очень отличаются от своих матерей, изначально готовых идти на компромиссы и постоянно стоявших перед мучительным выбором: любимая работа или работа ради денег, семья или карьера, замужество или одиночество. Тогда, например, принять решение не заводить детей стать child-free было гораздо страшнее, чем признаться во множественных абортах. Сегодняшние юные девушки нетерпимы к фальши и не приемлют двойственности. Замуж — только по любви, дети — осознанно и «по плану», карьера — только в любимой профессии. Они подписываются на пожертвования со своих стипендий, отчисляя деньги в фонд борьбы со СПИДом и на строительство детского хосписа «Дом с маяком». Они едут на север, чтобы работать волонтерами на реставрации церквей.
Они учат три-четыре европейских языка, чтобы самим читать первоисточники, не доверяя интерпретациям переводчиков и редактуре издателей, и чтобы свободно выбирать учебное заведение по всему миру по специализированным рейтингам. А еще они учат корейский, китайский и японский, потому что «развитие мира идет на восток». Чтобы при такой стратегии сохранять и пополнять энергию, нужна сбалансированная внутренняя система критериев, прочный нравственный стержень: что-то очень простое, понятное, надежное, прочное, проверенное столетиями. Так юные москвички XXI века становятся консервативными, как их сверстницы сто или сто пятьдесят лет назад, и это сближает их с героинями русских романов XIX века. Преподаватель журфака Марина Князева говорит, что многие ее студентки декларируют невинность до брака, чем, кстати, весьма смущают своих матерей, чья юность пришлась на сексуальную революцию 1990-х. Девственность воспринимается ими не только как высокая моральная чистота, но и универсальный энергосберегающий ресурс. Отодвинув замужество до 35-ти лет и дальше, девушки страхуют себя от нежелательных любовных переживаний, которые отбирают множество сил и времени в юности, отвлекая от карьеры и образования. Девушки в кедах, джинсах и толстовках, увешанные фенечками-браслетами и серебряными кольцами, строги и непримиримы, как героини тургеневских романов. Именно Тургенева, с его ясным и красивым русским языком, цельными женскими образами и динамичной манерой повествования, современные школьницы и студентки предпочитают другим русским классикам.
Еще важно сказать, что тургеневская девушка не самоценна, она существует только в контексте мужчины. Все ее проблемы, подвиги и решения всегда реактивны, а до встречи с героем она просто живет в вакууме, составляя экспозицию. После - обычно не живет вообще умирает или исчезает.
Поэтому можно сказать, что тургеневская девушка - не полноценный участник истории, а инструмент или декорация для того, чтобы показать переживания главного героя в отличие, например, от девушек толстовских, которые умеют и взрослеть, и развиваться, и решения принимать, и ответственность за них нести, и даже жить без мужчин в картине мира. Фотографирую людей красивыми, не приукрашивая.
Оказалось, что мать писателя, Варвара Петровна, отобрала девочку и держала ее в своем имении как крепостную, а Дуню отправила к родителям в Москву, скоропостижно выдав замуж. Хотя Иван Сергеевич официально не признал отцовство, ребенка он все же не бросил. Правда, он изменил имя дочери с Пелагеи на Полинетту, в честь возлюбленной, которой на тот момент была оперная певица Полина Виардо.
Кстати, она положительно отнеслась к новости о внезапно появившейся дочери Тургенева, приняв ее как родную. Полинетта отправилась в Париж, где воспитывалась вместе с двумя детьми семьи Виардо. Также девочка иногда ездила с отцом в различные поездки за границу. Татьяна Бакунина не смогла вызвать сильных чувств у Ивана Тургенева С Авдотьей Ивановой Иван Сергеевич перепутал влюбленность с привязанностью С Татьяной Бакуниной писатель познакомился буквально через пару месяцев после романа с Авдотьей. Это произошло, когда писатель всю зиму гостил в имении своего друга Михаила Бакунина.
Его привлекательная и умная сестра Татьяна была старше Тургенева на три года, увлекалась немецкой философией. Поначалу у Ивана с Татьяной были приятельские отношения, но со временем они переросли в нечто большее. Причем большие чувства испытывала Татьяна, которая была без ума от писателя. Тургенев же в свою очередь не смог устоять под натиском чувств влюбленной девушки, ответив, как ему показалось, взаимностью. Но вскоре осознал, что все-таки не испытывает таких же чувств, как Татьяна.
Но все же эта интрижка вдохновила Тургенева на написание пары стихов и рассказов, в том числе его известное произведение под названием «Параша». Ольга Тургенева так и осталась короткой интрижкой На Ольге Тургеневой писатель хотел жениться, если бы не их родственные связи Взаимные чувства вспыхнули у Ивана Сергеевича с его кузиной Ольгой Александровной. Тургенев даже задумывался о свадьбе, но перспектива женитьбы на родственнице пугала и вызывала большие сомнения. Так что этот роман оказался быстротечным. Но для творчества Ивана Сергеевича Тургенева эти отношения внесли свою лепту.
Благодаря им появился роман «Дым», где Ольга стала прообразом героини Татьяны. Девушка была в браке и младше Тургенева на двенадцать лет. Интерес, который писатель к ней проявил, она приняла за большую любовь. Вследствие чего она даже решилась на страшный для тех времен шаг — уйти от мужа. Узнав о таком решении, Тургенев буквально сразу охладел к девушке и потерял к ней всякий интерес.
Судя по высказываниям Ивана Сергеевича, ему больше нравилось добиваться неприступных и запретных женщин. Как говорится, запретный плод сладок. Писатель утверждал, что больше всего его тянет к женщинам властным, так сказать, со стержнем. Он говорил, что может быть счастлив лишь с той женщиной, которая поставит свой каблук ему на шею, вдавливая его лицом в грязь. Так что Мария зря спешила угодить писателю, поставив на кон всю свою прежнюю жизнь.
Пожертвовав своей репутацией и положением в обществе, Марии пришлось уехать за границу, а вскоре она и вовсе решила уйти в монастырь. Так что и этот роман закончился достаточно быстро. Но все же он успел оставить след в трудах Тургенева, ведь Мария Николаевна Толстая стала прототипом Верочки в повести «Фауст». Полина Виардо пленила Ивана Сергеевича на протяжении сорока лет Полина Виардо — женщина, в которую был фанатично влюблен писатель на протяжении практически всей жизни Роман с испано-французской оперной певицей Полиной Виардо был у Тургенева практически длиною в жизнь. Впервые он увидел ее осенью в 1843 году на сцене оперного театра в Санкт-Петербурге.
Писателю тогда было двадцать пять лет, а певице — двадцать два года.
кто такая тургеневская девушка определение
Тургеневская девушка – это прежде всего сильная натура, целеустремленна, не просто готовая, но жаждущая служить и жертвовать собой ради какой-либо высокой идеи. Собирательный образ женских персонажей И.С. Тургенева. Ролик для проекта Тургенев 200. В нашем новом выпуске смотрите, как писателю Ивану Тургеневу удалось создать в своих повестях и рома Смотрите видео онлайн «Почему «тургеневская девушка» — это особый типаж?» на канале «Минутная История» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 15.
Тургеневские девушки современной России:
- Тургеневская девушка | это... Что такое Тургеневская девушка?
- Тургеневские девушки современной России:
- Где проживает "Тургеневская девушка"?
- Кто такая "тургеневская девушка" 🚩 тургеневская девушка определение 🚩 Дети 🚩 Другое
- Исследовательская работа по литературе "Образ тургеневских девушек в современной литературе"
кто такая тургеневская девушка определение
Тургеневская девушка — это прежде всего сильная натура, целеустремленна, не просто готовая, но жаждущая служить и жертвовать собой ради какой-либо высокой идеи. Такие девушки в произведениях Тургенева ищут мужчину, который бы беззаветно служил высокой идее, чтобы полюбить его, пойти за ним без оглядки и всю жизнь помогать ему в служении этой идее. Вернее, сначала думают, что находят, а потом жестоко разочаровываются см. Все мужские Тургеневские образы нравственно, идейно гораздо слабее женских образов. Казалось бы, героем, достойным тургеневской девушки Елены Николаевны Стаховой роман «Накануне» , является Инсаров, спешащий сражаться за независимость и свободу своей родины. Но, во-первых, он — болгарин, а во-вторых, умирает от болезни, так и не совершив ничего великого или даже значительного, мало того — он даже не доехал до своей родины. Видимо, в российской действительности писатель не находит героев-мужчин, которые были бы под стать тургеневским девушкам. А может быть, он описывает себя, и в каждом из его героев есть что-то от И. Однако, вопрос в другом. Кем становятся тургеневские девушки? О судьбе Наташи из романа «Рудин» читатель может лишь догадываться известно только, что она выходит замуж и, говорят, счастлива.
Елена Николаевна Стахова из романа «Накануне» доходит в своем служении до конца: похоронив мужа, умершего по дороге в Болгарию, она продолжает путь и безвестно умирает, став сестрой милосердия. Письмо Елены Николаевны Инсаровой к своим родителям: «Милые мои родные, я навсегда прощаюсь с вами. Вы меня больше не увидите. Вчера скончался Дмитрий. Все кончено для меня. Сегодня я уезжаю с его телом в Зару. Я его схороню, и что со мной будет, не знаю! Но уже мне нет другой родины, кроме родины Д. Там готовится восстание, собираются на войну; я пойду в сестры милосердия; буду ходить за больными, ранеными.
В Рудине 1856 он соединяет в себе элементы классического сада — цветочный партер возле дома и романтический сад с прогулочными дорожками.
Наталья влюбляется в Дмитрия Рудина внезапно, спонтанно, пораженная его вдохновенными идеями, энергией его речи. Но вне усадебного топоса вряд ли это было возможным. Своеобразие движения любовного сюжета заключается в том, что в него включаются все культурные знаки усадьбы, все ее знаки. Роман главных героев развивается в пространстве сада. Сад и парк словно вбирают в себя поэзию влюбленности и окружающей красоты. Созданию атмосферы особой интимности и доверительности способствует сиреневая беседка, в которой Рудин объясняется в любви Наталье Ласунской. Развязка любовной истории героев происходит в заброшенном пустынном саду, около запущенного в течение тридцати лет Авдюхина пруда. Именно дикий сад помогает девушке разоблачить его фразерство. Это человек слова, но не дела, тип «лишнего человека». И еще важно, что даже это утреннее свидание было небезопасным, что становится ясным со слов служанки.
Как бы мамзель не проснулась…» С. Это замечание лишний раз свидетельствует о том, как трудно было устроить свободное общение девушки с молодым мужчиной; вне усадебного топоса оно было бы невозможным. Тургенев, приступая к произведениям с ярко выраженным любовным сюжетом во второй половине 1850-х годов, все свое внимание отдал пробуждающемуся сознанию девушки, не случайно его называют певцом первой любви. Тем более сложно говорить о сформировавшейся идеологии в юных созданиях, скорее поиск истины, нравственности, единственного возлюбленного в идеальных героинях Тургенева происходит спонтанно, не без влияния разнообразных движений природы, воздействующих на их чуткие души. Наталья, Лиза, Елена взрослеют и развиваются до сложившихся личностей у читателя на глазах, так как проходят через ряд испытаний — природой, музыкой или искусством , гражданскими идеями и, конечно, любовью. При этом любовь и «служение» взаимосвязаны в понимании героини. Поэтому только пространство романа, «усадебного» по своему типу, дает возможность для воссоздания и изображения «тургеневской девушки», идеальной в своей сущности, во всей ее полноте. В своем следующем романе Дворянское гнездо 1859 Тургенев изобразил три вида усадьбы. Прежде всего, это городская усадьба Марьи Дмитриевны Калитиной, приобретенная ее мужем. Дом ее не отличался каким-то особым архитектурным стилем, зато его окружал большой сад, «выходящий прямо в поле, за город» С.
Именно этот дом, романтический сад и вся духовная жизнь этого «дворянского гнезда» с его поэзией и музыкой, способствовали развитию возвышенной любви, возникшей между Фёдором Лаврецким и Лизой Калитиной. Две усадьбы Лаврецкого имеют к развитию сюжета опосредованное отношение. Дом Калитиных, как и домик Лаврецкого, становится продолжением сада благодаря открытым окнам и дверям. Модные романсы и дуэты, кантаты и сонаты, мазурки Шопена наполняют салон и создают звуковой фон событий. Обширное пространство сада, который с одной стороны выходит в луга и поля, заполнено разнообразными звуками. В Дворянском гнезде меняются взаимоотношения героя с окружающим пространством. Рудин, рационалист и красноречивый оратор, использовал и свидания в саду с юной девушкой как сцену для философского дискурса. Лаврецкий, натура интуитивная, необыкновенно восприимчивая к красоте и музыке, ничего не планирует и его поведение абсолютно искренне. Проза Тургенева никогда еще не была такой музыкальной, столь богатой звуковыми и ритмическими эффектами, к сожалению, почти непереводимыми. Сад в Дворянском гнезде полон музыки, и сам, в свою очередь, может рождать музыку как отражение жизни.
Это происходит с Леммом, который, вдохновившись зарождающейся на его глазах любовью молодых людей, также как и красотой сада в лунную ночь, смог написать свою гениальную музыку. Описывая сад, Тургенев дает чудесные вариации на тему русской природы, увиденной днем и ночью, наблюдаемой героем или воспринимаемой им бессознательно. Лиза Калитина была второй после Натальи Ласунской героиней, которая и позволила, по-видимому, дать впоследствии обобщающее определение «тургеневская девушка» созданным художником женским образам. Как верно подметил Д. Писарев, ее «женственность выражается в робости, в стремлении подчинить чужому авторитету свою мысль и волю, в нежелании и неумении пользоваться врожденною проницательностию и критическою способностию» [8]. Она, подобно пушкинской героине, не любя Паншина, поначалу готова выйти за него замуж и даже защищает его от нападок Лемма. Добрая и мягкая, «она по-прежнему считает покорность высшею добродетелью женщины; она молча покоряется, насильно закрывает себе глаза, чтобы не видать несовершенств окружающей ее сферы» [9]. Однако Лиза похожа на Татьяну только вначале, когда в ее душу не вошла любовь. И поэтому трудно принять концепцию Писарева о том, что она выбирает «ложный» путь, отказываясь от борьбы за свое счастье. Героиня Тургенева абсолютно естественна и органична в своем поведении, проявляя при этом не слабость, а, наоборот, силу духа и мужество.
Автор окружает свою любимую героиню романтическим пейзажем: каждая встреча Лаврецкого и Лизы происходит среди удивительно прекрасной, волшебной природы заметим в скобках, усадебной природы : «Звезды исчезали в каком-то светлом дыме; неполный месяц блестел твердым блеском; свет его разливался голубым потоком по небу и падал пятном дымчатого золота на проходившие близко тонкие тучки; свежесть воздуха вызывала легкую влажность на глаза, ласково охватывала все члены, лилась вольною струею в грудь. Таинственная магия летней ночи романтического сада становится тем проводником, который сближает, устанавливает невидимые связи между Лаврецким и Лизой: «Ночь, безмолвная, ласковая ночь, лежала на холмах и на долинах; издали, из ее благовонной глубины, бог знает откуда — с неба ли, с земли, — тянуло тихим и мягким теплом» С. Излишне говорить, что подобная встреча невозможна в городском топосе. Лиза не только глубоко религиозная, она наиболее музыкальная героиня Тургенева, одаренная недюжинным талантом. А музыка — самое суггестивное из всех видов искусства, — наилучшим образом раскрывает сущность ее интуитивной натуры. Религия сродни музыкальной стихии: она не поддается рациональному, логическому познанию и объяснению, а постигается бессознательно. В отличие от предшествующей героини Тургенева, Натальи Ласунской, Лиза раскрывается не в чтении, не в разговорах, а в способности слушать и слышать музыку повсюду: в окружающей природе, душе любимого человека, поэзии ночи. Сцена объяснения с Лаврецким происходят в ночном саду в атмосфере музыки Лемма, который проник в тайну любви и гениально ее выразил: «Сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась вдохновением, счастьем, красотою, она росла и таяла; она касалась всего, что есть на земле дорогого, тайного, святого; она дышала бессмертной грустью и уходила умирать в небеса» С. Но интуитивное поведение девушки глубоко нравственно. И вряд ли можно согласиться с Д.
Писаревым, когда он утверждает, что Лиза «не умеет анализировать и собственной личности» и «не достигает умственной самостоятельности» [10]. Ее решение отказаться от счастья с Лаврецким возникает сразу, как только она узнает, что его жена жива. Как бы ни была ей отвратительна Варвара Павловна, лживость и безнравственность которой она безошибочно чувствует, «святость» брака для нее нерушима. Бороться за свое счастье в условиях российской действительности 1840-х годов, когда добиться развода было почти невозможным, было бессмысленно. Если только представить подобный ход событий, судьба Лизы напомнила бы трагедию Анны Карениной. Однако для Лизы оставалась возможность замужества даже и с Паншиным , встречи с другим мужчиной, с другой любовью как выход из создавшегося нравственного тупика. Именно так и поступила Наталья Ласунская.
Поэтому путь этой «тургеневской девушки» приводит ее в монастырь. В Российской действительности не было «тургеневских девушек». Тургенев их выдумал. И они появились. И кем же они стали? Или могли бы стать? Если это были типичные «тургеневские девушки» то есть — не лизы калитины с их нравственными, религиозными идеалами и устремлениями , то они должны были стать революционерками. В русской литературе есть образ, который, на мой взгляд, очень точно характеризует вполне возможную будущность типичной «тургеневской девушки», которая увлечена социальными, а не религиозными идеалами. В повести М. Булгакова «Собачье сердце» 1925 год выведен образ некоей Вяземской как одного из членов домоуправления, вторгшихся в квартиру проф. Своим внешним видом Вяземская ничем не отличалась от своих спутников Швондера, Пеструхина и Шаровкина : «- Во-первых, мы не господа, - молвил, наконец, самый юный из четверых, персикового вида. Четверо вновь смолкли и открыли рты. На этот раз опомнился первый тот, с копной. Что мы можем сказать об этом персонаже — «персиковом юноше», оказавшимся женщиной? То, что эта девушка - слуга революции! Об этом свидетельствует и ее благородная фамилия Вяземская , и ее болезненная реакция на обращение к ним — «господа», и несколько ее реплик, говорящих о ее образовании и культуре речи. В финале встречи после телефонного звонка проф. Преображенского «куда следует» происходит также характерный для «тургеневской девушки»! Глаза женщины загорелись. Только я, как заведующий культотделом дома...
Во-вторых, в романах Тургенева легко просматриваются острые проблемы, которые до сих пор с нами: как обустроить Россию, имеет ли смысл оппозиционная деятельность, надо ли просвещать народ, как преодолевать поколенческие разломы. Наконец, в-третьих, тургеневские романы очень хорошо написаны: стиль прозрачен и изящен, мысль остроумна и точна, так что оторваться трудно» [7]. Что означает «тургеневская девушка» в современном понимании? Вдовин так ответил мне на этот вопрос: «Тургеневские девушки — это скорее ярлык и шаблон, который поздняя критика и советское литературоведение изобрели для упрощенного описания всех романов Тургенева. Но в этом шаблоне есть доля правды: исследования поэтики романов Тургенева показало, что писатель тяготеет к определенному психотипу женской героини — сильной, поэтичной, естественной натуры, возросшей на национальной почве и наделенной огромными задатками. Девушки Тургенева, как правило, страстно влюбляются, но их любви часто не суждено быть счастливой. Хрустальный стержень Культуролог Князева, которая ведет семинары на факультете журналистики МГУ «моя профессиональная среда обитания — девушки от 18-ти до 23 лет» , так описывает современных девушек. По ее наблюдениям, почти всех сегодня можно назвать «тургеневскими девушками». Свои убеждения, свою жизненную философию эти девушки уже сформировали и готовы отстаивать, удивляя своих матерей и преподавателей: «У каждой из них будто хрустальный стержень внутри. Конечно, из-за резкого поколенческого разрыва у них часто бывают конфликты со старшим поколением. Поэтому я часто выступаю в роли конфидента, помогающего им донести свою позицию до родителей, которым кажется, что такая высокая идеализация едва ли совместима с реальностью, с бытовой стороной жизни». Князева подчеркивает, что девушки неплохо справляются с решением практических вопросов своей жизни. Они образованны, владеют несколькими иностранными языками, а препятствия в виде географических границ их не останавливают: сайты фондов, чаты, социальные сети, форумы всего мира помогают им найти, кто, где и когда открывает набор на стипендии, объявляет open call, принимает заявки на гранты. Князева продолжает: «Они ждут настоящей любви, ищут глубоких знаний и выше всего ставят собственную самореализацию. Уйти из семьи, уехать из страны, поменять вуз или сферу интересов не составляет для них серьезного труда». Здесь к месту вспомнить Тургенева: «Родительская власть никогда не тяготела над Еленой, а с шестнадцатилетнего возраста она стала почти совсем независима; она зажила собственною своею жизнию, но жизнию одинокою. Ее душа и разгоралась, и погасала одиноко, она билась, как птица в клетке, а клетки не было: никто не стеснял ее, никто не удерживал, а она рвалась и томилась. Она иногда самой себя не понимала, даже боялась самой себя. Все, что окружало ее, казалось ей не то бессмысленным, не то непонятным. Недавно социологи Шанталь Курильски-Ожвэн и Ольга Здравомыслова, много лет занимающиеся сравнительными исследованиями представлений о праве, опубликовали результаты интервьюирования московских и парижских старшеклассниц [8]. Речь шла о восприятии ими своей принадлежности к социальным общностям — семье, группам сверстников и друзей, обществу и государству, — а также о представлениях девушек о свободе, правах, ответственности. Исследование показало, что парижанки и москвички во многом схожи. Однако первые гораздо критичнее в отношении семьи и государства, более свободно и развернуто рассуждают о равенстве и правах, об ответственности власти перед гражданами и гражданской солидарности. У московских старшеклассниц явно меньше опыта рассуждений на подобные темы, однако и для них имеют высокую значимость такие ценности, как свобода выбора, независимость, равенство, уважение прав и достоинства личности. В юных москвичках с гаджетами, читающих Тургенева, можно заметить черты сходства с его героинями и одновременно то, что сближает их со сверстницами из Франции и других стран современного мира: они независимы, активны, имеют собственное мнение, которое готовы открыто высказывать. Они все более «видимы» в нашем обществе, не боятся изменений, хотят в них участвовать и, кажется, обладают достаточным потенциалом сил, чтобы не изменить своим юношеским идеалам. Отец Елены Стаховой в романе «Накануне» рассуждал: «Не находите ли вы, что пора ей наконец ступить твердою стопою на стезю… выйти замуж, я хочу сказать.